Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Схема реки и ее части рисунок. Что такое река? Части реки и их определения

Главная река со всеми ее притоками образует речную систему, которая характеризуется густотой речной сети, т. е. совокупностью рек, изливающих воды одним общим руслом или системой протоков в море, озеро или другой водоем.

Поверхность суши, с которой речная система собирает свои воды, назы-

вается водосбором, т. е. частью земной поверхности, с которой вода поступает в отдельный водоток или водосборной площадью. Водосборная площадь вместе с

верхними слоями земной коры, включающая в себя данную речную систему и отделенная от других речных систем водоразделами, называется речным бас-

Реки обычно текут в вытянутых пониженных формах рельефа – долинах

(рис. 8), т. е. отрицательных, линейно вытянутых формах рельефа разнообраз-

ного профиля с однообразным падением, наиболее пониженная часть которых называется руслом, а часть дна долины, заливаемая высокими речными водами, – поймой. Кроме того долина имеет ряд надпойменных террас (обычно 2-3) (рис. 9).

ная (террасированная); г – U – образная

Схема расположения и строения волжских террас в районе г. Сызрани (по объяснительной записке к временной стратиграфической схеме четвертичных отложений Прикаспийской низменности, 1951): 1 – аллювиальные пески с галькой;

2 – аллювиальные пески; 3 – суглинистые пойменные фации; 4 – раннехвалынские шоколадные глины; 5 –хазарская, или волжская, фауна млекопитающих; 6 – неоген и более

древние отложения

Речные террасы представляют собой горизонтальные или слабо накло- ненные поверхности на склонах речных долин, ограниченные уступами. Обра- зованы размывающей и аккумулятивной деятельностью реки и сложены обыч- но аллювием. По происхождению они делятся на вложенные и наложенные тер- расы; по слагаемому материалу – на аккумулятивные, цокольные и коренные (рис. 10).

Рис. 10. Речные террасы: 1 – аккумулятивная; 2 – эрозионная;

3 – наложенная; 4 – вложенная

Исток – место, где водоток (напр., река или ручей) берет свое начало.

На географической карте исток обычно представляется условной точкой.

Истоком обычно является начало ручья, получающего воду из родника, конец ледника, озеро, болото. На болотных реках за исток часто принимается точка, с которой появляется открытый поток с постоянным руслом.

Устье – место впадения реки в водохранилище, озеро, море или другую реку. Часть реки, примыкающая к устью, может образовывать дельту или эс- туарий (губа, лиман).

Русло – наиболее пониженная часть долины, выработанная потоком воды, по которой осуществляется перемещение основной части донных наносов и сток воды в междупаводочные периоды. Русла больших рек имеют ширину от

нескольких метров до десятков километров (например, в низовьях Оби, Лены,

Амазонки), при этом возрастание глубины русла по мере увеличения размеров реки происходит медленнее, чем увеличение ширины. По длине русла глубокие места (плесы) чередуются с мелкими (перекатами). Русла равнинных рек обычно извилистые или разделены на рукава, сформированы в илистых, песча- ных или гравелистых отложениях. Как правило, русло в плане имеет сложные очертания; наряду с относительно прямолинейными участками имеются изги- бы, которые называют меандр, т. е. плавный изгиб русла реки. Меандрируя, ре- ки постепенно увеличивают свои излучин, подмывая вогнутый берег и откла- дывая переносимый материал у противоположного выпуклого берега. Посте- пенно днище долины расширяется и формируется пойма. На определенной ста- дии развития река может спрямить свое русло. Отделившийся от реки меандр превращается в старицу – замкнутый водоем – озеро, имеющую продолгова- тую, извилистую или подковообразную форму (рис. 11).

Рис. 11. Схема последо-

вательного смещения реч-

ных меандр по мере их развития:

а – начальная стадия; б – рост и смещение меандра; в – образование старицы

В руслах чередуются более глубокие места – плёсы и мелководные участ- ки – перекаты. Линия наибольших глубин русла образует фарватер, а линия наибольших скоростей течения называется стрежнем.

Пойма – часть речной долины, затопляемая в половодье или во время паводков.

Ширина пойм равнинных рек обычно составляет порядка от ширины рус-

ла до нескольких десятков ширин русла, иногда достигает 40 км.

Плёс – глубоководный участок русла реки, расположенный между мелко- водными участками русла реки (перекатами). Плёс обычно образуется там, где в половодье наблюдается местное увеличение скорости течения реки и интен- сивно размывается ее дно (например, в изогнутых участках русла, в сужениях речной долины). Обычно плёс образуется в русле меандрирующей реки в вер- шине излучины у вогнутого берега. Обычно по течению меандрирующей реки плёсы регулярно чередуются с перекатами.

Перекат – мелководный участок русла реки. Обычно перекат сложен рыхлыми отложениями (аллювием), пересекает русло и имеет вид вала: с поло- гим скатом, обращенным против течения, или с крутым скатом, обращенным по

Перекат образуется в результате неравномерного размыва русла водным потоком и отложения наносов. Перекат часто встречается в местах расширения

русла реки, близ устьев притоков. Над перекатами поток теряет свою энергию.

Разность высот между истоком и устьем реки называется падением реки; отношение падения реки или отдельных ее участков к их длине называется ук- лоном реки (участка) и выражается в процентах (\%) или в промилле (‰).

Дельта – сложенная речными наносами низменность в низовьях реки,

прорезанная разветвленной сетью рукавов и протоков.

Дельты, как правило,

представляют собой особую миниэкосистему как на планете в целом, так и в бассейне конкретной реки.

Несмотря на ограниченные размеры (площадь всех дельт мира ненамного превышает 3\% площади суши, а на долю дельтовых берегов приходится около

9\% длины береговой линии Мирового океана), дельты обладают богатыми при- родными ресурсами (водными, земельными, биологическими), что делает их весьма перспективными для сельского и рыбного хозяйства, водного транспор-

та. Благодаря плодородным почвам и обилию влаги дельты рек в условиях теп- лого климата (Хуанхэ, Нила, Амазонки и пр.) стали местом зарождения земле- делия и человеческой цивилизации в целом. Эстуарий – воронкообразное зато-

пляемое устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется у рек, впа- дающих в моря, где сильно воздействие на устье реки приливов или других движений океанских вод. В северных районах получили название губ (Обская

губа). В пустынных районах образуется так называемое сухое устье.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 596 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Элементы рек и течения

РЕКА — водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло.

РУСЛО — выработанное речным потоком ложе, по которому осуществляется сток без затопления поймы.

РЕЧНАЯ СИСТЕМА — совокупность рек, сливающихся вместе и выносящих свои воды в виде общего потока. Речная система состоит из главной реки и притоков 1-го порядка, из притоков 2-го порядка, впадающих в приток 1-го порядка, и т.д.

БАССЕЙН РЕЧНОЙ (правило 1) — водосбор реки или речной системы. Бассейном также принято считать определенную часть внутренних водных путей или в целом речную систему (например, бассейны Амурский, Волжский и т.д.). Бассейн Лены составляет 2490 тыс. км 2 , Енисея — 2580, Волги — 1360, Камы — 507, Дона — 422 тыс. км 2 .

ВОДОСБОР РЕКИ — часть земной поверхности, толща почв и горных пород, откуда вода поступает к водному объекту. Водосборы реки бывают поверхностные и подземные. Иногда водосбор реки называют водосборным бассейном или просто бассейном. Водосбор реки разделен водоразделом (рис.1).

ИСТОК РЕКИ (правило 3) — начало реки, т.е. место, с которого появляется постоянное течение воды в реке. Истоком реки может служить родник, болото, озеро или ледник. Часто за начало реки принимается место слияния двух других рек.

УСТЬЕ (правило 3) — место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище или море. Иногда реки, не имеющие ясно выраженного устья, теряются в песках.

УСТЬЕВОЕ ВЗМОРЬЕ — часть прибрежной зоны моря, в которой проявляется влияние речного стока и происходит формирование подводной части дельты. Устьевое взморье могут быть нескольких видов: открытые, закрытые, приглубинные, отмельные.

ДЕЛЬТА — устьевой участок реки, в пределах которого происходит ее деление на водотоки (рис.2). Дельты создаются путем заполнения наносами котловин морских заливов (на р. Дунай) или затопления в результате геологических процессов долин рек (на реках Хатанга, Анабар, Оленек и др.). Дельты рек занимают большие площади (км 2): Лены — 28 000, Дуная — 3600, Волги — 15 000, Индигирки — 5000. Обычно Дельты низменны и болотисты, покрыты богатой растительностью.

Образуясь в течение многих столетии, они постепенно продвигаются вперед и наступают на море. При каждом половодье Дельты растут, меняют свою форму, расширяются и удлиняются. Например, на р. Дунай длина Дельты ежегодно увеличивается на 4-6 м, на р. Терек — на 100 м, на р. Нева площадь Дельты ежегодно увеличивается на 50 тыс. м 2 Судоходство в Дельте из-за малых глубин, узости и переменчивости фарватера затруднительно. К примеру Дельта р. Северной Двины имеет много рукавов, но подход к Архангельску осуществляется только по одному рукаву Маймаксе, который мелководен и интенсивно заносится.

ПОЙМА — часть речной долины, сложенная наносами и периодически заливаемая в половодья и паводки (рис.3).

РЕЧНАЯ ДОЛИНА , долина реки — пониженная часть земной поверхности, по которой протекает река. У речной долины широкие места чередуются с узкими. Ширина речной долины может достигать десятков километров, а глубина — сотен метров. Речную долину с боков ограничивают коренные берега.

РУКАВ — часть русла реки, разделившейся на протоки, наибольший из которых по водности является река.

БОКОВАЯ РЕКА — приток главной реки, используемый в полноводный навигационный период для экспедиционного завоза грузов и для движения маломерных судов.

ИЗЛУЧИНА — изгиб русла реки. Излучины бывают пологими, крутыми, длинными и короткими. В судоводительской практике некоторые Излучины в зависимости от размера и положения называют лукой и коленом.

ЛУКА — длинная и крутая излучина русла вместе с долиной реки, у которой расстояние между началом и концом излучины очень мало по сравнению с длиной.

КОРЕННЫЕ БЕРЕГА , кряжи, склоны — участки земной поверхности, ограничивающие с боков речную долину.

ОСТРОВ — часть суши, окруженная водой. Верхнюю часть О. по течению реки называют приверхом, нижнюю — ухвостьем.

ХОДОВОЙ БЕРЕГ — берег, вблизи которого проходит судовой ход.

ЯР — невысокий обрывистый, как правило, вогнутый пойменный берег русла реки (рис.4). На криволинейных участках русла возникают поперечные течения, направленные у поверхности под утлом к вогнутому берегу, а у дна — в сторону выпуклого. Дойдя до берега, поверхностные струи поворачивают к дну и размывают его. Донные поперечные течения захватывают продукты размыва и переносят их к выпуклому берегу, где из-за небольшой продольной скорости потока происходит отложение насосов. Этот процесс приводит к тому, что глубины у вогнутого берега наибольшие, а у выпуклого — наименьшие. Яр имеет два плеча: верхнее и нижнее. Плечи, определяя начало и конец яра, совпадают с началом и концом его размыва, а также с устойчивыми большими глубинами, где преимущественно проходит судовой ход.

ФАРВАТЕР — безопасный в навигационном отношении проход по водному пути, характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства.

УРЕЗ ВОДЫ — линия пересечения поверхности воды с берегом.

СТАРИЦА — водоем в пойме реки, удлиненный в плане, постепенно заиливающийся, возникший в результате отчленения участка речного русла при спрямлении излучины путем прорыва перешейка петли или разработки спрямляющей протоки.

ВОДНЫЙ РЕЖИМ — изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водоемах и грунтах. В В.р. рек наблюдается несколько характерных фаз, повторяющихся из года в год и обусловливаемых видом питания реки (половодье, паводок и межень).

МЕЖЕНЬ — фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в одни и те же сезоны, характеризующаяся малой водностью, длительным стоянием низкого уровня воды, который возникает вследствие уменьшения питания реки.

МЕЛКОВОДЬЕ — малые глубины в период низкого уровня воды.

УРОВЕНЬ ВОДЫ — высота поверхности воды в водном объекте над условной горизонтальной плоскостью сравнения (рис.5). Наиболее важными являются следующие У.в.: естественный — уровень в водотоках и водоемах в их естественном состоянии, т.е. не подверженный влиянию гидротехнических сооружений; мертвого объема — наинизший уровень, до которого допускается опорожнение водохранилища; наинизший судоходный (НСУ) — условно низкий (меженный) уровень с заданной обеспеченностью гарантированной глубины судового хода в естественных условиях (с учетом возможного дноуглубления); нормальный подпорный (НПУ) — наивысший подпорный уровень, который может поддерживаться при нормальных условиях эксплуатации гидротехнических сооружений; подпорный (ПУ) — уровень, образующийся в водотоке или водохранилище в результате подпора; подпорный (ПУ) — условно низкий уровень с заданной обеспеченностью, где под обеспеченностью понимается продолжительность периода (в процентах), когда уровень воды был выше или соответствовал данной его отметке, (от ПУ показываются значения глубин на навигационных картах рек, сообщается высота ферм в пролетах мостов, устанавливается гарантированная глубина; ПУ устанавливают на основании многолетних наблюдений так, чтобы время меньшего уровня воды составляло не более 10 % продолжительности навигации на реках с неразвитым судоходством и до 3 % на реках с развитым; высота ПУ приводится в предисловии к навигационным картам); рабочий (РУ) — уровень в момент его измерения; расчетный судоходный (РСУ) — судоходный уровень, определяемый расчетом, от которого отсчитывают надводную высоту подмостового габарита; срезочный — условный уровень, к которому приводят глубины, измеренные при различных рабочих уровнях воды; форсированный подпорный (ФПУ) — уровень выше нормального, временно допускаемый в чрезвычайных условиях эксплуатации гидротехнических сооружений.

УКЛОН ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ — отношение падения уровня воды на данном участке реки к длине этого участка. Здесь падение уровня воды — разность между отметками в двух пунктах, расположенных вдоль реки в начале и конце данного участка (рис.6). Падение также может характеризоваться величиной (обычно в сантиметрах), приходящейся на 1 км длины участка реки. Например, среднее падение р. Оби на 1 км равно 4 см. Уклон выражается безразмерной величиной (десятичной дробью): I = (H1-H2)/L — Меженные уклоны Волги у Нижнего Новгорода равны 0,00007, Северной Двины у Березников — 0,00003, Енисея у Красноярска — 0,00002 и т.д.

Значения продольных уклонов поверхности воды в реках зависят от высоты уровня воды, вида продольного профиля реки, плановых очертаний русла и т.д. При низких уровнях воды У.п.в. меньше, причем, как правило, он на плесах меньше, чем на перекатах. При увеличении расхода и подъеме уровня У.п.в. на плесах увеличиваются, а на перекатах уменьшаются. При дальнейшем повышении уровня У.п.в. на плесах и перекатах могут сравняться. При еще большем повышении уровня У.п.в. на плесах увеличиваются, а на перекатах уменьшаются. После выхода воды из русла и разлива ее по пойме У.п.в. будут зависеть от очертаний речной долины в плане: там, где долина уже, поверхностный У.п.в. больше; там, где долина расширяется, — меньше. Скорость течения воды в реке зависит от продольного У.п.в.: чем больше У.п.в., тем больше скорость течения, и наоборот. Поэтому в межень скорость течения на перекатах больше, чем на плесах, а в половодье наоборот. Поверхность воды в реке имеет и поперечные У.п.в., возникающие на закруглениях русла, при резких подъемах и спадах воды, а также вследствие вращения Земли.

ВОДОЕМ — скопление больших масс воды в понижениях земной поверхности (пруд, озеро, водохранилище).

ОЗЕРО (правило 3) — естественный водоем с замедленным водообменом.

ВОДОХРАНИЛИЩЕ (правило 3) — искусственный водоем, образованный водонапорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока. В. используются для поддержания водного режима реки или канала, водоснабжения, орошения, работы гидроэлектростанций и обеспечения благоприятных условии для судоходства. В зависимости от конкретного ветроволнового режима на В. различают зоны озерную, речную и зону выклинивания подпора.

ОЗЕРНО-РЕЧНАЯ ЗОНА ВОДОХРАНИЛИЩА — часть водохранилища, расположенная между озерной и речной зонами. Относительно большие глубины на 0-р.з.в. сохраняются только при нормальном подпорном уровне (НПУ). При сработке водохранилища глубины над затопленной поймой небольшие, поэтому судовые ходы над ней закрывают, волнение ослабленное, наблюдаются относительно сильные течения. Условия плавания в 0-р.з.в. приближаются к речным.

РЕЧНАЯ ЗОНА ВОДОХРАНИЛИЩА — наиболее отдаленная от плотины часть водохранилища, постоянно находится в подпоре, однако вода заполняет лишь меженное русло, не выходя на пойму. Здесь имеется течение, под действием которого происходят деформации русла реки.

КАНАЛ (правило 3) — искусственный открытый водовод в земляной выемке или насыпи (рис.7). По назначению К. разделяют на соединительные, обходные и подходные. Соединительные К. служат для соединения водным путем рек различных бассейнов, а также для соединения рек, озер и морей (например, каналы им. Москвы, Волго-Донской, Беломорско-Балтийский). Обходные К. предназначены для обхода судами озер, на которых бывают сильные штормы, а также центральных частей больших городов (Приладожские, Прионежские и др.).

Подходные К. служат для подхода судов к портам, населенным пунктам и промышленным предприятиям, находящимся в стороне от основного судового хода (например, каналы в Архангельске, Санкт-Петербурге и др.).

По способу питания К. бывают самотечные (вода поступает непосредственно из реки или озера и сама распространяется по всему К.) и с искусственным питанием (вода из источника насосами накачивается в водораздельный бьеф, откуда стекает самотеком).

К гидротехническим сооружениям, необходимым для эксплуатации К., относятся в основном судоходные шлюзы, аварийно-ремонтные заградительные ворота, водосбросы и водоспуски. Скорость судов на К. ограничена и не превышает 10-15 км/ч. Сбрасывание мусора и отходов в К. запрещается. Отдача якорей возможна лишь в отведенных местах, пользование лотами и цепями-волокушами не разрешается.

КАНАЛ МОРСКОЙ — искусственное углубление в морском дне для прохода судов к портам, обозначенное навигационными знаками. Такими каналами являются Архангельский (рукав дельты), Днепро-Бугский (бар). Херсонский (лиман, рукав и река), Волго-Каспийский (рукав дельты), Ленинградский, Мариупольский, Калининградский (морской залив).

УСЛОВНОЕ ТЕЧЕНИЕ (правило 3) — течение на озерах и каналах, где практически нет течения или оно незначительно, принимаемое условно. О нем делается оповещение в лоциях, навигационных картах и местных правилах плавания.

Текст этой презентации

Окружающий мир2 класс Тема урока: Реки. С голубого ручейка начинается река

Река – постоянный природный поток воды на поверхности суши.

Место рождения реки – исток.
Озеро
исток

Истоком может быть
— родник- болото- озеро- ледник в горах

исток
Озеро
Движение воды в реке называется — течением.

В зависимости от течения реки бывают:
РавнинныеГорные

У горных рек течение быстрое

У равнинных рек течение медленное

Если плыть по течению реки, то справа будет правый берег, а слева — левый
правый берег
левый берег
исток
Озеро

левый приток
В реку впадают другие реки и ручьи – притоки
правый приток
Озеро
исток

исток
правый приток
левый приток
Озеро
Место впадения реки в другой водоём называется — устьем
устье

Подпиши истоки и устья рек, левый и правый притоки. Определи направление течения и укажи стрелкой.

Проверим себя!
1.Начерти схему реки и подпиши её части.

Реки, текущие по слабо наклонной поверхности, начинают изгибаться назад, вперед и поперек ландшафта. Такие реки называются меандрирующими (блуждающими).

С течением времени реки образуют трог в коренных породах, по которым они текут. Реки, текущие по мягким осадочным породам, могут вырезать в них очень глубокие ущелья и каньоны.

Когда река достигает озера или моря поток воды замедляется и теряет способность переносить осадки. Тогда осадки накапливаются в устье реки. Некоторые реки осаждают такое большое количество осадочного материала, что ни морские волны, не приливы, ни отливы не могут его вынести. Таким образом, в устьях рек возникают дельты.

Некоторые дельты настолько велики, что люди могут на них жить. Дельта Нила очень важна для земледелия в Египте.

Если вы взглянете на карту рек и ручьев, то увидите, что они создают различные формы, названные дренажными структурами. Дренажные структуры говорят нам о местности, по которой текут реки.

Статическая карта

Реки, чаще всего, начинаются как мелкие ручьи, которые постепенно становятся все больше и больше, поскольку по пути в них добавляется вода. Проливные дожди и весенние талые воды могут привнести столько воды, что некоторые реки выходят из берегов и затапливают окрестности.

Реки обычно становятся крупнее, когда их притоки соединяются с основным руслом реки.

Некоторые реки имеют множество небольших русел, которые постоянно разъединяются и соединяются.

Эти реки называются разветвленными. Они, как правило, широкие, но неглубокие и образуют крутые склоны в местах, где берега легко размываются.

Некоторые реки водоносны только в дождливый период года или во время весеннего таяния снега и льда. Эти реки называются временными.

Многие реки при впадении в океан образуют эстуарии (лиманы). Эстуарий – это часть реки, в которой происходит смешивание воды — пресной речной и соленой морской. Приливы являются причиной того, что уровень воды в лиманах то поднимается, то опускается.

Геологи называют реку месторождением аллювия. Аллювий обозначается на геологической карте Великобритании желтым цветом.

Вы можете найти место, где река начинает свое путешествие? Подсказка: аллювий появляется у истоков реки, а по мере слияния нескольких рек в одну, аллювиальные отложения расширяются.

3. Подпиши на схеме исток и устье реки. Стрелкой обозначь направление течения реки. На правом берегу нарисуй человечка, а на левом - дерево.

4. Мудрая Черепаха просит тебя рассказать ей о водных богатствах вашего края. Напиши ей письмо.

На территории Московской области существует относительно густая речная сеть. Насчитывается до 2 ООО рек и речек. Реки Московской области целиком принадлежат бассейну Волги. Это Лама, Дубна, Ока, Протва, Нара, Лопасня, Цна, Осетр, Искона, Руза, Истра, Яуза, Пахра, Нерская, Северка и др. На реках и канале построены 1213 водохранилищ и прудов: Акуловское, Истринское, Можайское, Озернинское и Рузское водохранилища. В Московской области имеются озера: Тростенское, Нерское, Круглое Черное, Великое, Святое, Дубовое и др.. На низменностях и в долинах рек встречаются болота.

5 Мама Серёжи и Нади нашла в книге замечательное стихотворение поэта В. Орлова. Прочитай его и постарайся представить себе море в разных нарядах.

Нарисуй море в одном из его нарядов.

6. А здесь можно наклеить одну из фотографий, показывающих удивительную красоту моря.

Вопрос 1. Нарисуйте схему круговорота воды в природе. Какое значение имеет мировой круговорот воды?

Значение круговорота воды велико, так как он не только объединяет все части гидросферы, но и связывает между собой все оболочки Земли (атмосферу, литосферу, биосферу и гидросферу).

Вопрос 2. В каком из океанов зарегистрирована максимальная глубина, как называется это место?

Марианская впадина в Тихом океане. Глубина около 11000 метров.

Вопрос 3. Какие воды относятся к водам суши? Какая часть гидросферы приходится на их долю?

Воды суши: реки, озера, болота, водохранилища, подземные воды. Объём пресных вод, поступающих в океан с речным стоком и осадками, не превышает 0,5 миллионов кубических километров, что соответствует слою воды на поверхности океана толщиной около 1,25 м.

Вопрос 4. Что называется истоком реки, устьем, речной системой, бассейном, водоразделом? Нарисуйте схему строения речной системы.

Исток - место, где водоток (напр., река или ручей) берёт своё начало. Устье реки - Место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище или море. Речная система - совокупность рек в пределах данного речного бассейна. Состоит из главной реки и ее притоков. Бассейн реки - район земной поверхности, с которого в данную реку собираются все атмосферные осадки, питающие ее. Водораздел - условная топографическая линия на земной поверхности, разделяющая водосборы (бассейны) двух или нескольких рек, озёр, морей или океанов, направляя сток атмосферных осадков по двум противоположным склонам.

Вопрос 5. Что такое река? Какие существуют виды рек? Приведите примеры рек, относящихся к разным видам.

Река - природный постоянный (может сезонно пересыхать и со временем менять русло) водный поток (водоток) значительных размеров с естественным течением по руслу (выработанному им естественному углублению) от истока вниз до устья и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока с его бассейна.

Горные реки. Характеризуются бурным течением, высоким падением и уклоном. Текут в узких долинах, активно размывают породу. Енисей, Индигирка, Тунгуска

Равнинные реки. Характеризуются извилистостью русла. Реки по равнинной местности текут медленно. Русла равнинных рек часто размываются, мелеют, тогда на этих местах собираются наносы, образуя перекаты, острова. В противоположность им на других участках русла образуются плесы (в народе – омуты), дно которых углублено течением или водоворотами. К равнинным рекам относятся Волга, Кубань, Дон, Нева, Обь, Дон, Амазонка, Миссисипи, Конго, Нил, Днепр.

Вопрос 6. Что называется озером? Чем озеро отличается от реки, пруда, моря? Пользуясь картами атласа, приведите примеры озёр на различных материках.

Озеро - это замкнутое углубление суши, заполненное водой и не имеющее непосредственной связи с океаном. Озером называется замкнутый водоём, занимающий естественное углубление в поверхности Земли. В этом заключается отличие озера от пруда. В отличие от рек озера - водоемы замедленного водообмена.

Каспийское море, Байкал, Гурон, Верхнее, Титикака, Виктория.

Вопрос 7. Что называется подземными водами? Какие воды называются грунтовыми, а какие - межпластовыми?

Подземные воды - это воды, находящиеся в верхней части земной коры (до глубины 12-16 км) в жидком, твердом и парообразном состояниях. Основная масса их образуется вследствие просачивания с поверхности дождевых, талых и речных вод.

Существует два вида подземных вод: грунтовые и межпластовые. Грунтовые воды залегают на первом от поверхности водоупорном слое. Межпластовые воды залегают между двумя водоупорными слоями.

Вопрос 8. Почему вода в колодце, как правило, чистая, прозрачная, холодная?

Чистая и прозрачная – потому что фильтруется через грунтовые слои затем отстаивается, вся муть, если таковая имеется, оседает на дно. А холодная т. к. до некоторой глубины температура грунта понижается и остается на уровне примерно +5 градусов.

Вопрос 9. Что называется ледниками? Какие условия необходимы для образования ледников? Докажите, что ледники являются частью гидросферы.

Ледник - масса льда преимущественно атмосферного происхождения, испытывающая вязкопластическое течение под действием силы тяжести и принявшая форму потока. Ледники образуются в результате накопления и последующего преобразования твёрдых атмосферных осадков (снега) при их положительном многолетнем балансе. Лед, одно из агрегатных состояний воды, а вода – это гидросфера, следовательно, ледник – часть гидросферы.

Вопрос 10. Какую роль играют воды суши в жизни человека?

Вода – основа жизни. Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Она входит в состав всех организмов. Богатство и разнообразие природы напрямую зависит от наличия воды. Человек использует реки и озера для передвижения, рекреации, создания водохранилищ для использования энергии рек.

Река — разновидность водоемов планеты; постоянный природный канал, наполненный водой, которая движется по направлению понижения высоты за счет своей тяжести. Система в реке пополняется за счет подземных потоков, осадков, приливов, а также таяния снегов (когда снега и льды в жидком состоянии опускаются вниз). Водные потоки могут быть постоянного течения и временного, могут пересыхать сезонно.

Составные части реки:

  • исток;
  • устье;
  • речная долина;
  • пойма;
  • терраса;
  • притоки реки.

Исток

Место, в котором начинается жизнь любой реки, называется истоком. На географических картах данный район изображается как маленькая точка. Этим местом может служить участок который нашел выход на поверхность, либо источник — озеро, болото. Также часто истоком может быть участок, в котором сливаются две реки, образуя отдельную, новый поток.

Все водотоки имеют свое направление течения. система) — все берут свой особенный режим, исходя из характеристик истока. Ведь именно он оказывает немаловажное влияние на оставшуюся территорию потока. Достаточно часто эту часть затапливает во время паводков и половодья, поэтому находясь на истоке какого-нибудь водоема, следует быть бдительным и осторожным.

Устье

Река несет свои воды в место, которое называется место, в котором поток прекращает свою деятельность, иными словами, это конечный участок. Река обязательно впадает в другой может быть море, озеро, океан, водохранилище или другая более крупная река.

Устья крупных акваторий могут иметь большую разветвленность, которая зависит от количества вод и мощности потоков. Такая особенность называется дельтой такого водоема, как река. Части реки, о которых идет речь, особо важны в хозяйственной деятельности. Именно в дельтах очень удобно строить порты, а земля в этих районах отличается особой плодородностью.

Еще один вариант широкого называется эстуарием. Образование такого устья происходит из-за значительных наносов и мелководного моря, в которое впадает водный поток. Нанося большие количества песчаных и твердых частиц рекой, они залегают на месте устья и покрываются масштабными участками воды.

Разница между дельтой и эстуарием в том, что дельта состоит из нескольких мелких течений, а эстуарий — это один широкий поток.

Долина

Речной долиной называется вытянутое и продольное понижение рельефа, по которому движется река. Она состоит из таких составляющих: русло, пойма, терраса и коренной берег.

В зависимости от форм рельефа, где течет река, части реки, а именно долина, могут быть горными и равнинными. Первый вариант обычно имеет значительную глубину и достаточно узкую ширину, а второй, напротив, характеризуется небольшими глубинами и большой шириной.

Речная долина может иметь разные формы, формирование которых зависит от ряда факторов: это могут быть особенности рельефа, эрозионные процессы или состав горных пород. Выходя их этих факторов, выделяют такие типы: каньон, теснина, ущелье и др.

Русло

Русло — это углубление, по которому вода течет постоянно. Оно может иметь разные формы, благодаря чему извивается река. Части реки (если быть точнее, русло) могут значительно меняться на протяжении всего своего пути. Такие изгибы называются меандрами. Также русло может изменять свою глубину — более глубокие участки называют плесы (максимальная глубина — фарватер реки), мелкие — перекатами. Когда водный поток резко обрывается и падает с высоты, это место называется водопадом.

Пойма

Пойма — часть долины, которая во время половодья заполняется водой. Края поймы легко определить - обычно они имеют крутой склон.

Терраса и коренной берег

Склоны долин могут иметь ступенчатый рельеф. Эти ступени называют террасами. Они могут быть аккумулятивных, эрозионных и цокольных форм происхождения.

Коренной берег — граница водотока. Выделяют правый и левый берег реки.

Притоки

Притоки — это меньшие водотоки, которые впадают в больший поток. Но иногда случаются исключения: меньшая считается основной, а притоком — большая река. Части реки (потоки), которые впадают в направлении правого течения, называют правыми притоками, в направлении левого — левыми.

Главная река со всеми ее составляющими и всеми притоками называется речной системой. Самая многоводная акватория системы считается ее центром, именно она и дает название всей речной системе. Обычно названиями занимаются гидрологи (ученые, разбирающиеся в структуре водоемов).

Любая река имеет свои параметры и характеристики:

  • длина водотока — это протяженность реки от своего истока до устья;
  • площадь водосборного бассейна — количество всех вод, вместе с притоками;
  • годовой сток воды — количество вод, стекающих за год;
  • густота речной сети — количество речных притоков;
  • падение и уклон реки.

Части реки и их определения представлены в статье; запомнить названия и то, что они собой представляют, не составит труда и будет полезно каждому.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК В. П. Дронова. География (5-9)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цели:

Образовательная:

  • Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде «Внутренних вод» (вод суши) посредством демонстрации картин, видеофрагмента.
  • Дать знания об истоке, устье, о речной системе, бассейне и водоразделе реки.

Развивающая: продолжить формирование:

  • умений и навыков работы с физической и контурной картами;
  • умений: называть и показывать реки, определять их длину по карте, давать характеристику речной системы по плану.

Воспитательная:

  • Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний (работа с видеофрагментом, анализ картин и т.п.) учащимися.
  • Продолжить систему экологического воспитания учащихся посредством обозначения: отрицательного влияния человека на все виды вод суши; экологических проблем рек России и мира, на всём протяжении изучения раздела; побудить учащихся к бережному отношению к природе, посредством экологических акций: «Чистые родники», «Чистые реки Волгоградской области».

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река», «Приток 1порядка», «Приток 2 порядка», «Речная система», картины и фотографии с изображением рек. Карточки с изображением различных типов устьев.

Термины: «река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт».

Тип урока по дидактическим целям: урок изучения нового материала.

Тип урока по характеру познавательной деятельности: проблемный.

Методы:

  • частично-поисковый;
  • репродуктивный;
  • исследовательский.

УМК: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Землеведение. 6 класс- М.: Дрофа, 2014.

Структура урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный
момент.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе.

Учащиеся приветствуют учителя. Делают последние приготовления к уроку.

2. Изучение нового материала.

Вводная беседа.

На предыдущих занятиях мы ввели в учебный процесс понятие «Воды суши». Рассмотрели подземные воды как вид внутренних вод.

Вы знаете…

Вода - чудесный дар природы!
Она вокруг, куда ты не взгляни:
В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,
И бьёт ключом на дне реки.

Сегодня мы рассмотрим очередной вид внутренних вод (вод суши).

Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:

«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море».

Вы уже поняли, ребята, что тема урока…

Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки. Части реки. Речная система».

Учитель записывает тему урока на доске.

В природе давно отмечает народ
Из множества фактов такой:
Из родника вытекает ручей- водоток,
Становясь величавой рекой.
Вода устремляет свой путь никуда,
По руслу, всё время в потоке.
А что же такое, ребята, река –
Ответим на нашем уроке.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Постановка педагогических задач:

Сегодня на уроке мы:

  • узнаем, что такое река.
  • научимся находить на карте исток, русло, устье реки.
  • узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы.
  • Научимся определять длину реки и направление течения по карте.

Ребята! Обратите внимание на оформление сегодняшнего урока. Перед нами репродукции картин разных художников. Многие деятели искусства изображали в своих картинах величие рек.

Кто из вас видел реку?

А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро, к примеру?

Посмотрите на картину:

Что здесь изобразил художник?

А как вы решили, что это именно река?

Какие из предложенных признаков мы можем отметить на основе картины и собственных наблюдений для реки?

Понятие река.
Беседа по картине.

Учитель по ходу анализа картины, предлагает учащимся выбрать понятия, характерные для реки: река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт.

Молодцы! Мы выделили признаки на основе картины. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о реке.

Вы должны внимательно, не отвлекаясь посмотреть видеофрагмент и выделить признаки реки. Это могут быть признаки, подобные тем, что мы только что выделили.

Просмотр фильма.

Выделение признаков.

Ребята! Используя все признаки реки, давайте попробуем ответить на вопрос: что такое река?

Молодцы! А теперь, давайте сверим Ваши определения с тем. Что записано в учебнике.

Прочитайте определение.

Если определения совпали, учитель даёт отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует отметить: почему не обратили внимание на эту деталь определения?

Запишите определение с учебника в тетради.

Выделим ключевые слова в определения.

А теперь вместе со мной немного пофантазируем и порисуем.

Однажды, на белом свете жил ручеёк. Его отцом был Родник Ключевой.

Дети, на основе анализа картины, выбирают понятия, характерные для реки: река, водоток, питание, режим, русло.

Составные части реки: Исток, русло, устье.

Работа с рисунком.
Объяснение.

Учитель рисует на доске.

И вот, однажды, ручеёк решил отправиться в путешествие, посмотреть, как красива Земля- матушка. Во время течения по земной поверхности, в наш речек дружно вливались слева и справа такие же водные потоки- ручейки, превращая нашего героя в полноводную реку. Звонкое журчание сливалось с живописной природой и пением птиц. И однажды, рано утром река впала в огромный водоём – это было море. Вот такая судьба у каждой реки.

Дети дают свои определение.

Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника.

Ребята выделяют слова.

Учащиеся рисуют в тетради.

Посмотрите, на доске термины: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река». Нам их надо запомнить.

Вы знаете, как называется начало реки?

Кто из вас видел в природе исток у ручья, у реки может быть?

Исток - это место, где ручей-водоток только что начинает жить!

Посмотрите на рисунок: где берёт начало главная река?

Верно! Родник- это и есть исток нашей реки, т.е. именно отсюда река берёт своё начало, она истекает.

Учитель ставит табличку «Исток» на рисунке.

В роднике.

Запишите определение понятия «исток» в тетради.

Исток - начало реки.

А что еще может служить истоком рек?

Всё правильно! Например, Волга - величавая русская река, берёт своё начало в хвощовом болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги».

Учитель показывает исток реки на карте:

Вот от сюда. именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

Н.Палькин.

Записывают определение в тетради.

Болото, горы, озеро.

Вернёмся к определению реки, где протекает водоток?

Учитель прикрепляет таблицу: «Русло».

У реки выделяют устье.

Кто из вас видел устье?

А что это такое?

Даже если не каждому из вас довелось видеть устье большой реки, то наверняка все видели, как один ручей впадает в другой. Это и есть устье.

Демонстрирует репродукции картин и читает текст:

Устье, ребята, это место, куда,
Впадает ручей-караван.
Это может быть море, другая река,
Это может быть весь океан.

Существуют различные виды устьев.

В углублении - русле.

Демонстрирует схемы:

Эстуарии - воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.

Дельта - форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.

Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.


Выполняют работу.


Помните, в наш ручеёк по мере течения дружно вливались другие ручейки. Как бы вы их назвали? Ведь, они приносят воду в главную реку!

Правильно! Дополним рисунок термином «Приток».

Прикрепляет табличку «Приток» к рисунку.

Притоки, берущие начало из озера, гор, болота.

Сколько всего получилось?

Как их будем различать?

Выдвигаются варианты. (Левый и правый).

Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева - то левый.

Как мы определим, какой левый приток, а какой правый?

Они левые.

Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и в озере. Что вы можете сказать о них?

А как же здесь быть?

Один из них первого порядка, другой - второго порядка. Как бы вы их назвали?

Варианты детей.

В совокупности это и есть речная система. Сделайте подзаголовок рисунка в тетради: «Речная система».

Прочитайте в учебнике определение: что принято называть речной системой?

Читают определение в учебнике:

Совокупность главной реки и её притоков.

Речная система.

На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира.

Амазонка, Конго, Обь с Иртышем, Миссисипи с Миссури.

Работа с рисунком.

Вам в тексте встретились понятия: «Бассейн реки» и «Водораздел».

Запишите определения этих понятий в тетради.

Что вы записали в определении «Бассейн реки»? «Водораздел»?

В чём различия между понятиями «Речная система» и «Речной бассейн»?

Читают текст учебника.

Записывают определения в тетради.

Бассейн реки - площадь, с которой река собирает воду.

Водораздел - линия, разделяющая смежные бассейны рек

Речная система- черта- длина.

Бассейн-площадь.

1. Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос: Водоразделом каких рек, являются Уральские горы?

Обь и Волга

2. Найдите на Физической карте России р. Лена. Давайте вместе опишем речную систему по плану:

1. Главная река.

2. Исток главной реки, устье главной реки.

3. Левые и правые притоки.

4. Притоки 1 и второго порядка.

хр. Прибайкалья.

море Лаптевых (дельта)

л. р. Вилюй

п. р. Алдан

А как можно определить длину реки?

Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб карты. Измерьте длину рек:

1 вариант - р. Обь.

2 вариант - р. Енисей.

С помощью линейки, нитки.

3. Самостоятельно по плану описать речную систему:

1 вариант – р. Амур

2 вариант – р. Енисей.

  1. р. Амур
  2. хр. Забайкалья
    Охотское море
  3. л. пр. р. Шилка
    пр. р. Аргунь
    р. Сунгари
  4. р. Енисей
  5. г. Саяны
    Карское море
  6. пр.пр.р.Ангара, Нижняя Тунгуска.

3. Закрепление изученного материала.

Давайте вернёмся к загадке, которую я загадал вам в начале урока. По её содержанию мы вместе определим те знания, которые получили на уроке.

«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море».

  1. Что за узкая лента на просторе?
  2. А что мы называем рекой?
  3. Что за узкий кончик в роднике?
  4. А широкий в море?
  1. Река.
  2. Река – это водоток, текущий в углублении – русле.
  3. Исток – начало реки.
  4. Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море. Океан.

4. Итог урока.

Что ёщё нового вы узнали и научились выполнять на уроке?

5. Задание на дом.

Записывает задание на доске .

§30 (1 пункт). Обозначить на контурных картах реки, изученные на уроке. Подписывать названия по течению карандашом.

Учащиеся записывают задание в дневнике и в тетради.

Цель урока : Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование : Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Отгадайте загадки.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.(Река )

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река )

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.(Река )

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

Или у Пушкина:

Плеская шумною волной,
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели, беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Рисунок 1.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.

Рисунок 2.

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? (Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый ).

Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби - Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? (В озере )

Где берёт начало приток? (В горах – ледники )

Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике )

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три )

Что же такое речная система? (Главная река со всеми притоками образует речную систему )

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

Название реки.

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Рисунок 3.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Рисунок 4.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Рисунок 5.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Рисунок 6.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Рисунок 9.

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Рисунок 10.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.
Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода