Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

«шилка» - зенитная самоходная артиллерийская установка. Зенитная самоходная установка "шилка" Описание конструкции ЗСУ «Шилка»

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Ю.М. Сойкин, О.А. Ширяев
Устройство и эксплуатация зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка»

1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ЗСУ-23-4 «ШИЛКА»

1.1. Назначение и тактико-технические характеристики ЗСУ-23-4 «Шилка»

23-х миллиметровая счетверенная зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» предназначена для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов от нападения воздушного противника на высотах до 1500 м, дальностях до 2500 м при скорости цели до 450 м/сек.

ЗСУ может также использоваться для поражения наземных и надводных целей на дальности до 2000 м.

Тактико-технические характеристики ЗСУ-23-4:

а) боевые характеристики:

– установка обеспечивает:

– стрельбу по воздушным целям на дальности до 2500 м на высотах до 1500 м при скоростях полета целей до 450 м/сек;

– стрельбу по наземным и надводным целям на дальности до 2000 м;

– темп стрельбы (из 4-х автоматов) – не менее 3400-3600 выстрелов в минуту;

– дальность обнаружения воздушной цели – до 20 км;

– дальность автосопровождения цели – до 17 км;

– боевой комплект – 2000 выстрелов;

б) маневренные характеристики:

– скорость движения ЗСУ:

– по шоссе – до 65 км/час;

– по грунтовой дороге – до 40 км/час;

– преодоление ЗСУ препятствий:

– максимальный угол подъема и спуска – до 30°;

– боковой крен – до 20°;

– глубина преодолеваемого брода – до 1,5 м;

– высота преодолеваемой стенки – до 1 м;

– ширина преодолеваемого рва – до 2,5 м;

– время перевода ЗСУ из походного положения в боевое и обратно – 5 минут;

в) эксплуатационные характеристики:

– время непрерывной работы – 8 часов;

– запас хода (с учетом запаса топлива на 1,5-2 часа работы газотурбинного двигателя) при движении:

– по шоссе – 450 км;

– по грунтовой дороге – 300 км;

– средний расход топлива на 100 км пути при движении:

– по шоссе – 80 л;

– по грунтовой дороге – 130 л;

г) весовые и габаритные характеристики:

– боевой вес – 19 т;

– длина – 6,54 м;

– ширина – 3,16 м;

– высота в походном положении – 2,58 м;

– высота в боевом положении – 3,57 м;

д) технические характеристики:

– количество автоматов – 4 шт;

– калибр автоматов – 23 мм;

– начальная скорость снаряда – 950-1000 м/сек;

– углы наведения пушки:

– по вертикали – от – 4° до + 85°;

– по горизонту – 360°;

– скорость наведения пушки:

– по азимуту – 70°/ сек;

– по углу возвышения – 60°/сек.

1.2. Состав ЗСУ-23-4, назначение и размещение элементов

В состав ЗСУ-23-4 входят:

– 23-х миллиметровая счетверенная автоматическая зенитная пушка АЗП-23;

– силовые приводы наведения 2Э2;

– радиолокационный приборный комплекс РПК-2;

– система первичного электропитания;

– гусеничная машина ГМ-575;

– танковая навигационная аппаратура ТНА-2;

– дневные, ночные приборы наблюдения и командирский прибор наблюдения;

– аппаратура внутренней и внешней связи (радиостанция Р-123 и переговорное устройство Р-124);

– аппаратура противоатомной защиты и противопожарного оборудования (ПАЗ и ППО);

– система вентиляции и обогрева.

23-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка (А3П-23)

Силовые приводы наведения 2Э2 служат для наведения пушки АЗП-23 по азимуту и углу возвышения.

Радиолокационный приборный комплекс РПК-2 предназначен для управления огнем АЗП-23.

Система первичного электропитания (СЭП) обеспечивает питание систем и узлов ЗСУ постоянным (27,5 и 55 В) и переменным током (220 В 400 Гц).

Гусеничная машина ГМ-575 предназначена для установки и транспортировки вооружения, аппаратуры ЗСУ и размещения экипажа.

Танковая навигационная аппаратура ТНА-2 служит для определения местоположения ЗСУ-23-4 при её движении в условиях затрудненного ориентирования.

Дневные, ночные приборы наблюдения предназначены для наблюдения за окружающей обстановкой в любое время суток. Командирский прибор наблюдения (КПН) служит для полуавтоматического наведения антенны РПК-2 по азимуту и углу места на цель.

Аппаратура внутренней и внешней связи обеспечивает внешнюю связь и связь между номерами расчетов.

Аппаратура противоатомной защиты обеспечивает снижение действия на экипаж поражающих факторов оружия массового поражения.

Противопожарное оборудование служит для тушения пожара в ЗСУ.

Система вентиляции предназначена для поддержания нормального температурного режима аппаратуры и улучшения условий обитаемости.

Система обогрева предназначена для обогрева членов экипажа в зимнее время.

Все элементы размещены в отсеках и шкафах ЗСУ (см. приложения 1 и 2). Шкафы представляют собой металлические каркасы, в которых располагаются блоки РПК. Соединительные провода всех узлов, агрегатов и блоков объединены в жгуты, проложенные по всей ЗСУ.

1.3. Расчет установки и его обязанности

Экипаж ЗСУ-23-4 состоит из четырех человек:

– командир установки;

– оператор поиска-наводчик (1-й номер);

– оператор дальности (2 номер);

– механик-водитель (3 номер).

Обязанности экипажа ЗСУ определены Правилами стрельбы и боевой работы на зенитных артиллерийских комплексах войск ПВО СВ, часть 6 «Взвод зенитных самоходных установок ЗСУ23-4».

Командир установки обязан:

– поддерживать постоянную боевую готовность личного состава и техники;

– умело командовать экипажем в бою, настойчиво добиваясь выполнения поставленной боевой задачи;

– знать материальную часть установки и правила ее эксплуатации, готовить установку к стрельбе и выбирать необходимый режим боевой работы, умело выполнять обязанности номеров экипажа;

– вести непрерывное наблюдение за воздушным и наземным противником, умело использовать местность при выборе позиции для установки, осуществлять наведение антенны и башни на цель с помощью КПН, наблюдать за результатами стрельбы, своевременно вводить поправки и корректуры;

– поддерживать устойчивую радиосвязь с командиром взвода;

– требовать соблюдения экипажем мер безопасности и противопожарных мероприятий;

– своевременно принимать меры к техническому обслуживанию установки, а в случае ее повреждения – докладывать командиру взвода и организовывать ремонт; – систематически контролировать расход боеприпасов, горючего, смазочных материалов и своевременно докладывать об этом командиру взвода.

Оператор поиска-наводчик (1-й номер) обязан:

– знать материальную часть радиолокационного приборного комплекса, правила эксплуатации и своевременно готовить его к стрельбе;

– непрерывно вести наблюдение за воздушным противником в назначенном секторе или осуществлять круговой поиск, своевременно обнаруживать воздушные цели, опознавать их и переходить на автоматическое сопровождение;

– по команде командира установки вести огонь по воздушным и наземным целям; – проводить техническое обслуживание РПК, обнаруживать и устранять неисправности и немедленно докладывать о них командиру установки;

– строго выполнять требования правил техники безопасности и по противопожарным мероприятиям.

Оператор дальности (2-й номер) обязан:

– знать устройство и эксплуатацию радиолокационной станции и пушки, управлять работой РЛС во всех режимах и осуществлять контроль за ее работой;

– сопровождать цель по дальности;

– проводить техническое обслуживание РЛС и пушки, обнаруживать, устранять неисправности и немедленно докладывать о них командиру установки.

Механик-водитель (3-й номер) обязан:

– знать устройство и правила эксплуатации материальной части гусеничной машины (ГМ-575) и системы электропитания, умело водить установку в любых условиях местности, в любое время суток и года и проводить техническое обслуживание гусеничной машины и системы электропитания;

– выдерживать установленное место в походном и боевом порядках взвода, умело преодолевать заграждения, естественные препятствия и броды или по команде командира установки обходить их;

– обеспечивать при движении наиболее выгодные условия для ведения разведки и огня; – своевременно производить заправку машины горючим, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;

– своевременно обнаруживать и устранять неисправности гусеничной машины и системы электропитания и немедленно докладывать об этом командиру установки;

– вести наблюдение за наземным противником и действиями своих войск.

Экипаж установки должен уметь пользоваться средствами внутренней и внешней связи, приборами наблюдения, аппаратурой противоатомной защиты, навигационной аппаратурой, противопожарным оборудованием, знать правила обращения с боеприпасами, уметь производить снаряжение их в ленты, загружать и выгружать боеприпасы и звенья.

2. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЗЕНИТНАЯ ПУШКА АЗП-23

2.1. Назначение, состав, характеристики и принцип работы АЗП-23

23-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка (АЗП-23) предназначена для поражения воздушных и наземных целей.

В состав АЗП-23 входят (рис. 2.1):

– четыре 23-мм автомата;

– верхняя и нижняя люльки;

– основание с башней;

– механизмы наведения и стопорения;

– система питания автоматов;

– система охлаждения стволов;

– система заряжания и перезаряжания;

– электрооборудование.


Рис . 2 .1 . Размещение элементов АЗП-23


Тактико-технические характеристики АЗП-23:

– скорострельность:

– из одного ствола – 850 – 900 выстр./мин.;

– из 4 стволов – 3400 – 3600 выстр./мин.;

– начальная скорость снаряда – 950 – 1000 м/сек.;

– боевой комплект – 2000 снарядов;

– угол горизонтального наведения – не ограничен;

– угол вертикального наведения – от -4° до +85°;

– масса пушки – 4964 кг;

– масса одного автомата – 85 кг;

– масса патрона – 0,45 кг;

– емкость системы охлаждения стволов – 85л.

Принцип работы АЗП-23-х

Боекомплект пушки укладывается в патронные короба, из которых патроны в лентах поступают по металлическим рукавам и лоткам к автоматам.

Первоначальное заряжание пушки производится пневматически за счет сжатого воздуха. Подвижные части автомата отходят назад и останавливаются, патрон подается на линию досылки. Открытие огня производит командир ЗСУ или оператор поиска-наводчик с помощью электроспуска.

Работа автоматики пушки основана на принципе использования энергии пороховых газов. При выстреле часть газов через газоотводное отверстие отбрасывает подвижные части автомата назад. Открывается затвор, стреляная гильза извлекается и выбрасывается, очередной патрон подается на линию досылки.

Охлаждение стволов при стрельбе осуществляется жидкостью (вода или антифриз), подаваемой насосом из бака системы охлаждения стволов.

Наведение пушки осуществляется с помощью силовых электрогидравлических приводов наведения или вручную с помощью механизмов наведения.

2.2. Устройство автомата и действие его основных узлов

23-мм автомат – это автоматическое оружие, в котором запирание и отпирание канала ствола, производство выстрела, извлечение из патронника стреляной гильзы и отражение ее, подача ленты в приемник и подача очередного патрона в патронник осуществляются автоматически при помощи энергии пороховых газов, отводимых через боковое отверстие в стенке ствола (рис. 2.2).


Рис . 2 .2 . 23-мм автомат


Все 4 автомата по устройству одинаковы и отличаются лишь деталями механизма подачи ленты и трубопроводами отвода охлаждающей жидкости.

Автоматы установлены на люльке справа и слева. Правый автомат имеет правое питание патронами, левый – левое.

Состав автомата (рис. 2.3):

– ствольная коробка;

– затворная рама;

– затвор;

– крышка ствольной коробки;

– подающий механизм;

– электроспуск;

– затыльник;

– механизм пневмоперезарядки;

– амортизаторы отката (по 2 на каждый автомат);

– звеньеотвод.


Рис . 2 .3 . Состав автомата:

1 – ствол; 2 – ствольная коробка; 3 – затворная рама; 4 – затвор; 5 – крышка ствольной коробки; 6 – электроспуск; 7 – затыльник; 8 – механизм пневмоперезарядки; 9 – амортизаторы отката; 10 – звеньеотвод


Ствол служит для направления полета снаряда и придания ему начальной скорости (рис. 2.4).

Внутренняя часть ствола называется каналом. В нем имеется патронник для размещения патрона и нарезная часть с 10 нарезами, идущими слева вверх направо и обеспечивающими снаряду вращение и устойчивость в полете.

На стволе имеются пламегаситель и газовая камера, служащая для отвода пороховых газов, приводящих в действие автоматику.

На наружной поверхности ствола имеется кожух системы охлаждения, в котором циркулирует охлаждающая жидкость.


Рис . 2 .4 . Ствол


Ствольная коробка служит для соединения основных элементов автомата и направления движения подвижных частей (рис. 2.5).


Рис . 2 .5 . Ствольная коробка


Затворная рама приводит в действие подвижные части автомата. Она поднимает и опускает затвор, перемещает досылатель, приводит в действие подающий механизм, сжимает возвратную пружину механизма пневмоперезарядки и пружины затыльника.

Затворная рама состоит из рамы, поршня и досылателя (рис. 2.6). Д о с ы л а тель досылает патрон в патронник и извлекает из патронника стреляную гильзу.


Рис . 2 .6 . Затворная рама


Затвор служит для запирания канала ствола, производства выстрела и первоначального страгивания гильзы при извлечении ее из патронника. Он состоит из остова, внутри которого собран ударный механизм (рис. 2.7). Затвор при движении вверх запирает канал ствола, при этом боек ударного механизма накалывает капсюль. Происходит выстрел. После выстрела за счет движения затворной рамы назад затвор опускается вниз и производит первоначальное страгивание гильзы.


Рис . 2 .7 . Затвор


Крышка ствольной коробки вместе с вырезом на ствольной коробке образует приемное окно для ленты с патронами (рис. 2.8).


Рис . 2 .8 . Крышка ствольной коробки


Подающий механизм предназначается для подачи ленты с патронами в приемник автомата и подачи патрона на линию досылания. Представляет собой систему рычагов, пазов и выступов, которые за счет движения затворной рамы перемещают ленту и очередной патрон (рис. 2.9).


Рис . 2 .9 . Элементы подающего механизма


Электроспуск служит для дистанционного управления огнем, сигнализации готовности автомата к стрельбе и для работы счетчика остатка патронов (рис. 2.10).

Состоит из шептала, электромагнитного устройства и датчика готовности. Шепт а л о удерживает затворную раму в крайнем заднем положении. Эле к тр ома г н ит но е устр о йст во служит для дистанционного управления работой шептала. Д а тчи к г о т овно сти обеспечивает сигнализацию о готовности автомата к стрельбе и работу счетчика остатка патронов.


Рис . 2 .10 . Электроспуск


Затыльник является задней стенкой ствольной коробки (рис. 2.11). В нем имеется буферное устройство, которое смягчает удар затворной рамы при откате и сообщает ей интенсивный толчок вперед в начале наката.


Рис . 2 .11 . Затыльник, механизм пневмоперезарядки и звеньеотвод


Механизм пневмоперезарядки служит для отведения подвижных частей автомата в заднее положение (для постановки на шептало) в начале стрельбы и при разряжании автомата (рис. 2.11).

Амортизаторы отката предназначены для уменьшения отдачи автомата при выстреле и возвращения его в исходное положение для стрельбы (рис. 2.12). Состоят из цилиндрического корпуса и пружины. Каждый автомат имеет по два амортизатора.


Рис . 2 .12 . Амортизатор отката


Звеньеотвод служит для отвода звеньев и устанавливается на ствольной коробке (рис. 2.11). Представляет собой лоток, по которому использованные звенья из автомата направляются в звеньесборник.

Работа автомата при стрельбе

Первоначальное заряжание пушки производится пневматически. При нажатии кнопки ПЕРЕЗАРЯДКА на пульте командира ЗСУ сжатый воздух через пневмопоршень отводит назад затворную раму и рычаг досылателя. Патрон подается на линию досылки. Затворная рама встречает шептало электроспуска и останавливается (рис. 2.13).


Рис . 2 .13 . Положение частей автомата при досылании патрона в патронник


При нажатии кнопки ОГОНЬ командиром ЗСУ (или нажатии спусковой педали оператором поиска-наводчиком) шептало электроспуска освобождает затворную раму, которая движется вперед. Досылатель выталкивает патрон из звена ленты и досылает его в патронник.

Затвор движется вверх и запирает канал ствола, при этом боек ударного механизма накалывает капсюль. Происходит выстрел (рис. 2.14).


Рис . 2 .14 . Положение частей автомата при разбитии капсюля


Пороховые газы действуют на снаряд, сообщая ему движение вперед. Часть газов после прохождения снарядом газоотводного отверстия в стенке ствола отводится в газовую камеру. За счет этого затворная рама перемещается назад, затвор опускается вниз и отпирает канал ствола. Досылатель извлекает из патронника стреляную гильзу и выталкивает ее из автомата. Подающий механизм подает очередной патрон на линию досылания. Если кнопка ОГОНЬ нажата, то описанный цикл повторяется.

Стреляные гильзы выбрасываются за борт ЗСУ по гильзоотводам, а звенья ссыпаются в звеньесборник.

2.3. Устройство основания с башней, люлек и механизмов наведения и стопорения

Основание с башней предназначено для размещения АЗП-23, силовых приводов наведения, радиолокационного приборного комплекса РПК-2 и экипажа. Состоит из основания, броневой башни, станины и погона (рис. 2.15).


Рис . 2 .15 . Основание с башней


О с нован ие – сварная неразъемная конструкция для размещения элементов ЗСУ. В передней части основания имеется звеньесборник для сбора звеньев при стрельбе. Через дверку звеньесборника, которая размещается в отсеке механикаводителя, осуществляется выгрузка использованных звеньев после стрельбы.

Бр он е ва я б а ш н я предназначена для защиты расчета и аппаратуры ЗСУ от различных поражающих факторов. Сварена из броневых листов и крепится к основанию.

С т ан и на служит для размещения люлек с автоматами. Представляет сварную конструкцию из стальных и броневых листов, крепится к башне.

П о г он обеспечивает вращение основания с башней. Состоит из 2 колец – неподвижного и подвижного, вращающегося за счет шаров, размещенных между ними. Неподвижное кольцо крепится к корпусу самохода, подвижное – к основанию.

Люльки являются качающейся частью АЗП-23, на которой установлены автоматы, механизмы ручного заряжания и перезаряжания, шланги системы охлаждения, механизмы сброса заглушек стволов.


Рис . 2 .16 . Верхняя люлька


Верхняя и нижняя люльки по устройству аналогичны, соединены между собой тягой, на каждой люльке крепится по два автомата (рис. 2.16).

Движение на качающуюся часть передается от редуктора вертикального наведения через два зубчатых венца на нижней люльке (рис. 2.17).


Рис . 2 .17 . Нижняя люлька


З а глуш к и ст во л ов предохраняют стволы автоматов от попадания в них пыли, грязи, снега и пр. (рис. 2.18). Имеется два механизма сброса заглушек – для верхних и нижних автоматов. Сбрасываются со стволов автоматически с началом движения качающейся части (± 7°), закрываются вручную после ее стопорения при угле возвышения, равном 14°.


Рис . 2 .18 . Заглушки стволов


Механизмы наведения и стопорения служат для наведения и стопорения АЗП-23 в горизонтальной и вертикальной плоскостях (рис. 2.19).

Механизм наведения включает механизмы горизонтального и вертикального наведения, а механизм стопорения – горизонтальный стопор и стопор качающейся части.


Рис . 2 .19 . Механизмы наведения и стопорения


Мех ан из м г о риз он т а ль но г о нав е д е н ия служит для поворота башни по азимуту и включает в себя горизонтальный редуктор, маховик ручного наведения и механизм переключения способов наведения. Способ наведения устанавливается рукояткой РУЧНАЯ – СИЛОВАЯ. При этом наведение осуществляется или маховиком вручную, или силовыми приводами наведения.

Мех ан из м в ерти ка ль но г о нав е д е н ия служит для перемещения качающейся части пушки по углу места и состоит из редуктора вертикального наведения, маховика ручного наведения, механизма переключения способов наведения. Способ наведения устанавливается рукояткой МАХОВИК – СИЛОВАЯ.

Г о риз он т а ль ны й ст о п о р служит для стопорения вращающейся части в походном положении. Стопор размещен в основании установки. При вращении маховика стопора его фиксатор стопорит погон основания с башней.

С т о п о р ка ч а ющейся ч а сти служит для стопорения ее попоходному. Рукоятка стопора имеет два положения – СТОПОР и НАВОДКА. Стопорение осуществляется при угле возвышения качающейся части, равном 14°.

2.4. Системы питания автоматов, охлаждения стволов и электрооборудования

Система питания автоматов предназначена для обеспечения автоматов патронами во время стрельбы и отведения стреляных гильз, звеньев и осечных патронов.

Системы питания с правой и левой подачей имеют одинаковую конструкцию и включают: патронную коробку, большой и малый подающие рукава, секторные лотки, лебедку, щиток и козырек (рис. 2.20).


Рис . 2 .20 . Система питания автоматов


П а тр онна я ко р о б ка служит для размещения патронной ленты с патронами. Она имеет два отсека с подавателями: для верхнего автомата на 520 патронов, для нижнего – на 480. Отсеки закрыты крышками.

Б о льш о й и ма л ы й п ода ющие ру кава служат для подвода ленты с патронами из коробки к секторным лоткам.

С е к т о р ны е л о т к и служат для подачи патронов в ленте в приемное окно автомата и досылания первого патрона в подающий механизм автомата.

Лебе дка служит для укладки патронной ленты в коробку при загрузке боекомплекта с земли.

Щит ок и ко з ы ре к обеспечивают сброс звеньев в звеньесборник при любых углах возвышения качающейся части.

П а тр онна я ле н т а металлическая, рассыпная, состоит из отдельных звеньев (рис. 2.21).


Рис . 2 .21 . Патронная лента


Принцип работы системы питания основан на подаче ленты с патронами из коробок через рукава и лотки к автоматам. Для подачи используется энергия подвижных частей автоматов и часть энергии отката автоматов.

Система охлаждения стволов предназначена для охлаждения стволов при стрельбе и состоит из блока охлаждения, бака и шлангов (рис. 2.22).

Бл ок о хл ажд е н ия расположен в правой части основания и состоит из электродвигателя, редуктора и насоса.

Электродвигатель через редуктор вращает вал насоса производительностью 80 л/мин, который подает охлаждающую жидкость в систему охлаждения.

Охлаждающая жидкость: летом – вода с антикоррозийной присадкой, зимой – антифриз.

Б ак емкостью 85 л расположен в левом переднем отсеке АЗП-23. В баке имеется окно с указателем уровня охлаждающей жидкости.

Для циркуляции жидкости в системе применяются гибкие резиновые шл ан ги, защищенные снаружи проволочной оболочкой.

Включение системы охлаждения производится до открытия огня одним из 3 способов:

1) тумблером ОХЛАЖДЕНИЕ на рукоятке огня командира ЗСУ;

2) кнопкой ОХЛАЖДЕНИЕ на рукоятке управления блока Т-55 оператора поиска-наводчика;

3) предохранительным рычагом на спусковой педали оператора поиска-наводчика.

О включении системы свидетельствует загорание лампы ОХЛАЖДЕНИЕ на пульте командира.

При работе системы охлаждения жидкость по шлангам циркулирует по кожухам охлаждения стволов и сливается в бак, где она охлаждается.


Рис . 2 .22 . Система охлаждения стволов


Система заряжания и перезаряжания служит для взведения подвижных частей автоматов. В ее состав входят система пневматической перезарядки и механизмы ручного заряжания и перезаряжания.

Основной является пневматическая перезарядка, а ручная – дублирующая.

С исте ма п н е вма тичес ко й перез а ря дк и состоит из компрессора, 2 основных и 1 резервного баллонов сжатого воздуха, трубок и клапанов (рис. 2.23).

При работе системы компрессор нагнетает сжатый воздух давлением 65 атм. в основные баллоны. При нажатии кнопок ПЕРЕЗАРЯДКА любого из автоматов на пульте командира ЗСУ, сжатый воздух по трубопроводам поступает на механизм пневмоперезарядки автомата и отводит подвижные части в заднее положение (ставит затворную раму на шептало). При наличии осечного патрона он извлекается из патронника и попадает в звеньесборник.


Рис . 2 .23 . Система пневматической перезарядки


При отказе компрессора к системе подключается резервный баллон с давлением сжатого воздуха 150 атм.

Мех ан из м руч но г о з а ря жан ия и перез а ря жан ия устанавливается на каждом автомате. В его состав входят: рукоятка, тросы, вращающиеся барабаны, цепь и толкатель (рис. 2.24).

При работе механизма оператор вытягивает рукояткой трос до отказа. При этом тросы и цепь через барабаны перемещают толкатель, за счет чего подвижные части автомата отходят назад. Осечный патрон извлекается и попадает в звеньесборник.


Рис . 2 .24 . Механизм ручного заряжания и перезаряжания


Электрооборудование АЗП-23 служит для управления стрельбой автоматов, сигнализации их готовности к стрельбе, осуществления пневмозаряжания каждого автомата, управления работой системы охлаждения стволов, отсчета числа оставшихся патронов в каждой патронной коробке и поджига газовоздушной смеси в отсеке автоматов.

В состав электрооборудования входят пульт командира, рукоятка огня, спусковая педаль, счетчик остатка патронов, двигатель насоса системы охлаждения стволов, система поджига газовоздушной смеси и блокировки.

Пульт команд ир а обеспечивает управление и наблюдение за работой АЗП-23. На нем установлены все органы управления и сигнализации (рис. 2.25).


Рис . 2 .25 . Органы управления АЗП-23


Ру ко ят ка о г н я командира ЗСУ (рис. 2.26) и спус кова я пе да ль оператора поиска-наводчика (рис. 2.27) служат для включения системы охлаждения и открытия стрельбы.


Рис . 2 .26 . Рукоятка огня


Рис . 2 .27 . Спусковая педаль


С четчи к о ст а т ка п а тр онов предназначен для отсчета количества патронов, оставшихся в патронной коробке.

Д в иг а тель на с о с а систе мы о хл ажд е н ия ст во л ов обеспечивает работу насоса, подающего охлаждающую жидкость в систему охлаждения.

С исте ма п одж иг а г а з ово з д уш но й с м еси воспламеняет газовоздушную смесь, образующуюся при стрельбе.

В электрической схеме предусмотрены следующие бл ок ир овк и: а) запрещающие стрельбу:

– при углах возвышения стволов ниже значения, установленного переключателем ОГРАНИЧЕНИЕ УГЛОВ на пульте командира (от 0 до 40°), при ведении огня вблизи своих войск, в лесу, перед препятствием;

– при отключенной системе охлаждения стволов;

– при нахождении цели вне зоны поражения, определяемой СРП;

б) исключающие включение силовых приводов наведения:

– при стопорении вращающейся и качающейся части АЗП-23 по-походному;

– при открытом люке механика-водителя;

– при открытой дверке звеньесброрника (где находится).

Для стрельбы при выходе какой-либо из блокировок из строя имеется режим АВАРИЙНАЯ СТРЕЛЬБА, включающийся тумблером на пульте командира.

1. Некоторые сомнения

Всё время этой войны меня не покидало ощущение, что чего-то не хватает, витала в воздухе недосказанность. Укропы уже всё, что могли выкатили против Донбасса, но одна вещь осталась за кадром. Это 2А6 ЗСУ-23-4 «Ши́лка». Старая, но поверенная во многих войнах система.

Рукопожатая Вика даёт туманную формулировку:
"Украина — по официальной информации состоят на вооружении, количество и состояние неизвестны (Официальный сайт Министерства обороны Украины (английская версия)". Откровенно говоря, ни о чём.

Укропия за все годы существования приобретала дурную славу разбазаривателя наследия СССР, средства ПВО сухопутных войск не стали исключением. Собираясь на войну с Россией, войска были массово отмобилизованы и выдвинуты, но с воздуха их прикрывало всего с десяток "Тунгусок", незначительное количество "Стрел-10" и "Ос". Ко всему прочему, большинство зенитных ракет уже пережило по два срока службы. От безысходности протоукры использовали 2С6 как скорострельную пушку в боевых порядках пехоты, одну из них разорвало прямым попаданием снаряда в Дебальцево.

Самая же печальная судьба ждала ЗСУ-23-4 - её просто не оказалось в войсках от слова совсем.

Опыт последних военных конфликтов с участием "Шилки" показал её как серьёзную боевую единицу, не так может быть в силовом, как в психологическом воздействии на противника - её шквал огня не всякая пехота выдержит. Именно в универсальности целей и заключается её мощь. Причём на Донбассе ей поначалу ничего бы практически не угрожало - авиации и средств борьбы с бронетехникой в начале войны у ополчения не было.

Разбор полётов привел к интересным выводам: живых ЗСУ-шек оказалось незначительное количество, даже меньше, чем им же памятников.

2. Уцелевшие экземпляры.
Информация собиралась буквально по крохам, так её мало.

Самым первым было фото из крымского посёлка Перевальное, где в марте месяце 2014 года безуспешно держала оборону 36-я бригада береговой обороны укропоармии. Илья Варламов порадовал мир кадром из парка части, где 12 "Шилок" замерли на вечной стоянке. Они же попали в репортажи KP.ru и an.crimea.ua с погрузки на платформы для отправки владельцу, примерно пять установок, некоторые бортовые номера: 413, 415, 416, 421. Техническое состояние неудовлетворительное, не красились со времён СССР.

2.2. Одновременно в других частях были отсняты еще несколько машин:
- три в пгт Черноморское:

Две в с. Ульяновка (один из номеров 262):

Ещё две в 93-й механизированной бригаде (номера 847 и 848):

2.3. Каким-то изворотом судьбы две ЗСУ оказались на южном и северном блок-постах города Николаева, когда куевкая хунта весной истерично окружала ими все города. Номеров нет, но одна из установок имела необычный трёхцветный камуфляж:

2.4. Уже осенью, в связи с катастрофической убылью техники на фронте, укропы начали лихорадочно вводить в строй разный металлолом, в этом процессе засветились ещё три "Шилки":

В учебном центре "Десна":

В какой-то в/ч г. Балаклея Харьковской области:

В г. Николаев, где какие-то ПТУ-шники с помпой в прессе начали её ремонт:

Всего отмечено примерно 15 установок, из них на ходу около половины. Негусто, прямо скажем.

Далекоидущие планы подпиндосников по поводу "Шилок" засветились в двух моментах:
- перевозка на трейлере ЗСУ №842 в новомодной "кроватной" бронезащите (может на фронте увидим?):

Участие в показных учениях на одессщине николаевской установки, куда её для этого специально доставили:

Там она была продемонстрирована в пешем порядке и даже стреляла:

Итого, можно констатировать, укропия продемонстрировала отсутствие матчасти в товарных количествах и плачевное состояние имеющейся.

3. Памятники былого могущества.

Полтава, училище ПВО:

Запорожье, музей под открытым небом:

Энергодар, Запорожская область:

Южноукраинск, Николаевская область:

Харьков, возле ХУВС:

Николаев, парк:

Киев, музей Великой Отечественной войны:

Киев, военная академия:

Учебный центр "Десна", Черниговская область:

Балаклея, Харьковская область:

Какая-то воинская часть:

Вне конкурса выступают "Шилки" военной кафедры Донецкого политехнического института. Было в наличии пять, на фото две из них:

4. Заключение

Применить на нынешнем этапе легкобронированные "Шилки" на фронте было бы величайшей глупостью. Это война гаубиц, РСЗО и беспилотных летательных аппаратов. Наличие у ополчения танков и многочисленных противотанковых средств сделает их лёгкой добычей. Лучше пусть укропы строят новые постаменты для оставшихся установок.

Советская ЗСУ «Шилка» - наиболее распространенная в мире зенитная самоходная установка. Эта легендарная боевая машина легко узнается как по внешнему виду, так и по характерному звуку стрельбы.

Зенитная самоходная установка «Шилка» создавалась объединенными усилиями нескольких разработчиков. Головным исполнителем являлось ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода (главный конструктор Н. А. Астров), разработкой приборного комплекса занималось ленинградское ОКБ-357 (главный конструктор В. Э. Пиккель), РПК «Тобол» разрабатывало КБ тульского завода № 668 (главный конструктор Я. И. Назаров), 23-мм автоматическую зенитную пушку «Амур» - ОКБ-575 (главный конструктор Н. Е. Чудаков).

«Шилка» предназначалась для замены зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2. Разрабатывалась для ПВО мотострелковых полков в соответствии с Постановлением СМ СССР от 17 апреля 1957 года. Принята на вооружение Постановлением СМ СССР от 5 сентября 1962 года. Серийно производилась на заводе № 535 (артиллерийская часть) и ММЗ (шасси и сборка) с 1964 по 1982 год.

МОДИФИКАЦИИ

ЗСУ-23-4 - в качестве базы служит гусеничная машина ГМ-575 специальной разработки. Отделение управления - в носовой части, боевое - в средней, силовое - в кормовой. В башне установлена 23-мм счетверенная пушка АЗП-23 «Амур». Вместе с башней она имеет индекс ГРАУ 2А10, а автоматы пушки - 2А7. Суммарный темп стрельбы 3400 выстр/мин, начальная скорость снаряда 950 м/с, наклонная дальность стрельбы по зенитным целям 2500 м. Углы наведения: горизонтальный - 360°, вертикальный - 4°.. .+85°. В кормовой части крыши башни на складывающихся стойках размещена антенна РЛС радиолокационно-приборного комплекса РПК-2 «Тобол». Машина имеет систему электропитания, включающую в себя одновальный газотурбинный двигатель типа ДГ4М-1, предназначенный для вращения генератора постоянного тока, систему ПАЗ, навигационную аппаратуру ТНА-2 и ППО. ЗСУ-23-4В - модернизированный вариант. Повышена надежность различных узлов и агрегатов. Кожух системы вентиляции размещен на правом борту корпуса. Введен командирский прибор наведения.

ЗСУ-23-4В1 - модернизированный вариант ЗСУ-23-4В. Повышена надежность различных узлов и агрегатов, в первую очередь РПК. Кожухи системы вентиляции размещены на лобовых скулах башни. Увеличен ресурс газотурбинного агрегата.

ЗСУ-23-4М1 - модернизированные автоматы 2А7М и пушка 2А10М. Повышена живучесть стволов с 3000 до 4500 выстрелов. Улучшена надежность РЛС и увеличен ресурс ГТА с 600 до 900 ч.

ЗСУ-23-4М2 - модернизация ЗСУ-23-4М1 для использования в горных условиях Афганистана. Из установки был исключен РПК, за счет чего увеличен боекомплект снарядов с 2000 до 3000 шт., введена аппаратура ночного видения для ведения стрельбы ночью по наземным целям.

ЗСУ-23-4М3 «Бирюса» - ЗСУ-23-4М1 с установкой наземного радиозапросчика «Лук» системы радиолокационного опознавания воздушных целей по признаку «свой-чужой».

ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4» - модернизация с установкой радиолокационной СУО и возможностью установки ЗРК «Стрелец». Ввод в состав батареи в качестве командного пункта подвижного пункта разведки и управления (ППРУ) «Сборка М1» и внедрение в ЗСУ телекодового канала связи обмена информацией между ЗСУ и КП.

Замена аналогового счетно-решающего прибора на современную ЦВС.
Устанавливается цифровая следящая система. Модернизация гусеничного шасси, направленная на улучшение управляемости и маневренности самохода и снижения трудоемкости его технического обслуживания и эксплуатации. Активный прибор ночного видения, новые средства связи, кондиционер, система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры.

ЗСУ-23-4М5 «Шилка-М5» - модернизация ЗСУ-23-4М4 с установкой радиолокационной и оптико-электронной СУО.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

ЗСУ-23-4 стали поступать в войска в 1965 году, и к началу 1970-х полностью вытеснили ЗСУ-57-2 из подразделений ПВО. Первоначально танковому полку по штату полагался дивизион «Шилок», который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 1960-х годов часто одна батарея в дивизионе вооружалась «Шилками», а другая - ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, куда входили два взвода. Один взвод имел четыре ЗСУ «Шилка», а другой - четыре самоходных ЗРК «Стрела-1» (затем ЗРК «Стрела-10»).

«Шилки» широко применялись Советской армией в Афганистане. Причем в условиях отсутствия воздушных целей эта ЗСУ полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Появился специальный «афганский вариант» - за ненадобностью на нем демонтировали РПК, за счет чего удалось увеличить боекомплект до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел. Аналогично «Шилки» использовались Российской армией и в Чечне.

ЗСУ-23-4 широко экспортировались в страны Варшавского договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне, а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году.

КОНСТРУКЦИЯ ЗСУ-23-4

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 относится к типу закрытых самоходных установок с кормовым расположением МТО.

В средней части корпуса установлена вращающаяся башня, в которой размещена счетверенная автоматическая 23-мм зенитная пушка АЗП-23 «Амур» с приводами наведения, радиолокационно-приборный комплекс поиска и наведения РПК-2 «Тобол», боеприпасы и три члена экипажа. Вращающаяся башня повышенной точности изготовления установлена на шариковой опоре башни танка Т-54. Корпус и башня сварены из 6- и 8-мм броневых листов.

Амбразура пушки при максимальном угле возвышения стволов частично прикрывается подвижным броневым щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки. В боевом отделении слева от пушки находится рабочее место командира машины, справа - оператора дальности, а между ними - оператора поиска-наводчика. Наблюдение за полем боя командир осуществляет через перископические приборы, расположенные во вращающейся командирской башенке.

В боевой обстановке механик-водитель использует для наблюдения перископический прибор БМ-190 или два стеклоблока Б-1. Вне боевой обстановки механик-водитель наблюдает за местностью через свой открытый люк или через ветровое стекло, расположенное в крышке его люка.

ПУШКА АЗП-23 «АМУР»

В башне установлена 23-мм счетверенная пушка АЗП-23 «Амур». Ей вместе с башней присвоен индекс 2А10, автоматам пушки - 2А7, а силовым приводам - 2Э2. Действие автоматики пушки основано на отводе пороховых газов через боковое отверстие в стволе. Ствол состоит из трубы, кожухов системы охлаждения, газовой камеры и пламегасителя. Затвор клиновой, с опусканием клина вниз. Масса одного автомата 85 кг, масса всей артиллерийской части 4964 кг.

Подача патронов боковая, досылание прямое, непосредственно из звена с перекосом патрона. Правые автоматы имеют правую подачу ленты, левые - левую. Подача ленты в приемные окна автоматов производится из патронного короба. Для этого используется энергия пороховых газов, приводящих в действие механизм подачи через затворную раму, и частично - энергия отдачи автоматов. Пушка комплектуется двумя коробками по 1000 патронов (из которых на верхний автомат приходится 480, а на нижний - 520 патронов) и пневматической системой перезарядки для взведения подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке при осечках. На каждой люльке смонтированы два автомата. Две люльки (верхняя и нижняя) укреплены на станине одна над другой на расстоянии 320 мм друг от друга в горизонтальном положении, нижняя выдвинута по отношению к верхней вперед на 320 мм.

Параллельность стволов обеспечивает параллелограммная тяга, соединяющая обе люльки. К нижней люльке крепятся два зубчатых сектора, входящих в зацепление с шестернями входного вала редуктора вертикального наведения. Пушка «Амур» размещена на основании, поставленном на шаровой погон. Основание состоит из верхнего и нижнего коробов. К торцу верхнего короба прикреплена броневая башня. Внутри основания имеются две продольные балки, служащие опорой станины. В подшипниках станины и качаются на цапфах обе люльки с закрепленными на них автоматами.

ОСОБЕННОСТИ СТРЕЛЬБЫ

Питание автоматов снарядами - непрерывное. Темп стрельбы из четырех автоматов - 3600-4000 выстр./мин. Управление стрельбой - дистанционное, с помощью электроспусков. Спуск затворной рамы (то есть открытие огня) производят или командир установки, или оператор поиска. Количество автоматов, назначенных для стрельбы, а также количество выстрелов в очереди определяет командир установки в зависимости от характера цели. Поражение малоскоростных целей (самолеты, вертолеты, парашютные десанты, наземные цели) производится короткими очередями по 3-5 или по 5-10 выстрелов на ствол. Поражение скоростных целей (скоростные самолеты, ракеты) производится короткими очередями по 3-5 или 5-10 выстрелов на ствол, а при необходимости - длинными очередями до 50 выстрелов на ствол с перерывом между очередями 2-3 с.

Независимо от типа очереди после 120-150 выстрелов на ствол делался перерыв на 10-15 с для охлаждения стволов. Охлаждение стволов автоматов во время стрельбы осуществляется жидкостной системой открытого типа с принудительной циркуляцией жидкости. В качестве охлаждающей жидкости в летнее время применяется вода, а в зимнее - НОЖ 65.

БОЕКОМПЛЕКТ

В боекомплект пушки входят 23-мм бронебойно-зажигательные трассирующие (БЗТ) и осколочно-фугасно-зажигательные трассирующие (ОФЗТ) снаряды. Бронебойные снаряды БЗТ массой 190 г не имеют взрывателя и взрывчатого вещества, а содержат лишь зажигательное вещество для трассирования. Осколочные снаряды ОФЗТ массой 188,5 г имеют головной взрыватель МГ-25. Масса патрона 450 г. Гильза стальная, однократного пользования. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы - начальная скорость 980 м/с, табличный потолок 1500 м, дальность табличная 2000 м. Снаряды ОФЗТ снабжены самоликвидаторами с временем действия 5-11 с. Каждый пятый патрон в ленте - БЗТ.

Радиолокационный приборный комплекс РПК-2 (1А7) размещается в приборном отсеке башни и состоит из радиолокационной станции 1РЛ33 и приборной части комплекса «Тобол». Радиолокационная станция позволяет обнаруживать и сопровождать воздушные цели, а также точно измерять их текущие координаты. Радиолокационная станция 1РЛ33 работает в импульсном режиме в сантиметровом диапазоне волн и имеет защиту от активных и пассивных помех. Обнаружение станцией воздушных целей осуществляется при круговом или секторном (30-80°) поиске, а также в режиме ручного управления. Станция обеспечивает захват цели на автосопровождение на дальностях не менее 10 км при высоте полета 2000 м и не менее 6 км при высоте полета 50 м. Станция смонтирована в приборном отсеке башни. Антенна станции размещена на крыше башни. В нерабочем положении антенна автоматически складывается и фиксируется.

В связи с принятием на вооружение зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22 «Тунгуска» в 1982 году было прекращено серийное строительство зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 «Шилка». К этому времени в войсках имелась подобная техника нескольких модификаций, самой новой из которых была ЗСУ-23-4М3. По имеющимся данным, со временем большая часть остававшихся в войсках «Шилок» прошла модернизацию до состояния «М3» и уже в таком виде продолжала службу до самого списания.

Проект модернизации ЗСУ-23-4М3 был создан еще в конце семидесятых годов, что соответствующим образом сказывалось на достигнутых характеристиках. Появление нового комплекса «Тунгуска», в свою очередь, привело к полной остановке развития проекта «Шилка». Тем не менее, спустя некоторое время появились новые варианты модернизации старых зенитных самоходок. С конца девяностых годов начались работы по модернизации этой техники путем использования нового оборудования. Два новых проекта позволяют заметно повысить боевой потенциал устаревшей техники и продлить сроки ее эксплуатации.

ЗСУ-23-4М4

Во второй половине девяностых годов Ульяновский механический завод предложил оригинальную концепцию развития устаревших систем семейства «Шилка». За счет некоторых доработок конструкции и установки нового оборудования планировалось значительно повысить характеристики боевых машин, обеспечив возможность их применения в современных вооруженных конфликтах. Кроме того, обновление бортового оборудования самоходок позволяло повысить их ремонтопригодность за счет использования современной элементной базы.

Новый проект модернизации зенитной самоходки получил обозначение, соответствующее ранее применявшейся номенклатуре, – ЗСУ-23-4М4 или «Шилка-М4». Основную часть работ по созданию этого проекта взял на себя Ульяновский механический завод. Он должен был разработать обновленный комплекс радиоэлектронных средств, а также освоить его выпуск. Кроме того, к проекту привлекли белорусское предприятие «Минотор-Сервис», которое должно было модернизировать базовое шасси и его агрегаты.

В рамках модернизации по проекту ЗСУ-23-4М4 существующая техника лишается большей части имеющейся аппаратуры, вместо которой предлагается устанавливать новую. В частности, вместо аналогового счетно-решающего устройства предлагается использовать цифровую вычислительную систему. Кроме того, применяется новая система управления огнем. Также в проекте имелись некоторые иные доработки. Использование новой аппаратуры позволило заметно повысить характеристики боевой машины, а также сократить объемы, необходимые для ее размещения. Так, радиолокационно-приборный комплекс старых «Шилок» размещался в семи шкафах. В проекте «М4» под это оборудование выделяется только пять шкафов.

В ходе модернизации самоходка «Шилка-М4» сохраняет основные принципы боевой работы. Как и предыдущие машины семейства, новая ЗСУ-23-4М4 должна вести наблюдение за обстановкой и производить атаку целей при помощи радиолокационной системы управления огнем. Антенна РЛС обнаружения целей по-прежнему располагается в кормовой части башни.

В состав бортовой электроники предлагается включать аппаратуру приема внешнего целеуказания и выдачи данных по телекодовому каналу. Эта аппаратура обеспечивает совместную работу с батарейным командным пунктом «Сборка», что расширяет боевые возможности как отдельной боевой машины, так и всего соединения. К примеру, обеспечивается возможность одновременного обстрела одной цели пятью самоходками.

Еще одним важным нововведением проекта ЗСУ-23-4М4 является тренировочное устройство операторов радиолокационной станции, при помощи которого может проводиться подготовка личного состава без использования сторонних средств.

Все использованные доработки призваны повышать боевую эффективность отдельных машин и батарей. Возможность связи с батарейным командным пунктом и получения стороннего целеуказания позволяет интегрировать зенитные самоходки в общую структуру войсковой ПВО и, как следствие, расширить информационное поле воздушной обстановки. Обновленная цифровая аппаратура боевой машины имеет более высокую производительность в сравнении с электроникой предыдущих моделей, что сокращает работное время, а также позволяет быстрее обрабатывать данные и выполнять атаку.

В отличие от своих предшественников, «Шилка-М4» может работать в сложной помеховой обстановке, а также эффективно производить обнаружение целей, идущих на малых высотах. Также автоматика комплекса самостоятельно учитывает метеорологические условия, износ стволов пушек и другие факторы, влияющие на траекторию полета снарядов.

Модернизированная боевая машина имеет несколько новых режимов работы. В первую очередь необходимо отметить возможность автоматизированной работы зенитной установки под управлением вышестоящего командного пункта. В режиме тренировки операторов РЛС автоматика способна имитировать работу в сложных условиях. В таком случае на экранах выводится информация о нескольких (не более пяти) целях. Также возможна имитация пассивных и активных помех.

С целью значительного повышения боевых характеристик обновленная самоходка ЗСУ-23-4М4 получает управляемое ракетное вооружение. В кормовой части башни предлагается монтировать две пусковые установки «Стрелец» с креплениями для четырех транспортно-пусковых контейнеров ракет «Игла». Пусковые установки имеют собственные приводы вертикального наведения. Наведение по азимуту осуществляется поворотом всей башни. Исходные элементы наземной аппаратуры комплекса «Игла» не используются. Их функции, касающиеся поиска цели и управления огнем, выполняются имеющимся радиоэлектронным оборудованием зенитной самоходки.

Проект ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4» подразумевает только модернизацию существующей техники, поскольку боевые машины семейства «Шилка» давно сняты с производства. При этом, однако, проектом предусматриваются некоторые меры, направленные на продление ресурса техники. Так, в ходе изготовления перспективной зенитной самоходной установки предполагается проводить капитальный ремонт всех узлов и агрегатов, не подлежащих замене новыми. Кроме того, устаревшие блоки аппаратуры и т.д. демонтируются и на их место устанавливаются новые. Все это позволяет значительно продлить ресурс машины, обеспечив ее дальнейшую эксплуатацию.

В ходе модернизации до состояния «М4» не производится никаких серьезных переделок базовой конструкции, благодаря чему обновленная самоходка сохраняет габариты и вес на уровне базовой модели. Кроме того, сохраняются прежние характеристики подвижности.

Новая радиоэлектронная аппаратура позволяет «Шилке-М4» производить обнаружение цели и брать ее на сопровождение на дальностях до 10 км. При интеграции боевой машины в систему войсковой ПВО этот параметр значительно увеличивается. При совместной работе с батарейным командным пунктом и сторонними средствами обнаружения дальность, на которой засекается цель, увеличивается до 34 км.

В ходе модернизации ЗСУ-23-4М4 сохраняет старое артиллерийское вооружение в виде счетверенного автомата 2А7М калибра 23 мм. Эти орудия могут наводиться в любом направлении по азимуту с углом возвышения от -4° до +85°. При начальной скорости снаряда на уровне 950-970 м/с возможна эффективная стрельба на дистанции до 2-2,5 км. Досягаемость по высоте – 1,5 км. Боекомплект – 2000 снарядов на все четыре орудия. При имеющихся характеристиках автоматы могут использоваться для атаки воздушных целей, движущихся со скоростью до 500 м/с.

При использовании управляемых ракет 9М39 «Игла» максимальная дальность поражения целей увеличивается до 5-5,2 км, высота – до 3-3,5 км. Максимальная скорость поражаемой цели, в зависимости от ракурса, достигает 360-400 м/с. Поражение цели производится при помощи осколочно-фугасной боевой части. На двух пусковых установках башни размещаются четыре контейнера с ракетами 9М39. По некоторым данным, еще четыре ракеты могут транспортироваться внутри машины и крепиться на пусковые установки после израсходования готового к применению боекомплекта.

ЗСУ-23-4М5

Одновременно с проектом «Шилка-М4» был предложен вариант модернизации под обозначением ЗСУ-23-4М5. Как и предыдущий проект, он создавался в рамках сотрудничества предприятий двух государств. При этом, ввиду иного состава специального оборудования, к разработке самоходки «М5» привлекли минское НПО «Пеленг». Оно должно было разработать и поставить некоторое новое оборудование, предназначенное для использования в составе системы управления огнем.

Проект модернизации ЗСУ-23-4М5 основывается на тех же идеях, что и ЗСУ-23-4М4, однако получает ряд нового оборудования. Обе боевые машины имеют одинаковые системы управления огнем, вооружение и т.д. Единственное отличие «Шилки-М5» заключается в наличии оптико-локационного канала в составе системы управления огнем. За счет этого обеспечивается определенное расширение боевых возможностей самоходки, поскольку оптико-локационная система способна обеспечить боевую работу даже в условиях сильных помех, мешающих радиолокационной станции.

В проекте «Шилка-М5» предлагается оснащать самоходку дополнительным телевизионным визиром и лазерным дальномером. Эта аппаратура интегрируется с другими бортовыми системами, благодаря чему в распоряжении экипажа оказывается комплекс оптических и радиолокационных средств, дополняющих друг друга.

Предложенные оптико-локационные системы позволяют следить за обстановкой, находить цели и брать их на сопровождение в любое время суток без серьезных ограничений по метеоусловиям и другим факторам. Кроме того, характеристики и общая эффективность телевизионного визира повышаются благодаря параллельному применению РЛС. В итоге телевизионный визир с дальномером и радиолокационная станция, дублируя друг друга, повышают вероятность взятия цели на сопровождение с дальнейшим обстрелом с использованием пушечного или ракетного вооружения.

Зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4М4 и ЗСУ-23-4М5 имеют одинаковые габариты и характеристики подвижности. Также отсутствуют различия в характеристиках дальности и высоты поражаемых целей, их скорости и т.д. Таким образом, единственным серьезным отличием двух боевых машин является состав систем управления огнем. В случае с проектом «М5» предлагается универсальный комплекс с радиолокационным и оптическим каналом, который в ряде ситуаций может обеспечивать большую эффективность боевой работы в сравнении с аппаратурой машины «М4».

Широкая общественность впервые узнала о новых проектах модернизации ЗСУ-23-4 «Шилка» в 1999 году. На выставке МАКС в Жуковском был показан прототип «Шилки-М4», в то время проходивший испытания. В дальнейшем эту машину неоднократно демонстрировали на других выставках. Кроме того, со временем к прототипу машины проекта «М4» присоединился опытный образец «Шилки-М5».

Два новых проекта представляют большой интерес для потенциальных заказчиков, поскольку они позволяют с минимальными затратами обновить имеющуюся в войсках технику, заметно повысив ее характеристики. При этом весьма интересный облик боевой машины складывается из нескольких основных составляющих. В первую очередь, это максимально возможное использование оригинальных комплектующих с минимальным их изменением. В ходе модернизации по новым проектам «Шилка» в базовой конфигурации должна проходить ремонт, а также сохранять основные элементы конструкции, в том числе вооружение.

Повышение характеристик достигается за счет полной переработки бортовых радиоэлектронных систем с заменой устаревшей аналоговой аппаратуры современным цифровым оборудованием. В результате этого появляются новые режимы работы, в том числе возможность эффективного применения в сложной помеховой обстановке. Наконец, проекты подразумевают введение в состав аппаратуры боевой машины некоторого полностью нового оборудования. Это пусковые установки для управляемых ракет в обоих новых проектах, а также оптико-локационная система в проекте ЗСУ-23-4М5.

Предложенные проекты модернизации зенитных самоходок «Шилка» представляют определенный интерес для многих стран, на вооружении которых до сих пор состоит подобная техника. Далеко не все эти государства имеют возможность списать имеющиеся ЗСУ-23-4 и заменить их более новой техникой. Предложения Ульяновского механического завода, компании «Минотор-сервис» и НПО «Пеленг», в свою очередь, позволяют серьезно обновить парк техники без крупных затрат, свойственных покупке полностью новых машин.

Тем не менее, насколько известно, пока проекты ЗСУ-23-4М4 и ЗСУ-23-4М5 не ушли дальше демонстрации опытных образцов на выставках. Несмотря на все усилия разработчиков, пока никто не выразил желание обновить свою технику до модификаций «Шилка-М4» или «Шилка-М5». Эта техника пока существует только в виде нескольких опытных образцов. Когда появятся контракты на подобную модернизацию зенитных самоходок – пока до конца не ясно. Возможно, активное развитие боевой авиации и авиационных средств поражения, наблюдаемое в последние годы, станет стимулом для некоторых государств. Однако нельзя исключать, что два интересных проекта так и не станут предметом контрактов на модернизацию техники.

По материалам сайтов:
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://vooruzenie.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://armor.kiev.ua/

Краткое описание

Зенитная самоходная установка "Шилка" предназначена для поражения низколетящих целей на дальности до 2500 м. и высоте 1500 м., а также наземных целей на дальности до 2000 м.

Вооружение состоит из четырехствольной автоматической зенитной пушки АЗП-23-4 с жидкостным охлаждением и радиоприборного комплекса (РПК). Наведение пушки осуществляется с помощью гидропривода, а так-же и в ручном режиме (наземные цели). Боекомплект 2000 снарядов. Скорострельность 3400 выстрелов в минуту.Боеприпасы: БЗТ-бронебойнозажигательнотрассирующие, ОФЗТ-осколочнофугасные зажигательные трассирующие и ОФЗ -осколочнофугасные зажигательные. Обычное снаряжение ленты: три ОФЗТ, один БЗТ.

В состав РПК входит радиолокационная станция РЛС-33, счетнорешающий прибор (СРП), визирное устройство и система стабилизации.Дальность обнаружения РЛС до 20 км.

Средства связи: радиостанция Р-123.

База: ГМ-575 (производства Мытищинский машиностроительный завод, ныне ЗАО "Метровагонмаш"). Двигатель: дизель, однорядный, шестицилиндровый, 260 л.с. Запас топлива - 400 л. Трансмиссия - механическая. Спецэлектропитание: газотурбинный двигатель, генератор, бортовой преобразователь сети. Выдаваемые напряжения: постоянное 27В, 54В и переменное 220В 400Гц.

Экипах установки - 4 человека: командир, оператор поиска, оператор дальности и механик-водитель.

В 60-70 гг. Противовоздушную оборону мотопехотных и танковых полков обеспечивал ЗРАБатр (зенитная ракетная артелерийская батарея) в составе взвода из четырех "Шилок" и взвода из четырех "Стрел-1"(в дальнейшем "Стрел-10"), перекрывая мертвые" зоны дивизионного ЗРК "Куб"("Оса").

С 80-х в состав МСП и ТП входит зенитный дивизион состоящий из батареи "Шилок" ("Тунгусок"), батареи "Стрела-10" и батареи ПЗРК "Игла" на БМП (БТР).

ЗСУ-23-4 способна обнаруживать и отслеживать низколетящие летательные аппараты на эффективной дальности до 2500 метров. Установка способна вести огонь в движении благодаря наличию системы стабилизации артиллеристской установки и РЛС.

ЗСУ-23-4 может перевозиться Ан-22 и Ил-76.

ЗСУ 23-4 "Шилка" принимала активное участие в большинстве военных конфликтах на Ближнем Востоке и других регионах мира.

В на рубеже 21 века Россия применяла "Шилку" в ходе боевых действий в Чеченской республике для борьбы с живой силой и легкобронированной техникой сепаратистов.

Технические характеристики ЗСУ-23-4

Боевая масса

Вооружение

4х23 мм водяного охлаждения пушки АЗП-23

Максимальная дальность стрельбы

Минимальная дальность стрельбы

Максимальная высота стрельбы

Минимальная высота стрельбы

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода