Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

История лицея в царском селе. История здания царскосельского лицея

Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет…

А. С. Пушкин

В 1811 году Пушкину исполнилось 12 лет. Родителям пора было задуматься об образовании их сына. Знакомый семьи Пушкиных Александр Иванович Тургенев сообщил, что в Санкт- Петербурге открывается новое учебное заведение - Императорский Царскосельский лицей. Александр I учредил Лицей благодаря хлопотам видного деятеля той эпохи М. М. Сперанского, который задумал его в качестве привилегированного учебного заведения, предназначенного для обучения и воспитания «юношества благородного происхождения», т. е. дворян, с тем чтобы по окончании Лицея выпускники могли быть причастны к «важным частям службы государственной».

Название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, главного города Древней Греции. В античные времена там стоял храм Аполлона - бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии. В саду храма находился знаменитый «гимнасий», где его основатель, великий древнегреческий философ Аристотель, учил юношей мудрости и наукам. Императорский лицей в Санкт-Петербурге, по замыслу его учредителей, был символическим продолжателем славных традиций античного Лицея (Ликея).

В это новое учебное заведение родители и решили отдать сына. Во второй половине июля 1811 года дядя Пушкина, известный в то время поэт Василий Львович Пушкин, вместе с племянником выехали из Москвы в новую, Северную столицу.

12 августа 1811 года Александр Пушкин выдержал экзамен и был принят в Лицей в числе 30 воспитанников (окончили Лицей при первом выпуске 29 юношей). 19 октября состоялось открытие Лицея. Этот день стал священным для Пушкина, который впоследствии придал ему значение огромного исторического события в жизни России и в своей судьбе, воспев его в стихах.

Обстановка открытия нового учебного заведения была торжественной: воспитанники, преподаватели и именитые гости, приглашённые в актовый зал, увидели большой, покрытый красным сукном с золотой бахромой стол, помещённый между колоннами, а на нём роскошно убранную грамоту об основании Лицея. Значительность совершаемого действия подчёркивалась присутствием государя императора и высших сановников государства. Это чувствовали и лицеисты, и их профессора и наставники.

Сначала слово было дано директору Лицея В. Ф. Малиновскому, сыну которого, как и Александру Пушкину, предстояло обучаться в Лицее. Профессор Н. Ф. Кошанский представил лицеистов Александру I. Горячую речь произнёс профессор А. П. Куницын.

После открытия гостей пригласили осмотреть помещения Лицея. На первом этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором - столовая, буфетная, больница, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на третьем - актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека с ломберными столиками и стульями с кожаными сиденьями, газетная комната, на четвёртом - комнаты воспитанников, обставленные весьма скромно: стол с необходимыми принадлежностями (чернильницей, свечой и щипцами для снятия нагара со свечи), конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, зеркало, умывальник.

По принятии в Лицей воспитанникам объявили правила поведения и распорядок пребывания.

Воспитанников облачили в синие двубортные сюртуки с красными стоячими воротниками, с красным кантом на манжетах; каждый носил синий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинные панталоны синего сукна; ноги обули в полусапожки.

Лицеистам объявили, что до окончания шестилетнего срока обучения никто не должен покидать Лицея или выезжать из него. Родственникам разрешалось посещать воспитанников только по праздничным дням.

День лицеистов начинался в шесть часов утра. После утренних процедур лицеисты шли на молитву. С семи до девяти - занятия («классы»). В девять часов утра - чай. С десяти до двенадцати - снова занятия. От двенадцати до часу - прогулка. В час - обед. От двух до трёх дня - чистописание или рисование. От трёх до пяти - другие уроки. В пять - чай и затем (до шести) прогулка. Далее до половины девятого вечера - «вспомогательный класс» (повторение уроков). В половине девятого - ужин. После ужина до десяти - отдых. В десять лицеисты шли на вечернюю молитву и потом отходили ко сну. Утреннюю и вечернюю молитву читали по очереди.

Пушкин занимал комнату с 14-м номером. По соседству с ним была комната Пущина.

Лицей по уровню даваемых знаний приравнивался к университетам. Обучение в нём было рассчитано на шесть лет - первые три года воспитанники изучали предметы старших классов гимназии, последующие три года - предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико- математического. Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе - учиться и жить «Для общей пользы». Программа занятий была весьма насыщенной. Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило, гласившее о том, чтобы воспитанники «никогда не были праздны».

Программа Лицея включала разнообразные предметы. Первые три года Пушкин изучал русский, латинский, немецкий и французский языки, математику, словесность, историю, географию, нравственные науки, статистику, изящные искусства, занимался рисованием, пением, танцами, плаванием, фехтованием, верховой ездой. Особенно строгими были занятия на первых трёх курсах, следующие три курса включали выборочное изучение наук. Занятия продолжались с 1 августа по 1 июля. Каникулы устраивались раз в году (с 1 июля по 1 августа).

В Лицее создалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников. Здесь почти все лицеисты писали стихи, и у Пушкина было много соперников. Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство. Они утвердили в Лицее дух чести, товарищества, лицейского братства, воспитывали в лицеистах независимость суждений и поведения, прививали ненависть и презрение к холопству, лизоблюдству, ябедничеству, чинопочитанию и требовали от лицеистов ответственного отношения к словам и поступкам. В Лицее царил культ дружбы, и Пушкин пронёс его через всю свою жизнь. Его любимым другом стал Дельвиг, он сохранил дружеские связи с Кюхельбекером, Пущиным, Малиновским и другими лицеистами.

Лицей был основан в ту пору, когда Россия переживала национально-патриотический подъём. В стране возникли идеи отмены крепостного права, ограничения власти царя, мысли о главенстве законов и строгом их соблюдении. Крупнейшим историческим событием стала Отечественная война 1812 года, всколыхнувшая всю нацию, вставшую на защиту Отечества и жаждавшую поражения захватчиков. Лицеисты вместе со всеми радостно, восторженно праздновали победу русского оружия, изгнание Наполеона с родной земли и взятие Парижа. Об этих событиях Пушкин написал в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».

Пушкин навсегда остался верен свободолюбивому духу Лицея, лицейской дружбе. Он считал Лицей родным домом своей юности, а Царское Село - колыбелью своей музы. «Отечество нам Царское Село», - скажет он спустя годы.

Первый выпуск Лицея состоялся 9 июня 1817 года. После окончания семнадцать человек зачислили в гражданскую, двенадцать - в военную службу. Пушкин был направлен в Коллегию иностранных дел.

После выпуска все собрались у директора Лицея Энгельгардта, чтобы провести вместе последний лицейский день.

Лицейские годовщины у Пушкина

День основания Лицея- 19 октября 1811 года - ежегодно отмечался лицеистами первого выпуска. Пушкин бывал на лицейских сходках в 1817-1819 годах, в 1820-1826 годах отмечал «Лицея день заветный» в одиночестве, вспоминая своих друзей и посылая им приветы в стихотворениях, посвящённых лицейским годовщинам. В 1827 году, возвратившись из ссылки, он празднует «серебряную» годовщину Лицея - 10 лет со дня его окончания. День Лицея поэт отмечал вместе с другими лицеистами в 1832, 1834 и 1836 годах. Лицейским годовщинам Пушкин посвятил несколько стихотворений: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «19 октября 1827 года» («Бог помочь вам, друзья мои…»), «Чем чаще празднует Лицей…», «Была пора: наш праздник молодой…».

Лицейские профессора у Пушкина

Воспитание лицеистов возлагалось на шестерых профессоров, священнослужителя, преподававшего Закон Божий, двух адъюнктов и шестерых учителей для изящных искусств и гимнастических упражнений.

Пушкину особенно запомнились А. П. Куницын, читавший нравственные и политические науки; И. Ф. Кошанский, преподававший латинскую и русскую словесность; А. И. Галич (он заменил заболевшего Кошанского), знаток древнего и нового искусства; Д. И. де Будри, знакомивший лицеистов с французской словесностью; Ф. М. Гауеншильд, профессор немецкой словесности; И. К. Кайданов, профессор исторических наук, лекции которого были интереснее его учебников. В числе преподавателей был и профессор математических и физических наук Я. И. Карцов.

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию - и мёртвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Лицейская лирика Пушкина

В лицейской лирике Пушкина преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Поэт следует лирике Державина, Жуковского, Батюшкова. Подлинный поэт, по его мнению, творит по вдохновению. Пушкин-лицеист пробует перо в различных жанрах: от оды до романса, элегии и сказки. Любимым жанром раннего лицейского периода становится дружеское послание («К Наталье» - первое стихотворение поэта, «К другу стихотворцу» - первое печатное произведение).

В обращениях к друзьям («Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, которая будет жить и в поздних стихотворениях поэта.

Ответы на вопросы о периоде обучения Пушкина в лицее

2. Расскажите о Лицее (откуда он получил такое название; какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением; чем интересно было его открытие; каковы были внутренние покои, одежда лицеистов, режим в Лицее; к чему приравнивался Лицей по уровню знаний; чего добивались профессора от воспитанников и др.).

Своё название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, где в древние времена находился храм Аполлона (бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии), в саду которого размещался известный «гимнасий» Аристотеля. Императорский лицей в Санкт- Петербурге, по плану его учредителей, был символическим продолжением славных традиций древнего Лицея.

Александр I организовал Лицей благодаря хлопотам М. М. Сперанского, который замыслил его в качестве привилегированного учебного заведения, созданного для обучения и воспитания дворянских деток, с тем, чтоб по окончании Лицея его выпускники были бы причастны к «важным частям службы государственной».

Открытие Лицея состоялось 12 октября 1811 года, на обучение в нём было принято 30 мальчишек. Обстановка открытия нового учебного заведения была праздничной, тут находился сам правитель и высшие сановники страны. Перед гостями с праздничными речами выступили директор Лицея В. Ф. Малиновский, доктора Лицея Н. Ф. Кошанский и Куницын.

Вот каковы были помещёния Лицея. «На нижнем этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором - столовая, буфетная, поликлиника, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на 3-ем - актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека <…>, газетная комната, на четвёртом - комнаты воспитанников, обставленные очень робко: стол с необходимыми принадлежностями, конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, умывальник».

Форма воспитанников Лицея смотрелась так: голубые двубортные сюртуки с красноватыми стоячими воротничками, с красноватым кантом на манжетах, голубий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинноватые штаны голубого сукна, полусапожки.

День лицеистов начинался в 6 утра: утренние процедуры, молитва. 7.00-9.00 - занятия. 9.00 - чай. 10.00-12.0- занятия. 12.00-13.00 - прогулка. 13.00 - обед. 14.0- 15.00 - чистописание либо рисование. 15.00-17.00 - другие уроки. 17.00 - чай, потом до 18.00 - прогулка. 18.0- 20.30- повторение уроков. 20.30 - ужин, после до 22.00 - отдых. 22.00 - молитва и отход ко сну.

По уровню познаний Лицей равнялся к вузам. Обучение в нём было рассчитано на 6 лет.

Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском лозунге - обучаться и жить «для общей пользы».

3. Каких лицеистов - друзей Пушкина вы знаете?

И. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Малиновский.

4. Что вы можете рассказать о лицейских профессорах?

Всего в Лицее было 6 профессоров, один священнослужитель, два адъюнкта и 6 учителей изящных искусств и гимнастических упражнений.

Пушкин в особенности запомнил А. П. Куницына (нравственные и политические науки), Н. Ф. Кошанского (латинская и российская словесность) и заменившего его А. И. Галича (знаток старого и нового искусства), Д. И. де Будри (французская словесность), Ф. М. Гауеншильда (германская словесность), И. К. Кайданова (исторические науки), Я. И. Карцова (математика, физика).

5. Как относились лицеисты к лицейским годовщинам?

Лицеисты после выпуска всегда встречались 12 октября. Пушкин очень ценил эти встречи и даже написал несколько стихотворений по этому поводу.

А льма-матер для мальчиков из родовитых семей. Первый лицей в России готовил к «важным частям службы государственной». Открыт был по императорскому указу, приравнивался к университету. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал особый дух - «лицейской республики». Вспомним историю и традиции дворянской высшей школы вместе с Натальей Летниковой.

Карл Шульц. Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография. 1850-е

Александр Пушкин. Царскосельский лицей. Рисунок в черновике VII главы «Евгения Онегина». 1831

«Для общей пользы» - девиз объединил наставников и питомцев. Учили, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие». Умы кипели - и на занятиях, и в «кельях». Запрет телесных наказаний - особый пункт устава. Выгодно отличал статусное учебное заведение от частных пансионов и военных школ.

Что постигали . По программе самого Михаила Сперанского - реформатора и законотворца. Изучалась словесность русская и иностранная, науки исторические и математические, нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. Шестилетняя программа готовила гуманитариев к дальнейшей службе - будь то военной или гражданской.

Единица - «за счастье» . За отличные успехи ставилась оценка «1», и по нарастающей до четверки - за успехи «посредственные». А вот «выражение отсутствия всякого знания» грозило нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись, но первая оставалась неизменна во время всего обучения: за способности или за талант.

№ 14 . Комнаты, или кельи, как называл спальни для студентов Александр Пушкин . Нехитрая обстановка: комод, конторка, железная кровать, зеркало и стол для умывания. В этих узких комнатках студенты жили весь год. Каникулы выпадали на месяц. № 14 - «келья» Пушкина. «№ 14» - так подписывал поэт письма к друзьям-лицеистам даже после его окончания.

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Литературные игры . Стихи и проза, политика и критика. Упражнения в словесности юных лицеистов, невзирая на недовольство педагогов, становились периодическими изданиями. «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы» и, наконец, «Лицейский мудрец». Журнал, который лицеисты издавали целых три года. Прародитель школьных стенгазет.

Экзамен - как первый поэтический успех . Переводные испытания в лицее были публичными. Когда экзамен держал Пушкин, в числе гостей находился первый поэт ХVIII века - Гавриил Державин . Ода «Воспоминания в Царском Селе» прозвучала «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган и захотел обнять пылкого лицеиста. Под печатным текстом «Воспоминаний» Пушкин впервые поставил свою полную подпись.

Поэты в поэтической среде . Не только учебные классы, но и тенистые аллеи роскошных парков. В лицее стихи писали все кому не лень, страдая метроманией. Не лень было Дельвигу, Кюхельбекеру, Пущину, Илличевскому, Корсакову и, конечно, Пушкину. «На рифмах вдруг заговорю…» - молодой поэт написал в лицее более 120 стихотворений.

Проказы и забавы . С момента торжественного открытия дух лицея взял верх - закончился званый обед… игрой в снежки. Украсть яблоко из императорского сада или сбежать в Петербург. Что за годы лицейские без невинных шалостей и прозвищ: Француз - Пушкин, Франт - Горчаков, Жанно - Пущин, Кюхля - Кюхельбекер, Тося - Дельвиг. Что за дружба без ссор и дуэлей - на пистолетах, заряженных клюквой.

Ирина Витман. Пушкин-лицеист в Царском Селе. 1954

«Чугунники» . Так стали именовать себя лицеисты первого, пушкинского выпуска. После окончания альма-матер на прощание директор Егор Энгельгардт подарил воспитанникам чугунные кольца - символ крепкой, как металл, дружбы. Сделаны были кольца в виде сплетенных рук из осколков разбитого колокола лицейской церкви. По традиции после выпускных колокол, собиравший на занятия во время всего обучения, разбивали.

Клятве остались верны . Друзья-лицеисты на прощальном балу решили встречаться каждый год в день основания лицея. В 1825-м Пушкин написал стихотворное послание из ссылки в Михайловском. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», мысленно находясь с теми, кто в этот день пировал на берегах Невы, вспоминая тех, кто оказался вдали или ушел из жизни. Последним клятву исполнил канцлер Российской империи Александр Горчаков, переживший товарищей. «И последний лицеист будет праздновать 19 октября»…

Приехав в Пушкин достаточно рано, чтобы попасть в Екатерининский дворец, мы решили имеющийся у нас свободный временной ресурс потратить на посещение Пушкинского лицея...

. (Пушкинский лицей)

Более правильное название учебного заведения - Императорский Царскосельский лицей....

Лицей был создан в 1810 году по указу Александра I для обучения дворянских детей. В соответствии с учебно-методическими планами, разработанными Сперанским в стенах этого учреждения должны готовиться государственные просвещенные чиновники высшего ранга... В лицей принимались дети в возрасте 10 - 14 лет (прием был раз в три года). Курс обучения сначала составлял 6 лет, позднее - 4 года...

Исходя из специфики учебного заведения его профиль - гуманитарно-юридический. Учеба в лицее приравнивалась к учебе в университете. По окончании учебы выпускники лицея получали гражданские чины от 14-ого до 9-ого класса...

Вот в таком престижном заведении и учился А.С. Пушкин на протяжении 6-ти лет...

В 1879 году на базе пушкинской коллекции Императорского Александровского лицея был создан первый в России пушкинский музей....

. (Пушкинский лицей)

Сегодня вход в музей-лицей находится со стороны Лицейского переулка, на котором идет бойкая торговля сувенирной продукцией...

Покупаем билеты и проходим в музей...

На входе нас встречает экспозиция "Живем мы памятью Лицея...", посвященная истории этого учебного заведения...

. (Пушкинский лицей)

а из нее - в главное помещение лицея - Большой зал...

Именно здесь, 19 октября 1811 Александр I в присутствии членов своей семьи, самых влиятельных людей России в торжественной обстановке открыл это элитное учебное заведение....

На столе мы видим Высочайшую Грамоту от Александра I, дарованную лицею...

. (Пушкинский лицей)

Из Большого зала мы можем попасть в газетную комнату,

(Комната предназначалась для чтения газет и журналов как воспитанниками, так и служащими Лицея. На момент открытия учебного заведения, его первый директор В.Ф. Малиновский выписал 7 отечественных и 8 иностранных журналов... Существует и еще одно название этой комнаты - "богомольная". Это связано с тем, что ее окна выходят в сторону дворцовой церкви, и как считают некоторые историки, именно здесь и проходили утренние и вечерние молитвы...)

. (Пушкинский лицей)

в библиотеку (начало библиотеки было положено в первый год существования Лицея. Ее составили личные книги воспитанников, учебные издания,... В конце 1811 года Александр преподносит в дар Лицею свою библиотеку из Александровского дворца. Во время учебы А.С. Пушкина библиотека уже насчитывала свыше 5000 томов.)

В настоящее время в библиотеке имеется около 700 подлинных книг тех времен...

. (Пушкинский лицей)

Ну а мы из Большого зала переходим в Длинную комнату, которая своими окнами выходит на лицейский сад...

Сегодня, как напоминание о том, что Лицей готовил светских молодых людей здесь представлены фехтовальные принадлежности...

"Изящные искусства" (фехтование, танцы, верховая езда) были обязательными дисциплинами для всех воспитанников...

. (Пушкинский лицей)

Учебный класс...

Здесь проходили занятия по большинству предметов....

В 1813 году вышло распоряжение о распределении мест в классе: ".... чтобы отличники занимали высшие (первые) места, а желающие оные оспаривать, всегда имели на то право...."

А.С. Пушкин в классе российской словесности постоянно занимал первые места...

Проходная комната...

Она предназначалась для занятий после классов. В комнате стояло 15-ть одноместных конторок (своеобразная парта) - у каждого воспитанника своя...

Сегодня этих конторок нет, а на круглом столе выставлены материалы лицейского творчества: стихотворения воспитанников, рукописные журналы и т.п.

. (Пушкинский лицей)

Здесь же можно познакомиться и с расписанием занятий...

Одним из первых в Лицее появился Физический кабинет...

Несмотря на то, что профиль Лицея был гуманитарный, точным наукам также уделялось большое внимание, хотя многие воспитанники с прохладцей относились к ним...

Тем не менее Физический кабинет постоянно пополнялся различными приборами, необходимыми для глубокого изучения физических явлений...

Сегодня в кабинете представлены физические и математические приборы конца 18 - начала 19 веков...

. (Пушкинский лицей)

На столе можно ознакомиться с "Табелем об успехах воспитанников". Знания оценивались по следующей системе баллов: 1- превосходно; 2 - очень хорошо; 3 - хорошо; 4 - посредственно; 0 - полное отсутствие знаний...

В кабинете можно ознакомиться и с коллекцией минералов...

. (Пушкинский лицей)

Класс рисования...

Ежедневно от 2-ух до 3-х часов после обеда, воспитанники Лицея занимались чистописанием и рисованием...

Учителем рисования в Лицее был выпускник Академии художеств Сергей Гаврилович Чириков, который применял академическую систему обучения: после приобретения первых навыков он заставлял воспитанников копировать античные бюсты, фрагменты гравюр... По степени дарования всех своих учеников он делил на 4 разряда: отличные дарования, хорошие дарования, великие дарования, средние дарования... Пушкин был включен в первый разряд..

До наших дней сохранилось более 30-ти рисунков воспитанников (2 из них принадлежат А.С. Пушкину)...

. (Пушкинский лицей)

Переходим в певческий класс...

. (Пушкинский лицей)

Музыка и пение были любимыми занятиями воспитанников Лицея.. Обучение проводилось в виде частных уроков в свободные от занятий часы..

Особой популярностью здесь пользовался романс М. Яковлева на стихи А.С. Пушкина "К живописцу", посвященный сестре однокурсника Екатерине Бакуниной...

Сегодня в классе стоит старинное фортепьяно...

На нем ноты сочинений Теппера де Фергюсона - учителя пения...

. (Пушкинский лицей)

Учебные классы позади и мы поднимаемся на четвертый этаж к жилому сектору...

Попадаем в широкий длинный коридор, по обе стороны которого расположены комнаты воспитанников...

У каждого лицеиста была отдельная комната. Таким образом проявлялось уважение к личности воспитанника и забота о его здоровье...

Комнаты небольшие, перегородка между ними не доходила до потолка... Во входной двери не было стекла, а была сделана сетка, закрывающаяся занавеской "для света и воздуха"...

. (Пушкинский лицей)

В каждой комнате - железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывальника....

На этаже было тридцать комнат....

Над каждой из них была табличка с фамилией воспитанника, причем комнаты распределялись еще до прибытия учащихся...

. (Пушкинский лицей)

Комната А.С. Пушкина была под номером 14.... Поэт "любовно" называл ее "кельей", а Лицей - "монастырем"....

По соседству с Пушкиным, в "келье" № 13 проживал Иван Пущин - первый друг поэта, с которым Пушкин по ночам переговаривался через тонкую перегородку...

. (Пушкинский лицей)

В жилых помещениях была и своеобразная система отопления...

Если вы внимательно посмотрите на стены, то в арочных перегородках можно увидеть медные изделия круглой формы...

Это как раз и есть элемент распределения тепла в помещении... Принцип работы прост: внизу стоит одна единственная печь, а от нее отходит несколько тепловых каналов (они как раз и проложены в арочных перекрытиях). Поворачивая ручку "регулятора температуры" можно управлять тепловым потоком в коридоре жилого этажа. Так как в комнатах воспитанников нет стекол, то тепло из коридора попадает и в их "кельи".... В принципе такая система отопления была достаточно давно известна на Руси и впервые применялась в монастырях...

. (Пушкинский лицей)

За воспитанниками надо было кому-то присматривать, поэтому в конце этажа располагалась квартира гувернера, коим был Сергей Чириков (он же по совместительству - учитель рисования)...

В настоящее время квартира Чирикова воссоздана с максимальным использованием имеющихся о ней сведений...

Наверное определенный интерес будут представлять следующие нормативные документы Лицея, размещенные на стенах жилого комплекса...

. (Пушкинский лицей)

Вот таким перед нами предстало одно из самых элитных учебных заведений эпохи Александра I...

День Царскосельского лицея

19 октября 1811 года открылся Императорский Царскосельский Лицей, воспитавший Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига, Александра Горчакова, Якова Грота, Михаила Салтыкова-Щедрина и многих других известных и выдающихся деятелей России XIX века. Имя самого известного ученика - Александр Пушкин.

Лицей был основан по указу императора Александра I. Он предназначался для обучения дворянских детей - по первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья царя - Николай и Михаил. Программа была разработана М. М. Сперанским и ориентирована, в первую очередь, на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10-14 лет, приём осуществлялся каждые три года. Первые годы Лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, а в 1822 году был подчинён военному ведомству.

"Лицей". Рисунок А. С. Пушкина на рукописи романа "Евгений Онегин"




Продолжительность обучения составляла 6 лет (два трёхгодичных курса, с 1836 года - 4 класса по полтора года). И следующие дисциплины:

нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).



Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе.

Торжество в Царскосельском лицее в 1836 г. по поводу 25-летия лицея




В первые годы существования (1811-1817) в Лицее возникла атмосфера увлечённости новой русской литературой, представленной именами Карамзина, Жуковского, Батюшкова и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Это способствовало объединению ряда молодых людей в творческий литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения: А. Пушкин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, В. Вольховский, А. Илличевский, К. Данзас, М. Яковлев и другие). Кружок издавал рукописные журналы, между его членами проходили литературные состязания, стихи Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера с 1814 стали печатать известные журналы («Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын отечества»). Поэтическое творчество лицеистов и их интерес к литературе поощрялись профессором русской и латинской словесности, товарищем Жуковского Н. Ф. Кошанским и его преемником с 1814 А. И. Галичем.

И. Репин. "Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе"





Е.Демаков "А.С.Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее"




В эти годы в Лицей проникли освободительные идеи, связанные с формированием в России идеологии декабризма. На становление антикрепостнических взглядов Пушкина, Пущина и других большое влияние оказал А. П. Куницын, адъюнкт-профессор нравственных наук. Пущин, Кюхельбекер, Вольховский посещали в Царском Селе тайный кружок декабриста И. Г. Бурцева. Первые двое стали декабристами и были осуждены. После 1825 в Лицее усилился контроль за подбором преподавателей и направлением лекций.

Надя Рушева. "Лицеисты Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг". "Пушкин и Пущин"



6 сентября 1843 года учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в здание Александринского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, дом 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.

Главный корпус Александровского лицея




С переездом были связаны многие преобразования, коснувшиеся всех сторон лицейской жизни, в том числе и преподавания. Новый Устав лицея, принятый в 1848 году, отражал изменения в содержании и назначении лицейского образования. Приём и выпуск воспитанников стал ежегодным. Были введены новые учебные дисциплины: сельского хозяйства, гражданской архитектуры. Позже эти кафедры были закрыты, а учебные программы лицея всё больше приближались к курсу юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Но лицейская программа по-прежнему оставалась более обширной и разнообразной, прежде всего за счёт дисциплин гуманитарного цикла: истории, истории литератур, логики, психологии, римских древностей. Так же преподавались бальные танцы.



Последний выпуск учеников состоялся весной 1917 года. После Октябрьской революции занятия ещё эпизодически продолжались весной 1918 года. В мае 1918 года Лицей был закрыт по постановлению Совнаркома, а его место занял Пролетарский политехникум.

В 1925 году многие выпускники и преподаватели Императорского Александровского лицея, включая его последнего директора В.А. Шильдера и последнего премьер-министра Российской империи Н. Д. Голицына, были репрессированы по обвинению в создании контрреволюционной монархической организации, сфабрикованному ОГПУ ("дело лицеистов").



Несмотря на то, что здание Лицея после 1843 года много лет находилось в Петербурге, традиции Царскосельского лицея и память о Пушкине и других первых воспитанниках бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение. Памятные лицейские даты, такие как 19 октября - день открытия Лицея, и дни рождения и смерти Пушкина, обязательно отмечались. Первый в стране Пушкинский музей был создан в Александровском лицее его воспитанниками.



Открытие музея-лицея состоялось в 1974 году.

Наверное, самое трогательно воспоминавшие о Лицее - стихотворение Пушкина "19 октября 1825":

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.



Комната № 14, в которой жил А.С.Пушкин




Классная комната








Актовый зал Лицея





Библиотека




Газетная





Длинная комната - предназначалась для занятий после классов




Физический кабинет





Спальный этаж





Дом директора лицея



Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности. Учебное заведение, созданное в начале XIX века, стало «альма матер» для многих талантливых людей…

«Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», - гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства.


Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения.

Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».

По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому.

Первые три года - так называемый начальный курс - изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года - окончательный курс - содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания.


Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».

Александр Пушкин (1799 - 1837)

Разумеется, самым известным и почитаемым выпускником Лицея можно назвать Александра Сергеевича Пушкина, которого уже при жизни негласно короновали, назвав гением и «солнцем русской поэзии».

Нужно сказать, что не прояви отец Пушкина родительской сознательности, учился бы будущий великий поэт в Иезуитском коллегиуме в Петербурге. Однако, узнав о том, что Александр I вознамерился открыть в Царском селе учебное заведение, отец незамедлительно решил, что сын должен поступить именно туда и никуда кроме.


По сути, в Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян, которым предстояло в будущем занимать важные государственные должности по дипломатической и военной части. Невзирая на то, что подающих надежды отпрысков было много, Лицей готов был принять под свою сень всего только тридцать воспитанников.

Стоит отметить, что Пушкин не был столь высокого происхождения, чтобы обучаться вместе с великими князьями. Отец его стал хлопотать, искать протекцию и поддержку влиятельных людей и, наконец, добился своего: сыну разрешили держать экзамен.

Комната Пушкина

Летом юный Пушкин выехал вместе с дядюшкой Василием Львовичем из Москвы в Петербург и, выдержав экзамен, был принят. По приезду в Лицей поэт стал жить в одной комнате с Иваном Пущиным - будущим декабристом.

Как вспоминали близкие друзья и преподаватели, Пушкин часто бывал рассеян, переменчив, неусидчив и не проявлял никаких способностей к математике - поговаривали, что поэт даже плакал на задней парте, смотря на доску, где преподаватель писал цифры да примеры.

Пушкин в последние годы пребывания в Лицее. Портрет принадлежал директору Лицея.

Между тем, он отлично упражнялся в языках, с увлечением изучал историю и, самое главное, именно в Лицее открыл в себе талант к поэзии, который неустанно оберегал поэт Василий Жуковский, а позже - Гавриил Державин.

Александр Горчаков (1798 — 1883)

Последнего канцлера Российской империи, Александра Михайловича Горчакова, с юношеских лет отличали таланты, необходимые блестящему дипломату. Его кумиром был граф Иоанн Каподистрия, «управляющий азиатскими делами» МИДа в 1815-1822 годах.

«Желал бы я служить под его начальством», - говорил Горчаков.

Портрет Александрa Михайловичa Горчаковa в лицейские годы.

В Лицее он постигал не только гуманитарные, но также точные и естественные науки. «Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый и славный», - писал своему другу Александру его теска, Александр Пушкин.

Предсказание поэта сбылось - Горчаков стал главой русского внешнеполитического ведомства при Александре II.

Как писал в одной из своих работ доктор исторических наук, профессор Вячеслав Михайлов, «суть «горчаковской» дипломатии состояла в том, что, играя не столько на противоречиях, а главным образом на нюансах европейской дипломатии, без единого выстрела, без какого-либо жесткого прессинга, в течение нескольких лет Россия оказалась свободна от всех унизительных договоров и вновь вошла в ряд ведущих Европейских держав».

Иван Пущин (1798-1859)

Иван Пущин был одним из первых близких друзей Пушкина, с которым он делил комнату в Лицее. В будущем Иван Иванович стал декабристом и рассказывал своему товарищу о тайных обществах и вышедшей в свет книге «Горе от ума», которая тогда всколыхнула читающую Россию.

Иван Пущин в лицейские годы.

Однако в четырнадцать лет это был обычный юноша «с весьма хорошими дарованиями, всегда прилежный и ведущий себя благоразумно, который проявляет благородство, воспитанность, добродушие, скромность и чувствительность.

Став взрослее, Пущин примкнул к «Священной артели», стал членом «Союза спасения», «Союза благоденствия», «Северного общества» и принадлежал к наиболее революционному крылу декабристов. Позже он был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней сибирской каторгой.

Иван Пущин был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней сибирской каторгой.

В 1856 году, в возрасте 58 лет, он был возвращен из ссылки. Через год он женился на вдове декабриста Михаила Фонвизина - Наталье Апухтиной. Но брак продлился недолго: 3 апреля 1859 года Иван Пущин скончался в имении Марьино.

Модест Корф (1800 —1876)

«Дьячок Мордан» - так прозвали в Лицее сына барона Корфа. Директор Императорского Царскосельского Лицея Василий Малиновский отзывался о 12-летнем воспитаннике в самых лестных выражениях, отмечая прилежность и опрятность юноши.

Лишь среди качеств, которые могли мешать юному Корфу, он указывал «осторожность и боязливость, препятствующие ему быть совершенно открытым и свободным».

Однако эти качества не помешали Модесту Андреевичу сделать блестящую карьеру. Он управлял делами комитета министров, являлся руководителем негласного комитета для надзора за книгопечатанием, был директором Санкт-Петербургской публичной библиотеки.

К его заслугам можно причислить то, что он основал в библиотеке особый отдел иностранных книг о России, продвинул составление каталогов, а также смог привлечь частные пожертвования к финансированию учреждения.

Михаил Салтыков-Щедрин (1826 — 1889)

Когда будущий писатель обучался в Лицее, он был примечателен, прежде всего, своим мрачным видом.

Мемуаристка и жена Некрасова Авдотья Панаева вспоминала: «Я видела его еще в мундире лицеиста в начале сороковых годов. Он приходил к нему по утрам по праздникам. Юный Салтыков и тогда не отличался веселым выражением лица. Его большие серые глаза сурово смотрели на всех, и он всегда молчал. Помню только раз на лице молчаливого и сумрачного лицеиста улыбку».

Если Пушкин вспоминал лицей с теплотой, то Салтыков-Щедрин сохранил в воспоминаниях образ казённого учебного заведения, в котором он не нашел ни одного близкого друга и где «педагогика была во всех смыслах мрачная: и в смысле физическом, и в смысле умственном». Впрочем, писатель был прав в своём недовольстве: система обучения в Лицее изменилась с пушкинских времён.

«Своеобразное аристократическое приволье и комфорт сменились серым, нивелированным и достаточно суровым режимом полувоенного интерната». В Лицее той поры систематически наказывали воспитанников: заставляли стоять в углу и заключали в карцер.

По воспоминаниям писателя, он не был прилежным учеником, но хорошо знал языки, имел глубокие познания в политической экономии, русской истории и юридических науках.

Лев Мей (1822 — 1862)

За прилежание и успехи будущего русского поэта перевели из Московского дворянского института в Царскосельский лицей, несмотря на то, что он был недворянского происхождения и семья жила в большой нужде.

Моментом взлёта его творческой карьеры стоит считать день и час, когда он близко сошёлся с издателем учёно-литературного журнала «Москвитянин» Погодиным, а позже и с самим драматургом Островским.

Произведения Мэя, которые сначала не принимались обществом и клеймились как несовременные и камерные, впоследствии стали широко известны, а сюжеты драм в стихах «Царская невеста», «Псковитянка» и «Сервилия» легли в основу оперы композитора Римского-Корсакова.

Мей перевел «Слова о полку Игореве» с древнерусского языка на литературный язык XIX века.

Фёдор Матюшкин (1799 — 1872)

Будущий полярный исследователь и адмирал Фёдор Матюшкин закончил Лицей в один год с Александром Пушкиным. Добродушного мальчика, обладающего мягким характером, но твёрдой волей, сразу же полюбили как сокурсники, так и преподаватели.

Буквально в первые месяцы обучения он проявил недюжинные способности к географии и истории. Невзирая на то, что он обладал живым характером, всегда оставался скромным, в табеле, в котором писали характеристики по каждому из выпускников, было указано: «Весьма благонравен, при всей пылкости вежлив, искренен, добродушен, чувствителен; иногда гневен, но без грубости».

В 1811 Фёдор Матюшкин поступил в Царскосельский лицей, который закончил вместе с Пушкиным в 1817 году.

Сразу же после окончания курса отправился в кругосветное плавание, а ещё позже участвовал в экспедиции Врангеля. Эти путешествия стали грёзами наяву, которые преследовали его во время учёбы в лицее и которые «подпитывал» Пушкин, рисуя перед воображением Фёдора с помощью своей живой речи и поэзии невиданные и чарующие дальние страны.

Любопытно, но своей семьи Матюшкин не имел и, встав на последний якорь в Петербурге, он поселился у лицейского товарища Яковлева. Позже он переехал в гостиницу, где прожил больше 15 лет. Только в последние годы жизни он построил дачу неподалёку от Бологого. Пережил Матюшкин почти всех своих однокурсников.

Михаил Петрашевский (1821 - 1866)

Царскосельский университет закончил и русский революционер Михаил Петрашевский - организатор собраний «петрашевцев», которых в 1849 году осудили за эти самые сборища, невзирая на то, что хоть и были все члены его в каком-то роде «вольнодумцами», но были неоднородны по своим взглядам и лишь единицы имели замысли революционного характера.

В свои молодые годы на собрания также приходил Фёдор Достоевский. Именно тогда произошёл скандальный случай, получивший название «инсценировка казни», когда на осуждённых оказали психологическое давление, привезя их на эшафот, и держали до последней минуты, ожидали, что кто-то из них выболтает нужные сведения. На тот момент «осуждённые» уже были помилованы. Это была милая «шутка» от Александра II.

Михаил Петрашевский одно время служил переводчиком в министерстве иностранных дел.

Сам же Петрашевский, который держал дома литературу по истории революционных движений, утопическому социализму, материалистической философии, а также выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй, был сослан на вечное поселение в Сибирь.

Владимир Вольховский (1798 — 1841)

Будущий генерал-майор Вольховский был лицеистом первого выпуска. Как это часто бывало, за заметные успехи в учёбе, был переведён из Московского университетского пансиона в Царскосельский Лицей, где получил прозвища «Sapientia» (мудрость) за то, что умел оказать влияние даже на самых упёртых и нерадивых однокашников, и «Суворочка» — уменьшительно-ласкательное от фамилии «Суворов».

Роста Вольховский был небольшого, но обладал сильным характером и несгибаемой волей.

По окончании Лицея был замечен в организации «Священная артель» — ставшей предтечей сборища декабристов, а также участвовал в совещаниях у Ивана Пущина и других членов тайного общества. Позже был отмечен в сражениях русско-турецкой войны и даже был консулом в Египте.

Николай Данилевский (1822 — 1885)

Русский социолог, культуролог и основатель цивилизованного подхода к истории, закончил Царскосельский Лицей в 1843 году, выдержал магистерский экзамен, а уже в 1849 был арестован по делу всё того же Петрашевского. Оправдательная записка спасла его от суда, но не от ссылки. Данилевский был определен в канцелярию вологодского, а затем — самарского губернатора.

Нужно сказать, что основания для подозрений в политической неблагонадёжности у власти были: Данилевский увлекался, как и все «петрашевцы», утопической социалистической системой Фурье. Однако судьба сложилась иначе: Данилевский не сложил голову на плахе, а отправился исследовать рыболовство по Волге и Каспийскому морю, а после прославился, написав историко-философский труд «Россия и Европа».

Николай Данилевский

Данилевский одним из первых уделил внимание признакам упадка и прогресса цивилизации, и собрав обширный фактологический материал, доказал неминуемую повторяемость социальных порядков. Эдакая идея вечного возвращения по Ницше, но в зачаточном состоянии. Наряду со Шпенглером, Данилевский считается основателем цивилизационного подхода к истории.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода