Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Почему известный актёр Сергей Филиппов долгие годы отказывался от общения с родным сыном. Любимый актер гайдая умер от безумия Сергей филиппов и барабулька


Сергей Филиппов, которому на сцене и в кино часто доводилось играть отрицательных персонажей, был настолько популярен, что в Ленинграде на улицах водители останавливали транспорт при виде знаменитого артиста. В жизни Сергей Филиппов тяготился навязчивым вниманием публики, хотя откровенно гордился собой. Он был довольно сложным человеком, а отношения с сыном Юрием были настолько запутаны, что период их взаимного отчуждения затянулся на долгие годы.

Провинциал и аристократка


Сергей Филиппов познакомился с Алевтиной Горинович во время обучения на балетном отделении Ленинградского эстрадно-циркового техникума. Мама Алевтины Любовь Ипполитовна гордилась своим дворянским происхождением и выбор дочери стать артисткой категорически не одобряла.

Ещё большим ударом для аристократки стало желание дочери создать семью с Сергеем Филипповым, простым пареньком из Саратова. Она и не догадывалась, что родной отец юноши – самый настоящий немецкий барон, который служил управляющим гвоздильного завода. Отец будущего артиста вынужден был покинуть Россию во время Первой мировой войны.


Возможно, знай Любовь Ипполитовна об истинном происхождении зятя, она была бы к нему более благосклонна. Теща считала Филиппова не ровней своей Алевтине, внучке генерала Куприянова.
Однако сама Алевтина от классовых предрассудков не страдала. Она любила своего Серёжу всем сердцем и планировала жить с ним в горе и в радости до самой смерти.


После окончания техникума Сергея Филиппова пригласили в Мариинский театр, чем артист необычайно гордился. Однако балетная карьера Филиппова завершилась очень быстро: актёру стало плохо во время одного из спектаклей и врачи настоятельно рекомендовали молодому танцору сменить профессию из-за слабого сердца. Поначалу Филиппов растерялся, стал груб и раздражителен, часто вымещая злобу на домашних. Он пробовал себя на эстраде и в мюзик-холле, а после был принят в Театр комедии.

Семейная лодка разбилась о славу


Вскоре Сергея Филиппова стали приглашать на съёмки в кино, он стал настоящей знаменитостью. Вместе со славой в жизни актёра появились поклонники и поклонницы. Филиппову льстило женское внимание, он стал позволять себе не являться домой ночевать.

Он привык к тому, что сердце супруги безраздельно принадлежит только ему. Алевтина неустанно заботилась об обожаемом Серёже, восхищалась его талантом, защищала от нападок собственной мамы.


Но все изменилось с появлением в семье сына Юрия. Алевтину теперь куда меньше, чем раньше, волновали творческие метания супруга. Она была увлечена своим материнством и с энтузиазмом занималась воспитанием сына. Теперь не Сергею Николаевичу, а маленькому Юрочке доставалось все внимание Алевтины Ивановны.


Сергей Николаевич всё чаще стал уходить в длительные загулы. После очередного недельного отсутствия супруга Алевтина Ивановна собрала его вещи, да и выставила муже вон, пригрозив для острастки поленом. Он возмущался, обижался, грозил, но пощады не дождался. Он ещё много раз пытался примириться с супругой, однако она так его и не смогла простить.

Во время войны с помощью актера его жена, сын и теща были эвакуированы. В Таджикистане семья воссоединилась, однако после войны супруги расстались уже окончательно.

Противостояние


Настоящее противостояние началось, когда в жизни Сергея Николаевича появилась его вторая жена, Антонина Голубева. Прожили они вместе больше 40 лет.

По воспоминаниям сына писателя, Антонина Голубева ему совершенно не нравилась. Юрий считал, что между его отцом и второй женой настоящих чувств не было. Правда, в Юрии Сергеевиче вполне могла говорить детская обида. Он ведь так хотел, чтобы родители жили вместе. Тем не менее, именно из-за вмешательства в жизнь Юрия второй супруги отца подростку пришлось сменить несколько школ. Антонина Голубева неустанно «сигнализировала» руководству очередной школы о пробелах в воспитании ребёнка и недостаточном патриотизме мальчика.


Позже отец очень обиделся на сына, который категорически отказался идти по стопам своего отца и поступил в Мухинское училище, твёрдо решив стать художником.

Первые же дни обучения преподнесли Юрию неприятный сюрприз. Юноше сообщили, что по настоянию отца он не включён в список на получение стипендии. Якобы студент Юрий Филиппов находится на полном обеспечении отца. Недоразумение разрешилось, однако уже тогда Юрий понял: жена папы, действующая от его имени, в покое его просто так не оставит.


Позже, когда Юрий Сергеевич уже работал в Худфонде, к нему стала приходить какая-то дама с требованием посетить отца. У Юрия к тому времени уже накопилась критическая масса обид на папу. За его неучастие в жизни, за то, что он ни разу не навестил сына, когда тот болел, за бесконечные нападки его жены. Когда критическая масса взаимных обид была превышена, молодой человек сменил фамилию отца на фамилию и отчество матери. В этот раз обиделся уже Сергей Николаевич.

«Не испросить прощенья и покоя»


После того, как Юрий неоднократно отказался вступать в партию, ему перестали давать интересные и выгодные заказы. И вскоре он принял решение эмигрировать из страны.

Для Сергея Филиппова это стало настоящим ударом. Во время встречи с бывшей женой и сыном актёр сказал, что сына у него больше нет. Справку об отсутствии материальных претензий он передал через третьих лиц. В заявлении он предлагал строго наказать сына-предателя.


Впоследствии Сергей Филиппов пресекал большинство попыток сына возобновить общение. Он искренне считал его предателем и стыдился своего родства с ним. Лишь однажды в телефонном разговоре Сергей Филиппов признался: он всю жизнь любил свою первую жену. Однако встречаться с ней и сыном отказался.

О смерти отца Юрий Сергеевич узнал поздно и не успел прилететь на похороны из Америки. Они при жизни так и не сказали друг другу главные слова. А после ухода отца Юрий Сергеевич написал в память о нём книгу «Есть ли жизнь на Марсе…»

Даже эпизодическое появление в фильме Сергея Филиппова становилось настоящим событием. На пике популярности актёр купался в лучах всенародной славы, жил на широкую ногу, однако фортуна оказалась немилосердной и к нему: страдая от тяжелых болезней, нищеты и покинутости.

«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе», «Масик хочет водочки» - эти фразы, произнесенные с экрана Сергеем Филипповым, стали крылатыми. За свою жизнь он сыграл в 100 фильмах и запомнился зрителям как яркий комедийный актер.

Сергей был единственным сыном в семье Филипповых. Он родился 24 июня 1912 года в одном из поселков Саратовской области. Отец работал на заводе у станка, мать вела домашнее хозяйство и брала шитье на дом. Семья перебивалась с копейки на копейку.

Когда Сергею исполнилось 5 лет, началась революция. Завод остановился, отец с горя запил. Однажды он вернулся домой пьяным и заявил, что уходит воевать: больше отца Сергей не видел. Мать бралась за любую работу, поэтому на сына времени не оставалось. А вскоре в доме Филипповых появился отчим. Актер вспоминал его как властного человека, который даже на ночь клал пистолет под подушку.

Нервная атмосфера отражалась на учебе и поведении Сергея. Учился он плохо, как-то на уроке химии чуть не взорвал школу. Вскоре его отчислили. Тогда мать отвела сына работать в пекарню, но и там он долго не продержался. Сергея Филиппова уволили, когда он, зачитавшись романом , забыл посолить хлеб. С немцем-краснодеревщиком у парня тоже не срослось: он испортил дорогой антикварный шкаф, вбив в него десяток гвоздей. Не вышло из него ни слесаря, ни садовника, ни грузчика.


Сергей обожал танцевать, мог часами репетировать возле зеркала или наблюдать за репетициями в танцевальной студии. Его взяли в танцевальный класс, хотя он и был высокий и худой. Филиппов мечтал стать танцором балета, но опоздал – набор в балетные училища уже закончился. Тогда упрямый юноша поступил в эстрадно-цирковой техникум. После окончания он умудрился поступить в труппу Театра оперы и балета. Правда, на четвертом представлении Сергей Филиппов потерял сознание прямо на сцене. Врачи констатировали инфаркт – о карьере в балете пришлось забыть.

Театр

После неудачной балетной карьеры Филиппов перешел работать в Театр-студию эстрады. На одном из выступлений его заметил Николай Акимов и предложил работать в Ленинградском театре комедии. В этом театре Сергей Филиппов проработал 30 лет, с 1935 по 1965 годы. Здесь он сыграл свои лучшие роли в спектаклях «Собака на сене», «Не все коту масленица», «Актриса», «Простая девушка», «Ревизор» и десятках других.


Сергей Филиппов в спектакле "Страшный суд", 1939 год

Филиппов быстро прославился. В довоенные и послевоенные годы фильмов снималось не так много, поэтому люди охотно ходили в театр. За год Ленинградский театр эстрады ставил 16 спектаклей – Сергей Николаевич участвовал во всех. Ему талантливо и тонко удавалось сыграть все уродливое и пошлое, что есть в людях, и это всегда было неожиданно и мастерски.

В 1965 году актера уволили из театра. Последней каплей стали нецензурные ремарки, которые нетрезвый Филиппов подавал из-за кулис. Его уволили «по собственному желанию».

Фильмы

Сергей Филиппов начал сниматься в кино в 1937 году. Он дебютировал в роли финна в фильме «Падение Кимас-озера». Затем были съемки в «Волочаевских днях», «Члене правительства», «Новых похождениях Швейки», «Беспокойном хозяйстве», «Золушке».


В 40-х годах советское кино не могло похвастаться большим количеством комедийных актеров, поэтому режиссеры часто приглашали талантливого Сергея Филиппова. Одной из самых ярких стала роль лектора в комедии «Карнавальная ночь». Еще одна интересная работа – Казимир Алмазов в фильме «Укротительница тигров».

В 1965 году Филиппову удалили опухоль мозга, но он продолжал сниматься. После многосерийного фильма «12 стульев», в котором он сыграл Кису Воробьянинова, актер уже не мог свободно ходить по улице - прохожие его узнавали, просили автограф.


В 80-х Сергей Филиппов почти не появлялся на экране из-за проблем со здоровьем. Одной из последних работ в кино была эпизодическая роль пациента в фильме «Собачье сердце» в 1988 году.

Личная жизнь

Филиппов был женат два раза. С первой супругой Алевтиной Горинович он познакомился в училище. Вскоре они поженились, в 1936 году Алевтина родила сына Юрия. Юре было 10 лет, когда родители развелись. Первое время Сергей поддерживал отношения с сыном, но затем Алевтина Горинович иммигрировала в Америку. Отъезд бывшей жены и сына стал для актера ударом, он не смог их простить и не читал писем от сына.


Сергей Филиппов был идейным коммунистом, после развода ему повсюду мерещились агенты КГБ и слежка. Он боялся, что за ним придут, и ждал этого.

Актёр познакомился со второй женой Антониной Голубевой в ресторане. В драке Филиппова кто-то ударил вилкой, а Антонина помогла остановить кровь, утешила. Так они начали жить вместе. Голубева была старше мужа на 13 лет, контролировала каждый его шаг, друзей, телефонные звонки, жутко ревновала его к коллегам и поклонницам.


Знакомые говорили, что актёр побаивался властной супруги. Он никогда не называл ее по имени – только Барабулькой. Вместе они прожили 40 лет.

Антонина Голубева была рядом, когда Сергея Филиппова уволили из театра, когда ему удаляли опухоль, выхаживала, заботилась, спасала.

Смерть

Филиппов пережил свою Барабульку всего на год. Смерть супруги стала для него ударом, от которого он не смог оправиться: рак начал прогрессировать. Актер последние годы жизни страдал от одиночества. На пике славы он был расточителен, на старость денег не скопил. Коллеги и друзья к нему заглядывали лишь изредка.


Он умер 19 апреля 1990 года в своей квартире, совсем один. Его тело обнаружили соседи лишь через две недели после смерти. Их поразила нищенская обстановка в квартире – не было библиотеки, дорогого антиквариата. Что-то актер распродал, что-то незадолго до смерти забрали родственники Барабульки.

Деньги на похороны собирали по знакомым, киностудия «Ленфильм» не выделила ни копейки. Скромный гроб, скромные проводы в последний путь до Северного кладбища в Санкт-Петербурге. Актера похоронили рядом с его второй супругой.

Фильмография

  • 1945 - «Здравствуй, Москва!»
  • 1954 - «Укротительница тигров»
  • 1956 - «Разные судьбы»
  • 1957 - «Девушка без адреса»
  • 1958 - «По ту сторону»
  • 1965 - «Иностранка»
  • 1971 - «12 стульев»
  • 1973 - «Иван Васильевич меняет профессию»
  • 1976 - «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
  • 1977 - «Инкогнито из Петербурга»
  • 1980 - «Комедия давно минувших дней»
  • 1982 - «Спортлото-82»
  • 1985 - «Опасно для жизни!»
  • 1987 - «Сказка про влюблённого маляра»
  • 1988 - «Собачье сердце»

Рассказывают, что, когда Сергей Филиппов шел по улице, троллейбусы и трамваи останавливались, а пассажиры выходили из вагонов, чтобы посмотреть на любимого артиста.

Сергей Филиппов родился в 1912 году в Саратове в семье портнихи и слесаря. Учился плохо, хулиганил и в итоге был исключен из школы. Перепробовал немало профессий, но, к огорчению матери, нигде долго не задерживался. Из пекарни уволили за то, что он, зачитавшись Джеком Лондоном , забыл положить в тесто соль. Из мебельной мастерской — за то, что в антикварный шкаф забил десяток огромных гвоздей.

Случай или попутный ветер занес его в… балетную студию. «Шли мы как-то с другом мимо клуба, в окне увидели девчонок в коротеньких юбках. Ноги понравились. И решил я, что это мое призвание — ноги. Мы заглянули в комнату, на двери табличка: «Хореографический кружок». «Хореографический» от слова «харя», что ли? Оказалось, нет, тут занимались танцами. Поскольку мальчишек почти не было, преподавательница охотно нас записала. Мой приятель скоро бросил занятия, а мне очень понравилось. Это была моя путевка в жизнь», — вспоминал Сергей Филиппов.

Высокий, 184 сантиметра ростом, парень оказался на редкость пластичным, педагоги даже советовали поступать в балетное училище. Существует легенда, что Филиппов поступил в самое знаменитое хореографическое училище страны — ленинградское, и якобы великая Агриппина Ваганова лично отчислила его за строптивость. Даже если это и легенда, то красивая. А проза жизни такова: Сергей Филиппов окончил Ленинградский эстрадно-цирковой техникум, но путь в балет оказался закрыт — врачи обнаружили порок сердца. Зато в эстрадном театре-студии — прообразе будущего мюзик-холла — все сложилось замечательно: пригодились не только невероятная пластичность, но и чувство юмора, и драматический талант Сергея. Когда он с невозмутимым видом выходил на сцену в… балетной пачке, розовых пуантах и с веночком на голове, зал умирал от смеха. Какой-то американский журналист даже написал в своей газете о необыкновенно одаренном молодом русском комике.

Во время одного из выступлений Филиппова заметил режиссер Николай Акимов и предложил перейти к нему в Театр Комедии. «Неужели этот тип с лицом убийцы тоже актер?» — шептались за спиной новичка. У Акимова он проработал 30 лет — до 1965 года. Николай Павлович прощал ему грубость, неуживчивость, частые загулы: «Для меня один талантливый пьяница дороже десятка трезвых бездарей!» Но после нецензурных комментариев, которые пьяный Филиппов подавал из-за кулис во время спектакля, его фамилия красным карандашом была вычеркнута из списка труппы.

Он работал с такими мастерами, как Козинцев, Хейфиц, Кошеверова, Юткевич, Рязанов, Гайдай, Бортко, снялся более чем в ста фильмах. Режиссеры знали: одним своим присутствием в кадре он спасет любой провальный фильм. Кроме того, актер славился любовью к трюкам, даже самые рискованные выполнял без дублера: например, на съемках «Укротительницы тигров» он не только бесстрашно вошел в клетку к хищнику, но еще и пинка ему дал!

Специфическая внешность определила амплуа. Когда на творческих встречах зрители спрашивали, почему он играет только отрицательных персонажей, актер отвечал: «Посмотрите на мое лицо. Разве с таким лицом можно сыграть секретаря партийной организации?» Сергею Филиппову, человеку глубокому, эрудированному, знатоку поэзии, доставались роли проходимцев, жуликов, лодырей. Тем не менее к каждой, даже самой незначительной, он относился очень серьезно — и зачастую переигрывал всех.

Но в душе актер мечтал о другом, и время от времени мечты сбывались. Например, в «Карнавальной ночи » или в «Собачьем сердце ». А однажды режиссер Игорь Усов предложил Филиппову роль… бабушки в фильме «А вы любили когда-нибудь?». Второй бабушкой был… Георгий Вицин . В перерывах между съемками комический дуэт в паричках и старушечьих нарядах любил прогуляться по Невскому. Но никто из прохожих ни разу не узнал в двух старухах любимых актеров!

Его талант высоко ценил , предлагая роли в своих киноверсиях классических произведений — «Иван Васильевич меняет профессию», «Инкогнито из Петербурга», «За спичками», «Не может быть!». В основном это были эпизоды, но много ли найдется актеров, способных сыграть роль одними бровями? А Сергей Филиппов мог: помните певца из фильма «Не может быть!» — того, что пел про «черные подковы»?

И только почти в шестьдесят лет он сыграл свою первую (и единственную) большую роль — Кисы Воробьянинова у Гайдая в «Двенадцати стульях». К тому времени у актера уже прогрессировала опухоль головного мозга, его мучили ужасные, до потери памяти, боли. Но он мужественно переносил страдания и только к концу съемок согласился на операцию. «Трепанация черепа» — звучит страшно, а Сергей Филиппов умудрялся шутить: мол, сколько мозгов удалили — и ничего, умным был, умным остался.

Незадолго до смерти актер признался: «Я всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что на главную роль в фильме «Когда деревья были большими» взяли Юрия Никулина ».

Его личная жизнь была притчей во языцех в кругу ленинградской интеллигенции. Со второй женой, писательницей Антониной Голубевой (те, кому за сорок пять, наверняка помнят ее книгу «Мальчик из Уржума» — о детстве Сергея Кирова. Правда, говорили, что рукопись была такой бездарной, что Самуил Маршак полностью ее переписал), он прожил сорок лет. Сергей Филиппов называл ее Барабулькой, она его — Долгоносиком. Антонина Георгиевна была старше мужа на 13 лет. Утешала, отваживала друзей, ссорила с сыном, вытаскивала из запоев, наряжала в кружевные рубашки, утирала нос — в общем, относилась к нему как к ребенку.

Хотя собственную дочь на порог не пускала — поговаривали, что ревнивая Барабулька не хотела присутствия в доме молодой женщины. Эта пара казалась странной абсолютно всем. Кто-то считал, что Барабулька шантажировала Долгоносика, угрожая сообщить о его пьяных антисоветских высказываниях куда следует. Другие полагали, что актер просто боялся своей властной супруги. Но в любовь не верил почти никто. Масла в огонь подлил сам Сергей Николаевич, назвав ее «маленькой паршивенькой рыбкой с выпученными глазками». А иногда мог выдать и такое: «Ее сиятельству графине Барабульянц… Каша на диване преет и млеет, я пошел по делам и в магазин. Кющай кашу с молоком. Целую дуру крепко. С.». Это были два очень одиноких человека, не приспособленные к жизни, не в ладу с бытом — вечный беспорядок, гора грязной посуды, неработающий телефон. И при этом — огромная библиотека, антикварная мебель, картины.

Барабулька ушла из жизни в 1989-м. Сергей Филиппов пережил ее всего на год. Тяжело болел, страдал от одиночества, безденежья. Хоронили его на деньги, собранные Александром Демьяненко . Когда друзья актера обратились в одну из ленинградских газет с просьбой напечатать о Филиппове некролог, в ответ услышали: «Вашего Филиппова никто не знает». Бытует мнение, что изможденный ленинградец с кусочком блокадного хлеба, изображенный на знаменитой фотографии, — это Сергей Филиппов. Установить истину уже невозможно, но сам актер как-то обмолвился, что на фотографии действительно он.

Факты про Сергея Филиппова.

Джордж Кьюкор, режиссер советско-американского фильма «Синяя птица», в котором Филиппов сыграл эпизод, пригласил актера в Голливуд: «Только не забудьте взять с собой свое лицо…» Первой женой актера была балерина Алевтина Горинович, в браке родился сын Юрий. В 1970-х жена и сын эмигрировали в США. Филиппов так и не смог смириться с этим, как он считал, предательством. А все письма Юрия хранил нераспечатанными.

Крылатые фразы Сергея Филиппова.

«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — науке это неизвестно!»

«Лучше всего, конечно, пять звездочек…»

«Я сюда попал или не сюда?»

«Зашел я как-то в ресторан выпить… супу».

Пьяница, алкоголик, дебошир, грубиян, но какой талантище! - так говорили в Питере про актера Сергея Филиппова, сыгравшего роль Кисы Воробьянинова в картине “Двенадцать стульев”.

Одно время казалось, что в Северной столице не осталось человека, который бы при жизни Филиппова не опрокинул с ним рюмочку-другую, не пожал ему руки при встрече, не перекинулся парой слов. Поначалу актеру льстила бешеная популярность. “Да, я великий, гениальный...” - не уставал он повторять эти слова толпе поклонников. Но через какое-то время собственная слава стала давить ему на горло. “Отстаньте от меня, пошли к черту”, - не стеснялся в выражениях актер, когда у него в тысячный раз просили автограф.

А в последние годы, поговаривают, Филиппов якобы окончательно лишился рассудка. Женился на женщине старше его на двадцать лет, все дни проводил в старой захламленной квартире, отказывался от любых съемок. Иногда его видели во дворе собственного дома в компании бомжей. Все эти досужие разговоры расползались по Питеру с невероятной скоростью.

Репортеру “МК” удалось встретиться с человеком, которая находилась рядом с Сергеем Филипповым последние годы его жизни. Чем жил популярный актер в те трудные времена, поделилась с нами старейшая сотрудница “Ленфильма” Любовь Тищенко.


Он был странным человеком, со своеобразной манерой общения. Думаю, такие неординарные личности рождаются раз в сто лет, - начала свой рассказ Любовь Григорьевна. - Будучи уже немощным стариком, Сергей Филиппов все чаще вспоминал свое балетное прошлое и очень жалел, что не стал звездой балета, а пошел в кино. Он закончил балетную школу и, по словам педагогов, имел неплохие перспективы. Балет он бросил не по своей воле - врачи обнаружили у него опухоль мозга, провели серию операций и запретили танцевать. Также Филиппов часто вспоминал свои театральные работы, конфликты с худруком Театра комедии Акимовым, который не давал Филиппову играть те роли, которые ему хотелось...

- Известно, что с первой женой Сергей Николаевич расстался после того, как она эмигрировала в Америку?

Он до мозга костей был коммунистом, поэтому такой поступок жены расценил как предательство. Это заметно отразилось на его психике. В то время у него буквально “поехала” крыша. Ему казалось, что за ним следят органы КГБ, постоянно мерещились какие-то люди. Позже он говорил: “Конечно, я был дураком. У меня были совсем иные взгляды на жизнь, меня так воспитали...”. Спустя годы он осознал, что поступил неправильно. Однажды Филиппов мне признался, что никогда не бросил бы жену, если бы она не уехала в Штаты.

- С сыном он тоже не общался?

Жена увезла сына, когда мальчик заканчивал школу. Сергей Николаевич умер, так и не увидев своего ребенка. Причем у меня был адрес его сына. Как-то я намекнула Филиппову: не пора ли начать переписку с ним? Он как закричит: “Не хочу, не буду!”. Но через это “не хочу” в глазах проглядывала такая печаль! Ведь когда его семья эмигрировала, он отказался не только от жены, но и от сына. В итоге мальчику пришлось сменить фамилию и отчество. Кстати, поэтому Филиппов никогда не любил детей. Когда я заговаривала о детстве, он кричал, что это самая ужасная пора в жизни человека.

- Сам сын пробовал связаться с отцом?

Помню, Сергей Николаевич достал из-под кровати целую пачку нераспечатанных писем от сына. “Хочешь, читай, а мне неинтересно”, - сказал он мне. Но самое интересное, что ни одного письма он не выбросил. Видимо, чего-то выжидал. Надеялся, что сын вернется. Честно говоря, и я думала, что рано или поздно он объявится, поможет деньгами. Но сын приехал только пять лет назад, когда Сергея Филиппова уже давно не было в живых. Про смерть отца ему никто не сообщил. Мне тогда было не до того - я занималась поиском места на кладбище, а приемная дочь и внучка Филиппова от второго брака в это время вывозили узлы из квартиры актера.

“Актер равнодушно относился к смерти близких людей”

Второй женой актера стала некая Антонина Голубева, которая была старше Филиппова на двадцать лет. В актерской среде эта женщина на тот момент вызвала бурю негативных эмоций?

Я не знаю, чем вызвано такое отношение к этой трогательной и любящей женщине. Филиппов называл ее Барабулькой и сильно привязался к ней. Голубева была писательницей, правда, написала всего одну книжку. Познакомились они на каком-то фестивале. Она ездила за Филипповым на все гастроли, постоянно следила за ним и очень ревновала. Несмотря на такую слежку, Филиппов все равно умудрился закрутить несколько романов на стороне. Правда, Барабулька об этом так и не узнала. А еще он часто повторял: “Да, я люблю хороших девочек...”.

- Говорят, в квартире, где жил Филиппов с Барабулькой, царил полный хаос?

Это была странная, абсолютно неприспособленная к жизни семья. У них дома творился жуткий беспорядок! Сам Филиппов никогда не убирался, он даже не мог приготовить себе яичницу. Барабулька тоже не вела домашнее хозяйство. Я даже не знаю, чем они питались. В холодильнике всегда было шаром покати. Странно, что со своей дочерью и внучкой Барабулька совсем не общалась. Однажды она предложила Филиппову встретиться с ними, но он наотрез отказался. Зато они объявились после смерти актера. Буквально за два дня вывезли из квартиры Филиппова всю мебель и дорогой сервиз, остальные вещи сдали в комиссионку.

- Про Сергея Филиппова действительно ходила слава как о самом жадном актере на “Ленфильме”?

Напротив, он был очень расточительный человек, поэтому ничего не скопил себе на старость. А по молодости он даже не знал ценность тем или иным вещам. В советское время он мог достать любой дефицит и постоянно баловал своих знакомых. У Филиппова в доме была очень богатая библиотека. Когда я в очередной раз пришла к нему домой, то не обнаружила ни одной книги. Оказывается, когда у Филиппова были проблемы с деньгами, Голубева продала всю библиотеку за какие-то смешные деньги. Самое ужасное, что в одном из томов Сергей Николаевич хранил приличную заначку.

- Вы сказали, что Барабулька была трогательной, в чем проявлялась эта черта характера?

Однажды Сергей Николаевич привез ей из экспедиции дорогую шубу. Когда наступила зима, Голубева отрезала низ шикарного манто. Филиппов тогда возмутился: “Барабулька, в чем дело?”. “Коротенький полушубок мне больше идет, да и потом сейчас все так носят”, - улыбнулась супруга. Позже выяснилось, что Барабульке пришлось укоротить шубу, так как ее нижнюю часть объела моль. Но она так боялась огорчить Сергея Николаевича, что придумала такую легенду. Подобная история случилась и со свитером Филиппова. Барабулька на юбилей подарила ему красивый шотландский свитер. Но Сергей Николаевич даже не успел его надеть, как моль сделала свое дело. В итоге пуловер был весь в мелкую дырочку. Но и здесь Барабулька успокоила мужа: “Сейчас все так носят, это модно”. Так Сергей Николаевич и носил этот свитер.

- Говорят, Филиппов сильно пил. Почему это случилось?

Как это ни банально звучит, его сгубила слава! В период его бешеной популярности с ним все хотели выпить. Когда организм у Филиппова был молодой и крепкий, он никому не отказывал. А потом актер уже без этого не мог. Каждый день ему обязательно надо было принять коньячку или водочки. Барабульке это не нравилось. Когда они приходили в Дом кино, Сергей Николаевич тут же отлучался в буфет. Тогда Барабулька подбегала к нему и вырывала из его рук очередную рюмку. А вот в последнее время Филиппов совсем бросил пить. Во-первых, ему не на что было покупать спиртное, а в долг он никогда ни у кого не просил. Во-вторых, он был уже тяжело больной человек.

- Сергей Николаевич сильно переживал смерть Барабульки?

Она умерла за два года до его смерти. Как ни странно, он совсем не переживал. Дело в том, что у пожилых людей наступает момент, когда к смерти даже очень близкого человека они относятся спокойно. Так случилось и с Филипповым. Я помню, когда мы прощались с Антониной Григорьевной на кладбище, он стоял с абсолютно равнодушным лицом, не проронил ни слезинки.

“Филиппов стеснялся своего внешнего вида”

- Любовь Григорьевна, почему вы взялись ухаживать за больным актером?

Он мне всегда нравился как человек. Этот нелюдимый грубый актер на самом деле был трогательным и ранимым человеком. Хотя посторонним людям он казался жестоким. Ведь он мог запросто обидеть совершенно незнакомого человека - нахамить и даже послать матом. Но это был не настоящий Филиппов, таким образом он защищался. Вы не поверите, но он крайне негативно относился к собственной популярности. Он искренне ненавидел своих поклонников. После выхода фильма “Двенадцать стульев” он не мог спокойно пройти по улице - людям хотелось его потрогать, поговорить с ним. Филиппова это страшно раздражало. Зачастую дело доходило до драк.

- Когда он остался один, кто хозяйничал в его доме?

Филиппов был одиноким человеком. Он сам выбрал такой образ жизни - он никого не впускал в свой дом, отключил телефон. Коллеги по “Ленфильму”, зная его суровый нрав, попросту вычеркнули его из своей жизни. Когда он тяжело заболел и практически не мог самостоятельно передвигаться, я навестила его. Он накричал на меня и захлопнул дверь перед моим носом. Я силой ворвалась к нему в квартиру, убралась, накормила его. “Больше не приходи”, - пробурчал он на прощание. Но я все равно приходила, так постепенно он ко мне привык. В последний год его жизни рядом с ним находились только два человека - я и его старый друг по балетной школе Константин Николаевич.

- Неужели нельзя было нанять сиделку?

Да вы что?! Он даже врачей не вызывал на дом. Я думаю, ему было очень стыдно за свой внешний вид, за беспорядок, творившийся в квартире. Вся его ванна была забита грязным бельем, раковина на кухне заставлена посудой. Я приходила раз в неделю и все перестирывала, перемывала. С годами Филиппов становился озлобленным. Часто кричал на меня матом. Но при этом оставался очень благодарным. Он ничего не говорил, но эту благодарность я чувствовала в его взгляде. Я до сих пор помню его улыбку, когда постирала его любимую белую кепочку, которой он прикрывал шрам на голове, и рубашечку.

- На какие деньги он жил?

Он получал какую-ту жалкую пенсию. Питерские актеры всегда были обделены, а особенно в то время. Но Филиппов на фоне других буквально бедствовал. Квартплату не платил месяцами. Вы не поверите, но он буквально голодал. Я помогала чем могла - покупала крупу, лимончик, кусочек сыра. А в последнее время он вообще стал отказываться от еды.

- Неужели гильдия киноактеров не помогала Филиппову?

Он никогда ни у кого ничего не просил. Под конец жизни у Сергея Николаевича даже не осталось вещей. То ли продал все, то ли износились. За месяц до смерти мы положили его в больницу. Так у него не было тапочек, в которых он мог бы выйти из дома. Нам пришлось бегать по всему городу в поисках обуви 47-го размера. Вот так и госпитализировали его - в одних тапочках и какой-то рваной рубахе.

- Никто из режиссеров не вспоминал известного актера, не предлагал сниматься?

Вспоминали, но редко. Его приглашали сниматься в эпизодах, но он уже плохо запоминал слова, поэтому вынужден был отказываться. Вообще, он не любил вспоминать свои работы в кино.

- Как он выглядел?

Перед тем как его забрали в больницу, он был очень плох. Никому не пожелаешь такой старости. Он понимал, что выглядит неважно, и очень стеснялся этого. Поэтому старался лишний раз не светиться на людях. За год до смерти он все-таки пришел на “Ленфильм”. Он был в изношенном сером костюме, а в руках держал авоську, с которой никогда не расставался. Но на киностудии к нему даже никто не подошел - то ли не узнали, то ли побрезговали подать руку. А однажды он не удержался и пожаловался мне: “Ты посмотри, какие у меня страшные ногти...”. На следующий день я принесла щипчики, попробовала подстричь ногти. Так он стал орать от дикой боли: “Ты понимаешь, у меня все нервы здесь”. И попросил оставить щипчики: “Я, может, сам что-нибудь попробую сделать...”.

- Он делился с вами чем-то сокровенным?

Он разоткровенничался в больнице, за месяц до смерти. Он рассказал мне всю историю своей жизни - про первую жену, про Барабульку, про блокаду. Есть известный снимок из серии “Блокада Ленинграда” - на нем изображен человек с куском хлеба, так это Филиппов...

- Говорят, Филиппов лишился рассудка за месяц до смерти?

Конечно, это был уже другой человек. Он страшно страдал от головных болей, у него ломило все тело. Думаю, с психикой у него тоже было не все в порядке. Когда я приходила к нему домой, он встречал меня в чем мать родила, я кидала ему полотенце, заставляла прикрыться.

- Он говорил о смерти?

Иногда он мог как бы невзначай бросить фразу: “Скоро уже все...”. Но он не боялся смерти. Это я поняла, когда он хоронил Барабульку.

Сергея Филиппова не стало 19 апреля 1990 года. Его похоронили рядом с Голубевой. За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте.

Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, - вздыхал Филиппов. - Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме “Когда деревья были большие” досталась Юрию Никулину.

Сергей Филиппов редко смеялся. Говорят, в архиве “Ленфильма” не сохранилось ни одной фотографии, на которых комедийный актер улыбался.

Подруга Сергея Филиппова рассказала сайт, почему у актера не сложились отношения с сыном и как он умирал.

«Я прочту вам лекцию о том, есть ли жизнь на Марсе» – 60 лет назад советские зрители увидели первый фильм Рязанова «Карнавальная ночь». Эта фраза стала визитной карточкой в фильмографии ее исполнителя Сергея Филиппова, после роли лектора он стал невероятно популярен. Позже в его жизни было много взлетов: звездные роли в легендарных картинах «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Девушка без адреса», «Золушка».

Но жизнь за кадром была вовсе не похожа на сказку: король комедии не смог справиться с ролью отца, он много лет не общался с единственным сыном. Народный артист России спился и умер в нищете в квартире, заваленной хламом. О трагедиях в жизни кинолегенды нам рассказала его близкая подруга, актриса «Ленфильма» Любовь Тищенко.

Любовь Тищенко / архив редакции

– Мы с Сергеем Николаевичем познакомились в 1967 году, он устроился на работу к нам в Ленинградский театр-студию киноактера. До этого он 30 лет выступал в театре комедии, но его оттуда выгнали за пьянку. Когда к нам пришел, был очень грубым, нелюдимым человеком. Его безумно тяготила популярность, к нему на улице все время приставали прохожие – одни предлагали выпить, другие просили автограф. В общем, не давали ему и шагу ступить, – говорит 75-летняя актриса Любовь Григорьевна. – А в душе, как я уже потом узнала, он был ранимым человеком и очень интеллигентным, но жизнь и слава его так озлобили...

А ведь Сергей Филиппов готов был на все ради этой славы, но когда она на него обрушилась, сломался. Еще до звездного часа в карьере встретил свою первую жену Алевтину Горинович. Они познакомились в 1932 году во время учебы в эстрадно-цирковом техникуме в Ленинграде. Практически сразу стали жить вместе, а вскоре и расписались. После окончания техникума Сергей Николаевич решил работать по специальности, стал балетным артистом. Но во время одного из выступлений у него случился сердечный приступ​, врачи выявили порок сердца и запретили заниматься балетом. Тогда Филиппов решил реализовываться в качестве эстрадного артиста. Во время одного из выступлений его заметил известный театральный режиссер Николай Павлович Акимов. Он разглядел в недавнем выпускнике техникума талант и пригласил его к себе в Ленинградский театр комедии. Режиссер его боготворил и закрывал глаза на все его недостатки. А Филиппов, как и его родной отец, имел пристрастие к спиртному. Шумные компании, веселье с утра до вечера – это все у него было. И режиссер, и его супруга все терпели... Акимов и вовсе говорил: «Один талантливый пьяница дороже ста трезвенников». Но любому терпению всегда приходит конец.

«Карнавальная ночь» (1956) / Global Look Press

В 1938 году у Алевтины и Сергея родился сын Юрий, но появление малыша не остановило артиста, он продолжал пить и купаться в женской ласке на стороне. Спустя 10 лет брака, незадолго до начала Великой Отечественной войны, жена, не выдержав, крикнула «Хватит!» и выставила Филиппова на улицу. Вскоре он познакомился со своей второй супругой, детской писательницей Антониной Голубевой. Однажды он сидел в кафе, выпивал, и во время одной из драк его ранили вилкой. Хоть он сам и не участвовал в конфликте собутыльников, но, как человек известный, оказался в центре скандала. Его спасла Антонина, она во время потасовки в ресторане сидела за соседним столиком. Узнав Филиппова, решила ему помочь, утрясла все вопросы вокруг его имени. На следующее утро актер проснулся в ее кровати в легендарном Доме писателей на канале Грибоедова в Ленинграде. Так он там и остался на 40 лет.

«Золушка» (1947) / kino-teatr.ru

Антонина Голубева до брака с Сергеем Николаевичем была несколько раз замужем, у нее была дочь, которую она впоследствии не пускала на порог своей квартиры.

– Голубева была старше его на 13 лет! Ревновала она Сергея Николаевича жутко. Женщин совсем на порог дома не пускала, – вспоминает Любовь Григорьевна. – Я при жизни Антонины Георгиевны почти не ходила к ним. Как-то мне Филиппов привез с гастролей в подарок кружку, попросил меня зайти к ним, забрать ее. Я не решилась, его жена тогда бы совсем от ревности с ума сошла. Помню, была только один раз у них в гостях при жизни Антонины – на одном из юбилеев Филиппова. Он собрал дома друзей, среди них были не только артисты, но и простые рабочие и архитекторы. На столе было все покупное, жена Сергея Николаевича ничего не готовила сама. Хозяйка она была неважная, в квартире у них всегда была антисанитария, жилище было захламлено ненужными вещами. Он не обращал на это никакого внимания. Они шутили над этим часто! Филиппов называл жену Барабулькой (рыба с выпученными глазами. – Авт.), а она его Долгоносиком. Однажды супруга ему купила свитер, дома его за считаные дни съела моль. Сергей Николаевич достал свитер и, шокированный, спросил: «Барабулька, а что это с ним?», а она тут же нашлась: «Свитера в дырочку сейчас в моде».

«Собачье сердце» / архив редакции

Филиппов часто приходил в театр неопрятным. Помню, у него был белый костюм, он его доносил практически до черного цвета. Я ему сказала: «Снимайте, постираю». Он не сразу, но согласился. Так мы и стали дружить. Я ему помогала, как могла.

Отношения с единственным сыном Юрием у артиста не складывались. Позже в своих интервью Филиппов-младший рассказывал о частых конфликтах со второй женой отца.

– Я бы с такой женщиной тоже запил, – сказал он. – Жить надо или с красивой, или с любимой! А иначе совместная жизнь превращается в пытку, что и было у моего папы.

«Не может быть!» (1975) / kino-teatr.ru

– Когда Юра в 70-х решил вместе со своей мамой эмигрировать в США, Сергей Николаевич был категорически против и не давал разрешения на отъезд сына, – продолжает Тищенко. – Но они все равно уехали. Филиппов был ярым коммунистом и безмерно любил свою Родину. Отъезд Юры и Алевтины воспринял как предательство. С тех пор сын для него стал отрезанным ломтем, он не вспоминал о нем. Сергею Николаевичу приходили письма из США, но он их не читал. Конверты так и лежали нераскрытые на полу в углу его комнаты. Он мне говорил: «Хочешь, прочти их сама!» Я, конечно, не делала этого. На звонки Филиппов редко отвечал, двери в квартире никому, кроме меня и еще одного своего друга из театра, не открывал. Так что контакты с сыном он практически все оборвал. После смерти Сергея Николаевича говорили, что он сильно тосковал по Юре, я этого не замечала – хотя мы могли поговорить с ним по душам, но ни разу он не вспомнил о нем. Вычеркнул из жизни раз и навсегда. Ну а сын особо тоже не стремился общаться. Когда отец заболел, его не было рядом, он даже на похороны не приехал. Я навещала Сергея Николаевича в больнице. Он врачей не очень-то жаловал. В 1965 году, ему тогда было 53 года, у него нашли опухоль мозга. Хирурги ее успешно удалили. Нужна была вторая операция, медики хотели поставить в череп пластину, но он отказался. У него было мягкое темечко, Сергей Николаевич шутил на эту тему: «С возрастом часть моей головы стала мягкой».

Сергей Николаевич снялся более чем в 100 фильмах, он 30 лет выступал на сцене Ленинградского театра комедии / Global Look Press

Но из-за того, что он много лет пил и курил, проблем со здоровьем было много. У него были серьезные заболевания желудочно-кишечного тракта, эмфизема легких. В 1989 году умерла его жена, после ухода из жизни Антонины Георгиевны он совсем сдал, ведь они прожили вместе больше 40 лет. С ним поселился его друг Константин, они с Филипповым общались еще со времен совместного обучения в эстрадно-цирковом техникуме. Что уж и говорить, жил Сергей Николаевич впроголодь. После смерти Барабульки он не пил, мало ел, у него начались проблемы с психикой. Его копеечной пенсии хватало только на оплату коммунальных услуг, ему никто не помогал – ни театр, ни Гильдия актеров, ни общественные организации. Я приходила к нему, приносила еду, какую могла позволить на свою скромную актерскую зарплату, стирала его вещи.

Сергей Николаевич пережил свою жену ровно на год, она умерла 20 апреля 1989 года, а он – 19 апреля 1990 года.

Евгений Моргунов / Георгий Тер-Ованесов / Global Look Press

– Последнее время он был совсем плох, – уверяет Любовь Григорьевна. – Я вызвала скорую и отправила его в больницу, потому что были приступы удушья, ему было тяжело самостоятельно дышать. В больницу он ушел своими ногами, но потом уже с кровати не поднимался. Я каждый день навещала его в палате, спрашивала, что привезти ему, он отмахивался: «Люба, ничего мне не надо!» Сергей Николаевич вообще был таким человеком, который никогда и ни о чем не просил. У него последнее время совсем не было сил жить, он не хотел лечиться, ему хотелось умереть. Перед смертью он сказал: «Выброси все письма Юры...»

Заслуженный артист России Евгений Моргунов (Бывалый из троицы Гайдая. – Авт.) после ухода из жизни своего коллеги был шокирован отношением к нему:

– Самое страшное – остаться одному. Знаете, горе какое случилось у прекрасного комика, удивительного человека Сергея Николаевича Филиппова? Как бессердечно отнеслась ленинградская общественность к артисту, который смешил всех, которого боготворили, которому предлагали выпить все. Он умер в одиночестве. Соседи обратились в «Ленфильм», но там приняли ужасающее решение (не дали на похороны ни копейки денег). И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актеров, которые были на пенсии, у актеров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали.

С сыном / семейный архив актера

– Мне Сергей Николаевич предлагал взять книги или еще что-нибудь на память о нем, но мне совесть не позволила, – говорит Любовь Тищенко. – А прямо в день его смерти в квартиру пришли дочка и внучка Голубевой, коллеги из театра Филиппова. Они в этот трагический день растаскивали его имущество, делили сервизы, торшеры, мебель. Представляете, один артист даже утащил диван, в который последние месяцы испражнялся Сергей Николаевич. Все-таки человеческая алчность не знает границ...

А спустя пару недель после погребения народного артиста России на Северном кладбище Санкт-Петербурга с его могилы пропал памятник. Потом его нашли в кустах неподалеку от могилы. На надгробии Филиппова написана фраза из его любимого стихотворения: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Так и вышло: умер знаменитый комик тихо, похороны прошли без торжественных церемоний прощания, аплодисментов и моря цветов.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода