Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Витус беринг алексей чириков достижения исследователя. Биография мореплавателя витуса беринга

Родом, Беринг родился в 1680 году в Ютландии; а в 1704 году был принят Царем Петром во флот с чином мичмана, как уже ходивший на голландских судах кругом в Индию. Считаясь одним из лучших капитанов, Беринг до 1724 года командовал последовательно в и кораблями «Селафаил», «Перл», «Мальбург» и «Лесное» и принимал деятельное участие в военных действиях на море против . В 1724 году Беринг вышел в отставку, обидевшись на непроизводство в чин капитана 1-го ранга; через полгода Петр приказал адмиралтейской коллегии снова пригласить его на службу и дать ему желаемый чин.

Заботясь о развитии и начале торговых сношений с , и другими восточными странами, Петр I интересовался вопросом – возможен ли проход из Архангельска в Тихий океан , иначе говоря, существует ли пролив между Азией и Америкой. Для выяснения этого вопроса Петр решил отправить научную экспедицию под начальством Беринга. 23 дек. 1724 года, незадолго до своей кончины, Царь дал Ивану Ивановичу следующую собственноручную инструкцию: «1) надлежит на Камчатке или на другом месте сделать один или два бота с палубами; 2) на оных ботах возле земли, которая идет на норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки, и для того искать, где она сошлась с Америкой, и чтобы доехать до какого города европейского владения, или ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него, как оный берег называют, и взять то на письме, и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость и, поставя на , приезжать сюда».

В состав экспедиции вошли: лейтенант Чириков, несколько человек ученых и геодезистов и до 40 нижних чинов; впоследствии к экспедиции присоединились лейтенант Шпанберг, гардемарин Чаплин и еще 60 нижних чинов и мастеровых. Закончив приготовления, Чириков с частью экспедиции 24 января 1725 года (за 4 дня до смерти Петра) выехал из в Вологду и здесь около 15 февраля соединился с , прибывшим с остальными спутниками. Отсюда вся экспедиция направилась на восток и на 44-й день пути прибыла в Тобольск.

Первая камчатская экспедиция Беринга

В июне 1726 года Беринг прибыл в Якутск, а 30 июня 1727 года — в Охотск, проведя в пути почти два с половиной года. Пополнив здесь запасы, Беринг отправился морем из Охотска на Камчатку в Большерецк, а оттуда сухим путем перешел в Нижнекамчатск (11 марта 1728 года), где тотчас приступил к постройке палубного бота «Гавриил» для предстоящего морского плавания. 13 июля с запасами для годичного плавания Беринг вышел из Камчатки в море, направляясь на север, к месту предполагаемого разделения Азии и Америки. Незнакомство с условиями северном плавания, несовершенная постройка судов, позднее время года, постоянные туманы и бурное море сильно затрудняли выполнение Беринг его задачи. Пробыв более месяца в открытом море, Беринг прошел почти весь пролив, названный впоследствии его именем, и перевалил за полярный круг. Из расспросов и других обитателей Камчатки Беринг убедился, что этот берег дальше поворачивает к западу, а к северу простирается водное пространство без признаков земли.

Показания чукчей в различных местах были совершенно одинаковы и утвердили Беринга в мысли, что Азия с Америкой не соединяются. Чтобы проверить это, путешественник отошел от берегов и решил продвинуться на северо-восток. Потеряв из виду землю и долгое время не встречая ожидаемого американского берега, Беринг не решился продолжать путешествие, боясь попасть во льды и быть ими затертым в неизвестном море. же мнения были его спутники. Экспедиция вернулась на зимовку в Нижнекамчатск, куда прибыла 2 сентября 1728 года. За время этого плавания Беринг открыл у восточного берега Камчатки остров, названный позже его именем.

Перезимовав в Нижнекамчатске, Иван Иванович выстроил второй бот «Фортуну» и, назначив на него Чирикова, 5 июня 1729 года снова вышел в море с обоими судами. На этот раз Беринг решил пройти на восток. Сделав переход около 200 км. и не встретив земли, исследователь был принужден вернуться в Охотск. Второе плавание окончательно убедило Беринга в существовании к востоку неизвестной земли, отделенной от Азии морским проливом.

Считая свою миссию выполненной, Беринг отбыл в Петербург и здесь представил карту своих плаваний адмиралтейской коллегии вместе с подробным докладом о необходимости снаряжения новой экспедиции для исследования всего северного побережья и открытого пролива. Рассмотрев представленные путешественником карты, журналы и отчет о плавании, адмиралтейская коллегия отнеслась недоверчиво к вопросу о проливе, но в награждение понесенных трудов представила Беринга к чину капитан-командора.

Предложение Беринга о снаряжении новой экспедиции по рассмотрении сенатом и адмиралтейской коллегией было одобрено. Заключалось оно в следующем: принять меры для устройства Охотского края и Камчатки, исследовать пути к Америке и Японии и произвести опись всего северного побережья России между реками Леной и . Одновременно с планом экспедиции Беринг возбуждал целый ряд вопросов, касавшихся благоустройства наших сибирских окраин: возбужденные им вопросы рисуют Ивана Ивановича как человека государственного ума, достойного сподвижника Петра Великого. Эти вопросы сводятся к следующему:

  • О необходимости религиозного просвещения между и другими племенами;
  • Об учреждении на реке плавильных заводов для добывания из местной ;
  • Об организации из местных жителей регулярных полков;
  • О разведении в Охотском и Камчатском крае русских пород лошадей и рогатого скота, коего там имеется мало, а пастбища богаты и земля плодородна;
  • О заведении и верфей, развитии добывающей промышленности, изменении системы ясака, развитии рыболовства, звериного промысла и тому подобное;
  • Об основании морской торговли с Японией.

Каждый из этих пунктов Беринг подробно объяснял сделанными наблюдениями. Одобренный сенатом и адмиралтейской коллегией проект Беринга встретил полное сочувствие Императрицы Анны Иоанновны. 17 апреля 1732 года последовал Высочайший указ, в котором предложения Беринга признавались вполне отвечающими «государственной пользе и умножению нашего интереса» и приказывалось снарядить вторую камчатскую экспедицию. Дух Петра еще жил среди людей, стоявших у власти, и потому в сочувствии и поддержке широким замыслам Беринга не было недостатка.

Вторая камчатская экспедиция (или первая академическая ) 1733 – 43 годов

В состав экспедиции вошел весь цвет русской науки того времени. Участниками от флота были: сам Беринг, талантливый Чириков, Шпанберг, братья Лаптевы, Овцын, Малыгин, Скуратов, Прончищев, Челюскин, Ваксель, Стерлегов (все прославившиеся своими открытиями), еще 48 офицеров, гардемаринов и штурманов, 13 чиновников, шкиперов, боцманов, 18 лекарей и подлекарей; от академии наук – академики Миллер, Гмелин, Де-ла-Кроер, профессор Фишер, Штеллер, 5 студентов, 16 геодезистов, 5 мастеров различных специальностей, переводчики, живописцы и 6 «рудознатцев» (горняков), 1 пастор, 6 священников и до 600 человек матросов, солдат и мастеровых.

Экспедиция была разделена на отряды, которые должны были одновременно начать исследование и опись всего побережья Ледовитого океана: от Архангельска к реке Оби и Лене, Камчатке, от и берега до Японии. Беринг и Чириков на двух судах должны были идти из Камчатки для исследования берегов Америки и решить в окончательной форме вопрос о проливе. Шпанберг с тремя судами направляется в для исследования и и завязания сношений с этой страной. Братья Лаптевы и другие офицеры на трех дубель-шлюпках производят опись северного побережья между устьями и ; кроме того, одно или два судна должны были производить опись берега от Архангельска до Оби. К целям научным прибавлялась и цель государственная – распространить владычество России на вновь открытые земли и острова. Все инструкции по этому поводу предписывали составу экспедиции самое ласковое обращение с народами и племенами, поступающими в подданство России. Начальником всей экспедиции был назначен Беринг, помощником его и заместителем – Чириков. Экспедиция была рассчитана на 6 лет, и приготовления к ней были громадны: средств действительно не жалели, и оборудование ее было по тому времени самое широкое. Отправление отрядов к различным пунктам северного побережья началось весной 1732 году. С большими усилиями преодолевая трудности пути, партии постепенно прибывали на свои места, строили нужные суда и приступали к работам. В это время члены академии, распределенные по отдельным областям, производили порученные им научные исследования.

Экспедиция Беринга и Чирикова к американским берегам

Только к 1740 году были построены нужные суда, «Святой Петр» и «Святой Павел», и Беринг перешел морем в Камчатку. Выбрав хорошую бухту, путешественник заложил здесь порт и назвал его «Петропавловской гаванью». 4 июня 1741 года Иван Иванович вышел в море. Было решено идти вместе на юго-восток, пока не будет встречена земля. 20 июня шторм разлучил суда, и они уже больше не встречались. Первому увидеть землю удалось Чирикову («Святой Павел») — 15 июля, на широте 55° 21` сев. и долг. 61° 55` зап. Подойдя ближе, Чириков убедился, что находится у берегов Америки. Обе посланные им на берег шлюпки были захвачены туземцами, и Чирикову пришлось вернуться в Камчатку.

Беринг увидел берег только 20 июля – это был остров Святого Ильи (Каяк). Опасаясь быть застигнутым ветрами, капитан пополнил запасы воды и тронулся в обратный путь. Неблагоприятный прижимал судно к берегам, и Берингу пришлось несколько раз отстаиваться на якоре. За это время были открыты остров Архидьякона Стефана (Туманный) и острова Евдокеевские. Между тем среди команды начали развиваться болезни; сам Беринг был сильно болен, и командование перешло к лейтенанту Овцыну.

Постоянные штормы, холода, недостаток провизии и воды вскоре привели экипаж в самое печальное положение. Счисление было почти потеряно, ослабевшие люди едва могли управлять парусами. Ежедневно умирало по 2-3 человека. 4 ноября увидели наконец, землю, принятую за Камчатский берег, к которой и приблизились. Это оказался остров, названный потом именем Беринга. Из-за ветхости судна и болезней решено было здесь перезимовать. Стали выкапывать ямы в песке, прикрывать их брезентами и парусами. Во время плавания умерло 12 человек. Из оставшихся многие умерли при перевозке на берег, остальные находились в самом печальном состоянии. Сам капитан Беринг и большая часть офицеров были тяжело больны, и их закутанными перенесли и поместили в вырытые ямы.

Наступали холода. Остров оказался пустым, без леса, хотя и с водой. Невозможные условия жизни в ямах привели к сильной смертности. Одним из первых, 8 дек. 1742 года, скончался Беринг; оставшиеся в живых провели здесь около 9 месяцев. Весной, разломав свое судно, они построили из него меньшее и после 2-недельного плавания достигли, наконец, Авачинской бухты, откуда в 1743 года добрались до Охотска. Так окончилась первая большая экспедиция. Несмотря на все неудачи, в продолжение десяти лет (1733-43 годы) русскими моряками и академиками были пройдены и описаны впервые северные берега России от до устьев реки Колымы, Камчатка, исследована Сибирь до крайних южных и восточных ее пределов, совершены 2 плавания к Северной Японии и, наконец, открыты западные берега Америки, Курильские и Алеутские острова, и доказано существование «северного хода» в Тихий океан. Участники различных партий по возвращении в Санкт-Петербург представили свои труды в виде карт, описей и журналов, причем академики Штеллер и другие оставили любопытные записки о путешествии и труды по описи Сибири. В 1822 году Берингу был поставлен первый памятник на его могиле, а в 1866 году, по почину капитана 1-го ранга Рикорда, ему воздвигли памятник в Петропавловске.

Доклад про Витуса Беринга, русского путешественника и мореплавателя датского происхождения, капитан – командора изложен в этой статье.

Сообщение о Витусе Беринге

Будущий путешественник появился на свет в поселке Хорсенс в 1681 году. Известно, что в 1703 году он окончил амстердамский кадетский корпус. Его доблестная служба началась с участия в Ост-Индийской компании. Она и открыла ему путь в русский флот. Имея должность унтер-офицера, мореплаватель Витус Беринг в 1707 году командовал шхуной «Мункер», которая плавала в Азовском море. Он брал активное участие в боях с Турцией, за что получил новое звание — капитан-лейтенант. В 1712 году его перевели в Балтийский флот, и мореплаватель стал командовать фрегатом «Перл». В результате успешной службы ему присвоили очередное звание капитана ІІІ ранга. В 1713 году он женился на своей давней знакомой Анне Кристине Пильсе, в раке с которой родилось 8 детей (выжило только 3). Жена постоянно сопровождала мужа в его путешествиях, за что ее называли командоршей.

Но основной вклад Витуса Беринга в том, что открыл пролив, соединяющий Северную Америку и Азию. Русский царь Петр I издал указ о снаряжении экспедиции из 100 человек под руководством уже известного и авторитетного мореплавателя. Команда отправилась в путь в январе 1725 года. Через 2 года она прибыла в поселок Охотск, где началась постройка корабля для плаванья до Камчатки. 13 июля 1728 года экспедиция вышла в открытое море. Путь Витуса Беринга простилался на север. Спустя месяц путешествий был открыт пролив, который показал, что Северная Америка и Азия являются двумя разными континентами. В каком году Витус Беринг открыл пролив? Это грандиозное событие произошло 26 августа 1728 года. Он исследовал его западную часть, и, решив, что миссия достигнута, повернул домой в Петербург с докладом о проделанной работе. Адмиралтейская коллегия, удовлетворенная результатом экспедиции назначила дату второго путешествия — 28 декабря 1732 года. Цель — исследование берегов Северной Америки и Северного Ледовитого океана, а также Земли Гаммы (Америки). В том же году он получил очередное звание.

Какое звание было у Витуса Беринга? Петр І даровал ему звание капитан – командора.

Вторая экспедиция была намного сложнее. Скудность пищи, неблагоприятные условия плаванья, недостаток воды привели к эпидемии цинги на корабле. Витус Беринг решил пополнить запасы воды и еды, остановившись на острове, который впоследствии был назван на его честь. Перезимовав здесь, мореплаватель умер в тяжелых муках 8 декабря 1741 года.

Витус Беринг вклад в географию

Ему принадлежит обследование и нанесение на карту Тихоокеанского побережья Камчатки, Северо-Восточной Азии. Он открыл заливы Креста, Карагинский и Камчатский, полуостров Озерный, острова Св.Лаврентия, Св. Ильи, Евдокеевские острова, Св. Иоанна, Св. Маркиана, Св. Стефана и бухту Провидения.

Витус Беринг родился в Дании в 1681 году. В 1703 году окончил Амстердамский морской кадетский корпус и вскоре поступил на службу на российский флот в чине подпоручика. В 1710 году был переведен в Азовскую флотилию, где участвовал в Прутском походе (1711). В 1712-1723 годах проходил службу на Балтике, где командовал различными судами. В 1724 году был уволен со службы по личной просьбе.

23 декабря 1724 года Петр I издал указ об организации экспедиции на Камчатку и дал распоряжение подыскать достойного офицера, который мог бы ее возглавить. Адмиралтейство предложило кандидатуру капитана Беринга, имевшего на тот момент определенный опыт. Царь с кандидатурой согласился, и Беринга вновь принимают на службу и присваивают звание капитана 1-го ранга.

Задачи, стоявшие перед экспедицией, лично расписал сам Петр I. Первая Камчатская экспедиция продолжалась пять лет (1725-1730). Беринг и его команда успешно справились с поставленными задачами. На карты были нанесены большие участки побережья Камчатки и Чукотки.

Обогнув Камчатку с юга, русские мореплаватели доказали, что Камчатка не соединяется с Японией, как полагали некоторые. Но самым главным открытием явилось то, что путешественники прошли проливом между Азией и Северной Америкой, который позже был назван Беринговым.

Позже экспедиция продвинулась к востоку от Камчатки более чем на 200 километров, были открыты Авачинский залив и Авачинская бухта. Экспедиция Беринга впервые выполнила съемку 3500 километров западного берега моря, впоследствии названного Беринговым.

В 1730 году он вернулся в Санкт-Петербург, где предоставил подробный отчет в Адмиралтейство. Чиновники морского ведомства к отчету отнеслись с недоверием. Тем не менее труд путешественников был достойно оценен. Витус Беринг получил чин капитан-командора и 1000 рублей деньгами.

После Первой Беринг предложил организовать новую, Вторую Камчатскую экспедицию с целью дальнейших исследований северо-восточных земель и нахождения восточного морского пути в Америку.

Его план был принят, и он возглавил Вторую Камчатскую (Великую Северную) экспедицию. Его заместителем был назначен А. Чириков.

8 сентября 1740 года экспедиция на двух кораблях («Святой Петр» и «Святой Павел») вышла из Охотска, но, пока шли сборы, наступила осень, и отплытие к берегам Америки отложили до следующего года. Корабли встали на зимовку в бухте реки Авачи. Именно здесь Беринг заложил населенный пункт, который назвали в честь кораблей экспедиции. После зимовки в Петропавловске, 4 июня 1741 года, на двух пакетботах экспедиция Беринга и Чирикова отправилась от берегов Камчатки на юго-восток сначала в поисках мифической Земли Жуана да Гамы. Ее поиски успехов не принесли, и корабли взяли курс на северо-восток, но из-за плохой видимости разошлись. Несколько дней Беринг искал корабль Чирикова, но безрезультатно. Оставшись с одним кораблем, Беринг продолжил двигаться сначала на юг, а позднее на северо-восток, где подошел к берегам Аляски. Открытия омрачались обострившейся у Беринга сердечной болезнью.

Несмотря на плохое самочувствие капитана, путешественники продолжили исследования вдоль берегов Америки. В августе - сентябре были открыты остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на полуострове Аляска. На открытых островах Шумагина русские путешественники впервые встретились с алеутами. 4 ноября 1741 года корабль прибило к острову, на котором капитан-командор скончался 8 декабря. Здесь же от цинги умерло 14 человек экипажа. В дальнейшем остров был назван островом Беринга.

За 10 лет (с 1733 по 1743 год) отряды Второй Камчатской экспедиции нанесли на карту северное и восточное побережье России, внутренние территории Восточной Сибири, разведали пути в Америку и Японию, открыли побережье Северо-Западной Америки, острова Курильской и Алеутской гряд.

В 1991 году российско-датская экспедиция нашла на Командорских островах могилу великого мореплавателя. Профессор В. Звягин по черепу реконструировал истинный облик Беринга.

Именем капитана-командора Беринга названы море, пролив, остров, подводный каньон, река, озеро, ледник, залив, два мыса, исчезнувшая суша (Берингия), некогда соединявшая Азию с Северной Америкой, улица в городе Петропавловске-Камчатском.

Витус Ионассен Беринг - великий мореплаватель, офицер российского флота, которым было сделано немало важных географических открытий. Оказавшись во главе двух экспедиций на Камчатский полуостров, Беринг внес большой вклад в развитие географии в России. Его именем названы пролив, остров и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет 2 августа 1681года в небольшом датском городке Хорсенс. Мальчика с ранних лет манило море, и потому родители решили отдать его на обучение в морской кадетский корпус в Амстердаме. Во время учебы юный Витус успел совершить путешествие в Ост-Индию, после которого окончательно убедился в своем решении связать судьбу с мореплаванием.

Завершение учебы Беринга совпало с повышенным интересом Петра I к освоению морского ремесла. Российский государь искал опытных иностранных специалистов, и молодой, но подающий большие надежды Витус Беринг получил приглашение ступить на государеву службу. В России ему сразу доверили управление грузовым судном, транспортировавшим лес.

Рис. 1. Витус Беринг.

Исправно неся службу на русском флоте, Беринг сделал успешную карьеру, и к 1724 году смог дослужиться до капитана 1-го ранга. За это время под российским флагом он принял участие в двух войнах, в его командовании находилось немало кораблей.

Первая Камчатская экспедиция

В 1724 году Петр I принял решение организовать масштабную экспедицию на Камчатку, и для этой цели приказал подыскать подходящих людей. Коллегия Адмиралтейства выдвинула кандидатуру Беринга, и русский государь дал опытному мореплавателю детальную инструкцию.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Согласно ей Беринг должен был построить два палубных судна, на них отправиться вдоль побережья, где, согласно предположениям, должна была располагаться Америка. Отыскав место возможного соединения Азии с Америкой, экспедиция должна была собрать как можно больше ценной информации и нанести ее на карты.

Вместе со своей командой Беринг двинулся в путь в январе 1725 года. Лишь два года спустя они достигли восточных берегов Камчатского полуострова. Еще один год ушел на строительство кораблей.

Рис. 2. Строительство судов.

Маршрут экспедиции пролегал на северо-восток вдоль материка. В ходе этого путешествия были нанесены на карты многие географические объекты: острова, заливы, бухты. Но самое важное - Беринг выяснил, что Америка и Азия никак не связаны между собой.

Вторая Камчатская экспедиция

В 1733 году Коллегия, вняв веским доводам отважного мореплавателя, дала «добро» на повторную экспедицию к Камчатскому полуострову. В новом чине капитана-командора Беринг занялся ее подготовкой в Якутске. Этот процесс шел крайне медленно из-за откровенного безразличия и нежелания содействовать местных властей.

Лишь в 1740 году два корабля под руководством Беринга взяли курс на Камчатку. Спустя год экспедиция достигла берегов Северной Америки через небольшой пролив - задача, возложенная на Беринга Петром I, была решена.

Рис. 3. Берингов пролив.

Возвращение на родину Второй Камчатской экспедиции оказалось крайне тяжелым. Из-за сильнейшего тумана корабли долгое время блуждали по морю, не в состоянии определить свое местонахождение. Члены экипажа стали умирать от разразившейся цинги. Не пощадила страшная болезнь и Беринга.

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 116.

Немногим путешественникам посчастливилось оставить свои имена на карте нашей планеты. Одним из тех, кому выпала подобная честь, является Витус Беринг. Его непростой судьбе и географическим открытиям, изменившим представления современников о расположении материковых линий и островов в самых северных широтах, посвящена эта статья.

Родители

Витус Беринг родился в 1681 году. Достоверно известно, что произошло это в Дании. По некоторым данным местом рождения путешественника является город Хорсенс, где он был крещен в лютеранской кирхе, о чем свидетельствует документ, который и по сей день хранится в старинной церковной книге. Мальчика назвали в честь маминого брата, который был известным датским историком и служил летописцем в Королевском суде. Что касается фамилии, то она досталась ему от матери - Анны Педердаттер Беринг, происходившей из знатного дворянского рода, который, однако, к моменту рождения Витуса уже разорился.

Отец будущего путешественника Ионас Свендсен работал в таможне и был весьма уважаемым человеком в Хорсенсе. От предыдущего брака и брака с Анной у него было в общей сложности 9 детей. Жалования таможенника не хватало, семья с трудом сводила концы с концами, но все дети, в том числе Витус Ионассен Беринг, отличались набожностью и смогли получить неплохое по тем временам образование.

Детство

Семья Берингов-Свендсен жила в Хорсенсе на улице Сендергаде. По соседству располагалась школа, принадлежавшая П. Дальхоффу, которую посещали дети Анны и Ионаса. В 1695 году сын Дальхоффа, который служил на королевском флоте, женился на старшей дочери Ионаса Свендсена. С тех пор юный Беринг постоянно слышал от новой родни увлекательные рассказы о морских путешествиях и баталиях.

Благодаря мужу сестры Витус стал частенько бывать на кораблях и водить дружбу с матросами. Он был очарован романтикой их жизни. Особенно его интересовали экспедиции в разные неисследованные уголки планеты. Уже в юном возрасте Витус в мельчайших подробностях изучил материалы экспедиций датского путешественника Йенса Мунка, который совершил морское путешествие в Гренландию и побывал в Индии.

Начало морской карьеры

Родители Беринга не жалели своих скудных средств на то, чтобы дать детям самое лучшее образование. Благодаря их усилиям старшие братья Витуса смогли поступить в университет Копенгагена. Однако юного Беринга не привлекала карьера юриста или доктора. Окончив школу, он в 14 лет вместе с двоюродным братом Свеном записался матросом на голландский корабль.

Первые путешествия

Вместе со Свеном и другом детства Сиверсом, который много лет спустя стал русским адмиралом, Витус Беринг дважды совершил плавание в Ост-Индию, пересек Атлантический океан, побывал на Карибах и в североамериканских европейских колониях.

Будучи уже достаточно опытным моряком, молодой человек осознал, что ему не хватает теоретических знаний, и поступил на учебу в морской кадетский корпус в Амстердаме, считавшийся одним из лучших в мире. В период учебы он заслужил похвалы преподавателей, которые в один голос утверждали, что из Витуса Ионассена Беринга выйдет превосходный капитан.

Судьбоносное предложение

В 1703 году Витус Беринг познакомился с Корнелием Крюйсом. Последний хотя и был норвежцем по происхождению, но уже более 10 лет служил на русском флоте и имел чин вице-адмирала. По приказу Петра Первого Крюйс ездил по Европе и нанимал толковых специалистов-иностранцев. Он разглядел в молодом кадете, проходившем учебу на последнем курсе, будущего известного исследователя и предложил поступить на службу в русский флот. Витус Ионассен Беринга сразу же оценил перспективы, которые перед ним открывались, и принял предложение Крюйса.

Первые годы службы в России

По рекомендации Крюйса Витуса Беринга зачислили в Балтийский военно-морской флот, присвоив чин подпоручика. В 1704 году он приехал в Россию, которая отныне стала его новой родиной. Сначала Витус Беринг стал командовать судном, доставлявшим лес на остров Котлин, где по приказу Петра Первого осуществлялось строительство крепости Кронштадт. Прилежание и рвение молодого датчанина не остались незамеченными - уже через 4 года Берингу присвоили чин поручика.

Дальнейшая карьера

В последующие несколько лет карьера Беринга пошла по нарастающей.

В 1710 году его корабль направили на побережье Финского залива для ведения наблюдения за шведской флотилией. Через несколько месяцев ему было присвоено звание капитана-лейтенанта, он был направлен на Азовский флот, где командовал парусной шнявой «Мункер».

В 1711 Беринг принял участие в походе Петра Первого в Молдавию, находящуюся в вассальной зависимости от Османской империи. После неудачного завершения этой компании он был направлен на Балтийский флот. В 1715 году ему присвоили чин капитана 4 ранга и отправили в Архангельск командовать судном «Селафаил». На этом корабле Беринг побывал в Копенгагене. Этот поход стал последним посещением родной Дании в жизни мореплавателя, который большую часть своей жизни провел в России.

В 1716 году Витус Беринг, биографии которого посвящена эта статья, принял командование над парусником «Перл». На этом судне он ходил к Бронкгольму.

К 1720-му году Беринг уже имел чин капитана 2 ранга, а под его командованием был фрегат на 90 пушек «Марльбург».

Отставка

Несмотря на все карьерные достижения, Беринг считал себя незаслуженно обойденным наградами. В частности, его очень задевало то обстоятельство, что за 17 лет службы он не получил чин капитана первого ранга.

В 1724 году мореплаватель написал прошение об отставке и был отправлен на покой. Когда об этом узнал Петр Первый он выразил крайнее неудовольствие Ф. М. Апраксину, который на тот момент был генерал-адмиралом русского флота. Царь приказал объявить на Коллегии, что Беринг возвращен в морской флот с назначением капитаном первого ранга. Уже через несколько дней после этого разговора Витуса отозвали из отставки и утвердили в должности командира фрегата «Селафаил».

Первая экспедиция на Камчатку

Как известно, одним из достижений царя-реформатора было создание условий для научного изучения географии страны и сопредельных земель. В конце 1724 года он подписал указ об организации Камчатской экспедиции. Согласно этому документу Коллегии Адмиралтейства поручалось найти кандидатуру для ее руководителя. После долгих обсуждений было решено назначить командиром экспедиции Витуса Беринга.

Задачи

Согласно распоряжениям Петра I, Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга должна была дать ответ на несколько вопросов, которые волновали всех мореплавателей, бороздивших северные широты.

Для этого ей было предписано:

  • отправиться на Камчатку;
  • соорудить один-два палубных бота;
  • выдвинуться на них вдоль побережья в северном направлении в поисках Американского континента;
  • установить место, где этот материк соединяется с Азией;
  • высадиться на территории Америки;
  • нанести все полученные данные на географические карты.

Ход экспедиции

Путешественник Витус Беринг вместе с остальными исследователями Камчатки выехали из Петербурга в начале 1725 года. Почти 2 года на речных судах, пешком, на телегах и на санях они добирались до Охотска. Дождавшись весны, Беринг и его команда отправились к устью Камчатки на собачьих упряжках и лодках. Летом 1728 на восточном побережье полуострова они завершили строительство бота «Святой Гавриил». Сразу же после спуска на воду судно выдвинулось на северо-восток вдоль побережья материка. В ходе этой экспедиции на карте мира появились:

  • Карагинский залив;
  • бухта Провидения;
  • остров св. Лаврентия;
  • Анадырский и залив Креста.

Важнейшим открытием экспедиции стал Берингов пролив. Витус Беринг вместе с товарищами вошел через него в Чукотское море и повернул домой. Хотя он не смог дойти до побережья Северной Америки, он посчитал свою задачу выполненной, так как установил, что этот материк не соединяется с Азией. Обогнув Камчатку с южной стороны, Беринг нанес на карту незамерзающую Авачинскую губу, а также Камчатский залив. Весной 1730 года мореплаватель прибыл с командой в Охотск и вернулся в Петербург тем же путем, который экспедиция преодолела, стартовав 5 лет назад.

В столице

По возвращении Витуса Беринга (что открыл путешественник на Камчатке, см. выше) им был представлен доклад, в котором мореплаватель утверждал, что Камчатка и Северная Америки находятся в непосредственной близости друг от друга, что позволяет организовать торговлю с местными коммерсантами. Кроме того, путешественник призывал к активному хозяйственному освоению Сибири, где по его предположениям можно было добывать железо и заниматься землепашеством.

Вторая Камчатская экспедиция: подготовка

Беринг не собирался останавливаться на достигнутом. Он представил в Адмиралтейство планы исследования северо-восточного российского азиатского побережья и разведки морских путей к Америке и к Японским островам.

Хотя задание Петра Первого (побывать на берегах Америки) не было выполнено, мореплаватель получил 1000 рублей премии и чин капитана-командора.

В 1733 году Витус Беринг был назначен руководителем Второй Камчатской экспедиции, которая должна была завершить то, что не удалось в ходе первого путешествия.

В начале 1734 года новоиспеченный капитан-командор выехал в Якутск, где в течение трех лет занимался организацией экспедиции. Местные власти вставляли ему палки в колеса, поэтому лишь в 1740 года из Охотска к востоку Камчатки отправились два пакетбота «Святой Павел» и «Святой Петр».

Ход экспедиции

В июле 1741 года корабли подошли к побережью Северной Америки. Обратно они проследовали вдоль Алеутской гряды и продолжили путь, исследуя южную береговую линию Аляски. В ходе экспедиции были открыты острова:

  • Св. Стефана;
  • Кадьяк;
  • Шумагинские;
  • св. Иоанна;
  • св. Маркиана;
  • Евдокеевские.

Смерть

Обратный путь Второй Камчатской экспедиции был очень трудным. В течение многих месяцев «Святой Петр» находился в море, так как был сильный туман, из-за которого не было возможности определить его местонахождение хотя бы по звездам. У членов экспедиции началась цинга, от которой скончалась часть моряков. Долгие годы считалось, что эта болезнь поразила и самого Беринга, однако исследование его останков, выполненное в 90-х годах прошлого века, показало, что зубы командора не были повреждены цингой.

Через некоторое время корабль стал практически неуправляемым, тем более что экипаж сильно поредел, а сам Беринг руководил им, уже будучи серьезно больным.

В первые дни ноября 1741 года моряки экспедиции увидели перед собой заснеженную землю, впоследствии получившую название острова Беринга. Они приняли решение перезимовать на суше, однако уже через месяц большинство больных членов экипажа погибло. В их числе был и Витус Беринг.

Конец экспедиции

После смерти Беринга командование принял штурман Свен Ваксель. Вместе с 46 выжившими членами экипажа он построил гукор, названный «Св. Петром», на котором в августе 1742 года достиг Авачинской губы. Потребовалось еще немало времени, чтобы участники экспедиции добрались до Петербурга и сообщили о кончине Беринга.

Признание заслуг

Географические объекты, названные в честь Витуса Беринга, сегодня известны всем. Однако заслуги мореплавателя были оценены лишь через многие годы после его смерти. В частности, Берингов пролив был назван так по настоянию Джеймса Кука.

Англичанин достиг Алеутских островов в начале октября 1778 года. Там он встретил русских охотников и получил от них карту, составленную членами экспедиции Беринга. Кук перерисовал ее, назвав пролив, разделяющий Азию и Америку, именем своего скончавшегося предшественника Беринга.

Личная жизнь

В 1713 году Витус Беринг (что открыл, вам уже известно) вступил в брак с Анной Христианой Пюльсе, которая была дочерью коммерсанта из Швеции. Спустя три года у пары родился первенец, названный в честь отца, однако ребенок скончался во младенчестве. После этого супруга Беринга рожала много раз, но из детей Берингов выжили только дочь Анна и трое сыновей.

Память

Первый монумент Витусу Берингу установили в Петропавловске-Камчатском. Точная дата его сооружения не сохранилась, однако его описание было дано в 1827 году одним английским путешественником, посетившим этот город.

В 2016 году на острове, названном в честь командора, был установлен памятник Витусу Берингу. Он представляет собой ростовую скульптуру из бронзы работы скульптора И. П. Вьюева.

Кроме географических объектов в честь путешественника были названы:

  • улицы во многих городах России: в Санкт-Петербурге, в Мурманске, в Якутске, Нижнем Новгороде, Томске, Астрахани, Артеме, Находке и в Петропавловске-Камчатском;
  • дизель-электроход;
  • один из самолетов «Аэрофлота».

Кроме того, в городе Петропавловске-Камчатском действует КАМГУ имени Витуса Беринга. А еще имя мореплавателя стало брендом датских наручных часов Bering.

Теперь вам известна биография Витуса Беринга. Этот датский мореплаватель, посвятивший жизнь служению России, навсегда вошел в мировую историю благодаря своим географическим открытиям, поставившим его в один ряд с величайшими путешественниками всех времен.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода