Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Японский стиль в архитектуре: описание и фото. Архитектура Японии — с давних времен до наших дней

Япония находится в восточном направлении от Китая и Кореи, она расположена на бесчисленном количестве мелких и четырех больших островах. Существует легенда, что цепочка островов появилась благодаря каплям, упавшим в океан с копья бога. Первыми жителями островов являлись переселенцы из Азии. Они смогли выжить в неблагоприятных условиях из-за умения разводить скот и выращивать рис. Им приходилось отбивать атаки местных племен, но со временем они заселили все большие острова на архипелаге. На уклад жизни японцев, культуру и историю издревле значительное влияние оказывали Китай и Корея. Интересные особенности средневековой Японии будут рассмотрены далее.

Исторические сведения

Как рассказывает история средневековой Японии, самые первые упоминания о правителях страны относятся к VII веку до н. э. Хотя ученые утверждают, что первое государство возникло здесь только в III-IV веке на территории племени ямато. Вожди ямато за последующие три столетия смогли завоевать племена, проживающие на островах Хонсю и Кусю, также известны их атаки на земли Кореи.

Местные жители до сих пор уверены в божественном происхождении императорской династии. По легенде, богиня солнца вручила знаки власти первому императору. Хотя правитель пользуется безграничным почтением, но реальной власти почти никогда не имел.

Как рассказывает история, средневековая Япония всегда управлялась представителями нескольких самых богатых и уважаемых семей, передававших власть из поколения в поколение. С 645 года сторонники императора устроили переворот, в результате которого был устранен от правления род Сога. Такой шаг должен быть укрепить государственную власть, чтобы все жители подчинялись одним законам, а местные власти безоговорочно исполняли приказания императора.

Страна в Средневековье

Страна всегда развивалась обособленно, ведь располагалась на периферии остального мира. Ученые считают, что становление Японии отдельно от китайской цивилизации началось около 100-400 годов, поэтому культуру средневековой Японии можно отнести к островной форме культуры Китая. Японцы переняли многое от китайской цивилизации - религию, письменность, буддизм, ритуалы, искусство, церемонии. Уже немного позже японская цивилизация стала отличаться. Она настолько органично смогла сочетать традиции Китая со своими приобретениями, что становится отдельной самобытной культурой.

Правители средневековой Японии

В 8 веке реальными правителями стали представители рода Фудзивара, которые превратили императорские семьи в заложников в собственных дворцах. До истечения 12 столетия былая власть монархов идет на убыль. Появляется альтернативное самурайское правительство - сегунат в Камакуре. В 1221 году дворцовая аристократия полностью разгромлена в антисегунском восстании, а император превращается исключительно в распорядителя церемоний и ритуалов. Чтобы содержать пышный монарший двор, ведется продажа почетных должностей всем желающим самураям.

После падения сегуната император Го-Дайго проводит реставрацию Кэмму с целью вернуть государственную модель 9 века, но она вызвала социально-политический кризис. Императорский дом распался на две династии: Северную и Южную. Только через 30 лет единство дома было восстановлено стараниями самурайского сегуната Муромати, но монархи потеряли власть над страной. Трагические события повлекли за собой упадок императорского дома. В течение нескольких веков не проводилась церемония Императорского сбора урожая и не назначался наследник - Великий сын императора. Только с приходом к власти в 18 веке сегуната Токугава восстановлены императорские ритуалы и церемонии.

Религиозные предпочтения

В средневековой Японии происходит смешение нескольких религиозных течений. Наиболее всего выражен синтоизм или «путь богов». Большинство населения свято веровали в мифы, поэтому всему приписывали божественные истоки. Духи неба считались предками монархов, а простые жители происходили от духов более низкого происхождения. В синтоизме поклоняются духам предков, а после смерти готовятся сами превратиться в духов. Бестелесные сущности вездесущи, они невидимо изменяют течение жизни, способны влиять на происходящие события. Благодаря синтоизму проявляется еще одна отличительная черта японцев - любовь к гармонии природы.

Из Китая в Японию пришел буддизм. Придворная знать первая решила примкнуть к этому новомодному учению. Философское учение должно было сплотить страну и поддержать авторитет центральной власти. Религия в средневековой Японии вошла в кодекс чести самураев: дисциплинированность, хладнокровность, отрешенность и самоконтроль. Стали появляться буддийские монастыри, готовящие настоящих бесстрастных воинов. С буддизмом японцы позаимствовали иероглифическую письменность, которая нужна при переписывании священных буддийских наставлений.

В стране мирно уживались две религии, в некоторых случаях они переплетались между собой. Население могло одновременно следовать принципам предписаний синтоизма и буддизма, которые не шли между собой в диссонанс. Государственной религией в средневековой Японии считается буддизм, но в качестве национальной религии одновременно проявляется и синтоизм. От буддизма в 12 веке отделяется отдельная ветвь - конфуцианство. По новой идеологии, дети не только должны подчиняться решению родителей, но и безоговорочно их любить.

Концепция права

Известна самая первая конституция Сётоку-тайси, относящаяся к ранней эпохе Тайка 604 года. Концепция права в то время слабо очерчена, можно сказать разве что о нормах наказаний, обозначенных понятиями кары или божьего гнева. Нужно было следовать определенным нормам поведения, называемых гири. В стране существовало несколько гири: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены. Также выделялись гири, не связанные с семейными отношениями, то есть между торговцами и покупателями, хозяина и подчиненного и подобное. Им следовали как неписанным законам, с учетом осуждения в случае плохого или некорректного отношения к близким людям или подчиненным.

Собственное обычное право (букэ-хо) было обозначено в военной касте (букэ или самураи). Внутри военного сообщества существовал свой кодекс правил, основанный на исключительной верности подчиненного своему сюзерену. Если последний проявлял излишнюю жестокость, то вассал не имел никаких прав на защиту, всецело зависел от воли своего господина. Немного позже против произвола сюзеренов составили специальный Сборник обычаев военной касты, в котором указывались нормы уголовного права и кодекс чести для военных.

В средневековой Японии право предписывало только одно - подчинение низших слоев населения вышестоящим по иерархии господам. В государстве для каждой социальной группы существовали четко обозначенные функции, уточнение обязанностей описывалось в сборниках рицу-рё. Термином "рицу" указывались репрессивные нормы, а термином "рё" - административно-применительные.

Экономика

В 17 веке военачальнику Токугаве Иэясу удалось сформировать династию сёгунов. Хотя император считался главой страны, династия сёгунов управляла всеми сферами деятельности Японии. Возникла необходимость создания своей денежной единицы. Только от риса зависела экономика средневековой Японии. В качестве стандартной единицы измерения считалось такое количество риса, которое человеку нужно для питания в течение одного года. Налоги тоже платились рисом. С середины 16 века в страну часто стали приезжать португальцы, предпочитающие вместо риса рассчитываться золотыми монетами. Местные феодалы тоже ощутили преимущества драгоценных металлов. Токугава продолжил дело своего предшественника Тоетоми Хидэёси, который прибрал к рукам большую часть золота и серебра страны. Так и появилась золотая монета обан, но ее не использовали для оплаты сделок, а дарили или награждали.

Японская знать стремилась привязать крестьян к земельному наделу. Крупные землевладельцы пытались решить проблему, как усмирить восстание крестьян или вернуть сбежавших подчиненных назад. Появляются специальные отряды обученных воинов, которые с течением времени образовали свою замкнутую общину самураев. Стал соблюдаться кодекс чести воинов, или бусидо, который основывался на идеи верности господину. Воин обязывался ценой жизни защищать своего господина, а в случае бесчестья совершить ритуальное самоубийство, или харакири.

Политический уклад

С 12 века укрепилась феодальная иерархия. Ввиду феодальной раздробленности страна пребывает в состоянии постоянных междоусобных разборок. Даже после установления верховной власти сёгунов стычки между мелкими феодалами не прекращаются. Среди таких условий создается мировоззрение самурая, готового принести себя в жертву своему сюзерену. Самурай становится образчиком мужества, чести и верности.

После появления больших феодальных хозяйств начинается образование и рост городов. Около замка властителя начинал строиться город, где преобладало торговое и ремесленное население. На смену частным землевладениям приходят крупные латифундии.

Культура средневековой Японии

В зрелом Средневековье начинают строиться новые города, укрепляются связи с Китаем, развиваются ремесла и расширяется торговля. Появляются совершенно другие эстетические предпочтения, основанные на народных мотивах. Япония постепенно приобретает самобытные черты, переходит на другой уровень развития. В художественной культуре средневековой Японии акцент делается на человеческое восприятие мира, драматическую подоплеку совершаемых поступков. Стали появляться драматические произведения для постановок в театре. В живописи и скульптуре в самостоятельный жанр выделяется пейзаж и портрет. На изобразительное искусство средневековой Японии влияют суровые будни эпохи, наполненной конфликтами. Искусство пронизано налетом буддизма, особенно процветает секта Дзэн. Прежде приходилось осуществлять непонятные сложные религиозные обряды, но секта Дзэн перевела служение в более простую и понятную форму. Отрицается любая буддийская литература и множественные обряды, на место которым приходит только стремление к познанию своей духовной сущности. Каждый мог стать на путь истины посредством созерцания и углубления в себя.

Воспевание самураев

В то время самураи еще не стремились к роскоши и изнеженности дворцов. Им приходилось часто вступать в схватки в междоусобицах, отбивать атаки чужестранных племен, поэтому главным для них были воинская доблесть, отвага и честь. Воинскому сословию понятия дзэн-буддизма пришлись по душе, ведь рая можно достигнуть дисциплиной и одной простой молитвой. О воинах слагают повести-гунки, передающие ощущение тревоги, но лишенные пышности интерьеров и напыщенности. Подвиги самураев описываются в свитках, появляется культ меча и брони, возводятся статуи Будды, исполненные со всей строгостью. Сочиняли стихи, как самураи отправляются на охоту, стреляют и упражняются в верховой езде. В особом почете нарское искусство, выраженное в строительстве статуи Будды Камакура. В средневековой Японии начинают реставрировать нарские храмы, разрушенные во время войны или те, что находятся в ветхом состоянии.

Архитектурные предпочтения

Чем особенна архитектура средневековой Японии? В 12 веке буддийские храмы стали возводить среди живописной природы. Природу считали божеством, поэтому архитектурные сооружения должны были гармонично вписываться в окружающий пейзаж. Усадьбы и дворцы строились в виде прямоугольника, обращенного южной стороной к площади, обрамленной с двух сторон галереями с флигелями. С южной части здания всегда старались обустроить пейзажный сад, состоящий из озер, скал, мостов и островов. Сады должны навевать мысли об уединении, настраивать на тишину и спокойный лад. Вместо бурного потока водопада предпочитали сооружать пруды со стоячей водой, а на поверхности должны покачиваться утонченные цветы лотосов. Прелесть уединенного сада создавали в хэйанских парках, когда за каждым поворотом тропинки ожидала перемена пейзажа. Вместо воздушных мостов появились гладкие камни, которые создавали мозаичные картины. Пользуются успехом у знати сады, декоративные все четыре времени года.

Наиболее излюбленными в то время становятся дворцы, замки и домики для проведения чайных церемоний. Наблюдается стремление к простым архитектурным линиям. Деревянные сооружения не всегда покрывались краской. Сучки на поверхности древесины обыгрывались в качестве декоративных элементов. Постройки возводились в виде прямоугольного павильона, окруженного галереей, а крыша должна иметь изогнутую форму. Строятся многоярусные пагоды, хотя и небольшого размера. Если здание окрашивается, то не используется больше одного-двух цветов. В Японии самыми первыми священными храмами считались кладовые, где хранились запасы риса. Кладовые возвышались на высоких столбах, чтобы влага не испортила рис. Первые храмы строились по типу кладовых для зерна. Климат в Японии достаточно влажный, но деревянные храмы сохранились до наших дней. Этим долголетием они обязаны обычаю японцев каждые 20 лет разбирать священные храмы, а на том месте возводить новые из другого материала.

Светское строительство

С 16 века строились феодальные замки, способные за своими надежными стенами сдерживать атаки вражеских армий. Эти многоярусные сооружения возводили из дерева, а в основе закладывали каменные фундаменты. Вокруг дополнительно строили бастионы и низкие стены, а по периметру замок окружали рвы. Самым впечатляющим замком того времени является Химедзи близ Кобе, состоящий из 80 различного вида построек.

Эпоха Эдо привнесла затишье после разрушительных междоусобных войн. Вместо замков разворачивается строительство дворцов. Они являются одноэтажными постройками, хотя самые первые еще имеют систему укреплений, но далее уже строят подобно садово-парковому ансамблю. По традиции дворцовые стены не обладают конструктивными функциями, поэтому заменяются проемами или съемными перегородками. Строители пытались достигнуть максимальной естественности и единства с природой.

Живопись

Начиная с 7 века, живопись средневековой Японии остается очень простой. Об уровне мастерства можно судить по росписи, украшающей ковчег Тамамуси из храма Хорюдзи. Автор разрисовал ковчег желтой, красной и зеленой краской по черному основанию. По мере распространения буддизма появляется все больше культовых сооружений, поэтому появился спрос на высококвалифицированных художников. Теперь мастера совокупно работали над одним рисунком соответственно своей специализации. Один художник только делал набросок, второй занимался раскрашиванием, а третий обводил контур готовой картины. На полотнищах эмакимоно в 8 веке рисунки имеют символический характер, здесь отсутствует динамика. Начинает развиваться пейзажная и жанровая живопись. Ярким примером служит раскрашенная ширма «Женщина с птичьими перьями», где линии уже становятся более плавными и легкими, создается выразительное изображение. С 9 века развивается буддийская живопись, для которой характерно изображать мандалу. Чтобы нарисовать мандалу, применяли более дорогие материалы, например, серебро и золото.

В конце 16 века появляется ряд школ живописи: Тоса, Сога, Кано, Кайхо, Ункоку. В этот период создано много уникальных картин, принадлежащих не только известным мастерам, но и неизвестным художникам.

Во многом напоминает китайскую японская архитектура. Здесь также любимым строительным материалом было дерево, а строительные традиции почти не изменялись в течение многих веков. Даже теперь, несмотря на развитие технологий и строительство суперсовременных городов, значительная часть их предпочитает облегченным деревянным домам. Более того, японская эстетика, сформировавшейся еще в средневековье или даже раньше, большое влияние на формирование современного европейского дизайна.

В японских сооружениях дерево даже не всегда красили. Сучки и трещинки на поверхности древесины часто обыгрывались как декоративные детали. Основным типом сооружения, как и в Китае, был прямоугольный в плане павильон, обнесенный галереей, с крышей, углы которого имели изогнутую форму.

Характерным признаком японской архитектуры есть больше, чем в Китае, распространение многоярусных пагод. От китайской японскую архитектуру отличает и меньше монументальность. Сооружения, даже храмовые, обычно имеют небольшой размер. При раскраске обычно используются один — два ярких цвета, гармонии со светлыми или темными оттенками природных материалов. Расположение строений в архитектурном комплексе, как правило, бывает асимметричным.

Несмотря на общий консерватизм японской культуры, здесь заметны определенные изменения архитектурных форм. Первыми священными сооружениями в Японии были кладовые, в которые составляли зимние запасы риса. Отношение к таким сооружениям было не просто практичным, а религиозным. Они считались хранилищем жизни. Кладовые ставили на высокие столбы, чтобы влага не испортила зерно. Перед ними устраивались праздники в честь урожая. В первые века нашей эры появляются первые храмы, возведенные в честь богов, заместителей земледельцев. За образцы им правили древние священные кладовые. Японский климат не способствует долгому сохранению деревянных строений, но некоторые из древнейших храмов дожили до нашего времени благодаря обычаю, что может показаться нам удивительным. Японцы разбирали свои храмы каждые двадцать лет и строили точно такие, из нового материала. И так все время, в течение двух тысячелетий. Вот почему наши современники могут видеть, например, храм Исэ таким, как его построили древние строители. Этот храм посвящен двум божествам — солнечной богини Аматэрасу и покровительнице злаков Тойоуке.

Главное здание ансамбля Найку сионистского святилища в Исе. III — V вв.

Он представляет собой ансамбль очень простых прямоугольных строений, расположенных в лесу. Храмовая территория обнесена четырьмя концентрическими оградами. Материалом для них служит золотистая древесина местного кипариса.

Следующий этап развития японской архитектуры связан со строительством первой постоянной императорской столицы, вместо временной резиденции. Такой столицей стал город Нара. Его именем назвали также определенный период развития японской культуры, охватывающий вторую половину VII — VIII вв. В настоящее время в Японии распространяется буддизм. Относительно архитектуры, то она испытывает большое влияние со стороны Китая. Строят даже храмы и буддийские монастыри грандиозных размеров, вообще не свойственно японским представлениям о прекрасном. Старейшим из японских буддийских монастырей, сохранившихся является монастырь Хорюдзи, у Нары. Его комплекс включает в себя несколько деревянных павильонов, окрашенных красным лаком. Главное сооружение называется Кондо, или «Золотой зал». Она увенчана двухъярусным крышей. В комплекс входит также пагода, достигает 32 м высотой.

Ансамбль монастыря Хорюдзи близ Нары. VII в. Общий вид главной площади

Кондо монастыря Хорюдзи. VII в.

Кондо монастыря Xopюдзи. VII в. Разрез и план

Пагода Годзюното мон. Хорюдзи у Нары. 607р. Общий вид и план

Наибольшей сооружением периода Нары был храм Дайбуцудэн монастыря Тонайдзи. В середине храма была установлена шестнадцатиметровая статуя сидящего Будды. У входа в монастырь установили две пагоды, высота которых равна ста метрам.


Всему миру известна необычайная , да и вообще азиатских стран. Особенность состоит в их удивительных загнутых углами кверху, крышах. Но, следует заметить, что не только это является особенностью японской архитектуры. строились замки, с высокими башнями, огороженные вокруг стеной. Такие постройки назывались ямадзиро . Они строились так давно, что практически не сохранились до наших дней. Во-первых, потому что стены у них были деревянные, а во-вторых, строя ямадзиро , вокруг начинали строить простые дома, и заселять территорию. Следовательно, располагались они на равнине, и защитить эти постройки было трудно.

Позднее, начали строить хирадзиро , по сути то же, что и ямадзиро , только строились на возвышенностях. Уже отгораживали их каменными стенами, и защищали более тщательно. Главная башня в хирадзиро называлась тэнсю . Она была выше всех. Такие башни еще могли соединяться крытыми переходами, что тем самым образовывали комплексную постройку, хорошо защищенную. В то же время, такие крепости были весьма красивыми.

В то время, японцы уже научились изготавливать шифер , которым покрывали крыши. Шифер этот был различных расцветок. Но широко распространенным украшением крыш стал красный шифер, с золотыми краями по всему периметру. множество хирадзиро служили защитными крепостями, и местом поселения людей.

Следует отметить, что некоторые современные здания строятся по принципам строительства хирадзиро . В том числе, в наше время сохранились и древние строения.

Японская архитектура. Немного истории

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как татэ-ана дзюкё («жилища из ям») . Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища. В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных правителей, называемые «кофун».

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются и культовые сооружения - святилища, храмы, монастыри.

Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца , прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого - врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.

Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота в храм - тории.

Появление в Японии буддизма повлияло на , а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения.

Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже - одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений.

Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов.

Начиная с храмов Исэ в японской архитектуре преобладала тенденция к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей крыша с широкими свесами - отличительная черта китайского зодчества.

Уже к VIII в. комплекс зданий буддистского монастыря включал в себя 7 основных построек: пагоду, главный зал, зал для проповедей, колокольню, хранилище сутр, спальный зал, обеденный зал. В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором были сделаны ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали.

Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды) , в храме Тодайдзи в городе Нара , строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире .

Идея чайных домиков оказала влияние на архитектуру дворцов, что выразилось в стиле сукия . Яркий пример этого стиля - императорский дворец Кацура рикю . Стиль сёин достиг своего расцвета в начале периода Эдо, а самый выдающийся образец такой архитектуры - дворец Ниномару в замке Нидзё (начало XVII в.).

Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности . Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее.

Неправящих классов населения имеют общее название минка . Обычно довольно простой конструкции, они строились до конца XIX в., пока не подверглась западному влиянию. Минка в сельских областях назывались нока , в деревнях рыбаков - гёка , а в городах - матия .

В конструкции в основном использовалось дерево - для несущих колонн и перекладин каркаса, а также для стен, пола, потолка и крыши. Находящиеся между колоннами решетки из бамбука, скрепленные известкой, образовывали стены. Известка использовалась и на крыше, которая затем покрывалась травой. Из соломы делали твердые тонкие подстилки мусиро и более прочные циновки татами , которые клались на пол. Камень применялся только для фундамента под колоннами и не использовался в стенах.

После прекращения периода самоизоляции в портовых городах стали формироваться западные кварталы, которые застраивались привычными для иностранцев зданиями. К этому периоду относятся и русские постройки на японской земле.

С Реставрацией Мэйдзи в 1868 г., когда Япония вступила на путь модернизации, были освоены новые конструкционные технологии, использовавшие кирпич и камень. Новый стиль получил широкое признание во всей стране как стиль зданий государственных предприятий и учреждений. Особенно популярными стали здания контор и резиденций в стиле западного дизайна. В Японии работали многие архитекторы из США и Европы. В 1879 г. Токийский технологический колледж окончила целая плеяда архитекторов, которые затем стали играть ведущую роль в строительстве в стране.

Самые известные постройки западного стиля - и Токийский вокзал архитектора Тацуно Кинго, Императорский дворец Акасака архитектора Катаяма Токума.

Однако каменные и кирпичные дома, построенные обычными методами, не выдержали землетрясения 1923 г., которое разрушило и окрестности. Достигнутый прогресс в разработке методов строительства сейсмоустойчивых зданий позволил железобетонным сооружениям появиться в японских городах примерно в то же время, что и в Западной Европе.

Оправившись от тяжелых потрясений, вступила в период ускоренного экономического роста, когда использующая сталь и бетон инженерная архитектура Японии вышла на один из высших уровней в мире.

Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой возводимых в Японии зданий. Национальными традициями проникнуты проекты Андо Тадао. В построенных им зданиях всегда продуман доступ к естественному свету, к природе, благодаря чему их обитатели могут насладиться незабываемыми картинами, наблюдая, например, смену времен года. © japancult.ru, arkhitektura.ru

Современные технологии позволяют многое. Новая архитектура и интерьеры могут быть в любом стиле, могут передать атмосферу любой эпохи и добиться этого стало гораздо проще и быстрее: покраска гипсокартонного потолка , оформление стен и пола легкими материалами на службе у искусства красоты, стиля и комфорта.

В официальном путеводителе по Японии, изданном на многих языках Японской Национальной Туристической Организацией в 2009 году, дается такое краткое представление архитектуры страны:

«В какой стране находится старейшее в мире деревянное строение? А где находится самое большое? Они находятся в Японии. Первое - это храм Хорюдзи (построен в 607 году), второе - буддийский храм Тодайдзи (в современном виде реконструирован в 1709г., высота - 57 метров).

Буддийские строения имеют японские архитектурные особенности, хотя и длительное время подвергались влиянию Китая. В Японии можно найти немало роскошных архитектурных шедевров, включая и те, что находятся в древних столицах Нара, Киото и Камакура.

С конца XVI и на протяжении XVII века феодальные правители Японии соперничали друг с другом в искусстве возведения величественных замков, чтобы продемонстрировать свою силу и мощь. Наиболее знаменитым среди них является изящный замок Химэдзи.

Конечно, не только строительство традиционных зданий демонстрирует архитектурное мастерство японцев. С конца XIX века западная архитектура стала оказывать сильное влияние на Японию. Необходимо отметить, что японцы считают строения красивыми только тогда, когда они гармонируют с окружающей природной средой.

В настоящее время дизайн и строительные материалы отличаются от использовавшихся в прошлом, но традиционный акцент на гармонию с природой продолжает отражаться во многих творениях современных японских архитекторов, современная японская архитектура очень оригинальна, а присущие ей новаторские приемы вызывают особенно большой интерес…»

Это было вступление, а теперь поговорим подробнее обо всем этом. Вашему вниманию предлагаются фрагменты очерка японского исследователя в области архитектуры Набору Кавадзоэ «Японская архитектура». Материал был опубликован в середине 1990-х годов в специальной одноименной публикации под эгидой Министерства иностранных дел Японии.

Зарождение японской архитектуры

Страница о японской архитектуре из официального путеводителя Японской Национальной Туристической Организации, изданного в 2009 году.

«Большую часть японского архипелага занимают горные системы, причем горообразование, связанное с геологической активностью, продолжается до сих пор. Стремительные реки размывают горную по-роду, вынося ее в океан и делая речные долины еще уже и глубже.

Пять тысячелетий до нашей эры климат был приблизительно на 4 гра-дуса теплее, а уровень моря, вдававшегося в сушу, выше на несколь-ко метров. Внезапное похолодание вызвало понижение уровня океана. Так образовались речные долины, пригодные для земледелия. При-мерно 3 тысячи лет до нашей эры начали культивировать рис, тогда и появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые дву-скатной крышей. Позже подобные сооружения стали характерны для дворцовой архитектуры правителей племени Ямато. Простые люди практически по всей стране продолжали жить в землянках — квадратных жилищах с четырьмя столбами и закругленными углами стен.

Одновременно с началом земледелия по всей стране разгорелись войны. Вокруг поселений стали выкапывать рвы и возводить защит-ные сооружения. Для большей безопасности переселялись на холмы. Подобные укрепленные поселения в Древней Греции и по всей Евро-пе превратились в города, но в Японии, спустя некоторое время, они были покинуты и использовались для сооружения громадных усы-пальниц местных правителей. Полагают, что по всей стране по време-ни между 4 и 6 веками было возведено до 20.000 подобных усыпаль-ниц, называемых «кофун». Ничего похожего не было обнаружено в со-седних азиатских странах, да и в других странах мира.

«Кофун» имел различные формы: прямоугольную, круглую, прямо-угольную с одной стороны и круглую с другой. Самые внушительные из них по форме напоминают громадную замочную скважину, как наиболее древние могильники знати Ямато. Полагают это связано с им, что правители Ямато возглавляли коалицию, в которую входили Правители разных регионов. В наше время могильники покрыты густой растительностью и выглядят естественными холмами. Однако при сооружении их поверхность покрывалась камнями, и они одновремен-но являлись усыпальницами и молельнями. О первоначальном виде этих могильников можно судить по раскрытому уже в наше время кургану Госики Дзука в городе Кобэ. Самые крупные «кофуны» относятся к 5 ве-ку: могильники императоров Нинтоку и Одзина к югу от современно-го г.Осака. Протяженность усыпальницы Нинтоку составляет 486 мет-ров, по площади она больше любой из египетских пирамид. Более того, курган окружен тремя рвами и, рассматривая все сооружение це-ликом, можно сказать, что это самая большая в мире по своей площа-ди усыпальница. Курган Одзина несколько меньше по площади, хотя имеет большую внутреннюю вместимость.

Курган-усыпальница императора Нинтоку.

В то время частые наводнения привели к расширению речных до-лин. Рисоводство требовало постоянной борьбы со стихиями, что бы-ло не по силам малочисленным поселениям. К тому же, в отличие от Ближнего и Среднего Востока, где земледелие развивалось на больших площадях бассейнов крупных рек, в Японии пригодные для использо-вания долины были разделены реками и морем на многочисленные маленькие участки. Жители этих районов теснились друг к другу, а море и реки становились для них естественными линиями обороны. Местные правители организовывали работы по контролю за наводне-ниями.

Разбросанные по всей территории Японии курганы «кофун» свидетельствуют о существовании подобных земледельческих поселений той эпохи. С другой стороны, крупномасштабные ирригационные системы Ближнего и Среднего Востока привели к образованию мощных автократических государств. Свидетельства тому - внушительные египетские пирамиды и зиккураты (ступенчатые культовые сооружения) Месопотамии. Усыпальницы Нинтоку и Одзина также похожи на системы контролируемого орошения, однако в Японии не сложилось единого централизованного государства. История страны началась с возникновения альянса между отдельными «маленькими царствами».

Эти «царства» были разделены высокими, густо покрытыми лесами горными хребтами. Море и реки являлись единственными путями между ними. Для контроля и подчинения этих царств правителям Ямато требовался военный флот. Тогда и появились первые корабельные мастера, известные как семейство Инабэ. Ко времени формирования в 8 веке первого древнего государства, Инабэ уже занимались строительством на суше. Они сооружали дворцы правителей Ямато и другие постройки, не забудем упомянуть самое крупное в мире деревянное сооружение — храм Тодайдзи в городе Нара (современный облик Тодайдзи относится к 17 веку, первоначально он был намного крупнее). Если культуру рассматривать как некую структуру, а транспорт — как средство, позволяющее городам подчинять и контролировать провинцию, тогда плотники Инабэ были теми мастерами, которые воплотили эту структуру в жизнь. Можно даже сказать, что японская архитектура зародилась как «кораблестроение на суше».

Гигантские усыпальницы символизировали власть правителей Ямато. Хотя и внушительных размеров, но они стоят в одном ряду с тремя тысячами подобных курганов, построенных по всей стране. Они оказались непригодными для обозначения той трансцендентной силы, которая позже получила имя «император» (тэнно). Символ императорской системы — синтоистское святилище Исэ — явилось прототипом японской архитектуры. Оно было сооружено в 7 веке, когда в Японии установилась государственность, скопированная с «Римской Империи Востока» - Танского Китая.

Синтоистское святилище Исэ.

Синтоистское святилище Исэ.

Святилище Исэ состоит из двух комплексов: в то время, как один из них играет свою роль в синтоистском ритуале, другой возводится рядом с первым, причем в точности его копируя. Каждые 20 лет проводится церемония перемещения божества из старого комплекса в новый. Таким образом до наших дней дошел примитивный «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого — врытые в землю столбы и крытая соломой крыша. Конечно, это явно контрастирует с могильниками «кофунами»: целиком связанные с землей, они акцентируют значимость смерти и вечности. Приподнятый пол святилища Исэ отделен от земли. Акцент здесь на жизни, на том, что заново рождается и заново возводится. Значительная разница и в применяемой технологии.

В Древней Греции, и позднее в Европе, города возникали вокруг мощных замков, и в задачу архитектуры включалось не только строительство, но также инженерное дело и военная технология. Пирамиды Египта дают ранний пример этого. Однако в Японии сооружение замков и гигантских курганов-усыпальниц не обязательно относилось к архитектуре. Японское слово для такого вида строительной деятельности состоит из двух иероглифов — «земля» и «дерево» — и отличается по смыслу от архитектуры. Обычно оно переводится как «гражданское строительство», но если переводить более точно, получится «сельскохозяйственное строительство». Основная отличительная черта японской архитектуры — это ее внутренняя связь с кораблестроением и с технологиями обработки дерева.

Культура дерева

Тщательно уложенные огромные каменные блоки внутри курганов-усыпальниц говорят о том, что древняя Япония обладала высокой тех-никой каменного строительства. Однако, истоком японской архитек-туры явилось корабельное дело, и с момента зарождения на протяже-нии своей истории развития и до заимствования европейской культу-ры строительства в период Мэйдзи, японская архитектура использова-ла в качестве строительного материала исключительно древесину. На-верно ничего подобного не происходило в других странах, поэтому я называю японскую цивилизацию цивилизацией дерева.

Даже в наше время около 70% территории Японии занимают горы и леса. Это одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в про-шлом лесов было еще больше. Состоят они в основном из широколи-ственных Пород, но в качестве строительного материала предпочтение отдавали хвойным породам — кипарису и кедру. Уже в древности для поддержания лесных ресурсов практиковалось искусственное насаж-дение и восстановление лесов. Это тоже содействовало развитию куль-туры деревообработки.

Глинобитное и каменное строительство не требует металлических инструментов. Совсем другое дело — деревянное зодчество. Так, про-дольные пилы применялись в Японии уже со времени развития сель-ского хозяйства. Более важным, однако, является способ получения досок и деревянных блоков путем расщепления бревен вдоль волокон древесины при помощи клиньев, а затем обтесывания готовых досок. Это было возможно, так как хвойный кипарис, являясь основным строительным материалом, обладает тонкими и прямыми волокнами древесины. Для сравнения, в Европе применялись широколиственные породы, такие как дуб. В способе деревообработки кроется причина практически полного отсутствия изогнутых линий в японских по-стройках. Исключение составляет кривая линия крыши, которая по-лучалась путем прикладывания усилий на два конца длинной, тонкой, постепенно увеличивающейся по толщине, балки. Для японского зод-чего кривая была не противоположна прямой, а скорее являлась про-должением прямых линий.

Практически все японские постройки представляют собой комбина-ции прямоугольных элементов, за исключением павильона Юмэдоно в храме Хорюдзи (г.Нара) и трехъярусной пагоды храма Анракудзи (префектура Нагано), где в конструкции использованы восьмиуголь-ные элементы. Окружности появляются только в верхней части кон-струкций двухъярусных пагод, т.н. «тахото». Таким образом все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. Прямоугольные конструкции могут быть деформированы под действием силы, треугольные, конечно же, не могут. Несмотря на этот факт, все здания, за исключением треугольных секций крыш, состоят практически целиком из горизонтальных и вертикальных эле-ментов. Это компенсировалось за счет использования в конструкциях разных сортов дерева: гибкость кипариса отлична от твердости дуба. Кипарис был предпочтительней, т.к. любая жесткость в структуре де-лала ее чувствительной к разрушительному воздействию боковых на-пряжений, вызванных землетрясениями и сильными порывами ветра. Податливая конструкция поглощала такие напряжения. По той же причине почти все сооружения имеют стены с выступающими столба-ми. Хотя это также связано с тем, что во влажном климате спрятан-ные опоры более подвержены гниению, одновременно конструкция стен становится жестче. В качестве параллели можно вспомнить япон-ский вид спорта дзюдо, в котором сочетаются сила и гибкость.

В 3 веке появляется особый способ соединения элементов конструк-ции здания «нуки»: анкерные балки вставлялись внутрь опор, которые ими соединялись. Использование «нуки» означало, что даже довольно тонкие опоры стали способны выдерживать боковые нагрузки, гене-рируемые землетрясениями и штормами. Замена толстых опор, использовавшихся древними зодчими, на более тонкие привела к харак-терному со времени средневековья утонченному и стройному облику японских построек. Хорошим примером являются ворота синтоист-ских храмов, т.н. «тории». Камень, используемый для строительства, получился в результате колоссального геологического давления. Это превосходный «неподатливый материал». Тогда дерево можно назвать отличным «растяжимым» природным материалом, аккумулирующим пульсирующую жизненную силу, способную как бы одолеть земное притяжение и устремиться к небу.

Под влиянием китайской архитектуры в Японии вплоть до 9 века постройки красились в голубой, красный и другие яркие цвета. С улучшением железных инструментов деревообработки, акцент стал де-латься на красивую структуру самого дерева. К тому же, хвойные по-роды, особенно кипарис, богаты смолой и хорошо сохраняются даже без покраски. Это также отвечало стремлению японцев к естественной красоте.

Принцип горизонтальности

Павильон Кондо храма Хорюдзи.

Павильон Кондо храма Хорюдзи.

Начиная с храмов Исэ в японской архитектуре преобладала тенденция к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей крыша с широкими свесами — отличительная черта китайского зодчества. Для поддержки длинных карнизов вверху колонн использовались различного типа консоли, т.н. «токе». Также они служили для поглощения боковых напряжений от тяжести самой крыши. Китайская архитектура в Японии находила применение в основном при сооружении буддистских храмов. Примером является построенный в начале 8 века храм Хорюдзи — самый древний сохранившийся памятник деревянного зодчества в мире. Но даже в нем присутствует японский колорит. В отличие от сильно загнутых вверх карнизов, характерных для китайской архитектуры, нисходящие линии крыш Хорюдзи так изящно загнуты, что кажутся почти горизонтальными. В дальнейшем ширина карниза была еще более увеличена. В результате, при широком заимствовании китайской архитектуры, акцент на горизонтальности породил самобытный неповторимый облик японского зодчества.

Крыши буддистских храмов покрывались черепицей и различались по форме: шатровой либо шатрово-щипцовой. В отличие от них, двускатные крыши дворцов правителей Ямато и синтоистских святилищ, крытые травой, либо кипарисовой корой, имели угловую форму. Однако со временем получили распространение шатрово-щипцовые крыши с козырьком по фронтону; им придали легкий изгиб, и все это подчеркнуло горизонтальный характер постройки. Крыши храмов стали делать с более удлиненными свесами и крыть корой кипариса. Более широкие карнизы и приподнятый над землей пол во многом содействовали ощущению горизонтальности. Потолки были низкие, т.к. входящие в помещения люди садились не на стулья, а прямо на пол. В целом, вся форма зданий была плоской и разворачивалась в пространстве по горизонтали.

Строения выглядели плоскими не только внешне, они на самом деле были невысокими. Постройки в несколько этажей начали появляться гораздо позже и с течением времени они становились все менее симметричными. Кроме того, их располагали на местности таким образом, чтобы по мере приближения общий вид сооружения все время как бы обновлялся. Это отвечало стремлению слияния с природой и подчеркивало гармонию постройки с окружающими деревьями. Наверное и по этой причине не возводились сооружения в несколько этажей, хорошо заметные отовсюду.

Главный павильон Кондо храма Хорюдзи выглядит как двухэтажное сооружение, а пятиярусная пагода похожа на пятиэтажное здание. На самом же деле, внутри павильона находится статуя Будды, кажущийся «второй этаж» не имеет даже пола. Что касается пагод, то число ярусов могло быть любым, и у каждого яруса был свой карниз. Но основной элемент пагод — центральная колонна, проходящая через все ярусы от земли до шпиля. Под нее помещали «драгоценности», символизирующие пепел Будды, а все строение служило просто поддержкой для этой колонны. Пагоды, хотя и напоминают башни, были объектами поклонения, а не служили для осмотра окрестностей. Заметим, что колыбель японской культуры — города Киото и Нара — расположены в узких долинах между гор, с которых открываются прекрасные панорамы окрестностей. В Европе и странах ислама поднимались на башни, которые выражали устремленную в небо вертикаль. В Японии же пагоды символизировали собой недостижимые высоты, а карнизы, разделяющие каждый ярус по горизонтали, напоминали расправленные крылья.

Слияние архитектуры и интерьера зданий

Cвятилище Касуга.

Cвятилище Касуга.

Средневековые города Европы представляли единый огромный архитектурный комплекс. В Японии же городское строительство и архитектура рассматривались как отдельные явления, т.е. город и его составные части не были чем-то целым. Согласованию уделялось внимание между самим зданием и его составными элементами интерьера. Всегда учитывалась возможность демонтировать, переместить и заново собрать все здание на новом месте. Это касалось как обычных домов, так и крупного размера храмов. Здание рассматривалось как единая утилитарная вещь, что-то подобное кораблю, что в результате сказалось на слиянии архитектуры и интерьера здания.

На древнеегипетских памятниках только фараоны и их жены изображены сидящими, аналогично, на многих средневековых фресках Христос восседает на троне. Таким образом, стул обозначает символ статуса.

В Японии не использовались стулья, сидели на поднятом над землей полу. Сам дворец символизировал правителя, а позже императора. Аналогично, приподнятый пол синтоистского святилища символизировал местопребывание божества, «ками». Все религиозные церемонии проводились на открытом пространстве вокруг храма. Каждое божество должно было иметь свое святилище. Например, три морских божества почитаются в синтоистском храме Сумиёси в г.Осака и, соответственно, там возведено три одинаковых святилища для каждого божества. Они располагаются друг за другом и напоминают три корабля в открытом море. Также и в храме Касуга в г.Нара для 4 своих «ками» сооружено 4 одинаковых, стоящих рядом, святилища.

Cвятилище Идзумо.

Cвятилище Идзумо.

Таким образом, само здание символизировало почитаемое божество, интерьер не имел практического значения. Однако, были и исключения, и одно из них - Главное Святилище Идзумо, построенное одновременно с храмами Исэ. Первоначально это было поистине грандиозное сооружение высотой 48 метров, причем организации внутреннего пространства было уделено особое внимание. Святилище было построено в т.н. стиле Тайся, самый ранний из сохранившихся до наших дней представителей этого стиля — относящийся к 16 веку синтоистский храм Камосу в г.Мацуэ. Святилище Камосу имеет очень высокий пол, расписанные красным и голубым потолки, изображающие облака, окрашенные в красный цвет внутренние столбы, перекладины и балки. В древности Идзумо боролось за власть с императорами Яма-то, отсюда проистекают те культурные отличия, выраженные в архитектуре Главного Святилища Идзумо.

Идея того, что само здание является символом почитаемого божества, была перенесена на буддистские храмы, заимствованные из Китая: в Кондо находится объект почитания, изображение Будды, а пагода является гробницей, вмещающей драгоценности, символизирующие «пепел» Будды.

В храме Хорюдзи павильон Кондо расположен справа, пятиярусная пагода — слева. Наполовину замкнутый проход вокруг них отгораживает священное пространство, в которое запрещается входить. Молящиеся располагались у Центральных Ворот перед храмом. Позднее, второй замкнутый проход «мокоси» был пристроен под карнизами Кондо и нижнего яруса пагоды для того, чтобы молящиеся могли быть ближе к Будде. Внутрь Кондо и пагоды вход запрещен, и можно приблизиться не далее этого «человеческого пространства».

Восточная Пагода храма Якусидзи.

Аналогично, вокруг каждого яруса трехъярусной Восточной Пагоды храма Якусидзи в г.Нара пристроен крытый «мокоси», отчего все сооружение с первого взгляда кажется шестиэтажным. На самом деле выше первого яруса внутри пагоды ничего нет, т.е. эти дополнительные «этажи» сделаны исключительно для внешнего вида с целью придать религиозному сооружению менее строгий облик, придать ему привлекательный, «гуманный» вид и большее очарование. Это полностью относится и к святилищу Исэ, где под широкими свесами крыши сооружен коридор с балюстрадой, окружающий все здание.

Однако, в дальнейшем во внутреннем пространстве храмов были выделены место для Будды (внутренний алтарь) и место для почитания (внешнее святилище).

В этом отношении особенно интересен Здание с шатровой крышей было сооружено в 8 веке. В конце же 13 века, одновременно с реконструкцией павильона Большого Будды (Дайбуцудэн), к Хоккэдо было пристроено внешнее святилище для молящихся с шатрово-двускатной крышей, что придало всему сооружению необычный вид.

И все же, даже после включения «человеческого пространства» в структуру храмов подобного типа, ощутимо напоминали о себе времена, когда службы проводились во дворе. Так, в храме Киёмидзудэра на склонах горы Хигасияма в Киото специальный настил обозначает пространство внешней молельни. Поддерживают настил высокие колонны, скрепленные горизонтальными и вертикальными анкерными балками! Крытой кипарисовой корой большой крыше сочетанием выпуклых и вогнутых элементов придана волнообразная форма.

В отличие от буддистского, синтоистский храм имеет сооружение «хондэн», где обитает божество, и соединенное с ним помещение для молящихся, «хайдэн». Синтоистский храм Ицукусима построен на острове внутреннего Японского моря вблизи г.Хиросима. Во время отлива он как бы плывет по поверхности воды. Хорошо различимы «хондэн» и «синдэн», за ними — лодочный причал и далее очень красивые «тории». Вокруг располагаются сцена для представлений театра Но и другие сооружения, все вместе они соединены в одно целое проходом. «Хондэн» синтоистского храма Кибицу в г.Окаяма имеет внешнее святилище, внутреннее святилище и алтарь, которые сооружены на земляных насыпях на разном уровне в виде террас. Идея такого пространственного деления идет от синтоистских храмов, родственно связанных со святилищем Идзумо.

Павильон Лотоса (Хоккэдо) храма Тодайдзи.

Павильон Лотоса (Хоккэдо) храма Тодайдзи.

Еще лучше особенности японской архитектуры проявились в жилых постройках. Императору по статусу полагалось находиться во дворце с приподнятым над землей полом (как бы на троне, укрытом сверху крышей). С течением времени вокруг императора возник класс аристократии, что вызвало появление соответствующего стиля архитектуры. Он известен как «синдэн-дзукури»: к основному пространству (ядру) помещения примыкают спереди и сзади, либо по всему периметру крытые дополнительные пространства. Здесь во время официальных церемоний и в других случаях, сидя на полу, размещались придворные. Единственный дошедший до нашего времени образец этого типа построек — Киото Госё (императорский дворец), реконструированный в 17 веке.

Граница между основным помещением и крытой дополнительной пристройкой видна по уступу на крыше из кипарисовой коры, подтверждающей резкое разделение на «пространство императора» и «пространство придворных». В «синдэн» (буквально: «спальный зал») придворные могли также жить, в этом случае наивысший чин находился в основном помещении, а все остальные ниже чином располагались в крытых пристройках. Этих людей звали «тэндзё-бито» (люди, живущие на приподнятом полу) в отличие от простолюдинов, которых называли «дзигэбито» (люди, живущие на земле).

Синтоистский храм Ицукусима.

Синтоистский храм Ицукусима.

Во времена, когда церемонии проводились на открытом воздухе перед дворцом, интерьер не имел большого значения. С появлением стиля «синдэн» внутреннее пространство получило развитие, но фактически оставалось открытым наружу: на границе внутреннего помещения и внешнего помещения на петлях вешались решетчатые ставни, которые поднимались днем и опускались на ночь. Внутреннее помещение не разбивалось на более мелкие зоны, только предусматривалось несколько спальных комнат и комнат для хранения вещей. Каждый раз при проведении церемоний выставлялись необходимые вещи, окруженные ширмами, которые защищали от ветра и постороннего взгляда. В качестве сидений раскладывались легкие «татами» (соломенные циновки) зеленого цвета и с орнаментом для императора и министров.

Вполне ясно, что жизнь придворных в то время всецело определялась нормами этикета и сложившимися правилами. Однако со временем правители и военные начальники в провинциях получили большую власть. Их стиль жизни приобрел утонченность и более отвечал личным потребностям, что сказалось в изменениях планировок интерьеров. Во-первых, места, закрепленные за главенствующей знатью, постоянно были устланы «татами». Позднее пространство внешнего помещения также стало застилаться «татами», в результате оказался покрытым весь пол. Временные ширмы и занавески были заменены на раздвижные деревянные двери и «фусума» (деревянные рамы, затянутые полупрозрачной бумагой) для разграничения отдельных комнат.

Киото Госё - церемониальный зал императорского дворца в Киото.

И по сей день во многих японских домах «фусума» используют для разделения внутреннего пространства: когда требуется увеличить размер помещения — убирают «фусума», точно так же, как в прежние времена применяли переносные ширмы. Раздвижные двери определяли внешнюю границу помещения. Такие двери, ставшие привычным элементом современных зданий, в действительности являются японским изобретением. Для соединения опор с дверьми круглые столбы были заменены на квадратные. Возможность деления помещения на несколько комнат сказалась и в конструкциях потолков. В главной комнате делали ниши с рядами полок, которые могли быть украшены курильницами и цветочными аранжировками. Такой стиль интерьера известен как «сёин».

Детали интерьера по своему размеру делаются с учетом «человеческого тела». Поэтому размеры «татами», укладываемых на полу, а также раздвижных ширм в помещении должны соответствовать этому «масштабу». Отсюда возникает особая система измерений, называемая «кивари». Она основывалась на расстоянии между центрами опор здания и на толщине самих опор. Размеры всей постройки, за исключением искривленной части крыши, рассчитывались пропорционально толщине опор.

В результате применения такого метода расчета размеры «татами» могли несколько меняться в зависимости от размера комнаты; в стиле «сёин» размер «татами» согласован с площадью помещения. Но с развитием массового производства и централизованного распределения возникла потребность в использовании готовых стандартных «татами». В итоге был разработан метод «татами-вари». Он включает систему измерений, базирующуюся на расстоянии между внешними краями двух соседних опор.

Императорский дворец Кацура.

Императорский дворец Кацура.

Метод «татами-вари» широко использовался в домах горожан и купцов, но старейшая сохранившаяся постройка, в которой использовалась эта система — принадлежавший членам императорской семьи дворец Кацура. В архитектуру дворца были привнесены элементы дизайна, характерные для увеселительного квартала Киото. Использование точно определенных стандартов, таких как расстояние между опорами, придает зданию в стиле «сёин» общую строгость. Однако во дворце Кацура, где была применена система «татами-вари», подобная строгость преодолена и достигнута чудесная гармония. Архитектура дворца знаменует переходный этап от стиля «сёин» к стилю «сукия», в котором, отказавшись от системы «кивари», применили свободную компоновку, но в то же время, поддерживали структурную форму здания с помощью «татами-вари».

Дворец постоянно достраивался в течение 50 лет усилиями двух поколений семейства Хатидзё-номия. Представитель первого поколения, Тосихито, воздвиг Старый Сёин, здание с двускатной крышей, выходящее фасадом в сад. Оно имеет открытый и непритязательный облик. Средний Сёин, построенный по случаю женитьбы сына, Тоситада, передает ощущение уюта, тогда как Новый дворец имеет сложную, но одновременно и естественную структуру.Многочисленные элементы конструкции Дворца отличаются по размеру и форме, но все здание сохраняет определенную легкость. Элементы хорошо сочетаются между собой и дают общую правильную зрительную перспективу за счет постепенно понижающихся свесов крыш. Все это вместе с мягким распределением светотени от покрытых просвечивающейся бумагой дверей «сёдзи» и от белых стен, неокрашенных дверей и деревянных опор, придает всему зданию тонкую гармонию.

Использование системы «кивари» в стиле «сёин» приводило к ячеистой планировке, сооружение представляло собой сочетание однородных пространственных структур. Здания в стиле «татами-вари» соединяли независимые по размеру пространственные ячейки. Однако, в любом случае, комнаты вполне вписывались в общую целостность постройки. Мельчайшей единицей пространства, ставшей объектом особых творческих усилий архитектора, была «тясицу» — комната для чайной церемонии, стараниями Сэн но Рикю превратившаяся в совершенное выражение японской эстетики.

Замки и хранилища позднего средневековья

Замок Химэдзи.

Замок Химэдзи. Японский журнал «Ниппония», выходивший в 2000-е годы под эгидой японского МИДа, отмечал о подобном снимке замка Химэдзи: « Показаны тэнсюкаку (главная башня) и сётэнсю (меньшие башни) замка Химэдзи. Треугольные вершины на крыше отражают стиль тидори-хафу а волнистые элементы выполнены в стиле кара-хафу. Линии крыши, сочетаясь, порождают элегантную красоту».

С 9 по 13 век размер обрабатываемой земли в Японии не увеличивался. Однако уже с 14 по 16 век площадь сельскохозяйственных угодий возросла в 3 раза в результате подъема экономики отдельных княжеств, контролируемых военными правителями. Это был период междоусобных феодальных войн, когда в стране фактически не было единой власти. Многие из этих прославленных военачальников с большим мастерством занимались инженерным делом. Свои умения они применили при сооружении замков, окруженных высокими стенами и глубокими рвами с водой, что стало первыми в истории Японии элементами городской архитектуры. Две башни замка Химэдзи как бы парят над высокой каменной стеной, а вместе они составляют полную гармонию. Однако, инженерные сооружения — ров и стены, и архитектурные сооружения — башня и другие строения замка, имеют совсем различные истоки. Возведение дома на каменной кладке прежде всего ассоциировалось с богатым крестьянским хозяйством и имеет мало общего с городским жилищем. А каменные стены вообще явно сельского происхождения.

Главные башни замков, в отличие от древних пагод, действительно были первыми смотровыми башнями. Как отмечено выше, пагоды строились для того, чтобы смотреть не с них, а на них. Другие высокие сооружения были очень немногочисленны - павильоны Кинка-кудзи и Гинкакудзи и некоторые парковые постройки в два, либо три этажа, служившие для любования садом сверху. Можно также упомянуть высокие ворота Санмон храма Тофукудзи. Таким образом, главные башни замков, построенные для осмотра прилегающей территории, стали первыми в истории Японии высотными сооружениями. Они в прямом и переносном смысле открыли совершенно новые перспективы: в самом деле, тогда же появились первые изображения городов с высоты птичьего полета.

В замках в противопожарных целях применяли технику белой глиняной штукатурки. Прежде эта техника использовалась при строительстве огнеупорных складов и хранилищ, т.н. «кура», которые пристраивались к жилым помещениям. Многим иностранцам непонятно, почему все здание не сделать огнеупорным. Это непонимание вполне объяснимо, т.к. за границей нет аналогов японским «кура». Во всяком случае, реально невозможно сделать помещение огнеупорным и одновременно жилым, даже применяя каменную или кирпичную кладку. Японские «кура» были полностью огнеупорны, и важным их конструктивным элементом были железные двери, которые перекрывали приток воздуха. Причина, почему делали такие хранилища, крылась в традиции, возникшей еще в зданиях стиля «синдэн», хранить неиспользуемые детали меблировки, вещи и посуду в особом помещении. Только самое необходимое для повседневной жизни оставалось в комнатах, все остальное находилось в хранилище — лучшие вещи и посуда для гостей и для специального использования, зимние вещи в летний сезон и наоборот, а также, в случае торгового дома, запасы товаров. Такое разделение на жилой дом и хранилище, конечно, определяло и особый стиль жизни.

В 17 веке численность населения Эдо (нынешнего Токио) превысила миллион жителей, он стал одним из крупнейших городов мира. За его 250-летнюю историю более 40 больших пожаров уничтожали центр города. Несмотря на это, буквально через несколько дней после очередного пожара торговля и другая деятельность полностью возобновлялась на прежнем месте. Это было возможно только благодаря огнеупорным «кура». Причем интересно, что каждый пожар вызывал увеличение спроса на товары. В самом деле, Эдо с каждым подобным происшествием становился еще более преуспевающим городом. В современном Токио не бывает больших пожаров и больше нет «кура», хотя здания регулярно сносятся и заново отстраиваются, вероятно, в силу исторической привычки, зародившейся еще в 17 веке в Эдо.

Городское строительство

Ставший столицей в 8 веке город Хэйдзё застраивался по прямоугольной схеме, полностью имитируя Чанъан — столицу Танского Китая. В это время Япония усваивала китайскую культуру. Тогда же был сооружен храм Тодайдзи, вмещавший Большого Будду - самую крупную в мире бронзовую статую, а также по аналогичному прямоугольному плану построены провинциальные города и сооружены централизованно управляемые буддистские монастыри в 40 разных областях всей страны. До появления в позднее средневековье замков эти монастыри были самыми крупными сооружениями Японии. Намного позже, в 16 веке, замки, призамковые и портовые города появились в 140 местах по всей стране. Неодинаковые по размеру и топографии, эти города были распланированы по схожей зонной схеме. Осуществление подобных грандиозных строительных проектов было выдающимся достижением. В самом деле, наверно только японцы из всех народов мира не один раз, а даже дважды предприняли строительство от 30 до 100 и более новых городов одновременно по всей стране.

Острова японского архипелага протянулись на большое расстояние с северо-востока на юго-запад, что объясняет наличие различных климатических и природных зон. Однако, архитектура Японии не отличается местными вариациями. Хотя региональные особенности заметны в крестьянских усадьбах, к примеру, в типах крыш. Усадьбы определенного социального уровня имели одинаковые характерные компоненты, общие для всей страны. В них были хозяйственные помещения с земляным полом, помещения с дощатым полом и комната, покрытая «татами». Помещение без деревянного пола имеет своим истоком жилища-землянки доисторических японцев, комнаты с полом из досок соответствуют классическому стилю «синдэн», а комната с «татами» — позднесредневековому стилю «сёин». В периоды двух больших бумов в строительстве городов эти архитектурные элементы просачивались в сельские районы. Многие провинциальные городские центры и поддерживаемые государством монастыри с течением времени полностью исчезли, но призамковые и портовые города поглощали избыточное население, растущее по мере развития сельского хозяйства, и превращались в региональные центры.

Практика нивелирования холмистых земель для сельскохозяйственного использования привела к частым наводнениям и другим разрушительным последствиям. Однако в 17 веке произошли изменения в природопользовании: стали уделять внимание сохранению природной среды и возобновлению лесных угодий. Темпы традиционного земледелия снизились, расширилось коммерческое производство хлопка и шелка. В течение периода «закрытия страны» была принята общенациональная система распределения.

Строительная деятельность на базе стандартизированных методов «кивари» и «татами-вари» также включилась в новые экономические рамки. Плотники, имея только общий план постройки в виде точек и линий, заранее изготовляли различные конструкционные детали, а затем сразу собирали здание на готовом месте и, если было необходимо, могли спустя какое-то время разобрать и снова собрать здание на новом месте. Этот метод сейчас называется сборным строительством. То же самое касалось и деталей интерьера: по крайней мере до Второй мировой войны система «тата-ми-вари» позволяла людям, переезжающим на новое место, брать с собой «татами» и другие детали обстановки, «фусума» и «сёдзи». Все это они забирали вместе со своими личными вещами в новый дом, уверенные, что «татами» и прочие детали точно подойдут к любому помещению в доме. Такая система стандартных размеров также при-менялась к комодам и другой мебели, что стимулировало товарное производство. Например, производством одной «фусума» занималось более 10 различных мастеров. Такое разделение труда, по всей види-мости, не применялось ни в одной доиндустриальной стране. Именно это было основой японской архитектуры, скорее напоминающей точ-нейшее инженерное дело, а также проложило дорогу к современной индустриализации страны.

Интеграция с Западом

Реформистское правительство, покончившее с феодализмом в 1868 году, в целях приобщения к западным нормам и организации совре-менной государственности, решило, в частности, перенять западный стиль, например, в одежде и городском строительстве. С этой целью многие архитекторы из США и Европы были приглашены в Японию для оказания помощи в проектировании общественных зданий и фаб-рик. В 1871 году для подготовки своих специалистов была открыта вы-сшая школа Кобу Дайгаку, предтеча архитектурного отделения Токий-ского Университета. Роль иностранных экспертов была отнюдь не ма-ловажной и проповедуемые ими западные архитектурные принципы были успешно усвоены строителями по всей стране. Позднее группа японских мастеров разработала более точный вариант измерительных систем «кивари» и «татами-вари» и развила специальную геометрию, известную как «кикудзюцу» (буквально, искусство линейки и цирку-ля) для целей архитектурного проектирования. В ней использовались основы геометрии и тригонометрии, которые до этого считались изо-щренной математикой. Последняя включала систему вычислений, по-добную системе Лейбница, но разработана в Японии была раньше не-го. Точность этой системы в начале 19 века была сопоставлена с точ-ностью современной картографии. Строители по всей Японии изуча-ли труды западных архитекторов, приглашенных правительством в страну. Проекты и технологические разработки, почерпнутые из их трудов, а также полученные при знакомстве с построенными в гг. Иокогаме, Кобэ и Нагасаки зданиями в западном стиле, были переве-дены на японские стандарты и в систему «кикудзюцу». Другими сло-вами, строители охотно применяли эти проекты и разработки, исполь-зуя свои собственные методики. Позднее они построили правительст-венные здания и школы по всей стране, архитектурный стиль которых часто называют псевдозападным стилем…»

Эти фрагменты приведены по очерку Набору Кавадзоэ «Японская архитектура», опубликованному в середине 1990-х годов (точная дата на издании не указана) в специальной одноименной публикации под эгидой Министерства иностранных дел Японии.

В наши дни Японии успешно сочетает традиционную архитектуру и западные веяния. В основу строительства новой Токийской телебашни, начатой в прошлом - 2009 году, как сообщается, будет положен принцип удержания устойчивости за счет гибкости, используемый в старинных японских пагодах. Японские исследователи, в том числе и Набору Кавадзоэ в других главах приводимого здесь очерка, указывают,что «за всю историю страны не разу не было зарегистрировано случая падения пагоды, либо надводной башни, от колебаний почвы при многочисленных сильных японских землетрясениях».

Подготовка и примечания сайт

Использовались фотографии с сайта Управления императорского двора Японии.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода