Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Церковь святой троицы в красном. Церковь святой троицы в красном селе

Согласно дошедшим до нас сведениям, самой первой в Красном Селе была церковь св. великомученицы Екатерины, построенная по повелению Императрицы Екатерины I между 1725 и 1727 годами (т. е. в период ее пребывания на престоле). К сожалению, более точной даты основания этой церкви и каких-нибудь сведений о ее убранстве обнаружить не удалось. Известно лишь, что церковь была деревянная и находилась на месте, где впоследствии были построены здания военного госпиталя (современный адрес - ул. Восстановления, в районе д. 13). Просуществовал этот храм недолго - в 1732 г. он был полностью уничтожен пожаром.

В 1733 г. Санкт-Петербургское Духовное Правление выпустило указ о постройке в Красном Селе нового каменного храма, на который Императрица Анна Иоанновна выделила из личных средств 350 рублей. Новая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы была заложена 16 августа 1733 года в центре Красного Села и строилась по проекту архитектора Ивана Яковлевича Бланка. Спустя два года строительство храма было окончено, и 20 июля 1735 года ее главный престол был освящен настоятелем Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге протоиереем о. Иосифом Чедневским. По всей видимости, в том же году был освящен и правый придел св. великомученицы Екатерины (храм изначально планировался двухпрестольным). Левый придел свт. Николая Чудотворца был пристроен в 1738 г., однако освящен лишь в 1761 г. В 1822 г. в средней части храма, с правой стороны, был устроен придел святых праведных Симеона и Анны, освященный в том же году настоятелем Петропавловского собора (в Петропавловской крепости) Санкт-Петербурга протоиереем о. Стахием Колосовым.
В 1854 г. по проекту архитектора Александра Ивановича Резанова храм был частично перестроен и расширен, сохраняясь в таком виде на протяжении последующего столетия. В том же 1854 г. по его проекту, с юго-западной стороны от церкви была построена небольшая каменная часовня.

Колокольня храма была достаточно высокой и вместе со шпилем имела высоту 14 саженей, 2 аршина (около 32 метров). Находясь на возвышенности, храм был виден за много верст. Главным внутренним украшением храма являлся высокий пятиярусный иконостас белого цвета с золочеными украшениями. Стены и своды храма были украшены расписными орнаментами. При входе в церковь, с правой стороны, помещалась памятная доска с надписью о ее закладке. На колокольне находилось, в общей сложности, десять колоколов, самый большой и самый старый из которых, весом 164 пуда 4 фунта (2,68 тонны), был отлит еще в 1764 г.

Одной из главных святынь храма считался серебряный вызолоченный осьмиконечный напрестольный крест, внутри которого, в свою очередь, находился другой - кипарисовый, с 72 различными частицами святых мощей и других святынь. Первоначальное происхождение этого креста неизвестно, в храм же он был пожертвован в 1853 году красносельской крестьянкой Марией Никитичной Алексеевой. Другой, также особо чтимой святыней, считалась находящаяся в киоте с левой стороны придела свв. Симеона и Анны небольшая икона Сретения, изображавшая св. праведного Симеона Богоприимца с Младенцем Иисусом на руках, украшенная серебряной ризой с бриллиантами и драгоценными камнями. Икона эта была обретена 11 мая 1800 года близ дороги из Павловский слободы Красного Села в Петербург и прославилась многими бывшими от нее чудесами и исцелениями. Впоследствии на месте ее обретения была построена каменная часовня, и ежегодно 11 мая из Троицкой церкви к ней совершался Крестный ход. В настоящее время этот образ находится в Александро-Невской церкви (см. № 2).

Первоначально сельское кладбище находилось близ церкви, и лишь в годы царствования Императора Николая I из-за боязни, что оно находится близко к Красносельским дворцам, кладбище было ликвидировано и перенесено на расстояние в 1,25 версты от церкви на новое место. Рядом с храмом, вплоть до конца XIX века, разрешалось хоронить лишь священнослужителей - здесь были погребены священник Петр Смирницкий (служивший с 1801 по 1850 годы), священник Михаил Горонович (служивший с 1834 по 1854 годы), священник Василий Медведский (служивший с 1876 по 1899 годы).

С момента постройки Троицкая церковь находилась в ведении Павловского городского правления и лишь в 1812 году была переведена в Епархиальное ведомство.
Согласно приходской ведомости, на 1912 год к Троицкой церкви была приписана церковь св. благоверной княгини Ольги, находившаяся в Дудергофе (см. № 11), и церковь св. преподобного Серафима Саровского в дер. Горелово (см. № 10). Кроме них ко храму были также приписаны две упомянутые выше каменные часовни - в церковной ограде (построенная в 1854 г.) и на месте обретения иконы св. Симеона Богоприимца. Эта часовня была построена в 1865 году на средства почетного гражданина Арсения Николаевича Бородулина и находилась рядом с первой деревянной часовней, устроенной вскоре после обретения чудотворного образа.

Согласно той же ведомости, ко храму были также приписаны еще три деревянные часовни, однако когда они были построены и где находились - неизвестно, можно лишь предположить, что они находились в соседних деревнях близ Красного Села - Михайловке, Константиновке, Николаевке, Мухоловой, Перекюли, Койеровой, Горской, Кавелахты, Горелово, Пигелево и других, крестьяне которых и составляли приход Троицкой церкви.

В 1890 г. по инициативе протоиерея Михаила Смирнова в Красном Селе была открыта первая церковно-приходская школа, находившаяся в наемном помещении. В 1903 году для этой школы было построено новое деревянное здание, что позволило увеличить число обучавшихся в ней детей до 160 человек.
Троицкая церковь продолжала действовать и в советское время, первые репрессии против ее служителей начались в середине 1930-х годов, когда в марте 1935 г. был выслан из Ленинграда псаломщик храма Михаил Михайлович Безпалов. Его дальнейшая судьба неизвестна.

В августе 1937 года был арестован священник Троицкой церкви Владимир Михайлович Безпалов, а спустя месяц и оставшиеся священнослужители - настоятель храма Василий Григорьевич Крылов и дьякон Петр Михайлович Безпалов. По сфабрикованному обвинению все они были приговорены к высшей мере наказания и 21 октября расстреляны.

Хотя церковь перестала действовать уже фактически с 1937 года, официально она была закрыта по постановлению Леноблисполкома лишь в 1939 году и тогда же переоборудована под клуб, находившийся в ней вплоть до начала Великой Отечественной войны. В это же время была снесена и находившаяся рядом с храмом каменная часовня. В 1941 г., сразу же поле оккупации Красного Села, немецкое командование разрешило открыть Троицкую церковь, и в ней, также как и в находившейся по соседству Александро-Невской церкви (см. № 2), на протяжении двух лет совершались богослужения.

В начале 1944 г., во время контрнаступления советских войск, ведших по Красному Селу сильный артиллерийский огонь, здание Троицкой церкви получило частичные разрушения. В 1960-е годы облик храма изуродовали еще раз - были снесены купол и верхний ярус колокольни. С этого времени вплоть до середины 1990-х гг. в здании бывшей Троицкой церкви располагался Красносельский дом культуры.

Начиная с 1995 г., когда в Красном Селе была образована православная община, администрация Дома культуры дала разрешение на совместное использование здания, а в 1998 году оно полностью было возвращено законному владельцу - Русской Православной Церкви, и в нем начались капитальные реставрационные работы, продолжающиеся и в настоящее время. К 1998 году была полностью восстановлена колокольня, а позднее и церковные апсиды. В 1995 г. Троицкая церковь была включена в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения.

Первую Божественную литургию после чина малого освящения совершил 25 января 1995 г. вновь назначенный настоятель свщ. Александр Ганьжин. Внутри храма к настоящему времени обустроен лишь главный придел Святой Живоначальной Троицы, где находится деревянный иконостас белого цвета, восстановление которого происходит поэтапно, по сохранившимся старым фотографиям. На стенах и колоннах храма, в застекленных киотах помещены несколько больших икон современного письма. С 1997 г. при храме действует воскресная школа для детей, а в 2000 году причтом было начато издание собственной приходской газеты «Свеча».

В настоящее время церковь также планирует начать восстановление разрушенной часовни на нижнем (бывшем военном) кладбище, которая до 1918 г. была приписана к Александро-Невской церкви (см. № 2).
С 1995 года и до настоящего времени настоятелем Троицкой церкви является протоиерей Александр Ганьжин. Современный адрес храма - пр. Ленина (бывшая Санкт-Петербурская ул.), 108.

Троицкая церковь в Красном Селе - одна из старейших церквей Санкт-Петербурга. Согласно дошедшим до нас сведениям, самой первой в Красном Селе была церковь св. великомученицы Екатерины, построенная по повелению Императрицы Екатерины I между 1725 и 1727 годами (т. е. в период ее пребывания на престоле). К сожалению, более точной даты основания этой церкви и каких-нибудь сведений о ее убранстве обнаружить не удалось. Известно лишь, что церковь была деревянная и находилась на месте, где впоследствии были построены здания военного госпиталя (современный адрес - ул. Восстановления, в районе д. 13). Просуществовал этот храм недолго - в 1732 г. он был полностью уничтожен пожаром. В 1733 г. Санкт-Петербургское Духовное Правление выпустило указ о постройке в Красном Селе нового каменного храма, на который Императрица Анна Иоанновна выделила из личных средств 350 рублей. Новая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы была заложена 16 августа 1733 года в центре Красного Села и строилась по проекту архитектора Ивана Яковлевича Бланка. Спустя два года строительство храма было окончено, и 20 июля 1735 года её главный престол был освящен настоятелем Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге протоиереем Иосифом Чедневским. В 1737 году был освящен правый придел во имя Святой Великомученицы Екатерины (храм изначально планировался двухпрестольным). Позже, в 1738 году к церкви был пристроен левый придел во имя Святителя Николая, освященный, однако,лишь в 1761 году. В 1822 году в средней части храма, с правой стороны, был устроен придел во имя Святых Праведных Симеона и Анны, освященный в том же году настоятелем Петропавловского собора в Петропавловской крепости протоиереем Стахием Колосовым. В 1851 – 1854 годах церковь подверглась частичной перестройке и расширению по проекту архитектора А. И. Резанова, при участии А. М. Камуцци, сохраняясь в таком виде на протяжении последующего столетия. В том же 1854 году церковь была обнесена оградой с небольшой каменной часовней (по проекту Резанова) в её юго-западной части. Первоначально сельское кладбище находилось близ церкви, и лишь в годы царствования Императора Николая I из-за боязни, что оно находится близко к Красносельским дворцам, кладбище было ликвидировано и перенесено на расстояние в 1,25 версты от церкви на новое место. Рядом с храмом, вплоть до конца XIX века, разрешалось хоронить лишь священнослужителей.

Колокольня храма была достаточно высокой и вместе со шпилем имела высоту 14 саженей, 2 аршина (около 32 метров). Находясь на возвышении, храм был виден за много верст. Главным внутренним украшением храма являлся высокий пятиярусный иконостас белого цвета с золочеными украшениями. Стены и своды храма были украшены расписными орнаментами. При входе в церковь, с правой стороны, помещалась памятная доска с надписью о её закладке. На колокольне находилось, в общей сложности, десять колоколов, самый большой и старый из которых, весом 2,68 тонны, был отлит ещё в 1764 году.

С момента постройки Троицкая церковь находилась в ведении Павловского городского правления и лишь в 1812 году была переведена в Епархиальное ведомство. В 1890 г. по инициативе протоиерея Михаила Смирнова в Красном Селе была открыта первая церковно-приходская школа, находившаяся в наемном помещении. В 1903 году для этой школы было построено новое деревянное здание, что позволило увеличить число обучавшихся в ней детей до 160 человек.

На 1912 год к Троицкой церкви была приписана церковь святой благоверной княгини Ольги в Дудергофе и церковь преподобного Серафима Саровского в Горелово. Кроме них ко храму были также приписаны две каменные часовни - в церковной ограде и на месте обретения иконы св. Симеона. Эта часовня была построена в 1865 году на средства почетного гражданина А.Н. Бородулина и находилась рядом с первой деревянной часовней, устроенной вскоре после обретения чудотворного образа. Ко храму были приписаны ещё три деревянные часовни, однако когда они были построены и где находились - неизвестно, можно лишь предположить, что в соседних деревнях близ Красного Села - Михайловке, Константиновке, Николаевке, Мухоловой, Перкюли, Койеровой, Горской, Кавелахте, Горелове, Пигелеве или других, крестьяне которых и составляли приход Троицкой церкви.

Троицкая церковь продолжала действовать и в советское время, первые репрессии против её служителей начались лишь в середине 1930-х годов. Хотя церковь перестала действовать уже фактически с 1937 года, официально она была закрыта по постановлению Леноблисполкома в 1939 году и тогда же переоборудована под клуб, находившийся в ней вплоть до начала Великой Отечественной войны. В это же время была снесена и находившаяся рядом с храмом каменная часовня. В 1941 году, сразу же после оккупации Красного Села, немецкое командование разрешило открыть Троицкую церковь, и в ней на протяжении двух лет совершались богослужения. В начале 1944 года, во время контрнаступления советских войск, ведших по Красному Селу сильный артиллерийский огонь, здание церкви получило частичные разрушения. В 1960-е годы облик храма изуродовали ещё раз - были снесены купол и верхний ярус колокольни. С этого времени вплоть до середины 1990-х годов в здании бывшей Троицкой церкви располагался Красносельский дом культуры.

Начиная с 1995 г., когда в Красном Селе была образована православная община, администрация Дома культуры дала разрешение на совместное использование здания. 25 января 1995 года после чина малого освящения в здании были возобновлены богослужения, а в 1998 году оно было полностью возвращено православной общине, и в нем начались капитальные реставрационные работы, продолжающиеся и в настоящее время. В 1996 - 1998 годах была полностью восстановлена колокольня Троицкой церкви, позже заново сооружены алтарные апсиды, в 2002 - 2003 гг. восстановлен купол над основным объемом храма.

В 1995 году Троицкая церковь была включена в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения. Внутри храма к настоящему времени обустроен лишь главный придел Святой Живоначальной Троицы, где находится деревянный иконостас белого цвета, восстановление которого происходит поэтапно, по сохранившимся старым фотографиям. На стенах и колоннах храма, в застекленных киотах помещены несколько больших икон современного письма.



В Красном Селе самое красивое здание - это, несомненно, Свято-Троицкая церковь. Архитектор Бланк построил ее в 1735 году, так что ее барочные очертания абсолютно соответствуют вкусам того времени. Поставленная на краю глинта, церковь эта стала центром города, органично вписавшись в холмистый рельеф. Несмотря на войны и разрушения, здание в целом было в приличном состоянии - с крепкими стенами, с хорошим фундаментом. В нем находился местный Дом культуры: внизу проводили танцы и крутили кино, наверху дети занимались в художественной школе. Разумеется, купола не было, как и навершия колокольни.
В 1994 году здание храма частично передали церкви - сначала только притворы, потом постепенно и все остальное. Колоколов, разумеется, не было. Самый большой был отлит в сентябре 2002 года, когда восстанавливали и купол. Как рассказал Сергей Савельев, пресс-секретарь настоятеля храма протоиерея Александра Ганьжина, реставрационно-восстановительные работы ведутся довольно медленно, поскольку постоянно не хватает денег. И хотя церковь -памятник федерального значения, по словам Савельева, государство на это здание денег не выделило ни разу. Все держится на благотворительности церкви. Что же касается светской власти Красного Села, то она располагает другими сведениями о финансировании реставрации - по данным муниципалитета, только в этом году КГИОП выделил на храм 4 миллиона рублей. Здание 11 лет стоит в лесах, особенно же раздражает местную власть забор вокруг церкви, который сильно портит вид центра города. Хотелось бы поскорее закончить реставрацию, снять леса и убрать забор, но средства пока не позволяют.
Внутреннее убранство восстанавливали по старым фотографиям. Удалось восстановить и оконные проемы, заложенные было кирпичом, и светильники, и многое другое. На всю зиму работы хватит - были бы деньги.
Сейчас у храма особый статус - он стал центральным храмом Военного благочиния Санкт-Петербургской епархии. Это тоже дань военному прошлому Красного Села. Здесь даже открыли начальную школу военного духовенства.

Павел МИРОШНИЧЕНКО (статья в АиФ-Петербург)

Село Красное было основано Петром I в 1709 году, когда по его указанию крестьяне из подмосковного Красного Села были переселены под Петербург с целью увеличения русского народонаселения этих мест, заметно обезлюдивших в годы шведского владычества. Русские переселенцы образовали на новом месте три слободы, соответствующие по названиям слободам подмосковного Красного Села - Павловскую, Братошинскую и Коломенскую. Петр Великий подарил Красное Село императрице Екатерине I, которая отстроила здесь дворец и деревянную церковь во имя святой великомученицы Екатерины.

В 1733 году духовное правление издало указ о том, чтобы "в Красном Селе строить церковь каменную, во имя святой Троицы, с приделом святой великомученицы Екатерины". Императрица Анна Иоанновна выделила на ее строительство из своих личных средств 350 рублей. Постройка каменной церкви производилась по плану архитектора Бланка, и 20 июля 1735 года её главный престол был освящен настоятелем Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге протоиереем Иосифом Чедневским.
Троицкая церковь в Красном Селе - одна из старейших церквей Санкт-Петербурга.

В числе исторических достопримечательностей красносельского храма особенный интерес представляют священные сосуды и Евангелие, принесенные в дар епископом Архангельским и Олонецким Вениамином. Замечателен также образ святого Симеона Богоприимца с Предвечным Младенцем, поступивший в красносельскую церковь в 1800 году по повелению императора Павла Петровича. Для украшения этого образа императрица Мария Федоровна пожаловала свой бриллиантовый перстень. Икона была обретена 11 мая 1800 года близ дороги из Павловской слободы Красного Села в Петербург и прославилась многими бывшими от нее чудесами и исцелениями. Впоследствии на месте её обретения была построена каменная часовня, и ежегодно 11 мая из Троицкой церкви к ней совершался Крестный ход. В настоящее время этот образ находится в красносельской Александро-Невской церкви.

Кроме этого, заслуживает внимания медное литое позолоченное паникадило, на большом шаре которого находится следующая надпись: "Сие паникадило Ее Императорского Величества, Всепресветлейшей, Самодержавнейшей Великой государыни Императрицы всея России Елисаветы Алексеевны, Копорского уезда, в село Красное, к церкви св. Живоначальныя Троицы, выписано из Стокгольма в 1750 году, вывезено на корабле с-петербургского купца Ивана Чиркина".

Одной из главных святынь храма считался серебряный вызолоченный осьмиконечный напрестольный крест, внутри которого, в свою очередь, находился другой - кипарисовый, с 72 частицами святых мощей и других святынь. В храм он был пожертвован в 1853 году красносельской крестьянкой Марией Никитичной Алексеевой.

Храм изначально планировался двухпрестольным. Но позднее, в 1738 году к церкви был пристроен левый придел Святителя Николая, освященный, однако, лишь в 1761 году. Придел Святой Великомученицы Екатерины был освящен в 1737 году. В 1822 году в средней части храма, с правой стороны, был устроен придел Святых Праведных Симеона и Анны, освященный в том же году настоятелем Петропавловского собора в Петропавловской крепости протоиереем Стахием Колосовым. В 1851 - 1854 годах церковь подверглась частичной перестройке и расширению по проекту архитектора А. И. Резанова, при участии А. М. Камуцци, сохраняясь в таком виде на протяжении последующего столетия. В том же 1854 году церковь была обнесена оградой с небольшой каменной часовней (по проекту Резанова) в её юго-западной части.

Колокольня храма была достаточно высокой и вместе со шпилем имела высоту около 32 метров. Находившийся на возвышении храм был виден издалека. Главным внутренним украшением храма являлся высокий пятиярусный иконостас белого цвета с золочеными украшениями. Стены и своды храма были украшены расписными орнаментами. При входе в церковь, с правой стороны, помещалась памятная доска с надписью о её закладке. На колокольне находилось, в общей сложности, десять колоколов, самый большой и старый из которых, весом 2,68 тонны, был отлит ещё в 1764 году.

В 1890 году по инициативе протоиерея Михаила Смирнова в Красном Селе была открыта первая церковно-приходская школа, находившаяся в наемном помещении. В 1903 году для школы было построено новое деревянное здание, что позволило увеличить число обучавшихся в ней детей до 160 человек.

Троицкая церковь продолжала быть действующей до середины 1930-х годов. В 1939 году церковь была окончательно закрыта (службы в ней были прекращены в 1937 году) и переоборудована под клуб, находившийся в ней вплоть до начала Великой Отечественной войны. В это же время была снесена и находившаяся рядом с храмом каменная часовня. В 1941 году немецкие войска оккупировали Красное Село, и немецкое командование разрешило открыть Троицкую церковь, в которой на протяжении двух лет после этого совершались богослужения. В начале 1944 года, во время контрнаступления советских войск, ведших по Красному Селу сильный артиллерийский огонь, здание церкви получило частичные разрушения. В 1960-е годы облик храма изуродовали ещё раз - были снесены купол и верхний ярус колокольни. С этого времени вплоть до середины 1990-х годов в здании бывшей Троицкой церкви располагался Красносельский дом культуры.

В 1995 году в Красном Селе была образована православная община, которая получила от администрации Дома культуры разрешение на совместное использование здания. 25 января 1995 года, после чина малого освящения, в здании были возобновлены богослужения. В 1998 году оно было полностью возвращено православной общине, и в нем начались капитальные реставрационные работы.

В 1995 году Троицкая церковь была включена в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения.

Первую Божественную литургию после чина малого освящения совершил 25 января 1995 года настоятель церкви отец Александр Ганьжин. С 1997 года при храме действует воскресная школа для детей. В 2000 году причтом было начато издание собственной приходской газеты «Свеча».

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Церковь Пресвятой Троицы - единственное здание в Красном Селе, история которого восходит к XVIII в.

Императрица Екатерина I (1725-1727) распорядилась построить в Красном Селе церковь и освятить престол во имя святой, имя которой носила.

В 1732 году вместо обветшавшей и сильно пострадавшей от пожара церкви, времён Екатерины I, по указу императрицы Анны Иоанновны была возведена новая. Сама Анна Иоанновна внесла первое пожертвование на строительство - 350 рублей серебром. 22 июня 1733 года было получено разрешение Синода на строительство каменной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделом св. Екатерины (в память старой Екатерининской церкви).

Новую церковь решено было возводить на Красносельской (Дворцовой) горе, на пересечении Царскосельской дороги и Ревельского тракта (ныне пр. Ленина и Нагорной улицы). Храм на этом месте хорошо виден с близлежащих районов и с железнодорожной ветки.

Заложена церковь были 16 августа 1733 года "при управителе Дмитрии Парфентьеве и мастере Бланке", как сообщалось на мраморной доске в притворе церкви. Приход церкви составлял 277 дворов. Автор проекта - архитектор Иван Яковлевич Бланк (1708-1745) - русский архитектор немецкого происхождения, отец архитектора К.И. Бланка. Кроме Троицкой церкви в Красном селе он известен постройками Знаменской церкви в Царском Селе, фонтанов "Шахматная гора" и "Римские фонтаны" в Петергофе. Существует мнение, что (1731-1734) архитектором М.Г. Земцовым построена совместно с И.Я. Бланком. Действительно, эти храмы выполнены в едином стиле, что не может не бросаться в глаза.

Основной объем здания храма завершался тремя пятиугольными апсидами на востоке. К нему примыкали трапезная и трехъярусная колокольня, увенчанная шпилем. Деревянный купол не имел барабана и опирался непосредственно на подпружные арки, что ограничивало внутреннее пространство. Наружное убранство церкви составляли треугольные фронтоны, рустованные пилястры на углах, лучковые завершения оконных и дверных проемов, окна-люкарны. Колокольня храма была достаточно высокой и вместе со шпилем имела высоту 14 саженей, 2 аршина (около 32 метров). На колокольне находилось, в общей сложности, десять колоколов, самый большой и самый старый из которых, весом 164 пуда 4 фунта (2,68 тонны), был отлит еще в 1764 году.

Главным внутренним украшением храма являлся высокий пятиярусный иконостас белого цвета с золочеными украшениями в стиле барокко.

20 июля 1735 года строительство храма было окончено Освящение совершил настоятель Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге протоиерей о. Иосиф Чедневский. 19 июля был освещён Екатерининский придел, 20 июля - главный престол храма.

Храм изначально планировался как двухпрестольный. Третий придел во имя свт. Николая Чудотворца был пристроен в 1738 году, освящен в 1761 году.

В 1815 году на средства купца Василия Крашенинникова и распоряжением городского головы Петра Алексеева в церкви осуществлен ремонт: замена деревянной крыши железной, поновление живописи. Троицкая церковь была "холодной" т.е. в зимнее время не отапливалась. На церковном дворе располагались кладбище, упраздненное при императоре Николае I из-за близости к дворцу (ныне утраченному).

В 1822 году в средней части храма, с правой стороны, был устроен тёплый придел святых праведных Симеона и Анны, освященный в том же году настоятелем Петропавловского собора (в Петропавловской крепости) Санкт-Петербурга протоиереем о. Стахием Колосовым.

С 1827 года по март 1830 в церкви архитектором 3.Ф. Дильдиным (Дыльдиным) проводился ремонт, в результате которого заменены пол, рамы, перекрытия на хорах и на колокольне, два ветхих иконостаса, престолы и жертвенники в приделах, устроены две изразцовые печи, настлан пол из путиловской плиты.

В 1851-1854 году по проекту архитектора Александра Ивановича Резанова (1817 -1887) храм был частично перестроен и в таком виде он пребывал до 1939 года. В ходе работ храм расширили почти на четверть с разборкой и переносом северной, южной стен и соответствующим удлинением западной и восточной. Новый кирпичный купол (такого же диаметра, как старый) был поставлен на барабан, что привело к увеличению высоты подкупольного пространства. Деревянные перекрытия церкви везде, кроме боковых апсид, заменили кирпичными сводами. Новая отделка церкви была осуществлена в стиле барокко, дабы не нарушать замысла первого архитектора храма. В том же 1854 году по проекту А.И. Резанова, с юго-западной стороны от церкви была построена небольшая каменная часовня.

Одной из главных святынь храма считался серебряный позолоченный осьмиконечный напрестольный крест, внутри которого находился другой - кипарисовый, с 72 различными частицами святых мощей и других святынь. Первоначальное происхождение этого креста неизвестно, в храм он был пожертвован в 1853 году красносельской крестьянкой Марией Никитичной Алексеевой. Другой, также особо чтимой святыней являлась икона Сретения Господня. Она находилась в киоте с левой стороны придела свв. Симеона и Анны (сейчас икона находится в Александро-Невской церкви Красного Села). Икона была обретена 11 мая 1800 года близ дороги из Павловский слободы Красного Села в Петербург и прославилась многими бывшими от нее чудесами и исцелениями. Впоследствии на месте ее обретения была построена каменная часовня, к которой ежегодно 11 мая из Троицкой церкви совершался Крестный ход.

Император Александр II в 1864 году пожертвовал образ Спаса Нерукотворного память покорения Кавказа.

К Троицкому храму были приписаны четыре часовни (в юго-западном углу церковной ограды, деревянная на приходском кладбище, деревянная и каменная на месте обретения иконы св. Симеона); три церкви: во имя равноап. кн. Ольги в Дудергофе (1884), прп. Серафима Саровского в Горелово (1905), блгв. князя Константина Ярославского и вмц. Варвары при училище писчебумажной фабрики (1906); церковноприходская школа. Все указанные выше приписные церкви и часовни ныне утрачены.

Рядом с храмом были захоронены священники Петр Смирницкий (служивший с 1801 по 1850 г.), Михаил Горонович (1834-1854), Василий Медведский (1876-1899).

В советское время храм был открыт до 1939 года, хотя репрессии среди священнослужителей начались уже с 1937 года. В 1939 храм был окончательно закрыт, и переоборудован под клуб, снесена находившаяся рядом с храмом каменная часовня.

В 1941 году, сразу же поле оккупации немцами Красного Села, церковь была вновь открыта. Богослужения совершались два год. При отступлении немецких войск в начале 1944 года советской артиллерией было частично разрушено здание церкви. После войны в 1960-е годы власти решили довершить работу артиллерии: были снесены купол и верхний ярус колокольни. В здании стал храма стал располагаться Красносельский дом культуры. В 1995 году Троицкая церковь даже в таком обезображенном виде была включена в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения.

История села Красно, что в Вачском районе Нижегородской области, насчитывает не одно столетие. Первые упоминания о селе датируются аж 17-м веком. Однако в настоящее время от некогда большого и богатого села осталась кучка домов, летом заселенных дачниками. На 2008 год в Красно постоянно проживало только 7 человек. Сколько сейчас - остается только догадываться.

История Красненского храма во имя Живоначальной Троицы

По преданию в далекие времена на месте, где ныне располагается деревня Красно, был обустроен небольшой женский скит, окруженный густыми и дремучими лесами. Все широкие и глубокие овраги этих мест, по которым текли речки: Добруша, Тужа, Малиновка и другие были малопроходимыми, заросшими вековыми деревьями и кустарниками. Со временем, возле скита стали селится миряне. Они вырубали леса и на освобожденных от леса землях занимались земледелием.

Название села Красно, скорее всего, носит общеславянское происхождение. Образовано от слова «краса» и означает «красивое место».
Время первоначального основания церкви в Красно и образования прихода неизвестно. Первые сведения о том и другом имеются в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год, где сказано, что в данном селе обустроена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. У той церкви дворы попов Зиновия, Василия и Ивана; дворы и просвирни. Да по рассказу Николаевского попа Зиновия церковные земли были Государева жалования.

Никольская деревянная церковь существовала в селе Красно до 1775 года, и тогда встал вопрос о строительстве каменного храма. В связи с этим был построен кирпичный завод около Ленивой горы. Остатки завода сохранялись ещё в середине XX века. Изготовление кирпича велось крестьянами прихода бесплатно. Деньги на строительство храма собирались по всей округе. Были выбраны специальные люди, которым каждому выдали железные «кружки», запечатанные сургучной печатью, а также документы на право сбора денег на постройку Божьего храма.
Вначале был построен и освящен небольшой холодный каменный храм в честь св. Николая Чудотворца. Но богослужение в зимнее время с 1797 года совершалось в теплом деревянном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери.
В 1814 году к каменному храму была пристроена теплая трапеза. В ней устроено два придела - во имя Святой Троицы и Владимирской иконы Божией Матери. Тогда деревянная церковь была упразднена.

В 1860-63 годы каменный храм был разобран и устроен новый более обширных размеров. В 1866-67 годах разобрана и построена вновь трапеза этого храма. Новый храм пятиглавый довольно величественный и изящной архитектуры строился 12 лет.
В новом храме было три престола: главный - во имя Живоначальной Троицы, в трапезе теплой – во имя св. Николая Чудотворца и Владимирской иконы Божией Матери. Притч при церкви: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их приходилось около 1850 руб. в год. Дома у членов притча были собственные на церковной земле.

Во второй половине XIX века настоятелем Красненской Троицкой церкви были священники: Ксенофонт Смирнов, Иоанн Белавин, диаконами и псаломщиками: Евдоким Альбицкий, Иван Победоносцев, Николай и Василий Орловы, Михаил Сокольский и др.
Внучки священника Троицкой церкви Евгения Красовского Нина Сергеевна Поспелова и Татьяна Сергеевна Подзорова рассказали, что храм строился около двенадцати лет и состоял из зимней и летней церкви. Летняя церковь была большой и высокой, в виде куба, увенчанная пятью большими главами. Внутри здания стояли четыре каменные колонны, на которых опирались крыша и главы церкви. Окна были большие и давали много света.
Храм внутри богато украшен святыми иконами, а на стенах и потолках была художественная роспись на библейские темы. В иконостасе главного храма иконы художественной работы были из прежнего каменного храма. По преданию, эти иконы были писаны по заказу храмового создателя Синявина в Академии Художеств Санкт – Петербурга. Иконостас был до самого верха украшен золоченой резьбой и лепкой. Столбы были так же расписаны на религиозные темы, утварь и ризница церковная были богатыми. Пол выслан чугунными плитами с красивым рисунком. В здании была хорошая акустика и во время богослужения, в особенности, когда участвовал хор, всё помещение наполнялось торжественными звуками, что сильно воздействовало на настроение прихожан.

Зимнее здание церкви было одноэтажное, но высокое и большое. Примыкало оно к зданию летней церкви с западной стороны и располагалось в одну линию с востока на запад: летняя церковь, зимняя церковь и колокольня. Площадь пола в зимней церкви была в 3-4 раза больше, чем летней. Потолок и крыша поддерживались четырьмя каменными колонными, стоящими по два в ряд. Колонны делили помещение на три части: справа – придел Николая Чудотворца, слева – придел в честь иконы Владимирской иконы Божьей Матери, а средняя часть служила дополнением к обоим приделам и одновременно проходом в летнюю церковь. Такие обряды, как венчание, молебны, отпевание и т.п. можно было совершать одновременно в обоих приделах. Пол в зимней церкви был деревянный и поднимался над уровнем земли больше, чем на 1.5 метра. Окна были большие, арочные и обеспечивали в помещении много света, высота их была более 3-х метров.
Иконостасы в обоих приделах были разные, лепные, позолоченные и украшены дорогими иконами.
В обоих приделах имелись большие люстры с высокими свечами, которые зажигались в праздничные дни. Свечи в люстрах зажигались снизу специальным шнуром. Помещение церкви во время богослужения освещались, кроме люстр, еще толстыми восковыми свечами, стоящими перед каждой иконой в больших подсвечниках. Свечи в них стояли в центре подсвечника, а вокруг большой свечи были маленькие гнёздышки по несколько рядов для маленьких свечей.
Кроме свечей, у некоторых икон были ещё подвешены маленькие лампадки, которые заправлялись церковным маслом. Церковное масло при горении не давало копоти, несмотря на большое количество свечей и ламп. Ближе к амвону и иконостасу, где было больше света, где совершалось богослужение, становились пожилые и зажиточные прихожане. Они всегда становились на одно и то же место. Женщины и старушки стояли в левом углу придела.

Отопление помещения церкви было печное. По одной печки было в алтарях, и две печки стояли у задней стены здания. Печки были большие и в зимнее время хорошо отапливали помещения. Вход в зимнюю церковь был через проход в колокольне, где находился паперть. Колокольня была высокая в 3 яруса, а наверху её - высокий шпиль с большим золоченым крестом. На колокольне было много разных, больших и малых колоколов. Большой колокол весом 613 пудов, второй (старый) – 350 пудов, 3- набатный – 90 пудов (для боя, набата во время пожара и церковных служб) и штук 7-8 разных мелких колоколов.

Вокруг церкви была возведена высокая кирпичная стена (ограда). На каждом углу ограды были построены четыре круглые, большие башни. На стенах ограды установлены на расстоянии 4-х метров друг от друга железные столбы, диаметром 30см. Наверху их были укреплены большие разноцветные, стеклянные шары: красные, синие, зеленые, желтые, черные и других цветов, что делало ограду исключительно красивой. Между столбами поставлены железные, кованые решетки. Вся ограда производила впечатление крепостной стены.
С западной стороны ограды построены два небольших каменных домика (в простонародье их называли сторожками), а между ними высокая каменная арка, большие и высокие железные кованые ворота.
Кроме главного входа в ограду, были еще входы с севера и юга – против летней церкви. Здесь также были каменные арки, железные ворота и калитки, но размером много меньше, чем главные ворота. Имелась еще калитка, вход в ограду - с северной стороны и переулка - со стороны кладбища. Главные ворота открывали только в праздники, а калитки со всех сторон были открыты всегда. Это делалось для того, чтобы в случае пожара, можно было свободно подойти к колокольне и ударить в набатный колокол. В домах при церкви (сторожках) жили: с одной стороны сторож церкви, а с другой - старушки, которые прислуживали в церкви и собирали подаяния молящихся, на что и жили.

Церковь и ограда были большим украшением села, и их было видно со всех сторон на большом расстоянии. А звон колоколов, в тихую утреннюю пору разносился на десятки верст. В ограде и у церкви росло много разных деревьев.

Колокола в жизни жителей села и деревень в то время имели колоссальное значение и выполняли много разнообразных функций. Кроме оповещения населения о проведения церковных служб, колокола оповещали о пожарах, били часы в вечернее и ночное время. Во время снежных метелей – редкими ударами в большой колокол, давая знать о направлении к селу. О пожарах в селе звонили в большой колокол, а о пожарах в других селениях звонили в набатный колокол.

Приход состоял из села Красна, сельца Высокова и деревень: Курмыша, Заставы, Ивашева, Щедрина, Павликова, Хвощей, Соболева, Жекина и Вшивкова. В коих по клировым ведомостям числилось 538 дворов, 1413 душ мужского пола и 1549 женского, в том числе раскольников 4 души.
Имелись в селе земская народная школа и женская церковно-приходская. В первой - в 1896 году обучалось 65 учащихся, а во второй – 19.

По данным церковным метрическим книгам в данном приходе в начале прошлого века священствовали протоиерей Ксенофонт Смирнов, Евгений Иванович Красовкий, Петр Смирнов; псаломщики: Иоанн Победоносцев, Константин Лебедев, Иоанн Дианин; дьякон Петр Сперанский (он некоторое время был и священником).
Настоятель Троицкой церкви протоиерей К. П. Смирнов служил в данном храме 62 года. Умер он в апреле 1904 года, когда ему уже исполнилось 82 года, захоронен на кладбище в селе Красно (церковно-метрическая книга 1904г.- архив Вачского районного загса).
По рассказам местной жительницы села Красно Малафеевой Анны Павловны, 1913 года рождения, священником данного прихода в начале 20 века служил Евгений Иванович Красовский. Он был образованным человеком, преподавал в церковно-приходской школе. Его дочь Капитолина была её подругой. Вторым священником в этой церкви был Петр Сперанский.

В 1937 году оба эти священника были арестованы. Народ очень чтил и уважал их. Прихожане со слезами на глазах провожали священников до деревни Павликово. В народе прошел слух, что якобы Петр Сперанский тайно переслал письмо супруге, где указал место их пребывания на Соловках. Больше никаких вестей от них не было.
26 декабря 1937 года по статье «антисоветская пропаганда» были расстреляны священники православной церкви села Красно - Евгений Красовский и Петр Сперанский.

Жительница этого же села Павлина Васильевна Батракова рассказала, что дьяконом в церкви служил Пётр Иванович Аршинов, которого в конце 30-х годов прошлого века арестовали, и направили на лесоповал. Отбыв свой срок, Петр Иванович вернулся домой, и через некоторое время поступи на работу в колхоз.

Ещё надо обратить внимание на то, что в Красно проживали старообрядцы. И среди них зажиточные крестьяне Беляковы. По рассказам жителя села Федурино Силантьева Михаила Семеновича (умер в 2012г.) Беляковы оказали существенную благотворительную помощь в строительстве старообрядческой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в селе Федурино (ныне этого храма нет).

1. Материал из книги: Г.А.Арефьева и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. - Вача: ВыксаПолиграфИздат, 2010. - 112 с.
2. Церковно-метрические книги архива Вачского районного Загса.
3.Книга памяти жертв политических репрессий Вачского района Нижегородской области. Составитель О. К. Михеева. Н. Новгород, «БИКАР», 2010г.
4 Рассказы внучек священника Троицкой церкви села Красно - Евгения Красовского.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода