Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Оказывается, наш мозг самообучаем. Как сломать стереотипы

Аллен Карр

Попробуем только назвать самые распространённые убеждения (стереотипы), которые на практике оказываются ошибочными, ограничивают наше развитие и тем самым являются причинами для многих проблем.

1. Я не знаю чего-то важного для себя, "золотая истина" находится в чужих руках.

Так думают люди, которые склонны к психологической зависимости - НЕУВЕРЕННЫЕ В СЕБЕ. Причина - снятие с себя ответственности за свои выборы, решения и поступки. Поиск авторитета становится единственной целью, и вместо самостоятельных решений идёт поиск "чужой умной головы".

2. "Человек не меняется с годами"; я - уже сформировавшаяся личность, мои проблемы - это пожизненный приговор.

Удобная позиция для уклончивого поведения. Это, зачастую, выглядит как каприз ребёнка, который не хочет навести порядок в своей комнате и пытается убедить родителей, что грязь, беспорядок и беспомощность сами пришли в его жизнь.

Его задача - только рассказывать, какой беспорядок и как много мусора под его кроватью. Когда такой человек ищет помощи, он ждёт, что придёт уборщица и помоет ему пол.

3. Я много собираю знаний, у меня много опыта. Я имею силу и ценность, которые меня защищают, помогают выжить.

Знания, которые не применяются в нашей жизни - бесполезное скопление мыслей об этом знании. Вся их сила идёт на сравнение не в свою пользу , то есть, формирует заниженную самооценку, эти знания не являются моими, они не обо мне.

Теория не может заменить практику, ведь человек живёт практическую свою жизнь и для уверенности в своих силах необходимо именно уметь то, что для нас важно.

И потом, не каждый жизненный опыт является доказательством нашей мудрости. Есть ситуации - уроки, которые ждут своих решений и новых выводов, переоценок. Механическое накопление такого опыта создаёт иллюзию "полезного множества", но в нём больше ошибок и меньше полезности.

Так чем же мы гордимся, говоря о себе: "Я - опытный человек"?

4. Идеологические штампы часто заменяют человеку представления о его личном духовном росте.

Например, одобряемое поведение "я - добрый человек" часто превращается в инструмент для использования нашего добра и манипуляций, построенных на жалости. Если ваши ресурсы используют "в одну сторону", без взаимности, то вас используют.

Умение знать и видеть истинные ценности позволяет оценить себя и свои возможности по достоинству. То есть, наши добрые поступки не могут подводить нас самих, в этом проявляется ответственность за нашу энергию.

Уважение связано с внутренним контактом истинных ценностей, а не с одобряемым поведением. Когда нам понятен принцип взаимообмена, мы сами не позволяем обмен неравными ценностями.

Мудрый человек не позволит просящего о помощи оказаться в позиции должника, если просящий нарушает "правила игры" - обмен равными ценностями.

5. Я забочусь о нуждах других, а обо мне пусть заботятся все, кому я нравлюсь.

Такой подход сам по себе манипулятивен. Только сам человек знает о своих потребностях и у него есть для этого минимум своих ресурсов для реализации необходимых вещей. Но этот минимум человек пытается отдать на нужды других, а сам ожидает обслуживания своих потребностей в обмен.

Так чем же помощь (дать или взять) отличается от личной ответственности?

Попробуйте на первое место поставить свои минимальные нужды и удовлетворите то, в чём нуждаетесь. Когда вы чувствуете себя ресурсным, вы можете помочь нуждающимся.

И никогда не в ущерб себе, иначе эта жертвенная позиция может вас полностью "обесточить".

Светлана Ория, психолог

С каждым новым шагом приближая Просветление глубинных вод, которые чисты и не замутнены".(с)

****

Рекомендую запастись терпением и просмотреть все 5-ть частей этого научно-документального фильма.

Когда человек понимает, как работает его собственный мозг, он легче отпустит стереотипный набор представлений о своих возможностях, которым доверяет почему-то больше, чем свойствам своей природы.

Оказывается, наш мозг самообучаем.

И, конечно, специалисты об этом знают, но в фильме об этом рассказано доступно для широкого круга людей, заинтересованных в своём развитии.

Важно понять, что застывшие образы о самом себе блокируют формирование новых связей, в виде "активных дорожек" в головном мозге. Что, по сути, является главной причиной остановки развития человека в любом возрасте после проф.обучения.

Если мы сами не мешаем ложными представлениями формировать "новые мосты", то нейроны сами отыскивают необходимые связи. Просто им необходимо дать работать, подбрасывать новую практическую задачу и закрепить повторами.

Большинство психологических проблем: таких, как неуверенность в себе, заниженная самооценка, зависимость от мнения других, плохая память или плохая восприимчивость новых навыков - всё это создаётся стереотипными установками.

Светлана Ория, психолог

****

Светочка, дорогая, как здорово сказано!

Мне так знакома эта программа страданий, заложенная с детства ограничивающими догмами и рамками у людей в любом обществе!

Жаль только, что большинство из них очень "обросли своеобразными панцирями" и не хотят даже подумать, что могут измениться в лучшую сторону, и каждую минуту этой драгоценной жизни быть и чувствовать себя абсолютно довольными и счастливыми!!!

Olga Kravtsov

Документальный фильм, совместного производства телерадиокомпании ВВС и The Open University , попытается найти ответ, как работает разум человека, и как его можно использовать с максимальной эффективностью.

Почему один человек чувствует опасность, а другой нет? Как может опыт подсказать нам, стоит ли доверять людям? И как дети осваивают сложные движения, просто думая о них?

Ответ кроется в самой удивительной части каждого из нас, в нашем разуме. Каждую секунду бодрствования, хотя мы даже и не осознаем этого, наш разум работает, изучая окружающий мир.

Но наша способность к познанию даже больше, чем мы думаем. Изучая принципы работы разума, мы можем улучшить нашу познавательную способность и раскрыть свой истинный потенциал.

Человек добился огромных успехов в изучении своего тела.

Но разум человека до сих пор остается загадкой.

(http://gnozis.info/?q=node%2F21472 )

Посмотрел только что фильм.

Ученые подтверждают, что нет неизменяемых людей, и что каждый, если захочет, может изменяться к лучшему, контролировать свои реакции и эмоции.

Вопрос в том, что очень мало людей осознают, что характер и натура - это не вердикт, а, скорее, вызов, который стоит принять и выжать из него максимум!

Стереотипы поведения, к которым человек привыкает в процессе своей жизнедеятельности, давят на всех. Например, я полностью согласен с концепцией разумного эгоизма (и, в общем-то, являюсь ее создателем). И скрупулезно выполняю ее.

Но в процессе общения со своими милыми соплеменниками (особенно в местах общего пользования - учреждения, метро, троллейбус) приходится сталкиваться с такими формами поведения других людей, что атавистическое желание силой вправить мозги этому “негодяю”, все равно в первый момент начинает вырываться наружу на мутной волне отрицательных эмоций.

Конечно, я умело “замазываю” свой промах и в следующий раз контролирую свое поведение и свои эмоции более успешно. Но периодически это все же происходит (правда, с годами все реже и реже). Ибо все люди не совершенны, и все они проходят трудный путь подавления дезадаптивного поведения, становясь более мудрыми и бесконфликтными. И твоя борьба с влечением к алкоголю тоже не будет простой. Но ты не должен опускать руки. Ведь иначе ты сгинешь как личность!

Глава седьмая, в которой автор поговорит об антиалкогольных догмах.

Дорогой мой читатель! В этой главе я хочу дать тебе чрезвычайно важные советы. Если ты будешь их неуклонно выполнять, то получишь достаточно серьезную гарантию того, что никогда не сопьешься и не станешь ни алкоголиком, ни наркоманом (хотя это одно и то же).

Больше мух утонуло…

И для начала я обращаюсь к тому человеку, который никогда еще не пробовал наркотики.

Дорогой мой читатель! НИКОГДА их не пробуй! Даже из любопытства! Даже из самообманывающей установки, что ты это сделаешь только один раз! Эта проба будет первым шагом на твоем спуске в ад!

Если ты попробовал наркотик один раз - вероятность второй пробы возрастает в ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ! Наркотики действуют совсем не так мягко, как алкоголь. Они намного более коварны. Уже первая проба может обезволить и зачаровать тебя. Это СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО!

Да, короткое время ты будешь интенсивно получать "кайф". Но потом ОБЯЗАТЕЛЬНО сгоришь! Если для тебя такой финал не страшен, если ты знаешь это и сознательно выбираешь этот путь, то потом не говори, что не знал о последствиях.

Все радости жизни - в творчестве. Творить - значит убивать смерть.

Р.Роллан.

В наркоманию обычно уходят психологические “дети”, которые не приучены отвечать за свои поступки. У таких людей в подсознании активна детская программа: “Мне раньше, если я сотворял какую-нибудь глупость, всегда помогали выбраться. И сейчас тоже помогут!”

С наркотиками этот фокус не пройдет! Попав в их “лапы”, ты пропал!

А теперь перейдем к алкоголю. Конечно же, это тоже наркотик, но намного более слабый и более мягко действующий. Хотя от этого не менее коварный!

Первый антиалкогольный предохранитель.

Благословение алкоголя - похмельный синдром. Если бы не он - люди бы давно вымерли от поголовного алкоголизма. И я считаю, что его ни в коем случае нельзя снимать опохмелением. Если твой организм утром наказывает тебя за вчерашнее, то нужно быть совершенно неразумным человеком, чтобы эти сигналы уничтожать.

И мне кажется, что это прекрасный критерий, видная всем грань, зная которую можно ставить для себя барьер: дальше идти нельзя!

Так вот, дорогой мой читатель! Что бы ни было, как бы плохо ты себя поутру не чувствовал -

Никогда не похмеляйся !

Это смерти подобно, это начало твоей капитуляции перед алкоголем! Если ты поддаешься естественному желанию облегчить себе утренние страдания, то ты становишься пленником части своего “Я”, которая не признавая никаких границ, требует удовольствия.

После сильной пьянки, естественно, болит голова и, в-общем и целом, человеку очень плохо. Но ты прекрасно знаешь, что это результат твоих собственных "усилий". Никто тебе вчера в рот такое количество алкоголя не заливал. Ты сам довел себя до этого состояния. Это как бы расплата за вчерашнее веселье.

Тема стереотипов (шаблонов, паттернов) восприятия, мышления и поведения настолько обширна, что ее можно изучать всю жизнь. Но что делать, если стереотипы мешают вам жить той жизнью, которой вы хотите, уже сейчас? Изучив немало материалов, я пришла к выводу, что наибольшей сдерживающей и вредоносной силой обладают стереотипы мышления, так как восприятие и поведение вытекают из мыслительных процессов. Что представляет собой стереотип? Это привычная, устоявшаяся модель поведения или мышления в какой-либо ситуации. Эту модель человек берет из прошлого опыта аналогичных ситуаций и применяет неосознанно, механически. Из данного определения невооруженным взглядом видно, что стереотипное мышление лишает человека не только новых ощущений и возможностей, но и перспектив развития. Кому хочется застрять в повторяющемся круге реакций и мыслительных маршрутов? Думаю, не тому, кто стремится к ! А потому давайте разберемся, как разрушить стереотипы мышления.

Классификация стереотипов мышления

Для того чтобы победить врага, нужно знать его в лицо. Разрушить стереотип можно тогда, когда вы его точно определили. Предлагаю краткое описание пяти наиболее распространенных стереотипов мышления.

Полярное мышление заставляет человека видеть жизнь в черно-белых тонах, каждому происшествию приклеивая либо ярлык «хорошо», либо «плохо». В то время, как мы живем в мире, где сотни тысяч событий-полутонов, люди с полярным мышлением вынуждены выбирать из крайне ограниченного набора оценок. Как известно, в мире вообще не происходит ничего ни плохого, ни хорошего, все становится таковым только из-за наших оценок.

Пессимизм и максимализм проистекают из полярного мышления. Этот стереотип крайне вреден, так как ведет к необъективному восприятию, неадекватным реакциям на происходящее, ошибочным решениям и заниженной .

Чрезмерное обобщение губительно для человека. Этот стереотип мышления проявляется в навешивании ярлыков себе, окружающим и ситуациям, причем ярлыки выбираются исходя из единичной ситуации (например, неудачное знакомство с девушкой) и становятся частью мировоззрения человека («я не умею знакомиться с девушками»). При таком мышлении человек сам закрывает для себя большинство дверей, т.е. возможностей, теряет , впадает в . Страдающий этим стереотипом человек создает неизменяемое представление о себе и может прожить с ним всю жизнь – это называется негибким мышлением. В то время, как в здоровой ситуации человек является процессом, постоянно изменяющимся и обновляющимся.

При избирательном восприятии человек концентрируется только на определенных аспектах какой-либо ситуации, считая их существенными, а все прочие отбрасывает за неважностью. Такое однобокое восприятие приводит к формированию жестких стереотипов, неспособности воспринимать любые мнения, отличные от собственного. Как результат у человека формируется догматическое мышление, когда собственные взгляды и убеждения возводятся в абсолют и не подлежат критике и трансформации. Крайняя степень догматизма – фанатизм, который представляет собой непоколебимую преданность идее или деятельности, полная концентрация на ней и отсутствие каких-либо других .

Признаками избирательного мышления являются: граничащее с фанатизмом убеждение в правильности только своих взглядов, неспособность к их критическому анализу, неизменность этих взглядов, отсутствие интереса ко всему, что им не соответствует, оценка информации исходя только из авторитета источника, упрямство и твердолобость в отстаивании своих убеждений.

Категоризация – бич очень многих людей, стереотип, который необходимо разрушить любыми средствами. Привычка относить всех людей, события и явления к категориям, порождает обобщение и игнорирование индивидуальных качеств объекта. При этом каждая категория наделяется определенной неизменяемой оценкой («все работяги – честные люди», «все богачи – воры и обманщики»). Основываясь на категориях, человек теряет объективность, а вместе с ней, и возможности для с , незаслуженно отнесенными к категории нечестных или обделенных умом (ведь все блондинки – «глупые»).

Еще один губительный стереотип мышления – необоснованные ожидания . От любого события, человека, от будущего в целом человек с этим стереотипом всегда чего-либо ждет: либо плохого, либо хорошего. Теряя объективность, такой человек любому событию придает излишнее значение (а точнее, результату этого события), что ведет к появлению надежды и чаще всего – разочарования, фрустрации, обиды. Особенно мешают ожидания в с любимыми людьми: человек заранее выстраивает систему ожиданий от партнера, и если тот их не выполняет (а обычно они невыполнимы, т.к. основаны не на реальных возможностях партнера, а на его идеализированном образе), испытывает негативные . Это приводит к ссорам, непониманию, попыткам переделать партнера и часто к разрыву отношений.

Ожидания могут быть двух видов – первые основаны на каком-либо знании (), например, «30-летние мужчины готовы к созданию семьи», а вторые – беспочвенны, основаны на фантазиях и вере в эфемерную удачу.

Как разрушить стереотипы мышления

Универсальным средством для борьбы со стереотипами является техника , о которой я рассказывала раньше. Что касается частных случаев, вот несколько советов, как избавиться от описанных выше стереотипов:

  1. Если полярное мышление и пессимизм – это ваша проблема, уменьшить или свести на нет вредное влияние этого стереотипа поможет метод сравнения. Не удивляйтесь тому, насколько он прост, ведь, по сути, и само стереотипное мышление – примитивно. Метод заключается в сравнении существующей неблагоприятной ситуации с другой, более негативной, которая могла бы с вами произойти. Это не снимает проблему полностью, но сильно снижает негативный эффект полярного мышления.
  2. Иногда полярное мышление приводит завышению требований к самому себе, максимализму. Тогда человек ставит перед собой слишком масштабные, трудновыполнимые цели и жестко критикует себя же в случае неудачи. Или не приступает к их достижению из , превращаясь в мечтателя. В таком случае совет – ставить более реальные цели, работать над самооценкой и начать действовать – выполнив поставленные задачи, вы сможете сломать стереотип.
  3. Для борьбы со стереотипами необоснованных ожиданий и категоризации поможет детское восприятие. Дети настолько открыты, что воспринимают все таким, как оно есть, принимают людей независимо от их материального положения, и опыта удач и неудач. Примерьте на себя модель детского мышления – будьте открыты ко всему и делайте выводы о человеке только после того как пообщаетесь с ним, а не основываясь на своих представлениях о том, каким он является.
  4. Если вы постоянно обманываетесь в своих ожиданиях, потребуется постепенная работа по разрушению этого стереотипа. Всякий раз, когда вы ловите себя на ожиданиях, задавайтесь вопросами: «на чем основываются мои ожидания в этой ситуации – на реальных предпосылках или на моем желании получить что-либо?», «не создаю ли я сам обстоятельства, затрудняющие выполнение моих ожиданий?», «понимают ли люди, чего я от них жду и почему испытываю раздражение, если ожидания не оправдываются?».
Марина Никитина

Слово «стереотип» было придумано для обозначения печатной формы, клише для печатных машин работниками типографского производства.

Дословно с древнегреческого языка «стереотип» переводится как «твердый объемный отпечаток». Позже это слово стало использоваться как метафора о привычном, шаблонном мышлении. Стереотипы людей стали обозначать устойчивое мнение о чем-либо или ком-либо, сложившееся в обществе.

Как появляются стереотипы

Сложившиеся стереотипы представляют собой устойчивые, привычные, сформированные под влиянием социума и личного опыта взгляды человека на жизнь.

Социальных стереотипов очень много, во всех сферах жизнедеятельности есть такие устоявшиеся клише мышления. Например: деньги портят человека, женщина не может быть и красивой и умной одновременно, .

Стереотипы – шаблоны, образцы, модели и паттерны поведения, обусловленные упрощенными мыслительными процессами. Человек не обдумывает, а использует уже имеющееся у него в сознании умозаключение о том или ином явлении. Это происходит автоматически, неосознанно, без возможности подробно разобраться в происходящем.

Если таких упрощенных маршрутов мыслей очень много, мировоззрение человека ограничивается, сужается и выступает как препятствие к .

Стереотипы наших далеких предков пришли к нам в виде лаконичных пословиц и поговорок, в которых заключается житейская мудрость. Такая мудрость в форме емких образных изречений на протяжении веков помогает человеку разобраться в жизни. Стереотипы людей появляются и закрепляются и в современном обществе, чтобы облегчить жизнь, помочь сориентироваться в ней, найти верный путь, не допустить ошибок.

Без стереотипов мышления познание мира личностью было бы затруднено. Человеку каждый раз приходилось бы своим умом доходить до понимания природы явлений, вся жизнь состояла бы из одного только познания.

В то же время стереотипы помогают разобраться в многообразии жизненных проявлений, способствуют успешной адаптации человека в обществе.

Позитивная роль стереотипа как адаптивного явления, может смещаться в сторону негативного или ограничивающего восприятие жизни.

Где же грань между шаблоном восприятия помогающим жить и ущемляющим мышление стереотипом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться во всем многообразии стереотипов общества.

Классификация стереотипов мышления

Формирование стереотипов происходит уже с момента рождения человека. Для младенцев подбирают цвета одежды «советующие» их полу, мальчики одеты в голубое, девочки – в розовое.

Множество сложившихся стереотипов мышления можно классифицировать по вызывающему их мыслительному процессу:

Обобщение. В своем нормальном проявлении это полезная логическая операция, в чрезмерном – «клеймо», которые накладывается на разные по своей сути явления. Обобщение предполагает извлечение выводов из нескольких похожих ситуаций, чрезмерное обобщение делает выводы исходя из единственного происшествия. Такое обобщение делает мышление ригидным, негибким, ограниченным.

Слишком частое формирование стереотипов, вызванных обобщением личных качеств и черт характера, может привести к неуверенности в себе, и вытекающим из этого последствиям.

Пример. Если человеку один раз не удалось выиграть на конкурсе талантов, у него формируется мнение о себе как о бездарности.

Категоризация. Категоризация по видам и типам призвана структурировать некое множество, разделить его на группы. Чрезмерная категоризация приводит к игнорированию индивидуальности, особенностей, уникальности.

Категоризация на человека вешается «ярлык», дает общую негативную оценку, без учета его опыта и личности. Существуют категории плохих, нечестных, злых, лживых, жадных людей и так далее. Категоризация лишает возможности объективно восприятия, когда чужое субъективное мнение берется за истину.

Пример. Теща – всегда человек, недолюбливающий зятя.

«Черно-белое» мышление. Многообразный, постоянно изменяющийся мир втискивается в понятия «хорошо – плохо», «истинно – ложно», «правильно – неправильно» и другие полярные категории. Если использовать в жизни только две оценки «хорошо» и «плохо» для характеристики явлений, жизнь становится чередой черных и белых полос и смешивается в одну сплошную серость.

Жизнь не является плохой или хорошей, такой ее делает полярное мышление, последствиями которого бывают пессимизм, максимализм, излишний перфекционизм, депрессии, отсутствие смыслов и ценностей.

Пример. Когда человек усвоил стереотипы общества о том, что развод – это негативный осуждаемый поступок, что разведенным людям тяжелее найти себе пару и позволить себе новые отношения, он может оставаться в браке, который тяготит и приносит одни только страдания, вместо того, чтобы искать новую любовь и становится счастливым.

Ошибки восприятия. Человек ошибочно делает акцент на одних аспектах явления и игнорирует другие. Такая предвзятая избирательность приводит к тому, что человек не воспринимает альтернативу, возможность иного мнения и существование других граней явления, не умеет мыслить критически. Развивается эгоцентрическое мышление, эгоизм, догматизм, упрямство, консерватизм, фанатизм. Личное или иное авторитетное мнение определяется как абсолютная истина и идеал, не подлежащие опровержению.

Пример. Непоколебимая, слепая и безрассудная преданность идее какого-либо общественного движения.

Завышенные ожидания. Коварные социальные стереотипы кроются в завышенных, необоснованных ожиданиях людей. Так рождаются утопии и недосягаемые идеалы. Ценность и значимость отдельных явлений превозносится и воспринимается как желанная цель.

Как следствие стресс, разочарование, обида, фрустрация и масса других . Завышенные ожидания относительно другого человека приводят к ссорам, конфликтам и даже разрыву отношений.

Пример. Девушка ждет своего «принца на белом коне», который обязательно красив, богат и заранее в нее влюблен.

Способы разрушить стереотипы мышления

Роль стереотипа может быть негативной по своему воздействию, ограничивая мышление настолько, что это препятствует нормальной жизнедеятельности личности. В таком случае возникает желание избавиться от стереотипов жизни, мешающих самой жизни.

Необходимо отслеживать возникающие здесь и сейчас мысли и эмоции, фокусироваться на личном опыте переживания происходящего.

Способы избавиться от негативного влияния стереотипов мышления:

Сравнение. Сравнение предполагает анализ ситуации, сопоставление ее с другими, нахождение различий и противоречий. Не нужно спешить мыслить привычными категориями, когда можно подумать, поразмышлять над тем, что воспринимается в данный момент и сравнить его с тем, что уже известно.
Постановка реальных целей. Чтобы меньше подвергаться влиянию извне, нужно формировать личные позитивные стереотипы жизни. Они могут быть в форме реальных, достижимых жизненных целей и ценностей.
Открытость восприятия. Уметь воспринимать явление целиком, смотреть на него как будто впервые, заново открывать новые грани известного и внимательно изучать все то новое, что предоставляет окружающий мир.

Критическое мышление. Нужно уметь задаваться вопросами: «Действительно ли это правда?», «Не противоречит ли мысль здравому смыслу?», «Согласен ли я с тем, что привык думать, слышать, воспринимать как истину?» и другими подобными вопросами, .
Расширение кругозора. Избавиться от стереотипов можно развиваясь, обучаясь новому, расширяя кругозор, выходя за привычные рамки зоны комфорта. Интерес к учебе и приобретению нового опыта способствует формированию собственных взглядов и мнений, отличных от общепринятых.

Эти приемы помогут избавиться от конкретного, мешающего жить стереотипа, так и от привычки мыслить шаблонно, предвзято и узко.

22 марта 2014, 18:46
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода