Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Репрезентативность - что это за процесс? Ошибка репрезентативности. Репрезентативное социологическое исследование

Выборочный метод в социологическом исследовании. Репрезентативность.

Репрезентати́вность - соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

Генеральная сов-ть - объект иссл-ия, кот. территориально, производственно и во времени "локализован".

Как правило, объектом в социологическом исследовании являются большие группы людей. Опрос всех нерационален (велики затраты, удлиняются сроки, теряется ценность, актуальность). Поэтому СИ имеют не сплошной, а выборочный характер. То есть отбирается количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам и другим характеристикам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название "выборка".

Выборочная сов-сть - определенное число элементов генер. сов-ти, отобранных по строго заданному правилу. В момент иссл-ния она должна представлять микромодель генер. сов-сти, воспроизводить характ-ки генер-ой, т.е., быть репрезентативной (представительной). Структура выбор-ой сов-сти по основным изучаемым качест-ым характ-кам и контрольным признакам должна совпадать со структурой генер. сов-сти. Контролируемые признаки репрезентативной выборки: пол, возраст, социально-профессиональный статус, имущественный состав.

Элементы выбор. сов-ти называются респ-тами. Непосредственно опрашиваемые индивиды или группы составляют единицы анализа.

Виды и методы выборки

Вероятностная

· простая случайная

· систематическая (механическая)

· гнездовая стратифицированная (серийная)

Целенаправленная

· стихийная

· основного массива

· квотная

Модель вероятной (случайной) выборки связана с понятием вероятности. В самом общем случае вероятность некоторого ожидаемого события есть отношение числа ожидаемых событий к числу всех возможных. При этом число событий должно быть достаточно большим:

Р=а/n, где р - вероятность события, а - ожидаемое число, n - общее число

В прикладной социологии широко применяются методы собственно случайного отбора. Все респонденты пофамильно заносятся на карточки, после чего последние перемешиваются в ящике, из которого и проводится отбор по случайно-повторному отбору (когда фамилия отобранного респондента записывается, а карточка возвращается обратно в ящик), либо по случайно-бесповторному (когда отобранная карточка откладывается в сторону).

Сегодня иссл-ли предпочитают исп-ть таблицу случайных чисел для построения выборки методом случайного отбора. Для этого все представители генеральной совокупности нумируются, методом случайного попадания выбирается число из таблицы, затем соответствующий данному числу, элемент генер. сов-ти заносится в список выборочной.

Данные методы возможны, если генеральная совокупность не превышает 500-1000 единиц.

Для больших генер. совокупностей удобнее применять метод систематической (механической) выборки. Все элементы ген.совокупности сводятся в единый список, и из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов. Шаг отбора (К) рассчитывается по соответствующей формуле: K=N/n, где N - величина ген.совокупности, n - величина выбор.совокупности.

Суть серийной выборки заключается в возможности разбить ген.совокупность на серии (группы) по заданному признаку и производить отбор респ-тов из каждой серии отдельно путём механической или случайной выборки. Данный вид используется в дескриптивном исследовании для изучения проблем на крупных предприятиях и организациях.

Метод гнездовой выборки довольно часто применяется на практике. Она предполагает отбор в качестве единиц не отдельных респондентов, а групп с последующим сплошным опросом в отобранных группах.

Если же мы хотим изучить в статистических показаниях особенности условий и образа жизни каких-то определенных групп населения, репрезентативная выборка должна быть заменена целевой, в которой численность каждой интересующей нас группы будет достаточна для более основательного анализа. Для этого наряду с вероятностной выборкой в СИ применяется также и целенаправленная выборка, к которой не применимы правила теории вероятности. Данный вид предполагает использование стихийного метода, основного массива и квотной выборки.

В случае стихийной выборки заранее предопределить структуру массива респондентов невозможно. Выводы исследования, как правило, распространяются лишь на опрошенную совокупность. Примером стихийной выборки служит почтовый опрос читателей журнала или газеты.

Mетод стихийного отбора внешне очень похож на случайный.

Критерии отбора: принадлежность респондента к проектируемой ген.совокупности. Чаще всего в данном случае допускаются неконтролируемые систематические ошибки. Существенную роль играет взаимное расположение при встрече респондента и интервьюера.

К стихийному отбору относится и метод основного массива, преимущество которого состоит в том, что выбор.совокупность составляет значительную долю генер.совокупности и перекрывает возможное смещение. При обследовании коллектива предпр-ия вполне достаточно опросить "больш-во" работников и это обеспечит близость выбор. и генер. средних переменных.

Метод основного массива применяется в разведывательных исследованиях для "зондажа" какого-нибудь контрольного вопроса.

При квотной выборке (применяется в опросах общественного мнения) респонденты отбираются интервьюерами целенаправленно с соблюдением параметров квот. В качестве квоты выступают все данные о том или ином контрольном признаке элементов генеральной совокупности. Как правило, число признаков, определяющих квоты не превышает четырех.

Квотный основан на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности. Квотная выборка используется на последних ступенях отбора и завершает процесс районирования и примения вероятностных процедур. Признаки: территория, социальный статус, возраст, пол.

Правила выборки таковы, что в процессе отбора основными элементами не всегда выступают единицы анализа. В начале могут быть отобраны регионы, поселения, учреждения, институты (в них факультеты, группы), школы (классы), а затем контингент опрашиваемых. Элементы, отбираемые на каждом этапе выборки по особому плану, называются единицами отбора.

Поэтому по форме реализации различают выборки одноступенчатые и многоступенчатые.



Определение объёма выборочной совокупности является важным вопросом в теории выборки.

Объем выборки - общее число единиц анализа (элементы выборочной совокупности, подлежащей опросу), зависит:

  1. от степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем меньше объем выборки),
  2. от необходимой степени точности результатов,
  3. от числовых значений контрольных признаков элементов генеральной совокупности, точнее об их дисперсии (разброса).

Как правило, объем выборочной совокупности составляет не менее 5-10% объема генеральной совокупности.

37.Статистическая обработка данных и анализ эмпирической информации.
Социальные явления и процессы, которыми занимается социология, имеют массовый характер. Поэтому одним из главных инструментов социологического анализа является статистика - наука о том, как собирать, анализировать и интерпретировать данные о массовых явлениях и процессах.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:

  • Определение предмета и объекта исследования, постановка его цели и задач;
  • Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез;
  • Выборка для эмпирического исследования;
  • Выбор методов и методик.
  • Проведение исследования, направленного на сбор эмпирического материала;
  • Обработка эмпирических данных;
  • Обсуждение и интерпретация данных;

Формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы.
Любое эмпирическое научное исследование начинается с того, что исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или свойств) у объекта или объектов исследования, как правило, при помощи чисел. Таким образом, следует различать объекты исследования (в социальных науках это чаще всего люди, испытуемые), их свойства (то, что интересует исследователя, составляет предмет изучения) и признаки, отражающие в числовой шкале выраженность свойств.

Необходимо уже на начальных этапах планирования исследования принять решение, какой будет размер выборки, какие методы сбора информации будут использованы и, наконец, какие виды обработки будут применены к полученным данным.

При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого, гипотеза уточняется.

Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных статистических и научных методов. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов

Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции.

Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе.

Обработка эмпирических данных исследования делится обычно на несколько этапов:

  • Первичная обработка данных
  • Составление таблиц
  • Проверка данных.
  • Статистический анализ данных
  • Анализ первичных статистик
  • Оценка достоверности отличий
  • Нормирование данных
  • Корреляционный анализ
  • Факторный анализ

В большинстве случаев обработку данных целесообразно начать с составления сводных таблиц.

Сводная таблица данных – это своеобразный «аккумулятор» всех данных, полученных в результате проведённого исследования, в идеале она должна содержать данные всех испытуемых по всем методикам исследования.

Основой для сводной таблицы исходных данных является следующая форма. Каждая строка содержит значения всех показателей одного испытуемого. В каждом столбце (поле) записаны значения одного показателя по всем испытуемым. Таким образом, в каждой ячейке (клетке) таблицы записано только одно значение одного показателя одного испытуемого. В самой верхней строке даны номер испытуемого по порядку, ФИО (или какой-нибудь другой идентификатор), измеренные показатели, шкальные оценки и т.п. Эта строка облегчает ориентировку в таблице. В каждой последующей строке записана ФИО испытуемого и значения всех, измеренных у него параметров; разумеется, для всех испытуемых в одном и том же порядке показателей.

Испытуемых можно перечислить в алфавитном порядке, но лучше использовать этот принцип на самом нижнем уровне деления. Сначала лучше разделить испытуемых по их принадлежности к каким-либо подгруппам, которые будут сравниваться между собой. Внутри этих подгрупп полезно упорядочить испытуемых по полу, возрасту или другому, важному для вас, параметру.

Преобразование формы информации

В таблицу целесообразно внести все интересующие вас признаки в форме десятичного числа, то есть предварительно пересчитать минуты в десятичные доли часа, секунды – в десятичные доли минуты, количество месяцев – в десятичную долю года и т.д. Это необходимо, поскольку формат данных для большинства используемых сейчас компьютерных программ накладывает свои ограничения. Старайтесь также без особой необходимости не заносить в таблицу различные текстовые символы (точки, запятые, тире и т.п.).

Всю информацию, которую можно закодировать числами, лучше перевести в числовую форму. Это даст больше возможностей для разных видов обработки данных. Исключением является первая строка, в которой записаны названия (чаще краткие названия – аббревиатуры) измеренных показателей. В виде чисел в таблицу можно вписать информацию и о тех параметрах выборки, которые предположительно могут оказаться значимыми факторами, но имеются у вас в качественных показателях. Наиболее простыми операциями могут быть: числовое кодирование (мужчины – 1, женщины – 2; прошедшие обучение – 1, не прошедшие – 2 и т.п.) и перевод качественных показателей в ранги.

Проверка данных

После создания таблицы на бумаге или компьютере необходимо проверить качество полученных данных. Для этого часто достаточно внимательно осмотреть массив данных. Начать проверку следует с выявления ошибок (описок), которые заключаются в том, что неправильно написан порядок числа. Например, 100 написано вместо 10, 9,4 – вместо 94 и т.п. При внимательном просмотре по столбцам это легко обнаружить, поскольку сравнительно редко встречаются параметры, которые сильно варьируют. Чаще всего значения одного параметра имеют один порядок или ближайшие порядки. При наборе данных на компьютере важно соблюдать требования к формат данных в используемой статистической программе. Прежде всего это относится к знаку, которые должен отделять в десятичном числе целую часть от дробной (точка или запятая).

Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данныхнеобходимо для повышения достоверности выводов научного исследования. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.

Выбор метода статистического анализа полученных эмпирических данных - очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные.

После проведения необходимого статистического анализа данных нужно соотнести полученные результаты с изначально поставленной гипотезой, с теоретическими обоснованиями авторов, которые исследовали данную тематику и предыдущими исследователями. Сформулировать выводы и проинтерпретировать полученные результаты.

38.Опросные методы сбора первичной социологической информации.

В ходе сбора информации применяются различные методы, каждый из которых имеет свои особенности. Основными методами являются опрос, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент, социометрия, измерение социальных установок. Самый распространенный из них - опрос, с его помощью собирается 90% социологической информации.

Метод опроса изобретен не социологами, его активно используют медики, юристы, журналисты, педагоги

Специфика опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных явлений. Существуют две разновидности опроса - анкетирование и интервьюирование. Преимущества опроса заключаются: а) в максимально коротких сроках сбора информации; б) в возможности получения разнообразной информации; в) в возможности охвата больших совокупностей людей; г) в широте охвата различных областей социальной практики. А несовершенство - в возможности искажения информации в силу субъективного восприятия и оценки социального факта респондентами.

анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

Чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику.

Понятие репрезентативности часто встречается в статистических отчетностях и при подготовке выступлений и докладов. Пожалуй, без нее трудно представить себе какой-либо из видов подачи информации на обозрение.

Репрезентативность - что это?

Репрезентативность отражает, насколько выбранные объекты или части соответствуют содержанию и смыслу совокупности данных, из которой они были выбраны.

Другие определения

Понятие репрезентативности можно раскрывать в разных контекстах. Но по своему смыслу репрезентативность - это соответствие черт и свойств выбранных единиц из общей совокупности, которые точно отражают характеристики всей генеральной базы данных в целом.

Также репрезентативность информации определяют как способность выборочных данных представить параметры и свойства совокупности, важные с точки зрения проводимого исследования.

Репрезентативная выборка

Принцип формирования выборки заключается в избрании наиболее важных и точно отображающих свойства общей совокупности данных. Для этого используются различные методы, которые позволяют получать точные результаты и общее представление о используя только выборочные материалы, описывающие качества всех данных.

Таким образом, нет необходимости изучать весь материал, а достаточно рассмотреть выборочную репрезентативность. Что это? Это выборка отдельных данных для того, чтобы иметь понятие об общей массе информации.

Их в зависимости от способа различают как вероятностные и невероятностные. Вероятностная - это выборка, которая производится путем вычисления наиболее важных и интересных данных, являющихся в дальнейшем представителями генеральной совокупности. Это обдуманный выбор или случайная выборка, тем не менее, обоснованная своим содержанием.

Невероятностная - это одна из разновидностей случайной выборки, составляющаяся по принципу обычной лотереи. В таком случае не учитывается мнение того, кто составляет такую выборку. Используется лишь слепой жребий.

Вероятностная выборка

Вероятностные выборки также могут подразделяться на несколько видов:

  • Одна из самых простых и понятных принципов - это нерепрезентативная выборка. К примеру, такой способ часто используется при проведении социальных опросов. При этом участники опроса не выбираются из толпы по каким-либо определенным признакам, и получение информации производится у первых 50 людей, принявших участие в нём.
  • Преднамеренные выборки отличаются тем, что имеют ряд требований и условий при отборе, однако все же полагаются на случайное совпадение, не преследуя своей целью достижение хорошей статистики.
  • Выборка на основании квот - это еще одна из вариаций невероятностной выборки, которая часто используется для исследования больших совокупностей данных. Для нее используется множество условий и норм. Подбираются объекты, которые должны им соответствовать. То есть на примере социального опроса можно предположить, что опрошены будут 100 человек, но только мнение некоторого числа людей, которые будут соответствовать установленным требованиям, будут учтены при составлении статистического отчета.

Вероятностные выборки

Для вероятностных выборок исчисляется ряд параметров, которым объекты в выборке будут соответствовать, и среди них разными способами могут избираться именно те факты и данные, которые будут представлены как репрезентативность данных выборки. Такими способами вычисления нужных данных могут быть:

  • Простая случайная выборка. Заключается в том, что среди выбранного сегмента совершенно случайным методом лотереи выбирается необходимое количество данных, которые будут являться репрезентативной выборкой.
  • Систематическая и случайная выборка дает возможность составить систему вычисления необходимых данных на основе случайно выбранного сегмента. Таким образом, если первое случайное число, которое указывает на порядковый номер данных, выбранных из общей совокупности, будет 5, то последующими данными, которые будут выбраны, могут стать, например, 15, 25, 35 и так далее. Этот пример наглядно объясняет, что даже случайный выбор может основываться на систематических вычислениях необходимых исходных данных.

Выборка потребителей

Осмысленная выборка - это способ, который заключается в рассмотрении каждого отдельного сегмента, и на основании его оценки составляется совокупность, отражающая характеристики и свойства общей базы данных. Таким образом набирается большее количество данных, соответствующих требованиям репрезентативной выборки. Можно легко отобрать некоторое количество вариантов, которые не войдут в общее число, не потеряв при этом качество отобранных данных, представляющих общую совокупность. Таким способом определяется репрезентативность результатов исследования.

Размер выборки

Не последний вопрос, который необходимо решить, - это размер выборки для репрезентативного представления генеральной совокупности. Размер выборки не всегда зависит от количества исходников в генеральной совокупности. Однако репрезентативность выборочной совокупности напрямую зависит от того, на сколько сегментов должен быть в итоге разделён результат. Чем больше таких сегментов, тем больше данных попадает в результативную выборку. Если результаты требуют общего обозначения и не требуют конкретики, тогда, соответственно, выборка становится меньше, поскольку, не вдаваясь в детали, информация излагается более поверхностно, а значит, ее прочтение будет общим.

Понятие ошибки репрезентативности

Ошибка репрезентативности - это конкретные расхождения между характеристиками генеральной совокупности и выборочных данных. При проведении любого выборочного исследования невозможно получить абсолютно точные данные, как при полном исследовании генеральных совокупностей и выборки, представленной лишь частью сведений и параметров, тогда как более детальное изучение возможно только при исследовании всей совокупности. Таким образом, неизбежны некоторые погрешности и ошибки.

Виды ошибок

Различают некоторые ошибки, которые возникают при составлении репрезентативной выборки:

  • Систематические.
  • Случайные.
  • Преднамеренные.
  • Непреднамеренные.
  • Стандартные.
  • Предельные.

Основанием для появления случайных ошибок может быть несплошной характер исследования общей совокупности. Обычно случайная ошибка репрезентативности имеет незначительный размер и характер.

Систематические ошибки между тем возникают при нарушении правил отбора данных из общей совокупности.

Средняя ошибка - это разница между усредненными значениями выборки и основной совокупностью. Она не зависит от количества единиц в выборке. Она обратно пропорциональна Тогда чем больше объем, тем меньше значение средней ошибки.

Предельная ошибка - это наибольшая возможная разница между усредненными значениями сделанной выборки и общей совокупностью. Такая ошибка охарактеризовывается как максимум вероятных ошибок при заданных условиях их появления.

Преднамеренные и непреднамеренные ошибки репрезентативности

Ошибки смещения данных бывают преднамеренными и непреднамеренными.

Тогда причинами появления преднамеренных ошибок является подход к подбору данных по методу определения тенденций. Непреднамеренные ошибки возникают еще на стадии подготовки выборочного наблюдения, формирования репрезентативной выборки. Для недопущения подобных ошибок необходимо создать хорошую основу для выборки, составляющей списки единиц отбора. Она должна полностью соответствовать целям проведения выборки, быть достоверной, охватывающей все аспекты исследования.

Валидность, надежность, репрезентативность. Расчет ошибок

Расчет ошибки репрезентативности (Мм) средней арифметической величины (М).

Среднее квадратическое отклонение: численность выборки (>30).

Ошибка репрезентативности (Мр) и (Р): численность выборки (n>30).

В том случае, когда приходится изучать совокупность, где количество выборки мало и составляет меньше 30 единиц, тогда число наблюдений станет меньше на одну единицу.

Величина ошибки прямо порциональна объему выборки. Репрезентативность информации и вычисление степени возможности составления точного прогноза отражает определенная величина предельной ошибки.

Репрезентативные системы

Не только в процессе оценки подачи информации используется репрезентативная выборка, но и сам человек, получающий информацию, использует репрезентативные системы. Таким образом, мозг обрабатывает некоторое создавая репрезентативную выборку из всего потока информации, чтобы качественно и быстро оценить подаваемые данные и понять суть вопроса. Ответить на вопрос: «Репрезентативность - что это?» - в масштабах человеческого сознания довольно просто. Для этого мозг использует все подвластные в зависимости от того, какую именно информацию необходимо вычленить из общего потока. Таким образом, различают:

  • Визуальную репрезентативную систему, где задействуются органы зрительного восприятия глаза. Люди, часто использующие подобную систему, называются визуалами. С помощью этой системы человек обрабатывает информацию, поступающую в виде изображений.
  • Аудиальная репрезентативная система. Главный орган, который используется - это слух. Информация, подаваемая в виде звуковых файлов или речи, обрабатываются именно этой системой. Люди, лучше воспринимающие информацию на слух, называются аудиалами.
  • Кинестетическая репрезентативная система представляет собой обработку потока информации, путем восприятия его с помощью обонятельных и осязательных каналов.

  • Дигитальная репрезентативная система используется вместе с другими как средство получения информации извне. восприятие и осмысление полученных данных.

Итак, репрезентативность - что это? Простая выборка из множества или неотъемлемая процедура при обработке информации? Однозначно можно сказать, что репрезентативность во многом определяет наше восприятие потоков данных, помогая вычленить из него наиболее веские и значимые.

Понятие репрезентативности в социологическом исследовании

Другими словами, репрезентативность – это качество выборки. Выборка может быть репрезентативной или нерепрезентативной. Если в социологическом исследовании применялась большая группа людей, то выборка будет репрезентативной.

Определение 2

Выборка – это отобранное определенное количество элементов генеральной совокупности. Репрезентативная выборка характерна тем, что все элементы генеральной совокупности представлены в той же пропорции.

Репрезентативность выборки социологического исследования определяется двумя случайными компонентами: ошибками, которые были допущены при регистрации и случайными ошибками.

Пример 1

Например: если объект социологического исследования сложный и имеет несколько элементов, то потребуется большее количество интервьюеров. Не всегда все интервьюеры имеют хорошую квалификацию, что может привести к ошибкам при регистрации. В отличие от этого, проведение выборочного исследования интервьюерами, которые более подготовлены и проинструктированы, ведёт к уменьшению количества ошибок, то есть к случайным ошибкам.

Построение выборки сводится к трём основным проблемам:

  • определить объем выборки (то есть построить определенную процедуру, для того чтобы выборка была репрезентативной);
  • определить объём выборки (количество, которое нужно опросить);
  • оценка качества выборки (анализ точности результатов).

Замечание 1

Важно помнить, что показатели выборки и генеральной совокупности не должны превышать 5%. Если такая пропорция нарушается, то выводы такого социологического исследования не будут соответствовать действительности.

Типы выборок

Выборки делятся на: случайные и целенаправленные.

Случайная выборка является наиболее точной и репрезентативной. Суть данной выборки в том, что благодаря случайному отбору, все единицы генеральной совокупности имеют одинаковые шансы попасть в выборочную совокупность. Такой вид выборки обычно используется перед выборами, референдумами и другими массовыми мероприятиями. Помимо того, что данная выборка даёт нам точность, она имеет сложности в применении. Для того, чтобы провести случайною выборку, социолог должен иметь список элементов генеральной совокупности, что не всегда даётся легко. Случайный отбор требует большого объема выборки для получения точных результатов.

Разновидностями случайной выборки бывают серийная, районированная, механическая и другие.

  • Серийная или гнездовая выборка имеет вид серий. Заключается в отборе отдельных элементов (семья, группа, школа, коллектив и т.д.), которые подвергаются сплошному исследованию.
  • Районированную выборку используют в тех случаях, когда весь массив данных нужно разбить на однородные части. Такими частями могут выступать районы города.
  • Принцип механической выборки заключается в том, что все элементы генеральной совокупности относят в один список и с него через равные интегралы отбирают необходимое количество респондентов. Механическая выборка имеет соотношение генеральной совокупности к выборочной. Например: Если генеральная совокупность 2000 человек, а выборочная 200, то это значит, что с общего списка отбирается каждый десятый.

Целенаправленная выборка – это вид выборки, где отбор осуществляется по критериям доступности, типичности, равенства и т.д. Целенаправленная выборка делится на стихийную, метод снежного кома и квотную.

  • Стихийная выборка – это выборка первого встречного. Минус данной выборки заключается в том, что невозможно заранее установить генеральную совокупность.
  • Метод снежного кома заключается в нарастании информации. Каждый опрашиваемый респондент даёт контакты коллег, друзей, знакомых, которые могут принять участие в исследование и т.д.
  • Квотная выборка. В данной выборке все данные являются квотой. При использовании квотной выборки респондентов подбирают целенаправленно, придерживаясь параметров квот. Характеристики, которые отбирают по квотам – это пол, образование, возраст, уровень квалификации или другие, которые определяются целями и заданиями самого социологического исследования.

«Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Цент­ральное значение в этом разделе занимает обоснование вы­борки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи иссле­дования определяют, каким должен быть объект исследова­ния. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и воз­можностями его изучить, он может исследовать его целиком.

Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для ре­шения задач исследования осуществляется выборка.

В программе должно быть четко указано: 1) Каков объект эмпирического исследования. 2) Является исследо­вание сплошным или выборочным. 3) Если оно является вы­борочным, то претендует ли оно на репрезентативность. Ре­презентативность - это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы гене­ральной совокупности. Генеральная совокупность - это со­вокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологическо­го исследования. Вторичная совокупность (выборка) - это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с по-. мощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, со­ставляющих выборочную совокупность, называется ее объ­емом (объемом выборки). Существует ряд процедур осуще­ствления выборки. 4) Исследователь обязан указать, сколь­ко ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени. 5) Что является основой выборки (спи­сок, картотека, карта)? 6) Какова единица наблюдения на по­следней ступени выборки.

Попробуем на характерном примере описать выбор­ку. Возьмем исследование эффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных государ­ственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время стала широко распространенной. В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предпри­ятий. Исследование является выборочным, обеспечиваю­щим репрезентативность; генеральной совокупностью яв­ляются все рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном про­изводстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочислен ностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выбо­рочно. Вторая ступень отбора - отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По показателям, харак­теризующим эффективность деятельности, малые пред­приятия разделяются на три группы: а) наиболее эффек­тивные, б) средние, в) низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональ­ный отбор. Например, отбираются по три малых предприя­тия из каждой группы с помощью определенного «шага от­бора». Третья ступень - в отобранных малых предприяти­ях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения являются отдельные работники. Следует под­черкнуть большое значение правильно проведенной выбор­ки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентатив­ным и не может считаться достоверным, и его результатам нельзя доверять» .



ГЛОССАРИЙ

ИССЛЕДОВАНИЕ - англ. investiga­tion/research/study/survey; нем. For-schung; фр. investigation/recherсе/ etude; чешек, vyzkum. Вид систематической познавательной деятельности, направленной на полу­чение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизо­ванных методов (эксперимент, наблю­дение) и т. д. См. МЕТОДЫ СОЦИО­ЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬ­НОЕ - англ. research, social; нем. So-zialforschung; фр. recherche sociale; чешек, vyzkum socialni. Изучение поведения людей, групп, процессов соц. взаимодействия в раз­личных сферах жизнедеятельности общества.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИ­ЧЕСКОЕ - англ. research, sociologi­cal; нем. Forschung, soziologische; фр. recherche sociologique; чешек, vyzkum sociologicky.

Исследование соц. объектов, отноше­ний, процессов, направленное на по­лучение новой информации и выявление закономерностей обществ, жиз­ни на основе теорий, методов и про­цедур, принятых в социологии.

ИССЛЕДОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬ­НОЕ - англ. study, comparative; нем. Forschung, vergleichende; фр. recher­che comparative; чешек, vyzkum komparativni/srovndvaci. Исследование, ориентированное на получение выводов, основанных на сравнении соц. явлений и процессов зо времени (панельные, трендовые, когортные) и или по регионам (тер­риториальные

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТ - англ. investigation, object of; нем. For-schungsgegenstand; фр. objet d, inves­tigation; чешек, pfedmet vyzkumu. Существенные свойства или отношения объекта исследования, познание к-рых особенно важно для решения теорети­ческих или практических проблем. И. п. определяет границы изучения объекта в данном конкретном исследовании.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОГРАММА - англ. investigation, program,; нем. For-schungsprogramm; фр. programme d, investigation; чешек, program vyzkumu. Документ, содержащий теор.-методол. обоснование и процедурные предпо­сылки исследования, постановку це­лей и задач, формулирование гипотез, обоснование применяемой методики и техники сбора и анализа данных, фор­мы представления результатов.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЕКТ - англ. research project; нем. Forschungspro-jekt; фр. projet d, investigation; чешек. projekt vyzkumu. Обоснование и подготовка проведения исследования, включающие определе­ние его целей, задач, методов, чело­веческих ресурсов и техн. средств, сроков и условий финансирования.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕДУРА - англ. research procedure; нем. Forschun-gsprozedur; фр. procedure d, inves­tigation; чешек, vyzkumnd procedura. Последовательность познавательных и организационных действий с целью решения исследовательской задачи.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОНГИТЮД- НОЕ - англ. study, longitudinal; нем. Langsschinttuntersuchung; фр. recher­che/etude longitudinale; чешек. vyzkum dlouhoddby/longitudindlni. Вид повторного исследования в соци­ологии и психологии, при к-ром ве­дется длительное периодическое на­блюдение над одними и теми же ли­цами или соц. объектами.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУР­НОЕ - англ. research, cross-cultural; нем. Forschung, interkulturelle; фр. etude cross-cultureUe; чешек, vyzkum interkulturni. Сравнительное исследование опреде­ленных соц. объектов или явлений в контексте различных культур (или в разных странах) с целью определе­ния как универсальных, так и специ­фических для данной культуры черт этих объектов.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЕ - англ. research, scientific; нем. Forsc­hung, wissenschaftliche; фр. recherche scientifique; чешек, vyzkum vedecky. Исследование, направленное на вы­работку новых знаний и открытие закономерностей; характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. И. н. включает: постановку задачи, пред­ставительный анализ имеющейся ин­формации, условий и методов реше­ния задач данного класса, формули­ровку исходных гипотез, сбор данных, анализ и обобщение полученных ре­зультатов, проверку гипотез, форму­лирование утверждений. См. НАУКА.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОТАЖ­НОЕ - англ. research, pilot; нем. Pi-lotuntersuchung; фр. etude-pilot/etude de pilotage/d" exploration; чешек. vyzkum pilotni. Предварительное пробное исследова­ние, проведенное с целью проверки и уточнения всех элементов (целей, за­дач, гипотез, основных понятий, при­годности, надежности, исследователь­ского инструментария) основного ис­следования и внесения в них необхо­димых корректив и изменений.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ - англ. survey, field; нем. Felduntersuc-hung; фр. etude/recherche sur le ter­rain; чешек, vyzkum terenni. Сбор первичных данных, производи­мых в естественных условиях иссле­дуемых объектов.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИКЛАД­НОЕ - англ. survey, applied; нем. For­schung, angewandte; фр. etude/recher­che apptiqude; чешек, vyzkum aplikovamy. Исследование, направленное на реше­ние к.-л. практических проблем.

ВЫБОРКА - англ. sample; sampling; нем. Auswahl; фр. echantillon/ echantillonnage; чешек, vyber/vzorek. Представительная часть генеральной совокупности.

ВЫБОРКА ВЕРОЯТНОСТНАЯ -

англ. sampling, probability; нем. Wahr-scheinlichkeitsstichprobe; фр. echantillon de probabilite; чешек. vyber/vzorek pravdepodobnostni. Выборка, воспроизводящая закон рас­пределения признака в генеральной совокупности.

ВЫБОРКА ГНЕЗДОВАЯ. См. ВЫ­БОРКА СЕРИЙНАЯ.

ВЫБОРКА СЕРИЙНАЯ (ВЫБОРКА ГНЕЗДОВАЯ, ВЫБОРКА ГРУППИ­РОВОК) - англ. sampling, cluster/ grouping; нем. Serienstichprobe; фр. echantillonnage par grappes; чешек. vyber/vzorek seridlni. Выборка, при которой единицы отбо­ра представляют собой статист, серии, т. е. совокупности статистически раз­личимых единиц, в качестве каковых могут выступать семья, бригада, школьный класс, небольшие производ­ственные коллективы в учреждениях.

ВЫБОРКА ГРУППИРОВОК. См. ВЫБОРКА СЕРИЙНАЯ.

ВЫБОРКА ДИСПРОПОРЦИО­НАЛЬНАЯ - англ. sample, dispropor-tional; нем. Stichprobe, disproportion-ale; фр. echantillonnage disproportion-nel; чешек, vyber/vzorek disproporeni. Послойный отбор, при к-ром принцип отбора для данного слоя (т. е. вероят­ность элементов одного слоя попасть в выборку) не является пропорцио­нальным объему слоя в генеральной совокупности.

ВЫБОРКА КВОТНАЯ. См. ВЫБОР­КА ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ.

ВЫБОРКА МНОГОСТУПЕНЧА­ТАЯ - англ. sampling, multi-stage; нем. Stichprobe, mehrstufige; фр. echantillon a plusieurs niveaux/son-dage a plusieurs degres; чешек, vyber/ vzorek vicestuphovy. Тип вероятностной выборки, осущест­вляемой в несколько этапов: на пер­вом этапе производится расчленение крупных общностей, на последую­щих - вычленяются внутри этих об­щностей меньшие по объему.

ВЫБОРКА МНОГОФАЗНАЯ -англ. sampling, poly-/multifase; нем. Stichprobe, mehrphasige; фр. sondage a plusieurs phases; чешек, vyber/vzorek vicefdzovy. Особый вид многоступенчатой выбор­ки, когда из сформированной выбор­ки большого объема (районированной, случайной) производится новая выбор­ка (подвыборка) для более интенсив­ного изучения меньшего объема и т. д., причем независимо от числа фаз в последующих подвыборках исполь­зуется неизменно одна и та же едини­ца отбора, что и в основной выборке.

ВЫБОРКА ПРОИЗВОЛЬНАЯ (ВЫ­БОРКА СТИХИЙНАЯ) - англ. sam­pling, accidental; нем. Stichprobe, urill-kurliche; фр. echantillonnage аи hasard; чешек, vyber/vzorek nahodny. Эмпирическая выборка, не имеющая вероятностного обоснования, склады­вающаяся на основе случая, причем выбор каждого случая на влияет на любой другой случай (напр., выборка "первого встречного").

ВЫБОРКА ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ (ВЫБОРКА КВОТНАЯ) - англ. sam­pling, proportional/quota; нем. Stich­prdbe, proportionale; фр. echantillonnage proportionnel/par quota; чешек, vyber/ vzorek proporcni/proporciondlni. Выборка, воспроизводящая структу­ру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изу­чаемых признаков.

ВЫБОРКА РАЙОНИРОВАННАЯ -англ. sampling, area; нем. Stichprobe, geschichtete; фр. echantillon/sondage areolaire/par zones; чешек, vyber/ vzorek rajonirovany. Вероятностная выборка, осуществляе­мая с условием, что процедурам от­бора единиц наблюдения предшест­вует разделение генеральной совокуп­ности на однородные части.

ВЫБОРКА РЕПРЕЗЕНТАТИВ­НАЯ - англ. sampling, representative; нем. Stichprobe, representative; фр. echantillon representatif; чешек, vyber/ vzorek reprezentativni.

Выборка, имеющая, по сути дела, та­кое же распределение относительных характеристик, как и генеральная совокупность.

ВЫБОРКА СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ВЕРОЯТНОСТНАЯ - англ. sampling, systematic probability; нем. Wahrschein-lichkeitsstichprobe; фр. echantillonnage systematique de probabUite; чешек, vyber/ vzorek systematicky pravdepodobnostni. Выборка, в основу которой кладутся различные алфавитные списки, кар­тотеки учреждений, книги жильцов в домоуправлении, а отбор единиц осу­ществляется через один и тот же ин­тервал из исходного алфавитного или пронумерованного списка.

ВЫБОРКА СЛУЧАЙНАЯ - англ. sampling, random; нем. Zufallsstic-hprobe; фр. echantillonnage аи hasard; чешек, vyber/vzorek ndhodni. Метод образования выборки из гене­ральной совокупности, при к-ром для каждого элемента генеральной сово­купности существует предполагаемая вероятность попасть в выборку.

ВЫБОРКА СТРАТИФИЦИРОВАН­НАЯ - англ. sampling, stratified; нем.

Stichprobe, stratifizierte; фр. echantillon/sondage stratifie; чешек. vyber/vzorek stratifikovany. Выборка, при к-рой генеральная со­вокупность разделена на частичные совокупности (классы, слои), к-рые сами по себе должны быть однород­ными (допускается незначительная вариантность рассматриваемого при­знака), а между собой разнородными.

ВЫБОРКА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕН­НАЯ - англ. sample, purposive; нем. Stichprobe, gezielte; фр. echantillon rep-resentatif de la categorie (groupe social) etudiee; чешек, vyber/vzorek cileni. Выборка, при к-рой отбираются осо­бенно типичные или другим образом специально характеризуемые пред­ставители населения, а по ним дела­ют вывод о всей совокупности. См. МЕТОД ВЫБОРОЧНЫЙ.

ВЫБОРКИ ДИСПЕРСИЯ. См. ВЫ­БОРКИ РАССЕИВАНИЕ.

ВЫБОРКИ РАССЕИВАНИЕ - англ. sample dispersion; нем. Stichprobensre-ипипд; фр. dispersion d"echantillon; чешек, vyberovd disperze. Стандартная ошибка, т. е. стандартное отклонение в распределении выборки.

ВЫБОРКИ ЕДИНИЦА - англ. sample unit; нем. Stichprobeneinheit; фр. unite d"echantillon; чешек, vyberovd jednotka. Элемент генеральной совокупности, выступающий в качестве единицы от­счета при различных процедурах фор­мирования выборки (индивид, группа, акт поведения, организация и т. п.).

ВЫБОРКИ ОБЪЕМ - англ. sample, volume of/magnitude of; нем. Stich-probenumfang; фр. volume d"echan-tillon; чешек, rozsah vyberu. Общее число единиц наблюдения в выборочной совокупности.

ВЫБОРКИ ОСНОВА - англ. sam­ple, basis of/frame of; нем. Auswahl-grundlage; фр. base d"echantillon; чешек, zdklad vyberu. Перечень элементов генеральной со­вокупности, удовлетворяющий требо­ваниям полноты, точности, адекватнос­ти, удобства работы с ним, отсутствия дублирования единиц наблюдения.

ВЫБОРКИ ОШИБКИ - англ. sample error; нем. Auswahlfehler; фр. erreur d"echantiClonnage; чешек, vyberove chyby. Отклонение статист, структуры вы­борки от структуры соответствующей генеральной совокупности.

ВЫБОРКИ ОШИБКИ СИСТЕМА­ТИЧЕСКИЕ - англ. sample error, systematic; нем. Stichprobenfehler, sys-tematischer; фр. erreurs d"echantillon­nage systematiques; чешек, vyberove chyby systematicke. В. о. с. следуют: из неадекватности сформированной выборки задачам ис­следования; из незнания распределе­ния в генеральной совокупности и из применения процедур отбора, к-рые могут исказить эти распределения; из сознательного отбора наиболее удоб­ных и "выигрышных" для решения задач исследования элементов гене­ральной совокупности, к-рые, однако, не представляют ее в целом, и т. д.

ВЫБОРКИ ОШИБКИ СЛУЧАЙ­НЫЕ - англ. sample error, random; нем. Stichprobenfehler, zufalliger; фр. erreur d"echantillon аи hasard; чешек. vyberove chyby ndhodne. Статист, погрешности, представляю­щие собой отклонения характеристик выборочного распределения от гене­ральной совокупности (ошибка реп­резентативности).

ВЫБОРКИ ОШИБКИ СТАНДАРТ­ НЫЕ - англ. sample error, standard; нем. Standardstichprobenfehler; фр. erreur standartise d"echantillon; чешек. vyberove chyby standardni. Отклонение суммарного измерения выборки от параметров генеральной совокупности.

ВЫБОРКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ -англ. sample distribution; нем. Stich-probenverteilung; фр. distribution d"echantillon; чешек, rozlozeni vzorku (vyberu). Распределение величин (средние ве­личины, первоначальные величины) всех возможных выборок определен­ного объема из генеральной совокуп­ности, из к-рых можно вычислить вероятность появления определенных результатов.

ВЫБОРКИ СМЕЩЕНИЕ - англ. bias of the sample; нем. Auswahlverze-ипд; фр. ecart d"echantillon; чешек. "ychyleni vyberoveho souboru. Зсякое отклонение структуры выбор­ки от реальной структуры генераль­ной совокупности (за исключением эшибок репрезентативности).

ВЫБОРКИ ЭЛЕМЕНТ. См. ВЫБОР­КИ ЕДИНИЦА.

ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ. См. ВЫБОРКА.

ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД. См. МЕТОД ВЫБОРОЧНЫЙ.

МЕТОД ВЫБОРОЧНЫЙ - англ. method, sampling; нем. Stichprobenver-fahren; фр. methode аи choix; чешек. metoda vyberovd.

Метод исследования, позволяющий делать заключение о характере рас­пределения изучаемых признаков ге­неральной совокупности на основе рас­смотрения нек-рой ее части, выборки.

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ -англ. represen­tation; нем. Representation; фр. representation; чешек, reprezentace. Представление, представительство, изображение.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от фр. representatif - показательный) - англ. representativeness; нем. Reprasen-tativitat; фр. representativite; чешек. reprezentativita.

1. Представительность. 2. Показатель к.-л. наблюдений в статистике и др. науках. 3. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генераль­ной совокупности.

ГИПОТЕЗА (от греч. hypothesis - предположение) - англ. hypothesis; нем. Hypothese; фр. hypothese; чешек. hypoteza.

1. Научное предположение, выдвигае­мое для объяснения к.-л. явления и требующее верификации. 2. Вероят­ностное предположение, истинность к-рого недоказуема при современном состоянии знаний.

ГИПОТЕЗА "АД ХОК". См. "АДХОК" ГИПОТЕЗА.

АД ХОК ГИПОТЕЗА (от лат. ad hoc -единственно с целью и греч. hypot­hesis - предположение) - англ. hypot­hesis, ad hoc; нем. Ad-hoc Hypothese; фр. hypothese ad hoc; чешек, ad hoc hypoteza. Предположение, специально прини­маемое для описания или объяснения отдельного явления и систематичес­ки не связанное с предшествующими знаниями о нем.

АД ХОК ГРУППА - англ. group, ad hoc/centrived/"artificial; нем. Ad-hoc-Gruppe; фр. groupe ad hoc; чешек, ad hoc skupina.

Спонтанная или организованная груп­па, возникающая на короткое время для удовлетворения определенных интере­сов или решения конкретных задач

ГИПОТЕЗА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ -

англ. hypothesis, alternative; нем. Alternativhypothese; фр. hypothese al­ternative; чешек, hypoteza alternativni. Предположение, принимаемое в случае отклонения нулевой гипотезы; Г. а. ут­верждает положительную связь ме­жду изучаемыми переменными.

ГИПОТЕЗА КАУЗАЛЬНАЯ - англ. hypothesis, causal; нем. Kausalhypot-hese; фр. hypothese causale; чешек, hy­poteza kauzdlni.

Предположение о существовании при­чинно-следственной связи между яв­лениями.

ГИПОТЕЗА НУЛЕВАЯ - англ. hy­pothesis" nulle; нем. Nullhypothese; фр. hypothese nulle; чешек, hypoteza nulovd.

Предположение об отсутствии взаи­мосвязи или корреляции между ис­следуемыми переменными.

ГИПОТЕЗА РАБОЧАЯ - англ. hy­pothesis" test/working; нем. Arbeits-hypothese; фр. hypothese de travail; чешек, hypoteza pracovni. Предположение, эмпирически еще не проверенное, но используемое для выработки предварительного плана исследования. См. ГИПОТЕЗА ЭВ­РИСТИЧЕСКАЯ.

ГИПОТЕЗА СТАТИСТИЧЕСКАЯ -англ. hypothesis, statistical; нем. Hy­pothese, statistische; фр. hypothese sta-tistique; чешек, hypoteza statistickd. Предположение об определенных эм­пирических характеристиках распре­деления в данной совокупности.

ГИПОТЕЗА ЭВРИСТИЧЕСКАЯ (ГИ­ПОТЕЗА ПОИСКОВАЯ) - англ. hy­pothesis, heuristic; нем. Hypothese, heu-ristische; фр. hypothese heuristique; чешек. hypoteza heuristickd (vyhleddvaci). Непроверенное предположение о вза­имосвязях, к-рые стимулируют даль­нейший научный поиск. См. ГИПОТЕ­ЗА РАБОЧАЯ.

СИТУАЦИЯ (от лат.situatio -положе­ние, обстановка) - англ. situation; нем. Situation; фр. situation; чешек, situace. 1. Совокупность обстоятельств, поло­жение, обстановка. 2. Совокупность внешних по отношению к индивиду условий, побуждающих и опосредст­вующих его активность. 3. См. ОПРЕ­ДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ.

СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ -англ. situation, social; нем. Situation, soziale; фр. situation sociale; чешек, situace socidlni. Совокупность соц. факторов, влия­ющих на поведение, чувства и пред­ставления индивида или группы в системе взаимодействия в определен­ный период времени.

СИТУАЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕС­КАЯ - англ. situation, demographic; нем. Situation, demographische; фр. sit­uation demographique; чешек, situace demografickd. Состояние демогр. процессов и струк­туры населения в определенный мо­мент или период времени.

ПРОБЛЕМА (от греч. ргдЫета - за­дача) - англ. problem; нем. Problem; фр. ргоЫёте; чешек, problem. 1. Все то, что требует изучения и ре­шения. 2. Объективно возникающий комплекс вопросов, решение к-рых представляет существенный практи­ческий или теоретический интерес.

СОВОКУПНОСТЬ - англ. aggregate; нем. Gesamtheit; фр. ensemble/totalite; чешек, souhrn.

1. Соединение, совмещение. 2. Сочета­ние, общий итог ч.-л., сумма.

СОВОКУПНОСТЬ СТАТИСТИЧЕС­КАЯ - англ. aggregate, statistical; нем. Gesamtheit, statistische; фр. ensemble statistique; чешек, statisticky souhrn. Совокупность объекта или явлений одного и того же вида, объединенных определенным признаком.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ - англ. general sample; нем. Grundgesa-mtheit; фр. totalit, generale; чешек, zdk-ladni soubor.

Вся изучаемая выборочным методом статист, совокупность объектов и/или явлений обществ, жизни (единиц отбо­ра), имеющих общие качественные при­знаки или количественные переменные. См. ВЫБОРКА, ВЫБОРКИ ОБЪЕМ

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ (от лат. genera-Ms - общий) - англ. generalization; нем. Generalisierung; фр. generalisation; чешек, generalizace. Мысленное выделение к.-л. свойств, принадлежащих нек-рому классу пред­метов, и формулирование такого вы­вода, к-рый распространяется на каж­дый отдельный предмет этого класса; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.


Семинар 7. Методика и техника социологического исследования

1. Основные методы сбора социологической информации, их сравнительный анализ.

2. Особенности обработки социологической информации, ее анализ и рекомендации социологического исследования.

3. Подведение итогов изучения социологии в учебном семестре.

Глоссарий: методика,наблюдение, опрос, анкета, анкетирование, интервью, интервьюер, интервьюирование, респондент, социальный эксперимент, контент-анализ, анализ документо.в

Литература

  1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – С. 538-603, 613-635.
  2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003. – С. 299-331, 340-349.
  3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – С..
  4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2001. – С..
  5. Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. – С. 164-184.
  6. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 70-75.
  7. Кравченко А.И. Социология общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2000. – С.123-181.
  8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – 2-е изд., перераб, и дополн. – М.: Издательство «Центр», 1996. – 206 с.

9. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор - академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2000. - 488 с.

Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Структура социологии такова, что кроме теоретического уровня специальных социологических теорий, она включает и эмпирические социологические исследования, которые, кроме прочего, выступают важнейшим средством сбора эмпирической информации и для других социальных наук.

Эмпирическое социологическое исследование – это научное исследование, направленное на получение фактофиксирующего знания, т.е. установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений.

Эмпирическое исследование отличается от теоретического (в рамках которого исследователь оперирует научными понятиями, категориями, отражающими наиболее существенные свойства социальных объектов и процессов) тем, что здесь предметом анализа становятся:

· поведение индивидов, социальных групп;

· продукты человеческой деятельности;

· вербальные действия людей: суждения, мнения, взгляды.

Проведение эмпирических социологических исследований необходимо для получения:

· полной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны изучаемого процесса;

· надёжной, достоверной информации, поскольку именно проведение подобного исследования гарантирует от множества её искажений;

· репрезентативной, информации.

Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.

1. Значение выборки в социологическом исследовании

Из трёх видов исследования всеобщего, локального и выборочного последнее используется чаще всего. Поскольку эмпирическое исследование всегда направлено на получение точной и объективной, количественной социальной информации, постольку важно при его проведении обеспечить в первую очередь репрезентативность получаемой информации. Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Отбор должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции всей генеральной совокупности. К примеру, при опросе 200-300 чел. Полученная информация может быть экстраполирована на весь массив, т.е. на все население города. Поэтому именно выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, составлять мнения относительно позиций десятков и сотен миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек).

Для того, чтобы более четко разобраться в проблемах выборочных исследований, охарактеризуем основные понятия, связанные с их организацией: единица наблюдения - непосредственный источник информации в социологическом исследовании, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т. п. в зависимости от целей и объекта исследований; генеральная совокупность - вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования; выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала.

Подробно проблемы обеспечения репрезентативности рассматриваются статистикой. Они достаточно сложны, поскольку речь идет, с одной стороны, об обеспечении количественной репрезентации генеральной совокупности, с другой - качественной. Качественная репрезентация предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (к примеру, не может быть и речи о репрезентативности, если опрашиваются только мужчины или только женщины, только молодые люди или только старики; в выборке должны быть представлены все существующие группы). Что же касается количественной репрезентации, то здесь речь идет о том, что вое эти группы должны быть представлены в выборочной совокупности в оптимальном (достаточном для нормального представительства) количестве.

Очевидно, к примеру, что если проводить исследование на выборке всего в 50-100 чел., то погрешность в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800-1000 чел. Но в тоже время совершенно бессмысленно увеличивать до бесконечности число опрашиваемых.

2. Типы и виды выборки

Процесс обеспечения репрезентативности информации в эмпирическом исследовании, т.е. достижения близкого соответствия выборочной совокупности генеральной реализуется в ходе организации выборки. Понятие «выборки» в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях.

Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность.

Во-вторых, выборка - это процесс формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения репрезентативности. Выделяют различные типы выборки (отбора) и виды выборок.

Что касается типов выборок, то в принципе их выделяют три. Речь идет о самих принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из
генеральной. Они могут быть следующими:

· стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Он используется довольно часто, в частности, в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора - невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно;

· вероятностный (случайный) отбор - один из основных, используемых в социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора - обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор;

· квотный (стратифицированный) отбор, в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

Наконец, по видам выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную); серийную (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады); многоступенчатую (отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них – цеха, в цехах – респонденты) и некоторые другие.

Большинство социологических исследований имеет не сплошной , а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих социально-демографические признаки структур населения. Такое исследование именуется выборочным .

Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов. Выборочное обследование - экономичный и надежный метод, хотя требует изощренной методики и техники.

Его основа - выборочная совокупность, которая является частью генеральной совокупности,отобранная с помощью социальных приемов для получении информации о всей совокупности в целом.

Генеральная совокупность - все возможные социальные объекты или та их часть, которую социолог намерен изучить. Генеральная совокупность - все, кого собирается изучить социолог, пользуясь уменьшенной копией (выборочной совокупностью); совокупность тех людей, кто обладает одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению. Часто генеральная совокупность (ее еще называют популяцией) настолько крупная, что опрос каждого их представителя чрезвычайно обременителен и дорогостоящ Это те люди, на кого направлен теоретический интерес социолога (теоретический в том смысле, что узнать о каждом представителе генеральной совокупности ученый может только косвенно - на основе информации о выборочной совокупности).

Выборочная совокупность -уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает.

Кого именно относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность решают с помощью математических методов. Чтобы отобрать для исследования часть объектов (единиц), социолог описывает объекты (единицы) исходной совокупности. После определения объема (числа единиц наблюдения) выборочной совокупности социолог должен выбрать способ или прием формирования выборки (вид, или тип выборки).

Типы выборок

Выборки делятся на два типа:

Вероятностные

Невероятностные

1. Вероятностные выборки

1.1 Случайная выборка (простой случайный отбор)

Такая выборка предполагает однородность генеральной совокупности, одинаковую вероятность доступности всех элементов, наличие полного списка всех элементов. При отборе элементов, как правило, используется таблица случайных чисел.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода