Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Образ свято-крестовской пресвятой богородицы. Свято-крестовская богоматерь Акафист свято крестовской иконы

14 июня 1995 г. произошло нападение банды Шамиля Басаева на г. Будённовск и захват ею в заложники свыше полутора тысяч человек, которых согнали в местную больницу и удерживали там несколько дней. В ходе этих трагических событий были многочисленные человеческие жертвы. По свидетельству очевидцев, 18 июня в небе над городом произошло явление молящейся перед Крестом Пресвятой Богородицы. Именно Её заступничество перед Богом, как считают верующие люди, во многом способствовало скорейшему завершению кровавой драмы. Описания этого чудесного явления и стали основой для написания Свято-Крестовской иконы Божией Матери.

История этого святого образа очень интересна. Когда митрополиту Ставропольскому и Владикавказскому Гедеону (Докукину) стало известно о чуде явления Божией Матери, он поручил настоятелю Казанского храма г. Будённовска архимандриту Александру (Ищеину) собрать свидетельства горожан. Ознакомившись с представленными ему материалами, Владыка благословил написать новый образ Божией Матери к сороковинам поминовения 128 убиенных в ходе террористического акта жителей Ставрополья. Работа иконописцами была выполнена всего за 12 дней.

Икона была освящена на мощах святителя Игнатия (Брянчанинова) в Андреевском кафедральном соборе города Ставрополя протоиереем Виктором Лукьяновым и доставлена 23 июля в Казанский храм г. Будённовска. После завершения здесь Божественной литургии новонаписанный образ пронесли Крестным ходом к городской больнице, на месте которой некогда стоял Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь, устроенный в честь князя-мученика Михаила Тверского и в память убитого народовольцами императора Александра II. То торжественное церковное шествие собрало множество людей, посчитавших необходимым почтить память погибших земляков и молитвенно попросить Царицу Небесную о заступничестве: «Пресвятая Богородица, спаси нас!».

На территории медицинского учреждения, месте произошедших здесь совсем недавно страшных событий, перед Свято-Крестовской иконой был освящен большой куб из чёрного мрамора с выбитым поминальным крестом и надписью: «Жителям г. Св. Креста, невинно убиенным от бандитов 14-20 июня 1995 г.» А там, где когда-то высился монастырский храм, по благословению митрополита Гедеона был совершен чин основания храма памяти всех невинно убиенных на Кавказе в честь святого князя Михаила Тверского. Сейчас же при Краевом центре специальных видов медицинской помощи существует часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Закончился Крестный ход на городском кладбище, где была отслужена панихида и поимённо помянуты все убитые во время террористического акта.

С 1995 года первообраз Свято-Крестовской иконы Божией Матери находится в Казанском храме г. Будённовска. Её празднование совершается 18 июня.

Авторами Свято-Крестовской иконы Божией Матери являются Ольга Поделякина и Евгений Золотаревский. Автору этих строк известно, что в 2004 году, когда в Ставропольской духовной семинарии существовало иконописное отделение, Ольга Николаевна трудилась там преподавателем. На момент создания иконы ей было всего около двадцати лет. Попытки связаться с ней весной 2016 г. через бывшую коллегу по семинарии успехом не увенчались.

Отвечая на вопросы корреспондента журнала «Провинциальная мысль», 22- летняя Ольга говорила о том, что она оказалась причастной к созданию иконы, конечно, не случайно. Родилась в Будённовске. Училась в художественном училище, но не закончила его. Заниматься иконописью стала по благословению своего духовника. «Начала работать с тканью: другие художники писали сам образ, а я делала лишь драпировку. Сама боялась браться за кисть, что-то меня останавливало. Но теперь вот взялась - на это, как видите, была Божия воля».

На момент нападения басаевцев на Будённовск проживала там с мамой и младшим братом, который 14 июня, должен был лечь в больницу на операцию. Но случилось так, что хирург был занят. Он перенёс операцию на следующий день. Едва они вернулись домой, как узнали о нападении на город и захвате больницы. «Сколько людей пережили трагедии, опасаясь за жизнь своих родственников, лежавших в ту пору в больнице! А нашу семью Господь уберёг... Как мне не благодарить Господа и Божию Матерь за эту милость?!» - признаётся Ольга.

Говоря о творческом сотрудничестве с Евгением Золотаревским, Ольга говорит: «...его можно назвать иконозиждителем, архитектором, а нас, нескольких молодых художников, воплотителями задуманного. Я очень благодарна Евгению, ведь именно он поддержал меня в ортодоксальной православной вере. И икона Божией Матери - это моя молитва за уцелевших маму и брата, за моих настрадавшихся земляков, за всех людей...»

Действительно, икона, со слов самого Евгения Золотаревского, была выполнена по его наброску, который он передал для дальнейшей работы Ольге Поделякиной. Сам же он начал трудиться над образом после беседы с митрополитом Гедеоном, состоявшейся в тяжелые для Будённовска дни. Евгений Ростиславович был глубоко православным человеком. Поэт, прозаик, художник - иконописец... Скончался он девять лет назад - в июне 2007 -го - на 58 -ом году жизни. Похоронен в г. Ставрополе. Широкую известность получили православные сказки и стихи для детей «Златокудрый инок» и «Рыбак и жемчужина», написанные им под псевдонимом Иоанн Рутенин. Кроме Свято-Крестовской иконы Божией Матери, он является автором икон «Неугасимая Лампада» и «Росодательница», находящихся в Андреевском кафедральном соборе, и некоторых других образов.

Свято-Крестовская икона стала новой иконографией среди Богородичных икон Русской Православной Церкви. На ней Богоматерь изображена у Креста, напоминая о её Голгофском стоянии, сложение рук напоминает Семистрельную икону («Умягчение злых сердец»).

Икона выполнена в новой уникальной технике рельефного шитья, разработанной в ставропольской школе иконотворчества. Лик Богородицы и Её руки написаны маслом. Одежды, корона, нимб, крест и фон исполнены в материале: ткань, бисер и речной жемчуг. Царица Небесная изображена справа от Креста, как это описывают очевидцы явления, в молитвенной позе, со скрещенными ладонями на груди, подобно иконе «Невеста Неневестная». На голубом, цвета неба, фоне Богородица предстоит возле Животворящего Креста с надписью IНЦI как Царица «небесе и земли», с короной на голове и в красных, словно обагренных кровью мучеников, одеждах. Вся эта композиция размещена еще на одном фоне - золотом, от неё в виде креста отходят лучи, которые тоже выполнены золотом, но уже другого оттенка. Смысл изображённого специалисты трактуют так: «Богородица, Которой некогда Самой «прошло душу оружие», соделанная ныне Богом Царицею неба и земли, как бы всегда предстоит, молясь о нас грешных, у Креста Сына Своего и Господа Бога нашего».

На одном из вариантов Свято-Крестовской иконы, автором которой является Николай Груздев, под Крестом изображены строения Вознесенского Мамай-Маджарского мужского монастыря, а за ними - кавказские горы с узнаваемым силуэтом Эльбруса. На полях - святой князь Михаил Тверской.

За более чем 20 лет своего существования Свято-Крестовская икона стала глубоко почитаемой во многих уголках России. Автору этого материала из различных источников удалось выяснить судьбу нескольких списков Свято-Крестовской иконы Божией Матери.

Прежде всего, надо отметить, что один из них находится в Казанском пределе собора Андрея Первозванного в городе Ставрополе.

Другой, выполненный Ольгой Поделякиной, в 2006 году был передан Ставропольской епархией приходу храма Страстной иконы Божией Матери деревни Артемово. Там чтимый образ пребывал до 21 июня 2008 года, когда он Крестным ходом был торжественно перенесён в часовню «Взыскание погибших» на станции посёлка Ашукино Ярославской железной дороги. Эта часовня была возведена годом раньше в память о 109 солдатах и офицерах доблестной Софринской бригады, погибших при выполнении воинского долга в различных «горячих» точках Советского Союза и современной России.

Ещё один список появился в Санкт-Петербурге. Его выполнил местный священнослужитель и известный иконописец, уже упомянутый в этом материале, Николай Груздев.

Вот что по этому поводу вспоминает настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов. Он побывал в Будённовске летом трагического для его жителей 1995 года. «По милости Божией мне довелось нести эту икону от больницы до кладбища за городом <...>. Я понял, что сподобился стать свидетелем рождения новой иконы Православной Церкви. И воспринял это как долг её почитать и прославлять <...>. Вернувшись с Кавказа <...>, я обратился к знакомому иконописцу Николаю Груздеву с просьбой написать для меня этот образ. Он проникся новой иконой, которую и написал в древнерусском каноническом стиле. От иконы он сам получил особую помощь. Когда начинал её писать - он был ещё мирянином, а когда закончил - был уже диаконом (ныне протоиерей - автор .), причём, благословение на рукоположение получил именно 18 июня...»

19 февраля 2000 г. образ находился на молебне «о даровании победы русскому оружию» и панихиде на могиле генерала Михаила Малафеева в Александро-Невской лавре. Через несколько дней - 25 февраля - икона была перенесена в Иоанно-Богословский храм Леушинского подворья, где перед ним был отслужен первый специальный молебен с пением тропаря.

Другая икона находится в Свято-Преображенском мужском монастыре с. Большой Волок (Колпашевская епархия, Томская митрополия). Судя по информации, размещенного на сайте монастыря, ежедневно в 16 часов перед Свято-Крестовской иконой Божией Матери, которая здесь является местночтимой, проводится водосвятный молебен, а затем чтение Псалтыри Божией Матери, поздно вечером поётся акафист.

По некоторым данным, один из списков Свято-Крестовской иконы Божией Матери была подарена епископом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном (Докукиным) обществу святого Германа Аляскинского в США, Когда и при каких обстоятельствах произошла передача иконы установить пока не удалось.

И, наконец, выяснилось, что список Свято-Крестовской иконы находится в Покровском храме с. Ратчино Липецкой области. Сюда её из Будённовска привёз настоятель храма священник Онисим Османов.

Конечно, эта икона существует и в других вариантах, незначительно отличающихся друг от друга.

Геннадий Генньевич Петров, г. Георгиевск, Ставропольский край

В июле 2014 года, прихожанкой нашего храма, недавно переехавшей на хутор Ленина, в дар нашему храму была преподнесена Крестовская икона Божией Матери.

Иконы Богоматери участвовали во всех значительных исторических событиях России, часто определяя их смысл и решая их исход. Куликово поле связано для нас с Донской иконой Богоматери. Спасение Москвы от Тамерлана в 1395 г. - с Владимирской, освобождение Пожарским Москвы от поляков в 1612 году - с Казанской иконой, избрание Дома Романовых на царство - с Феодоровской, 1917 год - с Державной иконой Богоматери. Русская история будто проходит пред очами Пречистой Богородицы, которая то плачет о Руси, то вымаливает ей “нечаянную радость”. Не стала исключением и последняя Кавказская война. Хотя она еще не завершена, однако очевидно, что уже навсегда останется в Русской истории связаной с явлением новой иконы Божией Матери - Свято-Крестовской. Эта икона явилась 5 лет назад во время трагедии в 1995 году в г.Буденновске, когда чеченские боевики напали на беззащитный город, захватили больницу с родильным отделением и удерживали в ней в течение 5 дней несколько тысяч заложников. Никто не знал, чем все закончится, сколько невинных людей может стать еще жертвами бандитов. Власти оказались бессильны перед цинизмом и шантажом боевиков. Само нападение имело какой-то мистический смысл. Думается, что не случайно для нападения был избран город, старое название которого на Кавказе еще не забыто - город Святого Креста. Не случайно, видимо, было выбрано и время: сразу после Троицы, в святые дни Троицкой сплошной седмицы. Сама больница, захваченная боевиками, находится на месте старого Воскресенского монастыря, основанного в прошлом веке в память Святого Благоверного Князя-Страстотерпца Михаила Тверского, умученного в 1318 г. в долине Терека (территория нынешней Чечни), ставшего Первомучеником Кавказа. Когда провалились несколько штурмов больницы, переговоры зашли в тупик, когда все человеческие усилия оказались бессильны, - совершилось чудесное событие. 18 июня в день Всех святых и праздник иконы Божией Матери “Умягчение злых сердец” по благословению митрополита Ставропольского Гедеона в единственном храме города в честь Казанской Божией Матери был совершен соборный молебен ставропольского духовенства. В это время над больницей благочестивые верующие люди видели образ Божией Матери, молившейся перед Восьмиконечным Русским Крестом. После молебна требования боевиков резко изменились. Они согласились без каких-либо условий освободить заложников. На другой день тысячи людей вышли из больницы на свободу. Настоятель Казанского храма архимандрит Александр (ныне - епископ Бакинский) записал свидетельства очевидцев и представил их правящему митрополиту Гедеону, который, ознакомившись с ними, увидел во всем происшедшем великое знамение милости Божией заступление Пресвятой Богородицы. На основе записанных свидетельств Владыкаблагословил написать новый образ Божией, Матери. Свято-Крестовская икона стала новой иконографией среди Богородичных икон Русской Церкви. На ней Богоматерь изображена у Креста, напоминая о ее Голгофском стоянии, сложение рук напоминает Семистрельную икону (“Умягчение злых сердец”). На 40-ой день памяти жертв трагедии - 23 июня 1995 г. - икона была принесена в Буденновск, с ней был совершен крестный ход по всему городу. А на месте трагедии у больницы в центре монастыря была заложена памятная часовня (ныне построенная и освященная). Свято-Крестовская икона сразу стала одной из чтимых святынь Северного Кавказа. Прежде на Кавказе почиталась лишь одна местная икона Божия Матери - Моздокская (чтимый список с Иверской). Свято-Крестовская икона явила, что Божия Матерь помнит Свой Первый Земной Удел - Иверию (т.е. Кавказ) и молится за него у Креста Сына Своего, чтобы и над ним воссиял во всей славе Спасительный Животворящий Крест Господень. Митрополит Гедеон, почитатель и молитвенник Свято-Крестовской Божией Матери, составил тропарь, кондак и Акафист новоявленной иконе. Появились и списки Свято-Крестовской Богоматери. Один из них был написан и в далеком от Буденновска Петербурге. Его написал священник петербургской епархии известный иконописец о.Николай Груздев. 19 февраля 2000 г. образ находился на молебне “о даровании победы русскому оружию” и панихиде на могиле генерала Михаила Малафеева в Александро-Невской лавре. А 25 февраля был пренесен в Иоанно-Богословский храм Леушинского подворья, где перед ним был отслужен первый специальный молебен Свято-Крестовскому образу с пением тропаря. Явление Свято-Крестовской Богоматери имеет знаменательный смысл не только для Кавказа, но и для всей России, ибо она явила, что Россия ныне на кресте, что она в страданиях определяет место своего креста на Голгофе: с какой стороны стоит он у Креста Христова справа или слева? Покается ли народ наш, подобно благоразумному разбойнику и удостоится прощения и Царства Небесного, или возбужденный всевозможными страстями, уподобится беззаконному Варавве?

Празднование:

Тропарь, глас 1

Преблагословенная Царице, Пречистая Дево Богородице, прославльшая Святую Гору Афонскую многими чудесы, от икон Твоих честных изливающимися; сего ради пред образом Твоим припадающе, молимся: избави нас от всякаго зла, недуги наша исцели, мир в сердца наша низпосли и наследниками Царствия Небеснаго, яко Мати Милосердная, сотвори.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, Святую Гору Афонскую в достояние Свое избравшей и иноческия обители в ней умножившей, благодарственная возглашаем пения. Ты же, о Пречистая, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи и от враг видимых и невидимых защити, да зовем Ти:

Икос 1

Ангелов Царице и всея твари Владычице, Пречистая Дево Богородице, преславным явлением дивныя иконы Твоея Гору Афонскую озарила еси, струи чудес от нея источающи. Темже и мы, грешнии, радости и благодарения исполняеми, с любовию и усердием к Тебе благохваления наша дерзаем возносити:

Радуйся, благословенная отрасле от корене Давидова.

Радуйся, Дщи Богоданная Иоакима и Анны.

Радуйся, в храме Божием во смирении и чистоте воспитанная.

Радуйся, о рождении Бога Слова Ангельское благовестие приимшая.

Радуйся, свыше силою Духа Святаго осененная.

Радуйся, тайне Боговоплощения послужившая.

Радуйся, Богомладенца Христа на спасение роду человеческому рождшая.

Радуйся, всему миру радость велию Рождеством Твоим возвестившая.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, всего мира Благая Заступнице.

Кондак 2

Видящи, Всенепорочная, милосердие Твое неизреченное и чудеса многая, чрез святыя иконы Твоя присноявляемыя, величаем Тя, род наш благоволением Твоим возвеличившую, и с любовию покланяяся пречистому лика Твоего изображению, зовем о Тебе Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий постигнути не может великаго Твоего милосердия к людем, искупленным Кровию Сына Твоего, Христа Бога нашего, ниже исчислити множество благодеяний Твоих, богатно на ны изливаемых, но припадая пред чудотворною иконою Твоею, смиренно приносим Ти похвалы сицевыя:

Радуйся, на путь спасения нас наставляющая.

Радуйся, к Богопознанию приводящая.

Радуйся, скорая христианом Помощнице.

Радуйся, пред Сыном Твоим о нас милостивая Ходатаице.

Радуйся, страх Божий в сердца наша вселяющая.

Радуйся, благоговети пред святынею нас научающая.

Радуйся, чистоты и целомудрия Поборнице.

Радуйся, добродетельному житию Споспешнице.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, всего мира Благая Заступнице.

Кондак 3

Силу благодати Божественныя даруеши, Пречистая Дево, всем, с верою и усердием Сыну Твоему и Богу нашему служащим, вся бо можеши испросити у Него матерним дерзновением Твоим. Сего ради, благодаряще Господа за вся великия милости Его, Тобою щедро нам низпосылаемыя, умиленно вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имеют Тя воистину Верховную Игумению Горы Афонския иночествующии в жребии Твоем, имже Ты в залог благоволения Твоего милостиво даровала еси многия чудотворныя иконы Твоя, лучами чудес мир весь озаряющия; сего ради вопием Ти:

Радуйся, Гору Афонскую в жребий Себе избравшая.

Радуйся, чудотворныя иконы Твоя в ней умножившая.

Радуйся, обителем иноческим благодетельствующая.

Радуйся, токи чудес от икон Твоих источающая.

Радуйся, иноков Благая Покровительнице.

Радуйся, пустынножителей вожделенная Посетительнице.

Радуйся, затворников сладкая Собеседнице.

Радуйся, подвижников всемощная Укрепительнице.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, всего мира Благая Заступнице.

Кондак 4

Бури житейския избегающи, в тихое пристанище спасения под осенение иконы Твоея во обитель Хилендарскую иноцы Афонстии притекают, и зде благодатное утешение и помощь Твою, Пречистая Дево, обретши, теплыя моления своя пред нею возносят, Богу же, тако о них промышляющему, из глубины сердец взывают: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и видяще иноцы обители Хилендарския, яко нечестивый иерей внезапу в море утоплен бысть, да не дерзает прочее священнодействовати, зело удивляхуся. Мы же молим Тя, Ходатаице нашего спасения: просвети сердца наша светом истинныя веры, да оставив вся прегрешения наша, праведно и добродетельно поживем. Сего ради, уповая Твое милостивое заступление, взываем:

Радуйся, еретичествующих грозная Обличительнице.

Радуйся, неправедных скорая Наказательнице.

Радуйся, заблуждших на путь истинный наставляющая.

Радуйся, нерадивых и ленивых вразумляющая.

Радуйся, бедствующих скорое услышание.

Радуйся, погибающих чудное спасение.

Радуйся, за род христианский Предстательнице.

Радуйся, грешных надежная Споручнице.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, всего мира Благая Заступнице.

Кондак 5

Боготечней звезде подобна икона Твоя, Пречистая Дево Богородице, мрак греховный в сердцах наших разгоняющая и умы наша просвещающая, да во свете матерния любве Твоея узрим истиннаго Бога, спасающаго всякаго человека, грядущаго к Нему, и возопиим Ему благодарно: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще преславная чудеса и пречудная знамения, бываемыя не токмо от иконы Твоея «Иерейския», во обители Хилендарстей пребывающия, но и от изображений по подобию сея иконы списанных, во умилении сердечнем вопием Ти:

Радуйся, благодатию Святаго Духа нас озаряющая.

Радуйся, огнем матерния любве Твоея души наша согревающая.

Радуйся, яко любовь к Богу в нас воспламеняеши.

Радуйся, яко ревностию ко спасению нас воодушевляеши.

Радуйся, на всех путех жития нашего нас подкрепляющая.

Радуйся, благодарити Бога за вся нас научающая.

Радуйся, Ты бо истину познавати помогаеши.

Радуйся, Ты бо душевредная учения низлагаеши.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, всего мира Благая Заступнице.

Кондак 6

Проповедует милости и чудеса Твоя, Преблагословенная Богородице Дево, Гора Афонская и множеством чудотворных икон Твоих красуется, среди коих икона Твоя «Иерейская», яко луна пресветлая, чудесными лучами Божественныя благодати просвещает души наша, подвизая прославльшему Тя Богу нашему хвалебно пети: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси, Пречистая Мати Божия, в чудотворней иконе Твоей, яко свет спасения блуждающим во тьме греховней, скорую помощь подающи всем, с упованием на милосердие Божие пред нею молящимся и вопиющим Ти сице:

Радуйся, любве Божия к человеком проявление.

Радуйся, рода христианскаго возвышение.

Радуйся, милосердная всем нам о Христе Мати.

Радуйся, Преблагословенная и Препрославленная в женах.

Радуйся, Бога с человеки соединившая.

Радуйся, девство и материнство пречудно в Себе сочетавшая.

Радуйся, яко велие дерзновение к Сыну Твоему и Богу имаши.

Радуйся, яко выну за род человеческий пред Ним ходатайствуеши.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, всего мира Благая Заступнице.

Кондак 7

Хотяй всем человеком спастися, Премилосердный Господь усынови нас Пречистей и Преблагословенней Матери Своей: да будет болящим Целительницею, печальным Утешительницею, заблуждшим Наставницею, грешным Споручницею, да всех от бед и напастей избавит, вопиющих: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо зрим, Пресвятая Богородице, в явлении святаго образа Твоего, пред нимже архиереев сословие, монаси и мирстии проповедуют великия милости Твоя, и ведущи Тя воистину Помощницу всесильную, со слезами приносят Ти благохваления сия:

Радуйся, Царице Небесная, Ангельскими лики воспеваемая.

Радуйся, Владычице небесе и земли, земнородными прославляемая.

Радуйся, православно воспевати Бога во святых Его научающая.

Радуйся, благоговейное пение в уста наша влагающая.

Радуйся, благ земных и небесных всещедрая Подательнице.

Радуйся, рода человеческаго милостивая Питательнице.

Радуйся, источниче непрестающия радости.

Радуйся, чаше неизреченныя благости.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, всего мира Благая Заступнице.

Кондак 8

Странники и пришельцы есмы на земли и не имамы зде пребывающаго града, обаче Града Небеснаго непрестанно взыскуем; в скорбех же жития нашего к Тебе единей Владычице нашей прибегаем. Темже на милосердие Твое уповая, молим Тя: приими нас, Мати Божия, в вечныя кровы Своя, да радостно вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Всем верным утешительно есть взирати на святую икону Твою, Преблагословенная, на нейже зрим Тя, на руку Твоею держащую Богомладенца Христа, Сына Твоего и Бога нашего, Емуже покланяющеся, Тебе, истинней Богородице, благоговейно взываем:

Радуйся, Свет миру - Христа Бога рождшая.

Радуйся, двери Царствия Христова верным отверзающая.

Радуйся, всем призывающим Тя скоропредстательная Помощнице.

Радуйся, усердно Тебе молящихся скорая Услышательнице.

Радуйся, Ангельских сил непрестающее ликование.

Радуйся, притекающих к Тебе непостыдное упование.

Радуйся, из глубины отчаяния возводящая.

Радуйся, печали наша утоляющая.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, всего мира Благая Заступнице.

Кондак 9

Всякаго естества Ангельскаго превысшая явилася еси, Пресвятая Дево: Невместимаго бо Бога вместила еси во утробе Твоей; темже на небеси прехвально имя Твое и на земли блажат Тя вси роди. Мы же грешными устами дерзаем возвеличившему Тя Богу взывати о Тебе: Аллилуиа.

Икос 9

Витийствующий язык не возможет по достоянию восхвалити Тя, Богомати Пречистая, за великия и премногия благодеяния Твоя, яже на нас милостиво изливаеши. Сего ради, вся чудеса от икон Твоих бываемая видяще, присно ублажаем Тя и хвалебно вопием сице:

Радуйся, печаль нашу в радость претворяющая.

Радуйся, от бед и скорбей нас избавляющая.

Радуйся, Неувядаемый Цвете чистоты и нетления.

Радуйся, Рачительнице целомудрия и воздержания.

Радуйся, Богородицею величаемая.

Радуйся, от всех родов ублажаемая.

Радуйся, благочестия Наставнице.

Радуйся, поющих во славу Божию Попечительнице.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, всего мира Благая Заступнице.

Кондак 10

Спасти хотя всякаго человека, Сын Твой и Бог наш милостиво внимает Тебе, Заступнице и Ходатаице нашей, о нас молящейся; темже вси вернии в скорбех и напастех с несумненною верою к Тебе прибегают и благодарственно вопиют о Тебе: Аллилуиа.

Икос 10

Стена нерушима еси, Богородице Дево, всем усердно Тя почитающим и иконе Твоей чудотворней благоговейно покланяющимся: Тебе бо дадеся от Господа благодать всемирнаго заступления, верных же во благочестии и чистоте утверждения. Темже и нас под матерний Твой покров приими, с любовию к Тебе взывающих:

Радуйся, Преблагословенная, у Престола Сына Твоего на небеси пребывающая.

Радуйся, Препрославленная, помощию Твоею на земли нас не оставляющая.

Радуйся, в житии нашем верная Путеводительнице.

Радуйся, иноческаго жития Наставнице.

Радуйся, лествице, души праведных на небеса возводящая.

Радуйся, леторасле прекрасная, у Престола Вседержителева благоухающая.

Радуйся, Ты бо еси всея вселенныя преславное чудо.

Радуйся, Ты бо еси всех земнородных велие упование.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, всего мира Благая Заступнице.

Кондак 11

Пение наше смиренное, от любве и усердия к Тебе приносимое, не презри, Владычице небесе и земли, и не отвратися от нас, многими грехми Тя преогорчивших, обаче помози нам искреннее покаяние принести и души наша от скверн и страстей очистити, да преуспевающе в благочестнем житии возможем воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлыми лучами пачеестественных чудес святая икона Твоя немерцаемо сияет, Пречистая Дево, просвещая души наша светом истиннаго богопознания и к немолчному славословию имене Твоего приводя, радостно зовущих Ти:

Радуйся, благодатию Божиею преизобильно исполненная.

Радуйся, паче небесных и земных возвеличенная.

Радуйся, оружие, имже устраняются полки демонския.

Радуйся, щите, имже покрываются обители иноческия.

Радуйся, тихое пустынножителей веселие.

Радуйся, обуреваемых в веце сем надежное пристанище.

Радуйся, слабых на пути добродетели укрепляющая.

Радуйся, заблуждших на путь истины наставляющая.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, всего мира Благая Заступнице.

Кондак 12

Благодать и милость испроси нам, Преславная Мати Божия, у Сына Твоего, простри к Нему Твоя богоприимныя руце и умоли Его, да всех нас спасет и от погибели вечныя избавит: многомощна бо есть Твоя матерняя молитва и всесильно есть пред Ним за нас Твое ходатайство, о нем же радующеся, вопием Творцу и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще преславная чудеса Твоя, Богомати, от святыя иконы Твоея являемыя, величаем и славим Тя, возвеличившую нас. Ты же, Всеблагая Владычице, сподоби нас причастники славы небесныя быти, радостно поющих Ти:

Радуйся, Тебе бо служат вся Небесныя Силы.

Радуйся, Тебе бо возносят хваление Херувимы и Серафимы.

Радуйся, выну на небеси лице Божие созерцающая.

Радуйся, пред Сыном Твоим о нас матерния руце Твои простирающая.

Радуйся, яко омофором Твоим от всякаго зла сущих на земли покрываеши.

Радуйся, яко упованием приятия небесных благ души верных услаждаеши.

Радуйся, любящих Сына Твоего жизни вечныя сподобляющая.

Радуйся, благочестно живущим обители райския уготовляющая.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, всего мира Благая Заступнице.

Кондак 13

О Всепетая Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Приими сие малое хваление наше, от любящих сердец Тебе приносимое, и умоли Сына Твоего, да помилует и спасет нас и причастники жизни вечныя соделает, верно славящих Тя и вопиющих Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О Пресвятая Дево, Преславная Госпоже Владычице наша Богородице, воззри милостиво на нас, предстоящих Ти с верою и любовию: приими милостиво наше хвалебное пение сие и пролей ко Господу Богу нашему Твою матернюю молитву о нас, грешных и недостойных, да узрит Он наше покаяние сердечное и, простив нам вся согрешения наша, спасет и помилует нас. Покажи на нас чудныя милости Твоя, Богомати, смиренно молим Тя: на путь правый нас настави, светом истины умы наша просвети, сердца наша умягчи, веру укрепи, надежду утверди, дара любве к Богу и ближним сподоби, да в единении друг со другом пребывающе, богоугодное житие поживем, и дарами благ земных насладившеся, благ небесных, милосердия ради Божественнаго, не лишимся, да благодарне воспевающе величия Твоя, Пречистая, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Икона Божией Матери «Попская»

Чудотворная икона Божией Матери «Попская» (Иерейская) находится на Святой Горе Афон в соборном храме Хиландарского монастыря, при колоне у левого клироса.

Некогда один еретичествующий иерей притворно объявил себя православным и поступил в число братии в Афонскую Хиландарскую обитель. Там он оставался некоторое время, тая в своем сердце от людей свои злоумышления. Но, прежде чем были приведены в исполнение его тайные намерения, он, неся в крестном ходе Попскую икону Богоматери, неожиданно упал в море, во время водосвятия, и утонул.

С тех пор чудотворную икону всегда носят во время крестных ходов и водосвятия, а так как носят ее при этом непременно иереи, то сербы и усвоили ей это название - «Попская».

Существует, однако, еще и другое объяснение наименования этой иконы «Попской». Этот чудотворный образ считается покровителем певчих, почему и перстосложение у Божественного Младенца на нем изображено такое, каким обыкновенно начальник хора подает знак к пению. А так как у греческих церковных певцов искусство нотного пения и вообще нотная наука называлась в древности «поповским искусством», то и икона получила название «Попская».

Перед образом Божией Матери «Попская» молятся о научении церковному пению.

По благословению

митрополита Херсонского и Таврического Иоанна

В 1995 году, когда бандитами с Басаевым во главе, в Буденновске, была захвачена больница, — тогда было явление Божией Матери.

Когда бандиты перешли к расстрелам заложников, на небесах явилась Пречистая Дева в ярко-красном хитоне. Ее видели в течение двух суток. Видели все: русские, бандиты, заложники, военные. Среди боевиков началась некая деморализация, они занервничали. За эти двое суток нашим ребятам удалось освободить практически всю больницу, этаж за этажом. До завершения операции по освобождению заложников оставалось совсем немного.

В это время поступил приказ: террористов отпустить, какие-то там их требования выполнить. Колонна грузовиков с боевиками покидала Буденновск по живому коридору из наших ребят-военных, которые вынуждены были подчиниться высокому приказу. Божия Матерь тоже взирала на это с высоты небес. Смотрела, как люди отвергают Ее благодатную помощь. Потом видение Богородицы исчезло.

До революции Буденновск носил название Святой Крест. Именно на этом месте совершил свой подвиг за други своя св. блгв. князь Михаил Тверской в 14 веке. Так что место это святое и прославленное.

В память о чудесном явлении Божией Матери, о ее благодатной помощи тем, кто идет на гибель за други своя, была вышита Ее святая икона, получившая название Свято-Крестовская. Божия Матерь там изображена такой, какой видели Ее тысячи людей. В красном хитоне и с крестом, который сиял одесную Пречистой Девы. Ныне эта икона яляется величайшей святыней тех мест.

Свято-Крестовская икона Божией Матери считается второй Богородичной иконой, явленной в 20 веке. Первая — Державная икона Божией Матери.

Когда митрополиту Ставропольскому и Владикавказскому Гедеону были представлены письменные свидетельства явления Богородицы, владыка благословил написать образ в память о пролитой безвинной крови заложников, собранных в районной больнице, где в прежние места был монастырь. Названа икона Свято-Крестовской в память об историческом имени города Будённовска, который до 1925 года носил имя Святой Крест (позже Прикумск). Находится образ в Казанском храме города Будённовска.

Иконография

Икона выполнена в новой уникальной технике рельефного шитья, разработанной в ставропольской школе иконотворчества, Ольгой и Евгением Золотаревскими.
Пречистый лик Преблагословенной Богородицы и Ее руки писаны маслом. Одежды, корона, нимб, крест и фон выполнены в материале: ткань, бисер и речной жемчуг.
Богородица, в отличие от Ахтырской, явленной в 1739 г. иконы, изображающей Ее слева от Креста, здесь изображена справа (как в явлении), в молитвенной позе, со скрещенными ладонями на груди, как на иконе «Невеста Неневестная».
На голубом, цвета неба, фоне (так как Пречистая была явлена на воздухе) Богородица предстоит возле Животворящего Креста с надписью IНЦI как Царица небесе и земли, с короной на голове и в красных, словно обагренных кровью мучеников, одеждах.
Композиция размещена еще на одном фоне — золотом, по которому от нее, золотом же, но иного оттенка, отходят лучи в виде еще одного креста.
Смысл изображенного предельно прост: Богородица, Которой некогда Самой «прошло душу оружие», соделанная ныне Богом Царицею неба и земли, как бы всегда предстоит, молясь о нас грешных, у Креста Сына Своего и Господа Бога нашего.
Для святокрестовцев (буденновцев) это еще и напоминание о том святом имени, которое раньше носил их город, а для нас всех — о явной воле Божией, хотящей от нас, живущих в стране оклеветанных и попранных святынь, покаяния нашего, и о великом заступничестве о нас Богородицы, паче же всего охраняющей нас от всякого нашествия агарянского и от всякого зла

Икона находится в Казанском храме города Буденновск:

Свято-Крестовская икона Божией Матери


Свято-Крестовская икона Божией Матери, пребывающая в храме деревни Артемово, была привезена из Ставропольской епархии, на территории которой 18 июня 1995 года разыгралась трагедия – в больнице (одно из зданий бывшего Воскресенского монастыря) города Буденновска банда Шамиля Басаева захватила заложников, в том числе стариков, детей и беременных женщин. В те дни произошло знамение – одно из самых значительных явлений Богородицы в XX веке. Эти события довольно широко освящались в средствах массовой информации, но как всегда в таких случаях сложилось впечатление недосказанности и неясности, а глубина раскрывается в истории русской земли…

Нашу Святокрестовскую икону написала раба Божия Ольга, она же написала эту же икону, пребывающую в г. Святой Крест (Буденновск), она же является родной сестрой того мальчика, который Промыслом Божиим не попал в число заложников, но взамен этого сопереживал, происходившим событиям в больнице особым, необычайным образом. За день до событий ему приснилось, что он умрет. Вместо буденновской больницы он попал в больницу города Ставрополь, где ему была сделана операция. В послеоперационном забытье Иван видел все, происходящее в Буденновске, словно сам находился в гуще событий – был заложником у озверевшего человеческого отродья. Родственники и медперсонал видел, как Иван, обливаясь слезами, молился Господу и Богородице, прося прощение за свои прегрешения. Затем отрок стал просить прощение за всех русских, армян (которых очень много в Буденновске) и чеченцев, молился о том, чтобы Господь помиловал Россию.

Эта молитва мальчика является криком всех наших соотечественников, русских людей. Это событие доносит эхо прошедших времен – времен становления и укрепления Руси, времен борьбы с врагом, времен, когда Русь собирала под свое материнское крыло множество народов.

Явление Богородицы над местом произошедшей трагедии говорит о том, что Россия, ни в коем случае, не должна уходить с Кавказа, что он, по-прежнему, является нашей землей, что мы, по-прежнему, находимся под покровом Божией Матери и возможно, во многом, Кавказ для русских является искупительной жертвой за свое прошлое.

Неслучайно для нападения бандитами с зелеными повязками на голове был избран город, носивший прежде имя «Святой Крест» и не случайно больница, захваченная боевиками, находится на территории бывшего монастыря, который связан с памятью Князя-мученика Михаила Тверского. (В начале XIV века, предотвращая пролитие невинной крови на Русской земле, Великий Князь Михаил Ярославич поехал в кочевую ставку хана Золотой Орды, располагавшейся на берегу Терека, где был замучен).

Святой Князь стал Первомучеником Православия на Северном Кавказе и одним из его Небесных покровителей. Во время возвращения мощей святого на отчую землю в хлеву, где сопровождавшие ордынцы дозволили поставить гроб с телом мученика, произошло чудо. Ночью многие жители видели, что над хлевом поднимался огненный столп от земли до неба, а днем была видна над ним дивная радуга.

На месте, где просияли мощи Святого, в прошлом веке был основан Маджарский Воскресенский монастырь, в котором построили особый храм в память о Первомученике Кавказа.

Почти через семь столетий после мученичества Михаила Тверского здесь совершилось новое мученичество русских людей. Город Святого Креста, как некогда князь Михаил, так же жертвенно принял удар на себя за всю Россию. Буденновская трагедия продолжила древнюю историю.

Сейчас много говорится о покаянии. Покаяние означает необходимость жить по-новому, так, чтобы больше, как писал апостол Петр, «…не возвращаться псу на свою блевотину…». «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Это конечно так, но почему мы не думаем о том, что не старающиеся изменить совершенного предками, грешат еще пуще тех.

Нынешние времена весьма сложные в сфере духовного состояния общества. Утешает одно, есть еще пастыри, и есть еще дети и юноши, которые доколе не познали многих прегрешений. Как говорится: «Россия глубинкой кормится», так и в нашем случае – наиболее чистые души находятся в провинциальных городках, и … множество их в армии. Порой смотришь в глаза бойцов, и вспоминается фраза – «глаза это зеркало души» – души без печати греха… отчасти это можно даже увидеть на фотографии. Общаясь между собой, с самими ребятами-бойцами это единодушно отмечает наше духовенство. Их необходимо уберечь, посеяв в них зерно веры – веры в Бога, веры в свое Отечество, донести до них дух времен мощного Православного Государства Российского. Это мы должны все хорошо понимать.

Все времена духовенство молится о воинах, находящихся на своем боевом посту. В дореволюционной России были полковые священники, и сейчас много священников духовно окормляет бойцов, находящихся, в том числе, в Северо-Кавказском регионе. В их числе и находится настоятель храмов Страстной иконы Божией Матери деревни Артемово и Спаса Нерукотворного музея-усадьбы «Мураново» иеромонах Феофан (Замесов), который ведет духовную работу в Софринской бригаде Оперативного Назначения Внутренних Войск МВД Российской Федерации, и который не раз ездил в командировку в Северо-Кавказский регион. На территории Чечни в Пункте Временной Дислокации Софринской Бригады сейчас поставлена часовня, где каждый военнослужащий может прийти и помолиться ко Господу и к Его Пречистой Матери, и возжечь свечи в память своих боевых товарищей ныне здравствующих и уже отошедших в Вечность. В настоящее время на территории самой части возводится большой воинский храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Отец Феофан духовно узрел одну из тропинок, по которой можно вывести Россию из настоящего хаоса, разброда и шатания – пока еще не поздно нельзя давать молодому поколению падать в пропасть безверия. В укрепление и утверждение веры, издревле, Бог посылал людям явления и знамения. Те скорбные дни захвата заложников не были исключением: все увидели на небе Крест, как бы облачный. Справа от Креста на воздухе стояла в скорбной позе Богородица, обращенная ко Кресту, молящаяся, в черных одеждах. Но люди были в сильном страхе от обстрела и басаевцев, и, естественно, не могли, как следует разглядеть явления Богородицы, только думали: «К чему это? Что это пред-вещает? Смерть или свобо¬ду?» Одно было ясно – Божия Матерь утешает нас и заступается за нас. Нет сомнений, что и бандиты видели это.

Явление помощи Богородицы в образе самых почитаемых икон были в основном именно в самые тяжелые периоды для России. И в настоящее время в центре России сияет Лучами благодати Владимирская икона Божией Матери; Казанская икона ограждает наши земли на востоке; Тихвинская икона Богородицы хранит северные пределы; святой образ Иверской Божией Матери - южные, а Смоленская благословляет наше Отечество с запада. Не раз нам было дано этими иконами заступление. Посмотрев на карту России, в географическом расположении этих святынь можно увидеть Крест – оградительный и спасительный Крест. В тяжелые времена Русско-японской войны появилась еще и Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы», а сейчас во времена еще более ополчившегося врага – была явлена Свято-Крестовская Божия Матерь. Богородица, видя постепенное раскаяние России, и по сей день вразумляет и наставляет нас чудесами.

По благословению владыки Гедеона, на основе рассказов очевидцев, в самое короткое время Свято-Крестовская икона Божией Матери была написана, а уже к сороковинам 128-ми убиенным через весь город при большом стечении богомольцев была Крестным ходом доставлена к стенам монастыря-больницы. Ни какое событие до селе не собирало столько народу в городе Святой Крест. На месте разрушенного монастыря был совершен чин основания храма памяти всех невинно убиенных на Кавказе в честь Святого Князя Михаила Тверского, кавказского Первомученика. Ныне пребывает этот образ Богородицы в Казанском храме города Святой Крест.

Икона Свято-Крестовской Божией Матери в храм Страстной иконы деревни Артемово была торжественным Крестным ходом принесена 18 декабря из храма музея-усадьбы «Мураново». Она является точной копией северокавказской, выполнена в новой уникальной технике рельефного шитья, разработанной в ставропольской школе иконнотворчества, Ольгой и Евгением Золотаревскими, и является весьма редкой. Пречистый лик Преблагословенной богородицы и Ее руки писаны маслом. Одежда, корона, нимб, крест и фон выполнены в материале: ткань, бисер и речной жемчуг. Таких икон по всему миру всего четыре. Смысл изображенного весьма прост: Богородица, которой некогда Самой «прошло душу оружие», соделанная ныне Богом Царицею Неба и земли, как бы всегда предстоит, молясь о нас грешных, у Креста Сына Своего и Господа Бога нашего.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода