Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Разновидности и проявления политики.

Политика - это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

Характерные черты политики:

Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

Любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства - такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

Связь с действиями и интересами больших масс людей;

Целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти.

Субъекты политики и ее функции

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них можно выделить следующие:

1. функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы;

2. мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного развития политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти;

3. регулирования. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие;

4. рационализации. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации;

5. политической социализации. Политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций;

6. гуманитарная функция - в создание гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности Субъекты политики - носители политического действия. Очевидно многообразие субъектов политических отношений, в качестве которых могут выступать и отдельные люди, и социальные группы, и институты, и движения. Их общей чертой служит наличие интересов, сферой реализации которых являются политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики, как классы (объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

Структура политики

субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, орга­низации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее;

социальный институт - структурно организованный субъект по­литики (Н: политическая партия, профсоюз);

социальные общности (слои, классы, нации) и отдельная личность (политический ли­дер, граждане);

политические отношения - отношения распределения и исполь­зования государственной власти на основе политических интере­сов, которыми они руководствуются в своей деятельности;

политическое сознание - система оценок, смыслов и утверждений участников политики;

*политическая психология - эмоции, чувства, переживания, на ос­нове которых происходит оценка реальной действительности и уча­стие в политической жизни;

политическая идеология - система представлений, на основе ко­торой строится рационально осмысленное участие в политической жизни;

* политическая культура субъектов, определяющая характер взаи­модействия участников политической жизни;

* система институтов законодательной, исполнительной и судебной

власти , существующая для своевременного представительства и удовлетворения возникающих и постоянно изменяющихся соци­альных потребностей групп и индивидов;

* политическая организация общества , которая охватывает; госу­дарство и его органы, партийную систему, группы давления и т.д.

Благодаря взаимодействию ее структурных элемен­тов, политика обеспечивает целостность общества.

Сущность власти

Власть - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Специфической разновидностью является политическая власть - способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Признаки политической власти:

Делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

Использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

Наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Необходимый компонент политической власти - государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство - это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Как сказал русский философ B.C. Соловьев, “государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.

Структура власти

Структура власти выступает как система трех определенным образом субординируемых видов властных отношений:

Социально-политических, которые регулируют отношения социальных слоев и организаций с политической властью.

Политико-управленческих, регулирующих многообразие экономических, социальных, духовных взаимоотношений политических кругов (посредством политических институтов, методов, приемов) с социальными образованьями и организациями в обществе.

Политико-идеологических отношений, оказывающих всестороннее и систематическое идейно-психологическое воздействие на массовое сознание.

политическая власть включает прежде всего власть государства, власть органов местного самоуправления, власть партий, политических лидеров, средств массовой информации. Но центральной в политической власти является власть государства, таким образом, она включает в большей или меньшей степени все другие перечисленные виды власти. Ее центральное положение определяется также монополией на принятие законов, обязательных для всех граждан страны.

Функции власти

Функции политической власти как инструмента социального управления:

Сохранение социальной целостности;

Реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;

Регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма.;

Поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.

Разрыв и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать всю систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.

Легитимность власти

Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.

Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то Легитимность - это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,- легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Типы легитимности политической власти:

1) рациональный - власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

2) идеологический - власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

3) традиционный - власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

4) харизматический (персональный) - власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в “чистом виде”. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них.

О степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.

Классификация власти

В зависимости от используемых средств влияния выделяют следующие типологию власти:

Экономическая, опирающаяся на экономические ресурсы, собственность на различного рода материальные ценности. То есть в основе этого типологии власти – связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями человека;

Социальная власть тесно связана с экономической. Но если экономическая власть имеет рычаги распределения материальных благ, то социальная распределяет положение в социальной структуре – статусы, т.е. влияет на общественное положение широких слоев населения (путем назначения на должности, льгот, привилегий и др.);

Культурно-информационная (духовно-информационная) – это власть над людьми с помощью научных знаний, культурных традиций, религии и морали, информации и средств их распространения и др. На современном этапе из всех видов духовного влияния первостепенное значение приобретает научно-информационная власть. В целях воздействия на сознание людей используются различные каналы – школы, ВУЗы, СМИ и др.;

Основание и ресурсы власти

Ресурсы власти: это те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы власти в организации очень разнообразны. Одна из наиболее популярных классификаций, в соответствии с важнейшими средствами жизнедеятельности:

Экономические (финансовые) – деньги.

Социальные – способность изменения социального статуса или должности работника, а также социальные блага (медицинская страховка и т.п.).

Информационные – знания и информация, обладающие для работников важностью в том или ином аспекте (решение производственных задач, фактор престижа и т.д.).

Принудительные (силовые) – средства физического воздействия. Но в современном производстве такое не используется, поэтому, обычно, под принудительными ресурсами понимают меры административного наказания.

Есть и другие классификации.

Институциональные, связанные с организационным и ценностно- культурным регулированием.

Позиционные - обладание информацией, возможность влиять на определенных должностных лиц.

Персональные – индивидуальные знания, способности, сила воли, убежденность

В зависимости от используемых ресурсов выделяют разные виды власти (экономическая, персональная и т.д.). Основания власти выступают отражением подчиненными ресурсов, которыми обладает руководитель. Основания власти раскрывают мотивы поведения и непосредственно связаны с соответствующими видами власти. Классификация оснований (и, соответственно, видов):

Вознаграждение.

Информация.

Легитимация. Основывается на должностном авторитете, признании норм и ценностей данной организации, а также права руководителей приказывать и обязанности нижестоящих подчиняться.

Убеждение.

Идентификация. – это преимущественно эмоциональная связь субъекта и объекта власти, проявляющаяся в формировании у них чувства единства, в стремлении сотрудников понравиться руководителю, брать с него пример, копировать его поведение. Такое явление может объясняться несколькими причинами (например, харизмой руководителя).

Привычка к подчинению.

Организационная экология. Власть через изменение рабочей среды. Сознательное формирование руководителем условий труда и организации рабочего места сотрудника с целью исключить нежелательные формы его поведения, а также повлиять на него в целом.

Политическое пространство

ПРОСТРАНСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ - реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние. Политическое пространство выполняет три функции: 1) предпосылки политической жизни; 2) цели политической деятельности государств (геополитика); 3) экологической среды существования и развития разнообразных форм политической жизни. В качестве предпосылки оно определяет территориальные размеры и границы политической системы, характеризует влияние эколого-географических условий на организацию Политической жизни, на степень управляемости ею со стороны исполнительной власти, на механизм связи центра с властью на местах и др. Так, одной из предпосылок победы демократии в Западной Европе была пространственная открытость границ европейских государств.

В качестве цели политической жизни политическое пространство предстает как важный фактор “геополитики”, которая долгое время осуществлялась под имперскими лозунгами и принимала военные формы. Так, геополитика царской России осуществлялась как военная экспансия и колонизация других народов. Современная геополитика стремится обеспечить многообразие форм политической жизни этносов и народов и отказывается от объявления их геопространства зоной жизненных интересов того или иного государства. Величие государства заключается не в увеличении размеров своей территории силовыми методами, а в расширении демократического политического пространства с помощью повышения уровня и качества жизни как социальных и национальных сообществ, так и отдельного человека.

В качестве экологической среды политическое пространство позволяет осмыслить связи между элементами политической системы, характер этих связей, зафиксировать территорию и границы государственного управления, которые нередко выходят за рамки национального государства, включая, напр., колониальные владения или зоны влияния. В политическом языке политическое пространство имеет символическое и метафорическое значение. Так, в годы “холодной войны” слово “Запад” имело не просто географический смысл, а обозначало, прежде всего, военно-политическое объединение. Ныне же слово “Запад” характеризует региональные границы мирового содружества, определенную модель общественно-политического развития, составной частью которой является демократическая форма правления и рыночная экономика. Составляющие этой модели адаптируются в разных обществах и культурах. Накануне нового тысячелетия формируется мировое политическое пространство, которое характеризуется сближением разных политических систем, отбором наилучших моделей развития, поиском выхода из конфронтации и согласия в международной политике, что свидетельствует о становлении мирового сообщества.

Политическое время

ВРЕМЯ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - условное название содержания политической жизни общества на определенном этапе его развития. В. п. многомерно, имеет разные темпы развития. Настоящее в нем во многом зависит от прошлого и в значительной степени определяет будущее. Содержание и рамки В. п. определяются характером, последовательностью и длительностью взаимодействия субъектов и объектов политики, определяющих социальный прогресс.

Политика имеет множество конкретных форм проявления. Можно говорить о политике государственной, партийной, профсоюзной, публичной и внутриорганизационной. В государственной политике выделяются внутренняя и внешняя политика. Внутренняя политика – совокупность направлений деятельности органов государственной власти в экономической, демографической, социальнокультурной, правовой, уголовноисполнительной, информационной и других сферах жизнедеятельности общества. В этих сферах государство использует широкий набор средств, направленных на закрепление или изменение существующих отношений путем согласования интересов, объединения сторонников проводимого курса. Государство как институт в разных странах с различной степенью активности участвует в управлении экономикой, сохранении или реформировании отношений собственности, применяя налоговые рычаги и осуществляя таможенную, валютную, эмиссионную политику. Для обеспечения общественной поддержки властвующая элита влияет на создание общественных статусов. Используя различные способы (экономические, пропагандистскоидеологические или репрессивные), государство поддерживает порядок, регулирует занятость, стимулируя создание рабочих мест; основывает систему социального воспитания, общего и специального образования, здравоохранения, физкультуры и спорта. Для поддержания правопорядка организуется розыскная и следственная, судебная и пенитенциарная системы, система работы адаптации и реадаптации лиц с девиантным поведением и т. д. Основой внутренней политики является соотношение господствующих в обществе классов и других общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического развития. Внешняя политика включает в себя стратегию и тактику государства в отношениях с другими государствами и межгосударственными объединениями. Выделяют внешнеэкономическую политику, внешнюю культурную политику, в том числе поддержание связей с соотечественниками за рубежом, внешнюю военную политику. Внешняя политика как бы делится по секторам в зависимости от ориентации на те или иные регионы мира и международные организации: европейская политика, политика в отношении США, ЮгоВосточной Азии, прежде всего Китая, Японии, политика в отношении стран Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока. В отношении международных организаций выделяются политика в ООН, в Совете Европы, в отношении НАТО, Европейского Союза. В основе внешней политики лежит создание союзов государств, которые способствуют изоляции недружественных стран и созданию выгодного положения на мировой арене. Внутренняя и внешняя политика тесно связаны между собой, поскольку и та, и другая, в конце концов, должны быть направлены на поддержание целостности государства, стабильности положения различных классов и слоев общества, связь поколений, реализацию общих интересов. Современная политика невозможна без хорошо разработанной стратегии и тактики, которые бы отражали исторические запросы и текущие интересы общества. В стратегии заложены долгосрочные цели и задачи, направленные на диссоциацию сил внутри страны и на международной арене. Тактика в зависимости от конкретных условий текущего момента корректирует данные направления, реализуя оперативнотактические задачи. Социальное, гуманистическое, культурное, идеологическое содержание политики так же многообразно, как и ее отдельные формы. Они сменяются с каждым поворотом истории, но их принципиальная структура неизменна. Она построена как оппозиция «друг – враг», объединяющая исходя из этого различные социальные и политические силы.

Еще по теме Конкретные формы проявления политики:

  1. 1.5. Инфляция: сущность, формы проявления, последствия. Особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации
  2. ГЛАВА III. Формы проявления диспозитивности в уголовном процессе
  3. § 1. Формы проявления диспозитивности в досудебном производстве
  4. § 3. Формы проявления диспозитивности в иных стадиях уголовного процесса
  5. § 2. Формы проявления диспозитивности при производстве в суде первой инстанции
  6. Конкуренция и формы ее проявления в отрасли. Конкурентоспособность предприятий отрасли
  7. Содержание социальной политики (типы и тенденции социального развития) Конкретно-исторический подход к социальному развитию. Типы состояний общества и типы социальной политики

В новостных программах и аналитических материалах мы постоянно слышим о политике. Она присутствует везде. Даже люди, совершенно не интересующиеся проблемами мира и государства, никуда от нее не спрячутся. А какую роль играет политика в жизни общества? Можно ли без нее обойтись? Давайте разберемся.

Определимся с понятиями

Разобраться, какую роль играет политика в жизни общества, невозможно без трактовки терминов. Часто люди путаются именно потому, что их понятия далеки от научных. Слово «политика» имеет греческое происхождение. Оно буквально означает «искусство управления государством». Возникло оно тогда, когда появились богатые и бедные, выделился класс просвещённых и поднялся над остальной массой граждан. То есть, политика является некоей надстройкой над обществом. Состоит она в рождении, развитии и реализации идей, которые приводят к тем или иным изменениям. Следует заметить, что в настоящее время политику принято делить на внешнюю и внутреннюю. Последняя влияет на положение в одной стране, подталкивает ее развитие. Внешняя - направлена на регулирование межгосударственных отношений. Два этих направления так или иначе влияют на жизнь обычного человека. Место политики в жизни общества иной раз трудно определить неспециалисту. Ведь большая часть процессов проходит в государственных органах. Граждане сталкиваются с реальной политикой во время Но это лишь вершина айсберга. На самом деле роль государства, а, следовательно, политики велика практически во всех сферах жизни. Будь-то строительство предприятий, регулирование заработной платы, работа жилищно-коммунальных служб или мероприятия культуры - везде существует организационно-управленческий элемент.

Зачем обществу политика?

Любой инструмент настолько всеобъемлющий, как рассматриваемый, что имеет собственные функции. Без их выявления невозможно понять, какую роль играет политика в жизни общества. Ведь мы не сможем увидеть глубинных основ функционирования государства. Функции политики разнообразны:

  • определение основных целей и направлений развития;
  • организация работы общества по их достижению;
  • распределение ресурсов (материальных, человеческих, духовных);
  • выявление и согласование интересов субъектов процесса;
  • разработка норм поведения и их внедрение;
  • обеспечение безопасности (любого рода);
  • приобщение людей к процессам управления;
  • контроль.

Данный перечень можно расширить за счет расшифровки каждого из пунктов. На практике они сложны и многоплановы. За каждым стоит работа соответствующих служб, учреждений и организаций. Но уже из приведенного перечня понятно, какую роль играет политика в жизни общества. Можно ответить коротко - важнейшую.

Политическая система

Необходимо отметить, что государственные системы бывают разными. От этого напрямую зависит, как взаимодействуют общество, политика и власть. К примеру, социалистический строй серьезно отличается от рабовладельческого или капиталистического. Цели ставятся несоизмеримые по масштабам и значимости для гражданина. Наука разделяет политические системы на авторитарные, демократические и тоталитарные. Каждая по-своему организует управление, реализует его взаимодействие с населением. Политическая система делится на:

  • нормативную;
  • институциональную;
  • коммуникативную;
  • культурно-идеологическую.

Они характеризуют степень и характер отношений между властными структурами и обществом. Подсистему включают в себя организации, государственные службы и учреждения, а также граждан. Давайте их рассмотрим.

Институциональная подсистема

Наверняка данный термин не всем понятен. Оттолкнемся от слова «институт». Оно обозначает высшее учебное заведение, но так же специальное учреждение, занимающееся научными изысканиями. Получается у нас некая структура, выполняющая ряд функций, среди которых выделим организационную и идееобразующую. Когда рассматривается общество в политике, то в первую очередь говорят об этой подсистеме. Она включает в себя политические партии, общественные движения и государство. Их общая цель - осуществление властных полномочий, на законодательно закрепленном уровне. Понятно, что государство, как система, принимает и внедряет их в жизнь. Партии и движения влияют на деятельность последнего, исходя из взглядов своих сторонников. Они же принимают активное участие в формировании законотворческих структур. Существуют структуры, включенные в институциональную подсистему, не участвующие в Возьмите, например, профсоюзы. Они не претендуют на власть, не борются за нее. Но определенные задачи в обществе решают. Таковых организаций множество.

Государство

Этот институт имеет самые широкие полномочия. Ведь он, как правило, концентрирует и реализует власть в обществе. Его функции весьма разнообразны. Связано это с тем, что государство опирается на большую часть народа, выражает его интересы. Оно создает специальные институты, аппарат управления и принуждения. Политика государства должна быть согласована с чаяниями и надеждами народа, быть направлена на создание условий для реализации потенциала общества. Иначе в стране может возникнуть кризисная ситуация. Другими словами, иная политическая сила разрушит государство, чтобы создать иное, более отвечающее требованиям населения. Чтобы такого не произошло, необходим консенсус между политическими силами. Его обеспечивают основные партии, имеющие сторонников среди большей части населения. Государство пишет правила и принципы функционирования всей политической системы. То есть, занимается законотворческой деятельностью, регулирует работу общественных организаций вплоть до их запрета. Критерий у подобных решений один - безопасность населения в любой сфере. Для реализации собственных задач государство обладает громадными ресурсами. Кроме того, оно должно объединять (интегрировать) общество, объединять вокруг себя, как возле стержня, все иные институты.

Коммуникативная подсистема

Нельзя оценить суть влияния политики на жизнь общества, если рассматривать его однородным. В любой стране существуют слои и группы населения. У них различные интересы, они объединяются в организации или партии, выдвигающие собственные требования. Совокупность взаимоотношений между подобными образованиями называют коммуникативной подсистемой. Оно специальными нормативными актами и принятыми в обществе нормами регулирует отношения субъектов, к каковым относится и отдельная личность. Цель взаимодействия общественных организаций, партий, граждан - влияние на власть для того, чтобы последняя учитывала их потребности в своей деятельности. То есть группы населения борются за собственные интересы. А государство призвано их балансировать, учитывая по возможности в принятии властных решений.

Культурно-идеологическая подсистема

На жизнь общества не только законы влияют. Есть еще целый пласт идеологических установок, на которые люди привыкли опираться, вырабатывая отношение к власти. К ним относятся и настроения и предрассудки. Наверняка вы и сами замечали, что какие-то лозунги, продвигаемые политическими силами, не находят у граждан сочувствия, не вызывают интереса. Но тут возникнет идея и как пожар распространяется повсюду. Просто она отвечает чаяниям народа, опирается на совокупность установок, принимаемых людьми как естественные. любого общества опирается на выработанные поколениями, укоренившиеся образы, именуемые стереотипами. Они занимают особую роль в политической культуре, так как внедрены очень глубоко и плохо поддаются изменениям. К примеру, монархические идеи до сих пор имеют множество сторонников в России, хотя со дня падения царского режима прошло почти сто лет.

Нормативная подсистема

Это, пожалуй, самая понятная из всех составляющих частей политики. Она представляет собой совокупность законов. Также к ней можно отнести учреждения и организации, выполняющие контрольную функцию. Как правило, нормы вырабатывает государство. Они обязательны для исполнения всем обществом. Демократии часть прав по инициированию законотворчества могут передавать гражданам или их объединениям.

Политика и сферы жизни общества

Такова, что любой ее сегмент не может работать и существовать отдельно. Все взаимосвязано. А инструментом, позволяющим объектам реализации власти находить консенсус, является политика. Можно смело сделать вывод, что без ее влияния не обходится ни один человек. И от желания личности этот факт не зависит. Как говорится, жить в обществе и быть от него свободным не получается. Какую сферу ни возьми, политика присутствует везде. Ходите ли вы в магазин, на работу или дома сидите. Рядом невидимо присутствует государство и иные участники политической системы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Разновидности и проявления политики

Введение

1. Сущность и значение политики

2. Разновидности политики

3. Политический режим и его виды

Заключение

Список использованных источников

внутренняя политика общество режим демократия

В ведение

Сам термин «политика» берет свои истоки от греческого слова «polis » Ї «город-государство», а также производного от этого слова «politikos » : «все, что связано с городом». Он получил распространение под влиянием одноименного трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве.

В современном же понимании - это основная организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, которая доминирует в комплексе с другими тесно связанными сферами: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. До самого XIX в. политику принято было рассматривать в контексте наук о государстве - власти институционального уровня. В Новое же время развитие политической мысли и взглядов о государстве стало причиной выделения наук о государстве и их отделению от политической философии, а также политической науки.

Данный термин содержит в себе такие значения:

· существование и функционирование государства вместе с органами государственного управления, отражающее общественный строй, а также экономическую структуру страны;

· вопросы и события общественной, государственной жизни;

· определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Таким образом, прежде всего, следует сказать, что политика -- это, так сказать, общее руководство к действиям и принятию решений, облегчающее достижение целей. В тандеме с идеологией она, побуждая к действию, направляет его на достижение цели, выполнение задачи. По сути, оставляя свободу действий, она объясняет, при помощи установления направлений, которым нужно следовать, как именно, каким способом будут и вообще должны быть достигнуты цели.

Актуальность работы обусловливается тем, что под влиянием интеграционных факторов в мире активным образом создаются предпосылки для дальнейшего сплочения национальных государств, а также создания гуманистического мирового порядка, постепенного складывания глобального гражданского общества и утверждения норм и принципов культуры мира в отношениях между народами. Такие тенденции ведут к формированию логики развития многополярного мира, подвергающегося серьезным испытаниям на прочность.

Целью работы выступает определение места и значения политики в жизни общества, а также рассмотрение её сущности и основных разновидностей.

Задачами работы являются:

Представление понятия политики;

Обозначение места политики в жизни современного общества;

Рассмотрение основных разновидностей политики.

1. Сущность и значение политики

Суть политики состоит в том, что она определяет отношения с другими субъектами политических интересов (туда входят: государства, корпорации и т.д.). В контексте государственной политики её основой является конституция, а что касается крупных многопрофильных организаций со сложной структурой, то это может быть, к примеру, генеральное планирование .

Итак, как уже упоминалось, «полис» (греч. « рьлйт » ) -- означает самоорганизацию городской общины, включающую прилегающие владения. Данная форма местного самоуправления, характерна была для Древней Греции, впоследствии получившая развитие и распространение непосредственно через Римскую империю. В связи с разрастанием существующих, появлением новых больших государств и империй принимала новое, все более важное значение политика связей с огромными территориями, а также, наряду с совершенствованием системы государственного управления, требовала маневренности политики.

Как понятие и методология, политика сложилась именно в вышеупомянутых полисах, которые выступали центрами управленческой элиты, а также средоточием различных сословий, ремёсел, искусств и школ.

Великие умы прошлого трактовали политику по-разному: «царское искусство» управления всеми остальными искусствами, такими как ораторское, искусство вести войну, осуществлять правосудие и т. д., а также как умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон). Макиавелли понимал под ней осведомленность о правильном и мудром правлении; Макс Вебер трактовал её как лидерство аппарата государства, либо влияние на данное лидерство ; Карл Маркс характеризовал политику как борьбу классовых интересов.

Современные же политологи характеризуют политику как специфическую деятельность в контексте общественных интересов, которая выражается в поведении групп общества, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, которые регулируют общественные отношения и создают как сам властный контроль, так и конкурентную борьбу за владение силой власти .

В наши дня политика значительно приблизилась по своей сути к управлению, а также к специфическим манипуляциям в довольно-таки сложной и разветвленной иерархии как элит, так и псевдоэлит. Она стал определённой частью, программой или направлением деятельности, в основе которой лежит специфический набор средств, инструментов, методов, техник несущих за собой конкретную цель - реализацию определённых интересов, направленных, в свою очередь, для достижения вполне определённых для субъекта политического процесса целей в определённой социальной среде. Ею также именуют иногда само принятие решений, либо же просто - определенный характер поведения. Самоорганизация общества дает возможность наблюдать политику во взаимоотношениях определённых групп людей, как, к примеру, в корпорациях, университетах, религиозных учреждениях.

В рамках такое науки, как политология, ведется её фундаментальное изучение, поскольку она представляет собой многоплановое социальное явление, инструмент сознательного саморегулирования общества.

2. Разновидности политики

Различными теоретическими направлениями предлагается целый ряд определений политики, в каждом из которых выделяется основной аспект политической деятельности: институциональный, юридический, психологический, социально-экономический, антропологический и т. п.

Если рассматривать политику в самом общем виде, определяя её как социальную деятельность, которая направлена на сохранение либо изменение сложившегося механизма распределения власти и собственности в обществе -внутренняя политика и мире - внешняя политика, мировая политика .

В контексте профиля или степени организации классифицируют политику на государственную (к примеру, фискальную, денежно кредитную, инвестиционную, образовательную и т. д.), военную политику, уставы политических партий и их политику, техническую политику (в промышленности) и т. п.

Зависимо от курса или направления деятельности какой-либо организации классифицируют её на: внутреннюю и внешнюю, социальную и т.п.

Политика это также:

· Своеобразное искусство правления державой и обществом;

· Систематизированный набор общественных идей, а также определяемая данными идеями целенаправленная деятельность, которая неразрывно связана с формированием связей между странами, народами, социальными группами;

· Поле деятельности государства, политических партий и гражданского общества в целом;

· Согласно Максу Веберу: это стремление к участию во власти или же влиять на распределение власти .

С течением времени мнение о политике значительно расширило свои рамки, проблема понимания политики стала достаточно актуальной, по крайней мере, политика стала предметом самых разнообразных её интерпретаций и истолкований. В наши дни время можно выделить четыре самых основных истолкований политики:

1) как взаимоотношения, включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и классовую борьбу (коммунистическое трактование), группами и людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя политика). Акцент на борьбе, является весьма древним, и был в свое время усилен в концепции марксизма, в частности, идеей классовой борьбы в качестве основы истории. Новое, более глубокое обоснование данная концепция политики обрела в XX в. в теории конфликтной природы политики у таких мыслителей, как К. Шмитт и Ж. Френд .

2) из первого истолкования политики логически вытекает приравнивание политики к другим политическим явлениям, таким, как, власть и её средств, в качестве которых выступает, к примеру, аппарат принуждения, а также язык, речь, символика и т.п.

3) Функциональное трактование политики (через её функции) - управления, поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или же, напротив, ведение войны, тотальный контроль над обществом и человеком и т.д. По сути, перечисление функций политики с целью более полного её определения не имеет конца, а, следовательно, и никакого смысла.

4) Телеологическое (от греч. «teleos» - «цель»), или истолкование политики в контексте её целей, то есть определение её посредством еще гораздо более широкого её трактования, чем функциональное, притом ещё и очень близкого к нему.

Эти все толкования не лишены недостатков.

Решение данной проблемы наметил уже К. Шмитт, а усовершенствовали её исследователи уже нашего времени . Его толкование состоит в выделении в самой политике ее универсальной сущности, принципиального начала, что избавляет от частных, неполных и чересчур конкретных определений и перечислений, позволяя выработать гораздо более общую формулу, которая определяет ее сущность, а также содержит конкретные виды, формы и проявления.

Одной из основных разновидностей политики является внешняя пол и тика . Под нею понимается деятельность страны на международной арене, во взаимоотношениях с иными субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, партиями, международными организациями. Внешняя политика берет себе за основу экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциал государства, а их сочетание определяет возможности и мощь внешней политики .

Традиционными формами осуществления внешней политики выступает: - установление дипломатических отношений (либо наоборот - снижение их уровня, приостановка, эмбарго, и объявление войны) между государствами;

Открытие представительств государства в международных организациях;

Сотрудничество с зарубежными политическими партиями и иными организациями гражданского общества;

Осуществление и поддержание на определенном уровне взаимосвязей с другими государствами, зарубежными партиями и движениями, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в сотрудничестве и конструктивном с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.

Наличие стойких связей с иностранными партнерами дает возможность государству сделать более разнообразным комбинацию методов и средств внешнеполитической деятельности, а именно:

Регулярный обмен информацией, визиты различных уровнях;

Подготовка и заключение дву- и многосторонних соглашений широкого диапазона вопросов, включая договоры конфиденциального, секретного характера;

Подготовка и осуществление частичного или полного эмбарго;

Подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий;

Внутренней политикой называется набор направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.п. деятельности государства, его структур и институтов, которые ориентированы на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя.

В осуществлении целей внутренней политики государство имеет в арсенале и использует широкий диапазон средств:

Укрепление существующих отношений собственности либо их трансформацию на своей территории;

Налоговая (фискальная политика) со своими рычагами и механизмами влияния на экономическую систему государства;

Создание социально-престижных, а также социально-непрестижных общественных статусов при помощи экономических, пропагандистско-идеологическим и репрессивным средств;

Регулирование занятости посредством политики занятости;

Политика социального воспитания, политика в сфере образования;

Государственная политика в сфере здравоохранения и спорта;

Организация розыско-следственной, судебной и пенитенциарной системы;

Регламентация службы реадаптации лиц, замеченных в девиантном поведении и т.д.

Основой внутренней политики выступает соотношение социально-экономических укладов, которые сложились на данном этапе развития общества, а также производное от него соотношение господствующих в обществе классов и других общественных групп, которое определяют приоритетность целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического развития .

Военной политикой считается часть общей политики определенных социальных сил и целенаправленно созданных ими институтов власти, нацеленная на подготовку и использование средств принуждения для достижения тех или иных классовых, национальных или общечеловеческих целей;

Для ведения войны или противодействия.

В относительно самостоятельную отрасль деятельности военная политика выделилась в XVIII - XIX вв. В наши дни в международной практике укоренился взгляд на военную политику как на одно из довольно специфических направлений системы общей политики государства, поскольку её нельзя отнести только к внешней или сугубо к внутренней политике .

Внутренняя сторона военной политики рассматривается в контексте создания аппарата принуждения и его возможного использования в решении конфликтов внутри государства. Внешняя сторона охватывает всю деятельность по использованию (военному или невоенному) силовых средств политики в межгосударственных отношениях. Военная политика тесным образом взаимодействует со всеми её разновидностями. Следует отметить, что в условиях войны это взаимодействие принимает характер глубокой и всепроникающей интеграции.

Наиболее тесно и очевидно военная политика взаимодействует с экономической, социальной, научно-технической. Именно поэтому военную политику и следует отнести к разряду комплексных, синтезированных её разновидностей.

Геополитика, как разновидность политики, является одним из фундаментальных понятий теории международных отношений, и характеризуется местом и конкретно-историческими формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы. Становление геополитики исторически связано с исследованием роли географического фактора в жизни общества, в первую очередь с концепциями географического детерминизма.

Экологическая политика имеет направленность на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов и т. д. Долгое время экология была предметом изучения естественных наук, изначально - биологических, а позже географических. В настоящее время она приковывает к себе все больший интерес, поскольку постоянно возрастает значение антропогенных факторов, обусловленных различными формами влияния деятельности человека на отдельные компоненты и природу в целом, при этом ареал человеческой деятельности постоянно расширяется, включая и глубины океанов, и космическое пространство. Перед человечеством встает общая задача - поиск путей выхода из нарастающего экологического кризиса, а также обеспечения экологической безопасности . Защита человека, экологический императив его выживания, вобравший в себя множество забот и проблем, в том числе социально-экономических и политических, составляет суть экологической политики.

3. Политический режим и его виды

Политический режим, в первую очередь, определяет порядок отношений между государством и обществом. По мнению французского профессора Ж. Керманна, политическим режимом называется совокупность элементов идеологического, институционального, социального порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.

В современном мире существует приблизительно 140-160 политических режимов, которые несколько отличаются друг от друга . Итак, политические режимы подразделяются, в первую очередь, на демократические и недемократические. Последние, в свою очередь, делятся на тоталитарный и авторитарный режимы.

На выбор того или иного политического режима оказывают влияние как менталитет народа, так и экономическое развитие страны. Именно политический режим отражает степень политической свободы личности в обществе и ее правовое положение.

Свое начало политический режим берет в гражданском обществе. Английский философ Т. Гоббс связывал возникновение государства с добровольным волеизъявлением граждан. Он считал, что изначально все люди были неограниченно равны и неограниченно свободны, что позволяло, так сказать, каждому как «обладать всем» так и претендовать на все. Таким образом появились зависть, вражда, злоба, люди стали истреблять друг друга. Данное состояние общества Гоббс назвал «войной всех против всех», а для того чтобы обезопасить себя, люди пришли к выводу о целесообразности заключения «общественного договора» или создания государства, которое регулировало бы отношения между ними. Следовательно, люди добровольным волеизъявлением отказываются от части своих прав.

Что касается демократических политических режимов, то на современном политическом языке термин «демократия» выступает как один из наиболее распространенных и, при этом, многозначных. Данный термин берет свое начало в Древней Греции, где он обозначал народовластие или такую форму государственного устройства, при которой народ имеет наиболее широкие права и приобщен к участию в политическом процессе. Таким образом, демократия неразрывно связана с народом, имманентна его воле и интересам.

В реальной жизни демократия выступает как сложное и многоаспектное явление, вовсе не сводясь только к политической сфере жизни общества или государства, а распространяется также и на другие сферы: экономическую, социальную, идеологическую, научную .

Именно демократия является тем политическим режимом и той формой государственного устройства, к которой стремится подавляющее большинство государств. Следует отметить, что перед странами, которые в конечном итоге отдали предпочтение демократическому развитию, возникает много не только экономических, социальных, но и политических проблем. Это, прежде всего, проблемы модернизации политической системы, приспособления к функционированию в новой среде, создания демократических политических институтов, решения гуманитарных проблем, вхождения в международные наднациональные организации и т.п. Среди проблем утверждения демократии, связанных с экономикой и политикой, Ї как правило, значительное отставание инфраструктуры рыночной экономики от уровня развития института собственности. Следовательно, рынок и капитализм не могут стать автоматическими и самодостаточными условиями для утверждения демократии .

Соотношение понятий «либерализм» и «демократия» также является, на самом деле, далеко не однозначным и смешивать эти их совсем не нужно, поскольку либерализм предпочитает волю человека перед равенством, а демократия - напротив - равенство перед волей.

При демократическом режиме нет места застою, идеология не заслоняет демократические ценности, а плюрализм является главным источником власти.

Заключение

В зависимости от того, в какой сфере политика осуществляет свою регулятивную функцию, различают такие разновидности политики, как, к примеру: экономическая, социальная, демографическая, аграрная, национальная, научно-техническая, культурная, экологическая и т. д.

В контексте направленности политики на решение внутренних и внешних задач выделяют политику внутреннюю и внешнюю . Если в нутренняя п о литика реализует отношения между субъектами внутри государства, то внешняя определяет курс государства на отношения с субъектами внешнеполитической деятельности. Говоря о международной политике, субъектами её выступают народы, государства, общественные движения разных стран. Политика имеет ряд важнейших функций для общества:

Интеграционную, которая обеспечивает целостность общественной системы, а также стабильность и порядок в обществе;

Регулятивную, которая выражает социально-значимые интересы и потребности всех слоев и групп общества, регулируя на данной основе социальные процессы, и обеспечивая цивилизованное разрешение возникающих противоречий;

Мобилизационную: определяет ресурсы и обеспечивает эффективность совместной деятельности по достижению общественно-значимых целей;

Политической социализации: включает личность в сложный мир общественных отношений, предоставляя ей возможность обрести навык активной созидательной деятельности;

Гуманитарную: обеспечивает права и свободы членов общества, гражданский мир.

Понятие "политический режим" является более объемлющим, чем понятие "государственный режим". Он включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций.

Список использованных источников

1. А. П. Угроватов. Политология: словарь-справочник. -- Новосибирск: ЮКЭА, 2006. -- 486 с.

2. Вебер М. Политика как признание и профессия. -- М., 1997. -- Т. 2. -- (Антология мировой политической мысли).

3. Политология: учебное пособие / под ред. В.И. Власова. - Ростов на/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. - 300 с.

4. Попов А. Политические системы и политические режимы XX века. Издательство: Экзамен, 2007.- 287 с.

5. Пугачев В.П. Политология. - Издательство: Аспект-Пресс, 2007. - 448 с.

6. Политология: Учеб. пособие / О. В. Бабкина, В. П. Горбатенко, - К.: ИЦ «Академия», оригинал-макет, 2011.

7. Политология: Учеб. пособие / И.В. Волкова, Н.К. Волкова, С.Г. Галаганова и др.; Под ред. В.С. Пусько. - 3-е изд., доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.

8. Хейвуд, Эвдрю. Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Специфика международных отношений. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с внутренней политикой. Проблемы становления нового миропорядка. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства.

    реферат , добавлен 13.06.2013

    Сфера политики как структурный элемент общественной жизни. Институт политических движений и партий, власти и государства. Институциональный подход к сфере политики. Взаимосвязь норм, идеалов, обычаев, традиций, определяющих политическую жизнь общества.

    реферат , добавлен 30.08.2012

    Понятие, сущность и особенности теории глобального политического прогнозирования. Использование его результатов для планирования развития страны. Применение научных предсказаний в социальной сфере. Аспекты внутренней и внешней политики государства.

    презентация , добавлен 20.11.2014

    Деятельность государства в сфере международных отношений. Национальные интересы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь. Способы обеспечения внутренней и внешней поддержки целей и задач внешнеполитической стратегии правительства государства.

    контрольная работа , добавлен 17.08.2011

    Понятие политики как искусства управления государством и инструмента реализации властно значимых интересов социальных групп. Внутренняя и внешняя политика. Основные аспекты экономической, социальной, военной и экологической политики государства.

    презентация , добавлен 09.03.2015

    Сущность внутренней и внешней политики государства. Связь между ними. Субъекты и объекты политики, характеристика функциональных компонентов политики. Мотивация стремления человека в политику. Современная политика РФ.

    контрольная работа , добавлен 12.06.2007

    Политика как явление социальной жизни, результат ее усложнения и форма проявления государства. Происхождение политики и ее сущность, основные трактовки, внутренняя структура и функции. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Понятие социальной политики. Основные функции социальной политики. Основные направления реализации социальной политики: страхование, соцзащита работников, соцмеры на рынке труда. Проблемы социальной политики России в переходный период и пути разрешения.

    реферат , добавлен 11.04.2003

    Общая направленность, содержание, принципы реализации и основные задачи внешнеполитической деятельности Украины, приоритеты в развитии ее двусторонних и многосторонних отношений. Сущность и особенности внешней и внутренней валютной политики Украины.

Изучение политики служит не только абстрактно-познавательной задаче -- получению адекватных знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кругозора личности. В современном демократическом обществе оно подчинено также решению более грандиозной, надперсональной задачи -- приданию политике гуманистической ориентации, использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества. Насколько это возможно? Что это такое -- «очеловечивание» политики?

Политическое проявление гуманизма

Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной деятельности личности, обществу и всему человечеству отражает принцип гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.

Это универсальный, планетарный принцип. Он не разделяет людей по национальному, классовому, религиозному, кровнородственному или какому-нибудь другому подобному принципу и требует равно уважительного отношения к любому представителю человеческого рода, а также оказания помощи слабым или страдающим от бедствий людям, например беженцам, голодающим.

Гуманизм в политике выражается в формах ее организации, целях и содержании, а также в средствах политической деятельности, В современных условиях наиболее гуманной формой организации политики является демократическая политическая система, базирующаяся на признании свободы и равноправия всех граждан, подконтрольности власти населению, уважении достоинства и прав человека (см. гл. II).

Применительно к целям и содержанию политики гуманизм проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, укрепление социальной справедливости и мира в государстве и на планете в целом. С этой точки зрения наиболее гуманной является политика, обеспечивающая наилучшие условия для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Гуманизм в средствах проявляется в устранении наиболее жестоких, варварских форм политического противоборства: войн, применения оружия массового уничтожения: ядерного, химического, бактериологического, экологического и т.п., в запрете пыток и других средств, разрушающих личность или унижающих человеческое достоинство, а также в отказе от духовного насилия -- манипулирования сознанием и поведением людей с помощью специальных методов обмана. Кроме того, гуманизм проявляется в сочетании в политике целей и средств в соответствии с выдвинутым И. Кантом императивом (требованием, нравственным законом) -- человек должен рассматриваться другими людьми лишь как цель, а не средство.

Принцип гуманизма имеет как внутригосударственное, так и международное содержание. На международной арене он проявляется в борьбе за мир и его упрочение, в создании международных отношений и мирового порядка, основанных на справедливости и уважении к человеку. Это предполагает, в частности, признание права народа на свободный выбор государственного и общественного строя, на независимость и создание самостоятельного государства, равноправие государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, отказ от применения силы для разрешения спорных межгосударственных вопросов, развитие взаимовыгодного сотрудничества и укрепление дружбы между народами и т.д. Важнейшие гуманистические ориентиры внутренней и внешней политики государств нашли свое выражение и юридическое закрепление в ряде документов, принятых ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ) и некоторыми другими международными организациями.

В современных условиях гуманизм характеризует не только сферу непосредственных взаимоотношений между людьми, но и отношение человека к природе. Природа всегда была необходимым условием существования человека, одним из важнейших факторов, опосредующих отношения между людьми и, в частности, между различными поколениями. Однако в предшествующие века деятельность человека не была столь разрушительной, не принимала глобальных, планетарных масштабов. Во второй половине нынешнего столетия стала реальной угроза экологической катастрофы человечества в обозримом будущем. Экологическая политика, основанная на разумном, бережном отношении к природе, обрела статус важнейшего гуманистического, нравственного требования, поскольку превратилась в необходимое условие не только дальнейшего развития цивилизации, но и самого существования человеческого рода, его выживания. В экологической политике сегодня проявляется забота как о реально живущих людях, так и о будущих поколениях.

В современном сложно организованном, противоречивом обществе с его обостряющимися глобальными проблемами, достижениями научно-технического прогресса, способными и улучшать жизнь людей, и одновременно разрушать основы человеческой цивилизации, сфера гуманизма расширяется. Из благородного дела, которым занималось ранее лишь преимущественно гражданское общество -- область приватных, частных взаимоотношений людей, -- гуманизм переходит в ранг государственной и даже мировой политики. У человеческого рода больше не существует альтернативы гуманистической политике, ибо в противном случае ситуация чревата глобальной планетарной катастрофой, дегенерацией или даже гибелью всего человечества. Насколько же реальная политика восприимчива к требованиям гуманизма и, вообще, совместимы ли политика и гуманизм?

Гуманизм, выражаемый в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывал реальное воздействие на общество и политику прежде всего через нравственность, мораль (в русском языке эти термины обычно употребляются как синонимы) и право. Идеи гуманизма составляют ядро, общечеловеческое содержание морали. Воплощаясь в нравственном сознании и получая положительную нравственную оценку, они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей, а некоторые из них затем получают юридическое закрепление в праве.

Мораль -- особая, специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и других подобных критериев и идеалов,

Мораль предполагает оценку общественных явлений не с индивидуальной, а с коллективной и, в первую очередь, с общечеловеческой точки зрения. Хотя существует и мораль групповая, например сословная, классовая, профессиональная и т.п., однако обычно она либо выступает как специфическое выражение и преломление общечеловеческих нравственных принципов (например моральный кодекс врачей), либо является проявлением глубокого социального раскола общества (мораль рабов и мораль рабовладельцев, плебса и аристократии), либо представляет собой вырождение, дегенерацию нравственности («воровская мораль»), либо свидетельствует о низком уровне нравственного развития общности, не поднявшейся до осознания своей принадлежности ко всему роду человеческому («мораль» племени людоедов, хотя в этом случае правильнее говорить лишь об обычаях и нравах как о зачатке морали).

Мораль основывается на определенном понимании смысла существования, цели и предназначения человека. Она не утилитарна для отдельных индивидов. Соблюдение ее норм и требований не сулит им какой-нибудь непосредственной личной выгоды или пользы. Нравственное поведение отличается бескорыстностью, высокогуманной мотивацией.

В то же время мораль утилитарна для всего человечества. Она -- условие сохранения человеческого рода, поскольку отражает многовековой опыт человеческого общения и фиксирует те требования, выполнение которых необходимо обществу и всему человечеству. В моральном сознании эти требования становятся убеждениями, связываются с эмоциями и волей, становятся внутренними критериями оценки личностью мотивов, целей, содержания и результатов собственного поведения, а также действий других людей. Как показывает опыт истории, аморализм приводит в конце концов не только к разрушению личности, но и к деградации всего общества.

Основные нравственные ценности абсолютны. Они не выводятся из каких-либо других, более высоких экономических, политических или других ценностей. Их высший статус определяется ценностью самого человека, всего человеческого рода.

Мораль характеризует достаточно высокий уровень развития индивидуального сознания, способность человека к опосредованной собственным внутренним миром духовной мотивации своего поведения и к самоконтролю. В отличие от права и политики, нравственность для своей реализации не нуждается в специальном аппарате наказаний или в материальных ценностях, как этого требует экономическая регуляция. Хотя безнравственное поведение не исключает определенных санкций со стороны общества или окружающих (осуждения, остракизма и т.п.), в целом влияние морали основывается на внутренних, психологических механизмах самоконтроля личности, важнейшим из которых является совесть.

Совесть -- это эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, всем человечеством, Богом. Она -- проводник гуманизма в глубинах человеческой души и в реальном поведении индивида. Она -- внутренний судья человека, обеспечивающий самоконтроль личности во всех ситуациях и особенно там, где политический и общественный контроль затруднен или невозможен.

Совесть составляет наиболее глубокую интимную, неповторимо личностную основу человека. Руководствуясь ею, индивид оценивает весь остальной мир, в том числе и свое поведение, от своего собственного имени, с позиций внутреннего «я». Сообразуясь с совестью, вырабатывается гуманное поведение личности.

Совесть превращает индивида из стадного животного или высокоразумной машины, робота в Человека. Религиозные мыслители нередко называют ее Божьей искрой в душах людей, позволяющей им осознать самих себя и свою ответственность перед людьми и Высшим Разумом. Человек с разрушенной нравственной саморегуляцией, лишенный угрызений совести, превращается в асоциальное, опасное для общества и других людей существо. Не случайно Гитлер, проводя человеконенавистническую политику национал-социализма, убеждал своих солдат в том, что он освобождает их от болезни, называемой совестью.

Совесть, соединенная с долгом и другими нравственными механизмами регуляции поведения людей, выступает наиболее надежным гарантом гуманизма политики. Поэтому развитая нравственная культура общества -- необходимое условие демократического политического строя.

Особенности морали как важнейшей сферы гуманистической регуляции действий человека в обществе, ее коллективный, общечеловеческий характер, абсолютный, универсальный и высший статус нравственных ценностей, внутриличностные, духовно-психологические механизмы ее влияния -- все это важно учитывать при рассмотрении взаимоотношений морали и политики.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода