Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Социально-классовый состав населения китая. Трансформация социальной структуры современного китайского общества Социальная структура общества древнего китая кратко

При изучении социальной структуры населения Китая необходимо учитывать, что общество этой страны пока что находится в переходном состоянии. В конце 1970-х при Дэн Сяопине в государстве началась реализация целого комплекса реформ, последний этап которых приходился на 1990-е годы. Эти преобразования привели к оформлению достаточно развитого рынка, появлению различных форм собственности и некоторому снижению идеологического гнёта в общественной жизни.

Общество менялось вслед за экономикой. Появление предприятий капиталистического образца привело к возникновению классов бизнесменов и наёмных рабочих. А ослабление цензуры вызвало рост числа интеллигенции. Ещё одним важным последствием реформ стала социальная мобильность. Открывшимися возможностями стали активно пользоваться жители сельской местности, которые при Мао Цзэдуне были привязаны к своим родным деревням.

Однако реформы, шедшие разрез с привычным для Китая укладом жизни, породили ряд серьёзных проблем, которые до сих пор остаются нерешёнными. В стране продолжают функционировать противоречащие друг другу командно-административная и рыночная экономики. Китайцы потеряли ряд прежних моральных ценностей, усилилось имущественное расслоение. В связи с возникновением у населения права на предпринимательскую деятельность и оформлением новых производственных областей, в обществе стали образовываться новые группы. У этих появившихся в послереформенный период социальных слоёв пока ещё не до конца сформировались чувство собственной идентичности, определённый общественный статус и прочное самосознание.

Основные категории китайского общества

К числу основных классов китайского общества относят следующие:

  • Чиновники. Со времён Мао Цзэдуна и по сей день кадровые работники занимают важное место в социальной структуре Китая. Государственный бюрократический аппарат огромен и неповоротлив, но при этом количество госслужащих увеличивается каждый год.
  • Крупные бизнесмены. Весьма примечателен тот факт, что подавляющее большинство крупных предпринимателей Китая вышли не из мелкого и среднего бизнеса, а из чиновничества.
  • Военные. Китай обладает самой крупной армией в мире (в данный момент на действительной службе находятся почти 2,5 млн человек). Военное дело в Китае считается очень престижным.
  • Наёмные рабочие, занятые на государственных предприятиях и в сфере крупного бизнеса. Число людей, принадлежащих к этому классу, значительно увеличилось в послереформенный период после возникновения новых частных предприятий.
  • Представители малого и среднего бизнеса. Рыночные реформы 1990-х годов позволили множеству китайцев заняться частным предпринимательством. В основном, мелкие предприятия возникают в сельской местности, либо связаны с перевозкой готовых товаров.
  • Крестьянство. Считается наименее социально защищённой категорией населения. Впрочем, положение крестьянина может быть различным, в зависимости от провинции, где он проживает, и некоторых других факторов.
  • Интеллигенция. При Мао интеллектуальный труд был презираем. Особенно ярко это отношение проявилось в эпоху «культурной революции», когда по всей стране прокатилась волна репрессий, направленных, в том числе, и против интеллигенции. Однако после реформ Дэн Сяопина этот класс начал возрождаться.

Социальная стратификация в китайской деревне

На сегодняшний день Китай остаётся преимущественно сельскохозяйственной страной. Уровень урбанизации в Поднебесной составляет менее 45%. Поэтому на селе возникла своя сложная общественная структура, которой следует уделить особое внимание. Сегодня в китайской деревне проживают следующие группы населения:

  • крестьяне-земледельцы (более 60% от всех жителей села);
  • сезонные рабочие;
  • управляющие сельскими коллективными предприятиями;
  • индивидуальные предприниматели;
  • сельские чиновники;
  • работники, не задействованные непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции (врачи, учителя, техники, строители);
  • домохозяйки.

По сравнению с дореформенным периодом нынешнее положение жителей села значительно улучшилось. Об этом говорят такие показатели как: рост продолжительности жизни, размах строительства, приобретение новейшей сельскохозяйственной техники. Это связано, во-первых, с открывшейся для сельских жителей возможностью перебираться в города и зарабатывать там, снабжая деньгами, оставшиеся в деревнях семьи. Во-вторых, с распадом народных коммун, тормозивших развитие частной инициативы. А, в-третьих, с распространением такой производственной организации как семейный подряд.

До 1970-х годов плановая экономика Китая не позволяла крестьянству заниматься какой-либо коммерческой деятельностью. Но в ходе реформ был разработан проект, позволивший каждому крестьянскому двору стать самостоятельной рабочей единицей. За считанные годы в статус семейных подрядов перешли 90% хозяйств. За преобразованиями сразу последовал подъём производства и рост благосостояния сельского населения. Экономические успехи одновременно обозначали повышение престижа крестьянского труда и усложнение социальной структуры сельского общества. Семейные отряды, действующие как отдельные предприятия, стали привлекать к труду наёмных рабочих. Со временем в деревне начали возникать более масштабные коллективные предприятия. Для правильного функционирования таких сложных организаций, безусловно, требовался класс менеджеров, а также прослойка высококвалифицированных специалистов в технической, ветеринарной и аграрной областях. И в течение 1990-2000-х годов эти классы постепенно оформились.

Последние 40 лет китайское общество переживает трансформацию. Очевидно, этот процесс будет продолжаться ещё некоторое время и приведёт к глубоким структурным изменениям.

1.1 Традиционная социальная структура Китайского общества.
Социальная структура.
Подобно другим восточным обществам, в традиционном Китае на протяжении веков функционировала политическая структура, наделенная государственной властью. Единственным источником власти был император, осуществлявший свое правление по воле небес. Однако постепенно развитие получали институты, призванныегарантировать плавное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти. Первостепенную роль играли механизмы формирования аппарата чиновников. Уровень квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии различных экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижныедолжности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли "подлые люди". К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людейк сдаче государственных экзаменов не допускались. Рабство в Китае тоже существовало, однако редко играло заметную роль.
Уникальность китайского общества связанна с особенностями семейно-клановых связей. Большая семья и семейный клан включали в свой состав широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае, а иногда это случалось и вреальной жизни, клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан сплачивался воедино соблюдением обязательных церемоний почитания предков и чувством гордости за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности наземлю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников. Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался с помощью свах. Традиционно согласия детей не спрашивали, и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые даосские жрецы и немногие крайнебедные мужчины оставались холостыми.
Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. В деревнях обычно проживали простые крестьяне занимающиеся земледелием. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительныезаведения, включая рестораны, чайные заведения и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков различных историй. Большой популярностью пользовались театр, а также разнообразные азартные игры.
Родственные и семейно-клановые связи на протяжении всей истории Китая были очень прочными. Практически это находилосвое выражение в том, что, коль скоро для этого представлялась возможность, т. е. как только та или иная семья становилась более или менее зажиточной, богатела, она быстро разрасталась. Глава семьи заводил себе новых жен и наложниц, его сыновья делали то же самое, так что на протяжении всего нескольких десятилетий на базе элементарной семейной ячейки могла возникнуть большая нерасчлененная семья,оказывавшаяся ядром будущего клана.Правда, после смерти главы семьи срабатывал механизм эквализации имущества, постоянно противостоявший неизменной тенденции к увеличению семьи и разрастанию ее в могущественный клан. Этот механизм, тоже действовавший в духе традиции, проявлялся через посредство системы наследования, которая не признавала столь характерного для...

Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

Что это такое?

Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.

Характеристики традиционного общества

Для традиционного общества характерны следующие особенности:

1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

Политическое устройство

Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

Социальные отношения

В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

Духовная сфера

В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

Отношения с природой и окружающим миром

Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.

По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

Традиционное и индустриальное общество: различия

Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.

Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.

Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

Примеры традиционного общества: Китай

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.

Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.

Япония

Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.


В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.

Индия

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.

73. Трансформация социальной структуры современного китайского общества.

До периода реформ в КНР был введен режим места жительства, который в слабой форме сохранился и в настоящее время. Путем прописки чел прикреплялся к одному месту жит-ва и при этом переселиться в др место практически невозможно. До начала реформы городское население делилось на кадры, рабочих и интеллигенцию. Кадровые работники были разделены на 30 должностных степеней и для каждой степени была установлена норма зарплаты и привилегий.

В период реформы были повышены закупочные цены на с/х продукцию, снижен объем закупок по фиксирован. ценам, расширена область дейсвтия рыночн торговли. В 1984 только 18% семей имели доходы превышающ 500 ю. в год. По данным кит статистики в 2002 годовой доход на человека в крестьян-х семьях был 2478 ю. Доходы крестьян вост и центр провинций выше, чем доходы крестьян зап районов. Наиболее распростран-й подход, где население сельской местности делится на соц группы по характеру и содержанию труда:несколько групп

Крестьяне, занимающ только земледелием (63%).-сезонные рабочие (12%)-управляющие сел-ми коллективными предприятиями (0,9%)-индивид торговцы и промыш-ки, ведущие дело на акционерных началах (6,5%)-владельцы сельских и поселковых част предприятий (0,8%)-наемные рабочие (3%)-Сельские ганьбу (кадровые рабочие 7%)-сел раб-ки науки, культуры и техники, здравоохранения (1%)-домохозяйки (8%)-прочие трудящиеся (3,3%)

Рабочий класс

В структуре рабочих под влиянием эк-х преобразованиях также происходят изменения: изменяется доля рабочих на гос предприятиях и повышается доля рабочих на предпр-ях иной формы собственности.

Самые высокие ставки зарплаты:

Туризм; табачная промышленность; добыча и разработка черных металлов; возд транспорт и т.д.

Разница между самыми высокими и самыми низкими доходами в 3 раза.

В составе рабочих разд-ся след группы:

1 пост раб-е, к-е заняты на гос и коллектив-х предприятиях2 контрактники3 крестьяне-рабочие, приезжающие на сезонные заработки в город4 рабочие деревенских и поселковых предприятий5 раб-е частных предпр-й

Интеллигенция

В Китае под интел-ей понимаются лица, получившие высшее и средне-спец образование и занятые умственным трудом. В 2002 в китае было 28 млн профессионалов и техников всех специальностей, работающих на гос предпр-ях и институтах. В ВУЗАХ в 2002 было 531 тыс преподавателей среди к-х 50 тыс профессоров и 161 тыс доцентов. В 2002 среднедушевая зарплата всех раб-в в ВУЗОВ была 18 тыс ю, а средняя зарплата учителей 10 тыс ю. Во всех ВУЗАХ Китая на 1 место выходит коммерч активность. Сущ-т предпр-я, организованные студентами и преподавателями. Сфера деят-ти от развлечения до высокотехнолог продукции.

Кадровые рабочие

Пролжают играть важную роль в соц структуре кит общ-ва. Ганьбу – это любой служащий, имеющий право принимать администр решения

1)рабочие гос и административных органов

2)кадровые работники на предприятиях

Работники первой категории имеют пост работу, твердые ставки зарплаты и льготы по соц страхованию. Кадровые рабочие предприятий могут вкладывать собственные средства в фонды предприятий и нести ответ-ть за результаты работы, они могут получать премии и надбавки в зависимости от итогов работы.

Предприниматели

Доходы владельцев пред-й дифференцируются в зав-ти от формы предприним деят-ти, но повысилась зарплата рабочих и служащих минимум в 11 раз.

Соц группы, которые получают высокие доходы:1владельцы частных предприятий2люди, получившие подряд или взявшие в аренду предп-я 3высшие управленческие рабочие совмести ил иностр предприятий 4 брокеры 5 риелторы 6 адвокаты 7 повара высокой квалификации 8 звезды эстрады и кино

В Китае выделился слой новых богатых. Кит социологи к таковым относят всех лиц, чьи доходы в 3 раза выше среднего уровня, но они еще не составили единую группу интересов и не совершают коллективных действий с едиными требованиями.

В наст время в соц структуре кит общества по доходам выделилось несколько групп: 1)высший класс – полит партийная элита и крупные бизнесмены и научно-техн элита 2)средне-высший класс – осн масса кадровых работников, управленцы среднего звена, руководители средних и мелких гос предприятий, специалисты и технич работники «средней руки» 3) средне-средний класс: хозяива мелких предприятий, служащие, индивид-е промышленники и торговцы 4) средний-низший класс- работники сферы услуг и торговли, рабочие и крестьяне 5)нижний класс- беднейшая часть рабочих, крестьяне и не занятое население.

Система социального обеспечения в Китае. Социальная политика.

Гос-во в соц сфере берет на себя создание условий трудоуст-ва, улучшение охраны и условий труда, и на основе развития произ-ва повышение оплаты труда. В посл годы улучшились каналы трудоуст-ва, в т.ч. и через негос-е орган-и.

По конст. Гос-во обязано:-улучшать условия охраны для трудящ-ся и устанавл-т рабочее время;-порядок ухода на пенсию рабочих и служащих;-с 2004 создает соответствующую сист-у соц страхования.

На предпр-х в гос учрежд-х мужчины - на пенсию в 60лет, женщ – 55, имея стаж работы не меньше 10 лет. Пенсия исчисляется в размере от 60-75% от зп. С 2006г выплаты на соц сферу – приоритетные, увеличиваются объемы фонда соц страхов-я.

Виды соц страхования:- по старости,- по инвалидности, -в обл-ти здравоохранения, -производственной травмы, -деторождение.

Острая проблема-безработица.

Главное направление в развитии трудоустр-ва – расширение сферы услуг (утверждены полное или частичное освобождение от налогов, низкопроцентные кредиты и дотации на соц страхование). Структ занятости населения: первич сфера -44.8%, вторич – 23.8%, третич – 31%.

В основе пенсион системы – многоступенчатая схема страхований. С 2005г пенсионеры получают пенсию через финансовые орган-и. числен-ть пенсион в городах -50 млн чел. Средний размер пенсий в городах – 600ю в год. Выросло число сельских пенсионеров, получ-х пенсии из страховых фондов. Соц обеспечение в обл здравоохранения – самое слабое звено в сист соц гарантий. Мед обслуживание для большей части населения - слишком дорогое. Один из пунктов соц программы – обеспечение прожиточного минимума. Семья с доходами ниже этого уровня м. рассчитывать на получ субсидий.

В сельских р-х гос-во гарантирует материал помощь в сфере «5 гарантий»: обеспечения питанием, одеждой, топливом на уровне мин жизненных потребн-й, средство на обучение детей и средства на похороны.

Дейст-т общественные прогр помощи детям: Надежда(бесплат образ-е детей бедняков), Счастье(помощь бедным матерям), Водоем(обеспеч-е водой западных рай-в).

Конституция КНР и документы Коммунистической партии Китая (КПК) оперируют крупными социально-структурными общностями как наиболее значимыми для китайского общества и для управления им: используются такие привычные для социалистического «конституционализма» понятия, как классы, рабочие, крестьяне, интеллигенция, народы. Так, во введении к Конституции записано, что «в деле социалистического строительства необходимо опираться на рабочих, крестьян и интеллигенцию...». Действительно, в период господства идеалов «большого котла» и «железной плошки», нивелировки потребностей населения и искусственного поддержания однородности их интересов классы выступали как наиболее социально значимые структуры китайского общества.

Экономическая реформа стимулировала осознание специфичности интересов различных слоев и групп. Исследования социологов показывают, что представители различных слоев населения все чаще идентифицируют себя не с каким-либо классом, а с иными социокультурными общностями: все отчетливее осознает свои специфические интересы молодежь, формируются этноконфессиональные общности, кадровые специалисты, служащие государственного аппарата, преподаватели все чаще пишут о превращении интеллигенции в самую прогрессивную общественную силу. Вследствие огромной численности населения КНР каждая из таких общностей бывает равна по своей численности населению крупного европейского государства.

Реальную и острую социальную проблему представляет собой в КНР безработица. И хотя согласно частям второй и четвертой ст. 42 Конституции «государство различными путями создает условия для трудоустройства, улучшает охрану и условия труда, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся», а кроме того, «осуществляет необходимое трудовое обучение граждан до устройства их на работу», выполнение государством этих конституционных обязанностей в Китае (как, впрочем, и во многих других странах) еще весьма далеко от завершения.

Согласно ст. 43 Конституции, государство улучшает условия для отдыха и укрепления здоровья трудящихся, устанавливает для рабочих и служащих рабочее время и систему отпусков. В трудовом законодательстве КНР рабочее время и система отпусков действительно урегулированы, а улучшение условий для отдыха и укрепления здоровья - задача, которая вряд ли когда-нибудь может считаться завершенной. Это типичная «материальная гарантия», за результаты которой никто ни с кого спросить не может.

В ст. 44 и 45 Конституции сформулированы задачи госу-дарства, а подчас и общества в области социального обеспече-ния. Так, государство в соответствии с законом устанавливает порядок ухода на пенсию рабочих и служащих, при-том что «государство и общество обеспечивают пенсионеров». На государство возложена задача развивать социальное страхование, общественное вспомоществование и медико-санитар-ное обслуживание, государство и общество должны обеспе-чивать инвалидов из числа военнослужащих, оказывать мате-риальную помощь семьям павших героев, предоставлять льготы семьям военнослужащих, помогать слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования.

Несмотря на громадное преобладание в населении Китая основного этноса хань (так себя называют китайцы), страна все же относится к числу многонациональных, тем более что подчас при относительно низком проценте в населении числен-ность отдельных народов составляет многие миллионы людей, которые порой проживают на обширных территориях. В обла-сти межнациональных отношений, особенно в период «куль-турной революции», было совершено немало преступлений, связанных с насильственной китаизацией. Поэтому Конститу-ция не могла оставить без внимания эту проблему. В ст. 4 сформулированы основные принципы национальной политики государства:равноправие национальностей, запрещение националь-ной дискриминации и угнетения, действий, подрывающих спло-ченность национальностей, свобода употребления и развития национального языка и письменности, сохранения и изменения нравов и обычаев; государственная гарантия законных прав и интересов малочисленных национальностей, помощь районам их прожи-вания в ускорении темпов экономического и культурного раз-вития, районная автономия в районах их компактного прожи-вания.

Часть первая ст. 49 обязывает государство охранять брак, семью, материнство и детство, а часть вторая ст. 46 -- обес-печивать всестороннее нравственное, умственное и физичес-кое развитие молодежи, подростков и детей. В ст. 48 указано, что женщины пользуются равными с мужчинами правами во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни, а государство охраняет права и интересы женщин, обеспечивает им равную с мужчинами плату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровых работников из числа женщин. В какой мере это реализуется, можно видеть хотя бы из того факта, что в руководстве стра-ны за полвека после победы коммунистов в гражданской вой-не не было и нет женщин, за исключением Цзян Цин, кото-рая выдвинулась во время «культурной революции» благода-ря тому, что была супругой руководителя КНР Мао Цзэдуна.

В ст. 9 (часть вторая) и 26 особое внимание уделено при-родоохранной деятельности государства и его деятельности по оздоровлению окружающей среды. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 435

В Конституции КНР содержатся многие традиционные для социалистического государства нормы, и тем не менее конституционная модель экономики социалистического государства в КНР имеет модернизированный характер.

Конституции социалистических стран, как правило, содержали характеристику социалистической системы хозяйства, или социалистической экономической системы. Эта характеристика (в зависимости от оценки соответствующей коммунистической партией этапа, на котором находилась страна) давалась в двух вариантах: в первом варианте о социалистической экономике говорилось как о свершившемся факте, тогда как второй вариант конституционной характеристики экономической системы отражал переход к социалистической экономике. Формулировки Конституции КНР сочетают оба подхода. С одной стороны, часть первая ст. 6 Конституции гласит: «Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики -- социалистическая общественная соб-ственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс». Из этого положения можно сделать вывод, что социалисти-ческая экономическая система уже сложилась. Однако новая, третья, часть этой же статьи, перекликается с содержащим-ся во введении положением о длительном нахождении страны на начальной стадии социализма и устанавливает: «На началь-ной стадии социализма государство поддерживает экономичес-кую систему, при которой общественная собственность доми-нирует и другие формы собственности развиваются параллель-но, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения». В противоречивости этих положений получа-ет отражение курс КПК на отход от традиционного для соци-алистических стран форсирования развития социалистических отношений к известной их консервации на достигнутом уров-не в течение неопределенного времени в сочетании с разви-тием рыночных отношений.

Поскольку в Китае предпринимаются усилия по форми-рованию рыночной сферы функционирования государственных предприятий и других субъектов хозяйствования, на консти-туционном уровне нашел отражение вопрос о соотношении плана и рынка. До марта 1993 г. ст. 15 Конституции КНР гласи-ла: «Государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство. С помощью всесторонне сбалансиро-ванных экономических планов и вспомогательной роли рыноч-ного регулирования государство гарантирует пропорциональ-ное, гармоничное развитие народного хозяйства». До XIV съезда КПК (1992 г.) рыночный социализм типа югославской модели объявлялся неприемлемым для Китая, но начиная с XIV съезда в партийных документах говорится уже о социалистической рыночной экономике. По мнению китайского автора Цзо Чанцина, основные особенности новой системы социалистической рыночной экономики сводятся к следующему: распределение ресурсов при использовании рыночного механизма; самостоятельность хозяйственных предприятий; четкое определение прав собственности; создание рынка факторов производства; косвенный макроэкономический контроль правитель-ства; разработка законодательства, регламентирующего хо-зяйственную деятельность.

Социалистический характер экономики Китая проявляет-ся, по мнению китайских экономистов, прежде всего в доми-нировании государственной собственности в народном хозяй-стве страны и ведущей роли принципа распределения по тру-ду. Вместе с тем формулировка Конституции делает возможным и акцент на рыночном характере преобразований, «допускает различные толкования, ее трактовка может меняться в зави-симости от задач экономической политики китайского руко-водства и практических потребностей реформы».

Политическая установка КПК на создание социалистичес-кой рыночной экономики получила конституционное оформле-ние. Статья 15 Конституции в редакции 1993 г. гласит: «Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. Государство усиливает законодательную деятельность в области экономики, совершенствует макрорегулирование. Государство в соответствии с законом запрещает любым организациям или отдельным лицам нарушать экономический строй общества».

Особенность Конституции КНР заключается и в том, что она регулирует такой, казалось бы, частный институт хозяйства, как семейный подряд. Часть первая ст. 8 Конституции в редакции 1999 г. устанавливает: «Сельские коллективные хо-зяйственные организации осуществляют двухуровневую систе-му хозяйствования, основой которой является семейный под-ряд. В деревне различные формы кооперативного хозяйства в виде производственной, снабженческо-сбытовой, кредитной, потребительской и других форм кооперации представляют со-бой социалистический сектор экономики, основанный на сис-теме коллективной собственности трудящихся масс».

Также имеется и другая особенность Конститу-ции -- допуск иностранного капитала.

В соответствии с социа-листической традицией в Конституции КНР большое внимание уделено регулированию экономической политики и хозяйствен-но-организаторской деятельности государства. В Конституции предусмотрены или из нее вытекают такие цели экономиче-ской политики государства, как: совершенствование макрорегулирования (ст. 15); усиление законодательной деятельности в области эко-номики (ст. 15); обеспечение целостности экономического строя обще-ства (запрещение его нарушения - ст. 15); охрана различных форм собственности (ст. 11, 12, 13); рациональное распределение средств накопления и потребления (ст. 14); совершенствование систем управления экономикой и управления предприятиями (ст. 14); повышение производительности и улучшение органи-зации труда (ст. 14).

Кроме того, в Конституции нашла отражение экономичес-кая стратегия государства по использованию достижений на-уки и техники, созданию условий для их развития (ст. 14).

Конституция КНР устанавливает также основы компетен-ции государственных органов в сфере экономики.

Политическая система КНР отличается значительным своеобразием.

Во-первых, в силу своего социалистического характера она включает специфические институты, типичные именно для социалистических стран (коммунистическая партия, народный фронт и др.), причем и государство, и различные формально общественные формирования функционируют и взаимодействуют под руководством КПК.

Во-вторых, в КНР наблюдается специфическое переплетение формальных и неформальных институтов, при этом формальное значение отдельных институтов политической системы, в том числе и официально пропагандируемое, как правило, далеко не совпадает с реальным. Например, формально вопросы национальной безопасности входят в компетенцию специально создаваемого ВСНП государственного органа - Центрального военного совета. Известно, и в КНР это считается вполне вытекающим из особенностей социалистического государства, что на практике решениям этого органа предшествуют решения Политбюро ЦК КПК. Анализ же принятия конкретных решений позволяет синологам предположить, что политику по вопросам национальной безопасности определяет немногочисленная группа высших военных, партийных и отставных деятелей, а члены Политбюро выступают в роли консультантов этих могущественных политиков.

В Китае сохраняется и такая весьма своеобразная структура власти, как формально не существующий, почти никогда не собирающийся вместе, но вполне реальный «ареопаг патриархов» КПК (менее 10 человек). Большинству из них за 80, а некоторым и за 90 лет, и они не занимают государственных или партийных постов, но те, кто официально занимает руководящие посты в КПК и КНР, считаются с их мнением и советуются с ними, более того, без их согласия невозможно принятие важных политических решений в партии и государстве.

В-третьих, на функционирование политической системы огромное влияние оказывает феномен личных связей («гуань си»). Этот ведущий внутренний механизм политической системы КНР уходит корнями в далекое прошлое китайской традиционной культуры. Проанализировать и выявить его воздействие на функционирование политической системы довольно сложно, а часто и невозможно в силу ряда причин, в том числе и закрытости китайского общества. Однако иметь в виду его необходимо, поскольку действие всех институтов осуществляется главным образом через «гуань си», а не в европейском понимании, но российскому читателю это понять несложно Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 390.

С формальной точки зрения политическая система КНР включает институты различного уровня и значения: КПК, другие политические партии и формально неполитические организации, государство и народный фронт.

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризуется в документах как «правящая партия», а демократические партии - как «партии, участвующие в политической жизни».

Коммунистическая партия Китая определяется в китайской литературе как авангард рабочего класса, выразитель интересов многонационального народа страны, руководящая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успехи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальнейшем возлагается руководство «народами всех национальностей Китая». В своей деятельности КПК руководствуется марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина. Главной задачей партии в настоящее время признается «социалистическая модернизация» и превращение Китая в «социалистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией». Феномен КПК, сохранившей свои позиции в условиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунистические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонстрировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отказаться от целого ряда догматических положений (о несовместимости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую платформу КПК путем использования традиционных конфуцианских ценностей и идей национального патриотизма.

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный комитет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дисциплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК.

Для политической системы КНР характерно тесное переплетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчинение территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Именно поэтому разработка, например, пятилетних планов осуществляется прежде всего в ЦК КПК, а уже затем они принимаются ВСНП. Пример такого рода - принятие на 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 г. «Предложений ЦК КПК о разработке 9-го пятилетнего плана и перспективных целей до 2010 г. экономического и социального развития страны», в которых были определены все основные моменты документов, принятых позднее (в марте 1996 г.) на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) - Девятого пятилетнего плана и Программы экономического и социального развития Китая до 2010 г.

В официальной китайской литературе подчеркивается главным образом идеологический и политический характер руководства КПК. «Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государства». Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь любые попытки преуменьшить роль КПК. В отчетном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что «в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и действия, которые ставят под сомнение ее руководящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии».

В научных исследованиях, особенно западных синологов, выделяется то обстоятельство, что руководящая роль КПК базируется не только и не столько на ее авторитете, сколько на ее безраздельном руководстве Вооруженными силами. Именно в органах КПК сосредоточена реальная высшая власть в стране на всех уровнях управления.

«Особенностью и преимуществом политической системы Китая» в официальных китайских документах называют существование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Китайская ассоциация демократического национального развития, Китайская ассоциация содействия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество «3 сентября»), Лига демократического самоуправления Тайваня.

Указанные партии организационно самостоятельны: каждая имеет свой собственный устав, выборные органы, собственную социальную базу и печатный орган. «Однако самостоятельность эта чисто формальная, поскольку все они признают руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки». Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 437

В отношении этих партий проводится курс на «длительное существование и взаимный контроль, откровенное высказывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор». Основными формами взаимодействия КПК и демократических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рамках НПКСК, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фронта) и его местные органы курируют деятельность демократических партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий являются депутатами Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей, занимают руководящие посты в государственных органах, но, «как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, заместителей председателя народного правительства и т. п.».

В китайской литературе отмечается определенная активизация деятельности демократических партий после длительного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении политической власти. Фантом многопартийности придает значительное своеобразие политической системе Китая. В документах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учитывать китайскую специфику, исключающую «многопартийность и парламентаризм западного образца».

Сложившаяся «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК» официально расценивается как «особенность и преимущество политической системы Китая». В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюрализма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что «в современном Китае широкой социальной базы для оппозиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличивать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические подвижки в политической области».

В КНР актуальным является вопрос о реформе политической системы. Вопрос о необходимости демократизации общественного строя, преодоления бюрократизма и беззакония, ликвидации феодальных пережитков, отказа от традиционного пожизненного пребывания на руководящих постах, выдвижения талантливой молодежи был поставлен еще на XIII съезде КПК. Однако известные студенческие выступления и негативный опыт ряда постсоциалистических стран привели китайское руководство к идее постепенного и поэтапного проведения политической реформы, не допуская при этом ослабления руководящей роли КПК и ее монопольного пребывания у власти. КПК рассматривается как гарант стабильности, а поддержание стабильности -- как одна из важнейших задач государства и общества. В официальной литературе Китая подчеркивается, что без порядка нельзя осуществить программу реформ: «В случае какой-либо смуты или бедствия право людей на существование неизбежно будет поставлено под угрозу. Поэтому необходимо обеспечивать стабильность в стране, продолжать следовать линии, зарекомендовавшей себя как эффективная» Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 438

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода