Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Подводные лодки тип «К» серия XIV – «Катюша. Пл типа "к" (крейсерская) серии xiv

Морская гвардия России ведет свою историю с первой четверти XIX века. Первая военно-морская часть русской императорской гвардии - Гвардейский экипаж - был сформирован только в 1810 году, на 110 лет позднее первых сухопутных гвардейских частей. После Октябрьской революции было ликвидировано само понятие о гвардии, а возвращение гвардейских званий в советском флоте опять произошло чуть позднее, чем в армии! Первые гвардейские части сухопутных войск в СССР появились 18 сентября 1941 года, а первые гвардейские корабли получили звания гвардейских только 3 апреля 1942 года. Приказом № 72 Народного комиссара Военно-морского флота адмирала Николая Кузнецова гвардейскими стали четыре подводные лодки Северного флота: Д-3 «Красногвардеец», подводная лодка «К-22», «М-171» и «М-174». Из состава Краснознаменного Балтийского флота первыми гвардейскими кораблями стали эскадренный миноносец «Стойкий», минный заградитель «Марти» и тральщик «Гафель». И только один боевой корабль Черноморского флота был удостоен гвардейского звания, но зато это был самый крупный и мощный корабль - крейсер «Красный Кавказ».

Справедливости ради нужно сказать, что чуть раньше гвардейские звания получили морская пехота и морские летчики, сражавшиеся рука об руку с бойцами Красной Армии с первых дней войны. Первой 5 января 1942 года гвардейского звания удостоилась 71-я морская стрелковая бригада, переименованная во 2-ю гвардейскую стрелковую бригаду. 8 января гвардейскими стали еще четыре военно-морских части: три балтийских авиаполка (1-й минно-торпедный и 5-й и 13-й истребительные, после переформированные в 1-й гвардейский минно-торпедный и 3-й и 4-й гвардейские истребительные) и один авиаполк Северного флота - 72-й смешанный, после присвоения звания ставший 2-м гвардейским истребительным. А 18 марта 1942 года звание гвардейского присвоили 75-й морской стрелковой бригаде, ставшей 3-й гвардейской стрелковой бригадой

До конца войны число гвардейских кораблей, частей и соединений советского ВМФ существенно выросло: 18 надводных кораблей и 16 подводных лодок, 13 дивизионов боевых катеров, две авиадивизии, 20 авиаполков, два зенитно-артиллерийских полка, бригада морской пехоты и морская железнодорожная артиллерийская бригада. Последним гвардейским подразделением на флоте в годы войны 26 сентября 1945 года стал 6-й истребительный авиаполк, после присвоения переименованный в 22-й гвардейский истребительный авиаполк Тихоокеанского флота.

Но как бы ни были велики заслуги морских пехотинцев и морских летчиков, флот - это в первую очередь боевые корабли. Именно поэтому днем рождения морской гвардии в советском ВМФ принято считать именно 3 апреля 1942 года. А первые гвардейские корабли достойны того, чтобы пусть коротко, но рассказать о судьбе и боевом пути каждого из них.

Гвардейская подводная лодка Д-3 «Красногвардеец»

Подлодка Д-3 была третьей лодкой первого советского проекта больших подводных лодок - серии I. Заложена на Балтийском заводе 5 марта 1927 года, 14 ноября 1931 года вошла в состав морских сил Балтийского моря, а 21 сентября 1933 года, совершив переход из Ленинграда в Мурманск - в состав Северной военной флотилии. В феврале 1935 года подлодка, задействованная в операции по обеспечению деятельности первой дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1» впервые в истории мирового подводного флота совершила 30-минутное подледное плавание. В годы Великой Отечественной войны лодка совершила семь боевых походов и не вернулась из восьмого. Д-3 стала первой в ВМФ СССР подлодкой, удостоенной и звания Краснознаменной (орденом Боевого Красного знамени «Красногвардейца» наградили 17 января 1942 года), и звания гвардейской. По официальным данным советской стороны, на счет «Красногвардейца», совершившего 12 торпедных атак и выпустившего 30 торпед, записаны 8 потопленных судов общим водоизмещением 28 140 брт и одно поврежденное водоизмещением 3200 брт.

Гвардейская подводная лодка «К-22»

Эта субмарина фактически повторила судьбу Д-3: те же восемь боевых походов, последний из которых закончился исчезновением лодки, то же вступление в строй сначала Балтийского, а потом уже Северного флота. Лодка была заложена в Ленинграде на заводе № 196 5 января 1938 года по проекту серии XVI - самых крупных советских подлодок довоенного периода - и уже через десять месяцев спущена на воду. 7 августа 1940 года лодка вошла в состав Балтийского, а 30 октября 1941 года, после перехода по Беломорско-Балтийскому каналу - Северного флота. На боевом счету К-22 числится 9 потопленных судов - транспортных и вспомогательных, а также боевых кораблей. 7 февраля 1943 года субмарина в последний раз вышла на связь с подлодкой К-3, с которой совершала совместный боевой поход, и больше о ней ничего не известно.

Гвардейская подводная лодка «М-171»

Подлодка типа «Малютка» XII серии заложена на заводе №196 в Ленинграде 10 сентября 1936 года, через 10 месяцев спущена на воду, а 25 декабря 1937 года вошла в состав Балтийского флота под литерой М-87. Полтора года спустя, 21 июня 1939 года лодка, пройдя Беломорканалом, добралась до Мурманска и вошла в состав Северного флота уже под обозначением М-171. Именно с этой литерой лодка и заслужила свою боевую славу, совершив за годы Великой Отечественной войны 29 боевых походов, выполнила 20 торпедных атак, выпустила 38 торпед и записала на свой счет два достоверных трофея: потопленный 29 апреля 1942 года немецкий транспорт «Curityba» (4969 брт) и поврежденный 29 января 1943 года германский транспорт «Ilona Siemers» (3245 брт). Подлодка служила в составе советского ВМФ до 1960 года: в 1945-м она вернулась на Балтику уже в качестве подводного минного заградителя, в 1950-м перешла в подкласс учебных, а 30 июня 1960 года, после 23 лет службы, исключена из списков судов ВМФ.

Гвардейская подводная лодка «М-174»

Как и подлодка М-171, М-174 была заложена в Ленинграде, но чуть позже - 29 апреля 1937 года, и при закладке получила литерное обозначение М-91. 7 июля 1938 года ее спустили на воду, а 21 июня 1938 года она вошла в состав Балтийского флота. На Север обе «Малютки» попали одновременно, совершив переход по Беломорско-Балтийскому каналу с 15 мая по 19 июня 1939 года. В состав Северного флота лодку включили 21 июня 1939 года уже с именем М-174, и она успела совершить один боевой поход во время Зимней войны 1939-40 годов, правда, не добившись успеха. В годы Великой Отечественной войны лодка совершила 17 боевых походов, но из последнего, начатого 14 октября 1943 года, не вернулась. Во время службы М-174 совершила 3 торпедные атаки и выпустила 5 торпед, записав на свой счет достоверно подтвержденный немецкий транспорт «Emshörn» (4301 брт), потопленный 21 декабря 1941 года.

Подводная лодка, потопившая фашистский транспорт, подошла к причалу базы. Фото: ТАСС

Гвардейский эскадренный миноносец «Стойкий»

Этот эсминец был заложен в Ленинграде, на заводе №190 26 августа 1936 года по самому массовому довоенному проекту советских эсминцев. 26 декабря 1938 его спустили на воду, а 18 октября 1940 года «Стойкий» вступил в строй и вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. Он воевал с первого же дня войны, а славу этому кораблю принесло участие в уникальной операции по эвакуации советского гарнизона полуострова Ханко. Отряд кораблей для этой операции был сформирован 30 октября 1941 года, и в него, помимо многих других, вошли «Стойкий» и два других первых гвардейских корабля на Балтике - минзаградитель «Марти» и тральщик «Гафель». Но именно на «Стойком» держал флаг командующий эскадрой и руководитель операции вице-адмирал Валентин Дрозд, чье имя кораблю присвоили 13 февраля 1943 года, после гибели командующего. Эсминец прослужил на Балтике до 1960 года, последнее время - в качестве судна-цели.

Гвардейский минный заградитель «Марти»

Это самый старший среди всех первых гвардейский кораблей советского ВМФ. 1 октября 1983 года его заложили на датской верфи как царскую паровую яхту «Штандарт», и после спуска на воду 21 марта 1895 года он стал любимой яхтой последнего русского императора Николая II. В 1917 году на его борту располагался Центробалт - командование революционных матросов, а после легендарного Ледового похода из Гельсингфорса в Кронштадт яхту поставили на хранение. И только в 1936 году корабль вернулся на службу: его переоборудовали в минный заградитель. Войну «Марти», получивший это имя в 1938 году, встретил 22 июня на рейде Таллина, а уже в ночь на 23 июня вышел на первую боевую постановку мин. Всего за время войны «Марти» совершил 12 боевых походов, поставил 3159 мин и сбил 6 самолетов противника. Он оставался в строю до 1961 года, принеся последнюю пользу флоту как корабль-мишень для ракетных стрельб.

Минный заградитель «Марти». Фото: wikipedia.org

Гвардейский тральщик «Гафель»

Еще один участник легендарного похода к Ханко, тральщик «Гафель» был заложен в Ленинграде 12 октября 1937 года по проекту 53у - самому массовому проекту базовых тральщиков 1930-40 годов. 23 июля 1939 года он вступил в строй и вошел в состав Балтфлота. Участвовал в Зимней войне, встретил войну в Кронштадте, прославился как активный участник эвакуации защитников Ханко, занимался тралением до конца войны и закончил службу на флоте 1 сентября 1955 года.

Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»

Был заложен в Николаеве в 1913 году как легкий крейсер «Адмирал Лазарев», но в 1918 году строительство прервали. Возобновилось оно только в 1927 году, уже после того, как корабль переименовали в «Красный Кавказ». Он вступил в строй 25 января 1932 года, став самым современным на тот момент кораблем советского флота - и последним в его составе, который был заложен еще в царской России. Войну крейсер встретил в Севастополе, и уже 23 и 24 июня занялся постановкой минных заграждений на подходах к Севастопольской гавани. «Красный Кавказ» участвовал в обороне Одессы и Севастополя, в Керченско-Феодосийском десанте в конце декабря 1941 года. Именно в Феодосии 4 января 1942 года во время бомбежки крейсер получил тяжелейшие повреждения, которые на полгода поставили его на ремонт. Но уже в августе 1942-го «Красный Кавказ» вернулся в строй, и служил до 21 ноября 1952 года, когда, уже разоруженный и превращенный в корабль-мишень, сослужил последнюю службу, приняв в себя противокорабельную крылатую ракету с бомбардировщика Ту-4. Символично, что произошло это в районе Феодосии, а из списков судов флота корабль исключили 3 января 1953 года.

Далее в рубрике 3 апреля 1840 года в бою с горцами совершил подвиг гарнизон Михайловского укрепления, а герой этого события Архип Осипов стал первым русским солдатом, навечно зачисленным в списки воинской части

В.В. Костриченко, Б.А. Айзенберг. ВМФ СССР И России. Аварии и катастрофы часть I

СТОЛКНОВЕНИЕ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «К-22» (СФ) С ФРЕГАТОМ «ВОДЖ» (ВМС США) 28 АВГУСТА 1976 ГОДА

Основные данные атомной подводной лодки с крылатыми ракетами «К-22» - «КРАСНОГВАРДЕЕЦ» - соответствуют ТТХ ПЛ проекта «675М»,»Эхо-2» класс.

Основные данные фрегата ВМС США «ВОДЖ « (ДЕ 1047 «ОСЕ») типа «Гарсиа»: Водоизмещение: 2624 т / 3403 т. Главные размерения: длина - 126,3 м

ширина - 13,4 м осадка - 7,3 м Вооружение: 1 х 8 - ПЛУР «Асрок»

2 х 1 - 127 мм ун.ор.

2 х 1 - 533 мм ТТ. и 2 г 3 - 324 мм ТА ПЛО. Скорость: 27 узлов. Экипаж: 241 чел.

Советская атомная подводная лодка «К-22» выполняла боевую задачу в Средиземном море у острова Крит. 28 августа 1976 года, подводный корабль находился в 150 милях юго-западнее острова при всплытии, в 16 часов 28 минут, командир «К-22» обнаружил в перископ фрегат ВМС США «Моинестер» (ДЕ 1097 «МОИНЕСТЕР») типа «Нокс». Командир безрасчетно, «на глаз» определил пеленг и дистанцию до цели - П=183°, дистанция 40-50 кабельтовых (а фактически - пеленг 192° правого борта, дистанция 20 кабельтовых). Вместо уклонения от противолодочных сил, командир решил в учебных целях поддерживать с ними контакт. В 16 часов 36 минут лодка погрузилась на глубину 140 метров, повернула на курс 110° и на скорости

17 узлов стала выходить на носовые курсовые углы американского фрегата. Глубина моря в районе маневрирования составляла 2900 метров, волнение моря - 1-2 балла, сила ветра (280°) -3 м/сек, видимость полная дневная. Командир атомохода считал себя обнаруженным и маневрирую переменными ходами выполнял маневр отрыва. Своими неграмотными действиями он создавал неблагоприятные условия для работы гидроакустики и получая отрывочные данные по целям, не имел ясного представления о надводной обстановке. Маневрируя на параллельном курсе с фрегатом «Моинестер», он недопустимо сблизился с ним на дистанцию около 17,5 кабельтовых (Курс=50°). В этих условиях он трижды - в 16 часов 50 минут, в 17 часов 38 минут и в 17 часов 53 минуты - подвсплывал под перископ, но второй фрегат визуально так и не обнаружил. Командир атомохода дал устное приказание не вести вахтенный журнал, не объявил «тревогу», не привлек к расчетам элементов движения цели ни старшего помощника, ни штурмана, ни боевой информационный пост. Он постоянно допускал ошибки в определении дистанции и неоднократно сближался на большое скорости в слое скачка (до 3-5 кабельтовых) с фрегатом «Моинестер». В 17 часов 53 минуты командир обнаружил фрегат по пеленгу 62° с правого борта на дистанции 7 кабельтовых и резко отвернув влево, начал маневрировать зигзагом. Атомоход шел генеральным курсом 320° на глубине 4-5 метров и при этом рубка лодки показалась над поверхностью воды. Из-за зигзагов и сильной вибрации наблюдение в перископ было затруднено и командир несколько раз терял фрегат из вида, окончательно его потерял в

18 часов 15 минут. Через десять минут он, неожиданно для себя, обнаружил в непосредственной близости второй американский фрегат. В 18 часов 25 минут командир «К-22» дал команду: «Срочное погруже"ние! Перископ - вниз!» Эта мера запоздала и атомоход на 17 узловой скорости через минуту ударил фрегат «Водж» в левый борт под ангаром для вертолета. Удар был нанесен носовой честью корпуса лодки, а затем и передней частью ограждения рубки, лодка получила большие вмятины в обшивке корпуса, трещины в переборках и повреждение винтов. «Водж» потерял ход и был отбуксирован американцами сначала в базу на остров Крит, а в сентябре - переведен для ремонта в Тулон. Советский атомоход получил повреждения легкого

корпуса в носовой части, на нем были разбиты антенны гидроакустического комплекса «Керчь» и радиолокационная станция управления ракетным оружием «Аргумент», повреждено ограждение рубки и правый горизонтальный руль. Лодка была вынуждена всплыть, но покинула район аварии своим ходом в сопровождении советских кораблей. Около острова Китира (Греция) был проведен неотложный ремонт, после чего корабль был досрочно возвращен на базу для капитального ремонта в Северодвинске.

Гвардейскую. Гвардейский Военно-морской флаг она унаследовала от дизель-электрической подводной лодки К-22 «Красногвардеец» XIV серии Северного флота, воевавшей в годы Великой Отечественной войны в Заполярье. А лодка-юбиляр дважды проходила ремонт на нашем предприятии - с 1970 по 1973 год и с 1983 по 1990 год

В августе исполнилось ровно полвека, как Севмаш спустил на воду атомную подводную лодку К-22 проекта 675 (заводской номер 532)

Поскольку текущий год является 70-й годовщиной Великой Победы, а ДЭПЛ К-22 внесла свой вклад в разгром фашистской Германии, думается, об этой лодке стоит рассказать поподробнее.
«Красногвардеец» (Д-3) построен на Балтийском заводе. Воевал на Северном флоте. В активе Д-3 десять боевых походов, столько же потопленных вражеских судов и кораблей, два повреждены. 3 апреля 1942 года Д-3 удостоена звания гвардейской и 1 мая того же года вышла в свой первый поход под гвардейским флагом. Командовал кораблём капитан 3-го ранга М.А. Бибеев. Субмарина покидала родную базу в восьмой раз, уходя в море на поиск и уничтожение вражеских кораблей и судов.
В майском походе лодка потопила один и повредила два транспорта противника. 17 мая она вернулась на базу. На пирсе гвардейцев встречали Военный совет флота и экипажи подлодок базы. Командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко поздравил гвардейцев с замечательной победой и вручил М.А. Бибееву орден Красного Знамени, которым «Красногвардеец» был награждён первым из подводных кораблей ВМФ СССР за отличное выполнение боевых заданий по нарушению судоходства противником и проявленные при этом мужество и героизм экипажа.
Подводной лодке Д-3 выпала особая честь: она стала первым в советском ВМФ гвардейским Краснознамённым кораблём. К сожалению, судьба «Красногвардейца» была трагической: выйдя в десятый боевой поход в конце июня 1942 года с задачей прикрытия союзного конвоя в Баренцевом море, прославленный экипаж Д-3 остался на вечной вахте в студёных глубинах Заполярья.
В честь этой лодки именем «Красногвардеец» и назвали атомный подводный ракетный крейсер К-22 проекта 675. Лодка тоже надёжно несла морские и океанские вахты, совершив семь автономных походов. Но и на её долю выпало серьёзное испытание. В конце августа 1976 года при несении боевой службы в Средиземном море К-22 столкнулась с фрегатом ВМС США «VOGE», получив повреждения корпуса и устройств.
С 1985 по 1990 год «Красногвардеец» проходил ремонт и модернизацию по проекту 675 МКВ на нашем предприятии. Через четыре года лодку исключили из состава ВМФ, утилизировало её наше предприятие. Такова судьба двух гвардейских кораблей.

В период постройки АПЛ пр. 675 признавались, во всяком случае, советским командованием, силой, способной эффективно бороться с корабельными группировками вероятного противника. Вместе с тем, существенным их недостатком являлось отсутствие корабельных радиотехнических средств, обеспечивающих надежное целеуказание на полную дальность полета ракеты П-6. Было очевидным, что использование для этих целей разведывательной авиации не могло быть эффективным по целому ряду причин: по точности определения координат обнаруживаемых целей в открытом океане; по оперативности доведения полученных данных до носителей ПКРК и по низкой боевой устойчивости. Несмотря на это, в 1964 г. была принята на вооружение морская радиолокационная система целеуказания МРСЦ-1 («Успех»), основу которой составляли самолеты Ту-95РЦ.

В качестве ее альтернативы в июне 1960 г. началась разработка системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ). Эта система, что называется, создавалась с дальним прицелом. С одной стороны, она была призвана обеспечить боевое использование имеемого на вооружение комплекса П-6, а с другой – перспективных комплексов, обладающих еще большей дальностью стрельбы. Таким комплексом стал «Базальт» с дальностью полета ракеты порядка 500 км, принятый на вооружение в 1975 г. – практически одновременно с принятием на вооружение системы МКРЦ. Первые модернизации АПЛ пр. 675 как раз и были связаны с изучением возможности их размещения, а также эксплуатации на этих кораблях.

В частности, в ЛПМБ «Рубин» для размещения опытного образца системы управления стрельбой и наведения на цель «Аргон» комплекса «Базальт» в 1967 г. был разработан пр. 675МУ, а для размещения корабельного цифрового вычислительного комплекса «Касатка-Б» МКРЦ – в 1969 г. пр. 675К. Первый из проектов практически полностью повторял прототип. В нем лишь менялись некоторые из антенн основного антенного поста системы «Аргумент», а также приборы управления стрельбой и наведения на цель. В комплексе «Базальт» они были выполнены не на основе СКВТ (как в комплексе П-6), а на базе транзисторных схем. Благодаря этому не только повышалась эффективность системы, но сокращались массогабаритные характеристики ее приборов. Для модернизации по пр. 675МУ была выделена К-28. Формально работы проводились в период с октября 1968 г. по январь 1975 г. Исходя из их объема, срок кажется достаточно большим. Однако в него входит не только сама модернизация (проводившаяся на СРЗ-10 в г. Полярный), но и испытания системы «Аргон», а также комплекса «Успех-У», которым заменили комплекс «Успех».

Гораздо большего объема работ потребовала модернизация по пр. 675К. Решение задачи облегчалось тем, что в декабре 1965 г. флоту была передана ДЭПЛ К-81 пр. 651К, на которой был установлен экспериментальный образец комплекса «Касатка». Как показали монтаж и испытания, аппаратура и обслуживающие механизмы чрезмерно загромождали отсеки корабля, что затрудняло его боевое использование и повседневную эксплуатацию. Как казалось, на АПЛ пр. 675, благодаря их внутренним объемам и несоизмеримо большим энергетическим мощностям, данную проблему удастся благополучно преодолеть. Но этого не произошло. Дело в том, что модернизация по пр. 675К предполагала проведения испытаний комплекса «Касатка-Б». Он отличался от своего предшественника тем, что был способен решать расширенный круг задач, но хотя и строился на базе более совершенной ЭВМ, имел приборную часть большего объема. В результате ее пришлось «теснить» среди приборной части системы управления стрельбой и наведения на цель «Аргумент». Немалую проблему вызвало размещение антенного поста, оборудования и приборов комплекса «Касатка-Б». Как и на корабле пр. 651К антенный пост хранился в прочной шахте, смонтированной вместо ПМУ системы «Успех» в ограждении рубки и выдвижных устройств. Его механизмы пришлось расположить в трюме четвертого отсека, и без того загроможденном. Для размещения приборной части на нижней палубе третьего отсека смонтировали (за счет кают офицерлов и мичманов) специальную выгородку с автономной системой охлаждения и кондиционирования воздуха. По пр. 675К в период с апреля 1970 г. по сентябрь 1974 г. на МП «Звездочка» в Северодвинске были модернизированы К-47 и К-125.

Третья модернизация АПЛ пр. 675 связана с заменой комплекса П-6 комплексом «Базальт» и получила индекс 675МК. Ее проект в 1975 г. был разработан в ЛПМБ «Рубин». При этом конструкторы решали те же задачи что и в предшествующих проектах модернизаций: замена системы управления стрельбой и наведения на цель «Аргумент» системой «Аргон-К» и размещение корабельного цифрового вычислительного комплекса «Касатка-Б» МКРЦ. Кроме того, требовалось обеспечить хранение и боевое использование ПКР П-500, имевших большие массогабаритные характеристики по сравнению с ракетами П-6. С этой целью увеличили длину и внутренний диаметр контейнеров (за счет переноса шпангоутов на наружные поверхности). При этом пришлось выполнить достаточно большой объем работ. В частности, с кораблей снимали все ТПК. После этого на каждом из контейнеров срезали наружные обтекатели и все шпангоуты (причем в строго определенном порядке), а также системы повседневного и предстартового обслуживания ракет (пожаротушения, внутреннего орошения, газоанализа воздуха контейнеров, вентиляции, осушения, газоочистки и поддержания давления воздуха, обогрева, наружного орошения и т.д.). Затем в оконечностях контейнеров наваривались дополнительные кольца (для увеличения их длины) и наружные шпангоуты (для увеличения внутреннего объема), вновь монтировались все системы повседневного и предстартового обслуживания ракеты.

Так как масса ТПК возросла, то пришлось соответствующим образом модернизировать специальную систему гидравлики. Кроме того, перед модернизацией некоторых из кораблей выяснилось, что их легкие корпуса, изготовленные из маломагнитной стали, имеют большой объем коррозионного растрескивания, и их пришлось полностью переделать с заменой маломагнитной стали высокоуглеродистой.

Всего в период с конца октября 1972 г. по ноябрь 1986 г. по пр. 675МК было модернизировано девять АПЛ. Из них две (К-104 и К-128) входили в состав СФ, а остальные семь единиц (К-23, К-56, К-57, К-175, К-184, К-189и К-204) – в состав ТОФ. Интересно то, что К-204, например, была в конце октября 1972 г. поставлена в средний ремонт, не предполагавший какой-либо модернизации. Однако этот ремонт затянулся настолько, что после принятия на вооружение комплекса «Базальт», им было решено вооружить и этот корабль.


Внешний вид АПЛ пр. 675МК (вверху) и К-86 после переоборудования по пр. 675Н


Четвертая модернизация АПЛ пр. 675 связана с заменой комплекса П-6 комплексом «Вулкан» и получила индекс 675МКВ. Ее проект в 1980 г. был разработан в ЛПМБ «Рубин». При этом конструкторы по-прежнему решали те же задачи что и в предшествующих проектах модернизаций: замена системы управления стрельбой и наведения на цель «Аргумент» системой «Аргон-КВ» и размещение корабельного цифрового вычислительного комплекса «Касатка-Б» МКРЦ. Кроме того, требовалось обеспечить хранение и боевое использование ПКР П-1000, имевших большие массогабаритные характеристики по сравнению с ракетами П-6. При этом приходилось учитывать не только возросшие массогабаритные характеристики ПКР комплекса «Вулкан», но и специфику работы их стартовых ускорителей. В отличие от стартовых агрегатов ракеты П-500 в них использовалось принципиально новое топливо, создававшееся на основе порошкового алюминия.

Данное обстоятельство создало весьма серьезные проблемы. Дело в том, что стартовые ускорители ПКР П-1000 в процессе работы практически полностью разрушали системы и конструкции ТПК, а также газоотбойники в надстройке, несмотря на то, что конструкторы ЛПМБ «Рубин», разрабатывая пр. 675МКВ, просчитывали эту проблему. Как следствие, внутренние поверхности контейнеров было решено облицевать плитками из специальных огнеупорных сталей, которые прикрывали не только конструкции ТПК, но и все системы повседневного и предстартового обслуживания ракет. Открытыми оставались лишь одни направляющие. Сложнее решался вопрос с усилением конструкций надстроек и газоотбойников. Так как пуски ПКР-1000 в рамках летно-конструкторских испытаний производились с наземного стенда, то выявить все последствия воздействия работы новых стартовых ускорителей на конструкции носителя так и не удалось.

Тем не менее, еще до завершения этого этапа испытаний, в ремонт и модернизацию по пр. 675МКВ поставили два корабля – К-1 (из состава СФ) и К-134 (из состава ТОФ). На них предполагалось не только завершить испытания комплекса «Вулкан», но и отработать конструктивные мероприятия, направленные на предотвращение вредного влияния газовых струй стартовых ускорителей на надстройки и газоотбойные шахты. Одновременно планировалось выявить возможность размещения комплекса «Вулкан» на надводных кораблях, и в частности, на крейсерах пр. 1164.

На К-1 работы были проведены в период с февраля 1981 г. по декабрь 1983 г. После их завершения с борта этого корабля, в Белом море, в рамках летно-конструкторских испытаний комплекса «Вулкан» было осуществлено 18 пусков ПКР-1000, из которых 10 сочли успешными. Как выяснилось, расчетная форма и конструкция газоотбойников не отвечали предъявляемым к ним требованиям. В процессе старта ракет листы их обшивки в буквальном смысле этого слова разлетались в разные стороны. Их пришлось усиливать и изменять форму самих газотбойников. При этом были использованы новые огнеупорные материалы. В декабре 1985 г. К-1 приняли на вооружение. К этому моменту завершили модернизацию К-134, а еще два модернизируемых корабля – К-22 и К-35 (оба из состава СФ) – находились в различной степени технической готовности. Интересно то, в тот период комплекс «Вулкан» еще не был принят на вооружение, и проблемы с конструктивной прочностью газоотбойников так и не были до конца разрешены. В результате К-22 и К-35 вступали в строй с различной их формой. При этом поверхности надстроек, ограждения и газоотбойников, подвергавшиеся воздействию газовых струй стартовых ускорителей каждый раз облицовывались новыми огнеупорными материалами.

АПЛ пр. 675МКВ имели еще целый ряд конструктивных особенностей, существенно отличавших их от остальных лодок пр. 675 различных модификаций. Среди них, прежде всего, можно выделить систему орошения забортной водой наружных поверхностей надстройки корабля, наличие в составе вооружения системы космической навигации «Шлюз» (АДК-ЗМ) и ПЗРК «Стрела-3». На К-1 прочный кранец, рассчитанный на шесть ЗР, был смонтирован в ограждении прочной рубки. На остальных лодках, модернизированных по пр. 675МКВ, количество таких кранцев было доведено до трех. Один из них, по-прежнему, располагался в ограждении прочной рубки, а два других – под палубой надстройки (в районе выходных люков). В конечном итоге, все эти нововведения привели к тому, что отсеки кораблей (особенно носовые) оказались чрезмерно загруженными механизмами, оборудованием и приборами, что ухудшало условиях их повседневной эксплуатации и боевого использования.



Внешний вид АПЛ К-22 (вверху) и К-1 после модернизации по пр. 675МКВ


Изначально планировалось модернизировать по пр. 675МКВ все корабли пр. 675, сохранявшие первоначальный состав вооружения. Однако, когда комплекс «Вулкан» приняли на вооружение (в октябре 1987 г.), флотом для этих целей было выделено только шесть лодок. В полном объеме работы удалось провести лишь на четырех, уже упоминавшихся кораблях. Причем на всех из них, как и в случае с некоторыми лодками, модернизировавшимися по пр. 675МК, пришлось полностью менять легкий корпус. Последней из них была введена в строй К-22 – в декабре 1990 г. К числу выделенных, но не прошедших модернизации кораблей, относились тихоокеанские К-7 и К-10. Обе они в середине 1985 г. были поставлены в завод, но какие-либо работы на них не проводились – сначала не хватало комплексов «Вулкан» (промышленность просто не успевала их изготавливать), а затем, после распада Советского Союза, вместе с финансированием исчезла и военная необходимость этого.

Особняком от всех АПЛ пр. 675 стоит К-170, прошедшая переоборудование по пр. 675Н – в носитель в носитель сверхмалых ПЛ. Проект этого переоборудования был разработан в 1977 г. в СПМБМ «Малахит». О нем в открытой печати практически ничего не сообщалось. Известно лишь, что в процессе переоборудования с корабля сняли все ракетное и торпедное вооружение, а также обеспечивающее их оборудование. В районе четвертого, пятого и шестого отсеков смонтировали посадочное место для одной атомной лодки специального назначения (вероятнее всего, речь идет о ПЛСМАСН пр. 1851), а в оконечностях и средней части корпуса – три подруливающих устройства. К-170 прошла переоборудование в период с 1978 г. по декабрь 1984 г.



Одна из АПЛ пр. 675МК Северного флота во время несения боевой службы


Основные ТТЭ


*На К-22, К-35п К-134.


АПЛ пр. 675МУотличалась от базового проекта лишь тем, что вместо штатной системы управления стрельбой и наведения на цель комплекса П-6 на ней смонтировали опытный образец системы «Аргон» комплекса «Базальт», а вместо системы целеуказания от самолетов-разведчиков «Успех» ее более совершенную модификацию (выполненную на новой элементной базе) – систему «Успех-У». Выполнение этих работ практически не повлекло за собой существенной перекомпоновки отсеков и изменения конструкций корпуса корабля.

Реализация пр. 675Кзаставила демонтировать систему «Успех». На месте ее ПМУ смонтировали прочную шахту, в которой хранилась антенна комплекса «Касатка-Б» системы МКРЦ «Легенда». Приборную часть этого комплекса разместили вместо приборной части системы «Успех», используя ее автономную систему охлаждения. Антенный пост комплекса «Касатка-Б» приводился в рабочее положение путем подъема над верхним срезом прочной шахты, в которой он хранился. Крышка самой шахты открывалась при помощи гидравлических приводов. В открытом положении она бьша завалена на левый борт. Отпиралась или запиралась крышка шахты при помощи кремальерного запора, также имевшего гидравлический привод. Последний находился по правому борту, а привод открывания крышки – по левому борту. Оба при-" вода защищались специальными обтекателями, придававшими ограждению прочной рубки своеобразную форму. ПМУ антенны комплекса «Касатка-Б» и приводы шахты имели довольно громоздкие агрегаты, и их пришлось разместить в трюме четвертого отсека, и без того загроможденного механизмами и агрегатами общесудовых систем. Тем не менее, такое решение сочли приемлемым и его повторили в пр. 675МК и пр. 675МКВ.

АПЛ пр. 675МКявлялась третьей модификацией пр. 675. На этом корабле ПКРК П-6 заменили ПКРК «Базальт» с ПКР-500. Эта ракета (как и П-6) оснащалась маршевым ТРД, но имела стартовый агрегат (а не стартовый двигатель). Она могла развивать скорость до М = 2,5 и обладала максимальной дальностью полета 500 км. Благодаря наличию бортовых ЭВМ ракеты залпа могли распределять цели между собой (такая система была создана впервые в мире), а также выбирать главную цель в ордере самостоятельно. Кроме того, каждая ракета оснащалась системой РТЗ, обесл печивающей отвод от нее зенитных ракет. Для преодоления ближнего рубежа ПРО ПКР имели частичное бронирование. На ПЛАРК пр. 675МК установили систему целеуказания «Касатка-Б», увеличили длину контейнеров и их внутренний диаметр (за счет выноса шпангоутов на наружную поверхность), заменили систему управления и наведения на цель «Аргумент» на систему «Аргон-К», которая совместно с системой предстартовой подготовки КР обеспечивала залповую стрельбу всеми восемью ракетами сразу.



Продольный разрез АПЛ пр. 675МКВ:

7 – основные антенны ГАК «Керчь»; 2 – носовой горизонтальный руль; 3 – 533-мм ТА; 4 – баллоны системы ВВД; 5 – носовой входной люк; 6 – якорные шпили; 7 – аварийные буи; 8 – контейнер ПКРК «Вулкан»; 9 – привод гидравлического подъемника контейнера ПКРК «Вулкан»; 70 – основной АП системы «Аргумент» и его привод; 7 7 – прочная рубка; 72 – ходовой мостик; 13 – АП «Селена» системы «Касатка-Б»; 14 – АП РЛК «Альбатрос»; 15 – АП радиопеленгатора; 16 – ПМУ ВАН-С; 17-репитер гирокомпаса; 18-АП СОРС «Накат-М»; 19-ПМУ «Ива» (в заваленном положении); 20 – компенсаторы объема; 21 – главный циркуляционный насос; 22 – главная паровая турбина; 23 – зубчатая передача; 24 – навесной турбогенератор; 25 – ГЭД; 26 – кормовой входной люк; 27 – запасная 400-мм торпеда; 28 – привода кормовых рулей; 29 – 400-мм ТА; 30 – ЦГБ; 31 – десятый (кормовой торпедный) отсек; 32 – кормовая дифферентная цистерна; 33 – девятый отсек; 34 – главный упорный подшипник; 35 – восьмой (электроэнергетический) отсек; 36 – седьмой (турбинный) отсек; 37 – конденсатор; 38 – парогенераторы; 39 – шестой (реакторный) отсек; 40 – реакторы; 41 – пятый (вспомогательных механизмов) отсек; 42 – цистерна дизельного топлива; 43 – дизель-генератор; 44 – шахта подачи воздуха к дизель-генераторам; 45 – центральный пост; 46 – четвертый (центрального поста) отсек; 47 – группы АБ; 48 – третий (кормовой аккумуляторный и жилой отсек); 49 – каюты офицеров и мичманов; 50 – второй (носовой аккумуляторный и жилой отсек); 51 – выгородка аппаратуры и боевых постов системы «Касатка-Б»; 52 – первый (носовой торпедный и жилой) отсек; 53 – носовая дифферентная цистерна; 54 – цистерна кольцевого зазора.


АПЛ пр. 675МКВ стала последней модификацией пр. 675. На ней ПКРК П-6 заменили ПКРК «Вулкан» с ПКР П-1000. Эта ракета, оснащенная таким же ТРД как и П-500, за счет более мощного стартового ускорителя, использования современных конструкционных материалов (титановых сплавов) и ослабления броневой защиты, имела дальность стрельбы около 700 км. На ПЛАРК пр. 675МКВ еще больше (чем на пр. 675МК) увеличили длину и внутренний диаметр контейнеров, заменили систему управления и наведения на цель «Аргумент» на систему «Аргон-КВ», которая совместно с системой предстартовой подготовки КР обеспечивала залповую стрельбу всеми восемью ракетами сразу. Кроме того, полностью переделали легкий корпус, заменив маломагнитную сталь высокоуглеродистой. Контейнеры оборудовали системой наружного орошения забортной водой. К-1 имела газоотбойники прямоугольной формы. Они не обеспечивали надежный отвод газов во время старта ракеты, что приводило к частичному разрушению обшивки легкого корпуса. На остальных лодках форму газоотбойников изменили. Их изготовили из огнеупорной стали и увеличили толщину стенок. У этих кораблей вся надстройка имела систему орошения забортной водой. На К-1 кранец для хранения ЗР ПЗРК «Стрела-3» размещался в ограждении прочной рубки, а на остальных лодках пр. 675МКВ – в ограждении прочной рубки, а также в оконечностях корпуса под палубой надстройки.

Виктор Николаевич Котельников (1908 - 1943) - подводник, в годы ВОВ капитан 1 ранга, командир дивизиона ПЛ СФ. Род. в г. Богородск Нижегородской обл. Участвовал в спасение Папанинцев. Первый кто прошёл подо льдом на подлодке. Погиб в боевом походе.

Автобиография

«Родился 03.10.1908 года в городе Богородске Нижегородской губернии (Горьковской области) в семье служащего. Отец до начала Октябрьской революции трудился приказчиком в магазине Б. Люблинова, после Октябрьской революции работал в разных государственных учреждениях того же города. В 1906 году он был сослан на два года царской охранкой в Вологодскую губернию. Причина ссылки была в том что отца выбрали секретарем одного собрания где обсуждались нужды сельской общины. В 1916 году его забрали на войну... В 1928 году скончался от туберкулеза. Мать из крестьян, домохозяйка.»

Учёба

Виктор Котельников отучился девять классов поработал в райкоме комсомола и по комсомольскому призыву поступил в Военно-морское училище имени Фрунзе. Окончил ВВМУ им. М. В. Фрунзе 1931 году. Еще будучи курсантом, он проходил стажировку на учебных судах Германии и Норвегии. В 1932 прошёл специальные курсы командного состава ВМС РККА. В августе 1936 года закончил курсы Учебного отряда подводного плавания имени Кирова.

Слова И. Колышкина

Подлодка Д-1

Вот как рассказывал о нем знаменитый подводник И. Колышкин: «Наш штурман Витя Котельников пришел на флот по путевке комсомола и был направлен в военно морское училище. Оттуда он попал в училище имени Фрунзе которое и окончил в 1931 году. Потом он ходил год штурманом на барсе, а затем получил направление на подлодку Д-1. Человек он прямой, открытый, честный. Службе отдается весь без остатка. И несмотря на свою командирскую молодость штурманскую специальность успел освоить на все сто. С таким товарищем вместе служить приятно и дружить хорошо...»

Служба на флоте

Подлодка Д-2

С 1931 по 1932 назначается помощником штурмана на барсе. В 1932 становится командиром Боевой Части на подлодке Д-2. С апреля 1933 года его переводят на подлодку Д-1 где так же становится командиром боевой части (БЧ-1). В сентябре 1933 года в город Мурманск прибыла подводная лодка Красногвардеец Д-3. По Беломорско-Бал-тийскому каналу ее провел Котельников. Ещё находившейся на подлодке в ранге штурмана. В августе 1936 года Котельников назначается помощником командира подлодки Д-3. А с марта 1937 его переводят на подлодку Щ-301. В ноябре 1937 года старший лейтенант Котельников назначается на подводную лодку Д-3 Красногвардеец командиром.

Исследователи на льдине

Подходил к концу январь 1938 года. Пристальное внимание всей страны было приковано к четверке ученых ставивших арктический эксперимент на станции «Северный полюс-1». Около восточного берега Гренландии где наблюдались дрейфующие льдины. Ученые И. Папаниным, П. Ширшовым, Е. Федоровым и Э. Кренкелем, находились на одной из этих льдин. В течение восьми месяцев льдина служила убежищем для смельчаков. Но из за потепления начала разрушатся. 1 февраля Э. Кренкель послал в Москву радиограмму. «...Находимся на обломке поля длиной 300 метров и шириной 200 метров... В случае обрыва связи просьба не беспокоиться». Правительство приняло оперативное решение и решила всеми возможными способами снять исследователей со льдины.

Организация спасения исследователей

Самое сильное участие по спасению исследователей приняли отважные моряки Северного флота. За малое время были поднятые в полную готовность гидрографические суда Таймыр и Мурман. К выходу в море также готовились эсминец Карл Либкнехт и три подводные лодки. Они должны были обеспечить наилучшую связь с поднятым в небо дирижаблем В-6 СССР. А в дальнейшем стать для него маяком на маршруте полета. 5 февраля подводная лодка Д-3 под командованием старшего лейтенанта Котельникова отчалила от базы и направилась в Кольский залив для определения девиации (отклонения магнитной стрелки) компасов. На утро поступил приказ направить свои курс из залива в Баренцево море. На подлодке находилась группа самых лучших радистов флота. Они и должны были обеспечить радиомост: станция «Северный полюс-1» и Москва. Уже в пути на подлодку пришло донесение о катастрофе дирижабля. Взрыв двадцати тысяч кубометров водорода находящихся в дирижабле осветило Горы под Кандалакшей. Теперь надежда была только на корабли Таймыр и Мурман.

Датский пролив или Проход подо льдом

Подлодка Д-3

Поход протекал в довольно сложных условиях. Разыгрался немыслимый шторм. Была вероятность встречи с айсбергом. Что привело бы к затоплению лодки Красногвардеец Д-3 в Датском проливе. В самой центральной части пролива подлодка была вынуждена не однократно проходить в надводном положении неширокие полосы тонкого льда. Когда Д-3 подошла к более толстому льду старший лейтенант В. Котельников получил разрешение провести пробное погружение.13 февраля 1938 года подлодка прошла ледовый заслон в подводном положении на глубине 50 метров. Около 30 минут подлодка находилась под ледовым покровом. Некто не передаст того восторга когда лодка прошла опасный участок надводных льдов. Так старший лейтенант В. Котельников первым из командиров североморцев прошел под ледовым покровом в Военно-Морском Флоте. В этом же походе Д-3 первой из северо¬морских подводных лодок пересекла нулевой меридиан.

Строчки из дневника Виктора Котельникова

Почти телеграфным стилем он передавал о кренах подводной лодки обледенении и небывалых штормах. К великому счастью, сохранилась запись от 13 февраля. «...При снежной пурге приказал произвести пробное погружение. Все механизмы работают исправно. Настроение команды превосходное. В 12.55 слева по борту открылся остров Ян-Майен. Получили по радио приказ вернуться обратно, так как Таймыр и Мурман уже приближаются к лагерю. Экипаж опечален - ведь мы надеялись получить разрешение подойти прямо к льдине - лагерю исследователей».

Вторая Мировая воина

Подлодка К-22

Взяв во внимание хороший послужной список Виктора Николаевича Котельникова в мае 1941 года адмиралтейство решает назначить его командиром нового крейсера К-22. Начало Великой Отечественной войны застало подлодку в Кронштадте. В августе приходит приказ где крейсер К-22 переходит в состав Северного флота а в октябре подлодка добралась и пришвартовалась в Полярном вступив в состав 1 дивизиона подводных лодок.

Подлодка К-22

С 29 октября по 18 ноября 1941 года крейсер К-22 сделала свой первый на то время боевой поход к военному рубежу Вест-фьорд. Подлодка К-22 не обнаружила врага. 6 декабря 1941 года подлодка вышла для минирования пролива у Хаммерфеста (о. Рольвсе и пролив Рольвсе-сунд). На установленных минах 9 декабря 1941 года подорвался и затонул вражеский корабль в 5 тысяч тонн. В трюмах которого находилась 20 тон полушубков для егерей германии. В этот же день крейсер К-22 установил ещё 20 мин. При установки мин подлодка обнаружила вражеский корабль противника Veydingen которая потопила артиллерийским огнем. После этого вдали показалась каботажное судно буксировавшее баржу с грузом. Подлодка открыла артиллерийский огонь и потопила врага. В ту же ночь на минах крейсера К-22 был потоплен германский корабль Steinbeke (2185 брт). 8 январе 1942 года крейсер К-22 под командованием Котельникова одержала непоколебимую победу: в Тана-фьорде она потопила два транспорта противника и уничтожила сторожевой корабль. 13 января 1942 года подлодка вступила в бои с 2 кораблями противника и опять море приняло не большой подарок в количестве 30 тысяч полушубков.

Бухта Стурстенбукт

19 января 1942 года обнаружила в бухте Стурстенбукт вражеский корабль. Лодка К-22 дала залп по кораблю но все шесть выпущенных торпед прошли рядом с целью. Тогда К-22 вооружённая двумя 45-мм и двумя мощными 100-мм орудиями всплыла и открыла по кораблю артиллерийский огонь. Вскоре был обнаружен рыболовный траулер Vaaland находившеися у самого входа в бухту. Подлодка дала пару залпов по траулеру Vaaland. Траулер в туже минуту объяла пламенем. Крейсер К-22 продолжил атаку рядом стоявшего транспорта вскоре потопившего его. За погибшим судном крейсер К-22 обнаружил ещё один корабль а так как на траулере справились с пожаром. Подлодке пришлось сражается одновременно с двумя кораблями противника. Вскоре траулер получил повреждения не совместимые с жизнью и затонул. Второй транспорт тоже был уничтожен. 31 января 1942 года К-22 благополучно вернулась на родную базу.

Отчет о походе или прозвище подлодки К-22

По возвращении из похода командир подлодки рассказал об уничтоженных двух транспортов и одного сторожевого корабля германских войск общим водоизмещением в 8800 т. Одним из которых был корабль Mimoň (1147 брт). 11 января он попал в шторм и его выбросила на берег. В дальнейшем атакованный крейсером К-22 загорелся и выгорел. Трюмы корабля Mimoň были наполнены меховыми полушубками предназначавшимися для германских егерей воюющих на мурманском направлении горно-стрелкового корпуса «Норвегия». За подводной лодкой К-22 прочно утвердилось прозвище «специалиста по раздеванию немцев».

Спасение моряков

Подлодка Щ-421

С 26 марта по 9 апреля 1942 года крейсер К-22 заступал на боевое дежурство у мыса Нордкап. 3 апреля 1942 года в районе мыса Слетнес подлодка К-22 обнаружила вражеский транспорт и два сторожевых коробля. Подлодка дала бои и потопила торпедами вражеские корабли противника. 9 апреля 1942 года подлодка по приказу оставила боевую позицию и отправилась на помощь подлодке (Щ-421). 8 апреля подлодка (Щ-421) задела мину в 8 милях к северу от мыса Норд-Кап. Около полудня К-22 приблизилась к подводной лодке щука (Щ-421). После неоднократных попыток буксировки сняла с нее экипаж и уничтожила торпедой аварийную Щуку. Как не грустна было смотреть но подводная лодка ушла подводу оставляя за собой обломки обшивки разные вещи экипажа перемешанные с маслом и топливом подлодки. На следующий день К-22 пришла в Екатерининскую гавань.

Присуждение звания

Вечером в Доме офицеров в торжественной обстановке состоялось поздравление экипаж К-22. Приказом народного комиссара Военно-Морского Флота от 3 апреля 1942 года №72 за успешное выполнение заданий командования подводной лодке К-22 было присвоено гвардейское звание. А Капитану 2 ранга В.Н. Котельникову командующий флотом вручил орден Красного Знамени. В том же 1942 году король Великобритании Георг VI наградил Котельникова Британским орденом За боевые заслуги.

Две подлодки

Подлодка К-3

3 февраля 1943 года две подлодки К-22 и К-3 отправились на совместный боевой поход. Командиром К-22 был назначен капитан 3 ранга В.Ф. Кульбакин вмести с ним отправился и командир дивизиона подводных лодок капитан 1 ранга В.Н. Котельников. 6 февраля пришло первое донесение с К-3. В шифровке говорилась что произошла первая встреча с вражескими германскими кораблями и одержана первая победа. 7 февраля 1943 года в 19:00 К-22 ещё вела радиопереговоры с подлодкой К-3 затем акустик на К-3 зафиксировал четыре громких щелчка, и после этого связь с подлодкой прекратилась. В заданный район предусмотренный на случай потери связи лодка не появилась. Потопив 2 германских корабля К-3 14 февраля возвратилась на базу.

Пропавшая без вести

К-22 до сих пор числится пропавшей без вести а экипаж насчитывавший в последнем походе 77 человек. И кроме этих 77 человек на борту подлодки находились начальник политотдела бригады Рудольф Радун и журналист А. Мациевич. Вероятнеи всего подлодка погибла 7 февраля 1943 года в районе мыса Харбакен. Предположительно задела подводную мину.

Ордена

  • Орден Ленина в 1942 году
  • Орден Красного знамени в 1942 году
  • Орден За боевые заслуги (Британия)

Последние награды

Улица Котельникова. В городе Полярном Мурманской области России

14 июня 1949 года в исполкоме города Полярного городского Совета депутатов трудящихся был принят протокол № 17 О переименовании улиц в городе Полярный в связи с 50-летием его основания. На основании данного Протокола улица вторая линия была переименована и названа в честь героя В.Н. Котельникова. А в 1987 году, на основании принятого исполкомом Полярного горсовета народных депутатов решения от 26 февраля №11 Об упорядочении названий улиц, нумерации домов, подъездов и квартир в Полярном, название улицы Котельникова была перенесена на ул. Советскую: улица Советская частично была переименована и названа именем В.Н. Котельникова.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода