Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Настройка и выбор цветового профиля. Практические вопросы

Я пользуюсь несколькими версиями Лайтрума, одновременно установленными у меня на компьютере под управлением ОС Window. Разные версии имеют немного отличающийся функционал, либо разные методы реализации одних и тех же функций. В зависимости от ситуации, я выбираю нужную мне версию. Здесь показаны скрины на основе довольно старой версии Lightroom 3.7. Все версии Лайтрума у меня без русификации, так как для меня это не важно.

За долгое время работы с программой я выработал свой алгоритм работы в Лайтрум, который применяю почти всегда. Мои 5 простых советов максимально помогут только тем, кто снимает в формате RAW и проявляет фотографии пакетно.

Для вдумчивой проявки каждой фотографии в формате RAW по отдельности я рекомендую использовать оригинальное (т.е. родное) ПО. Например, для системы Nikon это .

0 (нулевой пункт). Импортирую RAW файлы.

Суть действия: подготовить рабочее пространство для дальнейших манипуляций с файлами.

Это нулевой, дополнительный пункт, с которого всегда начинается работа с Лайтрум. Чтобы начать обработку фотографий — их нужно сначала импортировать в программу. Я использую быструю и примитивную загрузку: просто перетаскиваю мышью все файлы в окошко Лайтрума и жму кнопку ‘Import’. Импорт я всегда провожу с каталога, размещенного на жестком диске. Если импорт проводить с флешки, то процесс импорта затянется, так как программа, скорее всего, сначала скопирует все исходные файлы в свой специальный каталог.

С импортом есть свои особенности. Когда фотографии импортируются в Лайтрум, можно порой заметить, как картинка предварительного просмотра (превьюшка) меняет свой цвет, насыщенность, экспозицию. Связано это с тем, что каждый RAW файл несет в себе не только исходную информацию о снимке, но и множество других дополнительных данных. Одни из таких данных — это превьюшки фотографий для быстрого просмотра. Если говорить грубо, то в RAW файл встроена миниатюра в формате , которая служит для быстрого просмотра снятой фотографии на дисплее камеры. Эта JPEG-миниатюра построена на основе настроек, заданных фотоаппаратом. Во время импорта фотографий в Лайтрум, программа показывает JPEG-миниатюры, выковырянные из RAW-файла. После попытки просмотреть фотографию ближе, Лайтрум строит (рендерит) новое изображение непосредственно с исходных сырых данных, пользуясь своими собственными предустановками. Предустановки Лайтрума и JPEG-миниатюры не совпадают, из-за чего первоначальная картинка меняется на глазах.

К сожалению, добиться от Лайтрума точного повторения всех настроек фотоаппарата очень и очень сложно. На самом деле повторить все настройки фотоаппарата — невозможно. Только родное ПО может отображать RAW-изображение на компьютере в полном соответствии тому, которое можно увидеть на дисплее фотоаппарата. Но чтобы максимально снизить различия между тем, как снимок выглядит на дисплее фотоаппарата и в окне программы — я рекомендую отключить в фотоаппарате все дополнительные функции , которые улучшают изображение. Для системы Nikon в первую очередь это касается функции Active .

Все улучшения должны быть выполнены с помощью Лайтрума . Пользоваться накамерными функциями для улучшения изображения имеет смысл только при съемке в формате , либо, если RAW-файлы будут обрабатываться с помощью родного ПО.

После импорта можно добавить теги, метки, правильно каталогизировать серии снимков, настроить сортировку фотографий в ленте.

Также, импортировать можно сразу с применением определенного пресета, в который можно записать настройки, указанные ниже.

1. Задаю профиль камеры.

Суть действия: базовая настройка для максимально правильного/красивого рендеринга исходного RAW-файла.

Настройка находится по адресу Develop -> Camera Calibration -> Profile -> выбрать нужный профиль

Чтобы изображение, формируемое в Лайтрум, было максимально похожим на то, которое отображается на дисплее фотоаппарата, Лайтруму нужно указать правильный профиль фотоаппарата. Если говорить коротко, то профиль фотоаппарата (Camera Profile) — это режим управления снимками, который задается на фотоаппарате (нейтральный, насыщенный, монохромный и т.д.).

Это ключевой момент. Правильный профиль фотоаппарата позволяет в разы улучшить визуальное восприятие снимка. Найти хороший профиль под конкретный фотоаппарат — очень и очень сложно.

Обычно Лайтрум имеет набор базовых профилей: нейтральный, насыщенный, портрет и т.д. Эти профили очень слабо соответствуют похожим профилям, которые задаются на фотоаппарате.

Поисками профиля под свой конкретный фотоаппарат можете заняться сами. Обычно созданием профилями занимаются сторонние разработчики. Я уверен, что для большого количества фотоаппаратов найти хороший профиль не получится. В таком случае нужно будет выбрать профиль, который максимально Вам нравится.

Уже существующий профиль можно доработать, а именно настроить цветовое смещение в тенях, смещение и насыщенность каждого из трех основных каналов. После чего, можно создать пользовательский пресет, записав в него только изменения, касающиеся Camera Calibration (при создании пресета следует выбрать только галочку ‘Калибровка’).

2. Задаю профиль объектива.

Суть действия: избавиться от недостатков объектива.

Функция задается следующим образом Develop -> Lens Corrections -> Profile -> Enable Profile Corrections

Здесь все просто. Выбрав профиль объектива можно полностью избавиться от некоторых недостатков объектива. В общем случае данная настройка позволяет полностью вылечить и . Также, здесь же лечатся объектива. Лайтрум имеет обширную базу по объективам, с помощью которой можно «вылечить» любой из них.

Если используемого объектива нет в списке, то можно сделать коррекцию данных параметров вручную, а потом записать результат в пресет, который можно применить ко всем фотографиям.

После данной настройки должны нивелироваться искажения вносимые объективом.

В дальнейшем профиль объектива будет применен к каждой фотографии.

3. Оптимизирую и расширяю возможности камеры и объектива.

Суть действия: сделать максимально красивое/требуемое изображение посредством базовых манипуляций с экспозицией и цветом.

Здесь все очень просто. Обычно я выбираю одну ключевую фотографию из серии или даже из целой съемки и настраиваю ее по основным параметрам:

  • Повышедие ДД — восстановление светов и теней (Highlight recovery, Fill light, Dark)
  • Донастройка красочности (Vibrance)
  • Повышение насыщенности (Saturation)
  • Повышение четкости (Clarity)
  • Повышение резкости (Sharpening)
  • Устранение шума (Noise reduction)

Здесь главное не переборщить . Я стараюсь сделать фотографию «нейтрально-позитивной» чтобы все дальнейшие манипуляции уже отталкивались от исходного «нормального» изображения.

Важно: уровень той или иной настройки сильно зависит от используемого фотоаппарата и непосредственно снятых кадров. Например, я четко знаю и понимаю как сильно влияет тот или иной ползунок в Лайтрум на RAW-файлы моих камер, а к новому фотоаппарату и обработке его RAW-файлов нужно подолгу привыкать.

В дальнейшем эти настройки будут применены к каждой фотографии.

4. Синхронизирую все изображения по одной ключевой фотографии.

Суть действия: привести все изображения под один базовый вид.

После всех предыдущих манипуляций я синхронизирую все фотографии с измененными настройками. Делается это очень просто. В разделе ‘Develop’ выбираются все фотографии в ленте (CTRL+A) и нажимается кнопка ‘Sync’. В меню синхронизации я нажимаю кнопку ‘Check All’ (Выбрать Все), после чего снимаю галочки ‘White Balance’ (), ‘Crop’ (Кадрирование), ‘Spot Removal’ (Точечная коррекция). Снятые параметры не должны быть синхронизированны, так как каждая фотография имеет свой индивидуальный , кадрирование и точечную коррекцию/восстановление.

Синхронизация является частью пакетной обработки. По ее окончании все фотографии подгоняются под похожие настройки.

После этой манипуляции в ленте Лайтрума все фотографии уже более-менее приведены к нормальному виду. Предыдущих четыре пункта позволяет «вывести изображения в ноль» — избавить его от недостатков объектива, фотоаппарата и до предела выжать возможности RAW-файла. После проведения этих четырех манипуляций уже можно начинать настоящую тонкую обработку и готовить изображение к финальной стадии, которую увидит клиент.

5. Кадрирую все фотографии.

Суть действия: исправить недостатки кадрирования — выровнять горизонт, обрезать фото с правильным расположением деталей в кадре, вырезать ключевые части фотографии.

К сожалению, откадрировать одну фотографию, и применить кадрирование ко всем фотографиям ленты не получиться. После синхронизации базовых настроек я выполняю кадрирование всех фотографий . Во время проведения операции кадрирования я также выборочно удаляю с ленты Лайтрума неудачные снимки.

Важно: я настоятельно рекомендую кадрировать фотографии с зафиксированными пропорциями кадра. Пропорции классического кадра составляют 3:2. После проведения кадрирования все фотографии имеют одинаковые пропорции кадра и ничем не отличаются во время просмотра. Если этого не сделать, то после кадрирования могут получиться фотографии-квадратики, сильно вытянутые полосы. Это не соответствует общей стилистике ленты фотографий. К тому же, во время сдачи на печать со 100% вероятностью части кадра будут обрезаться либо заполняться белым пространством. Обычно печатают на стандартных размерах, которые также соответствуют пропорциям 3:2. Практически для каждой съемки я печатаю фотографии, либо монтирую фотокнигу, для меня очень важно соблюдения пропорций после кадрирования. Чтобы сохранить пропорции кадрирования в Лайтруме, достаточно нажать на иконку навесного замка.

После кадрирования и удаление неудачных кадров у меня в ленте получается «вылизанный» набор фотографий, с которыми можно проводить дальнейшие манипуляции.

Важно: я называю все указанные действие ‘Выйти В Ноль’ , так как эти простые манипуляции позволяют взглянуть на изображение, лишенное базовых недостатков, сырое, нейтральное, как чистый лист, глядя на который уже можно проводить дальнейшую тонкую обработку.

Я считаю, что указанные манипуляции позволяют на 30% улучшить качество исходного изображения. Остальные 60% — это доработка изображения посредством Adobe Photoshop (Фотошопом, а не Лайтрумом).

В моей практике часто случается так, что после выполнения всего лишь этих пяти пунктов уже можно получить вариант изображения, которое может удовлетворить и меня и моих клиентов. Чаще всего обработка ограничивается всего лишь этими пятью пунктами, если не нужно проводить ретушь фотографий (устранение недостатков кожи, работа с пластикой, художественная цветокоррекция и прочее).

Для меня самое сложное в обработке — это после приведения всех фотографий из серии/съемки в удобоваримый вид — выбрать лучшие для тонкой их доработки.

6. Экспортирую все фотографии (бонусный пункт)

Суть действия: получить готовый результат, который сможет просмотреть любой пользователь/клиент на любом устройстве.

В данном случае экспорт — это процесс экспортирования фотографий из RAW-формта в формат, который подойдет для дальнейшей обработки, либо просмотра. Если я планирую больше ничего не делать, то я экспортирую в попсовый формат . Если я в дальнейшем планирую дорабатывать фотографии в Adobe Photoshop, то я использую формат ‘TIFF’ или ‘DNG’. В последнее время на меня напала лень, я не использую TIFF и все фотографии экспортирую сразу в .

В итоге мой техпроцесс обработки фотографий делится на два этапа: обработка в Лайтрум и обработка в Фотошоп. Лайтрум — для базовых настроек, восстановление «запоротых» снимков, пакетной обработки ленты фотографий. Фотошоп — для финального «допиливания» фотографий, ретуши, манипуляций со слоями, масками и прочим.

Философия

Я убежден, что у фотографа должен быть выработан четкий план действий, четкая концепция, продуманная методология с пошаговыми действия обработки фотографий. Отработанный технологический процесс очень сильно ускоряет и упрощает обработку и сдачу готового материала клиенту.

Итог. Мой базовый процесс обработки построен следующим образом: импорт -> задание профиля фотоаппарата -> задание профиля объектива -> расширение возможностей камеры/объектива -> синхронизация выбранных настроек -> кадрирование -> экспорт . Повторюсь — это базовый процесс, основа с которой начинается моя обработка.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Очень часто базовые настройки не позволяют добиться желаемой цветопередачи, поэтому теперь самое время перейти к инструментам цветовой коррекции. Но учтите, что восприятие цвета сильно зависит от яркости изображения. Это означает, что применять цветокоррекцию нужно к изображению с уже выполненными настройками яркости и точно установленным балансом белого.

Инструменты, влияющие на цветопередачу, сосредоточены в Lightroom на трех панелях: это HSL/Color/B&W, Split Toning и Camera Calibration. Эти инструменты предоставляют нам разные возможности работы с цветом и имеют разную идеологию, однако каждый из них может внести свой вклад в решение задачи получения желаемого цвета изображения. Сплит-тонирование и перевод цветных изображений в черно-белые мы рассмотрим на Уроке 5.

Camera Calibration

Начнем мы с настроек панели Camera Calibration, хотя она и расположена в самом низу правой группы панелей. Ее настройки позволяют отрегулировать цветопередачу изображения, а также выбрать профиль камеры.

Панель Camera Calibration

В верхней части панели Camera Calibration находится список Process, в котором можно выбрать алгоритм, по которому будет обработано изображение: 2003 (старый алгоритм), либо 2010 (Current) - новый алгоритм обработки, появившийся с 3 версии Lightroom. Новый алгоритм лучше справляется с подавлением шумов, деликатнее относится к цвету в тенях, поэтому нет причин пользоваться старым процессом обработки, за исключением случаев, когда вам нужно обеспечить совместимость со старыми версиями Lightroom или Camera Raw.

Из списка Profile (Профиль) можно выбрать профиль обработки для данного снимка. В данном случае под профилем подразумеваются некоторые настройки, влияющие на цвет и тональность изображения. Обратите внимание, что профиль можно выбрать только для снимка в формате RAW, а для JPEG всегда используется встроенный профиль.

Список профилей для разных камер может отличаться, но общий принцип таков: Lightroom позволяет выбрать либо стандартный профиль (Adobe Standard), старые версии профилей Adobe Camera Raw и (при наличии) встроенные профили камеры. При выборе встроенного профиля Lightroom имитирует варианты настройки камеры, доступные при съемке в JPEG.

Профили достаточно сильно влияют на изображение - вы можете выбрать тот профиль, который наиболее соответствует снимку. Но если стандартные профили вас не устраивают, цвет можно тонко настроить с помощью регуляторов. Причем такая регулировка является более целостной, чем коррекция с помощью панели HSL (да и постеризации изображения в данном случае «добиться» сложнее).

Влияние профилей на цветопередачу. Слева направо: результат применения профилей Adobe Standard, D2х Mode 2, Camera Neutral

Ползунок Shadows (Тени) управляет оттенком самых темных областей изображения, позволяя регулировать их от зеленого до пурпурного. Именно с помощью этого регулятора решается проблема, когда камера «краснит» или «синит» в тенях. (И, разумеется, никто не может запретить вам использовать его для получения каких-то эффектов.)

Три следующие группы ползунков - Red Primary (Основной красный), Green Primary (Основной зеленый) и Blue Primary (Основной синий) - позволяют настроить оттенок и насыщенность для каждого из трех базовых цветов.

Например, если вам кажется, что камера «краснит» - на фотографиях слишком яркие красные оттенки, - то можно слегка уменьшить насыщенность красного цвета. Или, если у зеленого цвета имеется желтоватый оттенок, можно переместить регулятор зеленого оттенка немного вправо. Таким образом можно добиться практически любой цветопередачи.

Примечание. После того, как вы настроили идеальный цвет, можно сделать так, чтобы измененные вами калибровки автоматически применялись ко всем импортируемым изображениям. Выполните команду Develop > Set Default Settings (Обработка > Установить параметры по умолчанию). В диалоговом окне нажмите кнопку Update to Current Settings (Обновить к текущим установкам). Теперь сохраненные настройки будут автоматически применяться ко всем снимкам, выполненным этой же камерой. (Чтобы сделать разные настройки для разных значений чувствительности, зайдите в настройки Edit > Preferences, вкладка Presets, и установите флажок Make defaults specific to camera ISO settings).

HSL / Color / B&W

Панель HSL / Color / B&W - самый мощный инструмент цветокоррекции в Lightroom, позволяющий делать с цветом практически все, что вам заблагорассудится. На самом деле, там сосредоточены три панели изображения: переключаться между ними можно, щелкая по их названиям в заголовке.

Аббревиатура HSL расшифровывается как Hue, Saturation, Luminance - цветовой тон, насыщенность, светимость. Вкладки панели HSL похожи на некий эквалайзер, позволяющий тонко управлять цветом в изображении. Каждый из регуляторов на этих вкладках соответствует определенному участку цветового круга; его передвижение влияет только на цвета данного участка, а другие цвета изображения остаются неизменными. Всего на каждой вкладке содержится по 8 регуляторов, соответствующих следующим цветам: Red (Красный), Orange (Оранжевый), Yellow (Желтый), Green (Зеленый), Aqua (Аквамарин), Blue (Синий), Purple (Лиловый) и Magenta (Пурпурный). А на панели Color те же настройки сгруппированы по цветам.

Панели HSL / Color / B&W

Примечание. Используйте с осторожностью! Чрезмерное изменение параметров HSL может привести к постеризации изображения, а также к появлению цветной каймы на контрастных цветовых границах. Это особенно хорошо заметно при работе с JPEG.

Вкладка Hue (Цветовой тон) позволяет изменить цветовой тон отдельной группы цветов в изображении. Для чего это может использоваться? Например, изменяя настройки тона для зеленого цвета, можно скорректировать на снимке цвет листвы или травы, оставив другие цвета неизменными: сделав жухлую траву более свежей или, наоборот, превратив лето в осень. Изменяя настройки красного и оранжевого цветов, можно скорректировать телесные цвета в портрете. Также можно скорректировать и цвет одежды - следите только, чтобы коррекция не вызвала нежелательных изменений на других участках изображения.

Коррекция оттенка: слева - оригинал, справа: Green –90 «превращает» лето в осень

Примечание. При цветокоррекции очень важно чувство меры. Человеческий глаз имеет свойство адаптироваться к цвету, и через минуту «дикие» цвета уже кажутся привычными. Поэтому имеет смысл время от времени отключать выполненные настройки и сравнивать результат с оригиналом (для этого используется переключатель слева от заголовка панели).

Вкладка Saturation (Насыщенность) позволяет управлять насыщенностью каждой группы цветов в отдельности. Если переместить все ползунки этой вкладки в крайнее левое положение, мы получим монохромное изображение. С помощью данных настроек можно усилить или ослабить определенные оттенки в изображении. Например, можно сделать блеклое небо более синим (для этого нужно переместить ползунок Blue вправо), убрать излишнюю красноту кожи (ослабив красный) или, наоборот, придать коже загорелый вид (усилив оранжевый). Таким образом можно управлять насыщенностью более гибко, нежели с помощью настроек Vibrance и Saturation.

Слева - оригинал. Справа - насыщенность синего увеличена до 100

Вкладка Luminance (Светимость) управляет яркостной компонентой каждого оттенка. Изменение значения светимости приводит к тому, что выбранный цвет становится ярче или темнее, не меняя своего оттенка. Например, уменьшение светимости синего цвета на пейзажном снимке может создать драматический предгрозовой эффект, а увеличение - напротив, создать впечатление яркого солнечного дня. На некоторые портретные снимки положительно влияет небольшое увеличение светимости красного и оранжевого - телесные цвета становится более светлыми.

Слева - оригинал. Справа - светимость синего снижена до –40

Слева - оригинал. Справа - увеличена светимость красного и оранжевого для осветления телесных тонов

Не всегда сразу удается угадать, какой именно цвет повлияет на интересующую нас область. В этом случае удобно использовать Tagret adjustment tool - инструмент целевой корректировки. Щелкните по кнопке выбора инструмента (кружок в левом верхнем углу панели), затем наведите курсор на область того цвета, который вы хотите откорректировать, нажмите кнопку мыши и перемещайте ее: вверх - чтобы усилить значение или вниз - чтобы ослабить. При этом изменяться может не один цвет, а несколько: например, телесные тона могут включать в себя оранжевые и красные цвета.

Закончив коррекцию, нажмите кнопку Done (Готово) на панели инструментов или просто «повесьте» инструмент на место, еще раз щелкнув по той же кнопке.

Инструмент целевой корректировки

Управление детализацией изображения

И в заключение урока рассмотрим вопросы повышения резкости и подавления шумов. Хотя они и не являются инструментами цветовой коррекции, но также косвенно влияют на наше восприятие цвета.

Для управления детализацией изображения в Lightroom имеется панель Detail (Детализация). Вообще говорить об улучшении детализации можно лишь условно, поскольку изображение формируется в момент съемки - после этого никакая обработка не добавит снимку деталей, если их не было в оригинале. Однако, обработав снимки с учетом особенностей человеческого зрения, можно сделать так, что они будут казаться более резкими и детализированными.

Настройки управления детализацией изображения

Повышение резкости

Из-за особенностей формирования изображения в камере все цифровые снимки нуждаются в усилении резкости. На самом деле, при повышении резкости повышается локальный контраст на контурах изображения, ввиду чего оно визуально становится более четким. Это означает, что исправить ошибки, допущенные при съемке - смаз, шевеленку или «мыльность» объектива - невозможно.

При настройке резкости увеличьте масштаб изображения до 100%, чтобы отчетливо видеть влияние настроек. Резкость управляется следующими параметрами:

Amount (Эффект) определяет, насколько сильно будет повышен контраст на контурах в изображении. Чем выше значение, тем сильнее будет увеличена резкость. Если нажать Alt при перемещении регулятора, то изображение будет отображаться черно-белым, чтобы цветовой контраст не влиял на ваше восприятие снимка.

Параметр Radius (Радиус) влияет на ширину контура, в котором будет усиливаться контраст. Увеличение его значения усиливает резкость в целом, но огрубляет мелкие детали изображения. Если, опять же, удерживать Alt во время настройки, вы увидите «карту» объектов, к которым будет применяться повышение резкости. Устанавливайте такой радиус, чтобы действие фильтра не влияло на те области, которые должны быть гладкими: кожа, небо и т.д.

Параметр Detail (Детали) управляет резкостью высокочастотных компонентов снимка. Увеличение его значения приводит к повышению резкости в самых мелких деталях - волосах, ресницах (и, что немаловажно, в шумах). Удерживая Alt, настройте этот параметр так, чтобы установить желаемую детализацию и одновременно не усиливать шум.

Наконец, параметр Masking (Маскирование) позволяет задать минимальную разницу в контрасте, при которой будет применяться повышение резкости. Иными словами, увеличивая Masking, мы увеличиваем области, в которых резкость не меняется (при нажатой Alt эти области показаны черным). Используйте Masking, чтобы избежать усиления нежелательных деталей, таких как фактура кожи или шумы.

Слева направо: недостаточная, оптимальная и чрезмерная резкость

Основной признак чрезмерной резкости - гало на границах контрастных объектов. При подборе оптимальных параметров резкости можно руководствоваться следующим алгоритмом: установите максимальное значение Amount. Установите оптимальное значение Radius, чтобы резкость повышалась только там, где нужно (для изначально резких снимков значение радиуса обычно не превышает 1,5; если нам нужно «вытянуть» слишком мягкий и нерезкий снимок, потребуются большие значения). Затем подберите значения Detail и Masking так, чтобы сохранить важные детали и не допустить появления артефактов (не забывайте использовать маски, отображаемые при нажатии Alt). Наконец, уменьшите значение Amount, чтобы получить нужную резкость.

Кайма на контрастных границах - признак чрезмерного увеличения резкости

Примечание. Повышая резкость, нужно учитывать, как в дальнейшем будет использоваться изображение. Для печати требуется гораздо более сильное повышение резкости, чем для просмотра на экране. Однако в общем случае можно ориентироваться по экрану, поскольку Lightroom позволяет дополнительно увеличить резкость снимка «для печати» при экспорте.

Подавление шумов

Шумы - бесполезная составляющая снимка, которая не несет информационной ценности и искажает изображение. К сожалению, при обработке шумы нередко усиливаются: например, более-менее серьезное повышение яркости снимка, особенно с помощью инструмента Fill Light, гарантированно проявит шумы.

Принято различать два вида шумов в изображении - яркостные и цветовые. Яркостный шум представляет собой неоднородность в уровнях яркости между соседними точками изображения и отдаленно напоминает пленочное зерно. Цветовой шум выглядит как хаотичные цветные точки на тех участках, которые должны быть однородны по цвету.

Слева - цветовая составляющая шума, справа - яркостная

Для подавления яркостного шума используются регуляторы Luminance (Светимость), Detail (Детализация) и Contrast (Контраст). Чем выше значение Luminance, тем сильнее будет выравниваться яркость соседних точек в изображении - это приведет не только к снижению шумов, но и к замыливанию снимка. Увеличение Detail позволяет сохранить большее количество деталей в изображении, однако результат будет более шумным. Параметр Contrast позволяет сохранить контраст изображения, однако также немного увеличивает количество шумов в изображении.

Для подавления цветового шума используются регуляторы Color (Цветность) и Detail (Детализация). Первый отвечает за силу подавления цветового шума, второй - за степень сохранения деталей в изображении.

Получается, что подавление шумов в Lightroom - всегда компромисс между шумами и резкостью. При слишком сильном подавлении шума в изображении снимок становится неестественным, пластиковым. Кроме того, в нем могут появляться артефакты, которые выглядят еще хуже, чем шум. Просматривайте изображение в 100% масштабе для контроля возникновения артефактов или используйте режим Before/After для сравнения результата обработки с оригиналом.

При чрезмерном подавлении шумов кожа теряет фактуру и становится похожа на пластиковый манекен

Первое, что стоит сделать перед обработкой файлов в Lightroom — это выбрать профиль камеры. От этой стартовой точки во многом зависит то, как вы будете работать над изображением.

Чтобы понять, почему это так важно, давайте вернемся назад во времени, в те дни, когда существовали только пленочные камеры, а Photoshop был только в проекте. Так вот, при съемке на цветные позитивные пленки, которыми пользовались многие профессионалы и любители, постобработки изображения не существовало и изменить цвета было невозможно. Цветная негативная пленка давала больше возможностей, но и это нельзя сравнить с тем, что можно делать с современными Raw-файлами или оцифрованными с пленки кадрами.

Тогда цвета главным образом зависели от выбранной пленки. Например, многие пейзажные фотографы выбирали Velvia от Fuji — ради ее мелкого зерна, высокого контраста и насыщенных цветов. Но для портретной съемки цвета Velvia не годились совершенно, поэтому предпочтение отдавалось пленке, которая более тонко воспроизводила цвета и специально создавалась для качественной передачи оттенка кожи. Умение правильно подобрать пленку для предмета съемки было необходимым навыком, поэтому многие фотографы экспериментировали с разными вариантами, пока не находили оптимальный для своей работы.

В ранних цифровых камерах контроль цвета был примитивным, в результате чего все фотографии выглядели одинаково. Можно было поиграть с настройками, если поглубже забраться в меню, но они были сложными и непонятными. Затем производители начали встраивать цветовые профили в камеры и программное обеспечение, чтобы фотограф сам мог выбрать подходящий.

Профили камеры

Каждый производитель называет их по-своему, например, так:

  • Canon: Picture Style (“Стиль изображения”)
  • Nikon: Picture Control (“Контроль изображения”)
  • Sony: Creative Style (“Творческий стиль”)
  • Pentax: Custom Image (“Пользовательское изображение”)
  • Olympus: Picture Mode (“Режим изображения”)
  • Sigma: Color Mode (“Цветовой режим”)
  • Fujifilm: Film Simulation (“Симуляция пленки”)

“Стили изображения”, доступные на камере Canon EOS, включают в себя Standard (“Стандартный”), Landscape (“Пейзаж”), Portrait (“Портрет”), Faithful (“Точный”), Neutral (“Нейтральный”) и Monochrome (“Монохромный”). Суть большинства из них понятна из названия. Многие другие производители пользуются вариациями этих названий и иногда добавляют некоторые собственные опции.

При обработке файла Raw в программа позволяет выбрать профиль в Camera Calibration (Калибровка камеры). Верхний вариант в меню — Adobe Standard, профиль, созданный компанией Adobe специально для вашей камеры на основе тщательного тестирования с использованием цветовых мишеней. Суть идеи в том, что одни и те же картины, снятые разными камерами, будут выглядеть одинаково при применении настроек Adobe Standard (при условии, что другие цветовые настройки, например, “Баланс белого”, также идентичны).

В ранних версиях Lightroom Adobe Standard был единственным профилем, что, вероятно, объясняет, почему панель калибровки расположена внизу. Теперь же в меню должны появляться все цветовые профили вашей камеры (правда, могут не всегда отображаться черно-белые). Они созданы в Adobe, чтобы имитировать эффект выбора цветового профиля и использования формата JPEG на вашей камере.

Выбор профиля и способов обработки в модуле Develop

В чем же будет разница в постобработке при выборе разных профилей? Достаточно сравнить два варианта одной снимка, сделанного на EOS 5D Mark II. В первом случае в Lightroom выставлен профиль Camera Standard. На камерах Canon такой профиль дает насыщенные красные оттенки и высокий контраст. Результат — яркая, насыщенная фотография.

Следующий вариант сделан с использованием профиля Camera Faithful, разработанного для точной передачи цветов. Красный не такой интенсивный, из-за чего лучше заметна текстура головы Будды. На основе этого профиля фотография обрабатывалась по-другому, чем в предыдущем варианте, что придало ей более естественный вид и позволило выделить текстуры.

Один файл Raw, два разных подхода к постобработке и два очень разных результата — а все благодаря выбору цветового профиля.

Профиль Film Simulation от Fujifilm

Профиль Film Simulation — это имитация разных типов пленки. Результат получается более тонким, чем у Canon: у каждого варианта есть свои характеристики, и фотографу надо думать и экспериментировать, чтобы подобрать оптимальный вариант для конкретных своих работ. Этот профиль как бы возвращает к истокам — к тому, с чего начинался выбор цветов.

Некоторые настройки настолько хороши, что хочется пользоваться ими постоянно. Легко впасть в искушение и пользоваться одним или двумя любимыми профилями, упуская возможности других, и тем самым ограничить себя только 1-2 способами обработки. Особенно опасны в этом Velvia и Classic Chrome.

Вот сравнение двух этих профилей. Единственная разница между двумя кадрами — в выбранном цветовом профиле. Velvia дает сильный, насыщенный цвет и высокую контрастность, как и оригинальная пленка. Classic Chrome приглушает цвета и дает меньший контраст, чтобы имитировать стиль старых позитивных пленок.

А это — та же фотография, обработанная с использованием профилей Astia и Adobe Standard. Как видно, Astia дает более естественный вид, с более приглушенными цветами, чем у Adobe Standard.

Словом, прежде чем начать обработку файла в Lightroom, перейдите на панель калибровки камеры и выберите профиль. Это повлияет и на цвет, и на контраст, поэтому сделать это надо ДО того, как начнете работать в панели Basic.

При импорте фотографий с камеры вы наверняка замечали, что сперва цвета отображаются «как на фотоаппарате», а потом вдруг становятся другими. Чаще всего бледнее и тусклее. Дальше написано о том, почему так происходит и как этого можно попытаться избежать.

Панель Camera Calibration состоит из пяти блоков:

В первом блоке можно установить цветовой профиль для изображения. Во втором можно отрегулировать оттенок теней между зеленым и фиолетовым. Этот параметр чем-то похож на оттенок в настройке баланса белого. Разница в том, что в панели Camera Calibration он влияет только на тени, в то время как в панели — на весь тональный диапазон.

Оставшиеся три блока позволяют настроить смещения тонов и насыщенность красного, зеленого и синего цветов. Особого интереса для ручной регулировки они не представляют и могут использоваться для создания цветовых эффектов, подобно регулировкам в панели .

Самое интересное кроется в первом блоке. Вот что увидят владельцы камер Canon в выпадающем списке:

Профили можно разделить на две группы: стандартные профили и профили с приставкой Camera . Сразу хочу заметить, что все профили, которые вы видите, зависят от модели камеры и имеют различные настройки. Если вы, например, будете импортировать фотографии с 300D и с 5D, то вы увидите одинаковое выпадающее меню, но сами профили, применяемые к изображениям, будут разные .

Первая группа — это так называемые стандартные профили для фотоаппаратов, разработанные Adobe. На сегодняшний день лучшим считается Adobe Standard . По умолчанию при импорте фотографий устанавливается именно он. Отсюда и идет разница между цветами на фотоаппарате и компьютере. Все дело в том, что камера использует один из встроенных в камеру профилей (у Canon это называется Picture Style ), а Lightroom — Adobe Standard . У этих двух профилей заведомо разные цвета, что мы и видим на экране.

Для того, чтобы сгладить этот переход нужно выбрать профиль с приставкой Camera , с названием, соответствующим профилю, установленному в вашем фотоаппарате. Если Picture Style установлен на Landscape , то и в Lightroom нужно выбрать Camera Landscape . Но даже после этих манипуляций вы заметите небольшую разницу между изображением, которое встроено в raw-файл и тем, что секундой позже сгенерирует Lightroom. Это вызвано тем, что профили Lightroom всего лишь симулируют те, что встроены в камеру и не гарантируют точного совпадения. Родные же профили зашифрованы и производители камер не спешат делиться их параметрами.

Если вы импортируете jpeg или tiff (из фотошопа), то будет доступен только встроенный профиль.

В следующий раз я расскажу о различных способах создания своих профилей с помощью цветной мишени.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода