Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Обладает ли иран ядерным оружием. Ядерная бомба у ирана уже создана, только лежит в другом месте Иранское ядерное оружие

"В октябре 2012 года Иран начал размещать личный состав на военной базе в Северной Корее, в гористой местности неподалеку от границы с Китаем. Были сообщения, что иранцы из министерства обороны и его компаний-подрядчиков работают там над ракетами и другими видами ядерного оружия. Ахмад Вахиди, тогдашний иранский министр обороны, отрицал отправку кого-либо в Северную Корею, но эти неподтвержденные сведения имеют смысл в свете того, что в прошлом месяце два государства заявили о заключении договора о техническом сотрудничестве", - пишет обозреватель The Daily Beast Гордон Г.Чанг.

Группа 5+1, кажется, решительно настроена подписать соглашение с Ираном, касающееся его программы по ядерной энергетике, которая, по мнению автора статьи, без сомнения, является прикрытием широкомасштабных мер по созданию ядерного оружия. Международное сообщество хочет, чтобы рамочное соглашение, которое находится сейчас на обсуждении, гарантировало, что Пхеньян хотя бы год не сможет производить ядерное оружие, напоминает Чанг.

Переговорщики из США, Великобритании, Франции, Германии, России и Китая пытаются заставить Тегеран соблюдать дополнительный протокол, который разрешает МАГАТЭ проводить внезапные проверки на любых атомных объектах, говорится в статье.

"Но никакие инспекции иранских объектов не решат фундаментальной проблемы: как можно судить по северокорейской базе, на которой размещены специалисты по ядерному оружию из Тегерана, Иран является лишь составной частью ядерной программы, охватывающей Азиатский континент", - полагает журналист.

"Отношения между двумя режимами имеют давнюю историю. Сотни северокорейцев работали примерно на 10 ядерных и ракетных объектах в Иране. Там было так много ученых, специалистов и лаборантов, работающих в области ядерного оружия и ракет, что им дали собственный приморский курорт, по данным Генри Соколски, знатока в области распространения ядерного оружия, писавшего об этом в 2003 году", - отмечает автор.

"Даже если Иран сейчас согласится соблюдать дополнительный протокол, он сможет по-прежнему продолжать работать над бомбой в Северной Корее, проводя там исследования или покупая северокорейские технологии и проекты", - считает Чанг.

"Другими словами, его будет отделять от создания бомбы один день - время перелета из Пхеньяна в Тегеран - а не один год, как на это надеются политики США и других стран", - полагает он.

"Свой вклад в создание иранской атомной бомбы вносят не только северные корейцы. Иран получил свои первые центрифуги из Пакистана, а пакистанская программа была дочерним проектом китайской", - пишет автор, утверждая, что Китай оказывал серьезную помощь Ирану в работе над созданием ядерного оружия, поставляя необходимую для этого технику и материалы.

"В последние несколько лет наблюдалось явное сокращение китайских поставок в Иран", - отмечает Чан. По его предположению, причина, возможно, в том, что Китай, во-первых, уже поставил Ирану большую часть необходимого для создания оружия, а во-вторых, передает Пхеньяну главную роль в распространении ядерного оружия.

"Теоретически нет ничего плохого в том, чтобы подписать соглашение с Исламской республикой по ядерному оружию, однако нет смысла заключать сделку только с одним ответвлением международной программы по его созданию. Именно поэтому группе 5+1 нужно знать, что происходит на изолированной военной базе в горах Северной Кореи. И, может быть, не только на этой базе", - заключает журналист.

В марте республиканцы в Сенате США направили странное открытое письмо лидерам Ирана, сообщив им, что любая ядерная сделка которую они заключат с президентом Обамой будет разнесена в пух и прах Конгрессом. На первый взгляд может показаться, что республиканцы хотят , чтобы Иран создал ядерное оружие. Но это не так. Этим письмом они дают понять, что они не хотят, чтобы Обама заключил сделку, которая позволит Ирану выйти сухим из воды. К тому же, подогрев страстей и напряжённости – хороший способ застраховаться, что он всё-таки не сможет этого осуществить.

Но почему все так этого боятся? Неужели Иран может стать второй Северной Кореей? Неужели однажды они смогут нажать красную кнопку и нанести удар в самое сердце Тель-Авива? Будут ли они использовать этот аргумент, чтобы запугать нас и отнять у нас доступ к иностранной нефти? Или, несмотря на все наши страхи, Иран станет ответственным членом международного сообщества, хотя и с ядерным арсеналом?

Чтобы выяснить, каким может стать мир, если Исламская Республика Иран начнёт производить ядерное оружие, я попросил прояснить ситуацию двух экспертов: Уильяма Х. Тоби, старшего научного сотрудника Бельферского Гарвардского центра науки и международных дел при Гарвардском университете, и Камрана Бохари, советника по делам Ближнего Востока и Южной Азии в Стратфор.

VICE : Прежде чем мы перейдём к обсуждению гипотетических сценариев развития событий, какая вероятность того, что Иран может создать ядерное оружие?

Уильям Х. Тоби: Они предприняли кое-какие шаги, которые вызвали довольно серьезные действия со стороны Международного агентства по атомной энергетике и Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, так что я не думаю, что такое возможно. Но всё может измениться в любой момент.

Камран Бохари: Главный вопрос: они хотят иметь ядерное оружие или хотят иметь геополитическое влияние. Что для них важнее? Поддержание влияния в Сирии. Сотрудничество с ИГИЛ – угроза получить ответные жёсткие шаги со стороны США? Быть уверенными, что шииты удержат власти в Ираке? Хезболла остаётся доминирующей силой в Ливане? Быть уверенными, что Хути продолжают господствовать в Йемене? Эти вопросы интересуют Иран больше, чем ядерное оружие.

Ну, хорошо, предположим, они получили оружие. Что может произойти? Бохари: Они бы по-тихому разработали технологию и не испытывали бы её до тех пор, пока побережье не очищено. Или не испытывать его вообще. Если бы я был иранцем, то зачем мне тестировать технологию, зная, что это вызовет гнев международного сообщества? Я уже под санкциями. Я уже веду переговоры, чтобы избавиться от санкций и тут я делаю что-то, что может только усугубить санкции. Это означало бы нивелирование всех уступок, которых они добились, особенно в переговорах с Соединенными Штатами за последние два года.

Тоби: Это полностью меняет расчёт риска по Ирану. Это даст Ирану возможности для дестабилизации ситуации в регионе. Это может повлечь эскалацию конфликтов с их соседями. Они бы знали, что Иран может пойти на крайние меры и это могло бы вызвать, например, волну террористических атак в регионе.

Напуган ли этим Израиль? Бохари: Если вы посмотрите на размер Израиля, то можете понять, что существование государства-врага, которое потенциально может использовать ядерное оружие против Израиля, для последнего – это равносильно концу света, и они не переживут даже одного удара. Дело в том, что такие страны, как Израиль, не могут позволить себе строить несколько сценариев развития событий, будет ли враг делать что-то или нет. Обычно военно-стратегические доктрины таких стран строят исходя только из наихудших сценариев.

Тоби: Они слышат, что люди в Иране говорят, что «Израиль – страна для одной бомбы», и они опасаются, что чуть более экстремальное правительство, чем нынешнее, с определёнными религиозными убеждениями, может посчитать, что апокалипсис является полезным с какой-то их точки зрения. Так думают люди, которые сейчас у власти в Израиле, для них это вопрос существования. И если ядерное оружие появиться в Израиле, люди не захотят жить там. Это оружие вызывает огромные разрушения.

Что случится с Израилем в случае ядерного удара? Тоби: В первую очередь люди обсуждают политический и экономический эффект. Для оставшихся людей это означало бы осознание того, что они больше не находятся в безопасности. Одна бомба не разрушит всю страну в буквальном смысле. Один ядерный удар не может уничтожить Израиль, но если подорвать экономическую и политическую жизнеспособность страны, по сути, устраняя чувство безопасности, Израиль может развалиться как государство. Это, конечно, сложно представить, но, к сожалению, есть люди, которые этого хотят. Большие последствия будет иметь не сама бомба, а вторичные эффекты.

Бохари: На протяжении многих лет существовала идея «что израильтяне собираются напасть на иранские ядерные объекты». Давайте поговорим о том, что это может повлечь за собой: эта операция требует определённого количества самолетов, топлива, возможности дозаправки в воздухе, рассчитанной траектории полёта, чтобы проникнуть через бог знает сколько метров бетона, под которым похоронены иранские ядерные объекты, которые к тому же рассредоточены на многие километры. Не говоря уже о том, что Иран физически находится в 1200 км от Израиля. Если вы проведёте нехитрые расчёты, то вы увидите, что существуют определённые физические и технические трудности, которые необходимо учитывать, прежде чем можно сделать выводы о том, может ли Израиль успешно нанести удар по ядерным объектам.

Тоби : Я думаю, реальная угроза будет состоять в том, что это даст Тегерану возможность быть более активным в своей поддержке таких групп, как Хезболла, а боязнь ответной реакции со стороны Соединенных Штатов или Израиля снизится, потому что ядерное оружие снижает шансы действий против сил им обладающих. Хезболла теперь присутствует и в Ливане, и в Сирии. С точки зрения [неядерного] нападения на Израиль, атака может начаться с севера.

Бухари : Соединенные Штаты не пойдут на это, потому что -и опять таки, вы никогда не можете быть уверены - но путем переговоров с Ираном, вы держите Иран в роли «плохого парня». Вы же не хотите, напасть на него, что обернётся сочувствием к нему во всем мире. Китайцы и русские в таком случае откажутся вести переговоры Я уверен, что и европейцы были бы шокированы также.

Тоби : Иранцы озвучат аргументы, согласно которым на протяжении вот как 300 лет или около того их границы остаются практически неизменными, и что Иран не ведет захватнических войн, и если проанализировать историю за последние несколько веков, то получится, что в сущности, такое утверждение является верным. Но что Иран делал, так это использовал контролируемые им группы или органы власти других стран для распространения своего влияние. Таким образом, в Йемене, Ираке, Сирии и Ливане, иранское влияние очень сильно, и это осуществляется за счет других стран региона, а именно суннитских стран. Распространение шиизма является стратегической целью Ирана, [хотя], вероятно, не только это. Я уверен, что Тегерану гораздо выгодней иметь дружественное правительство в Багдаде, чем, например, правительство Саддама, которое вело очень сложную и долгую войну против Ирана.

Окажет ли это экономическое влияние на другие страны, например на США? Бухари: Я думаю, самый большой экономический эффект ощутит сам Иран. Это приведет к введению новых санкций.

Тоби : Довольно долго длится холодная война между Ираном и Саудовской Аравией. Если холодная война нагревается, это может влиять на нефтяные потоки, потому что добыча нефти или перерабатывающие мощности в Саудовской Аравии могут быть повреждены, что может повлиять на цены на нефть, и на наши экономические интересы. Мы не так чувствительны к такому развитию ситуации, потому как сейчас мы производим достаточно нефти у себя, а крупнейшим покупателем саудовской нефти является Китай. Но мировые экономический потоки настолько взаимозависимы, что рецессия в Китае может повлиять на Соединенные Штаты.

Иран знает как обходится с ядерным оружием, или они могут наделать глупостей? Тоби : Если вы ставите на вооружение ядерное оружие, возможность случайного или несанкционированного пуска возрастает. Появляется целая новая страна, владеющая ядерным оружием. Вы не знаете, какие у них правила пуска, на американским системах, например, стоят специальные замки, исключающие несанкционированный запуск. Будет ли иранское оружие снабжено такими механизмами? И даже если бы они имели их, как будет выглядеть их структура командования и управления? Кто несёт ответственность? Верховный лидер? Президент? Может ли один человек отдать приказ на применения ядерного оружия.

Бухари : Вы можете просчитаться, но вы не собираетесь намеренно делать что-то глупое. [Например, когда боевики Исламского государства] сожгли пилота, что было актом варварства, я уверен, за этим была определенная логика. Это не происходит вот так: «Знаете, я хочу отрубить себе ногу сегодня. Можно я пойду сожгу ещё одного иорданского пилота». Это не преднамеренное ошибка. За безумием скрывается цель.

Возможна ли передача Ираном ядерных боеголовок таким группам как Хезболла или Хамас? Тоби : Есть люди, которые беспокоятся об этом, а есть люди, которые возражают, что это маловероятно, учитывая, что такое оружие будет выводить на след Ирана, и последствия будут настолько серьезными, вплоть до военной операции против Ирана, так что я думаю они от такого воздержаться. Но я думаю, что это сложный вопрос. Мы знаем, что Иран поддерживал террористические нападения на гражданских лиц. Может ли такая политика иметь продолжение в виде передачи ядерного оружия террористам? Я не знаю.

Бухари : Вы не можете найти ядерное оружие лежащим где-то на полке, взять его и пойти использовать. Это не так просто. Оно находятся в дезактивированном состоянии, если только не приключилась ситуация, в которой оружие должно быть приведено в полную боевую готовность. Мы в Stratfor рассматривали этот вопрос в 2006 году. Мы провели большое исследование по ракетному химическому, биологическому и радиационному оружию, которое могло бы пребывать в распоряжении негосударственных субъектов и, честно говоря, пришли к выводу, что учитывая необходимую для такого оружия инфраструктуру, владение таким оружием со стороны негосударственных субъектов практически исключено. Вам нужны территория, ресурсы, технические ноу-хау и возможности, так что это просто невозможно. Это вроде той страшилки что, племена талибов в Пакистане могут получить в свои руки ядерную бомбу, что звучит совершенно фантастично.

Может ли получения такого оружия Ираном обернуться каким-либо не ужасным образом? Бухари : Нельзя исключать возможность работы с Ираном для противодействия Дешам и джихадистам. Мысль о том, что Соединенные Штаты и Иран могут разделять какие-то идеи не выходит за рамки приличия. Мы делали это в прошлом. Соединенные Штаты имеют историю работы с сомнительными субъектами. Вашингтон работал со Сталиным для того, чтобы победить нацистскую Германию. Он работал с коммунистическим Китаем, имел дело с Советским Союзом. Мы свергли режим талибов, сотрудничая с иранцами, а также координировали действия и сотрудничали в вопросе свержения режима Саддама. Эти действия не черного цвета, но и не белого.

Тоби : Я просто не знаю. Я надеюсь, что этого можно избежать.

ИРАН И ЕГО ОППОНЕНТЫ.

Как ведется игра вокруг иранского ядерного оружия и в чем ее смысл?

Владимир Новиков ведущий аналитик МОФ-ЭТЦ

Вопрос об иранской ядерной программе является одним из острейших вопросов мировой политики. Этот вопрос приковывает к себе особое внимание дипломатов, спецслужб, экспертов, средств массовой информации.

В центре внимания экспертного сообщества – характер иранской ядерной программы, возможные сроки получения Тегераном как самой ядерной бомбы, так и средств её доставки, возможные последствия ядерного статуса Ирана и так далее. Все это, безусловно, заслуживает самого тщательного обсуждения.

Однако в этом исследовании речь пойдет о другом. О том, что иранскую ядерную программу нельзя рассматривать в отдельности от ракетных разработок Тегерана. Мало научиться изготавливать ядерные боезаряды. Нужны еще и средства доставки этих боезарядов. А такими могут быть либо стратегическая авиация, либо ракеты. А раз так, то обсуждение вопроса о наличии в Иране ракет, позволяющих доставить в нужную точку ядерный боезаряд, совершенно необходимо. Вопрос о наличии у Ирана ракет нужного типа не менее важен, чем вопросы о том, насколько приблизилась иранская сторона к технологии обогащения урана, сколько именно ядерного сырья она уже успела обогатить и так далее.

Анализ некоторых сделок по продаже в Иран ракетной техники позволяет нам многое уточнить относительно военных возможностей Ирана, его реальной стратегии, характера проводимой им международной политики, соотношения в этой политике риторики и реальных действий.

Ниже будут обсуждаться цепочки поставок в Иран военной техники, образцов вооружения, материалов и «чувствительных технологий». Цель не в том, чтобы уточнить военно-технические детали, а в том, чтобы обнаружить парадоксальность как привлекающих острое внимание иранских ядерных сюжетов, так и иранской политики вообще. Выявить несоответствие между «официально принятой» в мировом сообществе версией событий и реальным положением вещей. И, двигаясь от частного к общему, доказать, что общепринятая схема – «фундаменталистский Иран против западной цивилизации» – содержит в себе весьма существенные изъяны, что эту схему нельзя принять на вооружение, коль скоро мы хотим адекватно обсуждать и решать ключевые проблемы XXI века.

Любая крупная военная программа в странах «третьего мира», к числу которых, безусловно, относится Иран, не может обсуждаться без ответа на вопрос о том, кто является конкретным спонсором этой программы. А уж если речь идет о ядерных программах – программе изготовления боезарядов, программе создания средств доставки боезарядов, – то ответ на вопрос о спонсоре (спонсорах) этих программ имеет первоочередное значение. Причем речь идет как о разных программах, так и о разных видах спонсорства (политическом, технологическом, финансовом и так далее). Ибо вне указания на конкретных спонсоров конкретных программ обсуждение иранской ядерной проблемы приобретает чересчур уж риторический и беспредметный характер.

Ведь есть убедительные свидетельства того, что Иран в его современном состоянии не способен самостоятельно разработать и создать ни собственное ядерное оружие, ни средства его доставки. Никоим образом не желая уничижительно относиться к научно-техническим возможностям стран «третьего мира» вообще и Ирана в частности, мы считаем тем не менее необходимым оговорить, что для решения ядерной проблемы своими силами необходимо иметь не только соответствующие кадры (ученых, инженеров, рабочих), но и соответствующие индустриальные модули: разноплановую высококачественную промышленность соответствующего профиля, ресурсную базу, причем не только базу добычи сырья, но и базу переработки этого сырья (по отношению к урановому сырью речь идет об очень сложной переработке), а также многое другое. Так называемые «горячие камеры», реакторное оборудование и т.д. Расчеты показывают, что, даже бросив весь свой интеллектуально-промышленный потенциал на создание ядерного оружия, Иран в том виде, в каком он существует, никак не может решить эту проблему своими силами.

Что же касается привлечения возможностей других, более развитых стран, то на этом пути стоят немалые препятствия. Доступ Ирана к тем средствам реализации ядерной программы, которыми располагает мировое сообщество, формально ограничен многочисленными жесткими санкциями, которые наложили на официальный Тегеран США и их союзники после исламской революции 1979 года.

Таким образом, ядерные возможности Тегеран может получить только из чужих рук и только по так называемым «закрытым каналам». Обладатели необходимого Ирану не будут задействовать свои возможности и свои закрытые каналы в его интересах, руководствуясь исключительно филантропией. Или даже элементарными соображениями примитивной экономической выгоды. Они будут решать вопрос о передаче ядерных технологий Ирану лишь в случае, если он сможет в ответ предоставить им нечто крайне существенное. Что же именно?

Ответ на подобный вопрос требует рассмотрения феномена так называемой Большой Игры. Ибо только в ее рамках возможны те или иные варианты обмена какого-то иранского «предложения» на иранский ядерный «спрос».

О каком же «предложении» может идти речь? И может ли вообще идти речь о каком-то «предложении»? В поисках ответа обратимся к истории вопроса. Иранский ядерный проект – история вопроса

Когда говорится об иранской ядерной программе, то обычно подразумеваются те исследования в ядерной сфере, которые ведет современный Иран. То есть государство, сложившееся после исламской революции 1979 года в период режима Хомейни и постхомейнистских трансформаций. Однако исторические данные говорят о более раннем этапе начала работы как над мирной атомной программой, так и над военными составляющими ядерных исследований.

Как известно, у истоков ядерной программы Ирана стоял шахский режим, который 5 марта 1957 года подписал с США соглашение о начале сотрудничества в области ядерных исследований исключительно мирного характера 1 .

Десять лет спустя, в 1967 году, Тегеран закупил у США реактор мощностью 5 МВт. В том же году американцы поставили в Тегеранский ядерный научно-технический центр несколько граммов плутония для исследовательских целей и «горячие камеры» со способностью переработки до 600 грамм плутония в год 2 .

У шахского Ирана были обширные планы по развертыванию исследований в ядерной области. По плану администрации Пехлеви до 2000 года на ядерные проблемы должно было быть израсходовано до 30 млрд. долларов 3 . Сама же программа предполагала строительство 23 ядерных реакторов 4 . Для реализации всех этих масштабных начинаний была создана Организация атомной энергии Ирана (ОАЭИ). Основным направлением деятельности этой структуры стал импорт оборудования и создание инфраструктуры для реализации ядерной программы 5 .

Технологическую помощь шахскому режиму в атомных вопросах оказали в 1970-е годы Германия и Франция. С ними были достигнуты договоренности о строительстве нескольких АЭС в Иране 6 .

В 1974 году Иран закупил во Франции и Западной Германии два атомных реактора. А в 1977 году к ним добавились еще четыре, закупленных все в той же ФРГ. Причем атомщики из Бонна сразу же берутся за другой важный проект – строительство двух энергоблоков АЭС в Бушере 7 .

В 1970 году Иран присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). И шахский режим декларировал исключительно мирный характер иранской ядерной программы. Однако соответствовало ли это реальности?

Российские военные эксперты (например, ведущий научный сотрудник Института Военной истории МО РФ В. Яременко) утверждают, что над военной составляющей иранской атомной программы начал работать еще шах. И американская администрация ему в этом (видимо, вполне осознанно) потворствовала. В качестве доказательства приводится рассекреченный недавно Меморандум Госдепа № 292 «О сотрудничестве между США и Ираном в области ядерных исследований» 1975 года, подписанный лично Генри Киссинджером 8 .

Согласно этому документу, США предлагали Ирану помощь в освоении полного цикла обогащения урана. А эти технологии уже можно использовать в военных целях. Интересно, что за ядерное сотрудничество с Ираном тогда выступали будущие «антииранские ястребы» – Д.Чейни, Д.Рамсфелд, П.Вулфовиц, занимавшие различные посты в администрации Д.Форда 9 .

В следующем 1976 году уже лично президент Форд издал директиву, по которой шахскому режиму предлагалось купить технологию получения плутония из уранового сырья. Вашингтон намеревался поставить в Иран 6-8 ядерных реакторов общей стоимостью 6,4 миллиарда долларов. Кроме того, Вашингтон предлагал Тегерану купить за 1 миллиард долларов 20% акций завода по производству ядерного топлива 10 .

Фактически администрация Форда предлагала шахскому режиму беспрецедентное содействие в мирном, а в перспективе и в военном освоении атомной энергии – получение доступа к технологии выработки плутония. В значительной степени Вашингтон, содействуя иранской ядерной программе, дестабилизировал ситуацию не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и в мире.

Конечно, шахский Иран – это не Иран Хомейни, Ахмадинежада или даже Рафсанджани. Однако Иран – это такое государство, которое по определенным причинам всегда будет восприниматься с настороженностью своими соседями. Иран – это носитель иного, не арабского этнического (персидского) и религиозного (шиитского) начал. И его ядерная программа в сочетании с тогдашней американо-израильской ориентацией не могла не беспокоить как суннитских арабских соседей, так и Турцию, чья настороженность по отношению к персидскому соседу имеет давнюю историческую традицию. А в эпоху шаха все это дополнялось тем, что Тегеран был фактически главным союзником США и Израиля на Ближнем Востоке со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Раз так, то США эпохи Форда, предоставляя Ирану все большие ядерные преференции, просто не могли не понимать всех последствий «ядерного накачивания» Ирана. Тем более, что к числу существенных последствий передачи Ирану ядерных технологий (включая двойные) относилась и потеря монополии пулом имевшихся тогда ядерных игроков. Уже тогда проблемы нераспространения носили крайне острый характер. И расширение круга ядерных игроков несло издержки, в том числе и для США, порождая все глобальные риски, связанные с так называемым расползанием ядерного оружия.

Кроме того, Иран не был столь стабильным союзником США, как Израиль. И предоставление Ирану ядерных технологий двойного назначения превращалось в сверхрискованную затею. Ведь нестабильность шахского Ирана стала очевидной задолго до 1979 года!

И, тем не менее, США и совокупный Запад шли на риск потенциального ядерного вооружения шахского Ирана. Имеющаяся теперь в открытом доступе документальная база фактически не оставляет по этому поводу никаких сомнений.

Подчеркнем, что такая политика США в серьезной степени отличалась от политики их тогдашнего главного оппонента – СССР. Приведем конкретный пример. Примерно в то же время, 1950-1970-е гг., свою ядерную программу начал осуществлять и Ирак. Не вдаваясь в детали иракских сюжетов, укажем лишь, что в иракской ядерной программе поучаствовали и СССР, и США, и Франция. И выделим здесь то, что нас в наибольшей степени интересует, – советскую позицию.

А она заключалась в содействии исключительно мирным ядерным начинаниям, препятствуя военным составляющим иракской ядерной программы.

Так, в частности, при подписании в 1959 году советско-иракского межправительственного соглашения о помощи в реализации ядерной программы специально оговаривался ее исключительно мирный характер. Данная позиция была отражением личной позиции тогдашнего советского лидера Никиты Хрущева, который категорически выступал за отказ от передачи ядерных оружейных секретов «третьим странам» – от КНР до государств Ближнего Востока 11 .

Но и в постхрущевские времена, в 1975 году, в ответ на просьбу тогдашнего вице-президента Ирака Саддама Хусейна передать более совершенный ядерный реактор советские руководители потребовали от своего иракского визави сотрудничать в атомной сфере с МАГАТЭ 12 . Как известно, Хусейн в итоге получил ядерные технологии военного назначения, но не от СССР, а от Франции.

Возвращаясь к иранским ядерным проблемам, укажем, что после исламской революции 1979 года ядерные исследования были заморожены. Дело в том, что лидер исламской революции аятолла Хомейни считал ядерное оружие «антиисламским», что и определило позицию иранских властей на долгие годы по отношению к этой проблеме 13 .

Однако уже в первой послереволюционной генерации иранского режима нашлись люди, которые считали необходимым продолжить ядерную программу (включая ее военную составляющую).

В числе таких людей был видный соратник Хомейни, генеральный секретарь Исламской республиканской партии Сейед Мохаммад Хосейни Бехешти. Он заявил Хомейни в одной из дискуссий начала 1980-х гг.: «Вашим долгом является, прежде всего, создание атомной бомбы для Исламской республиканской партии. Наша цивилизация на грани гибели, и, если мы хотим ее защитить, нам нужно ядерное оружие» 14 .

Но Бехешти был убит в результате террористического акта 28 июня 1981 года. И сторонники нового развертывания иранской ядерной программы надолго отложили реализацию своих планов.

Реанимация иранского ядерного проекта в конце 1980-х гг.

Ядерные исследования Ирана были возобновлены лишь в 1987 году. К этому времени Хомейни, все еще являвшийся религиозным лидером, изменив позицию по ядерному вопросу, дал санкцию на возобновление иранской ядерной программы 15 При этом некоторые эксперты указывают, что на решение о реанимации иранской ядерной программы повлияла ирано-иракская война 1980-1988 гг., когда Ирак активно применял в ходе боевых действий оружие массового поражения (химическое, например), а также устраивал ракетные обстрелы крупнейших иранских городов (включая Тегеран) и стратегических объектов (включая обстрелы в 1987 и 1988 гг. блоков законсервированной Бушерской АЭС) 16 .

Однако Хомейни никоим образом не превратился в особого ревнителя ядерной иранской программы. Он просто уступил и реальности, и политическому давлению своих набирающих политическую мощь сподвижников. Реанимация иранской ядерной программы была существенно обусловлена укреплением позиций Х.А.Рафсанджани и успехом проводимого им политического курса. Х.А.Рафсанджани, являясь представителем реформаторского крыла иранского руководства, считал абсолютно необходимым превращение Ирана в сверхдержаву, пусть и под лозунгами исламской революции. А ядерная программа являлась для него и его сподвижников одним из инструментов такой трансформации 17 .

Отметим, что в настоящее время наиболее ярым «атомным радикалом» принято считать действующего иранского президента М.Ахмадинежада. И это во многом именно так. Сам Ахмадинежад не скрывает своей приверженности «атомному выбору».

Однако внимательный анализ проблемы показывает, что иранская ядерная программа осуществлялась и при шахе, и при позднем Хомейни, и в постхомейнистском Иране. Как мы видим, скорее представитель определенной части иранских фундаменталистов откажется от ядерной программы из-за своих религиозных установок, чем тот или иной рациональный политик, ориентированный на вестернизацию, как шах, или на иранскую исламскую сверхдержавность, как Рафсанджани.

Вряд ли смена конкретного первого лица в Тегеране (например, Ахмадинежада на Рафсанджани или на другого реформатора Мусави) что-либо изменит в отношении иранских руководителей к ядерной программе Ирана.

Известно, например, что главный кандидат от «реформистских сил» на иранских президентских выборах 2009 года Мир-Хосейн Мусави в ходе предвыборной кампании говорил о необходимости продолжения иранской ядерной программы. Правда, он оговаривался, что будет стремиться к тому, чтобы ядерная программа Ирана не носила военный характер. Но время от времени что-то сходное можно услышать и из уст Ахмадинежада. И совершенно ясно, что все разговоры о мирном характере ядерной программы Ирана – просто дань конъюнктуре. И что на самом деле политики Ирана стремятся не к мирному, а к военному атому.

Заявление Мусави датировано апрелем 2009 года 18 . Его оговорка о том, что он будет стремиться исключительно к мирному использованию иранского атома, конечно, важна. Но только в качестве иллюстрации на тему об игре, которую иранские элиты ведут вокруг ядерного проекта. В рамках этой игры допустима разная риторика. Но лишь постольку, поскольку она обеспечивает решение главной задачи – задачи вывода Ирана на новые, регионально-сверхдержавные рубежи. Причем Иран не Индия и не Китай. Ему не надо восполнять дефицит газа и нефти с помощью мирных ядерных реакторов. У него нет дефицита этих стратегически важных ископаемых.

Реальную помощь Ирану в возобновлении его ядерной программы оказали, во-первых, Китай и, во-вторых, Пакистан.

Китайская сторона поставила исследовательскому центру в Исфагане небольшой реактор 19 . Кроме того, в 1993 году Пекин обещал содействовать Тегерану в достройке АЭС в Бушере путем предоставления рабочей силы и технологий, а также в строительстве новой АЭС на юго-западе Ирана (мощность объекта – 300 МвТ). В 1995 году была достигнута еще одна договоренность – о сооружении под Исфаганом завода по обогащению урана 20 . Также еще в 1990 году между Китаем и Ираном было заключено соглашение сроком на 10 лет о подготовке иранских специалистов в ядерной сфере 21 .

Такое активное сотрудничество Тегерана и Пекина в атомной сфере вызвало негативную реакцию США. И в 1999 году ирано-китайское сотрудничество было официально свернуто. Но лишь официально. Об этом свидетельствует то, что уже в 2002 году американские власти ввели санкции против трех фирм из КНР, поставлявших в Иран вещества и материалы, которые могут быть использованы для производства оружия массового поражения 22 .

Что касается ирано-пакистанских контактов в ядерной сфере, то известно, что Исламабад и Тегеран в 1987 году заключили секретное соглашение о сотрудничестве в области ядерных исследований 23 . Подробно тему пакистано-иранского сотрудничества мы осветим ниже. Здесь же просто зафиксируем, что такое сотрудничество имело место.

Россия, которую чаще всего обвиняют в потворстве и спонсорстве иранского ядерного проекта, присоединилась к нему лишь в 1992 году. И нужно отметить, что российская доля в иранском проекте – это строительство АЭС в Бушере, которое находится под строгим контролем МАГАТЭ и носит исключительно мирный характер. Китай, Пакистан и Северная Корея как действующие лица иранской ядерной игры

Анализ существующих данных говорит о том, что различные составляющие иранской ракетно-ядерной программы чаще всего имеют своим источником цепочку Северная Корея – Иран – Пакистан. При явном технологическом спонсорстве Китая.

И ранский МИД дал Европе два месяца, чтобы определиться.

За это время европейские страны должны дать Тегерану четкие гарантии соблюдения ими условия ядерного соглашения 2015 года. В противном случае Иран оставляет за собой право принять «вынужденное решение». Об этом в ультимативной форме сообщил заместитель главы МИД Ирана Аббас Аракчи 13 мая 2018 года.

Какими будут эти «вынужденные решения», догадаться не трудно. Иран вновь приступит к разработке собственного ядерного оружия. Причем займет это у него очень небольшое время. Дело в том, что Иран, как очень разумная страна, претендующая на региональный статус, наверняка подстраховался.

Ядерная гонка вооружений на Ближнем Востоке

Итак, заявление Ирана недвусмысленно намекает на то, что Иран готовится возобновить военную ядерную программу. Такие же планы есть и у саудитов, а Израиль , как мы знаем, давно входит в ядерный клуб с предположительной парой сотен боеприпасов. Причем Саудовская Аравия, скорее всего, рассчитывает «ускорить» работы над созданием ядерной бомбы путем переговоров с Пакистаном, которому она в свое время дала денег на создание первого в исламском мире «ядрен-батона».

Уверен, что именно этот путь является для королевства наименее затратным и наиболее реализуемым. Иран же вел разработку ядерного оружия самостоятельно и основательно. К началу 2010-х он достиг довольно больших успехов в этом направлении, но под давлением США вынужден был свернуть работы. У меня есть все основания предполагать, что свернуты они были не полностью. Вернее, совсем не свернуты, но в другом месте…

Ракетная программа Ирана (нюансы)

Этой темы мы подробно касались, когда рассматривали возможности иранских стратегических ракетных сил и системы ПРО Израиля отразить их удар, если это потребуется в будущем. Теперь же пришло время дорассказать то, о чем я тогда предпочел умолчать, но о чем уже ранее вскользь упоминал. Меня всегда «смущала» явная дополняемость ракетно-ядерной программы Северной Кореи и программа создания ракетно-ядерного щита Ирана.

Иран создал неплохие БР СД, но не стал делать МБР. В свою очередь КНДР сделала упор именно на этих ракетах. Иран создал новые системы наведения БЧ. А еще разделяющуюся головную часть, что в первую очередь имеет смысл для ядерного оружия. В то же самое время корейцы не только создали ядерный заряд, но и поработали над его миниатюризацией (насколько успешно вопрос, но то дело времени и денег) и не стали «заморачиваться» созданием точных систем наведения и разделяющихся головных частей.

Интересная логика, правда? Если мы копнем глубже, то резкая активизация разработки ядерного оружия и новых ракет в КНДР начались именно тогда, когда Иран отказался от подобных разработок у себя дома. И именно тогда они смогли добиться больших и главное для многих неожиданных успехов в этом деле. И мало кто задавался вопросом, а откуда у КНДР на все это нашлись ресурсы.

Конечно, можно предположить, что все дело в Китае и его помощи. Логика в этом тоже есть. А если это все-таки Иран? Не секрет, что многие секреты Пхеньян получил, перекупив их у таких стран, как Украина. Наработки советских конструкторов во многом послужили основой для работы северокорейских специалистов. А ведь мало кто уже помнит, что с начала 2000-х именно Иран очень плотно окучивал украинское руководство и получил от него очень много ценных знаний в области ракетостроения и даже покупал у него образцы (например несколько крылатых ракет Х-55).

А еще не секрет, что ранее Иран и КНДР очень плотно сотрудничали в этой отрасли и схема иранские деньги в обмен на ракетный продукт давно уже отработана в отношениях двух стран. Это и наличие серьезных финансовых возможностей у Тегерана и отсутствие таковых у КНДР заставляют совсем по-другому посмотреть на проблематику создания иранской ядерной бомбы. А что, если она уже создана и просто лежит в другом месте.

Денуклеризация Северной Кореи или нуклеризация Ближнего Востока

Сколько на сегодня у КНДР ядерных боезарядов, не знает никто. Как никто не знает и о секретных договоренностях двух режимов. И как тут не вспомнить о вдруг серьезном пересмотре Пхеньяном отношения к своей ядерной программе. Ким Чен Ын с большой охотой сегодня идет навстречу США в вопросе ядерного разоружения. Еще год назад он заявлял, что его страна никогда не расстанется с ядерной бомбой, а сегодня Вашингтон даже объявляет сроки, когда такое событие может случиться (2020 год).

Пусть они пока гипотетические, но все же прорыв очень примечательный. А если предположить, что все наработки по бомбе, а также часть боеголовок будут перевезены в Иран? Скажете, невозможно? Не уверен. Тогда, имея свои центрифуги и производственные мощности, уже через пару лет Тегеран сможет стать полноправным обладателем ядерного оружия (и межконтинентальных ракет в придачу). А на первое время, чтобы отбить у Израиля желание делать глупости, хватит и десятка северокорейских зарядов. Ведь система ПРО Израиля пока не готова противостоять этой угрозе, а уже через десяток лет все это может стать бессмысленным… Итак, как мы видим ядерная угроза со стороны Ирана, это вовсе не блеф. Причем, самое интересное в этом, что Тегеран при этом не нарушал условия соглашения 2015 года.

У Исламской республики Иран отношения с внешним миром никогда не были простыми. Иногда кажется, что после развала СССР Иран выбран на Западе в качестве главного геополитического противника и объекта для критики. Россия в этой ситуации пытается лавировать: сохраняет дружеские отношения с Ираном, но и избегает чрезмерного сближения, с одной стороны, запускает АЭС в Бушере, с другой – отменяет поставки систем ПВО.

Об иранской атомной программе, отношении Ирана к «арабской весне», о недостаточном сотрудничестве с Россией, о повороте Турции на Восток и о том, почему в Иране казнили несовершеннолетнего, в интервью Slon.ru рассказал Махмуд Реза Саджади, чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в России.

– Иран 35 лет ждал, когда начнет работать Бушерская АЭС. Как вы думаете, это изменит жизнь страны? У Ирана же и до сих пор проблем с энергобезопасностью не было – с такими запасами нефти и газа.

– Да, у нас есть запасы нефти и газа, точно так же, как у России и США, но это не мешает этим странам развивать и другие виды получения энергии, в том числе и строить АЭС.

Мы же не только атомную станцию построили, мы еще и солнечную энергию, и гидроэнергию используем для своих нужд. Как понимаете, нефть и газ – это исчерпываемые ресурсы, которые рано или поздно закончатся, поэтому мы не стоим на месте, развивая и другие отрасли энергоснабжения.

Вообще, аргумент о том, что у Ирана есть нефть и газ, поэтому не нужна АЭС, очень похож на ситуацию, когда у человека есть накопления, и его уговаривают не работать, жить на те деньги, что отложены. Но так не бывает! Каждый человек должен работать, чтобы удовлетворять потребности семьи.

К тому же мы все знаем про «голландский синдром», который преследует страны, где есть нефть, и всеми силами стремимся избежать этого же явления в Иране, не привязывая экономику к природным ресурсам.

– Западные страны усматривают в таком интересе к развитию атомных технологий готовность Ирана разрабатывать атомное оружие. Иран намерен со временем обзавестись собственным атомным оружием? Какие международные события могут заставить Иран ускориться в этом вопросе?

– Начнем с того, что строительство Бушерской АЭС было начато еще при режиме шаха, когда американцы сами начали строить АЭС в Иране. Почему-то тогда никто не думал о том, что это может быть первым шагом на пути создания атомного оружия. Но после революции и свержения шахского режима Штаты усмотрели в этой АЭС угрозу для всего мира. Странно, не так ли? Почему? Потому что Иран стал независимым и перестал проводить интересы США, что имело место быть при шахе. 


Понимаете, если бы Иран хотел иметь ядерное оружие, то не стал бы подписывать Договор о нераспространении ядерного оружия, как не стали его подписывать Израиль и Индия. Мы же позволяем осматривать наши объекты, у нас довольно часто бывают инспектора МАГАТЭ, которые так и не смогли найти доказательств того, что у Ирана есть разработки ядерного оружия.

У Ирана несколько причин не обзаводиться ядерным оружием. Во-первых, у Ирана есть оружие гораздо более мощное, чем ядерное. Это оружие и защищает Иран от американской агрессии. Штаты несколько лет нам угрожают, но так и не решаются напасть – только потому, что понимают, что весь народ встанет на защиту своей родины. Ни одно другое государство не сумело бы выжить, находясь под давлением, ощущаемым Ираном в течение последних 32 лет, но у Ирана получилось и выстоять, и развиваться. Восемь лет длилась война с Ираком, в то время когда весь мир поддерживал иракский режим, мы защищались и смогли отразить натиск.

И потом мы не верим в то, что ядерное оружие – это оружие сдерживания, оружие, способное не допустить войны. К тому же оно требует огромных финансовых инвестиций, которые можно направить в мирное русло.

Нет, Запад знает, что у Ирана нет цели создать ядерное оружие, и только использует как повод для давления и шантажа. И нет никаких процессов, способных заставить Иран задуматься над созданием ядерного оружия. Оно Ирану в принципе не нужно.

– Иран подал против России в Международную торговую палату иск за то, что Москва отказалась поставить в Иран ракетные комплексы С-300, сославшись на новые санкции Совбеза ООН. Это не ухудшит двусторонних отношений

– Если бы у Ирана была цель наказать Россию штрафными санкциями, то, несомненно, отношения ухудшились бы. Но Иран не считает, что продажа Россией ракетных комплексов С-300 имеет отношение к санкциям Совбеза ООН, а, подав иск в Международную торговую палату, мы хотим помочь России получить юридические предпосылки для поставки комплексов Ирану.

– Вы довольны сегодняшним уровнем развития отношений между Ираном и Россией? Что мешает развитию сотрудничества?

– Нет, абсолютно не доволен! Я считаю, что уровень торговых отношений между Ираном и Россией был бы на порядок выше, если бы российские бизнесмены знали Иран, возможности иранской экономики лучше.

Во-первых, в России экономика очень тесно переплетается с политикой, и это многое усложняет. Во-вторых, пока нет банковской кооперации, не получится наладить отношения, которые могли бы быть выгодны двум странам. В-третьих, есть прозападное лобби, которое, защищая интересы Запада, очень мешает взаимовыгодному сотрудничеству, пытаясь доказать, что с экономической точки зрения Иран ненадежный партнер.

Хотя люди, которые были в Иране или работали с иранскими партнерами, говорят совершенно обратное, т.е. о том, что есть огромный потенциал для развития экономического сотрудничества! 
И, наконец, соответствующие российские экономические субъекты очень плохо знают иранскую действительность.

– За последний год по арабскому миру прокатилась волна революций. По вашему мнению, чего здесь больше: внутренних факторов или вмешательства внешних сил?

– Это зависит от конкретной страны. Например, в Египте исключительно внутренние причины вызвали народное негодование. Режим Хосни Мубарака был диктаторским, погряз в коррупции, был зависимым от влияния американских сил, и потому мы видели, как народ вышел на улицы, чтобы свергнуть его. Так что народ Египта взял примером Иран тридцатилетней давности. В подтверждение моих слов могу привести такой факт: у Ирана столько лет не было посольства в Каире – только небольшое бюро, представляющее интересы Ирана, – но после ухода Мубарака было закрыто израильское посольство, и открыто – иранское.

А вот в Сирии – наоборот. Там работают силы извне, которые всеми способами, в том числе и финансовыми, пытаются свергнуть правительство, но мы видим, что в Сирии нет таких массовых выступлений, как в Египте. Значит, не получится скинуть сирийское правительство в угоду Западу.

– Может ли что-нибудь подобное Египту или Тунису повториться уже в современном Иране?

– Нет. Это невозможно. Иран уже прошел этот путь, мы свергли марионеточный режим шаха, и сегодня можем говорить о том, что большинство населения довольно положением дел в Иране.

– Как Иран относится к усилению влияния Турции в арабском мире?

– Турция – это братская страна, где к власти, наконец, пришли не военные, а люди, искренне верующие, что делает наши отношения теплее и ближе. И то, что Турция повернулась к исламскому миру, – это замечательно. И скажу, что если сегодня Турцию поставят перед выбором между Европой и Исламом, то Турция в интересах собственного народа выберет Ислам, несомненно.

– Не так давно иранское правительство именно под давлением Тебриза (главный город иранских азербайджанцев) выделило 900 миллионов долларов на проведение мероприятий по предотвращению высыхания озера Урмия. Так сказал глава Организации по охране окружающей среды ИРИ Мохаммад Джавад Мохаммадизаде. Это почти сразу объявили победой азербайджанцев, проживающих в Иране. Согласны с этим утверждением?

– А разве озеро Урмия находится не на территории Ирана? Конечно, оно расположено на территории Ирана, и мы делаем все, чтобы улучшить экологию в своей стране. А что касается положения азербайджанцев в Иране… Сегодня наш духовный лидер является азербайджанцем. Азербайджанцы занимают довольно высокие посты в нашей стране, потому что всегда самоотверженно служили Ирану, как и все народы, населяющие Иран, вне зависимости от своей этнической принадлежности, что и делает Иран таким сильным государством.

– Последний вопрос, который сложнее всего задать. Как возможно, что в современном Иране казнили несовершеннолетнего?

– Дело в том, что Иран живет по законам Бога, которые мы считаем более мудрыми, нежели законы, написанные человеком. По этим законам ответственность наступает уже с 17 лет.

В Иране очень трепетное отношение к человеческой жизни, и именно поэтому в нашей стране определена смертная казнь за убийство, чтобы никто не смел покушаться на жизнь другого человека. В конкретном же случае, человек знал о том, что ему грозит в случае совершения этого преступления. Тем не менее, Алиреза Молласолтани решился на убийство, движимый личной неприязнью. Государство его могло бы простить только и только в том случае, если бы преступника простили родители убитого. Они не простили. Более того, родители убитого требовали этой казни, требовали возмездия. Большинство населения довольно положением дел в Иране.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода