Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Святитель Николай Чудотворец. Вунена

Вунена – поселок в Фессалии, историческом регионе северо-восточной Греции. Здесь стоит храм, где находится место упокоения святого Николая Нового . А честные мощи – глава мученика пребывает на острове Андрос в монастыре святителя Николая Чудотворца.

В наши дни в Вунене, на месте казни святого Николая Нового, происходит чудо, подобного которому нет больше нигде на земле . Как написано в житии, Николая бичевали на этом месте до тех пор, пока земля не стала багровой от крови, а потом – привязали мученика к дереву и метали в него стрелы и копья, пока он не истек кровью. И каждый год в день мученической кончины святого здесь «кровоточат» деревья, источая темную жидкость, которая имеет целебные свойства.

Прославленный в Греции, но мало известный в России преподобномученик Николай Новый жил на рубеже VII – VIII веков. Он обладал большой физической силой, несокрушимой волей и мужеством, благодаря чему сделал блестящую военную карьеру. Христианин по рождению и воспитанию, Николай , став военачальником, обучал своих подчиненных не только военному искусству, но вере в Бога и надежде на Него. Поэтому его воины, хоть и одержали множество побед, никогда не обижали побежденных, никому не причинили ущерба.

Военные действия привели Николая с его войском в Ларису, в окрестностях которой и находится Вунена . Лариса в то время была величественной крепостью, которую охраняло хорошо обученное войско. Мужественные защитники города сражались столь отважно, что войско Николая не смогло взять город. Многие воины были убиты в жестоком бою.

Бессмысленная гибель вверенных ему людей заставила Николая глубоко задуматься о смысле жизни. В его душе родилось горячее желание окончить свои дни в молитве и покаянии.

Николай узнал, что недалеко от Ларисы, в Вунене , в лесах на горе в пустынных кельях живут отшельники. Николай поселился с ними, чтобы научиться духовной жизни. Он настолько преуспел в добродетели, что вызывал восхищение даже у своих наставников – отцов-пустынников.

Святой Николай жил в Вуненском скиту вместе с монахами, имена которых сохранились. Это были Григорий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндин, Феодор, Панкратий, Христофор, Пантелей, Емилиан и Навудий. Однажды, когда они все вместе молились, явился Ангел от Бога: «Будьте готовы, – сказал он, – и стойте твердо, ибо через несколько дней примете мученическую кончину, дабы получить награды и венцы подвижников и унаследовать Царствие Небесное».

Несколько дней спустя в Вунену пришли варвары-язычники и хотели заставить иноков отречься от Христа. Теперь пришло время Николаю проявить свое мужество уже как воину Христову. «Да не устрашимся, братья, временной смерти, и ничуть не убоимся, ибо настал час проявить мужество», – такими словами укреплял святой Николай Новый Вуненских подвижников.

Звероподобные варвары подвергли иноков страшным пыткам. Особенно терзали они святого Николая , твердо и дерзновенно защищавшего свою веру во Христа. Столько крови пролил мученик на Вуненской земле, что здесь до сих пор кровоточат деревья. В результате мучители отсекли святому голову. Это произошло 9 мая, которое теперь почитается как день памяти святого Николая Нового .

Тело святого было брошено на месте казни, и находилось там много лет. Пока один богатый человек, страдавший проказой, не получил во сне откровение святого Николая . Мученик пообещал, что когда этот человек найдет в местечке Вунена у источника его нетленное тело, то исцелится от проказы. Так и произошло.

В благодарность за исцеление очистившийся от проказы человек построил в Вунене на месте упокоения святого церковь, в которой по сей день происходит множество чудес.

Например, в 2011 году Георгия Феохаропулу из Кесарьяни засвидетельствовала, что была исцелена от тяжелейшей неоперабельной формы рака. В легких у нее обнаружили жидкость, была затронута сердечная мышца. Георгии предстояла химиотерапия, для которой следовало пройти обследование. Страдалица молилась святому Николаю Новому и помазывалась «кровью», источаемой деревом. По «случайности» обследование было назначено на 9 мая – день памяти святого Николая. И к огромному удивлению врачей Георгия оказалась здоровой.

Константин Папафанасиос из Афин так описывает чудо истечения святой «крови», свидетелем которого он был 9 мая 2011 года: «Первый раз я услышал о чуде Николая Нового от глубоко верующего друга, который по молитвам святого через помазание «кровью» исцелился от рака. Именно он и рассказал мне о чуде, происходящем в день праздника святого Николая, 9 мая. Я стал молиться о том, чтобы стать участником этого замечательного события. И святой Николай претворил мое желание в реальность. В составе небольшой группы паломников я приехал на место мученичества святого, которое находится в Вунене, в Фессалии. Мы молились за Утреней и Божественной литургией в храме, а затем направились к деревьям, стоящим неподалеку. Мы совершили молебен, и когда пели тропарь, к моему большому удивлению, я увидел, как «кровь» выходит из дерева. То, что я испытал, описать невозможно, я потерял дар речи. Чудны дела Твои, Господи! Несмотря на мои грехи, Господь сподобил меня пережить чудо. Примечательно, что когда множество стеклянных бутылок (маленьких и больших – до литра) которые мы взяли с собой, наполнились «кровью», она перестала течь. Ни больше, ни меньше».

Чудо истечения «крови» святого Николая Нового совершилось и в нынешнем 2013 году. Слава Милостивому Господу, дивному во святых Своих!

Новая икона святого Николая — образ с клеймами: вокруг центрального изображения расположены фрагменты, посвященные случаям чудесной помощи свт. Николая в XX веке

19 клейм — 19 историй

Новую икону заказали священники храма в честь святителя Луки Крымского в Киеве — так многочисленны оказались случаи помощи святого, с которыми они сталкиваются постоянно. Новая икона свт. Николая быстро «обросла» многочисленными украшениями, которые люди «дарят» святому, так свидетельствуя его помощь.

Священник Валентин Макаров:

— По правде говоря, я не люблю завешенные драгоценными металлами иконы. Главная ценность — сам образ святого, который пробуждает веру людей в молитвенную помощь. Днем, после окончания утреннего богослужения, к этой иконе часто приходят незнакомые мне люди. Жаль, что они не ходят на саму службу. Но, верю, что молитва о них святого не останется у Бога без ответа.

Задержание вора

На первом клейме (фрагмент в правом верхнем углу, дальше по часовой стрелке ) изображена иллюстрация к случаю, который произошел в киевском Никольском храме («Миколи Притиски»). Однажды один человек решил ограбить храм. В огромный мешок он сложил драгоценные вещи, а когда выходил из церкви, то задел мешком большую икону святителя Николая, и икона упала на вора. Утром, когда люди зашли в церковь, то увидели под иконой человека, который держал в руках мешок с награбленным добром.

Воскрешение матери

На втором клейме изображен случай помощи, произошедший в Киеве во время немецкой оккупации. В семье, где было трое маленьких детей, отец ушел на фронт, а мать внезапно умерла. Обратиться за помощью малышам было не к кому. Дети положили умершую маму на стол и первое время не знали, что делать дальше. А семья была верующей. И дети вспомнили, что над умершими читают псалтирь, но книгу найти не смогли. Тогда решили читать над матерью акафист святителю Николаю: «Радуйся, добродетелей великих вместилище. Радуйся, достойный Ангелов собеседниче. Радуйся, добрый человеком наставниче…» Но какая тут радость?.. Их одолевали страх и горесть. В тот момент, когда дети прочитали: «Радуйся, неповинных от уз разрешение. Радуйся, и мертвецов оживление», покойница пришла в себя и села.

Так святитель Николай сжалился над плачущими малышами.

Заслонил от пули

Третье клеймо на иконе святителя Николая изображает случай, который произошел во время гражданской войны под Москвой. Крестьяне восстали против помещиков. Один крестьянин приготовился выстрелить из ружья в юную барышню. Девушка стала мысленно призывать на помощь святителя Николая. В тот же миг крестьянин кинул оружие на землю и закричал: «Уходи! Уходи, куда хочешь!» Девушка убежала.

Прошло много лет. Крестьянин, собиравшийся выстрелить в девушку, неожиданно встретил ее в Москве. При виде барышни он упал на колени и стал просить прощения. Мужик весь трясся, когда рассказывал о том случае. Оказалось, что в тот момент, когда он собирался выстрелить в девушку, он увидел, что целится в самого святителя Николая.

Зоино стояние

На четвертом клейме иконы вспоминается Зоино стояние. Этот случай произошел в Самаре в 1956 году. Во время танцев Зоя в шутку взяла в руки икону святителя Николая и стала с ней танцевать, но неожиданно застыла на месте. Долгое время она была словно каменная: никто не мог вынуть из ее рук икону, а иглы медработников ломались при попытке сделать ей укол. Только по усердным молитвам к святителю Николаю девушка пришла в себя, полностью изменив свои взгляды и жизнь.

Белый старичок

На пятом клейме иконы вспоминается случай из книги Леонида Нечаева «Донный лед».

Два воина выходили из немецкого окружения, но попали в засаду. Немцы закрыли друзей в амбаре и собирались наутро расстрелять. Среди ночи бойцам явился «белый старичок» и открыл двери, дав возможность убежать. Мать одного из бойцов позже сказала, что всю войну она усердно молилась святителю Николаю о помощи. Именно он помог ее сыну выжить.

Взявший меч от меча и погиб

На шестом клейме изображено, как большевики собирались взорвать московский храм в честь святителя Николая. За день до планируемого события один комиссар зашел в храм и решил выстрелить в икону святителя Николая, на которой святой был изображен во весь рост и в руках держал Евангелие. Пуля попала в икону, но, срикошетив от стекла, оставшегося неповрежденным, убила стрелка на месте.

Вероятность всплытия была нулевой

На седьмом клейме вспоминается случай спасения утопающего у корабля «Петр Великий», а на восьмом клейме – история обретения иконы свт. Николая.

На девятом клейме вспоминается случай, который произошел с советской подводной лодкой. Из-за технических проблем подводная лодка оказалась не в состоянии всплыть на поверхность. Тогда капитан судна созвал весь экипаж и спросил, есть ли среди них верующие люди. Один из матросов сказал, что его мать дала ему в плавание икону с изображением святителя Николая. Капитан приказал матросу ее принести, а всей команде встать на колени и молиться. Хотя вероятность всплыть на поверхность, как говорили потом моряки, была нулевой, после молитвы святителю Николаю судно благополучно добралось до берега, а его экипаж остался невредим. После этого случая матрос Николай, которому мама дала с собой икону святителя, принял священный сан и служит сегодня в церкви священником.

Малыш упал с балкона

На десятом клейме изображено чудесное спасение малыша, упавшего с балкона. Родители были заняты на кухне, а в это время их маленький ребенок вышел на балкон и упал с него на землю. Шансов на то, что он остался жив, практически не было. Родители, выбежавшие на улицу, увидели, что вокруг их сына собралась толпа народу. Мальчик стоял живой и невредимый. Когда взрослые спросили, что с ним случилось, он сказал: «Меня поймал дедушка, который в бабушкином чемоданчике. Оказалось, что бабушка малыша потихоньку всегда молилась святителю Николаю, а икону с изображением святого прятала в крышке своего чемодана. История произошла во времена гонений на Церковь.

«Останови мужа!»

На одиннадцатом клейме вспоминается случай спасения от пожара по молитвам святителю Николаю.

На двенадцатом клейме иллюстрируется история, рассказанная митрополитом Вениамином (Федченко). В одной лондонской семье беременная жена пыталась отговорить мужа от поездки, интуитивно чувствуя что-то неладное. Муж ее не послушал. Жена стала молиться и внезапно увидела яркий свет, в котором находился святитель Николай. Святой приказал: «Останови мужа!» Женщина попросила прислугу догнать мужа и вернуть домой. Когда он вернулся, она рассказала о своем видении и уговорила остаться. В тот день поезд, на котором собирался ехать ее супруг, потерпел крушение. Было много жертв.

Больше не пил

На тринадцатом клейме вспоминается случай спасения от смерти шахтера.

На четырнадцатом клейме изображена история, происшедшая в Польше. Однажды молодой человек по имени Николай возвращался домой во хмелю. Дело было зимой, Николай упал в снег и уснул. В это время его жена со своей сестрой везде искали Николая, но не могли найти, как вдруг встретили его у дома под руку с каким-то незнакомым старичком. Как только дедушка подвел Николая к дому, он тут же исчез. Жена спросила у мужа: «Кто тебя привел? Ты хоть спросил?» Супруг ответил: «Он мне сказал, что он — святитель Николай. — Вставай, — говорит, — замерзнешь. — И повел меня. И я сразу протрезвел». После этого случая Николай больше никогда не напивался.

О пользе поста на каторге

На пятнадцатом клейме иконы изображается случай, который произошел в ссылке в Сибири. О нем вспоминал отец Алексей Кибардин. Перед праздником святителя Николая отец Алексей предложил ссыльным во время своей проповеди почтить память угодника Божия Николая Чудотворца трехдневным постом. На пост согласилось 26 человек. И в сам день памяти святого 22 мая 1955 года пришло известие об освобождении именно тех 26 человек, которые постились.

Ученые из лаборатории лицевой анатомии при Ливерпульском университете (Великобритания) недавно создали портрет Николая Чудотворца, который уже называют самым реалистичным его изображением. При эксперименте использовались самые последние достижения в области лицевой анатомии.

Спасение многотонного КрАЗа с водителем

16 клеймо: эту историю рассказал священномученик Сергий Правдолюбов, священник. В 1970-е годы в Рязанской области были сильные морозы (ниже 40 градусов). Тогда замерзло много людей, а район был объявлен зоной стихийного бедствия.

Машину занесло в кювет. Приближалась ночь, мимо никто не проезжал, а горючее заканчивалось. Водитель на протяжении долгого времени пытался выехать из кювета, ничего не получалось. Тогда он просто закрылся в кабине и стал готовиться к смерти. Неожиданно в окно постучал старичок в стеганной телогрейке и шапке-ушанке. Он предложил водителю помощь, сказал, что хочет толкнуть его машину. Водитель невольно улыбнулся, пытаясь объяснить доброму старичку, что он не в силах вытолкать из кювета многотонный КрАЗ. Для этого нужен был как минимум трактор.

Старичок не унимался. Тогда водитель завел машину, а дедушка ее толкнул. Толчок был настолько сильным, что машина смогла выехать на шоссе. Когда водитель обернулся, чтобы поблагодарить дедушку, старичок словно растворился в воздухе. Его следы обрывались сразу в поле. Когда водитель приехал домой, то увидел, как его мать молится у иконы святителя Николая. В образе святого он узнал своего «старичка».

«Старец с вокзала, спаси меня!»

17 клеймо. На нем изображена история, которую рассказал певец Александр Вертинский. Она произошла в начале ХХ века. В Харбине на вокзале висела икона святителя Николая внушительных размеров. Этот образ еще помнили эмигранты из России, которых здесь было очень много. Однажды ранней весной на вокзал прибежал старый китаец, весь мокрый, и упал перед иконой. Он что-то говорил и протягивал руки к изображению святителя. Как выяснилось, он переходил речку и провалился под лед. Когда он понял, что тонет и надежды на спасение нет, то стал кричать: «Старец с вокзала, спаси меня!» В тот момент китаец потерял сознание, а когда пришел в себя, то оказался на другом берегу. Потом прибежал на вокзал и стал благодарить святого.

Святитель и самолет

18 клеймо повествует о помощи святителя Николая в небе. Летчик гражданской авиации Алексей рассказал, как в 1970-е годы он со своим экипажем летел по курсу и вдруг «наткнулся» на огромную тучу. Облететь ее было невозможно — маршрут шел через нее. Экипаж стал молиться святителю Николаю. Вдруг возле тучи они увидели старца в облачении, который в руках держал метлу и размахивал ей, пробивая в туче тоннель, в конце которого Алексей с экипажем увидели солнечный свет. Они пролетели по туннелю, сохраняя старый курс. Весь экипаж подтвердил этот случай.

«Чего спишь?»

На 19 клейме иконы изображается рассказ участника войны Николая. Он убежал из плена и пробирался в ночное время по оккупированной Украине на восток. Однажды под утро, выбившись из сил, Николай уснул в поле. Неожиданно его разбудил старичок в облачении: «Чего спишь? Сейчас немцы придут! Беги в те кусты!» Воин бросился бежать, но, чтобы добраться до указанных кустов, ему нужно было переплыть через речку. На другом берегу из кустов Николай наблюдал, как пришли немцы с собакой и искали его во ржи. Собака подбежала к реке, понюхала, но дальше не смогла указать след.

Другие самые известные иконы и изображения святого Николая смотрите здесь:

Николай Чудотворец - один из самых почитаемых святых в православии. Большее количество храмов и образов посвящено только Деве Марии. На домашних иконостасах он всегда стоит рядом с Богородицей. В домах большинства христиан есть Никола - защитник слабых, оклеветанных, покровитель детей, моряков, воинов и путешественников.

Иконы Николая Чудотворца показывают нам самого святого, его жизненный путь, сотворенные чудеса. Ещё при жизни Господь выделили этого человека как благочестивого христианина, полностью посвятившего свою жизнь служению Всевышнему. После смерти тело Николая стало мощами. Сам же он причислен к святым.

Интересно и полезно знать об иконах Николая Чудотворца. Это поможет выбрать близкий душе образ, чтобы обращаться перед ним в молитве к святому.

Краткая история жизни

Ещё ребёнком Николай проявлял тягу к богослужению. Он днями не выходил из церкви, изучал литературу, молился. Стремление отдать себя христианству заметил в мальчике его дядя, священник местной церкви. Он взял Николу сначала чтецом, а потом назначил священником.

После смерти родителей Угодник унаследовал крупное по тогдашним меркам состояние. Он все раздал бедным, а сам ушел в монастырь, чтобы дни проводить в общении с Господом. Но ему было видение: Всевышний сказал уйти из обители, служить ему по-другому - молясь, помогая слабым, проповедуя, защищая свою веру. Естественно, Николай повиновался.

Даже краткое описание жизни, личности епископа Мирликийского дает понять, что Господь покровительствовал Николаю. Он всегда внимал его молитвам, даровал тем, о ком он просит, спасение, излечение. Самый известный случай - воскрешение моряка, который сорвался с высокой мачты.

Иконографические типы

Типы иконописи образа имеют разный смысл, по-разному показывают Николая. Два основных способа изображения Чудотворца - поясной и ростовой. Каждый из них имеет свои подвиды, которые сформировались в те или иные времена. Чаще всего одной рукой святой держит священное писание, а другой благословляет. Традиционно Николая изображают с закрытым Евангелием. Менее распространены образы, на которых книга открыта, а рука застыла не в благословляющем жесте. Его трактуют, как указание на Евангелие или как жест речи. Впервые такие изображения появились к концу XIII века.

Никейское чудо

Часто встречаются образы с поясными фигурами Христа и Божией матери наверху. Они повествуют нам о Никейском чуде. Самая древняя из таких икон написана примерно в XIII веке, то есть незадолго после крещения Руси. Описание самого чуда содержит некнижная редакция «Жития Николы», датируемая XV–XVI веками.

В 325 году царь Константин собрал всех священнослужителей страны, чтобы они обсудили учения Ария. Последний утверждал, что Иисус не единосущен Отцу, но сотворенный им. Подобное учение - еретическое, ложное Разделение сущностей Спасителя и Бога очень похоже на язычество. Во время споров Никола ударил Ария по щеке. Было ли это на самом деле так, никто не знает. Некоторые ученые говорят, что Угодника вовсе не было в Никее. Но доподлинно известно, что произошел суд, который лишил Николая епископского сана и воли.

После этого случая многим высокопоставленным духовным чинам было видение: сам Господь вручает Евангелие Чудотворцу, а Дева Мария надевает на него омофор (епископский атрибут). Впоследствии решение суда было отменено, Николаю вернули полномочия.

Никола Зарайский

Ростовые иконы Чудотворца - одни из самых древних. На них он также держит закрытое Евангелие, а другой рукой благословляет. На Руси получил распространение особый подвид таких образов, отличающийся тем, что руки святого разведены. Он напоминает иконографический тип «молящийся», или «оранта». Ранее такие иконы изредка писали в Византии. Русское искусство переняло их в XIII веке, а распространились иконы данного типа через столетие. Полагается, что такое изображение взято с очень древней, не сохранившейся до сегодня, иконы Николая Чудотворца. Известно, что её привезли из Корсуни в Зарайск в 1225 году. Поэтому все изображения Чудотворца с разведенными руками получили название «Никола Зарайский». Их полюбили иконописцы, изображающие житие святого.

Житийные иконы Угодника показывают его деяния при земной жизни и после смерти, становление как епископа, биографию. Первые из них на Руси появились в XIII–XIV веках. Основные сюжеты древних святынь - рождение, обучение письму, помазание, помощь людям. Традиционно моменты жизни (клеймы) завершает перенесение мощей святого из разрушенных Мир в город Бари. Это случилось в 1087 году. Деяние почитается православными христианами, ежегодно празднуется. Сюжет стал обязательным при создании житийных икон Николы.

Никола Можайский

Это самостоятельный образ, но иногда он появляется на житийных иконах, описывающих Николая как заступника православных городов, покровителя воинов. На изображениях данного типа епископ Мирликийский изображен в полный рост, руки раскинуты. Правой рукой он держит меч, а левой - монастырь, огороженный крепостной стеной. Прототип иконографического типа - статуя, которая, согласно легенде, охраняла город Можайск. Как-то раз на него напали полчища кочевников. Жителям оставалось только молиться о спасении. Тогда прямо над храмом появился Никола - такой, как изображен на Можайской иконе. Захватчиков охватил животный страх, они убежали. С тех пор святой считался защитником города. Со статуи написана икона Николая Чудотворца.

Не так распространены оплечные образы святого. Сохранившиеся до наших времен относятся минимум ко второй половине XVI века. Тогда они не пользовались популярностью. Зато через 300 лет их востребованность возрастает, особенно среди старообрядцев.

Сотворенные чудеса

Когда речь идет об иконах, нельзя не упомянуть сотворенные ими чудеса. Когда речь идет о Николае, можно даже не говорить о конкретных списках - он откликается на искрение мольбы, даже если они произнесены не перед иконой.

Одна молодая пара каталась на яхте, когда начался шторм. Их ребенок (ещё младенец) упал в воду. Буря была настолько сильной, что найти его было невозможно. Тогда родители начали молиться о том, чтобы их дитя было спасено. Шторм утих, отчаянная пара рано утром вернулась на берег и сразу посетила храм. Надежды на то, что ребенок уцелел, не было. Там, прямо на полу, лежал младенец. Он был мокрым, будто его кто-то вытащил из воды и сразу же положил на это место.

О чем молятся Николаю?

Никола Чудотворец считается защитником слабых, несправедливо осужденных, покровителем водной стихии, моряков, путешественников, детей. Чаще всего молитвы к нему обращены со следующими просьбами:

  • Помощь при учебе. При жизни Никола был прилежным учеником, всегда тянулся к знаниям. Он понимает, насколько порой бывает сложно. Поэтому ученики и студенты молятся святому, прося помощи в этом нелегком деле.
  • Помощь в пути. Сами путники и их родственники просят Угодника, чтобы он помогал в дороге, отводил от опасностей.
  • Наставление на истинный путь. Каждый заслуживает прощения. Поэтому люди, которые отбывают наказание или просто хотят завязать с криминальным миром, молятся Николе, чтобы он помог найти духовный путь.
  • Защита от клеветы. Бывают ситуации, в которых человек не виновен, но не может этого доказать. Тогда остается только молиться. Николай всегда откликается на подобные просьбы.

Иконография святого очень разнообразна. При выборе иконы Николая Чудотворца для своего дома важно смотреть не на её описание, историю или стоимость, а на то, насколько она близка душе.

Это самая ранняя сохранившаяся икона «Св. Николая с житием», первая в ряду многочисленных образов, получающих с XIII века широчайшее распространение в Византии, на Балканах, в Италии и, особенно, в Древней Руси. Надо сказать, что сам житийный цикл складывается еще раньше. На Синае сохранились фрагменты триптиха XI-XII веков, в котором сцены из жития св. Николая располагались на створках. Однако, по мнению исследователей, классические житийные иконы, включающие средник и четырехстороннюю рамку из сюжетных сцен, появляются лишь в начале XIII века. Как правило, они имели особое предназначение и создавались как храмовые образы, связанные с посвящением конкретной церкви. Синайская икона служила таким образом в монастырской капелле св. Николая, упоминаемой в исторических источниках, но до настоящего времени не сохранившейся.

Образ св. Николая в среднике в основных чертах совпадает с трактовкой этого святого на синайской иконе X века. Показано поясное изображение святителя, благословляющего, с богослужебным евангелием в правой руке и в полном епископском облачении (стихаре, фелони и омофоре). В обеих иконах подчеркнуто значение омофора, украшенного золотыми крестами с орнаментами. Однако в более поздней иконе появляется мотив лежащего на омофоре евангелия. Напоминая об участии святителя в богослужении, он в соответствии с духом времени акцентировал литургический смысл образа. Можно отметить и существенные отличия в типах лиц и образных характеристиках. Иконописец XIII века подчеркивает старость св. Николая , акцентируя внимание на высоком лысом лбе и крупных морщинах. Он создает образ, в котором подчеркнуты не гармоничная одухотворенность и спокойная мудрость отца Церкви, а строгость аскета и непреклонность борца за веру, наделенного божественной силой.

Однако наиболее важным нововведением стало появление по сторонам святого поясных изображений Христа с евангелием и Богоматери с омофором. Этот иконографический мотив известен уже в памятниках XII века. Примечательно, что в том же столетии появляется житийный текст «Чудеса Николая» (Periodoi Nikolaou), в котором, в отличие от основной версии Симеона Метафраста, дается объяснение крайне необычному изображению одновременного явления святому Христа и Богоматери.

В тексте говорится, что св. Николай участвовал в Первом Вселенском Соборе 325 года в Никее, на котором ударил по лицу еретика Ария, возводящего хулу на триединого Бога. За этот проступок святой был лишен епископского сана и посажен в тюрьму, где ему явились Христос и Богоматерь, вручившие защитнику веры евангелие и омофор как знаки его архиерейского достоинства. Рассказ о «Никейском чуде» с разными подробностями вошел в более поздние версии жития св. Николая. Интересно, что в древнем «Составленном житии» X века предлагается другая версия события: Христос и Богоматерь с евангелием и омофором являются святому накануне его поставления в епископы.

И самое главное, в тексте говорится, что это событие давно изображается на «чтимых иконах», представляющих Христа слева, а Богоматерь справа от образа святого. Можно думать, что композиция «Св. Николай между Христом и Богоматерью» имела важный древний прототип в византийской иконографии и именно поэтому утвердилась в качестве самостоятельного иконного образа, выделившегося из ряда житийных сцен. Однако распространение она получает лишь в XII веке в связи с появившимся новым сказанием и характерным для эпохи стремлением к литургизации образа.

Вручение евангелия и омофора напоминало об архиерейском служении св. Николая , неотделимом от его чудес.

На полях синайской иконы представлены 16 житийных сцен, которые в основном следуют житию Симеона Метафраста, хотя используются и другие тексты. Изображения сопровождают краткие поясняющие надписи, обычно лишь называющие сюжет. Последовательность событий часто нарушается, в том числе и потому, что художник должен был представить непростую комбинацию из восьми горизонтальных и восьми вертикальных композиций. Цикл традиционно начинается с рождения и заканчивается погребением св. Николая. На верхнем поле видны три сцены «Обучение святого», «Поставление в священники», «Поставление в епископы» и чуть ниже на левом поле «Литургия св. Николая». Они образуют литургическую группу сцен, которым в иконе по сравнению с текстом жития уделено гораздо больше внимания. Иконописец сознательно усиливает тему священнического служения, сцены на полях раскрывают и комментируют литургическое содержание центрального образа в среднике. Интересно, что и с точки зрения цветовой композиции изображения красных алтарей также создают важный колористический и смысловой акцент.

Главную тему житийного цикла составляют 10 сцен чудес, которые без видимой логики показаны на боковых и нижнем полях. На левом поле под «Литургией св. Николая» изображена история спасения трех невинно осужденных военачальников императора Константина («Три военачальника в темнице», «Явление св. Николая во сне Константину», «Три военачальника благодарят святого»). Две иллюстрации из того же сказания, составляющего древнейший пласт в житие, расположены в центре правого поля («Явление святого Авлавию» и «Три военачальника перед лицом Константина»). Сверху и снизу к ним примыкают два знаменитых чуда: «Чудо на море» и «Изгнание беса из кипариса Плакомы». На нижнем поле еще три сцены, в двух композициях показано «Избавление Василия от сарацин» и затем «Спасение трех мужей от казни». Чудеса святого отличаются разнообразием и характером действенной помощи. Именно эти два качества определили исключительную популярность св. Николая.

Знаменательно, что иконописец не стремиться к подробному изображению событий, столь увлекательно описанных в житии. Он лишь напоминает о подвигах и силе святого, как бы подтверждая действенность обращенной к нему молитвы. Сцены вызывают в памяти литургические песнопения и чтения, прославляющие деяния святого на утрени дня празднования (6 декабря), которая на Синае совершалась перед «Св. Николаем с житием». Такие изображения не имеют самостоятельного значения и не являются иллюстрациями в строгом смысле слова, они ближе к знаку и символическому орнаменту. Сцены обрамляют главный образ подобно драгоценному венку, в котором каждое звено есть элемент целого. В этой связи примечательно, что истоки житийных икон находят в драгоценных окладах.

Правильность подобного понимания доказывает стихотворная надпись византийского поэта начала XIV века, вероятно, сделанная на некой иконе св. Николая по случаю добавления к ней серебряного оклада. Чудеса святого прямо сравниваются с драгоценным окладом: «Поэтому получи от нас золотое украшены вместе с каменьями, уложенными в нем. Для того, чтобы быть с невидимым кольцом твоих молитв и с духовными каменьями твоих чудес. Ты отгоняешь от нас скрытые напасти».

19-го июля 2018 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Иконы эпохи Николая II». Выставка приурочена к 100-летию трагической гибели семьи императора Николая II. В экспозиции представлены работы, созданные на протяжении 22 лет правления последнего русского императора из Русской Православной Старообрядческой церкви, Минералогического музея имени А.Е. Ферсмана, фонда апостола Андрея Первозванного, частного Музея русской иконы, из личных коллекций. В их числе, икона Святая мученица царица Александра, складень с изображением равноапостольной княгини Ольги, подаренный царской семье гражданами Царского Села по случаю рождения в ней первого ребенка.

Привлекает внимание образ из мастерской В.П. Гурьянова, поставщика двора Его Императорского Величества, созданный в 1916 году для великой княгини Елизаветы, основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве. Уникальным экспонатом является «Созвездие Цесаревича» – последнее пасхальное яйцо Фаберже для Императорского дома. На нем изображена точная карта созвездий, находившихся над горизонтом в момент рождения цесаревича Алексия.

На рубеже XIX-XX столетий достигла высшего расцвета деятельность знаменитых иконописных и ювелирных мастерских М.И. Дикарева, О.Ф. Курлюкова, Ф.Я. Мишукова, П.И. Оловянишникова, Д.Л. Смирнова, Фаберже, И.П. Хлебникова, И.С. Чирикова и их наследников. На выставке представлены экспонаты с авторскими подписями или фирменными клеймами мастерских.

Царский манифест 1905 года о веротерпимости дал новый творческий импульс старообрядческим иконописцам, с чьей деятельностью связаны масштабные реставрационные проекты второй половины XIX – начала ХХ века, представившие обществу уникальность художественного языка древнерусской иконы. На выставке можно посмотреть редкие иконописные образы: «Великомученик Прокопий и праведный Иов Многострадальный» с изображением Рогожской слободы, «Богоматерь на престоле, с пророками Давидом и Соломоном» из старообрядческой Успенской церкви на Апухтинке в Москве.

Особого внимания заслуживает мемориальный образ «Благоверные князья Федор, Давид и Константин Ярославские», выполненный в 1911 году для архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона (Белавина) – будущего патриарха Московского и Всея Руси.

В последние годы царствования Николая II появились новые иконографические сюжеты, связанные с военными и революционными событиями. На иконе «Святитель Николай Чудотворец, с апостолами Петром и Павлом» – изображение броненосца Петропавловск 1-й Тихоокеанской эскадры, подорвавшегося на мине 31 марта 1904 года вблизи Порт-Артура. На корабле погибли командующий эскадрой адмирал С.О. Макаров и художник В.В. Верещагин.

В годы Первой мировой войны получает широкое распространение иконография Богоматери Августовской (Явление Богоматери русским воинам в Августовских лесах). С событиями Октябрьского переворота и Гражданской войны связан образ святителя Николая Чудотворца (Никола Раненый).

Выставка показывает стилистическое разнообразие и активные поиски новых форм в русской иконописи, отражающие духовные и эстетические запросы «эпохи перемен» в годы царствования Николая II.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода