Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Соловецкое сидение. наталья лясковская

Посреди Белого моря на Соловецких островах находится одноименный монастырь. На Руси он прославлен не только, как величайший среди монастырей, поддерживающих старые обряды. Благодаря сильному вооружению и надежному укреплению Соловецкий монастырь во второй половине 17 века стал важнейшим постом для военных, отражающих атаки шведских захватчиков. Местные жители не оставались в стороне, постоянно поставляя его послушникам провиант.

Знаменит Соловецкий монастырь и иным событием. В 1668 году его послушники отказались принять новые церковные реформы, утвержденные патриархом Никоном, и дали отпор царским властям, организовав вооруженное восстание, именованное в истории Соловецким. Сопротивление длилось вплоть до 1676 года.

В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому. Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество.

Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений.

До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь. А в зимнее время полки вообще оставляли осаду, возвращаясь на большую землю.

Но в итоге власть все же решилась провести более сильные военные атаки. Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина. Было решено атаковать стены обители из пушек. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений. Однако, сам царь настаивал на помиловании виновников мятежа в случае их раскаяния.

Нельзя не отметить, что желающие покаяться царю нашлись, но были немедленно схвачены другими послушниками и заточены в темницу в монастырских стенах.

Не раз и не два полки пытались захватить осажденные стены. И лишь после продолжительных штурмов, многочисленных потерь и доклада перебежчика, который указал неизвестный до тех пор вход в крепость, полки наконец заняли ее. Отметим, что на тот момент на территории монастыря осталось очень мало бунтующих, а тюрьма была уже пуста.

Предводители мятежа в количестве примерно 3 десятков человек, старавшихся сохранить старые устои, были немедленно казнены, другие монахи сосланы в остроги.

Как итог, Соловецкий монастырь - теперь лоно новообрядчества, а его послушники - исправные никониане.


Оцените новость


Наталья ЛЯСКОВСКАЯ

СОЛОВЕЦКОЕ СИДЕНИЕ

Принято считать, что ростки раскола появились в Соловецком монастыре в 1636 году, когда патриарх Никон прислал в обитель исправленные богослужебные книги. Монахи, даже не заглянув в книги, запечатали их в сундуки и поставили в монастырскую оружейную палату. Однако всё началось гораздо раньше, и причины у соловецкого бунта были не только религиозного, но и экономического, и политического характера.
Приморский север России – владения старого Новгорода, издревле склонного не подчиняться приказам из Москвы. Центр северного монашества – Соловки. Ещё до ухода Никона с патриаршества Соловецкий иноческий собор, возглавляемый игуменом Илией, составил приговор (8-го июня 1658 г.) о непринятии новых книг, на который Москва никак не отреагировала. Преемник скончавшегося игумена Илии, Варфоломей, поставлен был на игуменство в Москве в 1660 г., и Москва дала понять соловецкому игумену, что его монастырская братия стоит на опасном пути.
В 1661 г. государем Алексеем Михайловичем была совершена ошибка: он сослал на Соловки большие партии раскольников и беглых московских стрельцов, которые усилили бунтовские настроения среди монахов.
В 1663 г., перед поездкой Варфоломея в Москву, братия связала своего игумена приговором: не принимать в Москве никаких "нововводных чинов". В 1666-м Варфоломей прибыл на Большой Московский Собор с новой челобитной от иноков. Собор не мог уже замалчивать бунт Соловецкого монастыря и предпринял ряд административных мер к его ликвидации. Некоторые монахи были вызваны в Москву для личного допроса, а в Соловки командирован ревизором архимандрит Ярославского Спасского монастыря Сергий с повелением от лица Собора к послушанию, а если не покорятся – будут преданы анафеме и "жестоко наказаны" царём. Монахи не приняли архимандрита Сергия, а на угрозы отвечали, что оставят монастырь и уйдут в пустыню, но не покорятся.
В 1667 г. Москва сменила Варфоломея на нового игумена, Иосифа, но его также не приняли, а на имя царя отправилась новая петиция "О вере" – ультиматум: "Не присылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие". Казначей Геронтий написал и послал в сентябре 1667 г. пространное исследование мотивов старообрядческого восстания, этот текст стал манифестом раскола. Геронтий вещал: близится кончина мира, повсюду в христианском мире идёт отступление за отступлением, а главные отступники – греки, нельзя идти за ними и т. д. Геронтий и живший на покое архимандрит Саввина Звенигородского монастыря Никанор, человек книжный и характера твёрдого, келарь Азарий и служка Фаддей встали во главе смуты.
Царь написал увещевательную грамоту, но всё было напрасно. Бунт разгорался, как повествует старообрядческая песня ХVII в. "Осада Соловецкого монастыря":


Да Господь Бог прогневился, государь-царь воспалился,
Выбирал-то наш государь-царь боярина большого,
Из большия из породы, из породы Салтыковы,
Монастырь разорити, старую веру порудити,
Старые книги изодрати,
Старые книги изодрати, во сине море потопити,
И Зосима и Саватия соловейских
чудотворцев монастырь разорити
И всех старцев прирубити.


Время было тяжёлое, миндальничать государю было не с руки: "… достаточно перечислить мятежи Алексеева времени, чтобы видеть эту силу народного недовольства: в 1648 г. мятежи в Москве, Устюге, Козлове, Сольвычегодске, Томске и других городах; в 1649 г. приготовления к новому мятежу закладчиков в Москве, вовремя предупрежденному; в 1650 г. бунты во Пскове и Новгороде; в 1662 г. новый мятеж в Москве из-за медных денег; наконец, в 1670-1671 гг. огромный мятеж Разина на поволжском юго-востоке, зародившийся среди донского казачества, но получивший чисто социальный характер", – писал Василий Ключевский. Однако тяжело было московскому правительству пустить в ход оружие против священных стен монастыря. Было решено вести осаду, взять бунтовщиков измором.
В это время московское правительство совершило ещё одну, гораздо более тяжёлую ошибку, исключившую возможность мирного урегулирования конфликта: распорядилось конфисковать вотчинные земли и угодья монастыря.
А монастырь-то был богат! Хотя старцы и твердили, что "Соловецкий монастырь место невотчинное" (вотчинными тогда называли обители, которые сеяли хлеб для себя и на продажу) и "орамых" (то есть пахотных) угодий не имеет (что было правдой), обители было что терять. "Завести хлебопашество за студёным климатом на Соловецком острове невозможно, ибо и огородных овощей (кроме одной репы) не родится; капуста же, лук, чеснок, огурцы и прочая овощь покупается в городе Архангельском привозное из Вологды", – прибеднялись монахи.
Однако известно, что Соловецкий монастырь был мощнейшим приполярным промышленником. Георгий Георгиевич Фруменков в книге "Соловецкий монастырь и оборона Беломорья" пишет: "Редко и неохотно иноки сообщали, что расположенный "во отоце окиана-моря" монастырь имеет "морские пожни", а на берегу сеется "самая малось" ржи и жита, как тогда называли ячмень. В начале XVIII в. зерновые сеялись в десяти усольях и в трёх монастырских службах, но ни одно соловецкое хозяйство всё же и вправду не могло прожить без привозного хлеба. Зато в своих обширных владениях монастырь добывал в большом количестве соль, рыбу, тюлений жир, слюду, организовал выплавку железа, завёл кожевенные избы, поташные заводы, всевозможные мастерские, включая оружейные, изготовлявшие холодное оружие.
Но основным занятием монастыря в XVI-XVII вв. было солеварение, широко распространившееся на Севере с XII в. На 50-ти монастырских соляных варницах было занято в отдельные годы более 800 постоянных рабочих и 300 временных. В конце XVI в. монастырь ежегодно продавал около 100 тыс. пудов соли, а в первой половине XVII в. вывозил на внутренние рынки 130-140 тыс. пудов соли в год. В первой половине XVII в. монастырь получал за пуд соли 10-11 коп., а с конца XVII-начала XVIII вв. в связи с введением соляной пошлины средняя цена на пуд соли поднялась до 15-16 коп." Соловецкие настоятели не без гордости заявляли, что монастырь "питается соляными промыслами". Соловецкий монастырь имел в то время 5430 крестьянских, бобыльских и половнических душ мужского пола. Только в Кольском и Двинском уездах (Сумский и Кемский остроги с окрестностями и Шуерецкая волость) монастырю принадлежало 3648 душ мужского пола.
В ведомости приведен и полный перечень денежных и натуральных повинностей "сирот монастырских". "По монастырским издревле определениям" с крестьян взимался денежный оброк, подымные и другие подати, составлявшие, в общей сложности, около 500 руб. в год. Кроме налогов, крестьяне поставляли "для исправления разных работ" летом (лето продолжалось с 1 марта до 1 октября) плотников и подсобников, зимой (с 1 октября до 1 марта) чернорабочих для возки сена, дров и т. д. О тяжести такой повинности дают представление следующие цифры: крестьяне давали в летнее время 22 плотника и 66 подсобников, а в зимние месяцы – 38 работных людей. Ничего, кроме питания, они не получали. Помимо этого, крестьяне должны были бесплатно работать на монастырских мореходных ладьях и привозить "в питомство монашествующим и трудникам хлебные и харчевые припасы", а также развозить продовольствие по усольям и службам. В их же обязанность вменялось "на зимовье поднимать ладьи и по весне лесом нагружать их". Своим инвентарём на своих лошадях крестьяне обрабатывали монастырскую пашню в приписной Муезерской пустыни, убирали и молотили хлеб, заготовляли дрова, косили сено".
И вот, в пору наивысшего хозяйственного преуспеяния Соловецкого монастыря, правительство нанесло по экономике хозяина Поморья чувствительный удар. В 1667 г. "за непослушание" старцев и нежелание признать политическую и церковную централизацию указом царя были конфискованы и переданы государству "Соловецкого монастыря вотчинные села и деревни, и соляные и всякие промыслы", расположенные на побережье.
В 1668-м на Соловки прибыли царские полки. Сначала осада монастыря шла вяло, с перерывами – правительство рассчитывало уладить конфликт мирно. В летние месяцы стрельцы высаживались на Соловецких островах, блокируя их, прерывая связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег – отдыхать. А двинцы и холмогорцы вообще разъезжались по домам: родные хаты рядом. Да и государству так было выгодно – не нужно кормить лишние рты целую зиму.
Государь гарантировал прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Первому из командующих, Волохову в 1668 г., а затем Иевлеву в 1672-м, даны были инструкции: "потеснить", но не штурмовать и "не стрелять по ограде". Фактически это была не осада, а блокада, продуктовое снабжение монастыря было урезано, но не перекрывалось полностью. Тем более, иноки заранее хорошо запаслись, все амбары были полны хлебом. А ещё монастырь располагал 90 пушками, 900 пудами пороху и множеством ядер. В 1670 г. бунтовщики первые начали стрельбу по царским войскам. Архимандрит Никанор ходил по стенам и башням, кропил святой водой и кадил пушки, приговаривая: "Матушки-голаночки, вся надежда у нас на вас. Вы нас обороните!"
Не все из братии были готовы броситься в бой, в том числе и Геронтий. Но в 1672 г. монастырь стал прибежищем для уцелевших бойцов разгромленных отрядов Степана Разина, включая атаманов Фёдора Кожевникова и Ивана Сарафанова, которые практически захватили монастырь. Они и стреляли. Со стороны царских войск не раздалось ни одного ответного выстрела.
Только в 1674 г. воевода Иван Мещеринов получил указания начать активные военные действия:


Как по Божию изволению, по цареву повению
Подымалась погода с полуденныя страны,
Тонки парусы подымали, по синю морю бежали,
Подбегали под монастырь.
Они якори бросали, корабли все становили,
Они учали стрелять во пиченой да во монастырь,
Устрелили на престоле чуден образ.
Уже вси старцы испугалися, во одно место сбежалися...


Однако в октябре грянули невиданные для этой поры года холода и вынудили Мещеринова отступить. Осаду сняли, войска ушли на зимовку. Кстати, существует гипотеза, что русские военачальники и служивые люди якобы под разными предлогами уклонялись от атаки Соловецкого монастыря и вместо них под руководство Мещеринова были переданы иностранные рекруты. Известный в те времена дьякон Игнатий Соловецкий утверждал, что рать, осаждавшая обитель, состояла из "немцев и поляков, истинных латынцев". Версия эта хоть и приятна многим, кто всё ещё винит во всех бедах Государства Российского царей и их "сатрапов", якобы постоянно гнобивших русский народ с помощью иностранных наёмников, никаких документальных подтверждений не имеет.
7-го января 1675 г. (28-го декабря 1674 г. по старому стилю), на сходке участников восстания в Соловецком монастыре было принято решение не молиться за царя. Среди зачинщиков "нововведения" были, в основном, "лихие люди" из разинцев и прочие бродяги. Монахи и сами уж были не рады, что дали приют и пристанище столь разгульной публике, да было поздно. Всех несогласных "новое руководство" монастыря изгоняло или заключало в монастырскую тюрьму.
Летом 1675-го военные действия усилились: с 4 июня по 22 октября потери только хорошо вооружённых и подготовленных осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. В конце мая 1676 г. Мещеринов явился под монастырь с 185 стрельцами. Соорудили 13 земляных городков (батарей) вокруг стен, начали рыть подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. 2 января (23-го декабря старого стиля) 1677 года Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, был отбит и понёс потери. Рассерженный неудачами воевода принял решение о проведении круглогодичной блокады.
Трудно предположить, сколько ещё времени длилась бы осада (которая и так тянулась восемь лет) и как бы завершилась, если бы монахи сами не пожелали бы её окончания в пользу властей. Ведь воевать соловецкие бунтовщики и даже монахи умели, запасами продовольствия обладали обширными. "Своеобразием географического местоположения Соловков монахи обосновывали необходимость военизации монастыря и создания в нём постоянных запасов оружия, фуража и продовольствия. В монастыре должно "быть непременно в запасе хлебных припасов годов на десять, или хоть, по крайней мере, на пять", – доказывал один из его архимандритов. Соловецкий монастырь, выросший, по образному выражению некоего монаха-книжника XVI века, "в Русской Земли в Сиверной стране, на концы вселенныя" в непосредственной близости от шведско-датской границы, периодически подвергался агрессии со стороны "окружных языков" – северо-западных соседей Руси. Борьба с "каянскими немцами" (так в старину называли жителей современной Финляндии – по имени города Каяна) была неизменным спутником соловецкой истории вплоть до начала XVIII в. Как "украинный" и "порубежный" пункт, монастырь вынужден был одновременно с покорением суровой природы отбивать атаки посягавших на Поморье внешних врагов, которые не давали покоя русским людям, мешали им мирно жить и трудиться здесь, хотели отнять у нашего государства выход в Студёное море, – пишет Фруменков. – Напряжённое положение на границе заставило Соловецкий монастырь побеспокоиться, прежде всего, о своей личной безопасности. Помимо этого, монастырь должен был принять меры к защите Беломорского края, так как начавшаяся ещё в середине XV в. колонизация монастырем западного поморского берега к исходу следующего столетия завершилась".
Однако монахи сражаться с государевым войском уже не хотели. Утратив власть над ситуацией, бессильные перед ра­зинцами и стрельцами, наводнившими монастырь, монахи решили бороться не с осаждавшими, а с теми, кто захватил обитель изнутри. Ещё в конце 1673 г., когда мятежниками было решено "за великого государя богомолье оставить", иеромонахи и священники отказались это делать. Их бросили в тюрьму на голодовку. Начались разногласия, потянулись по льду перебежчики в царский стан.
К тому же в монастырь пришла цинга. Умирали во множестве, без причастия, хоронились без чинного отпевания.
Наступил решительный момент. 18-го января 1677 г. чернец-перебежчик Феоктист открыл Мещеринову, как проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви, и взялся провести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у белой башни. Феоктист явился к Мещеринову послом доброй воли, однако позже старообрядцы нашли для его поступка оправдание – мол, не по своему хотению он "сдал" тайну обители:


Захотел-то ведь, деревяга,
В святом озере он купатьсе,
По верёвкам через стену ту опускатьсе;
Ище пал этот грешник
Он на сыру-то землю,
Он сломил свою праву руку,
Извихнул свою леву ногу.
Тут пришёл к ёму воевода


(Кстати, в песне воеводу кличут не Мещеринов, а Пещерский, видимо, Мещеринов превратился в сказаниях сначала в Мещерского, а затем в Пещерского – Н. Л.):


Ты скажи-ко нам сущу правду.


Покалеченный "деревяга"-де и вынужден был указать лаз...
Идти нужно было за час до рассвета: в это время происходила смена караула, оставалось только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1-го февраля полсотни стрельцов во главе с Мещериновым, вслед за Феоктистом подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами. Лаз разломали, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно. Человек тридцать оказали сопротивление: бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх противников. Монастырь был взят. Насельников, заключённых мятежниками в монастырскую тюрьму, освободили, не причинив им вреда.
Хотя бунт Соловецкого монастыря начали монахи, не согласные с никоновой реформой, к окончанию осады суть "соловецкого сидения" совершенно изменилась: к моменту захвата обители царскими войсками в ней почти не осталось её исконных жителей – монахов. Большая часть братии покинула стены обители, часть была изгнана мятежниками либо посажена в монастырскую тюрьму.
После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, прочие же разосланы в Кольский и Пустозерский остроги.
Фактом сопротивления Соловецкого монастыря властям не замедлили воспользоваться в своих целях старообрядцы. Наиболее известным произведением старообрядческой литературы на эту тему является "История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша" Семёна Денисова, созданная в XVIII в. Конечно, автор представил факты в том свете, в каком ему было выгодно: несчастные "отцы" терпят от царских сатрапов жестокие мучения:


Всих монахов прирубили,
В сине море-то пометали,
Над игуменом наругались:
Речист язык у его отрежут;
Через ночь было тако чудо –
Он ведь сделался весь здравой;
Они взели его убили –
Как Небесно Царство купили.


И прочие "страдальцы" (так завуалировал беглых каторжников Денисов), погибают геройски: "И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своём крюке. Блаженнии же страдалыды с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию рёбра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе".
Некоторые позднейшие интерпретаторы тех событий, передёргивая факты, сообщали о сотнях убитых: "В самой обители произошёл жестокий бой. Было много убитых. Многие казнены, многие сосланы в другие монастыри и крепости. Часть раскольников бежала в Поморье, где они распространили раскол, увенчивая гибель мятежников мученическим венцом, как пострадавших за правую веру" (Из исторического очерка Анны Гиппиус). На самом деле подвергнутых наказанию было гораздо меньше – эти надуманные "ужасы царизма" из того же разряда, что и "сотни тысяч кровавых жертв" Ивана Грозного.
Сообщения же о сотнях казнённых бунтовщиков были подвергнуты критике и в церковной и, в исторической литературе – ведь даже в старообрядческих синодиках упоминается не более 33-х имён "страдальцев Соловецких".


"СОЛОВЕЦКОЕ СИДЕНИЕ" 1668-1676, принятое в исторической литературе название восстания в Соловецком монастыре, в котором участвовали монахи, не принявшие церковные реформы патриарха Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также участники восстания С. Т. Разина. Кара-тельное войско (свыше 1 тыс. человек) овладело монастырей после почти 8-летней осады. Из 500 участников восстания в живых осталось 60 человек, почти все они были казнены.

Источник: Энциклопедия "Отечество"

  • - "", принятое в исторической литературе название обороны донскими и запорожскими казаками крепости Азов, взятой у турок в 1637. В 1641 казаки выдержали осаду турецкой армии...

    Русская энциклопедия

  • - оборона Азова Казаками от турецких войск превышавших численно защитников почти в 30 раз. В казачьей истории эти три месяца 1641-го года - один из наиболее ярких моментов, время беспримерного проявления блестящей...

    Казачий словарь-справочник

  • - восстание в Соловецком монастыре в 1668 - 76. Участники: монахи, не принявшие церковные реформы Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники С.Т. Разина...

    Современная энциклопедия

  • - героич. оборона Азова донскими казаками в 1637-42. Опираясь на Азов, крымские и ногайские татары совершали разорит. набеги на юж. р-ны России...
  • - Соловецкое сидение, - антифеод. нар. восстание в Соловецком монастыре. В С. в. приняли участие различные социальные слои. Аристократич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - акт, требующий гораздо меньшего мышечного напряжения, чем стояние, но гораздо большего, чем лежание, при коем мышечное напряжение может совершенно отсутствовать...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Соловецкое сидение, антифеодальное народное восстание в Соловецком монастыре...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1668-76, восстание в Соловецком монастыре. Участники: монахи, не принявшие церковной реформы Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники С. Т. Разина...

    Большой энциклопедический словарь

  • - См. ГОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - СИДЕ́ТЬ, сижу́, сиди́шь; си́дя; несов...

    Толковый словарь Ожегова

  • - СИДЕ́НИЕ, сидения, ср. 1. только ед. Действие по гл. сидеть1 в 1, 2, 3 и 4 знач. Сидение на стуле. Сидение в одиночестве. Сидение без дела. Сидение в клетке. Сидение за работой. 2...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - сиде́ние I ср. 1. процесс действия по гл. сидеть I 2. состояние по гл. сидеть I II ср. местн...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - сид"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - седалище, восседание, обложенье, жопа, осада, корпение, задница, зад, кафисма, гузно, стульчак,...

    Словарь синонимов

"СОЛОВЕЦКОЕ СИДЕНИЕ" в книгах

Первомайское сидение

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Первомайское сидение Спецподразделения прибыли к Первомайскому в 12 часов того же 10 января. К этому времени радуевцы заняли Первомайское. По некоторым данным, Радуев оставил часть своей банды в Первомайском еще по дороге в Кизляр – для подготовки села к обороне. Если это

«Мелиховское сидение»

Из книги Чехов без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

«Мелиховское сидение» Михаил Павлович Чехов:Зимою 1892 года <…> Чехов стал землевладельцем. Прочитав в газете объявление о продаже какого-то имения близ станции Лопасня Московско-Курской железной дороги, сестра и я отправились его смотреть. Никто никогда не покупает

ГАЛЛИПОЛИЙСКОЕ СИДЕНИЕ

Из книги Врангель автора Соколов Борис Вадимович

ГАЛЛИПОЛИЙСКОЕ СИДЕНИЕ Эвакуация из Крыма потерпевшей поражение Русской армии была значительным успехом Врангеля. Теперь вывезенные из Крыма войска становились важным козырем в борьбе за влияние на эмигрантскую общественность. По словам H. H. Чебышева, ставшего

Сидение в отказе

Из книги Всё на свете, кроме шила и гвоздя. Воспоминания о Викторе Платоновиче Некрасове. Киев – Париж. 1972–87 гг. автора Кондырев Виктор

Сидение в отказе Родители уехали. Но расставание гораздо больше сблизило, чем разлучило.Никогда до этого мы так тесно не общались, как в первый год после их отъезда. Неустанно переписывались и беспрерывно перезванивались. Они сообщали нам все свои новости, а мы держали их

«Соловецкое сидение»

Из книги Протопоп Аввакум. Жизнь за веру [ёфицировано] автора Кожурин Кирилл Яковлевич

«Соловецкое сидение» Главным оплотом сопротивления никоновским реформам на севере Руси оставался Соловецкий монастырь, с которым Аввакум в первые годы своей пустозёрской ссылки стремился установить связь через юродивого Феодора. На Феодора он возлагал важное

СИДЕНИЕ

Из книги Оранжевая книга - (Техники) автора Раджниш Бхагван Шри

СИДЕНИЕ Медитация означает посвятить несколько минут незанятости. Вначале это будет очень трудно - наиболее трудная вещь в мире вначале, в конце наиболее легкая. Она так легка, поэтому она так трудна.Если вы кому-то скажете просто сидеть и ничего не делать, он станет

Глава 4 Соловецкое общество краеведения

Из книги Соловецкий концлагерь в монастыре. 1922–1939. Факты - домыслы - «параши». Обзор воспоминаний соловчан соловчанами. автора Розанов Михаил Михайлович

Глава 4 Соловецкое общество краеведения В островной воспитательно-трудовой семье «набольшим» числилось Соловецкое общество краеведения - СОК. В нем нашли тихое убежище от лесной угрозы десятки «очкастиков», как шпана обзывала интеллигентов. По официальным записям,

§ 2. Монастырское войско в XVII веке. Военизация братии Соловецкое восстание 1668–1676 гг

Из книги Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI–XIX вв автора Фруменков Георгий Георгиевич

§ 2. Монастырское войско в XVII веке. Военизация братии Соловецкое восстание 1668–1676 гг Со времени «смуты» значительно возросла численность монастырского войска. К 20-м годам XVII века «под ружьем» в Поморье находилось 1040 человек. Все они состояли на монастырском содержании и

Глава 17. Соловецкое разорение

Из книги автора

Глава 17. Соловецкое разорение Соловецкий монастырь - одна из славнейших русских обителей, основанная в XV веке преподобными отцами Зосимой и Савватием на Соловецком острове в Белом море. Удаленный и хорошо укрепленный монастырь власти иногда использовали как тюрьму.С 1649

Соловецкое восстание 1668-76

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Соловецкое сидение

Из книги Русский Newsweek №36 (303), 30 августа - 5 сентября автора Автор неизвестен

Соловецкое сидение Дарина ШевченкоЖители Соловков восстали против местных монахов, которые посягнули на самое святое, что у них есть, – туристов. «Если Соловки окончательно захватит церковь, то монахи своих не досчитаются. Возьмемся за топоры», - грозно говорит сторож

V. СОЛОВЕЦКОЕ ДНО

Из книги автора

V. СОЛОВЕЦКОЕ ДНО 1. ОСТРОВ СЛЕЗ Мы наконец, прибыли на «Остров слез», не имея пока о нем никакого понятия, даже не зная, что он называется «островом слез», но твердо надеясь в душена лучшее.После нудной процедуры приема и обыска, как это делается по всем тюрьмам, после мытья

Обращение православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к правительству СССР ("Соловецкое послание"). 1926 г.

Из книги История Русской Православной Церкви 1917 – 1990 гг. автора Цыпин Владислав

Обращение православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к правительству СССР ("Соловецкое послание"). 1926 г. Несмотря на основной закон Советской власти, обеспечивающий верующим полную свободу совести, религиозных объединений и проповеди, Православная

СИДЕНИЕ

Из книги Релаксация Кум нье автора Тулку Тартанг

СИДЕНИЕ Когда течение наших мыслей замедляется, возникает внутренняя гармония. Приходит чувство облегчения и уверенностиКум нье начинается просто, со спокойного сидения и расслабления. Найдите тихое место, где вы можете сидеть на коврике или подушке либо на ровном

Сидение

Из книги Вся поплавочная снасть автора Балачевцев Максим

Сидение Для того чтобы работать таким агрегатом, как «штекер», нам не обойтись без устойчивого, а следовательно достаточно большого, сидения. Лучше всего подходит платформа с установленным на ней ящиком для снастей. Подробнее читайте об этом в главе

Соловецкое восстание монахов или «Соловецкое сидение» продолжалось восемь лет с 22 июня 1668 г. по 1 февраля 1676 г. Оно вспыхнуло как протест против патриарха Никона. Зная много неприятного про зачинателя церковных реформ, соловецкие монахи отнеслись к его новациям не просто, а категорически отрицательно. Попытки эмиссаров царя и патриарха силой насадить реформу в стенах древнего монастыря вызвали настоящий мятеж. Неприятие никоновских нововведений было лишь поводом к восстанию. В более широком смысле, вооруженный бунт монахов и примкнувшим к ним людей носил антиклерикальный, и даже антиправительственный характер.

Предпосылки мятежа

В XVII веке монастыри не были только церковно-административными единицами, но и центрами культуры, бурно переживавшими события религиозной и мирской жизни страны. Они активно вмешивались в социальные и государственные процессы. Поэтому открытая неприязнь насельниками Соловецкого монастыря к никоновской реформе не была чем-то необычным, вся Россия была втянута в религиозные распри.

Братия обители, возглавляемая архимандритом Ильей еще в 1657 г. отказались принимать исправленные богослужебные книги. Другой настоятель Варфоломей уже в 1663 г. вновь отказывается следовать указаниям Никона. Церковный собор 1666-1667 гг. направил на Соловки архимандрита Сергия, но его там не приняли. Вместо назначенца монахи избрали себе игуменом ссыльного Никанора. Он и казначей Геронтий подвигли монастырь на открытое неповиновение.

Открытое возмущение монахов

В 1667 г. Соловецкие иноки отправили челобитие царю Алексею Михайловичу. Излагая своею позицию отрицания церковной реформы, они заявили о готовности отстаивать свою правоту с оружием в руках. Это была не пустая угроза. Большинство из 425 насельников монастыря имели военные навыки, оружие, достаточный боезапас и другие припасы на многие годы. Кроме монахов в монастырь стекались беглые стрельцы и солдаты, посадские люди, крестьяне, а также и уцелевшие «разинцы».

Несмотря на это Алексей Михайлович приказал отобрать промыслы и вотчины монастыря на побережье Белого моря и направил стрельцов для усмирения строптивых иноков. 22 июня 1668 г. на Соловецких островах высадился отряд воеводы Волохова. Монастырь затворил перед ними ворота, а стрельцы обложили обитель постами и заставами. Так началась осада Соловецкого монастыря на восемь долгих лет.

Первые годы, осаждающие не предпринимали серьезных военных усилий, в надежде на мирное разрешение проблемы. В 1673 г. осаждающим дали указании: приступить к решительным действиям против осажденных. К стоящим под стенами монастыря стрельцам стали прибывать подкрепления. А за стенами монастыря монахи уже не определяли стратегию обороны. Инициатива постепенно переходила к мирянам, что привело к еще большему ожесточению боевого противостояния.

В 1673 г. войска, осаждающие Соловецкий монастырь возглавил инициативный, грамотный и жестокий воевода Иван Мещеринов. С этого времени положение в обители сильно ухудшилось. Новый царский военачальник полностью блокировал крепость, перекрыв все пути связи с внешним миром, осада монастыря стала круглогодичной. Таким образом, Соловецкие «сидельцы» потеряли важные каналы своего обеспечения.

Штурмы, предательство и падение крепости

Воевода Мещеринов, кроме искусной осады и грамотной организации артиллерии, устраивал подкопы и предпринимал попытки штурмовать бастионы беломорской твердыни. Потери несли обе стороны, но Мещеринов постоянно пополнял свои войска, а осажденные были лишены такой возможности. Наступивший 1676 год поначалу не предвещал серьезных перемен. Но 18 января чернец по имени Феоктист указал Мещеринову потайной ход в монастырь. Воевода немедля направил 50 стрельцов в крепость.

Застав стражу ворот врасплох, стрельцы перебили ее в короткой и жестокой схватке. Ворота монастыря распахнулись перед осаждающими, бурным потоком хлынувшими в монастырь. Очаги сопротивления быстро были подавлены численно превосходящим царским войском. Крепость пала. Оставшиеся в живых защитники позавидовали убитым. Все пленные были подвергнуты жестокой экзекуции и изуверски казнены кроме нескольких человек.

Итоги и значение Соловецкого сидения

Так печально завершилось славное Соловецкое сидение. Страдания несчастных сидельцев не порадовали царя Алексея «Тишайшего». Он скончался от сердечного приступа (в 47 лет) через неделю после известия о взятии Соловецкого монастыря. Воевода Иван Мещеринов, вместо ожидаемых почестей и наград, был осужден «за превышение полномочий» и заточен здесь же, в Соловецкой тюрьме, по прямому указанию нового царя Федора Алексеевича.

Несмотря на поражение, восстание Соловецких монахов привело к укреплению на севере России традиций старообрядчества. Жестокость победителей не испугала местное население, а послужила повышению морального авторитета мучеников, тем самым укрепив многих поморов в своей приверженности старой вере. А Соловецкий монастырь так и остался одной из главных святынь русского православия, имея в своей истории и эту славную страницу.

«Соловецкое сидение»

Церковный собор 1666-1667 гг. стал поворотным пунктом в истории раскола. В результате решений собора разрыв между господствующей церковью и раскольниками стал окончательным и необратимым. После собора движение раскола приобрело массовый характер. Далеко не случайно этот этап совпал с массовыми народными выступлениями на Дону, в Поволжье и на Севере. Вопрос о том, имел ли раскол антифеодальную направленность, трудно решить однозначно. На сторону раскола встали в основном выходцы из среды низшего духовенства, тяглых посадских людей и крестьян. Для этих слоев населения официальная церковь являлась воплощением несправедливого общественного устройства, а "древнее благочестие" было знаменем борьбы. Не случайно, вожди раскола постепенно перешли на позиции оправдания выступлений против царской власти. Раскольников можно было встретить и в войске Степана Разина в 1670-71 гг. и среди взбунтовавшихся стрельцов в 1682 г.

Вместе с тем в старообрядчестве был силен элемент консерватизма и косности. "до нас положено: лежи оно так во веки веком! - учил протопоп Аввакум, - Бог благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много!" К расколу примкнула и часть консервативной знати.Духовными дочерями протопопа Аввакума стали боярыни Феодосья Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Они были родными сестрами.Феодосья Морозова, овдовев, стала обладательницей богатейших вотчин. Аввакум с восхищением и удивлением писал о боярыне: "Как так! Осмь тысящ хрестиан имела, домова заводу тысящь болши двух сот было..." Феодосья Морозова была близка ко двору, выполняла обязанности "приезжей боярыни" у царицы. Но ее дом стал приютом для старообрядцев. После того как Феодосья приняла тайный постриг и стала инокиней Феодорой, она открыто начала исповедовать старую веру. Она демонстративно отказалась явиться на свадьбу царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной, несмотря на то что царь посылал за ней свою карету. Морозову и Урусову взяли под стражу. За боярыню заступился патриарх, просивший ее освободить, однако Алексей Михайлович отвечал "Давно бы я так сделал, но не знаешь ты лютости этой женщины. Как поведать тебе, сколь поругалась и ныне ругается Морозова та! Много наделала она мне трудов и неудобств показала. Если не веришь моим словам, изволь сам испытать; призови ее к себе, спроси, и сам узнаешь ее твердость, начнешь ее истязать и вкусишь приятности ее".

Сестер увещевали высшие церковные иерархи, но Морозова на требование причаститься по новым служебникам отвечала: " Враг божий Никон своими ересями как блевотиною наблевал, а вы ныне то сквернение его полизаете; явно, что и вы подобны ему". Феодосью Морозову и Евдокию Урусову подвергли пытке, но не смогли добиться отречения от старой веры. Тогда их отправили в Боровск, где посадили в подземелье. Аввакум, как мог ободрял женщин, но судьба их была печально - сестер уморили голодом.

На сторону старообрядцев встали некоторые из монастырей, в частности одна из самых почитаемых православных обителей - Соловецкий монастырь. Монахи монастыря, в котором в бытность простым иноком не смог ужиться Никон, не приняли церковных реформ в его бытность патриархом. Когда в монастырь были присланы новопечатные книги, их спрятали, не переплетая, в казенную палату, а потом на общем собрании постановили отнюдь нынешних служебников не принимать. Тогдашний архимандрит Илия говорил со слезами богомольцам, совершавшим паломничество в знаменитую обитель: "Видите, братья, последнее время: встали новые учители, от веры православной и отеческого предания нас отвращают и велят нам служить на ляцких крыжах по новым служебникам." Несколько монахов колебались и не хотели подписывать приговор об отказе от новопечатных служебников - "так на нас архимандрит закричал с своими советниками, как дикие звери: «Хотите латинскую еретическую службу служить! Живых не выпустим из трапезы!" Мы испугались и приложили руки".

Н. М. Никольский, автор "Истории русской церкви", считал, что нежелание принять новые служебники объяснялось тем, что большинство духовенства попросту не могло переучиться: "Сельское духовенство, малограмотное, учившееся службам со слуху, должно было или отказаться от новых книг, или уступить место новым священникам, ибо переучиваться ему было немыслимо.

В таком же положении было и большинство городского духовенства и даже монастыри. Монахи Соловецкого монастыря выразили это в своем приговоре напрямик, без всяких оговорок: "Навыкли мы божественные литургии служить по старым служебникам, по которым мы сперва учились и привыкли, а ныне по тем служебникам мы, старые священницы, очередей своих недельных держати не сможем, и по новым служебникам для своей старости учиться не сможем же...". И снова и снова рефреном повторялись в этом приговоре слова: "мы священницы и дьяконы маломочны и грамоте ненавычны, и к учению косны", по новым книгам "нам чернецам косным и непереимчивым, сколько не учитца, а не навыкнуть..."

На церковном соборе 1666-1667 гг. один из предводителей соловецких раскольников Никандр избрал иную, чем Аввакум, линию поведения. Он притворно выразил согласие с постановлениями собором и получил разрешение вернуться в обитель, но по возвращению скинул греческий клобук, опять надел русский и стал во главе монастырской братии. Царю была отправлена знаменитая "Соловецкая челобитная", излагавшая кредо старой веры. В другой челобитной монахи бросили прямой вызов светской власти: "Вели, государь, на нас свой царский меч прислать и от сего мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие". С. М. Соловьев писал: "Монахи вызывали мирскую власть на тяжелую борьбу, выставляя себя беззащитными жертвами, без сопротивления подклоняющими головы под меч царский. Но когда в 1668 году под стенами монастыря явился стряпчий Игнатий Волохов с сотнею стрельцов, то вместо покорного подклонения голов под меч встречен был выстрелами. Такому ничтожному отряду, какой был у Волохова, нельзя было одолеть осажденных, у которых были крепкие стены, множество запасов, 90 пушек. "

Осада - "Соловецкое сидение" затянулась на восемь лет с 1668 по 1676 гг. В первое время власти не могли послать больших сил на Белое море из-за движения Стеньки Разина. После подавления бунта под стенами Соловецкого монастыря появился большой стрелецкий отряд, начался обстрел обители. Осажденные отвечали меткими выстрелами, а игумен Никандр кропил пушки святой водой и приговаривал: "Матушки мои галаночки! надежда у нас на вас, вы нас обороните!"Но в осажденном монастыре начались разногласия между умеренными и сторонниками решительных действий. Большинство монахов надеялось на примирение с царской властью,

Меньшинство во главе с Никандром и миряне - "бельцы"во главе с сотниками Ворониным и Самко требовали "за великого государя богомолие отставить", а про самого царя говорили такие слова, что "не только написать, но и помыслить страшно". В монастыре перестали исповедоваться, причащаться, отказались признавать священников. Эти разногласия предопределили падение Соловецкого монастыря. Стрельцам никак не удавалось взять его штурмом, но перебежчик монах Феоктист указал им отверстие в стене, заложенное камнями. В ночь на 22 января 1676 г. , в сильную метель, стрельцы разобрали камни и проникли в монастырь. Защитники обители погибли в неравном бою. Одних зачинщиков восстания казнили, других отправили в ссылку.

Такими перед нами предстали события тех далеких времен, такими их видят сегодняшние историки и историографы, но, конечно, остается еще много загадок и белых пятен, и поэтому не иссякает интерес ни к патриарху Никону, ни к его реформам.

патриарх никон собор церковная реформа

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода