Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Когда человек начал заниматься земледелием. Возникновение земледелия и скотоводства

Из занятия охотой возникло скотоводство. Представьте, что охотники поймали на охоте малень­ких козлят и ягнят! Их было жалко убивать. Люди стали строить специальные загоны для них, где они содержались и подрастали. Таким образом были при­ручены овца, коза, корова, свинья, лошадь.

Возле поселений древних людей всегда обита­ли дикие собаки, питавшиеся отбросами и остат­ками пищи людей. При приближении к поселению диких зверей они воем и лаем предупреждали лю­дей. Человек приручил собаку. Она стала незаме­нимым помощником древнего человека при охоте. Собаки быстро находили зверя и способствовали удачной охоте. Люди вкладывали много труда и терпения для одомашнивания и выращивания при­рученных животных.

1. Какие изменения в жизни древнего 2. Расскажите о жизни родовой общины, человека произошли в эпоху мезо- 3. Охарактеризуйте орудия труда эпохи лита? мезолита.

    Подумайте, в чем отличие земледе- 5. Как вы думаете, в чем отличие ско­лия от собирательства. товодства от занятия охотой?

Вопросы для самопроверки

    В какую эпоху появились лук и стрелы?

    в эпоху мезолита D . в эпоху энеолита

    Тонкие каменные пластины длиной 1-2 см называются...

    скребок С.нуклеус

    микролит D. наконечник

    В какую эпоху качался процесс одомашнивания животных и окультуривания рас­тений?

    в эпоху палеолита С. в эпоху неолита

    в эпоху мезолита D . в эпоху энеолита

    Когда возникло земледелие?

    100 тысяч лет назад D . 40 тысяч лет назад

    13 тысяч лет назад Е. около 10 тысяч лет назад

    35 тысяч лет назад

§ 5. Новокаменный век (неолит)

Новокаменный век (неолит) охватывает период 5-3 тысячелетий до н. э.

    Неолитические стоянки. В новокаменном веке древние люди во всех отношениях превосхо­дили людей предыдущих эпох. Они стали зани­маться ткачеством, шить одежду. Стали покрывать керамическую посуду орнаментом. В этот период был изобретен ткацкий станок.

Но во каменный век (неолит) охватывает период 5-3 тысяче­летий до н.Э.

Стоянки и поселения эпохи неолита повсемест­но встречаются в Казахстане. В этот исторический период охотники добывали в основном парноко­пытных животных, часто менявших места своего обитания. Неолитические охотники постоянно пе­редвигались за животными, и поэтому их поселе­ния были временными.

Тем не менее, наряду со временными встреча­ются и постоянные поселения древних людей. Это Усть-Нарым в Восточно-Казахстанской области, Караганда, Зеленая Балка в Центральном Казахста­не, Пеньки в Северном Казахстане. Все они распо-

ложены на севере Сарыарки, в междуречье Ирты­ша и Есиля (Ишима) и относятся к 5 тысячелетию до н.э.

Нерлитические памят­ники: наконечники стрел, глиняная посуда.

Самые древние неолитические стоянки на терри­тории Казахстана относятся к 5 тысячелетию до н.э.

    Памятники неолита. На территории Казах­стана найдено более 500 неолитических стоянок древних людей. По основным признакам неолити­ческие памятники, найденные в Казахстане, схо­жи. В Приаралье были найдены наконечники ко­пий, плоские ножи, заостренные с двух сторон на­конечники стрел.

На стоянке Пеньки в Северном Казахстане в большом количестве встречаются каменные руби­ла, плоские ножи, скребки из каменных пластин. Основным занятием древних людей, живших здесь, была охота на лесных зверей и водоплавающих птиц, а также рыболовство и собирательство. ВСе­верном Прибалхашье встречается очень много пред­метов, сделанных из кремния: резцы, пластины, нуклеусы и наконечники стрел. На стоянках Цент­рального КазахстанаКараганда, Зеленая Балка обна­ружено огромное скопление костей животных. Это служит доказательством того, что древние жители занимались скотоводством. Тем не менее, здесь ос­новным занятием людей оставалась охота. Люди так­же ловили рыбу, занимались как и прежде сбором диких съедобных растений. Обычно, подобные сто­янки располагались по берегам рек и озер.

В Жезказганском регионе найдено более 150 стоянок, древних мастерских, могильников. Погре­бения засыпаны большим слоем песка. Стены мо­гил укреплены каменными плитами. Человека хо­ронили головой на северо-запад. Такой обычай го­ворит о своеобразном мировоззрении людей эпохи неолита, об их вере в загробную жизнь.

Поселения Восточного Казахстана чрезвычай­но богаты на находки. Здесь часто встречаются мелкие каменные клинья, игравшие роль наконеч­ников. Изготовленные из этих мелких каменных

клиньев наконечники, резцы использовались для изготовления составных орудий. К ним относятся копья и стрелы, а также острые ножи с деревян­ными или костяными рукоятками. Составными они называются потому, что делались из различных материалов: наконечник или лезвие орудия обяза­тельно были сделаны из мелких заостренных ка­менных пластин. Кроме того, в Восточном Казах­стане в большом количестве были найдены плос­кие ножи, скрёбла, долото и тяжелые каменные то­поры. В эпоху неолита древние жители этих мест занимались земледелием, рыболовством и собира­тельством.

    Переход кпроизводящему хозяйству. При­родно-климатические условия эпохи неолита были схожи с современными. На территории Казахстана и соседних регионов в эпоху неолита древние люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Как вы знаете, раньше люди добывали себе пропитание охотой и собирательством. Оба этих занятия огра­ничивались использованием готовых богатств при­роды.

Вы также знаете, что каменный век делится на три периода. В самом развитом периоде каменно­го века - в неолите - человечество сделало много полезных открытий. «Человек разумный» по срав­нению со своими дальними предками намного усо­вершенствовал свои орудия труда. После изобре­тения лука люди поняли, что стрела, выпущенная

Устройство

сверло

Орудие труда, сделанное с помощью сверления

Каменное топорище с отверстием для рукоятки

Глиняная посуда

из лука, намного эффективнее, чем копье, брошен­ное рукой. Долото, вставленное в деревянную ру­коятку, превратилось в топор, а его удар был на­много сильнее, чем удар просто куском камня. Люди неолита научились плести из прутьев изго­роди, стали заниматься ткачеством и шитьем. Та­ким образом, развитие орудий труда привело че­ловека от охоты к скотоводству, от собирательства - к земледелию. Люди отошли от вековой зависимос­ти от природы. Теперь они сами производили все необходимые для себя продукты. В эпоху неолита усилился процесс прогрессивного развития обще­ства и сознания людей. Они начали заниматься зем­леделием, приручили диких животных. Древние люди стали заниматься и разработкой руд.

Земледелие — один из основных и важнейших элементов нашей цивилизации за весь известный нам период её существования. Именно с началом земледелия и переходом к оседлому образу жизни связано формирование того, что мы понимаем под терминами «общество» и «цивилизация».

Почему первобытные люди перешли от охоты и собирательства к возделыванию земли? Этот вопрос считается давно решенным и входит в такую науку как политэкономия довольно скучным разделом.

Научный взгляд примерно такой: первобытные охотники и собиратели чрезвычайно сильно зависели от окружающей его природы. Вся жизнь древний человек вел жестокую борьбу за существование, в которой львиную долю времени занимал поиск пищи. И вследствие этого весь прогресс человека ограничивался довольно незначительным совершенствованием орудий добычи средств пропитания.

А тут еще прирост населения пошёл в геометрической прогрессии (быстро в смысле), есть стало совсем мало, а голодных совсем много однако. Охота и собирательство уже не могли прокормить всех членов первобытной общины. И общине не оставалось ничего другого как освоить новую форму деятельности — земледелие, для чего требовался, в частности, оседлый образ жизни. Вот такой-то переход к земледелию стимулировал развитие орудий труда, люди освоили строительство стационарного жилья, дальше начали формироваться социальные нормы общественных отношений и т.д. и т.п.

Данная схема кажется настолько логичной и даже очевидной, что все, как-то не сговариваясь, практически сразу приняли ее за истинную.

Но в последнее время появились противники этой теории. Первыми и, пожалуй, самыми серьезными «возмутителями спокойствия» оказались этнографы, которые обнаружили, что сохранявшиеся до последнего времени первобытные племена абсолютно не вписываются в стройную картину, рисуемую политэкономией. Закономерности поведения и жизни этих примитивных сообществ не просто оказывались «досадными исключениями», а в корне противоречили той схеме, по которой должно было бы вести себя первобытное общество.

Прежде всего, была выявлена высочайшая эффективность собирательства:

«И этнография, и археология накопили к настоящему времени массу данных, из которых следует, что присваивающее хозяйство — охота, собирательство и рыболовство — часто обеспечивают даже более стабильное существование, чем ранние формы земледелия… Обобщение такого рода фактов уже в начале нашего столетия привело польского этнографа Л.Кришивицкого к заключению, что «при нормальных условиях в распоряжении первобытного человека пищи более чем достаточно». Исследования последних десятилетий не только подтверждают это положение, но и конкретизируют его с помощью сравнений, статистики, измерений» (Л.Вишняцкий, «От пользы — к выгоде»).

Жизнь «примитивного» охотника и собирателя вообще оказалась весьма далека от всепоглощающей и суровой борьбы за существование. Но это все доводы!

Начало земледелия

Искусство земледелия — это слишком трудное искусство, чтобы новичок, лишенный опыта, мог бы достичь сколько-нибудь серьезных успехов. Очевидно, что поэтому раннее земледелие чрезвычайно трудно, а его эффективность весьма и весьма невысока . Основной культурой при этом становятся злаковые.

Пищевая эффективность злаковых растений не слишком высока — много ли зерна получишь, даже если засеешь им большое поле! «Если бы проблема действительно состояла в поиске новых источников пропитания, естественно было бы предположить, что агротехнические эксперименты начнутся с растениями, имеющими крупные плоды и дающими большие урожаи уже в диких своих формах»

Даже в «неокультуренном» состоянии клубнеплоды в десять и более раз превосходят злаки и зернобобовые по урожайности, однако древний человек по каким-то причинам вдруг игнорирует этот факт, находящийся в буквальном смысле у него под носом.

При этом, первооткрыватель-земледелец почему-то считает, что ему мало дополнительно взваленных на себя трудностей, и еще больше усложняет себе задачу, вводя еще и самую сложную обработку урожая, какую только можно было придумать.

Зерно — чрезвычайно трудоемкий продукт не только с точки зрения выращивания и сбора урожая, но и с точки зрения его кулинарной обработки. Прежде всего приходится решить проблему вышелушивания зерна из прочной и твердой оболочки, в которой оно находится. А для этого требуется специальная каменная индустрия.

Религия - это инструмент социализации или форма социализации индивидуумов посредством установленных норм поведения, обрядов, культовых действий и системы взглядов, в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, находящиеся над миром физическим и действующих вне законов природы. Так как религия представляет собой систему взглядов, то ее можно интерпретировать и как мировоззрение, т.е. система представлений об окружающем мире, в котором человек занимает определенное место. Такая система включает в себя определенные принципы человеческого существования и ценностные ориентиры для всех членов общества, что и объединяет их в единый социум, который обладает надиндивидуальным статусом. Можно сказать, что религия представляет собой совокупность коллективных представлений об окружающем мире, т.е. как начальная стадия общественного сознания или мироосознания, отражающая общественную действительность человеческого бытия. Это определенная точка зрения на окружающие людей объекты и предметы, только не конкретного человека, а общества в целом, которая включает в себя совокупность взглядов, убеждений, ценностей, подкрепленных культовыми действиями и сведенных в единую систему. Таких точек зрения или систем может быть несколько, и даже множество. По этой причине и религий существует большое множество (более 5000).
Истоки зарождения религиозных направлений берут свое начало в период первобытнообщинного общества, когда человек не был способен объяснить природные явления вследствие отсутствия достаточных знаний о природе и развитого интеллектуального мышления. По этой причине первичной формой религии были символические действия, совершаемые для достижения определенной цели с привлечением сверхъестественных сил, т.е. магия. Спустя некоторое время эти действия трансформировались в веру в существование души, духов и в одушевленность всей природы в целом, т.е. анимизм. Далее в тотемизм, фетишизм, политеизм и, в конечном итоге, монотеизм. Нужно добавить, что мифология также стала исходной формой познавательной деятельности человеческого мышления, как предшественница более развитых форм: религиозной, философской и научной. Например, французский этнолог К. Леви-Стросс показал, что мышление древних людей обладало теми же свойствами гомологии, сравнения и анализа, как и научное мышление современного человека. Однако разница заключается в том, что умозаключения древних людей опирались на непосредственные ощущения чувственных органов, выступающих в качестве посредников между ощущениями и возникающими образами. В конечном итоге стремление к пониманию и осмыслению мира природы, себя самого и общества позволило сформировать окончательное строение окружающего мира.

Читайте так же еще статьи по разделу:
- Краткое описание о первобытном обществе
- Первобытное человеческое стадо
- Образование рода
- Первобытные охотники

Земледелие древних людей

Примерно 13 тысяч лет назад на земле установился климат, близкий современному. Ледник отступил на север. Тундра в Европе и Азии сменилась дремучими лесами и степью. Многие озера превратились в торфяные болота. Вымерли огромные животные ледникового времени.

С отступлением ледника и появлением более богатой и разнообразной растительности увеличивается значение растительной пищи в жизни людей. В поисках пиши первобытные люди бродили по лесам и степям, собирая плоды диких деревьев, ягоды, зерна диких злаков, вырывая из земли клубни и луковицы растений, охотились . Поиски, сбор и хранение запасов растительной пищи были преимущественно женской работой.
Постепенно женщины научились не только находить полезные дикие растения, но и возделывать некоторые из них вблизи поселений. Они разрыхляли почву, бросали в нее зерна, удаляли сорняки. Для обработки почвы обычно пользовались заостренной палкой-копалкой и мотыгой. Мотыгу делали из дерева, камня, кости, оленьего рога. Раннее земледелие называют мотыжным земледелием. Мотыжное земледелие было преимущественно делом женщины. Оно обеспечило женщине почет и уважение в роде. Женщины воспитывали детей, наравне с мужчинами несли заботы о хозяйстве. Сыновья всегда оставались в роде матери, и родство передавалось от матери к сыну.
Род, в котором женщине принадлежала ведущая роль в хозяйстве, называется материнским родом , а отношения, сложившиеся между людьми в период существования материнских родов.— матриархатом.
Кроме мотыги, появились и другие земледельческие орудия. Для срезания колосьев служил серп. Он был деревянным с острыми кремневыми зубьями. Зерно выколачивали деревянными колотушками, растирали двумя плоскими камнями — зернотеркой.
Для хранения зерна и приготовления из него пищи люди нуждались в посуде. Наткнувшись на глиняную почву, размокшую от дождя, первобытные люди заметили, что мокрая глина липнет и вязнет, а затем, высыхая на солнце, становится твердой и не пропускает влагу. Человек научился лепить из глины грубые сосуды, обжигать их на солнце, а впоследствии и на огне.

Земледелие древнего человека возникло в долинах больших южных рек около семи тысяч лет назад. Здесь была рыхлая почва, ежегодно удобряемая илом, который оседал на ней во время разливов. Здесь появились первые земледельческие племена. В лесистых краях перед обработкой почвы требовалось расчистить место от деревьев и кустарника. Почва.лесистых районов, не получавшая естественного удобрения, быстро истощалась. Древним земледельцам лесистых мест приходилось часто менять участки для посевов, что требовало тяжелого и упорного труда.
Наряду со злаками древнейшие земледельцы разводили овощи. Капуста, морковь, горох были выведены древним населением Европы, картофель — коренным населением Америки.
Когда земледелие из случайного занятия сделалось постоянным, земледельческие племена повели оседлую жизнь. Каждый род селился отдельным поселком поближе к воде.

Иногда хижины строились над водой: вбивали в дно озера или реки бревна — сваи, накладывали на них другие бревна — настил, а на настиле возводили хижины. Остатки таких свайных поселений обнаружены в различных странах Европы. Древнейшие обитатели свайных построек пользовались полированным топором, изготовляли глиняную посуду, занимались земледелием.

Скотоводство древних людей

Оседлая жизнь облегчила человеку переход к скотоводству. Охотники давно уже одомашнили некоторых животных. Первой была одомашнена собака. Она сопровождала человека на охоте, охраняла стоянку. Удалось приручить и других животных — свиней, коз, быков. Покидая стоянку, охотники убивали животных. С того времени, как племена перешли к оседлости, люди пере-стали убивать пойманных детенышей животных. Они научились использовать не только мясо животных, но и их молоко.

Одомашнение животных дало человеку лучшую пищу и одеж-ду. Люди получили шерсть и пух. При помощи веретена они су-чили из шерсти и пуха нитки, затем ткали из них шерстяные ткани. Олени, быки, а позднее и лошади стали употребляться для перевозки тяжестей.

В беспредельных степях Центральной Азии, Юго-Восточной Европы и Северной Африки появились кочевые пастушеские пле-мена. Они разводили скот и выменивали мясо, шерсть и шкуры на хлеб у земледельцев, ведших оседлую жизнь. Возникает обмен — торговля. Появляются особые места, куда в известное Время собирались люди специально для обмена.

Отношения между кочевниками-скотоводами и оседлыми зем-ледельцами часто были враждебными. Кочевники нападали на оседлое население и грабили его. Земледельцы угоняли у кочев-ников скот. Скотоводство развивается из охоты и поэтому, как и охота, является главным занятием мужчины. Скот принадлежит мужчине, так же как и все, что удается получить в обмен на скот. Значение женского труда у племен, перешедших к скотоводству, отступает на задний план по сравнению с трудом мужчины. Гос-подство в роде и племени переходит к мужчине. Материнский род сменяется отцовским родом. Сыновья, раньше остававшиеся в роде матери, теперь входят в род отца, становятся его соро-дичами и могут наследовать его имущество.

Основные черты первобытнообщинного строя.

История чело-веческого общества, как это установили основоположники марк-сизма-ленинизма, проходит пять ступеней, характеризующихся особыми отношениями между людьми, возникающими в ходе производства. Эти пять ступеней следующие: первобытнообщин-ный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.

Первобытно общинный строй охватывал самый длительный период в истории человечества. Он существовал сотни тысяч лет. Первобытное общество не знало частной собственности. В эту эпоху не было неравенства. Чтобы выдержать суровую борьбу за существование, люди должны были жить и трудиться сообща, справедливо разделять совместно захваченную добычу.

Труд имел решающее значение в развитии первобытного общества и самого человека. Благодаря труду предки человека выделились из животного мира, и человек приобрел тот облик, который ему свойствен теперь. За сотни тысяч лет первобыт-ными людьми было сделано много ценных изобретений и откры-тий. Люди научились добывать огонь, изготовлять орудия и ору-жие из камня, кости, дерева, лепить и обжигать посуду из глины.

Человек научился обрабатывать землю и вырастил полезные злаки и овощи, которыми мы пользуемся сейчас; он приручил, а впоследствии и одомашнил животных, что обеспечило ему пи-тание и одежду, облегчило передвижение.

Первобытнообщинный строй был возможен тогда, когда люди обладали примитивными орудиями труда, не позволявшими им иметь излишки и вынуждавшими все делить поровну.

Первобытнообщинный строй — это коллективный труд, сов-местная собственность на землю, угодья для охоты и рыбной ловли, на плоды труда, это равенство членов общества, отсут-ствие угнетения человека человеком.

Апогеем развития присваивающего хозяйства раннеродовой общины было достижение относительной обеспеченности продуктами природы. Это создало условия для зарождения двух величайших достижений первобытной экономики - земледелия и скотоводства, появление которых многие исследователи вслед за Г. Чайлдом называют «неолитической революцией». Термин был предложен Чайлдом по аналогии с введенным Энгельсом термином «промышленная революция». Хотя земледелие и скотоводство не стали в неолите основными отраслями хозяйства для большей части человечества и многие племена оставались охотничьими и рыболовческими, не зная земледелия даже как вспомогательной отрасли производства, все же эти новые явления в производственной жизни сыграли огромную роль в дальнейшем развитии общества.

Изготовление керамики:
1 - спирально-жгутовая техника, Новая Гвинея; 2 - налеп, Африка

Эскимосские сани и кожаная лодка — каяк

Для возникновения производящего хозяйства требовались две предпосылки - биологическая и культурная. Перейти к доместикации можно было только там, где имелись пригодные для этого растения или животные, и только тогда, когда это было подготовлено предшествующим культурным развитием человечества.

Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе развития которого человек научился заботиться о диких растениях и получении их нового урожая. Уже аборигены Австралии иногда пропалывали заросли злаков, а выкапывая ямс, зарывали его головки в землю. У семангов Малакки, в XIX в. стоявших примерно на той же стадии развития, что и бушмены, сбор дикорастущих плодов сопровождался начатками их культивирования - подрезкой верхушек деревьев, вырубанием мешавшего росту деревьев кустарника и т. п. Еще более тщательно заботились о новом урожае даров природы некоторые племена индейцев Северной Америки, собиравшие дикорастущий рис. Общества, стоящие на такой стадии хозяйственного развития, даже были обозначены немецким этнографом Ю. Липсом особым термином: «народы - собиратели урожая».

Отсюда было недалеко до настоящего земледелия, переход к которому был облегчен как появлением пищевых запасов, так и связанным с этим постепенным развитием оседлого быта.

На некоторых стоянках эпохи мезолита археологически прослежены признаки высокоорганизованного собирательства или, быть может, даже зарождавшегося земледелия. Такова, например, натуфийская культура, распространенная в Палестине и Иордании и названная по находкам в районе Вади эн-Натуф в 30 км к северо-западу от Иерусалима. Она датируется 9 тысячелетием до н. э. Основным занятием натуфийцев, как и других мезолитических племен, были охота, рыболовство и собирательство. Среди натуфийских орудий найдены каменные вкладыши, составлявшие вместе с костяной рукояткой серпы, своеобразные мотыжки из кости, а также каменные базальтовые ступки и песты, которые, по-видимому, служили для дробления зерна. Таковы же датируемые 11-9 тысячелетиями до н. э. культуры Переднего Востока, представленные верхним слоем пещеры Шанидар, поселением Зави-Чеми (Ирак) и др. Изобретательницей земледелия несомненно была женщина: возникнув из собирательства, этой специфической сферы женского труда, земледелие долгое время оставалось преимущественно женской отраслью хозяйства.

По вопросу о месте возникновения земледелия существуют две точки зрения - моноцентристекая и полицентристекая. Моноцентристы считают, что первичным очагом земледелия была Передняя Азия, откуда это важнейшее нововведение постепенно распространилось в Северо-Восточную Африку, Юго-Восточную Европу, Среднюю, Юго-Восточную и Южную Азию, Океанию, в Центральную и Южную Америку. Основной довод моноцентристов - последовательное зарождение земледельческого хозяйства в этих областях; они указывают также на то, что распространялись не столько различные земледельческие культуры, сколько сама идея земледелия. Однако накопленный к настоящему времени палеоботанический и археологический материал позволяет считать более обоснованной развитую Н. И. Вавиловым и его учениками теорию полицентризма, согласно которой возделывание культурных растений независимо возникло в нескольких самостоятельных очагах субтропической зоны. О количестве таких очагов имеются различные мнения, но основными из них, так называемыми первичными, по-видимому, можно считать четыре: Переднюю Азию, где не позднее 7 тысячелетия до н. э. культивировались ячмень и пшеница-однозернянка; бассейн Хуанхэ и прилегающие области Дальнего Востока, где в 4 тысячелетии возделывалось просо-чумиза; Южный Китай и Юго-Восточную Азию, где к 5 тысячелетию до н. э. культивировались рис и некоторые клубнеплоды; Месоамерику, где не позднее 5-4 тысячелетий возникли культуры бобов, перца и агавы, а затем маиса; Перу, где с 6 тысячелетия выращивалась фасоль, а с 5-4 тысячелетий - тыква, перец, маис, картофель и др.

Приблизительно к этому же времени относится первоначальное скотоводство. Начатки его мы видели уже в позднем палеолите - мезолите, но применительно к этому времени можно с уверенностью говорить только об одомашнении собаки. Приручению и одомашнению других видов животных препятствовали постоянные передвижения охотничьих племен. С переходом к оседлости эта преграда отпала: остеологические материалы раннего неолита отражают одомашнение свиньи, овцы, козы, а возможно, и крупного рогатого скота. О том, как шел этот процесс, можно судить на примере андаманцев: пойманных во время облавных охот поросят они не убивали, а откармливали в специальных загонах. Охота была сферой мужского труда, поэтому генетически связанное с ней скотоводство сделалось преимущественно мужской отраслью хозяйства.

Вопрос о месте возникновения скотоводства также еще остается предметом споров между моноцентристами и полицентристами. По мнению первых, это нововведение распространилось из Передней Азии, где, по современным палеозоологическим и археологическим данным, были впервые одомашнены рогатый скот, свинья, осел и, вероятно, одногорбый верблюд. По мнению вторых, скотоводство конвергентно возникало у различных групп первобытного человечества, и по крайней мере некоторые виды животных были одомашнены совершенно независимо от влияний переднеазиатского очага: двугорбый верблюд в Средней Азии, олень в Сибири, лошадь в европейских степях, гуанако и морская свинка в Андах.

Как правило, становление производящего хозяйства происходило в комплексной форме, причем возникновение земледелия несколько опережало возникновение скотоводства. Это и понятно: для одомашнения животных была необходима прочная кормовая база. Лишь в отдельных случаях одомашнить животных могли высокоспециализированные охотники, причем, как показывают этнографические данные, и в этих случаях обычно сказывалось какое-то культурное влияние оседлых земледельцев-скотоводов. Исключением не было даже одомашнение северного оленя: хотя о времени и центрах его доместикации еще идут споры, наиболее аргументирована точка зрения, по которой оленеводством занялись уже знакомые с коневодством народы Южной Сибири, подвинувшиеся в северные, неблагоприятные для лошади области.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода