Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Психологические особенности адаптации ребенка к школе. Виды и уровни адаптации

И.А. Галкина (канд.психол.наук)

Начало обучения детей в школе – интересный, но трудный период, как для первоклассников, так и их родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения ребенка, возрастают требования к нему, появляются новые обязанности. От того, насколько успешно прошла адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость и даже здоровье. Адаптация ребёнка к школе – это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности. При поступлении в школу ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Основной вид его деятельности меняется с игровой на учебную. Появляется новая социальная группа сверстников – класс, в которой нужно научиться общаться и взаимодействовать. Теперь необходимо выполнять множество новых правил и задач: на уроках – спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут подряд, на переменах – соблюдать дисциплину, а приходя из школы – делать домашние задания. Данный период совпадает еще и с кризисом 7 лет, поэтому ребенку требуются дополнительные силы, чтобы привыкнуть к изменениям, происходящим в его жизни. Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной жизни. Это может проявляться в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях, частых перепадах настроения, появлении агрессии и нежелания ходить в школу.

Можно выделить три вида адаптации: психологическую, социальную и физиологическую . Психологическая адаптация связана с тем, что у первоклассников происходит формирование внутренней позиции школьника, развитие новых уровней психических функций, изменение общего эмоционального состояния. Социальная адаптация связана с новой социальной ролью детей – они учатся общаться со сверстниками, учителями, иначе выстраивать свои взаимоотношения с родителями. Нагрузка на плечи ребенка ложится и на физическом плане: новый режим, усиленные нагрузки на организм. Даже личностные и эмоциональные переживания ребенка могут сказаться на его здоровье и повлиять на физиологическую адаптацию к школе. В этой статье мы дадим несколько советов родителям, которые, надеемся, облегчат процесс адаптации ребенка к школе.

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

    Выработайте правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Желательно ложиться спать не позднее 22.00 и рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.

    Постарайтесь организовать прогулки не менее двух часов в день.

    Оборудуйте первокласснику специальное место для занятий: во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.

    Давайте ребёнку отдохнуть после уроков.

    Следите за правильным рационом ребёнка, в период адаптации ему необходимо больше витаминов.

    Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.

    Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Что необходимо выполнять родителям для облегчения психологической и социальной адаптации ребенка к школе:

    Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.

    Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.

    Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усвоения новой информации.

    По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.

    Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать цели.

    Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно делать, но никогда не выполняйте всё за него.

    Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным.

    Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.

    Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть при этом толерантным к мнениям других.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе, ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно. Сколько продлится этот сложный период - нельзя сказать однозначно. Это зависит от темперамента ребенка, уровня его готовности к школьному обучению, атмосферы в семье, педагогов, коллектива сверстников.

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

    Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября - октября.

    Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень успеваемости, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объясняет. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. Складываются хорошие взаимоотношения с учителем и многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.

    Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях, часто нарушает дисциплину. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе.

Для того чтобы адаптация прошла спокойно и быстро, желательно, заняться подготовкой детей к школе заранее. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть дополнительная общеразвивающая программа «Психологическая подготовка к школьному обучению: «Радуюсь знанию и общению» ,которая рассчитана на детей в возрасте от 5,5 до 6,5-7 лет. Срок обучения детей по программе – 9-10 месяцев; время обучения – 2 часа в неделю. Программа базируется на многолетнем опыте работы автора с дошкольниками по данному направлению. Особенностью программы является совмещение различных психологических направлений в работе с детьми возраста подготовительной группы для достижения основной цели – качественной гармоничной готовности ребенка к школьному обучению. Программа опирается на представление о необходимости объединенных усилий семьи и учреждения, в котором осуществляется подготовка к школе . Особенности программы: учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, чуткость к эмоциональным состояниям ребенка, контакт и консультативные беседы с родителями, вариативность содержания и форм проведения занятий (использование развивающих практических заданий, творческих упражнений, наглядности и т.д.). Цель программы заключается в том, чтобы сформировать высокий уровень всесторонней готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

Задачи программы объединяются в три категории:

1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы ребенок, освоив программу, имел всестороннюю гармоничную готовность к обучению в школе:

    потребность в познании, самопознании и саморазвитии;

    положительную я-концепцию, уверенность в себе, открытость к конструктивному общению со сверстниками и взрослыми;

    интеллектуальные показатели готовности (преобладание понятийных форм мышления в познании мира и пространства);

    базовые параметры нейропсихологической готовности и зрелости (сформированность произвольной регуляции психических функций, слухового и зрительного восприятия, пространственных и зрительно-пространственных представлений);

    эмоционально-личностные параметры готовности, проявляющиеся в преобладании позитивного отношения к школе, одноклассникам, педагогам, жизнедеятельности.

2. Развивающие задачи заключаются в том, чтобы создать условия для:

    развития потенциальных возможностей ребенка, не задействованных ранее в обучающей среде детского сада или семьи;

    развития и закрепления базовых эмоциональных составляющих процесса познания и обучения таких, как радость и удивление;

  • творческого осмысления процесса познания.

3. Воспитательные задачи заключаются в том, чтобы способствовать формированию у детей уважительного отношения к школе, одноклассникам, семье и своей Родине.

По завершению программы дети легко и с удовольствием переходят к систематическому школьному обучению и быстро привыкают к новым условиям .

От того, как пройдет адаптация ребенка в первом классе, будет зависеть его настроение, отношение к школьной жизни, желание учиться и даже физическое самочувствие. Окажите всю необходимую помощь своему ребенку в этот нелегкий период, поддержите его, и вы увидите, с какой радостью он будет ходить в школу, и как будут раскрываться его способности.

Проблема школьной адаптации не нова. Однако в силу современных условий (мобильность и глобализация мира; социальные, экономические и политические изменения) и устройства системы образования (системно-деятельностный подход; смена цели образования – «научить учиться», новые стандарты) актуальность данной проблемы возросла в разы.

Обучение в школе, переход из одного звена в другое и само поступление всегда требует от ребенка особых затрат. Но ситуация поступления в школу заслуживает особого рассмотрения, тем более за последние несколько лет она обрела новые особенности при сохранении устоявшихся.

  • Технический прогресс и информатизация общества, а также введение образовательных стандартов усложняют процесс адаптации.
  • Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от первоклассников серьезных затрат (физических, моральных, психологических). Кроме привычных учебных знаний, умений и навыков ребенку необходимо достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствовать портрету выпускника начальной школы.
  • В одночасье первоклассник оказывается в новом статусе и роли, окружении, системе обязанностей и прав. На ребенка поступает нескончаемый поток новой информации.

Адаптация к школе является своего рода трудной жизненной ситуацией для ребенка и родителей. Вместе с тем именно первичная адаптация к школе оказывает влияние на весь дальнейший учебный, профессиональный и личностный путь индивида.

Что такое адаптация к школе

Проблема школьной адаптации находится на стыке ряда наук (психология, педагогика, социология, медицина). Говоря о школьной адаптации, мы будем рассматривать ее как психолого-педагогический феномен.

  • Само понятие адаптации относится к биологии и означает приспособление организма к изменяющимся окружающим условиям. По определению В. И. Долговой, адаптация – процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.
  • Для человека это процесс усвоения норм и ценностей, сменившихся условий, обязанностей и требований.

Школьная адаптация – процесс принятия и усвоения ребенком социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса (школьник) и новых систем взаимодействия («ребенок – учитель», «ребенок – сверстник»); выработки новых средств поведения.

С точки зрения психологии школьную адаптацию можно охарактеризовать 4 специфическими критериями:

  • Освоение ребенком новой социальной ситуации в единстве ее компонентов.
  • Принятие новой социальной позиции и статуса, отражающегося во внутренней позиции школьника.
  • Освоение новых форм и средств социального взаимодействия в возникших системах «ученик – учитель», «ученик – ученик».
  • Дифференциация отношений «ребенок – взрослый», целенаправленная перестройка всего жизненного уклада ребенка (инициатор и управляющий – взрослый).

Период адаптации к школе может длиться от 2-3 месяцев до года. Поэтому именно первый класс считается самым сложным и важным.

Структура и виды адаптации

Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:

  • ориентировочную фазу (2-3 недели);
  • неустойчивое приспособление (2-3 недели);
  • относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).

На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.

Предполагает умение:

  • слушать;
  • реагировать на учителя;
  • самостоятельно выполнять задания;
  • организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация

Предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.

Зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:

  • желание учиться и выполнять задания;
  • стремление к их успешному выполнению и пониманию.

Важна развитая способность к запоминанию и переработке информации. Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье .

Влияние адаптации

Из описанного выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить 3 основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:

  1. Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
  2. Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физические проявления стресса.
  3. Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.

Это можно отслеживать (таблица ниже).

Компоненты адаптации Критерии Показатели
Когнитивный Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа
Эмоциональный Самооценка, уровень притязаний Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний
Поведенческий Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение

Критерии и показатели адаптации ребенка к школе (по В. В. Гагай)

Признаки успешной адаптации к школе

  1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
  2. Самостоятельная организация учебной , выполнения домашних заданий; адекватное поведение.
  3. Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками; установившийся контакт.

Уровни адаптации

А. Л. Венгер выделил 3 уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе (смотрите таблицу ниже).

Уровень адаптации Характеристика ученика
Низкий Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам
Средний Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками
Высокий Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

Уровни школьной адаптации (А. Л. Венгер)

Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о , средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

Факторы успеха адаптации

Успешность адаптации к школе зависит от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации.

  • К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
  • К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. До конца сей вопрос не изучен. Но многие психологи и педагоги (С. Н. Верейкина, Г. Ф. Ушамирская, С. И. Самыгин, Т. С. Копосова, М. С. Голубь, В. И. Долгова) сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.

Роль семьи в адаптации

В. И. Долгова называет детско-родительские отношение главным фактором адаптации ребенка. Автор в своем исследовании по выявлению влияния на школьную адаптацию опиралась на 2 показателя успешности адаптации: и учебная мотивация. Результаты исследования показали следующее:

  • в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;
  • высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;
  • снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

Лучшая позиция (стиль) в семье при адаптации первоклассника – признание ребенка активным субъектом семейных отношений; адекватный контроль в виде эмоционального принятия ребенка и объемных, четких, посильных, последовательных требований.

Дети из таких хорошо приспосабливаются к школе. Они:

  • активны (социально, физически и коммуникативно);
  • инициативны;
  • независимы;
  • эмпатийны и доброжелательны.

Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка.

Послесловие

Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций. Обучение в первом классе совпадает с кризисом 7 лет. Это еще больше усложняет процесс адаптации. Период школьной адаптации можно назвать противоречивым периодом трансформации дошкольника в школьника.

При готовности ребенка к школе, поддержке семьи и педагога школьная адаптация может пройти за 2-3 месяца. В противном случае процесс может растянуться на год и сопровождаться проблемами или вылиться в дезадаптацию (неспособность ребенка психологически и физически принять новый уклад жизни).

Благоприятно на развитие ребенка и его адаптацию к любым условиям влияет демократический стиль воспитания. Детско-родительские отношения, в которых каждый член семьи выступает активным субъектом, интересуется делами других, поддерживает, сопричастен ко всему происходящему и ждет того же от других.

Советы родителям

Как помочь ребенку адаптироваться в школе

22953

как правило, родителей первоклассника сильнее всего волнуют вопросы, связанные с учебой. это, безусловно, важно, но главная родительская задача в этот период – помочь ребенку адаптироваться к школе.

хотя для большинства детей поступление в школу – это радостное событие, которого они очень ждут (ведь для них это значит стать почти взрослыми), для любого ребенка это событие является большим стрессом, и требуется время, чтобы он адаптировался к такой глобальной перемене в своей жизни.

проявления стресса

первоклассники переживают состояние стресса. это происходит по-разному. часто это видно невооруженным глазом: ребенок становится вялым, бледным, у него могут появиться головные боли или боли в животе, нарушается сон, он часто болеет.

Не всегда родители понимают, что изменения в поведении их ребенка - это следствие стресса. у ребенка могут начаться капризы и истерики, или он вдруг начинает грубить и хамить родителям. если это произошло в первые месяцы посещения школы, не стоит списывать такое поведение на « ».

следует учитывать, что не всегда стрессовые проявления носят явно негативный характер. часто стресс проявляется в том, что ребенок становится на удивление дисциплинированным: без напоминаний с вечера собирает портфель, вскакивает с постели сразу после звонка будильника, стремится прийти в школу за полчаса до начала занятий. родители радуются: «замечательно! пошел в школу и сразу повзрослел!» но не следует впадать в иллюзии. такая несвойственная раньше малышу ответственность и дисциплинированность говорит о том, что он очень сильно переживает и волнуется.

родители в этот период должны быть особенно чутки и бережны по отношению к своему ребенку. любые изменения в поведении их малыша должны быть для них настораживающим сигналом, ведь наша задача не только в том, чтобы наши дети получили хорошее образование, но и в том, чтобы они сохранили свое физическое и психическое здоровье.

адаптация к школе занимает от 2 до 6 месяцев. поговорим о том, как помочь ребенку пройти период адаптации к школе с наименьшими потерями.

оставлять ли на продленку?

в каждой семье этот вопрос решается, естественно, в соответствии с возможностями самой семьи, и все-таки, если есть хоть какая-то возможность, то в первые месяцы лучше, чтобы сразу же после уроков малыш уходил домой.

если вы работаете, то можно попытаться перейти на неполный рабочий день на пару-тройку месяцев. может быть, бабушка или еще кто-то из родственников смогут вам помочь? или вы договоритесь с соседкой-пенсионеркой, чтобы она забирала ребенка из школы? если есть возможность, то наймите на пару месяцев няню. если у вас или у папы есть отпуск, то лучше его взять сейчас, чтобы хотя бы в течение первых недель ребенок мог не посещать продленку.

если же такой возможности нет, то обязательно в первые же дни познакомьтесь поближе с воспитательницей группы продленного дня и внимательно присмотритесь к её отношению к детям.

не уповайте на то, что школа, в которую вы отдали ребенка, имеет хорошую репутацию.

даже в хорошей школе высокие требования предъявляются, как правило, к учителям, а не к воспитателям гпд, поэтому все зависит от личности конкретного воспитателя. кто-то относится к своим подопечным с душой, стремится организовать для них интересные игры, доброжелательно общается.

но бывают и такие, кто позволяет себе кричать на детей или может «забыть» ребенка на улице, а в ответ на жалобу родителей вымещает обиду на ребенке – только ему запрещает в течение всего времени, пока не придут родители, выходить из класса (мне известен такой случай). очевидно, что в период адаптации ребенка к школе пребывание «под крылом» такого педагога просто противопоказано.

физическая нагрузка

ем известно, как важна для развития ребенка физическая нагрузка. и именно ее катастрофически не хватает ребенку в школе! до школы малыш почти непрерывно находился в движении, а теперь он вынужден неподвижно сидеть на уроках, причем по несколько часов подряд.

переменки не в счет, во-первых, они короткие, а во-вторых, обычно в школе детям во время перемены не разрешают бегать или играть в слишком подвижные игры. два урока физкультуры в неделю тоже не восполняют дефицит двигательной активности. в результате, ребенок устает от неподвижности, которая постепенно становится хронической.

кроме того, в этот период ребенок испытывает высокую нервную и психическую нагрузку, а в этой ситуации двигательная активность является первым «лекарством».

обязательно организуйте досуг ребенка таким образом, чтобы он скомпенсировал своё долгое сидение за партой. это может быть , бассейна, езда на велосипеде или обычные подвижные игры во дворе. в среднем, ребенок этого возраста должен находиться в активном движении не менее 2 часов в день .

если есть возможность, то до школы и обратно лучше пройтись пешком. а если школа расположена рядом – можно выходить пораньше, чтобы, сделав небольшой крюк, прогуляться лишние 15 минут.

свежий воздух

замечено, что дети, посещающие школу, гуляют в среднем 15 минут в день. согласитесь, когда видишь такую цифру, испытываешь горечь. ведь первоклассник – еще маленький, и бывать на свежем воздухе ему необходимо так же, как и дошкольнику. ребенку, нервная система которого испытывает стресс от свалившихся на него нагрузок, это необходимо вдвойне.

Теперь, в связи с новым, школьным, режимом утренние прогулки отменяются, поэтому во второй половине дня желательно уместить 2 прогулки. лучше всего первую прогулку устраивать минут через 20 после обеда, а вторую – перед сном, вместо сидения за компьютером или телевизором. тем более, ребенку обычно не хватает общения наедине с мамой или папой, а гуляя перед сном, можно и поговорить по душам, и поиграть немного. так что такая прогулка будет служить сразу двум целям.

В выходные дни и в каникулы старайтесь гулять с ребенком в том же режиме, как это происходило до школы: утром и вечером, примерно, по 1.5 часа, а в хорошую погоду по 2 часа.

сон

очень важно, чтобы в этот период ребенок полноценно высыпался. если же ребенок будет испытывать дефицит сна, то «досыпать» он будет на первых двух уроках. понятно, что эффективность обучения при таких обстоятельствах будет не слишком высокой.

Если ребенок привык днем спать, то укладывайте его на послеобеденный сон.

Ребенок этого возраста должен спать примерно 11 часов в сутки. постарайтесь, чтобы вечером он укладывался не позже 9 часов.

Старайтесь, чтобы перед отходом ко сну ребенок не играл в шумные возбуждающие игры или не играл на компьютере.

Перед сном сделайте ему расслабляющий массаж, предложите принять теплую ванну. очень хорошее расслабляющее средство – чашка теплого молока, выпитая перед сном.

Выспавшийся ребенок встречает утро в радостном настроении. если ваш ребенок с утра выглядит хмурым или вялым, то значит отведенных для сна часов ему недостаточно.

Организуйте режим малыша так, чтобы у него было достаточно времени перед выходом в школу. ребёнок не должен чувствовать спешки и нервничать, он должен спокойно привести себя в порядок, позавтракать и настроиться на «рабочий день».

домашние задания

в соответствии с законом нельзя задавать первоклассникам работу надом в первом полугодии, но не все учителя этого придерживаются. поэтому несколько рекомендаций и на эту тему.

Второй пик мозговой активности приходится на 14-17 часов (первый - от 9 до 12 часов утра), поэтому домашнее задание выполнять лучше в этот промежуток времени.

Перед выполнением домашней работы ребенок должен не только пообедать, но и в обязательном порядке погулять.

Первоклассник не должен сидеть над домашней работой больше часа. если это не получается, то есть смысл поговорить с учителем.

Бывает, что в начальной школе детям задается столько домашней работы, что о разумном времени ее выполнения и говорить не приходится. иной раз в этой работе, честно говоря, нет серьезной необходимости (например,ученик уже хорошо пишет, но учитель настаивает, чтобы все рабочие тетради по прописям были заполнены). допустим, вы видите, что ребенок в течение часа старательно сидел за уроками, явно уже устал, но тут выясняется, что еще нужно стихотворение к празднику выучить. в этом случае, я думаю, не грех помочь ему. этим вы не сделаете ребенка лентяем, зато сохраните его здоровье и не привьете отвращение к учебе.

Начинать домашнюю работу лучше всего с чтения, а потом делать остальные предметы. это поможет ребенку настроиться на выполнение заданий по другим предметам. если малыш хочет начать с задания, которое в данный момент кажется ему более интересным, то родителям необходимо предоставить ему в этом вопросе полную свободу.

Во время выполнения домашней работы устраивайте малышу «переменки» на 10 минут. и пусть он привыкнет, что домашняя «переменка» – это не сиденье перед телевизором или компьютером. лучше всего если он попрыгает, покувыркается или потанцует.

учеба

старайтесь в этот период поменьше волноваться на эту тему. интересуйтесь учебой своего малыша, но в меру.

не забывайте, что первокласснику очень сложно в течение всего учебного дня быть внимательным, старательным и аккуратным. поэтому не расстраивайтесь, если в первое время он будет что-то забывать или не успевать, палочки в прописях будут неровными, а цифры будут написаны наоборот. нормально развивающийся, здоровый ребенок непременно со временем научится читать, считать и писать.

учителям хорошо известно, что отлично успевающая в начальной школе девочка в дальнейшем может оказаться весьма посредственной ученицей, и, наоборот, мальчик, которому с трудом давалось чистописание, в старшей школе может выигрывать все олимпиады по математике и физике.

в этом возрасте самое важное – сохранить интерес к учебе и познанию нового.

Ни при каких обстоятельствах не упрекайте ребенка за то, что у него что-то плохо получается или он что-то прослушал, или забыл.

Не сравнивайте его школьные успехи с успехами других детей или своими собственными, когда вы были в его возрасте, ни в лучшую, ни в худшую сторону.

Не пугайте его двойками, которые он будет получать, если не научится писать, считать и вообще быть внимательным и усидчивым, каким полагается быть прилежному ученику.

Не рассказывайте страшилок, типа, «будешь плохо учится, станешь дворником».

Не награждайте (и уж тем более не наказывайте) за успехи в учебе.

Но с интересом относитесь к тому, чему малыш научился, с радостью отмечайте, если что-то ему удалось хорошо сделать. спрашивайте, что интересного он сегодня узнал, что нарисовал на уроке рисования, во что играл с друзьями на перемене. если малыш поделился с вами чем-то из услышанного на уроке, что показалось ему интересным, постарайтесь развить тему, например, расскажите еще что-нибудь интересное об этом.

сто родители первоклассников подключают к своим наставлениям теперь еще один аргумент: «как тебе не стыдно, перепачкался весь! ты же большой - в школу ходишь!». или это становится новым аргументом для каких-то ограничений или побуждений: «уступи сестренке. ты ведь теперь школьник!» иногда родители считают, что, став первоклассником, ребенок перешел «в другой ранг» и поэтому должен отказаться от каких-то своих детских привычек.

на самом деле первоклассник и так страдает от того, что на него свалился целый ворох новых правил, требований и обязанностей, причем до конца ему не понятных и не известных.

малышу тяжело справиться с этим грузом, он переживает и волнуется, оказавшись в этой новой школьной жизни, и время от времени ему необходимо чувствовать себя маленьким ребенком, который никому ничем не обязан.

1) в первые месяцы адаптации к школе предоставляйте своему ребенку возможность чувствовать себя маленьким, если он этого хочет: сажайте к себе на колени, читайте давно известные и любимые стишки или сказочки, вместе с ним поползайте по полу, играя в машинки или куклы, разрешайте ему уснуть в вашей кровати и т.д.

2) не апеллируйте к тому, что он теперь школьник и «большой». вы же не станете спорить с тем, что человек не может повзрослеть или измениться вдруг, только потому, что у него теперь появилась новая роль (молодая жена не станет прекрасной домашней хозяйкой на следующий день после свадьбы). ребенок от таких слов не станет более сознательным, зато под гнетом подобных апелляций ему будет тяжелее привыкнуть к новой нагрузке.

3) в этот период снизьте уровень обычных требований, предъявляемых к ребенку.

4) в довесок к новым школьным обязанностям не нагружайте ребенка другими новыми требованиями, кроме тех, которые относятся к школе и являются обязательными. например, приходить в школу к началу уроков – обязательное требование (условно), а вот приготовить одежду к завтрашнему дню – это пока не обязательно.

5) на эти несколько месяце адаптации к школе, отложите посещение дополнительных кружков и секций, если они не спортивные.

6) если вы заметили, что ребенок устал, не бойтесь оставить его на один день дома, или позвольте не готовить домашнее задание. чтобы не возникло недоразумений, предупредите учителя звонком или запиской.

7) чтобы малыш чувствовал себя в школе более уверенно, давайте ему собой любимые игрушки (но не самые любимые, так как в школе они могут потеряться).

8) дайте ребенку мобильный телефон, чтобы в любой момент он мог с вами связаться, и вы могли ему помочь справиться с возникшей проблемой.

9) для психологического комфорта ребенку очень важно, чтобы у него в новом сообществе появились друзья и приятели. поговорите с самим ребенком, учителем, понаблюдайте за тем, как происходит общение ребенка с одноклассниками.

если вы убедитесь, что в этом вопросе вашему чаду нужна помощь, то окажите её:

Помогите детям обменяться телефонами;

Давайте ребенку с собой небольшое угощение для новых приятелей: конфетки, мармеладки и т.д.

Давайте ребенку с собой маленькие интересные игрушки, чтобы на перемене ему было проще вступить в игру с кем-то из других детей.

Материал к занятию.

АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных моментов в психическом развитии ребёнка. Это - серьезное испытание для большинства детей, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Ведущая деятельность дошкольника – игра. Она является добровольным занятием. Переступив порог школы, ребёнок должен перейти к деятельности учения, изменяющей мотивы поведения. Эта деятельность, по сравнению с игровой, предъявляет новые требования к развитию ребёнка, новый тип его отношений как в семье, так и в школе.

Начало обучения в школе совпадает и с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление.

Таким образом, поступая в первый класс, ребёнок начинает новую жизнь. Теперь у него появляется новый социальный статус – он ученик. Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, а главное - здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Выделяются группы детей, дающих

легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.

Адаптация детей начинается в дошкольном возрасте и определяется термином «введение ребёнка в школьную жизнь». Каждому ребёнку необходимо посещать ДОУ (дошкольное образовательное учреждение). Именно детском саду дети приобретают опыт общения, навыки собственной инициативной деятельности, приобщаются к культурным ценностям. Дошкольное образование обеспечивает создание фундамента развития ребёнка, что позволит ему в дальнейшем овладеть разными областями знаний.

Всем известно, что на базе многих школ открыты структурные подразделения по предшкольному образованию детей (наши родители называют его «детский сад при школе»), одной из целей которого является успешная адаптация ребёнка к школе. Выпускники структурного подразделения хорошо адаптированы ко всем условиям школы. У них прекрасные просторные игровые комнаты, спальни, учебные классы. Они - постоянные посетители актового и спортивного залов, музыкального класса. Школьный коридор – их путь в столовую – им тоже хорошо знаком. Педагоги начальных классов имеют прекрасную возможность общаться со своими будущими учениками и их родителями, тесно сотрудничать с воспитателями структурного подразделения.

Мои нынешние ученики (14 человек) – первые выпускники нашего детского сада при школе. Для более успешной адаптации я заранее познакомилась с детьми: посещала их занятия, выбрала программу, максимально приближенную к той, по которой они занимались, приглашала ребят к себе в класс, встречалась с родителями на собраниях, проводила открытые занятия с детьми и их родителями. Это огромная работа, но благодаря сотрудничеству воспитателей, учителей начальных классов и педагога-психолога, она прошла легко.

Хочется отметить, что практически у всех детей адаптация прошла в лёгкой форме, и лишь у некоторых – в средней. Это впервые за мою педагогическую практику. Дошкольники, пришедшие в наш класс из других детских садов (4 человека), легко влились в коллектив, но их адаптация прошла с небольшими затруднениями. Самое главное, что заболеваемость детей из структурного подразделения значительно ниже, чем у выпускников других детских садов, ведь ребята уже адаптировались и к новым условиям, и друг к другу. А здоровье детей как физическое, так и психическое, это – основа успешного обучения в школе, что дорого каждому родителю и учителю.


Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода