Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Священник михаил ардов биография. Протоиерей Михаил Ардов vs диакон Андрей Кураев

Алексея Баталова не стало чуть больше года назад. Последние месяцы жизни народного артиста были омрачены не только проблемами со здоровьем – он не мог ходить, потому что повредил ногу. Кусок дачного участка, на котором сосед построил дачу, не давал спокойно спать семье Баталовых. И хотя суд обязал Вадима Эльгарта снести постройку и вернуть землю, этого до сих пор так и не случилось.

Вдова Баталова Гитана Аркадьевна и его младшая дочь Мария тяжело переживают этот затянувшийся конфликт.

Брат артиста Михаил Ардов регулярно навещает родственниц, поэтому с уверенностью говорит, что Баталовым сейчас живется очень тяжело. Из-за постоянных стрессов Гитана Аркадьевна стала хуже себя чувствовать, а 50-летняя Мария, у которой ДЦП, почти перестала говорить.

«Я навещаю семью брата регулярно. Жена его чувствует себя неважно, но старается не жаловаться на свои проблемы. А вот с дочерью Машей дела совсем плохи: она с трудом разговаривает. Но Маша – талантливая, умная, написала много сказок, стихов», - рассказал Михаил Ардов, сводный брат Алексея Баталова.

Михаил Ардов и Алексей Баталов - братья по матери. Несмотря на то, что отцы у них разные, они воспитывались в одном доме. Их было три брата – Алексей, Михаил и Борис, младший скончался в 2004. В отличие от братьев Михаил Викторович Ардов не пошел в творческую профессию, а выбрал иной путь, стал священнослужителем. Протоирею уже 80 лет, он продолжает свою службу, живет вдвоем с женой. Порой Михаил Викторович откровенно тоскует по ушедшим из жизни родственникам.

// Фото: Кадр фильма «Алексей Баталов. Он же Гоша, он же Гога...»

«Очень грустно на душе оттого, что нет ни Бориса, ни Алексея рядом, я остался один… Когда я в последний раз видел старшего брата, у него было очень бледное лицо, я понимал, что уже немного осталось ему. Но все равно мне до сих пор трудно осознать, что его нет. Увы, он был уже не юн, 88 лет, долго хворал. Но когда начинаешь об этом думать, сразу же появляется ностальгия по тем временам, когда мы жили все вместе, когда были живы родители...» – говорит Михаил Ардов.

Побывать на годовщине смерти брата Михаилу Ардову не удалось. «В годовщину смерти Алексея я не смог встретиться с его семьей по причине богослужения, я весь день молился об упокоении его души», - цитирует протоирея sobesednik.ru

Маленький мальчик родился и вырос в любви. Получил неплохое образование. Научился всему хорошему и не очень. И смог переработать знания в совершенно непредсказуемый результат. То, что получилось, не всем нравится. Он и не стремится быть гладким и предсказуемым. Его известность и неординарность взглядов говорят о могучей силе воле и несгибаемом характере.

Семья

Семья всегда оставляет глубокий след в жизни человека. Это своеобразный старт. От того, каким было начало, зависит дальнейшая траектория развития судьбы. Ардов Михаил Викторович родился в творческой семье. Его отец, Виктор Ефимович Зигберман, был писателем. В своё время вынужден был взять другую фамилию - Ардов. Мама - известная актриса Ольшевская Нина Антоновна. В семье было три сына, как в русской народной сказке. Кроме Михаила в семье подрастали родной брат Борис и сводный брат Алексей Баталов. Оба брата избрали стезю матери, стали актёрами.

Творческие порывы витали в воздухе и были усвоены маленьким Мишей вместе с материнским молоком. Но стать артистом он не захотел. Решил идти по стопам своего отца. И стал писателем-публицистом.

Детство и юность

Год для рождения был не самым удачным. Появился на свет в Ардов двадцать первого октября 1937 года. Семья не жила на одном месте с самого рождения малыша. Из Лаврушинского переулка в 1938 году они уехали на обменяв квартиру. Здесь он достиг совершеннолетия. Самостоятельную жизнь Михаил начинает по новому адресу. Шестидесятые годы он провёл в Голиковском переулке. Одно оставалось неизменным: Москва.

Детства проходило как у всех сверстников в тяжёлые военные и первые послевоенные годы. В последний военный 1944 год он идёт в первый класс в одну из школ Замоскворечья. Учится в этой школе три года. Затем родители переводят мальчика в школу № 12, которая располагалась в Старомонетном переулке в районе Якиманки. Вторая школа стала последней.

В 1954 году Ардов получает аттестат и поступает в МГБИ (Московский государственный библиотечный институт) имени Молотова. Проучился там он недолго, что-то пошло не так, пришлось бросить учёбу. На следующий год он становится студентом МГУ имени М.В. Ломоносова. Факультет журналистики стал для молодого человека именно тем, к чему лежала душа. В 1960 году он получает диплом и профессию литератора.

Профессиональный путь

Молодой специалист искал работу недолго, начав трудиться редактором на Всесоюзном радио. Работа увлекательная, но хотелось писать. В 1962 году Михаил Ардов становится профессиональным литератором и пишет самозабвенно и много. Итогом творческого пути является его членство в Комитете московских драматургов.

Духовное развитие

1964 год круто изменил взгляды писателя. Он принимает крещение в православную веру. К концу шестидесятых Михаил Ардов полностью отказывается от журналистики, перестаёт появляться в богемных компаниях. Через три года после крещения он был воцерковлен. С 1967 года служит иподиаконом в храме «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Поклониться иконе Божьей Матери приходит огромное количество верующих. Молодой диакон на Большой Ордынке привлекал своей неординарностью.

Два дня 1980 года стали поворотными в судьбе этого человека. За неделю до Пасхи в Вербное воскресенье Михаил Ардов в храме святого Иннокентия, что находится в Ярославле, был рукоположен в сан диакона. Через неделю после этого важного события, на Пасху, митрополит Иоанн (Вендланд) рукоположил его в сан иерея.

По благословению митрополита Михаил Ардов, протоиерей, отправляется служить в деревенские приходы. Небольшие деревеньки Ярославской епархии, затем Подмосковье Московской епархии. Незаметно пролетели тринадцать лет исправной службы священником в приходах Московского патриархата.

Разрыв

1993 год, лето. Происходит непредвиденное событие: священник Михаил Ардов разрывает юридические отношения с Московской епархией. Ему становится ближе зарубежное православие. Его назначают клириком Суздальской епархии РПЦЗ (Русская Православная Церковь за границей). Возглавлял епархию епископ Валентин (в миру Русанцев). Вместе со своим наставником Михаил уходит в раскол.

В 1995 году он стал клириком РПАЦ (Российская Православная Автономная Церковь). До 1998 года эта организация носила другое название: Российская православная свободная церковь. РПАЦ считается независимой от РПЦЗ как административно, так и канонически. Во стоял её организатор и Преосвященный Валентин.

Особенные взгляды

На многие вещи отец Михаил имеет свою точку зрения. Очень ярко это просматривается в отношении к Олимпийским играм и спорту вообще. Он считает, что истинному христианину недопустимо заниматься физкультурой, а спортом тем более. Объяснение этого он находит в Священном Писании: массовые зрелища христианин не должен посещать. Есть и другое доказательство: спорт - это забота о телесном, о плоти. Истинно верующий должен заботиться о духовном возвышении.

Михаил Ардов (протоиерей) отличается особыми взглядами и на Он считает, что РПЦ слишком тесно взаимодействует со светской властью. Объясняет отец Михаил это своеобразно. По его мнению, современная православная церковь образована в годы Великой Отечественной войны для объединения народа СССР против фашизма. Сталин создал две организации по одному образцу - КПСС и РПЦ. Когда партия одна не смогла противостоять войскам вермахта, потребовалась поддержка. Сложный 1943 год стал годом зарождения нового помощника КПСС - церкви. При этом он приводит доказательства своей точки зрения. Обе организации имеют схожие черты: церковные соборы - это партийные съезды; еретики - это враги народа. Есть мученики-герои и руководители: Патриарх - Генеральный секретарь.

Конфликт официальной и автономной церквей

Свои взгляды протоиерей Михаил Викторович Ардов не считает нужным скрывать. И открыто их выражает. Ещё в девяностые годы он через газету «Известия» выразил своё негативное отношение к восстановлению храма Христа Спасителя, которое инициировал мэр Москвы Отец Михаил публично пообещал никогда не переступать порог воскрешённого храма.

Начало двадцать первого века ознаменовалось открытой критикой в адрес РПЦ. В 2006 году деятельность возглавляемой им РПАЦ вызвала острую критику заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных связей протоиерея Встречи в прямом эфире стали ареной для дискуссий Михаила Ардова и диакона Андрея Кураева. И того, и другого Ардов считает «идеологами Московского патриарха». Сентябрьский эфир 2006 года одной из пятничных программ «Новое времечко» нашёл отклик в печатных средствах массовой информации и вызвал большой резонанс в обществе.

Литературные достижения

Все годы служения Богу не оставляет литературное поприще священник Михаил Ардов. Биография многих знаменитостей нашла отражение в его произведениях. Жизненный и творческий путь поэтессы Анны Ахматовой он представил во всём величии и многообразии. Не только Ахматова, но и другие гиганты-творцы интересовали публициста. Названия его книг красноречиво говорят о содержании: «Легендарная Ордынка. Портреты», «Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче».

Автору удалось доступно описать, заинтересовать читателя сюжетом. Прочитать и обсудить основные идеи таких книг, как «Мелочи архи.., прото… и просто иерейской жизни», «Прописные истины», стало необходимой потребностью мыслящей интеллигенции.

Итог сегодняшнего дня

Как будто всю жизнь стремился к этому Михаил Ардов. Биография сына творческих родителей, журналиста полна крутых поворотов. Сегодня он - настоятель храма во имя Царя Мученика Николая Второго и всех Новомучеников и Исповедников Российских, который расположен на Головинском кладбище в Москве. Является клириком (протоиереем) Российской Православной Автономной Церкви.

Он известен сначала как советский, а затем - как российский мемуарист и публицист. Его произведения читают не только верующие. Рассмотреть позицию оппонента, сформировать своё мнение, найти поддержку своим исканиям помогают неординарные публикации Ардова.

Михаил Ардов - современный русский мемуарист, публицист и писатель. Он является клириком так называемого Суздальского раскола - неканонической православной автономной церкви. Однако до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Московской и Ярославской епархиях.

Биография

Михаил Ардов (фото выше) родился в семье актрисы Нины Ольшевской и писателя Виктора Ардова. В 1960 году он оканчивает Московский государственный университет (факультет журналистики), работает профессиональным литератором. Через четыре года принимает крещение и в 1967 году становится иподиаконом в Скорбащенском храме, расположенном на Ордынке. В 1980 году в Ярославле происходит его рукоположение в диакона, а на Пасху в том же году он рукоположен в священники.

Летом 1993 года выходит из Московского патриархата и становится клириком Суздальского раскола. Михаил Ардов в сентябре 2006 года в одной из программ на канале АТВ ("Авторское телевидение") вызвал критику в адрес Русской православной автономной церкви (Суздальского раскола). Это освещалось в нескольких газетах и информационных порталах.

Жизненная позиция

В начале девяностых газета "Известия" опубликовала статью, автором которой был Михаил Ардов. В ней он отрицательно отзывался о начале строительства московского храма Христа Спасителя, Ардов даже дал обет никогда не ходить в этот храм. Позже писатель и публицист не раз шутил об этом, придумав ему название "храм Лужка-строителя" (примечание: строительство начал Юрий Лужков, бывший в те годы мэром столицы). Также в интернете долго ходила его шутка о том, что на этом месте сначала построил храм архитектор Тон, а второй храм - архитектор Моветон.

В 2012 году Ардов заявил о том, что не признает Олимпийские игры и любые другие спортивные соревнования, а также считает, что занятия физкультурой и спортом для христиан недопустимы. Он говорит, что даже невинные соревнования, например конноспортивные, по факту являются зрелищами, а настоящий христианин не должен быть ни болельщиком, ни фанатом. Неоднократно он негативно отзывался о многих деятелях культуры, живописцах и поэтах.

Ардов и Ахматова

Великая поэтесса была близким человеком для Михаила Ардова и его брата. Он рассказывает, что Анна Андреевна воспитывала их, объясняла тонкости русского языка, например, чем отличаются глаголы "надеть" и "одеть". Ахматова жила в доме на Ордынке. В пятидесятых годах к ней в гости часто заходил Пастернак, он читал для нее и для всех присутствующих "Фауста" в своем переводе и первые главы романа "Доктор Живаго", который так и остался у поэта единственным. В гости к ним изредка заходил Солженицын, а Бродский был другом их семьи.

Таким образом, с самого детства он находился не просто в творческой атмосфере, эта атмосфера была высокоуровневой. Будущему писателю было на кого равняться. Ардов признается, что, скорее всего, именно поэтому он никогда не писал хороших стихов: когда в соседней комнате за стеной живет Анна Ахматова, а к ней заходит Пастернак, серьезные вещи не идут.

Творчество

Под авторством Михаила Ардова вышло более десятка книг. "Легендарная Ордынка" вышла в 1997 году (издательство "Инапрес"). Это сборник воспоминаний о жизни в их московском доме, куда приходили многие деятели культуры. Трагическийе исторический период преподносится здесь Ардовым в неожиданном и ироничном ракурсе. В книгу вошли повести "Легендарная Ордынка" Ардова, а также повесть Алексея Баталова "Рядом с Ахматовой".

Еще одна книга, повествующая о том же времени, называется "Вокруг Ордынки: мемуары, повести". Автор снова в трагической и безысходной атмосфере сложного времени находит оптимистические ноты, подчеркивает смешное, показывает известных людей без музейного лоска и глянца, рассказывает о них как об остроумных и несгибаемых личностях. В книге рассказывается об Анне Ахматовой, Борисе Пастернаке, Дмитрии Шостаковиче, Михаиле Зощенко, Фаине Раневской, Корнее Чуковском, Александре Солженицыне, Лидии Руслановой и других. Все они оживают благодаря острой и живой памяти автора.

Ардов пишет в разных жанрах, однако более всего востребованы его мемуары. Общаясь с великими деятелями серебряного века, он получил прекрасное дополнительное образование, они привили ему чувство вкуса к искусству, а полученный в наследство от отца талант писателя помог облечь воспоминания в литературную форму.

Издание

Книги Михаила Ардова пользуется популярностью среди любителей мемуаров. Первой вышедшей книгой стала "Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни" в 1995 году. Затем несколько лет подряд печатались его мемуары о жизни на Ордынке. "Легендарная Ордынка" в соавторстве с родственниками, Алексеем Баталовым и Борисом Ардовым, "Возвращение на Ордынку".

Михаил Ардов в 2004 году издал книгу о Шостаковиче, написанную на основе воспоминаний дочери Галины, сына Максима и самого Михаила Ардова. Годом позже выходит "Матушка Надежда и прочие невыдуманные рассказы", а в 2005 году "Монография о графомане". В 2006 году свет увидела книга "Все к лучшему...", а в 2008 "Со своей колокольни".

Часто в поисковых запросах можно увидеть одну из книг, авторой которой является Михаил Ардов. "Записки из подземелья" - так ошибочно называют одну из его последних книг, правильное же название "Записки кладбищенского попа".

Семья

Михаил Ардов родился в творческой семье. Мать и отец - талантливые актриса и писатель. Его старший брат по матери - Алексей Баталов, также известный актер. Они были по-настоящему близки, и когда брат умер, Михаил узнал об этом одним из первых. Алексей находился в санатории, на реабилитации, восстанавливаясь после перелома шейки бедра. Младший брат видел, что силы народного артиста тают на глазах. По его словам, Алексей Баталов и сам понимал, что осталось недолго, видел и себя, и свое состояние, хотя всегда оживлялся во время беседы. Умер актер спокойно, во сне.

Семья Ардовых (настоящая фамилия отца - Зигберман) до 1938 года жила в Лаврушинском переулке, после чего переехала в их знаменитый дом на Большой Ордынке, а в шестидесятых годах вновь переехала, на этот раз в Голиковский переулок. Виктор Ардов был талантливым человеком, но не смог реализоваться в советское время. Какое-то время его вообще не печатали, только иногда выходили сборники юмористических рассказов, но это, по словам Михаила, капля в море. В то время наказывали всех сатириков, и Виктора не публиковали даже в журнале "Крокодил", одним из основателей которого он являлся и некоторый период исполнял обязанности главного редактора.

Виктор Ардов целиком почувствовал на себе гнет советской цензуры. Он написал несколько сценариев к фильмам, в Театре сатиры ставили его пьесы. Однако все эти небольшие радости происходили поверх семейных трагедий. Арестовали родителей Ольшанской именно в это время, они не вынесли тягот арестантской жизни. Деда с отцовской стороны расстреляли еще в двадцатые годы.

Влияние отца

В средствах массовой информации в то время тоже выходили статьи только угодные правительству, именно поэтому Михаил Ардов, биография и личная жизнь которого всегда были очень насыщенны, никогда не работал в журналистике. Когда он попал на журналистский факультет, то практически сразу перешел на редакционно-издательское отделение, именно из желания быть подальше от радио и газет. После окончания МГУ на полтора года местом его работы стал отдел сатиры и юмора на всесоюзном радио.

Фамилия отца ему в определенные моменты помогала, но бывали и случаи, когда мешала, так как Виктора многие не любили. Михаил Ардов признается, что считает актерскую работу позором, хотя его мать и старший брат работают в этой профессии. Такое мировоззрение, впрочем, не мешало ему сохранять с Алексеем Баталовым прекрасные отношения. В одной из книг он часто его цитировал и вставлял моменты из его биографии.

Христианство

Крещение Михаил Ардов принял в довольно позднем возрасте и говорит, что отчасти это произошло под влиянием Ахматовой и всей русской литературы в целом. Довольно быстро он понял, что в то время вокруг было очень мало хороших священников, и он смог бы пополнить их стан. Он признается, что даже жить стало проще, так как на священнослужителей не распространялись многие светские жизненные законы, они не ходили на собрания партий, к ним относились как к сумасшедшим или как к жуликам. Однако это Ардов переносил легко.

В девяностых годах он вместе с единомышленниками считал, что если коммунизм падет, то все священнослужители должны покаяться за "свое поведение", за потакание власти, но ничего не произошло. Ардов вместе с группой людей принял решение перейти в лоно русской зарубежной церкви, но, по его словам, скоро и она практически растворилась под пристальным надзором КГБ.

Религия и творчество

С тех пор, как Михаил Ардов принял сан, он не пишет художественных произведений, только публицистику и мемуары. Он сравнивает себя с Толстым, который перестал писать романы, когда его перестали интересовать истории любви. Ардов говорит, что однажды во время долгого перелета в Америку взял с собой том "Анны Карениной", но прочесть не смог из-за отсутствия интереса, хотя книга действительно гениальна. А вот читать мемуары он любит.

Религиозную составляющую в книгах он считает лишней, поэтому на ней акцента в его творчестве нет, возможно именно поэтому книги священнослужителя и пользуются такой популярностью. Все свои идеи он рассматривает с бытовой стороны, а не через призму религии.

Михаил Викторович Ардов (Ольшевский). Родился 21 октября 1937 года в Москве. Советский и русский писатель, сценарист, публицист, мемуарист. До 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях. Клирик неканонической Российской православной автономной церкви, протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ.

В 1960 году окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.

Писал сценарии к фильмам. В частности, вместе с Алексеем Баталовым написал сценарий (как Михаил Ольшевский) к фильму-сказке «Три толстяка» по мотивам одноименной сказки Юрия Олеши.

В 1964 году принял крещение. С 1967 года иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980 году в Вербное воскресенье был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.

На Пасху 1980 года рукоположён во священника митрополитом Иоанном (Вендландом). Служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.

Михаил Ардов, Борис Ардов и Алексей Баталов

Летом 1993 года вышел из юрисдикции Московского патриархата и перешёл в Русскую зарубежную церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). Вместе с Валентином (Русанцовым) ушёл в раскол, и с 1995 году являлся клириком административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской православной свободной церкви (в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь).

Обвинял Московскую патриархию и зарубежную РПЦ в работе на КГБ.

«Мы живём в последние христианские времена. Мир с очень большой скоростью скатывается к апокалипсису. Московская патриархия не только потому является лжецерковью, что она основана безбожником Сталиным и его бандитами-подручными, но и потому, что она относится к так называемому мировому православию, то есть связана с модернистами, экуменистами, со всеми теми, кто в конце концов составит религию Антихриста. В мире сейчас больше нет православных патриархов, все они по большей части «новостильники», в их числе находится и московский патриарх со всем своим синодом и своими епископами. Это уже пародия на церковь, это не церковь», - говорил Ардов.

В 1990-е годы выступал против строительства храма Христа Спасителя в Москве, дав затем себе обет никогда не входить в этот храм. В дальнейшем он неоднократно публично шутил на эту тему, называя его «храм Лужка-строителя», а также опубликовал свою шутку, что «первый храм на этом месте строил архитектор Тон, а второй храм построил архитектор Моветон».

В сентябре 2006 года вызвал критику в адрес РПАЦ со стороны заместителя председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина.

Выступал против Олимпийских игр и любых спортивных соревнований, заявлял о недопустимости занятий физической культурой и спортом для христиан. «Каноны Православной Церкви запрещают нам посещать любые зрелища, даже такие, казалось бы, невинные, как конно-спортивные соревнования. И по этой причине настоящий христианин не может быть ни «фанатом», ни «болельщиком». Но мало того - истинный сын Церкви не может заниматься ни физкультурой, ни тем паче спортом, ибо все подобные упражнения являются, выражаясь языком церковным, «попечением о плоти», а от этого нас предостерегает первоверховный Апостол Павел (Послание к Римлянам 13:14)», - заявлял он.

«Без церкви нельзя спастись. Надо следить за тем, чтобы принадлежать к истинной церкви. Если человек ищет истину, то он найдёт себе истинную церковь. А если христианство ему нужно для чего-то другого - для душевного спокойствия, для расслабления или ещё для каких низменных целей, то он не будет искать истинную церковь, а удовлетворится тем, что встретится на его пути, например, какой-нибудь красивый храм, псевдодуховный батюшка», - указывал Михаил Ардов.

Михаил Ардов неоднократно негативно высказывался о многих поэтах и живописцах.

Будучи сторонником объединения «истинно-православных церквей», причащает у себя представителей всех «осколков» РПЦЗ, ушедших из нее.

Ведет колонку воспоминаний об известных личностях в газете «Метро».

Сценарии Михаила Ардова:

1963 - Фитиль (короткометражный)
1966 - Три толстяка
1972 - Игрок (Hráč)

Библиография Михаила Ардова:

1995 - Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни
1998 - Возвращение на Ордынку. Воспоминания, публицистика
2000 - Вокруг Ордынки
2001 - Легендарная Ордынка. Портреты
2004 - Монография о графомане. Воспоминания
2006 - Всё к лучшему...
2006 - Узелки на память
2007 - Прописные истины
2008 - Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче
2009 - Заметки кладбищенского попа
2013 - Исподтишка меняются портреты


Продолжаем приводить некоторые материалы клириков из "неправильного" Православия. Для пущего понимания того, почему они уклонились в раскол и о чем говорят. Реплика Михаила Викторовича Ардова (протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния Российской православной автономной церкви, РПАЦ) .
РПАЦ примечательна тем, что без помощи государства восстановила из руин и профессионально отреставрировала в России большое количество исторических храмом. Которые впоследствие у РПАЦ были цинично отобраны в пользу РПЦ МП. Как и другое имущество религиозного назначения, мощи и т.д.


Михаил Викторович Ардов (род. 21 октября 1937, Москва, СССР) — русский писатель, публицист и мемуарист; клирик неканонической Российской православной автономной церкви , протоиерей; настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ; до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях.
Сын писателя Виктора Ардова (настоящая фамилия Зигберман) и актрисы Нины Ольшевской, родной брат Бориса Ардова и единоутробный брат Алексея Баталова. В 1960 окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.
В 1964 году принял крещение. С 1967 года иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980, в Вербное воскресенье, был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя свт. Иннокентия, митрополита Московского. На Пасху 1980 года рукоположён в священника митрополитом Иоанном (Вендландом); служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.
Летом 1993 года вышел из юрисдикции Московской Патриархата и перешёл в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). Вместе с Валентином (Русанцовым) ушёл в раскол, и с 1995 году являлся клириком административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской православной свободной церкви (в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь).

Настоятель храма Новомучеников Российских на Головинском кладбище Москвы (РПАЦ) протоиерей МИХАИЛ АРДОВ: “Инициаторы «объединения» РПЦЗ с патриархией просто ждали, когда умрут три архиерея…” Беседовал Владимир Ойвин «Портал-Credo.Ru» 17.05.2017.

“Портал-Credo.Ru": Исполнилось 10 лет с момента поглощения Московским патриархатом значительной части Русской Зарубежной Церкви. Как Вы лично и Ваша Церковь воспринимаете это событие?

Протоиерей Михаил Ардов: Тот факт, что епископы нашей Российской Православной Автономной Церкви под водительством не кого-нибудь, а великого святителя епископа Григория (Граббе), отошли от Зарубежной Церкви, является замечательным событием. Поэтому когда говорят «осколки Зарубежной Церкви», то наша юрисдикция к ним не относится: РПАЦ - никакой не «осколок». Согласно завету святого Патриарха Тихона, наши епископы во главе со старшим по хиротонии, сформировали свою юрисдикцию на российской земле. И я знаю, что никто из наших сознательных священников, не говоря уже про архиереев, никогда об этом не пожалел . Это было правильное своевременное решение, потому что было ясно, куда идет Зарубежный Синод.

Моя теория такая. Инициаторы «объединения» РПЦЗ с патриархией просто ждали, когда умрут три архиерея, которые носили одно и то же имя, - Антоний Женевский, Антоний Лос-Анжелосский и Антоний Сан-Францисский. Они никогда бы не пошли на объединение. Но как только они умерли, немедленно выкинули на помойку Митрополита Виталия, который был не семи пядей во лбу и начал свое правление с того, что удалил владыку Григория (Граббе) на покой, а его сына по ложному обвинению убрал из Святой Земли. Дальше все пошло уже как по маслу.

Нашим архиереям, тем более - владыке Григорию (Граббе), это было ясно уже тогда. Зять владыки, мой покойный друг о. Владимир Шишков вспоминал такую сцену. В их доме в Нью-Джерси владыка Григорий сидел на своем обычном месте в кресле и вдруг произнес такую фразу: «Ну все, на Зарубежном Синоде я поставил крест».

- А что изменилось в церковной жизни за эти 10 лет?

Ну много чего… Мы прошли через преследования, в первую очередь. У нашего Митрополита Валентина отобрали отреставрированные храмы, поливали нас грязью, пытались судить, отбирали мощи. Но, тем не менее, мы существуем , и даст Бог, нас Господь еще потерпит.

- Значит, эпоха преследований уже позади?

Мне кажется, что, отобрав все, что только можно, в Суздале и в других местах, патриархия уже почти не обращает на нас внимания. У них другие проблемы: Украина, Исаакиевский собор и так далее.
Наша страна до сих пор живет по ленинскому закону, который все старинные здания, и церковные в том числе, объявляет собственностью государства.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода