Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что такое китай: традиционное китайское общество? Значение и толкование слова kitaj traditsionnoe kitajskoe obschestvo, определение термина. Реферат: Социально-политическая структура Китая в VII-VI вв

Территория Китая делилась на две части: западную горную и равнинную восточную, которую называли Великой Китайской равниной. Это и определяло особенности развития этих регионов. В древнем Китае не было автономных городов-полисов и гражданско-храмовых общин, чем отличались хозяйства древних Месопотамии и Египта.

Социально-экономическую жизнь Китая полностью контролировал государственный аппарат. Оно развивалось под влиянием оригинальных идеологических систем, было мобильным, поскольку строилось на клановой основе Между кланами не существовало непреодолимых социальных препятствий, переход из одной социальной группы в другую осуществлялся автоматически. Общественно-политическая активность населения, воспитанного на конфуцианской идеи, согласно которой каждый сам является кузнецом своего счастья, была очень высокой.

Горы Тибета, огромная мертвая пустыня Гоби и бесчисленные кочевые народы и племена, которые широкой полосой окружали Китай, надежно изолировали древних китайцев от остального цивилизованного мира. Вырваться из этого окружения китайцы сумели лишь в конце своей древней истории.

Первым государственным образованием на территории древнего Китая было государство Шапь-Инь (XVIII ст. к н.е.). В шань-інському Китае господствовало общинное землевладение с системой взаимопомощи, причем общинные земли предоставляли в индивидуальное пользование отдельным семьям. Общественные поля обрабатывали коллективно государственным инвентарем все общинники (в форме государственной повинности) или приписаны к этой земли крестьяне. В этот период в обществе происходит имущественное и социальное расслоение, выделяются богатые и знатные семьи. Шань-інський ван (обладатель) уже отделял себя от народа, хотя власть его еще оставалась номинальной.

Жители Шань-Іню селились в поймах рек, а основой хозяйства было земледелие, которое базировалось на естественном орошении земельных участков. Шань-инци научились отводить с полей избыток воды, выращивали просо, чумизу, а также разнообразные садово-огородные культуры. Ирригационное земледелие появилось гораздо позже. К достижениям Шань-Іню стоит отнести знаменитое китайское шелководство, бронзовую металлургию, гончарство, деревообработку, строительство, резьба по кости и камню.

Развивалась и торговля главным образом обменная. Торговым эквивалентом служили зерно, кожа, шелк, изделия из бронзы.

После упадка Шань-Іню на ее месте в XII ст. к н.е. возникло новое государственное образование Чжоу ли, которое в своей истории имело два этапа - Западное Чжоу (XII-VIII вв. к н.е.), и Восточное Чжоу (VIII-III вв. к н.е.) Название Западного или Восточного Чжоу зависела от того, куда перемещалась столица государства - на восток или на запад.

Для социальной структуры китайского государства Чжоу была характерна система наследственных рангов, которая окончательно сложилась в X-IX вв. к н.е. их было пять:

Царь (ван);

Аристократы-князья;

Начальники кланов;

Мелкая знать;

Простолюдины (рядовые члены патриархальной семьи).

Именно последний ранг своим трудом и удерживал чжоуське общество. Ранговая структура стала основой иерархического характера земельной собственности. Царь предоставлял аристократам-князьям поместья в наследственное владение. Те, в свою очередь, обеспечивали землей начальников кланов, мелкую знать. Итак, земля в Китае не принадлежала кому-то одному, право собственности на нее дробилось между различными общественными слоями, система пользования землей базировалась на условном землепользовании.

Китайские ранги были довольно подвижны, переход из одного в другой осуществлялся автоматически благодаря оригинальной системе наследования рангов. Родительский ранг в Китае наследовали только старшие сыновья, другие дети должны быть рангом ниже.

по Сравнению с Шань-Інем в Чжоу более четко формировался правительственный аппарат. Во главе правительства стоял помощник царя, которому подчинялись чиновники, возглавлявшие главные

ведомства:

1) надзор за хозяйственной жизнью страны;

2) руководство войсками;

3) руководство всем земельным фондом и ирригационной системой страны.

4) руководство судами;

5) руководство царским дворцом и поместьями;

6) организация религиозного культа

Период V-IV . ст. к н.е. (сутки Восточного Чжоу) был характерен важными социально-экономическими реформами. Начал реформы на рубеже IV ст. к н.е. царь (Ван) Шан Ян, а продолжили его последователи Цинь Шихуана, первый император Древнего Китая, и другие. Проведенные реформы привели к существенным сдвигам в развитии Древнего Китая.

Благодаря реформам Шан Яна ускорился объективный процесс разрушения земледельческой общины и произошло узаконивание частной собственности на землю. Было ликвидировано систему наследственных рангов, семейное имущество распределено между всеми детьми. В дальнейшем ранги предоставлялись царем за заслуги перед государством. Разделением царства на уезды, которыми руководили царские чиновники, а уездов на пятерки и десятки, связанные круговой порукой, Шан Ян разрушил систему наследственных владений. Это укрепило власть царя и существенно усилило государство. Замена налога с урожая земельным налогом обеспечила устойчивое прибыль государству.

Цинь Шихуана разделил империю на 36 округов, а сами округа - на уезды, волости и тины (до тины входило около 10 семей). Со всей страны в столицу (м. Саньян) было переселено 120 тыс. аристократических семей, с заменой их на местах чиновниками императора, которых наделили административными, фискальными, судебными и полицейскими функциями. Чиновники существенно ограничивали общинное самоуправление, хотя сама община как налоговая единица сохранилась, контролировали друг друга. Была унифицирована государственная валюта, предложенная единая система мер и веса, разработана система эталонов, унифицированное китайское письмо.

Было составлено земельный кадастр и насильственно переселены десятки тысяч крестьянских семей для поднятия целинных земель. Верховным собственником земли и распределителем воды для орошения полей стал император. Он также монополизировал производство и сбыт соли и железа, контролировал цены на зерно. Именно в этот период была построена Великая китайская стена. ее длина составила 3400 км, ширина стены 5 м, а высота до 12 м. В стену встроено 25 тыс. башен.

в Результате такой аграрной политики (наследственная собственность, переход в собственность целинной земли, введение земельного налога) ускорилось имущественное и социальное расслоение крестьянства. Однако налогообложения не привело к превращению общинного земельного фонда в царскую собственность, а крестьян - в царских подневольных людей. Сельская община с ее органами самоуправления отстояла свои автономные прана.

Таким образом, реформы в Чжоу значительно укрепили централизованную государственную власть, а власть императора сделали почти неограниченной.

Традиционной основой хозяйства Чжоу было земледелие, причем население уже овладело севооборот, систему яровых и озимых культур. Жители Чжоу также занимались огородничеством, а из технических культур выращивали коноплю, тутове дерево, каштаны. Немало внимания они уделяли животноводству, особенно коневодству. Со временем характер китайского животноводства изменился, животных уже разводили не для жертвоприношения в храмах, а как тягловую силу и для питания. Молочное животноводство в Китае почти не развивалось.

В период Восточного Чжоу было расчищено под пашню большие лесные массивы и осуществлен переход к Ирригационного земледелия . В III ст. к н.е. построено три крупные ирригационные системы, настолько совершенны, что они служат китайцам до сих пор. Благодаря ирригации, а также появлению частной собственности на землю и земельного налога производительность китайского земледелия очень возросла, что способствовало общему экономическому процветанию страны.

Значительного развития достигли горное дело и ремесла. Среди ремесел наибольшего расцвета достигла металлургия. Большим успехом пользовался рудный промысел и добыча угля, который использовался в мастерских, кузницах. Широко практиковалось вываривания соли в специальных котлах и добывания ее из морской воды. Китайцы первыми стали использовать как топливо для выпаривания соли природный газ. Его использовали также для отопления, доставляя бамбуковыми трубопроводами на достаточно большое расстояние.

Изобретение технологии получения шелковых нитей в Китае дал толчок к резкому повышению в Чжоу уровня ткачества. Китайские мастера изобрели ткацкий станок, который работал с помощью водяного колеса и мог одновременно ткать 32 нити. Со временем Китай стал мировым шелковым монополистом, поскольку держал в тайне технологию производства шелковых нитей и ткачество. Лишь в средние века удалось контрабандным путем вывезти в Византию гусеницы тутового шелкопряда. Китайцы были также первыми в изготовлении ткани из асбеста, которая не горела в пламени. ее использовали для изготовления фитилей до ламп.

Важную роль играла торговля которую контролировало государство.

Вместе с тем социально-экономическое положение в стране Чжоу оставалось сложным. Росли налоги (за период Цинь Шихуана - в 20-30 раз), основная масса крестьян бедствовала и оставляла свои земельные наделы, которые доставались сельской верхушке. Увеличивались каторжные трудовые повинности на государство. Значительная часть крестьян, не желая платить высокие налоги (порой они достигали 2/3 урожая), Шла в более прибыльную торговлю. В общественном производстве возросла доля рабского труда. Долговое рабство в Китае тогдашняя мораль осуждала. Поэтому рабы - это в основном военнопленные и преступники. Рабов также покупали и обменивали.

В II ст. к н.е. на смену Чжоу пришло новое государственное образование - Хань (Западная и Восточная), которая просуществовала до середины III века. н.е. В сутки Западной Хань резко изменился государственный курс, который стал более демократичным и либеральным. Император даровал свободу тем, кто продал себя в рабство, в 20 раз уменьшил размеры земельного налога, подарил народу заповедные леса, парки и водоемы пинского дома. Было отменено кровавое цінське законодательство. Именно в эпоху династии Хань впервые сделана попытка заменить металлические деньги казначейскими билетами. В период опустошения казны в результате войн император Уде стал выпускать денежные знаки из шкуры редкого белого оленя, что означало по сути выпуск бумажных денег.

Для ослабления власти чиновников и коррупции было введено составления конкурсного экзамена на чиновничью должность. Для этого было открыто первые китайские учебные заведения.

Именно войском императора Уде в 104 г. к н.е. был проложен первый коридор в истории древнего Китая в далекие западные страны, который получил название Великого шелкового пути. Благодаря этому значительно активизировалась торговля. Китайские караваны доставляли товары в Среднюю Азию, отсюда - к Сирии и Римской империи. На Востоке китайцы торговали с Кореей, государствами Индокитайского полуострова. Китайцы доставляли в другие страны шелк, железо, никель, драгоценные металлы, ремесленные изделия. В Китай завозили драгоценные металлы и самоцветы, ковры, лошадей, верблюдов, медь, кораллы, шерстяные изделия, стекло и тому подобное. Благодаря Великому шелковому пути в Китае появились люцерна, виноград, гранат, шафран, орех. VI ст. к н.е. в Китае стали выращивать чай. Сначала листья чая использовали как лекарство. Позже он стал самым популярным напитком на всех континентах, принося китайской казне большие доходы.

Внешняя торговля была важным источником дохода государственной казны, так и развитого слоя купечества.

В каждом китайском городе буды базары, строго разделены на кварталы по видам товаров. Государство регламентировало качество и цены товаров. За организацию и контроль работы рынков отвечали особые чиновники. Рыночная торговля оподаткувалася государственными сборами.

Продолжали развиваться ремесла. В начале нашей эры для производства железа китайцы уже начали использовать мехи, которые приводили в действие водяными двигателями. Мастера изготовляли глиняные формы для литья металла. Мастерски изготовляли китайцы также лакированные изделия из дерева и шелка, которые считались предметами роскоши.

Древний Китай эпох Чжоу-Хань совершил революцию в прокладке путей сообщения. Таких масштабов строительства дорог, каналов и дамб не знала ни одно государство Древнего мира. Если в конце III века. к н.е. общая длина государственных дорог составляла примерно 6500 км, то к 200 г. н.е. она выросла до 32 тыс. км. Быстрыми темпами строились также ирригационные сооружения, которые возводили не только для орошения и защиты от паводков, но и как транспортные магистрали. Еще в V веке. к н.е. реки Хуанхэ и Янцзы были соединены каналом длиной 400 км. В III ст. к н.е. прокопан через горную преграду двохсоткілометровий канал, который соединял север и юг страны. Он стал началом непрерывного водного пути протяженностью 2 тыс. км. В 70 г. н.е. начато строительство Большого канала. Он опоясал весь Восточный Китай, а его длина превысила 1700 км при ширине до 30 м и глубине до 9 м.

В Древнем Китае значительного уровня достигли естественно-научные знания . В начале нашей эры в Китае изобрели компас, сконструировали первый глобус, который воспроизводил движение небесных тел, а также старейший в мире прототип сейсмографа. Древние китайцы пользовались водяным часам, изобрели порох, значительно раньше европейцев научились нагнетать воздух в плавильную печь для производства стали, изобрели тачку на колесе, веялку для зерна, цепной насос с лопатками или ковшами для поднятия земли или воды, руль для судна и тому подобное. Значительные достижения были медицина, астрономия и другие науки.

В последние десятилетия социально-экономическое развитие Восточной Хань притормозил. Крестьянские земли насильственно передавали зажиточной знати, а сами крестьяне попадали в феодальную зависимость. Нажитые спекуляцией и ростовщичеством капиталы вкладывались не в сферу производства, а в соревнования в расточительстве с царским домом. Экономика начала приходить в упадок В обществе нарастали анти-рыночные настроения, от правительства добивались сворачивания, даже ликвидации, денежного обращения, на что он и пошел в начале ПИ ст., "отменив" монету. Государственная казна обнищала. В 220 г. Китай распался на три независимых царства: Вэй (на севере), Ю (на западе) и В (на юго-востоке и востоке). Страна вступила в средневековье разобщенной и заброшенной.

КИТАЙ: ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

К статье КИТАЙ

Классовая структура. Подобно другим восточным обществам, в традиционном Китае на протяжении веков функционировала политическая структура, наделенная чрезвычайной властью. Единственным источником власти был император, осуществлявший свое правление по воле небес. Однако постепенно развитие получали институты, призванные гарантировать плавное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти.

Первостепенную роль играли механизмы формирования аппарата чиновников. Уровень квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии различных экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижные должности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли "подлые люди". К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людей к сдаче государственных экзаменов не допускались. Рабство в Китае тоже существовало, однако редко играло заметную роль.

Центры социальной интеграции. Семья и клан. Большая семья и семейный клан включали в свой состав широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае, а иногда это случалось и в реальной жизни, клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан сплачивался воедино соблюдением обязательных церемоний почитания предков и чувством гордости за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности на землю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников.

Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался с помощью свах. Традиционно согласия детей не спрашивали, и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые даосские жрецы и немногие крайне бедные мужчины оставались холостыми.

Деревня и город. Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительные заведения, включая рестораны, чайные заведения и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков различных историй. Большой популярностью пользовались театр, а также разнообразные азартные игры.

Ассоциации и объединения. Важнейшую роль играли гильдии, поскольку до 1911 они организовывали и регулировали всю предпринимательскую деятельность в области промышленности и торговли. Они делились на два типа: по ремеслам и по провинциям. Первые регулировали вопросы обучения ремеслам, устанавливали стандарты и уровень качества, а также определяли цены. Провинциальные гильдии представляли торговцев одной провинции или одного города, занимающихся своим бизнесом в другой провинции или другом городе. Существовало и множество тайных обществ. Некоторые из них формировались для взаимной помощи, другие преследовали политические цели.

Религиозные верования. Народная религия включала в себя элементы анимизма и политеизма. Люди считали, что мир населен множеством духов. Так, духи зла - "гуй" - считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов - "инь" и "ян". "Инь" означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств был злой дух "гуй". "Ян" означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи, воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от "гуй". В целом в представлении китайцев мир духов и богов был копией мира людей и государства с той же самой иерархией авторитета и власти. У каждого города имелся свой бог, в какой-то мере соответствовавший местному магистрату. Над всей вселенной возвышалось "тянь" - "небо", соответствовавшее императору на земле.

В дополнение к этой распространенной религии с ее духами и многочисленными богами существовали пять основных религиозных доктрин: конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство. Конфуцианство, являвшееся скорее этико-политическим учением, чем религией, на протяжении долгого время - начиная с конца 3 в. до н.э. и до образования республики в 1912 - пользовалось поддержкой государства. Конфуцианская философия содержала в себе основные положения семейного и морального кодекса. Отвергнутое после образования республики, в 20 в. конфуцианство пришло к своему закату. Классические конфуцианские труды в перечне обязательной литературы для школ были перенесены с первого на второе или третье место. Даосизм как религия имел китайские корни, однако подвергся влиянию буддизма. Некоторые из даосских трудов, написанные с философским уклоном, имеют огромную интеллектуальную значимость. Даосизм также имеет свои храмы, свой пантеон богов и свое учение о будущей жизни с вознаграждениями и карами за прошлое. Буддизм пришел из Индии и получил в Китае широкое распространение, здесь были построены сотни буддийский храмов и монастырей с тысячами монахов. Мусульмане живут в Китае повсюду, в особенности в северо-западных и юго-западных районах. Христианство, с которым китайцев познакомили миссионеры из Европы и Америки, получило широкое распространение в 19 и начале 20 вв., однако число верующих-христиан составляет всего 1% населения страны.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КИТАЙ: ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КИТАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • КИТАЙ
    (см. соотв. статью). — После войны К. с Японией (1895 г.) к последней отошел о-в Формоза; затем в 1898 г. …
  • ОБЩЕСТВО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-06-13 Time: 02:41:51 * Общество живёт не отрицательными идеями, но идеями положительными. (Сен-Симон) * Если бы не …
  • КИТАЙ в Словаре Русского железнодорожного сленга:
    (Китайка) - вторично использованное постельное …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре Аналитической психологии:
    (Society; Gesellschaft). В отличие от коллективного, которое Юнг рассматривал в качестве хранилища психического потенциала человека, понятие «общество» предполагает наличие: цивилизующего …
  • КИТАЙ в Справочнике Координат Посольств и консульств в Москве:
    117330, ул. Дружбы, 6 тел. 143-1540 - 143-1544, 938-2006 факс: 938-2132 Консульский отдел: тел. 143-1543 Торговое представительство: тел. …
  • КИТАЙ в Справочнике Стран мира:
    СКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА Государство в Восточной Азии, третья по территории страна мира после России и Канады и первая в мире …
  • КИТАЙ в Списке стран, провинций и городов по знакам зодиака.
  • ОБЩЕСТВО
    ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗАВИСИМОЕ - см. ЗАВИСИМОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ДОЧЕРНЕЕ - см. ДОЧЕРНЕЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    УЧАСТВУЮЩЕЕ - см ЗАВИСИМОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    СМЕШАННОЕ - см СМЕШАННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    СЕЛЬСКОЕ - см. СЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (00 0) - в соответствии с гражданским законодательством РФ - одна из организационно-правовых форм юридического лица: учрежденное …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    С НЕОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ИЛИ ТОВАРИЩЕСТВО ОБЩЕГО ТИПА - объединение двух и более физических и юридических лиц с целью организации и …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - в соответствии с гражданским законодательством РФ - одна из организационно-правовых форм юридического лица: учрежденное одним или …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    ПРОСТОЕ - см. ПРОСТОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    КЛАССИФИКАЦИОННОЕ - см КЛАССИФИКАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    ГРАЖДАНСКОЕ - см ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    АКЦИОНЕРНОЕ ОТКРЫТОЕ - см ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    АКЦИОНЕРНОЕ ЗАКРЫТОЕ - см ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    АКЦИОНЕРНОЕ - см АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО …
  • КИТАЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. В 1957 году Московский …
  • ОБЩЕСТВО
    в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, …
  • КИТАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ОБЩЕСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I. Абсолютное государство старого порядка и современная ему политическая доктрина, столь враждебные друг другу, сходились в признании государства единственной рациональной …
  • ОБЩЕСТВО в Современном энциклопедическом словаре:
  • ОБЩЕСТВО в Энциклопедическом словарике:
    в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей в узком смысле - определённый тип социальной системы (например, …
  • ОБЩЕСТВО
    ́ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ-СТАНКОВИСТОВ, см. …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО СТАРЫХ БОЛЬШЕВИКОВ Всесоюзное, обществ. орг-ция, объединявшая чл. большевистской партии с дорев. стажем. Существовало в 1922-35 при Истпарте, затем при …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН (Славянский союз, Славянское об-во), тайная орг-ция декабристов на Ю. России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском братьями А.И. …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО РУССКИХ СКУЛЬПТОРОВ, см. …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ (1821-1929; до 1875 Общество поощрения художников), осн. в С.-Петербурге дворянами- меценатами. Организовывало выставки, конкурсы, способствовало освобождению художников …
  • КИТАЙСКОЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИТ́АЙСКОЕ ПИСЬМО, система иероглифов, сложившаяся в сер. 2-го тыс. до н.э. Общее число знаков ок. 50 тыс., но в совр. …
  • КИТАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИТ́АЙ, Китайская Народная Республика (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго), КНР, гос-во в Центр. и Вост. Азии. 9,6 млн. км 2 . …
  • КИТАЙ в Словаре Кольера:
    страна в Азии, официальное название - Китайская Народная Республика. См. также: КИТАЙ: ПРИРОДА КИТАЙ: КЛИМАТ И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ КИТАЙ: ПОЧВЫ КИТАЙ: …
  • ОБЩЕСТВО в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, с. 1) Совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями материальной жизни. Жизнь первобытного общества. Рабовладельческое общество. Общество может …
  • КИТАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Северный сосед …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре синонимов Абрамова.
  • КИТАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    поднебесная, …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре русского языка Ожегова:
    круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов Дворянское о. Образованное о. Крестьянское о. (крестьянская община; устар.). общество та или иная …
  • КИТАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Китайская Народная Республика (китайская Чжунхуа жэньминь гунхэго), КНР, государство в Центр. и Вост. Азии. 9,6 млн. км2. Население 1179 млн. …
  • ОБЩЕСТВО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    общества, обществ (общества, обществ неправ.), ср. 1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества....Маркс положил конец …

История и СИД

Древний Китай. Специфика социальной структуры Введение Д ревнекитайская цивилизация сложившихся в V-III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайце...

Древний Китай. Специфика социальной структуры

Введение

ревнекитайская цивилизация сложившихся в V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций.

Государственное устройство Китая имело черты деспотии. Вся власть принадлежала императору. В основе административного аппарата лежал принцип централизованного управления. Социальная структура Китая имела довольно сложную систему. Все его жители считались вассалами императора, но каждое сословие выделялось своими особенностями поведения, прав и обязанностей.

Китайское общество уже со времён своего появления начало обретать уникальность, и по сути индивидуальность среди соседних и дальних государств. Именно специфику социальной структуры я взяла за основу своего реферата. Многовековую историю рассмотреть в подробностях довольно сложно, по- этому я исследую социальную структуру основных периодов Китая и в заключение подведу общий тематический итог.

Ключевые периоды:

  1. Период Шан (Инь) - 18—12 в.в. до нашей эры;
  2. Период Чжоу- 12 в. до н.э. - 221 г.;
  3. Период усиления царства Цинь - 246 г. до нашей эры - 207 г. до нашей эры;
  4. Период Хань (206—220 гг. до нашей эры)

Проблема : Изменение специфики социальной структуры Древнего Китая на протяжении основных временных точках.

Задачи:

  1. Изучение социальной структуры на данных этапах
  2. Сравнение социальных структур, существовавших в различные периоды
  3. Подведение итогов об общем развитии социальной структуры Древнего Китая.

Социальная структура периода Шан (Инь) - 18—12 в.в. до нашей эры

Самым древним периодом китайской истории, является период существования государства Шан-Инь. По традиционной китайской хронологии, эта эпоха обычно относится к XVIII–XII вв. до н. э.

Пережитки родового строя существовали в Китае в течение очень долгого времени - родовые группы продолжали существовать в Китае в течение тысячелетий, что способствовало в определённых родовых группах перехода родового чина по наследству и что своеобразные «должности» начальников родов переходили по наследству в определённых родовых группах.

Что касается обычая кровной мести, то он сохранялся в Китае вплоть до конфуцианской эпохи. Конфуций говорил

«Тот, у кого был убит отец или мать, должен спать на соломе, имея щит вместо подушки. Он должен твёрдо решиться на то, чтобы не жить под одним небом с убийцей. Если он его встретит на рынке или при дворе, то он не должен идти за своим оружием, а должен тотчас же с ним сразиться».

Не менее важное значение имела большая патриархальная семья. Её основными чертами были: господства мужа и отца, порабощение женщин, усугублённое многоженством, ярко выраженный культ предков.

К глубокой древности, сохранившей значительные пережитки родового строя, восходит и древний совет старейшин, который существовал ещё в эпоху Инь. Совет старейшин существовал при царе и состоял из родоначальников и племенных вождей. Возможно, власть совета старейшин была велика и позволяла себе в некотором отношении ограничивать власть царя. Весьма возможно, что эта древняя организация, впоследствии переросла в родовую аристократию и опираясь на крупные богатства, значительную политическую власть, эта аристократия с течением времени образовала правящий класс рабовладельцев.

Процесс классового расслоения, происходивший в глубине сельских общин, развитие торговли и войны привели к появлению рабства и обострению классовых противоречий. Таким образом, эпоху Шань- Инь следует считать временем возникновения древнейшего классового рабовладельческого общества.

В обществе Шан различие между правящими верхами с их окружением (аппарат администрации, ремесленники, воины, слуги) и производящими крестьянскими массами представлено зримо.

Зона с центром в столице находилась под непосредственным управлением правителя - Вана и центральной администрации Шан. В центре зоны жили Ван и его приближенные, там же находилось место и для жилья воинов, чиновников, ремесленников и слуг. В столице располагались дворцы и мастерские, амбары и склады, казармы и поля. В работе на больших полях нередко принимали участие Ван и его слуги, а урожай предназначался как для ритуально-культовых нужд, так и для пополнения казенных амбаров.

Обширная территория региональных владений управлялась уполномоченными шанского Вана, то есть его родственниками и приближенными. Эти территории зачастую подвергались набегам варварских соседних племен, тем самым огорожая столицу во главе с ванном от набегов извне.

Все жители этого государства должны были верой и правдой служить ванну, принимать участия в военных действиях, а также преподносить подарки, трофеи, прежде всего пленных, которых чаще всего приносили в жертву предкам Вана при очередной календарной дате жертвоприношений. Практика наследования должности правителя - Вана находилась еще в процессе становления. Не сразу передача власти отца к сыну устоялась в этом обществе, престол переходил от брата к брату и от дяди к племяннику.

Высший суверенитет и сакральная святость шанского правителя - Вана были для всех шанцев превыше всего.

Социальная структура периода Чжоу- 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э

Было время когда племена Чжоу входили в сферу политического влияния Инь(Шан) на правах подчиненной территории. Усиление чжоуцев ознаменовалось тем, что военные столкновения между Инь и Чжоу принимали оборот в сторону последней.

Постепенно складывается мощная коалиция западных племен, которую возглавляло племя Чжоу. Со временем Чжоуцы переняли культуру и быт иньского государства. Чжоуцы научились у иньцев изготовлению оружия и других боевых предметов из бронзы, коллестницы и т.д.

После окончательного разгрома иньцев, чжоуцы предоставили знати (от иньского ванна) владения земли вместе с их населением. Вожди иньских племен были не тронуты_ тем самым оставшись занимать свои посты. В целом чжоуское завоевание не вызвало коренных изменений в системе управления подчиненными вану территориями.

Все свободное население Чжоу делилось на пять социальных групп, которые располагалась по отношению друг к другу по принципу иерархии (в Древнем Китае она была более четко выражена, чем в других древневосточных обществах). Чжоуские ванны занимали высшую ступень иерархии, как было принято говорить «единственным среди людей», они представляли собой деспотических правителей(говорю во множественном числе, т.к. за этот период их было не мало, но суть безграничной силы правителя не менялась. Следующий слой представлял собой Чжухоу , правители наследственных владений, являлись бесспорно аристократией. Средний ранг - это дафу , главы родоплеменных групп, которые в своей совокупности составляли население наследственного владения чжухоу. Четвертая группа — ши , главы больших семей, входивших в состав вышесказанной родоплеменной группы. Последняя группа - простолюдины .
Специфика того или иного ранга заключалась в материальных благах, которыми мог пользоваться данный человек. В первую очередь различны количества питья и еды, покрой одежды, количество скота и рабов. «При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе, одежде, количестве полей и размерах жилища; после смерти — в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы» Устанавливались строгие правила в отношении убранства жилища, то чего не должны позволять себе простолюдины. То же самое касалось и пищи: «считалось, что ван может питаться мясом быка, барана и свиньи, чжухоу — только говядиной, дафу — свининой, ши — рыбой, а простолюдины вообще не имели права есть мясо. Социальные различия находили отражения и в лексике древнекитайского языка — для обозначения одного и того же понятия существовали различные слова, употреблявшиеся в зависимости от принадлежности говорившего к определенному рангу.»

Принадлежность человека к высшим социальным группам была установлена по принципу родства. Старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья спускались на одну ступеньку ниже. Но это правило не действовало на слой простолюдинов, ведь ниже опуститься было нельзя.

Что касается земельного владении, то Ван являлся верховным собственником всей земельной территории. Но земля обрабатывалась простолюдинами. Почему?

В землевладельческой структуре, как и в социальной, есть своя иерархия, каждый слой жалует землю нижестоящему. Можно сделать на этом основании следующий вывод: частной собственности как таковой в чжоуском обществе не существовало.

Социальная структура царства Цинь - 246 г. до нашей эры - 207 г. до н.э.

До IV в. до н.э. о царстве Цинь мы мало что можем узнать. В то время о ней мало где упоминалось, ведь она почти не вела борьбу между царствами.

В связи с потерей плодородия земли, царство Цинь осуществило создание ирригационной системы, значительно увеличив тем самым свою сельскохозяйственную продукцию

При царе Сяо-гуне (361—338 гг. до н.э.) были проведены важные реформы землепользования:

  1. Узаконены взятие в залог и скупка земли
  2. Был запрещен обычай кровной мести.
  3. Отменена ограничения размера земельных владений.

Именно это приводило к подрыву сельской общины. Шан Ян издал законы о рабах – как о земельной рабочей силе. Принял множество реформ в военной области государства: захват в плен врага – повышение ранга воина, т.е. право на получение земли и рабов.

Старая потомственная знать была лишена всех привилегий и отстранена от власти. Только военные — обладатели рангов считались полноправными свободными гражданами, порабощать их запрещалось законом. Но со временем ранг можно было купить или обменять. Такие изменения повлекли за собой черты военно-бюрократической деспотии государства.

Государство Цинь превратилось в сильнейшую военную державу и перешло в наступление на соседние страны. Оно расширило свои государства за счёт других владений. На престол Китайского воителя встал первый «император» - «шихуанди» - Цинь Ши Хуанди. Считалось, что он «Сын неба» и власть его стала ещё более обожествлена, чем при правителях – ванах.

Этот нелёгкий период в китайской истории называют жесточайшим. Бесконечные войны, завоевания, начало застройки Великой китайской стены, Сооружение которой продолжалось десяток лет и стоило империи неимоверных тягот и людских потерь.

Цинь Ши Хуанди ввёл новые жесточайшие порядки в систему государства. Ни один гражданин не имел право называть себя вэйцем, яньцем, циньцем. Все равны – от знати до простолюдинов. Император учредил единое для всего населения наименование – «черноголовые», не пощадив никого, даже своих сыновей он спустил до низшего ранга, превратив в простой люд. В империи господствовала военно-бюрократическая знать, преимущественно из числа новых богачей — крупных предпринимателей и торговцев. Была легализована покупка должностей и рангов знатности. В рабов император обращал членов семьи преступника в трех поколениях, а также семей, связанных между собой круговой порукой, так что в рабство переходили целые группы сел.

В этот период произошло катастрофическое обнищание земледельцев, забор имущества у крестьян, введение крупных налогов на землю даже в слоях аристократии, государство было истощено.

Но после смерти Цинь Ши Хуанди, всё вело к гражданской войне - восстания объединяли в себе не только порабощенные массы, бедняков из общинных крестьян — к ним добавились представители господствующего класса, в основном из знатных родов прежни. царств. Людям удалось обрести свободу.

На этом заканчивается время рабовладельческого Древнего Китая,

на смену его приходит феодальное общество .

Социальная структура периода Хань (206—220 гг. до нашей эры)

Рост крупной частной земельной собственности, подъем ремесленного производства, развитие торговли и денежных отношений ускорили разложение общины и развитие рабовладельческих отношений. В древнем Китае имелись две основные формы рабства — государственное и частное.

Основным источником государственного рабства являлось порабощение осужденных. Власти очень, часто прибегали к наказанию для увеличения даровой рабочей силы (порабощаемым татуировали лица зеленой чертой вокруг глаз)

Наибольшее распространение получило частное рабовладение, главным источником которого являлось долговое рабство. Обедневшие общинники, цеплявшиеся за свои клочки земли, вынуждены были отдавать своих сыновей в рабство, лишь бы как-то сохранить за собой пахотный надел, владение которым делало их полноправными членами общины.

В империях Цинь и Хань в Китае процветала работорговля, Количество частных рабов служило мерилом богатства. Крупные рабовладельцы имели сотни и тысячи рабов. Особенно почетным считалось получение рабов в дар от императора, но этой чести удостаивались лишь наиболее приближенные сановники. Сфера применения рабского труда была довольно обширной. Государство использовало рабов на рудных и соляных промыслах, в ремесленных мастерских и на различных тяжелых работах. Значительное количество рабов содержалось во дворцах в качестве слуг. Однако более всего рабский труд использовался в частных хозяйствах. В таких развивающихся отраслях, как ремесло и торговля, рабы являлись основной рабочей силой.

В социальной структуре очень крепко установились такие слои как земледельцы – крестьяне, торговцы, воинский слой населения, аристократия . Формально из всех категорий населения только чиновничество и обладатели рангов знатности освобождались от повинностей.

Что касается вышесказанного феодального общества, то оно появилось уже в Китае в первых веках нашей эры в связи с экономическим и политическим усилением крупных частных земельных собственников и зарождением частнозависимого мелкого крестьянского хозяйства. Появились новые социальные категории непосредственных производителей, именуемые бинькэ и буцюй.

В Ханьской империи значительную силу приобрела бюрократическая прослойка. Существенные изменения произошли в статусе чиновничества. Представители различных социальных слоев, преимущественно из наиболее зажиточной части общества, занимавшие административные посты в период империи Цинь, всячески стремились закрепить свое положение, сохранить за своей семьей или патронимией преимущественное право на замещение чиновничьих должностей.

Понемногу страна выкарабкивалась из рабовладельческой зависимости, что вело к становлению политики и экономики. Китайское единое государство, считалось со времён нашей эры одним из крупных и мощных стран .

Заключение

Исследовав особенности социальной системы каждого из выделенных периодов, я могу сделать следующий вывод. Первые три периода считаются тяжелейшим временем в становлении китайского государства, бесконечные войны, перестройки политики внутри государства несло резкие изменения и в социальной структуре.

Система рабовладельческого общества в сущности не двигала государство вперёд. Древний Китай топтался на месте, не выходя на мировую арену.

Во время зарождения китайской цивилизации, происходило только зачатие социальных структур, информация имеется лишь о властном положении Вана, следующий период Чжоуского общества несёт в себе расслоение населения на ранги, разница между которыми была чётко выражена, в период Цинь ломается вся социальная структура, обусловленная появлением нового жестого императора, подчинившего себе китайские земли. Начало династии Хань – это восстановление системы, после периода Цинь, система рабовладельческой структуры усиливалось, рабами были преступники, предатели, должники, бедняки, некоторые крестьяне. Огромное количество Китайского населения порабощалось. Но уже к началу нашей эры произошла некая перестройка, давшая начало феодальному принципу строения.

Феодализм - тип аграрного общества, в котором владение землей обусловлено военной или иной службой, в феодальном обществе имеется иерархия политической власти, основанная на договорных правах и обязанностях, обычно с монархом во главе, несвободные крестьяне обрабатывают землю как крепостные.

Список литературы

  1. «История Кита». Альтернативная история. Учебное пособие. Автор Л.С. Васильев
  2. «Формы социальной организации древних китайцев». Автор Крюков М. В.
  3. Учебно-методический комплекс по истории древнего мира. Автор Денисов В.И.
  4. www .wikipedia.org/wiki/История Китая

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39037. Разработка многооконных приложений с использованием Borland C++ Builder 88.5 KB
Для добавления новой формы в проект приложения необходимо вызвать команду File New Form главного меню или нажать соответствующую кнопку на панели инструментов. Для каждой формы приложения вызывается метод CreteForm создать форму объекта приложения ppliction. Главная форма автоматически отображается на экране при запуске приложения в то время как остальные формы которые иногда называют вторичными будут созданы но останутся невидимыми для пользователя до тех пор пока не будут явно...
39038. Количество информации. Мера Хартли и мера Шеннона 80.5 KB
Рассмотрение предложенных способов измерения количества информации удобно начать с примера. Тем не менее только на основе априорной информации мы не можем точно сказать какое именно число очков выпало в результате конкретного подбрасывания. С поступлением новой информации о результате подбрасывания эта неопределенность может уменьшаться.
39039. Понятие информационной системы 98.5 KB
Сейчас пришло время дать этому понятию более точное определение: Информационная система ИС это взаимосвязанная совокупность средств методов и персонала используемых для хранения обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Как видно из определения информационные системы обеспечивают сбор хранение обработку поиск выдачу информации необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Основными элементами работы информационных систем являются: ввод новой информации и выдача текущей информации по...
39040. Классификация информационных систем 123 KB
Основная проблема классификации ИС заключается в том что единой системы оснований для классификации выработать не удалось. Предлагается классифицировать информационные системы по следующим признакам: По масштабам применения настольные офисные и корпоративные. ПО: различные программные приложения связанных общим информационным фондом Такие приложения создаются с помощью так называемых настольных СУБД FoxPro Prdox dBse MS ccess или с помощью файловой системы и диалоговой оболочки для ввода редактирования и обработки данных. Это...
39041. Документальные информационные системы 237 KB
Практика показывает что чаще всего информация представлена не в виде структурированных массивов данных а в виде простых текстовых документов. В отличие от ФИПС в результате проведения информационного поиска ДИПС выдает потребителю не конкретные сведения факты а совокупность документов смысловое содержание которых соответствует его запросу. Поэтому для автоматизации информационного поиска необходимо формализовать представление смыслового содержания информационного запроса и документов то есть перейти от их записи на естественном языке...
39042. Фактографические информационные системы 194 KB
Основными компонентами фактографических систем являются Базы Данных и системы управления Базами Данных СУБД. Ее основные задачи: распределение внешней памяти; определение структуры файла; способы именования файлов и отображение их имен на пространство адресов внешней памяти; обеспечение доступа к данным; обеспечение защиты данных в файлах; способы многопользовательского доступа к файлам. Ограничения файловых информационных систем Разделение и изоляция данных. Обработка данных из разных файлов обычно требует значительных усилий...
39043. Интеллектуальные информационные системы ИИС. Экспертные системы 146 KB
Основные задачи ИИ Представление знаний и разработка систем основанных на знаниях; Разработка естественно-языковых интерфейсов; Разработка систем машинного перевода; Распознавание образов идентификация неизвестного объекта по его признакам; Создание обучающихся и самообучающихся систем; Программное обеспечение интеллектуальных систем развитие существующих...
39044. Информационные системы в экономике и бизнесе 93 KB
; Не удавалось построить оптимальную модель планирования при увеличении количества комплектующих до тысяч единиц нельзя чтобы изза отсутствия одной гайки простаивал конвейер по сборке авиадвигателя каждая из которых характеризуется своей динамикой поведения запасов. Усложнение методов планирования запасов привело к появлению более развитого стандарта планирования потребностей в материалах Mteril Requirement Plnning MRP. Недостаток методики MRP: Отсутствие контроля выполнения плана закупок и механизма корректировки этого плана в...
39045. Понятие информации. Способы измерения и оценки информации 196 KB
Понятие информации Понятие информации Несмотря на то что информация является базовым понятием информатики и кибернетики дать ей точное определение весьма затруднительно. В настоящее время можно выделить три основных подхода к понятию информации: Общенаучный философский. Рассмотрим например переход вещества из твердого состояния в жидкое здесь можно наблюдать материальные преобразования энергетические затраты а также потерю информации относительно расположения атомов. Другой пример: образовательный процесс который сам по себе...

Принципиально важной чертой социального деления хань-ского общества был высокий уровень социальной мобильности. Даже раб мог при благоприятных обстоятельствах рассчитывать на то, что хозяин отпустит его на свободу и тем самым откроет ему путь для продвижения вверх по ступеням социальной иерархии. В условиях, когда знатными не рождались, а становились, богатство давало возможность достижения высокого юридического статуса. История ханьского общества знает примеры, когда бывший раб в течение жизни совершал весь путь восхождения по социальным ступеням вплоть до обладания заветными высшими рангами. С другой стороны, закон, по которому родственники преступника превращались в государственных рабов, означал возможность для представителей знати внезапно оказаться в самом низу социальной пирамиды.
При этом высокий уровень вертикальной социальной мобильности способствовал формированию общеэтнических норм культуры и тем самым консолидации этнической общности древних китайцев, в то время как существование в начале I тысячелетия до н. э. системы социальных рангов чжоуского типа, напротив, являлось тормозом на пути завершения процесса формирования древнекитайского этноса.

С имущественной точки зрения свободные делились на три основные категории. Наиболее богатые, обладавшие имуществом на сумму более чем миллион монет, относились к так называемым «большим семьям», зажиточные члены общества (более 100 тыс. монет) -к «средним семьям», а мелкие собственники (более 10 тыс. монет) - к «малым». В число «бедняков» включались те, чье имущество оценивалось менее чем в 10 тыс. монет, т. е. не имевшие достаточных средств к существованию (100 му земли - около 16 га - считавшиеся в ханьское время необходимыми для прожиточного минимума семьи, стоили в среднем 10 тыс. монет).

Дошедшие до нашего времени документы ханьского времени показывают, что «средние семьи», имевшие по несколько сот му земли, как правило, имели рабов. Однако подсчеты свидетельствуют об известном несоответствии числа рабов и количества земли, находившейся в собственности того или иного землевладельца. Это может объясняться лишь тем, что использование труда рабов не было единственной формой эксплуатации» применявшейся в ханьском обществе. И действительно, источники сообщают также и о других формах частнособственнической эксплуатации, например о наемном труде и арендных отношениях. По-видимому, относительно ограниченное применение труда рабов в империи Хань объясняется недостаточностью внутренних источников рабовладения и - как следствие этого - высокими ценами на рабов. Взрослый раб стоил пример-но в десять раз дороже лошади. Соображения рентабельности хозяйства заставляли землевладельца прибегать к найму работников или к сдаче части земли в аренду. Можно предполагать,что именно арендные отношения были в ханьское время ведущей формой эксплуатации.

Хар-ая черта древнекитайской политической мысли: она рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и поставила в центр изучения организацию государства, проблемы взаимоотношения человека с обществом. Своего расцвета политическая мысль достигла во второй половине I тысячелетия до н.э. В это время сформировались основные политические учения Древнего Китая.Среди них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Особенно велико значение политического наследия Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Это единственная цивилизация на Земле названная именем конкретного человека. Учение Конфуция пронизано ностальгией по золотым древним временам, когда государь – правитель, почитавшийся народом как самый добродетельный и мудрейший человек, имел обыкновение избирать себе в преемники самого добродетельного и мудрого из своих подчиненных. Все, о чем писал и чему учил Конфуций, опиралось на мудрость древних китайских обычаев… Признавая божественную и естественную стороны происхождения власти, учитель Кун свой главный интерес видел в том, как обустроить жизнь людей, обеспечить мудрый и справедливый порядок в государстве. Этот порядок предполагает пять разнородных отношений: властителя и подчиненных, мужа и жены, отца и сына, старшего брата и младшего, друзей. В первых четырех должно быть повеление, с одной стороны, и полное подчинение, с другой. Властвовать следует справедливо и с благоволением, подчиняться же правдиво и искренне. В дружбе же руководящим принципом должна быть обоюдная добродетель. Конфуций пытался восстановить весь комплекс сложившихся веками обычаев, определявших каждый шаг китайцев “ли”, пример же в их исполнении должны были показывать высшие и средние чиновники. Характерно, что он достаточно скептически относился к попыткам управления посредством создания новых жестоких законов. Таким путем можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления. Следование ритуалу, обычаю позволяло, по его мнению, избежать насилия и острых социальных конфликтов. Конфуций также обращал внимание на важность использования принципа “исправления имен”: приведения обозначения различных статусных групп общества в соответствии с их реальностью. Одним из видных представителей школы легистов считается Хань Фэй-цзы Если попытаться сжато сформулировать идеи Хань Фэй-цзы, то можно сказать, что он предлагал управлять при помощи законов, утверждающих абсолютную власть правителя. Благодаря ему в политическую мысль и науку вошло правило (тезис) о том, что “Закон, власть и политическое искусство – три главные составляющие эффективного управления государством После II в. до н.э. официальная идеология Китая стала совмещать в себе, как принципы легизма, так и конфуцианства. Древний Китай – крупнейший очаг цивилизации и культуры мирового значения – в течение веков сохранял относительную замкнутость, нерасчлененность своих социально-экономических структур, политических институтов, а также патриархальный характер общественных отношений, семьи и быта, особый менталитет.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода