Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Икона скорбящих радость большой ордынке. «Всевидящее Око Господне» Скорбященской церкви на Большой Ордынке

Икона Божией Матери
«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

И кона Всех Скорбящих Радость - это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа - едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.


Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».


Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм - тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список - точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь - Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название - Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке - один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства - Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.


Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме - залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного - нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой - непременно получает помощь и отклик.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Икона «Всех Скорбящих Радость»

Тропарь, глас 2-й
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. А минь.

Иначе называется по главному престолу - Преображенская церковь на Б.Ордынке (или "в Ордынцах").

В летописи впервые упоминается в 1571 г., когда храм носил имя Варлаама Хутынского. Основан при митрополите Варлааме в 1523 г. Престол Преображения Господня известен с 1625 г.

Каменная церковь построена в 1683-1685 гг.

После прославления в 1688 г., находящейся в нем иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", за храмом закрепилось название этого чудотворного образа.

В конце XVIII в. западная половина храма с 3-х ярусной колокольней переделана архитектором В.И.Баженовым.

Во время пожара 1812 г. храм пострадал. Вновь перестроен в 1831-1836 гг. архитектором О.Бове на средства братьев Куманиных и А.А. Долгова.

Храм закрыт в 1930 г., колокола сорваны и уничтожены. Во время войны внутри помещался запасник Третьяковской галереи, благодаря чему внутреннее убранство осталось в целости и сохранности. Вновь храм был освящен в 1948 г.

Рядом сохранились чугунная ограда XIX в., дом притча, которые тоже стоят на государственной охране.



Классицистический облик храма сочетается с традиционной планировкой XVII века «кораблем», при которой храм, трапезная и колокольня расположены по оси восток-запад. Нынешний храм возник в результате постепенной перестройки церкви 1683-1685 гг. и в целом сохранил ее планировочное решение.

Вначале были перестроены колокольня и трапезная. Заказчиком переделки храма был купец Афанасий Долгов, чей дом находился на противоположной стороне Б. Ордынки (сохранился в перестроенном виде). Упомянутый купец был родственником выдающегося архитектора Василия Ивановича Баженова; вполне объяснимо, что он заказал перестройку именно ему. Постройки Баженова относятся к 1791 году. Колокольня стала круглой в плане, трехъярусной, увенчанной куполом и золоченой главой. Нижний ярус украшен колоннами ионического, средний - полуколоннами коринфского, верхний, на котором расположены колокола - пилястрами композитного ордера. По обеим сторонам трапезной, получившей характерный для классицизма план прямоугольника с закругленными углами, возведены ионические четырехколонные портики. Эффектно выглядят круглые окошки, размещенные над входами и окнами трапезной, в тимпанах ее фронтонов, а также на нижнем ярусе колокольни.

Позднее, в 1828-1836 годах, основной объем церкви был перестроен О. И. Бове. Из квадратного в плане он стал ротондальным. В интерьере ротонды по окружности расположены 12 ионических колонн, поддерживающих массивный барабан с прямоугольными окнами. Барабан увенчан сферическим куполом с четырьмя «термальными» полукруглыми окнами в основании. Такие же окна-люнеты, обрамленные мощными архивольтами, размещены над крупными окнами нижнего яруса ротонды. Мотив круга, начатый еще в «баженовской» части постройки, продолжает и практически сферическая глава. Апсид у храма нет, алтарь размещается в особо выделенной восточной части ротонды.

По обеим сторонам ротонды О. И. Бове добавил двухколонные ионические портики, перекликающиеся с ионическими же баженовскими портиками трапезной, но не повторяющие их буквально. Украшающий их лепной фриз и карниз с модульонами продолжается по всей окружности ротонды.

В советское время (в начале 1930-х годов) храм был закрыт, но, по счастью, избежал разрушений - лишь колокола были сброшены и уничтожены. Во время войны здесь размещались запасники находившейся неподалеку Третьяковской галереи. Ее сотрудники, понимавшие художественную ценность церкви, в немалой мере позаботились о сохранении интерьеров. А вскоре после войны храм был возвращен верующим и вновь освящен в 1948 году. Все это способствовало тому, что этот памятник архитектуры, созданный двумя знаменитыми московскими архитекторами, сохранил и внешний облик и интерьеры, включая иконостас, созданный по проекту О. И. Бове, и чугунные плитки пола, выполненные по его же рисунку.



Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома. Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского. В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма.

Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста. Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».

Более подробные сведения об истории храма вы можете подчерпнуть из книги Е. А. Мусориной и С. И. Выстрелкова, посвященной храму иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Книга всегда имеется в наличии в церковной и свечной лавке, а также библиотеке храма.

http://ordynka.com/history



Свой нынешний облик Скорбященская церковь на Большой Ордынке приобрела после пожара 1812 года. Возможности сохранить основной храм ХVII века не было, однако трапезная и колокольня, выстроенные Баженовым, пострадали не так сильно, и О.И. Бове, которому поручили переустройство церкви, обошёлся с ними весьма деликатно, органично вписав в существующий архитектурный контекст свою церковь-ротонду с куполом, венчающим низкий световой барабан. Говоря о "баженовских элементах", следует отметить, что в данном случае Баженов впервые дал тот тип трапезной, который впоследствии получил столь широкое распространение в московской храмовой архитектуре: невысокий, почти квадратный в плане объём со скруглёнными углами. Этой "округлости" трапезной соответствует и колокольня - "совершенная по форме", как аттестует её сабашниковский путеводитель. Она составлена из трёх последовательно уменьшающихся цилиндров, поставленных друг на друга. Таким образом, Бове лишь довёл до логического завершения заданную Баженовым скруглённость очертаний храма, явив и высокий вкус, и чуткость к архитектурному материалу. В итоге первопрестольная получила один из выдающихся памятников "своего" - московского - ампира. Кстати, об ампире. Мы привыкли видеть Скорбященскую церковь в классическом ампирном - охристо-белом - одеянии. Между тем такая разновидность колера - не единственно возможная. Были эпохи, когда храм представал перед москвичами бледно-розовым с белыми деталями. То есть подобная окраска, с исторической точки зрения, вполне допустима и сейчас. Но, учитывая то, что ордынская церковь находится между двумя "только красными" храмами - свт. Климента в Климентовском переулке и Воскресения Христова в Кадашах, - бледно-розовую окраску решено было не применять. Чрезвычайно изящна и сдержана лепнина Скорбященской церкви. Систему лепных украшений составляют медальоны с головками херувимов и растительный орнамент. В сравнении с орнаментальным буйством барочных церквей декор ордынского храма выглядит даже "скудновато". Купол покоится на низком световом барабане, прорезанном большими окнами. В верхней части барабана - фриз, украшенный тонкой лепниной с растительными мотивами. Существенной особенностью купола являются четыре полукруглых окна в его основании. Большие окна самого храма, оформленные пилястрами и резными карнизами, открыты солнечному свету, благодаря чему пространство основного храма всегда, даже в не слишком яркий день, освещено очень хорошо. Кроме того, окна выполняют и декоративную функцию, задавая вертикальное членение фасадов ротонды, которая без этого выглядела бы чересчур приземистой. С южной и северной сторон ротонды мы видим портики, покоящиеся на колоннах ионического ордера. Дверной проём оформлен пилястрами.

"Круглый главный храм орнаментирован великолепно, - сообщал путеводитель "Прогулки по Москве", вышедший в 1917 году в издательстве Сабашниковых, - двери его (со двора) совсем "светские" по характеру украшения... Внутри храма необычайное богатство... Войдя со стороны колокольни в трапезную (зимний храм), видим справа и слева приделы прп. Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", по одному из которых ныне зовётся весь храм. По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных же ангелов; клиросы украшены бронзой; работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное. Отметим с правой стороны входа в летний храм хорошую фламандскую картину - изображение Христа, идущего на крестную муку; чисто фламандские мужицкие лица (Христос, например, в бороде, с выбритыми усами) взяты необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение (эта картина находится сейчас в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Через арку входим в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, даже пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма; великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов. Это прекрасно выполненное архитектурное задание в классическом духе: иконостас вызывает в памяти пышные выезды, беседки, триумфальные арки конца ХVIII - начала ХIХ веков. Интересен, наконец, чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок".

Стоит добавить, что прежде холодный и тёплый храмы были разделены стеклянной перегородкой с застеклённой же дверью. Перегородку разобрали в бытность храма "галерейным". Впрочем, практической нужды в ней теперь и нет, поскольку обе его части отапливаются. Нетронутыми остались (после принятия в 1933 году облисполкомом решении о закрытия церкви и передаче здания Третьяковской галерее под архитектурный кабинет) восточная часть храма (собственно ротонда с великопным иконостасом, чугунными полами и ампирной люстрой), иконостасы приделов, прекрасной работы подсвечники перед иконами Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и прп. Варлаама Хутынского. Росписи во время ремонтных работ 1947-1948 годов были частью забелены, поскольку на их полноценную реставрацию не хватило средств. Свой настоящий вид храм иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке приобретал в два этапа. В 1780-е годы В.И. Баженов выстроил существующую ныне трапезную с двумя приделами и колокольню. А в 1820-1830-е годы О.И. Бове возвёл восточную часть храма, ротонду. С 1948 года регентом храмового хора был Н.В. Матвеев (его называют "великим регентом ХХ столетия"). Он создал хор, получивший признание не только в церковных, но и в профессионально-музыкальных кругах. Ценители церковной музыки особенно старались попасть в Скорбященскую церковь 8 ноября, когда хор Матвеева исполнял "Литургию Иоанна Златоуста" П.И. Чайковского, не звучавшую в советскую эпоху более нигде - ни в других храмах, ни в светских концертных залах. Великолепный хор звучал внутри, но снаружи храм был безгласен. В 1961 году жильцы писательского дома в соседнем Лаврушинском переулке, потребовали "убрать колокольный звон". Убрали. В 1974 году храмовое здание отреставрировали. В частности, лепной фриз ротонды получил недостающие детали.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №89, 2014 г.

    Храмы во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость»: Скорбященская церковь (Брейтово) Скорбященская церковь (Ментона) Скорбященская церковь (Мичуринск) Скорбященская церковь на Большой Ордынке (Москва) Скорбященская церковь на… … Википедия

    «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - (празд. 24 окт. день первого чуда от иконы), чудотворный образ, иконография к рого в России складывалась под западноевроп. влиянием и, не получив единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов. Наиболее устойчивы типы … Православная энциклопедия

    Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века) … Википедия

    Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской ц. на Ордынке. (Последняя четверть XVIII в.) Дата появления: 1688 год Место нахождения: Преображенская Скорбященская церковь, Москва Чтимые… … Википедия

    Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской ц. на Ордынке. (Последняя четверть XVIII в.) Дата появления: 1688 год Место нахождения: Преображенская Скорбященская церковь, Москва Чтимые… … Википедия

    Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской ц. на Ордынке. (Последняя четверть XVIII в.) Дата появления: 1688 год Место нахождения: Преображенская Скорбященская церковь, Москва Чтимые списки Всех скорбящих Радость с грош … Википедия

    До Октябрьского переворота в Санкт Петербурге насчитывалось около 400 действующих церквей. После чего по распоряжению властей храмы стали закрывать, многие из них в течение существования советской власти были снесены, а оставшиеся использовались… … Википедия

    По архивным данным, на начало 1917 года в Петрограде действовало до 500 православных храмов различных типов. Примерно половина из них приходилась на домовые церкви, около 35–40 располагалось при кладбищах, около 40 имело статус подворий… … Википедия

    ротонда - Здание с круглым планом или большой цилиндрический объем, завершенный куполом. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Балашихинский район Московской области. Село Пехра Покровское. Покровская церковь. Вид с юга. Село Юрьево Девичье Тверской области.… … Словарь храмового зодчества

Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»,
иначе называемая Преображенской церковью в Ордынцах, строилась в несколько этапов.
Наиболее старая - западная - часть, дошедшая до наших дней, была возведена архитектором В.И.Баженовым в 1783-1791гг. на месте колокольни и трапезной каменной церкви 1683-1685гг.
Восточная часть сохранялась еще 40 лет, после чего и она была перестроена в 1832-1836гг. под руководством О.И.Бове.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» кликабельна

Название Большой Ордынки (как и Малой, и переулков с тем же именем) произошло от бывшей здесь ранее Ордынской слободы. Версий происхождения этого названия несколько.
Храм в Ордынцах впервые был упомянут в документах как посвященный Варлааму Хутынскому в 1571г.
В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду.
Наиболее распространена была гипотеза, что здесь селили выкупленных в Орде русских, которых называли ордынцами.

Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.
Но относительно недавно были обнаружены документальные свидетельства, что ордынцами называли людей, возивших в Орду дань, а так как для сбора и транспортировки ее требовалось немало работников, то и слобода была достаточно большой - в начале XVII века в ней насчитывалось 107 дворов, а к 1653г. - целых 273 двора.

В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения.

Преображенским он именуется в 1625г., а как каменный обозначен уже в 1683-1685гг.
Это был четверик, увенчанный пятиглавием, с трапезной и шатровой колокольней, и с главным престолом Преображения Господня.
Каменный храм и был поэтапно перестроен в XVIII-XIX веках.

Свое наиболее известное ныне название храм получил, когда здесь в 1688г.
у иконы Божией Матери чудесно исцелилась вдова Евфимия Акинфиева, сестра патриарха Иоакима.
В 1711г. царевна Наталья Алексеевна (сестра Петра I) даже заказала с чудотворной иконы список, чтобы увезти с собой в новую столицу.


Уменьшенный точный список с московской иконы (1710 год)

Особенности иконографии

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами.
Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей.
Особенностью является изображение над страждующими ряда святых:
слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота,
справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского.
Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского
(до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь).
Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.
Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В декабре 1713г. было дано разрешение на устроение особого - Скорбященского - придела в честь иконы.
Этот придел был перестроен в 1770г. на средства Г.Любовниковой.

Скорбященская церковь на Ордынке.

Напротив Скорбященской церкви на Ордынке находилась усадьба купца А.И.Долгова - брата Л.И.Долгова, тестя архитектора В.И.Баженова.
На средства хозяина усадьбы в 1783г. (по некоторым источникам - в 1782г.) была начата полная перестройка западной части церкви по проекту Баженова.
Закладка трапезной и колокольни состоялась 20 мая 1783г.; в 1791г. состоялась закладка Варлаамовского придела.
Узкая стройная колокольня в три яруса была нехарактерной для своего времени: ее ярусы практически не сужаются кверху, напоминая скорее высокую круглую башню, завершающуюся полусферой с маленькой шаровидной главкой и крестом.
Декор колокольни достаточно скромен: полуколонны, неширокие арочные проемы яруса звона, балюстрады.
В противовес строгому вертикализму колокольни трапезная - с портиками дорического ордера и декоративными круглыми оконцами - невысокая и ориентированная на горизонтальность.

Кликабельна

Во время войны 1812 года храм сильно пострадал от московского пожара, и в 1832г. началась полная перестройка восточной половины, средства на которую пожертвовали купцы братья Куманины и А.А.Долгов.
Проект был составлен архитектором Осипом Ивановичем Бове.
Новый храм представляет собой широкую ротонду с более разнообразным по сравнению с трапезной декором портиков и карнизов.
Верхняя световая ротонда увенчана большим куполом с маленькой главкой на тонкой «шейке».

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода