Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Возрождение николо-пешношского монастыря. Николо-Пешношский мужской монастырь

15 ноября 2014

Игумен Григорий (Клименко), настоятель Николо-Пешношского мужского монастыря

В XIV веке, когда разоренная Русь находилась под ордынским игом и была раздираема княжескими междоусобицами, начался новый и очень важный этап в духовной жизни страны и Православной Церкви. Связан он, прежде всего, с именем святого преподобного Сергия Радонежского. Как отмечал историк В.О. Ключевский, «примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее» . Великий подвижник показал людям образец христианской жизни, дал новый импульс монашескому деланию и устроению монастырского бытия на истинно евангельских началах. «Игумен земли Русской», как называли его современники, своим подвижническим подвигом достиг святости и стал, по словам летописца, «начальник и учитель всем монастырем, иже в Руси» .

Если многие из первых русских монастырей со времен преподобных Антония и Феодосия Печерских вслед за Киево-Печерской обителью были общежительными, то к началу XIV века уже практически нигде не осталось общежительного устава . Преобладали особножительные обители, где каждый спасался по своему усмотрению, и где осталось очень мало от духа древней киновии. В это время, воплощая в жизнь основы христианской общины, о которых повествует книга Деяний апостольских: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян., 4:32), преподобный Сергий Радонежский ввел в своем монастыре и распространил общежительный Устав. Таким образом, в Троице-Сергиевой обители возродилась древняя духовная традиция и аскетическая школа, в лоне которой выросло целое множество замечательных православных подвижников.

Своим примером и наставлением преподобный Сергий подготовил множество учеников, которые продолжали его дело. Словно «птицы красные» из родного гнезда, разлетелись они по Руси, создавая новые обители по заветам своего великого наставника. Таким образом, благодаря движению, начатому радонежским подвижником, в XIV-XV вв. возникло около двух сотен монастырей .

Одним из ближайших учеников святого Сергия Радонежского был Мефодий, впоследствии ставшим основателем монастыря во имя святителя Николая Чудотворца на речке Пешноше. К сожалению, первоначальный список жития преподобного Мефодия, в котором могли быть более подробно изложены какие-либо факты биографии основателя Пешношской обители, был утрачен еще в конце XVIII века. Поэтому, как указывает историк К.Ф. Калайдович, «подробности святой жизни сего угодника… очень мало известны» . До нас не дошло никаких письменных свидетельств и сведений ни о дате его рождения, ни о том, какого он был сословия, откуда он происходил родом, и чем занимался до того, как пришел к преподобному Сергию Радонежскому. Как отмечают некоторые исследователи, о преподобном Мефодии «не известно ничего биографического, кроме года его смерти» . Имена родителей и родственников прп. Мефодия также остались неизвестны – они были не включены в монастырский синодик.

Что касается внешности преподобного Мефодия, то можно сказать, что иконописный образ достаточно близко передает внешний облик основателя Николо-Пешношской обители. Из сохранившегося в древних подлинниках описания следует, что преподобный Мефодий был «сед, брада поменьше Никона чудотворца, ризы преподобнические. У Никона чудотворца (17 ноября) брада доле Николиной, а меньше Сергиевой» .

Первую, и до сих пор наиболее серьезную попытку восстановить житие преподобного Мефодия предпринял в начале XIX века историк К.Ф. Калайдович. Он целый год провел в стенах Николо-Пешношского монастыря. В своей работе он использовал следующие документы: «Старинная книга, писанная полууставом в конце XVII в. … «Книга, глаголемая о Российских святых, где и в каком граде, или области, или монастыре, или пустыне поживе и чудеса сотвори, всякаго чина Святых»; «Опыт Исторического Словаря о всех, в истинной православной Греко-Российской вере святою непорочною жизнию прославившихся святых мужах» (Москва, 1784, С. 148); «Служба прп. Мефодию Пешношскому» .

Видимо, еще достаточно молодым человеком, в середине XIV века, Мефодий пришел в обитель к преподобному Сергию, поступил в число братии и стал одним из первых последователей великого подвижника. О влиянии, которое оказал преподобный Сергий на своего ученика, говорит то, что в своих трудах Мефодий фактически повторил путь своего прославленного учителя.

Преподобный Мефодий провел у «игумена земли Русской» несколько лет, а затем, как и его великий наставник, начал подвиг с отшельничества в пустынном месте. В 1361 году он, по благословению своего учителя, удалился в непроходимые леса и болота в окрестностях Дмитрова. Там, на расстоянии 25 верст от города, у слияния Яхромы и небольшой речки Пешноши, подвижник устроил свою келью и жил некоторое время в совершенном одиночестве в месте, окруженном непроходимыми лесами и болотами. Однако, как сказал Господь, «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5,14). Святость жизни отшельника стала известна в миру, и скоро вокруг него стали собраться люди, жаждавшие богоугодной жизни и наставления.

Очень показательна характеристика преподобного Мефодия, данная ему в предании об основании монастыря. Согласно легенде, когда местный князь, желавший изгнать подвижника со своей земли, вошел в келию, то «узрел старца, яко Ангела Божия, живущего в неописуемой нищете». И постепенно, в ходе беседы с преподобным, князь «умилился, взирая на его богоугодное житие», сменил гнев на милость, возлюбил его и просил оставаться на княжеской земле .

Постепенно число братии умножалось, и возникла необходимость соорудить церковь. Тогда преподобный Сергий Радонежский навестил своего ученика и благословил перенести обитель в более удобное, просторное и сухое место, за реку Яхрому, к устью Пешноши. Здесь же была воздвигнута первая деревянная церковь во имя чудотворца святителя Николая Мирликийского, а монастырь был посвящен этому глубоко почитаемому русским народом угоднику Божию.

Как свидетельствует устное предание, сохраненное насельниками обители, название речки, а от нее и название монастыря («Николо-Пешношский») непосредственно связаны с трудами преподобного Мефодия и произошли от того, что основатель монастыря, по примеру своего учителя, сам трудился на строительстве церкви и келий и носил вброд через речку бревна («пеш ноша») .

Основав Николо-Пешношскую обитель, прп. Мефодий, с благословения святого преподобного Сергия стал в ней и первым игуменом, «имея под своим руководством множество иноков» . Как гласит устное предание, преподобный Мефодий особенно прославился милосердием к нищим, сиротам и вдовицам. Нищелюбие, трудолюбие, смирение и скромность, милосердие, душевная чистота и непорочность – такими мы видим основные черты святого Мефодия, с поэтической силой выраженные в акафисте.

Нищелюбие, трудолюбие, смирение и скромность, милосердие, душевная чистота и непорочность – такими мы видим основные черты святого Мефодия, с поэтической силой выраженные в акафисте.

Все монастыри, основанные учениками преподобного Сергия, были общежительными. Поэтому и созданный преподобным Мефодием Николо-Пешношский монастырь также получил общежительный устав. С самого начала обители в ней гармонично сочетались такие направления монашеского делания, как отшельничество или скитское подвижничество и общежительное устроение монастырской жизни .

Известно, что преподобный Сергий не оставлял духовного попечения о своём ученике, и нередко навещал его. Как гласит устное предание, святой Сергий часто приходил к своему ученику на Пешношу, и что преподобный Мефодий был «О Христе собеседник и спостник преподобному Сергию» .

Вплоть до революции 1917 г. в двух верстах от Николо-Пешношского монастыря почиталось место с часовней, называемое «беседным». Здесь, по преданию, для совместного поста и молитвы уединялись преподобные Сергий и Мефодий. Ученик и учитель были также и соработниками: известно, что они вместе устраивали кельи, выкопали два пруда и посадили аллею из вязов.

Преподобный Мефодий управлял монастырем более тридцати лет. За время его игуменства обитель окрепла, отстроилась. Слава преподобного Мефодия распространилась далеко и привлекла в его монастырь множество насельников. 8 октября 1392 г. (25 сент. ст.ст.), отошел ко Господу преподобный Сергий Радонежский. И, как будто, не желая разлучаться со своим учителем, вскоре за ним последовал и пешношский игумен. Преподобный Мефодий преставился 17 июня 1393 г. (4 июня ст.ст.). Согласно преданию, умирая, игумен Мефодий благословил братии сохранять общежитие, быть милостивыми к нищим и странным.

Преподобный Мефодий был прославлен в лике святых на Московском Соборе 1549 года, причем о материалы для канонизации готовил другой прославленный настоятель Николо-Пешношского монастыря, игумен Варсонофий – будущий святитель Варсонофий Казанский.

В XIV веке монастырь на Пешноше представлял собой небольшую монашескую общину с единственной деревянной церковью во имя святителя Николая Чудотворца. Через три с половиной столетия после своего основания, к началу XVIII века, обитель превратилась в большой монастырь с каменными храмами и колокольней, мощными стенами и башнями, стала одним из крупнейших духовных центров на подмосковной земле.

В различные исторические эпохи обитель, основанная преподобным Мефодием, видела периоды расцвета и запустения, мирные времена и нашествия врагов, была названа «Второй Лаврой» , ее дважды: в XVIII и XX веках закрывали и снова возобновляли. Окончательно после последнего разорения, монастырь был возрожден в 2007 году, – последним из монастырей Московской епархии. За шесть лет в обители восстановлено шесть храмов, в числе которых – храм во имя преподобного Мефодия Пешношского. К 2014 году вся территория и все строения внутри монастырских стен, ранее занимаемые лечебным учреждением, переданы в ведение Русской Православной Церкви.

Столь быстрое возрождение монастыря, произошедшее в краткий по историческим меркам срок, стало возможным с Божией помощью, и, как верят насельники, благодаря заступничеству первого игумена, который покровительствует своей обители. Имя преподобного Мефодия Пешношского глубоко почитается в монастыре и зримо, самым очевидным образом, связано с именем его святого учителя. Сергиевская и Мефодиевская церкви находятся в одном здании, составляют единый архитектурный объем. Именно в храме во имя преподобного Сергия под спудом покоятся святые мощи преподобного Мефодия; к раке над мощами и к большому образу святого приходят братия и паломники для молитвы и поклонения.

В обители постоянно читается акафист Мефодию Пешношскому. С особенной торжественностью в Николо-Пешношском монастыре отмечают дни памяти преподобного Мефодия: 17 (4) июня – преставление и 27 (14) июня – тезоименитство. В эти дни поклониться святому Мефодию Пешношскому приезжают многочисленные верующие из Дмитрова, Москвы, многих городов Московской области. После литургии обычно бывает крестный ход и молебное пение у раки над мощами преподобного Мефодия.

Преподобный Мефодий, как и в дни своего земного поприща, самым непосредственным образом участвует в современной жизни монастыря тем, что подает нашим современникам самый высокий образец монашеского делания и идеал, к которому стоит стремиться. Как свидетельствует акафист о преподобном Мефодии, он словом и примером своей жизни всех направлял к Солнцу правды – ко Христу, ибо всего себя посвящал на служение Богу и ближним.

Песнопения в честь преподобного Мефодия называют его «дивным учеником дивного учителя», свидетельствуют о том, как св. Мефодий трудился, рубил и носил бревна для строительства монастыря, о том, в какой убогой, «раздранной и многошвенной ризе» он ходил, и как с равной любовью принимал всех: богатых и бедных, вельмож и простых людей. На примерах, изложенных в житии святого Мефодия и в акафисте, современная братия может учиться, аскетизму и странноприимству, смирению, трудолюбию, любви, многим другим добродетелям.

Представляется, что главной причиной, обеспечившей расцвет и славу Николо-Пешношского монастыря, его стойкость во время суровых испытаний, выпавших на долю нашей страны и Русской Православной Церкви, а также быстрое возрождение обители в нынешнее время, явился духовный фундамент, заложенный в основание монашеской жизни преподобным Сергием Радонежским и привнесенный на Пешношу его верным учеником – преподобным Мефодием.

Ключевский В.О., Значение преподобного Сергия для русского народа и государства / Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М, 1990, С.74

См. Воскресенскую летопись, известия под годом 6900. (Цит. по: Полное собрание русских летописей, СПб.: тип. Э. Праца, 1859, — Т.8., С.62).

Куклев Ю. Краткий обзор истории Николо-Пешношского монастыря в период с XIX века по настоящее время. Часть 1. [Электронный ресурс] URL: http://www.donskoi.org/1021 (дата обращения 10.03.2014)

Колычева Е.И. Православные монастыри второй половины XV-XVI века // Монашество и монастыри в России XI-XX века: Исторические очерки. – М., 2002, С. 82.

Калайдович К.Ф. Историческое описание мужескаго общежительного монастыря Святаго Чудотворца Николая, что на Пешноше, с присовокуплением устава его и чиноположения. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Университетская тип. (Катков и К 0), 1866, С. 7.

Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад, 1892, С. 57.

Цит. по: Калайдович К.Ф. Указ. соч., С. 10.

Там же,. С. 7.

Иероним, иером., Летопись Пешношския обители. С. 92.

Такую версию, в частности, поддерживает историк обители К.Ф. Калайдович. См.: Калайдович К.Ф. Историческое описание мужескаго общежительного монастыря Святаго Чудотворца Николая, что на Пешноше, с присовокуплением устава его и чиноположения. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Университетская тип. (Катков и К 0), 1866, С. 8–9.

Калайдович К.Ф., Указ. соч., С.9.

Петрушко В. И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. М.: ПСТГУ, 2005. С. 189.

Из тропаря Мефодию, игумену Пешношскому.

Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) (1737-1812), в 1795 году по просьбе строителя иеромонаха (впоследствии – архимандрита) Макария (Брюшкова) посетил Николо-Пешношскую обитель. Преосвященный Платон пробыл в ней несколько дней и был так восхищен порядком и благоустройством монастыря, что сказал: «Пешноша - в моей епархии вторая Лавра». (См.: Калайдович К.Ф. Указ. соч., С.69)


История:

Основан в 1361 учеником Сергия Радонежского Мефодием. В XVI веке во время общего расцвета дмитровских земель разбогател, торгуя хлебом с Белозерском; тогда же в монастыре началось каменное строительство, так что к XVII веку деревянных зданий в нём уже не осталось. Способствовали развитию монастыря и значительные пожертвования дмитровских князей Петра Дмитриевича (1389-1428) и Юрия Васильевича (1462-1473), а позже - царя Ивана IV Грозного (1533-1584).

В 1544 митрополит московский Макарий возводит в сан игумена монастыря Варсонофия, будущего епископа тверского. С 1542 в монастыре на покое проживал бывший епископ Коломенский Вассиан (Топорков). В 1553 по пути в Кирилло-Белозерский монастырь Николо-Пешношский монастырь посетил Иван Грозный. По преданию царь спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» - на что получил ответ: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Вскоре после этого царь пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости. Когда же в Казани в 1555 создавалась новая епархия, Варсонофий был направлен туда в сане архимандрита для основания новой обители: Спасо-Преображенского монастыря.

В Смутное время монастырь занимают польские отряды.

В 1666 году происходит Никоновская реформа системы церковной власти и её унификации с Византийской. Церковная реформа и также другие, проведённые царями Романовыми и, последовавший за ним раскол общества, вызвали гражданскую войну в стране.

Монастырь теряет независимость и переходит под централизованное управление группы лиц, проводившей реформы и захват власти.

В 1700 Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиеву монастырю и он приходит в упадок. В 1764 он упраздняется, однако возобновляется уже в 1766 стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Верёвкина. При архимандрите Макарии Брюшкове (1788-1811) монастырь интенсивно развивается и становится одной из самых благоустроенных российских обителей, московский митрополит Платон называет его «второй Лаврой».

В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.

После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передаётся филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1927 (по другим данным в 1928) как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях размещён Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х - начале 1970-х под руководством Н. И. Иванова отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря.

С 1966 года на территории монастыря располагается Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение тянется уже несколько десятилетий.

Возрождение монастыря:

Второе возрождение Николо-Пешношского монастыря началось в 2007 году. В январе 2007 г. состоялся визит Главы Дмитровского района Валерия Гаврилова и благочинного Дмитровского церковного округа иеромонаха Никона (Крючкова) в Николо-Пешношский монастырь. Во время посещения монастыря, занятого Психоневрологическим интернатом № 3, была достигнута договоренность о начале реставрации церкви преп. Сергия Радонежского. Руководством ПНИ № 3 принято решение отдать под жилье братии южный монастырский корпус.

27 мая 2007 г. заработал Интернет-сайт www.peshnosha.ru, посвященный возрождению Николо-Пешношского монастыря и объединивший вокруг идеи возрождения «второй лавры» сотни людей. В Николо-Пешношском монастыре начались регулярные заседания Штаба по возрождению обители, возглавляемые Главой Дмитровского муниципального района Валерием Гавриловым.

В июне 2007 г. для богослужений освобождено помещение монастырской Богоявленской церкви, занимаемой складом ПНИ № 3. В обитель начали возвращаться монастырские святыни и реликвии.

27 июня 2007 г. в Николо-Пешношском монастыре прошли торжества, посвященные памяти основателя обители преподобного Мефодия, а 30 июня Преосвященным епископом Серпуховским Романом был освящен крест для купола Сергиевской церкви - первый крест над монастырем за 80 лет, со дня его разорения.

30 июня 2007 года глава Дмитровского района Валерий Гаврилов заявил, что к 2008 году будет полностью восстановлен монастырский Сергиевский храм, а в 2009 в нём начнутся регулярные богослужения.

В июле 2007 г. группа добровольцев на собственные средства изготовила иконостас для Богоявленской церкви, в храм пожертвована церковная утварь для совершения Божественной литургии. В это же время Администрация ПНИ начала крупномасштабный ремонт своих помещений - монастырских корпусов - нанося их внешнему виду серьёзный ущерб. Обещанный под жилье братии южный корпус монастыря закрыт на ремонт.

В августе 2007 г. Администрация ПНИ пытается ограничить пребывание верующих на территории монастыря. Братии окончательно отказано в помещениях для жилья. Администрацией ПНИ делаются попытки возврата к старому порядку вещей. Капитальный ремонт монастырских зданий набирает обороты, нанося им все более серьёзный ущерб. В решении проблемы активное участие принимает Глава района.

19 августа 2007 г., в праздник Преображения Господня, в Богоявленском храме Николо-Пешношского монастыря начались регулярные богослужения. 21 августа на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. 2 сентября состоялось торжественное открытие монастыря, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение. Настоятелем обители стал игумен Никон (Головко), выпускник МГУ им. Ломоносова и Коломенской духовной семинарии.

В октябре - декабре 2007 г. на сайте Николо-Пешношского монастыря www.peshnosha.ru, а также в светских СМИ (РТР, Рен-ТВ, газета «МК») состоялась серия публикаций о Николо-Пешношском монастыре. Результатом этих публикация стала проверка строительной деятельности Администрации ПНИ представителями «Росохранкультуры», установившая множественные факты нарушений охранного законодательства; ситуацией с капитальным ремонтом заинтересовались компетентные органы.

В середине Великого поста 2008 г. по благословению благочинного монастырей Московской епархии Преосвященнейшего Романа, епископа Серпуховского, единственная действующая в монастыре церковь - Богоявленская - закрывается на реставрацию. Более чем на два с половиной месяца, до Пасхи 2008 г., новооткрытый монастырь остается без храма.

12 июня 2008 г. Глава Дмитровского района Валерий Гаврилов, несмотря на протест регионального архитектора, реставраторов, настоятеля монастыря, настаивает на снятии грунта вокруг Сергиевской церкви. Экскаваторная техника вмешивается в культурный слой памятника, нарушая рекомендации «Росохранкультуры». Это приводит к осквернению части монастырского кладбища и вывозу с территории монастыря вместе с грунтом монашеских останков XVII-XIX вв.

17 июня 2008 г. состоялось великое освящение возрожденного храма преподобного Сергия Радонежского. Глава Дмитровского района Валерий Гаврилов награждён орденом, труженики обители награждены благодарственными и благословенными грамотами. После долгого перерыва в монастыре, наконец, возобновилось регулярное служение Божественной литургии, появились первые кандидаты в послушники.

К этому моменту в Николо-Пешношском монастыре из руин полностью восстановлены и укомплектованы всей необходимой утварью: Сергиевский храм с мощами преп. Мефодия Пешношского, Сретенский храм, монастырская колокольня, братские кельи.

14 августа 2008 г. Преосвященнейший Роман, епископ Серпуховской, благочинный монастырей Московской епархии, настаивает на скорейшем увеличении количества братии монастыря и требует для этой цели записывать в братию некоторых подопечных Психоневрологического интерната № 3, что вызывает несогласие настоятеля монастыря.

27 августа 2008 г. подписан указ о назначении нового настоятеля обители иеромонаха Григория (Клименко), выпускника ВАКУ и Московской духовной академии.

15 октября 2008 г. митрополит Ювеналий совершил в обители Божественную литургию, за которой новый настоятель монастыря иеромонах Григорий (Клименко) возведен в сан игумена.

5 ноября 2008 г. киностудия «Мосфильм» начала в Николо-Пешношском монастыре съемки фильма «Палата № 6» по одноименной повести А. П. Чехова (режиссёр - Карен Шахназаров).

28 июля 2009 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира - крестителя Святой Руси - вблизи бывшего монашеского скита подмосковного Николо-Пешношского мужского монастыря воздвигнут Покаянный Крест. На это место год назад был свален «строительный мусор»: кладбищенская земля с останками монастырской братии.

По состоянию на декабрь 2013 года строительство корпусов Психоневрологического интерната № 3 на новом месте рядом с поселком Луговой Московской области завершено. Психоневрологический интернат № 3 освобождает все помещения на территории Николо-Пешношского монастыря, включая административные корпуса рядом с монастырем, и переезжает в новые здания рядом с поселком Луговой.

24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл. На богослужении присутствовали многочисленные гости и паломники.

Архитектура:

На территории монастыря расположены 6 храмов:

Никольский собор, построенный в XVI веке, крестово-купольного типа изначально двуглавый, в 1683-1691 дополненный четырьмя малыми главами, убранными в 1782. Ныне одноглавый.
Сергиевский храм, возведённый в 1732 над могилой Мефодия Пешношского взамен прежнего.
Сретенская церковь.
Богоявленская церковь в здании колокольни (нач. XVI).
Надвратный Преображенский храм (1689) над Святыми воротами (1623), обращенными к Яхроме.
Церковь Дмитрия Ростовского с больницей (1811-1829).
Святыни

До закрытия монастыря в нём хранилось несколько святынь, почитавшихся чудотворными. Прежде всего это мощи основателя монастыря преподобного Мефодия, его посох и деревянный потир, использовавшийся им при богослужениях (последний ныне пребывает в экспозиции дмитровского музея).

Помимо них известен образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», первоначально принадлежавший московскому купцу Алексею Макееву, принявшему в монастыре иноческий постриг. В 1792, после смерти Макеева, он перешёл во владение монастыря. В 1848 после молитв перед иконой прекратилась эпидемия холеры, свирепствовавшая в Дмитровском уезде. После этого образ перенесли в Сергиевский храм и учредили крестный ход с иконой, совершавшийся ежегодно 17 (30) октября. В настоящее время местонахождение иконы не известно.

У стен монастыря.

Сретенская церковь в двухэтажном трапезном корпусе Николо-Пешношского монастыря.

Слева направо:
Святой источник, Никольский собор, Церковь Сергея Радонежского, Колокольня.
В древнем монастыре, основанный в 1361 году преподобным Мефодием Пешношским по благословлению преподобного Сергия Радонежского, в 2014 году произошло событие. В стенах обители появился святой источник. Над источником была поставлена красивая часовня-сень в честь Иoaннa Пpeдтeчи.

Вид на храмовый комплекс с угловой башни монастырской стены.
24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ.

Угловая башня, трапезная и южный братский корпус (начало XIX в.)

Юго-Западная башня, Настоятельский корпус, Надвратный Преображенский храм (1689) над Святыми воротами (1623), Казначейский корпус.

Внутренняя территория и постройки обители.

Сретенская церковь с солнечными часами.

Церковь Дмитрия Ростовского с больничным корпусом (1811-1829 гг.)

Церковь Дмитрия Ростовского (1811-1829 гг.), северный корпус (музей), Спасская башня, монастырская лавка (трапезная).

Ухоженная территория и сказочные монастырские постройки радуют глаз.

Храмовый комплекс Николо-Пешношского монастыря.

Колокольня Николо-Пешношского монастыря.

В 1788 году митрополит Московский Платон (Лёвшин) назначил настоятелем монастыря игумена Макария (Брюшков), при котором монастырь восстал из руин. Высокопреосвященный митрополит Платон так писал о Николо-Пешношской обители: "Пешноша в моей епархии вторая Лавра". Это, действительно, говорило о расцвете обители.
В 1793 году тщанием дмитровского купца Ивана Толчёнова возведены еще два верхних яруса колокольни. Над колоколами устроены двухсуточные железные часы, с боем. На колокольне размещались 10 колоколов: Праздничный (968 п., 20ф.), Полуёмный (294п.), Будничный (141п.), Маловечерний (75 п.). Во втором ярусе колокольни был Богоявленский храм, упраздненный в 1786 г. Взамен в 1859 г. был устроен храм прп. Мефодия в первом ярусе (в XVI-XVII вв. там находился Предтеченский придел). По своей архитектуре колокольня Пешношского монастыря является копией колокольни Толгского Введенского монастыря г. Ярославля.
Слева от неё cцeнa и тpибyны, вoзвeдeнныe cпeциaльнo для coвepшeния Литypгии нa oткpытoм вoздyxe пaтpиapxoм Kиpиллoм в чecть открытия монастыря.

Паломники в Николо-Пешношском монастыре.

Восточная стена Николо-Пешношского монастыря. Cвятыe вopoтa c нaдвpaтнoй Пpeoбpaжeнcкoй цepкoвью.

Иеромонах Иероним приводит древнее предание об основании монастыря. Предание рассказывает, что прп. Мефодий основал монастырь без разрешения местного князя. Князь (имя не указывается) был крайне рассержен. Мефодию было направлено требование немедленно освободить княжескую землю. На это преподобный ответил отказом. Возмущенный князь решил лично наказать Мефодия и выдворить того из своих владений. Однако княжеские кони пали, не доскакав до келии преподобного. «Князь в недоумении бысть и оставь ихо на пути пеш пойде к преподобному…». Придя в келию, князь увидел «…в полной нищете живущаго старца, яко Ангела Божия». Князь беседовал с Мефодием и постепенно гнев его остывал. Спустя короткое время князь уже удивлялся и умилялся, видя перед собой великого подвижника. В итоге князь попросил преподобного Мефодия жить тут без боязни. Перед уходом князь рассказал преподобному о павших лошадях. «Тогда преподобный пойде с князем ко онем лошадям и начал молиться Богу и тогда вдруг восстали его лошади живыми…».

Николо-Пешношский монастырь - православный мужской монастырь, расположенный в Дмитровском районе Московской области в 6 км к северо-востоку от Рогачёва в посёлке Луговой на реке Яхроме при впадении в неё речки Пешношки.

История:

Основан в 1361 учеником Сергия Радонежского Мефодием. В XVI веке во время общего расцвета дмитровских земель разбогател, торгуя хлебом с Белозерском; тогда же в монастыре началось каменное строительство, так что к XVII веку деревянных зданий в нём уже не осталось. Способствовали развитию монастыря и значительные пожертвования дмитровских князей Петра Дмитриевича (1389-1428) и Юрия Васильевича (1462-1473), а позже - царя Ивана IV Грозного (1533-1584).

В 1544 митрополит московский Макарий возводит в сан игумена монастыря Варсонофия, будущего епископа тверского. С 1542 в монастыре на покое проживал бывший епископ Коломенский Вассиан (Топорков). В 1553 по пути в Кирилло-Белозерский монастырь Николо-Пешношский монастырь посетил Иван Грозный. По преданию царь спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» - на что получил ответ: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Вскоре после этого царь пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости. Когда же в Казани в 1555 создавалась новая епархия, Варсонофий был направлен туда в сане архимандрита для основания новой обители: Спасо-Преображенского монастыря.

В Смутное время монастырь занимают польские отряды.

В 1666 году происходит Никоновская реформа системы церковной власти и её унификации с Византийской. Церковная реформа и также другие, проведённые царями Романовыми и, последовавший за ним раскол общества, вызвали гражданскую войну в стране.

Монастырь теряет независимость и переходит под централизованное управление группы лиц, проводившей реформы и захват власти.

В 1700 Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиеву монастырю и он приходит в упадок. В 1764 он упраздняется, однако возобновляется уже в 1766 стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Верёвкина. При архимандрите Макарии Брюшкове (1788-1811) монастырь интенсивно развивается и становится одной из самых благоустроенных российских обителей, московский митрополит Платон называет его «второй Лаврой».

В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.

После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передаётся филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1927 (по другим данным в 1928) как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях размещён Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х - начале 1970-х под руководством Н. И. Иванова отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря.

С 1966 года на территории монастыря располагается Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение тянется уже несколько десятилетий.

Возрождение монастыря:

Второе возрождение Николо-Пешношского монастыря началось в 2007 году. В январе 2007 г. состоялся визит Главы Дмитровского района Валерия Гаврилова и благочинного Дмитровского церковного округа иеромонаха Никона (Крючкова) в Николо-Пешношский монастырь. Во время посещения монастыря, занятого Психоневрологическим интернатом № 3, была достигнута договоренность о начале реставрации церкви преп. Сергия Радонежского. Руководством ПНИ № 3 принято решение отдать под жилье братии южный монастырский корпус.

27 мая 2007 г. заработал Интернет-сайт www.peshnosha.ru, посвященный возрождению Николо-Пешношского монастыря и объединивший вокруг идеи возрождения «второй лавры» сотни людей. В Николо-Пешношском монастыре начались регулярные заседания Штаба по возрождению обители, возглавляемые Главой Дмитровского муниципального района Валерием Гавриловым.

В июне 2007 г. для богослужений освобождено помещение монастырской Богоявленской церкви, занимаемой складом ПНИ № 3. В обитель начали возвращаться монастырские святыни и реликвии.

27 июня 2007 г. в Николо-Пешношском монастыре прошли торжества, посвященные памяти основателя обители преподобного Мефодия, а 30 июня Преосвященным епископом Серпуховским Романом был освящен крест для купола Сергиевской церкви - первый крест над монастырем за 80 лет, со дня его разорения.

30 июня 2007 года глава Дмитровского района Валерий Гаврилов заявил, что к 2008 году будет полностью восстановлен монастырский Сергиевский храм, а в 2009 в нём начнутся регулярные богослужения.

В июле 2007 г. группа добровольцев на собственные средства изготовила иконостас для Богоявленской церкви, в храм пожертвована церковная утварь для совершения Божественной литургии. В это же время Администрация ПНИ начала крупномасштабный ремонт своих помещений - монастырских корпусов - нанося их внешнему виду серьёзный ущерб. Обещанный под жилье братии южный корпус монастыря закрыт на ремонт.

В августе 2007 г. Администрация ПНИ пытается ограничить пребывание верующих на территории монастыря. Братии окончательно отказано в помещениях для жилья. Администрацией ПНИ делаются попытки возврата к старому порядку вещей. Капитальный ремонт монастырских зданий набирает обороты, нанося им все более серьёзный ущерб. В решении проблемы активное участие принимает Глава района.

19 августа 2007 г., в праздник Преображения Господня, в Богоявленском храме Николо-Пешношского монастыря начались регулярные богослужения. 21 августа на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. 2 сентября состоялось торжественное открытие монастыря, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение. Настоятелем обители стал игумен Никон (Головко), выпускник МГУ им. Ломоносова и Коломенской духовной семинарии.

В октябре - декабре 2007 г. на сайте Николо-Пешношского монастыря www.peshnosha.ru, а также в светских СМИ (РТР, Рен-ТВ, газета «МК») состоялась серия публикаций о Николо-Пешношском монастыре. Результатом этих публикация стала проверка строительной деятельности Администрации ПНИ представителями «Росохранкультуры», установившая множественные факты нарушений охранного законодательства; ситуацией с капитальным ремонтом заинтересовались компетентные органы.

В середине Великого поста 2008 г. по благословению благочинного монастырей Московской епархии Преосвященнейшего Романа, епископа Серпуховского, единственная действующая в монастыре церковь - Богоявленская - закрывается на реставрацию. Более чем на два с половиной месяца, до Пасхи 2008 г., новооткрытый монастырь остается без храма.

12 июня 2008 г. Глава Дмитровского района Валерий Гаврилов, несмотря на протест регионального архитектора, реставраторов, настоятеля монастыря, настаивает на снятии грунта вокруг Сергиевской церкви. Экскаваторная техника вмешивается в культурный слой памятника, нарушая рекомендации «Росохранкультуры». Это приводит к осквернению части монастырского кладбища и вывозу с территории монастыря вместе с грунтом монашеских останков XVII-XIX вв.

17 июня 2008 г. состоялось великое освящение возрожденного храма преподобного Сергия Радонежского. Глава Дмитровского района Валерий Гаврилов награждён орденом, труженики обители награждены благодарственными и благословенными грамотами. После долгого перерыва в монастыре, наконец, возобновилось регулярное служение Божественной литургии, появились первые кандидаты в послушники.

К этому моменту в Николо-Пешношском монастыре из руин полностью восстановлены и укомплектованы всей необходимой утварью: Сергиевский храм с мощами преп. Мефодия Пешношского, Сретенский храм, монастырская колокольня, братские кельи.

14 августа 2008 г. Преосвященнейший Роман, епископ Серпуховской, благочинный монастырей Московской епархии, настаивает на скорейшем увеличении количества братии монастыря и требует для этой цели записывать в братию некоторых подопечных Психоневрологического интерната № 3, что вызывает несогласие настоятеля монастыря.

27 августа 2008 г. подписан указ о назначении нового настоятеля обители иеромонаха Григория (Клименко), выпускника ВАКУ и Московской духовной академии.

15 октября 2008 г. митрополит Ювеналий совершил в обители Божественную литургию, за которой новый настоятель монастыря иеромонах Григорий (Клименко) возведен в сан игумена.

5 ноября 2008 г. киностудия «Мосфильм» начала в Николо-Пешношском монастыре съемки фильма «Палата № 6» по одноименной повести А. П. Чехова (режиссёр - Карен Шахназаров).

28 июля 2009 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира - крестителя Святой Руси - вблизи бывшего монашеского скита подмосковного Николо-Пешношского мужского монастыря воздвигнут Покаянный Крест. На это место год назад был свален «строительный мусор»: кладбищенская земля с останками монастырской братии.

По состоянию на декабрь 2013 года строительство корпусов Психоневрологического интерната № 3 на новом месте рядом с поселком Луговой Московской области завершено. Психоневрологический интернат № 3 освобождает все помещения на территории Николо-Пешношского монастыря, включая административные корпуса рядом с монастырем, и переезжает в новые здания рядом с поселком Луговой.

24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл. На богослужении присутствовали многочисленные гости и паломники.

Архитектура:

На территории монастыря расположены 6 храмов:

Никольский собор, построенный в XVI веке, крестово-купольного типа изначально двуглавый, в 1683-1691 дополненный четырьмя малыми главами, убранными в 1782. Ныне одноглавый.
Сергиевский храм, возведённый в 1732 над могилой Мефодия Пешношского взамен прежнего.
Сретенская церковь.
Богоявленская церковь в здании колокольни (нач. XVI).
Надвратный Преображенский храм (1689) над Святыми воротами (1623), обращенными к Яхроме.
Церковь Дмитрия Ростовского с больницей (1811-1829).
Святыни

До закрытия монастыря в нём хранилось несколько святынь, почитавшихся чудотворными. Прежде всего это мощи основателя монастыря преподобного Мефодия, его посох и деревянный потир, использовавшийся им при богослужениях (последний ныне пребывает в экспозиции дмитровского музея).

Помимо них известен образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», первоначально принадлежавший московскому купцу Алексею Макееву, принявшему в монастыре иноческий постриг. В 1792, после смерти Макеева, он перешёл во владение монастыря. В 1848 после молитв перед иконой прекратилась эпидемия холеры, свирепствовавшая в Дмитровском уезде. После этого образ перенесли в Сергиевский храм и учредили крестный ход с иконой, совершавшийся ежегодно 17 (30) октября. В настоящее время местонахождение иконы не известно.

У стен монастыря.

Сретенская церковь в двухэтажном трапезном корпусе Николо-Пешношского монастыря.

Слева направо:
Святой источник, Никольский собор, Церковь Сергея Радонежского, Колокольня.
В древнем монастыре, основанный в 1361 году преподобным Мефодием Пешношским по благословлению преподобного Сергия Радонежского, в 2014 году произошло событие. В стенах обители появился святой источник. Над источником была поставлена красивая часовня-сень в честь Иoaннa Пpeдтeчи.

Вид на храмовый комплекс с угловой башни монастырской стены.
24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ.

Угловая башня, трапезная и южный братский корпус (начало XIX в.)

Юго-Западная башня, Настоятельский корпус, Преображенская (надвратная) церковь (1812 г.), Казначейский корпус.

Внутренняя территория и постройки обители.

Сретенская церковь с солнечными часами.

Церковь Дмитрия Ростовского с больничным корпусом (1811-1829 гг.)

Церковь Дмитрия Ростовского (1811-1829 гг.), северный корпус (музей), Спасская башня, монастырская лавка (трапезная).

Ухоженная территория и сказочные монастырские постройки радуют глаз.

Храмовый комплекс Николо-Пешношского монастыря.

Колокольня Николо-Пешношского монастыря.

В 1788 году митрополит Московский Платон (Лёвшин) назначил настоятелем монастыря игумена Макария (Брюшков), при котором монастырь восстал из руин. Высокопреосвященный митрополит Платон так писал о Николо-Пешношской обители: "Пешноша в моей епархии вторая Лавра". Это, действительно, говорило о расцвете обители.
В 1793 году тщанием дмитровского купца Ивана Толчёнова возведены еще два верхних яруса колокольни. Над колоколами устроены двухсуточные железные часы, с боем. На колокольне размещались 10 колоколов: Праздничный (968 п., 20ф.), Полуёмный (294п.), Будничный (141п.), Маловечерний (75 п.). Во втором ярусе колокольни был Богоявленский храм, упраздненный в 1786 г. Взамен в 1859 г. был устроен храм прп. Мефодия в первом ярусе (в XVI-XVII вв. там находился Предтеченский придел). По своей архитектуре колокольня Пешношского монастыря является копией колокольни Толгского Введенского монастыря г. Ярославля.
Слева от неё cцeнa и тpибyны, вoзвeдeнныe cпeциaльнo для coвepшeния Литypгии нa oткpытoм вoздyxe пaтpиapxoм Kиpиллoм в чecть открытия монастыря.

Паломники в Николо-Пешношском монастыре.

Восточная стена Николо-Пешношского монастыря. Cвятыe вopoтa c нaдвpaтнoй Пpeoбpaжeнcкoй цepкoвью.

Иеромонах Иероним приводит древнее предание об основании монастыря. Предание рассказывает, что прп. Мефодий основал монастырь без разрешения местного князя. Князь (имя не указывается) был крайне рассержен. Мефодию было направлено требование немедленно освободить княжескую землю. На это преподобный ответил отказом. Возмущенный князь решил лично наказать Мефодия и выдворить того из своих владений. Однако княжеские кони пали, не доскакав до келии преподобного. «Князь в недоумении бысть и оставь ихо на пути пеш пойде к преподобному…». Придя в келию, князь увидел «…в полной нищете живущаго старца, яко Ангела Божия». Князь беседовал с Мефодием и постепенно гнев его остывал. Спустя короткое время князь уже удивлялся и умилялся, видя перед собой великого подвижника. В итоге князь попросил преподобного Мефодия жить тут без боязни. Перед уходом князь рассказал преподобному о павших лошадях. «Тогда преподобный пойде с князем ко онем лошадям и начал молиться Богу и тогда вдруг восстали его лошади живыми…».

Древняя обитель располагалась севернее села Рогачёва, на берегу реки Сестры. Главное украшение этого места - Богородице-Рождественская церковь, бывший монастырский собор - одна из древнейших построек Подмосковья. Храм сооружён в 1547 году; всё выдаёт в нём суровую древность. Массивный четверик венчается богатырской главой, узкие щелевидные окна делают здание похожим на крепость. Храм четырёхстолпный, прежде венчался двумя рядами кокошников, но позднее их заменили четырёхскатной кровлей. Закомары включены в венчающий карниз, под ними просматривается резной поясок. Входы в собор украшают характерные для XVI века перспективные порталы с килевидным завершением.

После упразднения монастыря во время пресловутой «секуляризации» в 1764 году обитель была превращена в женскую богадельню, которая существовала здесь до 1814 года. В 1809 году на территорию бывшего монастыря перевезли деревянную Спасскую церковь из соседнего села Дулова. Церковь эта сгорела в 1991 году.

Рождественский собор находился в руинированном состоянии, ограда сохранилась ещё хуже. После восстановления духовной жизни храм оказался приписным к приходу Покровской церкви села Куликово. Это не способствовало быстрому возрождению бесценного памятника средневекового храмового зодчества.

Между тем с возрождением монастырского хозяйства у Николы-на-Пешноше появилась необходимость в угодьях, которые имелись около храма в селе Пустынь. Кроме того, как мы помним, с XIX столетия Медведева пустынь находилось под управлением пешношского начальства. Значит, есть основания для возрождения старинной традиции.

Прошение отца Григория от 17 августа 2009 года было удовлетворено, и с 8 сентября Богородице-Рождественский приход стал подворьем Пешноши.

Между тем 9 октября на заседании Священного Синода иеромонах Григорий (Клименко) был назначен настоятелем Николо-Пешношского монастыря с возведением в сан игумена.

Официальное поставление определили на 15 октября 2009 года. Владыка прибыл в монастырь в сопровождении епископа Серпуховского Романа, благочинного Дмитровского церковного округа Афанасия Чорногуза и настоятелей епархиальных мужских монастырей.

У врат монастыря, под шатровой сенью старинной Спасской башни владыку встречали глава Дмитровского района В.В. Гаврилов с супругой, благотворители, работники интерната, духовенство.

За Литургией было много молящихся из окрестных селений и паломников. На малом входе иеромонах Григорий (Клименко) был возведён Митрополитом Ювеналием в сан игумена. По окончании богослужения Правящий архиерей Московской епархии обратился к новоназначенному настоятелю.

Мы живём в такое время, когда возрождается церковная жизнь и порушенные святыни. Наша подмосковная земля славна подвигами тех подвижников, которые сразу после Крещения Руси прославились святой жизнью, свидетельством чему являются древние храмы и монастыри Московской области. Совсем недавно мы торжественно отмечали 700-летие Иоанно-Предтеченского храма в городе Коломне . Вчера Святейший Патриарх возглавил торжество по случаю 700-летия Покровского женского монастыря в Хотькове, где покоятся мощи святых Кирилла и Марии - родителей преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

И вот эта древняя обитель, основанная преподобным Сергием, тоже дожила до своего возрождения. Когда мы говорим о возрождении и реставрации храмов и монастырей, о том, что люди устремляются в эти места, чтобы получить Божию благодать, обратим особое внимание на то, что, посещая эти храмы и монастыри, паломники хотят не только любоваться возрождёнными церковными зданиями, но ищут ту же святость, те же подвиги, которые совершались здесь нашими предшественниками.

Ныне мы порой украшаем храмы и монастыри более благолепно, чем они были украшены при их строительстве. Это достойно похвалы и всякого поощрения. Однако, когда паломники переступают порог этих святынь, они ждут, что их встретят такие же богоносные пастыри, старцы не только по возрасту, но и по мудрости, по духовности, чтобы насладиться этой красотой и духовным богатством.

Мы вспоминаем обличительные слова Христа Спасителя, Который свидетельствовал: горе тому, кто внешним благочестием прикрывает своё духовное убожество. Он уподобил этих людей окрашенным гробам, говоря, что внешне они красивы, а внутри полны мерзости (см.: Мф. 23:27). Вы можете прочитать об этом в Святом Евангелии. Это духовное предупреждение касается всех нас. Об этом хочется напомнить и тебе, принимающему сегодня игуменский жезл для управления этой древней возрождающейся обителью.

Возрождение здесь идёт помимо наших возможностей. Я очень счастлив, что глава Дмитровского района Валерий Васильевич Гаврилов возгорелся желанием возродить эту святую обитель, вернуть её Церкви в том благолепии, в котором мы сейчас видим этот Сергиевский храм. Мы преисполнены благодарности ему и всем тем, чьими руками дивно созидается древняя святыня. Это - дар Божий, который нам даётся для нашего служения и спасения.

Твоя основная забота, отец Григорий, - души людей. Мы вспоминаем сейчас о том, как преподобный Сергий Радонежский , ища уединения и общения с Богом в молитве, достиг такого совершенства, что к нему, как к магниту, притягивались людские души. И потом он направлял своих учеников в разные концы нашей земли, создавая новые монастыри, которые привлекали не количеством монахов, не прекрасными хорами, не замечательной архитектурой и живописью, - богомольцы тянулись к святым людям, обретая научение и облегчение своих нравственных страданий. И с порога возрождённых святынь их должны встречать духовные пастыри, помогающие им в скорбях, научающие их вере и благочестию, указывающие им путь ко спасению в вечной жизни.

И всё это, повторю, относится не только к тебе, отец игумен, но и ко всем нам. Говорю это в присутствии настоятелей монастырей Московской епархии и пастырей, которые имеют те же задачи и ту же ответственность в нашей Святой Церкви сегодня.

С этими мыслями и чувствами «прими сей жезл, имже утверждей паству твою, да правиши, яко и слово имаши отдати за ню нашему Богу в день Суда».

Я также хотел бы поздравить тебя, отец Григорий, с личным юбилеем, поскольку завтра исполняется сорок лет со дня твоего рождения. Я говорил о духовном старчестве. Ты, конечно, ещё молод, полон сил, и всё твоё служение - впереди, но я хочу, чтобы ты серьёзно и ответственно, благоговейно и свято нёс здесь своё послушание. Хочу вручить тебе образ Спасителя нашего и Господа, Которому мы служим. И да поможет тебе во всём Иисус Христос!».

Слова сердечной благодарности владыка адресовал и В.В. Гаврилову.

«Хотел бы воспользоваться очередным посещением Николо-Пешношского монастыря , чтобы искренне поблагодарить Вас, дорогой Валерий Васильевич, за то, что Вы подвижнически взялись возродить эту обитель. Бывает, что, когда проходит праздник освящения святыни, благотворители забывают это место. Но Вы взяли на себя особый подвиг, сказав при освящении этой церкви, что каждый год мы будем освящать здесь восстановленный монастырский храм. Сегодня, когда я шёл по территории обители, Вы показали, с каким размахом идут работы по восстановлению очередного храма. Я благоговею перед Вашими трудами, которые Вы несёте во имя славы Божией, во имя духовного возрождения нашего народа, который в течение многих десятилетий был отлучён от Матери Церкви».

В благословение Валерию Васильевичу и Ларисе Анатольевне Гавриловым Митрополит Ювеналий передал святую просфору. В.В. Гаврилов поблагодарил владыку Митрополита и засвидетельствовал готовность и в дальнейшем помогать восстановлению храмов Николо-Пешношской обители .

В южном братском корпусе монастыря состоялась гостеприимная трапеза, после чего владыка Ювеналий и сопровождающие его лица ознакомились с ходом реставрационных работ. И вот, не прошло и года, как новое торжество соединило верных в Пешношской ограде!

10 июля 2010 года Митрополит Ювеналий в сопровождении владыки Романа и сонма духовенства вновь прибыл в обитель, на сей раз - для освящения Мефодиевской церкви. Своим обликом она напоминает старинные крипты... Невысокие таинственные своды и стены покрыты прекрасными росписями, повествующими о древней истории монастыря.

По окончании богослужения к Митрополиту Ювеналию обратился настоятель Пешноши игумен Григорий:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! В последние годы для всех нас стало не просто доброй традицией, но и необходимостью разделить радость праздника преподобного Мефодия Пешношского . Мы знаем, что с блаженной кончины преподобного до его прославления в лике святых Русской Православной Церкви прошло всего 150 лет. Затем прошло 300 лет, и был устроен храм в его честь. Вот мы видим новую историю нашей святой обители: прошло три года с момента её возрождения, и сегодня Вашими святительскими руками был освящён придел в честь преподобного отца нашего Мефодия, которому мы усердно молимся и просим его о помощи в возрождении нашей древней святыни. Теперь мы имеем возможность ещё более усердно молиться преподобному, просить его помощи в устроении монашеской жизни, которая входит в то русло, что текло многие столетия. Разрешите мне, дорогой Владыка, поздравить Вас с этим праздничным днём, поблагодарить за отеческое попечение о нашей братии, за отеческую любовь к Николо-Пешношской обители и от нашего усердия, в знак сыновней признательности и благодарности преподнести Вам эту святую панагию! Многая и благая Вам лета!»

Взял слово и В.В. Гаврилов. Он не только поблагодарил архипастыря за посещение дмитровской святыни, но также сказал о планах на будущее.

«В следующем году, когда обители исполняется 650 лет со дня её основания, мы хотим восстановить оставшиеся два храма, две башни и, конечно, корпус для братии монастыря. Дорогой Владыка, мы обязательно это сделаем!..»

Растроганный Митрополит Ювеналий от всего сердца поблагодарил В.В. Гаврилова за это подвижничество. Владыка вручил ему медаль Московской епархии «За жертвенные труды» I степени. Епархиальными медалями были награждены и другие участники возрождения Мефодиевского храма.

Есть удивительная красота в тихом русском пейзаже! И духовный смысл его раскрывается в святынях - церквях и обителях. Словно евангельские жемчужины сияют они... Настанет срок - и не только отдельные здания встретят паломников, распахнут перед молящимися свои врата. Будет время - и весь монастырь Святителя Николая восстанет в совершенстве и полноте, со всеми храмами, башнями, кельями! И снова в прежней красе откроется миру зримое воплощение молитвы - Пешношская жемчужина!

Игумен Григорий (Клименко),
настоятель Николо-Пешношского монастыря

Игумен Григорий (Юрий Петрович Клименко) родился 16 октября 1968 г. в городе Макеевке Донецкой области УССР. Отец, Петр Гаврилович, рабочий; мать, Тамара Леонидовна - служащая.

В 1976-1984 гг. учился в средней школе № 32 города Макеевки, по окончании восьми классов поступил в Киевское суворовское военное училище, которое в 1986 г. окончил.

В 1986-1990 гг. Юрий обучался в Коломенском высшем артиллерийском командном училище в городе Коломне Московской области и закончил его с отличием в звании лейтенанта по специализации «артиллерия Воздушно-десантных войск». С августа 1990 г. по март 1991 г. он проходил службу в 1128-м артиллерийском полку Тульской воздушно-десантной дивизии в городе Ефремове на должностях командира взвода управления и старшего офицера гаубичной батареи. В период с марта 1991 г. по ноябрь 1993 г. - в 51-м парашютно-десантном полку города Тулы на должностях старшего офицера самоходной артиллерийской батареи, начальника разведки самоходного артиллерийского дивизиона.

18 октября 1992 г. он, в Благовещенском храме города Тулы, принял Святое Крещение с именем Георгий в честь великомученика Георгия Победоносца.

С января по ноябрь 1994 г. старший лейтенант Юрий Клименко проходил службу в составе 54-го отдельного пехотного батальона войск ООН в Югославии (в республике Сербская Краина) в должности старшего офицера по управлению огнем. С декабря 1994 г. по май 1995 г. находился в составе 51-го парашютно-десантного полка города Тулы.

В период с мая 1995 г. по апрель 1997 г. он продолжил службу в Коломенском артиллерийском училище города Коломны Московской области в должности командира взвода курсантов. После увольнения в запас в апреле 1997 г. в звании капитана, с мая 1997 г. по май 1998 г. Юрий Петрович проходил послушание в качестве алтарника Крестовоздвиженского храма Коломны.

21 мая 1998 г. в Иоанно-Богословском храме Коломны викарием Московской епархии архиепископом Можайским Григорием он был рукоположен во диакона к храму Воздвижения Креста Господня города Коломны.

2 августа 1998 г. в Ильинском храме села Ново-Егорье Егорьевского района Московской области митрополитом Ювеналием он был рукоположен во пресвитера и назначен клириком Успенского Брусенского женского монастыря Коломны.

24 апреля 2000 г., в Великий Понедельник, в Сергиевском храме Старо-Голутвина монастыря Коломны, настоятелем монастыря игуменом Кириллом (Федотовым), иерей Георгий пострижен в монашество с именем Григорий в честь ученика преподобного Сергия Радонежского Григория, первого игумена Голутвина монастыря.

В 2002 г. иеромонах Григорий закончил обучение на заочном секторе Коломенской Духовной семинарии по первому разряду.

В 2004 г. он поступил на заочный сектор Московской Духовной Академии; в 2008 г. с отличной оценкой защитил дипломную работу на тему: «Успенский Брусенский женский монастырь Московской епархии: история, архитектура, святыни».

К празднику Святой Пасхи в 2000 г. клирик Брусенского монастыря иеромонах Григорий (Клименко) был награжден набедренником, а в 2004 г. - наперсным крестом.

27 августа 2008 г. указом митрополита Ювеналия он назначен исполняющим обязанности настоятеля Николо-Пешношского мужского монастыря поселка Луговой Дмитровского района Московской области.

Постановлением Священного Синода от 6 октября 2008 г. иеромонах Григорий назначен настоятелем Николо-Пешношского монастыря с возведением в сан игумена.

Монахиня Илария (Иляхинская),
настоятельница Троицкого Мариинского монастыря

Монахиня Илария (Елена Владимировна Иляхинская) родилась 20 мая 1959 г. в городе Егорьевске Московской области, в семье служащих. Крещена 30 июня 1959 г. В 1966 г. поступила в среднюю школу № 12 города Егорьевска, которую окончила в 1976 г. После окончания школы поступила во Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт, который окончила в 1982 г., получив профессию инженера-строителя по специальности «автомобильные дороги». Одновременно с учебой в институте работала с 1976 по 1979 гг. в Автотранспортной конторе № 16 города Егорьевска, с 1979 по 1986 гг. в проектной конторе «Мосагропромтехпроект». В 1986 г. была переведена на должность конструктора в Производственно-проектное строительно-монтажное объединение «Агрострой», где работала до 1992 г. В 1992 г. поступила на работу в Комитет по управлению имуществом администрации Егорьевского района, и до декабря 2007 г. трудилась в должности главного специалиста отдела земельных отношений.

С 2000 г. являлась прихожанкой Троицкого храма города Егорьевска и несла послушание в воскресной школе.

6 января 2008 г., по благословению митрополита Ювеналия, пострижена в рясофор с именем Елена, в честь преподобной Елены Московской. В том же году митрополитом Ювеналием назначена на должность начальницы женской общины при Троицкой церкви города Егорьевска. С того же времени несла послушание секретаря благочинного церквей Егорьевского округа.

20 сентября 2008 г. благочинным Егорьевского округа игуменом Никодимом (Луневым) пострижена в мантию.

Постановлением Священного Синода от 6 октября 2008 г. монахиня Илария назначена настоятельницей Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря с возложением наперсного креста по должности.

Священник Сергий Ванюков,
благочинный Солнечногорского церковного округа

Ванюков Сергей Александрович родился в 1978 г. в городе Солнечногорске Московской области. В 1995 г. окончил гимназию города Солнечногорска.

В 2000 г. окончил с отличием дневное отделение Богословско-пастырского факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института. После окончания ПСТБИ был приглашен на должность преподавателя кафедры Литургического богословия Богословского факультета; с 2005 г. - в должности старшего преподавателя.

Автор научных публикаций по литургике и литургическому богословию. Является сотрудником Издательского совета Русской Православной Церкви, где работает над составлением «Богослужебных указаний» и принимает участие в выпуске официального Православного церковного календаря.

2 сентября 2007 г., в праздник Собора Московских святых, митрополитом Ювеналием в Сергиевской церкви Николо-Пешношского мужского монастыря рукоположен во иерея.

28 октября 2008 г. назначен настоятелем Спасского храма города Солнечногорска и благочинным церквей Солнечногорского округа.

Священник Евгений Мальков,
благочинный Клинского церковного округа

Мальков Евгений Владимирович родился 10 апреля 1978 г. в городе Шахты Ростовской области; крещен в том же году. Отец - Мальков Владимир Иванович, 1950 г. рождения, пенсионер. Мать - Малькова Наталья Николаевна, 1955 г. рождения, работает швеей-мотористкой в ПБОЮЛ «Клинский комбинат» .

В 1985 г. поступил в среднюю общеобразовательную школу № 8 города Клина. С 1990 г. стал регулярно посещать богослужения и занятия воскресной школы при Скорбященском храме Клина. В 1995 г. по окончании школы поступил в Дмитровское медицинское училище на факультет «Лечебное дело» по специальности «фельдшер». За год до окончания поступил заочно в Тверской государственный университет на химико-биолого-географический факультет по специальности «биология».

После окончания медучилища работал фельдшером на Станции скорой медицинской помощи города Клина; а затем - слесарем-сантехником в Православной классической гимназии «София».

В 1998 г. перевелся из Тверского государственного университета в Клинский филиал Московского государственного университета сервиса, который в 2003 г. окончил по специальности «социальная работа». Параллельно обучался на кафедре теологии, организованной по благословению митрополита Ювеналия в Клину. В том же году поступил в аспирантуру педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Тема кандидатской работы: «Теоретические основы социально-педагогической деятельности на приходе». Обучался на факультете дополнительного образования ПСТГУ по специальности «теология», выпускная квалификационная работа: «Эсхатологические воззрения старообрядчества XVI-XIX вв. ».

С 1991 г. помогал в алтаре, читал на клиросе, нес послушания сторожа, просфорника и звонаря. С 2000 по 2003 гг. нес послушание катехизатора при храме великомученицы Варвары в Клинской городской больнице.

С 2003 по 2005 гг. занимал должность секретаря кафедры социальной педагогики педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. С января 2005 г. назначен комендантом здания ПСТГУ на ул. Озерная, д. 42 и куратором группы вечернего отделения педагогического факультета.

12 июля 2006 г. за Божественной литургией в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря города Москвы митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рукоположил Евгения Владимировича Малькова в сан диакона.

11 марта 2007 г. архиепископом Можайским Григорием в Успенском храме Новодевичьего монастыря диакон Евгений Мальков был рукоположен в сан иерея и назначен в штат Скорбященского храма города Клина Московской области. Нес послушание члена Епархиального отдела по делам молодежи.

Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 30 октября 2008 г. священник Евгений Мальков назначен настоятелем Троицкого собора города Клина и благочинным церквей Клинского округа с оставлением в прежних должностях.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода