Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Рабы в америке 19 веке. Негры США: краткий исторический очерк

Ровно 155 лет назад в России было отменено крепостное право. Публикуем статью, написанную три года назад, но по-прежнему популярную у наших читателей.

В 2013 году ленты новостных агентств передали фантастический, на первый взгляд, факт: в штате Миссисипи (США) формально рабство было узаконено вплоть до 7 февраля. Из-за бюрократической ошибки 13-я поправка к Конституции, положившая конец рабству и ратифицированная Конгрессом США еще в 1865 г., формально не имела юридической силы на территории этого штата. В 1995 г. власти Миссисипи ратифицировали поправку, но не направили копию документа, подтверждающего отмену рабства, в Федеральный реестр США.

Проследим, как складывались судьбы этого постыдного изобретения человечества на протяжении истории. Отметим для себя, что еще 50-60 лет тому назад рабство существовало в некоторых государствах Востока и Африки. А последней официально запретила рабство Мавритания; это произошло всего 32 года тому назад.

Венеция — 960 г.

Лондон — 1102 г.: запрещены работорговля, рабы и крепостное право. Любопытно, что в Англии в целом рабство просуществовало еще целое столетие.

Исландия — 1117 г.

Город Корчула (территория современной Хорватии) — 1214 г.

Англия , 2-й этап — 1215 г. «Великая хартия вольностей» в 30-м параграфе, больше известном как Habeas Corpus, содержит закон, запрещающий рабство в английском законодательстве.

Болонья — 1256 г. В сборнике Liber Paradisus провозглашался запрет рабства и работорговли, крепостного права в Болонье, все рабы на её территории освобождались.

Норвегия — 1274 г. Норму о запрете рабства содержал Закон о земле (Landslova).

Франция , территориальная материковая часть — 1315 г.

Швеция — 1335 г.

Дубровницкая республика (территория современной Хорватии) — 1416 г.

Испания — 20 ноября 1542 г. Король Испании Карлос I утвердил закон против порабощения американских индейцев.

Речь Посполитая — 1588 г. Законом было запрещено рабство, но не запрещено крепостничество.

Португалия , 1-й этап — 1595 г. Была законодательно запрещена торговля китайскими рабами.

Япония — 1500-е года. Законом было запрещено рабство, но не запрещено крепостничество.

Португалия , 2-й этап — 19 февраля 1624 г. Король Португалии запретил содержать китайцев и рабов на всей территории королевства.

Чили — 1683 г. Королевский закон Испании прекращает рабство в колонии. На практике рабство в Чили сохранялось еще почти полтора столетия, вплоть до 1823 г.

Род-Айленд — 18 мая 1652 г. Бывшая английская колония первой в Северной Америке запретила рабство.

Англия , 3-й этап — 1701 г. Высший суд Англии освободил всех рабов, которые прибывали в страну.

Российская империя — 1723 г. Указ Петра Первого запретил работорговлю, но не запретил крепостничество (отменено в 1861 г.).

Португалия , 3-й этап — 1761 г. Рабство было запрещено как на материковой части, так и в индийских колониях.

Остров Мадейра — 1777 г.

Штат Вермонт (с 1777 по 1791 гг. — независимая Республика Вермонт) — 1777 г.

Шотландия — 1778 г.

Штат Пенсильвания (США) — 1780 г. Закон против рабства освободил детей-рабов. Закон стал примером для других северных штатов. Последний раб освобождён в 1847 г.

Штат Массачусетс — 1783 г.

Крымское ханство — 1783 г. Указ Екатерины II отменил рабство.

Буковина (в составе Австро-Венгрии) — 1783 г. Указ о запрете рабства подписал 19 июня 1783 г. император Священной Римской империи Иосиф II.

Сьерра-Леоне — 1787 г. В Западную Африку из Великобритании переселяются освободившиеся рабы (351 африканца).

Верхняя Канада (британская колония в Северной Америке) — 1793 г.

Франция , Первая республика — 1794 г. В 1802 г. Наполеон I восстановит рабство во французских колониях.

Штат Нью-Йорк (США) — 1799 г. Дети-рабы и все обычные рабы были окончательно освобождены в течение почти 30 лет. Последний раб освобождён 4 июля 1827 года.

Нижняя Канада (провинция Британской империи в Северной Америке) — 1803 г.

Штат Нью-Джерси (США) —1804 г. Закон запрещает рабство и освобождает детей-рабов.

Гаити — 1804 г. Рабство отменено с провозглашением независимости.

США — 1807 г. 2 марта 1807 г. президент США Томас Джефферсон подписал закон, направленный против рабства. Закон запрещал ввоз рабов и вступил в силу 1 января 1808 г.

Великобритания — 1807 г. Британский Парламент принял Акт о запрете торговли рабами (Abolition of the Slave Trade Act), ставящий вне закона работорговлю в колониях. Рабство в колониях было окончательно отменено в 1833 г.

Пруссия — 1807 г. Отменено крепостное право.

Великобритания — 1807 г. Королевский флот начинает операцию против работорговли на побережье Западной Африки и освобождает к 1865 г. около 150 тыс. рабов.

Мексика — 1810 г. Последний раб освобожден в 1829 г.

Испанские колонии — 1811 г. Испания отменило рабство в своих колониях, за исключением Кубы, Пуэрто-Рико и Санто-Доминго.

Нидерланды — 1814 г.

Уругвай — 1814 г.

Португальские колонии к северу от экватора — 1815 г. За запрет рабства в колониях Португалии Великобритания заплатила ей 750 тыс. фунтов. Окончательно рабство было запрещено в португальских колониях в 1869 г.

Эстляндия — 1816 г. Отменено крепостное право.

Курляндия (Курземе, территория современной Латвии) — 1817 г. Отменено крепостное право.

Куба, Пуэрто-Рико и Санто-Доминго — 1817 г. За прекращение работорговли Испания заплатила Великобритании около 400 тыс. фунтов. На Кубе окончательно рабство отменено лишь в 1886 г.

Ливония — 1819 г. Отменено крепостное право.

Греция — 1822 г.

Центрально-Американская республика — 1824 г.

Уругвай — 1830 г.

Боливия — 1831 г.

Британские колонии Вест-Индия, Маврикий и Южная Африка — 1833-1834 гг. Британский закон, запрещающий рабство в колониях, освободил около 760 тыс. рабов.

Техас (мексиканская провинция) — 1835 г. Президент Анастасио Бустаманте провозгласил отмену рабства в Техасе. Столкновения американских переселенцев с мексиканскими войсками привели к поражению Мексики и провозглашению независимости Техаса, в котором рабство сохранялось до 1865 г.

Тунис — 1846 г. Бей (правитель) Туниса прекращает рабство под давлением Британии.

Африканские владения Османской империи — 1847 г.

Остров Сен-Бартелеми (бывшее французское владение, перешедшее к Швеции) — 1847 г.

Штат Пенсильвания (США) — 1847 г.

Колонии Вест-Индии (владения Дании) — 1848 г.

Все колонии Франции и Дании — 1848 г.

Новая Гранада (испанское вице-королевство в Южной Америке, включавшее в себя территории современных Колумбии, Венесуэлы, Панамы и Эквадора) — 1851 г.

Королевство Гавайи — 1852 г. Отменено земельное рабство (крепостное право).

Аргентина — 1853 г.

Перу — 1854 г.

Венесуэла — 1854 г.

Молдавия — 1855 г. Частично отменено крепостное право.

Валахия — 1856 г. Частично отменено крепостное право.

Голландские колонии — 1863 г.

Южные штаты США — 1865 г. В 1865 г. была принята 13-я поправка к Конституции США, запрещающая рабство на всей территории страны.

Аляска — 1870 г. США отменили рабство на Аляске после покупки территории у России.

Пуэрто-Рико — 1873 г.

Золотой берег (британская колония в Гвинейском заливе в Западной Африке) — 1874 г.

Болгария — 1879 г.

Османская империя — 1882 г.

Бразилия — 1888 г.

Конго, Османская империя и побережье Восточной Африки — 1890 г. Официальный запрет рабства и работорговли на суше и на море был принят на Конференции в Брюсселе.

Корея — 1894 г.

Мадагаскар — 1896 г. Рабство в своем протекторате отменила Франция.

Занзибар — 1897 г.


Группа рабов и арабы-работорговцы на борту судна. Занзибар, конец XIX в.

Сиам — 1897 г. Окончательно рабство запрещено в 1912 г.

Эфиопия — 1902 г. Окончательно рабство запрещено в 1942 г.

Китай — 1906 г.

Непал — 1921 г.

Марокко — 1922 г.

Афганистан — 1923 г.

Ирак — 1924 г.

Иран — 1928 г.

Абиссиния — 1935 г. Отмену рабства провозгласил Верховный комиссар Итальянской Восточной Африки генерал Эмилио Де Боно.

Северная Нигерия — 1936 г. Великобритания официально отменила рабство в своем протекторате.

Эфиопия — 1942 г.

Запрет рабства во Всеобщей декларации прав человека (пункт 4) — 1948 г.

Катар — 1952 г.

Тибет — 1959 г. Китай отменил рабство в Тибетском автономном районе.

Нигерия — 1960 г.

Саудовская Аравия — 1962 г.

Йемен — 1962 г.

Объединённые Арабские Эмираты — 1963 г.

Оман — 1970 г.

Мавритания — 1981 г.

Фрагмент памятника рабству. Стоунтаун, Танзания. Фото: Eric Lafforgue

После того, как устранена юридическая оплошность и рабство де-юре отменено в США, его история формально завершена. Однако на деле отношение к человеку как к вещи до сих пор имеет место в нашей жизни, и рабский труд по-прежнему используется в различных странах и регионах земного шара.

До определенного момента проблема расового неравенства вовсе и не считалась таковой - угнетение человека за другой цвет кожи было обыденной вещью, которую принимали как данность, а зачастую даже выставляли напоказ. Сегодня же этот этап истории человечества считается едва ли не одним из самых трагичных и неприемлемых с точки зрения морали и этики. О нем снимают фильмы, пишут книги и музыку, стараясь тем самым закрепить в памяти поколений несправедливость подобного устройства жизни.

Масштабы проблемы

Прежде всего, конечно, угнетение темнокожих заключалось в самом факте существования рабства в любом его проявлении. Люди негроидной расы приравнивались к вещи, а чаще всего ценились еще меньше. До 1860-х годов такая тема, как отмена рабства в США, даже не поднималась.

Территориальная расположенность

Следует отметить, что на территории США данное явление было распространено не повсеместно, а только в южной части, где основным источником дохода господ были бесчисленные плантации, на которых и использовался труд темнокожих.

Предпосылки

По сути, отмена рабства в США тесно связана с гражданской войной, развернувшейся в Америке между севером и югом. Напряжение нарастало еще с 1850-х годов и вылилось в итоге в четырехлетнее сопротивление между разными культурами и миропониманиями.

Следует отметить, что отмена рабства в США не была основной причиной развернувшегося противостояния, несмотря на то, что для северян такое явление было совершенно чуждым.

Отношения, сложившиеся между двумя частями страны, не могли рано или поздно не привести к открытому столкновению. Рабовладельческий юг, по сути, находился в полной зависимости и подчинении у севера, что и было своего рода яблоком раздора. Начиная с 1850-х годов, напряжение постепенно нарастало, и в 1861-м нашло выход в четырехлетней гражданской войне, за которой последовала отмена рабства в США.

Внутреннее сопротивление

Вполне очевидно, что гражданская война на территории Америки не была единственной предпосылкой к отмене рабовладельческого уклада. Прежде всего, источником противостояния были сами люди, чей труд и жизни безжалостно эксплуатировались. Не только побеги, но и активные восстания становились все более и более частыми, пока не переросли в открытое противостояние.

Исторический парадокс

Как ни странно, причины отмены рабства в США напрямую связаны с самим этим явлением. Плантаторы не только активно занимались торговлей людьми, но и приравнивали это к основополагающей особенности устройства страны, называли рабовладельческий строй источником процветания и величия Америки. Именно стремление к угнетению другого человека и подкосило сложившийся за долгие годы уклад на территории юга.

Желание плантаторов превратить присоединенный Канзас в рабовладельческую территорию получило отпор, дав толчок более активному сопротивлению. Насаждение данной политики в виде избрания Бьюкенена на пост президента и подавляющее большинство приверженцев рабовладельческого строя в составе Верховного суда вызывали все больше и больше негодования.

Первое движение сопротивления

Отмена рабства в США (дата приходится на 1865 год) была еще далека, когда произошло первое серьезное восстание, давшее толчок полноценному противостоянию. Джон Браун, возглавивший после серьезной подготовки отряд из 22-х человек, был впоследствии казнен, что вызвало большой резонанс среди противников эксплуататорской политики и самих рабов. За серьезным, пусть и жестоко подавленным восстанием в Миссури последовали многочисленные митинги и акции протеста, а уже через год в поддержку отмены рабовладельческого строя поднялись даже не сотни, а тысячи американских фермеров.

Избрание Линкольна

Это событие стало, можно сказать, определяющим в истории сопротивления рабовладельческому строю. Избрание на пост президента выходца из простого народа и его стремление к сохранению единства США, недовольство сепаратистским настроением юга и общий настрой не нравились плантаторам, и в скором времени, начиная с Южной Каролины, южные штаты начали выходить из состава страны.

В 1861 году началась знаменитая гражданская война в Америке, которая и стала в итоге освободительной в отношении угнетенных темнокожих.

Можно говорить о том, что к такому событию, как отмена рабства в США, Линкольн имеет самое непосредственное отношение, поскольку именно его действия привели в итоге к 13-й поправке в Конституции, давшей людям свободу.

Не первая попытка

Отдавая дань истории, следует отметить, что новые правила удалось ввести далеко не сразу. Официальный год отмены рабства в США - 1863-й, поскольку именно тогда была принята Декларация независимости, согласно которой темнокожие подлежали немедленному освобождению. Сопротивление южан тем не менее продолжалось еще 2 года, и бесплатный труд на плантациях оставался практически безнаказанным.

Последствия

Отмена рабства в США 1865 года действительно официально положила конец эксплуатации темнокожих на территории юга Америки. Штаты один за другим постепенно отказывались от каких-либо форм принудительной работы в отношении кого-либо.

Тем не менее это не значит, что будто по мановению волшебной палочки явлению торговли людьми был положен в одночасье конец. Случаи такого рода все еще встречались на территории США вплоть до начала ХХ века, становясь, впрочем, все более и более редкими.

Отражение в культуре

Как уже говорилось ранее, отмена рабства в США (дата все отодвигалась из-за сопротивления южан) стала одним из самых важных событий в американской культуре.

На данный момент существует бесчисленное множество картин, фильмов, а тем более книг об эксплуатации труда темнокожих как таковом и освобождении их от гнета в частности.

Однако не все знают, что уже сама борьба за отмену рабства была подкреплена изнутри с культурологической точки зрения. В данном случае имеется в виду книга американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», которую Авраам Линкольн провозгласил манифестом освободительного движения. Именно это литературное произведение вдохновляло солдат на сражения и вселяло абсолютную, непоколебимую веру в необходимость очищения Америки от славы угнетателей и работорговцев.

Не все сразу

Разумеется, с принятием 13-й поправки не закончилась сразу эра неравенства американцев. Несмотря на то что рабы были официально освобождены, темнокожие еще долго подвергались расовой дискриминации и сегрегации, которые Америка сумела преодолеть сравнительно недавно.

Одним из самых известных борцов за права темнокожих считается и по сей день Мартин Лютер Кинг, речь которого под названием "У меня есть мечта" знакома сегодня с детства едва ли не каждому американцу.


Рабство в той или иной форме и в то или в иное время существовало во всех частях света. Ни одной расе не удалось избежать этой жуткой формы общественного развития.

Соединённые Штаты с самого начала возникли как рабовладельческое государство. Рабство было неотъемлемой частью американского образа жизни. Американское рабовладение не было неким подобием античного рабства. Оно формировалось в недрах капитализма и отразило особенность его становления в аграрной экономике Северной Америки: американские плантаторы по причине крайней узости рынка наёмного труда вынуждены были прибегнуть к труду чёрных рабов. Но, использование рабского труда не прошло бесследно для плантаторской буржуазии, превратившейся в особый класс, в котором странно и в то же время закономерно переплелись черты типичных капиталистов и рабовладельцев.

Первое в западном полушарии независимое государство, Соединенные Штаты Америки, образовалось в результате революционной войны североамериканских колоний Англии за независимость 1775-1783гг. Но, несмотря на провозглашённые лозунги о том, что «все люди рождаются равными», первая американская революция, война за независимость 1775-1783гг., оставила в неприкосновенности рабство негров в южных штатах. Не привела к радикальному решению негритянской проблемы и вторая американская революция – гражданская война 1861-1865гг.

Соединенные Штаты на протяжении 170 лет (1607-1776гг.) своей ранней истории находились в колониальной зависимости от Англии.

Освоение Нового Света являлось делом частных лиц и групп, получавших соответствующее разрешения от монарха Англии. Различия в социальном облике этих групп и лиц предопределили различие тенденций колонизации. Среди тех, кто осваивал Америку, выделились три главные группы: акционерные компании буржуазного типа, устремлявшиеся за океан в поисках рынков, прибылей, источников сырья; протестанты, надеявшиеся воплотить на новой родине свои религиозные и этические принципы; аристократы, помышлявшие об обширных феодальных владениях. Стартовые возможности трёх групп были более или менее равными.

Наибольшее распространение в Северной Америке в XVII в. получили так называемые собственнические колонии, создававшиеся английскими аристократами на основе феодальных дарений Стюартов.

Америка обладала бескрайними земельными пространствами, и с самого начала английской колонизации существовали реальные условия для развития сельского хозяйства по свободно предпринимательскому пути. Земли Нового Света, в особенности на Юге и в средней полосе, были плодородными, а климат благоприятным.

Появление африканских негров в британских колониях Северной Америки обусловливалось необходимостью разрешения остро вставшей перед первыми поселенцами проблемы рабочей силы. Возможность приобретения в собственность земельных участков и превращения колонистов в мелких землевладельцев привела к тому, что в условиях колонизации Северной Америки установилась абсолютная зависимость работника от работодателя «посредством принудительных мер», учреждения прямого рабства как единственной, естественной основы колониального богатства.

«Цветное» рабство в североамериканских колониях Великобритании возникло вместе с первыми поселениями на далёком континенте. Не сразу синонимом слова «раб» стал чёрный, доставленный из Африки на судах рабовладельцев. Цвет кожи не имел особого значения, ибо до введения негритянского рабовладения колониальные власти и самостоятельные колонисты широко практиковали рабский труд краснокожих индейцев и белых.

«Пуритане и роялисты в равной мере не стеснялись порабощать себе подобных, будь они белой или какой–либо другой расы».

Своекорыстная политика британского правительства, попытки насадить крупное землевладение, ограничить свободу предпринимательства, произвол губернаторов и королевских чиновников, насильственное размещение в американских колониях возрастающих контингентов английских войск, налоги, всё это вызывало резкое недовольство английских поселенцев. Напряжённость в отношениях между английскими властями вылилась в вооружённое столкновение. Так началась война северо-американских колоний за независимость. Её называют первой буржуазной американской революцией. Она освободила американцев от власти короля и английской аристократии, установила республиканский строй, открывший простор для буржуазного прогресса и частной инициативы.

Активное участие народных масс, в том числе и негритянских явилось решающим условием, обеспечившим победу первой американской буржуазной революции.

4 июля 1776г. Конгресс принял декларацию независимости. Этим документом восставшие колонии провозглашали себя свободными и независимыми государствами, объединившимися в Соединенные Штаты Америки. Декларация стала первым документом, в котором обосновывались права и принципы демократического правления. Главным из них объявлялась политическая власть, исходящая от народа и призванная защищать интересы всех граждан.

Автор Декларации Томас Джефферсон внёс в проект пункт, предусматривающий уничтожение рабства, но богатые плантаторы и арендаторы, представленные большинством в Конгрессе, добились исключения его из окончательного текста Декларации.

Таким образом, в молодом, свободном государстве, ещё только что отстаивающем свою независимость, сохранялось рабство.

Основы общественного и государственного устройства в США были заложены в ходе войны за независимость и закреплены впоследствии в Конституции, принятой в 1787г. Конституция провозглашала Соединенные Штаты федеральным государством, республикой, в которой высшая законодательная власть принадлежала Конгрессу, а высшая исполнительная власть – президенту. Каждый штат был признан вполне самостоятельным государством, обладающим в пределах своей территории полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и управляющимся своим выборными представителями. И в частном, и в союзном устройстве штатов строго был проведён принцип разделения властей.

«Принятая в 1787г. Конституция узаконивала рабство и укрепляла его экономические и политические позиции во вновь образованном государстве – Соединенные Штаты Америки».

В дальнейшем, на основании Конституции, законодательные органы страны и отдельных штатов приняли сотни актов, укрепивших в США институт рабства.

В годы первой Американской революции рабство было запрещено на севере США. Американские демократы, впрочем, как и многие умеренные основатели США, уповали на достаточно скорую смерть рабства и в южных штатах, возлагая особые надежды на фундаментальную естественную причину – методично нараставшую убыточность рабовладения. Однако экономические перипетии рубежа XVIII –XIX вв. нанесли по их надеждам сокрушительный удар.

Стремительное развитие промышленного переворота в Англии, происходившего в первую очередь в лёгкой промышленности, вызвало беспрецедентный спрос на хлопок-сырец. Изобретение в США в конце XVIII века, хлопкоочистительной машины резко повысило производительность и рентабельность плантационной рабовладельческой системы.

В первой четверти XIX в. вследствие бурного развития ткацких фабрик в самих США плантационное рабство получило ещё один стимул для своего роста. Хлопок потеснил на рабовладельческих плантациях все другие культуры и был поименован ни много ни мало «королём». Об отмирании, а тем более ликвидации «короля-хлопка», а следовательно, плантационного рабства, в таких условиях не могло быть и речи.

Эксплуатация рабов становилась всё более изощрённой, а плантаторы обрастали замашками и манерами крепостников. К некапиталистическим формам эксплуатации рабочей силы на Юге, необходимо, прежде всего, отнести специализацию ряда штатов на «разведении» рабов для последующей продажи и саму работорговлю. «Разведение» чернокожих рабов в южных штатах для последующей продажи приобрело особенно широкий размах, превратившись в настоящую индустрию, после прекращения с 1808г., как это предусматривалось федеральной Конституцией, ввоза рабов в США извне. Правительство США не осмеливалось посягнуть на невольничьи рынки в самих южных штатах, более того, работорговля стала одной из престижных профессий по той причине, что приносила больше прибыли, нежели производство и экспорт хлопка.

В отношении рабства на Юге допускались только апологетические высказывания. Была выпестована целая плеяда влиятельных защитников рабства, взгляды которых широко распространялись не только на Юге, но и на Севере США. В 1830-1840-х гг. наибольшей известностью среди идеологов рабства пользовался Д. Кэлхун. Рабовладение, доказывал Кэлхун, является первоосновой экономического развития и благополучия Юга, его социальных отношений и политической организации: отмени его, и тут же случится апокалипсис, рухнет целый мир. Поэтому выступления в пользу рабства безрассудны: плохое оно или хорошее, рабовладение должно быть сохранено.

Таким образом, в США сложилась особая ситуация: рабство существовало в стране, которая развивалась по капиталистическому пути, не испытывая пережитков феодализма, - в стране, где торжественно провозглашались лозунги свободы, человеческого достоинства и неотчуждаемых прав гражданина. Поэтому рабство здесь возникло в такой форме, которой прежде история не знала.

Борьба за отмену рабства имеет почти столь же длинную историю, как и само рабство. Во всяком случае, в XVIII веке сторонников отмены этого института в США уже хватало. Главным образом они были уроженцами Севера, где к началу XIX века, в основном по экономическим причинам, рабство было отменено. Среди южан противники рабовладения тоже встречались. В разное время против рабства выступали такие знаменитые граждане Юга, как Вашингтон, Тайлер и Ли (отец генерала Ли - военного вождя Конфедерации, который также не испытывал к рабовладению горячей любви). Однако на протяжении почти всей первой половины XIX столетия аболиционизм оставался уделом фанатиков и одержимых вроде Джона Брауна. Массового движения не было. Более того, прорабовладельческие симпатии были очень сильны и в северных штатах, например, в Иллинойсе, где в 1840 году проживал 331 раб. Схожая ситуация была и в Индиане, где население высказывалось в пользу легализации рабства. В Огайо суды присяжных часто выносили решения в пользу рабовладельцев, требовавших возвращения беглых рабов.

В 1848г. партия Фри сойл, выступившая с оппозицией двухпартийной системе по вопросу о рабстве, выдвинула гораздо более мягкие требования. Эта партия, сформулировавшая крылатый лозунг «Свободная земля, свободный труд, свободные люди», который вскоре стал девизом всех противников рабства, в конкретной программе ограничивалась требованием запрета распространения рабства на новые территории. Но фрисойлеры не могли оспорить позиции двух ведущих партий – вигов и демократов.

В 1854-1856гг. в США произошла перегруппировка партийно-политической системы, вигов вытеснила новая Республиканская партия. В течение двух лет Республиканская партия, явившаяся с идеологической точки зрения преемницей Фри сойл, решительно потеснила Американскую партию в качестве третьей политической силы, отняла значительную часть сторонников у Демократической и Вигской партий и взломала двухпартийную систему «демократы – виги».

В 1854г. Конгресс США принял закон Канзас-Небраска. Закон Канзас-Небраска был предложен С. Дугласом, одним из лидеров Демократической партии, в связи с обсуждением вопроса о приёме в Соединенные Штаты двух новых территорий. Законопроект Дугласа наносил сокрушительный удар по всей системе баланса сил между Севером и Югом. Дуглас и его сторонники доказывали, что их волнует не вопрос о рабстве, который они вообще не хотели вносить в повестку дня, а вопрос о том, какой должна быть процедура приёма новых штатов в Союз. При этом, указывали они, демократическое волеизъявление приобретает силу закона и в том случае, если оно одобрит рабство, и в том, если отвергнет его. А сам Дуглас, пытаясь отвести любые обвинения в защите интересов рабовладения, доказывал, что рабство не сможет укорениться ни в Небраске, ни в Канзасе.

Все эти аргументы, однако, не обманули ни противников рабства, ни жителей северо-восточных штатов в целом. Главным в законе Канзас-Небраска для них было то, что он создавал возможность проникновения и легализации рабства на территории свободных штатов и изменял сложившийся политический порядок в пользу рабовладельчкеского Юга.

1854год, превратив рабство из «фигуры умолчания» в главный вопрос национальной политики, способствовал быстрой поляризации сторонников и противников рабства, а также их радикализации.

Закон Канзас-Небраска не был случайностью, а подвёл итог длительным, подспудно развивавшимся экспансионистским устремлениям южных рабовладельцев. Рабовладельческой системе становилось всё более тесно – и географически, и экономически, и политически. Чтобы выжить и развиваться, она нуждалась в легализации рабовладения на более широком пространстве.

Откровенно прорабовладельческую позицию занял Верховный суд США, в котором доминировали сторонники Демократической партии. Решения Верховного суда создавали, таким образом, основу для легализации рабства даже в свободных штатах.

С 1854г. оппозицию рабству возглавила Республиканская партия, вытеснившая из двухпартийной системы вигов. Республиканцы предполагали в перспективе отмену рабовладения на территории США в целом и исходили из того, что бесконечное сосуществование свободы и рабства невозможно. И хотя непосредственного требования о ликвидации рабства на Юге Республиканская партия вплоть до 1862г. не выдвигала, её антирабовладельческая стратегическая линия просматривалась чётко. Во второй половине 1850-х гг. она была выражена Линкольном с помощью крылатой библейской фразы: «Дом, разделившийся внутри себя, не устоит». Линкольн раз за разом повторял, что США не смогут существовать, оставаясь наполовину свободными и наполовину рабовладельческими.

Противоречивая позиция Республиканской партии в отношении чёрных рабов весьма полно и точно отразилась в высказываниях и оценках А. Линкольна. Он неоднократно заявлял, что принцип Декларации независимости о равных естественных правах людей распространяется как на белых, так и на чёрных, но он же, идя на очевидные уступки расовым предрассудкам белых избирателей, занимал весьма непоследовательную позицию в вопросе о том, какими реальными гражданскими и политическими правами должны быть наделены освобождённые рабы.

Нарастание радикальных начал в позиции республиканской партии сопровождалось углублением консервативной реакции со стороны рабовладельческих штатов. Стремительно нараставшие агрессивность и реакционность рабовладельческого класса имели следствием не только углубление пропасти между Югом и Севером, но и возникновение раскола в Демократической партии, являвшейся главной политической защитницей рабовладения на общенациональном уровне. Накануне президентских выборов 1860г. демократы разделились, по сути, на две партии: южная фракция отстаивала легализацию прав рабовладения в любой части США, даже независимо от волеизъявления местных жителей, а северная фракция во главе с С. Дугласом доказывала, что рабовладение может быть санкционировано только волеизъявлением избирателей. Раскол демократов стал важной причиной победы на президентских выборах 1860г. Республиканской партии во главе с А. Линкольном. В ответ на победу республиканцев южане заявили о выходе их Союза и образовании собственного государства.

Конфликт Севера и Юга, приобретший характер антагонизма двух разнородных общественно-политических систем, завершился Гражданской войной 1861-1865гг. Гражданская война, в свою очередь, разделилась на два этапа.

На первом этапе 1861-1862гг. – Линкольн и его правительство подчёркивали, что война ведётся с целью восстановления единства федерального Союза, а не ликвидацию рабства.

Линкольн отвергал право выхода какого-либо штата из Союза, а в отношении рабства ограничивался требованием запрета его на новых территориях. Но и эти формулировки были для южан, обратившихся к энергичным и успешным военным действиям, совершенно неприемлемы.

На втором этапе – конец 1862-1865гг. – Линкольн стал призывать к отмене рабства в США, что резко повлияло на характер войны. В войне наступил перелом, и она завершилась полным разгромом южных рабовладельцев.

В книге В. Кремера, Г. Тренклера «Лексикон популярных заблуждений» отмечено следующее: Причиной гражданской войны, которая велась между южными и северными штатами Америки в 1861-1865 годах, не была проблема освобождения рабов (по крайней мере, она не была непосредственной причиной). Война была вызвана решимостью Севера во что бы то ни стало предотвратить раскол страны и отделение южных штатов. К началу войны у президента Линкольна была только одна забота – единство нации. Об освобождении рабов в южных штатах, стремившихся стать независимыми, он вовсе не думал или считал это второстепенным.

Сам Линкольн отнюдь не относился к аболиционистам. Он неоднократно обещал южным штатам, стремившимся к независимости, не вмешиваться в их дела, в том числе и в вопросы рабства. Чтобы сохранить единство нации, он обещал южанам, что закон о выдаче беглых рабов будет действовать и на севере, где рабства не было. Как раз в этом - в защите центрального правительства от центробежных региональных интересов - видел Линкольн свою главную задачу. Ему самому рабство было противно, но ради его отмены он никогда не начал бы войны.

Соответственно, освобождение рабов лишь тогда стало целью войны, когда Линкольн увидел в этом потенциальное преимущество - а именно к концу 1862 года, когда стало ясно, что южан уговорить не удастся. Чтобы привлечь на свою сторону основные европейские державы, которые почти всегда симпатизировали южанам, Линкольн издал указ, согласно которому с 1 января 1863 года все рабы в мятежных штатах объявлялись свободными людьми. Этот указ касался только мятежных штатов, а не тех лояльных южных штатов, которые не собирались отделяться, но Линкольн переломил общественное мнение Европы в свою пользу - теперь уже никто не вступал в пакт с южанами и - война тем самым была выиграна.

Первого января 1863г. вступила в силу «Прокламация об освобождении», объявившая о ликвидации рабства в 11 мятежных штатах (оно было сохранено в четырёх лояльных рабовладельческих штатах). Вместе со свободой негры получили право вступать в армию США: им воспользовались 100тыс. бывших рабов, существенно способствовавших перелому войны в пользу Севера.

В январе 1865г. Конгресс США одобрил тринадцатую поправку к федеральной Конституции, запрещавшую рабство уже на территории всех США (ратифицирована штатами в декабре того же года). Тогда же Линкольн и республиканцы отказались от идеи вывоза свободных негров из США и приняли план наделения их равными с белыми политическими и гражданскими правами.

Среди всех реформ Реконструкции наиболее весомыми оказались политические. Две поправки к федеральной Конституции, оказавшиеся одними из самых демократических за всю американскую историю.

Четырнадцатая поправка, вступившая в силу в 1868 г. провозглашала равенство юридических и политических прав всех американцев, независимо от цвета кожи, позволяла федеральному правительству «наказывать» штаты за её нарушение. На основании этой поправки федеральное правительство могло ввести в любой штат войска для защиты прав чернокожих.

Пятнадцатая поправка, ратифицированная в 1870г., развивала предыдущую и запрещала федерации и штатам лишать граждан той или иной расы избирательного права. На основании этих поправок, как и других демократических законов, чёрные американцы существенно расширили свои права и возможности не только в политической, но также в социальной и экономической сферах. В результате выросли, хотя и остались существенно ниже, чем у белых, заработки и доходы чернокожих рабочих, арендаторов, фермеров. Чернокожие стали приобщаться и к классу собственников, хотя здесь их успехи были гораздо скромнее, чем у белых. Их белые защитники добивались отмены «чёрных кодексов», подавления организаций Ку-клукс-клана, других проявлений расизма.

К началу 1870-х гг. опасность реставрации рабовладельческого строя на Юге была ликвидирована, а утверждение буржуазно-либерального миропорядка гарантировано. Произошла смена политических, а в значительной мере также экономических и социальных элит. Место бывшего рабовладельческого класса занял новый политический класс, по преимуществу из рядов активистов Республиканской партии и её радикального крыла.

Эта сложная и быстрая трансформация означала, помимо всего прочего, радикальную метаморфозу мировидения белых друзей чёрной расы. Утвердившись в рядах экономической и политической элиты, они всё более действовали и мыслили в соответствии с интересами своей экономической и политической выгоды и всё меньше руководствовались идеальными соображениями, которые были присущи многим из них в предшествующий период. Обязательства перед чёрной расой, которая помогла им стать новой элитой, их всё более тяготили. Погружённость в собственные интересы стала всепоглащаюшей. Имена бывших идеалистов всё чаще всплывали в связи с громкими скандалами, связанными с коррупцией, грязными экономическими махинациями. На смену Революции пришёл Термидор – завершающая фаза большинства революционных эпох. Американский термидор не отменил основопологающих социально-экономических и политических сдвигов революционной эпохи, а подчинил их преимущественно интересам элит, возвысившихся благодаря революции.



19 июня 1862 года на территории США было отменено рабство. Президент Линкольн поставил свою подпись под соответствующим законом. Для того, чтобы все жители Америки стали свободными, оставалось выполнить сущую малость: заставить закон работать. Препятствие было только одно: Гражданская война, которая полным ходом шла в США как раз по данному поводу.

Разумеется, предпосылки у Гражданской войны были сложнее, чем разница в идеологических позициях Севера и Юга в отношении рабовладения, однако вопрос рабства оставался одним из самых острых. На Севере бурно развивалась промышленность, на производстве работали в основном эмигранты, Юг же развивался как сельскохозяйственный регион и работали на его плантациях преимущественно рабы. Возникали многочисленные налоговые и юридические вопросы, которые с каждым годом становились все серьезнее. Возникла опасность, что в рамках одного государства северные и южные штаты Америки существовать больше не смогут.

Приход к власти Авраама Линкольна после победы на выборах 1860 года стал сигналом, для начала сецессионных процессов. Южные штаты стали выходить из состава государства, боясь оказаться в меньшинстве при принятии знаковых решений на федеральном уровне, хотя формально Конституция этого права им не давала. В итоге о своей независимости объявили 11 штатов, занимающих в совокупности 40 процентов территории США.

19 апреля 1861 года начались боевые действия. Гражданская война в США продолжалась четыре года и три месяца до июля 1865 года. Уже в июне 62-го закон провозгласил отмену рабства на всей территории США, однако в тот момент это было не более чем амбициозным заявлением: кто победит в войне, оставалось неясным. 1 января 1863 года вступила в действие "Прокламация об освобождении" рабов, подписанная Линкольном за два дня до этого. Документ состоял из двух указов президента, первый из которых объявлял свободными всех рабов на территории Конфедеративных штатов Америки (Юга), а второй отдельно перечислял десять штатов, на которые будет распространяться отмена рабства.

Следующим этапом освобождения стала 13-я поправка к Конституции США. Она была принята Конгрессом 31 января 1865 года, ратифицирована необходимым количеством штатов 6 декабря 1865 года и вступила в силу 18 декабря 1865 года. Данная поправка запрещала рабство и принудительный труд на территории США, кроме как по приговору суда в качестве наказания за преступления. Впрочем, ратификация этой поправки немилосердно затянулась. Последним ее ратифицировал штат Миссисипи и сделал это… в 1995 году, что, разумеется, было просто формальностью (международные документы, запрещающие рабство, были приняты гораздо раньше), однако является фактом. Полностью же процедуру ратификации Миссисипи закончил лишь в текущем, 2013 году.

История отмены рабства в Соединенных Штатах Америки

Замечание 1

Рабство в Соединенных Штатах Америки было отменено 19 июня 1862 года. Президент Авраам Линкольн подписал соответствующий закон, который запрещал любые формы эксплуатации и рабовладения на территории страны.

Для того, чтобы сделать всех жителей Американского континента свободными, требовалось выполнение всего лишь одного условия: закон должен был не только существовать, но также и эффективно работать. При этом американцы столкнулись с другим, не менее жестоким испытанием. В этот период в Соединенных Штатах Америки шла Гражданская война, которая как раз и разразилась по данному поводу.

Безусловно, к предпосылкам Гражданской войны нельзя отнести лишь противоречия, возникшие между Севером и Югом по поводу рабства, ее причины крылись гораздо глубже. Но при этом вопрос рабства все же оставался наиболее острым и актуальным именно в тот период. На Севере бурно развивалось промышленное производство, где работали преимущественно белые эмигранты. Что касается южной части, то там развивалось сельское хозяйство. На плантациях трудились именно рабы, что делало Юг более рабовладельческой территорией. Таким образом, возникли многочисленные вопросы в области налогов и юриспруденции, и с каждым годом они становились все актуальнее и серьезнее. Логично отметить, что появилась серьезная угроза того, что в рамках одного государства южные и северные штаты попросту не смогут сотрудничать друг с другом в связи с вышеизложенными противоречиями.

Когда к власти пришел Авраам Линкольн, началось множества сецессионных процессов. Южные штаты заявили, что они выходят из состава государства и будут осуществлять автономную деятельность в рамках уже установленного и привычного порядка, а значит речи об отмене рабства не могло быть. В итоге, о своей независимости заявили 11 штатов, которые заняли практически 40% от всей территории Соединенных Штатов Америки, но даже при этом они оказались в меньшинстве, хотя опасались этого больше всего.

Отмене рабства в США предшествовал выход нескольких значимых документов:

  • 1863 год – вступает в силу так называемая «Прокламация об освобождении», действующая в отношении рабов. Она была подписана Линкольном, состояла не из одного, а из двух отдельных указов, которые объявляли свободными рабов на всей территории Юга. Второй документ также выделил отдельно 10 штатов, на территории которых вводилось особое положение по отмене рабства;
  • 1865 год – выпуск 13 поправки к Конституции Соединенных Штатов Америки. Она запрещала рабство и принудительный труд по всей территории штатов. Но с ней возникли заметные проблемы. Ратификация затянулась на многие годы, и последним ее ратифицировал штат Миссисипи, что произошло лишь в 2013 году. Таким образом, неформально рабство существовало в Америке и в 21 веке, некоторые люди, зная об этом, пользовались подобными вещами, не боясь быть наказанными.

Жизнь в Соединенных Штатах Америки без рабства

Современные Соединенные Штаты Америки – это сверхдержава, которая признана во всем мире как наиболее развитая и продвинутая страна. Тем не менее, пережитки прошлого, проблемы чернокожего и белокожего населения до сих пор сотрясают жизни американцев. Мы нередко можем видеть в средствах массовой информации новости о потасовках между белокожим и чернокожим населением.

Жизнь чернокожих в Америке также очень разная: некоторые доказали, что цвет кожи не может повлиять на их состояние и статус в обществе. Это известные актеры, телеведущие, бизнесмены и политики. Чего стоит пример бывшего президента США Барака Обамы, который стал первым чернокожим правителем в Соединенных Штатах Америки. Он боролся за равенство населения, за равный доступ к благам и услугам, а также за подавление национализма и расизма. Его политика возымела успех, президента полюбили. Отношение к чернокожим также стало более лояльным. Но статистика по-прежнему указывает на то, что проблема остается проблемой, и решать ее нужно не на политическом уровне: решение кроется в том, чтобы изменить мировоззрение самих американцев друг к другу.

Гетто, неблагополучные районы, трудоустройство чернокожих на далеко не самую престижную работу – все это остается реалиями Соединенных Штатов Америки. Отсюда и негативное отношение самих чернокожих к белокожим американцам, которые негласно продолжают соревноваться за то, кто же все-таки достойнее тех благ и ресурсов, которыми располагает американское общество.

Замечание 2

Расовая сегрегация – одна из наиболее актуальных проблем, которая существует в США. Она выражается в отделении белого населения от иных этнонациональных групп. Главным образом, отделяются именно чернокожие и индейцы, с которыми белокожее население находится в постоянном конфликте.

Сегрегация осуществляется через различные социальные преграды. Во-первых, это раздельное обучение чернокожего и белокожего населения, во-вторых, сегрегация выражается в разграничении посадочных мест. Практика показывает, что белые в общественном транспорте всегда занимают передние места, а чернокожие преимущественно сидят сзади. Все это прививается американскому обществу с самого раннего возраста. Ребенку рассказывают разные истории, где фигурирует злой чернокожий и добрый белокожий человек.

Безусловно, бороться с сегрегацией необходимо на двух уровнях:

  • Первый уровень – ведение активной государственной социальной политики, которая предполагает снижение уровня разделения, а также размытие границ между населением лишь по признаку расовой и национальной принадлежности.
  • Второй уровень – воспитание, изменение сознания самих жителей на уровне социализации. Следует перестать жить по стереотипам и осознать, что лишь в сотрудничестве друг с другом возможно создание действительно сильной нации, которая будет противостоять всем вызовам современности.

Замечание 3

Впрочем, этот призыв должен относиться не только к американцам, но и к другим обществам, существующим в современном мире и сталкивающимся с проблемами расовой идентификации, сегрегации и преследования по национальному, расовому признаку.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода