Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Развитие коммуникативной компетенции как психолого-педагогическая проблема. Доклад на тему: "Формирование коммуникативной компетентности"

ВКО

Кокпектинский район

С. Шариптогай

Формирование коммуникативной компетентности

учащихся

Шариптогайская ош

Учитель русского языка и

литературы

Искакова Ж.Т.

2014 год

Тема: Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

ЦЕЛЬ: формирование и развитие коммуникативной компетентности учащихся.

Овладение учащимися общеучебными навыками и умениями, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого предмета.

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.

Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.

Развитие коммуникативной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

«Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу».

Бенджамин Франклин

Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Особенность «человеческой» коммуникации – когда информация не только передается, но и «формируется, уточняется, развивается». Речь идет о взаимодействии двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S –S), или «субъект-субъектное отношение». Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем.

Для эффективной коммуникации характерно:

1) Достижение взаимопонимания партнеров;

2) Лучшее понимание ситуации и предмета общения.

Процесс достижения большей определенности в понимании ситуации, способствующий разрешению проблем, обеспечивающий достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов принято называть коммуникативной компетентностью.

Коммуникативная компетентность равна коммуникативная способность + коммуникативное знание + коммуникативное умение, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.

Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л. Бахману. Он использует термин "коммуникативное языковое умение" и включает следующие ключевые компетенции:

Языковую /лингвистическую/ (осуществление высказываний на родном/иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы);

дискурсную (связанность, логичность, организация);

прагматическую (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом);

Разговорную (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм);

Социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, "знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере")

Стратегическую (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения);

Речемыслительную (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования).

Итак, успешное применение компетентностного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.

Так как составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.

Современное состояние преподавания русского языка и литературы показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе, не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе – один из путей решения данной проблемы.

В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.

Данный подход не противопоставлен традиционному, но и не тождественен ему, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений, ставя акцент на практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.

Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста.

При определении учебных возможностей учащихся учитываются два параметра: обучаемость и учебная работоспособность . Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах. Уровень сформированности интеллектуальных умений определяется в процессе познавательной деятельности путем наблюдения. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливается общий уровень обучаемости каждого ученика. Уровень учебной работоспособности определяется путем наблюдения за физической работоспособностью учащихся, сформированностью положительного отношения к учению. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливаются учебные возможности каждого.

Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. Поэтому тема “Развитие речи” реализуется в первую очередь в возможности ввести учащихся в содержание данной темы различными путями в зависимости от личностно-психологических и физиологических особенностей учащихся.

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Исследовательский подход к темам литературных произведений помогает рассматривать жизнь литературного героя как учебное исследование. А дискуссия по результатам сочинений дает возможность высказать свою точку зрения, послушать других, поспорить.

Ученые считают, что в 10–11 лет наступает пик интереса ребенка к окружающему миру. И если интерес ребенка не будет удовлетворен, то он угаснет.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

Какова же роль предмета "Русский язык” в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого и необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.

Так взяв учеников в 5 классе, учителя-предметники совместно с администрацией школы проводят диагностику учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д.

На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом.

Работать над "развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Так, в 5 классе: это текст, тема текста, идея.

В 6 классе: стили, виды стиля и особенности, особенности прямой и косвенной речи и т.д.

Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

Методы развития коммуникативной компетентности

Эффективность развития коммуникативной компетенции в процессе обучения во многом зависит от правильно подобранных методов обучения, т.е. от способа воздействия педагога на учащегося для достижения поставленных целей обучения.

К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции в образовательном процессе относят традиционные методы, методы активного обучения, тренинги, методы дистанционного обучения.

Традиционные методы обучения полезны при передаче информации о психологии людей, о методах и приемах, используемых в общении.

К традиционным методам относят лекции, семинары, просмотр учебных фильмов, самостоятельную работу с учебными текстами, письменные задания. Эти методы позволяют снизить затраты на обучение, дают возможность демонстрировать образец монологической и диалогической речи, позволяют развивать устную и письменную речь, языковую культуру слушателей. Однако для развития коммуникативной компетенции традиционные методы наименее эффективны.

Большие возможности в развития коммуникативной компетенции заложены в методах активного обучения. К таким методам относят семинар, дискуссии, диспуты, круглые столы, деловые и ролевые игры. Эти методы дают возможность моделировать реальные коммуникативные ситуации, находить решение конкретной коммуникативной задачи и ощутить последствия принятых решении. Методы активного обучения весьма эффективны, поскольку позволяют ученикам отработать навыки межличностного общения в типичных ситуациях, получить обратную связь, скорректировать свое поведение и находить альтернативные способы решения коммуникативных проблем.

Повсеместно внедряемое дистанционное обучение или, как его еще часто называют, электронное обучение отличается высокой степенью структурированности изучаемого материала и пошаговой оценкой его усвоения. Дистанционное обучение особенно важно для учащихся с ограниченными возможностями, обучающихся на дому.

В зависимости от средств передачи информации при дистанционном обучении можно выделить:

Обучение через сеть Интернет (веб-курсы) в асинхронном режиме без непосредственного участия преподавателя;

Обучение посредством виртуального класса через сеть Интернет (веб-конференции), когда преподаватель и обучаемые одновременно находятся на одном и том же сайте в сети Интернет (синхронный режим).

Каждый из рассмотренных методов обучения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их применении. Для развития коммуникативной компетенции учащихся наиболее приемлемым и рациональным является интегрированный подход. Это комбинация методов обучения.

Каждый метод имеет свою область применения и ограничения. Если грамотно подбирать и комбинировать методы обучения, то можно более эффективно развивать коммуникативные умения. Традиционные методы и дистанционное обучение помогут обучающимся освоить необходимые знания и умения в области коммуникации.

Активные методы и тренинги позволят овладеть навыками ситуативного общения, поработать над личными качествами, относящимися к коммуникативной компетенции.

Методы развития коммуникативной компетенции (на примере урока русского языка)

Уровень коммуникативной культуры школьников повышает использование таких методов организации урока, как:

Решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения, позволяют соблюдать нормы русского литературного языка, этические нормы и правила речевого поведения;

Участие в диалоге, дискуссиях, диспутах, выступлениях в роли докладчика, оппонента, выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или отвечающего на него;

Выполнение творческих работ на основе личных, читательских, жизненных, фантазийных и музыкальных впечатлений;

Использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов (составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов по опорным словам);

Создание лингвистических газет, проектов и мультимедийных презентаций.

Широко использую активные формы обучения для формирования коммуникативной компетентности личности:

Групповая работа, работа в парах;

Семинары;

Ролевые и деловые игры («Корректор», «Точка зрения», «Вертушка», «Компакт-опрос»);

Языковые игры («Перевёртыши», «Буриме»).

В педагогической практике «прижились» разновидности рефлексии, которые помогают учащимся высказаться:

«Поговорки - зеркало настроения»,

«Телеграмма»,

«Давайте пошушукаемся»,

«Точка зрения»,

«Неоконченное предложение»,

Тестовые технологии Р. Амтхауэра и Л. Михельсона .

Методы, ориентированные на устную коммуникацию

Все виды пересказа

Все формы учебного диалога

Доклады и сообщения

Ролевые и деловые игры

Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов

Обсуждение, дискуссия, диспут

Выступления в качестве ведущих на мероприятиях

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию

Сочинения и изложения

Подготовка заметок и статей в СМИ

Телекоммуникационные тексты, сообщения

Участие в конкурсах сочинений

Критерии оценки ожидаемых результатов

Результаты. 2-3 ступень

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста;

Владение монологической и диалогической речью;

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);

составление плана, тезисов, конспекта;

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;

отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);

выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Диагностический инструментарий

методы: социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся и документации); моделирование коммуникативных ситуаций; статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования.

Список использованной литературы

1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.

2. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модек, 1996. - 256 с.

3. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В.Осипова. - М., 1998.

4. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества // Актуальные социально - психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХІ века». - Кисловодск, 2006.

5. Рейд М. Как развить навыки успешного общения. Практическое руководство. - М.: Эксмо, 2003. - 352 с.

6. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: Изд. ЛГУ, 1985. - 166 с.

7. Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. 2008. № 4

8. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА- М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. - 224 с.

9. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. - М., Гардарики, 2004.

10. Иванов Д.А., Иванова Л.Ф., Загвоздкин В.К., Каспржак А.Г. и др. Компетентностный подход как новое качество образования. - М., 2001.

11. Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности. // Вестник МГУ. 1993. № 2.

12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1994.

13. Шатова Е.Г.Урок русского языка в современной школе. - М., 2007

Интернет-ресурсы

http:// www. ostriv. in. ua/ index. php? option= com_ menufolder& Itemid=201& ft=0

http:// www. gramma. ru

http :// lik - bez . com / board

http:// nsportal. ru/ shkola/ russkii- yazyk- i- literatura

Обзор материала

Обзор материала

Пояснительная записка

Тренинговые занятия в 3 классе составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

    Закон об образовании «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«Об утверждении и введении в действие Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования»

    Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Экономика стала очень динамичной. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Необходимо формировать у младших школьников навыки общения, овладение речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учить поведению в конфликтных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнёрами.

Актуальность

В настоящее время в условиях внедрения ФГОС НОО, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, в котором говорится о формировании у обучающихся ключевых компетенций. Одна из основных – это коммуникативная образовательная компетенция. Противоречия:

Между требованиями Государственного образовательного стандарта образования, отражающими объективную необходимость владения выпускниками ключевыми компетенциями, в том числе и коммуникативной, способных ориентироваться в окружающем их мире, готовых к общению;

Между накопленной богатой методикой и практикой обучения в начальной школе и недостаточным практическим использованием её в процессе обучения.

Обучение строится таким образом, что непосредственная деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом гимназии, а учитываются при организации общения на уроке и внеурочной деятельности. В гимназии создают условия для повышения уровня культуры общения. При этом внимание акцентируется на способность действовать в различных учебных, жизненных и проблемных ситуациях. Программа развития гимназии, развивающая система Л.В. Занкова, по которой много лет работает начальная школа, нацелена на формирование ключевых компетентностей обучающихся и предполагает успешность и самореализацию гимназистов в разных видах деятельности.

Основная часть

Понятие коммуникативной компетенции

Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    разрешение конфликтов;

    управление поведением партнера;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    умение строить монологическое высказывание, владение диалогической формой коммуникации;

    адекватное восприятие и передача информации в заданном формате.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования коммуникативной компетенции – обучение на основе общения. А. Сент-Экзюпери писал, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения». Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на младший школьный возраст.

Основной единицей коммуникации является речевой акт. По мнению А.А. Леонтьева, осуществляя общение, учащийся должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы она оказала нужное воздействие.

Методологической основой исследования являются основополагающие подходы к теории речевой коммуникации М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, С.В. Кислой; теория коммуникативной деятельности А.А. Леонтьева, И.А. Зимней; компетенция общения Г.М. Жукова, Л.А. Петровской, Н.Д. Никандрова, И.Н. Горелова, А.В. Хуторского и др.

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»). С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Эти отношения часто болезненны, травмируют ребёнка, порождая ощущение непонятности, одиночества, отсутствия сочувствия. Поэтому в работе учителя должна появиться психотерапевтическая ориентация. Актуальны занятия с классом на снятие напряжения. На ступени начального образования учащиеся должны:

    осваивать новую социальную роль ученика;

    овладевать учебно-познавательной деятельностью;

    вступать в новые социальные отношения со сверстниками по классу, с учителями, с окружающей школьной средой.

Одним из методов формирования коммуникативной компетенции младших школьников может быть тренинг.

Общая характеристика тренингового занятия

Тренинг – это комплекс групповых методов, применяющийся в процессе воздействия на личность. Его компонент – это влияние коллектива на человека. Тренинги делятся на инструментально-ориентированные и личностно-ориентированные. В качестве учебной работы, тренинг для младших школьников подразумевает под собой помощь детям в развитии всевозможных навыков и личностных качеств.

Тренинг – это своеобразная форма работы с потенциалами, правилами и ограничениями, в результате которых человеку присваиваются новые навыки и возможности. Во время проведения данного психологического мероприятия, ученик придерживается активной позиции. Такое обучение позволяет ребенку самостоятельно выработать в себе навыки по формированию социальных отношений, а также научиться анализировать сложившиеся жизненные ситуации и уметь находить пути их решения.

Описание места занятия

Психологи изменили стандартные тренинги, адаптировав их под истинные условия учебных заведений. Данному методу дали название «тренинговые занятия». Охватить всех учащихся школы школьный психолог может не всегда, поэтому тренинговые занятия может проводить учитель данного класса. Продолжительность занятия - 40 минут, время проведения – 1 раз в четверть, место занятия – классный час

Структура занятий :

Структура каждого занятия представляет собой комплекс последовательных частей, объединенных общей темой:

Разминка - направлена на создание мотивации для предстоящей дея­тельности, сплочение участников группы.

Основная часть - раскрывает содержание главной темы занятия.

В этой части организуют беседы, творческие виды деятельности, анализ ролевых ситуаций из опыта детей, игры на взаимодействие членов группы, релаксационные упражнения.

Итоговый сбор - коллективная и индивидуальная рефлексия, подведение итогов работы.

Методы работы на занятиях

Методы для работы на занятиях подобраны с учетом возрастных особенностей младших школьников. Среди них ролевое проигрывание ситуации, групповая дискуссия, беседа, упражнения на самопознание, релаксационные техники. Состав группы – 25 человек (класс)

Цель тренингового занятия: повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных компетенций обучающихся.

Задачи:

    формирование коммуникативной культуры обучающихся;

    формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;

    выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора.

Требование к участникам:

    Тренинговые занятия рассчитаны на младших школьников.

Ожидаемый результат:

    расширение сферы потребностей личности учащихся,

    децентрация личности учащихся,

    наличие адекватной дифференцированной самооценки,

    умение согласовать усилия по достижению цели с партнерами

С 1998 года в 1- х классах провожу 5 уроков творчества, автор Н.Ф Виноградова, Л.Е. Журова. Продолжением данных уроков являются тренинговые занятия во 2-4 по составленной программе.

Принципы организации творческих уроков:

1) отсутствие заданного образца;

2) эмоциональное переживания по поводу художественного образа, создаваемого в процессе совместной деятельности;

3) развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности.

Ценность этих уроков в том, что на них нет не способных учеников, позволяют снять эмоциональное напряжение, выразить подавленные эмоции.

Учитель может взять консультацию у специалиста – психолога по проблемам отдельных учеников.

Урок 1. (Круги и линии) я провожу в начале каждого года обучения, чтобы увидеть лидеров, принятых, изолированных.

Тема последнего классного часа каждой четверти «Подарок коллективу». Ребята дарят друг другу подарок. Это сценка, песня, танец, стихотворение, фокус, пожелание. Такое занятие повышает уровень коммуникативной компетенции, сплачивает коллектив, уменьшает тревожность, даёт возможность каждому «показать себя».

Тренинговые занятия в 3 классе .

Занятие 1.

Тема: Преодоление детских страхов.

Цель : уменьшение состояния страха в учебном процессе, в общении со сверстниками, учителями, взрослыми

Задачи:

Развитие умения высказать свои страхи, опасения,

Оборудование: мягкая игрушка – мишка, бумага, карандаши

Ход занятия

1. Организационный момент

И здоровым будет много лет.

2 . Разминка

Метод «Давайте споем!»

Цель: «проснуться» перед началом занятия, прийти в хорошее настроение, почувствовать дух команды.

Проведение: все вместе поём какую-нибудь веселую, известную песенку. Участники сами могут предложить песенку. Главное, чтобы ее знали все!

3 . Основная часть

1. Учитель: Сегодня тебе понадобится много смелости. Пришло время заглянуть вглубь своих эмоций, где находится Роща Страхов. Может быть, получится избавиться от некоторых из них.

2. Метод «Мишка боится, что…»

Цель: помочь участникам высказать свои опасения вслух.

Материалы: плюшевый мишка, карточки, где написаны страхи

Структура работы: участники сидят в кругу, а с ними на стуле как участник сидит мишка. Ребята по очереди берут игрушку и высказывают свои опасения, начиная, например, так: Я – Мишка и, хотя я очень большой, у меня есть страх:

Страх допустить ошибку

Страх получить плохую отметку

Страх огорчить родителей

Страх не быть в центре внимания

Страх, что я плохой

Страх, что не похвалит учительница

Страх, что ребята будут смеяться надо мной

Страх, что у меня не получилось лучше всех

3. Учитель:

Так ли тебе страшно теперь, после того, как ты о нём рассказал?

Высказывания детей.

4. Упражнение на избавление от страхов.

Материалы: бумага, карандаши.

Структура работы: На листе бумаги дети рисуют сундук, записывают внутри его свои страхи, попытаться записать те, которые находятся в глубине души. Попробовать нарисовать свой самый страшный страх. Рядом попробовать нарисовать его добрым и весёлым.

Релаксация. Метод «Ленивая кошечка»

Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело. Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!». Также повторите упражнение несколько раз.

Эффект этого упражнения – в успокоении и избавлении от напряжения.

5. Учитель: Наверно, есть страх, который ты тщательно скрываешь от всех. Нарисуй сундук, запиши в него свой страх или несколько страхов.

Скажите себе: «Я молодец, потому что учусь преодолевать страхи». Нарисуйте улыбающееся лицо и напишите под рисунком эту фразу.

4. Рефлексия .

1. Метод «Задуй свечу»

Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».

Повторите упражнение 5-6 раз.

2. Учитель: Расскажите о своём впечатлении от занятия.

Могут ли сила воли, доброжелательность, старательность, целеустремлённость, общительность помочь избавиться от страхов?

Высказывания детей.

3. Выбирается обучающийся класса, по очереди ребята называют лучшее его качество. «Хорошо, что Маша учится в нашем классе, потому что…»

4. Дети хором говорят фразу:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг!

Лети, лети лепесток,

Чрез запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Спасибо за занятие.

Занятие 2.

Тема: Умение находить выход из трудных ситуаций

Цель : нахождение выхода из трудных ситуаций

Задачи :

Повышение собственной самооценки,

Нахождение выхода из трудных ситуаций,

Создание благоприятного психологического климата,

Преодоление барьера в межличностных отношениях,

Развитие коммуникативных навыков.

Оборудование : листы бумаги, ручки, фломастеры, карточки с ситуациями.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети стоят в кругу, здороваются стихотворением.

Здравствуйте, ты скажешь человеку,

Здравствуй, улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

2 . Разминка.

1. «Комплимент»

Цель: внимание к личности одноклассника и принятие своих положительных качеств, повышение самооценки.

Структура работы: дети стоят в кругу, соседу справа говорят комплимент по очереди.

2. Один из обучающихся выходит за дверь, в классе выбирается ученик, о котором будут говорить, почему хорошо, что он учится в нашем классе, выбранный ученик говорит тоже. Вернувшись в класс, обучающийся выслушивает качества того, о ком идёт речь, старается отгадать имя одноклассника.

3. Основная часть

1. Учитель: Для того чтобы чему-то научиться, нужно уметь преодолевать трудности, не отступать перед ними, а становиться сильнее. Ты учишься не только знаниям и школьным умениям, но и умениям преодолевать жизненные трудности. В школе есть трудности в отношениях с друзьями, в отношениях между мальчиками и девочками, между учеником и учителем.

2. Напишите трудности, которые есть у вас. Выберите одну, попробуйте предложить способы преодоления трудности, обсудите с соседом.

Совместное обсуждение нескольких трудностей.

3. Ситуации и проблемы. Работа в группах по 4-5 человек. Ситуация разбирается в группе, затем обсуждается коллективно.

Ситуации.

А) Мы всем товарищам в классе и всем учителям придумали прозвища, только себе никак придумать не можем. Потому что обидные – слишком обидно, а обычные – слишком обычно.

(Ага, себе обычные прозвища вы не хотите, а другим вы придумали такие прозвища, которые могут показаться им обидными. И вообще, прозвища – штука очень опасная, поскольку они прилипают к человеку, обижая его, а порой и мешая ему в жизни. Иногда же такие шутки имеют печальный или трагический конец, потому что человек начинает сопротивляться, бить обидчиков или наоборот соответствовать своему, порой грозному или опасному прозвищу. Так что, может быть надо подумать о том, что вы сделали, и направить вашу интеллектуальную энергию в полезном, другом направлении.)

Б) Мне на уроках очень скучно и не интересно всё, что рассказывает учитель. Иногда я играю в игры на мобильном телефоне или просто преданно смотрю на учителя и думаю о своём.

(Да, действительно, на уроках бывает скучно и неинтересно. Учиться вообще не всегда весело и занимательно, иногда приходится выполнять нудные, механические, но обязательные работы, иногда задания трудные, и тут не до веселья, слышно и видно, как скрипят мозги у детей и струится пар над головой. Так что, дорогой друг, учёба – это очень серьёзная и важная работа, и относиться к ней надо, во-первых, преодолевая лень, во-вторых, понимая, что у того, кто много знает, понимает и думает, жизнь становится интересной).

4. Рефлексия.

1. Метод «ХИМС»

Цель: выяснение впечатлений от занятия.

Материал: лист, фломастер

Х орошо…

И нтересно…

М ешало…

– Возьму с С обой

Каждый участник должен, по - возможности, откровенно ответить на эти вопросы, включая и свое личное самочувствие.

2. Дети хором говорят фразу:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг!

Лети, лети лепесток,

Чрез запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть, по-моему, вели! Вели мне избавиться от страха…

Спасибо за занятие

Занятие 3.

Тема: Развитие сплочённости классного коллектива

Цель : развитие сплочённости коллектива.

Задачи:

Повышение сплоченности класса,

Развитие коллектива как целостного группового субъекта,

Создание благоприятного психологического климата,

Преодоление барьера в межличностных отношениях,

Развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: лист бумаги с яркой крупной картинкой, разрезанной на части, как пазл, листы А4

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети стоят в кругу, здороваются стихотворением.

Здравствуйте, ты скажешь человеку,

Здравствуй, улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

2 . Разминка.

Упражнение «Построимся»

Цель: адекватно обменяться информацией без использования слов.

Данное упражнение заинтересовывает обучающихся, заставляет находить способы донести мысль другого человека точно, контактировать друг с другом ради достижения общей цели в необычных условиях.

Описание упражнения

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов.

«Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.

3 . Основная часть

1. Упражнение «Пазлы»

Цель: развитие сплочённости, коммуникативных навыков.

Материалы: лист бумаги с яркой крупной картинкой, разрезанной на части, как пазл.

Упражнение рассчитано на умение согласовывать свои действия, находить выход из ситуаций, развитие коммуникативных навыков, сплочённости внутри команды.

Описание упражнения

Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее. Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

2. Упражнение «Кочки»

Цель: развитие сплочённости, коммуникативных навыков

Материалы: листы А4

Учитель: Предлагаю применить полученный опыт из предыдущего упражнения в следующем задании.

Описание упражнения

Учитель:

Учитель может сам выбрать команду крокодилов, остальные обучающиеся – команда лягушек. Команда лягушек собирается в углу класса, учитель раздаёт листы А4, поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.

3. Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Упражнение помогает задуматься над тем, какую функцию они выполняют в коллективе, осознают, что все они нужны в своём «доме», что способствует сплочению.

Описание упражнения.

Участники делятся на 2 команды.

Учитель: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Обсуждение в кругу.

Учитель:

Как проходило обсуждение в командах?

Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»?

Почему Вы выбрали именно эту роль?

Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

4. Рефлексия.

1. Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга.

Описание упражнения.

Учитель: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплочёнными? Скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

2. Обсуждение впечатления от занятия.

Учитель:

Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить ваши впечатления. Можно сказать, одним словом.

Учитель:

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

3. Дети хором говорят фразу:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг!

Лети, лети лепесток,

Чрез запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть, по-моему, вели! Вели мне избавиться от страха…

Занятие 4.

Тема: Дружба

Цель : расширение знаний о взаимоотношениях людей, о дружбе

Задачи:

Показать важность истинных друзей в жизни,

Повысить сплоченность класса,

Создать благоприятный психологический климат,

Преодолеть барьер в межличностных отношениях,

Развить коммуникативные навыки.

Оборудование: клубок ниток, карточки с пословицами, памятки «Законы дружбы», карточки с ситуациями.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети стоят в кругу, здороваются стихотворением.

Здравствуйте, ты скажешь человеку,

Здравствуй, улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

2. Разминка.

1. Упражнение «Клубочек»

Цель: сплочение коллектива

Описание упражнения

Дети в кругу, по очереди называют имена друг друга со словами: «Я рад, Даниил, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.

Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыками. Исходя из этого, педагогам и родителям необходимо рассматривать формирование коммуникативной компетенции школьников как основу для успешной социальной активности личности.

Определение коммуникативной компетенции

Что представляет собой этот термин? Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция - это владение определенными знаниями и умениями.

Список необходимых слагаемых для успешного общения зависит от ситуации. Например, взаимодействие с другими лицами в формальной обстановке представляет собой набор более строгих правил процесса обмена информацией, нежели разговор в неформальной обстановке. Поэтому коммуникативная компетенция делится на формализованную и неформализованную. Каждая из них имеет свою систему требований и включает в себя ряд компонентов. Без них невозможно формирование коммуникативной компетенции. К ним относятся богатый лексикон, грамотная устная и письменная речь, знание и применение этики, стратегий общения, умение налаживать контакт с разными типами людей и анализировать их поведение. Также к этим компонентам относится способность улаживать конфликты, выслушать собеседника и проявить к нему интерес, уверенность в себе и даже актерское мастерство.

Иноязычная коммуникативная компетенция как залог успеха в условиях глобализации

В наш век глобализации важную роль в профессиональном и личностном росте играет знание иностранных языков. Иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя не просто использование базового лексикона, но и знание разговорных, профессиональных слов и выражений, представление о культуре, законах и поведении других народов. Это особенно актуально в современном российском обществе, которое стало более мобильным и имеет международные контакты всех уровней. К тому же иностранные языки способны развивать мышление, поднимают как образовательный, так и культурный уровень учащихся. Стоит отметить, что наиболее благоприятный период обучения детей иностранным языкам - возраст с 4 до 10 лет. Школьникам постарше уже сложнее дается усвоение новых слов и грамматики.

Иноязычная коммуникативная компетенция востребована во многих сферах профессиональной деятельности. Поэтому изучению иностранных языков и культуре других народов уделяется особое внимание в образовательных учреждениях.

Школа - стартовое место для развития коммуникативной компетенции

Среднее образование является фундаментом, с помощью которого человек получает необходимые знания о жизни в обществе. Школьников с первых дней учат по определенной системе, чтобы коммуникативные компетенции учащихся позволяли им взаимодействовать с другими членами общества и быть успешными в любой социальной среде.

Детям показывают, как писать письма, заполнять анкеты, выражать свои мысли устно и письменно. Они учатся дискутировать, слушать, отвечать на вопросы и анализировать различные тексты на родном, государственном и иностранном языках.

Развитие коммуникативной компетенции позволяет школьникам чувствовать себя более уверенными. Ведь общение - это основа взаимодействия между людьми. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - первостепенная задача в сфере обучения.

Стоит отметить, что начальное образование формирует личностные качества школьников. Поэтому первые годы обучения в школе должны быть особенно продуктивными. Еще в начальных классах школьники должны заинтересоваться предметами, стать дисциплинированными, научиться слушать учителей, старших, сверстников и уметь излагать свои мысли.

Двусторонняя работа с трудными школьниками для улучшения их коммуникации

В школах часто сталкиваются с трудными детьми. Не все учащиеся отличаются примерным поведением. Если одна часть школьников способна вести себя дисциплинированно, то другая не хочет следовать общепринятым правилам этики. Трудные ученики часто ведут себя вызывающе, могут подраться даже во время занятий, плохо усваивают информацию, отличаются несобранностью и неумением четко формулировать свои мысли. Во многом это связано с неправильным воспитанием родителями своих детей. В таких случаях необходим индивидуальный подход к каждому школьнику, а также работа с трудными учениками после общих занятий.

Многие родители возлагают ответственность за поведение детей на учителей. Они считают, что коммуникативные компетенции школьника в большинстве случаев зависят от педагогов и атмосферы в школе. Однако родительское воспитание оказывает на ребенка не меньшее влияние, чем время, проведенное в образовательном учреждении. Поэтому развивать интерес у детей к учебным предметам необходимо как в школе, так и дома. Двусторонняя работа с учениками непременно принесет плоды. Она делает их более дисциплинированными, воспитанными и открытыми для диалога.

Создание условий для развития детей в школе и дома

Задачей учителей и родителей школьников начальных классов является создание такой обстановки для детей, в которой им хотелось бы учиться, развиваться и действовать. Важно, чтобы ребенок испытывал удовольствие от новых знаний и возможностей.

Немаловажную роль в начальной школе играют групповые занятия, мероприятия, игры. Они помогают ученикам адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды. Такие занятия улучшают коммуникативные компетенции младших школьников, делают их более раскованными и общительными. Однако условия в образовательных учреждениях не всегда помогают раскрыться учащимся. Поэтому родителям стоит думать и о внеклассных занятиях детей в различных секциях, группах, где каждому ребенку будет уделяться особое внимание. Также важно и само общение между старшими и детьми. Оно должно быть дружелюбным. Ребенок должен уметь делиться впечатлениями и рассказами, не стесняться выражать свои чувства и мысли, а также узнавать у родителей, что интересного у них произошло, или задавать вопросы, ответы на которые он не знает.

Этика общения в формировании коммуникативной компетенции

Одним из компонентов для развития навыков общения является этика. К ней также относится и этикет общения. Ребенок с детства должен узнать от взрослых, какое поведение приемлемо и как общаться в той или иной среде. В начальной школе учащиеся заметно отличаются друг от друга по манерам. Конечно, это связано с воспитанием детей родителями. Надеясь, что плохое поведение изменит учеба в школе, родственники продолжают делать ошибки. Они не учат основному: этике общения. В школе с невоспитанными детьми учителям тяжело справляться, такие ученики заметно отстают в развитии от других школьников. Следовательно, такие выпускники с трудом будут адаптироваться к взрослой жизни, ведь они совершенно не умеют правильно вести себя в обществе и строить личные и профессиональные связи.

От коммуникативной компетенции зависит будущее каждого человека, ведь все мы живем в социальной среде, которая диктует нам определенные правила поведения. Еще с раннего детства следует задуматься о правильном воспитании своих чад, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным и имел активную жизненную позицию. Поэтому все компоненты коммуникативной компетенции должны учитываться родителями, родственниками, воспитателями и педагогами при обучении школьников и времяпрепровождении с ним.

Способы развития коммуникативной компетенции

Навыки общениядолжны постоянно развиваться комплексно. Желательно, чтобы ребенок каждый день познавал что-либо новое и пополнял свой лексикон. Чтобы сложные слова остались в памяти, можно рисовать изображения, символизирующие новое, или печатать готовые картинки. Многие запоминают новое визуально лучше. Также нужно развивать грамотность. Необходимо научить ребенка не только правильно писать, но и излагать устно, анализировать.

Для формирования коммуникативной компетенции школьника необходимо привить ему любовь к знаниям. Широкий кругозор, начитанность только увеличивают словарный запас, формируют чистую красивую речь, учат ребенка размышлять и анализировать, что сделает его более уверенным в себе и собранным. С такими детьми сверстникам всегда будет интересно общаться, и они сумеют выразить вслух то, что хотят донести другим.

Коммуникативная компетенция улучшается в разы, когда школьники проходят курсы актерского мастерства, участвуют в постановке спектаклей, концертов. В творческой атмосфере дети будут более раскованными и общительными, нежели за школьной партой.

Роль чтения в формировании коммуникативной компетенции

Хорошей средой для развития навыков общения являются уроки литературы в школе. Особое место занимает чтение книг. Однако с увеличением доступа к современным гаджетам школьники много времени проводят за виртуальными играми на телефонах, планшетах и компьютерах, вместо того чтобы уделить время занятиям полезными делами, чтением. Виртуальные игры негативно влияют на психику ребенка, делают его социально неадаптированным, пассивным и даже агрессивным. Стоит ли говорить, что дети, проводящие время за гаджетами, совершенно не хотят учиться, читать и развиваться. В таких условиях коммуникативные компетенции учащихся не развиваются. Поэтому родителям стоит задуматься о негативном влиянии современной техники на ребенка и о более полезных и развивающих занятиях для школьника. Стоит постараться привить учащимся любовь к чтению, так как именно книги обогащают лексикон новыми словами. Начитанные дети более грамотные, собранные, с широким кругозором и хорошей памятью. К тому же классическая литература сталкивает детей с различными образами героев, и они начинают понимать, что такое добро и зло, узнают, что за поступки придется отвечать, и учатся на чужих ошибках.

Умение улаживать конфликты как один из компонентов социальной адаптации

Формирование коммуникативной компетенции школьников включает в себя также умение решать спорные вопросы, ведь в будущем такие моменты вряд ли кого-нибудь обойдут стороной, а для успешного диалога нужно быть готовым к различным поворотам. Для этого подойдут занятия по ораторскому искусству и дискуссиям, курсы актерского мастерства, знание особенностей психологии различных типов людей, умение расшифровывать и понимать мимику и жесты.

Внешние качества также важны для создания образа сильного и готового к решению конфликта человека. Поэтому занятия спортом весьма желательны для каждого человека, в особенности для лиц мужского пола.

Для решения спорных вопросов также необходимо умение выслушать, войти в положение оппонента, подходить к проблеме разумно. Не стоит забывать в таких случаях об этике и манерах, особенно в формальной обстановке. Ведь многие вопросы решаемы. Умение сохранять свое спокойствие и мудрость в конфликтных ситуациях поможет в большинстве случаев одержать победу над оппонентами.

Комплексный подход в формировании коммуникативной компетенции

Как говорилось выше, для адаптации в обществе необходимо владеть различными навыками общения и знаниями. Для их формирования нужен комплексный подход к учащимся, в особенности к младшим школьникам, так как в их возрасте начинает складываться образ мышления и формируются принципы поведения.

Система для развития коммуникативной компетенции включает в себя речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные и учебно-познавательные аспекты, каждый из которых состоит из определенных компонентов. Это знание языка, грамматики, стилистики, обогащенный словарный запас, широкий кругозор. Также это умение высказываться и завоевать аудиторию, умение отвечать, взаимодействовать с другими лицами, воспитанность, толерантность, знание этики и многое другое.

Комплексный подход должен применяться не только в стенах школы, но и дома, ведь ребенок там проводит немало времени. И родители, и учителя должны понимать всю важность владения коммуникативными навыками. От них зависит как личностный, так и профессиональный рост человека.

Изменения в системе образования для улучшения коммуникации школьников

Стоит отметить, что в последние годы обучение претерпело ряд изменений и подход к нему сильно изменился. Улучшению коммуникативных качеств школьников уделяется большое внимание. Ведь учащийся должен окончить среднее образование уже готовым к взрослой жизни, а значит, уметь взаимодействовать с другими людьми. Именно по этой причине вводится новая система преподавания.

Теперь школа воспринимается как учебное заведение для получения не только знаний, но и пониманий. И во главу ставят не информацию, а коммуникацию. В приоритете выступает личностное развитие учащихся. В особенности это касается образовательной системы школьников младших классов, для которых разработана целая система формирования коммуникативной компетенции. Она включает в себя личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные действия, направленные не только на улучшение адаптации в обществе каждого ученика, но и на увеличение стремления к познаниям. С таким подходом к обучению современные школьники учатся быть активными, общительными, что делает их более адаптированными в обществе.

Роль взаимодействия школьников с другими лицами в создании навыков общения

Формирование коммуникативной компетенции невозможно без приложения усилий педагогов, родителей и самих детей. И основой развития навыков взаимодействия с обществом является личный опыт общения учащихся с другими лицами. Это означает, что каждая связь ребенка с другими людьми делает его либо коммуникативным и компетентным, либо ухудшает его понятия о стиле разговора и поведении. Здесь большую роль играет окружение школьника. Его родители, родственники, друзья, знакомые, одноклассники, учителя - все они влияют на развитие коммуникативной компетенции ребенка. Он, словно губка, впитывает в себя слова, которые слышит, действия, совершающиеся перед ним. Очень важно вовремя объяснять школьникам, что приемлемо, а что недопустимо, чтобы у них не было ложного представления о коммуникативной компетенции. При этом необходимо умение доносить информацию до учащихся понятным, некритичным и не отталкивающим способом. Таким образом, взаимодействие с другими лицами будет положительным, а не отрицательным опытом для школьника.

Современный подход школы в формировании коммуникативной компетенции учащихся

Новая система образования помогает школьникам не просто стать прилежными, но также чувствовать себя частью общества. Она вовлекает детей в процесс обучения, им становится интересно познавать и применять свои навыки на практике.

Все чаще применяются в начальных школах групповые развивающие игры, занятия с психологами, индивидуальная работа с детьми, введение новых способов преподавания, применение на практике опыта зарубежных учебных заведений.

Однако стоит помнить, что формирование коммуникативной компетенции учащихся включает не только знания и навыки. Не менее значимыми факторами, оказывающими влияние на поведение, являются опыт, полученный в стенах родительского дома и школы, ценности и интересы самого ребенка. Для формирования коммуникативной компетенции необходимо всестороннее развитие детей и правильный подход к воспитанию и обучению подрастающего поколения.

56. Коммуникативная компетентность и способы ее развития.

Компетентность коммуникативная [лат. competens - надлежащий, способный] - способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. К. к. рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности.

Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей .

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения .

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Коммуникативную компетентность целесообразно рассматривать как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий, выделяя в последней ориентирующую и исполнительную составляющие. Диагностика является в первую очередь процессом самоанализа, а развитие – процессом самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия .

Активные групповые методы можно условно объединить в три основные блока:

дискуссионные методы;

игровые методы;

сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства) .

§1 Дискуссионные методы.

Благодаря механизму дискуссии со сверстниками ребёнок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированный проблемы, но и случаи из профессиональной практики и межличностные отношения самих участников. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать её деятельность даже в тех случаях, когда перед группой стоят чисто инструментальные цели.

Наиболее эффективным будет метод, основанный на понимании личности обучаемого как мыслящего и активно действующего участника событий, приближающихся к реальным .

§2 Игровые методы.

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм “правильности” и “неправильности” принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности.

Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры.

В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Психическая активность в игровых методах достигается в результате взаимодействия и соизменения всех сторон интра и интерпсихических проявлений индивидов .

§3 Сензитивный тренинг.

Особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

Группа тренинга сензитивности не имеет очевидной цели. В ходе сензитивного тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием .

Коммуникативная компетенция

Коммуникативная компетенция - Компетенция (от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность, сочетание), описывающая качество и эффективность способности общаться одного человека с другими людьми.

Компетенция и компетентность

Понятие "коммуникативная компетенция" по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д. Если речь идет о способностях отдельного человека, то говорят, что такой-то проявил коммуникативную компетентность . Существует, таким образом, распространенная точка зрения, что коммуникативная компетенция (как и любая иная компетенция) это некоторая система требований, а коммуникативная компетентность - степень соответствия человека этой системе требований. И в самом деле, значительно чаще можно услышать, что кто-то "проявил свою коммуникативную компетентность", а не "проявил коммуникативную компетенцию".

И тут очень уместен лингвистический экскурс. Competentia происходит от латинского глагола competo (сходиться, сочетаться, соответствовать). Словом competentia обозначали сочетание чего-то между собой (например сочетание небесных светил). Другим словом, тоже происходящим от competo, было competens - подходящий, соответствующий, компетентный , законный. Этим эпитетом могли охарактеризовать человека как соответствующего каким-то требованиям. Однако существительным, связанным с competens, будет все та же competentia.

Поэтому, конечно, возможна некоторая двусмысленность. Есть, предположим, некоторая система требований к человеку. Отдельные требования находятся друг с другом в системе. Отсюда их можно называть компетенцией (сочетанием). Если есть человек, который удовлетворяет этой системе требований, то про него можно сказать, что он competens (соответствующий), и это отношение тоже можно назвать компетенцией (уже в смысле соответствия).

Понятно желание многих авторов разграничить первый и второй смысл. Однако стоит признать, что употребление в обоих случаях "компетенции" является совершенно грамотным. К тому же нет большого практического смысла разделять "коммуникативную компетенцию" и "коммуникативную компетентность". При использовании в устной и письменной речи не стоит забывать, что "коммуникативная компетенция" может пониматься как "коммуникативное соответствие" (то есть соответствие коммуникативным требованиям). Поэтому не совсем грамотным будет говорить:

- "Анализ коммуникативных компетенций сотрудника" (соответствие обычно одно, однако можно сказать: "Анализ коммуникативных компетенций сотрудников"),

- "Нуждающаяся в коррекции коммуникативная компетенция" (соответствие можно повышать, можно понижать, но не корректировать).

Компоненты коммуникативной компетенции

Коммуникативная компетенция может быть формализованной и не формализованной. Формализованная коммуникативная компетенция - набор более или менее строгих правил, обычно корпоративных, к общению. Обычно этот набор требований оформлен в виде документа, может выступать частью корпоративной культуры. Не формализованная коммуникативная компетенция опирается на культурные особенности той или иной социальной группы людей.

Не бывает, по определению, "коммуникативной компетенции вообще". В одной среде, по отношению к одной социальной группе человек может проявлять высокую коммуникативную компетенцию. В другой среде, по отношению к другой социальной группе это может быть не так.

Рассмотрим пример. Предположим, есть абстрактный строитель-прораб. Будучи в своем коллективе, с помощью обсценной лексики и хорошо зная коллег он может весьма эффективно управлять подчиненными. Попав в другую среду, например в среду ученых, он может заметить, что его коммуникативная компетенция близка к нулю.

Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов. Одни компоненты в одной ситуации могут повышать компетенцию конкретного человека, в другом отношении - понижать (как в примере с обсценной лексикой). При разработке коммуникативной компетенции (системы требований) можно включать такие компоненты как:

Владение той или иной лексикой,

Развитость устной речи (в том числе четкость, правильность),

Развитость письменной речи,

Умение соблюдать этику и этикет общения,

Владение коммуникативными тактиками,

Владение коммуникативными стратегиями,

Знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться,

Умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации),

Способность гасить конфликты в зародыше, неконфликтогенность,

Ассертивность (уверенность),

Владение навыками активного слушания,

Владение ораторским искусством,

Актерские способности,

Умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи,

Эмпатия,

Умение проникнуться интересами другого человека.

Тренинги (Коммуникативная компетенция)

Процедура группового психологического тренинга. Участники разбиваются по парам, говорят друг другу по три фразы. Упражнение направлено на повышение коммуникабельности участников, уверенности в собственной речи. Процедура группового психологического тренинга. Участники по много раз просматривают одну и ту же видеозапись, находя все новые и новые интересные моменты. Процедура группового психологического тренинга. Участники загадывают по одиннадцать человек, которые войдут персональную «команду мечты». Простая техника, которая настраивает собеседника на рациональный, прагматический тон в общении. Не всякий комплимент достигает своей цели... Техника поможет лучше разбираться в людях, стать более общительным. Используется ассоциация "люди – двери". Довольно эффективный способ расположения к себе собеседника, вызова его интереса, предваряющий дальнейшее обсуждение серьезных проблем. Техника, помогающая несколько повысить эффективность переговоров и иных коммуникативных ситуаций. Свободное владение данной техникой позволит управлять процессом переговоров. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на 2-3 команды, коллективно считают в уме. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают антиномии - утверждения, противоречащие друг другу, и при этом оба истинные. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие ораторских способностей. Участники изучают иллюстративные возможности больших пауз (или гросс-пауз). Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие имиджа, коммуникативной компетенции. Процедура группового психологического тренинга. Участники образуют два круга: внешний ("жалобщики") и внутренний ("консультанты"). Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие умения выявлять обман. Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают на практике три вида общения: разговор-понимание, разговор-цель, разговор-инструмент. Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают особенности "первого впечатления". Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают небольшие анекдотичные сценки про то, как важно уметь дослушивать до конца и не перебивать. Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют дать название разным коммуникативным ситуациям. Упражнение направлено как на совершенствование способности дифференцировать коммуникативные ситуации в характерных признаках, так и на развитие языкового чутья. Процедура группового психологического тренинга. Участники упражняются в демагогии – отстаивании точек зрения, с которыми они сами не согласны. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие коммуникативной компетенции. Один участник рассказывает историю, при этом не заканчивая фразы; другие - делают это вместо него. Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают абсурдные сценки, вкладывая в них какой-то секретный, особый коммуникативный смысл. Другие участники должны разгадать эти сценки. Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают ролевые игры, только делают это очень медленно. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности разговорить человека. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся друг с другом изящными манерами. Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают способ выражения своих мыслей в прямой форме. Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают искусство подхалимажа. Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют ответить на вопрос "Как дела?" разными способами. Упражнение можно использовать как в целях разминки, так и в целях развития коммуникативной гибкости. Процедура группового психологического тренинга. Участники сообщают друг другу очевидные факты. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности резюмировать основное содержание речи другого человека, находить точки, в которых можно развить коммуникативную ситуацию. Процедура группового психологического тренинга. Участники рассказывают про себя в стиле: "Какого меня вы знаете, а какого не знаете". Упражнение направлено на повышение коммуникативной компетенции. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности к четкой, членораздельной речи. Происходит обучение вставке микропауз. Процедура группового психологического тренинга. Выбирается "принцесса", которая выслушивает разные слова восхваления от окружающих. Процедура группового психологического тренинга. Участники «покупают» друг у друга «маску» на тот или иной жизненный случай. Процедура группового психологического тренинга. Участники интервьюируют друг друга с той или иной целью. Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся использовать мозговой штурм (на примере выдуманной проблемы). Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся противодействовать манипулированию своим состоянием. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности нейтрализовать морализаторство со стороны собеседника (так называемой "позиции родителя" по трансактному анализу). Процедура группового психологического тренинга. Участники рассказывают короткую известную сказку, заменяя имена главных персонажей на другие. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие коммуникативной компетенции, способности рефлексировать коммуникативную ситуацию. Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают способы смягчения слишком общих суждений, высказываемых собеседником ("Меня никто не любит", "Сейчас вообще не на кого положиться"). Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся своим представлением о том, какие личностные качества лучше всего характеризуют человека. Процедура группового психологического тренинга, предназначена для развития коммуникативной компетенции. Процедура группового психологического тренинга. Участники показывают друг другу большое множество всевозможных пантомим. Процедура группового психологического тренинга. Участники занимаются пародиями на известных людей, персонажей фильмов. Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся "передавать" по кругу интонацию. Прцедура группового психологического тренинга, отрабатывается идеальная поза сидящего собеседника. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают и изображают собственные мемы. Процедура группового психологического тренинга, направлена на тренировку способности побуждать других людей к действию и - в целом - на развитие коммуникативной компетенции участников. Процедура группового психологического тренинга, направлена на освоение основных коммуникативных тактик. Процедура группового психологического тренинга, основная задача которого - продемонстрировать участникам характерные отличия "позиции ребенка", "позиции взрослого" и "позиции родителя". Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие коммуникативной гибкости, языкового чутья. Процедура группового психологического тренинга. Участники сообща придумывают сценарий спектакля, в котором один из них или несколько являются главными героями. Процедура группового психологического тренинга, ролевая игра, направленная на развитие умения точно передавать информацию. Процедура группового психологического тренинга. Участники осваивают коммуникативные сигналы, свидетельствующие о волнении собеседника. Процедура группового психологического тренинга. Участники одну и ту же фразу повторяют трижды. Процедура группового психологического тренинга. Участникам выдаются "скрытые роли". Предстоит угадать, у кого какая роль. Процедура группового психологического тренинга. Участники обмениваются ассоциациями, выясняют родство этих ассоциаций с другими. Процедура группового психологического тренинга. Участники рассказывают друг другу о своих чувствах. Направлено на развитие открытости в общении, способности выражать свои чувства, не стесняться их. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие актерского мастерства и в целом коммуникативной компетенции. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие коммуникативной гибкости. Процедура группового психологического коммуникативного тренинга. Направлена на развитие письменной речи. Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют угадать предпочтения друг друга. Процедура группового коммуникативного психологического тренинга. Упражнение направлено на развитие способности вникать в подтекст тех или иных фраз, анализировать невысказанное, а также на развитие умения облекать свои фразы в приемлемую форму. Процедура группового психологического тренинга. Участники обмениваются реальными или вымышленными коммуникативными историями. Процедура группового психологического тренинга. Участники вспоминают и разыгрывают хорошие и плохие манеры. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие речевой пластичности и коммуникативной компетенции в целом. Процедура группового психологического тренинга. В конце тренингового дня участники вспоминают в деталях, что было в самом начале дня. Процедура группового психологического тренинга. Участники берут интервью друг у друга и совершенствуют список вопросов. Процедура группового психологического тренинга, направлена на освоение тактик коммуникативного взаимодействия. Процедура группового психологического тренинга. Участники дают словам собственные смыслы. Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие рефлексивности в коммуникационном процессе, умения выделять существенное в чужой речи. Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся выражать свои чувства через уподобление себя тем или иным литературным персонажам, попавшим в определенную ситуацию. Процедура группового психологического тренинга. Участники "демократично" управляют поведением одного из своих сотоварищей. Процедура группового психологического коммуникативного тренинга, направленная на понимание участниками одного из способов тонкого манипулятивного воздействия: апелляции к потребностям организма. Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся "убалтывать". Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся вставлять разного рода акценты в свою речь. Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается ролевая ситуация беседы с вымогателем. Ролевая игра для группового психологического тренинга, направлена на развитие коммуникативной компетенции. Процедура группового психологического тренинга, предназначена для развития коммуникативной компетенции. Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают сцену журналистского интервью. Процедура группового психологического тренинга. «Дворник» пытается убедить молодого человека не мусорить. Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают ролевую игру, изображая напарников, которые не поделили между собой обязанности. Процедура группового психологического тренинга. «Читатель» пришёл в библиотеку и спрашивает, какую книгу ему бы почитать. Процедура группового психологического тренинга. Моделируется знакомство парня и девушки (мужчины и женщины). Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается сценка: к «работнику» некоторой организации приходит «плохой клиент». Процедура группового психологического тренинга. Парни учатся знакомиться с девушками, для этого им в помощь «подружки-подсказчицы». Процедура группового психологического тренинга. В ролевой игре участвуют «преподаватель» и «студент» – ситуация экзамена. Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается ролевая игра, в процессе которой один из игроков представляется уставшим заблудившимся путником, который просится переночевать, а второй – осторожным и вредным человеком, находящим сто отговорок. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают и реализуют "рекламные ролики". Процедура группового психологического тренинга. «Супер-звезда» устраивается на работу. Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается сценка, в которой «пассажир» конфликтует с «таксистом».
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода