Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Кто создал шашки и в каком году. История шашек (в иллюстрациях)

Так всегда бывает, когда чем то интересуешься. Чем больше узнаешь, тем больше появляется возможностей узнать что то новенькое. Потом нескончаемый поток этого самого новенького захлестывает тебя с головой, и ты начинаешь тонуть. Но пока это не произошло - жизнь прекрасна.

Я хочу рассказать о том, с чем знакомы почти все. О том, чем мало кто интересуется. О том, о чем никто практически ничего не знает. Я хочу рассказать о Шашках . Не спешите ухмыляться. Если вы думаете, что знаете о Шашках все, ответьте (для себя) на несколько простых вопросов:

  • Какие разновидности Шашек существуют?
  • Чем отличаются Шашки от Шахмат?
  • Что общего у Шашек и «Крестиков-ноликов»?
Эти вопросы кажутся вам глупыми? Это нормально, мне тоже казались… пока я не заинтересовался историей Шашек

Я всегда интересовался логическими играми, но разнообразие всевозможных правил привлекало меня больше чем сам процесс игры. Правда материальная база подкачала. Сами посудите, поиграть с кем то (да хоть и самому с собой) в Шашки или в Шахматы не сложно. Доска и комплекты фигур продаются в любом специализированном магазине. С Сёги или Сянцы все гораздо сложнее. В магазинах этих игр не найти (по крайней мере у нас в глубинке), а собственные конечности, прямо скажем, больше приспособлены для нажимания кнопок, чем для обработки дерева.

Разумеется, в наше время, почти для любой игры можно найти компьютерную программу. Ключевых слов в этой фразе ровно два - найти и почти . Именно поэтому я так обрадовался, когда обнаружил ZoG . Да, она не очень сильна в Шахматах, но зато позволяет запрограммировать практически любую игру своими силами (чем очень многие не замедлили воспользоваться). Наткнувшись на этот клондайк настольного игростроя я невольно заинтересовался логическими играми (в том числе историей их развития) более серьезно.

Долго ли, коротко ли, но после продолжительного шатания по википедиям и тематическим форумам, я наткнулся на замечательный блог Дмитрия Скирюка . Забавно, что вышел я на этот блог в поисках внятного описания некой средневековой игры под названием Ритмомахия . Вот что, по этому поводу, написал сам Дмитрий:

… Ритмомахия, признаюсь, меня заинтересовала. Я начал копать в этом направлении, и прямо скажем, не очень преуспел, зато наткнулся на след, который привёл меня к Чейзу...

Ну, как я уже говорил, если что то ищешь, то очень часто находишь совсем не то что искал. Зато я познакомился с «Чейзом». Скажу сразу, размещение описания этой игры в теме «История шашек» меня озадачило. Для начала, я понял, что практически ничего не знаю о Шашках. Это, впрочем, не удивительно. Как, вероятно, и большинство моих соотечественников знаю я о Шашках с детства, но, при этом, никогда не рассматривал эту игру как что то серьезное (такое, как например, Шахматы).

Каюсь, я был не прав … Тематический Дмитрия предоставил достаточно материала для размышлений об этом. А потом я заметил, что почти для всех игр, упомянутых Дмитрием имеются ZoG реализации. Так родилась идея создания обзора, посвященного истории Шашек. Разумеется, мой обзор вторичен. Я во многом опираюсь на обширный материал, собранный Дмитрием Скирюком и прошу рассматривать мой пост лишь как иллюстрацию к проделанной им гигантской работе.

Итак, начнем…

Думаю, что, из числа читающих этот пост, будет сложно найти человека ни разу не игравшего в «Крестики-Нолики». Конечно, скажете вы, но какое отношение это имеет к Шашкам? Давайте не будем торопиться. Итак, «Крестики-Нолики». Простые правила, доступный «инвентарь»… У этой замечательной игры есть всего один недостаток - при правильной игре сторон она всегда (и очень быстро) завершается вничью. Это очень скучно, поскольку полностью отсутствует какая либо интрига. В результате, в такую игру (часами) способны играть разьве что младшие школьники.

Разумеется, предпринимались неоднократные попытки сделать эту игру более интересной. Лично я знаю два принципиально различных подхода к усложненению этой игры (на самом деле, больше, но об этом позже). Во первых, можно увеличить размер или размерность доски. Таким образом, можно играть на 3D, или гексагональной доске, либо на доске большого размера. Само собой, на большой доске нет смысла играть по правилам «три в ряд». Чтобы игра была интересной, требуется построить ряд из пяти фишек. Добавив к этому неcколько правил, для исправления игрового баланса, получим Рэндзю :

В отличии от своего прародителя, Рэндзю является вполне «взрослой» игрой. По ней имеется учебная литература, проводятся международные чемпионаты. Но увеличение размера доски не единственный способ усложнения игры. Вместо того, чтобы увеличивать размер доски, можно разрешить двигать фишки. В начале игры, игроки могут выставлять их на доску так же как в «Крестиках-ноликах», но исчерпав выделенный лимит фишек (и получив на доске закономерную ничейную позицию) игроки могут начать двигать фишки по доске, с целью построения линии «3 в ряд». Вероятно, первоначально, игра велась на поле 3x3. Именно в таком виде игра под названием «Танец 3 мужчин» описана в книге Мартина Гарднера «Математические головоломки и развлечения».

Это более интересная игра чем «Крестики-нолики», но ее можно сделать еще интереснее. Во первых, можно увеличить и усложнить игровое поле, дать игрокам более 3 фишек и, самое главное, изменить условие победы. Поставив линию из 3 фишек игрок не выигрывает, а имеет право убрать с поля любую фишку противника. Цель игры - убрать с доски все фишки противника. Именно так выглядит игра «Танец 9 мужчин», также известная как "Мельница ". Варианты игровых полей для «Мельницы» весьма разнообразны . Вот как выглядит партия игры в "Мельницу " на одной из таких досок:

Как и любая другая история, история Шашек не могла обойтись без египтян. Именно в Египте была придумана игра под названием Seega . Хотя эта игра и не очень популярна, она дожила до наших дней. Таким образом, это, по всей видимости, наиболее древний вариант «зажимных шашек», правила которого нам известны. Греки и римляне также внесли свой вклад в развитие шашечной игры, придумав игры "Петтейя " и "Латрункули ", соответвенно. Вне всякого сомнения, эти игры существовали, но, к сожалению, об их правилах практически ничего не известно. Некоторые исследователи считают, что «Сиджа» произошла от «Петтейи», но и в этом твердой уверенности нет.

Все эти игры представляли собой метафору боевых действий, характерных для того времени. Каждый игрок имел набор однотипных фигур (своего цвета) и мог перемещать их по доске, в соответсвии с правилами. Фигура противника убиралась с доски (во всяком случае в «Сиджа») после «зажимания» с двух сторон (по вертикали или горизонтали) своими фигурами (два солдата побеждали в бою одного). В «Сиджа» игра начиналась с выставления фигур на доску (как в «Мельнице»). Только выставив все свои фигуры игроки могли начать перемещать их на одну клетку по вертикали или горизонтали. Вот как это выглядело:

Другой игрой «зажимного» типа, дошедшей до наших дней, является японская Hasami Shogi . Эту игру, по праву, можно назвать «японскими шашками». Удаление фигур противника с доски, также, осуществляется путем их «зажимания» с двух сторон (что и отражено в названии игры Hasami - «клещи»), но «зажимать» можно не одну, а несколько фигур сразу (также имеются сложные правила «зажимания» фигур в углу доски, посмотреть которые можно в следующем видео). Фигуры могут ходить не на одну, а на несколько клеток сразу (как Ладьи в Шахматах). Интересно, что целью игры не является удаление с доски всех фигур противника. В различных вариантах, для победы, требуется либо снять с доски 5 фигур противника, либо (привет от «Крестиков-ноликов») поставить 5 своих фигур в ряд. Надо сказать, что все эти правила идут игре на пользу, делая ее гораздо более динамичной, по сравнению, например, с Seega:

По тем же «зажимным» принципам построена тибетская игра Gundru , также известная под названием "Мин Манг ". Так же как и в Hasami Shogi, «зажимать» можно по несколько фигур сразу, но захваченные фигуры не убираются с доски, а меняют цвет (фишки просто переворачиваются):

В конце видео можно заметить, каким образом игрок может свести партию к ничьей. К сожалению, подобная тактика возможна для всех игр «зажимного» типа, целью которых является захват всех фигур противника. Впрочем, это не делает игру менее интересной. Знатоки настольных игр несомненно уже обратили внимание на сходство принципов этой игры с другой игрой:

В отличии от игр упомянутых ранее, "Reversi " это относительно молодая игра, со сложной судьбой. Она была изобретена в Великобритании в конце XIX века, но впоследствии забыта, в связи с социальными катаклизмами начала XX века. В 1971 году она была возрождена в Японии под названием «Отелло».

Но вернемся к нашей истории. Вслед за греками и римлянами, свой вклад в развитие настольных игр внесли викинги. Совершая свои набеги, они распространяли по всему миру «Кости», «Мельницу», Шатрандж …
Но была и еще одна игра. В 1880 году, в одном из могильных курганов был обнаружен фрагмент доски, размеченный с двух сторон. Одна сторона предназначалась для игры в «Мельницу», другая - для неизвестной игры на поле 13x13 клеток. Были найдены еще несколько досок для этой игры, но правила оставались неизвестными. Вероятно, таковыми они остались бы и до сих пор, если бы не дневники Карла Линнея . В 1732 году, в Лапландии, он обнаружил игру, которую, впоследствии, удалось связать со сделанными находками.

Хотя в точности воссоздать правила всех игр семейства Тафл так и не удалось, несомненно, что они относились к играм «зажимного» типа. В отличии от игр, упомянутых здесь ранее, Тафл является не симметричной игрой. Целью одного из игроков «Обороняющегося» является вывод фигуры Короля «из окружения». Другой игрок - должен блокировать его, «зажав» своими фигурами с двух или более сторон (здесь в реконструкциях правил имеются разночтения). Взятие «рядовых» фигур осуществляется «зажиманием» их фигурами противника с двух сторон, но такое уничтожение фигур не является целью игры ни для одного из игроков. Интересующихся историей и правилами Тафла, я вновь отсылаю к блогу Дмитрия Скирюка, добавив, от себя, пример партии одной из таких игр:

Описанные выше игры относятся к играм «зажимного» типа. Но когда взятие фигуры стало осуществляться прыжком через фигуру противника? Существует еще одна игра , бывшая весьма популярной в средние века. На поле, напоминающем доску для игры в «Мельницу», 13 или более «гусей» (в зависимости от варианта игры) должны заблокировать (лишить возможности хода) одну «лису». «Гусей» больше, но возможности их хода ограничены (они могут ходить на один шаг только по вертикали или горизонтали). «Лиса», дополнительно, может ходить по диагоналям и, кроме того, может «есть» гусей, по шашечным правилам, перепрыгивая через фигуру противника. Разрешены даже цепочки взятий! Это, действительно, очень похоже на современные Шашки!

Хотя игра «Лиса и гуси» весьма интересна, в историческом плане, на мой взгляд, она несколько нудновата. Процесс запирания «лисы» может растянуться на очень долгое время. Мне больше нравится другая игра, на очень похожей доске. Девять полей, на ней, специальным образом выделены и представляют собой «крепость». В крепости находятся 2 стражника, цель которых - не дать нападающим занять все поля «крепости». Стражники могут есть нападающих так же, как «лиса», в игре «Лиса и гуси». Нападающие могут двигаться в любом направлении, по направлению к «крепости». Вот как всё это выглядит:

Следующей важной вехой в развитии Шашек стал испанский «Алькуерк». Эта игра велась на поле для игры «Аль Киркат», позаимствованной у арабов и представлявшей собой (скорее всего) вариант «Мельницы». Двигаться разрешено по размеченным линиям. Это не очевидно, на первый взгляд, но поля такой доски не одинаковы. Некоторые имеют восемь соседей, а некоторые всего четырех. Эта особенность делает игру весьма своеобразной, в тактическом плане. Из расстановки фигур, очевидно, что игрок, делающий ход вторым, имеет преимущество. Проблема, связанная с этим дисбалансом, обычно, решается проведением сериии игр, с достаточно сложной системой подсчета очков . К сожалению, нам не известны детали правил этой игры (было ли взятие обязательным, разрешалось ли ходить назад, происходило ли превращение фигур), но имеется множество её реконструкций.

Хотя Алькуерк не лишен недостатков, в игровом плане, он является важной переходной формой в истории Шашек. Поскольку эта игра была разнесена испанцами по всему миру, появилось множество её модификаций . Наиболее очевидным решением проблемы дисбаланса первоначальной игры было увеличение размера игрового поля. Так появились Харбага и еще большая по размерам Замма (в этой игре уже присутствуют «дальнобойные» дамки):

Простое увеличение размеров - не единственный вариант изменения доски. По аналогии с «Мельницей» было придумано невероятное количество разнообразных не квадратных досок для игры по правилам Алькуерка. Такие игры обнаружены в Индии, Америке, Африке и Азии и условно объединяются термином «военные» игры :

Другим подходом стало усложнение правил игры. Например в Дабло, сохранению которого мы также обязаны лапландцам, были добавлены фигуры «Принца» и «Короля». Эти фигуры, в отличии от «солдат», ходивших только вперед, могли ходить в любую сторону и «есть» по желанию. Кроме того, эти фигуры были «имунны» для обычных «солдат». «Короля» мог взять только вражеский «король», «принца» - «король» или «принц». Не думаю, что это решение было очень удачной мыслью, но игра получилась довольно интересная:

В условиях территориальной изоляции, возникли и более причудливые игровые системы на основе Алькуерка. Национальной гордостью жителей Мадагаскара, к примеру, является Фанорона , отличающаяся весьма оригинальным способом взятия фигур. Различаются два способа взятия - атакой и отступлением. При взятии атакой, игрок перемещает один из своих камней на некоторую точку так, что следующая точка на той же линии занята камнем противника, при этом, камень противника и все расположенные за ним камни того же цвета, снимаются с доски. При выполнении взятия отступлением, игрок перемещает один из своих камней с некоторой точки так, что предыдущая точка на той же линии занята камнем противника, при этом, с доски также удаляется непрерывная цепочка камней противника. Пожалуй, проще показать это:

Не менее интересна игра обитателей острова Ява. Края доски для игры в Суракарту замкнуты дополнительными двойными петлями, на каждом из углов доски. Для обычных ходов (на один шаг по вертикали, горизонтали или диагоналям) эти петли не используются, но выполняя взятие, фигура должна пройти по одной или нескольким петлям и занять поле, ранее занятое фигурой противника. Взятия осуществляются как в Шахматах, без прыжка через фигуру (с обязательным проходом по петле). Цепочек взятий нет:

Чуть менее оригинальна (но не менее интересна) африканская Йотай. Эта игра, как и Seega, начинается на пустом поле, размером 5x6 клеток. У каждого игрока по 12 фишек. Игроки поочередно выставляют фишки на доску или делают ход ранее выставленной фишкой (не обязательно после выставления всех фишек). Ходить можно только по вертикалям и горизонталям на одно поле. Взятия осуществляются по правилам Алькуерка, перепрыгиванием через фишку противника (цепочки взятий разрешены), но, при выполнении каждого взятия, игрок имеет право снять с доски одну (любую) дополнительную фишку противника. Такая «положительная обратная связь», в совокупности со скоростной манерой игры, делает партии Йотай совершенно непредсказуемыми:

Ну вот мы и добрались до новейшей истории. Революция в мире шашек грянула, когда их стали играть на шахматной доске. Поскольку игры семейства Шахмат были (и остаются) на пике популярности, использование их инвентаря для игры сказалось на распространении Шашек более чем благотворно. Стоит заметить, что ситуация с Hasami Shogi (о которой я говорил ранее), отражает ту же картину, но как бы, в уменьшенном масштабе. Для этой игры используется стандартный комплект Shogi, чрезвычайно распространенный в Японии. Сама же Hasami Shogi считается игрой куда менее серьезной (играют в нее, в основном, дети). Если бы Hasami Shogi не использовала доску и комплект фигур Shogi, вряд ли бы про неё хоть кто-нибудь знал.

Наиболее древними шашечными системами считаются игры с ортогональным ходом фигур. К ним относятся турецкие , армянские и осетинские шашки. Как уже наверное понятно, обычные фигуры могут ходить на одну клетку только вперед, влево или вправо (исключением являются армянские шашки, в которых разрешены ходы по диагонали). Бой фигур производится только ортогонально, «перепрыгиванием» через фигуру противника, на следующую за ней пустую клетку. Взятие обязательно. При достижении последней линии, происходит превращение в усиленный вариант фигуры - «дамку». Дамка дальнобойная. Цель игры - лишить противника возможности хода («съесть» или «запереть» все его фигуры). Вот как выглядит партия в турецкие шашки:

Другое, более знакомое нам семейство игр пошло по пути сознательного отказа от использования половины шахматных полей, разрешив фигурам перемещаться только по диагоналям. Это решение может показаться странным, но, возможно , именно ему мы обязаны знаменитой разметкой шахматной доски. Современных разновидностей шашечной игры, порой незначительно различающихся правилами, довольно много. Пожалуй, главным камнем преткновения является вопрос о дальнобойности дамок. В английских Checkers , дамки тихоходные. От обычных шашек они отличаются только возможностью хода и «рубки» назад. Более привычный нам русский вариант гораздо более динамичен, за счет использования «дальнобойных» дамок:

Пожалуй, наиболее оригинальным является итальянский вариант. В нем, как и в Dablot, о котором я говорил ранее, проводится в жизнь мысль, о том, что некоторые шашки более равны чем другие . Обычные шашки не могут есть дамок, правда, в отличии от Dablot, могут быть в них превращены, за особые заслуги (дойдя до полей превращения). Предком этого варианта игры, несомненно, является итальянская же Damone (цель игры - захватить все фишки или главную дамку противника):

Разумеется, история Шашек, на этом, не заканчивается. С учетом того, что, в отличии от Шахмат, Шашки уже полностью просчитаны на компьютерах, для дальнейшего существования, они просто обязаны развиваться. Существует множество вариантов усложнения игры. Наиболее очевидным из них, как и множество раз до этого, является увеличение размеров доски. Помните, в начале этой статьи, я говорил, что знаю более двух способов усложнения игры в «Крестики-нолики»? На самом деле, таких способов множество. Существуют, к примеру, "вертикальные " крестики-нолики. А можно поменять саму цель игры. Что если считать проигравшим игрока, вынужденного построить линию «3 в ряд»?

Аналогичный подход применим и к Шашкам. Это может показаться странным, но подобные "обратные " игры, оказываются гораздо сложнее их «прямых» аналогов (особенно при наличии правила обязательного взятия фигур). Во всяком случае, насколько мне известно, до сих пор, не удалось разработать компьютерную программу, адекватно играющую в «Поддавки». К сожалению, эта игра незаслуженно обойдена вниманием мирового сообщества. Возможно дело в уничижительном названии, возможна сама идея «поддать» все свои фигуры не кажется достойной, я не знаю. В любом случае, я считаю, что Поддавки - одна из игр будущего. Другим возможным вариантом «улучшения» Шашек могут оказаться Столбовые шашки .

Отдельного упоминания заслуживают различные варианты Шашмат , наглядным историческим примером которых может служить алтайская Шатра . В ней грань между Шашками и Шахматами становится совсем тонкой и практически невидимой. Хотя нет твердой уверенности в том, что в древности на Алтае играли именно таким образом, реконструкция получилась весьма интересная и, несомненно, очень оригинальная:

Существуют и еще более оригинальные игровые системы, такие как, например, Abalone, разработанная Мишелем Лале и Лораном Леви в 1987 году. В ней, игрокам разрешается перемещать одновременно по нескольку фигур (до трёх), расположенных на соседних полях, за ход. Цель игры - «вытолкать» за пределы доски заданное количество фигур противника. При этом, для успешного выталкивания, группа фигур, совершающих ход, должна быть большей, чем группа фигур другой стороны. Две фигуры могут «толкнуть» одну, а три, в свою очередь, две или одну фигуру противника. В результате, игра очень напоминает чемпионат по Сумо , проводимый среди гусениц:

Как бы там ни было, развитие Шашек продолжается, и это не может не радовать!

Наконец-то, наконец-то мы добрались до них, родных, ради кого (или чего) всё это затевалось! Удивительно, но славянские племена древней Руси по какой-то неизвестной причине так и не создали никаких оригинальных, аутентичных настольных игр, а если таковые и были, о них не осталось свидетельств, и только шашки стали для России истинно массовой, национальной настольной игрой. Вся русская шашечная терминология по сию пору носит лукавый, простонародный характер: «кол», «тычок», «косяк», «решето», «поддача», «любки» и т.п


РУССКИЕ ШАШКИ

В Россию шашки попали, вероятнее всего, через Польшу под названием «дамы», дальнейшее их развитие происходило под сильным влиянием испанских шашечных правил. Историк И.А.Хайновский считает, что шашки привезла на Русь княгиня Ольга из Византии в 956 году после посещения Константинополя (вопрос, какая это была игра - зажимная, ортогональная система или диагональная, и какая доска - аштапада или сетка алькуерка, учёный оставляет без ответа).

Кроме «южной» версии, есть «северная», по которой шашки на Русь занесли скандинавы. На этот вывод наталкивают находки костяных и стеклянных фишек около Смоленска и раскопки «Чёрной могилы» близ Чернигова, а также захоронений Старой Ладоги и ряда Гнездовских курганов, где были найдены игральные фигуры. Очень многое говорит за то, что центрами игровой культуры в те времена были Псков и Новгородская республика - торговые перекрёстки, где Европа встречалась с Азией. В местных археологических находках встречаются доски для Мельницы, а также фишки и фигуры. Археологи сперва посчитали эти находки шахматами, а после - шашками. Академик Б.А.Рыбаков писал: «Учитывая стандартность всех костяных фишек, их трудно признать шахматными фигурками, так как должны были бы сохраниться не только одни пешки» . Другой петербургский историк, Г.Ф.Корзухина, также утверждала, что шашечная игра на Руси исчезла в начале XI века с уходом варяжских наёмников, но всё меняет её же замечание, что в набор из 10 шашек, сильно повреждённых огнём, входили также… два «Короля», имевших форму уплощённой полусферы с плоской кнопкой наверху. В свете последних научных изысканий можно предположить, что во всех этих случаях имела место серия заблуждений, и если какая-то игра и пришла на Русь с варягами, это был тафл, где как раз с обеих сторон играли «одни только пешки».

На Руси шашки называли по-разному: «тавлеи», «дамы», также «саки» и «леки». Предположительно «леки», произошло от латинского latrunkuli («Лекы и шахматы имети да ся останеши» , - гласит новгородская кормчая 1280 года). Сходство же названий игровой фишки и рубящего холодного оружия - результат случайной дивергенции: первое, как уже упоминалось - искажённое «шажки», второе - тоже искажённое черкесское наименование длинного боевого клинка «сайшхо». Любопытный пример, когда сходство действия (и та, и эта «шашка» рубит и бьёт) привело к полной тождественности названий.

Игра в простые шашки называлась «крепкая», «крепки» или «крепкие шашки», обратные шашки назывались поддавками. «Крепко играет», - говорили про хорошего шашиста. Слово «дамы» по отношению к шашечной игре в русском языке не прижилось, и только русская «доведь» - фишка, достигшая 8-й горизонтали, сменила имя на франтоватую польскую «дамку».
Историк В.Е.Бучневич в «Записках о Полтаве и её памятниках» 1902 года пишет: «При разборе вещей было найдено несколько святых икон, обращённых шведами в шахматные доски. Одна из них и поныне хранится в с. Жуках, Полтавского уезда. […] Под иконою в рамах (на которой шведами вырезана шашечница для игры в дамки) на синей бумаге написаны следующие стихи, составленные протопопом Иваном Жученком в 1780 году:
***

…Подножия и дамы с иконы сочиняху

С икон подгнети котлам и до груб иконы,

С икон, увы, помосты делали под кони.

Тогда и та икона пострада святая,

Юже в дамы пречерта рука проклятая.
***

Существует предание, что Пётр I пожертвовал 12 рублей на елей для лампады перед этой иконой» .

Меж тем, сам Пётр I обожал шашки и даже ввёл правило, чтоб на ассамблеях всегда выделяли особую комнату для шашечной игры. Некоторые историки отдают приоритет шахматам, но у меня нет сомнений, что это были именно шашки. Тому подтверждением выдержка из дневника голштинского камер-юнкера Берхгольца, пребывавшего тогда в Петербурге: «Что мне не нравится в этих ассамблеях, так это, во первых, что в комнатах, где дамы и где танцуют, курят табак и играют в шашки, от чего бывают вонь и стукотня, вовсе не уместные при дамах и при музыке…» . На ассамблеях царь сам часто играл в шашки с боярами, причём, условия были такие: если царь выигрывал, цирюльники тут же обстригали боярину бороду. Один боярин трижды подряд выиграл у государя, за это ему было пожаловано право… навсегда остаться с бородой.
Знали и любили шашечную игру Суворов, Державин, Белинский и Пушкин, а уж партия между литературными героями Ноздрёвым и Чичиковым, описанная Гоголем, стала хрестоматийной.

Адам Мицкевич (1798-1855) написал целую поэму «Шашки», причём, судя по тексту, имел в виду не 100-клеточные польские, а 64-клеточные русские или испанские шашки. Обожали шашки Маяковский, Александр Грин, Шолом-Алейхем, Даль Орлов и множество других русских писателей, поэтов, актёров, художников и прочих деятелей культуры, науки и искусства, одно перечисление которых займёт несколько страниц.

В 1791 году в России впервые были изданы «Правила для шашечной игры». Первая же русская книга-учебник, «Руководство к основательному познанию шашечной игры, или Искусство обыгрывать всех в простые шашки», вышла в 1827 году тиражом 100 экземпляров, вышла анонимно, хотя сегодня известно, что автором её был известный московский шахматист Александр Дмитриевич Петров (1794-1867), во второй половине жизни отдавший много сил и энергии изучению и пропаганде русской шашечной системы.

Это грандиозная фигура в истории русских шашек. Видный теоретик, энтузиаст и подвижник, он сам великолепно играл, издавал книги и журналы, интересовался зарубежной литературой и неустанно искал самородков из народа. В своих «Воспоминаниях» он писал так: «В простые шашки в крепкую и в поддавки я играл довольно хорошо, но встречал игроков сильнее меня… Сильнее всех был Андрей Петрович Попов. Познакомился с ним в тридцатых годах… Полный, здоровый мужчина… с умной физиономией, лет 45, молчаливый. Играл с ним всегда в крепкую. Сначала он побивал меня немилосердно. Из 10 игор едва удавалось мне выиграть одну… Поигравши с ним месяца два, я достиг наконец того, что из 3 игор выигрывал одну, а проигрывал две, не считая ничьих. Он играл и в шахматы, но слабо: я мог давать ладью вперёд… ».

Судя по записям Петрова, в то время в купеческих лавках и торговых рядах обеих столиц игра шла нешуточная. Играли на ставку определённое количество партий, в очень быстром темпе, при этом неопытные игроки попадались в ловушки, часто теряли шашки за фук. В 30-е годы XIX века сильным шашистом был И.П.Селезнёв по прозвищу Хромой. Вышеупомянутый А.П.Попов упоминал о нём в письме к Петрову в 1847 году: «Имел случай видеть в Москве славных игроков и с первейшим из них постарался познакомиться короче. Это московский мещанин Иван Петрович Селезнёв. Играли мы с ним игор по 30 во всякий присяд, и я, бравши у него ничью, проигрывал ему по целковому (каждая игра была по пятаку серебряному, и то для меня, а с богачами он играет по золотому игру), ибо редко весьма и ничью выиграть... Из всей Москвы только двое не берут у него ничью, но наравне с ним держаться не могут. Но шашку вперёд давать мне не решался».

Ещё об одном игроке упоминает М.Гоняев в журнале «Всемирная иллюстрация», в статье «Воспоминания о Хромом и Яковлеве»: «В начале 1850 годов умерли […] два сильнейших шашечных игрока, когда-либо живших в Москве. Один назывался Иван Петров Хромой (он сильно прихрамывал), другой - Дмитрий Яковлев. […] До 1812 г. Хромой имел небольшую лавочку в Гостином дворе, а Дмитрий Яковлев был зажиточным мещанином, но из-за страсти к шашкам первый проторговал свою лавочку, а другой тоже вконец прожился, и в 1849 г., когда я их обоих узнал, оба они, как говорится, уже вели борьбу за существование.

По игре они были равносильны, а в конечных позициях, по-моему Дмитрий Яковлев был даже выше, но зато первоначальная постановка игр у Хромого была искуснее выработана... так что после 4 или 5 ходов ваша игра кажется хороша, а выходит после... что... каким вариантом вы ни играйте... везде проиграна... Сам Иван Петров относится к игре Дмитрия Яковлева с уважением и называет его «твердыня игрок».

В своих воспоминаниях Петров завещал, чтобы имена таких игроков были сохранены в летописях шашечной истории. Однако в те годы среди шашистов не принято было делиться друг с другом открытиями и находками, наоборот - секреты мастерства ревностно охранялись, записи партий не велись и мы можем только догадываться, какие такие «двойные ловушки» строили друг другу русские мастера.

Вот что сообщает тогдашняя пресса: «…средний же класс, между которым распространена игра, интересуется игрой не для разработки её теории, а только процессом её (достигая иногда высокого совершенства в игре)… чтобы обращать игру в более или менее выгодную коммерческую, а иногда даже азартную игру…

Более всего играют в шашки в Москве. Игра преимущественно распространена среди торгового люда так называемого «города» (район улиц Никольской, Ильинки, Варварки). Здесь имеются определённые места собрания членов кружков. Там… играют много и на много».

Лев Толстой писал в дневниках: «Пошёл к Дьякову. На Смоленском играл в шашки, мне заперли тринадцать. Смешно, что было неприятно» («13», т.е. «зеркалу русской революции» заперли дамку и простую). Помните фразу «Лучше смерть, нежели полон», которую говорит воинам князь Игорь в «Слове о полку»? Вот и в русских шашках сохранился такой же взгляд на взятие в плен: если шашкам грозит запирание, лучше отдать их, чем попасть в плен: это не так позорно, и по очкам проигрыш получается меньше. Немудрено, что автору «Войны и мира» такой проигрыш был неприятен.

В шашках долго держалось «правило гнева», заимствованное из алькуерка. Напомню: рубка в шашках обязательна, и фишка, которая «проворонила» такую возможность (или намеренно её проигнорировала), снималась с доски. В России это называлось «взять за фук». Что интересно - в английском применялся сходный эвфемизм: «пропыхтеть» шашку («huffing»). Игроки не сразу поняли, что подобная система таит в себе побочный эффект. Созданный как штраф для наказания зазевавшихся игроков, фук стал тактическим приёмом, гнусной индульгенцией, убивающей игру, ведь для баланса прибыли и убыли игроку порою выгодней отдать за фук одну шашку, чем потерять сразу 3-4 в ходе последующей неизбежной серии взятий. Фук сильно мешал развитию шашечной композиции: самая вычурная и красивая комбинация не стоила и гроша, если жертва всего одной фишки могла её аннулировать.
Одним из первых предложил отменить «правило гнева» голландский гроссмейстер Эфраим ван Эмден. Большим противником фука был и Петров, однако прошло почти сто лет, прежде чем фук окончательно вышел из употребления. Большую роль в удалении этого рудимента сыграли стоклеточные шашки, комбинационное богатство которых смогло расцвести только после исчезновения «правила гнева». Сразу появилось множество шашечных этюдов и задач: пример стоклеток оказался заразительным. В итоге фук был окончательно изжит в Европе к концу XIX века, хотя английские чекерс сопротивлялись ещё несколько десятилетий. В Африке, однако, фук по-прежнему живёт и процветает (например, в республике Гана, где в местные шашки дамии принято играть со скоростью настольного тенниса).

История шашек сохранила множество имён великих русских игроков и теоретиков шашечной игры, много сделавших для пропаганды и развития шашек: С.Комарова, Н.Н.Панкратова, братьев А.И. и В.И. Шошиных, П.П.Боброва, П.Н.Бодянского, С.Воронцова, Ф.Каулена, В.Сокова и многих других. Большим любителем всевозможных шашек был Давыд Иванович Саргин, чей труд «Древность игр в шашки и шахматы», во многом наивный и противоречивый, всё равно остаётся самым дотошным и полным исследованием истории шашек начала XX века. Активным пропагандистом шашек был Михаил Константинович Гоняев. Именно при нём оформилась теория, появились периодические издания, где публиковались аналитические исследования и лучшие шашечные партии, стали проводиться регулярные соревнования, игра вышла из трактиров и купеческих лавок, став развлечением интеллектуалов и элиты общества.

Итак, перейдём к правилам.

* Доска 8х8. Традиционно играют чёрные и белые, расстановка стандартная, мозаичная, в три ряда, на чёрных полях. Ориентация доски шахматная (белое поле справа от игрока, «большак» проходит слева вверх направо), нотация буквенно-цифровая.

* Первый ход делают белые.

* Если фишка стала дамкой в ходе серии взятий, после превращения она продолжает рубку без остановки, уже по правилам дамки.

* Серию взятий игрок обязан довести до конца, однако при выборе из двух и более вариантов взятия вправе выбрать любой, независимо от количества и качества взятых или берущей шашек.

* «Турецкий удар» в русских шашках запрещён: фишка в ходе взятия не может дважды рубить одну и ту же фишку.

Срубленные шашки противника снимаются только после завершения хода.

* В конце игры, если игрок затрудняется выиграть, после 30 ходов с обеих сторон игра объявляется ничьей.

Иногда (а по нынешним временам - так и вовсе очень редко) любители практикуют расстановку «косынкой», в углу - такой вариант называется «диагональными шашками».
В некоторой степени подобная расстановка провоцирует более острую игру, возвращая нас во времена алькуерка: свободным в диагональных шашках перед началом игры остаётся только «большак». В спортивных шашках и на турнирах она никогда не применяется.

После гражданской войны 20-х годов, с началом строительства в России социализма и нового общества шашки оформились и как спортивная дисциплина. Первый чемпионат СССР по русским шашкам состоялся в 1924 году в Москве, а первым чемпионом стал В.В.Медков, впоследствии также гроссмейстер и видный теоретик. В 70-80-е годы просто блистали игроки из Украины и Прибалтики, а также москвичи, среди которых шашки всегда были популярны.

.
СТОКЛЕТОЧНЫЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ) ШАШКИ

По легенде международные или стоклеточные шашки возникли в Париже. Гарольд Мюррей положил начало популярному мифу о происхождении стоклеток (или, как их иногда называют, «польских» шашек), ссылаясь на книгу французского шашиста Мишеля Манури. Согласно его версии стоклеточные шашки изобрёл в 1723 году некий неизвестный офицер по прозвищу Поляк (Polonese), состоявший на службе у французского короля Филиппа II.

История, конечно, занимательная, но правды в ней ни на грош. Во-первых, книги, на которую ссылается Мюррей, в природе не существовало. Во-вторых, во французско-голландском словаре Пьера Марина «Dictionnaire complet François et Hollandois», изданном в Амстердаме в 1710 году, автор уже приводит в качестве примера вопрос: «Sçavez vous damer à la Polonoise?» / «Kend gy op zyn Pools dammen?» (и то, и другое переводится: «Играете ли вы в польские шашки?»). Это не проливает света на тайну происхождения стоклеток, но становится понятно, что появились они где-то между Францией и Нидерландами, а к Польше вряд ли вообще имеют отношение. Быть может, в 1723 году какой-то польский офицер и играл в подобные шашки в Париже, но за 10-15 лет до этого в них уже вовсю резались и в Голландии, и во Франции .
Более вероятно, что в основе стоклеток лежат правила старых фризских шашек, в которые тоже играли на доске 10х10. Это была сложная система с большими уточнениями и ограничениями для серийного взятия и медлительной дамкой. Не исключено, что именно во фризских шашках впервые появилась дальнобойная, «летающая» дамка, иначе на такой большой доске игра могла затянуться до бесконечности. Была такая дамка позаимствована из турецких и армянских шашек или наоборот, или это произошло в одно время, да и было ли так вообще, я не рискну утверждать.

Как бы то ни было, нововведения обогатили игру и она быстро распространилась во многих странах (особенно во Франции, Бельгии и Голландии). В основе стоклеток лежат правила, сходные с русскими и испанскими шашками, со взятием назад и «летающей» дамкой. Надо сказать, что отсутствие расхождений в правилах и широкие тактические возможности стоклеточной доски позволили без споров и предварительных соглашений состязаться в мастерстве шашистам разных стран, и вскоре стоклеточные шашки были утверждены в качестве международной спортивной дисциплины.

* В международных шашках применяется доска 10х10 клеток. Ориентирована она по шахматному типу, белое поле находится справа от игрока. На доске 17 диагоналей. Самая длинная, состоящая из 10 чёрных полей и соединяющая два угла доски, как и в обычных шашках, называется «большаком» или большой дорогой. Однако нотация в международных шашках полностью цифровая, как в чекерсе. Что интересно, несмотря на увеличенное поле, дистанция между «отрядами» осталась прежней - в две линии.

* Фишек в игре 20+20. Начальная расстановка мозаичного типа - на чёрных полях первых четырёх горизонталей с каждой стороны.

* Простая фишка ходит только вперёд на одну клетку, рубит вперёд и назад.

* Превращение в дамку происходит на последней линии. Дамка «летающая», рубит на любое количество полей во всех четырёх направлениях.

* Серию взятий игрок обязан довести до конца, однако при выборе из двух и более вариантов взятия он должен выбрать тот, при котором срубит максимальное количество шашек противника, независимо от их качества (и простая фишка, и дамка в этом смысле ничем не отличаются). Если имеется выбор - бить дамкой или простой фишкой, можно рубить любой из них, соблюдая и в этом случае правило взятия наибольшего количества шашек.

* Если фишка стала дамкой в ходе серии взятий и может бить дальше в роли простой шашки, то она этим ходом продолжает бой и остаётся простой. В противном случае она превращается в дамку и останавливается. Право боя по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

* «Турецкий удар» в международных шашках запрещён. Запрещено дважды рубить одну шашку, но можно дважды пересекать пустое поле. Срубленные шашки противника снимаются только после завершения хода.

Поскольку на стоклеточной доске пространства для манёвров более чем достаточно, в международных шашках довольно сложная система определения ничьих. В частности:

* Если игроки в течение 25 ходов делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия, объявляется ничья.

* Если у игрока в окончании партии остались:

а). 3 дамки, 3 дамки и 1 простая, 1 дамка и 2 простые, 3 простые шашки, 2 дамки, а также 1 дамка и 1 простая против одинокой дамки;

б). 1 дамка против одинокой дамки или одинокой простой;

Игрок во всех этих случаях обязан 5-м ходом выиграть, иначе объявляется ничья.

* Если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (т.е. одно и то же расположение шашек), причём, очередь хода каждый раз за одной и той же стороной - также объявляется ничья.

* Если на доске остаются 5 дамок (или 4 дамки и 1 простая шашка) против 2 дамок, сильнейшая сторона обязана победить в 50 ходов, иначе объявляется ничья.

Впервые мировую шашечную корону разыграли в 1894 году, и это были именно стоклеточные шашки. Чемпионом стал француз Исидор Вейс. В 1947 году была создана Всемирная Шашечная Федерация (ФМЖД), которая объединила федерации разных государств, в 1948 году был проведён первый Олимпийский турнир.

В СССР наибольшее развитие международные шашки получили в середине 1930-х годов. В этом большая заслуга международного мастера Владимира Сергеевича Гилярова. Власти СССР долгое время упорно отказывались признавать стоклеточные шашки, развивая и культивируя исключительно русскую систему. С 1954 года в СССР стали проводиться различные турниры, первенства республик и страны.
Со смертью Сталина железный занавес потихоньку начал приоткрываться. В 1954 году прошёл первый советский турнир по стоклеточным шашкам, победу в котором одержал киевлянин И.И.Куперман.

Исер Куперман (1922-2006) был потрясающим игроком. Многократный чемпион СССР по русским шашкам, начиная с 1958 года он шесть раз (по другой версии - семь) становился чемпионом мира по международным шашкам, а после отъезда из СССР достиг больших высот и в бразильских шашках. Имя этого легендарного гроссмейстера гнусно замалчивалось советской системой по причине его эмиграции в Израиль - в советских шашечных книгах 80-х годов подробно перечислена уйма второстепенного народу, какие-то известные любители, вроде Кобзона, но Куперман не упомянут ни разу.

Хоть стратегия стоклеток шире и сложней, к ней приложимы многие принципы русских шашек, и когда границы открылись, советские шашисты в первый же год захватили лидерство. Такие игроки, как вышеупомянутый И.Куперман, Н.Сретенский, М.Корхов, И.Тимковский, М.Шавель, Д.Шебедев, Б.Блиндер, А.Андрейко, В.Щёголев, В.Габриэлян, А.Гантварг, В.Вирный и другие прославили советскую шашечную школу. Не отставали от них и женщины: имена Е.Михайловской, Л.Сохненко, Е.Альтшуль, О.Левиной знал тогда весь шашечный мир. С 1958 по 1972 год советские спортсмены властвовали в шашках безраздельно, потом, увы, их снова потеснили канадские, голландские и сенегальские гроссмейстеры.
.

МОНРЕАЛЬСКИЕ (КВЕБЕКСКИЕ) ШАШКИ

Канадские шашки - вариант на доске 12х12 по правилам международных шашек. В Канаде они являются национальным видом спорта. Существует трагикомическая легенда об их появлении, будто некий путешественник побывал в Европе, где очень впечатлился вошедшими в моду польскими шашками. Он попытался объяснить друзьям правила, но не смог вспомнить точное количество клеток на доске и расчертил доску 12х12. В результате получился вариант, который сегодня называется «Монреальскими» или «Квебекскими» шашками. Игра распространена, в основном, во франкоязычных регионах Канады - Квебеке, Онтарио, а также в Новой Англии в США. Похожие варианты шашечной игры существуют на Шри-Ланке, а также в республике Гана и в Доминиканской республике.

* Доска 144 клетки (12х12). Фишек в игре 30+30 (существует вариант 24+24). Традиционно играют красные против белых. Начальная расстановка мозаичного типа - на чёрных полях первых пяти горизонталей, с каждой стороны. В остальном правила идентичны международным стоклеточным шашкам.

Надо сказать, что первым гегемонию французов и голландцев в стоклеточных шашках нарушил канадец Марсель Делорье (Marcel Deslauriers). Привыкший у себя на родине к сложнейшим комбинациям Монреальских шашек, в 1956 году он стал первым не-европейским чемпионом мира.
.

80-клеточные шашки представляют собой промежуточный вариант между русскими и международными шашками. Создал их почётный мастер спорта, большой любитель русских и стоклеточных шашек, харьковчанин Николай Петрович Спанцирети (1916-1991) Кандидат технических наук, автор множества изобретений, он постоянно искал в шашках новые пути. «Размышляя над тем, как сохранить очарование и привлекательность русских шашек и при этом повысить результативность игры, - говорил Спанцирети, - я пришёл к мысли перенести русские шашки на 80-клеточную доску» . По его инициативе были проведены первенства ряда городов, республик, страны. Начинание энтузиаста поддержали и шашечные композиторы. Конкурсы составителей концовок и задач подтвердили, что у этой игры как будто есть будущее, однако широкого распространения игра не получила. Промышленно никогда не выпускались.

* Доска 80 клеток (10х8). Фишек в игре 15+15. Начальная расстановка мозаичного типа - на чёрных полях первых трёх горизонталей с каждой стороны. В остальном правила аналогичны русским шашкам. Главная особенность 80-клеточных шашек в том, что на прямоугольной доске нет "большака", и три дамки в эндшпиле успешно ловят одну, то есть этот вариант ничьей, столь частый в русских и международных шашках, исключается.

Сегодня шашки как развлечение, отдых и гимнастика для ума сильно проигрывают в популярности другим играм - картам (преферансу, покеру), домино, шахматам и даже нардам, да и как спортивная дисциплина не очень котируются. Придётся здорово побегать и погуглить в Сети, если захочешь купить набор стоклеточных шашек, да и простые 64-клеточные комплекты ныне делают в Китае, большей частью отвратительного качества - кривые шашки, перекошенные доски с поплывшей разметкой… Нет в продаже и актуальных книг по русским и стоклеточным шашкам (что удивительно, если учесть, сколько у нас печатается шахматной литературы), не переиздаются даже классические труды Лисенко, Миротина, Купермана, Хацкевича, Городецкого.

Нет и учебной литературы для детей, и даже простенький задачник невозможно найти (единственное исключение - книги В.К.Погрибного), последним прибежищем остаётся журнал «64» и несколько сайтов в Интернете. Шашечная Россия как будто рухнула обратно в дореволюционные времена, когда пренебрежительное отношение аристократов и интеллигенции к народной игре и отсутствие литературы мешали её распространению. Всё это привело к тому, что люди снова стали относиться к шашкам как к игре пустой и легковесной, развлечению для малышни. На эти беды наслоились и упорные слухи о том, что шашки, де, давно «обсчитаны», потому не имеет смысла посвящать себя работе, которую машина всё равно сделает лучше. Это вдвойне обидно ещё и потому, что не соответствует истине.

В последние десятилетия возросшая мощь вычислительной техники действительно позволила машине превзойти человека даже в шахматах, а обычные 64-клеточные шашки так и вовсе полностью просчитать. Шашки дались компьютеру легче, ибо в них все фишки одинаковы (дамки появляются только в конце игры). Комбинаторная сложность шашек намного ниже шахматной и машина может выигрывать у мастеров методом простого перебора вариантов. Профессор Джонатан Шеффер, заведующий кафедрой вычислительной техники университета Альберты, объявил, что шашки «больше не представляют для человечества никакой загадки»: программа «Чинук», созданная его исследовательской группой GAMES, доказала: эта игра при правильной тактике всегда кончается вничью. Такие громкие заявления всегда следует проверять (что я и проделал).

Естественно, всё оказалось не так фатально. Сколько бы кибернетики ни кричали о своих победах, слухи о шашечной «смерти» сильно преувеличены. «Чинук» рассчитал алгоритм для АНГЛИЙСКИХ шашек чекерс, то есть, наиболее простой системы. К тому же, являясь беспроигрышным, данный алгоритм отнюдь не является оптимальным. Если вы ничтоже сумняшеся решитесь сыграть партию с шашечным гроссмейстером, вас ждёт удивительный сюрприз. То, что вы проиграете, это само собой (даже не просто проиграете, но будете разгромлены). Другой вопрос, что вы будете разгромлены красиво. Передовая шашечная мысль сегодня движется не в направлении победы, а скорей, тактической красоты, высокой артистичности и виртуозной композиции, которые машинам недоступны. Пока последние не станут по-настоящему живыми, разумными, им не понять и не познать очарования логической игры, так же, как не познать волшебства музыки и живописи, хотя нот (и цветов) всего семь. Так что, играйте на здоровье и пусть никакая машина не будет вам препятствием.

Следует сказать, что и великий Марион Тинсли - выдающийся шашист, доктор математики и пресвитер баптистской церкви, который был чемпионом мира по чекерсу свыше 40 лет, так и ушёл непобеждённым. Ему принадлежит множество замечательных изречений. Вот некоторые из них:

«”Чинук” запрограммирован Джонатаном, а я запрограммирован Богом».

«Для того, чтобы победить, я лишь передвигал нужную шашку на нужное поле».

«Шахматы - это как взгляд на бесконечный океан, шашки - это всё равно как смотреть в бездну».

Долгое время ФМЖД развивало только международные, стоклеточные шашки. Такое впечатление, что мировое сообщество боится всего русского настолько, что готово культивировать даже игры пингвинов из Антарктиды, лишь бы они не были из России.

Однако против правды не попрёшь: русские шашки - настолько красивая и мощная система, что Международной Федерации Шашек под давлением общественности пришлось уступить и организовать Секцию-64, хотя и тут организаторы пошли на компромисс: чемпионаты мира проводятся по двум версиям - в один год в русские шашки, в другой - в бразильские. Последние очень похожи на русские: в них играют по правилам международных шашек, но на 64-клеточной доске.

Мало того, что современные шашки постепенно превращаются в «битву серверов». В последнее время происходит и серьёзный раскол в системе проведения чемпионатов. Соревнования по русским шашкам проводятся по двум вариантам - классические русские шашки и турниры с «выборочным жребием». Второй вариант предполагает наличие официально утверждённого списка… начальных 2-3 ходов. Перед партией соперники жребием определяют номер дебюта (иначе говоря, в каком-то смысле вернулись времена средневековых табий). Также возник вариант, когда по одной шашке каждой стороны в начале партии занимают какое-либо иное положение (т.н. «летучие» шашки). Этот вариант был разработан с целью «оживить» игру и избежать предполагаемой «ничейной смерти» русских шашек, когда теоретические наработки достигли критического порога, однако подобная система уже успела снискать и массу противников. Чем всё кончится, пока не ясно.

Я знаю немало примеров, когда даже серьёзные, мощные игроки внезапно и надолго (даже навсегда) охладевали к шахматам, но люди, «заболевшие» шашками, не оставляют их в течение всей жизни. Вероятно, гениальная простота этой игры, красота и кажущаяся несерьёзность позволяют упражнять ум в любом месте и не отнимает много времени. Надо признаться, что несмотря на увлечение историей и теорией настольных игр, сам я не являюсь сильным игроком и играю больше для удовольствия, чем на результат, потому не люблю участвовать в официальных соревнованиях. Мне нравятся различные игры типа гонок, я реконструирую правила старинных игр, неплохо знаю Го, люблю скоротать вечерок за партией в маджонг, но шахматист и шашист я скверный. Однако шашки мне нравятся, а вот к шахматам я довольно равнодушен.

Вы думаете, история шашек на этом заканчивается? Зря так думаете! История шашек напоминает библейскую (помните? - Адам породил Каина и Авеля и т.д). Так и тут: сиджа породила петтейю, петтейя породила латрункули и хнефатафл, хнефатафл породил «лису и гусей»… В общем, вы меня поняли. Воды тихой заводи не останавливают течение реки, игра, которая прошла такой долгий путь, просто не может стоять на месте. Шашки ещё очень молоды, и что самое главное - они развиваются. Новейших шашечных (и шашматных) игр довольно много, но об этом речь пойдёт в следующей главе, и пусть сказано классиком: «Никто не может объять необъятного», я всё же попытаюсь.

Тамара Осипова
Проект «История возникновения и развития игр шахматы и шашки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №350 » городского округа Самара

Проект

Номинация : «Мы историки »

Воспитатель :

Осипова Тамара

Ивановна

Старший воспитатель :

Цыганова Елена

Евгеньевна

Тема проекта «История возникновения и развития игр шахматы и шашки »

Тип проекта : познавательно - исторический

Участники проекта : дети, воспитатели и родители.

Продолжительность : две недели

Актуальность.

Вовремя игры в шашки на шахматной доске у детей возник спор . Дети спорили на тему, если доска шахматная значит , игра в шахматы была придумана раньше, чем игра в шашки . Ребята задали вопрос «Что появилось первым шашки или шахматы

Я предложила детям узнать историю возникновения игр шахмат и шашек .

Так возникла тема проекта «История возникновения и развития игр шахматы и шашки »

Гипотеза

Если доска называется шахматной , то первыми появились шахматы , а в шашки на ней играть стали позже.

Цель :

Изучение возникновения и развития игр шашки и шахматы .

Задачи :

* Узнать, когда появились шахматы .

* Узнать, когда появилась игра в шашки .

* Познакомиться с фигурами шахмат , шашек и шахматной доской .

* Познакомится с правилами игр в шашки и шахматы .

* Создать панно «Река времени» .

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап :

*Выявление представлений детей об играх шахматы и шашки .

*Анкетирование родителей по теме «Что вы знаете о шахматах и шашках » .

*Определение цели и задач проекта .

*Информационно - методическое обеспечение проекта .

*Составление маршрутной карты по реализации проекта .

*Привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта .

*Обновление содержания предметно-развивающей среды для реализации проекта .

Основной этап работы :

*Составление маршрутной карты «Что мы хотим узнать о шахматах и шашках

ДРЕВНОСТЬ

*НОД «Мы археологи»

*Презентация :

«Откуда произошло название шахматных фигур »

*Сюжетно-ролевая игра

«Путешествие в музей шахмат и шашек

*Работа с панно «Река времени»

*НОД «Знакомство с шахматной доской »

*Аппликация «Шахматная доска »

*Лепка «Шахматные фигуры »

*Беседа в игровой форме «Путешествие игр по карте»

*Работа с панно «Река времени»

СОВРЕМЕННОСТЬ

*Рассматривание иллюстраций «Игры современности»

*Игровые упражнения :

«Как ходят шахматные фигуры

*Шашечный турнир.

Заключительный этап :

Составление панно. «История возникновения и развития игр шахматы и шашки » по Коротковой Н. А. «Река времени»

Работа с семьями воспитанников

1. Заинтересовать родителей для оказания помощи в организации проекта .

2. Оказать помощь в создании мини-музея «Настольные игры» .

3. Создать с детьми книгу «Шахматы и шашки в сказках и мультиках» .

4. Подготовить детей для проведения турнира по шашкам в группе .

Заключение

Подтверждение гипотезы.

Литература

Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 288 с.

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет . – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране . – М.: Поматур, 2000.

БереславскийЛ. Я. Шахматы для малышей – ООО М .: АСТ,2016

Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки . – Киев : Здоров" я, 1985. – 88 с.

Городецкий В. Б. Книга о шашках . – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.

В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Шашки для детей . Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/д : Феникс, 2010. – 137 с.

Публикации по теме:

История возникновения детского сада История детского сада Само название - «Детский сад» было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем. Им же.

Волгодонск один из самых молодых городов Российской Федерации. Его основание связано со строительством Волго-Донского судоходного канала.

Консультация для родителей «История возникновения праздника 8 марта» Консультация для родителей: история возникновения праздника 8 марта К концу 1880-х годов, когда в мире возникла идея женской консолидации,.

Образовательный проект «История возникновения новогодней игрушки» Проект на тему: «История возникновения новогодней игрушки» Продолжительность проекта: краткосрочный с 01.12.17г. -29.12.17г. Вид проекта:.

Педагогический проект «Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №8 «Огонёк» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СНЕГОВИК: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

Презентация «История возникновения родного края» Вид проекта: духовно- нравственный, познавательный. Участники: дети, педагог. Срок реализации: 1 месяц. Предполагаемый результат: Итоговым.

История шашечной игры

Шашки входят в категорию так называемых игр шашечного типа , включающую множество разнообразных настольных игр для двух-четырёх игроков, в которые играют на расчерченной доске равноценными фишками. Кроме шашек, в неё также входят такие игры, как алькерк , го , ко-вай , латрункули , нарды , рэндзю , сенет и другие. Противоположная категория - игры шахматного типа - включает настольные игры для двух-четырёх игроков, в которые играют также на доске, но неравноценными фигурами (сянци , чатуранга , шахматы и другие). Общая их надкатегория - игры шахматно-шашечного типа , куда входят и гибридные игры, например, шашматы .

Достоверных сведений об изобретении шашек история не сохранила. Вполне вероятно, что различные игры шашечного типа изобретались на протяжении истории человечества многократно и независимо, чему способствовала простота инвентаря и правил. Считается, что известные сейчас игры шашечного типа представляют собой различные этапы эволюции игр на доске, так что все они в определённом смысле родственны друг другу, что подтверждается близостью инвентаря и названий игр. Так, названия шашек: русское «тавлеи » и польское «warcaby» связаны с европейским названием нардовой игры: tavola reale (в Италии), tables reales (в Испании), tavli (в Греции), tavla (в Турции), tables или backgammon (в Великобритании), vrhcaby (в Чехии). , . Принципиальным отличием шашек от нардовых игр стал отказ от игральных костей, которые были неотъемлемой частью многих древних игр (сенет , чатуранга), имитируя фактор случайности в жизни. Ещё одна категория шашечных игр развилась на Востоке. В этих играх шашки не двигаются, а лишь выставляются на доску, образуя те или иные развивающиеся конфигурации, между которыми, собственно, и идёт борьба (го , рэндзю).

Наиболее древние изображения игроков за игрой, определяемой как вариант шашек, имеются ещё в памятниках Древнего Египта . Народам, населявшим территорию нынешней России и прилегающие регионы, шашки были известны ещё в III веке . Игра в шашки была широко распространена на территории всей Европы в Средние века и эпоху Возрождения , не говоря уже о более поздних временах.

Классификация

Возможны различные классификации шашечных игр. Прежде всего, можно выделить собственно шашки и «игры шашечного типа», которые шашками обычно не называют (го , рэндзю , и пр., см. выше). Данная статья рассматривает только первую из этих категорий.

Пул (Pool Checkers)

Большая, или главная дорога - самая большая диагональ на шашечной доске (a1-h8).

Двойник - две параллельные диагонали a7-g1 и b8-h2, пересекающие большую дорогу.

Тройник - диагонали a3-f8 и c1-h6, находящиеся по обе стороны большой дороги, и две маленькие диагонали a3-c1 и f8-h6, их соединяющие.

Косяк - связанные между собой диагонали e1-a5-d8-h4-e1.

Бортовые поля - крайние вертикальные поля шашечной доски.

Простая - обычная шашка (не дамка).

Бортовые шашки - шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски.

Дамочные поля - поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.

Дамка - шашка, достигшая дамочных полей.

Ход - передвижение шашки с одного поля на другое.

Тихий ход , или темп - простое перемещение шашки.

Ударный ход , удар , или бой - ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.

Поддача - преднамеренная постановка шашки под удар.

Размен - поддача под удар одной или нескольких своих шашек и взятие такого же количества шашек противника.

Рожон - белая шашка, расположенная на поле d6 или f6, или чёрная, расположенная на поле c3 или e3, и противостоящая двум шашкам противника, если у него нет возможности её атаковать.

Цугцванг - позиция в шашечной партии, когда любой ход одного из противников ведёт к ухудшению его позиции или поражению.

Дебют - первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.

Миттельшпиль - серединная часть партии (после 7-12 ходов), в которую переходит её дебютная часть.

Эндшпиль - 1.заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остаётся не более, чем по шесть шашек.2.позиция с малым числом шашек.

Жертва - умышленная поддача шашки (иногда двух и более) под удар.

Запирание - положение, при котором одна или несколько шашек одной из сторон закрыты шашками противника и не могут ходить.

Оппозиция - противостояние белых и чёрных простых шашек на одной вертикали.

Отсталая (слабая) шашка - шашки a1 и h2 у белых, и a7 и h8 у чёрных (в начальной позиции в русских шашках).

Петля - приём ловли дамки.

Проходная шашка - шашка, которой обеспечен проход в дамки.

Прорыв - стратегический приём, позволяющий прорваться в дамки.

Распутье - положение, в котором простая, достигшая преддамочного ряда, должна следующим ходом избрать поле превращения в дамку. Обычно термин употребляется в том смысле, что любое превращение не спасает от поражения.

Решето - расположение шашек, при котором между ними имеются свободные поля.

Роздых - позиция со свободным темпом. Возникает, когда соперник обязан совершить взятие, но очередь хода принадлежит другой стороне.

Самообложение - положение, в котором собственные шашки ограничивают действие своих сил, что часто оказывается причиной поражения.

Связка - положение, в котором одна из сторон сковывает силы противника.

Столбняк - противостояние дамок, при котором очередь хода приводит к поражению.

Треугольник Петрова - расположение на доске при ловле тремя дамками одной дамки противника.

Турецкий удар - правило взятия, при котором уже сбитая, но не снятая с доски до окончания взятия шашка останавливает бьющую шашку.

Нотация

Общие принципы

Официальные партии в шашки ведутся под запись - каждый игрок записывает ходы в бланк по правилам шашечной нотации. Ходом считается пара из двух последовательных полуходов - хода белых и хода чёрных, эти пары и записываются, по два полухода под одним номером. Например:

1. e3-d4 d6-c5 2. g3-f4?? c5:e3:g5 3. ...

Обозначения полей

При записи партий на доске 8×8 используются обозначения клеток, аналогичные шахматным - вертикали доски нумеруются латинскими буквами A-H слева направо, горизонтали - цифрами 1-8 снизу вверх, клетка обозначается парой «буква-цифра». В стоклеточных шашках применяют другой способ обозначения: все чёрные поля доски последовательно пронумерованы числами от 1 до 50. Верхнее левое чёрное поле имеет номер 1, второе слева на этой же горизонтали - 2, первое поле второй сверху горизонтали - 6, и так далее. Белые поля никак не обозначаются, поскольку в игре не участвуют, и записывать их не требуется.

Запись ходов

  • Тихий ход записывается в виде двух обозначений полей, разделённых знаком «-», например, f4-g5 означает ход с поля f4 на поле g5, а 5-10 - ход с пятого поля на десятое в стоклеточных шашках.
  • Ход со взятием записывается в виде обозначений полей, по которым проходит бьющая шашка, разделённых двоеточием, например: f4:h6 означает ход с поля f4 на h6 со взятием шашки, стоящей на поле g5, а f4:h6:f8:c5:g1 - сложный «цепной» ход со взятием четырёх шашек.
  • Допускается сокращённая запись ходов, когда не ставится номер горизонтали и обозначение типа хода (тихий или взятие). Например, запись fh6 означает ход со взятием с вертикали f на поле h6. Сокращённая запись хода допускается, если она в данной позиции однозначна, то есть ход данного типа для данного игрока возможен только с одного поля. Если это не так (например, если шашка находится под боем двух шашек противника, стоящих на одной вертикали), ход должен быть записан полностью.

Характеристики ходов

Как и в шахматах, в записях партий применяется дополнительные условные знаки, позволяющие характеризовать записанные ходы. Они ставятся в записи после обозначения того хода (полухода), который характеризуют.

Знак Значение
! хороший ход.
!! очень хороший, неожиданный, красивый ход.
? ошибка, если ошибочный ход вынужденный - знак не ставится.
?? грубейший просмотр, зевок .
х или + выигрыш; очевидная выигрышная позиция.
= ничья; очевидная ничейная позиция.
!? авантюрный, азартный ход, все последствия которого сложно просчитать.
± или + - позиционное преимущество белых.
или - + позиционное преимущество черных.
±± или ++ -- огромное позиционное преимущество белых.
∓∓ или -- ++ огромное позиционное преимущество черных.
или ~ любой ход.
# блокировка шашки (шашек).

Дополнительные знаки применяются в анализе позиций, в

Пнин П. Игра в шашки.

По части популярности с шахматами могут поспорить разве что шашки. В отличие от «королевы настольных игр», родиной которой считается Индия, история и место происхождения шашек до сих пор остаются неизвестными. Судя по всему, эта игра возникла у самых разных народов, примерно как закон Бойля - Мариотта, совершенно независимо друг от друга.

По одному из преданий, шашки (и кости) изобрел древнегреческий воин Паламед, который участвовал в осаде Трои, чтобы войско ахеян не разлагалось от безделья, а солдаты не скучали, пока неприступные стены Илиона охранял «шлемоблещущий Гектор». Есть легенда, что шашки изобрели жители Лидии (ныне территория Турции). Кстати, знаменитая Троя находилась именно в этом регионе. Последним царем этой малоазиатской державы был знаменитый Крёз. До сих пор в разных европейских языках бытует выражение «богат как Крёз». Но вот жители Лидии страдали от голода в неурожайные годы и не от хорошей жизни придумали «пищу для ума».

Хорошо известно, что шашки бывают самые разные. Русскими шашками играют на 64-клеточной доске, как и в шахматы. Международные шашки представлены 100-клеточной доской. Если в русских шашках дюжина фишек, то в международных их уже два десятка. Так называемые «русские шашки» появились, однако, во Франции веке в XII-м. Играли в них трубадуры, думая о своих прекрасных дамах. Игра появилась в виде гибрида шахмат и древней мавританской игры алькерк (по-арабски - аль-кикрат). От шахматоподобных шашек алькерк отличался тем, что фишки занимали не квадраты, а пересечения линий, как во многих играх, распространенных на Дальнем Востоке.

Впервые упоминается алькерк в одной мавританской книге Х века. Кстати, в самой североафриканской Мавритании уже играли в настольную игру с 12 шашками с каждой стороны, и существовало правило брать чужую фишку, перепрыгнув через нее. Вот только играли в подобную игру еще раньше. В древнеегипетском храме была найдена замурованная в крышу доска для алькерка!

Было время, когда католическая церковь запретила в Европе не только азартные игры (карты и кости), но даже и шахматы. Однако на шашки этот запрет не распространился, а как известно, все, что не запрещено - разрешено. Европейцы с головой ушли в эту игру. Шашечные игры подразделяют на позиционные, для создания на доске выигрышной комбинации, и такие, где шашки противника нужно «съесть». Мало кто знает о шашечных играх, которые не относятся ни к одной из названных разновидностей.

Дызым («Дюздюм», или «Дюз-Дюм») по-туркменски означает «нанизывать». В некоторых европейских странах эта игра известна под названием «мельница». Доска для дызыма - это три концентрических квадрата, соединенных восемью диагональными и поперечными линиями. У каждого из игроков оговоренное заранее число (от восьми до 12-ти) шашек или камешков определенного цвета.

Игра делится на три этапа. Сначала соперники по очереди расставляют свои фишки на пересечениях линий. Если кому-то удается выставить три своих шашки в ряд, он имеет право убрать одну шашку соперника. Затем, когда все шашки выставлены, игроки также поочередно могут передвигать их на одно поле по линиям все с той же целью - выстроить три своих фишки в ряд и «снять» шашку соперника. Если одним ходом удается создать две комбинации из трех шашек, то можно убрать сразу две шашки соперника.

Ход можно сделать и перепрыгнув через свою или чужую шашку. На последнем этапе, когда у одного из игроков остается только три фишки, он получает право во время своего хода ставить свою шашку на любое свободное место. Партия продолжается до тех пор, пока у одного из противников не останется всего две шашки - тогда он проиграл.

В Непале практикуют популярную игру багхачал, название которой можно перевести как «тигр, вперед!». Зачастую ее называют «тигры и козлы». По одной из версий, игра возникла на Тибете. В пользу этого говорит тот факт, что играть принято фишками, сделанными из бронзы или латуни, а не из редкой на Тибете древесины. Доска расчерчена на 16 клеток, на которых стоят четыре фигурки тигров и 20 - козлов.

Фигуры располагаются на пересечении линий, а не в клетках. Один игрок передвигает хищников, которые перед началом партии располагаются по углам поля, а все козлы пока вне игры. Тиграм для выигрыша нужно «съесть» пять или семь козлов (допускаются также и другие варианты), козлы же должны создать на доске такое положение, когда ни у одного из тигров не будет возможности сделать ход. И тигры, и козлы могут перемещаться по линиям доски на один шаг, но тигры при взятии козла могут «прыгать» через него, как в обычных шашках.

Игроки ходят по очереди. Сначала играющий козлами выставляет свои фигурки на любые незанятые клетки. Когда все 20 козлов выставлены на игровое поле, они получают право ходить. Некоторые мастера игры за козлов могут не проиграть, даже если тигры съели семь фишек. Поэтому разумнее играть до пяти съеденных козлов. В противном случае игра может надолго затянуться.

Распространенная на Северном Кавказе и в Закавказье игра называется по-осетински кены. В Армении - тама, у курдов - таме. Иногда пользуются наименованием «кавказские шашки». В кены играют на доске восемь на восемь клеток. Они одноцветные, на Кавказе, как правило, украшены арабесками. Можно использовать привычную 64-клеточную шахматную доску и по 16 шашек-кенов белого или черного цвета. Кены стоят на второй и третьей горизонтали. Любой кен может ходить вперед, влево и вправо. Брать чужой кен обязательно. Взять его можно, перепрыгнув через него или несколько кенов.

Согласитесь, это очень похоже на привычные нам шашки. Назад тоже можно бить, но в отличие от шашек, тут можно перепрыгивать через свой кен, если за ним есть свободная клетка, или через несколько кенов последовательно. Дамкой считается кен, достигший первой линии соперника. Его называют «перцем» и он, как дамка в шашках, ходит во все стороны на любое число клеток. Есть еще одно существенное отличие при игре в кены: если за десять ходов не было взято ни одного кена противника, то партия считается ничейной.

Несмотря на великое разнообразие шашек и их «близких родственников» в мире, «прародителя» всех этих игр найти до сих пор не удалось. Так что логичнее будет признать эту интересную игру достоянием всего человечества.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода