Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Колонии н э черном море. Греческие колонии на берегах средиземного и черного моря

Посредниками в торговле скифским хлебом и другими товарами, производившимися в землях сколотов, были греческие города-колонии – рабовладельческие государства на побережье Черного моря. Наиболее известными колониями были:

Ольвия – античный город на правом берегу Днепро-Бугского лимана, к югу от современного Николаева. Основан выходцами из Милета

в первой четверти VI в. до н.э. Название в переводе с греческого означало "счастливая, богатая". Численность населения в период расцвета этой колонии достигала 15 тыс. чел. Была уничтожена во время нашествия гуннов в 70-е гг. IV в. н.э.;

  • Херсонес Таврический – античный город, находился в юго-западной части Крыма, на территории современного Севастополя. Название в переводе с греческого означало ""полуостров". В русских летописях именовался Корсунь. Херсонес был основан в 529–528 гг. до н.э. выходцами из Гераклеи Понтийской, города, находившегося на малоазийском побережье Черного моря. Из Скифии хсрсонесские купцы вывозили рабов, скот, хлеб, кожи, меха, мед, воск. В свою очередь из Греции доставлялись украшения из драгоценных металлов, оружие, расписная чернолаковая посуда, оливковое масло, мрамор;
  • Калос Лимен, античный город на северо-западе Крыма. Был основан греками-ионийцами в IV в. до н.э. на месте современного поселка Черноморское. Название в переводе с греческого означало "прекрасная гавань". Скифы неоднократно брали этот порт под контроль, стремясь держать под наблюдением торговлю хлебом. Уничтожен сарматами в I в. н.э.;
  • Никоний – античный город на восточном берегу Днестровского лимана. Находился на территории современного поселка Роксоланы Одесской области. Возник во второй половине VI в. до н.э. На рубеже III–II вв. до н.э. подвергся разрушению, которое связывают с македонским полководцем Зопирионом. Окончательно уничтожен во время Великого переселения народов;
  • Тира – античный город на правом берегу Днестровского лимана, основанный па месте современного города Белгород-Днестровский. Первые поселения возникли на этом месте еще в VII–VI вв. до н.э., но городские укрепления возводятся здесь лишь в V в. до н.э.;
  • Пантикапей – античный город, основанный на месте нынешней Керчи выходцами из Милета в конце VII в. до н.э. Название в переводе с иранского (Рапй-Кара ) означало "рыбный путь". В период расцвета занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называющейся сегодня Митридат. Пантикапей стал столицей Боснорского царства, включившего в свой состав ближайшие полисы. После разгрома Хазарского каганата этот город входил в состав русского Тмутараканского княжества иод названием Корчев;
  • Феодосия - античный город на юго-восточном побережье Крыма. Основан выходцами из Милета в VI в. до н.э. С 355 г. до н.э. входил в состав Боспорского царства. Разрушен гуннами в IV в. н.э. Вскоре был восстановлен и контролировался осевшими в окрестностях аланами, давшими городу новое название Ардабда (Семибожная). Долгое время под именем Каффа принадлежал генуэзцам;
  • Нимфей – античный город в Крыму, находившийся на западном берегу Керченского пролива, в 17 км к югу от нынешней Керчи. Название в переводе с греческого означало "святилище нимф". Был основан в 570– 560-х гг. до н.э. Разрушен готами в III в. н.э.;
  • Киммерик – античный город в Крыму на западном склоне горы Опук, примерно в 50 км к юго-западу от Керчи. Основан выходцами из Милета в V в. до н.э. Разрушен готами в III в. н.э.;
  • Керкинитида – античный город, существовавший с начала V в. до н.э. до конца II в. до н.э. на западе Крымского полуострова на месте нынешней Евпатории. Жители Керкинитиды занимались рыболовством, виноделием, выращивали зерновые культуры. В середине II в. до н.э. город захватили скифы, использовавшие его как свой торговый порт;
  • Танаис – античный город (III в. до н.э. – V в. н.э.) в устье Дона, основан в III в. до н.э. греками – выходцами из Боспорского царства. Располагался в 30 км к западу от нынешнего Ростова-на-Дону.

Не все причерноморские полисы ориентировались на торговлю со Скифией. Часть греческих колоний контактировали с народами Кавказа. С этой территории вывозились местное вино, фрукты, корабельный лес, конопля, лен, воск, смола, золотой песок. К этим колониям относились:

  • Фанагория – античный город на Таманском полуострове. Была расположена на берегу Боспора Киммерийского (Керченского пролива) на Таманском полуострове, в 25 км к северо-востоку от Гермонассы. Вторая после Пантикопея столица Боспорского царства. Была основана теосцами на острове ныне не существующего архипелага Корокондамита около 543 г., получив имя одного из их предводителей – Фанагора. В начале X в. жители покинули город из-за повышения уровня моря и занесения русел реки Кубань. Благодаря этому начался быстрый рост соседнего города Тмутаракань, бывшей Гермонассы;
  • Гермонасса – античный город на Таманском полуострове, второй по значению на восточном берегу Керченского пролива после Фанагории. Возник не позднее конца VI в. до н.э. предположительно на месте современной станицы Тамань Краснодарского края. Византийцы называли Гермонассу Таматарха, хазары – Самкерц, после разгрома Хазарского каганата в X в. город получил название Тмутаракань и стал столицей Тмутараканского княжества;
  • Кепы – античный город на Таманском полуострове, основанный на восточном берегу Керченского пролива выходцами из Милета. Название в переводе с греческого означало "сады". Его возникновение относится к 580–570-м гг. до н.э. После разгрома Хазарского каганата сохранившееся на этом месте поселение вошло в состав русского Тмутараканского княжества;
  • Торик – античный город на побережье Черного моря, на месте нынешнего Геленджика. После разгрома Хазарского каганата сохранившееся на этом месте поселение вошло в состав русского Тмутараканского княжества;
  • Горгиппия – античный город на побережье Черного моря, существовавший в IV в. до н.э. – III в. н.э. После разгрома Хазарского каганата сохранившееся на этом месте поселение вошло в состав русского Тмутараканского княжества;
  • Питиунт – античный город на месте современного поселка Пицунда на Черноморском побережье Кавказа недалеко от города Гагры;
  • Фасис – античный город, основанный в VI в. до н.э. выходцами из Милета на побережье Колхиды (Грузия), находился неподалеку от нынешнего города Поти;
  • Диоскуриада (Диоскурия) – античный город на месте современного Сухуми на Черноморском побережье Кавказа. Основан в VI в. до н.э. выходцами из Милета. Большая часть древнего города в настоящее время находится под водой.

Города Северного Причерноморья во многом копировали устройство и образ жизни греческого мира, колыбели европейской цивилизации. Античное рабство, в отличие от рабства в восточных деспотиях и патриархального рабства народов, находившихся на стадии разложения первобытно-общинного строя, основывалось на высоком уровне развития товарного производства. Активная морская торговля стимулировала специализацию производства. Сложились крупные земельные латифундии, производившие зерно, вино, масло. Значительное развитие получило ремесло. В результате войн умножилось число рабов, которыми имели право владеть все свободные граждане. В античных государствах они играли большую роль в управлении страной. Почти все города-государства Причерноморья были рабовладельческими республиками.

За крепостными стенами возвышались величественные храмы, жилые и общественные здания. Через удобные гавани греческие корабли увозили в сосудах-амфорах из Причерноморья зерно, вино, масло, произведенные трудом рабов или купленные у соседних племен. Вывозились также рабы. Половина хлеба, которым питались афиняне, привозилась из Пантикапея.

В V в. до н.э. Пантикапей стал центром крупной рабовладельческой державы – Боспорского царства (V в. до н.э. – IV в. н.э.). Оно вело непрерывные войны с соседними кочевыми народами. В 107 г. до н.э. в Боспоре произошло восстание ремесленников, крестьян, а также рабов иод предводительством Савмака. Он был провозглашен царем Боспора. С помощью войск Митридата, царя Понта (государство в Малой Азии), восстание было подавлено, а Савмак казнен. Восстание Савмака – первое известное крупное выступление народных масс на территории нашей страны.

В первых веках нашей эры рабовладельческие города-государства Причерноморья попали в зависимость от Рима. К III в. н.э. отчетливо проявился кризис рабовладельческого строя, а в IV–V вв. существовавшие тогда в Средиземноморье рабовладельческие державы пали под натиском племен готов и гуннов. Рабский труд в условиях перехода к железным орудиям становился невыгодным. Нашествие варварских племен довершило падение рабовладельческой цивилизации.



Официальная версия начала древнегреческой колонизации:

Причин начала переселения древних греков на побережье Чёрного моря, или великой греческой колонизации было несколько. К ним можно отнести прежде всего рост населения в ряде полисов, нехватку земли, продовольствия. Оказавшиеся безземельными греческие граждане покидали родные места в поисках счастья на чужбине.
Ещё одна причина массовых отъездов была связана с борьбой между различными группами населения за власть. Проигравшие в этой борьбе вынуждены были покидать родину, переселяться в чужие края.

Как правило, к отъезду из Греции люди готовились заблаговременно: намечали маршрут, запасались пищей и всем необходимым. Остальные горожане оказывали помощь отъезжающим, так как были заинтересованы в избавлении от всех голодных и недовольных. Они помогали снарядить корабль, снабжали запасом пищи и воды, выделяли охрану на случай нападения пиратов. Оказывая помощь землякам, отправляющимся в чужие края, горожане также рассчитывали на установление с ними торговых связей в будущем.

Ко времени основания греческих поселений в Причерноморье греки уже имели некоторые знания об этом районе. Этому способствовали эпизодические посещения ими черноморских берегов в предшествующую эпоху, что нашло отражение в мифах, часть которых, несомненно, относится еще ко II тысячелетию до н. э. Следы знакомства греков с северным побережьем Черного моря сохранились и в гомеровском эпосе: некоторые исследователи относят к берегам Северного Причерноморья часть плаваний героя Одиссея.

Все крупнейшие греческие города Северного Причерноморья были расположены на побережье моря или лиманов, в удобных в стратегическом и географическом отношении местах. Планировка городского ансамбля находилась в тесной связи с рельефом местности.
Ольвия
Ольвия, находившаяся на правом берегу Бугского лимана, в плане имела трапециевидное очертание (рис. 1), ограниченное с суши глубокими естественными балками.

1. Ольвия. План (с указанием мест раскопок Б. В. Фармаковского)


Ольвия. Современный вид


Херсонес
Херсонес был распланирован на полуострове, и поэтому городская площадь следовала его контурам


Херсонес. План города и крепостные ворота, III в. до н.э. (над ними проем римского времени)


в натуральную величину




Херсонес. Современный вид
Пантикапей

Композиционным центром городского ансамбля Пантикапея, расположенного в глубокой бухте Керченского пролива, являлась высокая гряда, возвышавшаяся над местностью. На ней располагался акрополь. Город террасами опоясывал холм (Митридат) и спускался на равнинную часть.

Пантикапей. Современный вид.


Фанагория
Фанагория в плане имела вид неправильного четырехугольника




Фанагория. Современный вид

Танаис
Танаис - почти квадрат.


Танаис. Современный вид

Довольно часто можно наблюдать расположение городов на двух террасах. Примером тому могут служить Ольвия, боспорские города Фанагория, Кепы и др.

Кепы

больше информации

Тиритака


Оригинал


план-схема городища Тиритака


Тиритака. Современный вид


Раскопки древнегреческого городища Тиритака

Мирмекий


Мирмекий. Современный вид

Территория городов была сравнительно невелика. Ольвия в пору своего расцвета занимала площадь около 50 га, Херсонес - примерно 40 га, Фанагория - около 50 га, Кепы - 20-25 га.

Города обносились стенами. Остатков древнейших городских стен открыто очень мало. Это стены боспорских городов Тиритаки и Пантикапея. Пантикапейские стены были сложены из полигональных или тесаных блоков, образующих два панциря. Пространство между ними заполняли огромные каменные глыбы. Стены Тиритаки были сооружены из сырцового кирпича на каменном фундаменте в начале V в. до н.э. Интересно, что они были построены в промежутках между отдельными домами и потому имели характер простой ограды. Позднее, в IV-III вв. до н.э., первоначальные стены Тиритаки были укреплены (рис. 3). О стенах с башнями, окружавших Ольвию в начале V в. до н.э., мы знаем только по сообщению Геродота.

Дата: 27.01.2017

Предмет: история

Тема:

Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свинцицкая. – М.: Просвещение, 2014.

Технологии: проблемно-поисковая, информационно-коммуникативная

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Цели: дать представление о причинах и последствиях греческой колонизации; формировать умение использовать текст исторического источника при ответе на вопросы по изучаемой теме; развивать навыки чтения исторической карты и работы с контурной картой.

Планируемые результаты:

Предметные: читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков; характеризовать важные факты истории Древней Греции, классифицировать и группировать их по предложенным признакам.

Метапредметные УУД: организовать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: схема «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.»; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Мотивационно-целевой этап.

Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что он имел ввиду, мы узнаем на нашем уроке.

Рассмотрите карту «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.».

В те времена, когда в Греции возникали города-государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

Как вы думаете, почему?

Вспомните, что такое колония.

Какой народ Древнего Востока основывал колонии и с какой целью?

Тема нашего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей».

(Презентация).

План урока:

Проблемный вопрос. Почему греческую колонизацию, в отличие от финикийской, называют великой?

III . Работа по теме урока.

1. Почему греки покидали родину.

Итак, мы с вами выяснили, что в VIII - VI вв. до н.э. в Греции существовали города-государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Так почему греки покидают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны? А пусть они сами расскажут нам об этом.

В дальний путь отправлялись из разных городов. Представьте, что вы оказались, к примеру, в Коринфе – богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопонесс от Средней Греции. Здесь собралось несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает родину.

Я бедный крестьянин, - говорит один. – В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, знать в долине захватила власть. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Часто приходится голодать. Быть может, на чужбине я найду свое счастье.

Тут его перебивает второй:

У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя и потерял сон. День работаешь, а ночью не спишь. Ворочаешься с боку на бок и все думаешь: не стать бы рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!

Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков.

Кто вы такие? – спрашивают их. – Не похоже, чтобы голод или долги гнали вас из дома.

Вы угадали, - отвечает один из них. – Мы торговцы и живем здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, шерстяные ткани, оружие, виноградное вино и оливковое масло. Мы поплывем с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас.

В разговор вмешиваются два брата, оба ткачи-ремесленники, прежде работавшие на одном из островов Эгейского моря. Они рассказывают:

Нам пришлось навсегда покинуть родной город. Мы подняли народ на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле вместе с другими вожаками демоса мы бежали.

Один из присутствующих хмуро молчит и не вмешивается в разговор.

Кто ты? – наконец спрашивают его. – По твоей одежде и виду ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?

Вы не ошиблись, - отвечает этот человек. – Я происхожу из древнего знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».

Так разговаривали между собой эти очень разные люди.

Теперь вы можете ответить на вопрос: кто и по каким причинам покидал Грецию в VIII - VI вв. до н.э.?

(Составление схемы)

Кто покидал Грецию?

Голодные и нищие люди, бедняки, задолжавшие знати, крестьяне, потерявшие свои участки, и т.д.

Люди, вынужденные стать изгнанниками: аристократы из городов, где к власти пришел демос, вожаки демоса из городов, где победила знать.

Купцы, желавшие разбогатеть на заморской торговле.

Почему покидал?

Острая нехватка земель из-за перенаселения полисов.

Угроза голода.

Стремление греков развивать свою торговлю и ремесло.

Борьба между демосом и знатью.

2. В каких местах греки основывали колонии.

Подготовка к отплытию длилась целый месяц. На корабли брали все необходимое для дальнего плавания: провизию, товары. Город, который покидали греки, выделял им охрану на случай нападения пиратов. Море бывало то приветливым и ласковым, то грозным. Особенно трудно было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин греческие мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма остаться на якоре на безопасном расстоянии от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров, как в Греции. Много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9-10 км/ч. Но еще страшнее была встреча с пиратами.

Рассмотрите на стр. 152 колонию греков. На рисунке изображены торговый и военный греческие корабли. Опишите их от имени купца и от имени военного.

(Примерный ответ.

Купец. Наш торговый корабль предназначается для перевозки грузов и потому вместительнее военного. Но он обладает только парусным движителем: для гребцов на корабле нет места.

Военный: Наш корабль вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник.)

Военный корабль по сравнению с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом. В боевой обстановке парус мешал маневрировать и его убирали.

Именно на таких кораблях греки пересекали Средиземное и Черное моря.

Работая с картой «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.», определите направления греческой колонизации.

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

Основные направления греческой колонизации:

Северо-Западное Средиземноморье

Северная Африка

Южные Апеннины

Малая Азия

Северное Причерноморье

Отправляясь в путь, переселенцы обращались к дельфийскому Аполлону за советом, куда ехать, садились на суда с женами и детьми и плыли к чужим берегам. Там договорами или силой отбирали у местных племен кусок прибрежной земли, ставили храмы, возводили дома и засевали поля.

Иногда целые города бросали старые места и переселялись на новые. Когда персы осадили ионийский город Фокию, то фокейцы всем народом сели на корабли, бросили в море кусок железа, сказали: «Когда это железо всплывет из моря, тогда и мы вернемся под власть персов!» - и отплыли в западные моря.

В бухтах, удобных для стоянки галер (гребных военных кораблей), переселенцы высаживались, ломали известнк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом удивительно жирную землю необычного цвета.

Со скалистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Греки приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь – символ мира, - и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара. Так появились у Черного моря греческие города.

Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?

Что привозили из колоний греческие купцы?

На что меняли свои товары греческие купцы?

(Составляется схема.)

Продавали: оливковое масло, вино, оружие, ткани, вазы, статуи из мрамора.

Покупали: пшеница, рабы, мед, шкуры животных, скот.

3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря.

Как складывалась отношения греков с соседними народами, проживавшими рядом с их полисами? Ответьте на этот вопрос, работая с текстом п. 3 § 32 и дополнительным материалом.

Дополнительный материал.

Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России

(по рассказу Геродота).

В земли скифов вторглось персидское войско во главе с «царем царей» Дарием I . Но скифы, не вступая в сражение, заманили врагов в глубь страны. Преследуя скифов, войско Дария дошло до реки Дон. Персы устали от беспощадной погони. Тогда Дарий отправил посла к скифскому царю с такими словами: «Зачем ты убегаешь? Вступи в сражение или признай меня своим владыкой!» Ответ скифов был таков: «Мы никуда не убегаем, мы лишь кочуем с нашими стадами. А с кем и когда сражаться решаем сами!» Время шло. И вот однажды скифский гонец привез «царю царей» странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Обрадовался Дарий, решил что скифы готовы сложить оружие и покориться: отдать и земли, и воды, и своих коней. Ведь птица быстра, как конь, лягушка живет в воде, а мышь – в земле. «Нет, царь, - возразил Дарию старый вельможа. – Я знаю скифов. Они хотят сказать нам: «Улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как мыши, спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе богибните от наших стрел!» Понеся большие потери, войско персов двинулось назад. Так бесславно закончился этот поход.

IV . Закрепление изученного материала.

Итак, почему греческую колонизацию, в отличие от финикийской, называю великой?

Что дала грекам колонизация?

(На доске записываю последтсвия колонизации).

1. Развиваются хозяйство, торговля и мореплавание.

2. Растут богатства греческих городов.

3. Греки приобретают новые знания.

4. Греки осознают себя единым народом.

5. Развиваются ремесла (в связи с возросшим спросом на ремесленные изделия).

6. Растет число рабов-чужеземцев (за счет ввоза из колоний).

Заполните контрольный лист самопроверки.

1. Колония - это…

2. Колонизация – это…

3. Представители каких слоев населения и почему уезжали в колонии?

4. Где греки основывали колонии?

5. Чем торговали греки?

V . Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

§ 32, вопросы к §, заполнить контурную карту.

Первая греческая колония на черноморских берегах возникла в 8 веке до н. э. , именно там, куда пристали мифические аргонавты - в устье реки Риони (по-гречески - Фасис) . Примерно в то же время основаны колонии на юге Черного моря - Синоп и Трапезунд (Трабзон) . В следующем столетии появились Истр и Ольвия (на северо-западе) , Танаис и Пантикапей - на севере.
К тому времени, когда совершил свое путешествие в Черное море (а это было около 260 года до н. э.) «отец истории» и великий географ античности Геродот, побережье Черного моря было уже освоено греческими колонистами. Геродот подробно записывал все свои впечатления, как и подобает научному исследователю. Здесь он был первым. Посетив Милетскую колонию на берегу Малой Азии, корабль вошел в проливы, ведущие в Понт Эвксинский (Море Гостеприимное) . Геродот назвал его «самым замечательным из морей, которым нельзя не любоваться» . Вспомнил Геродот о том, что полвека прошло с того времени, когда его земляк Мандрокл (тоже с острова Самос) построил через пролив Босфор (его наименьшая ширина - 14 м) по приказу персидского царя Дария мост, по которому войска завоевателя вторглись в Скифию.
Корабль двинулся вдоль восточного берега моря на север, не пропуская ни одного приморского поселения. И наконец достиг крупнейшей колонии в устье реки Гипанис (Южный Буг - Ольвия) . Ее построили выходцы из Милета. Несколько месяцев прожил Геродот в Ольвии, совершив плавания вверх по Южному Бугу до места, которое скифы называли «Священные пути» , побывал в лесах Борисфена (Днепра) , где познакомился с образом жизни скифов-землепашцев. Огромное впечатление произвели на Геродота бескрайние степи Северного Причерноморья, с их густым многотравьем, леса в низовьях Борисфена. Днепровские плавни удивили обилием птиц и рыбы, среди которой нередки и осетры. Узнал Геродот, что к северу от Скифии большую часть года выпадает снег и там среди озер, из которых вытекают реки, живет племя невров, каждую зиму превращающихся в волков (на самом-то деле они, видимо, просто одевались в шкуры) . Возможно, это предки славян.
Борисфен и Гипанис впадают, по Геродоту, в большое озеро (на самом деле это Днепро-Бугский лиман) . Кроме двух этих рек, Геродот пишет и об Истре (Дунае) , называя его «величайшей из всех известных рек» , Тире (Днестре) , Танаисе (Доне) и его притоке Гиркисе (Северском Донце) .
Собрал Геродот сведения и о живущих к востоку от Скифии, в степях Волго-Донского водораздела, савроматах. Через их земли текут реки Оар (Волга) и Яик (Урал) . К северу от них, в непроходимых лесах, обитают рыжеволосые и голубоглазые будины, поедающие шишки. В окружении кочующих будинов, на отвоеванных у леса участках, живут потомки греков - земледельцы и садоводы; еще восточнее, в предгорьях неприступных Рифейских гор (Урала) , - плосколицые аргипеи, питающиеся молоком и черешней. А в самых горах, как рассказывают эти люди, очевидно, принадлежащие к монголоидной расе, обитают люди с козьими ногами и те, что спят по шесть месяцев в году. «Но я совсем этому не верю» , - замечает Геродот, хотя в этом сообщении содержится информация о северных широтах, где полгода господствует ночь.
Затем Геродот покинул Скифию. На попутном корабле он пересек море и оказался на южном берегу Понта, в живописной бухте Синоп. Там он пересел на корабль, направлявшийся за вином, фруктами, медом, корабельным лаком и смолой в страну, которую некогда посетили мифические аргонавты, в Колхиду. По пути были заходы и в другие колонии, расположившиеся в устьях рек. Наконец, прибыли в Фасис, в устье Риони. Геродот удивился, увидев среди жителей Колхиды темнокожих людей с курчавыми волосами. Ему говорили, что это потомки египтян, приплывших на кавказский берег Черного моря на корабле одного из египетских фараонов. И это было очень давно.

Цели:

  • Выявить причины «Великой греческой колонизации».
  • Показать, где основывались греческие колонии и чем занимались переселенцы.
  • Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические обьекты, работать с текстами, иллюстрациями, сравнивать природные условия Древней Греции и колонии.
  • Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Оборудование: Вагасин А.А., Годер Г.И., История Древнего мира; Учебник для 5 кл. М.: Просвещение 2004; карта «Древняя Греция»; Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М..: Просвещение, 1975 ; Колобова К.М. Очерки истории Древней Греции. Л.: Учпедгиз, 1958; Годер Г.И.Методическое пособие по истории Древнего мира.М..: Просвещение 1988.Используется также специально подобранные слайды, индивидуальные задания-карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой детей.

II. Повторение предыдущего материала – 10 мин.

6 учащихся работают по карточкам.

Найдите ошибки в текстах.

1. Благодаря хорошим почвам жители, Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
2. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.
3. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

1 учащийся на доске ра6отает с понятиями: демократия, илот, полис, демос, лаконичная речь.

Задание для всего класса:

1. Покажите на карте территорию, которую покорили спартанцы (Лакония и Мессения)
2. Расскажите о государственном устройстве Спарты
3. Как воспитывали юношей спартанцев? Какую цель преследовало такое воспитание?
4. Вот пример лаконичной речи: одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем». Что хотела сказать этими словами спартанская женщина?

Вместе со всем классом проверяем словарную работу, которую выполнил учащийся на доске (3 минуты)
Перед объяснением новой темы собрать карточки, по которым работали 6 учащихся. Результаты работы по карточкам – на следующем уроке

III. Изучение нового материала

– Тема нашего сегодняшнего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.»

1. План

1. Великая греческая колонизация:

а) почему греки покидали родину,
б) торговые и военные корабли древних греков,
в) трудности мореплавания.

2. Жизнь в заморских колониях.
3. Греки в северном Причерноморье.

– Ставим цель урока. Древние греки были искусными мореплавателями. Предприимчивые купцы заплывали в Черное и Азовское моря. На берегах Италии, Сицилии, Крыма, Кавказа возникали греческие колонии. О причинах, которыми была вызвана колонизация, и о процессе освоения переселенцами новых мест, мы узнаем сегодня на уроке, а поможет нам житель Эллады.

– Я предлагаю ребятам вообразить, что перед ними не учительница, а житель древней Греции и расспросить его о предстоящим путешествии. Вначале послушайте его рассказ, почему греки покидали свою родину.

«Пока людей в общинах было немного, они еще могли добывать пищу и кое-как уживались между собой.
Но потом, когда народ расплодился и в тяжкой борьбе за место под солнцем разделился на богатых и бедных, грекам стало тесно на их жарком полуострове, не хватало хлеба.
Росла ненависть у бедных. Накапливалась злоба у богатых. Споры. Раздоры. Усобицы. По улицам и площадям, взметая пыль, бегали толпы вооруженных мужчин. Богатые преследовали бедных. Бедные избивали богатых. Побежденные искали спасения в иных краях. Тысячи семейств покидали дома и устремлялись к морю. Под заунывный плач ребятишек и грустные переливы флейт изгнанники погружали скарб в трюмы легких кораблей и отплывали от родных берегов, чтобы никогда к ним больше не вернуться.
Ятоже решил попытать счастье за морем. Отправляясь в путь, я наполнил трюмы корабля афинскими товарами. Одна удачная поездка могла принести больше прибыли,чем год торговли в Греции.
Корабль отправлялся в путь, хлопали паруса. Бородатые, загорелые до черноты кормчие наваливались на рулевые весла. Над водой далеко разносилась песня надежды.
В добрый путь!»

– Ребята! Теперь вы знаете, кто и по каким причинам покидал в VIII–VI веке до н.э. Грецию? (Бедняки, потерявшие свои участки; побежденные: демос или знать; те, кто хотел разбогатеть на заморской торговли: купцы)

Ответы фиксируются в тетради.
Школьники торопятся с вопросами: на чём путешествовали греки, чего они боялись, что брали с собой и т.д.
Рассказ жителя Эллады сопровождается демонстрацией иллюстраций.

«Целый месяц длилась подготовка к отплытию. На корабли было взято все необходимое для дальнего плавания – провизия, товары. Город откуда мы уплывали выделял нам охрану на случай нападения пиратов.
Море с нами было то приветливое и ласковое, то грозное.
Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое мы долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин наши мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров как в Греции. (На Черном море мало глубоко входящих в сушу бухт и всего несколько островов).
Много дней нам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9 – 10 км в час. Но еще страшнее встреча с пиратам»

– Ребята! Перед вами военный и торговый корабль греков, на котором я поплыву. Сравните. Найдите различия в их размерах и формах. Почему скорость военного корабля была выше торгового?

– Почему встреча с пиратами так страшна была грекам?

Обобщая ответы, учитель отмечае т, что военный корабль был вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник. Военный корабль сравнительно с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом; в боевой обстановке парус мешал маневрировать, и его убирали. Торговый корабль предназначался для перевозки грузов и потому был вместительнее военного. Но он обладал только парусным движителем: для гребцов на корабле не было места..
В Греции пиратство долго считалось одним из законных способов обогащения на ряду с морской торговлей.

Житель Эллады прощается с ребятами.

–До скорой встречи!

Работа по карте: откройте стр. 146 перед нами карта: «Образование греческих колонии в VIII–VI веке до нашей эры».

– Ребята! Какую территорию заселяли греки к началу колонизации?

Ученик показывает и называет юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии.

– Какими условным знаком обозначены греческие колонии на карте?
– Что такое колония? (Поселение людей в чужой стране)
– Что такое колонизация? (Образование колоний)

Получив ответы, учитель продолжает: «Греческая колонизация осуществлялась по трем основным направлениям: на запад, на северо-восток, юго-восток. (На карте при помощи яркой красной нити, которая закрепляется с помощью маленьких булавочек показать путь переселенцев)
На западном направление корабли греков достигали берегов Аппенинского и Пиренейского полулстровов; на северо-востоке – Причерноморья, а на юго-востоке – Малой Азии и Северной Африки.

Ребята называют колонии расположенные на данных территориях.

– Морское путешествие закончилось, впереди берег. Пора нам и отдохнуть.

3. Физкультурная минутка

– Продолжим путешествие. Вот и долгожданная земля. Что нас ожидает впереди?
Ребята! Давайте внимательно посмотрим на иллюстрацию стр.145 «Греческая колония на северных берегах Черного моря» и опишем.

– А в каких местах греки основывали колонии? Чтобы ответить на вопрос, прочитайте параграф 32, пункт 2. (Возле моря, источников пресной воды, на плодородны земля.)

– О том, как складывались отношения с местными жителями послушайте сообщение:

«В бухтах, удобных для стоянки галер, переселенцы высаживались, ломали известняк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом непривычную на цвет, удивительно-жирную землю.
С утесистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Эллины приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь, знак мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара.
Так появились у Черного моря греческие города.»

– Ребята! Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?
Что привозили из греческие купцы из колонии?
На что меняли свои товары греческие купцы?

4. Греки в северном Причерноморье

Материал изучается самостоятельно. Ребята читают легенду о скифском царе Скиле и отвечают на вопросы:

– Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков?
– Чем занималась местное население? (стр 146–149)

5. Слово учителя: Легенда о Скиле показывает, что в VIII–VI веке до н.э. мы видим начало проникновения греческой культуры в другие культуры. Греческая культура была более современной. Здесь была хорошо развита архитектура, театр, литератур, спорт, искусство. Здесь было то, что не было у скифов. Поэтому царь Скил был покорён красотой дворцов, мраморных статуй, музыкой. Он сумел оценить культуру греков, а его соплеменники сочли это за предательство.

IV. Закрепление

Выберите правильный ответ.

1. Греки основывали колонии:

а) на побережье Средиземного моря;
б) на побережье Черного моря;
в) во внутренних районах Балканского полуострова.

2. Продолжите перечень. Основные причины массового отъезда в колонии:

а) угроза голода, нехватка земли;
б) угроза долгового рабства;
в)

3. Приведите в соответствие:

а) товары, которые греки везли в колонии;
б) товары, которые греки вывозили из колоний;

1) оливковое масло
2) рабы
3) шкуры животных
4) вазы

4. Найдите лишнее. В одежду скифов входили:

а) длинные штаны;
б) сапожки;
в) хитон;
г) кафтан.

V. Итог урока

– Сегодня на уроке мы с вами узнали, что в VIII–VI веке греки до н.э. основали множество колонии. Где бы они не жили греки, они считали себя единым народом – эллинами. Их объединяла общая культура, язык, традиции и обычаи и религия.

VI. Домашнее задание: Параграф 32. Составить рассказ от имени переселенца-колониста.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода