Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Первые ракетоносцы. Оружие победы - Катюша (10 фото) Реактивный миномет катюша первое применение

Испытания нового оружия произ-вели сильнейшее впечатление даже на видавших виды военачальников. Действительно, окутанные дымом и пламенем боевые машины зa несколько секунд выпускали по шестнадцать реактивных 132-мм снарядов, а там, где только что виднелись мишени, уже крутились огненные смерчи, заливая далекий горизонт багровым заревом.

Так проходила демонстрация необычной боевой техники высшему командованию РККА во главе с наркомом обороны маршалом С. К. Тимошенко. Было это в середине мая 1941 года, а уже через неделю после начала Великой Отечественной войны была сформирована экспериментальная отдельная батарея реактивной артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования. Еще через несколько дней производство начало сдавать армии первые серийные БМ-13-16 - знаменитые «катюши».

История создания гвардей-ского реактивного миномета ведет свое качало с двадца-тых годов. Уже тогда советская военная наука виде-ла будущие боевые операции маневренными, с широким использованием моторизован-ных войск и современной техники - танков, самолетов, автомобилей. И в эту целост-ную картину с трудом вписы-валась классическая ствольная
артиллерия. Гораздо более соответствовали ей легкие и подвижные реактивные уста-новки. Отсутствие отдачи при выстреле, малый вес и просто-та конструкции позволяли обойтись без традиционных тяжелых лафетов и станин. Вместо них - легкие и ажурные направляющие из труб, кото-рые можно было смонтировать на любом грузовике. Правда, более низкая, чем у пушек, кучность и невысокая даль-ность стрельбы
препятствовали принятию реактивной артиллерии на вооружение.

На первых порах у газодинамической лаборато-рии, где создавалось ракетное оружие, трудностей и неудач было больше, чем успехов. Однако энтузиасты - инже-неры Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев, а затем и Г. Э. Лангеман и Б. С. Петропавловский упорно совершенствовали свое «детище», твердо веря в успех дела. Потребовались обширные теоретические разработки и бесчисленные эксперименты, которые в итоге привели к созданию в конце 1927 года 82-мм осколочного реактивного снаряда с пороховым двигателем, а вслед за ним и более мощного, калибром 132 мм. Испытательные стрельбы, проведенные под Ленинградом в марте 1928 года, обнадеживали - дальность составляла уже 5-6 км, хотя рассеивание по-прежнему было большим. Долгие годы его не удавалось значительно снизить: изначальная концепция предполагала снаряд с оперением, не выходящим за его калибр. Ведь направляющей для него служила труба - простая, легкая, удобная для монтажа.

В 1933 году инженер И. Т. Клейменов предложил делать более развитое оперение, значительно (более чем в 2 раза) превышающее по своему размаху калибр снаряда. Кучность стрельбы повысилась, увеличилась и дальность полета, но пришлось конструировать новые открытые - в частности, рельсовые - направляющие для снарядов. И снова годы экспериментов, поисков...

К 1938 году основные трудности в создании мобильной реактивной артиллерии были преодолены. Сотрудники московского РНИИ Ю. А. Победоносцев, Ф. Н. Пойда, Л. Э. Шварц и другие разработали 82-мм осколочные, осколочно-фугасные и термитные снаряды (PC) с твердотопливным (пороховым) двигателем, который запускался дистанционным электрозапалом.

Боевое крещение РС-82, смонтированные на самолетах-истребителях И-16 и И-153, прошли летом 1939 года на реке

Халхин-Гол, показав там высокую боевую эффективность - в воздушных боях было сбито несколько японских самолетов. В то же время для стрельбы по наземным целям конструкторы предложили несколько вариантов мобильных многозарядных пусковых установок залпового огня (по площадям). В их создании под руководством А. Г. Костикова принимали участие инженеры В. Н. Галковский, И. И. Гвай, А. П. Павленко, А. С. Попов.

Установка состояла из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132-мм снарядов (масса каждого 42,5 кг) фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов. Установку монтировали на шасси трехтонки - распространенного тогда грузового автомобиля ЗИС-5, причем в первом варианте сравнительно короткие направляющие располагались поперек машины, получившей общее название МУ-1 (механизированная установка). Это решение было неудачным - при стрельбе машина раскачивалась, что существенно уменьшало кучность боя.

В сентябре 1939 года создали реактивную систему МУ-2 на более подходящем для этой цели трехосном грузовике ЗИС-6. В этом варианте удлиненные направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса машины с экипажем (5-7 человек) и полным боекомплектом составляла 8,33 т, дальность стрельбы достигала 8470 м. Только за один залп (за 8-10 с!) боевая машина выстреливала на позиции врага 16 снарядов, содержащих 78,4 кг высокоэффективного взрывчатого вещества. Трехосный ЗИС-6 обеспечивал МУ-2 вполне удовлетворительную подвижность на местности, позволял ей быстро совершать марш-маневр и смену позиции. А для перевода машины из походного положения в боевое было достаточно 2-3 минут.

В 1940 году после доработок первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня, получившая название М-132, успешно прошла заводские и полигонные испытания. К началу 1941 года уже изготовили их опытную партию. Она получила армейское обозначение БМ-13-16, или просто БМ-13, и было принято решение о ее промышленном производстве. Одновременно одобрили и приняли на вооружение легкую подвижную установку массированного огня БМ-82-43, на направляющих которой размещались 48 82-мм реактивных снарядов с дальностью стрельбы 5500 м. Чаще ее называли коротко - БМ-8. Такого мощного оружия тогда не имела ни одна армия мира.

История создания ЗИС-6
Не меньший интерес представляет собой история создания ЗИС-6, ставшего базой для легендарных «катюш». Проводимая в 30-е годы механизация и моторизация Красной Армии настоятельно требовала производства трехосных автомобилей повышенной проходимости для использования их в качестве транспортных машин, тягачей для артиллерии, для монтажа различных установок. В начале 30-х годов для работы в тяжелых дорожных условиях, в первую очередь для использования в армии, отечественная автомобильная промышленность начала разрабатывать трехосные автомобили с двумя задними ведущими осями (6 X 4) на основе стандартных двухосных грузовиков. Добавление еще одной задней ведущей оси в полтора раза увеличивало грузоподъемность машины, снижая одновременно нагрузку на колеса. Это способствовало повышению проходимости по слабым грунтам - сырой луговине, песку, пашне. А увеличенный сцепной вес позволял развить большую тягу, для чего машины снабжались дополнительной двух-, трехступенчатой коробкой передач - демультипликатором с диапазоном передаточных отношений 1,4-2,05. В феврале 1931 года было принято решение об организации в СССР массового производства трехосных автомобилей тремя автозаводами страны на основе принятых к производству базовых машин грузоподъемностью 1,5, 2,5 и 5 т.

В 1931-1932 годах в конструкторском бюро московского автозавода АМО под руководством начальника КБ Е. И. Важинского велось проектирование трехосного грузовика АМО-6 (конструкторы А. С. Айзенберг, Кьян Ке Мин, А. И. Скорджиев и другие) одновременно с другими автомобилями нового семейства АМО-5, АМО-7, АМО-8, с широкой их унификацией. Прототипами для первых амовских трехосок послужили английские грузовики ВД («Вар Департамент»), а также отечественная разработка АМО-3-НАТИ.

Первые два экспериментальных автомобиля АМО-6 испытывались 25 июня - 4 июля 1938 года в пробеге Москва - Минск - Москва. Спустя год завод приступил к изготовлению опытной партии этих машин, получивших название ЗИС-6. В сентябре они участвовали в испытательном пробеге Москва - Киев - Харьков - Москва, а в декабре началось их серийное производство. Всего за 1933 год изготовили 20 «трехосок». После реконструкции завода производство ЗИС-6 возрастало (вплоть до 1939 года, когда изготовили 4460 машин), и продолжалось до 16 октября 1941 года - дня эвакуации завода. Всего за это время было выпущено 21239 ЗИС-6.

Машина была максимально унифицирована с базовой моделью трехтонного ЗИС-5 и даже имела такие же наружные габариты. На ней стоял тот же шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 73 л. с., те же сцепление, коробка передач, передний мост, передняя подвеска, колеса, рулевое управление, кабина, оперение. Отличались рама, задние мосты, задняя подвеска, привод тормозов. За стандартной четырехступенчатой коробкой передач стоял двухступенчатый демультипликатор с прямой и понижающей (1,53) передачами. Далее крутящий момент передавался двумя карданными валами на проходные задние ведущие мосты с червячной передачей, изготовленные по типу фирмы «Тимкен». Ведущие червяки располагались сверху, снизу - червячные колеса, изготовленные из специальной бронзы. (Правда, еще в 1932 году были построены два грузовика ЗИС-6Р с шестеренчатыми двухступенчатыми задними мостами, обладавшими значительно лучшими характеристиками. Но в автомобилестроении в то время было увлечение червячными передачами, и это решило дело. А к шестеренчатым передачам вернулись только осенью 1940 года на экспериментальных трехосных полноприводных (6 X 6) грузовиках ЗИС-36). В трансмиссии ЗИС-6 было три карданных вала с открытыми карданными шарнирами типа «Кливленд», требовавшими регулярной смазки.

Тележка задних мостов имела балансирную рессорную подвеску типа ВД. С каждой стороны стояло по две рессоры с одним подрессорником, шарнирно связанным с рамой. Крутящие моменты от мостов передавались на раму верхними реактивными тягами и рессорами, они же передавали толкающие усилия.

Серийные ЗИС-6 имели механический привод тормозов на все колеса с вакуумными усилителями, в то время как на опытных образцах применялись тормоза с гидроприводом. Ручной тормоз - центральный, на трансмиссию, причем сначала он был ленточным, а потом заменен колодочным. По сравнению с базовым ЗИС-5 у ЗИС-6 были усилены радиатор системы охлаждения, генератор; установлены две аккумуляторные батареи и два бензобака (всего на 105 л горючего).

Собственный вес ЗИС-6 составлял 4230 кг. По хорошим дорогам он мог перевозить до 4 т груза, по плохим - 2,5 т. Максимальная скорость - 50-55 км/ч, средняя скорость по бездорожью 10 км/ч. Машина могла преодолевать подъем 20° и брод глубиной до 0,65 м.

В целом ЗИС-6 представлял собой достаточно надежную машину, хотя из-за малой мощности перегруженного двигателя имел плохую динамику, большой расход топлива (по шоссе 40-41 л на 100 км пути, по проселку - до 70) и неважную проходимость.

Как грузовой транспортный автомобиль в армии его практически не использовали, а применяли в качестве тягача для артсистем. На его базе строили ремонтные летучки, мастерские, бензовозы, пожарные лестницы, краны. В 1935 году на шасси ЗИС-6 смонтировали тяжелый бронеавтомобиль БА-5, оказавшийся неудачным, а в конце 1939 года на укороченном шасси, с двигателем повышенной мощности более удачный БА-11. Но наибольшую известность ЗИС-6 приобрел как носитель первых реактивных установок БМ-13.

В ночь на 30 июня 1941 года на запад под командованием капитана И. А. Флерова отправилась первая экспериментальная батарея реактивных минометов, состоявшая из семи опытных установок БМ-13 (с 8 тысячами снарядов) и пристрелочной 122-мм гаубицы.

А через две недели, 14 июля 1941 года, батарея Флерова, соблюдая полную секретность - двигались в основном ночью, проселками, избегая людных магистралей, - прибыла в район реки Оршицы. Накануне немцы ударом с юга захватили город Оршу и теперь, ни на минуту не сомневаясь в успехе, переходили на восточный берег Оршицы. Но вот небо озарили яркие вспышки: со скрежетом и оглушающим шипеньем ракетные снаряды обрушились на переправу. Мгновенье спустя они рванули в гуще двигающегося потока фашистских войск. Каждый реактивный снаряд образовывал в земле восьмиметровую воронку глубиной полтора метра. Ничего подобного фашисты прежде не видели. Страх и паника охватили ряды гитлеровцев...

Ошеломляющий для противника дебют реактивного оружия побудил нашу промышленность форсировать серийный выпуск нового миномета. Однако для «катюш» поначалу не хватало самоходных шасси - носителей реактивных установок. Попытались восстановить производство ЗИС-6 на Ульяновском автозаводе, куда в октябре 1941 года эвакуировали московский ЗИС, но отсутствие специализированного оборудования для производства червячных мостов не позволило сделать это. В октябре 1941 года на вооружение был принят танк Т-60 (без башни) со смонтированной на нем установкой БМ-8-24.

Реактивными пусковыми установками оснащались также гусеничные тягачи СТЗ-5, получаемые по ленд-лизу автомобили повышенной проходимости «Форд-Мармон», «Интернационал Джиемси» и «Остин». Но наибольшее число «катюш» монтировалось на полноприводные трехосные автомобили фирмы «Студебеккер», в том числе с 1944 года и новые, более мощные БМ-31-12 - с 12 минами М-30 и М-31 калибра 300 мм, весом по 91,5 кг (дальность стрельбы - до 4325 м). Для повышения кучности стрельбы были созданы и освоены поворачивающиеся в полете снаряды М-13УК и М-31УК улучшенной кучности.

Удельный вес реактивной артиллерии на фронтах Великой Отечественной войны постоянно возрастал. Если в ноябре 1941 года было сформировано 45 дивизионов «катюш», то и 1 января 1942 года их насчитывалось уже 87, в октябре 1942 года - 350, а в начале 1945-го - 519. В течение только одного 1941 года промышленность изготовила 593 установки и обеспечила их снарядами в количестве 25-26 залпов на каждую машину. Части реактивных минометов получили почетное звание гвардейских. Отдельные установки БМ-13 на шасси ЗИС-6 прослужили всю войну и дошли до Берлина и Праги. Одна из них, № 3354, которой командовал гвардии сержант Машарин, сейчас находится в экспозиции Ленинградского музея артиллерии, инженерных войск и средств связи.

К сожалению, все памятники гвардейским минометам, установленные в их честь в Москве, Мценске, Орше, Рудине, базируются на имитации шасси ЗИС-6. Но в памяти ветеранов Великой Отечественной «катюша» сохранилась как угловатый, старомодный трехосный автомобиль со смонтированным на нем грозным оружием, которое сыграло огромную роль в деле разгрома фашизма.

Тактико-технические характеристики БМ-13 «Катюша»:

Год выпуска 1940 год
Масса без снарядов 7200 кг
Масса со снарядами 7880 кг
число направляющих 16
Ракетное 132-мм М-13
Максимальная дальность стрельбы 8470 м
вес снаряда 42,5 кг
калибр снаряда 132 мм
время залпа 7-10 с
угол вертикального обстрела от 7° до 45°
угол горизонтального обстрела 20°
Двигатель ЗИС
Мощность 73 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость по дороге 50 км/ч

21 июня 1941 года на вооружение РККА принята реактивная артиллерия - пусковые установки БМ-13 «Катюша».

Среди легендарного оружия, ставшего символами победы нашей страны в Великой Отечественной войне, особое место занимают гвардейские реактивные минометы, прозванные в народе «Катюша». Характерный силуэт грузовика 40-х годов с наклонной конструкцией вместо кузова - такой же символ стойкости, героизма и отваги советских воинов, как, скажем, танк Т-34, штурмовик Ил-2 или пушка ЗиС-3.
И вот что особенно примечательно: все эти легендарные, овеянные славой образцы вооружения были сконструированы совсем незадолго или буквально накануне войны! Т-34 был принят на вооружение в конце декабря 1939 года, первые серийные Ил-2 сошли с конвейера в феврале 1941 года, а пушка ЗиС-3 впервые была представлена руководству СССР и армии через месяц после начала боевых действий, 22 июля 1941 года. Но самое удивительное совпадение случилось в судьбе «Катюши». Ее демонстрация партийному и военному начальству состоялась за полдня до нападения Германии - 21 июня 1941 года…

С небес - на землю

По сути, работы над созданием первой в мире реактивной системы залпового огня на самоходном шасси начались в СССР в середине 1930-х годов. Сотруднику выпускающего современные российские РСЗО тульского НПО «Сплав» Сергею Гурову удалось обнаружить в архивах договор № 251618с от 26 января 1935 года между ленинградским Реактивным научно-исследовательским институтом и Автобронетанковым управлением РККА, в котором фигурирует опытный образец ракетной установки на танке БТ-5 с десятью ракетами.
Удивляться тут нечему, ведь советские ракетостроители создали первые боевые реактивные снаряды еще раньше: официальные испытания прошли в конце 20-х - начале 30-х годов. В 1937 году на вооружение был принят реактивный снаряд РС-82 калибра 82 мм, а год спустя - РС-132 калибром 132 мм, причем и тот и другой - в варианте для подкрыльевой установки на самолетах. Еще год спустя, в конце лета 1939-го, РС-82 были впервые применены в боевой обстановке. В ходе боев на Халхин-Голе пять И-16 использовали свои «эрэсы» в бою с японскими истребителями, немало удивив противника новым оружием. А чуть позже, уже во время советско-финской войны, по наземным позициям финнов наносили удары шесть двухмоторных бомбардировщиков СБ, вооруженных уже РС-132.

Естественно, что впечатляющие - а они действительно были впечатляющими, хотя и в немалой степени за счет неожиданности применения новой системы вооружения, а не ее сверхвысокой эффективности, - результаты использования «эрэсов» в авиации заставили советское партийное и военное руководство торопить оборонщиков с созданием наземного варианта. Собственно, у будущей «Катюши» были все шансы успеть на Зимнюю войну: основные проектные работы и испытания провели еще в 1938–1939 годах, но результаты военных не удовлетворили - им требовалось более надежное, подвижное и простое в обращении оружие.
В общих чертах то, что спустя полтора года войдет в солдатский фольклор по обе стороны фронта как «Катюша», было готово к началу 1940 года. Во всяком случае, авторское свидетельство № 3338 на «ракетную автоустановку для внезапного, мощного артиллерийского и химического нападения на противника с помощью ракетных снарядов» было выдано 19 февраля 1940 года, а в числе авторов значились сотрудники РНИИ (с 1938 года носившего «номерное» название НИИ-3) Андрей Костиков, Иван Гвай и Василий Аборенков.

Эта установка уже серьезно отличалась от первых образцов, вышедших на полигонные испытания в конце 1938 года. Пусковая установка для реактивных снарядов располагалась по продольной оси автомобиля, имела 16 направляющих, на каждую из которых устанавливались по два снаряда. Да и сами снаряды для этой машины были другими: авиационные РС-132 превратились в более длинные и мощные наземные М-13.
Собственно, в таком виде боевая машина с реактивными снарядами и вышла на смотр новых образцов вооружения Красной армии, который проходил 15–17 июня 1941 года на полигоне в подмосковном Софрино. Реактивную артиллерию оставили «на закуску»: две боевые машины демонстрировали стрельбу в последний день, 17 июня, с применением осколочно-фугасных реактивных снарядов. За стрельбами наблюдали нарком обороны маршал Семен Тимошенко, начальник Генштаба генерал армии Георгий Жуков, начальник Главного артиллерийского управления маршал Григорий Кулик и его заместитель генерал Николай Воронов, а также нарком вооружений Дмитрий Устинов, нарком боеприпасов Петр Горемыкин и множество других военных. Можно только догадываться, какие эмоции обуревали их, когда они смотрели на стену огня и фонтаны земли, поднимавшиеся на мишенном поле. Но понятно, что демонстрация произвела сильнейшее впечатление. Через четыре дня, 21 июня 1941 года, всего за несколько часов до начала войны, были подписаны документы о принятии на вооружение и срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 - «боевая машина - 13» (по индексу реактивного снаряда), хотя иногда в документах они фигурировали и с индексом М-13. Этот день и нужно считать днем рождения «Катюши», которая, получается, родилась всего на полсуток раньше начала прославившей ее Великой Отечественной войны.

Первый удар

Производство нового оружия разворачивалось сразу на двух предприятиях: воронежском заводе имени Коминтерна и московском заводе «Компрессор», а основным предприятием по выпуску снарядов М-13 стал столичный завод имени Владимира Ильича. Первое боеготовое подразделение - особая батарея реактивного действия под командованием капитана Ивана Флерова - отправилось на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года.
Но вот что примечательно. Первые документы о формировании дивизионов и батарей, вооруженных реактивными минометами, появились еще до знаменитых стрельб под Москвой! Например, директива Генштаба о формировании пяти дивизионов, вооруженных новой техникой, вышла за неделю до начала войны - 15 июня 1941 года. Но реальность, как всегда, внесла свои коррективы: в действительности формирование первых частей полевой реактивной артиллерии началось 28 июня 1941 года. Именно с этого момента, как определяла директива командующего Московского военного округа, и отводилось трое суток на формирование первой особой батареи под командованием капитана Флерова.

По предварительному штатному расписанию, которое было определено еще до софринских стрельб, батарея реактивной артиллерии должна была иметь девять реактивных установок. Но заводы-изготовители не справлялись с планом, и Флеров не успел получить две из девяти машин - он отправился на фронт в ночь на 2 июля с батареей из семи реактивных минометов. Но не стоит думать, что в сторону фронта отправились просто семь ЗИС-6 с направляющими для запуска М-13. По списку - утвержденного штатного расписания для особой, то есть по сути экспериментальной батареи не было и быть не могло - в батарее числились 198 человек, 1 легковая, 44 грузовых и 7 специальных машин, 7 БМ-13 (они почему-то фигурировали в графе «Пушки 210 мм») и одна 152-мм гаубица, выполнявшая роль пристрелочного орудия.
Именно в таком составе флеровская батарея и вошла в историю как первая в Великой Отечественной войне и первая в мире боевая часть реактивной артиллерии, участвовавшая в боевых действиях. Свой первый бой, ставший потом легендарным, Флеров и его артиллеристы дали 14 июля 1941 года. В 15:15, как следует из архивных документов, семь БМ-13 из состава батареи открыли огонь по железнодорожной станции Орша: необходимо было уничтожить скопившиеся там эшелоны с советской военной техникой и боеприпасами, которые не успели добраться до фронта и застряли, попав в руки противника. Кроме того, в Орше скапливалось и подкрепление для наступающих частей вермахта, так что возникала чрезвычайно привлекательная для командования возможность одним ударом решить сразу несколько стратегических задач.

Так и получилось. По личному приказу заместителя начальника артиллерии Западного фронта генерала Георгия Кариофилли батарея нанесла первый удар. Всего за несколько секунд по цели был выпущен полный боекомплект батареи - 112 реактивных снарядов, каждый из которых нес боевой заряд весом почти 5 кг - и на станции начался ад. Вторым ударом батарея Флерова уничтожила понтонную переправу гитлеровцев через реку Оршица - с тем же успехом.
Через несколько дней на фронт прибыли еще две батареи - лейтенанта Александра Куна и лейтенанта Николая Денисенко. Обе батареи нанесли первые свои удары по врагу в последних числах июля тяжелого 1941 года. А с начала августа в Красной армии началось формирование уже не отдельных батарей, а целых полков реактивной артиллерии.

Гвардия первых месяцев войны

Первый документ о формировании такого полка был издан 4 августа: постановление Госкомитета СССР по обороне предписывало сформировать один гвардейский минометный полк, вооруженный установками М-13. Этому полку было присвоено имя наркома общего машиностроения Петра Паршина - человека, который, собственно, и обратился в ГКО с идеей формирования такого полка. И с самого начала предложил дать ему звание гвардейского - за полтора месяца до того, как в Красной армии появились первые гвардейские стрелковые части, а потом и все остальные.
Четыре дня спустя, 8 августа, было утверждено штатное расписание гвардейского полка реактивных установок: каждый полк состоял из трех или четырех дивизионов, а каждый дивизион - из трех батарей по четыре боевые машины. Той же директивой предусматривалось формирование первых восьми полков реактивной артиллерии. Девятым стал полк имени наркома Паршина. Примечательно, что уже 26 ноября наркомат общего машиностроения был переименован в наркомат минометного вооружения: единственный в СССР, занимавшийся одним-единственным видом оружия (просуществовал до 17 февраля 1946 года)! Это ли не свидетельство того, какое огромное значение руководство страны придавало реактивным минометам?
Другим свидетельством этого особого отношения стало постановление Госкомитета по обороне, вышедшее месяц спустя - 8 сентября 1941 года. Этот документ фактически превращал реактивную минометную артиллерию в особый, привилегированный вид вооруженных сил. Гвардейские минометные части выводились из состава Главного артиллерийского управления РККА и превращались в гвардейские минометные части и соединения со своим собственным командованием. Оно подчинялось непосредственно Ставке Верховного главнокомандования, а в его состав входили штаб, управление вооружений минометных частей М-8 и М-13 и оперативные группы на основных направлениях.
Первым командующим гвардейскими минометными частями и соединениями стал военинженер 1-го ранга Василий Аборенков - человек, чье имя фигурировало в авторском свидетельстве на «ракетную автоустановку для внезапного, мощного артиллерийского и химического нападения на противника с помощью ракетных снарядов». Именно Аборенков на посту сначала начальника отдела, а потом заместителя начальника Главного артиллерийского управления сделал все, чтобы Красная армия получила новое, невиданное оружие.
После этого процесс формирования новых артиллерийских подразделений пошел полным ходом. Основной тактической единицей стал полк гвардейских минометных частей. Он состоял из трех дивизионов реактивных установок М-8 или М-13, зенитного дивизиона, а также подразделений обслуживания. Всего в полку числились 1414 человек, 36 боевых машин БМ-13 или БМ-8, а из прочего вооружения - 12 зенитных пушек калибра 37 мм, 9 зенитных пулеметов ДШК и 18 ручных пулеметов, не считая ручного стрелкового оружия личного состава. Залп одного полка реактивных установок М-13 состоял из 576 реактивных снарядов - по 16 «эрэсов» в залпе каждой машины, а полка реактивных установок М-8 - из 1296 реактивных снарядов, так как одна машина выпускала сразу 36 снарядов.

«Катюши», «Андрюши» и другие члены реактивной семьи

К концу Великой Отечественной войны гвардейские минометные части и соединения Красной армии стали грозной ударной силой, оказавшей существенное влияние на ход боевых действий. В общей сложности к маю 1945 года советская реактивная артиллерия насчитывала 40 отдельных дивизионов, 115 полков, 40 отдельных бригад и 7 дивизий - всего 519 дивизионов.
На вооружении этих подразделений стояли боевые машины трех видов. Прежде всего это были, конечно, сами «Катюши» - боевые машины БМ-13 со 132-миллиметровыми реактивными снарядами. Именно они стали самыми массовыми в советской реактивной артиллерии времен Великой Отечественной войны: с июля 1941 года по декабрь 1944-го выпустили 6844 такие машины. Пока в СССР не стали поступать ленд-лизовские грузовики «Студебеккер», пусковые установки монтировали на шасси ЗИС-6, а потом основными носителями стали американские трехосные тяжеловозы. Кроме того, существовали модификации пусковых установок для размещения М-13 на других поступавших по ленд-лизу грузовиках.
Гораздо больше модификаций было у 82-миллиметровой «Катюши» БМ-8. Во-первых, только эти установки благодаря их небольшим габаритам и весу удавалось монтировать на шасси легких танков Т-40 и Т-60. Такие самоходные реактивные артиллерийские установки получили название БМ-8-24. Во-вторых, такого же калибра установки монтировались на железнодорожных платформах, бронекатерах и торпедных катерах и даже на дрезинах. А на Кавказском фронте их переделали под стрельбу с земли, без самоходного шасси, которому было бы не развернуться в горах. Но основной модификацией стала пусковая установка для реактивных снарядов М-8 на автомобильном шасси: до конца 1944 года их было выпущено 2086 штук. В основном это были БМ-8-48, запущенные в производство в 1942 году: эти машины имели 24 балки, на которые устанавливались 48 реактивных снарядов М-8, выпускались они на шасси грузовика «Форм Мармон-Херрингтон». А пока не появилось иностранное шасси, на базе грузовика ГАЗ-ААА выпускались установки БМ-8-36.

Последней и самой мощной модификацией «Катюши» стали гвардейские минометы БМ-31-12. Их история началась в 1942 году, когда удалось сконструировать новый реактивный снаряд М-30, представлявший собой уже привычный М-13 с новой боевой частью калибра 300 мм. Поскольку менять реактивную часть снаряда не стали, получился своего рода «головастик» - его сходство с мальчишкой, видимо, и послужило основой для прозвища «Андрюша». Первоначально снаряды нового типа запускались исключительно из наземного положения, прямо с рамообразного станка, на котором в деревянных упаковках стояли снаряды. Год спустя, в 1943-м, на смену М-30 пришел реактивный снаряд М-31 с более тяжелой боевой частью. Именно под этот новый боеприпас к апрелю 1944 года и была сконструирована пусковая установка БМ-31-12 на шасси трехосного «Студебеккера».
По подразделениям гвардейских минометных частей и соединений эти боевые машины распределялись так. Из 40 отдельных дивизионов реактивной артиллерии 38 были вооружены установками БМ-13, и только два - БМ-8. Такое же соотношение было и в 115 полках гвардейских минометов: 96 из них имели на вооружении «Катюши» в варианте БМ-13, а остальные 19 - 82-миллиметровые БМ-8. Гвардейские минометные бригады вообще не имели на вооружении реактивных минометов калибра меньше, чем 310 мм. 27 бригад были вооружены рамными пусковыми установками М-30, а потом М-31, а 13 - самоходными М-31-12 на автомобильном шасси.

Публикации раздела Музеи

Выходила на берег «катюша»

З наменитая боевая машина в музеях, фильмах и компьютерных играх .

14 июля 1941 года недалеко от железнодорожной станции города Орши знаменитая батарея капитана Ивана Флёрова впервые атаковала противника. На вооружении батареи находились совсем новые, неизвестные немцам боевые машины БМ-13, которые бойцы ласково назовут «катюшами».

Тогда еще мало кто знал, что эти машины будут участвовать в самых важных боях Великой Отечественной и наряду с легендарными танками Т-34 станут символом победы в этой страшной войне. Однако их мощь и русские, и немецкие солдаты и офицеры смогли оценить уже после первых выстрелов.

Рассказывает профессор Академии военных наук РФ, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков .

Первая операция

Сведения о количестве машин, находившихся на вооружении батареи, разнятся: по одной версии, их было четыре, по другой - пять или семь. Но мы точно можем сказать, что эффект от их применения был ошеломительный. На станции была уничтожена военная техника и железнодорожные составы и, по нашим данным, батальон немецкой пехоты, а также важное военное имущество. Взрыв был настолько сильный, что Франц Гальдер, начальник генерального штаба сухопутных войск Германии, сделал запись в своем дневнике о том, что в месте попадания снарядов плавилась земля.

Батарея Флёрова была переброшена в район Орши, так как прошла информация, что на этой станции скопилось большое количество важных для немецкой стороны грузов. Есть версия, что кроме немецких частей, которые туда прибывали, на станции осталось и секретное оружие СССР, которое не успели вывезти в тыл. Его надо было быстро уничтожить, чтобы оно не досталось немцам.

Для выполнения этой операции была создана специальная танковая группа, которая поддерживала батарею, поскольку она шла к Орше по уже оставленной советскими войсками территории. То есть немцы в любой момент могли ее захватить, это было очень опасное, рискованное предприятие. Когда батарея только готовилась к выходу, конструкторы строго наказали взорвать БМ-13 в случае отступления и окружения, чтобы машины ни в коем случае не достались противникам.

Этот наказ бойцы выполнят позже. В отступлении под Вязьмой батарея оказалась в окружении, и в ночь на 7 октября 1941 года она попала в засаду. Вот здесь батарея, сделав последний залп, была взорвана по приказу Флёрова. Сам капитан погиб, посмертно ему был присвоен Орден Отечественной войны I степени, в 1942 году, а в 1995 году он стал Героем России.

Образ БМ-13 («катюша») активно используется в видеоиграх о Второй мировой войне:

БМ-13 («катюша») в компьютерной игре Company of Heroes 2

Залп БМ-13 в компьютерной игре «В тылу врага - 2»

Машина БМ-13 («катюша»)

Залп «катюши» в компьютерной игре War Front: Turning Point

Об истории создания ракетных установок

Разработки реактивных снарядов начались у нас еще в 20-е годы XX века и проводились сотрудниками Газодинамического института. В 30-х исследования продолжились в Ракетном научно-исследовательском институте, возглавляемом Георгием Лангемаком. Впоследствии он был арестован, подвергся репрессиям.

В 1939–1941 годах происходило усовершенствование реактивных систем, проводились испытания. В марте - июне 1941 года был показ систем. Решение о создании батарей, включавших в себя новое оружие, было принято буквально за несколько часов до начала войны: 21 июня 1941 года. Вооружение первой батареи составили машины БМ-13 со снарядом 130 мм. Одновременно шла разработка машин БМ-8, а в 1943 году появились БМ-31.

Помимо машин, был разработан еще и специальный порох. Немцы охотились не только за нашими установками, но и за составом пороха. Его секрет им так и не удалось разгадать. Отличие в действии этого пороха было в том, что немецкие орудия оставляли длинный дымный шлейф, который составлял более 200 метров, - сразу можно было понять, откуда стреляют. У нас такого дыма не было.

Готовились эти реактивные системы залпового огня на заводе «Компрессор» (в мирное время это был завод холодильного оборудования, что с хорошей стороны характеризует взаимозаменяемость в сфере тяжелой промышленности) и на воронежском заводе «Коммунар». И конечно, кроме первой батареи капитана Флёрова в начале войны создавались и другие батареи, на вооружении которых находились реактивные системы. Как представляется современным исследователям, в самом начале войны они посылались для охраны штабов. Большинство из них были посланы на Западный фронт для того, чтобы немцы не могли внезапно захватить штаб, чтобы ошеломить противника огнем и остановить его наступление.

О прозвище

Первая батарея Флёрова принимала участие в сражениях за Смоленск, Духовщину, Рославль, Спас-Деменск. Другие батареи, их было около пяти, находились в районе города Рудни. И первая версия о происхождении прозвища этих машин - «катюша» - действительно связана с песней. Батареи сделали залп по площади Рудни, где в тот момент находились немцы, кто-то из свидетелей происходящего якобы сказал: «Да, это песня!» - а кто-то другой подтвердил: «Да, как «Катюша». И вот эта кличка сначала перекочевала в штаб 20-й армии, при которой находилась батарея, а потом распространилась по всей стране.

Вторая версия о «катюше» связана с заводом «Коммунар»: на машинах ставилась литера «К». В пользу этой теории говорит то, что гаубицу М-20 с литерой «М» бойцы прозвали «матушкой». Есть много других предположений по поводу происхождения прозвища «катюша»: кто-то считает, что в момент залпа машины протяжно «пели» - в одноименной песне тоже есть длинный распев; кто-то говорит, что на одной из машин было написано имя реальной женщины, и так далее. Но, кстати говоря, были и другие названия. Когда появилась установка М-31, кто-то стал называть ее «андрюша», а немецкий миномет Nebelwerfer прозвали «ванюша».

Кстати говоря, одним из названий БМ-13 среди немецких солдат была кличка «сталинский орга́н», потому что направляющие машины были похожи на трубы. И сам звук, когда «катюша» «пела», тоже походил на органную музыку.

Самолеты, корабли и сани

Ракетные установки типа БМ-13 (а также БМ-8 и БМ-31) монтировались и на самолетах, и на кораблях, и на катерах, даже на санях. В корпусе Льва Доватора, когда он пошел в рейд по немецким тылам, эти установки находились именно на санях.

Однако классическая версия - это, конечно, грузовик. Когда машины только попали в производство, они ставились на грузовик ЗИС-6 с тремя осями; когда он разворачивался в боевое положение, сзади устанавливались еще два домкрата для большей устойчивости. Но уже с конца 1942-го, особенно в 43-м году, все чаще эти направляющие стали монтироваться на поставляемых по ленд-лизу и хорошо зарекомендовавших себя американских грузовиках «Студебекер». У них была хорошая скорость и проходимость. Это, кстати, одна из задач системы - сделать залп и быстро скрыться.

«Катюша» действительно стала одним из главных орудий Победы. Все знают танк Т-34 и «катюшу». Причем знают не только у нас в стране, но и за рубежом. Когда СССР вел переговоры по ленд-лизу, обменивался информацией и техникой с англичанами и американцами, то советская сторона требовала поставок радиоаппаратуры, радаров, алюминия. А союзники требовали «катюши» и Т-34. Танки СССР дал, насчет «катюш» - не уверен. Скорее всего, союзники и сами догадались, как делаются эти машины, но ведь можно создать идеальный образец и не суметь наладить массовое производство.

Музеи, в которых можно увидеть БМ-13

Музей является составной и одновременно основной частью мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в Москве. На его территории расположена выставка вооружения, военной техники и инженерных сооружений (оружие Победы, трофейная техника, железнодорожные войска, военно-автомобильная дорога, артиллерия, бронетехника, военно-воздушные силы, военно-морской флот). Среди экспонатов музея - раритетные самолеты, один летающий - У-2, лучший танк Второй мировой войны Т-34 и, конечно, легендарная БМ-13 («катюша»).

Центр военно-патриотического воспитания открылся в 2000 году. Фонд музея составляет около 2600 экспонатов, среди них исторические реликвии и реплики по истории России и Воронежского края. Экспозиционное пространство - четыре зала и семь выставок.

Музей расположен у братской могилы № 6. В мае 2010 года перед зданием музея была установлена стела в связи с присвоением Воронежу звания «Город воинской славы». На площади перед музеем посетители могут увидеть уникальную выставку боевой техники и артиллерийских орудий.

Старейший военный музей России. Днем его рождения считается 29 августа (по новому стилю) 1703 года.

Экспозиция музея размещена в 13 залах на площади более 17 тысяч квадратных метров. Особый интерес у посетителей вызывает внешняя экспозиция музея, открытая после реконструкции в ноябре 2002 года. Основная ее часть расположена во внутреннем дворе Кронверка на площади более двух гектаров. На открытых площадках размещено около 250 единиц артиллерийских орудий, ракетного вооружения, инженерной техники и техники связи, в том числе отечественные и иностранные орудия - от древних до самых современных.

Руднянский исторический музей официально открыт 9 мая 1975 года, сегодня его экспозиция занимает четыре зала. Посетители могут увидеть фотографии первых ракетчиков легендарной реактивной минометной установки БМ-13; фотографии и награды участников Смоленского сражения; личные вещи, награды, фотографии партизан Смоленской партизанской бригады; материал о дивизиях, освобождавших Руднянский район в 1943 году; стенды, рассказывающие посетителю об ущербе, нанесенном району в годы Великой Отечественной войны. Пожелтевшие фронтовые письма и фотографии, вырезки из газет, личные вещи воскрешают перед глазами гостей музея образы героев войны - солдат, офицеров.

Историко-краеведческий музей имени Н.Я. Савченко - центр гражданско-патриотического воспитания молодежи. Он состоит из двух частей: основное здание и демонстрационная площадка. Именно на площадке размещена вся военная и раритетная техника, имеющаяся в музее. Это самолет Ан-2, танк Т-34 и паровоз.

Достойное место в экспозициях занимает знаменитая «катюша» на базе ЗИЛ–157, автомашины ГАЗ-АА (полуторка), ЗИС-5 (трехтонник), ГАЗ-67, бронетранспортер, трактор ДТ-54, трактор «Универсал», полевая солдатская кухня и пр.

«Катюша» в кино

Одним из главных фильмов с ее участием стала мелодрама Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». В этом фильме БМ-13 можно увидеть практически во всех ракурсах общим и крупным планом.

Что русскому «катюша», то немцу — «адское пламя». Прозвище, которое солдаты вермахта дали советской боевой машине реактивной артиллерии, вполне себя оправдывало. Всего за 8 секунд полк из 36 мобильных установок БМ-13 выпускал по противнику 576 снарядов. Особенностью залпового огня являлось то, что одна взрывная волна накладывалась на другую, вступал в силу закон сложения импульсов, что в разы усиливало разрушительный эффект. Осколки сотен мин, разогретых до 800 градусов, уничтожали всё вокруг. В результате территория площадью в 100 гектаров превращалась в выжженное поле, изрешечённое воронками от попадания снарядов. Спастись удавалось лишь тем гитлеровцам, кому в момент залпа посчастливилось оказаться в надёжно укреплённом блиндаже. Фашисты такое времяпрепровождение называли «концертом». Дело в том, что залпы «катюш» сопровождались страшным рёвом, за этот звук солдаты вермахта наградили реактивные миномёты ещё одним прозвищем — «сталинские орга’ны».

Смотрите в инфографике АиФ.ru, как выглядела система реактивной артиллерии БМ-13.

Рождение «катюши»

В СССР было принято говорить, что «катюшу» создал не какой-то отдельный конструктор, а советский народ. Над разработкой боевых машин действительно трудились лучшие умы страны. К созданию реактивных снарядов на бездымном порохе в 1921 году приступили сотрудники ленинградской Газодинамической лаборатории Н. Тихомиров и В. Артемьев . В 1922 году Артемьева обвинили в шпионаже и в следующем году отправили отбывать срок на Соловки, в 1925 году он вернулся обратно в лабораторию.

В 1937 году реактивные снаряды РС-82, которые разрабатывали Артемьев, Тихомиров и присоединившийся к ним Г. Лангемак , были приняты на вооружение Рабоче-Крестьянского Красного воздушного флота. В том же году в связи с делом Тухачевского все, кто работал над новыми видами вооружений, подверглись «чистке» со стороны органов НКВД. Лангемака арестовали как немецкого шпиона и в 1938 году расстреляли. Летом 1939 года разработанные при его участии авиационные реактивные снаряды были успешно применены в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол.

С 1939 по 1941 гг. сотрудники московского Реактивного научно-исследовательского института И. Гвай , Н. Галковский , А. Павленко , А. Попов работали над созданием самоходной многозарядной установки реактивного огня. 17 июня 1941 года она приняла участие в демонстрации новейших образцов артиллерийского вооружения. На испытаниях присутствовали нарком обороны Семён Тимошенко , его заместитель Григорий Кулик и начальник Генерального штаба Георгий Жуков .

Самоходные установки реактивного огня показывали последними, и сперва грузовики с закреплёнными сверху железными направляющими никакого впечатления на уставших представителей комиссии не произвели. Но сам залп запомнился им надолго: по свидетельствам очевидцев, военачальники, увидев поднявшийся столб пламени, на некоторое время впали в ступор. Первым в себя пришёл Тимошенко, он в резкой форме обратился к своему заму: «Почему о наличии такого оружия молчали и не докладывали?». Кулик пытался оправдаться тем, что эта артсистема просто до недавнего времени была не до конца доработана. 21 июня 1941 года, буквально за несколько часов до начала войны, после осмотра реактивных миномётов принял решение о развёртывании их серийного производства.

Подвиг капитана Флёрова

Первым командиром первой батареи «катюш» стал капитан Иван Андреевич Флёров . Руководство страны выбрало Флёрова для испытания сверхсекретного оружия в том числе потому, что он отлично себя зарекомендовал во время советско-финской войны. В то время он командовал батареей 94-го гаубичного артиллерийского полка, огню которого удалось прорвать . За проявленный героизм в боях у озера Саунаярви Флёров был отмечен орденом Красной Звезды.

Полноценное боевое крещение «катюш» произошло 14 июля 1941 года. Машины реактивной артиллерии под руководством Флёрова произвели залпы по железнодорожной станции Орша, на которой было сосредоточено большое количество живой силы, техники и провианта противника. Вот что об этих залпах написал в своём дневнике начальник генерального штаба Вермахта Франц Гальдер : «14 июля под Оршей русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжёг железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля».

Адольф Гитлер встретил новость о появлении нового чудо-оружия русских очень болезненно. Шеф Вильгельм Франц Канарис получил от фюрера взбучку за то, что его ведомство ещё не выкрало чертежи реактивных установок. В результате на «катюши» была объявлена самая настоящая охота, к которой привлекли главного диверсанта Третьего Рейха Отто Скорцени .

Батарея Флёрова же тем временем продолжала громить врага. После Орши последовали успешные операции под Ельней и Рославлем. 7 октября Флёров и его «катюши» оказались в окружении в вяземском котле. Командир сделал всё, чтобы спасти батарею и прорваться к своим, но в итоге попал в засаду у деревни Богатырь. Оказавшись в безвыходном положении, и его бойцы приняли неравный бой. «Катюши» выпустили по врагу все снаряды, после чего Флёров совершил самоподрыв реактивной установки, примеру командира последовали остальные батарейцы. Взять пленных, равно как и получить «железный крест» за захват сверхсекретной техники, гитлеровцам в том бою не удалось.

Флёров был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. К 50-летию Победы командиру первой батареи «катюш» присвоено звание Героя России.

«Катюша» против «ишака»

Вдоль линии фронтов Великой Отечественной войны «катюше» нередко приходилось обмениваться залпами с небельверфером (нем. Nebelwerfer — «туманомёт») — немецкой реактивной установкой. За характерный звук, который этот шестиствольный 150-миллиметровый миномёт издавал при стрельбе, советские солдаты прозвали его «ишаком». Впрочем, когда бойцы Красной армии отбивали вражескую технику, презрительная кличка забывалась — на службе нашей артиллерии трофей сразу же превращался в «ванюшу». Правда, нежных чувств к этому оружию советские солдаты не питали. Дело в том, что установка не являлась самоходной, 540-килограммовый реактивный миномёт приходилось буксировать. При стрельбе его снаряды оставляли в небе густой шлейф дыма, что демаскировало позиции артиллеристов, которых мог тут же накрыть огонь вражеских гаубиц.

Небельверфер. Немецкая реактивная установка. Фото: Commons.wikimedia.org

Сконструировать свой аналог «катюши» лучшие конструкторы Третьего Рейха до конца войны так и не сумели. Немецкие разработки либо взрывались во время испытаний на полигоне, либо не отличались точностью стрельбы.

Почему систему залпового огня прозвали «катюшей»?

Солдаты на фронте любили давать имена оружию. Например, гаубицу М-30 называли «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». БМ-13 же поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной», так фронтовики расшифровали сокращение РС (реактивный снаряд). Кто и почему первым назвал реактивный миномёт «катюшей», доподлинно неизвестно. Наиболее распространённые версии связывают появление прозвища:

  • c популярной в военные годы песней М. Блантера на слова М. Исаковского «Катюша»;
  • с буквой «К», выбитой на раме установки. Таким образом свою продукцию маркировал завод имени Коминтерна;
  • с именем возлюбленной одного из бойцов, которое он написал на своей БМ-13.

*Линия Маннергейма — комплекс оборонительных сооружений длиной 135 км на Карельском перешейке.

**Абвер — (нем. Abwehr — «оборона», «отражение») — орган военной разведки и контрразведки Германии в 1919-1944 годах. Входил в состав Верховного командования Вермахта.

***Последнее боевое донесение капитана Флёрова : «7 окт. 1941 г. 21 час. Попали в окружение у деревни Богатырь — 50 км от Вязьмы. Будем держаться до конца. Выхода нет. Готовимся к самовзрыву. Прощайте, товарищи».

БМ-13 - советская боевая машина реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая и знаменитая советская боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша», солдаты Третьего рейха называли её «орга́н Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет.

В 1938-1941 гг. в РНИИ И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, Р. И. Попов создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.

В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 (название расшифровывалось: «Боевая машина 132-мм снарядов») со снарядом калибра 132 мм М-13. Реактивный снаряд М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд) и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии 21 июня 1941 года и тогда же, за несколько часов до войны, подписано постановление об их серийном производстве.

26 июня 1941 года на заводе №723 Наркомата миномётного вооружения СССР в Воронеже была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, и тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления. На следующий день установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведённых испытаний были объединены вместе с пятью изготовленными ранее в РНИИ установками в батарею для отправки на фронт.

Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор» (главный конструктор - В. П. Бармин). Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

Первые две пусковые установки БМ-13 на шасси машин ЗИС были изготовлены 27 июня 1941 года в Воронеже, на заводе имени Коминтерна

Командир первой батареи реактивных артиллерийских установок БМ-13 («Катюша») капитан И.А. Флёров

Командир первой в советских вооруженных силах батареи реактивных артиллерийских установок БМ-13 («Катюша») капитан Иван Андреевич Флёров. Его батарея впервые применила «Катюши» в Великой Отечественной войне. В журнале боевых действий батареи появились записи: «14.7. 1941 г. 15 часов 15 минут. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня». «14.7. 1941 г. 16 часов 45 минут. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениям в плен...»

2 октября 1941 года батарея Флёрова оказалась в числе войск, попавших в окружение в Вяземском котле. Артиллеристы прошли по вражеским тылам более 150 километров. В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатыри Знаменского района Смоленской области. Личный состав батареи принял бой. В безвыходном положении, под шквальным огнем, они взорвали машины. Будучи тяжело раненным, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Из последнего донесения капитана Флёрова: «7.X.1941 г. 21 час. Попали в окружение у деревни Богатырь - 50 км от Вязьмы. Будем держаться до конца. Выхода нет. Готовимся к самовзрыву. Прощайте товарищи.»

В начале 1960-х годов Флёров представлялся на звание героя Советского Союза, но вместо этого был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. 21 июня 1995 года указом Президента Российской Федерации (№ 619) за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне капитану Ивану Андреевичу Флёрову присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

Осенью 1995 года группа вяземских поисковиков в 250-ти метрах западнее деревни Богатырь нашла останки семерых погибших вместе с «Катюшами» артиллеристов. Среди них опознаны и останки капитана Флёрова. 6 октября 1995 года все останки перезахоронены рядом с обелиском у деревни Богатырь, установленным в память о подвиге ракетчиков.

Залп советских реактивных установок «Катюша» на подступах к Выборгу. Левее видны идущие в атаку танки КВ.

Устройство:

Оружие относительно простое, состоящее из рельсовых направляющих и устройства их наведения. Для наводки были предусмотрены поворотный и подъёмный механизмы и артиллерийский прицел. В задней части машины находились два домкрата, обеспечивающие бо́льшую устойчивость при стрельбе. На одной машине могло размещаться от 14 до 48 направляющих.

Корпус реактивного снаряда (ракеты) представлял собой сварной цилиндр, поделённый на три отсека - отсек боевой части, двигательный отсек (камера сгорания с топливом) и реактивное сопло. Авиационный реактивный снаряд РС-132 имел длину 0,935 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 23,1 кг, а реактивный снаряд М-13 для наземной установки БМ-13 имел длину 1,41 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,3 кг. Внутри цилиндра с оперением находилась твёрдая нитроцеллюлоза. Масса боевой части снаряда М-13 22 кг. Масса взрывчатого вещества снаряда М-13 4,9 кг - «как шесть противотанковых гранат». Дальность стрельбы - до 8,4 км.

Снаряд М-31 для установки БМ-31 был 310 мм в диаметре, он весил 92,4 кг и содержал 28,9 кг взрывчатки. Дальнобойность - 13 км, продолжительность залпа у БМ-13 (16 снарядов) - 7 - 10 секунд, у БМ-8 (24 - 48 снарядов) - 8 - 10 секунд; время заряжания - 5 - 10 минут у БМ-31-21 (12 направляющих) - соответственно 7 - 10 секунд и 10 - 15 мин. Запуск производился рукояточной электрокатушкой, соединённой с аккумуляторной батарей и контактами на направляющих - при повороте рукоятки по очереди замыкались контакты и в очередном из снарядов срабатывал пусковой пиропатрон. Крайне редко при большом количестве направляющих на установке применялись две катушки одновременно.

В отличие от немецкого Nebelwerfer, представляет собой площадное оружие низкой точности с большим разбросом снарядов по местности. Вследствие этого точные удары, как у Nebelwerfer, наносить было бессмысленно. При вдвое меньшем заряде ВВ, поражающее воздействие на небронированную технику и живую силу было намного сильнее, чем у Небельверфера. Это было достигнуто путём увеличения газового давления взрыва из-за встречного движения детонации. Подрыв ВВ осуществлялся с двух сторон (длина детонатора была лишь немного меньше длины полости для ВВ) и когда две волны детонации встречались, то газовое давление взрыва в месте встречи резко возрастало, вследствие этого осколки корпуса имели значительно большее ускорение, разогревались до 600 - 800 °C и имели хорошее зажигающее действие. Кроме корпуса разрывалась ещё и часть ракетной камеры, раскалявшейся от горевшего внутри пороха, это увеличивало осколочное действие в 1,5 - 2 раза по сравнению с артиллерийским снарядами аналогичного калибра. Именно поэтому возникла легенда о «термитном заряде» в боеприпасах «Катюш». «Термитный» заряд испытывался в Ленинграде весной 1942 года, но оказался излишним - после залпа «катюш» и так всё горело. (из сборника «Гвардии „катюша“»). Совместное применение десятков ракет одновременно также создавало интерференцию взрывных волн, что ещё более усиливало поражающий эффект.

Военнослужащие-артиллеристы советского подразделения боевых машин БМ-13 «Катюша»

Великая Отечественная война

С момента появления реактивной артиллерии (РА), её формирования находились в подчинении Верховного Главного Командования. Они использовались для усиления стрелковых дивизий, оборонявшихся в первом эшелоне, что существенно увеличивало их огневую мощь и повышало устойчивость в оборонительном бою. Требования к применению нового оружия - массированность и внезапность - нашли отражение в Директиве Ставки ВГК № 002490 от 1 октября 1941 г..

В период битвы за Москву из-за тяжёлой обстановки на фронте командование вынуждено было использовать реактивную артиллерию "подивизионно"".

Но уже к концу 1941 года количество реактивной артиллерии в войсках значительно возросло и достигало 5-10 дивизионов в составе армий, действовавших на главном направлении. Управление огнём и манёвром большого числа дивизионов, а также снабжение их боевыми припасами и другими видами довольствия стало затрудняться. По решению Ставки в январе 1942 года было начато создание 20 гвардейских миномётных полков.

«Гвардейский миномётный полк (гв.мп) артиллерии Резерва Верховного Главного Командования (РВГК)» по штату состоял из управления, трёх дивизионов трёхбатарейного состава. Каждая батарея имела четыре боевые машины. Таким образом залп только одного дивизиона из 12 машин БМ-13-16 ГМП (директива Ставки № 002490 запрещала использование РА в количестве менее дивизиона) по силе мог сравниться с залпом 12 тяжёлых гаубичных полков РВГК (по 48 гаубиц калибра 152 мм в полку) или 18 тяжёлых гаубичных бригад РВГК (по 32 гаубицы калибра 152 мм в бригаде).

Красноармейцы-артиллеристы обслуживают боевую машину БМ-13 «Катюша»

Немаловажен был и эмоциональный эффект: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно - за несколько секунд землю в области цели буквально перепахивали реактивные снаряды. Подвижность установки позволяла быстро сменять позицию и избегать ответного удара противника.

17 июля 1944 года в районе села Налючи раздался залп 144 пусковых рам-станков, оснащённых 300-мм реактивными снарядами. Это было первое применение несколько менее знаменитого родственного оружия - «Андрюши».

В июле-августе 1942 года «катюши» (три полка и отдельный дивизион) были основной ударной силой Подвижной механизированной группы Южного фронта, на несколько дней сдержавшей наступление 1-й танковой армии немцев к югу от Ростова. Это отражено даже в дневнике генерала Гальдера: «возросшее сопротивление русских южнее Ростова»

В августе 1942 года в городе Сочи в гараже санатория «Кавказская Ривьера» под руководством начальника подвижной ремонтной мастерской № 6 военного инженера III ранга А. Алфёрова был создан переносной вариант установки на базе снарядов М-8, получивший впоследствии название «горная катюша». Первые «горные катюши» поступили на вооружение 20-й горнострелковой дивизии и были применены в боях на Гойтхском перевале. В феврале - марте 1943 года два дивизиона «горных катюш» вошли в состав войск, оборонявших легендарный плацдарм на Малой земле под Новороссийском.

В 62-й армии в Сталинграде на базе Т-70 воевал дивизион "Катюш", который находился в прямом подчинении командарма В. И. Чуйкова.

Кроме этого в Сочинском паровозном депо были созданы 4 установки на базе дрезин, которые использовались для защиты города Сочи с берега.

Восемью установками был оборудован тральщик «Скумбрия», который прикрывал десант на Малую землю.

В сентябре 1943 года в ходе Брянской операции манёвр «катюш» вдоль линии фронта позволил осуществить внезапный фланговый удар, в результате которого немецкая оборона оказалась «свёрнута» в полосе целого фронта - 250 километров. Во время артподготовки было израсходовано 6 000 реактивных снарядов и лишь 2 000 ствольных.

Боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша» на улице западноевропейского города

Советские боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 «Катюша» в ночное время ведут огонь по противнику.

Батарея боевых машин БМ-13-16Н (шасси Studebaker US 6) готовиться к залпу. Солдат справа, работает с артиллерийской буссолью.

Советские реактивные минометы БМ-13 «Катюша» (на шасси грузовика Studebaker US6 американского производства) под Белградом

Ночной залп ракетной установки БМ-13 «Катюша».

Советские артиллеристы готовят к залпу реактивный миномет БМ-13 «Катюша» в Берлине.

Залп реактивных минометов БМ-13 («Катюша») в Берлине

Место съемки: Берлин, Германия. Время съемки: 29.04.1945.

Советские реактивные установки «Катюша» дают залп по врагу

Боевое применение гвардейского реактивного миномёта «Катюша»

Советские войска в наступлении под Сталинградом, на переднем плане знаменитые реактивные установки «Катюша», позади танки Т-34

Залп гвардейских реактивных минометов БМ-13 «Катюша», на шасси американских грузовиков «Стедебеккер» (Studebaker US6). Район Карпат, западная Украина.

Место съемки: Украина, СССР. Время съемки: 1944.

Части Красной армии в день вступления в столицу Болгарии проезжают по одной из ее главных улиц. Болгары приветствуют часть, вооруженную гвардейскими минометами «Катюша» на шасси американских грузовиков «Студебеккер».

Залп гвардейских реактивных минометов БМ-31-12 во время штурма Бреслау (ныне польский город Вроцлав).

Место съемки: Германия. Время съемки: 1945.

Гвардейский реактивный миномет БМ-31-12 в Берлине. Время съемки: май 1945

Это - модификация знаменитой реактивной установки «Катюша» (по аналогии получила название «Андрюша»). Вела огонь снарядами калибра 310 мм (в отличие от 132-мм снарядов «Катюши»), запускавшимися с 12 направляющих сотового типа (2 яруса по 6 ячеек в каждом). Система размещена на шасси американского грузовика «Студебеккер» (Studebaker US6), который поставлялся в СССР по ленд-лизу.

Убитые немецкие солдаты и реактивная установка БМ-31-12 (модификация «Катюши» со снарядами М-31 на шасси американского грузовика «Студебеккер», получила прозвище «Андрюша») на улице Берлина

Знаменитая советская певица Лидия Русланова исполняет «Катюшу» на фоне разрушенного Рейхстага. Лидия Русланова была одной из первых певиц, исполнивших «Катюшу».

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода