Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Всемирная торговая организация: основные цели и функции, процедуры присоединения. Узнайте всё о правилах Всемирной Торговой Организации WTO Официальными языками вто являются

Всемирная торговая организация (ВТО – англ. World Trade Organization (WTO)) – организация, созданная в 1995 году с целью наладить международную торговлю и установить регулирование торгово-политических отношений государств-членов. ВТО начала свою деятельность в качестве преемницы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году.

Всемирная торговая организация ВТО – это сообщество стран, признающих ее Устав и придерживающих основных соглашений, регулирующих внешнюю торговлю. В настоящее время ВТО не является органом ООН и располагает механизмами решения вопросов торговли между государствами участниками.

Штаб квартира ВТО находится в Женеве, Швейцария. В состав организации входят как развитые, так и развивающиеся страны со всех континентов. Изначально странами-участницами Всемирной Торговой Организации являлись 77 государств. На данный момент в ее состав входит 162 члена (158 международно признанных государств, Тайвань, 2 зависимые территории и Европейский союз).

Какие задачи выполняет ВТО?

В задачи ВТО входят:

  • контроль за выполнением соглашений и договорённостей пакета документов Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • сотрудничество с международными специализированными организациями.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. В целом ВТО пропагандирует идеи свободной торговли, стремясь убрать любые протекционистские барьеры.

Что дает стране вступление в ВТО?

Основными преимуществами от членства в ВТО являются:

  • помощь в создании благоприятных условий на международном торговом рынке в виде развития стабильных, прочных торговых взаимоотношений между странами-участницами (в том числе помощь в создании выгодных условий во внешнеэкономической политике);
  • ликвидация всяческой дискриминации, защита интересов как национальных, так и общих у стран-членов ВТО, если они ущемляются другими странами-партнерами;
  • помощь в осуществлении намеченных планов, возникновение новых торгово-экономических интересов.

Все страны, вступившие во Всемирную Торговую Организацию, обязуются исполнять условия соглашений, юридических документов, которые объединяются под единым термином «Многостороннее торговое соглашение» (МТС). Иными словами, организация предоставляет пакет соглашений (контрактов), правил, определенных норм, которые управляют всей мировой торговлей.

Из международных организаций статус наблюдателей получили: Всемирный банк, ООН и МВФ.

Является ли Россия членом ВТО?

Переговоры о вступлении России в ВТО длились 18 лет. Полноправным членом организации РФ стала с 22 августа 2012 года. Наиболее сложными были переговоры с США и Евросоюзом. В частности, с Вашингтоном долгое время не удавалось решить вопросы по доступу на российский рынок американской свинины и по защите прав интеллектуальной собственности, с ЕС - по экспортным пошлинам на лес, по сельскому хозяйству, по условиям промышленной сборки автомобилей на территории РФ.

Полезные статьи по теме

Fortrader Suite 11, Second Floor, Sound & Vision House, Francis Rachel Str. Victoria Victoria, Mahe, Seychelles +7 10 248 2640568

Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) - международная организация, созданная 1 января 1995 г. с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

ВТО отвечает за внедрение новых деталей, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 гг. в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ .

Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 г. стартовал девятый в Дохе, Катар. Организация пытается завершить переговоры по Дохийскому раунду переговоров, который был начат с явным акцентом на удовлетворение потребностей развивающихся стран.

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 г., заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО - основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли.

Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом. Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли.

Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:


Равные права . Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.

Взаимность . Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника».

Прозрачность . Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

Создание действующих обязательств . Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах.

Защитные клапаны . В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Есть три типа деятельности в этом направлении:

Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей;

Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики;

Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам.

Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы.

Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в результате многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда, который завершился в декабре 1993 г.

Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 г. Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение.

Помимо основного текста документ содержит 4 приложения:

Приложение 1А :

Многосторонние соглашения по торговле товарами :

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г., которое определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г., которое определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Соглашение по сельскому хозяйству, которое определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.

Соглашение по текстилю и одежде, которое определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой.

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм, которое определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля.

Соглашение по техническим барьерам в торговле, которое определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации.

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, которое запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие Ст.III ГАТТ (Национальный режим) и Ст.XI (Запрет количественных ограничений).

Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров), которое определяет правила оценки таможенной стоимости товаров.

Соглашение по предотгрузочной инспекции, которое определяет условия проведения предотгрузочных инспекций.

Соглашение по правилам происхождения, которое определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров.

Соглашение по процедурам импортного лицензирования, которое устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, которое определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием.

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг), которое определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу.

Соглашение по защитным мерам, которое определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту.

Приложение 1В:

Генеральное соглашение по торговле услугами, которое определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Приложение 1С:

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, которое определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности.

Приложение 2:

Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров, которое устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО.

Приложение 3:

Механизм обзоров торговой политики, которое определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО.

Приложение 4:

Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения:

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой, которое определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе.

Соглашение по правительственным закупкам, которое устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Организационная структура ВТО.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено восемь таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.

Конференция министров - высший орган ВТО, состоящий из представителей государств-членов. Заседания министерской конференции проводятся в соответствии со статьей 4 «Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации» от 15 апреля 1994 года раз в два года или чаще.

На настоящий момент было проведено 9 конференций:

1. Первая конференция - Сингапур (декабрь 1996 г.). Были созданы 4 рабочие группы - по прозрачности гос. закупок; содействия развитию торговли (таможенные вопросы), торговли и инвестиций; торговли и конкуренции. Эти группы также известны как Singapore issues;

2. Вторая конференция - Женева (май 1998 г.);

3. Третья конференция - Сиэтл (ноябрь 1999 г.). За неделю до начала конференции не было согласия о перечне вопросов, подлежащих обсуждению, а также были очевидны нарастающие разногласия между развитыми и развивающимися странами (с/х). Предполагалось, что конференция станет началом нового раунда переговоров, но планы были сорваны плохой организацией и уличными протестами. Переговоры были сорваны и перенесены в Доху (2001 г.);

4. Четвертая конференция - Доха (ноябрь 2001 г.). Было одобрено вступление КНР в ВТО;

5. Пятая конференция - Канкун (сентябрь 2003 г.). 20 развивающихся стран во главе с КНР, Индией и Бразилией выступили против требования развитых стран принять «Singapore issues» и призвали их отказаться от субсидирования национальных с/х производителей (в первую очередь в ЕС и США). Переговоры к успеху не привели;

6. Шестая конференция - Гонконг (декабрь 2005 г.). Конференция отметилась многочисленными акциями протеста южнокорейских фермеров. На конференции предполагалось завершить Дохийский раунд по субсидированию сельского хозяйства к 2006 г. Повестка конференции: Дальнейшее снижение таможенных пошлин; Требование прекратить прямое субсидирование с/х; Отдельное требование к ЕС относительно ЕСХП; Singapore issues - требование к развитым странам ввести более прозрачное законодательство в сфере инвестиций , конкуренции, гос. закупок и содействия развитию торговли;

7. Седьмая конференция - Женева (ноябрь 2009 г.). На данной конференции министры ретроспективно рассмотрели проделанную ВТО работу. Согласно распорядку, на конференции не проводились переговоры по Дохийскому раунду переговоров;

8. Восьмая конференция - Женева (декабрь 2011 г.). Параллельно пленарной сессии были проведены три рабочих заседания «Важность многосторонней торговой системы и ВТО», «Торговля и развитие» и «Дохинская повестка дня в области развития». Конференция одобрила присоединение России, Самоа и Черногории;

9. Девятая конфрернция - Бали (декабрь 2013 г.). Одобрено присоединение Йемена.

Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений.

Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

В соответствии с принятой «Договорённостью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», возникающих между государствами-участниками ВТО, урегулированием разногласий занимается Орган по разрешению споров (ОРС). Этот квазисудебный институт призван беспристрастно и эффективно разрешать противоречия между сторонами. Де-факто его функции выполняет Генеральный совет ВТО, который принимает решения на основе докладов третейских групп, занимающихся тем или иным спором. За истекшие после основания ВТО годы ОРС был вынужден много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения ОРС за истекшие годы воспринимаются неоднозначно.

В ВТО входят 159 членов, в том числе: 155 международно признанных государства-члена ООН, 1 частично признанное государство - Китайская Республика (Тайвань), 2 зависимые территории - Гонконг и Макао, а также Европейский Союз (ЕС). Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

Государства - члены Всемирной торговой организации: Австралия, Австрия, Албания, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Бангладеш, Барбадос, Бахрейн, Белиз, Бельгия, Бенин, Болгария, Боливия, Ботсвана, Бразилия, Бруней, Буркина-Фасо, Бурунди, Вануату, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Германия, Гондурас, Гонконг, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Джибути, Доминика, Доминиканская Республика, ДРК, Европейское сообщество, Египет, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Канада, Катар, Кения, Кипр, Киргизия, Китай, Колумбия, Конго, Республика Корея, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Лесото, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Макао, Республика Македония, Малави, Малайзия, Мали, Мальдивы, Мальта, Марокко, Мексика, Мозамбик, Молдавия, Монголия, Мьянма, Намибия, Непал, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Панама, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Россия, Руанда, Румыния, Сальвадор, Самоа, Саудовская Аравия, Свазиленд, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Словакия, Словения, Соломоновы Острова, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Таиланд, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Украина, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Чад, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эквадор, Эстония, ЮАР, Ямайка, Япония.

Наблюдателями при ВТО являются : Афганистан, Алжир, Андорра, Азербайджан, Багамы, Белоруссия, Бутан, Босния и Герцеговина, Ватикан, Иран, Ирак, Казахстан, Коморы, Ливан, Либерия, Ливия, Сан-Томе и Принсипи, Сербия, Сейшельские Острова, Судан, Сирия, Узбекистан, Экваториальная Гвинея, Эфиопия.

Страны не являющиеся ни членами, ни наблюдателями при ВТО : Абхазия, Ангилья, Аруба, Восточный Тимор, Джерси, Фолклендские острова, Гибралтар, Гернси, Западная Сахара, Каймановы острова, Кирибати, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Косово, Острова Кука, Кюрасао, Монако, Монтсеррат, Науру, Ниуэ, Палау, Сан-Марино, Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, Синт-Мартен, Сомали, Токелау, Тёркс и Кайкос, Тувалу, Туркмения, Федеративные Штаты Микронезии, Эритрея, Южная Осетия, Южный Судан.

Главами ВТО являлись:

Роберту Азеведу, с 2013 г.

Паскаль Лами, 2005-2013 гг.

Супачаи Панитчпакди, 2002-2005 гг.

Майк Мур, 1999-2002 гг.

Ренато Руджеро, 1995-1999 гг.

Питер Сазерленд, 1995 гг.

Главами предшественницы ВТО, ГАТТ, были:

Питер Сазерленд, 1993-1995 гг.

Артур Данкел, 1980-1993 гг.

Оливер Лонг, 1968-1980 гг.

Эрик Уиндхем Уайт, 1948-1968 гг.

(ВОТ) (World Trade Organization) создана в ходе членов ГАТТ (GATT) восьмого тура переговоров стран по либерализации торговли (т.н. "Уругвайский раунд", начавшийся в 1986 г.). После ратификации участниками Заключительного акта раунда ВОТ заменила ГАТТ в качестве всемирной многосторонней организации по торговле.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Всемирная торговая организация (ВТО)

преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле, учреждена 8 декабря 1994 года. Штаб-квартира организации находится в Женеве. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Между сессиями Конференции функции руководящего органа выполняет Генеральный совет во главе с директором. Членами ВТО являются 144 страны, она контролирует 96% мировой торговли. Переговоры по присоединению ведут все оставшиеся крупные страны (Россия, Украина, Казахстан и Саудовская Аравия).

Деятельность ВТО направлена на либерализацию международной торговли. Организации является одним из оплотов глобализма и транснациональных корпораций. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников на основе многосторонних соглашений, в том числе: Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года; соглашения по сельскому хозяйству, по техническим барьерам в торговле, по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС); по субсидиям и компенсационным мерам; по защитным мерам; Антидемпингового кодекса. Важную роль в деятельности ВТО играют Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС); договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и др.

В конце 90-х годов в рамках ВТО были заключены соглашения о либерализации торговли глобальными телекоммуникационными услугами, об отмене импортных пошлин на продукцию информационных технологий, об открытии рынков финансовых услуг для иностранной конкуренции. Таким образом, был взят кур на либерализацию в области информационных и финансовых рынков.

Деятельность ВТО базируется на принципах недискриминации и гласности. Принцип недискриминации предусматривает применение режима наибольшего благоприятствования ко всем членам ВТО. Не допускается дискриминация иностранных товаров по отношению к отечественным после прохождения таможни. Торговые инструменты ВТО включают: тарифные и нетарифные барьеры, субсидии и компенсационные меры, антидемпинговые и защитные меры.

По отношению к ВТО сложились две противоположные позиции местного бизнеса. Антиглоблалисты выступают за протекционистские меры государства, направленные на поддержку отечественного монопольного бизнеса. Сторонники либеральных отношений видят в открытости рынков возможность получить дополнительную прибыль. Например, в России изоляционистами являются выходцы из таких отраслей как автомобильная и авиационная промышленность. Эти отрасли требуют значительного капитала для модернизации и ориентированы преимущественно на внутренний рынок. Их владельцы выступают за введение правительском протекционистских мер, позволяющих оградить отечественный бизнес от конкуренции с высококачественной западной продукцией. Либералы, выступающие за свободную торговлю, контролируют добычу большинства природного сырья (нефти, газа) и уже успешно интегрировались в мировой рынок.

Отличное определение

Неполное определение ↓

  • Становление и развитие международного права
    • О возникновении международного права
    • Состояние и характер современного международного права
    • Перспективы развития международного права
    • Международное право и мировой правопорядок
  • Понятие, особенности и система международного права
    • Понятие международного права
    • Особенности международного права
    • Система международного права
  • Нормы и принципы международного права
    • Нормы международного права
    • Принципы международного права
  • Источники международного права
    • Общая характеристика источников международного права
    • Международные договоры
    • Международный обычай
    • Решения международных организаций и конференций
    • Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм
    • Кодификация международного права
  • Соотношение международного и внутригосударственного права
    • Теории соотношения международного и внутригосударственного права и практические трудности в этой области
    • Сущность и механизм взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Соотношение международного публичного и международного частного права
    • Конституция и международное право
    • Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
    • Реализация норм международного права судами общей юрисдикции и арбитражными судами Российской Федерации
  • Субъекты международного права
    • Общие вопросы международной правосубъектности
    • Международно-правовое признание
    • Правопреемство в международном праве
  • Население и международное право
    • Международно-правовая регламентация положения населения
    • Международно-правовые вопросы гражданства
    • Правовой режим иностранцев
  • Территория и международное право
    • Виды территорий в международном праве
    • Территория государства
    • Территориальные приобретения и изменения
    • Территориальные споры
    • Государственная граница
    • Демаркационные линии
    • Международные реки
    • Международные каналы
    • Правовой режим Арктики
    • Международно-правовой статус Шпицбергена
    • Международно-правовой режим Антарктики
  • Принуждение и ответственность в международном праве
    • Классификация мер международно-правового принуждения
    • Санкционные меры международно-правового принуждения
    • Несанкционные меры международно-правового принуждения
    • Санкционная ответственность в международном праве
    • Объективная ответственность в международном праве
  • Право международных договоров
    • Право международных договоров как отрасль международного права
    • Национальное право и международные договоры Российской Федерации
    • Международные договоры как юридические акты международного права
    • Заключение между народных договоров
    • Оговорки и заявления к международным многосторонним договорам
    • Депозитарий многостороннего договора и его функции
    • Регистрация и опубликование международных договоров
    • Недействительность международных договоров
    • Соблюдение, применение, изменение и толкование международных договоров
    • Последствия недействительности, прекращения, приостановления действия и изменения международных договоров
    • Толкование международных договоров
    • Договоры и третьи (неучаствующие) государства
    • Международные договоры в упрощенной форме
    • Юридическая природа Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
  • Международное право прав человека
    • Международное сотрудничество в области прав человека
    • Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах
    • Проблема повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в области прав человека
    • Договорные и внедоговорные органы по защите прав и свобод человека, действующие в рамках Организации Объединенных Наций
    • Деятельность Европейского суда по правам человека и правовая система Российской Федерации
    • Право убежища
    • Беженцы и перемещенные лица
    • Защита меньшинств и коренных народов
  • Международное морское право
    • Понятие, источники и субъекты международного морского права
    • Пределы действия норм международного морского права
    • Правовой статус и режим морских пространств, находящихся в пределах территории государств
    • Правовой статус и режим морских пространств, находящихся вне пределов территории государств
    • Морские пространства, имеющие различный правовой статус
    • Международное сотрудничество в пределах морских пространств
  • Международное воздушное право
    • Понятие и система международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой режим международных полетов
    • Правовое регулирование регулярных и нерегулярных международных воздушных сообщений
    • Правовое регулирование коммерческой деятельности на рынке воздушного транспорта
    • Ответственность перевозчика при международной воздушной перевозке
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
    • Международные авиационные организации
  • Международное космическое право
    • Понятие, история развития и источники международного космического права
    • Субъекты и объекты международного космического права
    • Правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космонавтов и космических объектов
    • Международное сотрудничество в освоении космоса
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Перспективные вопросы международного космического права
  • Международное экономическое право
    • Истоки, понятие и система международного экономического права
    • Субъекты, источники и принципы МЭП
    • Международная экономическая интеграция и глобализация
    • Всемирная торговая организация (ВТО)
    • Международно-правовые основы международной финансовой системы
    • Международный валютный фонд
    • Всемирный банк
    • Региональные финансовые организации
    • Международные клубы кредиторов
    • Международное сотрудничество в области энергетики
    • Международно-правовое регулирование деятельности транснациональных корпораций
  • Международное право охраны окружающей среды
    • Понятие международного права охраны окружающей среды и его значение
    • Роль международных организаций и конференций в становлении и развитии международного права охраны окружающей среды
    • Источники и принципы международного права охраны окружающей среды
    • Международно-правовая охрана природных объектов
    • Защита окружающей среды как часть регулирования отдельных видов деятельности государств
  • Международное сотрудничество по противодействию преступности. Международное уголовное правосудие, национальный и международный правопорядок
    • Методология и понятийный аппарат
    • Основные направления и формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью
    • Органы ООН, занимающиеся вопросами противодействия преступности
    • Интерпол - Международная организация уголовной полиции
    • Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций
    • Международное уголовное правосудие
  • Право внешних сношений
    • Основы дипломатического права
    • Основы консульского права
  • Международные конференции
    • Понятие и классификация международных конференций
    • Подготовка и созыв международных конференций
    • Работа международных конференций
    • Механизм принятия решений
    • Виды актов международных конференций и их правовое значение
  • Право международных организаций
    • Возникновение международных организаций - важный этап международного переговорного и нормотворческого процесса. Основные признаки и классификация международных организаций
    • Общая характеристика структуры и деятельности ООН и ее главных органов и их основные особенности
    • Роль и место ООН и других международных организаций в создании системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях
    • Специализированные учреждения ООН и их роль в глобальном управлении процессами, происходящими в мире
    • Региональные организации и субрегиональные структуры и их взаимодействие с ООН
    • Международные неправительственные организации и формы их сотрудничества с ООН
    • Процесс обновления и адаптации ООН и ее Устава к новым мировым реалиям и переменам
    • Надгосударственность международных организаций
  • Право европейского союза
    • «Европейское право» («Право ЕС») за рубежом и в России
    • Определение, понятие и особенности европейского права
    • Возникновение и развитие европейского права - от Парижского договора до Лиссабонского договора
    • Юридическая природа европейских сообществ и Европейского союза
  • Международно-правовые основы деятельности СНГ и субрегиональных групп
    • Международно-правовая база функционирования СНГ
    • Союзное государство России и Белоруссии
    • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
    • Единое экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана и Украины (ЕЭП «четверки»)
    • ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие)
  • Мирное урегулирование международных споров
    • Понятие международного спора
    • Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров
    • Мирные средства разрешения международных споров
    • Роль международных организаций в деле мирного разрешения международных споров
    • Мирное урегулирование споров в рамках общеевропейского процесса
    • Мирное урегулирование споров в рамках Содружества Независимых Государств
  • Право международной безопасности
    • Понятие «безопасность». Объекты безопасности. Угрозы и вызовы безопасности государства и мирового сообщества
    • Субъекты и правовые основы обеспечения безопасности государства
    • Субъекты, международное право и международно-правовые средства обеспечения безопасности мирового сообщества
    • Политико-правовые аспекты коллективной безопасности универсального характера
    • Операции по поддержанию мира
    • Политико-правовые особенности региональных систем коллективной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Право вооруженных конфликтов
    • Понятие, источники и предмет регулирования права вооруженных конфликтов
    • Правовые последствия начала войны
    • Нейтралитет во время войны
    • Правовое положение участников вооруженных конфликтов
    • Правовой режим военной оккупации
    • Запрещенные средства и методы ведения военных действий
    • Средства и методы ведения морской войны
    • Средства и методы ведения воздушной войны
    • Защита прав личности во время вооруженного конфликта
    • Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны
    • Проблемы международно-правового регулирования отношений, возникающих в период вооруженных конфликтов немеждународного характера
    • Право вооруженных конфликтов и российское законодательство
    • Право вооруженных конфликтов и международное право прав человека
  • Международное право и информационные технологии
    • Общие вопросы и основные понятия
    • Роль и значение международных межправительственных организаций в международно-правовом регулировании управления интернетом
    • Формы международно-правового сотрудничества государств в сфере управления интернетом
    • Международное сотрудничество государств в сфере международной информационной безопасности
    • Перспективы международно-правового регулирования информационных технологий

Всемирная торговая организация (ВТО)

Правовые основы ВТО . Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации 1994 г. (Соглашение) является основой современной системы многостороннего регулирования международной торговли - системы норм, правил, обязательств и процедур.

ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 г., продолжая и развивая деятельность, осуществлявшуюся до этого в рамках Генеральною соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ).

Соглашение об учреждении ВТО 1994 г. предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования многосторонних торговых отношений и контроля за реализацией соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

ВТО регулирует отношения государств-участников с целью либерализации мировой торговли на основе соглашений Уругвайского раунда, которые являются правовой основой современной международной торговли.

ВТО осуществляет контроль за широким спектром торговых соглашений, включая торговлю товарами, услугами, вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности и др., проверяет добросовестность выполнения обязательств членами ВТО, неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Согласно ст. III Соглашения в функции ВТО входят:

  • контроль за выполнением многосторонних торговых соглашений Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между государствами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
  • сотрудничество с МВФ и МБРР.

Полномочия ВТО уже, чем встречающиеся представления о них, так ВТО не регулирует отношения собственности, макроэкономическую политику, структурную политику, антимонопольную политику, политику валютного курса, бюджетные отношения, не касается вопросов обороны и безопасности и др.

Принципы ВТО . Деятельность ВТО строится на следующих основополагающих принципах:

  • защита национальной промышленности тарифными мерами;
  • недискриминация в торговле;
  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Принцип защиты национальной промышленности тарифными мерами - за государствами признается право защищать национального производителя от иностранной конкуренции, при условии, что такая защита осуществляется исключительно тарифными мерами, им запрещается использовать количественные ограничения, за исключением специально оговоренных случаев.

Принцип недискриминации в торговле означает обязанность государства не ухудшать для другого государства условий, общих для всех государств-членов, в том числе по причине какого-либо ее отличительного признака и различий в организации внешнеэкономической деятельности, и право государства на предоставление ему со стороны иностранного партнера условий не хуже, чем предоставляемые любому третьему государству. Принцип недискриминации носит безусловный характер, не нуждается в договорном закреплении и реализуется также в применении режима наибольшего благоприятствования.

Принцип предоставления режима наибольшего благоприятствования (РНБ) заключается в предоставлении одним государством другому государству таких же льгот и преимуществ, которые уже предоставлены или будут предоставлены любому третьему государству. РНБ распространяется на таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также на все правила и формальности. Кроме того, положение о РНБ распространяется на внутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран - участниц ВТО. В правовой системе ВТО РНБ носит безусловный характер и государства - члены ВТО обязаны применять его в полном объеме по отношению ко всем участникам.

Изъятия из РНБ допускаются в случае подписания региональных торговых соглашений, создающих зоны свободной торговли, таможенные союзы. Развивающимся государствам разрешено использовать на постоянной основе четыре категории торговых льгот:

  • тарифные преференции по общей системе преференций;
  • тарифные преференции, действующие в торговле между развивающимися странами;
  • более льготные дифференцированные условия, сформулированные в соглашениях ВТО;
  • специальный режим для наименее развитых стран, чей ВНП на душу населения менее 1000 долл. США.

Принцип предоставления национального режима означает, что государства-члены обязаны обеспечить режим для реализации импортного товара на национальном рынке не хуже, чем режим, предоставляемый подобному товару отечественного производства. Национальный режим касается внутренних налогов и сборов, национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно подробно регламентируется использование внутренних налогов и сборов в торгово-политических целях.

Транспарентность торговой политики направлена на создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений государств - членов ВТО.

Для разрешения торговых споров путем консультации и переговоров открыт доступ к механизму по разрешению споров ВТО, обеспечивающему защиту национальных интересов и устранение дискриминации, а также возможность реализации стратегических торгово-экономических интересов государства путем участия в выработке новых правил международной торговли в МТП.

Многосторонние торговые соглашения ВТО . Все государства - члены ВТО принимают обязательство по выполнению международных договоров и юридических документов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС), которых насчитывается более 50, включая Соглашение об учреждении ВТО и приложения, заявления и решения на уровне министров, принятые по итогам совещания в Марракеше 1994 г., договоренности об обязательствах, в которых формулируются дополнительные условия и правила государств - членов ВТО, и др. С учетом национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет документов ВТО составляет около 30 тыс. страниц.

Соглашение об учреждении ВТО имеет четыре приложения, объединяющих следующие МТС Уругвайского раунда:

Приложение 1. 1А. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ);

Соглашение по сельскому хозяйству;

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

Соглашение по техническим барьерам в торговле;

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ (Антидемпинговая пошлина);

Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ (Оценка товара для таможенных целей);

Соглашение по предотгрузочной инспекции;

Соглашение по правилам происхождения;

Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

Соглашение по (специальным) защитным мерам.

1 В. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

1C. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Приложение 2. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (Договоренность).

Приложение 3. Механизм обзора торговой политики (МОТП).

Приложение 4. Соглашения с ограниченным числом участников - плюрилатеральные соглашения, т.е. обязательные не для всех государств - членов ВТО:

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой;

Соглашение по правительственным закупкам.

Следует учитывать, что в результате Уругвайского раунда переговоров 1994 г. в ГАТТ-47 был устранен один из основных недостатков, связанный с тем, что ранее его нормы применялись государствам и- членами частично, лишь в степени, совместимой с их законодательством. ГАТТ-94 является обязательным международным договором, регулирующим торговлю товарами, для всех государств-членов в нем покончено с практикой, когда разные нормы ГАТТ-47 выполняли разные государства.

Таким образом, ГАТТ-94 включает в себя: ГАТТ-47 (за исключением Протокола о временном применении 1947 г.); договоренности Уругвайского раунда о толковании статей ГАТТ-47; 12 смежных с ГАТТ договоров, регулирующих торговлю товарами.

Институциональная структура ВТО . В ВТО принята трехуровневая структура: Министерская конференция. Генеральный Совет и Генеральный директор.

Министерская конференция - высший орган ВТО, объединяет представителей всех государств-участников и учреждает ряд комитетов:

  • Комитет по торговле и развитию;
  • Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса;
  • Комитет по бюджету, финансам и администрации;
  • Комитет по торговле и окружающей среде;
  • Комитет по региональным торговым соглашениям

и другие органы.

Генеральный совет созывается между сессиями Министерской конференции 8-10 раз в год для решения текущих и процедурных вопросов организации. Совет состоит из представителей всех государств-участников и администрирует деятельность следующих органов:

  • Органа по разрешению споров;
  • Органа по обзору торговой политики;
  • Совета по торговле товарами;
  • Совета по торговле услугами;
  • Совета по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности;
  • комитетов, переговорных групп и других специализированных органов.

Генерального директора ВТО назначает Министерская конференция или Генеральный совет, его срок полномочий ограничен тремя годами.

В настоящее время Генеральный директор ВТО - Л. Паскаль. Секретариат ВТО - исполнительный орган ВТО, находится в Женеве. В подразделениях ВТО занято более 500 человек. Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский. Бюджет ВТО составляет около 100 млн долл. США.

Принятие решений в ВТО . Согласно ст. IX «Принятие решений» Соглашения об учреждении ВТО основная масса решений в ВТО принимается консенсусом. Если решения не могут быть приняты консенсусом, то они принимаются большинством голосов. Квалифицированное большинство в три четверти голосов требуется в следующих случаях: толкование положений Соглашения о ВТО; освобождение от обязательств по Соглашению о ВТО или соглашению системы ВТО; утверждение поправок.

Квалифицированное большинство в две трети требуется в следующих случаях: утверждение поправок, не требующих трех четвертей голосов; утверждение соглашения о вступлении нового члена в ВТО. Каждое государство обладает одним голосом. ЕС обладает числом голосов, равным числу его членов.

Решение споров в ВТО . Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые могут приводить к серьезным конфликтам. Механизм разрешения споров носит межгосударственный характер, его расценивают как крупнейшее достижение Уругвайского раунда 1994 г. - важнейший элемент системы принуждения в торговле. С момента создания ВТО в 1995 г. вынесено несколько сот споров на его рассмотрение.

Орган по разрешению споров (ОРС), находящийся под контролем Генерального совета, является основой системы ВТО и обеспечивает безопасность и предсказуемость многосторонней торговой системы. Цель ОРС - обеспечить прогнозируемость и безопасность и системы международной торговли, соблюдение прав и обязательств членов ВТО. ОРС облегчает урегулирование споров, а не регулирует их. В отношении споров, возникающих в рамках торгового соглашения с ограниченным кругом участников. Договоренность относится лишь к тем членам, которые являются сторонами соответствующего торгового соглашения.

Целью механизма урегулирования споров является взаимоприемлемое для сторон разрешение спора, совместимое с МТС.

ОРС информирует Советы и Комитеты ВТО о ходе рассмотрения споров, касающихся положений соответствующих соглашений. ОРС проводит свои заседания по мере того, как это необходимо, для выполнения своих функций в пределах тех сроков, которые предусмотрены Договоренностью. ОРС принимает решения на основе консенсуса, в ходе которого ни один из членов официально не возражает против предложенного решения.

Договоренность установила следующий механизм разрешения споров.

Первый этап урегулирования спора - консультации между спорящими сторонами, начатые по инициативе той стороны, которая полагает, что ее права затронуты. Консультации носят конфиденциальный характер и не наносят ущерба правам любого члена при любом дальнейшем разбирательстве.

На урегулирование спора отводится 60 дней. Если за 60 дней спор не урегулирован, то сторона-истец может просить создать третейскую группу экспертов (за 30 дней). В срочных случаях, когда речь идет о скоропортящихся товарах, стороны спора, третейские группы и Апелляционный орган прилагают все усилия, чтобы, насколько это возможно, ускорить разбирательство.

Когда какой-либо член, не входящий в число членов, принимающих участие в консультациях, считает, что он имеет существенный торговый интерес в консультациях, он может уведомить указанных членов, а также ОРС в течение 10 дней о желании присоединиться к консультациям. Указанный член допускается к участию в консультациях при условии, что члены согласятся с наличием существенного интереса. В этом случае они сообщают об этом ОРС.

Если просьба об участии в консультациях отклоняется, то член-заявитель вправе просить проведения консультаций на основании п. I ст. XXII, или п. 1 ст. XXIII ГАТТ-94, п. 1 ст. XXII или п. 1 ст. XXIII ГАТС, или соответствующих положений других МТС.

Способы разрешения спора не наносят ущерба правам сторон при разбирательстве, и являются конфиденциальными. Споры могут быть прекращены сторонами в любое время.

Генеральный директор ВТО может, действуя ex officio, предложить добрые услуги, согласительную процедуру или посредничество с целью оказания содействия членам в урегулировании спора.

Сторона, подавшая жалобу, может обратиться с просьбой об учреждении третейской группы в пределах 60 дней с даты получения просьбы о консультациях, если стороны спора совместно сочтут, что способы разрешения спора не смогли привести к его урегулированию. Если стороны спора договорятся об этом, добрые услуги, согласительная процедура или посредничество могут продолжаться, когда началось разбирательство в третейской группе.

Специальная третейская группа состоит из трех высококвалифицированных правительственных и(или) неправительственных специалистов, компетентных в вопросе спора и выступающих в личном качестве. Члены третейских групп участвуют в них в личном качестве, а не в качестве представителей правительств или организаций. В связи с этим члены не должны давать им указания или стремиться оказывать на них влияние в отношении вопросов, рассматриваемых третейской группой.

Расходы членов третейских групп, включая расходы на поездки и проживание, покрываются из бюджета ВТО в соответствии с нормами, устанавливаемыми Генеральным советом на основе рекомендаций Комитета по бюджету, финансам и административным вопросам. В ходе рассмотрения в третейских группах полностью учитываются интересы сторон спора и интересы других членов в рамках соглашения, имеющего отношение к предмету спора.

Функция третейских групп состоит в оказании помощи ОРС в выполнении его обязанностей. Группа должна объективно изучить предмет спора, включая объективную оценку фактических обстоятельств дела, и выяснить применимость к предмету спора положений МТС, в рамках которою возник спор, сделать выводы, которые помогут ОРС сформулировать рекомендации или выводы и на их основе принять решение, как это предусмотрено в МТС. Спор переносится в ОРС, только если не удается найти решение путем двусторонних консультаций.

Второй этап . При определении графика работы третейская группа предоставляет сторонам достаточный срок для подготовки их заявлений. Стороны должны соблюдать предельные сроки для подачи письменных заявлений сторон. Сторона, подавшая жалобу, представляет свое первое заявление раньше первого заявления стороны-ответчика, если третейская группа не решит, что стороны должны подать свои первые заявления одновременно. Вес последующие письменные заявления представляются одновременно.

В случаях, когда сторонам спора не удается договориться о взаимном решении, третейская группа представляет ОРС свои выводы в виде письменного доклада. В докладе третейской группы излагаются установленные фактические обстоятельства по делу, применимость соответствующих положений и обоснование их выводов и рекомендаций. В случае достижения урегулирования между сторонами спора доклад третейской группы ограничивается кратким описанием дела и указанием на то, что решение достигнуто.

Срок, в течение которого третейская группа рассматривает дело, как правило, не должен превышать шесть месяцев. В срочных случаях, когда речь идет о скоропортящихся товарах, третейская группа стремится представить свой доклад сторонам спора в течение трех месяцев. Если третейская группа считает, что она не может представить доклад вовремя, она в письменной форме информирует ОРС о причинах этой задержки и указывает, в какие сроки она предполагает представить свой доклад. Период с даты учреждения третейской группы до распространения доклада среди членов не должен превышать девять месяцев.

Третейская группа имеет право запрашивать информацию и консультироваться у любого лица или органа, которые она сочтет подходящими. Однако до того как третейская группа запросит такую информацию или обратится за консультацией к лицу или органу, находящимся под юрисдикцией какого-либо государства-члена, она уведомляет об этом власти этого государства. Предоставляемая конфиденциальная информация не должна раскрываться без разрешения лица, органа или властей, которые ее предоставляют. Обсуждения в третейской группе являются конфиденциальными. Мнения отдельных членов третейской группы являются анонимными.

  • сторона, признанная нарушителем, может согласиться с рекомендациями и сделать необходимые шаги для ликвидации нарушения либо предложить компенсацию;
  • если сторона-нарушитель не исполняет рекомендации, сторона, чьи права нарушены, может потребовать компенсацию;
  • сторона, чьи права нарушены, может потребовать, чтобы ОРС уполномочил ее принять ответные меры против государства-нарушителя путем приостановки уступок или иных обязательств.

Например, может быть увеличена ставка импортного тарифа на товар или товары, ввозимые из страны, нарушившей обязательства, но только на временной основе. Результат работы третейской группы представляется в виде доклада, выводов и рекомендаций в ОРС. Доклад должен быть принят ОРС в течение 60 дней, если только ОРС консенсусом не примет решение отклонить доклад. ОРС осуществляет наблюдение за каждым случаем, попавшим в сферу его компетенции.

Третий этап . Новым моментом Соглашения является возможность пересмотреть решение или рекомендации путем обращения с апелляцией одной из сторон спора. В течение 60 дней с даты распространения доклада третейской группы доклад принимается на заседании ОРС, если какая-либо из сторон спора официально не уведомит ОРС о своем решении подать апелляцию или если ОРС не решит не принимать доклад. Если сторона уведомила о своем решении подать апелляцию, доклад третейской группы не рассматривается ОРС с целью принятия до завершения процедуры апелляции.

Постоянный Апелляционный орган ВТО создается ОРС в составе семи членов-экспертов, действующих в личном качестве, и рассматривает апелляции по делам, рассмотренным третейскими группами. Апелляционный орган состоит из лиц, обладающих авторитетом, которые доказали свою компетентность в области права, международной торговли и в вопросах, входящих в сферу МТС; они не должны быть связаны ни с каким правительством. Состав Апелляционного органа должен широко отражать членский состав ВТО.

Продолжительность рассмотрения апелляции, как правило, не превышает 60 дней с даты, когда сторона спора официально уведомляет о своем решении подать апелляцию, до даты распространения доклада Апелляционного органа. Если Апелляционный орган считает, что он не сможет представить доклад в течение 60 дней, он уведомляет ОРС в письменном виде о причинах задержки, а также о предположительном сроке представления своего доклада. Ни в каком случае рассмотрение апелляции не должно продолжаться более 90 дней.

Апелляция ограничивается правовыми вопросами, обозначенными в докладе третейской группы, и ее юридическим толкованием. Разбирательство в Апелляционном органе является конфиденциальным. Доклады Органа составляются без участия сторон спора, исходя из представленной информации и сделанных заявлений. Мнения, выраженные в докладе, являются анонимными. Апелляционный орган может подтвердить, изменить или отменить правовые выводы и заключения третейской группы.

Доклад Апелляционного органа принимается ОРС и признается сторонами спора, если только ОРС на основе консенсуса не решит не принимать доклад Апелляционного органа в течение 30 дней после его распространения среди членов. Незамедлительное выполнение рекомендаций и решений ОРС является необходимым для обеспечения эффективного урегулирования споров в интересах всех членов.

Особое внимание уделяется интересам развивающихся государств- членов. ОРС осуществляет контроль за выполнением принятых рекомендаций или решений. Вопрос о выполнении рекомендаций или решений может быть поднят в ОРС любым членом в любое время после их принятия. Если дело возбуждено развивающейся страной-членом, то ОРС учитывает не только торговлю, которую затрагивают меры, являющиеся предметом жалобы, но и влияние этих мер на экономику развивающейся страны-члена.

Альтернативный способ урегулирования спора в рамках ВТО - ускоренный арбитраж - может облегчить урегулирование споров, которые четко определены обеими сторонами. Арбитраж используется по взаимному согласию сторон, которые договариваются о процедуре его проведения. Соглашения об арбитраже доводятся до сведения всех членов заблаговременно до начала процесса. Другие члены могут стать сторонами арбитражной процедуры только с согласия сторон. Стороны процедуры соглашаются придерживаться решения арбитража. О решениях арбитража должны уведомляться ОРС и Совет или Комитет соответствующего соглашения, где любой член может поднять любой вопрос в этой связи.

Секретариат ВТО отвечает за содействие третейским группам по правовым, историческим и процедурным аспектам дел и за техническую поддержку. Секретариат предоставляет в распоряжение любой развивающейся страны-члена, которая об этом попросит, квалифицированного специалиста по правовым вопросам из служб технического сотрудничества ВТО, который оказывает помощь развивающейся стране-члену беспристрастно. Секретариат организует специальные курсы обучения для заинтересованных членов по вопросам процедур и практики разрешения споров с целью повышения информированности членов Апелляционного органа ВТО - экспертов в этой области.

Механизм обзора торговой политики ВТО . Одной из основных целей ВТО является создание стабильного и предсказуемого торгового пространства, что невозможно без Механизма обзора торговой политики ВТО (МОТП), договоренность о создании которого была достигнута в декабре 1988 г. Соглашение о МОТП, выработанное в ходе Уругвайского раунда 1994 г., расширило область применения механизма, включив в него кроме торговли товарами сферу услуг и интеллектуальную собственность.

Цели проведения обзоров: увеличение транспарентности торговой политики государств - членов ВТО посредством регулярного мониторинга; возможность проведения многосторонней оценки влияния политики государств-членов на международную торговлю. Соглашением о МОТП предусмотрены два способа обзора торговой политики:

  • государства-члены информируют ВТО и другие государства-члены об изменениях их торговой политики и торгового законодательства, представляют данные торговой статистики;
  • специальный Орган по обзору торговой политики проводит обзор государств-членов.

Обзоры торговой политики позволяют, с одной стороны, понять, какую торговую политику проводит государство - член ВТО, с другой стороны, дают возможность самому государству-члену увидеть, как его действия соотносятся с системой ВТО в целом.

Согласно п. «А» Соглашения о МОТП «целью МОТП является содействие более совершенному соблюдению всеми членами правил, норм и обязательств, принятых по МТС и по соглашениям с ограниченным кругом участников, и более четкому функционированию многосторонней торговой системы путем достижения в ней гласности и понимания торговой политики и практики членов. МОТП дает возможность регулярно производить коллективную оценку значимости всего спектра торговой политики и практики отдельных членов и их влияния на функционирование многосторонней торговой системы. Это, однако, не предназначено для того, чтобы налагать на членов новые обязательства».

В п. «В» Соглашения о МОТП говорится, что «члены признают неотъемлемую ценность внутригосударственной гласности в области принятия правительственных решений по вопросам торговой политики, как для экономики государств-членов, так и для многосторонней торговой системы, и согласны поощрять и содействовать большей гласности в рамках их собственных систем, признавая, что обеспечение внутригосударственной гласности должно осуществляться на добровольной основе с учетом правовой и политической системы каждого члена».

Соглашением о МОТП создан специальный Орган по обзору торговой политики (ООТП), функции которого возложены на Генеральный совет ВТО.

В п. «С» Соглашения о МОТП «Процедуры обзора» говорится, что «торговая политика и практика всех членов подлежат периодическому рассмотрению. Влияние отдельных членов на функционирование многосторонней торговой системы, определяемое по их доле в мировой торговле в последнем представительном периоде, будет решающим фактором при принятии решений о частоте проведения обзоров...

Первые четыре участника торговли (США. Япония, Китай, а также ЕС) являются предметом обзора каждые два года.

Следующие 16 - являются предметом обзора каждые четыре года.

Другие члены - каждые шесть лет, за исключением наименее развитых государств-членов (ВНП надушу населения менее 1000 долл. США), для которых может быть установлен более длительный период...

В порядке исключения в случае изменений в торговой политике или практике государства-члена, которые могут иметь значительные последствия для ее торговых партнеров, OOIII может попросить такого члена, чтобы следующий обзор был проведен раньше».

Дискуссия на заседаниях ООТП концентрируется на торговой политике и практике членов, которые подлежат оценке в рамках механизма обзора. ООТП составляет программу обзоров на каждый год в консультациях с заинтересованными государствами-членами. Председатель ООТП может выбрать докладчиков, которые, выступая в личном качестве, представляют соответствующие вопросы.

ООТП в своей работе основывается на следующей документации:

  • полный доклад, представленный государством-членом, являющийся предметом обзора;
  • доклад, подготовленный Секретариатом на основе своей информации, а также информации, представленной государством-членом.

Пунктом «D» Соглашения о МОТП «Отчетность» установлено, что каждое государство-член регулярно отчитывается перед ООТП по согласованной форме. Информация, содержащаяся в отчетах, должна быть в максимально возможной степени скоординирована с МТС и торговыми соглашениями с ограниченным кругом участников.

Ежегодному обзору способствует ежегодный доклад Генерального директора, ВТО, отражающий основные направления деятельности ВТО и отмечающий важные политические проблемы, оказывающие воздействие на торговую систему.

Россия и ВТО . 22 августа 2012 г. Российская Федерация стала 156-м членом ВТО. Процесс присоединения России длился 18 лет, начиная с 1993 г.

Согласно установленной процедуре на ратификацию Протокола о присоединении и пакета документов у государства-претендента имеется 220 дней после одобрения рабочей группой и Генеральным директором ВТО протокола о присоединении, которое для России состоялось 10 ноября 2011 г.

Россия 22 июля 2012 г. ратифицировала Протокол о присоединении России к Маррокешскому соглашению, включающий приложения - Перечень уступок и обязательств РФ по товарам, услугам и обязательство по поддержке сельского хозяйства.

По мнению Генерального директора ВТО Л. Паскаля, факт присоединения России - «это тоже огромное событие для ВТО», с ее участием «страны ВТО будут контролировать 97 проц. мировой торговли».

Россия провела двусторонние переговоры о присоединении с 57 государствами - членами ВТО по товарам и с 30 государствами - членами ВТО по услугам, а также многосторонние переговоры по системным обязательствам, которые были внесены на рассмотрение Восьмой министерской конференции ВТО 15-17 декабря 2011 г.

При присоединении к ВТО государство принимает на себя:

  • во-первых, индивидуальные условия либерализации доступа на рынок товаров и услуг;
  • во-вторых, обязательства, связанные с необходимостью приведения национального законодательства и практики его применения в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Преимущества участия России в ВТО следующие: создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательства в соответствие с нормами ВТО; расширение возможностей для российских инвесторов в государствах - членах ВТО, в частности в банковской сфере; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; отмена квот и других дискриминационных мер в отношении российских товаров ряда отраслей: химия, металлургия, сельхозтовары; улучшение имиджа России как полноправного участника международной торговли.

Присоединение России к ВТО было связано со значительным объемом законодательной и нормотворческой деятельности. По оценкам Минэкономразвития России, было принято или пересмотрено около 100 законодательных актов и примерно 1000 ведомственных инструкций.

Распоряжением Правительства России от 10 января 2001 г. № 126-р в целях реализации задач по присоединению России к ВТО было утверждено межведомственное распределение обязанностей по основным направлениям переговоров. В частности, таким как:

  • общая координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
  • взаимодействие с руководящими органами ВТО;
  • соответствие законодательства Российской Федерации нормам и принципам ВТО;
  • доступ на рынки (тарифные предложения);
  • налогообложение;
  • торговые ограничения, вытекающие из состояния платежного баланса, вопросы бюджета;
  • таможенные процедуры (таможенная оценка, правила происхождения товаров, пограничные меры) и предотгрузочная инспекция;
  • антидемпинг, компенсационные пошлины, специальные защитные меры;
  • нетарифные средства регулирования, в том числе количественные ограничения;
  • необязательные инициативы и соглашения ВТО по либерализации торговли по отдельным товарным группам;
  • субсидирование промышленности и сельского хозяйства;
  • технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры;
  • инвестиционные меры, связанные с торговлей;
  • внутренняя поддержка и экспортные субсидии в сельском хозяйстве;
  • информационно-статистическое обеспечение;
  • вопросы торговли услугами;
  • торговые аспекты прав интеллектуальной собственности;
  • вопросы нового раунда многосторонних торговых переговоров.

Распоряжением Правительства России от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции распоряжения Правительства от 21 июня 2002 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО. План мероприятий был в целом выполнен.

Вступили в силу новые законы: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ); Таможенный кодекс Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61 -ФЗ); «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» (в части таможенных сборов) (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ), «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»» (в части таможенной оценки товаров) (от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ); ряд законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д.

Экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО была связана с принятием законопроектов о внесении изменений в законы, посвященные лицензированию отдельных видов деятельности; техническому регулированию; торговле и требованиям к лекарственным средствам; порядок ввоза криптографических средств; усилению защиты прав интеллектуальной собственности, а также изменения в Таможенный кодекс РФ, в часть четвертую Гражданского кодекса РФ, в постановления Правительства России и указы Президента России.

Обязательства в рамках правовой системы ВТО в целом не потребовали радикального изменения законодательства о регулировании экономической и предпринимательской деятельности в России.

Эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе участие России в ВТО будет оказывать положительное воздействие на экономический рост в стране, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере внешней торговли, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, содействуя развитию торговли и инвестиций.

Присоединение России к ВТО не потребовало отказа от развития сотрудничества в рамках СНГ. Парламенты государств Таможенного союза - России, Белоруссии и Казахстана, стремясь стать членами ВТО, ратифицировали соглашение в 2011 г., которое устанавливает приоритет норм ВТО над нормами Таможенного союза.

На регулярной основе проводятся консультации по проблематике ВТО с представителями государств - членов ЕврАзЭС. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2009 гг. приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия государств - членов Сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Вопросы ВТО регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав правительств государств - членов ЕврАзЭС.

Система ВТО открывает мировые рынки и позволяет рассчитывать на недискриминацию российских поставщиков, российских товаров и услуг и предоставляет возможность защищать их интересы через процедуры, предусмотренные ВТО. Упрощается доступ на внешние рынки.

Всемирная торговая организация - многосторонняя межгосударственная организация, функционирующая с 1 января 1995 года. Она возникла как преемник Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в итоге Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 1986-1994 годов, проходивших под эгидой ГАТТ. Уругвайский раунд завершился 15 апреля 1994 года Марракешским протоколом (Заключительный акт), который открыл к подписанию Соглашение об учреждении ВТО.

На 1 января 2006 года членами ВТО стали 150 государств. 30 государств, включая Россию, имеют статус наблюдателя и находятся в стадии присоединения к ВТО. Штаб-квартира ВТО расположена в городе Женева, Швейцария (рю де Лозанн, 154, СН-1211). ВТО не входит в систему учреждений ООН, но, имея статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН. Официальные языки – английский, французский и испанский. Адрес ВТО в Интернет – www.wto.org

Бюджет Организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947 (доля страны в бюджете ВТО равна ее доле в международной торговле).

Соглашение состоит из преамбулы, в общей форме повторяющей преамбулу ГАТТ, 16 статей и четырех приложений, содержащих правовые инструменты ВТО. Соглашение предусматривает создание единой многосторонней структуры для реализации 56 правовых документов, составляющих правовую систему ВТО. Статья II Соглашения устанавливает, что правовые документы, названных в приложениях 1, 2, 3 являются неотъемлемыми частями Соглашения, их положения создают права и обязанности для всех членов ВТО. Страны, присоединившиеся к ВТО, должны принять их без каких-либо изъятий и исключений и обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами этих документов. Приложение 4 содержит Соглашение о торговле гражданской авиатехникой и Соглашение о правительственных закупках, создающие обязательства только для стран их подписавших.

Функции ВТО определены в статье III Соглашения как содействие выполнению и применению правовых документов ВТО; организация переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений; обеспечение функционирования механизма периодического обзора торговой политики членов ВТО и выполнение Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.

В настоящее время вновь присоединяющиеся государства, в том числе и Россия, идут следующим путем. В статье XII Соглашения говорится, что любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своей внешней торговли, может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает Конференция министров двумя третями голосов членов ВТО. Однако по традиции ГАТТ решение принимается консенсусом.

Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передает в ВТО Меморандум о внешнеторговом режиме (товары и услуги). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая группа, которую создает Генеральный совет ВТО. Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику применения. Значительная часть работы в Группе переносится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры по вопросу снижения торговых барьеров, результатом которых должен стать перечень уступок и обязательств присоединяющейся страны в этих областях. Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад Группы Генеральному совету (Конференции) ВТО, содержащий краткое изложение дискуссии, выводы Рабочей группы, а также проекты решения Генерального совета (Конференции) ВТО и протокола о присоединении. Доклад Рабочей группы, решение и протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным советом (Конференцией) ВТО. Решение о присоединении страны вступает в силу через 30 дней после его принятия присоединяющейся страной.

Правовая база ВТО – это многосторонние соглашения, охватывающие сферу торговли товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Правовая база ВТО может быть очерчена перечнем документов, приложенных к Соглашению, составляющих его неотъемлемую часть и создающих права и обязанности для правительств стран-членов ВТО.

В приложения 1, 2, и 3 входят:

Многосторонние соглашения по торговле товарами – ГАТТ-1994 вместе с взаимопониманиями, решениями, и соглашениями, интерпретирующими и развивающими статьи ГАТТ: (Договоренности в отношении толкования статей II, XVII, XXIV, XXVIII); Соглашение по применению статьи VI (Антидемпинговый кодекс); Соглашение по применению статьи VII (Таможенная стоимость); соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, по защитным мерам, по процедурам лицензирования импорта, по правилам происхождения, по техническим барьерам в торговле, по применению санитарных и фитосанитарных мер, по предотгрузочной инспекции, по сельскому хозяйству, по текстильным изделиям и одежде; Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей – Соглашение по ТРИМС;

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – Соглашение по ТРИПС;

Взаимопонимание в отношении правил и процедур урегулирования споров;

Механизм обзора торговой политики.

В правовые документы ВТО входят также 23 декларации и решения министров, относящихся к названным выше документам, и договоренность об обязательствах в области финансовых услуг. Составной частью правовых документов ВТО являются национальные протоколы о доступе на рынки товаров и услуг, которые появились в итоге Уругвайского раунд, и которые фиксируют тарифные условия доступа на рынки отдельных стран, а также обязательства по доступу на рынки услуг. Многосторонние соглашения, входящие в ВТО, содержат правовые нормы, которыми должны руководствоваться правительства во взаимной торговле товарами и услугами. В этом качестве они заменяют более 30 000 двусторонних соглашений и создают правовую основу современной международной торговли. Их основные принципы – режим наибольшего благоприятствования, национальный режим и гласность в использовании мер регулирования.

Организационная структура ВТО сложилась на базе развития принципов, заложенных в ГАТТ и совершенствовавшихся около 50 лет. Статья XVI Соглашения говорит о том, что ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которым следовали договаривающиеся стороны и органы ГАТТ. Однако в Соглашении отмечается, что ГАТТ, вошедшее в ВТО (ГАТТ-1994), в правом плане отлично от ГАТТ, датированного 30 сентября 1947 года (ГАТТ-1947). Главный орган ВТО - Конференция на уровне министров, собирающаяся один раз в два года. Эта Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать решения. В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет. Совет может действовать в качестве Органа по разрешению споров и Органа по проведению обзоров торговой политики. В этих случаях Совет имеет отдельных председателей и свои правовые процедуры. Кроме того, действует Совет по торговле товарами для наблюдения за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами, Совет по торговле услугами для слежения за выполнением ГАТС и Совет по интеллектуальной собственности, осуществляющий наблюдение за действием этого соглашения. Организованы также комитеты по торговле и развитию; по бюджетным, финансовым и административным вопросам. Кроме того, в составе органов ВТО регулярно действуют комитеты, образованные в рамках названных выше отдельных многосторонних соглашений. Действует Секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, которому даны полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их ведения и функций. В настоящее время общая численность сотрудников Секретариата превышает 600 человек. В рамках ВТО продолжает действовать принятая в ГАТТ-1947 система принятия решений путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение может быть принято голосованием, причем каждая страна-участница ВТО имеет один голос. Однако система голосования в ВТО используется крайне редко. Статьи IX и X Соглашения определяют процедурные стороны голосования.

Соглашение предусматривает различные пути присоединения к ВТО. В соответствии с Заключительным актом Уругвайского раунда присоединяющиеся страны были разделены на несколько групп. Участницы ГАТТ становились членами ВТО, приняв Соглашение, многосторонние торговые соглашения, а также Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Страны-участницы Уругвайского раунда не члены ГАТТ, чтобы стать членами ВТО, должны были завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947, предоставить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретные обязательства по ГАТС. Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны, принявшие положения ГАТТ на так называемой фактической основе. Эти условия выполнили 132 государства, образовавшие ВТО. Они получили наименование первоначальные члены ВТО. В настоящее время любое государство присоединяется на основании статьи XII Соглашения.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода