Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Эссе на тему год молодежи. Эссе "Будущее за молодёжью"

/…/ Но вот подошел XII век, и любовная лирика, правда не народная, но рыцарская, как-то сразу заняла одно из самых видных мест в литературе средних веков. Этот расцвет светской лирической поэзии, начавшийся на юге Франции, в Провансе, а затем охвативший ряд европейских стран, знаменовал наступление нового этапа в культурном истории средневековой Европы. В XII и XIII веках в западноевропейской жизни многое изменилось. Правда, феодальные порядки еще продолжали оставаться незыблемыми и католическая церковь сохраняла власть над умами верующих. Но уже быстро начали расти города, стремившиеся освободиться от власти феодальных сеньоров и зачастую превращавшиеся в очаги религиозной и социальной крамолы. Там в начале XII века возникли первые частные школы, не связанные непосредственно с церковными организациями и поэтому более свободные в своих начинаниях.

Именно в стенах этих школ протекала деятельность одного из наиболее выдающихся философов-вольнодумцев средних веков — Пьера (Петра) Абеляра (1079—1142), воззрения которого дважды осуждались господствующей церковью как еретические. Ставя человеческий разум выше предания и мертвой догмы, французский мыслитель с огромным уважением отзывался об античных философах, которые для него олицетворяли истинную мудрость и по своему нравственному благородству превосходили представителей современного католического клира. Стирая грани между античностью и средними веками, он даже осмеливался утверждать, что христианское учение о троице было предвосхищено «величайшим из философов» — Платоном и его учениками.

О том, насколько к этому времени возросло самосознание личности, свидетельствует «История моих бедствий», принадлежащая перу того же Абеляра. Автор уверен, что его жизнь представляет несомненный интерес для любознательного читателя. И он обстоятельно рассказывает о том, как он достиг громкой славы ученого, как его преследовали облаченные в сутану завистники и как горячая любовь соединила его с умной и красивой Элоизой. Он даже считает нужным сообщить, что сочинял любовные стихи, которые «нередко разучивались и распевались во многих областях» . Перед читателем возникает образ человека, примечательного не тем, что он имеет отношение к церкви или сеньору, но тем, что он, при всем его несомненном благочестии, выступает, так сказать, сам по себе, являя миру неповторимое богатство ума и пылких человеческих чувств. В чем-то автобиография Абеляра уже предвосхищает «Письмо к потомкам» Франческо Петрарки, первого великого итальянского гуманиста, пожелавшего рассказать людям о себе и своей жизни. /…/

/…/ Однако не только города, но и феодальные замки были в XII и XIII веках охвачены новыми веяниями. В это время пышно расцветает придворная рыцарская культура, блестящая, изысканная и нарядная, весьма отличная от примитивной и суровой культуры господствующего сословия раннего средневековья. Рыцарь продолжает оставаться воином. Но придворный этикет требует, чтобы наряду с традиционной доблестью он обладал светскими изящными манерами, соблюдал во всем «меру», был приобщен к искусству и почитал прекрасных дам, то есть являл собой образец придворного вежества, именуемого куртуазней. Совершенные куртуазные рыцари, преданные прекрасным дамам, заполняют страницы рыцарских ромапов, идущих на смену тяжелоступным героическим эпопеям. Куртуазия становится знаменем социальной элиты, претендовавшей на господство в социальной, нравственной и эстетической сфере.

Конечно, в романах феодальный обиход до крайности идеализирован, но из этого вовсе не следует, что куртуазный рыцарь являлся лишь поэтической фикцией. Он действительно блистал при дворах могущественных феодалов. Крестовые походы заметно расширили его кругозор. Быстрое развитие товарно-денежных отношений, разрушая былую замкнутость феодального поместья, пробуждало в нем желание не уступать городскому патрициату в блеске и великолепии. Враждуя нередко с горожанами, он в то же время готов был усваивать материальные и духовные ценности, создававшиеся в городской среде. У Абеляра были друзья и единомышленники среди дворян. Между куртуазных поэтов нередко встречались выходцы из городских кругов.

Характерной тенденцией куртуазной поэзии можно считать заметно возросший интерес к миру и человеку, который способен но только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы, а также искусными изделиями человеческих рук. Хотя аскетическая доктрина продолжала громко заявлять о себе, многочисленные поэты воспевают земпую чувственную любовь как великое благо. Поэт не так охотно прислушивается к звону мечей, как к биению пылкого человеческого сердца. Всеми признанной владычицей поэзии становится Любовь, а ее верной спутницей — Прекрасная Дама.

С культа прекрасной дамы, собственно, и началась куртуазная поэзия. Она возникла в конце XI века в Провансе, принадлежавшем к числу наиболее развитых стран тогдашней Европы. По словам Ф. Энгельса, «южнофранцузская — vulgo провансальская — нация не только проделала во времена средневековья «цепное развитие», но даже стояла во главе европейского развития. Она первая из всех наций нового времени выработала литературный язык. Ее поэзия служила тогда недостижимым образцом для всех романских народов, да и для немцев и англичан. В создании феодального рыцарства она соперничала с кастильцами, французами-северянами и английскими норманнами; в промышленности и торговле она нисколько не уступала итальянцам. Она не только «блестящим образом» развила «одну фазу средневековой жизни», но вызвала даже отблеск древнего эллинства среди глубочайшего средневековья». /.../

/…/ В поэзии трубадуров прекрасная дама заняла примерно такое же место, какое в религиозной поэзии средних веков отводилось мадонне. Только мадонна царила на недосягаемых небесах, в то время как прекрасная дама являлась лучшим украшением земли и царила в сердце влюбленного поэта. Трубадуры дружно воспевали ее красоту и благородство. Как ювелир, любующийся редким собранием драгоценных камней, возьмет то один самоцвет, то другой, так и поэт в стихотворении перебирает драгоценные черты своей повелительницы. У нее сверкающие золотом волосы, лучистые глаза, лоб — «белизной превосходящий лилеи», румяные щеки, красиво очерченный нос, маленький рот, пурпурные губы, руки с тонкими и длинными пальцами, изящные брови, «зубы жемчуга ясней» (Арнаут де Марейль и др.).

Поэту, лицезреющему такое совершенство, даже кажется, что он пребывает в раю (Понс де Кандюэль). Правда, это рай особого рода, это рай куртуазный, весьма далекий от призрачной обители бесплотных духов, о которой тосковали средневековые анахореты. Куртуазному раю соответствует куртуазная теология, не раз смущавшая суровых ревнителей церкви. Сам бог создает прекрасную даму. И создает ее из собственной своей красоты (Гильем де Кабестань).

/…/ Но что же представляла собой эта «совершенная», или куртуазная, любовь (fin amor) трубадуров, вызывавшая и продолжающая вызывать споры среди историков европейской средневековой культуры? Немецкий ученый Э. Векслер в начале XX века даже утверждал, что любовь в лирике трубадуров — это чистейшая фикция и что любовные песни старопровансальских поэтов на самом деле имели только одну практическую цель: «прославление госпожи в расчете на награду», которую сеньор дарует своему вассалу. Векслеру весьма основательно возражал выдающийся русский исследователь В. Ф. Шишмарев («Несколько замечаний к вопросу о средневековой лирике», 1912). Не отрицая в поэзии трубадуров приемов идеализации и известной условности стиля и отдельных ситуаций, он выражал уверенность, что «любовная лирика провансальцев в ее целом» — это «поэтическое изображение вполне реальных переживаний» и что «любовная поэзия провансальцев реальна не менее всякой другой», а «психологические корни» ее надо, между прочим, искать «в отрицательной оценке современного брака, строившегося обыкновенно на расчете или необходимости». В культе дамы, по словам В. Ф. Шишмарева, «впервые был поставлен вопрос о самоценности чувства и найдена поэтическая формула любви».

Дело в том, что прекрасная дама, воспеваемая трубадурами,— как правило, замужняя женщина, обычно супруга феодала. На это в свое время обратил внимание Ф. Энгельс, заметивший, что «рыцарская любовь средних веков отнюдь не была супружеской любовью. Наоборот. В своем классическом виде, у провансальцев, рыцарская любовь устремляется на всех парусах к нарушен ню супружеской верности, и ее поэты воспевают это».

Можно в связи с этим сказать, что любовь трубадуров явилась своего рода бунтом человеческих чувств, потребовавших своей доли в безличном сословном мире. Ведь в средние века брак заключался по соображениям чисто деловым. Сословие поглощало человека. Голос чувства не мог звучать там, где звучал голос холодного расчета, основанного на кастовых прерогативах. В любовной лирике провансальцев человеческое чувство стремится обрести свои права. И в этом ее первостепенное историческое значение. И хотя вся атмосфера куртуазного служения связана с феодальными дворами, собственно кастовый элемент подчас отступает здесь под натиском освобожденного чувства.

Любовь расшатывала сословные преграды. Ведь в царство куртуазной поэзии доступ открыт не только для знатных, но и для незнатных. Сыном замкового пекаря был Бернарт де Вентадорн, из семьи скорняка происходил Пейре Видаль, резчиком был Эльяс Кайрель, нотариусом — Арнаут де Марейль и т. д. В поэзии трубадуров любовь даже выступает в роли великой уравннтельницы. Перед ней, как перед богом, теряют свое значение сословные преимущества. Совершенной любви достоин не тот, кто знатен и богат, а тот, у кого благородное сердце, будь он при этом беден и незнатен (Дальфин). Поэты охотно твердят о том, что любовь несовместима с корыстью и тщеславием, что совершенная любовь облагораживает человека. По словам Монтаньятоля, «любовь не грех, а добродетель, в силу которой дурные люди становятся хорошими, а хорошие — совершенными». Ведь всякий, кто хочет обладать внутренней ценностью, «должен обратить свое сердце и свои надежды к любви, ибо любовь научает благородным и приятным поступкам; она внушает человеку, как жить надлежащим образом, она приносит радость и устраняет скорбь» (он же).

Но у куртуазной любви свои особенности. Прежде всего это «тайная» любовь. Поэт избегает называть свою даму по имени. Такая откровенность могла бы ей повредить. В произведениях трубадуров то и дело упоминаются злоязычные соглядатаи и ревнивые мужья, которые доходят до того, что бьют своих законных жен. Поэтому влюбленный поэт в стихах называет прекрасную даму условным прозвищем (так называемый сеньяль). Хранить тайну любви — его первейшая обязанность. «Я так преданно и верно люблю вас, что ни одному другу не доверю тайну моей любви к вам», — заявляет Пейре Видаль.

Затем куртуазная любовь — это любовь «тонкая», изысканная, в отличие от грубо-чувственной, примитивной, «глупой» любви (fol amor), свойственной неотесанным вилланам. Ото вовсе не означает, что куртуазная любовь несовместима с чувственным влечением. Нередко поэты прямо признаются в том, что охвачены неодолимым желанием, что умрут, если не удостоятся «высшей награды», что страстно жаждут «обладать» прекрасной (Пейре Раймон). Но при этом куртуазная любовь чуждается дерзости, шумного озорного напора. Она выступает преимущественно как трепетное обожание. Ей сопутствует робость, подчас лишающая поэта дара речи. Только вздохи намекают на чувства влюбленного. Но вот льется песня поэта, прославляющего прекрасную даму, достойную преклонения, преданности и высокой любви. Любовь эта не ходит быстрым, резвым шагом. Она движется медленно, почти торжественно. Иногда она даже как будто становится совсем призрачной. Поэты заявляют, что, не ища взаимности, в самом обожании обретают они драгоценную награду, что страдания любви сладостны, а трубадур Арнаут де Марейль даже утверждал: «Я не думаю, что любовь может быть разделенной, ибо, если она будет разделена, должно быть изменено ее имя».

Конечно, куртуазная любовь не была лишена известной условности. Она не только подчинялась придворному этикету, но и подчас сливалась с великосветской модой. Вероятно, многие стихотворения были прямо продиктованы этой модой. Прославляя красоту и добродетели жены своего сюзерена, рыцари-министериалы оставались почтительными царедворцами.

Их звонкие песни, льстя самолюбию дамы, одновременно окружали сиянием исключительности феодальный двор, среди которого она царила. Однако не следует думать, что куртуазная любовь — всего лишь изысканная великосветская игра. Ведь самый факт, что любовь могла стать модой и даже, пожалуй, наиболее ярким проявлением куртуазии, свидетельствует о том, что в сознании средневекового человека произошли глубокие сдвиги. Поэтому «высокий» тон провансальских любовных песен не может быть всецело сведен к придворному этикету.

Любовной лирике трубадуров действительно присуща ясно выраженная идеализирующая тенденция. Но доктрина куртуазной любви не только поднимала на высокий пьедестал прекрасную даму, но и от влюбленного требовала непрерывного совершенствования. В связи с этим апофеоз прекрасной дамы превращался в апофеоз земной любви, которая вырастала в могучую нравственную силу, призванную преобразить человека, приобщенного к ней. Для прославления этой «совершенной» любви поэт, естественно, использовал те понятия и речения, которые предлагали ему средине века.

Религиозная и феодальная фразеология была вполне уместна там, где возникала атмосфера любовного служения. Поэт охотно признавал себя вассалом дамы. Своей «госпоже» оп клялся в нерушимой «верности» либо, подчиняясь приказу амура, становился ее «пленником». Люди на земле и ангелы на небесах ликуют при виде совершенств прекрасной дамы. Как и мадонну, поэты называют ее путеводной звездой, майской розой, утешительницей скорбящих и т. п. Само собой понятно, что после смерти прекрасная дама возносится в горние сферы рая. Так, приближая прекрасную даму к сонму ангелов, провансальские поэты освящали куртуазную любовь, ставили ее по ту сторону греха и утверждали в качестве великого блага. /…/

/…/ Конечно, любовная лирика трубадуров не была такой одноцветной, как это может показаться с первого взгляда. В ней много оттенков, нюансов, переливов красок. Огромная историческая заслуга ее в том, что она открыла для европейской поэзии трепетный мир человеческих чувств. Учениками трубадуров в той или иной мере были Данте, Петрарка и другие поэты эпохи Возрождения. Вместе с тем кругозор провансальских певцов любви весьма узок. Они видят только Любовь и слышат только ее голос. Сравнительно редко реальный, внешний мир проникает в эту зачарованную обитель, где воображение поэта способно творить чудеса, преображая снежную равнину в цветущий луг (Бернарт де Вентадорн). Такая поэзия, на протяжении многих десятилетий торжественно прославлявшая любовь, стала своего рода ритуалом, в котором личный элемент зачастую исчезал в устойчивых формулах и общих местах.

В этих условиях очень большое значение приобрела поэтическая форма, дававшая поэту возможность проявить свою творческую силу и оригинальность. Трубадуры высоко ценили литературное мастерство. Они соревновались друг с другом в создании новых стихотворных форм. Они хотели быть виртуозами в поэзии. Само слово «трубадур» происходило от провансальского «trobar», что означает «сочинять, находить, изобретать».

«Совершенная» любовь требовала совершенной формы, и поэты стремились к филигранной отделке поэтических произведений, они их тщательно шлифовали, заботились об их красоте и мелодичности. Ведь творения трубадуров были предназначены для пения, и автор текста нередко являлся автором мелодии, а также исполнителем песни (впрочем, иногда в роли исполнителя выступал жонглер). Эта забота о звуковом строе поэзии проявлялась отчасти в обращении к рифме. Именно трубадуры ввели ее в широкий литературный обиход. Об этом хорошо сказал А. С. Пушкин: «Поэзия проснулась под небом полуденной Франции — рифма отозвалась в романском языке; сие новое украшение стиха, с первого взгляда столь мало значащее, имело важное влияние на словесность новейших народов. Ухо обрадовалось удвоенным ударениям звуков... Трубадуры играли рифмою, изобретали для нее всевозможные изменения стихов, придумывали самые затруднительные формы...» («О поэзии классической и романтической», 1825).

Действительно, если вначале провансальская поэзия была сравнительно простой, то со временем она приобретала характер все более изысканный и сложный. Особенно эта тяга к сложности проявлялась у сторонников так называемого темного, или «замкнутого», стиля (trobar clus), обращавшихся к узкому кругу знатоков, в то время как их противники — мастера «светлого» стиля (trobar clar) — стремились быть понятными многим. В приводимой на странице 88 тенсоне Гираута де Борнейля и Линьяуре (Рамбаута д"Ауренга) обе стороны излагают свои взгляды по данному вопросу.

Но, стремясь всемерно расширять метрические и строфические возможности поэзии, трубадуры вместе с тем тяготели к «твердым» каноническим формам, в которые, как в рыцарские доспехи, плотно облекались их творения. Наиболее распространенными формами были: кансона («песня»), состоящая из ряда строф и посвященная чаще всего любовной теме; уже упоминавшаяся альба (буквально: утренняя заря, рассвет, денница), каждая строфа которой заканчивалась словом «альба»; тенсона («спор», или жокпартит—«разделенная игра», или партимен—«раздел»)—стихотворный диспут, в котором обычно принимают участие два поэта; пасторела — стихотворение, изображающее встречу рыцаря и пастушки; баллада — плясовая песня; сирвентес — строфическая песня, посвященная политическим, общественным темам, нередко содержащая выпады против врагов поэта; плач — песня, приближающаяся к сирвентесу, в которой поэт оплакивает смерть сеньора или близкого ему человека.

Выходец из народа Маркабрю (около 1140—1185) неприязненно относился к рыцарству и его элитарной культуре, в то время как выдающийся поэт, представитель феодально-рыцарских кругов Бертран де Бори (около 1140—1215), принимавший деятельное участие в феодальных распрях, пел о стычках и битвах, прославляя войну и рыцарскую отвагу. С ненавистью говорил он о горожанах и крестьянах, полагая, что в интересах господствующего сословия их следует держать в черном теле. В то же время Бертрана де Борна тревожило, что феодалы перестают заботиться о славе дедовских гербов, что феодальная щедрость вытесняется жалким скопидомством, что пустым звуком становится рыцарская честь, а обнаглевшие богатеи лезут в дворянство и уже щеголяют приобретенными замками. /…/

Высокое средневековье Высокое средневековье период европейской истории, продлившийся приблизительно с 900 по 1300 гг. Высокое средневековье период европейской истории, продлившийся приблизительно с 900 по 1300 гг. Эпоха высокого средневековья сменила раннее средневековье и предшествовала позднему средневековью. Эпоха высокого средневековья сменила раннее средневековье и предшествовала позднему средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.


Политические события (1) В 1066 году произошло завоевание Англии прибывшей с континента армией нормандского герцога Вильгельма Завоевателя. В 1066 году произошло завоевание Англии прибывшей с континента армией нормандского герцога Вильгельма Завоевателя. В 1215 г. король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей документ, ограничивающий королевскую власть и ставший впоследствии одним из основных конституционных актов Англии, а в 1265 году был созван первый парламент. В 1215 г. король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей документ, ограничивающий королевскую власть и ставший впоследствии одним из основных конституционных актов Англии, а в 1265 году был созван первый парламент. В период между серединой X и серединой XI веков завершилась эпоха набегов викингов. Скандинавские королевства теперь были объединены, а их население приняло христианскую веру. В период между серединой X и серединой XI веков завершилась эпоха набегов викингов. Скандинавские королевства теперь были объединены, а их население приняло христианскую веру.


Политические события (2) К началу эпохи Высокого Средневековья Каролингская империя распалась на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Германия в те времена занимала господствующее положение в составе Священной Римской империи. К началу эпохи Высокого Средневековья Каролингская империя распалась на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Германия в те времена занимала господствующее положение в составе Священной Римской империи. В XI, а затем в XIII веке объединившиеся христианские государства под предводительством Кастилии полностью вытеснили мусульман из центральных областей Пиренейского полуострова и частично из южных. В XI, а затем в XIII веке объединившиеся христианские государства под предводительством Кастилии полностью вытеснили мусульман из центральных областей Пиренейского полуострова и частично из южных. В Италии в это время процветали торговые города, обогатившиеся на торговле с Востоком. Четыре города Генуя, Венеция, Пиза и Амальфи образовали так называемые Морские республики. В Италии в это время процветали торговые города, обогатившиеся на торговле с Востоком. Четыре города Генуя, Венеция, Пиза и Амальфи образовали так называемые Морские республики.


Монастыри Концентрация материальных и духовных богатств. Концентрация материальных и духовных богатств. Центры культуры, духовности и образования. Центры культуры, духовности и образования. Архитектурные и культурные доминанты целых регионов. Архитектурные и культурные доминанты целых регионов.


Церковь, крестовые походы, монашество Схизма 1054 года привела к образованию двух основных ветвей христианской церкви Римско- католической церкви в Западной Европе и православной церкви в Восточной. Схизма 1054 года привела к образованию двух основных ветвей христианской церкви Римско- католической церкви в Западной Европе и православной церкви в Восточной. Одной из определяющих черт эпохи Высокого Средневековья были крестовые походы, организованные христианами с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Крестовые походы оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества. Одной из определяющих черт эпохи Высокого Средневековья были крестовые походы, организованные христианами с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Крестовые походы оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества. Период с конца XI века по середину XII века был эпохой расцвета христианского монашества. Период с конца XI века по середину XII века был эпохой расцвета христианского монашества.










Что он их еще известно? Имена более 600 авторов Имена более 600 авторов Около 2500 текстов Около 2500 текстов Принадлежащих примерно 400 авторам Принадлежащих примерно 400 авторам Родоначальники бальных танцев Родоначальники бальных танцев Средневековые средства массовой информации Средневековые средства массовой информации




Куртуазная любовь (1) Куртуазная любовь - "утонченная любовь", форма внебрачных отношений между мужчиной и женщиной, предполагающая утонченность ухаживания и поведения. Куртуазная любовь - "утонченная любовь", форма внебрачных отношений между мужчиной и женщиной, предполагающая утонченность ухаживания и поведения. Куртуазная любовь известна по литературным памятникам примерно с XI века, расцвет ее приходится на XII-XIII вв. Куртуазная любовь известна по литературным памятникам примерно с XI века, расцвет ее приходится на XII-XIII вв. Название указывает на определенный социальный круг (courtois (франц.) - учтивый, рыцарский, придворный). Название указывает на определенный социальный круг (courtois (франц.) - учтивый, рыцарский, придворный).


Куртуазная любовь (2) Сохранившиеся поэтические источники воспроизводят следующую картину: объект куртуазной любви - замужняя женщина, Прекрасная Дама, неженатый мужчина обращает на нее внимание и загорается желанием. Отныне, пораженный любовью, он думает только о том, чтобы овладеть этой женщиной. Сохранившиеся поэтические источники воспроизводят следующую картину: объект куртуазной любви - замужняя женщина, Прекрасная Дама, неженатый мужчина обращает на нее внимание и загорается желанием. Отныне, пораженный любовью, он думает только о том, чтобы овладеть этой женщиной. Для достижения своей цели мужчина делает вид, что подчиняется во всем своей избраннице. Дама - жена сеньора, нередко того, которому он служит, во всяком случае, она хозяйка дома, где он принят, и уже в силу этого является его госпожой. Он, как вассал, встает на колени, он отдает себя, свою свободу в дар избраннице. Для достижения своей цели мужчина делает вид, что подчиняется во всем своей избраннице. Дама - жена сеньора, нередко того, которому он служит, во всяком случае, она хозяйка дома, где он принят, и уже в силу этого является его госпожой. Он, как вассал, встает на колени, он отдает себя, свою свободу в дар избраннице.


Куртуазная любовь (3) Женщина может принять или отклонить этот дар. Если она принимает его, она более не свободна, так как по законам того сообщества никакой дар не может остаться без вознаграждения. Женщина может принять или отклонить этот дар. Если она принимает его, она более не свободна, так как по законам того сообщества никакой дар не может остаться без вознаграждения. Правила куртуазной любви, воспроизводящие условия вассального контракта, по которому сеньор обязан вассалу теми же услугами, что получил от него, требуют от избранницы в конце концов предаться тому, кто принес себя ей в дар. Правила куртуазной любви, воспроизводящие условия вассального контракта, по которому сеньор обязан вассалу теми же услугами, что получил от него, требуют от избранницы в конце концов предаться тому, кто принес себя ей в дар. Однако Дама не может располагать своим телом по своему усмотрению: оно принадлежит ее мужу. Однако Дама не может располагать своим телом по своему усмотрению: оно принадлежит ее мужу.


Куртуазная любовь (4) Опасность игры придавала ей особую пикантность. Рыцарю, пускавшемуся в приключение, надо было быть острожным и соблюдать тайну. Опасность игры придавала ей особую пикантность. Рыцарю, пускавшемуся в приключение, надо было быть острожным и соблюдать тайну. Одной из тем куртуазной лирики является описание мечты возлюбленного о наивысшем блаженстве (скажем, видение себя и своей Дамы обнаженными), но все удовольствие заключалось не столько в удовлетворении желания, сколько в ожидании, поэтому поклонник должен был оттягивать момент обладания своей возлюбленной. Одной из тем куртуазной лирики является описание мечты возлюбленного о наивысшем блаженстве (скажем, видение себя и своей Дамы обнаженными), но все удовольствие заключалось не столько в удовлетворении желания, сколько в ожидании, поэтому поклонник должен был оттягивать момент обладания своей возлюбленной. В этом и заключается истинная природа куртуазной любви, которая реализуется в сфере воображаемого и в области игры. В этом и заключается истинная природа куртуазной любви, которая реализуется в сфере воображаемого и в области игры.


Жанры лирики трубадуров Баллада (печальная, развитый сюжет) Баллада (печальная, развитый сюжет) Канцона (любовная песня из 5 – 7 строф) Канцона (любовная песня из 5 – 7 строф) Сирвента («служебная песня») – призывы к войне; иногда социальная тематика и антицерковные настроения Сирвента («служебная песня») – призывы к войне; иногда социальная тематика и антицерковные настроения Альба – «утренняя заря» Альба – «утренняя заря» Пастурель (условные «пастухи» и «пастушки») Пастурель (условные «пастухи» и «пастушки»)


Наиболее известные трубадуры Ригаут де Барбезье Ригаут де Барбезье Бертран де Борн Бертран де Борн Бернард де Вентадорн Бернард де Вентадорн Арнаут Дамиэль Арнаут Дамиэль Пейре Видаль Пейре Видаль Маркабрюн Маркабрюн Джауфре Рюдель Джауфре Рюдель Беатриса де Диа Беатриса де Диа


Безымянная альба Боярышник листвой в саду поник, Где донна с другом ловят каждый миг: Где донна с другом ловят каждый миг: Вот-вот рожка раздастся первый клик! Вот-вот рожка раздастся первый клик! Увы, рассвет, ты слишком поспешил... Увы, рассвет, ты слишком поспешил... Ах, если б ночь господь навеки дал, Ах, если б ночь господь навеки дал, И милый мой меня не покидал, И милый мой меня не покидал, И страж забыл свой утренний сигнал. И страж забыл свой утренний сигнал. Увы, рассвет, ты слишком поспешил... Увы, рассвет, ты слишком поспешил... Под пенье птиц сойдем на этот луг. Под пенье птиц сойдем на этот луг. Целуй меня покрепче, милый друг, Целуй меня покрепче, милый друг, Не страшен мне ревнивый мой супруг! Не страшен мне ревнивый мой супруг! Увы, рассвет, ты слишком поспешил... Увы, рассвет, ты слишком поспешил... Продолжим здесь свою игру, дружок, Продолжим здесь свою игру, дружок, Покуда с башни не запел рожок: Покуда с башни не запел рожок: Ведь расставаться наступает срок. Ведь расставаться наступает срок. Увы, рассвет, ты слишком поспешил... Увы, рассвет, ты слишком поспешил... Как сладко с дуновеньем ветерка, Как сладко с дуновеньем ветерка, Струящимся сюда издалека, Струящимся сюда издалека, Впивать дыханье милого дружка. Впивать дыханье милого дружка. Увы, рассвет, ты слишком поспешил… ! Увы, рассвет, ты слишком поспешил… !


Труверы trouver – «сочинять» trouver – «сочинять» Северная Франция (Бретань) Северная Франция (Бретань) Фольклорные истоки Фольклорные истоки «Куртуазный период» (1150 – 1240) «Куртуазный период» (1150 – 1240) Явное влияние трубадуров Явное влияние трубадуров Влияние английских менестрелей Влияние английских менестрелей «Новые городские труверы» «Новые городские труверы»




Немного о миннезингерах Миннеза́нг: букв. («любовная песня») жанр немецкой средневековой рыцарской поэзии, являвшийся ведущим жанром куртуазной литературы на протяжении последней трети XII и всего XIII веков. Миннеза́нг: букв. («любовная песня») жанр немецкой средневековой рыцарской поэзии, являвшийся ведущим жанром куртуазной литературы на протяжении последней трети XII и всего XIII веков. По своему характеру близок к поэзии трубадуров и труверов. В отличие от провансальской и северофранцузской лирики, чувственность и гедонизм в миннезанге несколько более сдержанны и играют значительно меньшую роль. По своему характеру близок к поэзии трубадуров и труверов. В отличие от провансальской и северофранцузской лирики, чувственность и гедонизм в миннезанге несколько более сдержанны и играют значительно меньшую роль. Немецкая рыцарская поэзия умозрительна и морализованна, многие произведения имеют религиозный оттенок. В своих произведениях немецкие лирические поэты-певцы миннези́нгеры букв. «певец любви» воспевали рыцарскую любовь к Прекрасной Даме, служение Богу и сюзерену. Немецкая рыцарская поэзия умозрительна и морализованна, многие произведения имеют религиозный оттенок. В своих произведениях немецкие лирические поэты-певцы миннези́нгеры букв. «певец любви» воспевали рыцарскую любовь к Прекрасной Даме, служение Богу и сюзерену.




ВАГАНТЫ Букв. «странствующие клирики» Букв. «странствующие клирики» Студенты Студенты Латинский язык Латинский язык Лирическая и дидактическая поэзия Лирическая и дидактическая поэзия Связь с каролингской «ученой поэзией» Связь с каролингской «ученой поэзией» Тоническое стихосложение Тоническое стихосложение Античная образность Античная образность Пародирование религиозной лит-ры Пародирование религиозной лит-ры




Carmina Burana (Ка́рмина Бура́на), также известен как Кодекс Буранус, Codex Buranus иллюминированный манускрипт, представляющий собой рукописный поэтический сборник. В настоящее время находится в Мюнхене. Название манускрипта на латыни означает «Песни Бойерна» (средневековый монастырь Beuern, ныне в Бенедиктбойерне, Бавария, где рукопись была найдена в 1803 г.). (Ка́рмина Бура́на), также известен как Кодекс Буранус, Codex Buranus иллюминированный манускрипт, представляющий собой рукописный поэтический сборник. В настоящее время находится в Мюнхене. Название манускрипта на латыни означает «Песни Бойерна» (средневековый монастырь Beuern, ныне в Бенедиктбойерне, Бавария, где рукопись была найдена в 1803 г.). Рукопись впервые опубликована в 1847 году И. А. Шмеллером, который и дал сборнику название Carmina Burana. Рукопись впервые опубликована в 1847 году И. А. Шмеллером, который и дал сборнику название Carmina Burana.




Наследие средневековой лирики Студенческий гимн «Гаудеамус» восходит к жанру застольных песен вагантов. Студенческий гимн «Гаудеамус» восходит к жанру застольных песен вагантов. Популярная песня «Во французской стороне...» («Прощание со Швабией») является вольным переводом песни вагантов «Hospita in Gallia» из сборника «Carmina Burana» (автор перевода - Лев Гинзбург, музыка Давида Тухманова). Популярная песня «Во французской стороне...» («Прощание со Швабией») является вольным переводом песни вагантов «Hospita in Gallia» из сборника «Carmina Burana» (автор перевода - Лев Гинзбург, музыка Давида Тухманова).


Наследие средневековой лирики (2) Причины упадка: неудачные крестовые походы, неудачные крестовые походы, инквизиция, инквизиция, еретические движения и войны, еретические движения и войны, Реформация Реформация Высоко ценили средневековую лирику: Людвиг Уланд Людвиг Уланд В.А. Жуковскиий В.А. Жуковскиий А.С. Пушкин А.С. Пушкин Карл Орф Карл Орф Пьер Обри Пьер Обри

4.Светская (народная) музыка Средневековой Европы. Творчество трубадуров, труверов, миннезингеров.

Расцвет профессиональной светской музыки XII-XIII вв. связан прежде всего с культурой рыцарства - военной аристократии европейского Средневековья. К середине XII столетия в Провансе, одной из самых богатых и интересных в культурном отношении провинций Франции, сформировалось творчество поэтов и певцов - трубадуров . Слово "трубадур" происходит от провансальского выражения art de trobas - "искусство сочинять", и его можно приблизительно перевести как "изобретатель", "сочинитель". В музыкальном отношении творчество трубадуров испытало, вероятно, серьёзное влияние народных традиций. Однако открытым, часто дерзким фольклорным интонациям они придали большую мягкость, утончённость. Ритмика композиций даже в быстром темпе сохраняет размеренность и изящество, а форма отличается глубокой продуманностью и пропорциональностью.

Искусство трубадуров, зародившееся в Провансе XII века, было началом особого творческого движения, характерного для своего времени и почти целиком связан­ного с развитием новых, светских форм художественного творче­ства.

Многое благоприятствовало тогда в Провансе раннему расцве­ту светской художественной культуры: относительно меньшие разорения и бедствия в прошлом, во время переселения народов, старые ремесленные традиции и сохранившиеся издавна торговые связи, заметная эмансипация городов, усиление светской власти и, в силу того, изменения в быту высших слоев общества, высокое развитие просвещения. Положительную роль сыграли и так называемые «божьи перемирия», то есть ограничение всякого рода стычек среди населения, сдерживание «воинственных», агрес­сивных намерений и привычек рыцарства - ради мирного развития городов, торговли, ремесла. В таких исторических условиях складывалась рыцарская куль­тура позднего средневековья: не одни лишь жестокие крестовые походы, но и мирная жизнь в Южной Франции определили новые свойства художественного мировосприятия поэтов-музыкантов из среды рыцарства. Однако то, что мы называем искусством трубадуров, все-таки много шире по своему историческому значе­нию, чем достояние одной лишь рыцарской культуры.

Музыка трубадуров разнообразна по жанрам. Значительное место занимали эпические произведения под названием песни о деяниях (фр. chansons de geste). Обычно их писали на тексты из "Песни о Роланде" - эпической поэмы (XII в.), рассказывающей о походах Карла Великого и трагической судьбе его верного рыцаря Роланда. Об идиллических картинах сельской жизни повествовали нежные и мягкие по характеру пастурели (от фр. pas-tourelle - "пастушка"). (Позже на их основе возникнет пастораль - произведение искусства, показывающее единение человека с природой.) Существовали также песни нравоучительного содержания – тенсоны (от фр. tension - "напряжение", "давление").

Однако главной в музыке и поэзии трубадуров оставалась любовная тематика, а основным жанром были песни утренней зари (фр. chansons l"aube). Как правило, в них поётся о сладостной минуте ночного свидания рыцаря со своей Прекрасной Дамой, которое прерывается криком стражи - знаком наступления утра, несущего влюблённым разлуку. Мелодии песен покоряют гибкостью и изысканно чёткой композицией. Обычно они строятся на коротких, часто повторяющихся мотивах, но заметить эти повторы не всегда удаётся: они столь мастерски связаны друг с другом, что производят впечатление длинной, постоянно меняющейся мелодии. Такому ощущению немало способствует звучание старофранцузского языка с его длинными гласными и мягкими в пении согласными.

Трубадуры были людьми разного происхождения - как простолюдинами, так и аристократами (например, герцог Аквитанский Гильом IX, барон Бертран де Борн ). Однако независимо от социальной принадлежности все они показывали идеальную любовь мужчины и женщины, гармонию между чувственным и духовным в их отношениях. Идеал возлюбленной рыцаря-трубадура - земная женщина, но чистотой, благородством и одухотворённостью она должна напоминать Деву Марию (нередко в описании Прекрасной Дамы чувствуется подтекст - скрытый образ Богоматери). В отношении рыцаря к Даме нет и тени чувственной необузданности (очень свойственной нравам эпохи), это скорее трепетное восхищение, почти поклонение. В описании таких отношений поэзия трубадуров находила поразительно тонкие нюансы, а музыка стремилась точно передать их.

Искусство трубадуров развивается в пределах без малого двух столетий с конца XI века. Во второй половине XII века известны уже имена труверов как поэтов-музыкантов на севере Франции, в Шампани, в Аррасе. В XIII столетии деятельность труверов становится более интенсивной, тогда как искусство про­вансальских трубадуров завершает свою историю. Труверы в известной мере наследовали творческой традиции трубадуров, но вместе с тем их произведения были явственнее связаны не с рыцарской, а с городской культурой своего времени. Впрочем, и в среде трубадуров находились представители различных общественных кругов. Так, первыми трубадурами были: Гийом VII, граф Пуатье, герцог Аквитанский (1071-1127) - и гасконец-бедняк Маркабрюн. От первого из них едва сохранилась всего одна мелодия (да и то не в оригинальной редакции), из сорока с лишним произведений второго всего четыре записаны с музыкой (в их числе - песни крестоносцев и пастурель). В дальнейшем среди трубадуров мы находим самые различные имена, и они помогают понять неоднородность этой художественной среды: Джуафрэ Рюдель , граф Ангулемский (с именем которого свя­зана легенда о романтической любви к далекой восточной прин­цессе из Триполи), автор четырех сохранившихся образцов любов­ной лирики.

Бернарт де Вентадорн , сын придворной истопницы, умный, об­разованный и талантливый поэт-музыкант лирического склада (ок. 1150-1195).

Бертран де Борн (ум. в 1196 году) - рыцарь, владелец замка, политический интриган, известный в свое время бесчисленными любовными похождениями, а также военными пристрастиями, получившими отражение в его поэзии.

Рамбаут де Вакейрас - сын бедного рыцаря, бывший одно время жонглером; с его именем связан рассказ о сочинении экс­промтом (на мелодию сыгранной жонглерами эстампиды) песни «Календа мая», прославлявшей прекрасную даму в духе рыцар­ского культа.

Пейре Видаль (ум. в 1205 году) - экспансивный, живой, бой­кий на язык, необычайно подвижный трубадур, побывавший во многих странах.

Фольке Марсельский - из семьи богатого генуэзского купца в Марселе, известный своими любовными увлечениями и любовной лирикой, постригшийся в монахи и ставший епископом в Тулузе.

Гираут де Борнейль - высоко ценимый современниками, учи­тель трубадуров и менестрелей, автор прославленной альбы (песни рассвета), о котором известно, что летом он ходил от замка к замку вместе с двумя жонглерами. Пользовался покровительством Альфонса VIII, короля Кастилии.

Госельм Феди - сын буржуа, талантливый поэт и музыкант, проигравший свое состояние в кости и ставший жонглером.

Гираут Рикьер - из последних трубадуров, плодовитый и уме­лый мастер (сохранилось 48 его мелодий), однако не чуждый духовной тематики и значительно усложнивший свое вокальное письмо, удаляясь от песенности.

Провансальские трубадуры, как известно, обычно сотруднича­ли с жонглерами, которые странствовали вместе с ними, исполняли их песни или сопровождали их пение, как бы соединяя одновремен­но обязанности слуги и помощника. Между тем со временем различие между трубадуром (или трувером) и жонглером несколько стиралось

Ещё одно интересное явление профессиональной светской культуры Западной Европы - творчество труверов , певцов и поэтов из Шампани, Фландрии, Брабанта (часть территории современных Франции и Бельгии). Слово "трувер" близко по значению к названию "трубадур", только произошло оно от старофранцузского глагола trouver - "находить", "придумывать", "сочинять". В отличие от трубадуров труверы были ближе к городской жизни, более демократичной по своим формам, и расцвет их творчества приходится на вторую половину XIII в., когда рыцарство стало постепенно уходить в социальной жизни на второй план.

Еще более многообразна среда труверов, в которой преобла­дают горожане (отнюдь не титулованные), но встречаются и стран­ствующие рыцари (Жан де Бриен), и участники крестовых походов (Гийом де Феррьер, Бушар де Марли), и даже духовные лица. Конон де Бетюн, сын графа, умный, инициативный крестоно­сец (автор песен о крестовых походах), и бедняк-жонглер Колен Мюзе (однако поэт образованный и тонкий), Тибо, граф Шампани, король Наварры (сохранилось 59 его мелодий), и Одефруа ле Батар, из аррасских буржуа, - таков круг поэтов-музыкантов, имену­емых труверами.

Особенной популярностью пользовался мастер-трувер из города Аррас Адам де ла Аль (известен под прозвищем Адам Горбатый или Адам де Боссю, около 1240 - между 1285 и 1288). Воспитывался в аббатстве Боксель, в Камбре. Принадлежал к духовному званию, но отказался от принятия сана. Уехал в Париж и поселился у графа Роберта II д’Артуа. В 1282 г. сопровождал графа в его поездке в Неаполь, где остался жить и пять лет спустя умер. Он сочинял песни о любви, драматизированные сценки, которые обычно сопровождались музыкой. Из творческого наследия Адама де ла Аля до нас дошли 36 одноголосных песен (шансон), не менее 18 jeux partis (песни-диалоги куртуазного содержания), 16 рондó, 5 политекстовых мотетов.

Также был известен Тибо IV Шампанский (фр. Thibaut IV de Champagne, 30 мая 1201 - 8 июля 1253) граф Бри, граф Шампани (с 1225 г.), король Наваррский (Тибальдо I «Трубадур» - Theobaldo de Navarra) (с 1234 г.), сын Тибо III Шампанского. Трувер, французский поэт, автор большого количества произведений (Пререкание, Песнь о Крестовом походе и т. д.), многих лирических песен о любви с аккомпанементом, автор религиозных поэм, сирвент. Получил прозвище «принц труверов». Испытал влияние лирики Прованса. Прославлял служение знатной Даме, которую современники отождествляли с Бланкой Кастильской, матерью Людовика IX.

В музыкально-поэтическом искусстве трубадуров выделилось несколько характерных жанровых разновидностей стихотворения-песни: альба (песня-рассвета), пастурель , близкие ей весенние reverdies, сирвента, chanson de toile (вольный перевод - «песня прялки»), песни крестоносцев, песни-диалоги (tenson и jeu-parti), плачи, танцевальные песни . Это перечисление не является строгой классификацией. Любовная лирика воплощается и в альбах, и в пастурелях, и в «песнях прялки», и в танцевальных песнях. Рыцарское воспевание прекрасной дамы, идеал молчаливой верности и прочие куртуазные мотивы отнюдь не исчерпывают поэтического содержания этой лирики.

Сирвента - не лирическая песня. Звучащая от лица рыцаря, воина, мужественного трубадура, она может быть сатирической, обличительной, направленной на целое сословие, на определенных современников или события. Самостоятельного музыкального облика сирвента у трубадуров не приобрела. Плачи, которые создавались на смерть кого-либо из прославленных современников (например, Ричарда Львиное сердце), сохранились с музыкой лишь в единичных образцах. Песни крестоносцев создавали уже первые трубадуры (Маркабрюн), а затем - главным образом участники крестовых походов, среди них Конон де Бетюн. Как можно судить на основании материала специальных исследований, искусство трубадуров в конечном счете не изолировано ни от традиций прошлого, ни от иных современных ему форм музыкально-поэтического творчества. В «песнях прялки», с одной стороны, в песнях-диалогах - с другой, по всей вероятности, преломились давние традиции народного искусства - в самой жанровой разновидности их. Вместе с тем в характере музыкального развертывания некоторых песен «сквозной композиции», в их мелодических фразах справедливо усматривают генетические черты сходства с эпической речитацией, воспринятой трубадурами от старинных «chansons de geste».

Баллада ведет свое происхождение от плясовых песен с хором, и в основе ее структуры тоже лежит определенная периодичность и повторность, связанные с чередованием соло и хора. Виреле примыкает к формам рондо и баллады, но в отличие от рондо его строфа начинается и заканчивается одним и тем же рефреном (следующие строфы начинаются без вступительного рефрена). Все эти структуры могут быть названы рондальными – возвращение к одной из музыкальных строк является их композиционным принципом.

Зарождение и быстрое развитие светского музыкально-поэтического искусства трубадуров, впервые систематически фиксированного в целом, не может не изумлять историка: даже в более поздние времена не появлялось такое количество поэтов-музыкантов сразу, в близких территориальных пределах, не возникало такое множество произведений. Искусство трубадуров послужило важным соединительным звеном между первыми в Западной Европе формами музыкально-поэтической лирики, между музыкально-бытовой (отчасти народно-бытовой) традицией и высокопрофессиональными направлениями музыкального творчества в XIII - XIV веках. Поздние представители этого искусства сами уже тяготели к музыкальной профессионализации, овладевали основами нового музыкального мастерства.

В XII и особенно XIII веках воздействие художественного примера трубадуров становится ощутимым в ряде стран Западной Европы - в различных центрах Италии, в Северной Испании, в Германии. Помимо Адама де ла Аль, в Италии (на севере, во Флоренции, в Неаполе, в Палермо) бывали и другие французские трубадуры, в том числе Рамбаут де Вакейрас, Пейре Видаль, Госельм Феди. С начала XIII века провансальские трубадуры и жонглеры постоянно проникают в Северную Испанию. При дворе в Барселоне, при кастильском дворе они пользуются большим успехом. Уже Маркабрюн немало путешествовал по Испании, работал при каталонском дворе и стал ранее всего известен в стране своей песней крестоносцев. К барселонским властителям тяготели Пейре Видаль и Гираут де Борнейль при дворе в Барселоне много лет находился Гираут Рикьер. Даже в Венгрию проникало искусство трубадуров: в самом конце XII века при дворе венгерского короля оказался тот же неутомимый Пейре Видаль, который на этот раз был привлечен пышными свадебными торжествами. Образцы искусства трубадуров попадают в XII-XIII веках в Германию, обращают там на себя заинтересованное внимание; тексты песен переводятся на немецкий язык, даже напевы порой подтекстовываются новыми словами. Развитие со второй половины XII века (вплоть до самого начала XV) немецкого миннезанга как художественного воплощения местной рыцарской культуры делает вполне понятным этот интерес к музыкально-поэтическому искусству французских трубадуров - особенно у ранних миннезингеров.

Близко к искусству французских трубадуров творчество немецких рыцарских поэтов и музыкантов - миннезингеров (нем. Minnesinger - "певец любви"). Наиболее выдающимися считаются Вольфрам фон Эшенбах (около 1170 - около 1220) и Вальтер фон дер Фогельвейде (около 1170-1230). Искусство миннезингеров вызывало столь большой интерес, что в 1207 г. в городе Вартбург было даже устроено состязание между ними. Позднее событие легло в основу популярного сюжета романтической литературы и музыки; в частности, об этом состязании рассказывается в опере немецкого композитора Рихарда Вагнера "Тангейзер". Главная тема творчества миннезингеров, как и трубадуров, - любовь, но музыка их песен более строга, подчас даже сурова, сосредоточенна и наполнена скорее размышлениями, нежели пылкими чувствами. Мелодии миннезингеров покоряют простотой и лаконичностью, за которыми скрывается духовная глубина, позволяющая сопоставлять их с лучшими образцами церковной музыки.

Искусство миннезингеров развилось почти столетием позже, чем искусство трубадуров, в несколько иной исторической обстановке, в стране, где поначалу еще не было таких прочных основ для сложения нового, чисто светского мировосприятия. Для миннезанга известное значение тоже имели народно-песенные истоки (более ощутимые у одних его представителей, малозаметные у других), но вместе с тем у немецких поэтов-музыкантов яснее чувствовались связи с духовной тематикой и церковной мелодической традицией. Меньше, чем в Провансе или Аррасе, сказывались в Германии прямые влияния песни-пляски с ее живыми ритмами на искусство рыцарского круга, и последовательнее, чем во Франции, прославляли миннезингеры любовь возвышенную, идеальную, граничащую с культом Девы Марии.

Из числа ранних миннезингеров известен Дитмар фон Айст (австриец по происхождению), в творчестве, которого едва начинает складываться культ прекрасной дамы и идеал бескорыстного служения ей. Прямые связи с французским музыкально-поэтическим искусством особенно отчетливо проявлялись у Фридриха фонГаузена из Вормса , который лично посетил Францию.

Крупнейшими представителями миннезанга были Вальтер фон дер Фогельвейде (деятельность его началась в конце XII века), Нидгарт фон Рювенталь (первая половина XIII века), Генрих Фрауенлоб (последние десятилетия XIII - первые десятилетия XIV века), Освальд фон Волькенштейн (ок. 1377- 1445). Развитие миннезанга продолжалось долго. Последние миннезингеры стояли уже на пороге нового в своей стране: новых творческих течений, новых форм объединения музыкантов из иных общественных слоев. Фрауенлобу приписывается основание общества мейстерзингеров в Майнце. Освальд фон Волькенштейн, помимо разработки традиционных форм миннезанга, владел и мно­гоголосным складом.

Миннезанг процветал при богатых дворах - императорском, герцогских (например, в Вене), ландграфском в Тюрингии, чешском королевском в Праге. Однако службой и выступлениями при дворах отнюдь не ограничивалась деятельность немецких миннезингеров: самые выдающиеся из них проводили значительную часть жизни в далеких странствиях, путешествуя не только по немецким землям, но переправляясь из страны в страну, выступая при дворах, а также общаясь с иной общественной средой вплоть до народных музыкантов (шпильманов). И подобно тому, как последние труверы уже смыкаются с представителями профессионального музыкального искусства, владеющими новой техникой многоголосия, последние миннезингеры движутся в этом же направлении.

Мейстерзингеры - немецкие средневековые поэты-певцы из ремесленно-цеховой среды, пришедшие на смену миннезингерам. Усваивали в своих певческих школах манеру исполнения песен на религиозно-дидактические (XIV-XV вв.), позднее и светские (XVI в., Реформация) темы. Представители: Г. Сакс, Г. Фольц, Г. Фогель и др.

Ганс Сакс Родился в 1494 году в семье портного. Посещал латинскую школу, затем в 1509-1511 годах учился сапожному делу, затем пять лет был странствующим подмастерьем. В это время он оказался в Иннсбруке при дворе императора Максимилиана I, по всей видимости, именно там решил изучить искусство мейстерзанга. Начал обучение в Мюнхене у Леонарда Нонненбека, а с 1520 года поселился в Нюрнберге, где стал мастером сапожного дела и одновременно активным участником и одно время председателем товарищества мейстерзингеров. В 1519 году женился на 17-летней Кунигунде Кройцер, умершей в 1560 году. В 1561 году женился вторично, на молодой вдове Барбаре Харшер. От первого брака имел семь детей, ни один из которых его не пережил. С самого начала поддержал Реформацию в варианте Мартина Лютера. Первоначально получил известность как поэт именно стихами, объяснявшими идеи реформации. Написал более 6000 стихотворений и стал одним из известнейших поэтов XVI века.

Ганс Сакс был известен современникам как мейстерзингер. Уже при жизни он был одним из самых читаемых авторов, его произведения ставились на сцене. В 1558 он сам начал издание своих сочинений и затем постоянно пополнял его новыми шванками, фастнахтшпилями, драмами, стихами и прозаическими диалогами. Кроме того, был известен как сторонник и распространитель Реформации. С 1523 по 1526 год выпускал диалоги-листовки на тему Реформации. За это ему было запрещено заниматься литературной деятельностью, и Сакс вынужден был зарабатывать на жизнь профессией сапожника. В 1529 году Нюрнберг объявил себя протестантским городом, и запрет был снят.

Гансу Саксу принадлежат более 6000 произведений, что особенно удивительно, учитывая, что он зарабатывал на жизнь не литературным творчествоим, а сапожным ремеслом. Произведения совершенно различны. Так, например, среди песен встречаются как духовные, так и светские. Один и тот же материал часто встречается в разных вариантах. Шванки и фастнахтшпили Сакса написаны в нюрнбергской традиции. Кроме того, ему принадлежат комедии и трагедии, сюжеты которых восходят к античности, средневековью или библейской традиции. Часто они носят дидактический и/или сатирический характер. Наиболее известны фарсы «Школяр в раю», «Корзина разносчика».

Средневековая литература. Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров, вагантов

(конспект урока по литературе в 9 классе)

С.М. Вишневская, учитель русского языка и литературы

СОШ при Посольстве России в КНДР

Тип урока: лекция с элементами беседы

Цели:

а) знакомство с литературой и культурой Средневековья;

б) постижение поэтического мастерства трубадуров, миннезингеров, вагантов.

Оборудование:

1.Эпиграф: «Поэзия проснулась под небом полуденной Франции - рифма отозвалась в романском языке; сие новое украшение стиха… имело важное влияние на словесность новейших народов. Ухо обрадовалось удвоенным ударениям звуков… Трубадуры играли рифмою, изобретали для неё всевозможные изменения стихов, придумывали самые затруднительные формы».

А.С.Пушкин.

2. Презентация

Ход урока

Нам предстоит сегодня совершить увлекательное путешествие в историю европейской культуры Средневековья.

Период культурного одичания. Истоки клерикальной литературы.

Средние века - это тысячелетний период с V по XV века между Античностью и Возрождением. «Средними», «срединными», промежуточными их называли мыслители эпохи Возрождения, считавшие, что после крушения Римской империи наступила полоса культурного одичания.

С чем связана такая точка зрения?

Как вы думаете, почему мыслители эпохи Возрождения так считали?

Переход от рабовладельческого строя к более прогрессивному, феодальному, сопровождался бесконечными войнами за расширение владений и обогащение.

Имело место в истории понятия, которое можно назвать религиозным. Это, во-первых, крестовые походы христиан против «неверных» (мусульман, арабов) в Иерусалим, которые очень напоминали грабеж жителей всего побережья Средиземного моря. А во-вторых,- костры инквизиции (Джордано Бруно).

Церковь оказывала огромное давление на человека. Она внушала людям сознание греховности и ничтожности человека перед Богом и властью.

Поэтому, наверное, долгое время единственной литературой Средневекового запада была клерикальная (от лат. Clericalis - «церковный»). Она рождалась в монашеской келье, монастырском скриптории - мастерской, где переписывали средневековые рукописи. Кроме текстов для богослужения в клерикальную литературу входили и повествовательная проза, адресованная «низам» (Жития святых, поучения, драматические произведения).

Основные темы средневековой литературы

Тема смерти занимает значительное место в проведениях средневековых авторов, а венцом литературы стали «Божественная комедия» Данте, аллегорически изображающая путь человека к очищению от грехов и к вечной жизни.

Как вы считаете, почему эта тема так актуальна для средневекового человека?

Человек с трепетом ожидал часа страшного суда. Он жил надеждой на спасение и вечную жизнь.

Согласно христианским представлениям, для каждого час смерти становится судным часом, когда он представал перед Всевышним. Поэтому тема смерти, наверное, так важна была для жителей Средневековья.

Немало в средние века нагромождалось тяжелого, темного, бесчеловечного. Но люди всегда оставались людьми. Они не могли, как это требовали от них хмурые благочестивцы, думать только о смерти и загробном царстве. Земля их поила и кормила. С землей, прежде всего, были связаны их горести, радости, надежды и разочарования. Они любили, трудились, воевали и оплакивали умерших.

… Земля оставалась землей. И люди, как и в другие исторические эпохи, тянулись к свету и красоте. При этом им хотелось, чтобы красота обитала не только в тесных храмах, но и на просторах их повседневной жизни. И чтобы выражалась она не только в холодном неподвижном камне, но и в теплом человеческом слове, гибком и музыкальном. Именно в средние века поэзия стала королевой европейской словесности. Священное писание обретало стихотворность, ритмичность.

Важность стиха

При отсутствии книгопечатания стих играл особую роль.

Почему при отсутствие книгопечатания стих играл особую роль?

Стих лучше запоминался. Звучные стихотворные формы придавали поэтичность даже самому сухому дидактическому тексту, как бы приобщая его к царству красоты. А люди, жившие в суровую и даже мрачную эпоху, нуждались в красоте, как и в солнечном свете.

Поэтическое слово звучало повсюду: в храме и в рыцарском зале, на городском торжище и в кругу хлебопашцев. Искусные певцы вспоминали о славных богатырях, совершавших удивительные подвиги. Люди пели о любви и весне, о веселых и грустных событиях человеческой жизни. Многочисленные поэты воспевают земную чувственную любовь как великое благо. Поэты не так охотно прислушивались к звону мечей, как к жаркому, пылкому человеческому сердцу.

Куртуазная поэзия

Всеми признанной владычецой становится любовь, а ее верной спутницей - Прекрасная Дама.

С культа Прекрасной Дамы начинается куртуазная поэзия (от франц. Courtois - вежливый) - придворная, рыцарская поэзия в средневековой Франции, характерными чертами которой было преклонение перед женщиной и воспевание чести и мужества рыцарей.

Куртуазная поэзия возникла в конце XI века в Провансе, принадлежавшем к числу наиболее развитых стран тогдашних времен.

А) Трубадуры и их творчество

Любовь почти утвердилась в творениях трубадуров - Провансальских средневековых поэтов, создателей куртуазной лирики. Никогда еще средневековые поэты не восторгались столь самозабвенно земной красотой. И пленяла их не только красота молодой куртуазной дамы, но и красота вечно живой природы, в которой они улавливали соответствие своему душевному состоянию. Мир цвел и благоухал в песнях трубадуров.

Давайте перенесемся на 8 - 9 веков вглубь истории и попытаемся услышать одну из песен трубадуров.

Подумайте, устарело ли это произведения сейчас?

Обратите внимание на то, что и мелодия и костюм, и поэтический текст периода Средневековья.

[Чтение «Вместо нежного привета…» Ук де ла Бакалария на фоне музыки учащимся, одетым в средневековые одежды]

Какие чувства вызвало у вас это произведение?

Что вы можете сказать о певце, его эмоциональном состоянии?

Устарело ли произведения, дойдя до нашего времени?

Трубадуры высоко ценили литературное мастерство, они соревновались в создании новых стихотворных форм. Ведь совершенная любовь требовала совершенной формы.

Б) Миннезингеры

В последней трети XII века в Германии появились свои певцы любви, которые именовались миннезингеры. К началу XIII века куртуазная немецкая поэзия достигла расцвета.

Давайте послушаем творение немецкого миннезингера Рудольфа фон Фениса «Должно быть, сам себе я враг исконный…»

Подумайте, в чем убеждает себя и нас поэт: в великой силе любви, в ее великой печали или и в том и в другом одновременно?

Как поэтам удается передать психологическое состояние?

Схожи или различны образы лирических героев?

Устарели ли эти произведения?

В) Ваганты

Представление о лирической поэзии Средних веков было бы неполным, если бы мы прошли мимо латинской поэзии вагантов (бродячих людей).

В Средние века латинский язык был не только языком церкви, но и языком науки и образования. В университетах, монастырских школах занятия велись на латинском языке. Это помогало школярам перемещаться. Везде они встречали привычную обстановку, латинский язык.

Радость и свобода - вот к чему была устремлена душа вагантов.

[Чтение стиха «Любовь к филологии» ранее подготовленным учеником]

Есть ли в этом стихотворении элементы иронии, самоиронии, пародии?

Сравните образы лирических героев 3-х стихотворений?

Итоги урока:

Что нового вы узнали сегодня о Средневековье?

Средние века - особый период развития человека, культуры и литературы. Для античного мира человек был игрушкой в руках судьбы, а христианство давало выбор между добром и злом, звало к самоочищению.

Строгая красота готических соборов, устремленных к небу, русских икон звала преодолеть плен тела, освободить душу для чего-то. Искусство искало героического начала в самом человеке и находило.

Таким образом, возникают сказания о великих событиях и сильных личностях.

Средние века были разными. Они похожи на витражи средневековых готических соборов. Они были и темными, и одновременно яркими, праздничными, нарядными.

Будущее страны в руках молодежи.

Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности каждого человека. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее значение. Например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение . Важным этапом на пути возрождения системы патриотического воспитания стал документ - Послания лидера нации - Нурсултана Абишевича Назарбаева к народу Казахстана, выраженная в стратегии «Казахстан-2050». Как отмечено в Послании - «Новый казахстанский патриотизм - основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества и фундаментом казахстанского патриотизма должно стать равноправие всех граждан Казахстана и их общая ответственность за честь Родины».

Граждане нашей республики хотят жить в свободной, экономической развитой стране, со справедливыми законами, равными возможностями, независимо от социального происхождения и национальной принадлежности.

В своем Послании Президент дает нам цель к 2050 году построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо уверен в завтрашнем дне, чтобы не искали лучшей доли на чужбине, а приносили пользу своей стране и процветали у себя на Родине. Каждый казахстанский гражданин не зависимо от национальности и социального происхождения должен чувствовать себя хозяином на своей земле .

Патриотическое воспитание молодежи - это часть государственной молодежной политики страны. Быть патриотом своей страны - всегда большая честь для любого человека, имеющего гордость и собственное достоинство. Но патриотами не рождаются, ими становятся. Причем патриотическое воспитание в уверенно развивающемся государстве не следует оценивать , только как творческий процесс. Это еще и борьба за молодежь, будущее страны, борьба против таких негативных явлений, как вынужденная миграция, рост преступности, наркомании, алкоголизма и экстремистских настроений.

Патриотизм всегда был духовной основой многонационального и многоконфессионального казахстанского общества. В последние годы в Казахстане многое делается для укрепления традиционных для нашей страны духовно-нравственных ценностей. Наше государство, переживающее глубокие преобразования во всех сферах жизни, сегодня особенно нуждается в формировании общества, состоящего их граждан – патриотов. Воспитание у каждого человека чувства любви к Родине, гордости за достижения страны, готовности встать на защиту ее интересов, является стратегической задачей государства. Только сформированное у подрастающего поколения чувство ответственности за сохранение могущества своего Отечества, его честь и независимость, преумножение духовных и материальных ценностей, может гарантировать преодоление мировоззренческого кризиса и возрождение духовно-нравственного единства общества, а значит, национальную безопасность страны.

Основы патриотических чувств должны быть заложены в каждом человеке с детских лет. Поэтому так велика в процессе формирования патриотического сознания подрастающего поколения роль детского сада, школы, любого другого образовательного учреждения как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности педагогического коллектива, семьи и общества в целом. Реализовывать данную стратегию предстоит тем, кто сидит сейчас за школьными партами.

Миссия школы нацелена на воспитание граждански активной личности. Школа должна сыграть определяющую роль в воспитании у молодого поколения высоких нравственных принципов, культуры демократии, патриотического чувства ответственности.

Есть немало личностей – истинных патриотов нашего народа: султан Бейбарыс, ханы - Касым, Есим, Тауке, Абылай, Кенесары, батыры - Богенбай, Кабанбай, Наурызбай, Олжабай, бии - Толе, Айтеке, Казыбек, поэты - Абай, Шакарим, Магжан, султан Махмут, представители национальной интеллигенции - Шокан Уалиханов, Григорий Потанин, Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов и др.

Чувство патриотизма гармонично сочетает в себе лучшие национальные традиции народа с преданностью служения Родине. Остаются актуальными известные слова: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины». Эти слова должны быть девизом каждого гражданина Казахстана.

Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, ему чужды национализм и сепаратизм. Патриотическое воспитание должно быть направлено на создание условий для национального возрождения Казахстана как динамично развивающейся страны, претендующей войти в 3 0 наиболее развитых стран мира.

Работа нашей школы в направлении патриотического воспитания строилась с учетом подготовки и проведения празднования 20-летия Ассамблеии народов Казахстана, 550- летия образования Казахского ханства, 70- летия Победы в Великой Отечественной войне, 20- летия Конституции Республики Казахстан, 170- летия со дня рождения Абая Кунанбаева. Администрация, Совет старшеклассников совместно с общественными организациями разработали и провели ряд праздничных и торжественных мероприятий, посвященных эт им да там.

Учащиеся активно участвовали во всех общественно-политических и культурно-массовых мероприятиях школы , села, района .

По инициативе старшеклассников прошла серия встреч за «круглыми столами», посвященных государственному языку, национальной валюте, вопросам государственности. Каждый класс своеобразно подходит к празднованию особой даты в истории Казахстана – Дня Независимости. Это и «круглые столы», и театрализованные представления, и концерты, и диспуты. Стали регулярными олимпиады на знание отечественной истории и правовые олимпиады.

Учителя русского языка и литературы прививают учащимся интерес к поэзии родного края. Традиционно проводятся кружки «Любителей словесности», где звучат стихотворения поэтов Восточно-Казахстанской области: Михаила Чистякова, Самата Муканова, Сергея Киселева, Евгения Курдакова. Здесь же еще раз акцентируется внимание на экологические проблемы нашей области, района, села.

Юные корреспонденты нашей школы публикуют свои размышления, стихотворения, статьи на актуальные темы, освещают события, произошедшие в нашем селе.

Радуют своими успехами члены литературного кружка «Аксункар», ежегодно принимающие активное участие и занимающие призовые места на различных региональн ых конкурс ах художественного чтения .

Особое внимание в нашей школе уделяется реализации программы «Жасыл ел»: школьники своими руками высаживают саженцы, делая наше село зеленее и краше. Каждый год ученики принимают участие в акции «Живи, родник» по санитарной очистке и благоустройству родников. Под руководством учителей биологии были изучены и описаны имеющиеся родники, произведен химический анализ воды.

Важной составной частью патриотического воспитания являются уроки НВП, направленные на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание направлено на глубокое понимание каждым гражданином своей ответственности за выполнение требований предстоящей военной службы, убежденности в необходимости формирования качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах ВС РК. Ежегодно учащиеся 10-х классов выезжают на учебно-полевые сборы, где показывают хорошую физическую подготовку.

Школа горд и тся своими воспитанниками : мастерами спорта братьями Сеилхановыми Русланом и Ерланом, Баиркеновым Дауреном, Халеловым Сериком , Тулебаевым Сержаном, Амреновым Талгатом, Амреновым Санатом, Салменбаевым Ернаром, Касенгазиным Нурхатом и др., учителя физического воспитания воспитывают учащихся на их примере. Сегодняшние их воспитанники неоднократные чемпионы и призеры спортивных соревнований по волейболу, легкой атлетике, дзюдо , настольному теннису, шашкам.

Близко к сердцу воспринимают проблемы подрастающего поколения ветераны. Участники Великой Отечественной войны , труженики тыла, воины- афганцы – частые гости в школе, проводят уроки мужества, рассказывают правду об истории войны. Их повествования всегда вызывают живой интерес и воспитывают подрастающее поколение в духе любви к своей Родине, вызывают гордость за героические дела своих земляков, а нередко и родственников.

Знакомство с обычаями и традициями казахского народа проходит на празднике «Наурыз». Проводится конкурс на лучшее приготовление наурыз-коже, все с удовольствием пробуют это блюдо, расхваливая его вкус. Учащиеся своими руками знакомятся и изготавливают на уроках труда предметы народно-прикладного искусства, используемые для убранства юрты. Лучшие работы предоставляются на выставку.

Однако для усиления патриотического воспитания следует постоянно расширять спектр используемых методов и приемов. Сегодняшние наши школьники – будущая элита казахстанского общества, а будущее страны - за патриотами.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода