Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Церковь Димитрия в Поле (Псков). Церковь царевича димитрия "на поле" Храм царевича димитрия на поле

Историческая справка

Каменная церковь во имя св. Дмитрия сооружена в 1534 г. в монастыре.

Димитрий Солунский – второй Апостол Павел. Так называют Святого Димитрия Солунского. В восьмой день ноября 306 года Димитрий был убит за то, что открыто заявил о себе как о христианине. Обычное для того времени дело – умереть за веру в то, что десятилетия назад Сын Божий ходил по земле.

Так получилось, что в России Святого Димитрия Солунского почитали особо. С одной стороны, это святой-воин, а воевать нашим предкам приходилось немало. С другой, передавали, будто по происхождению Димитрий, хоть и жил в греческих Салониках, был славянин.

Родители Дмитрия верили во Христа, строили свою жизнь по заповедям и имели в доме небольшую церковь. В ней и крестили сына Димитрия. Отец был влиятельным человеком – проконсулом (верховным правителем) Фессалоник, христианство исповедовал тайно.

Когда он умер, император познакомился с Димитрием и передал ему место проконсула: молодой человек был умен и талантлив и наверняка хорошо знал все, что полагается проконсулу. Существовало одно «но», о котором Галерий Максимиан не подозревал: новый правитель Фессалоник был христианином.

В сердце его жила вера, в руках были огромные возможности, которые давало место проконсула. И Димитрий решил использовать их для проповеди. В «Житии» он именуется «вторым Апостолом Павлом». Павел основал в Фессалониках общину христиан, Димитрий значительно ее увеличил. И, как и Павел, погиб смертью мученика.

Император был в гневе, узнав о проповедничестве проконсула. Максимиан как раз возвращался из похода в Причерноморье, и решил вместе со всем войском посетить Салоники.

Димитрий же спокойно велел слуге раздать все имущество нищим («Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного») и стал постом и молитвой готовить себя к неминуемой смерти. По приказу императора низложенного проконсула заточили в темницу. А на рассвете 26 октября (8 ноября) пронзили его тело копьями.

Тело Святого великомученика Димитрия выбросили на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой Святого Димитрия выстроили церковь.

Сто лет спустя стали возводить новый храм и обрели его нетленные мощи. С VII века при раке великомученика Димитрия началось чудесное истечение благовонного мира. Поэтому Святого Димитрия называют Мироточивым.

Псковские летописи о сооружении церкви сообщают следующее: "... в лета 7042 поставлена бысть церковь святый мученик Дмитреи в поли в монастыри..."

Вид с севера. Фото Б. Скобельцына. 1976 г.

Во второй половине ХVI и в начале ХVII в. она неоднократно упоминается в разных источниках - церковь называется "... с поля, что на Столбицкой дороге над Псковою...", "... на всполье, из-за Петровских ворот ...".

Под 1685 г. значится: Дмитриевский монастырь крыл "по развытке" силами вотчинных крестьян и бобылей городовые стены Пскова "вопче" с другими монастырями.

Церковь Царевича Димитрия "на поле"

На въезде со стороны Ростова Великого в Углич, на Ростовской улице, гостей города встречает изящная небольшая церковь. Это церковь Царевича Димитрия «на поле». Существующий ныне каменный храм был построен в 1798-1814 годах. Но постройке нынешнего храма предшествовала долгая история, о которой сложено предание…

3 июня 1606 г., когда мощи царевича Димитрия переносили из Углича в Москву, процессия сначала двинулась в путь по московской дороге. Но на выходе из города у Иоанно-Богословского монастыря носилы с мощами неожиданно остановились и их никак не могли сдвинуть с места. Из-за этого решили, что нужно идти по ростовской дороге. По ней и продолжили шествие. На выезде из города процессия остановилась еще раз, для того, чтобы горожане могли проститься с царевичем. Сутки под открытым небом духовенство непрерывно вело богослужение.

Во время Божественной Литургии произошло событие, положившее начало основанию на этом месте храма - из гроба, где находились мощи Димитрия, на землю пролилась струйка крови. Святыню бережно собрало духовенство и вложило в месте с землёю в серебряную раку. 3 июля траурная процессия торжественно прибыла в Москву. Тело Царевича Димитрия упокоилось в Архангельском соборе Кремля. Угличане обрели у Господа своего заступника и чудотворца.

Вскоре на святом месте прощания горожан с царевичем Димитрием была выстроена часовня. В 1693 году на место часовни из кремля была перенесена старая теплая церковь при Спасо-Преображенском соборе, так как в кремле строили новую. «Кремлевская» церковь простояла более сорока лет, до 1729 года, когда на ее месте поставили каменный храм Царевича Димитрия и Святых Кирика и Иулиты. А спустя еще полвека чуть в стороне от прежнего поставили существующий храм, получивший в народе прозвание церкви Димитрия «на поле» (так ее называют, в отличие от кремлевского храма «на крови»).

Церковь "на поле" - типичный памятник своего времени. Она одноэтажная, пятиглавая с трапезной и колокольней. При традиционной композиции, в ее убранстве преобладают формы классицизма. Таковы четыре тосканские колонны, фронтоны перед четвериком, пилястры, карнизы, оформление колокольни. Церковь нельзя назвать интересным архитектурным памятником, но она по-своему красива и примечательна, а главное – она важный исторический памятник и святыня этих мест.

Внутри сохранились росписи 1836 года, близкие по манере к фрескам Спасо-Преображенского собора в Угличском кремле, отчего исследователи полагают, что оба храма расписывала одна артель. Здесь тоже встретятся иллюзорные формы – колонны, кессонированный свод, совмещенные с клеймами святых и сюжетов, но, конечно, во всем видна скромность небольшого кладбищенского храма. Сохранился и резной иконостас в форме триумфальной арки.

Наверно, не случайно церковь, посвященная небесному покровителю города, никогда не закрывалась, в советские годы оставалась единственным действующим храмом. Сюда были свезены уцелевшие святыни и иконы со всего Углича. В 1989 году храму в дар были переданы мощи святого благоверного угличского князя Романа в серебряной раке. Он был третьим Угличским князем и на княжеском престоле возвысился добродетелями и благочестием до лика местночтимых святых. Мощи были обретены в 1495 году. В 1595 году было его всеобщее прославление. В 1611 году во время польско - литовской интервенции мощи пострадали от пожара и по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. С 1930 года находились в Угличском музее.

9 сентября 2010 года город Углич и Храм Царевича Дмитрия "на поле" посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Реферат на тему:

Церковь Димитрия в Поле (Псков)



План:

    Введение
  • 1 Описание
    • 1.1 Размеры
  • 2 История
    • 2.1 Церковная жизнь
  • 3 Дмитриевское кладбище
  • Источники

Введение

Церковь Димитрия Мироточивого с Поля (Дмитрия Солунского) - православный храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV-XVI веков. Находится посреди Дмитриевского кладбища на левом берегу Псковы


1. Описание

Четырёхстолпный четверик храма, имеет три апсиды. С западной стороны расположен притвор и колокольня из трех ярусов, верхние ярусы имеют по шесть граней, которые завершаются лопастями и шпилем. Церковь имеет южный придел более поздней постройки с одной апсидой, который завершается малой главкой на декоративном барабане. Храм имеет скромный декор фасадов, что типично для храмовой архитектуры Пскова XVI в. Световой барабан главного храма имеет декоративный пояс, образованный из двумя рядами поребрика и рядом бегунца, расположенным между ними. Западные столбы четверика в нижней части на высоту роста человека покрашены белой масляной краской, в верхней части имеется живопись масляными красками.

Сложен из местной известняковой плиты, с использованием известкового раствора, обмазан и побелен.


1.1. Размеры

Длина храма по оси запад - восток - 22 м, ширина −8 м. Длина придела - 21,5 м, ширина - 8 м.

2. История

  • Каменная церковь, освящення во имя Св. Дмитрия построена в 1534 г. в монастыре. В псковской летописи сказано: «… в лета 7042 поставлена бысть церковь святый мученик Дмитреи в поли в монастыри…»
  • Церковь упоминается в различных источниках второй половины ХVI и начала ХVII в. Она называется «… с поля, что на Столбицкой дороге над Псковою…», «… на всполье, из-за Петровских ворот…».
  • 1685 г. - крестьяне Дмитриевского монастыря участвовали в сооружении кровли городских стен Пскова.
  • 1698 г. - Дмитриевский монастырь из-за Петровских ворот владел 28 дворами.
  • 1615 г. - монастырь разорен шведскими интервентами, но вскоре восстановлен.
  • 1763 г. - дано первое краткое описание церкви, приписанной к архиерейскому дому, церковь названа «… за Петровскими воротами, с поля…» Церковь сложена из камня, покрыта тесом, досчатая глава опаяна жестью, колокольня также каменная, имеется четыре колокола.
  • 1782 г. - на средства псковского купца Вуколы Евстафьевича Поднебесного опстроен придел, освященный во имя Введения во храм Богородицы.
  • Начало XIX в. церковь указывается приходской.
  • 1808 г. - церковь предполагалось снести по причине ветхости, но снос церкви запрещен Святейшим Синодом.
  • 1864 г. - надстроен придел, после чего псковская духовная консистория решила надстроить деревянным срубом колокольню.
  • 1876 г. - установлен новый иконостас в главном храме, а в 1882 г. - и в приделе.
  • До конца 1980-х годов являлась одной из пяти действующих православных храмов Пскова.
  • 1960 г. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа храм, как памятник республиканского значения, взят под охрану государства.
  • Решением Псковского городского исполкома 21 сентября 1960 г. кладбище у церкви закрыто для захоронений.

2.1. Церковная жизнь

  • С 1915 г. здесь служил священник Алексий Черепнин. Он учился в Псковской духовной семинарии вместе с будущим Патриархом Тихоном (Беллавиным). Его арестовали в 1938 г. в возрасте 80 лет, умер священник в ленинградской тюрьме.
  • Настоятель храма Архимандрит Анатолий (Новоземцев).

3. Дмитриевское кладбище

  • Кладбище возникло вокруг церкви в начале XIX века, здесь хоронили монахинь Старо-Вознесенского монастыря.
  • По решению Псковской духовной консистории в 1862 г. отделена оградой часть кладбища для погребения католиков. На католическом участке находится могила художника Владимира Оттовича Рехенмахера, ученика И. Е. Репина.

На кладбище похоронены известные жители Пскова:

  • М. А. Назимов (1801-1888 гг.), декабрист и друг М. Ю. Лермонтова,
  • родственники декабриста Ивана Пущина, лицейского друга А. С. Пушкина,
  • И. И. Василёв, основатель Псковского Археологического Общества,
  • участники Отечественной войны: Е. П. Назимов и В. М. Бибиков.
  • Митрополит Псковский и Порховский в 1954-1987 гг. Иоанн (Разумов), почивший в 1990 году,
  • Ф. М. Плюшкин, предприниматель и коллекционер произведений искусства
  • И. Н. Скрыдлов, директор народных училищ Псковской губернии, отец адмирала Н. И. Скрыдлова, убитого в Петрограде в 1918 г.,
  • Б. С. Скобельцын, архитектор, реставратор,
  • В. А. Порошин, артист
  • на этом же кладбище погребены некоторые директоры Псковской гимназии.

Источники

  • Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков. 1913 г.
  • Спегальский Ю.П. Псков. Л.-М.: «Искусство». 1963 г. (Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР»).
  • Скобельцын Б. С., Храброва Н. С. Псков. Памятники древнерусского зодчества. - Л.: «Искусство». 1969 г.
  • Скобельцын Б. С., Проханов А. Земля Псковская. Памятники древнерусского зодчества. Л.: «Искусство». 1972 г.
  • Спегальский Ю. П. Псков. Художественные памятники. - Л.: «Лениздат». 1972 г.
  • Спегальский Ю. П. По Пскову XVII века. Л., 1974 г.
  • Достопримечательности Псковской области. Сост. Л. И. Маляков. Изд. 2-е, испр. и дополн. (изд. 3-е - 1981). - Л.: «Лениздат». 1977 г. - 360 с., ил. С.11-22.
  • Спегальский Ю. П. Псков. Изд. 2-е. - Л.: «Искусство». 1978 г. (Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР»).
  • Аршакуни О. К. Народное зодчество Пскова. Архитектурное наследие Ю. П. Спегальского. - М.: «Стройиздат». 1987 г.
  • Бологов А. А. Псков. Л.: «Лениздат». 1988 г.
  • Седов В. В. Псковская архитектура XVI века. М. 1996 г.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 07:05:56
Похожие рефераты:

Церковь Царевича Димитрия на поле
Ростовская ул., 60
Престолы: Димитрия царевича, Кирика и Иулитты.

Эта церковь редко посещается туристами, она находится в стороне от проторенных дорог. Однако именно она хранит многие тайны этого города.

Кирпичная церковь в классическом стиле, возведённая в 1798-1814 вместо прежнего кирпичного храма постройки 1729 г. на средства посадского М. Волкова. Четырёхчастное здание с двухсветной храмовой частью, увенчанной пятиглавием, оформленной на боковых фасадах четырёхколонными портиками. Трапезная с зимним храмом Кирика и Иулиты, с западной стороны примыкает трёхъярусная колокольня, построенная в 1822 г.

Церковь построена на месте прощания с мощами царевича Димитрия при переносе их в Москву 3 июня 1606 г.

Процессия двинулась напрямую по московской дороге вдоль Волги, но в районе Богоявленского монастыря носилки с мощами внезапно остановились. Процессия повернула на ростовскую дорогу, и на выезде из города остановилась еще раз, для того, чтобы горожане могли проститься с царевичем. Первоначально на этом месте вскоре срубили деревянную часовню.


В 1693 г. на место часовни из кремля была перенесена старая теплая церковь при Преображенском соборе, так как в кремле строили новую. «Кремлевская» церковь простояла более сорока лет, до 1729 г., когда на ее месте поставили каменный храм Царевича Димитрия и Свв. Кирика и Иулиты. Храм был бесприходным, с кон. XVIII в. имел статус кладбищенского.
Позже чуть в стороне от прежнего поставили существующий храм. Тогда здесь действительно были поля, а не заселенные улицы. Внутри сохранились росписи 1836 года, близкие по манере к фрескам Преображенского собора в кремле, отчего исследователи полагают, что оба храма расписывала одна артель. Сохранился и резной иконостас в форме триумфальной арки.

В советское время только он не закрывался и продолжал действовать. Это единственный храм был действующий в советское время.

Сюда были свезены уцелевшие святыни и иконы со всего Углича. в 1989 г. храму передана из Преображенского собора Угличского кремля серебряная рака с мощами святого благоверного угличского князя Романа в серебряной раке.
Здесь хранятся:
-остатки святых мощей благоверного князя Романа Владимировича Угличского (его отец в 1237г. оставил Углич и при приближении войска Батыя велел городу сдаться не допуская крови – 02.1237г. Батый оставил нетронутым город, через три года князья вернулись в Углич, отец умер в 1249г., стал князем старший брат Р. – Андрей, Роман князь Углича с 1261г., устроил не менее 15 храмов, скончался 3.02.1285г, погребен в соборном храме Углича, в 1486г. мощи обретены нетленными при основании нового храма, в 1595г. они освидетельствованы, в 1609г. их сожгли поляки вместе с собором, остатки их хранились до 1917г. в приделе, посвященном Роману)
-частица мощей царевича Дмитрия;
-Федоровская икона Б.М, перед которой молился царевич;
-Афонская икона Б.М.
-икона Покрова Б.М. (явилась в XIV в., такая же икона хранится в историко-худож. музее – которая из них список не известно)
-до недавнего времени лежали также окровавленные орешки царевича, но были украдены.
-часть святых мощей отрока Иоанна Чеполосова (убит работником отца – нанес ему 25 ран в 1663г., в 1669г. мощи обретены нетленными)

Расписан в начале XIX ст. Живопись отреставрирована в 1986 г. под руководством Е.М.Масловой.
Тимофей Медведев занимался и иконописью, публикуемый документ из фондов Угличского филиала Государственного архива имеет важное источниковедческое значение: позволяет характеризовать Тимофея Медведева как крупного иконописца, расширяет представление о его деятельности в Угличе, определяя ее разносторонность. до настоящего времени угличский период в творчестве Медведева определял его лишь как талантливого мастера стенной росписи.

Договор мастера – живописца Тимофея Алексеевича Медведева с церковным старостой и священноцерковнослужителями церкви Святого Димитрия Царевича, что на поле города Углича о написании 27 – ми икон для главного иконостаса. 1812 года февраля 1 дня. Договорился, я, Владимирской губернии Шуйской округи княгини Дарьи Александровны Долгоруковой села Тейкова житель Тимофей Алексеев Медведев города Углича церкви Царевской, что на поле (со) священно- и церковнолслужителями и церковным старостой Николаем Скорняковым в том, чтобы мне, Медведеву, во оной Царевичевской церкви в новый иконостас написать иконы на масленом грунте лучшей греческой работы и лучшего искусства, - против данного мной им образа Рождества Христова. Краски употреблять на оную работу самые лучшие и золото на венцы и пробели в ризах червонное, а не двойник. Всего же в оном иконостасе икон счетом двадцать семь штук, а именно, вверху в первом поясе в среднике написать Спасителя, с предстоящими в пяти лицах; в четырех, по сторонам оного Спасителях, цках (так в подлиннике) – двенадцать Апостолов; еще в двух клеймах подле Спасителях ж два Пророка или что им рассудится написать. Во втором (поясе) в среднике (написать) Тайную Вечерю и по сторонам Вечери, в клеймах, - (Страсти) Господни, а в прочих клеймах над местными образами (дванадесятые) Праздники, сколько их поместится. В исподнем ж (поясе на Царских) вратах (написать) Благовещение и четыре Евангелиста…(далее не читаемо, текст утрачен – часть листа оборвана) (По пра)вую сторону Царских врат (написать) Спасителя, …(далее не читаемо, текст утрачен – часть листа оборвана) (Цар)евича князя Димитрия; по левую сторону…(далее не читаемо, текст утрачен) (Д)вери написать Архидиакона Степана…(далее не читаемо, текст утрачен) оных не отговариваться, а писать по их угодности.

За всю же вышеописанную мою работу договорился я, Медведев, получить тысячу рублей, из коей по договорной цене в задаток при заключении сего договора сто рублей (получить); в марте месяце (еще) сто рублей; в апреле месяце – сто же рублей. По взятии оных же денег на июнь месяц мне, Медведеву, не менее представить написанных десяти штук непременно, а особливо храмовый образ, за кой и получить еще двести рублей следует. А прочие деньги получать по успехам моей представляемой в их церковь работы.
Означенную мою работу начать с написанного при договоре числа и не далее продолжать до ноября сего же года. По окончании всей моей работы последних двухсот рублей выждать год или как они исправятся суммой.
В случае ж моей работы, ежели какая окажется в написании через полгода икон неисправность или повреждение в оных, то мне, Медведеву, должно поправить на свой счет оные иконы, не доводя церкви убытка.

Для уверения всей моей работы и дал священно- и церковнослужителям со старостой церковным оный договор, в чем и подписуюсь. Подлинный договор подписан тако: К сему договору означенный иконописец Тимофей Алексеев Медведев своеручно и расписуюсь во исполнении всего вышенаписанного. По сему контракту задаточные сто рублей получил означенного числа, апреля 10 дня еще получено мной, иконописцем Тимофеем Медведевым, за предоставленные штуки денег два ста рублей, в чем и расписался (автограф Т.А. Медведева).

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода