Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Богоматерь одигитрия и троица зырянская. Зырянская троица Икона зырянская троица

Древнепермская письменность (абур, анбур, пермская / зырянская азбука; коми Важ Перым гижм) - письменность, использовавшаяся коми-зырянами, коми-пермяками, русскими и некоторыми другими народами на северо-востоке Европейской России. Создана Стефаном Пермским в 1372 году в районе бассейна р. Вымь, притока Вычегды на основе кириллицы, греческого алфавита и древнетюркской письменности.

Вышла из употребления в XVII веке, вытесненная кириллицей. Иногда использовалась как тайнопись для русского языка. Книги с оригинальными переводами Стефана Пермского христианских текстов на великопермский (древнекоми) язык до нас не дошли. В XVIII веке академиком И. Лепехиным были обнаружены фрагменты переводов богослужебных текстов, восходящие к стефановским переводам, записанные кириллицей. Вместе с надписями икон, они дают представление о творческой работе, проделанной Стефаном, пытавшимся сделать великопермский язык полноценным языком христианской культуры.

Зырянская Троица

«Зырянская Троица» - икона Святой Троицы последней четверти XIV века (после 1379 года), согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на древнем варианте коми-зырянском языке, сделанную стефановским (древнепермским письмом). Зырянская Троица была найдена вместе с иконой «Сошествие Святого Духа» (не сохранилась), также содержащей пермскую надпись. Надписи представляют переводы библейских текстов, связанных с данными сюжетами. Искусствоведы считают Зырянскую Троицу изводом византийской иконы. По многим формальным и концептуальным чертам она является предтечей «Троицы» Андрея Рублёва.

Авторство Стефана Пермского достоверно не установлено (сведения о нём записаны Яковом Фризом со слов сельских прихожан и относятся к концу XVIII века). В Житии святого, написанном через год после его смерти лично знавшим святителя Епифанием Премудрым, прямых указаний на то, что Стефан занимался иконописанием, нет. Однако других людей, способных в то время сделать перевод на пермский язык, не было. Стефана Пермского следует считать также автором концепции пермских икон, создание которых следует связать с образно-литургическим творчеством на Руси того времени. Святителю Стефану Пермскому приписывалось авторство нескольких икон и крестов с зырянскими надписями, часть из которых имела достоверно более позднее происхождение.

Память

  • Образ святителя Стефана Пермского был увековечен формами искусства:
    • художниками, в том числе картина Семёна Давыдовича Абамелик-Лазарева, за которую Академией художеств он был удостоен звания художника или картина Александра Андреевича Попова.
    • Формами скульптуры на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
  • 21 декабря 2009 года безымянной горной вершине Приполярного Урала, расположенной в Республике Коми, присвоено наименование «гора Святителя Стефана Пермского».
  • Именем святителя Стефана Пермского названа центральная площадь столицы Республики Коми, г. Сыктывкара.
  • 7 мая 2013 года в Сыктывкаре на территории Свято-Стефановского кафедрального собора установлен памятник святителю Стефану Великопермскому.

При реставрации церкви Спаса на Бору в XIX веке один из её приделов был освящён во имя Стефана Пермского. 1 мая 1933 года церковь Спаса на Бору была снесена, местонахождение мощей Стефана Пермского, хранившихся там под спудом остаётся неизвестным.

Исторические заслуги

Деятельность Стефана Пермского способствовала включению пермских земель в состав Великого княжества Московского и просвещению пермских народов; в ознаменование его заслуг перед Россией, св. Стефан изображён на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862). Из сочинений святителя Стефана Пермского сохранилось его «Поучение», направленное против стригольников. Его житие составлено Епифанием Премудрым , лично знавшим Стефана.

Древнепермское письмо

Древнепермская письменность (абур, анбур, пермская / зырянская азбука; коми Важ Перым гиж?м) - письменность, использовавшаяся коми-зырянами, коми-пермяками, русскими и некоторыми другими народами на северо-востоке Европейской России. Создана Стефаном Пермским в 1372 году в районе бассейна р. Вымь, притока Вычегды на основе кириллицы, греческого алфавита и древнепермских рунических символов (пасов).

Вышла из употребления в XVII веке, вытесненная кириллицей. Иногда использовалась как тайнопись для русского языка.

Зырянская Троица

«Зырянская Троица» - икона Святой Троицы последней четверти XIV века (после 1379 года), согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на коми-зырянском языке, сделанную древнепермским письмом.

Авторство Стефана Пермского достоверно не установлено и относятся к концу XVIII века (сведения о нём записаны Яковом Фризом со слов сельских прихожан). В Житии святого, написанном через год после его смерти лично знавшим святителя иеродиаконом Епифанием Премудрым , сведений о том, что Стефан занимался иконописанием, нет. Святителю Стефану Пермскому приписывалось авторство нескольких икон и крестов с зырянскими надписями, часть из которых имела достоверно более позднее происхождение.

Оценка заслуг

  • 21 декабря 2009 года безымянной горной вершине Приполярного Урала, расположенной в Республике Коми, присвоено наименование «гора Святителя Стефана Пермского»
  • Именем святителя Стефана Пермского названа центральная площадь столицы республики Коми, г. Сыктывкара.

Коми язык относится к числу старописьменных языков. Большинство исследователей сходятся во мнении, что до возникновения буквенного письма коми народ пользовался различными типами первобытного письма, первоначально – рисуночного (пиктографического), затем идеографического (знакового).

Древнепермская (древнекоми) азбука была создана христианским проповедником Стефаном Пермским, единственным в истории православия миссионером, создавшим письменность для нерусских народов.

Р одился Стефан около 1340 года в Великом Устюге. Считается, что с раннего детства Стефан знал коми-зырянский язык, на котором разговаривало в то время почти всё местное население Устюга и окрестных деревень. В Ростове, в монастыре Святого Григория Богослова, изучал греческий язык, богословские книги. Создание Стефаном в 1372 г. оригинальной азбуки для языка местного населения и перевод на древнекоми язык некоторых богослужебных книг явились залогом успеха христианизации Коми края.

Стефан создает свой «Анбур» – древнекоми азбуку, получившую название по первым двум буквам («ан» и «бур»), на основе букв греческого и славянорусского алфавитов и своеобразных коми иероглифов, родовых пасов, которые вырезали на деревьях и деревянном материале коми шаманы (маги) и охотники.

В 1379 году Стефан направился в пермские земли, где начал проповедовать христианское учение. Везде, где бывал Стефан, он строил церкви и часовни.

Cлева от Стефановской церкви - Благовещенская церковь (1734-46). Утрачена в 30-80-х гг. XX в. Фотография из фондов Усть-Вымского филиала МУ "Усть-Вымское ММО" (1900)

В селе Усть-Вымь на месте языческой кумирницы Стефан построил первые в Коми деревянные церкви Благовещения Пресвятой богородицы и Николая Чудотворца. Позднее здесь образовался Михайло-Архангельский монастырь. Устроив свою резиденцию в центре Вычегодского бассейна, Стефан Пермский перевел на древнекоми язык молитвы и песнопения, организовал богослужение на родном языке новокрещенных, учил их грамоте, готовил духовенство из представителей местного населения.

До нас дошли лишь несколько образцов письменности древних зырян.

«Зырянская Троица» - икона Святой Троицы XIV века, согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, один из немногих сохранившихся памятников древнекоми письменности. Икона являлась храмовым образом Троицкой церкви погоста Вожема Яренского уезда Вологодской губернии. Подписи на коми-зырянском языке, в противоречие традиции, имеются у изображений ангелов (Образ Святой Живоначальной Троицы с зырянскими надписями «Ай», «Пи» и «Пылтос»). Выбор сюжета для этой иконы отражает миссионерские идеи святителя Стефана Пермского, пришедшего к язычникам, чтобы принести весть о едином Боге, и проповедовавшего на зырянском языке.

О СВТ. СТЕФАНЕ

Значение чаши причастия
на иконе «Зырянская Троица»
Св. Cтефана Пермского

25 апреля 1996 года в Москве под сводами храма Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Алексием II вкупе с высоким духовным клиром Московской Патриархии была освящена икона-список с «Зырянской Троицы», написанной просветителем земли Коми св.Стефаном Пермским. Патриарх особо выделил значение «Зырянской Троицы» в ряду знаменательных икон. В том же году, когда отмечалось 600-летие святителя Стефана, список со святыни был привезен Святейшим Патриархом в Сыктывкар и передан в дар народу коми. Сам же подлинник хранится до сих пор в Вологодском музее.

Икона «Зырянская Троица», написанная равноапостольным святителем Стефаном, олицетворяющая Единого Господа Бога в трех неразрывных Своих ипостасях: в Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе – явилась в XIV веке новым для Руси прозрением догмата Живоначальной Троицы. Эта икона была написана задолго до знаменитого Рублевского образа, в то время, когда в календаре Русской Православной Церкви еще не было праздника Троицы (считается, что этот светлый праздник был установлен св.Сергием Радонежским).
В то же время в «Зырянской Троице» зримо отразилась и новая объединительная идея для разрозненной Русской земли. В ней показан образ божественного целого, в котором отдельные самостоятельные части одновременно чудесным образом являют собою ОДНО – единое на принципах любви, самопожертвования. На таких же, явленных свыше, принципах могла созидаться и единая Русь. Именно так соединились с русскими зыряне – иноязычный самостоятельный народ, который первым вошел в состав ныне многонациональной России. И образ такого единства был у них перед глазами – «Зырянская Троица». В центр этого образа святитель Стефан поместил древо с тремя ветвями. Так, понятным языком объяснялся догмат Св.Троицы. Ветви живут и плодоносят отдельно, но они – одно древо.
Эта боговдохновенная идея гармоничного единения народов вызревала на Руси давно. Перенесемся на тысячу с лишком лет назад. В «Повести временных лет» сообщается: «...Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей... В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по закону». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Как видим, уже тогда славянские и финно-угорские племена пожелали жить в единстве и согласии, а чтобы осуществить это, решились на беспримерный шаг – призвать князей со стороны.
И далее: «И принял всю власть один Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренные жители в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик...»
Уже тогда славяно-финское государство было создано. Объединение Великой Руси, основанное на норманнской военной доктрине, закончил уже Мономах. Но это единство, основанное на авторитете силы, не могло долго продержаться. Начались раздоры, войны меж удельными княжествами. В итоге народы Руси попали под иго Орды. Их единство сохранялось теперь в рамках »тюркской доктрины» – еще большего принуждения и страха.
Почти 300 лет под татарским игом в междоусобицах и кровопролитии пришлось терпеть русской земле, чтобы прийти к новой объединительной идее русской земли–не военной, а духовной. Вот ее-то во времена Димитрия Донского и Сергия Радонежского и явил епископ Стефан, присоединив к Руси на началах христианской любви новокрещенный народ зырян.
Вызрела эта, объединительная духовная идея спасения Руси не в Киеве, не в Москве, а в Ростове, в ростовских монастырях. Почему именно там? Это был самый спокойный на Руси город, находившийся в межэтническом котле, защищенный буферной зоной княжеств на великом пути из варяг в греки. В то же время он не далеко отстоял от центра русской земли, откуда в Ростов бежали монахи, неся в своих котомках святоотеческие писания, духовное знание. Сюда, в Ростов, от междоусобиц и войн, от постоянных преследований и разорений со всей русской земли стекались люди. Из Пскова и других северных земель – из-под давления языческих варягов и тевтонов, с юго-запада – от давления воинственной католической Литвы и Польши, с юго-востока – от не менее воинственных тюркских племен.
Именно здесь, в ростовских монастырях, в просветительной тишине умных молитв накапливалось и осмысливалось все духовное и философское богатство прошедших поколений. Через личную трагедию и кровь близких людей постигалась трагедия Русской земли и искались пути выхода.
Ростовский монастырь «Затвор» был духовным и интеллектуальным средоточием Руси. Именно сюда идет юный Стефан, чтобы продолжить свое образование и осуществить призвание миссионера-просветителя, предсказанное его матери еще Прокопием Праведным.
Следует отметить, что и юный отрок Варфоломей (будущий святой Сергий Радонежский) все свое детство провел под Ростовом. Вполне возможно, что тот чернец, с помощью которого пастушку Варфоломею открылась книжная премудрость (помните известную картину Нестерова?), был одним из любомудров (философов) ростовского монастыря. Жизненный путь св.Сергия и св.Стефана проходил в одно и то же время, они наверняка хорошо знали друг друга. Как известно, Великий Князь Димитрий Донской слушал и принимал духовные наставления от обоих святых отцов (см. «Учительное послание епископа Пермского» – фрагмент из него приводится в «Виртуальном путешествии «Сказание о Стефане» ), поэтому пути наставников князя пересекались не раз.

Здесь – в Ростове – произошло новое осмысление триипостасной сущности Бога. И, по всему видно, здесь явилась новая объединительная идея русской земли, осуществляемая на духовных принципах любви и равноправия, через слово Божие, через жертву, через принятие искупительной евхаристической покаянной Чаши Иисуса Христа. Эту идею выразил в «Зырянской Троице» святой Стефан Пермский. Эту же идею Стефана Пермского и Сергия Радонежского, доведя ее до глубочайшей простоты и высочайшей духовной мудрости, выразил св.Андрей Рублев. При этом святой иконописец опирался на разработанные Стефаном Пермским новые иконографические символы.
Впервые в иконописной традиции Стефан Пермский поместил на престоле Св.Троицы не три чаши, а всего одну – чашу причастия, символ евхаристии. На иконе мы видим «Предвечный Совет трех Божественных Ипостасей, где Сын добровольно принимает на себя чашу, чтобы избавить людей от чаши скорбей и страдания...»
Обратимся к работе А.Черного «Монограмма в Рублевской Троице» , опубликованной в «Красной книге культуры» (М., 1989 г., стр.375) :
«...Н.А.Демина, споря с обычным взглядом на расположение Лиц за престолом (на Рублевской Троице – прим. авт .), указала на так называемую «Зырянскую Троицу», писанную по преданию Стефаном Пермским, просветителем зырян и другом Сергия Радонежского. Мало того, что Сергий и установил в России культ Троицы (как Евфимий Тырновский в Болгарии), написанная в 70-е годы XIV века, эта икона (Зырянской Троицы) центральной своей частью предвосхищает во многих деталях рублевскую композицию:

Вывод : «Расположение ангелов зырянской «Троицы» очень близко к «Троице» Рублева, и, вероятно, значение их одинаково» .
Далее А.Черный, рассуждая о совершенно новом подходе Андрея Рублева к символическому изображению «Авраамовых палат» на иконе, олицетворяющих дольний мир, напрямую называет Рублевскую «Троицу» аналогом «Зырянской Троицы », делая убедительное предположение, что Рублеву была известна Стефановская икона.
Таким образом, именно св.Стефан Пермский ввел в иконографию «Троицы» два духовно значимых символа-древа с тремя ветвями и, что важнее, чаши Причастия. И в этом отразилась главная идея объединения русского и новокрещенных народов: через причастие Тела и Крови Христовой в Отце, и Сыне, и Святом Духе из ЕДИНОЙ ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ ЧАШИ .
Присоединив северный народ к православной Руси и получив епскопство в созданной им Великопермской епархии, Стефан Пермский становится одной из ярчайших фигур и духовных авторитетов на Руси XIV века. В наиболее трудные для русской земли годы Стефан Пермский приглашается на все соборы, где осуждаются князья, которые предали эту объединительную христианскую идею, продолжили вражду и междоусобцу. Именно его выбирают для усмирения стригольников-еретиков, трактовавших Евангелие по своему усмотрению, подвергавших критике догмат Троицы, отрицавших обряды Церкви, несшие раскол по всей северо-западной Руси. Дошедшие до нас увещевания стригольникам, приписываемые Стефану Пермскому, написаны хоть и строго, но опять же с любовью, с призывывом к покаянию и смирению, но не вражде.
И сколько еще удивительных фактов, открывающих нам духовный смысл служения св.Стефана Пермского, обнаруживает история! В одном из документов упоминается, что в Куликовской битве участвовали новокрещенные зыряне. По всей видимости, именно епископ Стефан (а кто еще?) благословил Пыросского князя Аликея, собравшего 600 воев, чтобы помочь Дмитрию Донскому, победа которого над татарами-мусульманами разбудила самосознание русского народа и послужила обретению новой обновленной России. Возможно, именно князя Аликея народные предания превратили в Перу Богатыря, известного сказочного персонажа коми-зырян, отправившегося «на лыжах» помогать русскому народу в битве против степняков.
Примечательно, что во время освобождения Руси от поляков Минин и Пожарский молились над мощами Стефана Пермского, чтобы испросить благословения у святого Стефана для объединения Русской земли против инославных захватчиков (эти факты приводит и М.И.Загоскин в историческом романе «Юрий Милославский или русские в 1612 году»). Известен также (по документам, по архелогическим раскопкам) и тот факт, что поляки-завоеватели надругались над мощами св.Стефана Пермского, когда покидали Москву.
Имя Стефана Пермского было одним из самых почитаемых на Руси. Аввакум в своем житии ссылается на Стефана Пермского как на величайшего деятеля прошлых лет. И патриарх Никон отзывался о нем как о выдающемся миссионере. Хотя им самим, двум зачинщикам церковного раскола, как видно, не хватило любви и терпимости... И Россия становилась другой. После присоединения Украины на Русь с Запада хлынули новые, чужеродные идеи, хотя при ближайшем рассмотрении они были стары как мир. Уже при Петре I объединение в государство стало представляться как бюрократический механизм, а не как органическое единство в любви, доверии, самопожертвовании... А образ Святой Живоначальной Троицы с зырянскими надписями «Ай», «Пи» и «Пылтос» невидно пребывал среди других икон, в храме одного из коми сел Усть-Сысольского уезда на окраине Вологодской губернии. До поры до времени.
В наше время, когда снова разъединяется русское государство, дробится на мелкие удельные княжества и начинаются междоусобные войны, не настала ли пора всем обратиться взором к великой миротворческой миссии святителя Стефана Пермского, чтобы соединиться всем во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Андрей Рублев, "Троица", XV век

Стефан Пермский, "Зырянская Троица", XIV век

Всем известна "Троица" Рублёва, признаваемая мировым шедевром. Но у этой иконы есть предтеча, написанная веком раньше Стефаном Пермским икона "Зырянская Троица", включающая древнейшую надпись на языке Коми, написанную древнепермским письмом.

Не стану подробно рассказывать обо всём множестве исторических и художественных аспектов. Интересующиеся могут прочесть соответствующие статьи в Википедии, а так же ознакомиться с любой другой литературой, в изобилии размещённой на просторах Инета.

Расскажу лишь о собственных впечатлениях от этих произведений. Знаменитую "Троицу" Рублёва я видел много раз и в репродукциях и в оригинале, в Третьяковской галерее. Признаюсь, на меня она производит сильное эстетическое впечатление. Удивительное ощущение красоты, покоя и таинства передал нам автор через века

С "Зырянской Троицей" я познакомился гораздо позднее, она не настолько прославлена. Оригинал иконы хранится в Вологде, а копию (список) можно видеть в Сыктывакаре, в церкви при Епархии.

Впечатляет сходство композиции обеих икон. Несомненно Рублёв видел "Зырянскую" и вспоминал её, когда писал свою знаменитую икону - точно так же расположен дуб в центре заднего плана, так же слева находится базилика (царский дом характерной архитектуры), так же в центре стола стоит жертвенная чаша. Фигуры трёх ангелов расположены вокруг накрытого стола сходным образом, а сам стол расположен на возвышении вроде достархана. Важнейшие элементы композиции будто списаны с иконы кисти преподобного Стефана.

Но есть и весьма существенные отличия, исключения из сюжета. Чтобы как-то оценить их, надо вспомнить сам библейский сюжет. Для этого лучше всего обратиться к первоисточнику. Далее прямая цитата из Библии, Книга Бытие, гл. 18 (синодальный перевод):

ГЛАВА 18

1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10 И сказал один из них : Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась "?
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын.
15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась.
16 И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.
17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!
18 От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.
20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам : да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Бог является Аврааму в виде трёх ангелов, которым Авраам оказывает гостеприимство. В благодарность за это Бог помогает престарелой паре зачать наследника (гусары, молчать!). По окончании трапезы двое из трёх ангелов уходят крушить города Содом и Гоморру, погрязшие в грехах и разврате. Оставшийся с Авраамом ангел ведёт с ним продолжительную беседу на темы греха и воздаяния за грех. Возможно, беседа длилась не один день. Возможно даже, что почтенный старец задавал по вопросу в сутки. Перевод Библии немного отличается от икон, в частности в тексте упоминается шатёр, тогда как на иконах мы видим трехэтажную базилику, где хозяйствует Сара, жена Авраама.

На иконе прп. Стефана мы видим фигуры хозяйствующей Сары, беседующего с ангелом Авраама, видим заколотого, но не обезглавленного тельца близ достархана, наполненную чем-то чашу на столе. А на иконе кисти Рублёва эти фигуры отсутствуют, а в чаше можно разглядеть главу жертвенного тельца. Невозможно однозначно судить о замысле Рублёва, но можно предположить, что его "Троица" является центральной частью триптиха, а боковые доски с остальными фигурами были утрачены. Есть много профессиональных искусствоведческих толкований сюжета, но мне ближе собственная версия.

Ветхозаветная троица ангелов, олицетворяющая божественную сущность, стала прообразом новозаветной Святой Троицы. Учение о Троице неоднозначно и является предметом дискуссий между христианскими церквами. Но само представление о троичности божественной сущности пришло к нам из дренейших, ветхозаветных времён. Человеческая сущность дуальна, двоична, мы вечно между Добром и Злом. Божественное сложней и выше нас. И божественному дано милосердно судить человеческое.

Мы часто ошибаемся в своих мыслях и деяниях, но Господь нам многое прощает...

Errare humanum est, ignoscere divinum

© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода