Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что такое рифма в литературе 2. Что такое рифма

). Звуковой состав рифмы - или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, - различен в разных языках и в разное время.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

    • мужская рифма , где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:
      • женская рифма , где ударение падает на предпоследний слог. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Жених»:
        • дактилическая рифма , в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1-я и 3-я строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2-я и 4-я являются ещё одним примером мужской рифмовки:
          • гипердактилическая рифма , в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, - используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В. Я. Брюсова :

            Рифмы различаются также по точности созвучий и способам их создания:

            • богатые рифмы, в которых совпадает опорный согласный звук. Примером могут служить строки из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:
              • бедные рифмы, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.

              В стихосложении выделяется также группа неточных рифм, являющихся сознательным художественным приёмом:

              • ассонансные рифмы, в которых совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные;
              • диссонансные (контрсонансные) рифмы , где, напротив, не совпадают ударные гласные:
              • усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов.
              • йотированная рифма, которая является одним из широко распространённых примеров усечённой рифмы; в ней, как видно из названия, дополнительным согласным звуком становится звук «й». Так, этот вид рифмы используется в следующем стихотворении А. С. Пушкина в 1-й и 3-й строках:
                • составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов, как во 2-й и 4-й строках Н. С. Гумилёва :
                  • банальные рифмы, например: любовь - кровь, розы - слёзы, радость - младость . Над предсказуемостью подобных, так часто встречающихся у разных авторов рифм подшучивал ещё А. С. Пушкин в «Евгении Онегине »:

                    Обыкновенно стихи с разными родами рифмы чередуются; прежняя версификация даже настаивала на этом, но возможны в стихотворении и сплошь мужские рифмы («К детям» Хомякова), сплошь женские («Не остывшая от зною» Тютчева), сплошь дактилические («Тучи» Лермонтова).

                    Расположение рифмующих строк внутри строфы может быть упорядочено различным образом. Например, в четверостишии возможны кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма abba , смежная (парная) рифма aabb , перекрёстная рифма abab и, реже, сквозная рифма aaaa .

                    Также существуют следующие поэтические приёмы и термины для них:

                    • Панторифма - все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например - рифмуются соответственно 1-е, 2-е и 3-е слова двух строчек)
                    • Сквозная рифма - рифма, проходящая через всё произведение (например - одна рифма в каждой строке)
                    • Эхо-рифма - вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

                    Воздействие рифмы на слушателя

                    С психологической точки зрения действие рифмы двояко: со стороны формы и со стороны содержания. Она, прежде всего, подчиняет стихотворную речь новой закономерности, делая её приятнее для слуха и легче для восприятия; разграничивая отдельные стихи, она как бы разделяет их, а на самом деле связывает их созвучием. Роль рифмы аналогична с ролью ритма, но не тождественна; ритм также расчленяет стихотворные единицы, но рифма прибавляет к этому ещё созвучие. В нормирующем характере рифмы и лежит источник её художественного действия. «Ближайшая причина эстетического удовольствия состоит в той лёгкости, с которой предмет нашего восприятия подводится под готовые в нашем уме формы времени и пространства» (Вундт).

                    Знаменуя собой заключение ритмического ряда (стиха) и связывая его наглядно с другими аналогичными рядами, рифма служит одним из способов объединения отдельных представлений. Приподнятое и вибрирующее в лад с настроением поэта, чувство воспринимающего (слушателя, читателя) ждёт рифмы и поэтому испытывает наслаждение, услышав её. Бессознательно при звуке второй рифмы в нас оживает представление о первом рифмующем слове, и таким образом внутренняя связь содержания закрепляется, уясняется внешним выражением. Поэтому-то в теории иногда выставляется требование рифмовать значительные по содержанию слова стиха: «если рифмуются слова бессодержательные, незначительные, в нас возникает противоречие, неудовольствие: звуки говорят не то, что мысль» (Карьер). В связи с этим находится антиэстетическое действие повторения одного слова в конце двух рифмующих стихов: рифма должна созвучием соединять разнообразное, а не повторять тождественное. Значение рифмы как элемента, связующего разрозненные представления, указывает на пределы, в каких можно увеличивать расстояние между двумя рифмованными стихами: если это расстояние будет слишком велико, то сознание может не уловить рифму. Как на образец умелого увеличения до крайности расстояния рифмического периода можно указать «Koptisches lied» Гёте (обычный способ обозначения последовательности рифмованных стихов: одинаковые буквы означают рифмованные между собой стихи. Например, формула «Песни о вещем Олеге » - ababcc , abcbcadeec ) и «Первый лист» Тютчева (формула: abcababcba ). Зрение могло бы отметить рифму и при большем расстоянии, но её не уловило бы ухо, а рифма - таково общее и неизменное правило - как явление музыкальное, рассчитана только на слух.

                    Поэтому рифмовать можно, руководствуясь произношением, а не начертанием [ ] . Такого - строго , изобрел - осмотрел - не рифма; наоборот, употребительны вольности, оправдываемые слухом: миг - роковых (Фет), звучат - разлад (А. Толстой), тучи - могучий и тому подобное. Комбинации различных рифм могут быть разнообразны до бесконечности.

                    О филологической терминологии и «твёрдых формах»

                    Теории стихосложения в прежнее время занимались классификацией и наименованием этих сочетаний; отсюда богатая терминология теории версификации немецкой (Binnenreim, Parallelreim, Kettenreim, Beruhrung, Umschlingung) и французской (rime equivoquee, annexee, brisee, couronnee etc.). Все эти формы и сочетания, свободные и разнообразные, не нуждаются в рамках, систематизации, которая к тому же - как неоднократно показывала история литературы - имеет ту дурную сторону, что вовлекает второстепенных стихотворцев в бессодержательную игру формой. Более интересны для теории те установленные формы строф и лирических стихотворений, где непременным условием формы является раз навсегда определённое сочетание рифмы; таковы, например, сонет , терцины , октава .

                    Происхождение рифмы в Европе

                    Появление рифмы в поэзии европейских народов выяснено не вполне; предполагалось, что она перешла сюда из семитической поэзии, где она очень употребительна, через испанских арабов, в VIII веке ; но едва ли возможно настаивать на этом после знакомства с латинской поэзией первых веков до Рождества Христова. Уже у Овидия , Вергилия , Горация встречаются рифмы, которые нельзя считать случайными. Весьма вероятно, что рифма, известная римским классикам и бывшая у них в пренебрежении, как ненужная игрушка, получила значение у второстепенных поэтов упадка, обращавших исключительное внимание на игру формальными ухищрениями. К тому же вытеснение строго метрического стихосложения элементами стихосложения тонического требовало более явственного разграничения отдельных стихов, что достигалось рифмой.

                    В стихах христианских поэтов IV века Амвросия Медиоланского и Пруденция ассонансы переходят иногда в полнозвучные рифмы. Однако рифмы в полной мере ввёл в латинские стихи в V веке поэт Седулий , который и был тем «глухим ребёнком» и «сумасшедшим негром», которых Поль Верлен считал изобретателем рифмы .

                    Первое сплошь рифмованное произведение - латинские «Instructiones» Коммодиана ( н.э.); здесь по всему стихотворению проходит одна рифма. Рифма разнообразная и изменяющаяся с каждым двустишием появляется в так называемом леонинском гекзаметре , где первое полустишие рифмует с концом; затем с года мы находим её в церковной латинской поэзии, где с года она становится обязательной и откуда переходит в светскую поэзию романских, а затем и германских народов.

                    В кельтской поэзии

                    В кельтской (ирландской и валлийской) поэзии генезис рифмы, возможно, происходил независимо от латинского влияния.

                    Рифма характерна уже для древнейших валлийских текстов, однако их датировка представляет существенные затруднения. Так, сохранившиеся копии поэмы «Гододдин » на основании палеографических данных датируются IX веком , однако после работ классика валлийской филологии Ивора Уильямса общепринято отнесение почти всего её текста, а также некоторых произведений, приписываемых Талиесину , к VI веку . В таком случае валлийская рифма - обусловленная фиксированным ударением на последнем (с IX или XI века - на предпоследнем) слоге - является самой ранней систематически употребляемой рифмой в Европе.

                    Для древнейшей валлийской поэзии наряду с «кельтской» наиболее характерна точная рифма (odl ); встречается и неточная рифма proest , где в рифмующихся слогах допускалось различие гласных или дифтонгов, но не согласных.

                    В германской поэзии

                    В немецкую поэзию рифма введена под влиянием романских форм. «Вкрадчивые итальянские или французские мелодии попадали в Германию, и немецкие поэты подставляли к ним немецкие тексты, как позднее делали это миннезингеры и поэты Возрождения; с такими мелодиями, песнями и танцами пришла и рифма. В первый раз мы знакомимся с ней на верхнем Рейне, откуда она первоначально, вероятно, и распространилась» (Шерер). Первое большое немецкое произведение в рифмованных стихах - сводное Евангелие («Krist») Отфрида Ронсар и Дю Белле , не увлекаясь несвойственным французскому языку метрическим стихом, избегали нерифмованных стихов, требуя рифмы точной, богатой, но отнюдь не изысканной, и запрещая жертвовать ей счастливым оборотом или точностью выражения. Малерб предъявил рифме ещё более строгие требования: он воспрещал рифмы лёгкие и банальные - запрет, который нашёл столь блестящее применение в стихах его современников и ещё более в поэзии романтизма . Важностью рифмы во французском - силлабическом - стихосложении обусловлена строгость в её применении, неизвестная другим языкам: здесь - несмотря на полное созвучие - воспрещается рифмовать множественное число с единственным, слово, кончающееся гласной, со словом, оканчивающимся согласной (canot и domino , connus и parvenu ) и т. п.

                    В русской поэзии

                    Русскому языку рифма свойственна в высокой степени; чтобы убедиться, что она не является здесь элементом заимствованным, достаточно обратить внимание на произведения народного творчества. Если примеры рифмы, исключительно глагольной, в богатырском эпосе можно считать случайными, то этого никак нельзя сказать о рифме в лирике и особенно в таких древних народных произведениях, как пословицы, загадки, заговоры, где отсутствие рифмы - редкое исключение. «Искусственная» стихотворная поэзия, испытавшая влияние западных образцов, с самого начала - в киевских «виршах» - должна была держаться рифмы уже потому, что этого требует силлабическая система стихосложения. Тредьяковский думал, пока держался старой системы, что русскому языку свойственны одни лишь женские рифмы, «так как красота русского стиха непременно требует, чтобы созвучие двух рифм всегда чувствовалось на предпоследнем слоге». Лишь для строф или стансов он ввёл «смешанные рифмы, похожие во всем с теми, которые есть у французов и немцев». В этом случае он обратился к польскому стихосложению, «которое почти одинаково с нашим, за исключением некоторых частностей - и тем не менее оно допускает столько же рифму непрерывную, сколько и так называемую смешанную, и в этом отношении такая смесь не противна нежности уха» (французское письмо к Штелину , ). Из драматических произведений Тредьяковский решительно изгонял рифму: «Что есть драма? Разговор. Но природно ль есть то собеседование, кое непрестанно оканчивается женской рифмой, как на го́ре - мо́ре , и мужской, как на увы́ - вдовы́ ». Это рассуждение блестяще опровергнуто бессмертными рифмами «Горя от ума ».

                    Примечания

    Поэтические строки могут быть как рифмованными, так и нерифмованными. Нерифмованная поэзия, соблюдающая правила того или иного стихотворного размера, называется белым стихом .

    Шёл трамвай десятый номер
    По бульварному кольцу.
    В нем сидело и стояло
    Сто пятнадцать человек.
    (С.В. Михалков)

    Белый стих следует отличать от верлибра (свободного стиха) , который не имеет ни рифмы, ни размера и отличается от прозы только наличием членения на стиховые отрезки. Яркий пример верлибра в русской поэзии – стихотворение А.А. Блока «Она пришла с мороза…».

    Рифма (от греч. «соразмерность») – это звуковой повтор в заключительных слогах строки. Говоря о рифмах, следует иметь в виду их звучание, произношение, а не написание. В зависимости от того, насколько совпадают звуки в рифмующихся словах, рифмы делятся на точные и неточные.
    Точная рифма – рифма, в которой все звуки (гласные и согласные) совпадают (куст – пуст, волн – полн).

    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль
    (А. Блок)

    Неточная – рифма, в которой не все звуки совпадают.

    Мой письменный верный стол!
    Спасибо за то, что шёл
    Со мною по всем путям.
    Меня охранял – как шрам
    (М. Цветаева)

    По расположению ударения в рифмующихся словах или сочетаниях слов рифмы бывают мужские, женские и дактилические. В мужской рифме ударение падает на последний слог строки .

    Жди меня, и я вернусь.
    Только очень жди.
    Жди, когда наводят грусть
    Желтые дожди…
    (К. Симонов)

    В женской рифме ударение падает на второй слог с конца строки .

    Слова их скупы и случайны,
    Но взоры ясны и упрямы,
    Им древние открыты тайны,
    Как строить каменные храмы.
    (Н. Гумилёв)

    Однако чаще всего в русской поэзии встречается чередование женских и мужских рифм .

    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи ещё хоть четверть века –
    Всё будет так. Исхода нет.
    (А. Блок)

    Намного реже встречается дактилическая рифма (с ударением на третьем слоге с конца строки ).

    Ночи безумные, ночи бессонные,
    Речи несвязные, взоры усталые…
    Ночи, последним огнем озаренные,
    Осени мертвой цветы запоздалые!
    (А. Апухтин)

    Если рифма оканчивается на гласный звук, она называется открытой , а если на согласный – закрытой .

    По расположению рифм в строках стихотворения выделяют несколько видов рифмовок :
    1. смежная , или парная – рифмуются соседние строки (аабб),

    Не дождаться мне, видно, свободы,
    А тюремные дни будто годы;
    И окно высоко над землей,
    И у двери стоит часовой!
    (М. Лермонтов)

    2. перекрёстная – рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки (абаб),

    Я не люблю себя, когда я трушу,
    Досадно мне, когда невинных бьют.
    Я не люблю, когда мне лезут в душу,
    Тем более – когда в нее плюют
    (В.Высоцкий)

    3. кольцевая – рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (абба)

    Когда порой я на тебя смотрю,
    В твои глаза вникая долгим взором:
    Таинственным я занят разговором,
    Но не с тобой я сердцем говорю
    (М. Лермонтов)

    Если при смежной рифмовке рифмуется более двух строк, то такие рифмы называются тройными, четверными и многократными .

    В огромном городе моём – ночь.
    Из дома сонного иду – прочь.
    И люди думают: жена, дочь, -
    А я запомнила одно: ночь
    (М. Цветаева)

    Если в стихотворении на всем протяжении употребляется только одна рифма, оно называется монорим (от фр. «одна рифма»).

    Когда будете, дети, студентами,
    Не ломайте голов над моментами,
    Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
    Над царями и над президентами,
    Над морями и континентами,
    Не якшайтеся там с оппонентами,
    Поступайте хитро с конкурентами.
    А как кончите курс эмитентами
    И на службу пойдете с патентами –
    Не глядите на службе доцентами
    И не брезгайте, дети, презентами!
    Окружайте себя контрагентами,
    Говорите всегда комплиментами,
    У начальников будьте клиентами,
    Утешайте их жен комплиментами,
    Угощайте старух пеперментами –
    Воздадут вам за это с процентами:
    Обошьют ваш мундир позументами,
    Грудь украсят звездами и лентами!..
    (А. Апухтин)

    Первая из них (она также называется трехсложной) подразумевает наличие ударения на третьем с конца слоге (приятели – мечтатели). Вторая – на четвертом и остальных по направлению к началу слова.

    Обратите внимание на то, как рифмующиеся строки расположены внутри строфы. Строфа – это совокупность строк, которые объединены в одно целое рифмовкой, метрическим и ритмическим строением. Если автор зарифмовал первую строку со второй, а третью – с четвертой, можно утверждать, что он воспользовался смежной рифмой. Стихотворения , построенные по такому принципу, обычно легки для запоминания.

    Строки, рифмующиеся через одну(первая - с третьей, вторая – с четвертой и т.д.), говорят о наличии перекрестной рифмы.

    Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма характеризуется зарифмованными друг с другом первой и последней строкой в строфе.

    Для обозначения сочетания рифмующихся строк обычно пользуются латинского алфавита. Смежная рифма схематично будет представлена так: aabb, перекрестная – abab, кольцевая – abba.

    В завершение определите тип рифмы по количеству совпадающих звуков. По этому признаку они делятся на точные и . При употреблении точной достаточной совпадают последний ударный звук и звуки, идущие за ним (приходится – заботиться). К этому же типу относятся йодированные рифмы, в которых звук j может выпадать или добавляться. В строфах с неточной рифмой одинаковыми будут только последние ударные звуки, а созвучие всех последующих может быть только частичным.

    Рифмой называют последовательное употребление в строках конечных слогов, сходных по звучанию. Рифма помогает создать в произведении акцент на ритмическом рисунке поэтического текста. Для определения рифмы используется несколько основных характеристик.

    Инструкция

    Чтобы определить первую характеристику , посчитайте, на какой слог в рифмованных падает .
    Если ударение в последних рифмованных строк падает на последний слог, то такую называют мужской. Пример употребления мужской рифмы – «крОвь-любОвь».
    Если ударение падает на предпоследний слог, то определите рифму как женскую. Пример - «мАма-рАма».
    Различают также и трехсложную или дактилическую рифму – это та рифма, в которой ударение падает на третий с конца слог. Например, «страдАния-прощАния».
    Существует и гипердактилическая рифма – в ней ударение падает на четвертый слог с конца и далее, но она используется довольно редко.

    Когда не в шутку занемог,

    Картограф был, наверное, в азарте

    Иль с дочкою судьи накоротке.
    Обозначение: ABBA

    Помните, что в поэтическом произведении различные рифмы и различные способы рифмовки могут сочетаться в самых различных комбинациях. Поэтому, чтобы определить рифму в данном произведении, проанализируйте каждую строку. Даже в пределах одной строфы можно встретить разные виды рифмовки. Особенно часто наблюдается в современных поэтов.
    Рифма может быть точной и неточной. В неточной рифме конечные слоги могут быть схожи лишь отдаленно. Это тоже одна из отличительных черт современного поэтического текста.

    Видео по теме

    Полезный совет

    Есть и другие термины, связанные с рифмами.

    Панторифма – это прием, при котором все слова в одной и в следующей строке рифмуются между собой.

    Сквозной называют рифму, которая проходит через все стихотворение.

    Рифма - это концевое созвучие слов. Наряду с ритмом, она является одним из признаков, отличающих поэзию от прозы. Любому поэту, таким образом, нужно уметь подбирать рифмы.

    Инструкция

    Основа рифмы - совпадение ударной гласной. Слова «палка» и «селедка», хотя и обладают одинаковыми окончаниями, но различаются ударными гласными, а потому и не рифмуются.

    Следует избегать и слишком полного совпадения рифмующихся слов. В поэтической среде это явление известно под шутливым названием «рифма ботинок-полуботинок».

    В качестве художественного приема вполне допускается рифмовать , если различие их смысла обыграно в стихе, а также слова, которые пишутся и произносятся одинаково в определенных грамматических формах. Например, у того же Пушкина есть строки:

    На самом деле, принципы подбора рифм очень просты. В первую очередь, читатель хочет встретить рифмы нетривиальные, непривычные. Банальные сочетания, вроде «слезы-морозы» и « -кровь», давно набили оскомину. Для того чтобы не допускать таких пошлых банальностей в своем творчестве, начинающему автору стоит изучить некоторые теоретические основы.

    Разновидности рифм

    Некоторые поэты считают, что поэтическое искусство – это порыв души, он иррационален и нелогичен. На самом деле в стихосложении существуют свои законы, и даже рифмы поддаются классификации. Знание различных видов рифм может помочь поэту подобрать хорошее созвучие.

    Параллельная рифма – когда поэт рифмует одинаковые части речи: «страдать-мечтать», «холодный-голодный», «море-горе». Подобрать параллельную рифму не составляет труда, однако читатель часто воспринимает ее как банальную и неинтересную. Конечно, такие рифмы имеют право на существование, но использовать их стоит как можно реже.

    Разнородная рифма – когда в отличие от параллельной рифмы созвучные слова являются разными частями речи: «дней-быстрей», «людей-убей».

    Панторифма – когда в стихе рифмуются все слова, а не только последние строчки:
    Вместо имения вымыты
    Местоимения "вы", "мы", "ты".

    Не существует стихов, построенных с использованием исключительно панторифмы, в поэзии они встречаются лишь фрагментарно. Такую рифму подобрать довольно трудно, так что поэта вряд ли упрекнут в банальности за использование в стихе панторифмы.

    Перекрестная рифма (АВАВ) – когда поэт рифмует строчки через одну, как, например, в произведении А. Ахматовой:
    А ты думал - я тоже такая (А),
    Что можно забыть меня (В),
    И что брошусь, моля и рыдая (А),
    Под копыта гнедого коня (В).

    Это – один из самых распространенных вариантов рифм, который, не теряет своей актуальности.

    Псевдорифма – неточная рифма. В словах совпадают ударные гласные, послеударные слоги лишь созвучны: «радости – старости». Существует множество разновидностей псевдорифм. К примеру, переставленная рифма – рифма, построенная на перестановке слогов: «резче – через». Такие рифмы используются крайне редко, однако ими не стоит злоупотреблять: может сложиться впечатление, что поэт гонится за оригинальностью формы в ущерб содержанию.

    Еще одна из разновидностей неточной рифмы – префиксальная, которая строится на общих окончаниях слов и ритмичном созвучии префиксов: «выкрики – выкройки».

    Предударная рифма – псевдорифма, в которой совпадает ударная гласная и предударные слоги: «пролетарий – пролетает». Чем больше слогов совпадает в словах, тем лучше звучит такая рифма.

    Приемная рифма – тип псевдорифмы, когда в окончаниях слов есть различия, однако они созвучны: «сельдь-медь», «фрукт-фунт».

    Пятерная рифма – когда в своем стихотворении поэт рифмует пять строк.

    Гипердактилическая рифма – такая, в которой падает на пятый с конца слог: «волнующаяся –любующаяся».

    Равносложная рифма – когда рифма строится на созвучии слов с одинаковым количеством послеударных слогов. Пример – стихотворение Ф. Тютчева:
    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить,
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить.

    Поэтические хитрости

    Главное правило в подборе рифмы – совпадение ударной гласной. Слова «марка-горка» не рифмуются, хотя последние буквы полностью совпадают.

    Использование сочетаний вроде «любви-сними» допустимо: такие рифмы называются ассонансными и пользуются популярностью в современной поэзии.

  • Как найти рифму. Инструкция в 2019
  • Многие люди пишут стихи и при этом не могут объяснить, что такое рифма. Ее наличие не всегда украшает произведение, например, из-за своей примитивности. Иногда данное понятие путают с определением «созвучность», к которому относятся, к примеру, сочетания «тебя - меня». Итак, рифма - это звучное сочетание сходных частей слова, которые располагаются симметрично в строках стихотворения. В классическом стихосложении к основному ее признаку относится совпадение ударных гласных. Она выделяет звуковым повтором окончания строк произведения, подчеркивает междустрочную паузу, задавая тем самым ритм стихотворной формы. Поэтому важнейшей единицей ритма является строка, которая оформляется правильным типографским образом. Иногда придумать рифму бывает очень сложно, поскольку, неправильно подобранная, она уводит автора совершенно в другую от задуманного смысла произведения сторону.

    Виды и формы рифм

    Понять, что такое рифма, возможно через определение расположения ударений в словах и учета вида данной формы. Она бывает нескольких вариантов:

    • мужская (в этом случае ударение всегда падает на последний слог в строке);
    • женская (здесь ударение падает на предпоследний слог);
    • дактилическая (ударение приходится на третий слог с конца, по схеме «ударный - безударный - безударный»);
    • точная/неточная (точная - совпадение гласных и согласных звуков, неточная - совпадение в одном - двух звуках).

    Помимо данных видов, выделяют следующие формы, которые раскрывают, что такое рифма. Во-первых, квадратные рифмы - они представляют собой самые простые варианты. Основная нагрузка в этом случае ложится на одно окончание, например: «мы в лес - там бес». Во-вторых, глаголы - тоже достаточно простая форма, но звучит намного лучше предыдущей, например: «купить - посадить». В-третьих, созвучия - совокупность слов, которые задают определенный ритм; основную нагрузку в них лучше делать на ударные гласные. В-четвертых, разбиения - в этом случае слово разбивается на несколько слогов и подбирается пара с подобными слогами, например: «сто полей - с тополей». В-пятых, трехмерная рифма - она считается верхом мастерства, и в стихотворении рифмуется практически каждое слово. Изучив основные виды рифмы, можно приступать к написанию стихотворной формы. Для этого следует уяснить некоторые правила.

    Правила составления рифмы

    1. Проще всего рифмовать глагольные формы. Однако данный способ больше подходит для новичков, среди профессиональных поэтов он считается банальным и достаточно грубым.

    2. Для создания красивой формы лучше всего подбирать точную форму. Не стоит брать первое пришедшее на ум слово. Сначала стоит выписать все найденные варианты рифм, а затем выбрать из них наиболее подходящий. Не нужно бояться проговаривать слова вслух, поскольку в живой речи выявить недостатки рифмотворения проще.

    3. Применять неточные формы стоит только в том случае, если это позволяет смысл текста. Этот делает стих более харизматичным и убирает из него плавность и певучесть.

    4. Не стоит злоупотреблять банальными рифмами, которые давно превратились в штампы, поскольку теряется уникальность и оригинальность произведения. Примером таких штампов могут стать «розы - морозы», «любовь - морковь» и т. д. Вместе с тем стоит помнить, что рифма должна подбираться в тему произведения и соответствовать его общему настроению.

    5. В том случае, если не получается подобрать рифму, можно воспользоваться словарем рифм, который можно найти в Интернете.

    Таким образом, для того, чтобы стихотворение получилось правильно зарифмованным, рифмоваться должны строки. Для восприятия произведения немаловажную роль играет не только звук, но и смысл. Существует еще множество секретов, освоив которые, можно понять, что такое рифма, и научиться создавать восхитительные

    Следует дифференцировать понятия рифмы и рифмовки. Если первая является созвучием окончаний двух слов, то вторая представляет собой порядок чередования рифм в стихе. Соответственно, рифмовка является более широким понятием, чем рифма.

    Виды рифм

    В стихосложении опираются на несколько видов рифм. Так, по качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные. По специфике ударения - на мужские (ударение на последний женские (ударение на предпоследний гласный звук), дактилические и гипердактилические (ударение на 3-й и 4-й гласный звук с конца). Если строки, помимо гласного, совпадают по предударному (опорному) то такую рифму определяют как богатую. Если этого нет - рифма называется бедной.

    Виды рифмовки

    Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:

    • смежная (парная),
    • перекрестная (попеременная),
    • кольцевая (опоясывающая, охватная).

    Также отдельный вид представляет свободная рифмовка.

    Смежный (парный) вид подразумевает поочередное созвучие смежных строк - первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как "аабб". Пример:

    «Только рвани нынче нет (а) -

    По-другому сделан свет (а).

    И поет гармоница (б),

    Что исчезла вольница (б)».

    (С. А. Есенин).

    Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме "аааа".

    Перекрестная (попеременная) рифмовка образуется посредством чередования рифмующихся строк - первая рифмуется с третьей, вторая - с четвертой, пятая - с седьмой и т. д. рифмовки "абаб":

    «Я помню чудное мгновенье (а):

    Передо мной явилась ты (б),

    Как мимолетное виденье (а),

    Как гений чистой красоты (б)»

    (А. С. Пушкин).

    Кольцевой (опоясывающий, охватный) вид рифмовки строится по схеме "абба". Соответственно, рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья. Данный вид в стихосложении встречается реже, чем два предыдущих:

    «Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а)

    И, вероятно, вправду мы поэты (б).

    Когда, кропая странные сонеты (б),

    Мы говорим со временем на «Вы» (а).

    (И. А. Бродский).

    Свободные виды рифмовки имеют место в том случае, когда закономерность в чередовании рифм отсутствует:

    «Забором крался конокрад (а),

    Загаром крылся виноград (а),

    Клевали кисти воробьи (б),

    Кивали безрукавки чучел (в),

    Но, шорох гроздий перебив (б),

    Какой-то рокот мер и мучил» (в).

    (Б. Л. Пастернак).

    Соответственно, в данном примере виды рифмовки совмещены: первая и вторая строки - смежный вид, с третьей по шестую - перекрестный.

    Рифмовка и цельная строфа

    Цельная строфа подразумевает наличие хотя бы одной пары для каждой рифмы. Это обеспечивает неделимость общего тела данной строфы - ее нельзя поделить на меньшие цельные строфы, имеющие собственную завершенную рифмовку.

    В зависимости от количества рифмовок, образующих стих, выделяют формы моностиха, дистиха, терцета, катрена, пентета и т. д. Моностих не может являться цельной строфой, так как одна строка ни с чем не рифмуется (даже в том случае, когда содержит внутреннюю рифму). Дистих строится по схеме "аа", имея, соответственно, одну рифмовку для цельной строфы. Также одну рифмовку имеет терцет - схема "ааа". При этом терцет нельзя разделять, так как при любом делении мы получаем хотя бы один моностих, который не является цельной строфой.

    Катрен включает в себя такие виды рифмовки, как кольцевая ("абба") и перекрестная ("абаб"). В случае же смежной рифмовки ("аабб") стих разделяется на два самостоятельных дистиха, каждый из которых будет являться цельной строфой. Пентет, в свою очередь, объединяет в себе шесть рифмовок цельной строфы.

    Свободный и вольный стих

    Следует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха, так как это не одно и то же. Свободные виды рифмовки в стихотворении образует т. н. вольный стих - форма стихосложения с меняющимися видами рифмовки. То есть строки рифмуются в разном порядке. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму:

    «Послушайте (а)!

    Ведь, если звезды зажигают (б) -

    значит это кому-нибудь нужно (в)?

    Значит кто-то хочет, чтобы они были (г)?»

    (В. В. Маяковский).

    При этом свободный стих нельзя приравнивать к прозе по принципу: раз нет рифмы, то чем это отличается от, например, обычного газетного объявления? Одно из отличий от прозы - это тенденция к декламированию, что отличает стихотворный текст от прозаического. Данная тенденция создается за счет специфической эмоциональности, особого настроения поэтического текста, не приемлющего монотонного чтения. Вторым существенным отличием свободного стиха является его ритмичность, формирующаяся за счет определенного выравнивания количества слогов и ударений.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода