Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Амвросий болгарский. Все молитвы мученику авраамию болгарскому

Сегодня в город Болгар в Татарстане едет огромное количество паломников. Их не просто много, их очень много. Из Москвы, Самары, Казани и даже из Японии приезжают люди в небольшой Свято-Авраамиевский храм, чтобы укрепиться в вере и духовной жизни. Этот храм посвящен дивному святому – мученику Авраамию Болгарскому – который в далеком XIII веке жил в этих местах и принял здесь смерть за веру Христову. Тогда здесь располагалось государство Волжская Булгария, а ее жители исповедовали ислам.

Святой Авраамий Болгарский (ударение на первый слог) - один из святых домонгольской Руси. Канонизирован он был задолго до собора 1547 года. Удивительна его жизнь, свят его мученический подвиг и велика его помощь всем, кто с верою обращается к нему.

Жил святой Авраамий в конце XII – начале XIII веков в Волжской Булгарии. При жизни он был купцом, но купцом непростым: от природы он имел чистое сострадательное сердце. Он много помогал нуждающимся, тратил свое богатство на бедных, был милосердным к страждущим. По своим купеческим делам Авраамий посещал русские города и, общаясь с русскими купцами, заинтересовался христианской верой. Благодать Божия коснулась его сердца, и он принял святое крещение с именем Авраамий (его имя до крещения в летописях не сохранилось).

Святой Авраамий познал истинность православной веры и очень скорбел о том, что его земляки в Булгарии истинной веры не знают. Потому однажды, находясь с торговыми делами в столице Волжских Булгар, прямо во время большой ярмарки (ага-базара) святой Авраамий начал проповедовать землякам Христову веру, совершенно отложив в сторону свою торговлю. Святой Авраамий более переживал о нечестии своих сограждан, чем о земной прибыли, которую он мог получить. Приняв святое крещение, Авраамий стал истинным христианином и воспылал ревностью по вере.

Он рассказывал булгарам о Христе и Его учении, но они не вняли его словам и стали уговаривать его оставить Христову веру. Когда булгары увидели, что уговоры не действуют, они стали угрожать святому отнятием имения – но он мужественно заявил, что ради Господа Иисуса готов лишиться не только имения, но не пожалеет и жизни. Тогда святого стали избивать, да так сильно, что на его теле не осталось ни одного целого места. Его пытались заставить замолчать, отречься от Христа, но все было тщетно. Булгары, рассвирепев, много дней томили его в заключении, многими мучениями принуждая отвергнуться веры христианской. Святой Авраамий оставался верен Господу.

Святого вывели за город и там жестоко казнили: сначала отрубили руки и ноги, а затем отсекли голову. Сегодня на месте мученической кончины святого Авраамия бьет святой источник, посвященный этому дивному святому.
Так 1 апреля 1229 года святой мученик Авраамий, добрый и искренний человек, отошел ко Господу, оставшись верным Христу до конца. Свидетелями подвига Авраамия стали муромские купцы, которые и погребли тело святого на особом кладбище, где погребались все христиане.

Очень скоро у гроба святого Авраамия стали происходить чудеса и знамения. В 1230 году, всего через год после кончины мученика, Владимирский князь Георгий Всеволодович перенес мощи святого Авраамия в г. Владимир в Княгинин монастырь. Долгое время мощи дивного угодника Божия почивали во Владимире, народ их очень почитал. Незадолго до революции в село Болгар (Татарстан) была передана икона святого Авраамия с частицей его мощей и древняя деревянная рака. В советское безбожное время эти святыни были утеряны, сохранилась лишь фаланга правой руки святого (ее, как великую святыню, сберегали в своих домах верующие люди).

Сегодня в г. Болгар стоит замечательный храм в честь святого мученика Авраамия, там же находится частица его мощей. Множество паломников со всей России и других стран приезжают в этот храм, чтобы поклониться святому Авраамию. Известно много случаев его помощи: много случаев исцеления от различных болезней, особенно часто по его молитвам исцеляются больные дети.

Многие обращаются к святому Авраамию, прося помощи в торговле или личном предпринимательстве, ведь при жизни он был купцом, исправно вел торговые дела, но при этом не забывал нищих и не был сребролюбивым.

Также святому Авраамию молятся о доброй христианской кончине с покаянием.

На протяжении многих лет в Свято-Авраамиевском храме Болгара служит протоиерей Владимир Головин – известнейший пастырь, за советом к которому приезжают люди со всей страны. Отец Владимир ведет прием паломников, соборует болящих, служит молебны об исцелении недугующих и помогает мудрыми, духовными советами в различных нуждах.

Многие люди свидетельствуют, что по молитвам святого Авраамия Болгарского Господь подает чудесные исцеления. Вот несколько историй помощи дивного мученика Авраамия.

Раба Божия Надежда из Тольятти получила исцеление на святом источнике Авраамия Болгарского. В июне 2010 года она сильно ударилась головой, в результате чего ее стали беспокоить головные боли и образовалась опухоль. С каждым днем ее состояние ухудшалось, на работе ей приходилось регулярно делать перерывы, чтобы восстановить силы. Будучи проездом в Подмосковье, Надежда сделала МРТ. Обследование диагностировало единичные мелкоочаговые изменения в веществе головного мозга сосудистого генеза, а также расширение подпаутинного пространства на уровне лобных и теменных долей.

Возвращаясь из Москвы в родной Тольятти, Надежда с мужем заехали на святой источник мученика Авраамия. Там уже были люди: кто-то тихонечко пел в стороне, другие набирали воду из колодца. Неожиданно у ведра оборвалось ушко, но некий мужчина поделился с Надеждой святой водой, которую он успел набрать в свои емкости.

Вместе в двумя женщинами Надежда оказалась в кабинке для обливания и стала обливаться целебной водой из бутылки. Женщинам вода казалась очень теплой, а у Надежды даже от небольшого количества воды началась сильная головная боль.

Вместе с мужем она вернулась домой, вышла на работу и через 2 недели неожиданно заметила, что боли ее больше не беспокоят, а шишка на голове заметно уменьшилась. В 2013 году благодарная женщина прислала в Свято-Авраамиевский храм свою историю исцеления.

Периодически мощи святого мученика Авраамия вывозят для поклонения в разные города. Для многих жителей Поволжья этот дивный святой стал родным и скорым заступником. Так, во время очередного вывоза мощей мученика Авраамия, по его святым молитвам исцелился житель Набережных Челнов по имени Наиль.

Наиль – мусульманин, но по крови он – соплеменник святого Авраамия. Он попал в больницу с диагнозом «пневмония», там ему диагностировали еще и цирроз печени. Состояние Наиля было настолько плохим, что он даже не мог вставать. В больнице его навещал сосед по даче, человек верующий, и читал над ним молитву об исцелении. Когда Наиля выписали, его состояние оставалось тяжелым. С супругой он переехал на дачу в надежде, что природа и свежий воздух благотворно повлияют на его здоровье. Однажды тот самый сосед рассказал Наилю, что в их городской храм привезли для поклонения мощи святого мученика Авраамия. Они тут же отправились в церковь и оказались на месте одними из последних, но, к счастью, успели приложиться к мощам святого и помолиться ему. На следующий день Наиль стал ходить! Слабость уходила, и с каждым днем его самочувствие улучшалось. Через 4 дня он сдал в больнице анализы и получил очень хорошие результаты! После трехмесячного больничного Наиль снова вышел на работу! Несмотря на свою мусульманскую традицию, он каждый день читал тропарь святому Авраамию, а также молитву об исцелении и благодарственную молитву! Вскоре Наиль приехал в Свято-Авраамиевский храм Болгара, самостоятельно управляя машиной, чтобы узнать, как ему строить жизнь дальше.

Сергей из Саратова рассказывает о том, как изменилась его жизнь после посещения храма в Болгаре. Он был человеком, далеким от веры. По его собственному признанию, внешне он выглядел вполне цветущим, однако внутри потерял всякий интерес к жизни. К тому же он пристрастился к наркотикам, от которых его не спасла даже тюрьма.

Однажды вместе с верующими родственниками он оказался в Свято-Авраамиевском храме. По его признанию, после церковной службы и после прикладывания к мощам святого Авраамия Болгарского, в его душе зародилось необычное чувство, которое объяснить он не мог. Целую неделю он жил с этим, как-бы борясь с самим собой, а потом пришло осознание и желание исповедоваться. В воскресный день он снова пришел в храм и снова приложился к мощам мученика Авраамия. Во время службы Сергей постеснялся подойти на исповедь, зато, когда храм опустел, он обратился к настоятелю. Так совершилась эта долгожданная исповедь. «Из церкви не шел, а словно на крыльях летел» – вспоминает Сергей свое состояние после Таинства. Вскоре ему пришлось уехать домой, и там он вдруг заметил, что пристрастия к наркотикам больше нет. Его душа была наполнена радостью, и сердце снова звало его в Болгар. Оставив все дела, через месяц он снова посетил Свято-Авраамиевский храм, а также побывал на святом колодце.

«Моя жизнь резко изменилась. Сменился круг знакомых, нашлась интересная работа, появилось трезвое отношение к жизни. Не могу с уверенностью сказать, как сложиться мое будущее. Но ощущение чуда, произошедшего со мной на болгарской земле, будет жить во мне всегда.» Так по молитвам святого мученика Авраамия Господь исцеляет не только телесные, но и душевные недуги, исправляя жизнь человека и помогая ему увидеть истинный путь.

Многие паломники свидетельствуют, что после посещения святого колодца мученика Авраамия (который находится на месте его мученической кончины) они получают исцеления от многих болезней: гайморита, гриппа, остеохондроза и т.д. По молитвам святого Авраамия улучшается состояние здоровья, а также решаются трудные житейские проблемы.

2 сильных молитвы Авраамию Болгарскому

4.5 (90%) 12 голос.

Молитва Авраамию Болгарскому о здоровье детей

«Святый мучениче Аврамие! Молим тя: помогай нам, грешным рабам Божиим (имена ), твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших,
сохраняй нас, святый храм (дом ) сей и приход сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему. Ей, смиренно
молим тя, угодниче Божий: моли Христа Бога нашего, да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адовых и да сподобит нас, недостойных, одесную Себе стати на Суде Своем праведнем и внити в вечный покой святых Его; идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его: и тако возможем с тобою и всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, во веки веков.»

Молитва Авраамию Болгарскому об успехах в делах и торговле

«С вятый мучениче Авраамие, доблий воине Христа, Царя Небеснаго, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче! Ничтоже возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу: ни лестная обещания благ временных, ни прещения, ни муки от злых врагов святейшия Христовы веры; ты, яко лев, изшел еси на брань противу волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания, единоплеменный тебе народ болгарский, и, яко огненная стрела, тех поразил еси силою благодати Святаго Духа и крепкия, яко смерть, любве твоея к Богу. Аще и пролиял еси кровь твою за Христа Бога нашего, погубив временную жизнь, обаче безсмертною душею, яко орел, воспарил еси в Горния обители Отца нашего, наследовав там вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное и оставив нам нетленныя останки твоя, яко крин многоценный и благоуханный. Веруем, страстотерпче святый, яко, предстоя со Ангелы и всеми святыми Престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и Богоприятныя возносиши молитвы не токмо о нас и о граде нашем, но и о всей святей Христовой Церкви и православнем отечестве Российстем. Веруем, преславный чудотворче, яко ты, силою Всемогущаго Господа Иисуса Христа, чрез святыя мощи твоя, источаеши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем, с верою к тебе притекающим, наипаче же испрашиваеши кончину с покаянием тебе чтущим и благосердно помогаеши немощным младенцем, да вси от мала до велика единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией. Темже верою и любовию ко святым мощем твоим припадающе и благоговейно оныя лобызающе, умоляем тя, добрый на Небеси наш молитвенниче и заступниче: помогай нам, грешным и смиренным, твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас и град сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему и всех, просящих от тебе помощи и заступления. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий: моли Христа Бога нашего, да даст Он мир и тишину всем православным Христианом и да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских и да сподобит нас, недостойных, одесную Себе стати на Суде Своем праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его; и тако возможем с тобою и всеми святыми безконечно прославляти Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Аминь.»

Летописец говорит о нём, что Авраамий Болгарский жил в 13 веке и был «иного языка, не русского» (имя до крещения неизвестно). Вероятно, он происходил из булгар («волжских болгар», «камских болгар»), воспитывался в мусульманской среде и первоначально исповедовал ислам .


Впрочем Авраамий Болгарский ни как не связан с Болгарией, город Болгар находится в Татарстане .

Авраамий Болгарский являлся богатым и знатным купцом, торговал в городах Поволжья.

Под влиянием общения с русскими купцами Авраамий Болгарский принял православие, сделавшись активным миссионером.

Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение.

Летопись свидетельствует о том, что Авраамий Болгарский прибыл по торговым делам в город Булгар (Болгар), столицу Волжской Булгарии, где стал проповедовать среди своих соплеменников христианство.

Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий Болгарский был непоколебим в своей вере. Узнав, что он не русский и не находится под защитой Владимиро-Суздальского князя, Авраамия Болгарского арестовали и долго увещевали. Видя непреклонность Авраамиям Болгарского, его истязали и повесили вниз головой. Как сказано в летописном упоминании, святой мученик «проклял Магомета и веру болгарскую». 1 апреля 1229 г. он был усечён мечом (четвертован) у берега Волги.

Тело Авраамия Булгарского было погребено русскими купцами (согласно одному из предположений, муромскими) на христианском кладбище в Булгаре.

Вскоре, согласно летописному свидетельству, в наказание «за кровь мученика Христова» город Булгар (Болгар) сгорел. На месте же казни Авраамиям Болгарского забил источник чистой воды, от которого начали исходить исцеления. Местное предание говорит о том, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, был человек магометанского вероисповедания.

Владимирские купцы много рассказывали Великому князю Владимирскому Георгию Всеволодовичу о святом чудотворце. После заключения мира с булгарами князь поставил его условием выдачу тела мученика Авраамия Болгарского.

Как сообщает летопись, благочестивый князь Георгий, епископ Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали святые мощи, принесённые в основанный его матерью Великой княгиней Марией Шварновной Владимирский Успенский Княгинин монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, где от них начали совершаться многочисленные чудотворения.


В Успенском Княгиненом монастыре проживал и служил святой исповедник двадцатого века, Священномученик Афанасий , епископ Ковровский, чьи мощи так же почивают во Владимире.

17 февраля 1923 года, святитель Афанасий (Сахаров) писал из Таганской тюрьмы города Москвы: " Да лучше пускай все храмы будут закрыты, только не должно православным молиться с отступниками. Что же, тяжело лишаться своего храма, тяжело лишаться близости к мощам святых угодников, (мученика Авраамия). Но Господь в нерукотворных храмах живёт, и на всяком месте Он с призывающим Его и остающимися Ему верными. И святые угодники Божии не оставляют своей помощию, не только тех, которые имеют возможность непосредственного поклонения их телесным останкам, но и лишённых этой возможности. С православными они везде сопребывают духом. Поэтому-то и не страшно для православных христиан видимое телесное удаление от святыни. Может случится, что отступники станут служить около наших святынь, но святые не будут с ними. Явное доказательство этому то, что они насквозь пропитаны чувством злобы и не имеют спокойствия. И хотя бы все святыни они захватили в свои руки им не освободится от обладающего ими духа зла. А вот я сейчас смотрю на заключённых и гонимых за дело Христово епископов и священников, слышу о православных пастырях в других тюрьмах находящихся, какое спокойствие и благодушие у всех. Очевидно Господь помогает и святые не оставляют их, и что характерно, злобы то у нас нет к обнавленцам.. Конечно, ни о каком общении с ними у нас речи быть не может, ни какого снисхождения или потворства. Пока не покаются они и на деле своего покаяния не покажут - все они для нас яко язычники и мытари. Это они на себе носят Каинову печать, стеная и трясясь ходят....

А тюрем нечего нам бояться. Здесь лучше чем на свободе. Это я не преувеличивая говорю. Здесь с нами истинное православие. Мы здесь как бы взяты в изолятор во время эпидемии. А сколько же у вас на воле скорбей, постоянная опасность заразиться обновленчеством, постоянное ожидание какой либо пакости от них, возможность тягостных, я бы сказал омерзительных встреч с ними... Попробуй тут устоять ."

В 1923 году мощи Св. Авраамия передали в музей. В 1954 году их след теряется, как «не представляющих исторического значения».

Перед изъятием мощей настоятельница монастыря Олимпиада (Медведева) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира, и в 1992 г. она была передана епископу. Эта частица мощей и почитается во Владимире, как святые главные мощи мученика Авраамия.

Такая же частица мощей Св.Авраамия находится и в Татарстане, в городе Болгар. После завоевания Казанского ханства недалеко от места страданий мученика Авраамия Болгарского был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого, над целебным источником, был сооружён колодец, а рядом с ним — памятник-часовня в виде четырёхгранного столба, на сторонах которого помещались иконы.

В 1878 г. епископ Владимирский Феогност (Лебедев) прислал в Болгар икону святого мученика с частицей его мощей. В 1892 г. Святейший Правительствующий Синод разрешил по желанию жителей села перенести из Владимира деревянную раку, в которой мощи святого находились до 1806 г., и поставить её в Успенской церкви Болгар в приделе во имя Авраамия Болгарского.

В советское время святыни были утеряны, часовня у колодца на месте смерти мученика разрушена, а сам колодец осквернён. Сохранилась лишь фаланга перста правой руки, сберегавшаяся жителями города по домам, которая ныне находится в Храме святого мученика Авраамия Болгарского (Свято-Авраамиевском храме) города Болгар.

Считается, что мученик Авраамий Болгарский обладает особой благодатной силой предстательствовать перед Богом о больных детях (сохранились записи об исцелении больных). Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве.

Житие святого мученика Авраамия Болгарского (Владимирского)

Святой мученик Авраамий Болгарский (икона конца XIX – нач. ХХ века. Золотое шитье. Работа насельниц обители. По преданию, принадлежала игумении Олимпиаде)

Святой мученик Авраамий Болгарский один из 13 домонгольских святых Русской Церкви, канонизированный задолго до Собора 1547 года, что указывает на то, сколь важным представлялся его подвиг для нашей Церкви.

Сведений о его жизни очень мало. Несколько скупых слов летописца - вот и все, чем мы располагаем.

Этот богатый и знатный купец жил в Камской Булгарии в кон. XII – нач. XIII вв. Летописец говорит о нём, что Авраамий Болгарский был «иного языка, не русского» (имя до крещения неизвестно). Вероятно, он происходил из булгар («волжских болгар», «камских болгар»), воспитывался в мусульманской среде и первоначально исповедовал ислам.

Жизнь этого человека сильно отличалась от жизни многих его земляков и соплеменников. Был он человеком необыкновенно сострадательным, милостивым к бедствующим, тратил свои богатства на нужды страждущих. Посещая русские города, общаясь с русскими купцами, он глубоко заинтересовался христианской верой. По Божию смотрению благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение. Так сей купец становится христианином и получает новое имя, с которым и записан на страницах книги жизни, - Авраамий (нигде в летописях не упоминается об имени святого до Крещения).

По Крещении святой евангельским словом, а - главное - христианским образом жизни несет апостольскую проповедь среди своего народа. И как до принятия христианства сострадал Авраамий бедствиям и лишениям ближних, так по принятии спасительной веры Христовой, стал болезновать духом и скорбеть о духовных бедствиях своих единоземцев, о незнании ими истинного Бога неба и земли, открывшегося нам через Единородного Сына Своего во Святом Духе, и о происходящем от сего незнания неустройстве и беспорядочности нравов (Ин. 17:3; Римл. 25:31).

Одушевленный святою ревностью по святой вере и братскою любовью к нечестивым соплеменникам своим, Авраамий, будучи по торговым делам в столице Волжской Булгарии - Великих Булгарах, во время ярмарки (ага-базара) вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает благовествовать своим единоплеменникам о благах вечных, нетленных, и предлагает им проповедь о Христе богочеловеке, «распеншемся за ны волею, воскресшему из мертвых и со славою воснесшемся с плотию на небо», о безначальном Его Отце и о совечном Отцу и Сыну Всесвятом Духе.

В изумление пришли болгары, услышав проповедь христианскую от своего единоплеменника и бывшего единоверца. Его соотечественники не только не изъявили сочувствия к проповеди святого мужа, но даже раздражились на проповедника, особенно когда увидали его непреклонность после многократных увещаний и советов оставить христианскую веру. Они стали Авраамия первоначально, как любимого всеми, уговаривать, чтоб оставил Христову веру. Когда ласковые убеждения не подействовали на исповедника Христова имени, ему стали угрожать отнятием имения. На эти угрозы блаженный отвечал, что за Христа Спасителя он готов лишиться не только имения, но не пожалеет и самой своей жизни. После этого пошли побои. Били Авраамия «всем миром», били так жестоко, что на теле мученика не осталось ни одного неповрежденного места «яко не бытии на нем места цела и неуязвленна» (из акафиста мученику).

Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий Болгарский был непоколебим в своей вере. Узнав, что он не русский и не находится под защитой Владимиро-Суздальского князя, Авраамия Болгарского арестовали и долго увещевали. Как сказано в летописном упоминании, святой мученик «проклял Магомета и веру болгарскую».
Пытались заставить его замолчать, отречься от Христа, но было тщетно. Тогда болгары, рассвирепев, как звери, на исповедника много дней томили его в заключении, многими мучениями принуждая отвергнуться веры христианской. Не изнемог в муках доблестный страдалец за истинную веру, но укрепляемый благодатию Божиею, еще больше утвердился в святой любви к Искупителю мира. Тогда, видя его непреклонность в вере, злобные изуверы отвели за город и у колодца, недалеко от берега Волги отсекли ему сперва руки, потом ноги и главу.

Так 1 апреля 1229 г. с исповеданием истинной веры на устах отошел к своему Небесному Отцу этот милосердный и искренний человек Божий. Муромские купцы, бывшие тому свидетелями, погребли мученика на особом кладбище в Булгаре, «где погребались все христиане». Господь вскоре наказал жителей Великих Булгар за кровь Своего угодника страшным пожаром «... вскоре выгорел оный град Великий со многим и неисчисленным богатством!» На месте же казни Авраамиям Болгарского забил источник чистой воды, от которого начали исходить исцеления. Местное предание говорит о том, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, был человек магометанского вероисповедания.

При гробе очень скоро начались знамения, послужившие поводом к почитанию святого, слух о которых распространился по всей Православной Руси.

Первое перенесение мощей, канонизация

Владимирские купцы много рассказывали Великому князю Владимирскому Георгию Всеволодовичу о святом чудотворце. После заключения мира с булгарами князь поставил его условием выдачу тела мученика Авраамия Болгарского.
Как сообщает летопись, благочестивый князь Георгий, епископ Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали святые мощи, принесённые в основанный его матерью Великой княгиней Марией Шварновной Владимирский Успенский Княгинин монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, где от них начали совершаться многочисленные чудотворения.
Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 марта 1230 г. Этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 1650-х гг. (РГБ. МДА. № 201. Л.л. 312 об.-313). В более поздних источниках указано 9 марта 1231 г. (Житие Авраамия Болгарского 1798 г., опубликованное Л. Кавелиным) или 1229 г. (святцы из РНБ. Погод. № 637. Л. 326 об., 3-я четверть XVII в.).
Время местной канонизации святого Авраамия Болгарского неизвестно. Вполне вероятно, что местное празднование памяти мученика началось сразу после принесения его мощей во Владимир, тогда как основные сведения о святом содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII в. К тому времени он особо чтился во Владимире, именовался великомучеником, его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев.
Во время татаро-монгольских набегов мощи были спрятаны в Благовещенском приделе Владимирского Успенского Княгинина монастыря, где и находились до начала XVIII в.
В сер. XVII в. во Владимире, среди других писаний посвящённых местно почитаемым святым, было составлено «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу». Кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого: так, в рукописи XVII - XVIII в. имеется указание на шесть чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Волжские болгары называли Авраамия Болгарского вероотступником, русские — святым мучеником. Претерпев кончину от рук соплеменников, святой Авраамий Болгарский по воле Господа упокоился своими мощами в Успенском соборе Княгинина монастыря.

Житие чудотворца Авраамия Болгарского полно традиционных агиографических формул и образов, превращающих его в своеобразную словесную икону; несомненных же фактов жизни предание предлагает лишь несколько: их, в сущности, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Святой Авраамий Болгарский родился и вырос в Волжской Болгарии в правоверной мусульманской семье — соответственно и исповедовал он от младых ногтей ислам как родную религию, впитанную с молоком матери. При этом, как это обыкновенно случается со святыми, уже в детстве Авраамий заметно отличался от сверстников, не принимая участия в шумных и нередко злых забавах, не имея пристрастия к материальным благам, любя одиночество и размышление. С возрастом эти качества его душевной организации проявлялись лишь ярче и выпуклее. А наблюдение и размышление подвигли Авраамия к мысли о неправедной жизни его соотечественников и в конце концов понудили усомниться в истинности магометанства.

Повзрослев, Авраамий, подобно многим волжским болгарам, стал купцом. Это было промыслительное решение, ибо оно позволило ему побывать на Руси и ближе познакомиться с христианами, уже виденными им на базарах Болгара: тут бывали русские торговцы. И вскоре святой, отказавшись от магометантства, крестился. Где это произошло, не известно, но с большой вероятностью можно предполагать, что в русских землях, — христианских церквей и священников в Волжской Болгарии просто не было.

Торговые дела Авраамия Болгарского шли хорошо, удача сопутствовала ему, приносила богатство, которое, впрочем, не разожгло в святом алчности, как это обычно случается, — лишние деньги он раздавал в качестве милостыни. Внутренне же, напротив, стал еще более строг и сосредоточен, нежели раньше, — нося в себе страх Божий, Авраамий, подражая древним аскетам, тайно возложил на себя вериги и уже никогда их не снимал. Милость его к несчастным и страждущим с тех пор еще более возросла.

Единственное, что приносило ему острое страдание, — это то, что его соплеменники, не знавшие истинного Бога, продолжали оставаться в прелести, неведении и неправедности. Когда сердечная боль от этого превысила все пределы, святой Авраамий встал на путь исповедничества. В 1229 году, возвратившись в Болгар из очередного коммерческого путешествия, он обратился с прямой христианской проповедью к своим соотечественниками, призвав их отказаться от заблуждений магометанства и обратить свои сердца к Христу.

Слушавшие Авраамия Болгарского сначала удивились, а потом пришли в страшную ярость. Уговорами и откровенной лестью они пытались вернуть Авраамия в лоно ислама, однако тот был непреклонен, и, отчаявшись в своих попытках, изнемогая от злобы на «изменника», бывшие его единоверцы повесили мученика вниз головой, после чего четвертовали.

Русские купцы, бывшие в то время на ярмарке в Болгаре и явившиеся свидетелями жестокой расправы, погребли тело мученика, а позже поведали о его подвиге владимирскому князю Георгию Всеволодовичу.

Как Мощи чудотворца Авраамия Болгарского попали на Русь

В 1223—1229 годах Владимирское княжество вело войну с волжскими болгарами. В начале 1230 года к князю Георгию Всеволодовичу, сыну основательницы Княгинина монастыря княгини Марии Шварновны, явились болгарские послы просить мира — к тому времени Волжская Болгария уже испытала первый натиск татар и пыталась избежать войны на два фронта.

Незадолго до этого Георгий Всеволодович слышал рассказ вернувшихся из Болгара Великого русских купцов о святом чудотворце Авраамии Болгарском, весной 1229 года принявшем мученическую кончину в главном городе Волжской Болгарии от рук соотечественников-магометан.

Князь предложения волжских болгар рассмотрел благосклонно, но на мир согласился лишь при условии передачи тела убиенного Авраамия во Владимир. Это условие было принято, и ранней весной владимирцы встречали мощи мученика — по преданию, нес их в Княгинин монастырь, где им надлежало пребывать, на своих плечах сам князь Георгий Всеволодович.

Сразу же развилось почитание святого Авраамия — уже в 1231 году владимирский и ростовский архиереи установили празднование мученику 6 марта, в день перенесения его мощей во Владимир.

В монастырской описи 1665 года указывается, что гробница святого Авраамия находится в северном, Благовещенском, приделе справа от царских врат. При этом исследователи предполагают, что в 1230 году мощи мученика были положены в самом храме, а в приделе их сокрыли после того, как Владимир стал страдать от татарских набегов. Потом старый Успенский собор оказался разрушен. При его возобновлении на рубеже XV—XVI веков Авраамиевы мощи были открыты и переложены в деревянный гроб, упоминаемый в описи 1665 года. В 1711 году мощи перенесли из придела в храм, поместив их в новую деревянную раку, — на этом месте они оставались до 1916 года, когда их снова перенесли — на этот раз в Авраамиевский придел Казанского храма.

Мощи Авраамия Болгарского после революции


В 1919 году большевики совершили кощунственное вскрытие мощей святого Авраамия — с неизбежным «разоблачением поповских сказок». Тем не менее до самого закрытия Княгинина монастыря святые мощи по-прежнему пребывали в обители, а потом началось их «хождение» по музеям.

С 1923 года они значатся как экспонат музея, размещенного в бывшем Успенском кафедральном соборе Владимира, с 1931 года — в антирелигиозном отделе Ивановского музея, с 1945 года — предположительно снова во Владимирском музее, позже — в Суздальском музее. В последний раз мощи мученика упомянуты в 1954 году среди «вещей», «подлежащих исключению из инвентарной книги основного фонда Суздальского музея как не имеющих музейного значения». Тогда, вероятнее всего, они были уничтожены.

В 1993 году святой Авраамий все-таки вернулся в Успенский собор — частицей своих мощей, сохраненной святителем Афанасием (Сахаровым), викарным епископом Владимирской епархии, и переданной им после закрытия монастыря последней настоятельнице обители игумении Олимпиаде (Медведевой).

После кончины матушки частица мощей передавалась из рук в руки ее келейницами и духовными дочерями — ныне она хранится в ковчеге в южной части Успенского собора.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода