Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сугдейская епархия. Святой Стефан Сурожский

(Из книги Четьи-Минеи (Жития святых) свт Димитрия митрополита Ростовского)
Преподобный отец наш Стефан родился в Каппадокии Великой - от христианских родителей, которые воспитали его в добром наказании. С детского возраста он отличался благонравием, удаляясь от обычных детских забав. Семи лет родители отдали его для обучения грамоте; он оказался способным к учению, и в скором времени хорошо навык в Божественном Писании.

Когда же ему исполнилось пятнадцать лет, он удалился из своего отечества и пришел в Царьград, желая там докончить свое образование. Сие было при царе Феодосии Адрамитене и св. патриархе Германе. Там св. Стефан продолжал усердно учиться и, обучившись философским наукам, превзошел мудростью многих - даже самих учителей, - так что все удивлялись его премудрости.

Услышав о Стефане, св. Герман, патриарх цареградский, призвал его и, благословив, спросил, из какой он страны. Стефан всё рассказал ему о себе. Полюбив его благонравие, премудрость и смирение, патриарх оставил Стефана жить у себя. Несколько лет прожил блаженный Стефан у патриарха, служа святой Церкви и живя в воздержании и чистой совести. Потом он, тайно от всех, ушел из Царьграда и, придя в некоторый монастырь, принял там иноческое пострижение и подвизался в добродетелях.

Затем, возжелав безмолвнейшего жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное и никому неизвестное место, прожил там довольно времени, работая Богу в посте и молитвах.

В то время преставился епископ, который был в городе Суроже, и вот жители Сурожа пришли в Царьград к святейшему патриарху Герману, прося для Сурожа епископа. И когда происходило рассуждение о поставлении епископа, явилось несогласие, так как одни желали одного, другие - другого. Сурожане же просили царя и святейшего патриарха дать им епископа, могущего хорошо управлять церковью, «Ибо, - говорили они, - умножились ереси в городе нашем».

Однажды, когда святой Герман ночью стоял на молитве, явился ему Ангел Господень и сказал:
- Завтра пошли в то пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: его поставь епископом для Сурожа, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере. Я же и к нему послан от Бога, с повелением, чтобы он ни в чем не ослушался тебя.

- О, господин, - сказал патриарх, - как я узнаю место, где живет избранник Божий Стефан?
Тогда Ангел, взяв одного из слуг патриарха, показал ему местопребывание святого, а слуга, возвратившись, поведал сие патриарху.

К святому же Стефану, который в то время в скрытом месте своем молился Богу, явился тот же Ангел Господень в белой одежде, - и убоялся св. Стефан и в трепете пал от страха на землю.
Взяв святого за руку, Ангел успокоил его, сказав:
- Я - Ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога.

Затем, преподав ему мир, Ангел возшел на небо.
На другой день патриарх послал со слугою двух пресвитеров - за святым Стефаном, и те с великою честью привели его к патриарху. С радостью встретил патриарх св. Стефана, и посвятив, поставил его архиепископом Сурожа и отпустил на корабле в порученную ему епархию.
Прибыв в город Сурож и вступив на архиепископский престол, св. Стефан стал поучать людей от Божественного Писания и в продолжения пяти лет крестил весь город Сурож и все его окрестности.

В то время в Царьграде воцарился Лев Исаврянин и воздвиг иконоборство, будучи научен сему двумя евреями. Сначала он повелел святые иконы ставить высоко, говоря:
- Кто чист, пусть целует их.
Потом повелел поднимать иконы на воздух, поясняя, что не следует пригвождать иконы к стене. И многое другое предпринимал окаянный против почитания св. икон. Святой патриарх Герман много увещевал его, чтобы он оставил свое злое начинание, беседуя о сем на основании священных книг. Придя в ярость от увещаний, иконоборец открыто проявил яд свой, который дотоле скрывал в сердце своем, и усиленно начал изгонять святые иконы, хулить их и бесчестить.

Затем Лев разослал по всему городу и по многим окрестным местам указы, чтобы все так же поступали со святыми иконами, и говорил:
- Если кто будет мне противиться, того я буду мучить различными муками и предам смерти.
В царствующем граде тогда можно было видеть различные мучения православных христиан. Патриарха же Германа злочестивый царь послал в заточение, а вместо него поставил патриархом Анастасия, родом Сириянина, который был единомышленником с ним в его ереси.

Затем царь и патриарх отправили послов своих в Сурож к св. архиепископу Стефану с злочестивым повелением не поклоняться иконам и кресту. Святой Стефан отвечал послам:
- Да не будет сего; не допущу я людей своих отступить от закона Христова: не слушаю повеления ни царя, ни окаянного патриарха.
Ночью он пришел к послам на корабль и вместе с ними прибыл в Царьград.
Облачившись в одежды своего святительского сана, св. Стефан предстал пред царем. Царь спросил его:
- Кто ты?
Святой же отвечал:
- Я - архиепископ Сурожский Стефан.

И сказал царь:
- Видишь ли собор сей, восседающий со мною в великой чести? Они пожгли и порубили иконы: и ты послушай меня, и будешь в такой же великой чести с нами.
Святой Стефан отвечал:
- Да не будет сего. Хотя бы ты меня и сжег, или рассек на части, или какими-нибудь другими муками замучил, - за иконы и за Крест Господень всё готов претерпеть.
Затем святой сказал царю:
- Мы в книгах нашли некоторое пророчество, что в Царьграде явится злочестивый царь, иконоборец, сжигающий святые иконы. Но да не сотворит сего Бог в твое царствование!
- А нашли ли вы имя царя того? - спросил царь.
- Имя его - Коноп, - отвечал Стефан. И сказал царь:
- Справедливо, Стефан, ты нашел мое имя, ибо отец и мать назвали меня Конопом.

И сказал Стефан:
- О, царь! Да не совершится сие в твое царствование. Если же ты совершишь сие, то будешь предтечею антихриста!
Услышав сия от святого, окаянный царь железною перчаткою избил его лицо, уста и зубы, восклицая:
- Как смел ты назвать меня предтечею антихриста?
И повелел царь схватить Стефана за волосы и за бороду, бить, влачить по земле и ввергнуть в темницу. Влекомый мучителями, святой воссылал благодарения Богу, и был ввергнут в темницу, где находились и иные святители. Затем царь снова повелел привести к себе Стефана.
- Как дерзнул меня назвать так Сурожский епископ! - говорил он. - С побоями притащите его сюда.
Святой предстал пред царем с семью епископами. Держа в руках своих икону Господа, Богородицы и Иоанна Предтечи, царь сказал святому:
- Почему ты назвал меня предтечею антихриста?
Святой отвечал:
- Потому, что ты творишь дела его; я уже сказал это и опять повторяю тебе то же.
Тогда царь плюнул на икону, стал топтать ее и сказал Стефану:
- Сделай и ты тоже самое с сей иконой.

Святой же, прослезившись, сказал:
- Враг Божий, недостойный царства! Как не ослепли твои безумные очи и не отсохли беззаконные твои руки? Да отымет вскоре Бог царство твое и да прекратит жизнь твою.
Услышав сие, царь во гневе повелел бить святого Стефана. Потом привязали его к хвосту коня и повлекли в темницу; святой же воздавал благодарения Богу. Все заключенные в темнице молили Бога, и, по молитве святых, вскоре умер нечестивый царь и воцарился сын его Константин Копроним.

Супруга его, слыша о добродетелях и чудесах святого Стефана, просила мужа своего - царя Константина - отпустить святого на престол свой. В то же время родился у царя сын, и святой Стефан крестил его. Наградив Стефана дарами, царь с великою честью отпустил его к пастве своей. Снова получил добрый пастырь престол свой и продолжительное время добре пас порученное ему стадо Христово. Затем, провидя свое к Богу отшествие, поставил он вместо себя архиепископом для Сурожа клирика своего Филарета и преставился к Богу в жизнь вечную, месяца декабря в 15-й день.

Был в Суроже один человек, по имени Ефрем, - слепой от чрева матери своей, которому святой Стефан помогал пищею, питьем и одеждою. Услышав о смерти своего благодетеля, он заплакал, говоря:
- Кто теперь будет заботиться обо мне? Ведите меня, дабы я мог облобызать святые ноги его.
И когда он был приведен к телу преставившегося святого Стефана, с плачем и рыданием припал к ногам его - и тотчас прозрел. Сим чудом известил Бог об угоднике Своем, что он причтен со святыми к лику чудотворцев и исповедников. Святое же тело его святителями и всем Сурожским народом со многими слезами было с честью предано погребению, во славу всеми славимого и превозносимого Бога, во веки. Аминь.

Современное иконное изображение свт Стефана Сурожского, находящееся в нашем храме.

Святителю Стефану молятся в различных житейских нуждах, об умножении любви, о сохранении от бед и мн. др., особенно он помогает в укреплении православной веры наших детей, родственников и друзей…

Свт Стефан Сурожский —

небесный покровитель юго-восточного Крыма!

МОЛИТВА СВТ СТЕФАНУ СУРОЖСКОМУ

О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю отче наш Стефане, услыши нас с верою и любовию призывающих тя. Поминай нас у Престола Вседержителева и не престай молитися о нас. Испроси предстательством твоим у Всемилостивейшего Спаса нашего мир Церкви, его пастырем, Божию ревность и силу, православной стране нашей мир и спасение. Умоли Небеснаго Отца нашего всем подати коемуждо благопотребен дар: веру истинную, надежду твердую, любовь неоскудную, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и губительства избавление, от нашествия иноплеменник сохранение, юным благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и укрепление, болящим исцеление, сирым и вдовицам милость и заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас во уповании нашем, споспешствуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести благое иго Христово во благодушии и терпении и всех нас управи в мире и покаянии непостыдно живот свой окончати и Царствия Божия наследницы быти, идеже ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми Святыми, выну хваля Бога, в Троице славимого, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Преподобный отец наш Стефан родился в Каппадокии Великой – от христианских родителей, которые воспитали его в добром наказании. С детского возраста он отличался благонравием, удаляясь от обычных детских забав. Семи лет родители отдали его для обучения грамоте; он оказался способным к учению, и в скором времени хорошо навык в Божественном Писании. Когда же ему исполнилось пятнадцать лет, он удалился из своего отечества и пришел в Царьград, желая там докончить свое образование. Сие было при царе Феодосии Адрамитене и св. патриархе Германе . Там св. Стефан продолжал усердно учиться и, обучившись философским наукам, превзошел мудростью многих – даже самих учителей, – так что все удивлялись его премудрости.

Услышав о Стефане, св. Герман, патриарх цареградский, призвал его и, благословив, спросил, из какой он страны. Стефан всё рассказал ему о себе. Полюбив его благонравие, премудрость и смирение, патриарх оставил Стефана жить у себя. Несколько лет прожил блаженный Стефан у патриарха, служа святой Церкви и живя в воздержании и чистой совести. Потом он, тайно от всех, ушел из Царьграда и, придя в некоторый монастырь, принял там иноческое пострижение и подвизался в добродетелях. Затем, возжелав безмолвнейшего жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное и никому неизвестное место, прожил там довольно времени, работая Богу в посте и молитвах.

В то время преставился епископ, который был в городе Суроже , и вот жители Сурожа пришли в Царьград к святейшему патриарху Герману, прося для Сурожа епископа. И когда происходило рассуждение о поставлении епископа, явилось несогласие, так как одни желали одного, другие – другого. Сурожане же просили царя и святейшего патриарха дать им епископа, могущего хорошо управлять церковью, «Ибо, – говорили они, – умножились ереси в городе нашем».

Однажды, когда святой Герман ночью стоял на молитве, явился ему Ангел Господень и сказал:

– Завтра пошли в то пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: его поставь епископом для Сурожа, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере. Я же и к нему послан от Бога, с повелением, чтобы он ни в чем не ослушался тебя.

– О, господин, – сказал патриарх, – как я узнаю место, где живет избранник Божий Стефан?

Тогда Ангел, взяв одного из слуг патриарха, показал ему местопребывание святого, а слуга, возвратившись, поведал сие патриарху.

К святому же Стефану, который в то время в скрытом месте своем молился Богу, явился тот же Ангел Господень в белой одежде, – и убоялся св. Стефан и в трепете пал от страха на землю.

Взяв святого за руку, Ангел успокоил его, сказав:

– Я – Ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога.

Затем, преподав ему мир, Ангел возшел на небо.

На другой день патриарх послал со слугою двух пресвитеров – за святым Стефаном, и те с великою честью привели его к патриарху.

С радостью встретил патриарх св. Стефана, и посвятив, поставил его архиепископом Сурожа и отпустил на корабле в порученную ему епархию.

Прибыв в город Сурож и вступив на архиепископский престол, св. Стефан стал поучать людей от Божественного Писания и в продолжения пяти лет крестил весь город Сурож и все его окрестности.

В то время в Царьграде воцарился Лев Исаврянин и воздвиг иконоборство , будучи научен сему двумя евреями. Сначала он повелел святые иконы ставить высоко, говоря:

– Кто чист, пусть целует их.

Потом повелел поднимать иконы на воздух, поясняя, что не следует пригвождать иконы к стене. И многое другое предпринимал окаянный против почитания св. икон. Святой патриарх Герман много увещевал его, чтобы он оставил свое злое начинание, беседуя о сем на основании священных книг . Придя в ярость от увещаний, иконоборец открыто проявил яд свой, который дотоле скрывал в сердце своем, и усиленно начал изгонять святые иконы, хулить их и бесчестить.

Затем Лев разослал по всему городу и по многим окрестным местам указы, чтобы все так же поступали со святыми иконами, и говорил:

– Если кто будет мне противиться, того я буду мучить различными муками и предам смерти.

В царствующем граде тогда можно было видеть различные мучения православных христиан. Патриарха же Германа злочестивый царь послал в заточение, а вместо него поставил патриархом Анастасия, родом Сириянина, который был единомышленником с ним в его ереси.

Затем царь и патриарх отправили послов своих в Сурож к св. архиепископу Стефану с злочестивым повелением не поклоняться иконам и кресту. Святой Стефан отвечал послам:

– Да не будет сего; не допущу я людей своих отступить от закона Христова: не слушаю повеления ни царя, ни окаянного патриарха.

Ночью он пришел к послам на корабль и вместе с ними прибыл в Царьград.

Облачившись в одежды своего святительского сана, св. Стефан предстал пред царем. Царь спросил его:

– Кто ты?

Святой же отвечал:

– Я – архиепископ Сурожский Стефан.

И сказал царь:

– Видишь ли собор сей, восседающий со мною в великой чести? Они пожгли и порубили иконы: и ты послушай меня, и будешь в такой же великой чести с нами.

Святой Стефан отвечал:

– Да не будет сего. Хотя бы ты меня и сжег, или рассек на части, или какими-нибудь другими муками замучил, – за иконы и за Крест Господень всё готов претерпеть.

Затем святой сказал царю:

– Мы в книгах нашли некоторое пророчество, что в Царьграде явится злочестивый царь, иконоборец, сжигающий святые иконы. Но да не сотворит сего Бог в твое царствование!

– А нашли ли вы имя царя того? – спросил царь.

– Имя его – Коноп, – отвечал Стефан. И сказал царь:

– Справедливо, Стефан, ты нашел мое имя, ибо отец и мать назвали меня Конопом.

И сказал Стефан:

– О, царь! Да не совершится сие в твое царствование. Если же ты совершишь сие, то будешь предтечею антихриста!

Услышав сия от святого, окаянный царь железною перчаткою избил его лицо, уста и зубы, восклицая:

– Как смел ты назвать меня предтечею антихриста?

И повелел царь схватить Стефана за волосы и за бороду, бить, влачить по земле и ввергнуть в темницу. Влекомый мучителями, святой воссылал благодарения Богу, и был ввергнут в темницу, где находились и иные святители. Затем царь снова повелел привести к себе Стефана.

– Как дерзнул меня назвать так Сурожский епископ! – говорил он. – С побоями притащите его сюда.

Святой предстал пред царем с семью епископами. Держа в руках своих икону Господа, Богородицы и Иоанна Предтечи, царь сказал святому:

– Почему ты назвал меня предтечею антихриста?

Святой отвечал:

– Потому, что ты творишь дела его; я уже сказал это и опять повторяю тебе то же.

Тогда царь плюнул на икону, стал топтать ее и сказал Стефану:

– Сделай и ты тоже самое с сей иконой.

Святой же, прослезившись, сказал:

– Враг Божий, недостойный царства! Как не ослепли твои безумные очи и не отсохли беззаконные твои руки? Да отымет вскоре Бог царство твое и да прекратит жизнь твою.

Услышав сие, царь во гневе повелел бить святого Стефана. Потом привязали его к хвосту коня и повлекли в темницу; святой же воздавал благодарения Богу. Все заключенные в темнице молили Бога, и, по молитве святых, вскоре умер нечестивый царь и воцарился сын его Константин Копроним. Супруга его, слыша о добродетелях и чудесах святого Стефана, просила мужа своего – царя Константина – отпустить святого на престол свой. В то же время родился у царя сын, и святой Стефан крестил его. Наградив Стефана дарами, царь с великою честью отпустил его к пастве своей. Снова получил добрый пастырь престол свой и продолжительное время добре пас порученное ему стадо Христово. Затем, провидя свое к Богу отшествие, поставил он вместо себя архиепископом для Сурожа клирика своего Филарета и преставился к Богу в жизнь вечную, месяца декабря в 15-й день .

Был в Суроже один человек, по имени Ефрем, – слепой от чрева матери своей, которому святой Стефан помогал пищею, питьем и одеждою. Услышав о смерти своего благодетеля, он заплакал, говоря:

– Кто теперь будет заботиться обо мне? Ведите меня, дабы я мог облобызать святые ноги его.

И когда он был приведен к телу преставившегося святого Стефана, с плачем и рыданием припал к ногам его – и тотчас прозрел. Сим чудом известил Бог об угоднике Своем, что он причтен со святыми к лику чудотворцев и исповедников. Святое же тело его святителями и всем Сурожским народом со многими слезами было с честью предано погребению, во славу всеми славимого и превозносимого Бога, во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Яко святитель со безплотными единожитель быв, священномучениче Стефане: восприем бо крест яко оружие, и став крепко сопротив иконоукорителя и духоборцев, не поклоняющихся пречистому образу Христа Бога нашего, и отсекл еси всяку ересь лукавых. Того ради прием мучения венец, избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни. И ныне молим тя святе, да избавиши нас от всяких злых искушений, и бед, и вечныя муки.

Кондак, глас 3:

Вышняго силою священне укрепився, царева низложил еси иконоборная шатания. Днесь Сурожу и нам верным предлежат слава и богатство, святыя твоя мощи: ихже свыше дароносят ангельстии чинове, песньми и пением славословят тя, великий священный Стефане.

Сугдейская (Сурожская епархия) — древняя средневековая епархия Крыма Православной Церкви Константинопольского Патриархата. Кафедра располагалась в областном городе Сугдея (Солдайя, Сурож) – нынешний Судак. Образовавшись с начала VIII века (конца VII), епископский удел просуществовал 8 столетий, вплоть до конца XVI столетия.

Судак

Епархия, как сам город и вся область получили свое название по племени, заселившему эти края – сугдов. Сугды восходят к зихам – прямыми прародителями адыгов, черкесов и абхазов. На Таврический полуостров они переселились из Синдики, что на Тамани. Таким образов, сформировался так называемый «Зихийский диозец» – церковно-административная область, своего рода большая митрополия, в которую входили епархии Прикавказья, Керченского полуострова Крыма и Тамани.

О создании епархии известно Сугдейского синаксаря, в котором описывается житие преподобного Стефана Сурожского. Святитель Стефан был поставлен в архиепископы Сугдеи решением патриарха Гермогена. Указывается, что до этого поставления лишь один предшественник занимал архиепископскую должность. Так или иначе, а к середине VIII века уже существовала Сугдейская архиепископия с правами автокефалии. Таким образом, Сурожская епархия получила новый статус. Первые епископские печати датируются описываемым веком.

Святой Стефан Сурожский (Сугдейский) участвовал в последнем Вселенском Соборе – Седьмом, который проходил в Константинополе – столице Византийской империи в 787 году, по поводу ереси «иконоборчества» и православного иконопочитания. Его подпись стоит под оросом Собора.

Сурожская епархия упоминается в нотициях Константинопольского Патриархата. Так, в X веке при патриархе Николае Мистике и императоре Льве Мудром, она стоит на 47 месте после Боспорской автокефальной архиепископии.

Кафедральным храмом была базилика Святой Софии – Премудрости Божией.

Данных о Сугдейской епархии сохранилось куда больше, нежели Боспорской, например, или Фулльской. Возможно, это связано с тем, что генуэзцы, позже овладевшие Сугдеей, многие записи увезли в Италию, и там они сохранились. Тоже самое было и с греческим городом в Балаклавской бухте у крепости Чембало.

Сурожская епархия, иерархи

Записи тех веков донесли до нас имена следующим шести архиепископов Х-ХII веков: Константин (подписывал соборный акт в 997), Арсений (поставил подпись на патриаршем акте в 1026 году), Евфимий, Петр, Климент и Захария.

В середине ХII столетия к Сугдейской епархии, находящейся в более важном административном центре, была присоединена епархия уже потерявшего свои высокие позиции города Фулл — Фулльская . Архиепископ стал именоваться «Сугдейским и Фулльским».

А том же веке произошло одно очень интересное событие: город был захвачен татарами. Но вместо расправы, многие из завоевателей крестились в православную веру.

В конце XIII – начале XIV века Сугдо-Фульская архиепископия возвышается до ранга митрополии. Епархия была богатой и «обильной».


Генуэзская крепость в Судаке

В конце XIV века, Сугдея попадает под власть колонистов-генуэзцев , и это приводит к упадку города, поскольку рядом возрос и обосновался другой, не менее знаменитый город, – Кефа (или Кафа, нынешняя Феодосия).

В 1475 году весь Крымский полуостров был захвачен турками-османами. При защите генуэзской крепости, произошло практически поголовное истребление жителей города и окрестностей. Это привело обескровленную епархию к полному упадку.

По сути, последние митрополиты были здесь лишь в конце XV века. Ещё столетие были присылаемы архиереи из Константинополя для экзаршего управления приходами, но не как наместники. К концу XVI столетия приходы епархии были поделены между Кафской и Готской кафедрами в виду полного одичания оной, из-за разорения и репрессий со стороны новых господ. Епархия прекращает свое существование в 1578 году.

Святитель Стефан родился в конце VII века в Каппадокии в семье благочестивых родителей. В семь лет Стефана отдали для обучения божественным писаниям.

18-летний Стефан поехал в Константинополь для изучения "грамматики и философии, риторики и софистики". Он достиг таких успехов в науках, что его знаниям удивлялись даже учителя.
Услышав о Стефане, патриарх Константинопольский Герман вызвал его к себе, и в течение нескольких лет он жил при патриархе и прислуживал в церкви. Затем он тайно покинул Константинополь и пришел в монастырь, где принял монашеский постриг. Вскоре, стремясь к безмолвию, поселился в пустынном месте, и прожил там несколько лет в подвигах поста и молитвы.

Около 730 года в Суроже (ныне Судак) преставился епископ. В этом большом торговом городе жили люди разных вероисповеданий. Среди них было много язычников и мусульман. Христиане Сурожа просили патриарха Германа прислать епископа, который бы упрочил Православие. Во время молитвы патриарху явился Ангел и сказал, что епископом должен быть святой пустынник Стефан. Воля Господня была открыта также и Стефану. Вскоре он был рукоположен во епископа и отплыл в свою епархию.

Новый епископ проповедовал не только в церкви, но и в домах и на улицах. Миссионерская деятельность Стефана не ограничивалась только Сурожем, но включала окрестные территории и селения, где епископ назначил много пресвитеров и клириков. Таким образом, за пять лет Стефан крестил весь город и окрестные села.

В это время византийский император Лев III Исавр приказал изымать и уничтожать иконы. Он сместил патриарха Германа, отказавшегося присоединиться к иконоборцам, и поставил на его место Анастасия, который пробыл на патриаршей кафедре с 730 по 753 год. Святитель Стефан прибыл в Константинополь и обличил императора в иконоборчестве. Лев Исавр пытался уговорами и угрозами склонить святителя к иконоборческой ереси, но безуспешно. Святой Стефан отвечал императору: «Хотя бы ты меня сжег или рассек на части, за иконы и Крест Господень все готов претерпеть». За эти слова он был жестоко избит, а затем на многие годы заключен темницу.

В 741 году умер император Лев III и на престол вступил его сын Константин V. По ее заступничеству Стефана Сурожского вызволили из темницы. Императрица пригласила святителя окрестить ее маленького сына. После этого Стефан с почестями был посажен на корабль и отплыл в свою епархию в Сурож.

Святителю Стефану было открыто Господом время его кончины. Он назначил себе преемника и мирно преставился ко Господу 15 декабря 750 года. У гроба почившего святителя чудесно прозрел слепорожденный по имени Ефрем, которому святой Стефан благодетельствовал при жизни.

Свя-ти-тель Сте-фан ис-по-вед-ник, ар-хи-епи-скоп Су-рож-ский, был ро-дом из Кап-па-до-кии, обу-чал-ся в Кон-стан-ти-но-по-ле. По-стриг-шись в мо-на-хи, уда-лил-ся в пу-сты-ню, где про-вел в по-дви-гах 30 лет. Пат-ри-арх Гер-ман по осо-бо-му от-кро-ве-нию ру-ко-по-ло-жил его во епи-ско-па г. Су-ро-жа (ныне г. Су-дак в Кры-му). При ико-но-бор-це Льве III Ис-ав-ре (716-741) пре-тер-пел му-че-ния и за-клю-че-ние в тем-ни-цу в Кон-стан-ти-но-по-ле, от-ку-да вы-шел ис-по-вед-ник по-сле смер-ти им-пе-ра-то-ра. Уже в глу-бо-кой ста-ро-сти он сно-ва вер-нул-ся к сво-ей пастве в Су-рож, где и скон-чал-ся.

Со-хра-ни-лось сви-де-тель-ство, что в на-ча-ле IX ве-ка, во вре-мя по-хо-да в Крым, под вли-я-ни-ем чу-дес у ра-ки свя-ти-те-ля при-нял Кре-ще-ние рус-ский князь Брав-лин.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь святителю Стефану исповеднику, архиепископу Сурожскому

Я́ко святи́тель со безпло́тными единожи́тель быв,/ священному́чениче Стефа́не,/ восприе́м бо Крест, я́ко ору́жие,/ и став кре́пко сопроти́в иконоукори́теля и духобо́рцев,/ не покланя́ющихся Пречи́стому О́бразу Христа́ Бо́га на́шего,/ и отсе́кл еси́ вся́ку е́ресь лука́вых./ Того́ ра́ди прие́м муче́ния вене́ц,/ изба́вил еси́ град твой Суро́ж от вся́кия неприя́зни./ И ны́не мо́лим тя, свя́те,/ да изба́виши нас от вся́ких злых искуше́ний, и бед,// и ве́чныя му́ки.

Перевод: Как святитель ты служил вместе с бесплотными (ангелами), священномученик Стефан, ибо взяв Крест, как оружие, и став твердо против иконоборца и духоборцев, не поклоняющихся Пречистому Образу Христа Бога нашего, отсек ты всякую лукавых. Потому получил мученический венец, избавив город твой Сурож от всякого зла. И сейчас молим тебя, святой, избавь нас от всяких злых и бед, и вечной муки.

Кондак святителю Стефану исповеднику, архиепископу Сурожскому

Вы́шняго си́лою, свяще́нне, укрепи́вся,/ царе́ва низложи́л еси́ иконобо́рная шата́ния./ Днесь Суро́жу и нам ве́рным предлежа́т/ сла́ва и бога́тство, святы́я твоя́ мо́щи,/ и́хже свы́ше дароно́сят а́нгельстии чи́нове,/ пе́сньми и пе́нием славосло́вят тя,// вели́кий свяще́нный Стефа́не.

Перевод: Всевышнего силой, святитель, укрепившись, ты ниспроверг царскую иконоборческую ересь. Сегодня Сурожу и нам, верующим, вверяются слава и богатство - святые твои , приносимые в дар ангельскими чинами, прославляющими молитвенными песнопениями тебя, великий святитель Стефан.

Молитва святителю Стефану исповеднику, архиепископу Сурожскому

О, свяще́нная главо́, кре́пкий наш моли́твенниче и засту́пниче, святи́телю о́тче Стефа́не, услы́ши нас, с ве́рою и любо́вию призыва́ющих тя. Помина́й нас у Престо́ла Вседержи́телева и не преста́й моли́тися за нас. Испроси́ предста́тельством твои́м у всеми́лостивейшаго Спа́са на́шего: мир Це́ркви Его́, па́стырем Бо́жиим ре́вность и си́лу, правосла́вней стране́ на́шей мир и спасе́ние. Умоли́ Небе́снаго Отца́ всем пода́ти коему́ждо благопотре́бен дар: ве́ру и́стинную, наде́жду тве́рдую, любо́вь неоску́дную, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и губи́тельства избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нников сохране́ние, ю́ным благо́е в ве́ре возраста́ние, ста́рым и немощны́м утеше́ние и укрепле́ние, боля́щим исцеле́ние, си́рым и вдови́цам ми́лость и заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ нас во упова́нии на́шем, споспеше́ствуй, я́ко оте́ц чадолюби́вый, и нам понести́ благо́е и́го Христо́во во благоду́шии и терпе́нии и всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии непосты́дно живо́т свой сконча́ти и Ца́рствия Бо́жия насле́дницы бы́ти, иде́же ты ны́не водворя́ешися со А́нгелы и все́ми святы́ми, вы́ну хваля́ Бо́га в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист исповеднику Стефану, архиепископу Сурожскому

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный исповедниче Христов, молитвенниче о душах наших, святителю Стефане, ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед и напастей свободи зовущих:

Икос 1

Ангелов собеседниче и человеков наставниче ныне, яко Божий служителю, предстоя с вышними силами, святителю Стефане, молиши о всех нас Христа Бога нашего, сего ради благодарно во умилении зовем ти:
Радуйся, чистотою и святынею ангелом уподобивыйся.
Радуйся, постом и бдением безстрастия достигнувый.
Радуйся, верных непреложное утверждение.
Радуйся, апостольских преданий верный хранителю.
Радуйся, непоколебимый православия столпе.
Радуйся, твердое ограждение Христовой Церкви.
Радуйся, делателю добрый вертограда Господня.
Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче.

Кондак 2

Бурю мирскаго жития и тяжелоносных страстей волны прошед, обрел еси тихое пристанище и в пустыню вселився, неленостно Христу поработал еси, во мнозе долготерпении, умерщвляя похоти плотския Бога ради и поя Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум свыше посвященным и Духом Святым озаренным неверных людей Сурожских верою Христовою просветил еси, сего ради вопием ти:
Радуйся, трудов апостольских ревнителю.
Радуйся, богословия истиннаго премудрый учителю.
Радуйся, другом твоим спасения желавый.
Радуйся, во двор Христовы Церкве сих призвавый.
Радуйся, яко небесными стезями невозвратно шествовал еси.
Радуйся, яко на высоту добродетелей возшел еси.
Радуйся, страны Сурожския просветителю.
Радуйся, христиан страны сия небесный покровителю.
Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче.

Кондак 3

Видя в творениях Божиих, аки в зерцале, премудрость и славу Творца, к Нему духом выну возносился еси, богомудре. Светом Богоразумия твоего и нас озари, да вопием купно с тобою Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея в сердце своем огнь любве Божественныя, спасения ради душ человеческих пастырски подвизался еси, богомудре, противу кознем диавольским и победительным Креста оружием, яко паучину лукавого сети разсекал еси. Темже приими от нас песнь сию:
Радуйся, рабе Божий, благий и верный.
Радуйся, учителю смирения и целомудрия.
Радуйся, образе кротости и послушания.
Радуйся, наставниче дел добрых.
Радуйся, огневидный столпе, наставляяй на путь спасения.
Радуйся, светильниче светозарный, верныя просвещаяй.
Радуйся, неисчерпаемый сосуде благодати Христовы.
Радуйся, чистое приятелище Духа Святаго.
Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче.

Кондак 4

Святый Герман, на молитве стоя, предъизвещен бысть от Ангела об избрании тя Богом во святителя града Сурожа, ты же отче Стефане со смирением туюже весть принял еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видевше в тебе Сурожстии людие святителя, яко Ангела, знамение благодати небесныя носяща, возрадовашася радостию неизглаголанною: ты же добре внимал себе и всему стаду, в нем же тя Дух Святый постави епископа, усердно пасл еси Церковь Господа и Бога, яко слово воздати хотя: сего ради ублажаем тя, отче Стефане, зовуще:
Радуйся, человече Божий, преподобием аки поясом златым препоясанный.
Радуйся, друже Христов, святительством, аки бисером драгим преукрашенный.
Радуйся, воине Христов, непобедимый.
Радуйся, страже дому Божия неусыпный.
Радуйся, мзду трудов своих от Христа восприявый.
Радуйся, яко вошел еси в радость Господа своего.
Радуйся, страны Таврической светлое украшение.
Радуйся, предивное осияние небесныя славы.
Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче.

Кондак 5

Спастися всем хотя преблагий Господь яви тя, святителю отче Стефане, образ жития праведнаго: кто бо не умилится, видя твое безмерное ко всем благосердие темже велию к нам милость Божию славяща вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Стена была еси помощи и заступления всем беспомощным и напаствуемым, святителю Стефане, и милосердия неистощимое сокровище. Сего ради дивнаго во святых своих Бога славяще ублажаем тебя сице:
Радуйся, архиерею, от Самого Господа прореченный.
Радуйся, мужу желаний, пасти стадо Христово свыше избранный.
Радуйся, пастыреначальника Иисуса Христа благоволение.
Радуйся, многосветлый Церкве светильниче.
Радуйся, апостолов сопричастниче.
Радуйся, святителей великих сопрестольниче.
Радуйся, чистоты сердечныя сокровище.
Радуйся, смирения Христова зерцало.
Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче.

Кондак 6

Хотя Человеколюбец Господь явити в тебе, святителю, неизреченное к людям милосердие, показа Тя яко воистину светило Богосветлое, делы бо и словесы твоими всех приводил еси ко благочестию. Темже сиянием подвигов твоих просвещении, тебе усердно величаем и прославльшему Тя Христу вопием: Аллилуиа.

Икос 6

Видя себе поставлена на степень архиерейства, святителю отче Стефане, не дал еси очима твоима сна, ниже веждом твоим дремания, поставляя пастве твоей пастыри смыслены и вся люди управляя ко спасению. Мы же ведуще тя быти пастыреначальника богомудренна и строителя дому Божия добра, взываем к тебе сице:
Радуйся, крепкое кормило Христовы Церквы.
Радуйся, нивы Господни усердный жателю.
Радуйся, верных крепкое утверждение.
Радуйся, неверных богомудренное обличение.
Радуйся, верный тайн святых строителю.
Радуйся, яко пастырем твоим благовременное и безвременное проповедати заповедал еси.
Радуйся, безстрастия сосуде чистый.
Радуйся, измлада Христа возлюбивый.
Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче.

Кондак 7

Боготечная звезда явился еси в стране нашей, наставляя всех на путь спасения: призывающих бо тя вскоре предваряеши и от всяких бед и напастей избавляеши, верные же научаеши спасающему тобою Богу взывати: Аллилуиа.

Икос 7

Божественным Духом просвещен, проповедал еси со дерзновением православия предание, всеблаженне Стефане, и мучителя своего беззаконна посрамил еси, в заточение неправедно посылаем. Мы же ведуще таковая, вопием тебе сице:
Радуйся, за Христа пострадавый и мучимый.
Радуйся, твердо Его исповедавый.
Радуйся, всех научивый непосрамленно покланятися честным иконам.
Радуйся, предстателю пред Престолом Божиим, за нас грешных.
Радуйся, веселие земли Сурожския.
Радуйся, царя нечестиваго обличителю.
Радуйся, православия ревнителю.
Радуйся, нечестивых ересей обличителю.
Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче.

Кондак 8

Отче отцев, богоносный Стефане, Сурожу утверждение, рабы твоя соблюди от всякого прегрешения, видимых же враг и невидимых, воспевающих Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Твоего чистаго и непорочнаго жития, великий чудотворче, человеческий язык восхвалити и воспети, преподобие твое Стефане, не возможет; во всех бо подвизех доблественне подвизался еси, нечестиваго царя обличил еси, чести же иконы научил еси и отцев догматы, всемудре, исповедал еси, сего ради ублажаем тя сице:
Радуйся, Ангелов сожителю.
Радуйся, апостолов удобрение.
Радуйся, иноков украшение.
Радуйся, святителей славо.
Радуйся, мучеников похвало.
Радуйся, священная главо, от пелен очистивый духом.
Радуйся, яко звезда светлая возсиявый.
Радуйся, от среды тьмы многая изведый.
Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче.

Кондак 9

Ты Сурожу быв просветитель и живущих в нем заступник, обуреваемых же в напастех сущих, тихое пристанище, врач страстей душевных же вкупе и телесных, отнюдуже вся чада твоя присно взывают Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещанные не возмогут по достоянию изрещи твоих благодеяний множества, святителю отче Стефане, щедродательная бо десница твоя всюду досязаше. Мы же благосердию твоему дивящеся, со умилением взываем ти:
Радуйся, лучу любве Божия пресветлая.
Радуйся, сокровище милосердия Спасова неистощимое.
Радуйся, ближния своя паче себе возлюбивый.
Радуйся, в меньших братиях твоих самого Христа видевый.
Радуйся, сирых питателю и призрение.
Радуйся, скорбящих утешение.
Радуйся, страдальцев укрепление.
Радуйся, обидимых заступниче.
Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче.

Кондак 10

Бурю злых напастей утишая, прошел еси весь путь тесный и скорбный иноческого жития, неся ярем пустыннаго подвига, всенощнаго бдения, молитвы, тела умерщвления и святительскаго служения. И тако благодатию Божиею от силы в силу восходя и от деяния к Боговедению, во обители горния преселился еси. Идеже со ангелы выну воспеваеши Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Кто не блажит тебе, преблаженне Стефане, слыша славное житие твое, ты бо еси жив есть душею, мы же сице тебе воспеваем:
Радуйся, великий Богу угодниче.
Радуйся, яко во временней жизни сей любве ради ко Господу выну во спасении души твоея подвизался еси.
Радуйся, яко его помощью, оставль тленная, нетленная стяжал еси.
Радуйся, яко благодатию Божиею сподобился еси стояти у Престола Владычня.
Радуйся, яко тако сподобился еси причастником быти вечной славы.
Радуйся, тако получивый благодать ходатайствовати о нас.
Радуйся, скорый помощниче призывающих тя.
Радуйся, православному царству нашему защитителю.
Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче.

Кондак 11

Благодать чудес многообразных, вселився в небеси, принял еси от Господа, преблаженне Стефане, сего ради подаеши исцеления всем, притекающим к тебе с верою. Мы же силе чудес твоих чудящеся, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Знамений чудесы тебе Господь прослави, преблаженне Стефане, прогониши бо духи и врачуеши страсти, души же просвещает верных, сице тебе вопиющих:
Радуйся, по трудех странствия земнаго в небесных селениих сладце почивый.
Радуйся, яко смерть приявый, тления же не познавый.
Радуйся, со Христом, Его же возлюбил еси.
Радуйся, со Христом, на веки совокупивыйся.
Радуйся, Царствия Небеснаго и славы вечныя наследниче.
Радуйся, сильным мира сего небоязненный суда Божия провозвестниче.
Радуйся, яко за истину претерпел еси скорби.
Радуйся, яко стяжал еси изгнанных правды ради.
Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче.

Кондак 12

Благодать свыше Ти данную познавше, благоговейно лобызаем светолепное всечестнаго лица твоего изображение и благодарственно вопием Христу Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Весь еси в вышних, но и нижних не оставлявши, святителю отче Стефане, присно со Христом царствуеши и о нас грешных молитвы к нему возсылаеши. Темже во умилении зовем ти:
Радуйся, прибежище наше в скорбях.
Радуйся, скорый помощниче в бедах сущих.
Радуйся, на невидимыя враги наш поборниче.
Радуйся, посетителю в немощех лежащих.
Радуйся, яко Христу добльственно последовал еси.
Радуйся, яко сладчайшему Иисусу до конца послужил еси.
Радуйся, яко наслаждаешися лицезрения Божия.
Радуйся, яко сподобился еси зрети невечерний день Царствия Христова.
Радуйся, Стефане, исповедниче Христов и чудотворче.

Кондак 13

О, великий и преславный чудотворче, святителю отче Стефане, приими сие похвальное пение от нас недостойных во умилении Тебе приносимое и твоим теплым предстательством у Престола Царя славы испроси нам в вере и добрых делах утверждение, в жизни сей от всех бед и напастей избавление, в смертном же успении нашем благую надежду спасения, да сподобимся в радости вечней воспевати дивному во Святых своих Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю отче наш Стефане, услыши нас с верою и любовию призывающих тя. Поминай нас у Престола Вседержителева и не престай молитися о нас. Испроси предстательством твоим у Всемилостивейшего Спаса нашего мир Церкви, его пастырем, Божию ревность и силу, православной стране нашей мир и спасение. Умоли Небеснаго Отца нашего всем подати коемуждо благопотребен дар: веру истинную, надежду твердую, любовь неоскудную, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и губительства избавление, от нашествия иноплеменник сохранение, юным благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и укрепление, болящим исцеление, сирым и вдовицам милость и заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас во уповании нашем, споспешствуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести благое иго Христово во благодушии и терпении и всех нас управи в мире и покаянии непостыдно живот свой окончати и Царствия Божия наследницы быти, идеже ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми Святыми, выну хваля Бога, в Троице славимого, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода