Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Вит сицилийский. Вит Римский Святой витт молитва от болезни

100 молитв на быструю помощь. Самые сильные молитвы на исцеление Берестова Наталия

Мученику Виту Римскому

Мученику Виту Римскому

Святому Виту молятся об исцелении больных эпилепсией.

Святой Вит жил в III–IV вв. и происходил из семьи знатного язычника. С юных лет Вит исповедовал христианскую веру и проводил дни в молитве Господу, за что был награжден даром целительства и изгнания бесов. Во времена правления гонителя христиан императора Диоклетиана святого отрока пытками и искушениями пытались отвратить от истинной веры, однако он противостоял им силой молитвы.

Из книги Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах автора Безрогов В Г

ЛЕКЦИИ ОДОФЕРДА120 ПО РИМСКОМУ ПРАВУ (нач. XIII в.) С вашего разрешения начинаю старые Дигесты121 на восьмой день после праздника св. Михаила122 и по воле провидения полностью закончу их… к середине августа или около того времени. «Кодекс» я всегда буду начинать через две

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как боги выразили свое расположение к мудрому римскому царю Нуме Помпилию? Нума Помпилий – второй римский царь, сменивший на троне Ромула, сабин по происхождению. Римляне избрали его своим царем потому, что он славился высокими нравственными достоинствами и превыше

Из книги Правила Святой Православной Церкви с толкованиями автора Милош Епископ Никодим

Послание Африканского собора к Келестину, папе римскому. Возлюбленному владыке и честнейшему брату Келестину: Аврилий, Палатин, Антонин, Тут, Сервусдей, Терентий и прочие, обретшиеся на общем карфагенском соборе.Как твоя святыня изявила вашу радость о прибытии Апиария,

Из книги Каноны Православной Церкви автора Граббе Епископ Григорий

Послание Патриарха Тарасия Константинопольского к Папе Римскому Адриану. Святой Тарасий, происходя из знатного рода, занимал высокую гражданскую должность. Будучи избран Патриархом Константинопольским в 784 г., он убедил Императрицу Ирину и Константина Порфиродного

Из книги Сочинения автора Константинопольский Никифор

Послание Патриарха Тарасия Константинопольского к Папе Адриану Римскому Св. Тарасий, происходя из знатного рода, занимал высокую гражданскую должность. Будучи избран Патриархом Константинопольским в 784 г., он убедил Императрицу Ирину и Константина Порфиродного

Из книги Сочинения автора Александрийский Кирилл

Послание ко Льву III, папе римскому Всесвятейшему и блаженнейшему брату и сослужителю господину Льву, папе старого Рима, Никифор, Божиею милостью епископ Константинопольский, радоваться.Поистине велик и досточуден и всякой похвалы достоин верный тот и благоразумный раб,

Из книги Творения автора Александрийский Кирилл

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II автора Автор неизвестен

Послание в Келестину, епископу Римскому Преподобнейшему и боголюбезнейшему отцу Келестину Кирилл желает о Господе всякого блага.Если бы мне можно было молчать и не писать к твоему благочестию о всех настоящих смутах, если бы можно было избегнуть жалоб и избавиться от

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I автора Автор неизвестен

Послание Сергия, архиепископа Константинопольского, к Гонорию, папе Римскому (фрагмент) <…> Назад тому несколько времени, святейший патриарх великого города Александрии Кир, общий наш брат и сослужитель, побуждаемый содействием и благодатью Бога, хотящего всем

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Послание Павла, патриарха Константинопольского, к Феодору, папе Римскому (фрагмент) <…> Мы проповедуем и чудеса одного и того же Бога–Слова воплощенного, признаем и страдания, которые Он добровольно претерпел за нас плотию. Поэтому и говорится, что Бог страдал и Сын

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

Св. Никифору патриарх Константинопольский. Послание ко Льву III, папе Римскому (фрагменты) Всесвятейшему и блаженнейшему брату и сослужителю господину Льву, папе старейшего Рима, Никифор, Божиею милостью епископ Константинопольский, - радоваться.Поистине велик и

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Самые сильные молитвы на исцеление автора Берестова Наталия

Письмо Маркелла, епископа Анкирского, к папе Римскому Юлию Блаженнейшему сослужителю Юлию Маркелл во Христе желает здравия. Поскольку некоторые из осужденных прежде за неправую веру, которых я обличил на соборе Никейском, осмелились написать твоему богочестию против

Из книги автора

Несторий. Послание к Целестину, папе Римскому С братским доверием друг к другу мы должны побеседовать между собою, чтобы нам, при единодушном согласии, успешнее противоборствовать врагу мира - диаволу. Что хочу сказать, начиная так свою беседу? То, что некоторые

Из книги автора

Мученику Тропарь, гл. 4Мученик Твой, Господи (имя), во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости: того молитвами спаси души наша.Кондак, гл. 6 Звезда светлая явился еси,

Из книги автора

Мученику Тропарь, глас 4Мученик Твой, Господи, (имя), во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.(Перевод: Мученик Твой, Господи, (имя) подвигом

Из книги автора

Мученику Александру Римскому Святому Александру Римскому молятся об избавлении от любых болезней. День памяти 13/26 мая Святой Александр жил в Риме в начале IV в. и был военным. С детства святой исповедовал веру в Христа и в возрасте 18 лет предстал перед судом императора

Одно из самых посещаемых туристических мест в Праге. Естественно, уже выложены тысячи прекрасных фотографий. Но мне хочется узнать об этом Соборе побольше и поподробнее. Поэтому, если есть желание - приглашаю

Вообще-то в Собор Святого Вита вход абсолютно свободный. Даже нет запрета на фотографии. Но осмотреть можно только небольшую его часть, - у входа. Билет у нас есть, поэтому мы можем пройти в глубь Собора. Не будем спешить - давайте все-таки немного истории. Кто такой Святой Вит? Мне это имя было абсолютно не известно. Хотя "болезнь Святого Вита" была на слуху. Но почему ему посвящен самый роскошный Собор в Праге?

Сведений о Святом Вите немного. Поминается он вместе со своим воспитателем Модестом и няней Крискентией 15 июня. Зародился культ Святого Вита еще в 5 веке в Сицилии и лишь в 8-9 веке добрался до Центральной Европы.
Отрок Вит (ему было от 7 до 12 лет) жил в Сицилии во времена императора Диоклитиана в богатой и знатной семье. Его отец "придерживался еллинского нечестия", а "отроку была дарована от Бога сила творить чудеса". Он изгонял бесов и исцелял больных. Когда же император приказал отроку молиться языческим богам,он отказался. За что и был брошен в клетку ко львам, которые его не тронули. Затем беднягу бросили в котел с кипящим маслом. Но и это было бесполезно. "Тогда император приказал повесить на мучилищном дереве святых мучеников Вита и Модеста, вместе с ними также и святую Крискентию, воспитательницу Витову, которая, придя к тому месту, исповедала себя христианкой, царя же обличила за его нечестие и мучение святых; потом мучитель приказал строгать обнаженные тела святых железными орудиями. При этом святой Вит сказал царю: «Ты показываешь силу твою немощной и достойной смеха, когда мучаешь женщину».

Теперь насчет пляски Святого Вита. Еще с 16 века в Германии и в Италии плясали перед статуями Святого Вита для того, чтобы весь последующий год быть здоровыми. По некоторым источникам эти пляски в Италии затем стали называть тарантеллой, так как они,якобы, избавляли от последствий укуса тарантула. А потом почему-то заболевание нервной системы - хорею, при которой происходят подергивания всего тела,тоже стали называть болезнью Святого Вита.
Вот такой оказался интересный Святой со многими неизвестными. Какое отношение имел Святой Вит к королю Карлу Четвертому, который начал строительство этого собора в 1344 году, я так точно и не выяснила. Хотя вычитала в Википедии, что Вацлав (впоследствии - Святой Вацлав, покровитель Чехии), который в 905 году на этом месте построил небольшую капеллу, имел священную реликвию - руку Святого Вита.
Во время правления короля Карла Четвертого Прага пережила невиданный расцвет.
Но,очевидно,всевозможные новшества и украшения города, в том числе и строительство Карлова Моста, не дали возможность королю завершить строительство Собора.
Собор был освящен лишь спустя 6 веков - в 1929 году! Вот такой получился долгострой. Хотя глядя на Собор никогда не скажешь, что он построен в прошлом веке.
Сфотографировать Собор целиком удалось только со стороны Хоров, т.е. сзади. Но здесь видно,какой он огромный. Длина Собора -124 метра.

Подходим к центральному входу. Собор Святого Вита строился для коронации королей и для их почивания в Вечности.
Видите центральную розетку? Она всегда помещается над входом.
Справа - небольшие башенки.

На одной из этих башенок - Петушок. Иногда Святого Вита изображают с петухом.
Это не моя фотография - это известный фотограф Фил Дуглас. Всегда радуюсь, когда вижу такие чудесные фотографии. Обалдеть!
Здание по центру - церковь Святого Георгия. Узнаете? Мы там уже были.

Это уже моя фотография. Чувствуете разницу? Но придется вам ими довольствоваться. Потому что очень хочется показать вам все чудеса этого неоготического сооружения.
Вот такие горгульи. Конечно, это не горульи и химеры Нотр Дам де Пари, про которые я писала >. И назначение их уж очень прозаическое - сток воды. Но все-равно - впечатляют.

Так же,как и этот бесподобный портал - вход в Собор.


Обойдем еще Собор со стороны. Здесь есть на что посмотреть.

Это колокольня Святого Вита. Здесь,за этой изумительной позолоченной решеткой с 1549 года висит "Зигмунд", самый тяжелый колокол чехии. Его вес - 18 тонн.
Здесь же видите стилизованную букву R - память об императоре Рудольфе Первом Габсбургском, родоначальнике всей Габсбургской династии. (Помним, что до 1918 года Чехия входила в состав Австро-Венрии).
И очень интересные часы с циферблатами,на которых по одной стрелке. Верхние часы показывают ЧАСЫ.А нижние - минуты и четверти минут.

И вот - известнейшие Золотые Ворота (Porta Aurea). Через эти ворота проходили будущие короли,направляясь в Собор для коронации.

Бесподобная стеклянная мозаика выполнена венецианскими мастерами в 14 веке. По заказу Карла Четвертого. Изображена картина Страшного суда. На центральной мозаике,внизу можно рассмотреть фигуры кающихся Карла Четвертого и его супруги. Наверняка, Страшный суд их миновал.

Не менее интересны и решетки перед золотыми воротами. На них изображены все знаки зодиака. Интересное "решение". впервые вижу на культовом сооружении астрологическую символику. Вроде бы церкоь не признает астрологию?

Нашла свой знак. Можно юзерпик себе сделать... Чем это народ занимается? Похоже, что картошку садит.

И еще очень интересное изображение,наводящее на размышления.
В нише Золотых ворот я рассмотрела вот это мозаичное Распятие. Собор Святого Вита - католический храм. А Распятие изображено по православным канонам. Ведь до сих пор ведется спор - сколько было гвоздей, которыми пригвоздили Спасителя - три или четыре. Здесь явное указание на четыре гвоздя, такое изображение всегда в православных храмах. Хотя в Соборе Вита есть еще одно, подобное изображение.

Проходим немного дальше. Мы стоим перед капеллой Святого Яна Непомуцкого. Она внутри Собора.Мы с вами уже встречались с этим Святым, когда были в Чешском Крумлове. Напомню, что Ян Непомуцкий - Saint John of Nepomuk здесь очень почитаем - он небесный покровитель Праги и всей Чехии. И хотя это имя известно во всей Европе,именно здесь в 1393 году трагически расстался с жизнью исповедник короля Вацлава Четвертого. И это не легенда.

Чем же так не угодил исповедник чешскому королю? В 1393 году в пражскую тюрьму было брошено три священнослужителя, которые не соглашались с превосходством светской власти над церковной. Вскоре два священника были выпущены на свободу, а Ян Непомуцкий был подвергнут страшным пыткам. После чего его в мешке бросили во Влтаву. Тело нашли, но король не разрешал достать его. Но когда над ним зажглись чудесные огни, жители Праги не выдержали. Поняв, что это святой, они извлекли мученики и похоронили.
Когда же в Соборе Святого Вита сделали достойную усыпальницу, Святой Ян Непомуцкий был помещен туда.
Считается, что Ян Непомуцкий не раскрыл тайну исповеди. А именно этого добивался у него король Вацлав. Очень уж хотел узнать в чем каялась перед Богом его супруга.
Атрибутами Святого Яна Непомуцкого являются крест с распятием,ореол из звезд вокруг головы и пальмовая ветвь. Все это мы и видим на этой замечательной скульптуре.

Раз уж мы с вами стоим на площади перед Собором, то давайте посмотрим на обелиск. Он интересен своим недостроем. Высота обелиска 17 метров, установлен в память о жертвах Первой мировой войны. Выполнен из монолитного гранитного блока. У подножия должна была быть могила неизвестного солдата. Но до сегодняшнего дня обелиск не завершен.

Очень интересн дом с розовыми вставками. Это бывшая резиденция пражских епископов, построенная в 18 веке.

И еще смотрим на скульптуру,изображающую Святого Георгия. Она была создана в 1373 году. Не буду вводить вас в заблуждение - это всего лишь копия. Интересна она тем, что никто не знает,как раньше выглядел конь Святого Георгия. Этот конь был разрушен во время одного из турниров в 1562 году. Оригинал без коня сохранился, а для копии архитектор придумал нового коня.

Давайте еще раз посмотрим на расчудесный Собор Святого Вита.

А теперь для тех, кто досмотрел мои "мемуары" до конца - сюрприз.
Предлагаю посмотреть этот ролик и немного расслабиться. Потому что впереди нас ждет экскурсия по мрачному готическому псевдоготическому Собору - усыпальнице Святых, королей и приближенных к ним лицам.
Там уже будет не до веселья.... Но интересно и красиво. Обещаю.

В царствование императора Диоклитиана 1 при игемоне Валериане, преследовавшем христиан, в Сицилии проживал двенадцатилетний отрок, по имени Вит, сын знатного и богатого гражданина Гиласа. Этот Гилас придерживался еллинского нечестия; сын же его, блаженный Вит, будучи просвещен свыше чудодейственной благодатью Духа Святого, в отроческих годах своих познал единого истинного Бога, сотворившего небо и землю; уверовав в Него, он постоянно, днем и ночью, молился Ему, облекшись во власяницу. Юный отрок сподобился услышать божественный глас, изрекший свыше: "Твоя молитва услышана! Я явлю на тебе милость Мою!"

После того чудесного гласа отроку была дарована от Бога сила творить чудеса. И исцелял он недуги людские, увещевал неверных познать истинного Бога и научал всех пути правому. Ибо всемогущий Бог восхотел совершить Себе хвалу устами и делами сего отрока для посрамления идолопоклоннического нечестия. Господь даровал Виту необычайное разумение и дар чудотворения, дабы еще в отроческих летах блаженный был мужем, сильным в слове и деле, и дабы через это прославился Бог, дивный во святых Своих.

Когда игемон Валериан, вследствие наговоров и клевет многих язычников, узнал об этом святом отроке, то, призвав отца Вита к себе, сказал ему: "Что это? Я слышу, что сын твой поклоняется Тому Самому Богу, Которого почитают христиане? Но если желаешь видеть его здравым и невредимым, то потрудись отвратить его от этого заблуждения".

Гилас, возвратившись домой, начал увещевать сына своего, - не оставлять древнего еллинского служения, совершавшегося его богам. Блаженный же отрок Вит отвечал отцу: "Я не знаю никакого другого бога, кроме единого, сущего от века, Дух Коего носился над водами и отделил свет от тьмы (Быт.1:2-4). Я служу Тому Богу, Который сотворил небо и землю; Он есть - святой Господь Иисус Христос, Царь ангелов. Сего Бога я исповедую и буду исповедовать во все дни жизни своей".

Отец Вита весьма разгневался на эти слова сына своего и приказал бить отрока прутьями, при этом он говорил:

Кто тебя научил говорить так? Разве тебе не известно, что если об этом узнает игемон, то ты погибнешь?

Отрок же, принимая побои, отвечал:

Научил меня этому Христос, я - раб Его, гнева же игемона я нисколько не боюсь.

Тогда Гилас, призвав воспитателя своего сына по имени Модест, сказал ему:

Смотри, чтобы отрок никогда не упоминал в речах своих о Христе.

Но святой Вит пренебрег приказание отца и постоянно как в своем сердце, так и на устах своих носил имя Христово, и был утешен от Христа Господа ангельским явлением; ибо в видении ему явился ангел Господень, сказавший:

Не бойся, но дерзай об имени Иисуса Христа. Я же дан тебе хранителем; я буду охранять тебя до самой кончины твоей. Знай о сей милости Божией, что тебе будет дано от Бога все, что ты ни попросишь у Него.

Святой отрок был утешен и обрадован этим видением ангельским и еще с большей ревностью начал исповедовать и прославлять имя Господне.

Отец же святого весьма сокрушался об отроке, так как он был его единственным сыном; посему отец Вита старался льстивыми речами своими привести его к служению демонам. Святой же Вит сказал отцу:

Каким богам ты приказываешь мне поклоняться?

Отец отвечал:

Разве ты не знаешь, сын мой, наших богов Зевса 2 , Геркулеса 3 , Юноны 4 , Минервы 5 , Весты 6 , Аполлона 7 и прочих, коим поклоняются цари и князи?

Святой отвечал отцу:

Те, о которых ты говоришь, суть бездушные идолы, сделанные руками человеческими; они имеют уста, но немы, имеют очи, но слепы; имеют руки и ноги, но недвижимы. Я же верую во единого живого и всемогущего Бога, ибо мы "Им живем и движемся " (Деян.17:28); я верую в Творца и Промыслителя всей твари, Отца, и Сына, и Святого Духа; я исповедую единого Искупителя и Спасителя рода человеческого, Сына Божия, претерпевшего мучения ради грехов наших, кровию Его мы получили спасение.

Отец со слезами отвечал отроку:

О любезное чадо мое! Послушай полезного и здравого совета твоего родителя и отвратись от той безумной веры, согласно которой ты почитаешь понапрасну неизвестного умершего человека; отвратись, - дабы игемон, прогневавшись, не погубил тебя и не увеличил бы тем страдания сердца моего.

Блаженный Вит отвечал:

О, если бы и ты, отец, познал, кто и каков Тот, Коего ты, уничижая, называешь умершим человеком! О, если бы ты, отец, вместе со мной поклонился Ему! Ибо Сей есть Христос, Сын Бога Живого, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира.

Гилас сказал:

Относительно Того Христа, Которого ты называешь Богом, я знаю, что Он, по приказанию Пилата, правившего Иудеей, был предан побоям, приговорен к крестной смерти и распят на кресте иудеями и слугами Пилатовыми.

Святой отрок отвечал:

Да, было действительно так, как ты сказал, отец. Но есть великое, предивное и святое таинство в этом деле.

Гилас спросил:

Если рассуждать по истине, то дело это справедливее было бы назвать не таинством, а казнью.

Блаженный отвечал:

Выслушай меня, отец, с кротостью и познай истину; предание на смерть и распятие Господа Иисуса Христа есть - наше спасение; и знай, что от любви к Нему меня никто никогда не отторгнет никакими мучениями.

Тогда Гилас прекрати разговор, печалясь в сердце своем о сыне.

По благодати Божией, обитавшей в отроке, совершались многие чудеса, а именно: слепые прозревали, больные исцелялись, и демоны, изгоняемые из людей, исповедовали великую святость юного отрока.

Все это не могло утаиться от игемона Валериана. Воссев на своем судилищном месте, он в присутствии всех сказал отцу Витову:

Благородный муж Гилас! Мне теперь уже стало достоверно известным, что сын твой со всем усердием почитает так называемого Христа, распятого в Иудее; сему Христу он поклоняется, отечественных же богов порицает; посему он должен предстать к нам на суд: приведи же его сюда.

Когда юный отрок был приведен к тому нечестивому судилищу, то игемон сказал ему:

Почему ты не приносишь жертв вашим бессмертным богам? Разве ты не слышал о царских повелениях - предавать смерти после различных казней всякого, кто осмелился бы почитать распятого?

Блаженный отрок, преисполнившись Духа Святого, нисколько не устрашился игемона; изобразив на себе крестное знамение, он отвечал:

Я не желаю поклоняться бесам и не буду почитать каменных и деревянных кумиров, ибо я имею живого Бога, Которому служит душа моя.

Отец же святого, Гилас, обратившись к своим родным и знакомым, с великим плачем воскликнул:

Рыдайте вместе со мной, друзья мои, - прошу вас, ибо я вижу, что единственный сын мой погибает!

Тогда святой Вит громогласно воззвал, возражая отцу своему:

Я не погибаю, но сподобляюсь быть сопричисленным к сонму праведников и угодников Божиих.

Валериан же сказал святому:

До сих пор я сдерживал себя ради твоего благородного происхождения и ради моего расположения к отцу твоему; до сих пор я не применял к тебе царских приказаний, изданных для законопреступников; но ныне, убедившись, что ты дошел до ожесточения в своем противлении, я начну на законном основании мучить тебя, дабы ты, получив наказание, оставил свое упорство.

Сказав так, игемон приказал бить палками блаженного отрока.

Святой был побиваем в продолжение долгого времени. Потом мучитель сказал святому:

Послушай меня теперь и принеси жертву богам.

Мученик отвечал:

Я уже сказал тебе, игемон, что я поклоняюсь Христу, Сыну Божию.

Тогда игемон, разгневавшись еще более, приказал бить святого железными палками. Но лишь только слуги игемоновы восхотели сделать это, как у них засохли руки; точно также и рука игемона, которой он указывал слугам своим, внезапно повредилась и сделалась сухой, так что он от боли кричал такими словами: "Горе мне! Я погубил руку свою и теперь тяжко страдаю". Потом сказал отцу святого Вита: "Ты имеешь не сына, а волхва".

Святой же Вит громогласно воззвал:

Я не волхв, а раб Господа моего Иисуса Христа всемогущего, Который воскрешал мертвых, ходил по водам как посуху, утишал море волновавшееся и врачевал всякие болезни неисцельные, случавшиеся с людьми; ныне Он творит то же самое всемогущею силой Своею. Я - раб Его и потому я стараюсь исполнять заповеди Его. Те же боги, которым ты служишь, какую имеют силу, скажи мне? Пусть они исцелят руку твою, если могут исцелить.

Игемон сказал:

А ты можешь исцелить руку мой?

Отвечал святой:

Могу именем Господа Иисуса Христа.

Сделай же меня здоровым, - сказал игемон, - чтобы я убедился что ты не волхв, а раб Бога истинного, как ты говоришь.

Тогда святой мученик, подняв к небу очи свои, сказал:

Боже, Отец небесный! Послушай меня, недостойного раба твоего, ради предстоящих здесь, дабы они уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, истинного и всесильного Бога, соцарствующего Тебе вместе со Святым Духом. Сделай так, чтобы ради имени Твоего Единородного Сына исцелела рука игемонова.

Едва только святой окончил эту молитву, как рука Валерианова исцелилась и сделалась такой же, как и раньше. Тогда игемон передал отрока отцу его и сказал: "Возьми сына своего к себе в дом и убеди его принести жертву богам, чтобы он не погиб".

Приведя сына своего в дом, Гилас начал со многой лестью уговаривать его склониться к своему нечестию: он устраивал пиры, составлял хоры певцов; перед Витом играли на стройных музыкальных инструментах, звучали кимвалы и гусли; плясали перед очами святого красивые девицы, веселились юноши; воспевались мирские любодейственные песни, говорились многие соблазнительные слова, дабы через все это уловлено было к суете сердце юного Вита; но душа отрока, твердая как адамант, пребывала ничем не поколебленной; ибо он имел в сердце своем любовь к Богу, препобеждавшую всякую мирскую любовь; он не обращал внимания ни на что из того, что перед глазами его пелось; точно также не смотрел на то, что делалось перед глазами его; устремив к небу очи свои, он воздыхал из глубины сердечной и говорил: "Не презри, Господи, Боже мой, сердце сокрушенное и смиренное!"

Потом Гилас приказал приготовить горницу для сына своего; он наполнил ее всякими богатствами; пол он устлал красивыми коврами: завесы были украшены жемчугами, постель и весь чертог был преисполнен большим великолепием; в эту горницу он заключил сына своего и велел прислуживать ему для его прельщения красивейшим девицам. Целомудренный же и святой отрок, преклонив колена, в таких словах молился к Господу: "Боже Авраамов, Боже Исааков, Боже Иаков, Бог и Отец возлюбленного Отрока Твоего, Господа Иисуса Христа моего! Призри на меня и помилуй меня, укрепи меня силой Твоею, дабы злобный и беззаконный змий не возмог осуществить на мне, рабе Твоем, свое желание, и дабы язычники не поругались над верным рабом Твоим и не сказали - где Бог их".

В то время как святой молился в таких словах, внезапно в горнице воссиял несказанный свет и были видны светоносные лица, огневидные, как лампады, числом двенадцать; ощущалось и благоухание несказанное, исходившее от тех лиц; благоухание это настолько распространилось в воздухе, что наполнило весь дом, так что отец святого Вита, удивлялся и ужасался со всеми домашними своими и взывал: "Это великое чудо. Откуда исходит такое благоухание, коего мы никогда не обоняли в храмах богов наших?" Потом сказал: "Боги пришли в дом мой к сыну моему". И начал с тщанием отыскивать, откуда исходило то благоухание. Подойдя к дверям сыновней горницы и войдя внутрь ее, он увидел ангельские лица, имевшие крылья, наподобие орлов; при этом лица сии были преисполнены несказанной доброты, светло сияли и воспевали: "Свят, Свят, Свят Господь " (Ис.6:3).

От того сильного сияния Гилас тотчас же ослеп, ибо имел нечистые очи, недостойные созерцать свет ангельский, сокрываемый на небесах; ибо сей свет может созерцаться только тем и, кто имеет чистые душевные очи.

Блаженный Вит, увидав, что отец его ослеп, проникся естественной к нему любовью и начал молиться за него к Богу, дабы он был помилован. Оканчивая свою молитву, он прибавил: "Но пусть, Владыко, совершается не моя воля, а Твоя; пусть будет так, как угодно Тебе Самому".

Гилас же по причине сильной боли в глазах во всеуслышание взывал: "Горе мне! Я потерял свет для очей моих. Я одержим тяжкой болезнью!"

Все домашние его, рабы и рабыни, видя господина своего весьма страдавшего очами, плакали, так что вопль плача их был слышен в соседних домах; и таким образом скоро весь город узнал о приключившемся с Гиласом. Вслед за этим к его дому начали стекаться многие граждане; сюда пришел также с поспешностью игемон Валериан. Увидав, что Гилас ослеп, опирался на рабов своих и кричал от боли, Валериан спросил: - по какому случаю он ослеп? Он же отвечал: "Я видел в горнице сына моего богов крылатых; очи их были как звезды: вид ликов их - как молния; не стерпев сияния их, я повредился очами и потерял зрение".

Валериан сказал: "Несомненно, что те боги, которых ты видел, - очень сильны; поэтому тебе необходимо помолиться им, чтобы они исцелили тебя".

Потом, взяв слепого Гиласа, Валериан повел его в храм Зевса. Гилас молился здесь в таких словах: "О, Зевс, бог всесильный! Если уврачуешь очи мои, принесу тебе бесчисленные жертвы, принесу в жертву тебе тельца с золотыми рогами; также и тебе, о богиня Веста, я приведу чистых дев, если получу от тебя помощь".

Так молился Гилас к суетным богам своим, но не только не получал от них исцеление, а наоборот ощущал еще большую боль. Святой же Вит, преклонив колена свои ко Господу, молился в горнице своей об отце своем, говоря так: "Владыко, просветивший слепого Товита 8 , окажи милость отцу моему, если он познает Тебя".

Наконец Гилас был отведен неисцеленным рабами своими из идольского капища в дом свой: войдя в горницу, в которой святой Вит приносил Богу жертву хвалы, он припал к ногам Вита и сказал:

Возлюбленный сын! Исцели меня!

Святой же Вит сказал ему:

Желаешь ли ты, отец, быть здравым?

Гилас отвечал:

Да, весьма желаю.

Святой сказал ему:

Если хочешь получить исцеление, то отрекись от Зевса, Геркулеса, Юноны, Минервы, Весты и Аполлона.

Отвечал Гилас:

Каким образом я могу отречься от них?

Сказал святой Вит:

Не называй их богами, но демонами; идолы, которых ты до сего времени почитал, не почитай, но считай их ни за что, как вещи бездушные и бесполезные. И если ты обещаешь сделать так от истинного сердца, то очи твои тотчас исцелятся и просветятся.

Гилас сказал:

Я отрекаюсь от богов и обещаю сделать все то, что ты сказал мне.

Святой сказал:

Я знаю, что сердце твое ожесточено и слова твои не истинны; но я покажу на тебе силу Владыки моего, ради предстоящих, дабы они уверовали и прославили имя Господа моего Иисуса Христа, хотя ты и недостоин сего.

Сказав так, святой возложил руку свою на болезненные очи отца своего и помолился к Богу в таких словах: "Господи Иисусе Христе, просветивший очи слепорожденному (Ин.9:6-7), победив природу, просвети и очи отца моего, хотя он и недостоин сего по своему неверию; но сотвори сие ради славы имени Твоего святого, дабы враги Твои видели и постыдились и дабы прославились все знающие и любящие имя Твое".

В то время как святой молился так, от очей ослепшего отпали струпы как чешуя; он стал здоровым и мог видеть хорошо глазами своими. Но вскоре же вместо того, чтобы познать истинного Бога и воздать Ему благодарение за полученное от Него исцеление, он начал хулить Благодетеля своего, так говоря сыну: "Меня исцелил не твой Бог, но мои боги, которым я служу и которым я обещал принести жертвы".

И прославлял своих богов нечестивых, во всеуслышание перед всеми говоря: "Благодарю богов моих, исцеливших меня!" Направившись к их капищам, он начал приносить им благодарственные мерзкие жертвы, как обещался; при этом сердце его столь ожесточилось диаволом и ослепилось злобой, что он изменил естественную любовь к сыну своему на ненависть, намереваясь умертвить и сына своего святого и неповинного отрока. Господь же, охраняющий рабов Своих, послал ангела Своего для сохранения, ибо ангел Господень в образе прекрасного и осиянного светом юноши явился ночью упомянутому Модесту, воспитателю Витову, веровавшему в Христа, бывшему уже в преклонных летах, и сказал ему:

Возьми отрока и отправься с ним к морю; на берегу вы найдете небольшую ладью; войдите в нее и вы прибудете в страну, которую я вам укажу.

Модест сказал ангелу:

Господи! Я не знаю пути, куда я пойду.

Ангел отвечал: "Я поведу вас!"

И тотчас Модест встав, взял отрока своего Вита, взял также и кормилицу его Крискентию, верную рабу Христову, и отправился с ними к морю, следуя за водившим их ангелом.

Когда они пришли к морскому берегу, то нашли ладью, приготовленную Господом. И сказал ангел святому Виту, как бы искушая его: "В какую страну ты пойдешь?" Святой Вит отвечал: "Куда Господь поведет нас, туда мы пойдем с великим усердием".

Ангел спросил: "Имеешь ли ты плату?" Отрок отвечал: "Тот, Которому мы служим, воздаст тебе плату". Потом, войдя в ладью, отплыли от Сицилии; проплыв в продолжение небольшого времени, прибыли в одну из итальянских стран, по имени Лукания, к месту, называвшемуся Аллектория. Когда, приплыв к берегу, вышли из ладьи, тотчас ангел Господень, бывший в образе юноши вместе с ними в ладье, стал невидим.

Они же, отправившись в путь, подошли к реке, называвшейся Силар, впадающей в море из страны луканийской; близ этой реки они остановились на отдых под красивым многоветвистым деревом. Место это весьма понравилось им, и они расположились здесь для обитания; пищу же им посылал Бог. Подобно тому как в древности по повелению Божию святого Илию 9 питал в пустыне ворон (3Цар.17:4), так и сих святых кормил орел, ежедневно принося им пищу. И начали твориться святым Витом многие дивные чудеса; имя его прославилось по всей стране той, при помощи Бога, прославляющего рабов Своих. Бесы, изгоняемые Витом из людей силой Божиею, кричали: "Что нам и тебе, Вит! Пришел сюда ты прежде времени погубить нас?"

Приходили к святому люди с больными своими; и всех их он исцелял молитвой и крестным знамением, наставляя к познанию истинного Бога и хранению заповедей Его. И многие неверные обращались ко Христу и принимали святое крещение.

В то время сын царя Диоклитиана был одержим беснованием; при этом бес взывал устами его, говоря: "Не уйду отсюда, если не придет сюда Вит луканийский"

И сказал царь:

Где мы можем найти того человека?

Демон отвечал: "Вы найдете его у реки Силара".

Тотчас царь послал в Луканию вооруженных воинов, приказав им с поспешностью привести Вита. Воины, придя к указанному месту, нашли раба Христова, совершавшего при реке молитву к Богу, и спросили его:

Ты - Вит?

Святой отвечал:

Да, это я.

Воины сказали:

Император Диоклитиан требует тебя.

Святой Вит отвечал:

Я - малоизвестный и незнатный отрок: на что я могу быть нужным для императора?

Воины отвечали:

Его сын терпит мучения от демона, и по этой причине требует тебя.

Святой Вит сказал:

Идем же во имя Господне.

И отправился с воинами в путь к Риму; с ним отправился и святой Модест; блаженная же Крискентия следовала за ними издалека.

Придя в Рим, воины возвестили Диоклитиану о прибытии Вита; Диоклитиан приказал привести его к себе.

Когда святой предстал перед царем, то последний изумился красоте отрока: святой Вит был действительно красивым юношей, лицо его было как бы ангельским, очи - как лучи солнечные, потому что он преисполнен был благодати Христовой. И сказал ему Диоклитиан: "Ты ли Вит?"

Святой же не дал ему ответа.

Тогда император начал расспрашивать Модеста, намереваясь от него узнать о святом. Но Модест, будучи стар годами, по простоте своей не мог дать надлежащего ответа царю. По этой причине, император, поругав бесчестными словами Модеста, намеревался прогнать его от себя: тогда святой Вит отверз уста свои и сказал Диоклитиану:

Для чего ты с такой дерзостью спрашиваешь старца, как юношу; ты должен почтить его, хотя бы ради седин его?

Император же отвечал святому Виту:

Откуда у тебя эта дерзость, по которой ты осмеливаешься с гневом говорить нам, уничижая наше достоинство?

Святой отвечал:

Мы не имеем гнева, ибо приняли духа незлобия от Христа, Господа нашего, и являемся подражателями голубиной кротости. Ибо Учитель наш был благ по природе Своей, властью велик, нравом незлобив, смирен и кроток; посему и ученики Его должны быть кротки и смиренны сердцем, а не яростны и гневны, как ты называешь нас.

В то время как святой говорил так, внезапно бес закричал устами сына царева, сказав:

О Вит! Для чего ты прежде времени столь жестоко мучишь меня!

Святой же ничего не отвечал бесу. И сказал Диоклитиан святому:

Можешь ли исцелить сына моего?

"Сын твой, - отвечал святой, - может быть здравым, но я не могу ему дать здравия: Христос, Сын Божий, рабом Которого я являюсь, если пожелает, то легко может избавить его через меня, раба Своего, от мучения демонского, ибо Он всесилен".

Тогда Диоклитиан начал упрашивать святого исцелить сына. Подойдя к бесновавшемуся, святой возложил руку на голову его и сказал: "Во имя Господа нашего Иисуса Христа, дух нечистый, выйди из создания Божия!"

И тотчас бес вышел из сына царского, но не без вреда для находившихся там; ибо, по попущению Божию, он внезапно умертвил многих неверных, которые посмеивались над святым Витом словом или мыслию, - и души их мерзкие, как свою добычу, отнес во ад.

Император весьма удивился, увидав сына своего здравым и многих из числа предстоявших умерщвленными; но вместо того, чтобы познать силу имени Иисуса Христа и прославить единого истинного Бога, он помышлял в себе, как бы склонить Вита к своему нечестию. Диоклитиана прельщала и красота святого; он начал с лестью беседовать с ним, говоря: "Любезнейший Вит, послушай меня и принеси вместе со мной жертвы богам; тогда я дам тебе полцарства моего; награжу тебя золотом, серебром и драгоценными вещами; облеку тебя в царскую одежду, и ты будешь искренним, ближайшим другом моим".

Святой Вит отвечал:

Мне не нужны ни царство твое, ни богатства твои, ибо я имею Господа и Бога моего; если я буду верно служить Ему, то Он облечет меня в нетленную и пресветлую одежду бессмертия в Царстве небесном.

Не говори так Вит, - сказал Диоклитиан, - но пожалей жизнь твою; принеси жертву богам, чтобы тебе не погибнуть после многоразличных мучений горькой смертью.

Святой отвечал:

Я весьма желаю принять те мучения, которыми ты мне угрожаешь; тогда я скорее достигну венца, который обещал Господь избранным Своим.

Тогда Диоклитиан приказал заключить святого Вита и Модеста в мрачную и смрадную темницу, на каждого из них приказал возложить тяжкие оковы, весом по десяти пудов и запечатать дверь и окно своим перстнем царским, чтобы никто не мог дать им хлеба или воды, - мучитель намеревался погубить их голодом и жаждой.

Когда святые были затворены в темнице, внезапно там засиял свет; этот свет видели и стражи темничные, приникшие к скважине. Святой же Вит громогласно восклицал к Богу, говоря: "Боже, приди на помощь нам и избавь нас от сих уз, как Ты избавил трех отроков из печи горящей (Дан.3) и как избавил Сусанну от беззаконных лжесвидетелей" (Дан.13).

В то время как святой молился так, основание темницы потряслось, засиял еще больший свет и повсюду разлилось несказанное благоухание. Господь наш Иисус Христос явился ему и сказал: "Ободрись, Вит, мужайся, и будь тверд, ибо Я всегда с тобой".

Сказав эти слова, Господь стал невидим. Тотчас оковы спали со святых узников, Вита и Модеста, и сделались как бы прахом. Святые же встали и начали петь: "Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ свой и сотворил избавление ему " (Лк.1:68).

Вместе с тем слышались и ангельские гласы, подпевавшие им; стражи темничные, видя неизреченный свет и слыша гласы ангелов, преисполнились страха и ужаса и стали как мертвые. Потом, придя в себя, поспешили к царю со страхом и возвестили ему все, что видели и слышали. Царь же, считая все то за восхваление христиан, призвал к себе устроителя общественных зрелищ и приказал ему утром приготовить место для зрелища, на котором хотел предать узников зверям на съедение. При сем он сказал: "Посмотрю, возможет ли Христос избавить их от рук моих?"

Утром следующего дня святые рабы Христовы были выведены на позорищное место. Святой Вит укреплял блаженного Модеста, воспитателя своего: "Не страшись, отче, будь мужественен, не бойся оружия демонского, ибо приближается нам венец наш".

Народа же, приготовившегося смотреть на то зрелище было пять тысяч человек, кроме женщин и детей, которых было без числа.

И сказал Диоклитиан святому Виту:

Вит! Где ты сейчас находишься?

Святой же, ничего не отвечая мучителю, возвел очи свои на небо.

Потом император снова сказал ему:

Где ныне находишься ты, Вит?

Отвечал святой:

Я вижу себя на позорищном месте; но делай поскорее то, что намереваешься делать.

Диоклитиан сказал ему:

Пожалей жизнь свою, Вит, и принеси жертву великим богам.

Святой отвечал:

Да не будет тебе добра, диавол, волк хищный, соблазнитель душ: я удивляюсь безумию твоему, ибо ты, видя силу Божию, не познал Бога и не стыдишься отвращать меня словами твоими от Бога моего. Но я уже не один раз сказал тебе, что не принесу жертвы богам твоим, - или лучше бесам; однако ты снова без стыда предлагаешь мне свои нечестивые советы. Говорят собаке: иди вон, - и, стыдясь, она уходит; но ты не знаешь стыда. Я имею Христа, Бога моего, Которому служил до сих пор и Которому приношу жертву хвалы от сердца моего; для меня осталось только одно - чтобы я весь был для Него жертвой живой.

Тогда император, придя в великую ярость, вместо того, чтобы выпустить на мучеников зверей, приказал тотчас же приготовить горящую пещь и большой котел и велел растопить в нем олово, серу и смолу; потом приказал ввергнуть в тот котел кипящий и клокочущий одного Вита, сказав: "Вот посмотрим, - поможет ли ему Бог его!"

Святой же Вит, осенив себя крестным знамением, вошел в самую середину котла, кипевшего как море. И тотчас ангел Господень, представший святому, отнял силу у огня и охладил жар и кипение котла; и стоял святой мученик как бы посреди купели, воспевая песнопения Господу и говоря: "Ты, Боже, избавивший израильтян через Моисея и Аарона от тяжкого рабства египетского, яви милость Свою и нам, славы ради имени святого Твоего".

Потом, посмотрев на царя, сказал: "Благодарю тебя, Диоклитиан, и слуг твоих за то, что вы устроили для меня весьма удобную купель; надлежало бы здесь быть и мылу".

Весь же народ, смотревший на все происходившее, громогласно восклицал: "Мы никогда не видели такого чуда! Воистину истинен и велик Бог отрока сего!"

И вышел святой из котла, не имея никакого повреждения на теле своем; наоборот, тело его, чистое как снег, стало еще белее; и воспевал он, говоря: Искусил меня, Господи, как золото огнем, испытал меня и ничего не нашел (Пс.16:3).

Потом начал укорять царя в таких словах: "Постыдись, диавол, с отцом твоим сатаной, видя, сколь великую силу являет Господь мой на мне, рабе Своем!"

Царь же, преисполнившись еще большей ярости, приказал привести страшного, большего и лютого льва, одного рева которого люди не могли выносить. И сказал царь святому:

Неужели и сего победят волшебства твои?

Мученик же отвечал:

Безумный и несмысленный! Неужели ты не уразумел силы Христа, пребывающего со мной, ангел Которого вскоре возьмет меня из твоих мучительских рук?

Когда лев направился к святому, Вит осенил себя знамением креста, и тотчас лев упал к ногам его и начал лизать его ступни. И сказал святой Вит императору:

Вот даже зверь воздает честь Богу моему, а ты не хочешь познать Творца своего; но если бы хотя сейчас ты уверовал в Него, то получил бы спасение.

Император отвечал:

Веруй в Него ты и род твой.

Святой же, улыбнувшись, сказал:

Ты правильно сказал, ибо я, и весь род мой, возрожденный банею святого крещения, надеемся получить венец жизни в Царстве Бога нашего.

В это время уверовало во Христа много народа, около тысячи мужей. Царь же сказал мученику:

Почему это, Вит, ни огонь, ни звери не приносят тебе никакого вреда? Каким волшебством ты их укрощаешь и приводишь народ в удивление, так что многие веруют твоим волхвованиям?

Мученик отвечал:

Я не укрощаю ни огня, ни зверя никакими волхвованиями; но все это делает сила Христа, Бога моего; огонь и зверь, как создания Божии, повинуются воле Создателя своего, а не мне, и почитают Творца своего, тебе же причиняют великий стыд: ибо огонь, будучи бездушной тварью, и зверь, будучи бессловесным созданием, знают создавшего их Бога; ты же, имеющий разумную душу, не хочешь познать Бога, так что оказываешься худшим бессловесной и бездушной твари.

Тогда император приказал повесить на мучилищном дереве святых мучеников Вита и Модеста, вместе с ними также и святую Крискентию, воспитательницу Витову, которая, придя к тому месту, исповедала себя христианкой, царя же обличила за его нечестие и мучение святых; потом мучитель приказал строгать обнаженные тела святых железными орудиями. При этом святой Вит сказал царю: "Ты показываешь силу твою немощной и достойной смеха, когда мучаешь женщину".

И мучимы были святые без милосердия с жестокостью, так что от строгания плоть их отделялась, кости обнажались и видны были внутренности. И возопил святой Вит Господу: "Боже, спаси нас и силой Твоею избави нас". И тотчас земля потряслась, начались громы и молнии; идольские капища упали; при этом погибли многие неверные из числа народа, бывшего там: одни были задавлены упавшими зданиями, другие были поражены громом и молнией: сам царь, исполнившись страха, бежал с позорищного места, ударяя себя по лицу и взывая: "Горе мне, ибо я побежден таким юным отроком!" Ангел же Господень, освободив святых мучеников от мучилищного дерева, перенес их в Луканию к реке, называвшейся Силар, и посадил их там под деревом, под которым они прежде остановились, когда пришли из Сицилии.

В то время когда святые находились под деревом тем, к ним собрались многие христиане, проживавшие там. Потом святой Вит помолился к Богу, сказав: "Господи, Иисусе Христе, Сын Бога Живаго! Прими с миром души наши к Себе; тех же, которые пожелают почтить во славу Твою память страдания нашего, - тех сохрани от всяких зол мира сего и приведи их беспрепятственно в небесное Царствие Твое".

Когда святой молился так, был слышан с неба голос, говоривший: "Услышана молитва Твоя!"

Потом святой сказал, обратившись к стоявшим близ него христианам: "Братие, похороните здесь тела наши; мы же, после исхода нашего, будем молиться за вас ко Господу, дабы вы получили для спасения своего все, что попросите, и дабы Христос избавил вас от вражды демонской".

После сих слов святые мученики предали одновременно с радостью души свои в руки Божии 10 . Верные же взяли их честные тела, обвили плащаницами с ароматами и похоронили с честью на том самом месте (место же то называется Мариане). Пострадал святой Вит вместе со святым Модестом и Крискентиею в пятнадцатый день месяца июня, в царствование в Риме Диоклитиана, среди нас же, христиан, в царствование Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается честь и слава вечно. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Император Диоклитиан царствовал с 281 по 305 г.

2 Зевс или Дий - верховный бог древнегреческой религии.

3 Геркулес или Геракл - национальный древнегреческий герой. Геркулесу усвоялась большая физическая сила.

4 Юнона считалась у древних греков и римлян богиней-покровительницей семейной жизни.

5 Минерва или Афина - богиня мудрости.

6 Веста или Гестия - богиня-покровительница семейного очага и жертвенного огня.

7 Аполлон с греч. - губитель; у древних греков считался охранителем светлых сил и победителем темных.

8 Товит - благочестивый израильтянин, бывший со своим семейством в плену, в Ниневии, при царе ассирийском Сеннахериме. Историю исцеления его от слепоты можно читать в библейской книге его имени.

9 Илия - славнейший из ветхозаветных пророков, грозный обличитель нечестия и идолопоклонства во времена нечестивого царя израильского Ахава и его жены Иезавели. За свою ревность о славе имени Божия, Илия был взят живым на небо (4Цар.2:1-15). История его жизни и деятельности изложена в конце 3 и нач. 4 кн. Царств. Память его празднуется св. Церковью 20 июля.

10 Кончина святых мучеников последовала ок. 303 г. Мощи святого мученика Вита одно время находились в Париже (в Сен-Дени), потом были перенесены в Корвей, в Вестфалии; ныне показываются в Праге.

По месяцам: Январь Февраль Март Апрель

Пострадал за Христа вместе со святым мучеником Модестом и святой мученицей Крескентией в Риме при императоре Диоклетиане (284-305 гг.).

Святой Вит, 12-летний сын богатого язычника в Сицилии, будучи уличен в христианстве, предан был мучениям. Отец Вита взял сына к себе и сначала ласками, а потом угрозами принуждал отречься от Христа. Видя непоколебимую твердость св. отрока, отец уже решился умертвить его, но старец Модест, воспитатель Вита, взял святого отрока вместе с Крискентией, кормилицей его, и скрылся с ними в Луканию (в Италии). Открытые здесь гонителями христиан, святые мученики были представлены в Рим, где претерпели снова мучения и завершили их в Лукании около 303 г. Мощи святого Вита были перенесены в Прагу св. благоверным князем Вячеславом Чешским († 935 г.; память 28 сентября по старому стилю) в созданный им в честь св. мученика Вита храм, в котором он был впоследствии погребен.

Молитва мученику Виту Римскому

О святый угодниче Божий, мучениче Вите! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь мученику Виту Римскому

Тропарь мученику, глас 4

Мученик Твой, Господи, Вите во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости того молитвами спаси души наши.

Кондак мученику, глас 6

Звезда светлая явился еси непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи зарями твоими, страстотерпче Вите, и прелесть погасил еси всю, нам же подавши свет, молися непрестанно о всех нас.

Величание мученику

Величаем тя, страстотерпче святый Вите, и чтем честная страдания твоя, иже за Христа претерпел еси.

Теги:

Святые мученики Вит, Модест и Крискентия-питательница пострадали за Христа в царствование императора Диоклетиана (284-305). Святой мученик Вит был сыном знатного сицилийского вельможи, язычника Гиласа. Еще юным отроком святой Вит возгорелся пламенной любовью к Господу Иисусу Христу и непрестанно молился Ему. Господь даровал ему благодать чудотворения. Он исцелял больных и обратил ко Христу множество язычников. Узнав об этом, правитель Валериан призвал Гиласа и советовал ему отвратить сына от веры во Христа. Как раз в то время император издал указ о гонении на христиан, и поэтому не только отрок, но и весь дом Гиласа мог пострадать. Но Гилас не смог убедить святого Вита и стал избивать отрока. Правитель Валериан узнал, что святой Вит отказался принести жертву богам, и потребовал его к себе на суд. Перед судом святой отрок стойко исповедал свою веру и наотрез отказался принести идолам жертву. Его опять били. Когда правитель, давая распоряжение об усилении мучений, протянул руку, она тотчас отсохла. По молитве святого правитель получил исцеление и, прекратив суд, отдал святого отрока Гиласу, приказав во что бы то ни стало отвратить его от веры во Христа.

Чтобы совратить сына в плотский грех, Гилас окружил его роскошью, привел к нему красивых девиц. Святому подавали самую вкусную пищу, устраивали пиры и забавы, но желаемых результатов не добились. Святой Вит не переставал молиться и просить помощи Божией в искушениях. Ему явились Ангелы и молились вместе с ним. Когда Гилас вошел к сыну и взглянул на Ангелов, он сразу ослеп. Гилас дал обещание отречься от кумиров, и святой Вит исцелил его. Но, ожесточившись сердцем, Гилас не исполнил своего обещания. Привязанность к сыну обратилась в нем в ненависть, и он решил умертвить его. Чтобы спасти мальчика, его воспитатель святой Модест и кормилица святая Крискентия, которые были христианами, тайно увели его из родительского дома. У реки они увидели лодку. Ангел вошел вместе с ними в лодку и доставил их в итальянскую область Луканию, где святые, скрываясь от мучителей, жили тайно. Святой отрок не переставал исцелять больных и обращать язычников в христианство. Молва о нем распространилась и здесь.

Святым Виту и Модесту пришлось предстать перед Диоклетианом. Пораженный красотой отрока, он настоятельно уговаривал его принести жертву богам. Святой отрок обличил безумие идолопоклонения и исцелил бесновавшегося сына Диоклетиана. Император под условием отречения от Христовой веры предложил святому Виту великие почести, славу и богатство. Отрок отказался и с прежним мужеством исповедал себя христианином. Его заключили в темницу вместе со святым Модестом. Когда узникам явился Иисус Христос, укрепляя их в подвиге и даруя Свою помощь, оковы спали с их рук. Считая чудо волхвованием, Диоклетиан распорядился бросить святого Вита в котел с кипящим оловом. Святой стоял в нем, как в прохладной воде, и остался невредим. Тогда на него был выпущен огромный лев. Отрок осенил себя крествым знамением, и зверь покорно лег у его ног и стал лизать ему ступни. Святых мучеников повесили на столбах и строгали железными когтями. Святая Крискентия вышла из толпы зрителей, исповедала себя христианкой и укорила императора за жестокость. Ее подвергли такому же мучению. Святой Вит воззвал к Богу: "Боже, спаси нас силою Твоею и избави нас". Началось землетрясение. Многие язычники погибли под обрушившимися зданиями, Диоклетиан в страхе убежал в свой дворец. Ангел снял мучеников со столбов и перенес в Луканию. Святой мученик Вит помолился Богу, чтобы Он в мире принял их души и не лишил Своих благодеяний всех, которые будут творить их память. С Неба был голос: "Услышана молитва твоя". Святые с радостью предали Богу свои души. Страдания святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии совершились около 303 года. Память этих святых совершается также 16 мая. Мощи святого Вита были перенесены в Прагу. Святой благоверный князь Вячеслав Чешский (память 28 сентября) создал в честь святого мученика Вита храм, в котором был впоследствии погребен.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода