Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Традиционное общество: определение. Особенности традиционного общества

Принципиально важной чертой социального деления хань-ского общества был высокий уровень социальной мобильности. Даже раб мог при благоприятных обстоятельствах рассчитывать на то, что хозяин отпустит его на свободу и тем самым откроет ему путь для продвижения вверх по ступеням социальной иерархии. В условиях, когда знатными не рождались, а становились, богатство давало возможность достижения высокого юридического статуса. История ханьского общества знает примеры, когда бывший раб в течение жизни совершал весь путь восхождения по социальным ступеням вплоть до обладания заветными высшими рангами. С другой стороны, закон, по которому родственники преступника превращались в государственных рабов, означал возможность для представителей знати внезапно оказаться в самом низу социальной пирамиды.
При этом высокий уровень вертикальной социальной мобильности способствовал формированию общеэтнических норм культуры и тем самым консолидации этнической общности древних китайцев, в то время как существование в начале I тысячелетия до н. э. системы социальных рангов чжоуского типа, напротив, являлось тормозом на пути завершения процесса формирования древнекитайского этноса.

С имущественной точки зрения свободные делились на три основные категории. Наиболее богатые, обладавшие имуществом на сумму более чем миллион монет, относились к так называемым «большим семьям», зажиточные члены общества (более 100 тыс. монет) -к «средним семьям», а мелкие собственники (более 10 тыс. монет) - к «малым». В число «бедняков» включались те, чье имущество оценивалось менее чем в 10 тыс. монет, т. е. не имевшие достаточных средств к существованию (100 му земли - около 16 га - считавшиеся в ханьское время необходимыми для прожиточного минимума семьи, стоили в среднем 10 тыс. монет).

Дошедшие до нашего времени документы ханьского времени показывают, что «средние семьи», имевшие по несколько сот му земли, как правило, имели рабов. Однако подсчеты свидетельствуют об известном несоответствии числа рабов и количества земли, находившейся в собственности того или иного землевладельца. Это может объясняться лишь тем, что использование труда рабов не было единственной формой эксплуатации» применявшейся в ханьском обществе. И действительно, источники сообщают также и о других формах частнособственнической эксплуатации, например о наемном труде и арендных отношениях. По-видимому, относительно ограниченное применение труда рабов в империи Хань объясняется недостаточностью внутренних источников рабовладения и - как следствие этого - высокими ценами на рабов. Взрослый раб стоил пример-но в десять раз дороже лошади. Соображения рентабельности хозяйства заставляли землевладельца прибегать к найму работников или к сдаче части земли в аренду. Можно предполагать,что именно арендные отношения были в ханьское время ведущей формой эксплуатации.

1.1 Традиционная социальная структура Китайского общества.
Социальная структура.
Подобно другим восточным обществам, в традиционном Китае на протяжении веков функционировала политическая структура, наделенная государственной властью. Единственным источником власти был император, осуществлявший свое правление по воле небес. Однако постепенно развитие получали институты, призванныегарантировать плавное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти. Первостепенную роль играли механизмы формирования аппарата чиновников. Уровень квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии различных экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижныедолжности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли "подлые люди". К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людейк сдаче государственных экзаменов не допускались. Рабство в Китае тоже существовало, однако редко играло заметную роль.
Уникальность китайского общества связанна с особенностями семейно-клановых связей. Большая семья и семейный клан включали в свой состав широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае, а иногда это случалось и вреальной жизни, клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан сплачивался воедино соблюдением обязательных церемоний почитания предков и чувством гордости за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности наземлю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников. Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался с помощью свах. Традиционно согласия детей не спрашивали, и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые даосские жрецы и немногие крайнебедные мужчины оставались холостыми.
Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. В деревнях обычно проживали простые крестьяне занимающиеся земледелием. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительныезаведения, включая рестораны, чайные заведения и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков различных историй. Большой популярностью пользовались театр, а также разнообразные азартные игры.
Родственные и семейно-клановые связи на протяжении всей истории Китая были очень прочными. Практически это находилосвое выражение в том, что, коль скоро для этого представлялась возможность, т. е. как только та или иная семья становилась более или менее зажиточной, богатела, она быстро разрасталась. Глава семьи заводил себе новых жен и наложниц, его сыновья делали то же самое, так что на протяжении всего нескольких десятилетий на базе элементарной семейной ячейки могла возникнуть большая нерасчлененная семья,оказывавшаяся ядром будущего клана.Правда, после смерти главы семьи срабатывал механизм эквализации имущества, постоянно противостоявший неизменной тенденции к увеличению семьи и разрастанию ее в могущественный клан. Этот механизм, тоже действовавший в духе традиции, проявлялся через посредство системы наследования, которая не признавала столь характерного для...

    Страна в Азии, официальное название Китайская Народная Республика. Китай. Столица Пекин. Население 1224, 0 млн. человек. Плотность населения 127 чел. на 1 кв. км. Соотношение городского и сельского населения 29% и 71%. Площадь 9 560 940 кв. км.… … Энциклопедия Кольера

    Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия

    Основано в 1904 г. Члены добровольцы: 19,7 миллионов (2001 г.) Штат: 4,000 (2001 г.) Расходы: CHF 14 миллионов (2001) швейцарских франков. Содержание 1 Национальный контекст 2 Миссия … Википедия

    Китай, Рон Б. Дата рождения: 29 октября 1932(1932 10 29) Место рождения: Chagrin Falls, Огайо, США Дата смерти … Википедия

    - (кит. 藍衣社), также известное как Общество практики Трёх Народных Принципов (кит. 三民主義力行社), Общество поддержки духа (кит. 勵志社) и китайское Общество Реконструкции (кит. 中華復興社), секретная клика в китайской националистической партии Гоминьдан.… … Википедия

    Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… … Советская историческая энциклопедия

    Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия

    Карта Китая с обозначением основных регионов Китай (кит. трад. 中國, упрощ. 中国, пиньинь Zhōngguó, палл. Чжунго, «центральное государство», «срединное государство») культурный регион и древняя цивилизация Восточной Азии. Китай относится к наиболее… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Китай (значения). Карта Китая с обозначением основных регионов Китай (кит. трад. 中國 … Википедия

    Истоки китайской цивилизации. Китай часто сравнивают с обществами, существовавшими в Месопотамии и Египте. Однако присущие Китаю природные особенности и экономические формы отличались от особенностей и форм других восточных обществ. У Китая не… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Китай. Все тонкости , Кузина Анна , Большинство людей любит путешествовать, но много ли мы знаем о странах, в которые отправляемся? Ни один путеводитель не расскажет о такой удивительной и многогранной стране больше, чем Анна… Категория: Заметки путешественника Серия: LifeBloger Издатель: АСТ ,
  • Китай Все тонкости , Кузина А. , Большинство людей любит путешествовать, но много ли мы знаем о странах, в которые отправляемся? Ни один путеводитель не расскажет о такой удивительной и многогранной стране больше, чем Анна… Категория:

КИТАЙ: ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

К статье КИТАЙ

Классовая структура. Подобно другим восточным обществам, в традиционном Китае на протяжении веков функционировала политическая структура, наделенная чрезвычайной властью. Единственным источником власти был император, осуществлявший свое правление по воле небес. Однако постепенно развитие получали институты, призванные гарантировать плавное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти.

Первостепенную роль играли механизмы формирования аппарата чиновников. Уровень квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии различных экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижные должности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли "подлые люди". К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людей к сдаче государственных экзаменов не допускались. Рабство в Китае тоже существовало, однако редко играло заметную роль.

Центры социальной интеграции. Семья и клан. Большая семья и семейный клан включали в свой состав широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае, а иногда это случалось и в реальной жизни, клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан сплачивался воедино соблюдением обязательных церемоний почитания предков и чувством гордости за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности на землю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников.

Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался с помощью свах. Традиционно согласия детей не спрашивали, и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые даосские жрецы и немногие крайне бедные мужчины оставались холостыми.

Деревня и город. Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительные заведения, включая рестораны, чайные заведения и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков различных историй. Большой популярностью пользовались театр, а также разнообразные азартные игры.

Ассоциации и объединения. Важнейшую роль играли гильдии, поскольку до 1911 они организовывали и регулировали всю предпринимательскую деятельность в области промышленности и торговли. Они делились на два типа: по ремеслам и по провинциям. Первые регулировали вопросы обучения ремеслам, устанавливали стандарты и уровень качества, а также определяли цены. Провинциальные гильдии представляли торговцев одной провинции или одного города, занимающихся своим бизнесом в другой провинции или другом городе. Существовало и множество тайных обществ. Некоторые из них формировались для взаимной помощи, другие преследовали политические цели.

Религиозные верования. Народная религия включала в себя элементы анимизма и политеизма. Люди считали, что мир населен множеством духов. Так, духи зла - "гуй" - считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов - "инь" и "ян". "Инь" означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств был злой дух "гуй". "Ян" означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи, воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от "гуй". В целом в представлении китайцев мир духов и богов был копией мира людей и государства с той же самой иерархией авторитета и власти. У каждого города имелся свой бог, в какой-то мере соответствовавший местному магистрату. Над всей вселенной возвышалось "тянь" - "небо", соответствовавшее императору на земле.

В дополнение к этой распространенной религии с ее духами и многочисленными богами существовали пять основных религиозных доктрин: конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство. Конфуцианство, являвшееся скорее этико-политическим учением, чем религией, на протяжении долгого время - начиная с конца 3 в. до н.э. и до образования республики в 1912 - пользовалось поддержкой государства. Конфуцианская философия содержала в себе основные положения семейного и морального кодекса. Отвергнутое после образования республики, в 20 в. конфуцианство пришло к своему закату. Классические конфуцианские труды в перечне обязательной литературы для школ были перенесены с первого на второе или третье место. Даосизм как религия имел китайские корни, однако подвергся влиянию буддизма. Некоторые из даосских трудов, написанные с философским уклоном, имеют огромную интеллектуальную значимость. Даосизм также имеет свои храмы, свой пантеон богов и свое учение о будущей жизни с вознаграждениями и карами за прошлое. Буддизм пришел из Индии и получил в Китае широкое распространение, здесь были построены сотни буддийский храмов и монастырей с тысячами монахов. Мусульмане живут в Китае повсюду, в особенности в северо-западных и юго-западных районах. Христианство, с которым китайцев познакомили миссионеры из Европы и Америки, получило широкое распространение в 19 и начале 20 вв., однако число верующих-христиан составляет всего 1% населения страны.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КИТАЙ: ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КИТАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • КИТАЙ
    (см. соотв. статью). — После войны К. с Японией (1895 г.) к последней отошел о-в Формоза; затем в 1898 г. …
  • ОБЩЕСТВО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-06-13 Time: 02:41:51 * Общество живёт не отрицательными идеями, но идеями положительными. (Сен-Симон) * Если бы не …
  • КИТАЙ в Словаре Русского железнодорожного сленга:
    (Китайка) - вторично использованное постельное …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре Аналитической психологии:
    (Society; Gesellschaft). В отличие от коллективного, которое Юнг рассматривал в качестве хранилища психического потенциала человека, понятие «общество» предполагает наличие: цивилизующего …
  • КИТАЙ в Справочнике Координат Посольств и консульств в Москве:
    117330, ул. Дружбы, 6 тел. 143-1540 - 143-1544, 938-2006 факс: 938-2132 Консульский отдел: тел. 143-1543 Торговое представительство: тел. …
  • КИТАЙ в Справочнике Стран мира:
    СКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА Государство в Восточной Азии, третья по территории страна мира после России и Канады и первая в мире …
  • КИТАЙ в Списке стран, провинций и городов по знакам зодиака.
  • ОБЩЕСТВО
    ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗАВИСИМОЕ - см. ЗАВИСИМОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ДОЧЕРНЕЕ - см. ДОЧЕРНЕЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    УЧАСТВУЮЩЕЕ - см ЗАВИСИМОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    СМЕШАННОЕ - см СМЕШАННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    СЕЛЬСКОЕ - см. СЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (00 0) - в соответствии с гражданским законодательством РФ - одна из организационно-правовых форм юридического лица: учрежденное …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    С НЕОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ИЛИ ТОВАРИЩЕСТВО ОБЩЕГО ТИПА - объединение двух и более физических и юридических лиц с целью организации и …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - в соответствии с гражданским законодательством РФ - одна из организационно-правовых форм юридического лица: учрежденное одним или …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    ПРОСТОЕ - см. ПРОСТОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    КЛАССИФИКАЦИОННОЕ - см КЛАССИФИКАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    ГРАЖДАНСКОЕ - см ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    АКЦИОНЕРНОЕ ОТКРЫТОЕ - см ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    АКЦИОНЕРНОЕ ЗАКРЫТОЕ - см ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    АКЦИОНЕРНОЕ - см АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО …
  • КИТАЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. В 1957 году Московский …
  • ОБЩЕСТВО
    в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, …
  • КИТАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ОБЩЕСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I. Абсолютное государство старого порядка и современная ему политическая доктрина, столь враждебные друг другу, сходились в признании государства единственной рациональной …
  • ОБЩЕСТВО в Современном энциклопедическом словаре:
  • ОБЩЕСТВО в Энциклопедическом словарике:
    в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей в узком смысле - определённый тип социальной системы (например, …
  • ОБЩЕСТВО
    ́ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ-СТАНКОВИСТОВ, см. …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО СТАРЫХ БОЛЬШЕВИКОВ Всесоюзное, обществ. орг-ция, объединявшая чл. большевистской партии с дорев. стажем. Существовало в 1922-35 при Истпарте, затем при …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН (Славянский союз, Славянское об-во), тайная орг-ция декабристов на Ю. России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском братьями А.И. …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО РУССКИХ СКУЛЬПТОРОВ, см. …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ (1821-1929; до 1875 Общество поощрения художников), осн. в С.-Петербурге дворянами- меценатами. Организовывало выставки, конкурсы, способствовало освобождению художников …
  • КИТАЙСКОЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИТ́АЙСКОЕ ПИСЬМО, система иероглифов, сложившаяся в сер. 2-го тыс. до н.э. Общее число знаков ок. 50 тыс., но в совр. …
  • КИТАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИТ́АЙ, Китайская Народная Республика (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго), КНР, гос-во в Центр. и Вост. Азии. 9,6 млн. км 2 . …
  • КИТАЙ в Словаре Кольера:
    страна в Азии, официальное название - Китайская Народная Республика. См. также: КИТАЙ: ПРИРОДА КИТАЙ: КЛИМАТ И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ КИТАЙ: ПОЧВЫ КИТАЙ: …
  • ОБЩЕСТВО в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, с. 1) Совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями материальной жизни. Жизнь первобытного общества. Рабовладельческое общество. Общество может …
  • КИТАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Северный сосед …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре синонимов Абрамова.
  • КИТАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    поднебесная, …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре русского языка Ожегова:
    круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов Дворянское о. Образованное о. Крестьянское о. (крестьянская община; устар.). общество та или иная …
  • КИТАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Китайская Народная Республика (китайская Чжунхуа жэньминь гунхэго), КНР, государство в Центр. и Вост. Азии. 9,6 млн. км2. Население 1179 млн. …
  • ОБЩЕСТВО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    общества, обществ (общества, обществ неправ.), ср. 1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества....Маркс положил конец …

Конституция КНР и документы Коммунистической партии Китая (КПК) оперируют крупными социально-структурными общностями как наиболее значимыми для китайского общества и для управления им: используются такие привычные для социалистического «конституционализма» понятия, как классы, рабочие, крестьяне, интеллигенция, народы. Так, во введении к Конституции записано, что «в деле социалистического строительства необходимо опираться на рабочих, крестьян и интеллигенцию...». Действительно, в период господства идеалов «большого котла» и «железной плошки», нивелировки потребностей населения и искусственного поддержания однородности их интересов классы выступали как наиболее социально значимые структуры китайского общества.

Экономическая реформа стимулировала осознание специфичности интересов различных слоев и групп. Исследования социологов показывают, что представители различных слоев населения все чаще идентифицируют себя не с каким-либо классом, а с иными социокультурными общностями: все отчетливее осознает свои специфические интересы молодежь, формируются этноконфессиональные общности, кадровые специалисты, служащие государственного аппарата, преподаватели все чаще пишут о превращении интеллигенции в самую прогрессивную общественную силу. Вследствие огромной численности населения КНР каждая из таких общностей бывает равна по своей численности населению крупного европейского государства.

Реальную и острую социальную проблему представляет собой в КНР безработица. И хотя согласно частям второй и четвертой ст. 42 Конституции «государство различными путями создает условия для трудоустройства, улучшает охрану и условия труда, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся», а кроме того, «осуществляет необходимое трудовое обучение граждан до устройства их на работу», выполнение государством этих конституционных обязанностей в Китае (как, впрочем, и во многих других странах) еще весьма далеко от завершения.

Согласно ст. 43 Конституции, государство улучшает условия для отдыха и укрепления здоровья трудящихся, устанавливает для рабочих и служащих рабочее время и систему отпусков. В трудовом законодательстве КНР рабочее время и система отпусков действительно урегулированы, а улучшение условий для отдыха и укрепления здоровья - задача, которая вряд ли когда-нибудь может считаться завершенной. Это типичная «материальная гарантия», за результаты которой никто ни с кого спросить не может.

В ст. 44 и 45 Конституции сформулированы задачи госу-дарства, а подчас и общества в области социального обеспече-ния. Так, государство в соответствии с законом устанавливает порядок ухода на пенсию рабочих и служащих, при-том что «государство и общество обеспечивают пенсионеров». На государство возложена задача развивать социальное страхование, общественное вспомоществование и медико-санитар-ное обслуживание, государство и общество должны обеспе-чивать инвалидов из числа военнослужащих, оказывать мате-риальную помощь семьям павших героев, предоставлять льготы семьям военнослужащих, помогать слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования.

Несмотря на громадное преобладание в населении Китая основного этноса хань (так себя называют китайцы), страна все же относится к числу многонациональных, тем более что подчас при относительно низком проценте в населении числен-ность отдельных народов составляет многие миллионы людей, которые порой проживают на обширных территориях. В обла-сти межнациональных отношений, особенно в период «куль-турной революции», было совершено немало преступлений, связанных с насильственной китаизацией. Поэтому Конститу-ция не могла оставить без внимания эту проблему. В ст. 4 сформулированы основные принципы национальной политики государства:равноправие национальностей, запрещение националь-ной дискриминации и угнетения, действий, подрывающих спло-ченность национальностей, свобода употребления и развития национального языка и письменности, сохранения и изменения нравов и обычаев; государственная гарантия законных прав и интересов малочисленных национальностей, помощь районам их прожи-вания в ускорении темпов экономического и культурного раз-вития, районная автономия в районах их компактного прожи-вания.

Часть первая ст. 49 обязывает государство охранять брак, семью, материнство и детство, а часть вторая ст. 46 -- обес-печивать всестороннее нравственное, умственное и физичес-кое развитие молодежи, подростков и детей. В ст. 48 указано, что женщины пользуются равными с мужчинами правами во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни, а государство охраняет права и интересы женщин, обеспечивает им равную с мужчинами плату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровых работников из числа женщин. В какой мере это реализуется, можно видеть хотя бы из того факта, что в руководстве стра-ны за полвека после победы коммунистов в гражданской вой-не не было и нет женщин, за исключением Цзян Цин, кото-рая выдвинулась во время «культурной революции» благода-ря тому, что была супругой руководителя КНР Мао Цзэдуна.

В ст. 9 (часть вторая) и 26 особое внимание уделено при-родоохранной деятельности государства и его деятельности по оздоровлению окружающей среды. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 435

В Конституции КНР содержатся многие традиционные для социалистического государства нормы, и тем не менее конституционная модель экономики социалистического государства в КНР имеет модернизированный характер.

Конституции социалистических стран, как правило, содержали характеристику социалистической системы хозяйства, или социалистической экономической системы. Эта характеристика (в зависимости от оценки соответствующей коммунистической партией этапа, на котором находилась страна) давалась в двух вариантах: в первом варианте о социалистической экономике говорилось как о свершившемся факте, тогда как второй вариант конституционной характеристики экономической системы отражал переход к социалистической экономике. Формулировки Конституции КНР сочетают оба подхода. С одной стороны, часть первая ст. 6 Конституции гласит: «Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики -- социалистическая общественная соб-ственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс». Из этого положения можно сделать вывод, что социалисти-ческая экономическая система уже сложилась. Однако новая, третья, часть этой же статьи, перекликается с содержащим-ся во введении положением о длительном нахождении страны на начальной стадии социализма и устанавливает: «На началь-ной стадии социализма государство поддерживает экономичес-кую систему, при которой общественная собственность доми-нирует и другие формы собственности развиваются параллель-но, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения». В противоречивости этих положений получа-ет отражение курс КПК на отход от традиционного для соци-алистических стран форсирования развития социалистических отношений к известной их консервации на достигнутом уров-не в течение неопределенного времени в сочетании с разви-тием рыночных отношений.

Поскольку в Китае предпринимаются усилия по форми-рованию рыночной сферы функционирования государственных предприятий и других субъектов хозяйствования, на консти-туционном уровне нашел отражение вопрос о соотношении плана и рынка. До марта 1993 г. ст. 15 Конституции КНР гласи-ла: «Государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство. С помощью всесторонне сбалансиро-ванных экономических планов и вспомогательной роли рыноч-ного регулирования государство гарантирует пропорциональ-ное, гармоничное развитие народного хозяйства». До XIV съезда КПК (1992 г.) рыночный социализм типа югославской модели объявлялся неприемлемым для Китая, но начиная с XIV съезда в партийных документах говорится уже о социалистической рыночной экономике. По мнению китайского автора Цзо Чанцина, основные особенности новой системы социалистической рыночной экономики сводятся к следующему: распределение ресурсов при использовании рыночного механизма; самостоятельность хозяйственных предприятий; четкое определение прав собственности; создание рынка факторов производства; косвенный макроэкономический контроль правитель-ства; разработка законодательства, регламентирующего хо-зяйственную деятельность.

Социалистический характер экономики Китая проявляет-ся, по мнению китайских экономистов, прежде всего в доми-нировании государственной собственности в народном хозяй-стве страны и ведущей роли принципа распределения по тру-ду. Вместе с тем формулировка Конституции делает возможным и акцент на рыночном характере преобразований, «допускает различные толкования, ее трактовка может меняться в зави-симости от задач экономической политики китайского руко-водства и практических потребностей реформы».

Политическая установка КПК на создание социалистичес-кой рыночной экономики получила конституционное оформле-ние. Статья 15 Конституции в редакции 1993 г. гласит: «Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. Государство усиливает законодательную деятельность в области экономики, совершенствует макрорегулирование. Государство в соответствии с законом запрещает любым организациям или отдельным лицам нарушать экономический строй общества».

Особенность Конституции КНР заключается и в том, что она регулирует такой, казалось бы, частный институт хозяйства, как семейный подряд. Часть первая ст. 8 Конституции в редакции 1999 г. устанавливает: «Сельские коллективные хо-зяйственные организации осуществляют двухуровневую систе-му хозяйствования, основой которой является семейный под-ряд. В деревне различные формы кооперативного хозяйства в виде производственной, снабженческо-сбытовой, кредитной, потребительской и других форм кооперации представляют со-бой социалистический сектор экономики, основанный на сис-теме коллективной собственности трудящихся масс».

Также имеется и другая особенность Конститу-ции -- допуск иностранного капитала.

В соответствии с социа-листической традицией в Конституции КНР большое внимание уделено регулированию экономической политики и хозяйствен-но-организаторской деятельности государства. В Конституции предусмотрены или из нее вытекают такие цели экономиче-ской политики государства, как: совершенствование макрорегулирования (ст. 15); усиление законодательной деятельности в области эко-номики (ст. 15); обеспечение целостности экономического строя обще-ства (запрещение его нарушения - ст. 15); охрана различных форм собственности (ст. 11, 12, 13); рациональное распределение средств накопления и потребления (ст. 14); совершенствование систем управления экономикой и управления предприятиями (ст. 14); повышение производительности и улучшение органи-зации труда (ст. 14).

Кроме того, в Конституции нашла отражение экономичес-кая стратегия государства по использованию достижений на-уки и техники, созданию условий для их развития (ст. 14).

Конституция КНР устанавливает также основы компетен-ции государственных органов в сфере экономики.

Политическая система КНР отличается значительным своеобразием.

Во-первых, в силу своего социалистического характера она включает специфические институты, типичные именно для социалистических стран (коммунистическая партия, народный фронт и др.), причем и государство, и различные формально общественные формирования функционируют и взаимодействуют под руководством КПК.

Во-вторых, в КНР наблюдается специфическое переплетение формальных и неформальных институтов, при этом формальное значение отдельных институтов политической системы, в том числе и официально пропагандируемое, как правило, далеко не совпадает с реальным. Например, формально вопросы национальной безопасности входят в компетенцию специально создаваемого ВСНП государственного органа - Центрального военного совета. Известно, и в КНР это считается вполне вытекающим из особенностей социалистического государства, что на практике решениям этого органа предшествуют решения Политбюро ЦК КПК. Анализ же принятия конкретных решений позволяет синологам предположить, что политику по вопросам национальной безопасности определяет немногочисленная группа высших военных, партийных и отставных деятелей, а члены Политбюро выступают в роли консультантов этих могущественных политиков.

В Китае сохраняется и такая весьма своеобразная структура власти, как формально не существующий, почти никогда не собирающийся вместе, но вполне реальный «ареопаг патриархов» КПК (менее 10 человек). Большинству из них за 80, а некоторым и за 90 лет, и они не занимают государственных или партийных постов, но те, кто официально занимает руководящие посты в КПК и КНР, считаются с их мнением и советуются с ними, более того, без их согласия невозможно принятие важных политических решений в партии и государстве.

В-третьих, на функционирование политической системы огромное влияние оказывает феномен личных связей («гуань си»). Этот ведущий внутренний механизм политической системы КНР уходит корнями в далекое прошлое китайской традиционной культуры. Проанализировать и выявить его воздействие на функционирование политической системы довольно сложно, а часто и невозможно в силу ряда причин, в том числе и закрытости китайского общества. Однако иметь в виду его необходимо, поскольку действие всех институтов осуществляется главным образом через «гуань си», а не в европейском понимании, но российскому читателю это понять несложно Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 390.

С формальной точки зрения политическая система КНР включает институты различного уровня и значения: КПК, другие политические партии и формально неполитические организации, государство и народный фронт.

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризуется в документах как «правящая партия», а демократические партии - как «партии, участвующие в политической жизни».

Коммунистическая партия Китая определяется в китайской литературе как авангард рабочего класса, выразитель интересов многонационального народа страны, руководящая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успехи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальнейшем возлагается руководство «народами всех национальностей Китая». В своей деятельности КПК руководствуется марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина. Главной задачей партии в настоящее время признается «социалистическая модернизация» и превращение Китая в «социалистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией». Феномен КПК, сохранившей свои позиции в условиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунистические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонстрировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отказаться от целого ряда догматических положений (о несовместимости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую платформу КПК путем использования традиционных конфуцианских ценностей и идей национального патриотизма.

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный комитет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дисциплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК.

Для политической системы КНР характерно тесное переплетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчинение территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Именно поэтому разработка, например, пятилетних планов осуществляется прежде всего в ЦК КПК, а уже затем они принимаются ВСНП. Пример такого рода - принятие на 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 г. «Предложений ЦК КПК о разработке 9-го пятилетнего плана и перспективных целей до 2010 г. экономического и социального развития страны», в которых были определены все основные моменты документов, принятых позднее (в марте 1996 г.) на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) - Девятого пятилетнего плана и Программы экономического и социального развития Китая до 2010 г.

В официальной китайской литературе подчеркивается главным образом идеологический и политический характер руководства КПК. «Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государства». Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь любые попытки преуменьшить роль КПК. В отчетном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что «в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и действия, которые ставят под сомнение ее руководящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии».

В научных исследованиях, особенно западных синологов, выделяется то обстоятельство, что руководящая роль КПК базируется не только и не столько на ее авторитете, сколько на ее безраздельном руководстве Вооруженными силами. Именно в органах КПК сосредоточена реальная высшая власть в стране на всех уровнях управления.

«Особенностью и преимуществом политической системы Китая» в официальных китайских документах называют существование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Китайская ассоциация демократического национального развития, Китайская ассоциация содействия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество «3 сентября»), Лига демократического самоуправления Тайваня.

Указанные партии организационно самостоятельны: каждая имеет свой собственный устав, выборные органы, собственную социальную базу и печатный орган. «Однако самостоятельность эта чисто формальная, поскольку все они признают руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки». Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 437

В отношении этих партий проводится курс на «длительное существование и взаимный контроль, откровенное высказывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор». Основными формами взаимодействия КПК и демократических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рамках НПКСК, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фронта) и его местные органы курируют деятельность демократических партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий являются депутатами Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей, занимают руководящие посты в государственных органах, но, «как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, заместителей председателя народного правительства и т. п.».

В китайской литературе отмечается определенная активизация деятельности демократических партий после длительного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении политической власти. Фантом многопартийности придает значительное своеобразие политической системе Китая. В документах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учитывать китайскую специфику, исключающую «многопартийность и парламентаризм западного образца».

Сложившаяся «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК» официально расценивается как «особенность и преимущество политической системы Китая». В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюрализма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что «в современном Китае широкой социальной базы для оппозиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличивать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические подвижки в политической области».

В КНР актуальным является вопрос о реформе политической системы. Вопрос о необходимости демократизации общественного строя, преодоления бюрократизма и беззакония, ликвидации феодальных пережитков, отказа от традиционного пожизненного пребывания на руководящих постах, выдвижения талантливой молодежи был поставлен еще на XIII съезде КПК. Однако известные студенческие выступления и негативный опыт ряда постсоциалистических стран привели китайское руководство к идее постепенного и поэтапного проведения политической реформы, не допуская при этом ослабления руководящей роли КПК и ее монопольного пребывания у власти. КПК рассматривается как гарант стабильности, а поддержание стабильности -- как одна из важнейших задач государства и общества. В официальной литературе Китая подчеркивается, что без порядка нельзя осуществить программу реформ: «В случае какой-либо смуты или бедствия право людей на существование неизбежно будет поставлено под угрозу. Поэтому необходимо обеспечивать стабильность в стране, продолжать следовать линии, зарекомендовавшей себя как эффективная» Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 438

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода