Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Голосо речевой аппарат. Периферический речевой аппарат

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т. е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.

Рис. 1. Строение речевого аппарата: 1 - головной мозг: 2 - носовая полость: 3 - твердое нёбо; 4 - ротовая полость; 5 - губы; 6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - надгортанник: 11 - глотка; 12 -- гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое: 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг; 20 - мягкое нёбо

Составляющие голосового аппарата:

— дыхательный аппарат (механизм дыхания)
— речевой аппарат (артикуляционный)
— гортань с голосовыми связками и резонаторы

В механизм дыхания входит полость носа и глотки (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое.

Легкие состоят из нежной пористой ткани. Эта нежная ткань представляет собой скопление пузырьков (альвеол). Трахея вместе с бронхами образует бронхиальное дерево. Внизу трахея переходит в бронхи, вверху – в гортань.
Легкие вмещают около пяти-шести литров воздуха. Обычный спокойный вдох — приблизительно пол-литра воздуха, а глубокий – полтора литра.

Речевой аппарат включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык, зубы.

Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.
Посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки.

Голосовые связки – это две мышечные складки. В отличие от других мышц, мышцы связок сокращаются в различных направлениях. Благодаря этому связки приобретают упругость и эластичность, и могут колебаться не только полностью, но и краями, серединой.

Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации.
В здоровом состоянии связки напоминают цвет перламутра, цвет слоновой кости, а когда голос не в порядке – связки краснеют.
Связки – нежная и хрупкая часть голосового аппарата. К ним нужно относиться бережно, чтобы голос не уставал.

У мужчин и женщин длина и толщина связок разная. У низких басов толщина связок – около пяти миллиметров, длина – двадцать четыре-двадцать пять миллиметров. Длина голосовых связок у высоких сопрано – четырнадцать-девятнадцать миллиметров, а толщина – около двух миллиметров.

Голосовые резонаторы

Резонаторы, которые находятся выше гортани – верхние (головные) . Сюда входит полость глотки, рта, носа.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – нижние (грудные) . Это трахея и бронхи.

Если мы правильно пользуемся резонаторами, правильно посылаем звук, то при звучании более низких звуков вибрирует грудная клетка, а при звучании высоких звуков – вибрирует переносица.

Атака звука

Звук появляется в тот момент, когда воздух прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Самый первый момент после взятия дыхания и появления звука – это атака звука.

Бывает три вида атаки звука:
— твердая
— мягкая
— придыхательная

Твердая атака
Твердая атака – полное смыкание связок до возникновения звука, а затем – энергичный прорыв связок воздухом. Твердая атака дает возможность точно переходить от звука к звуку без всяких «подъездов». Для выработки точной интонации помогут произведения, исполняемые на твердой атаке – волевые, маршеобразные, энергичные.

Мягкая атака
Мягкая атака – это смыкание связок в момент возникновения звука. Поэтому появляется едва заметное, спокойное пение. На мягкой атаке поются лирические, напевные произведения, например, колыбельные. Такие произведения рекомендованы для исполнения, если у вокалиста звук не «льется», не «тянется».

Придыхательная атака
Придыхательной атакой пользуются иногда, как средством художественной выразительности, как окраской. Звук появляется при не полном смыкании связок, а потом, как бы запаздывая, происходит полное смыкание связок.
В пении пользуются твердой и мягкой атакой. И лишь редко, например, для передачи интонаций вздоха, плача используют придыхательную атаку.


В производстве звуков речи принимает участие целый ряд органов, которые все вместе образуют речевой аппарат человека. Этот аппарат состоит их четырех главных частей: дыхательного аппарата, гортани, полости рта, полости носа.
Дыхательный аппарат состоит из диафрагмы, или грудобрюшной преграды, грудной клетки, легких, бронхов, дыхательного горла.
Роль дыхательного аппарата в речи подобна роли мехов, которые нагнетают воздух: он производит необходимую для образования звука воздушную струю.
В работе дыхательного аппарата различаются две фазы: вдыхание и выдыхание.
При вдыхании воздух через дыхательное горло и бронхи входит в легкие; при выдыхании выходит из них обратно. При простом дыхании (не во время речи) обе фазы приблизительно равны по длительности. Во время же речи вдыхание совершается быстро, а выдыхание растянуто. Это происходит потому, что в процессе речи используется главным образом выдыхание, а вдыхание лишь восстанавливает израсходованный в речи запас воздуха. Таким образом, когда мы говорим, воздух из легких через бронхи по дыхательному горлу попадает в гортань.
Гортань составляет верхний конец дыхательного горла. Это орган, служащий почти исключительно для целей образования звуков. Гортань подобна музыкальному инструменту, который дает самые разнообразные по высоте и силе звуки.
Поперек гортани расположены два пучка эластичных мускулов, похожих на две губы, которые называются голосовыми связками. Края голосовых связок, обращенные друг к другу, свободны и образуют щель, называемую голосовой.
Когда связки не натянуты, то голосовая щель широко открыта, и сквозь нее свободно проходит воздух. Именно такое положение связки занимают при образований глухих согласных. Когда же они натянуты и соприкасаются друг с другом, то свободный проход для воздуха затруднен. Воздушный поток с силой проходит между связками, в результате чего возникает колебательное движение, заставляющее их дрожать и вибрировать. В итоге образуется музыкальный звук, называемый голосом. Он принимает участие в образовании гласных, сонорных и звонких согласных.
Полость рта выполняет двоякую роль в образовании зву- ков. С одной стороны, она служит резонатором, который придает различную окраску (тембр) звукам. С другой стороны, она является тем местом, где производятся различные по своему качеству самостоятельные шумы, которые или примешиваются к голосу, или сами, без участия голоса, образуют звуки.
Качество шумов в полости рта, а также роль полости рта как резонатора зависят от объема и формы, которые могут быть различны благодаря движению губ и языка. Эти движения называются артикуляциями. Посредством артикуляций каждый звук речи получает свою окончательную «отделку». Этим он отличается от остальных звуков. К артикуляциям языка и губ присоединяется еще движение нижней челюсти, которая, опускаясь, расширяет полость рта или обратным движением сужает ее.
Язык имеет особенно большое значение в образовании звуков речи. Он чрезвычайно подвижен и принимает различные положения по отношению к зубам и нёбу. Особенно подвижны передняя часть языка, кончик которой может касаться почти любого места рта, начиная с зубов и кончая мягким нёбом.
В зависимости от того, какой своей частью, насколько и к какому месту нёба поднимается язык, изменяются объем и форма полости рта, благодаря чему получаются различные шумы.
У языка никаких естественных границ между его частями провести нельзя, поэтому деление производится совершенно условно.
Часть языка, расположенная против зубной части нёба (вместе с кончиком языка), называется передней. Часть языка, расположенная против твердого нёба, - средней.
Часть языка, расположенная против мягкого нёба, называется задней.
Различия в звуках зависят от различий в артикуляциях языка, при этом нужно различать место и способ артикуляции.
Место артикуляции определяется:
  1. какой своей частью артикулирует язык;
  2. по отношению к какому пункту он артикулирует (зубам, нёбу).
Передняя часть языка может артикулировать по отношению к верхним зубам (например, при образовании согласных звуков , [то], [з], [с], [к], [л]) и по отношению к зубной части нёба (например, при образовании согласных [ж], [ні], [р]).
Когда язык артикулирует своей средней частью, то его спинка приближается к твердому нёбу (например, при образовании согласного звука [/] или гласных [и], [э]).
Когда же язык артикулирует задней частью, то его спинка поднимается к мягкому нёбу (при образовании согласных [г], [к], [X] или гласных [у]gt; [о]).
При произношении согласных звуков русского языка движение средней части языка может присоединиться к другим артикуляциям, благодаря такой дополнительной артикуляции получается так называемое мягкое произношение согласных.
То, что мы называем «мягкость» звука, акустически обусловлено более высоким тоном образуемых в полости рта шумов по сравнению с соответствующим «твердым». Эта большая высота звука связана с изменением формы и уменьшением объема резонирующей полости рта.
Работа губ также играет большую роль при образовании звуков, но меньшую, чем язык. Губные артикуляции совершаются или обеими губами, или только нижней губой.
При помощи губ могут быть произведены самостоятельные шумы, подобные тем, которые производит язык. Например, губы, смыкаясь друг с другом, могут образовать затвор, который со взрывом разрывается струей воздуха. Так образуются согласные [и] (без голоса) и [б] (с голосом). Если при этом открыт проход в полость носа, то получается согласный [л*].
Границей между полостью рта и проходом в полость носа служит так называемая нёбная занавеска (подвижное мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком). Назначение нёбной занавески состоит в том, чтобы открывать или закрывать для воздуха проход из зева в полость носа.
Назначение полости носа - служить резонатором при образовании некоторых звуков. При образовании большей части звуков русского языка носовая полость не принимает участия, так как нёбная занавеска бывает приподнята и доступ воздуха в полость носа закрыт. При образовании же звуков
[ж], [н] нёбная занавеска бывает опущена, проход в полость носа открыт, и тогда полость рта и полость носа образуют одну общую резонирующую камеру, другую качественную окраску - тембр.

Еще по теме УСТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО АППАРАТА:

  1. § 109. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ РЕЧИ. РЕЧЕВОЙ АППАРАТ
  2. I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВЫХ АКТОВ «ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ» КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. Взлом буржуазно-помещичьего аппарата царской России и создание нового, советского государственного аппарата

Специальных органов, от природы предназначенных для производства и восприятия речевых звуков, у человека как биологического вида нет. Ротовая и носовая полости, зубы, язык, губы и др. - это такие органы, которые выполняли и выполняют прежде всего другие, чисто биологические функции. Однако в ходе длительной эволюции эти органы приспособились для производства и восприятия звуков речи. В речевой аппарат} при широком понимании этого термина, включают также центральную нервную систему, органы дыхания и слуха.

Рис. 4.1.

Управление моторикой речи - это одна из функций центральной нервной системы, за которую «отвечает» центр Брока , а восприятие речи обеспечивает слуховой центр Вернике 1 . Нарушение хотя бы одного из мозговых центров речи приводит к более или менее серьёзным речевым расстройствам - афазиям.

Для того чтобы состоялся речевой звук, необходима работа дыхательных органов. Дыхательные органы - это лёгкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Лёгкие и бронхи - источник и проводник воздушной струи, которая вызывает колебания органов произносительного аппарата, и в первую очередь, голосовых связок.

Артикуляторный аппарат. В узком смысле это органы речи, обеспечивающие за счёт различных движений и положений (артикуляций) всё качественное многообразие звуков человеческой речи.

Речевой (произносительный, артикуляторный) аппарат, таким образом, - это система органов человека, расположенных

в гортани, глотке и ротовой полости и приспособленных для производства звуков речи.

Строго говоря, придыхание немецкого и английского языков не является собственно согласным: буква Ь в англ, him обозначает лишь то, что гласный имеет придыхательное начало. Поэтому недопустимо заменять английское [h] русским [х]. Кстати, англичанам на слух кажется, что русское [х] есть [к], произнесенное с сильным придыханием. Поэтому при транслитерации содержащих звук [х] русских фамилий в английском языке используется буквосочетание kh, напр.: Харламов - Kharlamov.

По характеру участия в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные.

Активные органы - это органы, которые совершают различные движения, необходимые для образования речевых звуков.

Движения некоторых активных органов мы достаточно хорошо ощущаем (губы, язык), а движения других, более глубоких, - не ощущаем (мягкое нёбо, голосовые связки). Активными органами являются голосовые связки, язык (наиболее активный орган речи, в особенности его передняя часть => [с.], губы, мягкое нёбо, язычок (лат. увула), задняя спинка зева (греч. фаринкс).

Активная работа губ (округление, вытягивание, смыкание или сближение) обеспечивает образование огубленных (от лат. labia - лабиализованных ) гласных (например, рус. [о] и [у]) и губных согласных (например, рус. [б] и [п], англ. [w]).

Очень важную (но совсем не замечаемую говорящим) роль в образовании гласных и согласных звуков в любом языке играет мягкое нёбо, называемое также нёбной занавеской ; оно действительно открывает и закрывает носовую полость: при опущенной нёбной занавеске, когда воздушная струя свободно проникает в полость носа, возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных (во французском, польском, старославянском и некоторых других языках) и согласных - во всех языках. При поднятой нёбной занавеске мягкое нёбо закрывает для воздушной струи проход в носовую полость; при этом возникают неносовые (чистые) звуки речи, которые численно преобладают в любом языке.

В отличие от мягкого нёба, работа которого актуальна для всех языков, увула , представляющая собой его оконечность, используется для образования увулярных согласных лишь в некоторых языках, например [R] во французском.

Пассивные органы неподвижны, но они взаимодействуют

с активными, создавая смычку или щель в месте образования

звука речи.

Пассивные органы - это зубы, альвеолы (бугорки у корней верхних зубов, от лат. alveolus - желобок), твёрдое нёбо.

Артикуляция звука речи. Для образования каждого речевого звука необходим комплекс работ органов речи, т.е. вполне определённая артикуляция (от лат. articularis - суставный, членораздельный). Таким образом, артикуляция - это совокупная работа органов речи, необходимая для произнесения звука.

Артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, при этом количество и характер совершаемых движений при образовании разных типов звуков - гласных или согласных - неодинаковы => [см. табл. 4.9].

При артикулировании гласных главным является вертикальное и горизонтальное движение языка в полости рта, хотя дополнительно возможна работа губ и нёбной занавески, участие носовой полости. Так, при артикулировании русского [и]:

  • 1)голосовые связки сомкнуты, напряжены и дрожат;
  • 2) нёбная занавеска поднята;
  • 3)язык максимально продвинут по горизонтали вперёд и достаточно высоко поднят к твёрдому нёбу в своей средней части.

Все эти движения не создают речевых шумов, но меняют форму резонатора и - как следствие - тембр гласного.

При образовании согласных очень важно взаимодействие различных активных и пассивных органов, смыкание или образование щели, что создаёт различный тип шума, составляющий основу в тембре согласного. Например, артикуляция звука [б] складывается из совокупной работы четырёх активных органов:

  • 1)голосовые связки напряжены и дрожат (шумный звонкий);
  • 2) нёбная занавеска поднята (неносовой, или чистый);
  • 3) средняя часть спинки языка опущена , т.е. не приподнята к твёрдому нёбу (непалатализованный, или твёрдый);
  • 4) губы сомкнуты (губно-губной, или билабиальный), воздушная струя с силой размыкает преграду , образованную сомкнутыми губами (смычно-взрывной).

Это и есть те движения и состояния органов речи, которые образуют артикуляционно-акустическое единство, воспринимаемое всеми говорящими как типовой звук данного языка.

Приведённые артикуляционные характеристики обеспечивают также различие акустических свойств этих звуков.

Фазы артикуляции. Речь человека на любом языке представляет собой своеобразный звуковой поток. Иначе говоря, те или иные совокупности звуков, которые образуют материальную оболочку слов и морфем как значимых частей в структуре слова, представляют собой отнюдь не простую последовательность изолированных друг от друга единиц. Процесс артикуляции - это процесс комплексный: когда мы говорим, звуки тончайшим образом, и при этом с большой скоростью, приспосабливаются, «притираются» друг к другу. Фактически любой речевой звук, попадая в окружение других звуков, т.е. находясь в окружении разных «соседей», непременно видоизменяет своё звучание. Так, начальный согласный С неодинаково звучит в русских словах сАжа, сТужа, сЛом, сКат, сМолк, сПор, сЫро, (Варка и т.д., потому что за ним следуют различные согласные и гласные (они выделены заглавными буквами в ряду предложенных примеров), каждый из которых будет по-своему воздействовать на этот согласный С.

Приведём ещё ряд примеров: согласные Д, Р, С и др. перед огубленными (лабиализованными) гласными У и О (док, рок, сок, дух, рук, суд) артикулируются не совсем так, как перед гласными А или Ы (дар, раз, сад, дыр, рысь, сыр)] гласные А и О между носовыми М и Н произносятся несколько иначе, чем между неносовыми (чистыми) Б и Д.

В чём же заключаются эти различия и чем они вызваны?

Дело в том, что артикуляция изолированного звука речи осуществляется в три этапа, которые принято называть фазами артикуляции (и эго, в принципе, можно попытаться «отследить», просто сосредоточившись на движениях органов речи, т.е. без специальной аппаратуры).

Первая фаза - экскурсия (от лат. excursio - вылазка, выбегание вперёд), или приступ , - это фаза, при которой органы речи выходят из состояния покоя, совершая движения и занимая положения, необходимые для произнесения соответствующего гласного или согласного.

Допустим, нам нужно произнести русский согласный [з]. Для этого на этапе экскурсии одновременно совершаются следующие артикуляторные действия: голосовые связки смыкаются, напрягаются и начинают дрожать; нёбная занавеска поднимается, закрывая вход в носовой резонатор (носовую полость); средняя часть спинки языка опускается; передняя часть языка сближается с верхними зубами.

Вторая фаза - выдержка, или экспозиция, при которой органы речи сохраняют (выдерживают) в течение необходимого времени определённое - в зависимости от артикулируемого звука - «рабочее состояние».

Третья фаза - рекурсия (от лат. recursus - возвращение), или отступ, при которой органы речи возвращаются в исходное состояние покоя.

Подчеркнём, что так выглядят фазы артикуляции применительно к произношению изолированного звука. В реальности же, в процессе коммуникации, как уже отмечалось выше, имеет место так называемый поток речи, а это означает, что после выдержки первого звука органы речи не возвращаются в состояние покоя. Фактически в зоне контакта любых звуков происходит своеобразное соединение, или, точнее, взаимодействие звуков, при котором одна из фаз, например предыдущего звука, как бы становится исходным положением для артикуляции последующего. Таким образом, в потоке речи происходит тесное переплетение контактирующих звуковых единиц, причём «последствия» такого взаимодействия не только в принципе разнообразны, но могут быть к тому же сугубо специфичными для отдельных языков.

Фазовый характер артикуляции объясняет не только взаимодействие звуков в потоке речи => [с. 130], но и наличие в языке звуков сложной артикуляции (аффрикат и дифтонгов) => [с. 122, 125].

Характер озвучивания слов, а значит, характер и степень глубины взаимодействия звуков внутри и/или на стыке «звукокомплексов», может зависеть как от стиля произношения и типа произнесения (полного, т.е. тщательного и медленного, или нейтрального, или быстрого, т.е. разговорного и даже небрежного), так и от интонации и выражаемого содержания и коммуникативного намерения (интенции ) говорящего.

Носители языка, по объективным причинам, не в состоянии фиксировать всё возможные нюансы звукового видоизменения. Не только потому, что ограничены возможности нашего слуха, но и потому, что отсутствует психологический настрой на их восприятие. Однако некоторые звуковые различия говорящими замечаются и осознаются.

Примеры практики

Носителям русского языка, в частности, довольно хорошо известны примеры различного, ситуативно обусловленного озвучивания таких слов (и это едва ли исчерпывающий список вариаций), как здравствуйте [здраствуйт’и], [здрас’т’и]; сейчас ([с’ич’ас], [ш’ч’ас], [ш’ш’ас] и [пГш’аз!]); сегодня ([с’ивод’н’а], [с’од’н’а]); пятьдесят ([п’ид’:ис’ат], [и ’ии’сат], [пс’ат]); что ([што], [ч’о], [то]);рубль ([рубл’], [руп’]> [руб’эл’]) и др.

Приведите примеры реальных ситуаций выбора того или иного варианта произношения. => [Хр:..., Бондарко, фрагмент 2, а также Хр. к гл. 12, О произносительной манере Реформатского).

  • Центр Брока - участок коры головного мозга, названный по имени французского антрополога и хирурга П. Брока, находящийся в задненижней частитретьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается моторная организация речи и который представляет собой своегорода речевой анализатор (Словарь медицинских терминов).
  • Центр Вернике - участок коры головного мозга, названный по именинемецкого невропатолога и психиатра К. Вернике, расположенный в заднемотделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи и представляющий собойсобственно вербальный анализатор (Словарь медицинских терминов).
  • Придыхательные согласные, или аспираты (от лат. aspnratio - придыхание),образуются трением воздуха о голосовые связки вследствие сужения междусвя-зочной щели без напряжения мускулатуры. В русском языке таких согласных нет.
Содержание:

Речевой аппарат – совокупность и взаимодействие органов человека, которые принимают участие в процессе речевого дыхания, звуко- и голосообразовании, а также обеспечивающие возникновение самой речи у говорящего. К последним относятся органы слуха, зрения, артикуляции и центральная нервная система человека. В узком смысле под голосовым аппаратом понимают все те органы, непосредственно участвующие в процессе образования звуков (дыхательные органы, гортань, надгортанные полости) и дыхания.

Как образуются звуки

В наши дни строение речевого аппарата можно считать полностью изученным. Оно позволяет нам понять, каким образом рождается звук, какие устранить возможные проблемы и нарушения голосо-речевого аппарата.

Как же происходит процесс звукопроизношения? Звуки их сочетания зарождаются в результате сокращения мускульных тканей, из которых состоит периферический аппарат речи. Человек, начиная говорить, делает выдох на автомате, неосознанно. Создаваемый поток воздуха из легких проходит в гортань, вследствие чего, возникшие нервные импульсы воздействуют на голосовые связки. Они вибрируют и способствуют образованию звуков, которые складываются в слова и предложения.

Строение речевого аппарата

Голосовой аппарат состоит из двух отделов: центрального и исполнительного . Первый представляет собой головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями, ядрами ствола (в первую очередь продолговатого мозга) и соответствующих нервов. А периферический отдел – вся совокупность исполнительных речевых органов, которые включают в себя кости и хрящи, мышцы и связки, а также периферические нервы (чувственные и двигательные). С их помощью осуществляется работа перечисленных органов.

В свою очередь, исполнительный отдел состоит из трех основных отделов, каждый из которых действует совокупно:

1. Дыхательный отдел

Ни для кого не секрет, что образование дыхания человека является важнейшим физиологическим процессом. Люди дышат рефлекторно, особо не задумываясь об этом. Дыхание осуществляется особыми центрами нервной системы человека, и оно состоит из трех непрерывных и следующих друг за другом фаз:

  • пауза
  • выдох

Человек всегда говорит на выдохе и создаваемый им поток воздушной струи осуществляет одновременно две функции: голосообразующую и артикуляционную. Любое нарушение этого правила искажает звучание речи. Именно поэтому, очень важно уделять время работе над .

К дыхательным органам относятся легкие, бронхи, трахея, межреберные мышцы, а также диафрагма. Именно на нее опираются главные мышцы человека. Диафрагма – эластичная мышца, имеющая форму купола в расслабленном состоянии. Когда она и межреберные мышцы сокращаются, то объем грудной клетки человека увеличивается и происходит вдох. И наоборот, когда они расслабляются – выдох.

2. Голосовой

Необходимо помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует голосо-речевой аппарат. Для этого держите голову прямо, а спину ровно, не сутультесь, плечи расправьте, лопатки немного сведите вместе. Кроме этого, такая привычка к правильной осанке способствует улучшению вашего внешнего вида.

Для людей, чья деятельность связана с длительным говорением, большое значение имеет умение расслаблять органы речи и восстановить работоспособность речевого аппарата. Релаксация подразумевает отдых и расслабление, которая обеспечивается специальными упражнениями. Их рекомендуется выполнять в конце занятий по технике речи и сразу после продолжительного говорения, когда наступает усталость голосовых .

1. Поза релаксации

Возможно, вы читали в специальной литературе о позе и маске релаксации. То есть о расслаблении, снятии мышечных «зажимов». Чтобы принять такую позу, вам нужно сесть и слегка наклониться вперед, при этом согнув спину и склонив голову. Ноги опираться на всю стопу и должны быть расставленными под прямым углом друг к другу. Ваши руки лежат на бедрах, кисти свободно свисают. Глаза закройте. И максимально расслабьте все свои мышцы.

В такой позе релаксации можно применять отдельные формы аутотренинга, которые будут обеспечивать наиболее полное расслабление и отдых.

Сидя, максимально расслабьте все свои мышцы

2. Ее маска

Владение маской релаксации является не менее важным для оратора или говорящего. Для этого следует попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц лица. Как бы «надевать» маски радости, удивления, тоски и так далее. После этого расслабить все мышцы. Чтобы это сделать, произнесите звук «Т » на слабом выдохе и оставьте нижнюю челюсть в опущенном положении.

Кривляйтесь, напрягайте и расслабляйте лицо — это может вам улучшить свое звукопроизношение

Релаксация – один из гигиены речевой деятельности. Ее общие требования: предохранение от нежелательного переохлаждения и от простудных заболеваний. Избегайте всего, что раздражает слизистую оболочку. Следуйте определенной методике тренировки речевого аппарата, соблюдайте правила выполнения упражнений по технике речи и разумно чередуйте нагрузки и отдых.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода