Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

18 век средневековье. Средневековье

Обозначение периода всемирной истории, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. Понятие Средних веков (латинское medium aevum, буквально - средний век) появилось в 15-16 веках у итальянских историков-гуманистов, считавших предшествующий Возрождению период истории «темными веками» европейской культуры. Итальянский гуманист 15 века Флавио Бьондо дал первое систематическое изложение истории Средних веков в Западной Европе как особого периода истории, в исторической науке термин «Средние века» утвердился после того, как профессор университета в Галле X. Келлер назвал одну из трех книг своего учебника «Историей Средних веков» (Ch. Cellarius, Historia medii aevi, a tempori bus Constantini Magni ad Constantinopolim a Turcas captain deducta..., Jenae, 1698). Келлер разделил всемирную историю на античность, средневековье, новое время; считал, что средневековье длилось со времени разделения Римской империи на Восточную и Западную (395) и падения Константинополя (1453). В 18 веке возникла специальная отрасль исторической науки, изучающая историю Средних веков - медиевистика.

Понятие Средних веков

В науке Средние века датируются концом 5 века - второй половиной 15 века Условной датой начала средних веков считается крушение Западной Римской империи в 476 году, а дату окончания Средних веков связывают с падением Константинополя в 1453 году, с открытием Америки Х. Колумбом в 1492 году, Реформацией 16 века. Сторонники теории «долгого средневековья», основываясь на данных об изменениях в жизни простого народа, связывают окончание Средних веков с Великой французской революцией. Марксистская историография, сохранила традиционное трехчленное деление истории на древнюю, средневековую, новую - так называемая «гуманистическая трихотомия». Она рассматривала Средние века как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма. В рамках теории смены общественно-экономических формаций марксисты связывали окончание Средних веков с временем Английской революции середины 17 века, после которой в Европе начал активно развиваться капитализм. Термин «Средние века», возникший применительно к истории стран Западной Европы, употребляется и по отношению к другим регионам мира, особенно к истории тех стран, у которых существовал феодальный строй. При этом временные рамки средневековья могут отличаться. Например, начало Средних веков в Китае принято датировать 3 веком н.э., на Ближнем и Среднем Востоке - с распространения ислама (6-7 века). В истории России выделяется период Древней Руси - до монголо-татарского нашествия. Следовательно, начало Средних веков на Руси относится к 13-14 векам. Окончание средневекового периода в России связано с петровскими реформами. Разногласия в хронологии и невозможность применения однозначного применения термина «средневековье» ко всем регионам мира подтверждает его условный характер. В этом плане разумным представляется рассмотрение средневековья одновременно, как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свои хронологические рамки.
В узком смысле слова термин «средневековье» применяется только по отношению к истории Западной Европы и подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической, политической жизни: феодальная система землепользования, система вассалитета , доминирование церкви в религиозной жизни, политическая власть церкви (инквизиция, церковные суды, епископы-феодалы), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры - готики. Европейское средневековье условно делится на три периода: раннее средневековье (конец 5 - середина 11 веков), высокое, или классическое, средневековье (середина 11 - конец 14 веков), позднее средневековье (15-16 века).

Объяснение термина «средние века»

Первыми применять термин стали итальянские лингвисты и литераторы XV века. Флавио Бьондо в 1453 году предложил термин «средние века» вместо понятия «тёмные века», введённого Петраркой. Так стали называть период истории, отделяющий их время от античности. Вслед за ними историки стали использовать понятие «средние века» для обозначения временной эпохи, занимающей промежуток от падения Западной Римской империи до современного им периода Возрождения.

Определение 1

Термин применяют в узком и широком смыслах. В широком смысле, средние века – это хронологический период без указания на характерные черты, присущие средним векам, или историческая эпоха с наличием признаков европейского феодализма. В узком смысле, средние века – это западноевропейское средневековье, характеризующееся системой феодального землевладения, вассальными отношениями, могуществом Церкви и т.д.

Если началом средних веков историки однозначно считают падение Западной Римской империи в 476 году, то конец средневековья точно не определён. Предлагают такие варианты:

  • 1453 год – падение Константинополя;
  • 1492 год – открытие Америки;
  • 1717 год – начало Реформации;
  • 1640 год – начало Английской революции;
  • 1789 год – начало Великой Французской революции.

В последнее время российские учёные остановились на втором варианте, связанном с Великими географическими открытиями.

Периодизация средних веков

Учёные выделяют в средних веках три основных периода:

  1. Раннее Средневековье охватывает конец V- середину XI веков;
  2. Классическое (или Высокое) Средневековье длилось с середины XI до конца XIV века;
  3. Позднее Средневековье (его ещё называют Ранним Новым временем) – XIV- XVI века.

Общая характеристика Средневековья

Средние века занимают в истории человечества значимый отрывок времени. В Европе средние века охватывают двенадцать веков, в Азии они длились ещё дольше. Некоторые страны до сих пор сохранились черты этого исторического периода.

Основой характеристики Средних веков является зарождение феодализма, установление его господства и последующее его разложение. Некоторые народы перешли к феодализму после появления классовых различий, избежав формирования рабовладельческого устройства. Другие народы вошли в средневековье после крушения рабовладельческого строя, ставшего тормозом развития общества и государства. Но основа от пути вступления в средние века не изменялась. Главная черта средних веков присутствовала во всех странах: земля превращается в монопольную собственность землевладельцев-феодалов, которые эксплуатируют поставленных в зависимость от них крестьян.

Феодализм был прогрессивным явлением по сравнению с предыдущими ступенями развития человечества. Крестьянин, наделённый землёй, старался увеличить производительность труда. Эта заинтересованность увеличивалась с уменьшением его зависимости (личной и поземельной) и совершенствования феодальных отношений.

На этапе феодализма появляются мануфактуры, положившие начало зарождения классов нового буржуазного общества. Достигает своего расцвета торговля в городах. Города формируют отличную от латифундий культуру, основанную на идеалах свободы («воздух города делает человека свободным»). Прогресс товарно-денежных отношений заставляет аграриев приспосабливаться к требованиям рынка. Феодалы переводят крестьян с натуральных повинностей на денежный налог.

Замечание 1

Средние века стали временем формирования народностей путём слияния племён. Народности перерастали в нации. Варварские королевства переживали преобразования в централизованные государства, основанные на объединение нации или союза наций.

Культура средних веков шагнула от полученных в наследство от античности преданий до формирования научных представлений о мире.

ВВЕДЕНИЕ

история средневековый византия российский

История средних веков - самобытная, неповторимая эпоха, которая охватывает очень длительный период истории человечества и представляет собой закономерный этап в его развитии. От современности средние века отделены многими столетиями, и, казалось бы, их изучение представляет лишь академический интерес. На самом деле многие явления и отношения современности, неожиданные повороты в судьбе народов и государств уходят своими корнями в далекое прошлое.

В средние века на территории Европы образовалось большинство современных народностей и государств, зародилась их национальная культура, характер, язык. К этому же периоду относится начало процесса формирования наций, завершившегося уже в новое время.

Социально-экономический строй средневекового общества определил и характер его политической надстройки. Религия освящала светскую феодальную систему, оберегала государство, а догматы церкви были одновременно и политическими аксиомами, что в принципе предполагало прогрессивное воздействие на жизнь. Современные политические системы, таким образом, имеют давние традиции. Особенно это касается парламентов. Сословно-представительные собрания средневековья, первые наивные парламентские учреждения, появившиеся в XIII - XIV вв., стали их прообразами.

Таким образом, история средневекового общества никак не может быть объектом только академического изучения. Исследование этой эпохи дает возможность правильно оценить многие процессы, происходящие в современном мире. Поэтому интерес к средним векам не затухает. Об этом свидетельствует то, что по поводу многих проблем средневековья и сейчас идут оживленные дискуссии. Они касаются типологии зарождения и развития феодализма, роли рабовладения в средние века, возникновения городов, их места и роли в обществе, характера общины и вотчины, периодизации средневековья, границ культуры классического периода и эпохи Возрождения.


.Понятие «средние века»


Термин «средние века» был впервые введен в оборот итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения длительного периода варварства, наступившего вслед за разрушением античной цивилизации. Римский историк Флавио Биондо в своем труде «История от падения Рима» называет «средними» столетия между античностью и т.н. «новым» временем, в котором жил сам историк (1388 - 1464 гг.). В это понятие ранние итальянские гуманисты вкладывали свое содержание: речь шла прежде всего о падении культуры, деградации латинского языка, превращении его в т.н. кухонную (низкую, испорченную) латынь (infima latinitas).

В конце XVII в. термин «средние века» был впервые применен для общей периодизации истории. Профессор философии и географии в Галле Кристоф Кеплер (Целлариус, 1634 - 1707 гг.) разделил всю историю человечества на три периода - античную, среднюю и новую. Во втором томе своей «Истории» Целларий четко обозначил хронологические рамки средневековья - от правления римского императора Константина Великого (306 - 337 гг.) до завоевания г. Константинополя турками (1453 г.). Историки и философы XVIII в., находившиеся под влиянием просветительских идей, дали понятию иное толкование. Стремящаяся к власти буржуазия тенденциозно оценивала средние века, считая их временем, когда в Европе господствовали дикость, варварство, суеверия, ограничение умственной свободы.

В российской исторической науке представления о средних веках складывались под сильнейшим влиянием марксистской идеологии. В основу этой идеологии положено учение об общественно-экономических формациях, которые последовательно сменяют друг друга. Следуя этому принципу, историки рассматривают древность как период господства первобытнообщинного и рабовладельческого строя, средние века - как феодальное общество, а в новое время, с упадком феодально-крепостнических отношений, наступает эпоха капитализма. Таким образом, средневековье - это длительный период, ряд событий и явлений, относящихся непосредственно к зарождению, формированию, развитию и гибели феодализма.


Периодизация истории Средних веков в Западной Европе


Исторический период Средних веков, или феодализма - один из самых продолжительных периодов в истории Европы, он длился 11-12 столетий. Феодализм многих европейских народов начался с разложения родоплеменных отношений. Другие народы вступили на путь феодализма, пройдя через рабовладельческий уклад. Переход к феодализму связан с появлением мелких, средних и крупных землевладельцев, монопольной собственностью которых становится земля. Земля как объект собственности явилась основным условием существования феодализма. Переход к феодализму и становление нового вида собстенности - земли, связан с подчинением крестьян землевладельцам. В своем развитии феодализм проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется новыми явлениями в экономике, политике, государственности, культуре и духовно-религиозной жизни.

Начало западно-европейского средневековья связано с крушением Западной Римской империи. Верхнюю хронологическую границу историки определяют от XV до XVII в.

История феодализма делится на три больших периода: 1) Раннее средневековье - время формирования феодального способа производства, V-XI вв.

) Классическое, или развитое средневековье - период развитого феодализма, конец XI-XV вв.

3) Позднее средневековье - период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI - середина XVII вв.

Формируются два класса - феодалы-землевладельцы и зависимые от них крестьяне.

Экономика раннего феодализма многоукладна. В ней еще сохраняются элементы рабовладельческого, первобытно-общинного уклада. Наряду с этим формируется принципиально новая феодальная экономическая система. Города в это время сохранялись как центры торговли в ареале Средиземноморья. В период раннего феодализма происходит образование варварских королевств в результате переселения народов, обосновавшихся на западноевропейской территории. С образованием первых варварских королевств появляется первая форма феодального государства - раннефеодальная монархия. Социально-экономические условия этого периода определяли характер раннефеодального государства.

В культурной жизни наблюдается упадок, связанный с гибелью Западной Римской империи и распространением язычества. Через определенное стабилизационное время, когда оформятся варварские королевские государства, начнется подъем культуры, культуры новой, оформившейся в результате синтеза двух культур: античной и варварской («Каролингское Возрождение» в IX в. и «Оттоновское Возрождение» в X в.). В раннее средневековье утверждается христианство как государственная религия. Высшей санкцией всей жизни Западной Европы становится католицизм. Второй период характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне в период развитого феодализма попадают в личную и поземельную зависимость от феодалов-землевладельцев.

Это иерархическое соподчинение, которое возникает в период развитого феодализма, приводит к распаду раннефеодальной территориальной организации государственной власти и господству феодальной раздробленности. Развитие феодальной экономики, подъем городов и рост товарно-денежных отношений изменили формы феодальной эксплуатации: ослабевает крепостная зависимость крестьян, появляются свободные крестьяне. Изменяется сущность города. Город все больше занимает свое, особое место в феодальном мире. Он становится центром не только торговли, но и ремесла. Появляется свободное городское население. Начинается расцвет городов, городской культуры. Город становится колыбелью Возрождения. Создаются предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации.

С формированием единых государств появляется новая форма феодальной монархии - сословно-представительная. В сословно-представительных монархиях появляются свои представительные органы. Коренным образом изменяется все феодальное общество. Третий период средневековья характеризуется крайним обострением всех феодальных противоречий. Завершается централизация феодальных государств и переходу к новому типу феодальной монархии - абсолютизму. Классической страной абсолютизма в Западной Европе становится Франция. Производительные силы в этот период перерастают рамки феодальных производственных отношений и традиционных форм собственности. В недрах феодального общества зарождаются капиталистические отношения. В Нидерландах и Англии происходят первые раннебуржуазные революции. В духовно-религиозной жизни Западной Европы начинается Реформация и Контрреформация. В области культуры наступает период трагического гуманизма. Средневековье приближается к своему концу и оказывается на пороге Нового времени.


3. Периодизация истории Средних веков в Византии


Начало истории Византии относится к IV в., когда император Константин I Великий переносит свою столицу из Рима в небольшой город Византий на Босфоре. История Византии делится на три периода. Первый, или ранний период (IV-VII вв.) характеризуется сохранением многочисленных позднеантичных институтов во всех областях жизни Византийской империи. В этом периоде историки Византии выделяют VI век. Именно в этот век полностью исчезают позднеантичные формы жизни, начинается история средневековой феодальной Византии. В аграрной области формируются патронатные отношения. Византийские города, в отличие от Западной Европы, не знали упадка. В городах империи сохранялись сильные позднеантичные институты. Христианство было официальной государственной религией, обязательной для всех полноправных подданных империи.

Второй период, средний, охватывает вторую половину VII - XII вв. Этот период характеризуется распадом на три этапа с временными рубежами в IX и в конце XI вв.

Средний период в общественно-экономической структуре Византии характеризуется расцветом, взлетом византийской государственности, могуществом империи. В области духовно-религиозной наступает определенный кризис, связанный с иконоборчеством. Византийская культура этого времени вступает в пору своего блистательного расцвета: «Македонское Возрождение» (IX в.), «Комниновское Возрождение» (XII в.).

Третий, или поздний период: XIII - середина XV вв. Его начало характеризуется затяжным кризисом Византии, который наступает с IV Крестовым походом, с образованием Латинской империи.

В этот период оформляется поздний византийский феодализм с его спецификой. Происходит серьезный упадок в аграрной сфере, упадок городов. В Византии начинаются восстания, и самым грозным и опасным для ее государственности было восстание зилотов. В поздний период развертывается серьезная идейно-богословская борьба в империи: начинаются дискуссии между паламитами и их оппонентами. При общем упадке всех областей жизни в области культуры наступает последний ее блистательный взлет - «Палеологовское Возрождение» (XV в.), как лебединая песня культуры Византии. И, наконец, взятие Константинополя турками-сельджуками, падение, гибель, разрушение одной из крупнейших империй - Византийской империи в 1453 г. Перестает существовать огромная империя, оплот православного мира, и миссия Византии в духовно-религиозной области переходит к России.


4. Периодизация истории Средних веков в российском государстве


В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных языков, сформировались православно-христианские общественные идеалы и базовые ценности, сложилась богатейшая культура. Об этом периоде существует огромная историография. Среди вопросов, традиционно вызывающих дискуссии историков, следует назвать такие, как: происхождение термина «Русь », роль экзогенных факторов на ранних этапах становления древнерусской государственности, генезис феодализма у восточных славян и роль геополитического фактора, повлиявшего на специфику русской истории и культуры, концепцию Предвозрождения в русской культуре конца XIV-XV в. и др.

В истории средневековой Руси прослеживаются три периода: I - древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.; II - вторая половина XIII-XV в.; III - начало XVI-XVII в.

В рамках Древнерусского государства происходил генезис феодализма, специфика которого отразилась на формировании его основы - феодальной земельной собственности, социально-классовой структуре. Особенно значимым фактором развития явилось принятие в конце Х в. христианства, превратившегося в форму господствовавшей в средневековом обществе идеологии, определявшей психологию и социальное поведение людей того времени.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры, которая обрела совершенно новые черты. Наиболее значительным после принятия христианства стало византийское влияние, однако и оно вскоре было переосмыслено и переработано на основе самобытной культуры, истоки которой восходят к глубокой древности.

Историю русских земель II периода можно разделить на три этапа. Первый охватывает 40-е годы XIII - начало XIV в. и характеризуется глубоким демографическим кризисом, замедлением социально-экономического развития, что явилось следствием монголо-татарского нашествия 30-х годов XIII в. Второй этап приходится на XIV столетие. В это время кризис постепенно преодолевается, ускоряется развитие феодальных отношений, складываются политические центры, борющиеся за ведущее положение в регионе, делаются первые попытки освобождения от иноземного ига. Третий этап - XV в.- характеризуется сравнительно быстрыми темпами роста производительных сил, вовлечением в процесс развития феодализма земель с финно-угорским населением за счет внутренней колонизации в Северо-Восточной Руси. Укрепляются города. К концу XV в. образовалось государство типа сословной монархии - Московское государство, добившееся полного освобождения от монголо-татарской зависимости. Начиная с XV в. постепенно складывались предпосылки формирования новых народностей, выделения их языков, особенностей материальной и духовной культуры. В пределах Русского государства началось воссоединение бывших земель Киевской Руси .

Русская культура за два с половиной века прошла путь от страшного разорения, приостановившего ее развитие, через упорное возрождение, приведшее к высочайшим достижениям конца XIV-XV вв. Многообразная по своим местным особенностям, она все более складывалась как единое целое.

В III период в условиях Московского государства в основных чертах сформировался феномен России. Тогда же родилось и закрепилось название страны.

Медленной поступью уходила в прошлое средневековая Русь. В XVII в. процесс генезиса капиталистических отношений был уже необратимым. Претерпело существенные изменения государственное устройство России - из сословно-представительной монархии она превращалась в абсолютистскую монархию. Наступил кризис религиозной идеологии и церковной организации. Общество стало более открытым. В течение середины второй половины XVI-первой трети XVII в. произошел поворот от культуры Древней Руси к культуре России Нового времени. Это было начало нового периода русской истории - подготовки страны к эпохе реформ Петра I.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, средние века в Западной Европе - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.

В средние века человечество сделало крупный шаг вперёд по сравнению с древностью в развитии хозяйства, культуры и морали.


Список использованной литературы


1.История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл. Хачатурян В.М. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 1999. - 512с.

Карева В.В. История Средних веков Приводится по изданию: Карева В.В. История Средних веков. М.: ПСТБИ, 1999

История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т.- М., 1992.- Т. 2. Средневековая Европа / Ред. З.В. Удальцова. Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Фёдоров В. А. История СССР с древнейших времён до 1861 г. - М. Наука, 1989

Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко, А.М. Власова, О.В. Дружба, А.Ю. Новиков, В.А. Рамих, В.А. Ушкалов История и культурология издание второе, переработанное и дополненное. Учебное пособие для студентов вузов.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

И который условно делится на три основных периода:
1. Раннее Средневековье (конец V - середина XI веков);
2. Высокое или классическое Средневековье (середина XI - конец XIV веков);
3. Позднее Средневековье или раннее Новое время (XIV-XVI века).
Традиционно историки считают началом Средневековья 476 год, дату свержения с престола последнего римского императора, Ромулуса Августула, предводителем варваров.

Почти невозможно систематизировать в рамках европейского Средневековья, например, историю государств Африки, Азии, доколумбовой Америки. Расхождения в хронологии эпохи и нереальность применения термина Средневековье ко всем государствам мира свидетельствует о его условном характере.

К тому же у историков нет одного мнения относительно конца Средних веков. Например, различные историки считали концом Средних веков такие события, как:
падение Константинополя (1453 г.),
изобретение книгопечатания (середина XV века),
открытие Америки (1492 г.),
начало Реформации (1517 г.),
Битва при Павии (1525 г.),
начало Английской революции (1640 г.),
конец Тридцатилетней войны Алой и Белой Розы,
Вестфальский мир,
рубеж 1670 - 1680-х годов,
рубеж 1680 - 1690-х годов и некоторые другие периоды.


Приверженцы так называемого Долгого Средневековья, основываясь на данных о развитии не правящей элиты, а простого народа, считают окончанием Средневековья, повлекшим за собой изменения во всех слоях европейского общества, Великую французскую революцию.
Из хаоса, возникшего после падения Западной Империи и Феодального строя, неожиданно появляется, а позже и быстро развивается новая общественная и правительственная система, которая положила начало национальному объединению.
Великие короли Средневековья (Филипп-Август, Святой Людовик, Филипп Красивый, Карл V) закладывают основы современного государства (эффективный контроль над территорией, управление государством, налоговая система, правовая система и основные конституционные законы).

Средневековье вызывает в памяти людей рыцарей, кавалеров, состязания, ну и конечно же укрепленные феодальные замки. Это также период великих нашествий сарацинов и нормандцев и начало бесконечных войн между европейскими странами (в особенности обе Столетние войны).
Ну и, конечно же, это кровопролитная эпоха крестовых походов, которые наложили отпечаток на наши современные отношения с Ближним Востоком.

Читайте в этом разделе:


Бачвези: таинственный светлокожий народ Африки

Как гласят легенды чернокожих жителей верховьев Нила, бачвези - загадочные светлокожие люди - прибыли на территорию Уганды с севера, затем возвели каменные города и поселки, проложили каналы для орошения, вырубили в некоторых местах в скальных породах траншеи и отверстия, похожие на шахты, глубиной до 70 метров...

Тайна исчезновения Эдуарда V

Почти 30 лет жители Британских островов страдали от бесконечной и жестокой вражды между династиями Йорков, одной из эмблем которых была белая роза, и Ланкастеров, чьим символом была алая роза.
Позже эту борьбу за английскую корону назвали войной Алой и Белой розы...

Сожженные, повешенные, утопленные...
С XV века более пятидесяти тысяч женщин и мужчин были казнены как ведьмы и колдуны.
Как это произошло?
Новые исследования перечеркивают многие привычные стереотипы...

Здесь слышится гудение люминесцентных ламп, их мертвенный блеск придает помещению медико-криминалистический дух.
И повсюду мертвецы - развешанные на стенах, подпертые на скамейках, лежащие в ветхих гробах - всего около двух тысяч.
На них нарядные одежды, многие в военных мундирах и церковных облачениях...

Китайская империя, на всем протяжении своей многовековой истории, особо не проявляла интерес к дальним странам и путешествиям.
Однако в XV веке китайский флот семь раз подряд отправлялся в дальние экспедиции и все семь раз его возглавлял великий китайский адмирал Чжэн Хэ...
Деятельный адмирал Чжэн Хэ так и остался для Китая единственным великим мореплавателем, символом неожиданной открытости Поднебесной миру...

Крестовые походы - серия военных походов из Западной Европы, направленных против мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений.
Время Крестовых походов, в собственном смысле этого слова, заключает в себе XII и XIII столетия, точнее 1096–1291 гг.
Целью первых крестовых походов было освобождение Святой земли, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков.

Доктор Фауст - кто он?

Несмотря на то, что имя Фауста обросло огромным количеством легенд и мифов, как устных, так и литературных, такой человек существовал в реальной жизни.
Был ли Фауст могущественным колдуном, продавшим душу дьяволу, или просто шарлатаном?

Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация - переход к Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 - начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-м этапе государство и представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками - населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории - поместья, а в идеологическом - у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа - Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки - нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину "феод" - пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:


Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, - все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода