Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Киевская Русь в IX - XII веках. Русь в IX – первой половине XII вв

«Русь в IX – первой

половине XII века»

Лашманской ООШ

Тест П.№ 9-11 .

Алькин Д.Н.


1. Выберите из списка ТРИ положения, которые способствовали возникновению древнерусской народности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) принятие христианства

2) развитие торговли

3) сохранение племенных обычаев

4) сохранение различий в языке

5) собирание народного ополчения со всех земель

6) утверждение кровной мести

1, 2, 5.


2. Запишите термин, о котором идёт речь.

Основная часть населения Древней Руси, свободные землевладельцы, которые выплачивали налоги в пользу власти, - это .

Люди.


3. Установите соответствие между термином и его значением.

ТЕРМИНЫ ЗНАЧЕНИЕ

А) князь 1) наследственное земельное

владение

Б) смерд 2) человек, заключивший договор

на выполнение работы

В) рядович 3) правитель в Древнерусском

государстве

Г) вотчина 4) свободный крестьянин в

Древней Руси, позднее несший

повинности и плативший дань

А-3, Б-4, В-2, Г-1.


4. В общине земля находилась

1) в совместной собственности общинников

2) в личной собственности главы общины

3) в собственности церкви

4) в частной собственности наиболее богатых членов общины


5. Расположите церковных служителей в порядке служебной иерархии (начиная с верхней ступени).

1) монах

2) митрополит

3) патриарх

4) епископ

3, 2, 4, 1.


6. Запишите термин, о котором идёт речь.

Глава церкви в Новгороде в XII в. получил особый титул -

Архиепископ


  • Выберите из списка ТРИ термина, относящихся к церковной организации.

1) игумен

2) челядин

3) дружинник

4) приход

5) прибыль

6) собор

1, 4, 6.


8. Основателем Киево-Печерского монастыря считается

1) князь Владимир

2) преподобный Антоний

3) Феодосий Курский

4) святой Дмитрий Солунский


9. Запишите термин, о котором идёт речь.

Часть духовенства, которая проживала в монастырях и давала монашеские обеты, называлась

Чёрное.


10. Как называется наиболее известное сочинение митрополита Илариона?

«Слово о Законе и Благодати».


11. Запишите термин, о котором идёт речь.

Служители религиозного культа, исповедующие веру в единого Бога, - это

Духовенство.


12. Митрополит Русской православной церкви до середины XV в. подчинялся

1) церковному совету

2) синоду

3) патриарху Константинополя

4) епископам


13. На каком языке велась служба в церквях Древней Руси?

1) греческом

2) латинском

3) старославянском

4) английском


14. Выберите из списка ТРИ самых влиятельных и известных монастыря в Древней Руси.

1) Александро-Невская лавра

2) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

3) Юрьев монастырь в Новгороде

4) Елецкий монастырь в Чернигове

5) храм Василия Блаженного

6) Богородице - Рождественский монастырь во Владимире- на – Клязьме.


15. Запишите термин, о котором идёт речь.

Часть духовенства, которая служила в соборах и церквях и не давала монашеских обетов, называлась

Белое.


16. Запишите термин, о котором идёт речь.

Изображение, сделанное водяными красками по мокрой штукатурке, называется

Фреска.


17. Установите соответствие между термином и его значением.

ТЕРМИНЫ ЗНАЧЕНИЕ

А) миниатюра 1) материал для написания книг из

выделанной телячьей кожи

Б) былина 2) специально обработанная берёзовая

кора, которая использовалась для

письма

B) береста 3) жанр устного народного творчества,

героический эпос

Г) пергамент 4) небольшой рисунок в старинной

книге

А-4, Б-3, В-2, Г-1.


1) Иларион

2) Нестор

3) Антоний

4) Пимен


19. Выберите из списка ТРИ термина, которые относятся к ювелирному искусству. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) зернь

2) житие

3) пергамент

4) скань

5) эмаль

6) неф

1, 4, 5.


20. Запишите термин, о котором идёт речь.

Жанр произведения, повествующего о жизни святого, называется

Житие.


21. Одной из самых древних сохранившихся книг в истории Древней Руси считается

1) «Апостол»

2) Судебник

3) Русская Правда

4) Остромирово Евангелие


22. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» была создана в

1) IX в.

2) X в.

3) XI в.

4) XII в.


23. Выберите из списка ТРИ термина, которые относятся к

вооружению Древней Руси. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) борона

2) рало

3) кольчуга

4) фреска

5) копьё

6) щит

3, 5, 6.


24. Установите соответствие между термином и его значением.

ТЕРМИНЫ ЗНАЧЕНИЕ

A) понёва 1) украшение на голову у

замужней женщины

Б) чепец 2) традиционная одежда из

шкуры, шуба

B) онучи 3) домотканая шерстяная

юбка

Г) кожух 4) ткань для обёртывания

ног под лапти

А-3, Б-1, В-4, Г-2.


25. Выберите из списка ТРИ термина, которые означали различные части дома богатого человека в Древней Руси. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) терем

2) сарай

3) клети

4) горница

5) погреб

6) ледник

1, 3, 4.


26. Как назывался старинный музыкальный щипковый инструмент, игрой на котором развлекали гостей на пирах?

1) барабан

2) гусли

3) орган

4) губная гармошка


27. Как назывался вид верхней одежды - плащ без рукавов, украшенный мехом, пряжками, драгоценными камнями?

1) шуба

2) зипун

3) кожух

4) епанча


28. Выберите из списка ТРИ вида гончарных изделий, которые могли продаваться в древнерусском городе. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пряности

2) амфоры

3) кувшины

4) кожухи

5) посуда

6) чепцы

2, 3, 5.


29. Запишите термин, о котором идёт речь.

Тонкая щепка дерева, которая использовалась для освещения жилища, - это

Лучина.


30. Как назывались певцы и музыканты, которые развлекали гостей на пирах?

1) староверы

2) скоморохи

3) пажи

1.2. Русь в IX – начале XII вв

Государственность восточных славян

Древняя Русь – раннефеодальная монархия с элементами федерализма.

Теории возникновения государства у восточных славян: норманнская, антинорманнская, природно-исторического процесса.

Причины возникновения государственности: кризис родоплеменных отношений, переход к феодализму, необходимость защиты земель от общих врагов и др.

Два центра образования древнерусской государственности:

– Среднее Поднепровье – поляне – Киев;

– Волхов, Ильмень – новгородские (ильменские) словене – Новгород.

Князь устанавливал законы, руководил войском, судил.

Дружина делилась на старшую (бояре, воеводы, тысяцкие) и младшую (отроки, детские, гриди). Функция дружины: войско, сбор налогов, суд на местах.

Вои – лично свободные общинники, которые участвовали в военных походах.

Вече – народное собрание для обсуждения общих дел и решения вопросов общественной, политической и культурной жизни. Участники веча – главы свободных семейств сообщества (племени, княжества).

Христианство – одна из трёх мировых религий. Причины принятия христианства: централизация власти в государстве, укрепление позиций князя, поднятие международного авторитета Древней Руси.

988 г. – начало распространения князем Владимиром христианства как государственной религии.

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Русь Русь, Русская земля, в 9-10 вв. название государственного образования восточных славян на среднем Днепре. О существовании Р. свидетельствуют Константин Багрянородный в сочинении «De administrando imperio» (10 в.), договоры Р. с Византией 10 в., показания русских летописных сводов

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ) автора БСЭ

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

Чёрная Русь Чёрная Русь, название территории в бассейне верхнего течения р. Неман с городами Гродно, Новгородком, Слонимом, Несвижем, Здитовом и др. До 13 в. Ч. Р. частично входила в состав Полоцкого княжества. В 40-60-х гг. 13 в. неоднократно находилась под властью литовского

Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

Русь странствующая Дорога, путь, стезя, тропа, колея… Странствие, путешествие, поездка, плавание, кочевье, хождение…Путник, путешественник, странник, пешеход, кочевник, бродяга… Случайно ли в русском языке столько слов, связанных с передвижением человека по земной

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Русь от Поморья до Аляски Сейчас даже трудно себе представить, какими темпами шло освоение пространств, которым предназначено было стать Азиатской Россией. Прошло менее полувека после военных экспедиций Ермака, а уже стремительно заселялась лежащая «за Камнем, за

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

КИЕВСКАЯ РУСЬ Где стоит теперь наш Киев, Где вздымалась лишь гора, Жили братья - Кий с Хоривом, Щек и Лыбедь - их сестра. Здесь в счастливую годину Вырос над Днепром седым Златоглавым исполином Киев-град неуязвим. Днепр хранит его, как сына. Словно сыну приносил Все, что

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Киевская Русь Владимир Мономах 1053–1125 гг. Великий князь Киевский, политик и полководец Древней Руси. Без нужды не клянитесь, но, дав клятву и поцеловав крест к братье, соблюдайте клятву крепко.Больного посетите. Праху мертвеца поклонитесь, ибо все мы смертны.Да не

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

СЕТЕВАЯ СВЯТАЯ РУСЬ “Игумен Земли Русской” дал канон России будущегоЕсли для других наций крах государства – это еще не полная катастрофа (например, поляки полтора века жили без своего государства – и ничего, сохранились как нация), то мы, потеряв государство, потеряем

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги автора

Из книги автора

Киевская Русь Откуда произошло название «славяне»? Уже около двух тысяч лет тому назад античным историкам было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов.Это и были предки современных славянских

Из книги автора

Московская Русь Где находится Андроников монастырь? Андроников Спаса Нерукотворного мужской монастырь находится в Москве, на реке Яуза. Основан в 1360 году в качестве форпоста на юго-восточных подступах к Москве. Назван по имени первого игумена – Андроника. В XIV–XVII веках

Из книги автора

Северо-Восточная Русь в XIV–XVI вв В землях Владимиро-Суздальского княжества увеличивалась численность населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от восточных границ Руси и были менее уязвимы со стороны Золотой Орды, что вело к

История России [Учебное пособие] Коллектив авторов

1.2. Государство Русь (IX–XII вв.)

Объединение Новгорода и Киева

Предпосылки образования государства у восточных славян складывались на протяжении длительного времени. Известны крупные устойчивые племенные объединения, в районах Киевской, Новгородской земель и в верховьях Волги, просуществовавшие по несколько десятков лет. О них имеются свидетельства в арабских хрониках. Это – Куява (Куяба), Славия и Артания.

Источники начала IX в., указывают на наличие в славянском обществе довольно сложной структуры политической и экономической элиты: князья союзов племен, князья отдельных племен, великие бояре, бояре – мужи и гости – купцы. Дружина, которую восточные славяне содержали для защиты от набегов, постепенно становилась средоточием власти, и возглавлявший ее князь превращался из номинальной фигуры в основную, облеченную множеством государственных функций. Военная демократия перерастала в раннефеодальную монархию.

Особенностью становления восточнославянской государственности было наличие двоецентрия – Новгородской, или Северной Руси и Киевской, или Южной Руси. Территориальным ядром государства восточных славян стал союз племенных княжеств полян, дреговичей, радимичей с центром в Киеве. Около середины IX в. на севере Восточной Европы, в Поволховье, сложилось другое протогосударственное образование на основе союза племенных княжеств словен, кривичей, вятичей, а также неславянских племен – чуди и веси. Этот союз платил дань скандинавам – варягам, или норманнам.

Согласно летописи «Повесть временных лет», в 862 г. новгородцы изгнали варягов и прекратили выплату им дани. Однако ввиду вспыхнувшей внутри этого племенного объединения борьбы за власть, вскоре «за мир к варягам» было направлено посольство, чтобы пригласить в качестве князя одного из местных правителей и разрешить конфликт. На княжение прибыл Рюрик с братьями Синеусом и Трувором. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. Преемник Рюрика князь Олег в 882 г. захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира, объединил Север и Юг, Новгородские и Киевские земли, положив начало древнерусской государственности. 882 г. принято считать датой образования государства Русь с центром в Киеве.

Эти полулегендарные летописные сведения послужили источником возникновения в XVII I в. так называемой норманнской теории . Ее основоположниками явились приглашенные из Германии для работы в Петербургской Академии наук историки Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлецер. Они утверждали, что восточные славяне к IX в. находились в состоянии «дикости», что в восточнославянском этносе к моменту появления варягов не сложились политические и экономические условия для формирования государства, и потому варяжский фактор явился определяющим в образовании государства Русь.

Сразу после появления норманнской теории стал очевиден ее ненаучный характер. Уже в том же XVIII в. великий ученый М. В. Ломоносов подверг ее резкой критике. Полемика между «норманистами» и «антинорманистами» растянулась на многие десятилетия. Сегодня уже мало кто сомневается, что государственность возникает в результате длительного общественного развития и не может быть привнесена извне. Варяги приходили на Русь небольшими дружинами и уже вскоре ассимилировались с местным населением. И если в политических процессах, протекавших на Руси в середине и второй половине IX в., роль варяжского фактора была заметной, то на этнокультурное развитие славян варяги практически не оказали никакого влияния.

Первые киевские князья

Первым правителем Древнерусского государства был киевский князь Олег (882–912). Формально он правил от имени малолетнего сына Рюрика Игоря, но проводил самостоятельную и активную политику как внутри государства, так и за его пределами. В результате военных столкновений с сильным Хазарским каганатом, располагавшимся в низовьях Волги, он освободил от его дани племена северян и радимичей, обложив их в свою очередь данью, не меньшей хазарской. В его правление Древнерусским государством были покорены древляне, кривичи и некоторые другие племена.

Становление и развитие Древнерусского государства проходило во взаимодействии с соседними странами и народами, прежде всего с Византией. В 907 г. Олег предпринял поход на столицу Византийской империи Константинополь, который руссы называли Царьградом. Собрав значительные силы, князь на боевых ладьях спустился по Днепру в Черное море и подступил к стенам Константинополя. Столицу Византии в то время практически не обороняли, так как ее войска были заняты борьбой с арабами. Защитники города перегородили вход в гавань цепью, чтобы не допустить в нее ладьи руссов, но, как сообщает летописец, Олег, поставив ладьи на колеса, под парусами двинулся по суше к Царьграду. Правительство Византии вынуждено было согласиться на переговоры. Мирный договор, оформленный позже, в 911 г., предусматривал выплату значительной контрибуции – по 12 гривен серебра с каждого жителя Константинополя, что составило несколько десятков тысяч пудов драгоценного металла. Русским купцам было предоставлено право беспошлинной торговли, они могли селиться в Константинополе (другим иностранцам это было запрещено), носить оружие, мыться в городских банях. В течение полугода купцы получали продовольствие от византийских властей, а при отъезде еще и парусные снасти, якоря и прочее.

Отношения с Византией изменились при преемнике князя Олега Игоре (912–945). В 941 г. он предпринял новый поход на Царьград. Когда русский флот появился в гавани Константинополя, византийцы подожгли ладьи с помощью «греческого огня» – специального состава на основе сырой нефти, чем вызвали среди русских панику. Попытка взятия Константинополя не удалась, и Игорю пришлось вернуться обратно. Через три года, в 944 г., собрав более многочисленные силы, Игорь вновь осадил Царьград. Но греки предпочли откупиться. В 945 г. был заключен новый договор. Византия подтвердила большую часть статей прежнего договора, признала территориальные приобретения Руси в устье Днепра и русское поселение Тмутаракань на Таманском полуострове. Но было утрачено право беспошлинной торговли, русские купцы теперь селились в предместье Константинополя. В город их впускали без оружия, не более 50 человек, предварительно переписав.

Главной задачей князя Игоря было удержание в составе государства отдельных славянских племен и присоединение новых. Ему удалось подчинить Киеву племя уличей и не позволить отделиться от государства сильному и богатому племени древлян.

Эффективным средством сохранения контроля над государственной территорией было полюдье – объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье – это не только сбор дани, но и способ управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. Размеры дани не были фиксированными, что нередко приводило к серьезным конфликтам. Так, в 945 г. Игорь попытался вторично собрать дань с древлян. Возмущенные древляне во главе с князем Малом расправились с киевским князем и его дружинниками. Вдова Игоря княгиня Ольга (945–962) организовала поход против древлян во главе с киевскими воеводами Свенельдом и Асмудом. Она жестоко наказала древлян, сожгла их столицу город Искоростень, увеличила дань. При этом Ольга вынуждена была провести налоговую реформу, определив фиксированные размеры дани – уставы и уроки, и погосты – места, куда раз в год свозилась дань. Постепенно погосты, или становища, превращаются в опорные пункты княжеской власти в удаленных землях.

В годы правления княгини Ольги войны на Руси прекратились. Ольга стремилась улаживать конфликты с соседями мирным путем. В 957 г. она впервые в истории Руси посетила с мирным визитом Византию. В Константинополе ее принял император Константин VII Багрянородный. Был переоформлен договор Руси с Византией на условиях, заключенных князем Игорем, а военный союз направлен против Хазарии. Во время визита Ольга приняла христианство. Ее крестным отцом был сам император. Обряд был совершен патриархом Константинопольским в главном храме Царьграда – Софийском соборе.

Совершенно иной характер внешняя политика Древнерусского государства носила при сыне Ольги князе Святославе Игоревиче (ок. 965–972). Это был правитель-воин, большую часть жизни он провел в походах. Прежде чем напасть на врага, Святослав посылал гонцов с известием: «Иду на вы». В 964 г. Святослав предпринял поход против давнего врага Руси Хазарского каганата. Покорив вятичей, он с севера подошел к союзнику хазар Волжской Булгарии – тюркскому государству в Среднем Поволжье, разгромил ее и неожиданно ударил по столице Хазарского каганата городу Итиль, расположенному в устье Волги. На востоке Хазарии Святослав разрушил город Саркел, сильную крепость, возведенную византийскими военными инженерами. Победа над каганатом принесла избавление от сильного противника, однако открыла путь к южнорусским границам кочевым племенам, прежде всего, печенегам, не менее опасным для Руси, чем хазары. Печенежская орда не была единой. В середине X в. существовало восемь печенежских объединений, которые греки называли фемами. Во главе фем стояли ханы. Первые столкновения с печенегами летопись датирует 915 г. При Святославе набеги печенегов на русские земли усилились. В отсутствие князя они даже пытались взять Киев.

Разгром Хазарии обеспокоил Византию, которая предпочитала сама не воевать против Киева, а использовать в этих целях соседние с Русью государства.

Так, в 967 г. Святослав ввязался в конфликт между Византией и Болгарским царством. Подстрекаемый Византией, Святослав вторгся в Дунайскую Болгарию. В битве под Доростолом он разбил войско болгарского царя Петра, овладел городом Переяславцем-на-Дунае и перенес сюда свою резиденцию.

Византия, встревоженная усилением Руси на Дунае, потребовала от Святослава уйти в свои земли. Византийский император Иоанн Цимисхий в 970 г. направил посольство к русскому князю с обещанием выплатить дань, если Святослав вернется на Русь. После отказа Святослава русско-болгарская война переросла в русско-византийскую. Святослав одержал ряд побед, но греки, собрав значительное войско, в 971 г. осадили его дружину в Доростоле. Святослав, не имея сил прорвать окружение, был вынужден заключить мир с Византией, обещав в дальнейшем не претендовать на дунайские территории.

Князь зимовал в низовьях Днепра, так как путь на Киев был закрыт печенегами. Подкупленные византийским императором, печенеги весной 972 г. напали на небольшое войско Святослава на волоке у днепровских порогов. Князь погиб в битве. Печенежский хан Куря приказал сделать из его черепа чашу, из которой пил на священных военных пирах.

Правление Святослава имело большое значение для Руси. Территория Древнерусского государства при нем была значительно расширена. Святослав поставил своих сыновей наместниками в наиболее важных землях, что усилило власть Киева. Старший сын, Ярополк, стал князем киевским, Олег княжил у древлян, Владимир – в Новгороде. После смерти Святослава на Руси началась междоусобица, в которой Олег, а позднее Ярополк погибли; к власти в Киеве пришел князь Владимир Святославич (980–1015).

Принятие христианства

С началом правления Владимира I можно говорить об изменении приоритетов в политике киевских князей. Главную задачу они видели в укреплении и объединении государства и его границ. Под 981 г. летопись упоминает войну Владимира Святославича с поляками, в ходе которой были захвачены западноволынские (червенские) города Перемышль, Червень и др. Затем летопись отмечает войну Владимира с причерноморскими болгарами, подавление восстания в землях вятичей и радимичей. При Владимире впервые начинается чеканка собственной монеты (златников и сребреников). На рубеже Х-XI вв. постепенно ликвидируются племенные княжения. При Владимире появляются княжие «грады», в которые князь в качестве наместников «сажал» своих сыновей.

Важнейшую роль в укреплении Древнерусского государства сыграло принятие христианства. Язычество с его многобожием не могло способствовать усилению центральной власти киевского князя. Правители соседних стран, где утвердились монотеистические религии, рассматривали языческую Русь как варварское государство.

Изменения в укладе жизни, социальной и политической структурах Руси предопределили принятие христианства в его восточном (православном) варианте. Уже с IX в. христианство проникает на Русь. В 844 г. в послании византийского патриарха Фотия было отмечено, что многие руссы поклоняются христианскому богу. Крещение принимали представители княжеской знати, дружинники. В Киеве в середине X в. существовала церковь св. Ильи.

Владимир Святославич воцарился на киевском престоле в борьбе со своим братом Ярополком. Первое время Владимир подчеркивал свою приверженность языческим божествам. Он повелел воздвигнуть возле княжеского двора идолов тех племен, которые поддержали его в борьбе за киевский престол. На берегу Днепра были установлены деревянные изваяния Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хороса, Дажьбога, Стрибога, Сварога, Мокоши. Дядя Владимира воевода Добрыня воздвиг в Новгороде над Волховым статую Перуна. Однако попытка сформировать единый пантеон языческих богов и на основе многобожия укрепить государство потерпела неудачу. Каждое племя продолжало поклоняться своим богам.

В этих условиях Владимир обратился к христианству. Любопытный рассказ о выборе князем религии содержится в «Повести временных лет». Соседние с Русью страны исповедовали христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). В Киев прибыли послы из перечисленных стран, а также эмиссары папы римского. Все они предлагали принять их веру. Однако Владимир остановил свой выбор на христианстве в его восточном варианте.

Христианизация обширного Древнерусского государства продолжалась в течение ряда лет, преодолевая серьезное сопротивление населения, особенно в северных районах Руси.

Принятие христианства представляло собой крупную государственную реформу, результатом которой стало появление на Руси нового общественного института – православной церкви. Постепенно сложилась ее организационная структура. Первоначально во главе русской православной церкви стоял епископ, присылаемый из Константинополя. В 1037 г. ее возглавил митрополит. Великие князья вели борьбу за митрополичью кафедру, стремясь утвердить митрополита из славян. Однако подобные случаи в ранней истории русской православной церкви были единичными.

Территория Руси была поделена на епархии во главе с архиереями (архиепископами и епископами). Многочисленные приходы возглавляли священники. С 1051 г., когда была основана Киево-Печерская лавра, на Руси появляются монастыри. Русская церковь изначально зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в делах религии. В пользу церкви взималась десятина – десятая часть доходов верующих.

Принятие христианства на Руси явилось важной вехой в развитии восточнославянской цивилизации. Оно способствовало консолидации древнерусской народности – общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Христианство ускорило социальную дифференциацию древнерусского общества, формирование господствующего слоя, который группировался вокруг киевского князя. Заметной была роль церкви в укреплении и расширении земельной собственности на Руси; уже вскоре монастыри становятся крупнейшими владельцами земли. Значительное влияние православная церковь и христианство оказали на политические процессы в Древнерусском государстве. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. Центральная власть была укреплена, о чем свидетельствовал и необычайно усилившийся при Владимире международный авторитет Древней Руси.

Крупнейшую роль принятие христианства сыграло в развитии и формировании единой древнерусской культуры, распространении письменности, создании выдающихся образцов литературы, живописи, зодчества.

Ярослав Мудрый

Еще при жизни Владимира Святославича на Руси вспыхнула междоусобная борьба между его сыновьями. Начало ей положил Святополк туровский, а с 1015 г. киевский князь. Ему противостоял третий сын Владимира новгородский князь Ярослав, впоследствии прозванный Мудрым. Он изгнал Святополка из Киева в Польшу к его тестю польскому князю Болеславу Храброму. После смерти Владимира Святославича политическая ситуация изменилась. Болеслав выступил против сидевшего в Киеве Ярослава с польским войском и отрядами наемников из немцев, венгров, варягов, а Святополк привлек к походу на Русь печенегов. Ярослав не мог устоять перед превосходящей военной силой и вынужден был бежать в Новгород. Но сопротивление населения Киева спустя короткое время заставило Болеслава уйти в Польшу. Червенские города при этом остались за польским князем. Ярослав, опираясь на новгородцев, организовал новый поход. Теперь перевес сил оказался на стороне Ярослава. Святополк бежал к печенегам, и в сражении на реке Альте в 1019 г. был разбит.

Киевский престол занял Ярослав Мудрый (1019–1054). Время его правления – это период расцвета Древнерусского государства. В 1036 г. он нанес под Киевом поражение печенегам, положив конец их набегам на русские земли. Киевские дружины сумели вернуть Червенские города. В 1030 г. Ярослав на западе державы основал город Юрьев (Юрий – христианское имя Ярослава), сейчас именуемый Тарту.

При Ярославе Мудром значительно укрепилась русская православная церковь. В 1037 г. была основана Киевская митрополия, что было отмечено строительством Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке. Первоначально митрополиты были подконтрольны константинопольскому патриарху. В 1051 г. Ярослав, воспользовавшись тем, что Русь и Византия находились в состоянии войны, назначил киевским митрополитом не грека, а священника княжеского села Берестова, своего личного духовника Илариона. Однако после заключения мира прежний порядок назначения киевских митрополитов из Византии был восстановлен.

При Ярославе Мудром резко возрос международный авторитет Руси. Об этом свидетельствуют многочисленные династические браки, заключенные между его детьми и представителями европейских дворов.

С именем Ярослава Мудрого связано создание первой части Русской Правды – свода законов древнерусского феодального права. Академик Б. А. Рыбаков считает, что Краткая редакция Русской Правды, так называемая Древнейшая Правда, первоначально представляла собой написанную около 1016 г. грамоту Ярослава, призванную регулировать отношения между княжеской дружиной и новгородским населением. Впоследствии, по-видимому, она и составила комплекс «Грамот Ярослава», на которых клялись новгородскому вечу приглашаемые на правление князья.

Хозяйство Руси

Хозяйственный строй Древнерусского государства имел все отличительные признаки феодальной экономики: господство натурального хозяйства; наличие земли и орудий труда в руках непосредственного производителя – крестьянина; личная зависимость его от феодала; низкий, рутинный уровень техники производства. В сельском хозяйстве по-прежнему использовались подсечно-огневая система обработки земли, перелог; развивалось пашенное земледелие. При этом присвоение прибавочного продукта крестьянина осуществлялось в трех последовательно развивающихся видах феодальной земельной ренты: отработочной, именовавшейся на Руси барщиной, натуральной, называвшейся испольщиной или издольщиной, и денежной. Основными формами использования земли на Руси было общинное и вотчинное землевладение.

Субъектом общинного землевладения являлась сельская община в целом как территориальное образование. В ее пользовании находились обрабатываемые земли, леса, воды, выгоны, пустоши. Право распоряжения ими принадлежало самой общине, которая через свои органы самоуправления передавала участки в постоянное наследственное владение членам общины. Община могла свободно распоряжаться землей только внутри себя, а также приобретать новые земли, например, посредством купли или принимать в дар. Если не было возможности увеличения земельного фонда, то в общине раз в два-три года производился передел земли. Таким образом малоплодородный участок периодически менял хозяина. Правами на землю в городских поселениях обладали городские общины – посады.

По мере развития государства и укрепления княжеской власти формировалась феодальная собственность на землю. Князья с помощью дружины захватывали земли свободных общинников. Установив власть над тем или иным племенем, князь выговаривал в свою пользу символическую ежегодную дань. Это было первой формой феодальной земельной ренты, которая количественно не регламентировалась. Князь мог наделять за службу землей вместе с крестьянами, что представляло собой условное феодальное земельное владение. В Западной Европе такая форма носила название аллода, на Руси – поместья. Позже князь мог закрепить аллод за какой-либо семьей при условии, что один из ее членов должен был нести службу в его дружине. Так появился наследственный аллод. И, наконец – возникает безусловное феодальное земельное владение, известное на Руси как вотчина.

Вотчина представляла собой крупное наследственное землевладение, передававшееся от отца к сыну (отсюда ее название). Предметом такого владения были обрабатываемая земля, пастбище, луга и лес. Законодательные нормы не содержали прямого запрета на приобретение вотчин представителями сельского и городского населения, известны примеры вотчинного землевладения крестьян в Новгородских землях, но преимущественно владельцами вотчин являлись представители знатных княжеских и боярских родов. Права вотчинника на родовое имущество были достаточно широкими, но не безграничными. В частности, вотчинник не мог отчуждать имение в пользу третьих лиц без согласия своего рода. Родственники имели право преимущественного приобретения отчуждаемой вотчины.

Различались родовые и купленные вотчины. Распоряжение купленными вотчинами не ограничивалось правами рода. Они могли свободно отчуждаться их владельцами.

В этот же период формируется церковная собственность на землю. Имущество поступало церкви от князя через пожалования, от частных лиц, вклады (дарственные), куплю, занятие пустующих мест. Согласно Русской Правде церковь имела право на часть наследства даже при наличии наследников умерших. Права церкви на землю в Древней Руси были наиболее полными и независимыми.

На Руси получили развитие многие виды ремесел. Наибольшим спросом на внутреннем и внешнем рынке пользовалась продукция киевских оружейников и бронников. Русское железо обычно было значительно лучшего качества, чем европейское. Русские кольчуги состояли из более мелких в диаметре колец, были легче и надежнее, отличались большей гибкостью. Русские оружейники владели секретом изготовления самозатачивающихся мечей. Они состояли из средней пластины твердого металла, к которой по бокам припаивались пластины более мягкого металла. При использовании меча мягкий металл стачивался, и меч становился острее.

По всей Европе славилась перегородчатая эмаль киевских ремесленников. На золотую пластинку напаивались по контуру рисунка невысокие золотые перегородки. Получавшееся пространство заливалось эмалью. После обжига изделие шлифовалось. Состав эмали имел главную особенность – при обжиге не утрачивалась интенсивность цвета. Это существенно отличало древнерусскую эмаль от западноевропейской.

Разнообразной была техника обработки серебра на Руси. Из серебряной проволоки ювелиры изготавливали ажурные изделия – филигрань. Не имела аналогов техника зерни, при которой на металлическую пластину напаивались в виде узоров мельчайшие капельки золота или серебра. Только на Руси была известна и техника чернения серебра.

Древнерусское государство вело широкую внутреннюю и внешнюю торговлю. Основной транспортной магистралью был путь «из варяг в греки», соединявший Скандинавию с Византией и государствами Востока.

Социальный и политический строй

Основную категорию сельского населения составляли свободные общинники – смерды. Они владели необходимыми средствами производства, жили на своих земельных участках, вели собственное личное хозяйство. Смерды, как правило, были лично свободны. Их зависимость от князя выражалась в уплате дани и несении натуральных повинностей.

По мере развития феодальной земельной собственности смерды постепенно переходили в разряд феодально-зависимого населения, которое делилось на несколько категорий. Рядович заключал с феодалом договор, или ряд, на выполнение определенных работ. Если смерд по какой-либо причине брал у феодала купу, т. е. помощь деньгами, семенами, инвентарем, он становился закупом . Закуп не мог по своей воле уйти от феодала. При любом проступке или попытке побега закуп превращался в холопа . Следует отметить, что положение рядовича, хотя незначительно, но все же было более легким, чем закупа, поскольку последний обязан был выполнять любую работу по приказанию хозяина, а рядович – только те ее виды, которые были зафиксированы в договоре.

На положении домашних рабов находились холопы. Они не имели средств производства, были лишены права свидетельствовать в суде и т. п. Однако широкого распространения рабство не получило прежде всего ввиду крепости общинного строя.

Слой феодалов формировался в основном из ближнего окружения князя, его дружины, а также духовенства.

По своей политической структуре Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял князь со своей дружиной. Дружина разделялась на старшую (бояре ), которая принимала участие в княжьем совете, и младшую (отроки, или дети ). В случае войны князь набирал войско в подвластных ему землях, основной же функцией дружины являлось поддержание власти князя, обеспечение социальной стабильности общества. К концу X в. формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. При князе действовал совещательный орган – совет (дума ), в состав которого входила верхушка дружины. Из числа дружинников назначались наместники в города – посадники, предводители военных отрядов – тысяцкие, сборщики поземельной дани – данники , судебные чиновники – вирники , сборщики торговых пошлин – мытники и др.

Рост политического значения городов выразился в усилении роли городского веча . Первое вече в Новгороде упоминается в летописи в под 1015 г., в Киеве – под 1068 г.

«Русская Правда»

Социально-политическое развитие Руси достигло высокого уровня. На это указывает сохранившийся письменный сборник законов Русская Правда, имевший три редакции.

Первая редакция – Правда Ярослава . Имела задачей урегулирование конфликтов между дружинниками и новгородцами в период княжения Ярослава Мудрого в Новгороде. Круг преступлений согласно Правде Ярослава невелик – это преступления против личности и имущества. За убийство виновный платил штраф – виру, составлявшую 40 гривен вне зависимости от социальной принадлежности погибшего. За ближайшими родственниками убитого сохранялось право кровной мести , что, безусловно, являлось пережитком первобытного права.

Штрафы за такие преступления, как битье батогом, жердью, пястью (ладонью), чашей, рогом, тупой стороной меча назывались продажей и были равны 12 гривнам. Правда Ярослава отличала неправомерное действие от намерения или попытки совершить таковое, от угрозы действием: если кто вынет меч, но не ударит, то штраф одна гривна. Высокой являлась плата за причиненное бесчестье: если кто кого ткнет мечом, не вынимая из ножен, или рукоятью меча, или вырвет ус или клок бороды – символ мужского достоинства – штраф будет равен 12 гривнам (тогда как, например, плата за отрубленный палец составляла всего три гривны). Виры и продажи поступали в пользу потерпевшего или родственников убитого.

Вторая редакция Русской Правды – Правда Ярославичей – появилась примерно в 1071 г., в период смут и восстаний в различных землях Руси. Этот более подробный свод законов был составлен тремя старшими сыновьями Ярослава Мудрого – Изяславом, Святославом и Всеволодом. Правда Ярославичей защищала прежде всего личные владения, домены самих князей, их земли, дворцы, склады имущества, загородные дворы с запасами. Убийство княжеских администраторов каралось смертной казнью или огромным штрафом в 80 гривен. На эту сумму можно было приобрести стадо крупного рогатого скота в 100 голов или табун в 40 лошадей.

В отличие от Правды Ярослава во второй редакции Русской Правды наказания за преступления социально дифференцированы. За убийство княжеских администраторов – тиуна, огнищанина, конюшего вира составляла 80 гривен. За убийство княжеского отрока, конюха, повара – 40 гривен. Но уже сельский тиун, ратайный тиун (ведающий пахотными работами), княжеский ремесленник, кормилец (дядька-воспитатель княжеских детей) «стоили» 12 гривен. Правда Ярославичей не делала различия между теми или иными группами феодально зависимого населения и смердами: смерд, рядович, закуп, смердий холоп т. е. холоп неквалифицированный, умеющий выполнять только работу простого смерда, оценивались всего в 5 гривен.

Правда Ярославичей ликвидировала право кровной мести и заменила ее безусловным штрафом за убийство. Все виры и продажи поступали в казну князя.

Третья редакция Русской Правды появилась в 1113 г. Составлению ее предшествовал ряд событий, происшедших в период княжения в Киеве Святополка Изяславича (1093–1113), внука Ярослава Мудрого, который отличался крайним сребролюбием. Для увеличения своих доходов он давал деньги в рост под огромные проценты, чем вызвал резкое недовольство киевлян. После смерти князя в Киеве началось восстание. Были разгромлены дома княжеских слуг и крупных ростовщиков. Под давлением горожан бояре были вынуждены призвать на киевский престол другого внука Ярослава Мудрого – переяславского князя Владимира Мономаха (1113–1125), пользовавшегося в русских землях большим авторитетом.

Прибыв в Киев, Владимир Мономах издал Устав о резах (процентах), вошедший составной частью в Русскую Правду. Устав упорядочил обязательственные отношения. Например, было установлено, что должник, выплачивавший в течение трех лет более 30 процентов годовых, освобождался от уплаты основной суммы долга. Если же заимодавец давал деньги под 20 процентов годовых, то он мог получать проценты до полного погашения суммы долга.

Итак, Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию с типично феодальной экономикой, развитой социальной структурой, проводившее на всем протяжении своей истории активную внешнюю политику.

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

1.2. Государство Русь (IX–XII вв.) Объединение Новгорода и КиеваПредпосылки образования государства у восточных славян складывались на протяжении длительного времени. Известны крупные устойчивые племенные объединения, в районах Киевской, Новгородской земель и в верховьях

Из книги Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420-1520 автора Эрс Жак

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Тема 2 ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО Лекция 4 Образование Древнерусского государства Лекция 5 Власть в Древней Руси Лекция 6 Древняя Русь: Общая

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта автора

Где зародилось татаро-монгольское государство Ордынская Русь? Считается, что в Монголии. Но в действительности русские всегда имели дело с Золотой Ордой – государством, политическое руководство которого находилось на юге, на нижней Волге и в Подонье.Верить в то, что

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта [с иллюстрациями] автора Гуц Александр Константинович

Где зародилось татаро-монгольское государство Ордынская Русь? Считается, что в Монголии. Но в действительности русские всегда имели дело с Золотой Ордой - государством, политическое руководство которого находилось на юге, на нижней Волге и в Подонье.Верить в то, что

автора Аверков Станислав Иванович

24. РЕГЕНТ ВАРЯГ ОЛЕГ СОЗДАЛ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО «РУСЬ» После смерти Рюрика княжеский «трон» перешел по наследству к князю Игорю. О князе Игоре – сыне Рюрика читатели узнают в следующих главах этой книги. Теперь им предстоит познакомиться с воспитателем

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

33. В НАЧАЛЕ XX ВЕКА ЛЬВОВСКИЙ ПРОФЕССОР М. С. ГРУШЕВСКИЙ ИЗДАЛ МНОГОТОМНИК. ЕГО ИДЕЯ – ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ НАЦИЯ СОЗДАЛА СОБСТВЕННОЕ ДРЕВНЕЕ УКРАИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО «УКРАИНА-РУСЬ». НЕУЖЕЛИ? Торжества по поводу 1025?летия крещения Руси прошли в Киеве в июле 2013 года. В них

автора Аверков Станислав Иванович

1 В начале XX века Львовский профессор М.С. Грушевский издал исторический многотомник. Его идея – древняя украинская нация создала собственное древнее украинское государство «Украина-Русь». Неужели? В июле 2013 года в Киеве прошли торжества по поводу 1025-летия крещения Руси.

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

25 Регенту варягу Олегу надо было бы поставить памятник во всех городах Руси из-за того, что создал многонациональное государство «Русь»! После смерти Рюрика княжеский «трон» перешел по наследству к князю Игорю. О князе Игоре – сыне Рюрика читатели узнают в следующих

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

Глава VII ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КИЕВСКАЯ РУСЬ B IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен сложилось одно из самых больших государств средневековой Европы - Киевская Русь. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА III Государство Русь в X – начале XII века Процесс складывания Древнерусского государства был длительным. Создававшееся в X в. государство славянских племенных союзов было далеко не прочным объединением. Входившие в него князья союзов племен, племенные князья

автора Аверков Станислав Иванович

2. Регенту варягу Олегу надо было бы поставить памятник во всех городах Руси из-за того, что создал многонациональное государство «Русь»! После смерти Рюрика княжеский «трон» перешел по наследству к князю Игорю. О князе Игоре – сыне Рюрика читатели узнают в следующих

Из книги Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? автора Аверков Станислав Иванович

Глава VI В начале XX века львовский профессор М.С. Грушевский попытался в своем историческом многотомнике доказать, что киевский летописец Нестор – лжец и что древняя украинская нация создала собственное древнее украинское государство «Украина-Русь», а князь Владимир был

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Карпатская Русь Карпатская Русь (Галицкая Русь, Буковина, Угорская Русь) Русины (русичи) живут в основном на землях Словакии, Польши и «Малой» Руси 1772 год. Галицкая Русь (главные города Галич, Перемышль, Звенигород) находилась под властью русской Литвы.1772–1918 годы.

Из книги История государства и права России автора Тимофеева Алла Александровна

Раннефеодальное государство Киевская Русь (IX – первая половина XII в.) Вариант 11. Дата объединения Олегом Новгородских и Киевских земельа) 878 г.;6)911 г.;в) 882 г.2. Время издания Краткой Правдыа) не позднее 1016 г.;б) не позднее 1072 г.;в) в 988 г.;г) в 1054 г.3. Древнейший свод русского права,

В девятом веке в Восточной Европе возникло государство Русь, в состав которого вошли племена восточных славян. Основным источником, по которому можно узнать о раннем периоде истории Руси, является «Повесть временных лет». Её автор пишет, что варяги, или народ русь, пришли на территорию современных Новгородских земель. Возглавляли их три брата, старшего из которых звали Рюрик. Варяги разделили между собой земли. Рюрик построил город Новгород и стал там княжить. А после смерти своих братьев, Синеуса и Трувора, он забрал себе их земли. Именно от Рюрика берёт начало династия правителей Руси Рюриковичей.

Перед смертью Рюрик завещал правление Олегу, который стал опекуном Игоря, сына Рюрика. В 882 году Олег совершил поход на Киев. Он убил местных правителей Аскольда и Дира и перенёс княжеский престол в Киев.

882 год, когда были объединены Киевские и Новгородские земли, считается датой образования Древнерусского государства.

Киев и Новгород были важными торговыми городами. Через них проходил путь «из варяг в греки», контроль над которым давал киевским князьям значительное преимущество перед другими.

В «Повести временных лет» описывается поход князя Олега на Царьград в 907 году. Часть войска шла по суше, а часть плыла на кораблях. Византийский император, узнав, что к стенам города приближаются русы, приказал загородить гавань цепями, чтобы они не дали кораблям приблизиться. Тогда воины Олега вытащили корабли на сушу и поставили их на колёса. Когда подул ветер, корабли сами подкатились к стенам Царьграда. Испуганные греки согласились на мир. Византия обязывалась платить русским городам дань. Но главным итогом похода стало разрешение на беспошлинную торговлю русских купцов в Византии. В знак своей победы Олег прибил к воротам Царьграда щит.

Князь Игорь Рюрикович также совершил поход против Византии в 941 году. Однако он оказался неудачным. Против кораблей Игоря греки выставили свой флот. Греческие корабли были оснащены специальными механизмами, из которых выбрасывалась горючая смесь. Флот русов был разбит этим «греческим огнём».

После убийства князя Игоря древлянами его жена Ольга решила отомстить. В 946 году она отправилась против них в военный поход. После долгой осады столицы древлян Ольга приказала привязать к ногам птиц зажжённую паклю с серой и отпустить их в сторону города. Столица древлян была уничтожена, а её жители перебиты.

Ольга изменила порядок сбора дани. Были определены её размеры, которые получили название «уроки», и места, куда дань должны были привозить, – погосты.

Важным является тот факт, что Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианство.

Сын Ольги и Игоря Святослав был доблестным полководцем. Большую часть своей жизни он провёл в военных походах.

Святославу удалось победить вятичей, Хазарский каганат и Волжскую Булгарию. В 968–971 годах Святослав совершил несколько походов в Дунайскую Болгарию.

Святослав разделил свои владения между сыновьями. В Киеве он оставил княжить Ярополка, Древлянские земли передал Олегу, а Новгородские – Владимиру. После смерти отца между братьями разгорелась борьба за власть. Междоусобицы завершились тем, что в 980 году Киевский престол занял Владимир.

Владимир понимал, что только военной силой удерживать земли восточных славян невозможно, была необходима религия, способная объединить всех жителей Руси. В летописях сохранилось повествование о том, что ко двору князя прибывали проповедники разных религий. Владимир беседовал с ними, чтобы определиться с тем, какая из религий больше подходит Руси. К принятию христианства подталкивало желание Владимира укрепить авторитет Руси среди других стран. Правители многих государств видели в киевских князьях варваров-язычников и не давали согласия на браки со своими дочерями. Русские купцы притеснялись в христианских странах.

В 988 году происходило Крещение Руси. По Киеву ходили греческие священники и проповедовали свою веру. Но жители города не спешили отрекаться от язычества. Тогда Владимир перешёл к решительным мерам. Он собрал киевлян на берегу Днепра и повелел всем войти в реку. Некоторые сделали это добровольно. Тех, кто отказывался повиноваться князю, дружинники силой загоняли в воду. В это время стоявшие на берегу священники совершали обряд крещения. После Киева христианские проповедники отправились в другие города, распространяя свою веру на всём водном пути до Новгорода.

Крещение являлось дальновидным политическим шагом Владимира. Вместе с новой религией на Русь пришла связанная с ней церковная организация, основанная на строгой иерархии. Это способствовало и укреплению целостности государства. Правитель теперь оказывал большее влияние на знать и простых людей.

Принятие христианства помогло сплотить русские земли. Однако сложным стало управление столь большой территорией. Поэтому Владимир разделил земли Руси между своими двенадцатью сыновьями. Правили они от имени князя Киевского.

Владимир очень любил своих сыновей Бориса и Глеба. Он собирался передать княжеский престол Борису, и даже поручил ему командование дружиной. Но это намерение не устроило старших сыновей Владимира – Святополка и Ярослава. Между братьями разгорелась междоусобная война. Только в 1036 году единоличным правителем Руси стал Ярослав Владимирович, которого прозвали Мудрым.

Действия Ярослава были направлены на укрепление Русского государства, он способствовал развитию культуры и хозяйства. Киевский князь стремился установить порядок на Руси. Им был создан первый письменный свод законов. В 1016 году Ярослав даровал Новгороду «Правду Ярослава». В ней были предусмотрены наказания за убийство, порчу имущества и даже езду на чужом коне. «Правда Ярослава» сохраняла право на кровную месть за убийство родственника. Одним из самых страшных наказаний была продажа в рабство семьи преступника.

Позже «Правда Ярослава» вошла в состав «Русской правды», изменения в которую вносили потомки Ярослава Мудрого.

В период правления Ярослава сложились правила управления Русским государством. Киевский князь представлял высшую власть. Он мог издавать законы, являлся защитником русских земель и главным судьёй.

Княжеский престол передавался по принципу старшинства, то есть старшему в роду князя. Им мог быть брат или старший сын правителя.

В крупных городах сохранялись вечевые традиции. На вече собирались все свободные люди для решения денежных и земельных вопросов, обсуждения законов. Случалось, что вече занималось вопросами княжения. Оно могло изгнать неугодного князя и пригласить нового. Высшая власть вынуждена была считаться с решениями веча. Причиной этому было то, что в распоряжении веча находилось народное ополчение.

Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Перед смертью он разделил земли между своими сыновьями. Киевский престол получил старший сын Ярослава Изяслав.

Сначала братья правили мирно и в полном согласии. В 1072 году ими был написан свод законов – «Правда Ярославичей», позже ставший частью «Русской Правды».

Однако вскоре между потомками Ярослава Мудрого разгорелась междоусобная война, которая в значительной степени ослабляло государство. В 1097 году Владимир Мономах настоял на том, чтобы в городе Любеч собрались внуки и правнуки Ярослава Мудрого. Чтобы избежать споров между родственниками, земли поделили. Теперь каждый князь стал самостоятельным правителем на своей территории. Это положило начало разделению Русского государства на отдельные княжества.

Любечский съезд помог объединить силы русских князей против половцев. Предводителем этой борьбы стал Владимир Мономах, чьи владения граничили с Половецкой степью. В 1111 году он собрал войско и нанёс кочевникам поражение. Половцы были вынуждены уйти в степи. Южные границы Руси оказались в безопасности.

В 1113 году после смерти князя Святополка в Киеве началось восстание. Тогда представители знати отправили гонцов к Владимиру Мономаху с предложением занять киевский престол. Владимир Мономах стал киевским князем в 60 лет. Это был мудрый правитель, известный своей борьбой с половцами и попытками пресечения княжеских междоусобиц.

После смерти Владимира Мономаха престол в Киеве занял его старший сын Мстислав. Его прозвали Великим, так как этот князь по примеру своего отца способствовал восстановлению единства Руси. Но после того, как Мстислав умер, в Русском государстве снова начались междоусобицы.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Х - НАЧАЛА XII ВВ.

1. "Русская правда"

Наряду с ПВЛ источником, в котором можно найти сведения о социально-политической истории Древней Руси, является “Русская Правда”. Повышенное внимание исследователей к этому своду законов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества. (Известны три редакции Русской правды: Краткая , состоящая в свою очередь из Древнейшей Правды , или Правды Ярослава (1016 г.) и Устава Ярославичей (1072 ?), Пространной (ХII в) и Сокращенной ).

Правда Ярослава . В первой статье Краткой редакции Русской Правды говорится о праве кровной мести за убийство свободного “мужа”. С одной стороны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элементов родоплеменных отношений. Но с другой, некоторые положения этой статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного штрафа за убийство в 40 гривен) свидетельствуют об их распаде и усилении власти князя.

Само появление Русской Правды в нач. ХI в. отражало сложные процессы, протекающие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что, в свою очередь, укрепляло его престиж, а следовательно, и власть. Таким образом, разложение рода, появление социальных “изгоев”, увеличение числа преступлений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в самом появлении Русской Правды, пришедшей на смену традиционному, неписаному праву.

В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена. Кроме того, она фиксирует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людей. Помимо челяди (рабов), о которой говорилось еще в договоре Олега с Византией (907г) - это смерды и холопы. Их жизнь в отличие от свободных защищается вирой в 5 гривен. Княжеские люди - тиуны, огнищане (скорее всего управители хозяйств, которые могли набираться и из числа холопов - рабов) “стоили” 80 гривен. В Правде Ярославичей есть статьи, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений.

Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси.

В Уставе Владимира Мономаха (1113), входящим в состав Пространной Правды, зафиксировано появление новой группы зависимых людей - закупов . Там же содержится ряд законов, ограничивающих ростовщичество, что свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.

2. Общественный строй

Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.

Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов).

Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Для развитого феодального строя свойственны монопольная собственность феодалов на землю; наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом. За пользование землей крестьянин нес повинности - оброк, барщину или денежную ренту. При этом производитель находился в личной зависимости от феодала.

Наконец, феодальная система хозяйства отличалась своим натуральным характером, слабым уровнем торговых связей.

Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники - люди (в единственном числе - “людин”, отсюда - “простолюдин”). В Древней Руси и в ХI в. земледельческая община - вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф-виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. (Само слово “вервь” чаще всего связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.) За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли.

На практике даннических отношений основана выдвинутая Л.В. Черепниным концепция “государственного феодализма”, трактующая дань как зародыш феодальной ренты, поступавшей “коллективному феодалу” - государству. И.Я. Фроянов же видит в ней “военную контрибуцию”, собираемую князем с покоренных племен.

Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце Х в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей).

С разрастанием рода Рюриковичей и умножением числа дружинников дани-полюдья начинает не хватать, появляется потребность в собственных селах, обеспечивающих необходимым продовольствием княжеско-дружинные верхи общества. Первые боярские владения появились как своеобразное вознаграждение за службу князю. Да и сами князья владели селами постольку, поскольку управляли волостями. Редкие монастырские и боярские вотчины, окруженные еще морем свободных общин, появились не ранее ХII вв. Поэтому, если мы и можем говорить о раннефеодальном характере древнерусского общества, то лишь с большой долей условности, как о тенденции - направлении развития, постепенно пробивающем себе дорогу, но не как о реальной ситуации того времени.

В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования их труда был очень широким - от пашни (ролейные холопы ) до управления усадьбой (тиуны, огнищане).

В начале ХII в. появляется новая группа зависимых людей - закупы . Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды - ”купы ”. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закуп ближе всего приближался к феодально - зависимому крестьянину.

Русская Правда не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Скорее всего - это люди, работающие в княжеских селах.

Некоторые историки видят в них все земледельческое население страны. (Термин крестьяне появится лишь в ХIV в.). Однако за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а общинника - “людина” - 40 гривен.

Различные формы и степени зависимости, существующие в древнерусском обществе, значительное преобладание в нем свободных людей свидетельствует о его сложном переходном характере.

3. Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси в ХI в.

Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально-экономического строя.

И.Я. Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во 2-ой половине ХI в. приходят города-государства с республиканским строем правления. Во главе каждого их них стояло народное вече, приглашающее или выбирающее князя для выполнения служебных функций.

Большинство историков определяет Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским - защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.

Особенности древнерусской раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи “военной демократии” и ограничивающих княжескую власть. К ним относится вече , которое, например, активно действует в Новгороде на протяжении всего ХI в. и позднее. В Киеве же о его существовании нам известно меньше, т.к. летописи фиксируют его созывы только в кризисные моменты, когда, видимо, вече было призвано исправить ошибки княжеской власти или компенсировать ее временную слабость.

Двоякую роль играла и княжеская дружина . С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а, с другой, - сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Владимир ”думал” с дружиной о “строе земельном, и о ратях”, т.е. о делах государственных и военных, вынужден был считаться с ее мнением. Наиболее авторитетные, старшие дружинники, составлявшие постоянный совет (“думу”) князя, назывались боярами . Младшие дружинники - рядовые воины - именовались “отроки ” и “гриди ”.

Вооружение свободных общинников - “воев”, характерное для племенного строя, сохранялось, хотя и в уменьшающемся масштабе. Участие общинников в военных действиях зафиксировано в летописи. Само существование массы свободных вооруженных людей поддерживало могущество народного веча.

Характер наследования власти в Древней Руси был родовым (династическим). В Древней Руси власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что Древняя Русь воспринималась сознанием современников как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало т.н. “лествичное ” право наследования, т.е. передачу власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи, князь имеет власть только как представитель всего рода. Складывался не монархический, а родовой или династический сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы Древней Руси.

С другой стороны, продолжается, особенно после принятия христианства, сакрализация личности князя , что создает духовные предпосылки для развития авторитарной тенденции и укрепления княжеской власти. При этом следует учесть, что в средние века поведение людей определялось идеальными факторами не в меньшей мере, чем социально-экономическими и политическими.

Политические формы древнерусского государства не были застывшими и под влиянием различных факторов претерпевали определенные изменения.

Сохранение единства рода некоторое время предопределяло сохранение территориальной целостности государства. Например, земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого (1019-1054) и раздела земли между братьями во главе со старшим Изяславом, посаженным в Киеве и почитаемым младшими “в отца место”, начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Особенно острой была борьба между детьми Святослава, правившего в Черниговской земле, и Всеволода, к которому отошел Переяславль и далекая северо-восточная окраина - Суздальская земля.

С изменением социально-экономической и внешнеполитической обстановки и в целях преодоления усобиц перед лицом нависшей общей для всех половецкой опасности на съезде князей в г. Любече (1097), созванном по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, были приняты решения, подрывающие основы родового сюзеренитета и старейшинства. Князья провозгласили принцип: “Кождо да держит отчину свою”, приводивший на практике к замене родового владения семейным, а родового старейшинства политическим единовластием. В отдельных княжествах стали утверждаться микродинастии - отдельные ветви рода Рюриковичей. В этих династиях также применялся принцип передачи власти по старшинству, прямое наследование еще не было единственно возможным. Так, например, внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславович, заняв силой киевский престол и оттеснив дядю Вячеслава Владимировича, вынужден был под влиянием политической обстановки и культурной традиции пригласить его в 1150 г. в качестве соправителя.

Развитие новых принципов вело к установлению вассальных поземельных отношений и, в итоге, к политической раздробленности.

4. Социально-политическая борьба в Древней Руси.

До недавнего времени народные движения, имевшие место в древнерусском обществе, трактовались как проявления классовой борьбы, носившей антифеодальный характер. Однако современные исследователи подчеркивают как неоднозначность их социальной природы, так и многоплановость порождающих их факторов.

Это хорошо видно на примере крупнейших народных выступлений в Киевской Руси. Так, волнение 1024 г. в Суздальской земле, вызванное голодом и руководимое волхвами, оценивалось крупнейшими советским историками Б.Д. Грековым, М.Н. Тихомировым как классовое выступление крестьян-смердов, направленное против феодализирующейся местной знати. И.Я. Фроянов видит в нем движение, обусловленное языческими представлениями, согласно которым племенная знать обладала магическими силами и была обязана обеспечивать урожай. Волхвы - провидцы “увидели”, что племенная знать - “старая чадь” задерживает рост зерна. С этой точки зрения убийство знати выглядит не классовым актом мести, а ритуальным действием, призванным обеспечить урожай.

Восстание 1068 г. в Киеве было вызвано поражением Ярославичей от половцев на р. Альте и нежеланием великого князя Изяслава вооружить киевлян для продолжения борьбы. Это событие долгое время оценивалось как одно из наиболее значительных городских, антифеодальных по своему содержанию движений. И.Я. Фроянов оценивает его как политический переворот, направленный против Изяслава, который не справился со своей основной обязанностью - т.е. не защитил землю от половцев. Само же поражение киевляне объясняли греховностью правителя, нарушившего крестоцеловальную клятву. (Ярославичи пригласили своего двоюродного племянника Всеслава Полоцкого на переговоры и, не выполнив обещания, пленили его).

Изгнание Изяслава сопровождалось разграблением его имущества, которое воспринималось горожанами в духе племенных традиций как общее достояние, временно находившееся в распоряжении князя. И хотя в 1069 г. Изяслав с польской помощью вернулся, он вынужден был теперь учитывать политическое влияние городской общины Киева.

Мощное восстаниевспыхнуло в 1113 году в Киеве, явившись результатом социального кризиса, вызванного как ухудшением экономического положения, засильем ростовщиков, продолжением междуусобиц, так и непопулярной политикой Святополка, при котором значительная масса свободных людей оказалась в кабале. Сразу же после его смерти киевляне пригласили на княжение прославившегося своей мудрой политикой и удачными походами на половцев переяславского князя Владимира Мономаха. Однако часть знати сделала ставку на черниговского князя Олега Святославовича. Видимо, узнав о планах верхов, киевляне приступили к разгрому домов тысяцкого, настояв при этом на приглашении Владимира Мономаха. Князь, идя навстречу требованиям горожан, принял Устав, ограждающий бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения. Его реформы имели компромиссный характер и, в определенной степени, отвечали интересам простых киевлян. Само же выступление 1113 г. носило достаточно сложный социально-политический характер, но, очевидно, не являлось антифеодальным.

Многозначность народных движений ХI - нач. ХII вв., в которых переплетались языческие, социальные и политические мотивы, является, с одной стороны, подтверждением переходного характера древнерусского общества. С другой стороны, в восстаниях прослеживается усиление их социальной составляющей, что отражало нарастание социального неравенства, увеличение числа зависимых людей. В то же время следует учесть, что всякий раз, когда народные силы испытывали нарастающие социальные беды, они бессознательно возрождали общинные и языческие традиции, как последнюю надежду на спасение.

Подводя итог рассмотренной теме, можно отметить, что в Древней Руси развивались земледелие, ремесла, внешняя торговля, строились новые города, зарождались феодальные отношения. Но в целом общество оставалось еще достаточно примитивным, а земледельческая община и свободныеобщинники преобладали как в экономической, так и в социальной сферах.

Княжеская власть продолжала сосуществовать с органами управления “вечевого строя”, но автократическая тенденция неуклонно утверждалась, способствуя тем самым государственной дезинтеграции Древней Руси.

Нарастание социальной неоднородности, изменения в социальной, экономической и политической сферах, ухудшения условий жизни вызывало различного рода выступления низов, не потерявших еще свою языческую окраску.

Список литературы

1. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.). - М., 1999.

2. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. IХ - начало ХХ в. - М., 1994. - Гл.2.

3. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. - С-Пб., 1998.

4. Новосельцев А.П., Пашуто В.Г., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма. - М., 1972. - Гл.1.

5. Рапов О.М. Русская церковь в IХ - первой трети ХII в.: Принятие христианства. - М., 1988.

6. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. - М.,1990.

7. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. - Л., 1983. - Гл. 1 -2.

8. Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. - Киев, 1992. - Гл.1.

9. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки отечественной историографии. - Л., 1990. - Очерк VI.

10. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. - М., С-Пб., 1995. - Гл. 3-5.

11. Хрестоматия по истории России. - М.,1994. - Т.1. - С. 49-89.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода