Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

В каких словах пишется ъ знак. Разделительный мягкий знак (ь) — Гипермаркет знаний

Известный языковед советских времен Лев Успенский называет ее самой дорогой буквой в мире. В своем труде о происхождении слов видно, как он относится к ней. По его словам - «она решительно ничего не делает, ничему не помогает, ничего не выражает». Возникает уместный вопрос - как буква Ъ появилась в русском языке, и какую роль ей отвели создатели?

История появления буквы Ъ

Авторство первой русской азбуки приписывают Кириллу и Мифодию. Так называемая кириллица, основой которого был греческий язык, появилась в 863 году по рождеству Христову. В их азбуке - твердый знак был под номером 29 и звучал как ЕРь. (до реформы 1917-1918 годов - 27-я по счёту). Буква Ъ представляла собой короткий полугласный звук без произношения. Ее ставили в конце слова после твердой согласной.

В чем же тогда смысл этой буквы? Есть два удобоваримых варианта этого объяснения.

Первый вариант касался самого старославянского письма. Поскольку знакомых нам пробелов в то время просто не было, именно она помогала грамотно делить строку на слова. В качестве примера: «къБогомъизъбраномуцарю».

Второй объяснение связывают с церковнославянским произношением слов. Именно ЕРь не приглушала при чтении слова звонкое согласное, как это наблюдаем в современном русском языке.

Разные по смыслу слова грипп и гриб мы произносим одинаково – (грип). Подобной звуковой фонетики не было в старославянском языке. Все слова как писались, так и произносились. Например: рабъ, другъ, хлебъ. Это объяснялось тем, что деление слогов в старославянском языке подчинялось одному закону, который звучал так:

«В старославянском языке, окончание слова не может иметь согласных звуков. Иначе слог окажется закрытым. Чего не может быть согласно этому закону».

Ввиду выше сказанного решили приписывать ЕРь (Ъ) в конце слов, где есть согласные. Вот и получается: Гастрономъ, Трактиръ, Ломбардъ или Адресъ.

Кроме выше приведенных двух причин, есть еще и третья. Оказывается, буква Ъ использовалась для обозначения мужского рода. Например, в именах существительных: Александръ, волшебникъ, лобъ. Вставляли ее и в глаголы, например: положилъ, селъ, (прош. время мужс. род).

Со временем, функцию разделителя слов буква Ъ выполняла все реже и реже. А вот «бесполезная» Ъ в конце слов по прежнему держала свои позиции. По словам вышеупомянутого языковеда Успенского Л.В. эта маленькая «закорючка» могла занимать до 4% объема всего текста. А это миллионы и миллиона страниц ежегодно.

Реформы 18 века

То кто считает, что контрольный выстрел в «голову» злощастной букве Ъ сделали большевики и тем самым очистили русский язык от церковных предрассудков - немного заблуждается. Большевики в семнадцатом году просто ее «добили». Все начиналось гораздо раньше!

О реформе языка, особенно о русской письменности, задумывался сам Петр. Экспериментатор по жизни, Петр давно мечтал вдохнуть новую жизнь в «одряхлевший» старославянский язык. К сожалению, его планы только остались планами. Но то, что он сдвинул этот вопрос с мертвой точки - его заслуга.

Реформы, которые начал Петр с 1708 по 1710 годы в первую очередь затронули церковный шрифт. Филигранные «закорючки» церковных букв были замены общегражданскими. Такие буквы как «Омега», «Пси» или «Юсы» ушли в небытие. Появились знакомые нам буквы Э и Я.

В Российской Академии Наук стали задумываться о рациональности использовании некоторых букв. Так мысль об исключении из алфавита «Ижицы» у академиков возникла аж в 1735 году. А в одном из типографских изданий той же академии, через несколько лет вышла статья без пресловутой буквы Ъ в конце.

Контрольный выстрел для буквы Ъ

В 1917 года было два выстрела - один на крейсере «Аврора», другой в Академии наук. Кто-то считает, что реформа русской письменности - это заслуга исключительно большевиков. Но исторические документы подтверждают, что в этом вопросе, царская Россия тоже двигалась вперед.

В первые годы 20 столетия о реформе русского языка уже говорили Московские и Казанские языковеды. 1904 год стал первым шагом в этом направлении. При Академии Наук была создана специальная комиссия, целью которой было упрощение русского языка. Одним из вопросов на комиссии была пресловутая буква Ъ. Тогда русский алфавит потерял «Фита» и «Ять». Новые правила правописания были представлены в 1912 году, но, к сожалению, цензуру они тогда так и не прошли.

Гром грянул 23 декабря 1917 года (05.01.18). В этот день нарком просвещения Луначарский А.В. подписал декрет о переходе на новую орфографию. Буква Ъ - как символ сопротивления большевикам издала последний вздох.

Чтобы ускорить похороны всего, что было связанно с «царским режимом» 4 ноября 1918 года большевики издали декрет об изъятии из типографий матрицы и литер буквы Ъ. В результате этого появился орфографический выкидыш большевиков - апостроф. Функцию разделителя теперь играла запятая (под’ем, с’езд).

Закончилась одна эпоха - началась другая. Кто-бы мог подумать, что маленькая буква Ъ станет такой большой и важной в противостоянии двух миров, белого и красного, старого и нового, до выстрела и после!

Но буква Ъ осталась. Осталась просто как 28 буква алфавита. В современном русском языке она играет уже другую роль. Но об этом совсем другая история.

В русском языке мягкий и твердый знаки имеют одну общую функцию – разделительную.

1. Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я после русских или иноязычных приставок, оканчивающихся на согласный или в сложных словах, где первая часть – двух-, трех-, четырех-, а вторая часть начинается на Е, Ё, Ю, Я . Например, въедливый, субъективный, двухъярусный.

ЗАПОМНИТЕ : фельдъегерь, четырехактный .

2. Разделительный Ь пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И внутри слова. В иноязычных словах встречается Ь перед О , например: вьюга, платье, соловьи, батальон.

3. Ь употребляется для обозначения мягкости на конце слова: шампунь, камень; после Л перед другими согласными (кроме Л ): бальзам, стекольщик; после мягкого согласного, стоящего перед твердым: письмо, нянька ; в числительных (обозначающих десятки и сотни) от 50 до 80 и от 500 до 900: восемьсот, семьдесят .

ЗАПОМНИТЕ: Ь не пишется в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными, в сочетании букв НН, ЗН, СН, НТ, СТ, ЗД : нянчить, ночной, обезьянничать .

1. Ь употребляется для обозначения грамматических форм:

· на конце существительных третьего склонения: мышь, рожь ;

· на конце наречий, оканчивающихся на шипящий: сплошь, навзничь, вскачь, наотмашь (НО: уж, замуж, невтерпеж );

· в неопределенной форме глагола: умываться, любить;

· во 2-м лице единственного числа настоящего и будущего времени: поешь, пишешь;

· в творительном падеже: детьми, восемью ;

· в частицах: лишь .

Задание 1. Перепишите слова, вставьте пропущенные буквы.

1) в…едливый, 2) из…явить, 2) из…ять, 4) бел…этаж, 5) фортеп…яно, 6) ад…ютант, 7) н…юанс, 8) девят…ю, 9) зав…южит, 10) интерв..юер, 11) ос…миног, 12) п…едестал, 13) кинос…ёмка, 14) тепло…ёмкий, 15) транс…европейский, 16) трет…егодний, 17) трёх…ярусный, 18) четырёх…этажный, 19) пас…янс, 20) шампин…он. 21) без…ядерный, 22) вар…ирование, 23) кабал…еро, 24) в…явь, 25) ин…екция, 26) из…ян, 27) почтал…он, 28) мыш…яковый, 29) фел…етон, 30) меж…языковый, 31) раз…единённый, 32) с…ёмочный, 33) фельд…егерь, 34) четырёх…ярусный, 35) кан…он, 36) ман…чжурский, 37) зареч…е, 38) об…ятия, 39) кон…юктивит, 40) под…езжать.

Тема: Анализ текста.

Упражнение №1

В прошлом году со мной приключилас беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал... Упал не удачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это, примерно, в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся - лицо залило кровью, рука повисла плетью. Забрёл в близжайший 5 подъезд, попытался унять платком кровь. Куда там, она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее, и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу- рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь: шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо помню этот путь - метров, примерно, триста. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей - видимо, безотчетным вниманием, обострённым ожиданием помощи...

Боль путала сознание, но я понимал, что если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного... Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, чём дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, "меня это не касается" стало чувство привычным?

Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и в своём поведении. Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспоминать и самого себя, не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своём собственно м поведении - желание отойти, уклониться, не ввязываться... И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общих характер. А нравственность... она состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. "Сестра милосердия", "брат милосердия"- даже словарь даёт их как "устар." , то есть устаревшие понятия.

В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей.

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется 5 , не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Задание к упражнению:

Прочитайте текст из книги Д. Гранина "Точка опоры". Статья называется "О милосердии". Является ли это текст рассуждением? Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите своё мнение.

1) Каков основной тезис этого текста? Какие аргументы используются для доказательства? Достаточно ли их? Каков вывод? Согласны ли вы с этим выводом?

2) Какие типы речи, кроме рассуждения, используются в данном тексте?

Повторяем орфографию.

1. Конечные согласные в приставках (кроме приставок на з-с) над-, под-, пред-, перед -, от-, об - пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они звучат: обучить – обточить, надрез – надпись .

2. Приставки без-, воз-, из-, низ-, раз-, через-, чрез- пишутся с буквой З перед гласными и звонкими согласными, и с буквой С перед глухими согласными: безвкусный, бессердечный, мировоззрение, чрезвычайно, чересчур.

3. В приставках раз- (рас-) или роз- (рос-) пишется под ударением О , без ударения пишется А : розыск, разыскивать, роспись, расписной .

Исключение: розыскной .

ЗАПОМНИТЕ : расчет, расчетливый, рассчитывать, рассчитаться, рассориться.

4. Приставка с- пишется перед глухими и звонкими согласными: спилить, сбить . В словах здесь, здание, здоровье, ни зги З входит в состав корня.

Вставьте пропущенные буквы в словах:

и…следование; ра…познать; бе…заветный; бе…шабашный; и…текать; ра…свело; бе…мертный; ра…задорить; ра…топтать; и…черпать; р…списание; р…зыскной отдел, р…зыщу книгу, дать р…списку.

Повторяем орфографию.

Приставки пре -, при- различаются по значению:

а) приставка пре - близка:

* к значению слова «очень»: премилый ;

* к значению слова «по-иному»: преображать, пререкаться ;

* обозначает действие, достигающее предельной степени: превосходить ;

б) приставка при -:

* указывает на пространственную близость: прибрежный ;

* присоединение или приближение: приблизиться, припаять ;

* совершения действия в неполном объеме: прикрыть, прилечь ;

* доведения действия до конца: приплыть, приучить ;

* действие, совершающееся в интересах субъекта: присвоить, прикарманить .

Необходимо различать написание слов:

ЗАПОМНИТЕ : преследовать, пренебрегать, претензии, препятствие, претендент, престиж, президент, прерогатива, знаки препинания; притворяться, привилегия, приватный, приоритет.

Задание. Выпишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы.

1) пр…даваться мечтам, 2) пр…норавливаться к обстоятельствам, 3) картина без пр…крас, 4) пр…вратно понимать, 5) пр…дать осмеянию, 6) знаки пр…пинания, 7) пр…даваться воспоминаниям, 8) пр…ходящее явление, 9) пр...ручить зверя, 10 пр…чудливый рисунок, 11) сделать пр…вивку, 12) пр…градить дорогу, 13) пр…увеличить опасность, 14) пр…стяжная лошадь.

Введение

После согласного перед гласным обозначать звук [й"] буквам е, ё, ю, я (и) помогают Ь и Ъ. В этом случае знаки называют разделительными.

На уроке вы узнаете, как выбрать из двух разделительных знаков нужный.

Тема урока: «Правило употребления разделительного Ъ и Ь знаков».

Наблюдаем за строением слов с Ь и Ъ знаками

Понаблюдаем за строением слов с Ь знаком. Чтобы найти корень, подберём однокоренные слова.

Веселье, веселиться, весело (корень -весель-),

медвежья, медвежонок, медведица (корень -медвежь-, -медвед-),

воробьи, воробышек, воробьиный (корень -воробь-).

Понаблюдаем за строением слов с Ъ знаком.

Съеду, еду, едет (корень -ед-, приставка с-),

подъезд, ездят (корень -езд-, приставка под-),

объявление, заявление, объявить (корень -явл-, приставка об-).

Формулируем правило употребления разделительного Ъ и Ь знаков

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.

Как пользоваться правилом

1. Произнеси слово, послушай, есть ли в нём звук [й"] после согласного звука перед гласным.

2. Выдели в слове корень.

3. Посмотри, где нужно писать разделительный знак - в корне или между приставкой и корнем. Если в корне - пиши Ь, если между приставкой и корнем - пиши Ъ.

Применяем новые знания

Пользуясь правилом, определи, что нужно написать на месте пропусков - разделительный Ь или Ъ.

Ул_и, солов_и, пред_юбилейный, раз_езд, с_едобный, брат_я.

Ульи - корень -уль-, пишем Ь;

соловьи - соловушка, корень -соловь-, пишем Ь;

предъюбилейный - юбилей, корень -юбилей-, приставка пред-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

разъезд - ездить, корень -езд-, приставка раз-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

съедобный - еда, корень -ед-, приставка с-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

братья - братишка, корень -брать-, пишем Ь.

Примени новые знания, правильно запиши слова с корнем -ЕХ-, не попадись в ловушки.

с?ехал, по?ехал, в?ехал, до?ехал, под?ехал, от?ехал, за?ехал

съехал, поехал, въехал, доехал, подъехал, отъехал, заехал

В словах поехал, доехал, заехал приставки по-, до-, за- оканчиваются на гласный звук, поэтому Ъ знак писать не нужно.

В словах съехал, въехал, подъехал, отъехал приставки с-, в-, под-, от- оканчиваются на согласный звук, поэтому нужно писать Ъ.

Запиши слова буквами.

[с й"э л] - съел. После согласного [с] перед гласным [э] обозначать звук [й"] букве Е помогает Ъ. С- приставка, корень -е-. [вй"ун] - вьюн. После согласного [в] перед гласным [у] обозначать звук [й"] букве Ю помогает Ь. Корень -вьюн-. [п"эр"й"а] - перья. После согласного [р"] перед гласным [а] обозначать звук [й"] букве Я помогает Ь. Корень -перь-. Послушай себя и запиши слова звуками.

крылья - [крыл"й"а], 6 б., 6 зв. съеду - [сй"эду], 5 б., 5 зв. Вы заметили, что количество звуков и букв в словах одинаковое.

Ь, Ъ звуков не обозначают, а буквы е, ё, ю, я обозначают два звука [й"э], [й"о], [й"у], [й"а].

Ищем в стихотворных строках слова с Ь и Ъ знаками

Найдите в стихотворных строках слова с Ь и Ъ.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём.

Е. Трутнева

У кого возможность будет

Съездить в жаркие края,

Прокатитесь на верблюде!

Право, здорово, друзья!

С. Баруздин

Дождь, дождь льёт,

В барабаны бьёт. А. Барто

Улетела злая вьюга.

Принесли тепло грачи.

Побежали друг за другом

Беспокойные ручьи.

А. Усанова

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля. (Песня)

Серый заяц под сосной

Объявил, что он портной…

Заяц режет, заяц шьёт,

А медведь в берлоге ждёт.

С. Михалков

Платье (корень -плать-),

листья (корень -листь-),

съездить (корень -езд-, приставка с-, оканчивается на согласный),

друзья (корень -друзь-),

вьюга (корень -вьюг-),

ручьи (корень -ручь-),

приволье - простор, вольная жизнь (корень -воль-),

раздолье - дол, долина (корень -доль-),

объявил (корень -яв-, приставка об-, оканчивается на согласный).

Обратите внимание : в словах шьёт, льёт, бьёт и в родственных словах сошьёт, прольёт, побьёт в корне пишется Ь (корни: -шь-, -ль-, -бь-).

Ищем в тексте слова с разделительными Ь и Ъ знаками

Найдите слова в тексте с разделительными Ь и Ъ знаками.

Над рекой в морозной дымке вьётся маленькая пичуга. Она стремительно ныряет в воду. Через мгновение - подъём. Это оляпка, гостья из северных лесов. Пёрышки птички смазаны жиром. Вот чем можно объяснить, почему оляпка не боится воды. (см. Рис. 1)

Вьётся - вить, вью, корень -вь-, пишем ь,

подъём - можно увидеть в книгах два варианта выделения корня: корень -ём-, приставка под-, корень -подъём-, пишем ъ,

гостья - гостиная, погостить, корень -гость-, пишем ь,

объяснить - ясно, ясный, разъяснить, корень -ясн-, приставка об-, оканчивается на согласный, пишем ъ.

Объясняем, какие буквы пропущены

Родина русского самовара - город Тула. На Руси издавна делали разные по форме и об_ёму самовары. Были даже самовары со с_ёмными ручками. Русская сем_я любит посидеть у самовара. В пословице говорится: «Кто чай п_ёт, сто лет проживёт».

Объёму - раньше выделяли приставку об-, сейчас выделяют корень -объём-;

съёмными - съёмка, раньше выделяли приставку с-, сейчас выделяют корень -съём;

семья - семейный, корень -семь-;

пьёт - пить, корень -пь-.

Наблюдаем за словами, которые отвечают на вопрос чьи?

Послушайте диалог.

Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

- Э-э, что мне клыки да когти?

Душа-то у меня всё равно заячья.

В словах, которые отвечают на вопрос чьи? : лисьи, волчьи, рысьи, заячьи, оленьи, беличьи, птичьи в корне пишется Ь.

Слушаем пословицы

Послушайте пословицы, найдите слова с Ь и Ъ знаками.

Ручьи сольются - река будет. Люди объединятся - силу их не победить.

Счастье не рыбка, удочкой не поймаешь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Ручьи - ручей, в корне -ручь- после согласного перед буквой и пишется ь.

Сольются - лить, лью, в корне -ль- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Объединятся - объединение, единый, корень -един-, после приставки, оканчивающейся на согласный, перед корнем, начинающимся на букву е , пишется ъ.

Счастье - счастливый, в корне -счасть- после согласного перед буквой е пишется ь.

Лестью - в корне -лесть- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Честью - в корне -честь- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Запоминаем иноязычные слова.

Запомни иноязычные слова с Ъ:

объект, субъект, адъютант, инъекция (впрыскивание лекарства, укол)

Запомни слова с Ь:

бульон - отвар из мяса

батальон - подразделение в войсках

павильон - небольшая постройка в саду, в парке

почтальон - разносчик почты по адресам

шампиньон - съедобный гриб

Заключение

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и .

Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Запишите слова в два столбика: в левый - с разделительным мягким знаком, в правый - с разделительным твёрдым знаком.
    Ш.ёт, п.ют, л.ют, б.ют, с.ел, здоров.е, об.явление, под.ём, из.ян, об.ятие, вороб.и, от.езжать, счаст.е, ненаст.е, весел.е, пред.явить, об.единение, раз.яснение.
  2. Вставьте Ь или Ъ. В словах с разделительным твёрдым знаком выделяйте приставки.

    Зимой в лесу синичке Зин?ке понравилось. Столько дерев?ев! Она прыгала по веткам. Тюк острым носиком в трещину коры. Вытащит букашку и с?ест.

    Смотрит Зин?ка: лесная мышь из-под снега выскочила. Дрожит, вся вз?ерошилась. Об?яснила она Зин?ке свой страх. Провалилась мышь в медвеж?ю берлогу.

    (По В. Бианки)

  3. Прочитайте записи. Какая из них не является загадкой? Почему? Отгадайте загадки. Решите орфографические задачи.

    1. Б.ют его, а он не злится,

    Он поёт и веселится,

    Потому что без бит.я

    Нет для мячика жит.я. (В Берестов)

    2. Сама, как коромысло,

    В воздухе повисла.

    Крыл.ями стрекочет,

    Комара с.есть хочет.

    3. Пылит под ногами, петляет и в.ётся.

    Лежит, и бежит, и кружит. Как зовётся?

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru ().
  2. Интернет-портал Gramota.ru ().
  3. Интернет-портал Festival.1september.ru ().
  4. Интернет-портал Dictionary.liferus.ru ().

Класс) является сложной для понимания и усваивается далеко не всеми учащимися прочно и надолго. В данной статье доступно и подробно описывается порядок изучения правила по написанию слов с разделительным "ь", а также приведены примеры заданий для закрепления полученных умений и навыков.

Изучение темы целесообразно разбить на этапы:

  1. Постановка проблемной задачи. На доске записываются слова:обезяна, пют, вороби, хлопя, вюга. Учащимся предлагается прочитать слова, обнаружить несоответствие. Как результат рассуждений, учащимися делается вывод о том, что в предложенных словах не хватает мягкого знака. Далее акцентируется внимание на роли мягкого знака в этих словах, иными словами, для чего он здесь необходим. Следует ответ учащихся о том, что в данных словах мягкий знак разделяет гласный и согласный. В таких случаях "ь" получил название разделительного.
  2. Не менее важно для учащихся - уметь находить в словах разделительный "ь" и понять, какую функцию он выполняет в слове. Практическим путём выявляем разницу в произношении слогов пя - пья, ню - нью, лё - льё, би - бьи. Во втором случае губы наши "улыбаются" немного шире. Делается вывод: слоги, содержащие в себе разделительный мягкий знак, произносятся труднее, с преодолением некой преграды. А что это за преграда? Учащиеся указывают на присутствие между согласным и гласным звуком звука [й’]. Далее необходимо закрепить добытые знания, используя двигательную память. При помощи руки учащиеся пусть покажут дорогу, по которой необходимо проехать какому - нибудь Слоги, в которых присутствует разделительный мягкий знак, будут обозначать кочки. Маршрут может выглядеть примерно так: ти - не- лья - пя - сьё - вя. Далее можно устроить среди учащихся соревнование на определение самого опытного гонщика.
  3. Наблюдение за предложенными словами (ночью, шьёт, сыновья, воскресенье, ручьи), позволит учащимся определить место, где требуется разделительный мягкий знак.

Правило: "Разделительный "ь" следует писать внутри слов после согласных букв перед гласными я,е, ю, ё, и".

Для прочного запоминания правило необходимо оформить в виде опорной таблицы.

Для закрепления изученного используем следующие упражнения:

1.Записываем слоги с разделительным ь и без него под диктовку.
Ню, нье, пя, рье...

2. Тренируемся произносить слова с разделительным мягким знаком. Чистоговорки:

Ткач ткёт ткани на платье Татьяне.

На дороге Дарья Увидала Марью. Дарья Рада Марье. Марья Рада Дарье.

Пословицы:

Уменьем города берут.

Сам с воробья, а сердце с кошку.

[л’ис’тй’а] - листья

[ноч’й’у] - ночью

Я белю стены. - К новому белью пришили пуговицы.

Голодный зверь всегда лют. - Дожди осенью часто льют.

Рады дорогому гостю. - Приглашай сюда нашу гостью.

5. Образовываем прилагательные:

бык - бычья;

собака - собачья;

ворона - воронья;

лиса - лисья.

6. Упражняемся в образовании слов с разделительным мягким знаком по образцу:

друг - друзья;

воробей - воробьи;

стул - стулья.

7. Образовываем отчества от имён собственных по образцу:

Юра - Юрьевич, Юрьевна;

Илья - Ильч, Ильинична;

Валера - Валерьевич, Валерьевна.

8. Находим и подчёркиваем в текстах слова с разделительным мягким знаком.

9. Распределяем в 2 столбика слова с мягким знаком. В первый записываем слова с разделительным мягким знаком, в которых "ь" будет обозначать мягкость согласного, во второй - разделять согласный и гласный.

10. Записываем с комментированием и разгадываем загадки:

Вокруг вода, но с питьём беда. (Море).

Кто осенью а весной встаёт? (Медведь.)

11. Самостоятельное составление учащимися небольших словарных диктантов, которые будут содержать слова на изученное правило.

Пример: сидел у огонька, вьют воробьи, по сучьям деревьев, играют у ручья, осыпается хлопьями, затянуты льдом, пение соловья, птичьи крики, пьют воду.

12. Читаем текст и записываем его по памяти:

Птичья дружная семья носит сучья для жилья. Солнышко пригреет - справит новоселье.

13. Читаем, записываем и объясняем значение словосочетаний:

черепашьим шагом

наши меньшие братья

Выполняя предложенные упражнения дети закрепят полученные знания и навсегда запомнят, как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

Съёмка, подъезд, объятия, объявление, объезд, необъятный, взъерошенный, разъярённый, съехаться, подъехать, съёжиться, объединить, съел.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Записать предложения. Подчеркнуть слова с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1. От мороза листья на деревьях съёжились. 2. Кусты шиповника словно объяты пламенем. 3. Летом я объехал с родителями весь Крым. 4. Мы заключили друг друга в крепкие объятия. 5. Тихо! Ведётся съёмка. 6. На конкурс съехались дети со всех концов Украины.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Прослушать слова. Записать слова с мягким знаком (ь) в один

столбик, с твёрдым знаком (ъ) - в другой.

Воробьи, перья, объезд, пьёт, съели, волчья, колья, подъехать, съедобный, объявление, здоровье, листья, съёмка, друзья, разъярённый, съестное, гроздья, радостью, вьюга.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Разделить выделенные слова для переноса.

Ночью в соседнем доме был пожар. Разыгралась огненная вьюга. Разъярённое пламя било из окон. Съехались несколько пожарных машин. Первая стояла у подъезда. Вторая объехала вокруг дома. Третья въехала во двор. Бьют фонтаны воды. Дым разъедает глаза. Огонь сдаётся. Слышны крики пожарных. Они спасли жизнь людей и жильё. Нельзя играть с огнём!

ГРИБНАЯ ПОЛЯНА

Хорошо побродить по осеннему лесу!

Вон краснеет шляпка мухомора. Это несъедобный гриб. А вот и мои любимые маслята. Вон красуется подосиновик. А вот и рыженькие лисички. Все эти грибы съедобные. Их любят и люди, и животные. Вы встречали объеденные ножки грибов? Это белочка готовит съестное на зиму. Уютно ей будет в тёплом дупле в холодную метель.

РАННЕЙ ОСЕНЬЮ

Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Ещё слышатся птичьи голоса. Лес задумался. Так задумывается человек перед отъездом в дальний путь. Скоро листья съёжатся , опадут. Вьюга заметёт тропинки. Так будет всю зиму. А потом весенний ветер объявит, что идёт тепло.

44 слова. (По Е. Гладченко)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

СЛОВАРНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1. Перевести украинские слова на русский язык. 2.Поставить ударение в словах. Кропива, отаман, бесіда, блиснути...

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода