Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Авиационная пушка M61 Vulcan – второе рождение системы Гатлинга. Карусель смерти: пулемет Гатлинга Вулкан оружие

Вулкан - скорострельная пушка-пулемёт, единственная пушка в игре, которая позволяет вам управлять корпусом, в то время как башня направлена в нужную сторону. Вулкан хорош как для защиты собственной базы, так и для поддержки атаки. Часто устанавливается на средние корпуса. Не забывайте использовать модули с защитой от Огнемёта, чтобы уменьшить самоурон от перегрева.

Описание

Пушка для боя на средней дальности. Имеет мгновенную доставку урона , ограниченную дальность поражения и линейное падение урона. За пределами дистанции поражения наносит урон не в полном объёме. От баллонных пушек наследует механику поражающего элемента в виде тонкой не дискретной струи пуль (которые не разлетаются веером при повороте башни). Перед началом и после окончания стрельбы необходимы паузы на раскрутку и остановку стволов. Может стрелять бесконечно, однако после опустошения баллона начинает постепенно нагревать танк, что приводит к получению самоурона от горения и снижению собственного урона. Продолжительность получения урона от горения определяется тем, насколько долго стрелок ведёт огонь с пустым баллоном. «Струя» пуль оказывает на цель физическое воздействие в виде давления. Пушка обладает гироскопом, который компенсирует сдвиг направления стрельбы при повороте корпуса (самостоятельном или вследствие физического воздействия от вражеского попадания). Обладает вертикальной автонаводкой .

Вулкан М0 | М1 | М2 | М3 | М3+
Доступен со звания Капрал Уорэнт-офицер 2 Лейтенант Маршал Улучшения
Цена модификации 450 28 300 82 700 232 350 455 900
Урон (hp/с) 345 456,62 507,35 608,82 690
3 105 4 552,5 5 281,5 6 873,6 8 280
Урон после перегрева (hp) 86,25 114,16 126,84 152,2 172,5
Ограничение на температуру 0,5 0,66 0,74 0,88 1
Самонагрев (усл. ед/с) 0,3 0,365 0,394 0,453 0,5
40 35 33 29 25
Сила удара (усл. ед) 50 130,88 167,65 241,18 300
Отдача (усл. ед) 50 130,88 167,65 241,18 300
Время до перегрева (с) 9 9,97 10,41 11,29 12
Раскрутка стволов (с) 3 2,78 2,53 2,24 2
Остановка стволов (с) 1 1 1 1 1
Скорость поворота (град/с) 70 86,18 93,53 108,24 120
Ускорение поворота (град/с²) 70 86,18 93,53 108,24 120
100 116,18 123,53 138,24 150
70 79,71 84,12 92,94 100
50 50 50 50 50
25 25 25 25 25
Гироскопический эффект 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Автоприцел угол вверх (град) 9 9 9 9 9
Автоприцел угол вниз (град) 12 12 12 12 12

Характеристики пушки

  • Урон (hp/с) - повреждение, наносимое цели за секунду до начала перегрева.
  • Суммарный урон до перегрева (hp) - повреждение, наносимое цели за время от старта стрельбы до начала перегрева.
  • Урон после перегрева (hp/с) - повреждение, наносимое цели после начала перегрева.
  • Ограничение на температуру - максимальная температура, до которой можно нагреть собственный танк при продолжении стрельбы во время перегрева. Чем больше значение параметра, тем дольше танк остывает после нагрева с получением урона от горения.
  • Самонагрев (усл. ед/с) - значение, на которое повышается температура собственного танка за одну секунду при продолжении стрельбы во время перегрева.
  • Замедление поворота башни (%) - процент, на который снижается скорость поворота башни при стрельбе.
  • Сила удара (усл. ед) - физическое воздействие снарядов пушки на цель, которое приводит к смещению танка с места.
  • Отдача (усл. ед) - физическое воздействие пушки на собственный корпус при выстреле.
  • Время до перегрева, в гараже - Перезарядка (с) - время, в течение которого можно стрелять без получения самоурона от горения.
  • Раскрутка стволов (с) - время от нажатия на кнопку стрельбы до начала стрельбы.
  • Остановка стволов (с) - время от прекращения стрельбы до остановки кручения стволов.
  • Скорость поворота (град/с) - максимальная скорость, с которой пушка может поворачиваться.
  • Ускорение поворота (град/с²) - ускорение, с которым пушка разгоняется до максимальной скорости поворота.
  • Дальность слабого поражения (м) - дальность, на которой ослабление урона от дистанции достигает предела.
  • Дальность полного поражения (м) - дальность, в пределах которой пушка наносит полный урон. Если дальность до цели выше, то урон линейно снижается вплоть до дальности слабого поражения.
  • Процент слабого поражения (%) - указывает, какой процент от урона наносится на дистанции, большей или равной дальности слабого поражения.
  • Процент урона при перегреве (%) - указывает, какой процент от стандартного урона наносит пушка в состоянии перегрева.
  • Гироскопический эффект - способность гироскопа препятствовать сбиванию прицела.
  • Автоприцел угол вверх (град) - угол автоматического наведения на цель, если она находится выше плоскости наведения пушки.
  • Автоприцел угол вниз (град) - угол автоматического наведения на цель, если она находится ниже плоскости наведения пушки.
  • Изначально «Вулканом» называлась пушка

В позапрошлом столетии у оружейников возникла идея повысить скорострельность (следовательно, и эффективность) стрелковых образцов путем включения в конструкцию нескольких стволов. По этой схеме создавались даже револьверы, а самым известным примером является картечница (так этот пулемет назывался в России) Гатлинга. Позже идея нашла свое дальнейшее развитие, правда, применена она была по несколько другим соображениям. Примерами могут служить многочисленные системы, такие как M134 «Миниган», GAU-8/A «Эвенджер» и, конечно же, электрический пулемет «Вулкан». Мрачная слава этого оружия неразрывно связана с военной историей бурного XX столетия, в частности его второй половины.

Прообраз, изобретенный Гатлингом

Дело было в 1862 году, когда американский изобретатель по фамилии Гатлинг получил свой патент. Речь в документе, подтверждающем приоритет, шла о стреляющей системе, выпускающей до двухсот пуль в минуту. Принцип работы состоял во вращении блока, включающего шесть стволов, расположенных по кругу таким образом, что после каждого выстрела очередной патрон оказывался у следующего дульного канала, при этом казенная часть была одна. Для поворота на 60 градусов использовалась мускульная сила. По своей сути это был шестиствольный пулемет револьверного типа с осью вращения, параллельной линии выстрела, с той разницей, что вместо подачи патрона к стволу осуществлялась, напротив, подача ствола к патрону. Что же, в изяществе технического решения автору изобретения отказать трудно, хотя уже в скором времени от такого способа перемещения боеприпасов конструкторы оружия отказались, предпочтя ленточные и дисковые магазины, обеспечившие большую скорострельность и удобство перезарядки. Даже совершенствование образца Гатлинга в 1866 году дало лишь некоторое улучшение характеристик. Система продолжала оставаться громоздкой, впрочем, это не помешало ей состоять на вооружении Армии США до начала XX века.

Рождение «Вулкана»

О многоствольном оружии вспомнили в начале эпохи реактивной авиации. В условиях околозвуковых скоростей воздушный бой стал скоротечным, и обычные пушки-пулеметы просто не успевали выпустить нужное для достижения успеха количество зарядов. Они строчили не быстрее 1400 выстрелов в минуту, а простейшие расчеты указывали на то, что при наращивании темпа может расплавиться любое оружие. Пулеметы пытались охлаждать, но они все равно очень быстро расходовали свой ресурс. И тогда вспомнили про старину Гатлинга. Американская фирма «Дженерал Электрик» взяла за основу принцип многоствольности и решила проблему перегрева. Для вращения рабочего блока использовался электродвигатель. Шестиствольный образец M61 Vulcan с калибром 20 мм был принят на вооружение в 1956 году.

Многоцелевая система

Область применения нового оружия оказалась довольно широкой. Скорострельность была нелишней и для моряков, и для зенитчиков, хотя в первую очередь фирма GE выполняла заявку ВВС США. Для работы пулемет «Вулкан» требует подключения к бортовой электро- или гидросистеме корабля, самолета, вертолета, автомобиля, бронемашины или иного мобильного носителя. Он стал основой зенитных комплексов, таких как сухопутные М161 и М163 и морские «Вулкан-Фаланкс». Темп стрельбы может регулироваться в пределах до 6 тыс. выстр./мин. Система эта широко использовалась армией США и вооруженными силами других стран в различных конфликтах, в том числе во время Вьетнамской войны. Пулемет «Вулкан» устанавливался в качестве штатного вооружения вертолетов и самолетов.

Что такое «Миниган»?

В условиях локальных конфликтов американской армии требовалось оружие высокой скорострельности, но при этом достаточно компактное, чтобы его можно было монтировать на относительно небольших летательных аппаратах, таких как вертолеты «Ирокез» или «Кобра». Имели значение и другие боевые характеристики: масса боезапаса (а он требовался большой - несколько тысяч патронов, иначе и затевать все это дело смысла не имело), а также отдача, превышающая во время ведения огня у штатного образца сотню килограммов силы. Фирма GE разработала систему, стреляющую обычными винтовочными патронами стандарта НАТО (7,62 мм), что значительно снизило вес. По своей сути это был все тот же пулемет «Вулкан», только поменьше размерами и облегченный.

А как же у нас?

Советские оружейники внимательно следили за достижениями американских коллег, но предпочитали действовать по-своему. Копировать шестиствольный пулемет в СССР сочли излишним. Пушка ГШ-23 (цифра - это калибр в мм) легче «Вулкана» вдвое, при этом она может выпускать до 3-4 тыс. зарядов в минуту, чего обычно вполне довольно. Есть и более тяжелый 30-миллиметровый вариант ГШ-30, коим вооружены самолеты Су-25 и вертолеты Ми-24П. Кстати, обе пушки двуствольные.

Отечественные оружейники применили вращающиеся блоки в конструкции пулеметов ЯкБ-12.7 и ГшГ-7.62 (цифры означают то же самое), но и в этом случае стволов меньше - всего четыре. И, наконец, о шестиствольных советских пушках ГШ-6-23, разработанных для Миг-27 и корабельных зенитных комплексов АК-230 и АК-630. Их темп стрельбы несколько превосходит вулкановский - он составляет 10 тыс. выстр./мин.

Кстати, отечественным системам внешний источник питания не требуется, вращение ствольных блоков осуществляет энергия пороховых газов.

Игрушки и кино

Шестиствольный монстр так и просится в руки голливудского героя из блокбастера, но этот режиссерский ход обусловлен лишь буйной фантазией. Даже если отбросить такую условность, как необходимость источника электропитания (27В, 400А, что в пересчете на понятную всем мощность составляет 4 л. с.), то остается еще масса боезапаса, а это примерно 25 кг в минуту. Да еще и отдача… В общем, от «Вулкана» в руках толку, как от журавля в небе.

Но отчаиваться не стоит, место подвигу в жизни есть всегда. Можно просто купить нерф-пулемет «Вулкан» (он обычно продается в отделе игрушек и спортивных аксессуаров). Ну и, конечно же, не обошли вниманием М61 и разработчики компьютерных стрелялок.

Работы по созданию многоствольного пулемета были начаты в 40-х годах ХХ века. Таковой тип орудия, с высочайшими показателями скорострельности и большой плотностью огня, разрабатывался в качестве вооружения для реактивных тактических истребителей ВВС США.

Прототипом для сотворения первого эталона шестиствольного М61 Vulcan послужил германский 12-ти ствольный авиапулемет Fokker-Leimberger, в базе конструкции которого заложена револьверно-батарейная схема Гатлинга. Пользуясь этой схемой была сотворена отлично равновесная конструкция многоствольного пулемета с блоком крутящихся стволов, при этом все нужные операции производились за один оборот блока.

Вулкан М61 был разработан в 1949 году, а принят на вооружение ВВС Америки в 1956 году. Первым самолетом в фюзеляж которого был вмонтирован шестиствольный пулемет М61 Vulcan, стал истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф».

Особенности конструкции пушки М61 Вулкан

М61 Vulcan - это шестиствольный авиационный пулемет (пушка) имеющий воздушное остывание ствола и боевое снаряжение патроном 20 х 102 мм с электрокапсюльным типом воспламенения.

custom_block(1, 80009778, 1555);

Система подачи боеприпасов в шестиствольный пулемет Vulcan без звеньевая, из цилиндрического магазина емкость которого 1000 патронов. Пулемет с магазином соединены 2-ух конвейерной подачей, при которой отстреленные гильзы ворачиваются назад в магазин при помощи возвратимого сборочного потока.

Конвейерные ленты располагаются в эластичных направляющих рукавах с общей длиной - 4,6 метров.

Весь массив патронов в магазине движется вдоль его оси, крутится же только выполненный в форме спирали центральный направляющий ротор, меж витками которого размещены боеприпасы. При стрельбе, из магазина синхронизировано извлекаются два патрона, а с обратной стороны в него помещаются две стрелянные гильзы, которые потом размещаются в конвейере.

Стреляющий механизм имеет внешнюю схему привода с мощностью 14,7 кВт. Таковой тип привода не просит установки газового регулятора и не опасается осечек.

custom_block(1, 70988345, 1555);

Снаряжение патронов может быть: калиберным, осколочным, бронебойно-зажигательным, осколочно-зажигательным, подкалиберным.

Видео: стрельба из пулемета Вулкан

custom_block(5, 5120869, 1555);

Навесные самолетные установки для пушки М61

Сначала 1960 годов компанией General Electric было принято решение сделать особые навесные контейнеры (навесные пушечные установки) для размещения шестиствольного 20-мм М61 Vulcan. Предполагалось использовать их для ведения огня по наземным целям с дальность не > 700 м, и оснащать ими дозвуковые и сверхзвуковые штурмовики и истребители. В 1963-1964 годах на вооружение ВВС США поступили две варианты ППУ - SUU-16/A и SUU-23/А.

Конструкция навесных пушечных установок обеих моделей имеет схожие габаритные размеры корпуса (длина - 5,05 м, поперечник - 0,56 м) и унифицированные 762-мм навесные узлы, дозволяющие устанавливать таковой пулемет в ППУ на самые разные модели боевых самолетов. Соответствующим различием установки SUU-23/А является наличие козырька над ствольным блоком.

В качестве механического привода у ППУ SUU-16/A для раскручивания и разгона ствольного блока пулемета Вулкана, применяется турбина самолета работающая от набегающего потока воздуха. Полный боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в оснащенном виде составляет - 785 кг, вес без снаряжения - 484 кг.

Приводом установки SUU-23/А для разгона стволов служит электронный стартер, боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в оснащенном виде - 780 кг, вес без снаряжения - 489 кг.

Пулемет в навесном контейнере зафиксирован и закреплен бездвижно. В качестве прицела при стрельбе применяется бортовая система корректировки огня либо зрительный стрелковый прицел. Экстракция стрелянных гильз при ведении огня происходит наружу, за борт установки.

Главные тактико-технические свойства Вулкана М61

  • Общая длина пушки - 1875 мм.
  • Длина ствола - 1524 мм.
  • Масса пушки М61 Vulcan - 120 кг, с комплектом системы подачи (без патронов) - 190 кг.
  • Скорострельность - 6000 выстр/мин. Были выпущены экземпляры с показателями скорости стрельбы - 4000 выстр/мин.
  • Исходная скорость калиберного/подкалиберного снарядов - 1030 / 1100 м/с.
  • Дульная мощность - 5,3 МВт.
  • Время выхода до наибольшего темпа стрельбы - 0,2 - 0,3 секунды.
  • Живучесть - около 50 тыщ выстрелов.

Скорострельная пушка-пулемет Вулкан М61, в текущее время установлена на истребителях - «Игл» (F-15), «Корсар» (F-104, A-7D, F-105D), «Томкэт» (F-14A, A-7Е), «Фантом» (F-4F).

Автоматическое устройство-часовой Nerf Vulcan

Студент из Германии Михельсон используя пользующуюся популярностью игрушечную пушку-бластер Nerf системы Vulcan сконструировал достаточно смешное, но очень полезное автоматическое устройство, отлично подходящее для защиты местности.

При помощи нескольких дополнительных приводов, обычный электроники и компьютерных программ, оружие-сторож Нерф умеет автоматом распознать, отследить цель, а потом и поразить ее. При всем этом обладатель орудия может находится в укрытии.

Ударно-спусковой механизм механизированного устройства Нерф Вулкан подключается к ноутбуку и аппаратно-программному средству (интегральная схема) Arduino Uno с процессорами. Его срабатывание происходит тогда, когда следящая и сканирующая местность вокруг веб-камера, фиксирует движение ненужного объекта. При всем этом веб-камера устанавливается на фронтальной панели ноутбука, а компьютерная программка настраивается на движение.

На протяжении десятилетий одним из немногих образцов скорострельного оружия была . Эта громоздкая многоствольная система с ручным приводом автоматики с переменным успехом использовалась в различных войнах второй половины 19 века, и была быстро вытеснена пулемётами Максима.

Но система Гатлинга возродилась уже в середине 20 века, когда возникла необходимость создания авиационных и зенитных пушек сверхвысокой скорострельности. Одним из первых «Гатлингов» нового поколения стала 20мм пушка М61 «Вулкан». Более 50 лет она остаётся оружием большинства американских боевых самолётов.

История создания

Первые реактивные истребители ВВС США сохраняли комплекс вооружения, характерный для американских поршневых самолётов – батарею из шести пулемётов Браунинга калибра 12,7мм. Опыт войны, однако, показывал, что «пушечные» самолёты могут поражать врага с большей дальности. На тот момент единственной авиационной пушкой в США была лицензионная копия 20мм оружия HS.404, а её темп стрельбы был недостаточен для перспективных самолётов.

Одним из вариантов решения проблемы создания скорострельной автоматической пушки была револьверная схема. Другой вариант подразумевал возрождение, казалось бы, бесповоротно устаревшей системы Гатлинга. Хотя на перспективы развития своего детища указал ещё сам доктор Гатлинг, запатентовавший в 1893 году вариант пулемёта, у которого стволы вращались с помощью электромотора.

В то время найти источник электроэнергии, чтобы запитать оружие, можно было разве что на кораблях, но в середине 20 века проблемы это уже не представляло.

Работы по «проекту Вулкан» начались уже в 1946 году.

Калибр первоначально предполагалось увеличить незначительно – до 15мм. Считалось, что высокие начальная скорость и темп стрельбы обеспечат достаточную эффективность уже при таком калибре. Первые стрельбы с использованием 15мм прототипа «Вулкана» (под индексом Т45) прошли в 1949 году, причём был развит темп в 2500 выстрелов в минуту.

В 1950 году показатель вырос до 4000 выстрелов. Но тут изменилось задание – решили, что калибра 15мм будет уже недостаточно, и постановили его увеличить. К 1952-му подготовили Т171 и Т150 – пушки калибра 20 и 27мм соответственно. В итоге более сбалансированной признали 20мм пушку.

Первым самолётом, на котором появилась пушка Т171, позже переименованная в М61, стал F-104 «Старфайтер». И уже в ходе опытной эксплуатации выявилась ненадёжность питания. Звенья патронной ленты, выбрасываемые наружу, могли повредить самолёт, а подача выстрела в патронник сопровождалась отказами. Модернизированная пушка с беззвеньевой подачей выстрелов получила индекс М61А1 и нашла применение не только на истребителях.

Конструкция и модификации

М61 – многоствольная пушка с вращающимся блоком стволов. Конструкция пушки, несмотря на количество стволов, достаточно проста. Каждый из шести стволов «Вулкана» имеет собственные затвор и патронник.

За время полного оборота блока ствол успевает пройти через цикл, включающий в себя выстрел, выброс стреляной гильзы и досылание нового снаряда.

Затворы перемещаются с помощью закреплённых на них роликов, которые перемещаются по специальному пазу в ствольной коробке.

Запирание стволов – путём поворота личинки затвора. Воспламенение гильзы – электрическое. Автоматика базовой модификации «Вулкана» работает за счёт внешнего привода от гидросистемы самолёта-носителя. На других версиях блок стволов мог раскручиваться электромотором от бортовой сети.

Модификации

Система привода стволов может различаться в зависимости от модификации, но в большинстве случаев – внешняя, гидравлическая.


М61А2 – облегчённый вариант, устанавливающийся на и поздние F/A-18. За счёт более тонких стволов и замены металлических деталей масса пушки снижена до 92 кг.

М130 (GAU-4) – «Вулкан», не требующий внешнего питания. Блок стволов вращают отводимые пороховые газы. Эта модификация использовалась для установки в подвесных пушечных гондолах.

М197 – трёхствольный «Вулкан» со сниженным до 1500 выстрелов в минуту темпом стрельбы. Предназначалась для вооружения штурмовых вертолётов AH-1 «Кобра».

М195 – разработанный для установки на вертолёты вариант с шестью укороченными стволами. В итоге на вооружение не принимался.

XM301 – максимально облегчённый «Вулкан» с двумя стволами, которым предполагалось вооружить вертолёты .

М168 – пушка для зенитных артиллерийских установок.

Даже более известной, чем вышеперечисленные варианты «Вулкана», является шестиствольный пулемёт М134 «Миниган» калибра 7.62мм, разработанный для вооружения вертолётов. Это, фактически, уменьшенная версия пушки М61.

Боеприпасы

Первоначально для пушки «Вулкан» были разработаны два типа снарядов – бронебойно-зажигательный М53 и осколочно-фугасный М56. Первый – простейшая стальная болванка с алюминиевым баллистическим наконечником, массой в 100 грамм. Зажигательный состав находится между стальным корпусом и алюминиевым наконечником. Начальная скорость – 1030 м/с. Осколочно-фугасный снаряд снаряжён 10 граммами взрывчатого вещества («композиция Б»), радиус поражения оценивается в 2 метра.


Для зенитных пушек был разработан снаряд М246. Он отличатся наличием самоликвидатора. С конца 1980 года начали распространяться «полубронебойные» снаряды типа PGU-28 или М940. Их отличие – корпус из термоупрочнённой стали и отсутствие взрывателя, как такового.

При попадании снаряда пушки в цель воспламеняется зажигательный состав, а от его вспышки детонирует разрывной заряд. За счёт замедленного действия этого процесса и прочного корпуса снаряд разрывается внутри цели. Бронепробиваемости – около 12 мм на дистанции в 500 метров.

Специализированные снаряды с высокой бронепробиваемостью разрабатывались для морских зенитных «Вулканов».

Снаряд Мк.149 – подкалиберный, с отделяемым поддоном. Сердечник первоначально изготавливали из обеднённого урана. Позже для этой цели стали использовать карбид вольфрама. У снаряда Мк.244 масса сердечника увеличена.

Применение

Первые самолёты, вооруженные пушкой М61 «Вулкан», встали в строй в конце 50-х годов. Ими были истребитель F-104, истребитель-бомбардировщик F-105, в качестве оборонительного вооружения пушка появилась на бомбардировщиках B-52 и B-58. А затем высшие чины ВВС сочли, что быстрое развитие управляемых ракет сделает пушки ненужными, и новые самолёты проектировались без встроенного вооружения.


Война во Вьетнаме показала ошибочность таких выводов. Вооружённые «Вулканом» F-105, даже выпустив все ракеты, могли успешно отбиваться от северовьетнамских МиГ-17.

А вот новейшие «Фантомы» в таких ситуациях оказывались беспомощными. В качестве временного решения этой проблемы для «Фантомов» разработали подвесной контейнер SUU-16/Ac пушкой М61 и 1200 снарядами. Ротор пушки в ней раскручивался набегающим потоком воздуха. Усовершенствованная модель с пушкой без внешнего питания получила обозначение SUU-23/A. Иногда на «Фантомы» подвешивали до 5 таких контейнеров.

Поздние модели «Фантомов» и истребители следующего поколения вновь получили встроенный «Вулкан».

В ходе войны во Вьетнаме с помощью пушек М61 было сбито 39 северовьетнамских истребителей.

В 1967 году на вооружение приняли зенитную установку М167, вооружённую «Вулканом», а в 1969 году – самоходную зенитку М163 на шасси БТР М113. Обе зенитки считались временной мерой, однако неудачи в разработках более совершенной системы привели к тому, что зенитные «Вулканы» задержались на службе до 90-х годов, а локально применяются до сих пор.


В 1980 году флот США получил зенитный комплекс «Фаланкс», вооружённый пушкой М61 и предназначенный для защиты кораблей, в основном, от противокорабельных ракет. В 2004 году появилась его наземная версия «Центурион», сбивающая пушечным огнём снаряды и миномётные мины.

Технические характеристики

Сравним «Вулкан» с некоторыми его «современниками» – советской пушкой ГШ-23 и британской ADEN.

Британцы при разработке новой авиапушки сделали ставку на мощность отдельного снаряда. Сравнительно невысокий темп стрельбы компенсировали установкой нескольких орудий. Советская пушка уступает М61 в скорострельности и начальной скорости снаряда, но несколько превосходит по его массе.


В качестве основного оружия истребителей, в отличие от «Вулкана», конкуренты задержались недолго – поздние советские самолёты получили пушки калибра 30мм, а в Европе распространение получила пушка «Маузер» калибра 27мм. Интересно, что все три пушки выполнены по разным схемам. Система ADEN построена по револьверной схеме, а ГШ-23 использует схему Гаста, в которой один ствол перезаряжается в момент выстрела второго.

Не обладая какими-то рекордными или просто впечатляющими характеристиками, пушка М61 «Вулкан» оказалась вполне удачным образцом, справляющимся со своими задачами и спустя 60 лет после появления.

А ещё ей удалось продемонстрировать, что схема оружия с вращающимся блоком стволов вовсе не устарела и может на равных конкурировать с более современными разработками.

Видео


Авиационная пушка ГШ-6-23 остается непревзойденной более 40 лет

«Чуть опускаешь нос машины, аккуратно доворачиваешь на цель так, чтобы она легко ловилась в марку прицела. Нажимаешь на гашетку на долю секунды и возникает такое ощущение, будто самолет трясет гигант, но хорошо видно, как к земле летит огненный смерч. В этот момент находящемуся там врагу, хоть и условному, не позавидуешь», – поделился с «Военно-промышленным курьером» своими впечатлениями от применения шестиствольной авиационной пушки ГШ-6-23 летчик отечественных ВВС.

ГШ-6-23М калибра 23 миллиметра со скорострельностью 10 000 выстрелов в минуту была разработана двумя великими отечественными конструкторами-оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым еще в начале 70-х. С момента принятия «шестиствольной ГШ» на вооружение в 1974 году ее носителями стали легендарные фронтовые бомбардировщики Су-24 и не менее известные сверхзвуковые тяжелые перехватчики Миг-31.

От «картечницы» до «Вулкана»

В середине 50-х годов, когда на вооружение истребителей начали поступать первые самонаводящиеся , такие как американская AIM-9 «Сайдвиндер», авиационные эксперты заговорили о том, что от пулеметов и пушек на боевых самолетах в ближайшем времени придется отказаться. Во многом такие выводы основывались на опыте прошедшей корейской войны, где впервые массово сражались реактивные истребители. С одной стороны это были советские МиГ-15, с другой – американские F-86 «Сейбр», F9F «Пантера» и т. д. МиГам, вооруженным тремя пушками, зачастую не хватало скорострельности, а «Сейбрам» – дальности стрельбы, иногда еще и могущества шести 12,7-мм пулеметов, которыми они располагали.

" Идея Шипунова и Грязева обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр ”

Примечательно, что новейший по тем временам американский палубный истребитель F-4В «Фантом-2» имел только ракетное вооружение, в том числе сверхсовременные AIM-7 «Спэрроу» среднего радиуса действия. На адаптированные для нужд ВВС США F-4C пушки также не устанавливались. Правда, во Вьетнаме «Фантомам» первоначально противостояли имевшие только пушечное вооружение советские МиГ-17, на которых вьетнамские пилоты стремились вести ближний воздушный бой, чтобы не попасть под удар управляемых ракет.

В «собачьих схватках», как на западном авиационном сленге называются такие бои, американским асам не всегда помогали и считавшиеся на то время лучшими ракеты AIM-9 ближнего радиуса действия с тепловой головкой самонаведения. Поэтому командованию военно-воздушных сил, а также авиации ВМС и Корпуса морской пехоты пришлось срочно разрабатывать новые тактические приемы борьбы с вьетнамскими истребителями, прежде всего довооружить «Фантомы» подвесными пушечными контейнерами с 20-мм шестиствольными авиационными пушками М61 «Вулкан». А вскоре в ВВС США поступил истребитель F-4E. Одним из основных отличий новой модели стал штатно установленный в носовой части шестиствольный «Вулкан».

В ряде недавно опубликованных исследований, посвященных воздушной войне во Вьетнаме, утверждается, что решение вооружить «Фантом-2» пушечной установкой вызвано не необходимостью борьбы с вьетнамскими МиГами, а желанием сделать истребитель более приспособленным для ударов по наземным целям. Для беспристрастной оценки стоит обратиться к цифрам. По данным Пентагона, за все время войны в Юго-Восточной Азии пушечным вооружением американских истребителей было сбито от 39 до 45 вьетнамских истребителей, включая сверхзвуковые МиГ-19 и МиГ-21. А всего, по подсчетам американских военных историков, Северный Вьетнам потерял 131 МиГ, так что на авиационные пушки приходится 35–40 процентов от общего количества машин, сбитых летчиками США.

Как бы там ни было, именно с появления в строю F-4E «Фантом-2» пушечное вооружение, отвергнутое в конце 50-х, начало возвращаться в арсенал истребителей, истребителей-бомбардировщиков, разведчиков и других машин.

Одной из самых массовых в арсенале западных ВВС стала уже упомянутая М61 «Вулкан». Примечательно, что американский истребитель пятого поколения F-22 «Лайтнинг» также вооружен этой шестиствольной пушкой, хотя и специально модернизированной.

Разработавшая и выпускающая «Вулкан» американская фирма «Дженерал электрик» до этого никогда не занималась образцами стрелкового . Более того, основным направлением деятельности компании всегда было электрическое оборудование. Но сразу после Второй мировой войны американские ВВС открыли перспективную тему по созданию авиационных пушек и пулеметов, скорострельность которых должна была составлять не менее 4000 выстрелов в минуту, при этом от образцов требовались достаточная дальнобойность и высокая кучность при ударах по воздушным целям.

В традиционных схемах стрелкового оружия реализовать такие запросы заказчика было достаточно проблематично. Здесь приходилось выбирать: либо высокая точность, дальность стрельбы и кучность, либо скорострельность. Как один из вариантов решения разработчики предложили адаптировать под современные требования так называемую картечницу Гатлинга, использовавшуюся в США еще во время их Гражданской войны. В основе этой конструкции лежала разработанная доктором Ричардом Гатлингом аж в 1862 году схема 10-ствольного вращающегося блока.

Как ни удивительно, несмотря на участие в конкурсе именитых разработчиков и производителей вооружений, победа досталась «Дженерал электрик». При реализации схемы Гатлинга стало понятно, что самая важная часть новой установки – внешний электрический привод, вращающий блок стволов, а с его разработкой, имея богатый опыт, «Дженерал электрик» справилась лучше своих конкурентов.

В июне 1946 года фирма, защитив проект перед специальной комиссией ВВС США, получила контракт на реализацию своей схемы в «железе». Это был уже второй этап создания новых авиационных стрелковых систем, где также должны были принять участие фирмы «Кольт» и «Браунинг».

В ходе исследований, испытаний и опытно-конструкторских работ фирме пришлось поэкспериментировать с количеством стволов (в разное время оно варьировалось от 10 до 6), а также с калибрами (15,4 мм, 20 мм и 27 мм). В результате военным была предложена шестиствольная авиационная пушка калибра 20 миллиметров, с максимальной скорострельностью 6000 выстрелов в минуту, выпускающая 110-граммовые снаряды со скоростью свыше 1030 метров в секунду.

Ряд западных исследователей утверждают, что выбор в пользу калибра 20 миллиметров был обусловлен возникшим в начале 50-х годов требованием заказчика – ВВС США, посчитавших, что пушка должна быть достаточно универсальной, одинаково пригодной для ведения прицельного огня как по воздушным, так и по наземным целям.

27-мм снаряды хорошо подходили для стрельбы по земле, но при их использовании резко падала скорострельность и повышалась отдача, а проведенные позже испытания показали и относительно невысокую точность пушки такого калибра при стрельбе по воздушным целям.

Снаряды калибра 15,4 миллиметра имели слишком низкое могущество против предполагаемого противника на земле, но пушка с такими боеприпасами обеспечивала хорошую скорострельность, правда, при недостаточной дальности для ведения воздушного боя. Так что разработчики из «Дженерал электрик» остановились на компромиссном калибре.

Шесть стволов принятой на вооружение в 1956 году пушки М61 «Вулкан» вместе с затворами были концентрично собраны в единый, расположенный в общем кожухе блок, вращавшийся по часовой стрелке. За один оборот каждый ствол последовательно перезаряжался, а из ствола, находящегося в этот момент наверху, производился выстрел. Работала вся система за счет внешнего электрического привода мощностью 26 кВт.

Правда, военных не совсем удовлетворяло то, что масса пушки в итоге получилась почти 115 килограммов. Борьба за снижение веса продолжалась долгие годы, и в результате внедрения новых материалов установленная на F-22 «Рэптор» модель М61А2 весит чуть более 90 килограммов.

Примечательно, что в настоящее время в англоязычной литературе все стрелковые системы с поворотным блоком стволов называются Gatling-gun – «Пушка (орудие) Гатлинга».

В СССР работы по созданию многоствольных авиационных пушек шли еще до Великой Отечественной войны. Правда, закончились безрезультатно. К идее системы со стволами, сведенными в один блок, который бы вращался электродвигателем, советские оружейники пришли одновременно с американскими конструкторами, но тут нас постигла неудача.

В 1959 году к работам подключились Аркадий Шипунов и Василий Грязев, работавшие в Климовском НИИ-61. Как оказалось, работы надо было начинать фактически с нуля. Конструкторы обладали информацией о том, что в США создается «Вулкан», но при этом не только применяемые американцами технические решения, а и тактико-технические характеристики новой западной системы оставались секретными.

Правда, сам Аркадий Шипунов позже признался, что даже если бы ему и Василию Грязеву стали бы тогда известны американские технические решения, применить их в СССР все равно вряд ли удалось бы. Как уже было сказано, конструкторы «Дженерал электрик» подключали к «Вулкану» внешний электрический привод мощностью 26 кВт, в то время как советские авиастроители могли предложить всего лишь, как выразился сам Василий Грязев, «24 вольта и ни грамма больше». Поэтому надо было создавать систему, работающую не от внешнего источника, а с использованием внутренней энергетики выстрела.

Примечательно, что схожие схемы были предложены в свое время другими американскими фирмами – участницами конкурса по созданию перспективной авиационной пушки. Правда, западные конструкторы реализовать такое решение не смогли. В отличие от них Аркадий Шипунов и Василий Грязев создали так называемый газоотводный двигатель, который, по словам второго участника тандема, работал наподобие двигателя внутреннего сгорания – отбирал часть порохового газа из стволов при выстреле.

Но, несмотря на изящное решение, возникла другая проблема: как сделать первый выстрел, ведь газоотводный двигатель, а значит, и сам механизм пушки еще не работает. Для начального импульса требовался стартер, после использования которого с первого выстрела пушка работала бы на собственном газе. В дальнейшем были предложены два варианта стартера: пневматический и пиротехнический (со специальным пиропатроном).

В своих мемуарах Аркадий Шипунов вспоминает, что еще в начале работ над новой авиационной пушкой он смог увидеть одну из немногих фотографий готовящегося к испытаниям американского «Вулкана», где его поразило то, что снаряженная боеприпасами лента стелилась по полу, потолку и стенкам отсека, но не была сведена в единый патронный ящик. Позже стало понятно, что при скорострельности в 6000 выстрелов в минуту в патронном ящике в считаные секунды образуется пустота и лента начинает «гулять». При этом боеприпасы выпадают, а сама лента разрывается. Шипунов и Грязев разработали специальный пневматический лентоподтяг, не позволяющий смещаться ленте. В отличие от американского решения, эта идея обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр.

В цель, но не сразу

Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.

Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!

Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».

Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».

Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской , для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.

К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.

Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.

Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 килограммов.

Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 килограммов, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.

И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.

Рождение легенды

Первым заказчиком новой пушки АО-19 стало Опытное конструкторское бюро Сухого, которое в то время возглавлял сам Павел Осипович. «Сухие» планировали, что новая пушка станет вооружением для разрабатываемого ими тогда перспективного фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Т-6, позже ставшего легендарным Су-24.

Сроки работ по новой машине были достаточно сжатые: совершивший первый полет 17 января 1970 года летом 1973-го Т-6 уже был готов к передаче военным испытателям. При доводке АО-19 под требования авиастроителей возникли определенные трудности. Хорошо стрелявшая на стенде, пушка не могла дать очередь более 150 выстрелов – стволы перегревались, их требовалось охлаждать, на что зачастую уходило порядка 10–15 минут, в зависимости от температуры окружающей среды.

Еще одной проблемой стало то, что пушка не хотела, как шутили конструкторы Тульского КБ приборостроения, «прекращать стрелять». Уже после отпускания кнопки пуска АО-19 ухитрялась самопроизвольно выпустить три-четыре снаряда. Но за отведенные сроки все недостатки и технические проблемы были устранены, и в ГЛИЦ ВВС на испытания Т-6 был представлен с полностью интегрированной в новый фронтовой бомбардировщик пушкой.

В ходе начавшихся в Ахтубинске испытаний проводился отстрел изделия, получившего к тому времени индекс ГШ (Грязев – Шипунов)-6-23, по различным мишеням. При контрольном применении новейшей системы менее чем за одну секунду пилот смог полностью накрыть все мишени, выпустив около 200 снарядов!

Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что наряду со штатно установленной в боекомплект Су-24 были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов. Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, а также уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.

Разработанная на заводе «Дзержинец» СППУ-6 стала одной из самых больших подвижных пушечных установок. Ее длина превышала пять метров, а масса с боекомплектом из 400 снарядов – 525 килограммов. Проведенные испытания показали, что при ведении огня новой установкой на каждый погонный метр приходилось минимум одно попадание снаряда.

Примечательно, что сразу после «Сухого» пушкой заинтересовались в ОКБ имени Микояна, предполагавшем использовать ГШ-6-23 на новейшем сверхзвуковом перехватчике МиГ-31. Несмотря на его большие размеры, авиастроителям требовалась достаточно малогабаритная пушка с высокой скорострельностью, так как МиГ-31 должен был уничтожать сверхзвуковые цели. В КБП помогли «Микояну», разработав уникальную легкую бесконвейерную систему беззвеньевого питания, благодаря чему массу пушки удалось уменьшить еще на несколько килограммов и выиграть дополнительные сантиметры пространства на борту перехватчика.

Разработанная выдающимися оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 до сих пор остается на вооружении отечественных ВВС. Более того, во многом ее характеристики, несмотря на более чем 40-летний срок службы, остаются уникальными.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода