Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Вороновский храм нерукотворного спаса расписание. Храмы Никольского Благочиния

Церковь. Действует.

Престолы:Спаса Нерукотворного Образа, Николая Чудотворца, Артемия Антиохийского

Год постройки:1763.

Архитектор:К.И. Бланк

Адрес:г. Москва, п. Вороновское, село Вороново

Проезд:автобус/маршрутка №508 от м. Теплый Стан

В 1752-62 гг. графом И. И. Воронцовым был построен новый каменный храм Спаса Нерукотворного, у стен которого были похоронены сам граф и его жена, дочь опального Артемия Волынского.

Барочная церковь Спаса Нерукотворного Образа была освящена в 1763 году. Она не закрывалась в советское время и продолжает действовать. В 1949 году усадьба была приспособлена под дом отдыха, для свободного посещения открыта только церковь

В 40 км от Москвы находится старинная усадьба Подмосковья - Вороново. Некогда она принадлежала старинному дворянскому роду Волынских. Один из Волынских - Михаил Григорьевич, служивший при царе Иване III, носил прозвище Вороной, поэтому потомки его стали называться Вороными-Волынскими. Последняя представительница рода Мария Артемьевна Волынская вышла замуж за гр. И. И. Воронцова. В 1740-х гг. начался расцвет усадьбы Вороново.

Стараниями гр. Воронцова по проекту русского архитектора К. И. Бланка был выстроен усадебный дом, церковь, «Голландский домик» и другие постройки. В 1800 г. Воронцовы продали усадьбу гр. Ф. В. Ростопчину, ставшему в 1812 г. московским военным губернатором. За 12 лет до начала Войны 1812 г. граф создал великолепный архитектурный ансамбль. Главное внимание уделялось конному заводу, для которого были созданы искусственные луга, специальные пастбища для арабских и персидских лошадей, выписаны из-за границы опытные ветеринары и садовники. В сентябре 1812 г. Вороново, расположенное между Москвой и Тарутинским лагерем, стало свидетелем военных действий. Когда французы приблизились к Воронову, Ф. В. Ростопчин приказал поджечь свой дворец, «чтобы он не был осквернен французами». В церкви неприятель разместил свою кавалерию. После 1856 г. имение перешло к Шереметевым.

В советские годы усадьба перестроена под дом отдыха.

Церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа построена в усадьбе Вороново в 1762 г. стараниями гр. И. И. Воронцова. Ранее в селе существовала деревянная церковь в честь Происхождения Древа Честнаго Креста Господня. При владельце села В. И. Волынском обветшавшую церковь заменили новым деревянным храмом и освятили в честь Спаса Нерукотворного Образа. Существующий храм построен по проекту арх. К. И. Бланка с двумя приделами: во имя вмч. Артемия и прп. Марии Египетской. В 1836 г. разоренный французами придел Марии Египетской восстановили и освятили во имя Николая Чудотворца.

В советские годы Спасская церковь не закрывалась.

В 1998 г. стараниями прихода при поддержке благотворителей церковь отреставрировали. Восстановлен разрушенный во время войны шпиль колокольни. Спасская церковь в Воронове является одной из древнейших святынь в Подмосковье, памятником архитектуры федерального значения.

Храмоздатели - владельцы усадьбы супруги, графы Воронцовы - Мария Артемьевна (урожденная Волынская) и генерал-поручик Иван Илларионович. Указ о разрешешении строительства был выдан Московской Духовной консисторией 15 августа 1752 г., 19 октября 1762 г. был освящен боковой престол влкмч.Артемия, 16 августа 1763 г. - святой Марии Египетской. Автором проекта был известный московский архитектор К.И.Бланк. Колокольня появилась позднее, ее проект принадлежит Ивану Петровичу Жеребцову (среди московских его работ - колокольня церкви Троицы в Серебряниках и надвратный храм-колокольня Сергия Радонежского Новоспасского монастыря). Храм сильно пострадал в 1812 г. В 1836 г. придел св.Марии Египетской переосвящен во имя Святителя Николая Чудотворца. В советское время храм не закрывался. Заказчики церкви погребены здесь.

Ярусное центрическое здание является ярким образцом позднего барокко. В интерьере сохранился превосходный, современный постройке, главный иконостас, боковые, также заслуживающие внимание, относятся к XIX в. Стены и своды расписаны сюжетной и орнаментальной живописью XIX в. Интересны металлические оконные решетки.

Отдельно стоящая колокольня - трехъярусная, с полуярусом. Входила в состав утраченный ныне ограды и отмечала парадный вход на црковную территорию со стороны усадьбы. Три нижних яруса прорезаны широкими арками, полуярус решен в виде аттика с небольшими круглыми окнами - резонаторами "звона". Архитектура сочетает элементы позднего барокко и раннего классицизма. Утраченнный в 1941-1942 гг. шпиль восстановлен в ходе ремонтно-реставрационных работ1990-х-2000-х гг.

В настоящее время Спасская церковь входит в состав Никольского благочиния Московской епархии (городской, Викариатство новых территорий). Вместе с колокольней является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, приложение 1, Указ Президента России от 20.02.1995 № 176).

Источники: каталог "Памятники архитектуры Московской области", т.2, М., 1975 г. "Творцы техники и градостроители Москвы до начала ХХ в.". М., 2002 г.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Вороново в Москве - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Москве (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Соборы №6473 – Спаса Нерукотворного образа, церковь

Храмы России №2640 – Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Вороново (Спасская церковь, не позже XVI в.)

Каменная однокупольная центрическая церковь, замечательный образец елизаветинского барокко. Выстроена по проекту К. И. Бланка на средства И. И. Воронцова. Боковые приделы Никольский (первоначально Марии Египетской) и вмч. Артемия. Купол и шпиль отдельно стоящей многоярусной колокольни были сломаны в кон. 1941, восстановлены в нач. 2000-х. Сама церковь не закрывалась.

Всего 5 редакций, последнее 4 года назад сделано alek-ka4alin2012 из Сцсдала Швеции

В 40 км от Москвы, по Старому Калужскому шоссе. находится старинная усадьба Подмосковья — Вороново.
Некогда она принадлежала старинному дворянскому роду Волынских.
Один из Волынских — Михаил Григорьевич, служивший при царе Иване III,
носил прозвище Вороной, поэтому потомки его стали называться Вороными-Волынскими.
Последняя представительница рода Мария Артемьевна Волынская вышла замуж за графа. И. И. Воронцова.

Императрица Елизавета выдала за Ивана Илларионовича свою троюродную сестру Марию Волынскую, возвращённую из монастыря.
Она была дочерью кабинет-министра Артемия Петровича Волынского и Александры Львовны Нарышкиной, родной племянницы царицы Натальи Кирилловны, двоюродной сестры Петра Великого.


« » на Яндекс.Фотках

Императрица в день свадьбы Воронцова вернула молодоженам родовое имение Волынских - Вороново.

Выйдя в отставку, Иван Илларионович поселился с семьей в Воронове, где занялся обустройством усадьбы.
По проекту архитектора Карла Бланка были выстроены усадебный дом, Спасская церковь в стиле барокко и Голландский домик по типу бюргерских домов XVI века, чрезвычайно модных в то время.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

В 1760 году хозяин усадьбы Вороново - Иван Илларионович Воронцов приглашает своего московского соседа, архитектора Карла Ивановича Бланка (1728—1793), принять участие в создании проекта развития усадьбы Вороново.
Стоит упомянуть, что к тому моменту зодчий принял участие в реставрации Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре (с 1756 по 1759 год)

Принято считать, что 60-е годы XVIII века были наиболее плодотворными для известного архитектора.
Именно в этот период К.И. Бланком были созданы проекты церквей Кира и Иоанна на Солянке (построена 1764, не сохранилась) и Екатерины Мученицы на Большой Ордынке (построена в 1765, сохранилась), Церковь Николы в Звонарях (построена в 1760—1762). Карла Ивановича Бланка привечали при царском дворе.
Во время коронации Екатерины II архитектор был представлен императрице в качестве главного архитектора Москвы, и с тех пор Екатерина благоволила ему.
Кроме того, в 1764 году Карл Иванович Бланк назначается главным архитектором Московского Синода.

И вот в начале 60-е годов XVIII века зодчий приезжает в усадьбу Вороново и приступает к сооружению усадебной церкви - церкви Спаса Нерукотворного Образа.



« » на Яндекс.Фотках

Архитектура барокко проявляется в здании этой церкви особенно выразительно.
Сложность формы плана здания и многообразие декоративных украшений отличают эту церковь от других храмов XVIII века.
Каменная однокупольная центрическая церковь является образцом барокко елизаветинского периода.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Годом окончания строительства церкви считают 1763 год.
К этому времени была построена каменная церковь с двумя пределами.
Приделы были освящены во имя великомученика Артемия (в 1762 году) и во имя святой Марии Египетской (в 1763 году).
Иван Илларионович Воронцов скончался в 1786 году и был погребен в усадьбе Вороново.


« » на Яндекс.Фотках

В 1800 г. Воронцовы продали усадьбу графу Ф. В. Ростопчину, ставшему в 1812 г. московским военным губернатором.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

За 12 лет до начала Войны 1812 г. граф создал великолепный архитектурный ансамбль.
Главное внимание уделялось конному заводу, для которого были созданы искусственные луга, специальные пастбища для арабских и персидских лошадей, выписаны из-за границы опытные ветеринары и садовники.
В сентябре 1812 г. Вороново, расположенное между Москвой и Тарутинским лагерем, стало свидетелем военных действий.
Когда французы приблизились к Воронову, Ф. В. Ростопчин приказал поджечь свой дворец, «чтобы он не был осквернен французами».
В церкви неприятель разместил свою кавалерию.

В результате Отечественной войны 1812 года, придел святой Марии Египетской был лишен престола «от нашествия неприятельского и не исправлен».
В связи с этим, в 1836 году престол святой Марии Египетской переименован и освящен во имя Святителя Николая Чудотворца.
Таким образом в настоящее время в церкви два придела - Никольский и великомученика Артемия, сохранившиеся со времени постройки.


« » на Яндекс.Фотках

Трапезная и колокольня появились позднее, в начале XIX века, когда храм перестал быть частью усадьбы и стал обычной приходской церковью.
После 1856 г. имение перешло к Шереметевым.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Усадьба Вороново расположена на территории Подольского района Московской области, приблизительно в 40 километрах от МКАД по Калужскому шоссе (трасса А101).Усадьба была построена на рубеже XVI-XVII века. За время существования усадьба Вороново поменяла нескольких хозяев. До первой трети XVIII века хозяевами усадьбы были Вороновы-Волынские . Одним из ярких представителей этого рода был Артемий Петрович Волынский (1689 - 1740 годы) - российский государственный деятель и дипломат.

Расцвет усадьбы начинается при графе Иване Илларионовиче Воронцове . Иван Илларионович Воронцов — генерал-поручик, президент Вотчинской коллегии вступает во владение усадьбой Вороново после женитьбы на дочери Артемия Петровича Волынского - Марии Артемьевне Волынской .
Для создания усадебного комплекса был приглашен известный в те годы архитектор Карл Иванович Бланк . Благодаря его стараниям в Воронове был создан один из красивейших в Подмосковье усадебных ансамблей. Позднее усадебный комплекс Вороново был значительно реконструирован и на сегодняшний день сохранились: Спасская церковь (архитектурный стиль барокко) и "Голландский домик " - двухэтажное сооружение у пруда, стилизованное под домики, характерные для голландского национального зодчества, и в то же время, типичное для романтического направления классицизма , архитектура которого использовала элементы национальных приемов для оживления канонов.

В 1748 году у Ивана Илларионовича и Марии Артемьевны родился сын - Артемий Иванович Воронцов (1748-1813), который женившись на Прасковье Фёдоровне Квашниной-Самариной (двоюродной сестре бабушки А.С. Пушкина - Марии Алексеевне Ганнибал), стал крестным отцом А.С. Пушкина . Таким образом, история усадьбы косвенно связана с историей великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. XVIII век считается «золотым веком» для старинного дворянского рода Воронцовых. Именно в этот период представители рода занимают видные государственные должности, ведут активную просветительскую и благотворительную деятельность, благодаря чему приобретают широкую известность.
В конце XVIII века Артемий Иванович Воронцов , для дальнейшего для развития и обустройства усадьбы приглашает известного архитектора Николая Александровича Львова . По его проекту на территории усадьбы сооружаются подземные галереи, связывающие основные здания усадьбы, расширяется пруд. По проекту Николая Александровича Львова, на территории усадьбы строится дворец , из окон зала и маленьких гостиных которого открывался прекрасный вид на многоуровневый пруд, с насыпными островами - землю для них привозили из Орловской, Курской и других губерний. В Подмосковье остались только две усадьбы, связанные с именем известного архитектора и паркостроителя Львова: Вороново и Введенское .

В 1800 году Воронцовы продали усадьбу Вороново московскому губернатору графу Федору Васильевичу Ростопчину . Стараниями нового хозяина, увлекавшегося цветоводством и садоводством, на территории усадьбы появилась оранжерея . Однако, в 1812 году , во время французского наступления на Москву, в ходе Отечественной войны, граф Ростопчин принял решение поджечь свою усадьбу в Воронове . В одной из книг, упоминается якобы существовавшая записка, в которой от имени графа говорилось: «жители этих мест в числе 1710-ти покидают его при вашем приближении (Наполеона), и я (Ростопчин) поджег свой дом, чтобы он не был осквернен вашим присутствием … здесь вы не найдёте ничего кроме пепла». В огне Отечественной войны 1812 года погибает и дом, построенный по проекту Львова и одна из художественных коллекций Ф. В. Ростопчина, получившая известность еще до войны.

После Ростопчиных, в 1858 году, усадьба перешла во владение к роду Шереметьевых . В этот период главный дом усадьбы был перестроен в стиле необарокко . Последней владелицей усадьбы была Анна Сергеевна Шереметьева , дочь Сергея Дмитриевича Шереметьева - российского государственного деятеля, историка, коллекционера. Муж Анны Сергеевны Шереметьевой, Александр Петрович Сабуров , был расстрелян большевиками в 1919 году.

В настоящее аремя усадьба Вороново может быть условно разделена на две части - открытую и закрытую. К закрытой части относится усадебный парк , усадебный дом , сохранившийся до наших дней «Голландский домик ». Все это расположено на территории санатория Минэкономразвития и абсолютно закрыто для доступа, осмотра и прогулок. К сожалению, усадебный дом удалось сфотографировать лишь от будок охранников на въезде, а дальше пройти нельзя, увы.
Ко второй части - открытой - относится Спасская церковь .

Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спасская церковь)

Каменная однокупольная центрическая церковь является образцом барокко елизаветинского периода. Здание Спасской церкви было выстроено по проекту архитектора Карла Ивановича Бланка на средства Ивана Илларионовича Воронцова.
В 1760 году хозяин усадьбы Вороново - Иван Илларионович Воронцов приглашает своего московского соседа, архитектора Карла Ивановича Бланка (1728—1793), принять участие в создании проекта развития усадьбы Вороново. Стоит упомянуть, что к тому моменту зодчий принял участие в реставрации Воскресенского собора в (с 1756 по 1759 год)

Принято считать, что 60-е годы XVIII века были наиболее плодотворными для известного архитектора. Именно в этот период К.И. Бланком были созданы проекты церквей Кира и Иоанна на Солянке (построена 1764, не сохранилась) и Екатерины Мученицы на Большой Ордынке (построена в 1765, сохранилась), Церковь Николы в Звонарях (построена в 1760—1762). Карла Ивановича Бланка привечали при царском дворе. Во время коронации Екатерины II архитектор был представлен императрице в качестве главного архитектора Москвы , и с тех пор Екатерина благоволила ему. Кроме того, в 1764 году Карл Иванович Бланк назначается главным архитектором Московского Синода . Одной из заслуг Карла Ивановича Бланка является соединение классических общеевропейских основ архитектуры с исконно русскими традициями. Большая часть церквей, построенных по проектам архитектора, отличается единой замкнутой формой, увенчанной большим куполом . Примыкание боковых частей к центральному объему происходит в соответствии с направлением на основные стороны горизонта, тем самым образуется привычное крестообразное подкупольное пространство с четырьмя ветвями . Боковые части могут иметь прямые или закругленные углы, но они всегда тесно примыкают к центральному ядру, создавая компактность общей композиции.

И вот в начале 60-е годов XVIII века зодчий приезжает в усадьбу Вороново и приступает к сооружению усадебной церкви - церкви Спаса Нерукотворного Образа . Некоторые элементы здания (барабан и купол) отчасти напоминают храм Николы в Звонарях , но основной объем резко отличается. Архитектура барокко проявляется в здании этой церкви особенно выразительно. Сложность формы плана здания (квадрат с закругленными углами, портиками со всех четырех сторон, с разорванными фронтонами и креповаными антаблементами) и многообразие декоративных украшений отличают эту церковь от других храмов XVIII века. Годом окончания строительства церкви считают 1763 год. К этому времени была построена каменная церковь с двумя пределами. Приделы были освящены во имя великомученика Артемия (в 1762 году) и во имя святой Марии Египетской (в 1763 году). В результате Отечественной войны 1812 года, придел святой Марии Египетской был лишен престола «от нашествия неприятельского и не исправлен». В связи с этим, в 1836 году престол святой Марии Египетской переименован и освящен во имя Святителя Николая Чудотворца . Таким образом в настоящее время в церкви два придела - Никольский и великомученика Артемия, сохранившиеся со времени постройки. Трапезная и колокольня появились позднее, в начале XIX века, когда храм перестал быть частью усадьбы и стал обычной приходской церковью.

Церковь относится к тем немногим храмам, которые не закрывались в годы Советского Союза. Однако военные годы оставили отметины на облике храма - в конце 1941 года были сломаны купол и шпиль отдельно стоящей многоярусной колокольни (20-метровый шпиль был слишком хорошим ориентиром для неприятеля), колокола сняты и отвезены в переплавку. Здание колокольни было восстановлено в начале 2000-х годов.
В церкви расположена усыпальница графов Воронцовых .

Памятник архитектуры - Храм Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса, что в селе Вороново является частью архитектурного ансамбля усадьбы, принадлежавшей графу Ивану Ларионовичу Воронцову. Храм является трехпрестольным, и помимо основного престола Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса имеет северный придел в честь святител я Николая Чудотворца Мирликийского (изначально придел был посвящен преподобн ой Марии Египетской) и посвященный великомучен нику Артемию - южный придел.
Само село получило название от имени внука Дмитрия Боброка, бывшего воеводой у князя Дмитрия Донского, вотчин ника боярин а Волынского в XV веке. Боярин Волынский имел прозвище “ Вороной” откуда и пошло название Вороново. Род Волынских числился в собственниках села вплость до начала XVIII столетия. Именно тогда последняя представительница по прямой линии этого рода - Волынская Мария Артемьевнавышла замуж за Ивана Ларионовича Воронцова, бывшего на тот момент в чине генерал-порутчика. (Следует отметить, что Мария Волынская являлась дочерью известнейшего деятеля в государственных кругах - Артемия Петровича Волынского, который за причастность к заговору против Бирона был казнен в 1740 году.) Благодаря усилиям этой пары и была построена и в 1763 году освящена каменная церковь во славу Спаса Нерукотворного. Этот храм стал и последним пристанищем для супругов, скончавшихся с разницей в три года, о чем свидетельствует мемориальная плита внутри храма (смотрите на фото).
Проект отличался редкой красотой форм и убранства. Исследователи приписывают авторство известному московскому архитектору К.И. Бланку. Отдельно стоящая колокольня храма имеет высоту 62 метра и является сама по себе уникальным памятником архитектуры, гармонично завершая храмовый комплекс одновременно связывая его с ландшафтом местности.

Продолжение:

Так уж угодно было Господу, чтобы храм никогда не закрывался, а только стал свидетелем множества событий жизни Отечества. Так Екатерина II в декабре 1775 года проездом из Калуги посетила это святое место. В период войны с французами, а именно 1812 году Московский генерал-губернатор (будучи владельцем усадьбы) Растопчин Федор Васильевич, следуя примеру сожжения Москвы - сжег дотла дворец свой и конный завод при нем. На дверях церкви он оставил послание для неприятелей: “Франзуцы! Здесь вы найдете только пепел …”! В дни постоя войск Наполеона в Воронове храм был осквернен, поскольку в нем расположилась кавалерия противника. Однако, сразу за разгромом французов Спасская церковь освящена была по новой.

Даже в самые страшный годы, когда Святая Церковь преследовалась новым законом и властью храм продолжал оставаться открытым. Сами жители Воронова не позволили этого сделать то хитростью, то упорством. И в 1941 году, село попало в первый ряд обороны Москвы и тогда, церковь оказывала местным жителям великую духовную поддержку. Однако, в 1942 году двадцати метровый шпиль колокольни был уничтожен вместе с крестом, потому что считалось что это хороший ориентир для сил противника. Так, в течении 55 лет ярчайший памятник архитектуры оставался без кровли.
И только начиная с 1998 года стараниями приход а и благодаря поддержке благотворителей стартовали работы по реставрации колокольни. К Великому празднику двухтысячилетия Рождества Христова колоколня была полностью восстановлена вместе с кровлей и шпилем. Здание же самго храма ни разу не подвергалась разрушениям из вне, но годы берут свое. Посему, начиная с 2001 года постоянно ведутся работы по восстановлению. Так, например, восьмерик вместе с главой уже полностью восстановлены. К 2012 году полностью восстановлена и кровля храма, и теперь, как и прежде он радует своей красой и богатым убранством всех прихожан и случайных путников.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода