Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что является смыслом жизни человека. Смысл жизни: в чем он заключается и существует ли он на самом деле? Смысл бытия в психологии

    «Жить – значит наслаждаться», – считают сторонники...

    1. гедонизма

    В бунте против абсурда видел смысл жизни человека...

  1. С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека...

    1. утилитаризм

  2. «Цель оправдывает средства», – считают представители...

    1. прагматизма

    Сторонники аскетизма проповедуют...

    1. отречение от мирских соблазнов

    Философское направление, согласно которому человек обречен на одиночество и бессмысленность существования, есть...

    1. экзистенциализм

    Тема трагичности человеческого бытия характерна для такой философской школы, как …

    1. экзистенциализм

    Смысл жизни человека, согласно эвдемонизму состоит в...

    1. свободе от телесных страданий и душевных тревог

    Смысл жизни человека в отечественной философии трактуется как...

    1. жизнь во благо других людей, человечества

    «Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу», – доказывали...

    1. Платон, Гегель, марксисты

    Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек...

  3. Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии...

    1. Шопенгауэра А.

  4. Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в...

    1. потустороннем мире

    К этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» склонялись сторонники...

    1. гедонизма

    Этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» придерживается…

    1. гедонизм

    Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит в...

    1. умении мужественно и достойно подчиниться судьбе

    Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни определяется...

    1. самим человеком

    С точки зрения религиозного сознания смысл жизни заключается в:

    1. спасении

    Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь…

  5. Создатель этической системы, в основе которой лежат две основные идеи – безусловная самоценность человека и долг перед людьми - …

  6. Если для неверующего человека целью и смыслом жизни является стермление к счастью, то для верующего:

    1. спасение

  7. Свобода как основной принцип человеческого существования получил обоснование в:

    1. экзистенциализме

    Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается …

  8. Триада – Вера, Надежда, Любовь – впервые высказана…

    1. в христианской философии

  9. «Не хочешь – не верь, но и не богохульствуй» – таков принцип…

    1. веротерпимости

    Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется …

    1. счастьем

    Обоснование ценности и особой значимости человека в истории европейской культуры было дано в философии…

    1. Возрождения

    Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии…

    1. экзистенциализма

23.Общество и его сферы (либо общество и его структура)

    Источником всякого отчуждения, по Марксу, является...

    1. частная собственность на средства производства

    Главным условием существования и развития общества является...

    1. материальное производство

    К производственным отношениям относятся...

    1. отношения распределения продуктов производства

    «Естественное состояние» по Т. Гоббсу, это...

    1. война всех против всех

    Общество – это...

    1. продукт взаимодействия людей

    Государство, власть и властные отношения составляют ядро...

    1. политической сферы

    Гражданское общество – это...

    1. совокупность неправительственных институтов и неполитических отношений

    Генетически первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является...

  1. Социальная сфера общества включает в себя...

    1. общности людей

  2. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли...

    1. Платон и Аристотель

    Создателем учения об «идеальном государстве» был...

  3. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как...

    1. Гоббс Т., Локк Дж. Руссо Ж.-Ж.

  4. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называют...

    1. обществом

    Структура современных производительных сил включает в себя: работников производства, средства труда, технологии производства, производственно-экономическую инфраструктуру, а также...

    1. научное знание

    Важнейшей производительной силой любого общества является...

  5. Выделение в качестве основных элементов общества «базиса» и «надстройки» было предложено:

    1. К. Марсом

  6. Тезис об определяющей роли общественного бытия по отношению к сознанию обосновывался…

    1. К. Марксом

    Социальное неравенство, существующее в современном обществе, выражается в понятии –

  7. Социально-политическое неравенство в обществе обозначается понятием –

  8. Ядром политической системы общества является…

    1. государство

  9. Регулирование взаимоотношений общества с окружающей средой, как природной, так и социальной, является функцией…

    1. экономики

    В структуре общественно-экономической формации К. Маркс выделял...

    1. базис и надстройку

    Деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является основополагающим в творчестве...

    1. Х. Ортеги-и –Гассета

    Концепция «открытого общества» получила обоснование в творчестве…

    1. К. Поппера

    Марксистское учение об обществе – …

    1. исторический материализм

    Значение разума как принципа общественной жизни обосновывалось в философии...

    1. Просвещения

    Натуралистическое понимание общества, как возникающее из естественного состояния развивалось в …

                    1. «Жить - значит наслаждаться»,- считают сторонники, а. гедонизма

                      В бунте против абсурда видел смысл жизни человека а. А Кам»

                      С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека а. утилитаризм

                      «Цель оправдывает средства»,- считают представите ли... а. прагматизм»

      475 Сторонники аскетизма проповедуют... а. отречение от мирских соблазнов

      476. Философское направление, согласно которому человек обречен на одиночество и бессмысленность существования, есть а. экзистенциализм

      477 Тема трагичности человеческого бытия характерна для такой философской школы, как... а. экзистенциализм

                        Смысл жизни человека, согласно эвдемонизму состоит в... а. свободе от телесных страданий и душевных тревог

                        Смысл жизни человек» в отечественной философии трактуете я как а. жизнь во благо других людей, человечества

                        «Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу»,- доказывали, а. Платон, Гегель, марксисты

                        Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, ее ли всякий человек... а. смертен

                        Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии а. Шопенгауэра А.

                        Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в а. потустороннем мире

                        К этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» склонялись сторонники, а. гедонизма

                        Этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» придерживается а. гедонизм

                        Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит в... а. умении мужественно и достойно подчиниться судьбе

                        Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни определяется а. самим человеком

                        Сточки зрения религиозного сознания смысл жизни заключается в: а. спасении

                        Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь а. Не убий!

                        Создатель этической системы, в основе которой лежат две основные идеи - безусловная самоценность человека и долг перед людьми а. Кант И

        Если для не верующего человека целью и смыслом жизни являете я стремление к счастью,то для верующего: а. спасение

        Свобода как основной принцип человеческого существования получил обоснование в а. экзистенциализме

        Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается а. буддизм

        Триада – Вера, Надежда, Любовь - впервые высказана а. в христианской философии

      495 «Не хочешь -не верь, но и не богохульствуй» -таков принцип а. веротерпимости

      496. Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется а. счастьем

        Обоснование ценности и особой значимости человека в истории европейской культуры было дано в философии а. Возрождения

        Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии... а. экзистенциализма

      Зачем я пришел в этот мир? В чем смысл моего существования? Этот вопрос в течение жизни задает себе практически каждый. Но ответ находят не все, а только те, кто способен критически оценить свои поступки и стремления, понять, что есть главное лично для него, как лично он связан с всеобщей гармонией и порядком Вселенной.

      Все выработанные в истории концепции смысла жизни можно разделить на два типа: субъективистские и объективистские. Первые подразумевают понятие о смысле жизни, сформированные отдельными людьми исходя из субъективных представлений о достойной жизни. Они полагают, что каждый человек имеет свое индивидуальное призвание в жизни, отличное от смысла жизни других людей. Объективистские концепции исходят из того, что жизнь человека имеет смысл лишь постольку, поскольку она должна реализовать цели, выходящие за пределы бытия индивидуума. Жизнь и деятельность осмысленны, если они руководствуются единым, разумным, высшим началом, пронизывающим все стороны жизни.

      Наиболее разработанными в этом плане являются религиозные учения, связывающие жизнь человека с Творцом. Основу религиозного мировоззрения образует догмат о спасении души и желание обрести его побуждает человека сделать смыслом жизни служение Всевышнему. Такой смысл жизни дает утешение в невзгодах и бедах, обещает вознаграждение в будущей жизни. Это ориентирует человека на первенство духовного, нравственного начала в нем.

      В качестве индивидуального начала, задающего смысл жизни, может быть долг, имеющий объективную природу. Он предписывается не отдельному индивидууму, а всем людям. Философ Иммануил Кант (1724 - 1804 г.г.) считал, что сама принадлежность к человеческому роду накладывает определенные обязательства. "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть, вместе с тем, и принципом всеобщего законодательства",- говорит мудрец. В качестве долга, которому можно посвятить жизнь, может быть воспитание детей, служение государству, забота о родителях, борьба за мир, защита окружающей среды.

      Жизнь имеет смысл только тогда, когда она направлена не только на физическое выживание. Человек живет для чего- то и выявление этого "чего- то" является важной задачей, предшествующей сознательной осмысленной жизни. Необходимо определить для себя какие дела вам нравятся, от чего вы обретаете состояние душевного комфорта и удовлетворения, где ваше место в мире. Поиски смысла жизни обостряются при нахождении людей в пограничных ситуациях, когда существует реальная угроза существованию человека. Смерть - мощнейший фактор, заставляющий любого из нас задуматься о том, правильно ли мы живем.

      Стоицизм и аскетизм.

      Со времен античности ведет свое начало представление о жизни, как следовании судьбе, року. Оно разработано философами- стоиками, учившими, что мудрец должен следовать бесстрастию природы и любить свой рок. Стоики полагают, что в основе всего сущего лежит логос - всеобщая и разумная закономерность. В следовании ей состоит свобода человека. Стоики говорят:"Судьба согласного с ней ведет, противящегося - тащит". Вместе с тем, они не призывают к бездеятельности, фатальному следованию року. Наоборот, необходимо иметь характер, внутреннюю стойкость, чтобы достойно встречать неизбежное и необходимое. Подчиняясь судьбе, стоики стараются сохранить внутреннюю свободу. Достигается это за счет особого выработанного отстраненного отношения к текущим событиям и внешним воздействиям. Над человеком не могут иметь власти события, к которым он глубоко равнодушен.

      Крайним выражениям стоицизма близок аскетизм. Это учение предписывает отказ от чувственных желаний и устремлений. Возникло течение в древнегреческой философской школе киников ("собаки"). Роскошь и излишества развращают ум, отвращают от естественности. Основатель этой школы древнегреческий философ Антисфен (445 - 365 г.г. до н.э.) сводил свободную, добродетельную и счастливую жизнь к отказу от потребностей и желаний. Его учеником был известный философ Диоген (412 - 323 г.г. до н.э.), по легенде живший в бочке и не желавший ничего большего. Он превозносит образ жизни животных и первобытных людей, за свой образ жизни получает прозвище "собака". Известен из истории его разговор с Александром Великим, в котором на предложение выполнить любую просьбу, философ попросил не загораживать ему Солнце. Классическими представителями аскетизма являются монахи и отшельники. Аскетически- стоический образ жизни нельзя серьезно рассматривать как форму смысла жизни, но как его условие он приобретает все больше сторонников, особенно в условиях экологического кризиса и исчерпания природных ресурсов.

      Гедонизм.

      Это учение древнегреческой философской школы киренаиков и считающее смыслом жизни удовольствие и наслаждение. Ее основатель Аристипп (435 - 356 г.г. до н.э.) утверждал, что толпа стремится к вещам и благам, мудрый же к удовольствиям от вещей и благ. Удовольствие есть мерило добра и зла. Наслаждение и удовольствие - главный мотив всех человеческих поступков и деяний. Эпикур (341 - 270 г.г. до н.э.), сторонник этого учения, считал высшей формой счастья состояние свободы от телесных и душевных страданий и тревог. Стремление к чувственным удовольствиям и наслаждениям приводит к известному принципу "после нас - хоть потоп".

      В девятнадцатом веке была предпринята попытка рационализировать гедонистическое мировоззрение. Утилитаризм - течение в этике, которое заменило принцип удовольствия и наслаждения принципом пользы и счастья. Новое направление призывает отдаваться не любому влечению, делать выбор с учетом их последствий. Иеремия Бентам (1748 - 1832 г.г.), английский социолог и один из классиков утилитаризма, построил целую моральную арифметику - систему расценок удовольствий с точки зрения их силы, длительности и так далее. Другие последователи пытались различать удовольствия не с количественной, а с качественной точки зрения. Например, интеллектуальные удовольствия выше чувственных, альтруистические выше эгоистических. "Лучше быть недовольным Сократом, чем довольным дураком",- говорил Джон Стюарт Милль (1806 - 1873 г.г.), британский философ, экономист и политический деятель, придерживавшийся утилитаризма. Несостоятельность подобных расценок очевидна. Человеческие переживания индивидуальны и не могут быть подведены под общий знаменатель. Кроме того, следование удовольствиям имеет смысл в связи с какой- то объективной целью, выходящей за пределы индивидуального бытия.

      Информация:

      Доброхотов А. Л. "Цель", Новая философская энциклопедия, М., Мысль, 2010

      Сергеев К.А., Слинин Я. А. "Природа и разум: античная парадигма", Л., ЛГУ 1991

      Киренаки были сторонниками одной из ветвей учения Сократа. Эта группа была основана около 400 года до нашей эры в Северной Африке, ее возглавил Аристипп, один из учеников Сократа. Их учение содержало положение о том, что опыт и знание, доступные отдельному человеку, всегда субъективны. Поэтому ни один человек не сможет увидеть мир так, как его видит другой. Они также считали, что мы не знаем ничего определенного о мире, а единственное доступное знание — это чувственный опыт.

      Они учили, что единственная цель жизни — испытывать удовольствие в настоящем, вместо того, чтобы делать планы на будущее. Первостепенны физические наслаждения и человек должен принимать все меры к тому, чтобы максимизировать их количество. В целом, это была очень эгоистичная точка зрения, ставившая удовольствие отдельного человека выше благополучия общины, города или страны.

      Киренаики игнорировали не только чужую философию, но и традиционные социальные нормы. Так, Аристипп учил, что в инцесте нет ничего дурного — по его мнению, только общественная условность привела к табуированию родственных браков.

      Моизм

      Моизм разрабатывался китайскими философами примерно в то же время, когда в эллинистическом мире появились киренаики. Это учение создал Мо Ди, который одним из первых в Китае поставил вопрос о смысле жизни. Он наметил 10 принципов, которым должны следовать люди в повседневной жизни, центральным из которых стала беспристрастность.

      По этому учению, смысл жизни будет достигнут тогда, когда каждый человек будет в равной степени уделять внимание всем остальным, не ставя никого из людей выше других. Это означало, разумеется, отказ от роскоши, богатства и удовольствий. Моисты видел идеал человеческих отношений в равенстве и верили, что будут вознаграждены за это таким же равенством в загробной жизни.

      Циники

      Циники были еще одной группой, близкой к Сократу. Они находили смысл жизни в том, чтобы жить повинуясь больше естественному порядку вещей, а не этике и традициям. Циники считали, что такие социальные условности, такие как богатство или лицемерие, мешают людям достигать добродетелей.

      Они не отказывались от общественных установлений целиком, но считали, что каждый человек вырабатывает свои личные представления о добре и зле и имеет право пойти против общества, следуя своим установкам. Отсюда возник принцип «парезии» - принцип говорить правду.

      Еще одним важным принципом цинизма была самодостаточность. Циники полагали, что свободу человек может сохранять только если он готов в любой момент отказаться от общения с другими людьми и благ цивилизации.

      Альберт Эйнштейн

      Эйнштейн был одним из самых выдающихся представителей человечества. В 1951 году молодая женщина спросила у него в письме, в чем смысл жизни. Ответ был коротким: «Чтобы создавать удовлетворение для себя и для других».

      В письме своему сыну Эдуарду Эйнштейн был более конкретен. Он написал ему, что верит в «высшую стадию сознания как высший идеал», а человеческая способность создавать новые вещи из ничего — это больше, чем мы можем подумать. Именно акт творения позволяет нам испытывать счастье. Он также напоминал, что творить нужно не из желания запомниться, а из любви к вещи, которую создаешь.

      Дарвинизм

      У Чарльза Дарвина были сложные отношения с религией и с религиозным значением смысла жизни. Первоначально он придерживался христианских убеждений, но позже его представления заметно поколебались.

      Некоторые его наследники стали практически обожествлять эволюцию — ведь именно она обеспечила появление человека. Они видят в этом высший смысл эволюции и полагают, что она неминуемо должна была привести к современным людям. Некоторые, напротив, подчеркивают, что эволюция — это сочетание цепочки случайностей и способностей к выживанию. Но и те, и другие согласны, что смысл жизни в том, чтобы передать часть своей ДНК будущим поколениям.

      Нигилизм

      Чаще всего слово «нигилизм» ассоциируется с предшественниками русских революционеров начала XX века, но этот термин куда более сложен. Нигилизм — от латинского hihil («ничто») - полагает, что таких вещей как «ценность» или «смысл» в природе не существует, а потому и существование человека смысла не имеет.

      Ницше полагал, что распространение нигилистических убеждений со временем приведет к тому, что люди прекратят какую-либо деятельность в принципе. Этого, как мы видим, не произошло, но нигилизм как безразличие к происходящему все-таки остается популярным.

      Тибетская философия

      Эти учения распространены в Тибете и других частях Гималаев. Очень похожая на классический буддизм тибетская философия полагает, что смыслом жизни является прекращение земных страданий. Первым шагом к этому является понимание мира. Поняв мир, вы сможете прийти к знаниям, необходимым для прекращения страданий.

      Философия предоставляет возможность выбрать «Путь малых возможностей», на котором человек занимается прежде всего своим спасением из мира, либо «Путь больших возможностей», на котором человек помогает другим. Истинный смысл жизни обретается в практике. Тибетская философия запоминается еще и тем, что она предлагает своим последователям точные инструкции по поведению.

      Эпикурейцы

      Эпикурейскую философию часто чрезмерно упрощают. По Эпикуру, все состоит из мельчайших частиц, в том числе и человеческий организм, который складывается из частиц души. Без частиц души тело мертво, а без тела душа неспособна воспринимать внешний мир. Таким образом, после смерти ни душа, ни тело не способны продолжить существование. После смерти нет ни наказания, ни награды — ничего. Это значит, что человеку надо сосредоточиться на земных делах.

      Частицы души способны испытывать и удовольствие, и боль. Поэтому нужно избегать боли и получать удовольствие. С тем, что мы не можем контролировать (неожиданную смерть), нужно просто смириться.

      Это не означает, что можно делать все, что хочется. Даже если ограбление банка принесет некоторые приятные впечатления, настоящий эпикуреец помнит, что чувства вину и тревоги могут принести затем больший дискомфорт. Эпикурейцы также привержены дружбе, самому приятному, безопасному и надежному чувству, которое может быть доступно человеку.

      Ацтекская философия

      Высший смысл жизни у ацтеков заключался том, чтобы жить в гармонии с природой. Такая жизнь позволяет продолжать энергию и образовывать новые поколения. Эта энергия называлась «теотль» и была не божеством, а чем-то вроде джедайской Силы. Теотль наполняет собой мир, все наши знания и простирается за пределы знаний.

      В теотль есть полярные противоположности, которые борются друг с другом и тем самым сохраняют равновесие во Вселенной. Ни жизнь, ни смерть не плохи — они лишь часть цикла. Ацтеки полагали, что правильнее всего оставаться на середине, не стремясь к богатству и пользуясь тем, что уже есть, с умом. Это было залогом того, что дети получат мир в том же состоянии, что и отцы.

      Стивен Фрай и гуманисты

      Стивен Фрай — один из ярких представителей современного гуманизма — ставит вопрос о смысле жизни так, чтобы он касался каждого, вне зависимости от пола, убеждений, расы или возраста. В гуманизме нет конкретного смысла жизни. Каждый человек находит собственный смысл в жизни. Вместо того, чтобы искать его вовне, человек должен найти его внутри себя, думая о том, что делает его счастливым.

      Потому что смысл жизни действительно будет для каждого из нас своим. Кто-то хочет создать шедевр, кто-то — благотворительный фонд. Или посадить сад, усыновить ребенка, подобрать животное с улицы... Нет единственного правильного ответа на вопрос о смысле жизни — каждый вырабатывает этот ответ самостоятельно. И, кажется, именно эта теория позволяет быть счастливыми наибольшему числе людей.

      В чем смысл жизни человека? Многие люди во все времена задумывались над этим вопросом. Для кого-то проблема смысла жизни человека вообще не существует как таковая, кто-то видит сущность бытия в деньгах, кто-то - в детях, кто-то - в работе и т.д. Естественно, что над этим вопросом ломали головы и великие мира сего: писатели, философы, психологи. Они посвящали этому годы, писали трактаты, изучали труды своих предшественников и пр. Что они говорили по этому поводу? В чем видели смысл жизни и предназначение человека? Давайте ознакомимся с некоторыми точками зрения, возможно, это поспособствует формированию собственного видения проблемы.

      О вопросе в целом

      Итак, в чем смысл И восточные мудрецы, и философы абсолютно разных времен пытались найти единственный правильный ответ на этот поставленный вопрос, но тщетно. Каждый думающий человек тоже может столкнуться с этой проблемой, и если уж мы не способны найти верное решение, то постараемся хотя бы порассуждать и немного разобраться в теме. Как максимально приблизиться к ответу на вопрос о том, какой смысл в жизни человека? Для этого необходимо определить для себя назначение, цель своего существования. В зависимости от того, чего хочется добиться на определенном отрезке будет меняться и смысл жизни человека. Это легко понять на примере. Если вы в 20 лет твердо для себя решили заработать много денег, то есть поставили такую задачу перед собой, то с каждой удачной сделкой ощущение того, что бытие наполнено смыслом, будет только расти. Однако спустя 15-20 лет вы поймете, что трудились в поте лица в ущерб личной жизни, здоровью и т.д. Вот тогда все эти годы могут показаться если и не бессмысленно прожитыми, то имеющими смысл лишь частично. Какой в данном случае можно сделать вывод? Что жизнь человека должна иметь цель (в данном случае - смысл), пусть и переходящую.

      Можно ли жить без смысла?

      Если человек лишен смысла в значит, что у него нет внутренней мотивации, а это делает его слабым. Отсутствие цели не позволяет взять собственную судьбу в свои же руки, сопротивляться невзгодам и трудностям, к чему-то стремиться и т.д. Человек без смысла жизни легко управляем, так как у него нет своего мнения, амбиций, жизненных критериев. В таких случаях свои желания подменяются чужими, в результате чего страдает индивидуальность, не проявляются скрытые таланты и способности. Психологи говорят, что если человек не хочет или не может найти свой путь, предназначение, цель, то это приводит к неврозам, депрессии, алкоголизму, наркомании, суицидам. Поэтому каждый человек должен искать смысл своей жизни, пусть даже неосознанно, к чему-то стремиться, чего-то ждать и т.д.

      Что понимается под смыслом жизни в философии?

      Философия о смысле жизни человека может рассказать нам очень многое, так, этот вопрос всегда стоял на первом месте для этой науки и ее почитателей и последователей. Философы тысячелетиями создавали какие-то идеалы, к которым надо было стремиться, какие-то закономерности существования, в которых и крылся ответ на вечный вопрос.

      1. Если, например, говорить об античной философии, то Эпикур цель бытия видел в получении удовольствия, Аристотель - в достижении счастья путем познания мира и мышления, Диоген - в стремлении к внутреннему покою, в отрицании семьи и искусства.

      2. На вопрос о том, в чем смысл жизни человека, философия Средневековья давала такой ответ: следует почитать предков, принимать религиозные воззрения времени, передавать все это потомству.

      3. Представители философии 19-20 веков тоже имели свой взгляд на проблему. Иррационалисты видели сущность бытия в постоянной борьбе со смертью, страданиями; экзистенциалисты считали, что смысл жизни человека зависит от него самого; позитивисты же вовсе считали эту проблему бессмысленной, так как она выражена лингвистически.

      Толкование с точки зрения религии

      Каждая историческая эпоха ставит перед обществом задачи и проблемы, решение которых самым что ни на есть непосредственным образом влияет на то, как личность понимает свое предназначение. Так как меняются условия жизни, культурные, социальные запросы, естественно, что меняются и взгляды человека на все вопросы. Однако людей никогда не покидало желание найти тот единственный, так сказать, универсальный смысл жизни, который подходил бы для любого слоя общества, для каждого отрезка времени. Это же самое желание отражается и во всех религиях, среди которых особо стоит отметить христианство. Проблема смысла жизни человека рассматривается христианством неотделимо от учения о творении мира, о Боге, о грехопадении, о жертве Иисуса, о спасении души. То есть все эти вопросы видятся на одной плоскости, соответственно, сущность бытия представляется вне самой жизни.

      Идея «духовной элиты»

      Смысл жизни человека философия, точнее - некоторые ее последователи, рассматривала еще с одной интересной точки зрения. В определенное время получили широкое распространение такие представления о данной проблеме, которые культивировали идеи «духовной элиты», призванной уберечь все человечество от вырождения путем приобщения его к культурным и духовным ценностям. Так, например, Ницше полагал, что суть жизни состоит в том, чтобы постоянно рождались гении, талантливые личности, которые бы возвышали простой народ до своего уровня, лишали его чувства сиротства. Эту же точку зрения разделял и К. Ясперс. Он был уверен, что представители духовной аристократии должны быть мерилом, образцом для всех остальных людей.

      Что говорит по этому поводу гедонизм?

      Основатели этого учения - древнегреческие философы - Эпикур и Аристипп. Последний утверждал, что как телесное, так и духовное удовольствие - благо для индивидуума, которое должно положительно оцениваться, соответственно, неудовольствие - плохо. И тем желательнее будет удовольствие, чем оно сильнее. Учение Эпикура по данному вопросу стало нарицательным. Он говорил, что все живое тянется к удовольствию, к этому же стремится и любой человек. Однако он получает не только чувственное, телесное наслаждение, но и духовное.

      Теория утилитаризма

      Данная разновидность гедонизма разрабатывалась в основном философами Бентамом и Миллем. Первый, как и Эпикур, был уверен, что смысл жизни и счастье человека - лишь в получении удовольствия и стремлении к нему и в избегании мучений и страданий. Он также считал, что критерий пользы может математически вычислить конкретный вид наслаждения или неудовольствия. А составив их баланс, мы можем выяснить, какой поступок будет плохим, какой - хорошим. Милль, который дал название течению, писал, что если какое-либо действие способствует счастью, то оно автоматически становится положительным. А чтобы его не обвинили в эгоизме, философ говорил, что важно не только счастье самого человека, но и его окружающих.

      Возражения в адрес гедонизма

      Да, таковые были, и немало. Суть возражений сводится к тому, что гедонисты и утилитаристы видят смысл жизни человека в стремлении к удовольствию. Однако как показывает жизненный опыт, человек, совершая поступок, далеко не всегда думает, к чему это приведет: к счастью или огорчению. Более того, люди сознательно делают такие вещи, которые заведомо связаны с тяжелым трудом, мучением, смертью, для того, чтобы достичь тех целей, которые далеки от личной пользы. Каждая личность уникальна. То, что для одного есть счастье, для другого - мучение.

      Глубоко критиковал гедонизм Кант. Он говорил, что счастье, о котором высказываются гедонисты, - весьма условное понятие. Каждому оно представляется по-разному. Смысл и ценность жизни человека, по мнению Канта, заключаются в стремлении каждого выработать в себе добрую волю. Только так можно достичь совершенства, исполнить Имея волю, личность будет стремиться к тем поступкам, которые и отвечают за ее предназначение.

      Смысл жизни человека в литературе Толстого Л.Н.

      Великий писатель не только размышлял, но даже мучился над этим вопросом. В конце концов, Толстой пришел к выводу, что цель жизни заключается только в самосовершенствовании личности. Также он был уверен, что смысл существования одного индивида нельзя искать отдельно от других, от общества в целом. Толстой говорил, что для того чтобы жить честно, надо постоянно бороться, рваться, путаться, ведь спокойствие - это подлость. Именно поэтому негативная часть души ищет умиротворения, но она не понимает, что достижение желаемого связано с потерей всего, что хорошего и доброго есть в человеке.

      Смысл жизни человека в философии трактовали по-разному, это происходило в зависимости от многих причин, течений конкретного времени. Если рассматривать учения такого великого писателя и философа, как Толстой, то там сказано следующее. Перед тем как решать вопрос о цели существования, необходимо разобраться, что такое жизнь. Он перебирал все известные тогда определения жизни, но они не удовлетворили его, так как сводили все только к биологическому существованию. Однако жизнь человека, по словам Толстого, невозможна без нравственных, моральных аспектов. Таким образом, моралист переносит сущность жизни в нравственную сферу. После Толстой обращался и к социологии, и к религии в надежде найти тот единый смысл, который предназначен каждому, но все было тщетно.

      Что говорится по этому поводу в отечественной и зарубежной литературе?

      В данной сфере количество подходов к этой проблеме и мнений ничуть не меньше, чем в философии. Хотя многие писатели выступали и в качестве философов, рассуждали о вечном.

      Итак, одной из самых старых является концепция Экклезиаста. В ней говорится о суетности и ничтожности человеческого бытия. По мнению Экклезиаста, жизнь - это вздор, бессмыслица, чепуха. А такие составляющие бытия, как труд, власть, любовь, богатство, не имеют никакого смысла. Это то же самое, что гоняться за ветром. В общем, он полагал, что никакого смысла у человеческой жизни нет.

      Российский философ Кудрявцев в своей монографии выдвинул идею, что каждая личность самостоятельно наполняет бытие смыслом. Он настаивает только на том, чтобы все видели цель лишь в «высоком», а не в «низком» (деньгах, удовольствии и т.д.)

      Русский мыслитель Достоевский, который постоянно «разгадывал» тайны человеческой души, считал, что смысл жизни человека - в его нравственности.

      Смысл бытия в психологии

      Фрейд, например, полагал, что главное в жизни - быть счастливым, получать максимум удовольствия и наслаждения. Только вещи эти сами собой разумеющиеся, а вот личность, которая задумывается о смысле жизни, - душевнобольна. А вот его ученик, Э. Фромм, считал, что нельзя жить без смысла. Нужно сознательно тянуться ко всему позитивному и наполнять этим бытие. В учениях В. Франкла этому понятию уделяется главное место. Согласно его теории, ни при каких обстоятельствах в жизни человек не может не видеть целей существования. А обрести смысл можно тремя путями: в деле, при переживании, при наличии определенной позиции к жизненным обстоятельствам.

      А есть ли на самом деле смысл в человеческой жизни?

      В данной статье мы рассматриваем такой вечно существующий вопрос, как проблема смысла жизни человека. Философия на этот счет дает не один ответ, некоторые варианты представлены выше. А ведь каждый из нас хоть однажды, но задумывался над осмысленностью собственного бытия. Например, согласно данным социологов, примерно 70% жителей планеты живут в постоянном страхе, тревоге. Как оказалось, они не искали смысл своего бытия, а просто хотели выжить. А ради чего? И тот суетливый и тревожный ритм жизни - следствие нежелания разобраться в этом вопросе хотя бы для себя. Как бы мы ни прятались, проблема все же существует. Писатели, философы, мыслители искали ответы. Если проанализировать все результаты, можно прийти к трем суждениям. Попробуем найти смысл и мы?

      Суждение первое: смысла нет и не может быть

      Это значит, что любая попытка отыскать цель - заблуждение, тупик, самообман. Этой теории придерживались многие философы, в том числе Жан-Поль Сартр, который говорил, что если нас всех впереди ждет смерть, то в жизни нет смысла, потому что все проблемы так и останутся неразрешенными. Разочарованными и неудовлетворенными в поиске истины остались также А. Пушкин, Омар Хайям. Следует сказать, что такая позиция принятия бессмысленности жизни очень жестока, не каждый человек даже способен ее пережить. Многое в природе человека противится этому мнению. По данному поводу следующий пункт.

      Суждение второе: смысл есть, но у каждого свой

      Почитатели этого мнения считают, что смысл есть, вернее, он должен быть, поэтому мы должны его придумать. Данный этап подразумевает важный шаг - человек перестает бегать от себя самого, он должен признать, что бытие не может быть бессмысленным. В такой позиции личность более откровенна сама с собой. Уж если вопрос появляется вновь и вновь, то от него не получится отмахнуться или скрыться. Обратите внимание, если мы признаем такое понятие, как бессмысленность, тем самым мы же и доказываем правомерность и право на существование того самого смысла. Это все хорошо. Однако представители этого мнения, даже признав и приняв вопрос, не смогли найти универсальный ответ. Дальше все пошло по принципу «раз признал - додумай сам». В жизни есть очень много дорог, можно выбрать любую из них. Шеллинг говорил, что счастлив тот, кто имеет цель и видит в этом смысл всей жизни. Человек с такой позицией будет стараться найти смысл во всех явлениях, событиях, которые с ним происходят. Кто-то обратится к материальному обогащению, кто-то - к успехам в спорте, кто-то - к семье. Теперь получается, что универсального смысла ведь нет, значит, все те «смыслы» - это что? Лишь уловки, которые прикрывают бессмысленность? А если все же общий для каждого смысл есть, то где его искать? Переходим к третьему пункту.

      Суждение третье

      А звучит оно так: есть смысл в нашем существовании, его даже можно познать, но лишь после того, как познаете того, кто это бытие создал. Здесь уже будет актуален вопрос не о том, какой смысл жизни человека, а о том, зачем он его ищет. Значит, потерял. Логика проста. Совершив грех, личность потеряла Бога. И не надо здесь самому придумывать смысл, следует лишь снова познать Творца. Даже философ и убежденный атеист сказал о том, что если изначально исключать существование Бога, то нечего вообще искать смысл, его не будет. Смелое решение для атеиста.

      Самые распространенные ответы

      Если спросить человека о смысле его существования, он, скорее всего, даст один из следующих ответов. Давайте рассмотрим их подробнее.

      В продолжении рода. Если вы так отвечает на вопрос о смысле жизни, то тем самым показываете наготу души своей. Живете ради детей? Чтобы обучить их, поставить на ноги? А потом что? Потом, когда дети вырастут и покинут уютное гнездышко? Вы скажете, что будете учить внуков. А чему? Чтобы они, в свою очередь, тоже не имели целей в жизни, а шли по замкнутому кругу? Продолжение рода - это одна из задач, но она не универсальна.

      В работе. Для многих людей планы на будущее связаны с карьерой. Вы будете трудиться, но для чего? Кормить семью, одеваться? Да, но этого мало. Как-то реализовать себя? Тоже недостаточно. Даже древние философы утверждали, что труд не будет долго радовать, если нет общего смысла в жизни.

      В богатстве. Многие уверены, что накопление денег - главное счастье в жизни. Это становится азартом. А ведь чтобы жить полноценно, не нужны несметные сокровища. Выходит, делать деньги постоянно ради денег - бессмысленно. Особенно в том случае, если человек не понимает, зачем ему богатство. Деньги могут быть лишь инструментом для осуществления своего смысла, предназначения.

      В существовании для кого-то. Это уже больше наполнено смыслом, хотя схоже с пунктом о детях. Конечно, забота о ком-то - это благодать, это правильный выбор, но недостаточный для самореализации.

      Что же делать, как найти ответ?

      Если все же поставленный вопрос не дает вам покоя, то ответ следует искать в самом себе. В данном обзоре мы вкратце рассмотрели некоторые философские, психологические, религиозные аспекты проблемы. Даже если вы будете читать такую литературу сутками и изучите все теории, то далеко не факт, что вы на 100% с чем-то согласитесь и примете это за руководство к действию.

      Если вы решили найти смысл своей жизни, значит, вас что-то не устраивает в настоящем положении вещей. Однако будьте осторожны: время идет, оно не будет ждать, пока вы найдете что-то. Большинство людей пытается реализовать себя именно в вышеуказанных направлениях. Да пожалуйста, если вам это нравится, приносит удовольствие, то кто же запретит? С другой стороны, кто сказал, что так нельзя, что это неверно, что мы не имеем права так жить (для детей, для близких и т.д.)? Каждый сам выбирает свой путь, свое предназначение. А может, не стоит его искать? Если что-то уготовано, то оно и так придет, без лишних усилий со стороны человека? Кто знает, возможно, и это правда. И не удивляйтесь, если смысл жизни вы видите разным на каждом отрезке своего существования. Это нормально. Природа человека вообще такова, что он постоянно в чем-то сомневается. Главное - быть наполненным, как сосуд, чем-то заниматься, чему-то посвящать свою жизнь.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода