Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Внешняя политика.

Первым действительно серьезным брешью в «социалистическом лагере» был начальный период его создания и, казалось, в его самом надежном месте — в советско-югославских отношениях. После окончания второй мировой войны советско-югославские отношения были наиболее дружественными. Этому способствовала героическая борьба Народно-освободительной армии Югославии во главе с лидером компартии Югославии (КПЮ) Иосифом Броз Тито против фашистских оккупантов.
Однако с конца 1947 года отношения между СССР и Югославией, а фактически между Сталиным и Тито начали ухудшаться. Это возникало не только «чрезмерными внешнеполитическими амбициями Тито » (претензиями Югославии в Триест, посягательствами на австрийский юг Каринтии , греческую часть Македонии, распространение решающего влияния Югославии в Албанию), но в первую очередь от того, что Тито был яркой личностью и стремился к независимой политики, в отличие от тех марионеточных коммунистических руководителей, которые были насажены Сталиным в странах-сателлитах.



Первые разногласия начались по вопросу о создании Балканской федерации , за которую в начале XX века с целью объединения рабочего движения на Балканах очень ратовал Ленин. В конце 1947 года Тито и коммунистический руководитель Болгарии Георгий Димитров в г. Бледа (Югославия) договорились о поэтапном осуществлении этой идеи. Это не нравилось Сталину, поскольку, по его мнению, давало бы возможность Тито, влиятельному балканскому лидеру, значительно расширить свое влияние на Балканах. 28 января 1948 года газета «Правда » выступила со статьей против Балканской федерации, назвав такую идею «ложной » и «искусственной ».

Однако Сталин скоро изменил свое мнение, рассчитывая через свое влияние на Димитрова получить возможность использовать социалистическую Балканскую федерацию как весомый фактор усиления своего влияния на международной арене. 10 февраля 1948 года Сталин созвал в Москве советско-болгарско-югославское совещание, на котором выдвинул свои требования к такой федерации. Они не устраивали Тито, и 1 марта Югославия отклонила советские условия федерации. С марта по июнь в переписке по этому поводу возникли споры и по другим вопросам. Они возросли до кризиса в советско-югославских отношениях. Тито действовал твердо, даже вызывающе: вывел из состава своего правительства двух просоветских министров, отказался предстать перед Коминформом в виде обвиняемого. Такого не мог себе позволишь ни один из руководителей стран-сателлитов.


Сталин отозвал из Югославии советских специалистов, угрожал прекратить экономическую помощь Югославии. 27 июня 1948 года на заседании Коминформа в Бухаресте было сделано совместное заявление, которое содержало резкое осуждение «постыдного, протурецкой режима » Тито и призвали «здоровые силы » КПЮ заставить своих руководителей «откровенно и честно признать свои ошибки и исправить их ». В случае отказа — сменить руководство, «выдвинуть новое интернациональное руководство КПЮ ». Но IV съезд КПЮ в июле 1948 года единодушно отверг все обвинения и полностью поддержал Тито.

После этого Сгалин в августе 1948 года денонсировал советско-югославский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи от 11 апреля 1945 года Советская пропаганда стала всячески позорить Тито, называя его «гитлеровско-троцкистским агентом ». Югославская пресса не осталась в долгу. Начались двусторонние оскорбления и обвинения. 11 августа СССР объявил, что не может относиться к Югославии, как к союзнику и считает ее враждебным государством. 25 котября 1948 года СССР официально разорвал с Югославией дипломатические отношения.


Тито оказался единственным из коммунистических руководителей, который осмелился противоречить «великому гению всех времен и народов », а Югославия — единственной социалистической державой, где Сталин не смог распоряжаться как у себя дома. И хотя Югославия оказалась в трудном положении, она не стала «легкой добычей» Запада, как того кое-кто хотел. Тито подписал с США соглашение о неприкосновенности американских инвестиций в югославской промышленности, за что США разморозили югославские фонды в США и 8 сентября 1949 года предоставили Югославии кредит в 20 млн. долларов . 28 декабря 1948 Югославия заключила торговое соглашение с Великобританией, возобновила торговые связи с Италией. Однако Тито отклонил сделанное ему в 1951 г. предложение о вступлении Югославии в НАТО, неоднократно упрекал этому блоку за антикоммунизм и на международной арене Югославия занимала в отношении СССР и других социалистических стран беспристрастную позицию.

Сталин свирепствовал и относился к Югославии исключительно враждебно. Опасаясь, что позиция Тиго может найти последователей среди коммунистических руководителей государств-сателлитов, особенно тех, кто во время войны не сидел в Москве, а руководил Движением Сопротивления в своих странах и пользовался большим авторитетом среди народа, Сталин вскоре после войны провел две «волны чистки » среди партийных и государственных руководителей стран-сателлитов. Во время первой «волны» (1948-1949 гг) были устранены «национальные лидеры »: в Польше — Л. Гомулка (арестован), в Венгрии — Ласло Райк, в Болгарии — Трайчо Костов, в Словакии — Клементис (все расстреляны) . Во время «второй волны » (1950-1952гг.) были уничтожены в основном «космополиты » (евреи): в Чехословакии — Сланский и с ним еще 13 человек (над ними был совершен «открытый процесс » вроде московских), в Румынии — старая коммунистка Анна Паукер (всех расстрелян). Часть этих людей боролась с фашизмом еще в интернациональных бригадах в Испании, другие воевали против гитлеровцев во времена второй мировой войны. Они были заменены теми, кто во время войны сидели в Москве на сталинских спецпайки и считались послушными и покорными.

В 1952 году советские спецслужбы по приказу Сталина начали готовить диверсионную акцию с целью уничтожения Тито. Завершить ее не успели в связи со смертью Сталина.
Разрыв между СССР и СФРЮ доказал, что марксистское утверждение о том, что «антагонистические противоречия » между социалистическими странами исключены, является ошибочным.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря империалистический и демократический, антиимпериалистический .

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР , созданной на территории Восточной Германии, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной.

С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон . Министрами иностранных дел СССР начального периода "холодной войны" были В.М. Молотов, а с 1949 г. АД. Вышинский. Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла . Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции.

Одной из форм проявления "холодной войны" стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС) . Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии.

Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. ГДР . Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

14 мая 1955 года - ОВД , двуполярность мира на 34 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО. Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма , к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту . Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х начале 50-х годов были противоречивы . Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни , усиление международной напряженности таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-административная система . В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии,

Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Страница 2

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ста 452 вила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.

Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия и установления международного контроля за выполнением этого решения.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

СССР и страны Восточной Европы. Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы.

Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства.

В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. - ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот 453 странами Запада торговых отношений с СССР и государствами В ной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Женские концлагеря (Равенсбрюк)
Концлагерь Равенсбрюк строился, начиная с ноября 1938 года, силами СС и заключенных, переведенных из Заксенхаузена, в прусской деревне Равенсбрюк, около Макленбургского климатического курорта Фюрстенберг. Это был единственный большой концлагерь на германской территории, который был определен как так называемый “охраняемый лагерь заключе...

Плод страсти роковой. Регулярная армия XVIII-XIX вв. и незаконнорожденные дети…
Рекрутская повинность - способ комплектования русской регулярной армии в 18 - 19 вв. Рекрутской повинности подлежали податные сословия (крестьяне, мещане и др.), которые выставляли от своих общин определенное число рекрутов. Рекрута провожали нередко как покойника, а жена причитала так, будто жизнь ее на этом заканчивалась. О рекрутчин...

Врачи.
Нельзя не отметить заслуг тульских врачей, внесших неоценимый вклад в дело обеспечения благополучия и процветания Тульской земли. Особенно их общественная деятельность оживилась во второй половине XIX столетия, в ходе Великих реформ. Результатами их упорной работы явилось открытие ряда больниц, улучшение санитарных условий в городе. К...

Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с

СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно-европейскими странами

Были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные

Виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия.

Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по

Международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их

Взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с

Поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению

руководителей некоторых стран, в частности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда

(Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма.

Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к

Унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому

Конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими

Руководителями федерации с Бол1а-рией. Кроме того, югославская сторона отказалась

Выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам

Национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных

С социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические

Отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х - начале 50-х

Годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время

Политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту

Напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни,

Усиление международной напряженности - таковы были результаты развития общества в

Первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И. В.

Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном

Сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть

И. В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы

Общественной жизни.

Глава 39. Развитие СССР в 1953-1964 гг.

Годы вошли в историю как время хрущевской оттепели. В этот период начались

процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в

Экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы,

Проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и

Сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на

Неудачу.

Попытка демократизации общественно-политической жизни

Политика десталинизации. Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе

Руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н. С.

Хрущев - известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими

Парторганизациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г. М. Маленков,

Министром иностранных дел - В. М. Молотов, министром обороны - Н. А. Булганин. Во

Главе нового Министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л.

П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного

Совета СССР был утвержден К. Е. Ворошилов, Новые лидеры заявили о своей готовности

Осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у

Власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней

Были Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев. Все они находились в свое время в

Ближайшем окружении Сталина и были причастии к необоснованным репрессиям. В то же

Время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления

Законности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию

Жизни общества.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле

Г. Прекратилось следствие по «делу врачей». Были освобождены из заключения участники

«мингрельского Дела». В 1953 г. был арестован Л. П. Берия, Он обвинялся в намерении

Разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании расширить

Полномочия МВД - своей главной опоры в борьбе за власть. Берия был исключен из партии

Как «враг народа» и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по

Освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в

Частности по преодолению культа личности И. В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала

Н. С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. па пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати

Началась критика культа личности И. В. Сталина. Проводились реорганизация

Правоохранительных органов. При Совете Министров СССР был организован Комитет

Государственной безопасности (КГБ). Органы милиции были преобразованы в отделы

Исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. Не все перестройки в

Административной системе управления были достаточно продуманны. Недовольство вызвало

Проведенное в 1962 г. разделение местных Советов по производственному принципу - на

Промышленные и сельские. Эта реорганизация нарушила единство власти, смешала функции

Органов местного самоуправления.

Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения

Которой была создана специальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. В числе

Реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные

Работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А. С. Бубнов, С. В. Косиор, П.

П. Постышев, А. В. Косарев, М. Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабилитированы

Около 16 тыс. человек.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX

Съезд КПСС (февраль 1956 г.). Hа съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы

шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседании съезда

Выступил Н. С. Хрушев с докладом «О культе личности и его последствиях». В докладе

Людей и о депортации народов в 30-40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с

Культом личности И. В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от

Марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.

После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н. С. Хрущева на собраниях

Партийных организаций. Содержавшиеся в докладе факты рождали у слушателей возмущение и

Стремления понять причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов.

Публичное осуждение культа И. В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима

Вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. «Умирают

в России страхи...»-такими словами начиналось одно из стихотчорений Е. А. Евтушенко тех

Преобразования в общественно-политической жизни. Во второй половине 50-х годов

Продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-

Политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы

Правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято

Положение о прокурорском надзоре.

Расширялись права союзных республик в области законодательства. К их компетенции были

отнесены вопросы устройства республиканских судов, принятие Гражданского и Уголовного

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода