Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Луч в вот. Немецкий легкий разведывательный танк «Лукс» (иногда Лухс (от нем

К малоизвестным танкам Второй мировой войны можно отнести немецкий легкий разведывательный «Рысь» (полное наименование Panzerkampfwagen II Ausf. L «Luchs»). Он серийно производился в Германии в 1942-1943 годах. Несмотря на первоначальный заказ на 800 , заводские цеха компаний MAN и Henschel покинули (по разным данным) 140 или 142 танка.


Несмотря на свою малочисленность, данные боевые машины успели поступить на вооружение нескольких дивизий, которые воевали как на Восточном, так и на Западном фронте.



Данная боевая машина позиционировалась как дальнейшее развитие строившегося крупной серией легкого танка PzKpfw II. На деле же «Luchs» был абсолютно новым танком. Как и у своих более крупных и грозных родственников по семейству кошачьих «Тигров» и «Пантер», легкий разведывательный «Рысь» получил ходовую часть с шахматным расположением опорных катков. Установленный на танке 6-цилиндровый 180-сильный двигатель разгонял его по шоссе до скорости 60 км/ч, также на танке были установлены новые приборы наблюдения. А вот схема бронирования и основное вооружение – автоматическая 20-мм пушка KwK 38 достались «Рыси» от оригинального PzKpfw II, что автоматически стало главными недостатками новой боевой машины, которые не добавляли ей популярности в войсках.



Появлению у вермахта запроса на легкий разведывательный танк способствовал ряд обстоятельств. На начальном этапе Второй мировой войны с задачами ведения разведки в интересах моторизованных и танковых частей германской армии вполне справлялись многочисленные бронеавтомобили. Их использованию в данной роли в немалой степени способствовала и развития разветвленная дорожная сеть Западной Европы (здесь имелось большое количество дорог с твердым покрытием) и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны. Нетрудно догадаться, что после нападения на СССР ситуация кардинальным образом изменилась, вместо дорог появились направления, особенно ситуация обострялась осенью и весной, когда немецкая техника буквально вязла в русской грязи. Вторым неприятным сюрпризом для вермахта стало то, что стрелковые дивизии РККА оказались вооружены достаточным количеством противотанковой артиллерии, к тому же советские солдаты во все всевозрастающих масштабах начинали применять противотанковые ружья. 14,5-мм бронебойная пуля, выпущенная из противотанкового ружья, легко пробивала броню всех немецких легких и тяжелых бронеавтомобилей.



Чтобы выправить положение, в разведывательные батальоны начали массово передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, также для разведки начали использовать легкие танки Pz.38(t) и Pz.II, но потребность в специализированном разведывательном танке стала еще более очевидной. Впрочем, работники Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий, инициировав работы по созданию легкого разведывательного танка еще до начала Второй мировой войны. Однако эти работы, по сути, закончились ничем и первый по настоящему разведывательный танк был создан лишь в 1942 году, а пошел в серийное производство в конце августа того же года. Это был танк VK 1303 компании MAN, который в июне 1942 года проходил испытания на известном полигоне в Куммерсдорфе. В ходе испытаний машина прошла 2484 километра и была принята на вооружение под обозначением Pz. II Ausf. L «Luchs». Предварительный заказ предусматривал выпуск 800 танков данного типа.



Удивительно, но танк устарел уже к началу производства: бронирование явно было недостаточным, хотя и превосходило бронирование бронеавтомобилей, а 20-мм автоматическая пушка являлась слишком слабым вооружением. Бронирование корпуса танка в диапазоне от 10 мм (крыша и днище) до 30 мм (лоб корпуса) было явно недостаточным, особенно для выхода на поля сражений 1943-1944 годов. Сварной коробчатый корпус легкого разведывательного танка был разделен на три отделения: управления (оно же трансмиссионное отделение), боевое и моторное. В передней части корпуса находились рабочие места механика-водителя (слева) и радиста (справа). В распоряжении обоих имелись приборы наблюдения, расположенные в лобовом листе корпуса, они могли закрываться бронезаслонками. В двухместной танковой башне располагались места командира танка, который также выполнял функции наводчика, и заряжающего.



Башня танка была сварной, но по какой-то причине на ней отсутствовала командирская башенка. В то же время в крыше башни были установлены два перископических прибора наблюдения – в крышках люка командира и заряжающего. В распоряжении последнего имелся также смотровой прибор и в правом борту башни. В отличие от всех модификаций линейных танков Pz.II, на «Рыси» башня была установлена симметрично относительно продольной оси боевой машины, вращение башни осуществлялось вручную. Все танки оснащались двумя радиостанциями: коротковолновой радиостанцией Fspr «f» и УКВ-радиостанцией FuG 12.



Основным вооружением танка была 20-мм автоматическая пушка Rheinmetall-Borsig KwK 38, вместе с ней был спарен 7,92-мм пулемет MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки доходила до 220 выстрелов в минуту, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 830 м/с. Он мог пробить 25-мм лист брони, размещенный под углом 30 градусов на дистанции 350 метров. Для начала войны такой пушки хватало, чтобы уверенно бороться с советскими легкими танками БТ и Т-26, но против средних и тяжелых танков пушка была практически полностью бесполезна, хотя шанс отбиться от легких танков Т-60 и Т-70 был даже с таким орудием. Низкой была и эффективность осколочных боеприпасов. Боекомплект танка состоял из 330 выстрелов к пушке и 2250 патронов к пулемету.



Немецкие конструкторы еще в ходе проектирования понимали, что для 1942 года 20-мм пушка окажется очень слабой, что значительно ограничит тактические возможности нового танка. По этой причине с апреля 1943 года предлагалось перейти на выпуск танка, вооруженного длинноствольной 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такое же орудие устанавливалось на немецкие танки Pz.IIl модификаций J, L и М, его было достаточно для борьбы с Т-34. При этом разместить орудие планировалось в новой башне, так как старая для него была слишком мала. Еще одной особенностью было то, что новая расширенная башня была открытой сверху, что также обеспечивало экипажу лучший обзор и возможности по наблюдению за полем боя (все-таки танк изначально создавался как разведывательная машина). Прототип танка с такой башней был известен как VK 1303b, но его производство в итоге ограничилось считанными единицами.



Сердцем танка был 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель Maybach HL 66р жидкостного охлаждения, он развивал максимальную мощность 180 л.с. при 3200 оборотах в минуту. С этим двигателем танк разгонялся до 60 км/ч при движении по шоссе, что было более чем достаточно. В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом 76, емкость двух имеющихся бензобаков составляла 235 литров. Запас хода по шоссе составлял примерно 290 км, при движении по пересеченной местности – не более 150 км.



Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из пяти обрезиненных катков расположенных в два ряда (в шахматном порядке), направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы и ведущего колеса переднего расположения. На первом и пятом опорных катках были расположены телескопические гидравлические амортизаторы. В целом за счет использования шахматного расположения катков танк отличался хорошей плавностью хода.

Легкий разведывательный танк «Рысь» серийно производился на двух немецких предприятиях: MAN и Henschel. Серийное производство началось во второй половине августа 1942 года. При этом из цехов компании MAN вышли 118 PzKpfw II aufs. L Luchs, компания Henschel собрала всего 18 боевых машин. Все они были вооружены 20-мм автоматической пушкой KwK 38. Точное количество собранных танков, оснащенных 50-мм орудием, неизвестно, по различным данным, заводские цеха покинуло всего от 4 до 6 таких боевых машин (и это по самым оптимистичным оценкам).



Первые серийные танки начали поступать в боевые части уже осенью 1942 года. По планам ими планировалось вооружить по одной роте в разведывательных батальонах танковых дивизий. Но на деле выпущенного количества танков не хватало, новые разведывательные машины получили лишь немногие части. К примеру, на Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии. На Западном фронте – 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Помимо этого несколько «Рысей» находилось на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». Несмотря на свою малочисленность PzKpfw II aufs. L Luchs достаточно активно использовались вплоть до конца 1944 года, а в 4-й танковой дивизии, в которой данными танками была полностью укомплектована 2-я рота 4-го разведывательного батальона (27 танков на октябрь 1943 года) последние сохранившиеся машины использовались и в 1945 году.



Боевое применение данных танков подтвердило слабость их броневой защиты и вооружения и если с первым немцы пытались что-то сделать даже в полевых условиях, то с перевооружением танков сделать ничего было нельзя. Достоверно известно, что в 4-й танковой дивизии часть «Рысей» получила дополнительные 20-мм бронелисты в лобовой проекции, что доводило толщину бронирования лба корпуса легкого танка до 50 мм.

Подавляющее большинство данных танков было потеряно в ходе боевых действий на Восточном и Западном фронтах. До нашего времени сохранилось всего два экземпляра PzKpfw II aufs. L Luchs. Один легкий разведывательный танк находится во Франции, в танковом музее в Самюре, второй – в Великобритании, в танковом музее в Бовингтоне.



Тактико-технические характеристики PzKpfw II aufs. L Luchs («Рысь»):
Габаритные размеры: длина корпуса – 4630 мм, ширина – 2480 мм, высота – 2210 мм.
Боевая масса – 11,8 т.
Силовая установка – 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.
Максимальная скорость – до 60 км/ч (по шоссе), до 30 км/ч по пересеченной местности.
Запас хода – 290 км (по шоссе), 150 км (по пересеченной местности).
Вооружение – 20-мм автоматическая пушка KwK 38 и 7,92-мм пулемет MG-34.
Боекомплект – 330 снарядов, 2250 патронов к пулемету.
Экипаж – 4 человека.


На начальном этапе Второй мировой войны с задачами разведки в интересах танковых и моторизованных частей гитлеровского вермахта неплохо справлялись бронеавтомобили. Их использованию в этой роли способствовали как разветвленная дорожная сеть Западной Европы, так и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны (ПТО).

После нападения Германии на СССР ситуация изменилась. В России, как известно, дорог нет, есть только направления. С началом осенних дождей немецкая бронеавтомобильная разведка безнадежно застряла в русской грязи и перестала справляться с возложенными на нее задачами. Кроме того, положение усугубилось тем, что примерно в это же время в стрелковые части Красной Армии во все возрастающих количествах начали поступать противотанковые ружья (ПТР), позволившие придать противотанковой обороне массированный характер. Во всяком случае, немецкий генерал фон Меллентин отметил в своих воспоминаниях: "Русская пехота имеет хорошее вооружение, особенно много противотанковых средств: иногда думаешь, что каждый пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку". Выпущенная из ПТР бронебойная пуля калибра 14,5 мм легко пробивала броню любых немецких бронеавтомобилей - как легких, так и тяжелых.

Чтобы как-то поправить положение, в разведывательные батальоны стали передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, а также использовать для этой цели легкие танки Pz.II и Pz.38(t). Однако, потребность в специальном разведывательном танке стала очевидной. Впрочем,специалисты Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий и инициировали такие работы еще накануне Второй мировой войны.

Летом 1938 года фирмы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK 901. Формально он считался развитием танка Pz.II, но по сути представлял собой совершенно новую конструкцию. Аналогичными "двойке" остались лишь толщина броневых листов и вооружение - 20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так называемым "шахматным" расположением опорных катков была разработана инженером Вильгельмом Книпкампфом и состояла из пяти опорных катков на борт. В силовом отделении располагался двигатель Maybach HL 45 мощностью 150 л.с. (109 кВт), разгонявший боевую машину массой 10,5 т до максимальной скорости по шоссе в 50 км/ч.

Прототип изготовили в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать производство "нулевой" серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Однако, с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили только 12 танков этого типа.

В 1940 году начались работы над модернизированной версией Pz.II Ausf.G-VK 903. Машина получила двигатель Maybach HL 66p мощностью 200 л.с. и коробку передач ZF Aphon SSG48. Максимальная скорость достигла 60 км/ч, что для разведывательной машины более чем достаточно. В 1942 году был создан вариант этого танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация получила обозначение VK 1301 (VK903b).

Программа развития танковых войск вермахта "Panzerprogramm 1941", утвержденная 30 апреля 1941 года, предусматривала поистине фантастические объемы выпуска разведывательного танка VK 903: 10 950 машин предполагалось изготовить в разведывательном варианте, 2738 - в качестве САУ с 50-мм пушкой, а 481 - со 150-мм гаубицей sIG 33. Танки VK 903 и VK 1301 получили армейские обозначения Pz.II Ausf.H и М соответственно, но производство их не было развернуто.

Управление вооружений пришло к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет войны. А опыт этот требовал увеличения числа членов экипажа,большего запаса мощности двигателя, радиостанции с большим радиусом действия и т.п.

В апреле 1942 года фирма MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил испытания на Куммерсдорфском полигоне совместно с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) фирмы ВММ и Т-15 фирмы Skoda. В ходе испытаний VK 1303 прошел 2484 км. При этом двигатель и главный фрикцион работали безотказно.

Танк VK 1303 был принят на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин этого типа.

Luchs ("Лухс" - рысь) был бронирован несколько лучше своего предшественника VK 901, но максимальная толщина брони также не превышала 30 мм, что оказалось недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа - радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка располагались командир (он же наводчик) и заряжающий.

Сварная башня имела размеры большие, чем у всех предыдущих моделей разведывательных танков, но в отличие от VK 901 и VK 903 командирская башенка на "Лухсе" отсутствовала. На крыше башни имелись два перископических прибора наблюдения: один в крышке командирского люка, другой - в крышке люка заряжающего. В распоряжении последнего - смотровой прибор и в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.II, башня на "Лухсе" располагалась симметрично относительно продольной оси танка. Вращалась башня вручную.

Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 с длиной ствола 112 калибров (2140 мм) и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки - 220 выстр./мин, начальная скорость бронебойного снаряда - 830 м/с. Бронебойный снаряд пробивал 25-мм броневой лист, размещенный под углом 30°, с дистанции 350 м. В распоряжении наводчика для стрельбы из пушки имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным увеличением. Этот же прицел мог использоваться и для стрельбы из пулемета. Последний, кроме того, оснащался своим штатным прицелом KgzF 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было возможно в диапазоне от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Еще в ходе проектирования "Лухса" стало понятно, что слишком слабая для 1942 года 20-мм пушка может существенно ограничить тактические возможности танка. Поэтому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.IIl модификаций J, L и М. Однако, разместить это орудие в штатной башне "Лухса" не удалось - для него она была слишком мала. К тому же резко сокращался боекомплект. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Прототип с такой башней получил обозначение VK 1303b.

На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.(132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объемом 6754 см3. Диаметр цилиндра 105 мм. Ход поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5.

Двигатель запускался электростартером Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Возможен был и ручной запуск. Топливо - этилированный бензин с октановым числом 76 - размещалось в двух баках общей емкостью 235 л. Подача его принудительная, с помощью насоса Pallas Mr 62601. Карбюраторов два, марки Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.II Ausf.L в опытном порядке был оснащен 12-цилиндровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.с.).

Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа Fichtel & Sachs "Mecano", механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.

В ходовую часть танка "Лухс" применительно к одному борту входили: пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми (23 зуба) венцами; направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. На первом и пятом опорных катках устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая шириной 360 мм.

"Лухсы" оснащались УКВ-радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией Fspr "f".

Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года фирма MAN выпустила 118 "лухсов", фирма Henschel - 18. Все эти танки были вооружены 20-мм пушкой KwK 38. Что же касается боевых машин с 50-мм пушкой, то указать точное их количество не представляется возможным. По разным данным заводские цеха покинуло от четырех до шести танков.

Первые серийные "лухсы" начали поступать в войска осенью 1942 года. Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Однако, вследствие незначительного количества выпущенных машин, новые танки получили очень немногие соединения панцерваффе. На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе - 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Кроме того, несколько машин состояло на вооружении танковой дивизии СС "Мертвая голова". В этих соединениях "лухсы" использовались вплоть до конца 1944 года. В ходе боевого применения выявилась слабость вооружения и броневой защиты танка. В ряде случаев его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Достоверно известно, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии.

До наших дней сохранились два экземпляра легкого танка Pz.II Ausf.L "Лухс". Один находится в Великобритании, в Музее Королевского танкового корпуса в Бовингтоне, другой во Франции, в танковом музее в Самюре.

Luchs является немецким легким танком четвертого уровня, который находится в ветке, ведущей к Leopard 1 через Ru 251. Luchs игроки часто называют «Лучом», хотя, строго говоря, название данной машины с немецкого переводится как «Рысь». Вообще на низких уровнях есть несколько интересных легких танков, и Luchs один из них. Полное название этого танка — Pz Kpfw II Luchs.

Лучшая динамика

Пожалуй, главной характеристикой для легкого танка является динамика. Luchs в этом плане является одной из лучших машин в своем классе вообще. Если максимальной скорость в 60 км/ч сложно кого-то удивить (хотя это очень хороший показатель), то удельная мощность двигателя практически в 28 л.с. на тонну делает из танка настоящий гоночный болид.

Luchs является стандартным «светляком» и может эффективно светить как пассивно, так и активно.

Luchs практически моментально набирает максимальную скорость и удерживает ее даже на пологих подъемах. На низких уровня относительно немного опытных игроков, которые умеют хорошо попадать по движущимся целям, так что в некоторых боях можно носиться на полной скорости перед несколькими врагами и редко получать повреждения. Этому крайне способствуют также небольшие размеры Luchs, это довольно миниатюрная машина, попасть по ней не так-то просто.

Естественно, о каком-либо бронировании говорить при такой динамике не приходится. Luchs легко пробивается и противниками третьего уровня, например, во лбу корпуса у него всего 30 мм, причем есть плиты брони, которые расположены практически без наклона. Во лбу башни 50 мм, но наклона практически нет, так что изредка снаряды противников низкого уровня может отбивать только маска орудия.

Орудия для топа

В топовой комплектации есть выбор между двумя орудиями: 39 L/60 и М.К. 103. Не стоит смотреть на разницу в уровне: в World of Tanks уровень модулей (в том числе и орудий) является формальностью и мало что значит. 39 L/60 является стандартной пушкой для данного класса и уровня: 67 мм пробития обычным снарядом и 130 мм «голдовым» подкалиберным. Разовый урон при этом составляет 70 единиц.

О каком-либо бронировании говорить не приходится. Luchs легко пробивается и противниками третьего уровня.

Зато скорострельность высокая (24 выстрела в минуту), так что можно довольно быстро отправлять в ангар одноуровневых противников. Точность отнюдь не самая лучшая в игре (0.4), но для низких уровней это нормально. Сводится орудие для такого калибра не очень быстро (2.3 секунды).

М.К. 103 же гораздо интереснее, так как данное орудие оснащено барабаном заряжания на 5 кассет (это для топовой башни, если установить стоковую, то будет всего 4 кассеты). При этом в каждой кассете по два снаряда с уроном каждый в 30 единиц. Легко посчитать, что урон со всего барабана составляет 300 единиц, при этом перезарядка внутри барабана составляет каких-то 0.14 секунды. Урон в 300 единиц Luchs способен нанести меньше чем за секунду, и это на четвертом уровне!

Естественно, это компенсируется просто гигантским разбросом (0.5). Сведение для пушки с барабаном заряжания довольно быстрое (2.1 секунды), но все портит ужасная стабилизация орудия. Главная же проблема в том, что выстрелы снарядов одной кассеты идут друг за другом, поэтому второй выстрел получается крайне неточным. Фактически уверенно наносить урон можно только при стрельбе в упор, даже на средних дистанциях половина выстрелов практически гарантированно будут мимо.

Характеристики Luchs

Зато пробитие обычным снарядом составляет целых 95 мм (110 мм для подкалиберного снаряда), у некоторых ПТ-САУ четвертого уровня пробитие лишь немного выше. Перезарядка всего барабана составляет 18 секунд, на это время вы беззащитны. Конечно, выбор орудия зависит от личных предпочтений, но гораздо более интересным является именно орудие М.К. 103, с ним Luchs становится крайне опасен в ближнем бою и может практически моментально отправить некоторых противников в ангар.

В боях с третьими, четвертыми и даже пятыми уровня Luchs может быть неплохим «дамагером».

Запас прочности составляет 340 единиц, естественно, из-за слабого бронирования он кончается очень быстро. Обзор в 360 метров для данного уровня является хорошим. Очень радуют углы вертикальной наводки: пушка опускается вниз на 8 градусов, это очень приятная неожиданность, если сравнивать с подавляющим большинством других немецких машин. Боекомплект очень вместительный, так что без снарядов вы точно не останетесь.

Luchs — достойная машина, благодаря высокой динамике, миниатюрных размеров и орудия М.К. 103.

В целом, Luchs является довольно стандартным «светляком» и может эффективно светить как пассивно, так и активно. В пользу этого говорят и небольшие размеры, и великолепная динамика. Пассивный свет заключается в том, что вы встаете в какой-нибудь куст и светите оттуда, при этом противники вас не видят. Активный свет представляет собой активные перемещения по полю боя. Противники вас видят, но попасть по вам сложно из-за высокой скорости.

Но в боях с третьими, четвертыми и даже пятыми уровня он может быть неплохим «дамагером». Орудие 39 L/60 хорошо подходит для перестрелок на ближних и особенно средних дистанциях. Пушка же М.К. 103 действенна исключительно в ближнем бою, зато урон в 300 единиц и высокое пробитие могут отправлять в ангар противников буквально за секунду. Высокая динамика позволяет выезжать на противника с фланга, наносить урон и быстро скрываться на довольно долгую перезарядку барабана, пока члены вражеской команды не успели среагировать.

Дополнительное оборудование и экипаж

Что касается выбора оборудования, то здесь есть варианты. Досылатель на Luchs установить нельзя из-за пушки М.К. 103, которая оснащена барабаном заряжания. Обзор улучшают просветленная оптика и стереотруба, желательно брать оба модуля, в некоторых боях предпочтительнее пассивный свет, в других – активный. Для оставшегося слота придется выбирать между усиленными приводами наводки, улучшенной вентиляцией и маскировочной сетью. В целом, бонус от вентиляции малозаметен, маскировочная сеть не очень нужна на легком танке (если вы стоите за кустом, то и без сети вас смогут заметить, только если подъедут в упор), так что оптимальным выбором являются приводы наводки.

Luchs не очень подходит для новичков в World of Tanks, как и класс легких танков в целом, хотя освоить этот танк не так уж и сложно…

Состав экипажа нестандартный, он включает четыре человека, но при этом есть радист, а командир выполняет и функции наводчика. Как и для любого легкого танка, самым важными перками для Luchs является «маскировка» и «шестое чувство». Вторым можно взять «боевое братство». У радиста есть крайне полезное умение «радиоперехват».

Выводы

Luchs — достойная машина, благодаря высокой динамике, миниатюрным размерам и орудия М.К. 103. Только необходимо привыкнуть к особому стилю игры. Урон в 300 единиц является просто огромным для четвертого уровня, но для его нанесения нужно подъезжать к противнику практически в упор, а затем скрываться на довольно долгую перезарядку барабана. Поэтому Luchs не очень подходит для новичков в World of Tanks, как и класс легких танков в целом, хотя научиться на нем играть хорошо не так уж и сложно.

Post Views: 1 659

Еще в 1938 году немецкая армия заказала разработку легкого разведывательного танка с боевой массой порядка 9 т, 20-мм автоматической пушкой и бронированием толщиной до 30 мм. В течение нескольких следующих лет силами ведущих разработчиков бронетехники были созданы несколько вариантов подобных машин, которые, однако, не дошли до массового серийного производства. Проект легкого разведывательного танка удалось довести до эксплуатации в войсках только к концу 1942 года. Серийная машина нового типа получила обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs.

Появлению новой модификации танка Panzerkampfwagen II предшествовал ряд любопытных событий. Напомним, в конце тридцатых годов Вермахт пожелал получить легкий танк на базе существующего Pz.Kpfw.II, способный выполнять задачи разведки, а при необходимости и участвовать в боях, для чего ему требовались соответствующие защита и . Первым вариантом такой бронемашины стал танк VK 901 от фирм MAN и Daimler-Benz. Эта разработка прошла испытания, но не получила одобрения заказчика по причине недостаточных характеристик защиты и превышения требуемой боевой массы примерно на полторы тонны.

В дальнейшем появился проект VK 903, тоже не устроивший военных. Увеличение толщины бортовой брони на 5 мм не дало желаемого прироста защиты, а также исключило выполнение требований по массе. В дальнейшем была одобрена разработка легкого танка весом до 12-13 т, получившего название VK 1301. Эта машина, как и ее предшественники, не пошла в серию. При этом одной из главных причин отказа от нее стал заметный прогресс проекта VK 1303, разрабатывавшегося в то же время. Одновременно с этим имелись и некоторые проблемы технического характера.

Музейный танк Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs из Сомюраю Фото Wikimedia Commons

В середине 1940 года к программе создания легкого разведывательного танка были привлечены чехословацкие компании BMM и Škoda, что привело к серьезному усилению конкуренции и некоторому ускорению работ. К концу 1941 года все участники программы представили свою новую технику на испытания. Интересен тот факт, что первый этап конкурса завершился победой легкого танка от BMM. Однако вскоре специалисты фирмы MAN усовершенствовали свой вариант бронемашины, после чего она смогла одержать победу во втором этапе программы в середине 42-го. Танк от MAN теперь предлагалось строить серийно и эксплуатировать в войсках.

Разработка проекта с условным обозначением VK 1303 стартовала в конце 1940 года. Используя имеющийся опыт и наработки по предыдущим проектам легких танков, специалисты фирмы MAN должны были разработать свой вариант бронемашины с требуемыми характеристиками. К этому времени заказчик согласился поднять предельную боевую массу до 13 т, что должно было в определенной мере упростить создание проекта, а также давало возможность обеспечить приемлемую защиту. Кроме того, это позволило завершить разработку нового танка в сравнительно краткие сроки, поскольку появилась возможность широко использовать существующие узлы и агрегаты без крупных доработок.

Применение готовых наработок привело к ожидаемым результатам. Внешне танк VK 1303 должен был минимально отличаться от другой техники, созданной ранее. Отдельные черты экстерьера этой машины напоминали VK 901, VK 903 и VK 1303. При этом присутствовали и некоторые заметные отличия в конструкции тех или иных агрегатов. В рамках двух новейших проектов VK 1301 и VK 1303 планировалось реализовать одни и те же идеи, однако достигать цели предлагалось разными способами и при помощи различного состава оборудования.


Прототип шасси, использовавшийся в ранних испытаниях. Фото Aviarmor.net

В проекте VK 1303 было предложено использовать имеющиеся наработки по предыдущим проектам, в том числе касающиеся конструкции корпуса и бронезащиты. Для экономии времени и сохранения преемственности новый танк должен был иметь общую компоновку, традиционную для немецкой бронетехники того времени. Двигатель помещался в корме, трансмиссия – в передней части корпуса. Обитаемые отсеки следовало размещать между ними. Также планировалось использовать отработанную форму корпуса, собираемого при помощи сварки из бронелистов разной конфигурации.

Корпус танка VK 1303 сохранил свойственную своим предшественникам лобовую часть, состоящую из трех листов толщиной по 30 мм. Нижний и средний листы располагались под разными углами к вертикали, верхний монтировался с небольшим наклоном назад. Позади лобовой части помещались вертикальные борта толщиной 20 мм. Из аналогичного листа изготавливалась корма. Крыша и днище должны были иметь толщину 13 и 10 мм соответственно. В сравнении с предыдущими разработками подбашенная коробка была расширена ввиду использования новой башни. Для более эффективного использования внутреннего пространства кормовой лист корпуса был завален назад и образовывал дополнительную нишу.

На крыше корпуса предлагалось устанавливать башню, аналогичную использовавшейся в предыдущих проектах. Корпус башни состоял из нескольких листов разной формы, установленных с наклоном внутрь. Для улучшения характеристик и облегчения конструкции башня имела скосы в передней и задней частях бортов. Защита башни от обстрела спереди обеспечивалась лбом и маской толщиной по 30 мм. Борта башни предлагалось изготавливать из листов толщиной 15 мм, корму – из 20-мм. Сверху башня закрывалась наклонной 13-мм крышей. Интересной особенностью проекта VK 1303 было расположение башни в центре корпуса, а не со сдвигом к борту, как в других модификациях Pz.Kpfw.II.


Схема танка Luchs. Рисунок Барятинский М. "Разведчики боем"

Новый танк сохранил силовую установку предшественников. В кормовом моторном отсеке помещался карбюраторный двигатель Maybach HL 66P мощностью 180 л.с. Двигатель оснащался электростартером, но мог запускаться и при помощи ручной системы. В состав трансмиссии входили главный фрикцион сухого трения типа Mecano фирмы Fichtel & Sachs, коробка передач ZF Aphon SSG48 с шестью скоростями переднего хода и одной заднего, а также колодочные тормоза фирмы MAN. В кормовом отделении корпуса вместе с двигателем помещались два топливных бака общей емкостью 235 л.

Ходовая часть для танка VK 1303 представляла собой дальнейшее развитие агрегатов, использованных в предыдущих проектах. При этом, как и в случае с VK 1301, имело место некоторое изменение конструкции с целью усиления агрегатов и компенсации возросшей боевой массы. Ходовая часть получила по пять опорных катков диаметром 735 мм на каждый борт. Катки с резиновыми бандажами оснащались индивидуальной торсионной подвеской. Кроме того, передняя и задняя пары катков получали дополнительные гидравлические амортизаторы. Катки монтировались в два ряда в шахматном порядке: по три внутри и два снаружи.

Вновь были использованы спицованные ведущие колеса переднего расположения с цевочным зацеплением. Направляющие колеса с механизмами натяжения помещались в корме. В новом проекте была использована мелкозвенчатая гусеница шириной 360 мм, разработанная для одного из предыдущих разведывательных танков.

В броневой башне танка должно было размещаться все необходимое пулеметно-пушечное вооружение. Интересно, что в ходе проектирования башня и комплекс вооружения претерпели некоторые изменения. Так, в первой версии проекта VK 1303 предусматривалось асимметричное размещение установки с вооружением, но позже было решено поместить пушку на продольной оси башни. Это позволяло в определенной мере улучшить эргономику внутренних объемов башни без значительных изменений ее конструкции.


Один из полноценных прототипов. Фото Aviarmor.net

В качестве основного оружия для нового танка была выбрана 20-мм автоматическая пушка KwK 38, уже применявшаяся на нескольких предыдущих модификациях Pz.Kpfw.II. Эта пушка со стволом длиной 55 калибров могла разгонять снаряды до скоростей порядка 1050 м/с и делать 220 выстрелов в минуту. Самые эффективные бронебойные боеприпасы орудия могли пробивать до 35-40 мм гомогенной брони с дистанции 100 м. Боепитание пушки осуществлялось при помощи лент, помещенных в металлические короба. Внутри боевого отделения размещался боекомплект орудия из 330 снарядов.

В одной установке с пушкой монтировался спаренный пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. Боекомплект пулемета – 2250 патронов.

Наводить оружие предлагалось при помощи ручных приводов, обеспечивавших поворот башни и подъем орудийной установки. С помощью таких механизмов можно было вести огонь в любом направлении с возвышением стволов от -9° до +18°. Орудие комплектовалось прицелом TZF 6/38 фирмы Zeiss, который можно было применять для стрельбы из пушки и пулемета. Кроме того, пулемет оснащался собственным прицелом KgzF 2.

Со временем легкий танк получил дополнительное вооружение в виде двух трехствольных дымовых гранатометов. Эти устройства должны были помещаться в передней части бортов башни. Задачей 90-мм гранатометов было обеспечение маскировки в различных боевых ситуациях.


Интерьер боевого отделения. Фото Pro-tank.ru

Экипаж нового танка состоял из четырех человек. В переднем отделении управления корпуса должны были располагаться механик-водитель и радист. В крыше отделения управления имелось два люка для доступа на места экипажа. В лобовом листе и бортах корпуса располагались четыре лючка для слежения за окружающей обстановкой. На рабочем месте радиста планировалось устанавливать радиостанции FuG 12 и FuG Spr «a». Антенна одной из станций помещалась на кормовой части башни, а вторая, метелочного типа, должна была монтироваться в специальном стакане на правом борту подбашенной коробки.

В башне поместили рабочие места командира и наводчика, который также должен был выполнять функции заряжающего. Было решено отказаться от использования командирской башенки, из-за чего наблюдение теперь предлагалось осуществлять при помощи двух перископов в люках. Также на правом борту башни появился щелевой смотровой прибор.

В ходе проекта VK 1303 конструкторам фирмы MAN удалось уложиться в требования заказчика к габаритам и весу машины. Длина танка составляла 4,63 м, ширина – 2,48 м, высота – 2,21 м. Боевая масса не превышала 11,8-12 т. Расчетная максимальная скорость достигала 60 км/ч, запас хода – 290 км. Столь высокая подвижность должна была обеспечиваться сравнительно хорошими показателями удельной мощности танка: не менее 15 л.с. на тонну.


Танк Pz.Kpfw.II Ausf.L на фронте. Фото Aviarmor.net

К середине 1941 года проект VK 1303 дошел до стадии испытаний опытного шасси. На заводе MAN был собран прототип машины, не оснащавшийся полноценным корпусом и башней. Для упрощения конструкции эта машина получила пустой объем на месте боевого отделения, который частично заполнили грузом для имитации веса танка. Также опытная машина получила ветровое стекло и несколько других деталей, совершенно не характерных для боевой бронированной техники, но облегчающих работу испытателей.

Сравнительные испытания нескольких легких разведывательных танков, разработанных разными фирмами, прошли в мае-июне 1942 года. Эти испытания показали явное превосходство танка VK 1303 над другими машинами. По результатам сравнения военные сделали свой выбор – армия должна была получить легкие танки фирмы MAN. Прочие машины отличались менее высокими характеристиками и поэтому не смогли заинтересовать заказчика.

В середине 1942 года танк VK 1303 приняли на вооружение под обозначением Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs («Рысь»). Вскоре появился заказ на серийное строительство техники. Вермахт заказал строительство и поставку 800 легких танков новой модели. Производство этой техники поручили фирмам MAN и Henschel. Осенью 1942 года (в некоторых источниках упоминается осень 43-го) с конвейера сошли первые серийные танки.

К концу 1942 года появилось предложение модернизировать новый танк с целью повышения его основных характеристик. Так, серьезные претензии вызывало использованное оружие. К этому времени 20-мм автоматическая пушка KwK 38 успела устареть и потеряла возможность поражать массовые танки противника. В связи с этим началась разработка нового варианта «Рыси» с усиленным вооружением. В некоторых источниках такая машина упоминается под обозначением VK 1303b.


Музейный образец. Фото Modelwork.pl

В качестве главного средства повышения огневой мощи была выбрана пушка 5 cm KwK 39 L/60 калибра 50 мм. Такое орудие позволяло решить поставленную задачу, но требовало переделки конструкции бронемашины. Имеющаяся башня, разработанная под орудие KwK 38, не могла вместить новую пушку повышенной мощности. Была разработана новая версия башни, отличавшаяся увеличенными размерами и, по некоторым данным, отсутствием крыши.

На определенном этапе развития проекта появилось предложение оснастить танк Pz.Kpfw.II Ausf.L более мощным двигателем. Вместо имевшегося Maybach HL 66P предлагалось использовать дизельный двигатель Tatra 103 мощностью 220 л.с. Такую переделку прошел один из серийных танков, но дальше модернизация не продвинулась. Серийные бронемашины оснащались только штатными карбюраторными двигателями.

Несмотря на все усилия, выполнить заказ на строительство восьми сотен танков нового типа так и не удалось. По разным данным, до начала 1944 года было построено не более 100-142 машин типа Luchs. Согласно некоторым источникам, несколько танков перестроили из опытных VK 1301, а остальные машины строились с нуля. В общей сложности фирмой MAN было построено не более 118 танков, а Henschel выпустила до 18 машин. В январе 1944 года производство было свернуто. К этому времени заводы-подрядчики были загружены несколькими заказами с высоким приоритетом, из-за чего они более не могли выпускать легкие танки с неоднозначными перспективами. В итоге не была выполнена даже пятая часть исходного заказа.

Вариант легкого танка с усиленным вооружением, по разным данным, не был воплощен в металле либо не вышел из стадии испытаний. В одних источниках утверждается, что такая бронемашина даже не строилась, тогда как другие говорят о сборке нескольких опытных образцов. Кроме того, встречается упоминание выпуска 31 танка с 50-мм пушками. Тем не менее, согласно большинству источников, в серию «Рысь» с пушкой KwK 39 не пошла.


Сохранившийся до наших дней танк, вид на корму. Фото Lesffi.vraiforum.com

Сохранились упоминания о двух проектах специальной техники на базе нового легкого танка. На основе существующего шасси предлагалось построить ремонтно-эвакуационную машину Bergepanzer Luchs, пригодную для обслуживания легких танков нескольких типов. Кроме того, рассматривалась возможность создания зенитной самоходной установки Flakpanzer Luchs с оригинальным боевым отделением, оснащенным 37-мм автоматической пушкой.

Первые серийные танки Pz.Kpfw.II Ausf.L поступили в войска осенью 1942 года. Машины разведывательного назначения предлагалось распределять по несколько единиц между имеющимися крупными соединениями. Предполагалось, что в составе разведывательных батальонов танковых дивизий появится по новой роте, оснащенной танками Luchs. Первоначальный заказ позволял оснастить новой техникой большое количество соединений, однако на практике перевооружение затянулось, а затем было сокращено.

Ввиду остановки производства новых танков после 100-142 единиц технику успели получить лишь несколько соединений: 2-я, 3-я, 4-я и 116-я танковые дивизии, учебная дивизия Вермахта и 3-я танковая дивизия SS Totenkopf. Задачей машин, переданных батальонам этих соединений, было участие в разведке и дополнение уже имевшейся на вооружении техники.

По некоторым данным, некоторые эксплуатанты танков Pz.Kpfw.II Ausf.L остались недовольны характеристиками этой техники. Так, известно о кустарном усилении бронирования путем установки дополнительных 20-мм листов на лобовые детали корпуса. Такая доработка в условиях войсковых мастерских позволяла значительно повысить уровень защиты и живучесть машины на поле боя.


Музейный танк "выступает" перед зрителями. Фото Pro-tank.ru

Согласно большинству источников, танки Luchs активно эксплуатировались в течение длительного времени. Последние сообщения о массовом применении такой техники в интересах разведки относятся к концу 1944 года. При этом до лета 44-го машины типа «Рысь» применялись только на Восточном фронте, а после начала боев в Западной Европе часть соединений, вооруженных такой техникой, была переброшена на новый театр военных действий. Таким образом, легкие разведывательные танки, имевшиеся на вооружении нескольких дивизий, успели повоевать на всех европейских фронтах и сразиться с бронетехникой нескольких стран антигитлеровской коалиции.

Ввиду специфического сочетания защиты и огневой мощи, прямо влиявших на боевую эффективность и живучесть на поле боя, легкие разведывательные танки Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs подвергались серьезным рискам. Они могли противостоять пехоте или легким танкам противника, но средние танки и артиллерия оказывались слишком серьезной угрозой. Как следствие, разведывательные подразделения регулярно несли потери. Более того, к концу войны почти все танки «Рысь» были выведены из строя, уничтожены или захвачены противником.

Из 100-142 построенных танков Luchs до нашего времени дожили лишь несколько машин, теперь являющихся музейными экспонатами. Танки этого типа хранятся в британском Бовингтоне, французском Сомюре, немецком Мюнстере, в российской Кубинке и в нескольких других музеях. Эта техника регулярно проходит реставрацию и находится в хорошем состоянии. Кроме того, часть машин до сих пор сохраняет работоспособность и используется в показательных выступлениях.

Проект разработки легкого разведывательного танка стартовал еще в середине 1938 года, но реальные результаты в виде серийной техники требуемого типа появились лишь осенью 42-го. Подобное затягивание работ привело к неприятным для немецкой армии последствиям. Танк образца 1942 года фактически создавался по измененному техническому заданию конца тридцатых годов, из-за чего уже не мог в полной мере отвечать требованиям своего времени. В результате было построено не более полутора сотен машин, после чего строительство свернули ввиду отсутствия заметных перспектив. Таким образом, поставленная армией задача была решена, но это произошло слишком поздно для полноценного использования новой техники.

По материалам:
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М. Разведчики боем // Моделист-конструктор. 2001. №11. С.32.

С началом войны против СССР, немецкая армия столкнулась с проблемой ведения разведки на острие удара танковых частей. В кампаниях против Польши и на Западе разведывательные части Вермахта комплектовались бронеавтомобилями, которые успешно выполняли поставленные перед ними задачи. Однако в войне на востоке бездорожье и трудно проходимая местность свела усилия немецких разведывательных частей на нет. Армии требовалась боевая машина с хорошей проходимостью, достаточным вооружением и бронированием для действий в тяжелых условиях восточного фронта. Для этой роли немцы решили приспособить лёгкий танк Luchs, обладавший хорошей проходимостью и 20-мм автоматической пушкой.

Описание

Работы по созданию нового лёгкого танка начались в Германии ещё до Второй Мировой Войны. Летом 1938 года был начат новый проект, результатом которого вскоре и станет лёгкий танк Luchs . На первоначальной стадии проектирования танк получил обозначение VK 901. Машина считалась развитием серии легких танков PzII, однако новый проект напоминал "двойку" только вооружением (20-мм орудие KwK38), а также сходным по толщине бронированием. Что же касается конструкции базы танка - ходовой части, то она принципиально отличалась от "PzII" - в ней использовалось пресловутое "шахматное" расположение катков. Такая же схема будет задействована и на знаменитых тяжелых танках "Тигр". Впрочем, проект по началу шёл не слишком успешно - реально было выпущено лишь чуть более десяти танков этого типа. Подлинное развитие проект будущего танка Luchs начал уже в ходе войны против СССР, когда перед немцами остро встала проблема обеспечения своих разведывательных частей, которые в условиях русского бездорожья перестали справляться со своими задачами. Был начат проект VK1303, предусматривавший создание танка с хорошей проходимостью, надежностью ходовой части и большим запасом хода, который мог бы выполнять разведывательные функции в экстремальных условиях восточного фронта. Летом 1942 года первый выпущенный прототип уже прошёл испытания. При этом он показал отличные результаты в плане надёжности, пройдя почти 2500 километров без поломок и отказов в оборудовании. Проект одобрили и танк приняли на вооружение под названием Pz.II Ausf.L Luchs Бронирование нового лёгкого танка к середине 1942 года уже было достаточно слабым, но его главной задачей было ведение разведки, а не огневой бой с танками противника и не прорыв укрепленных позиций, поэтому это возможно и не стоит считать ярко выраженным недостатоком. Автоматическая пушка KwK 38 калибра 20-мм также была уже слишком слабой к лету 1942 года. Обладая высоким темпом огня(220 выстрелов в минуту), она успешно могла противостоять пехоте противника, а также лёгким советским танкам устаревших конструкций или бронеавтомобилям, броня которых пробивалась огнём этого слабого орудия. О борьбе со средними и тяжелыми танками не могло быть и речи - Luchs и не был приспособлен для таких задач. Он успешно мог играть роль вспомогательного танка второй линии - прикрывать тылы, сопровождать колонны снабжения, противостоять партизанским отрядам, а самое главное - вести на передовой разведку при отсутствии сильной противотанковой обороны противника. То есть он мог успешно выполнять задачи, для которых и был создан. С осени 1942 года легкие танки Luchs стали поступать на вооружение разведывательных рот танковых батальонов Панцерваффе. Они использовались в танковых частях как на восточном фронте против Красной Армии, так и на западе против высадившихся в Нормандии союзников. В частях СС танки этого типа сохранялись на вооружении вплоть до 1944 года. Всё же, несмотря на то, что этот танк был явно вспомогательным, его слабое вооружение и бронирование иногла ограничивало возможности его применения даже для его непосредственных задач - разведки. В связи с этим в ходе войны предпринимались попытки несколько усилить бронирование танка. Также планировалось перевооружить танки Luchs 50-мм орудиями Kwk39 L/60, чтобы увеличить их эффективность в бою. Этого сделано по всей видимости не было, хотя существует непроверенная информация, что часть лёгких танков Luchs всё же оснастили этими орудиями. Давая общую оценку этому танку можно сказать, что он мог успешно выполнять возложенные на него разведывательные функции, поскольку его тактико-технические характеристики, в частности запас хода, проходимость и надёжность, позволяли ему вести разведку в условиях самого тяжелого бездорожья. Что же касается боевой ценности танка, то она не впечатляет - вести успешный бой Luchs мог только со слабобронированной техникой и пехотой противника. Выпуск танков Luchs также был довольно мал и не превысил полуторасотен единиц, что очень мало на фоне общего производства танков в Германии. Присутствие в войсках этих танков ввиду их скромного выпуска было минимальным.
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода