Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Самые эффективные упражнения для дикции. Методические рекомендации на тему: исправление произношения звуков

Сразу хочу предупредить, что эта статья не зря называется Как исправить или улучшить свое произношение. Здесь вы не найдете советов, как добиться «чисто лондонского произношения» или полностью избавиться от русского акцента. Чтобы достичь таких «высот», нужно несколько лет прожить в Англии, а еще лучше — там родиться.

Цель этой статьи, так сказать, более утилитарная — именно исправить или улучшить произношение.

Вы, конечно, можете сразу спросить, а зачем тогда прилагать усилия в этой области, раз акцент все равно останется. Ответ очень прост — чтобы ваш собеседник вас понимал! Ведь неправильное произношение отдельных звуков или неправильная интонация — это не только «некрасиво». Коверкая звуки, путая восходящую или нисходящую интонации, выделяя ударением не те слова в предложении, вы, просто-напросто, выдаете слушателю не ту информацию, какую хотели бы.

Вот два небольших примера.

Попробуйте оглушить конечный звук (заменить звук g на звук k) у последнего существительного в простой фразе My friend has a dog, и вместо владельца собаки (a dog) ваш приятель превратится во владельца судоверфи (a dock)!


А теперь попробуйте в той же фразе выделять логическим
ударением разные слова. И каждый раз у вас будет получаться другой смысл!
MY friend has a dog. — так вы подчеркиваете, что собака есть именно у вашего, а не у Васиного друга.

My FRIEND has a dog. — а так вы подчеркиваете, что собака есть именно у друга, а не у врага.
My friend HAS a dog. — так вы хотите дать понять, что у вашего друга действительно есть собака, как бы вам не доказывали, что собаки у него нет.
My friend has A dog. — у него какая-то собака, а не та самая, конкретная.
My friend has a DOG. — у него собака, а не крокодил!

То есть, можно сказать, что любая составляющая произношения(звуки, интонация, словесное и логическое ударение) несет определенную смысловую нагрузку. Поэтому правильное произношение — это не желательная «опция», но совершенно необходимое качество. Но хочу вас заверить — если вы научитесь правильно передавать информацию при помощи органов речи, то автоматически приобретете «вполне приличное английское произношение»!

Итак, конкретные советы на тему, как исправить или улучшить свое произношение.

Вот перечень вопросов, которые будут рассмотрены в этой статье.



3. Произношение английских гласных звуков. Кулак, как помощник.
4. Английская интонация.
5. Смысловые группы.
6. Логическое или фразовое ударение.
7. Ритмика.
8. Примерный фонетический урок.

Примечание: Далее в этой статье мы будем рассматривать только особенности английского произношения по сравнению с русским, а также наиболее распространенные фонетические ошибки, которые допускают учащиеся.

Здесь не будет, например, подробного описания расположения органов речи при произнесении того или иного звука. Найти их сейчас не проблема. С другой стороны, не забывайте, что подобные описания совершенно бесполезны, если вы не будете заниматься со специальными фонетическими аудио-записями.

В этой же статье вы найдете полезные практические советы и «маленькие хитрости», которые, уверен, помогут вам освоить английское произношение. И вот первый совет — перед тем, как прочитать про тот или иной звук, обязательно послушайте, как его произносят английские дикторы на ваших учебных дисках или кассетах.

1. «Пиратский» карандаш для гимнастики.
Приступая к занятиям фонетикой, нужно помнить, что по сравнению с русским, английское произношение более интенсивное, более энергичное. Органы речи работает намного четче. Например, в конце слов английские согласные звуки, в отличие от русских, никогда не оглушаются. (См. выше пример с собакой и судоверфью.) Кроме того, все эти альвеолярные, межзубные или губно-губные звуки конкретно о них см. ниже) должны произноситься именно с применением тех органов речи, о которых говорится в их названии. Но русскому человеку такая «гимнастика» органов речи дается с трудом, особенно, на первых порах. Поэтому свои органы речи нужно тренировать. Поможет вам в этом обычный карандаш.

Упражнение с карандашом.

Вы, наверняка, видели в кино, как пираты взбираются по веревочным лестницам на борт взятого на абордаж судна, держа в
зубах кинжалы. Вот именно таким способом вам следует зажать в зубах карандаш (или старую пластиковую ручку) и читать вслух любой текст (можно даже русский) в течение хотя бы 10-15 минут. Причем, несмотря на помеху, читать надо стараться так, чтобы как можно правильнее произносить все звуки и слова. Такое упражнение следует выполнять каждый день перед тем, как заняться непосредственно фонетикой. Что это дает? При помощи карандаша вы усложняете «жизнь» своим органам речи (в основном языку и губам), благодаря чему они становятся более гибкими и послушными. (Здесь можно привести аналогию с гантелями, помогающими развивать силу и повышать тонус мышц тела.) Эффект от такого
упражнения заметен после первого же занятия. Попробуйте продержаться с карандашом в зубах 20 минут, читая вслух
любой текст, а потом прочтите этот же текст еще раз уже без карандаша. Вы сразу заметите, насколько лучше станут слушаться вас ваши язык и губы, и насколько четче станет ваше произношение даже с русским текстом! А после недели таких занятий улучшение вашей дикции заметят все ваши родственники и знакомые. Между
прочим, благотворное воздействие на дикцию подобной временной помехи могут подтвердить на своем опыте те, кто в детстве носил во рту специальные пластинки или скобы, чтобы зубы росли ровными и красивыми. Такие приспособления очень мешают говорить, но стоит их вынуть, например, перед тем, как отвечать урок у доски, как произношение становится чуть ли не дикторским!

2. Произношение английских согласных звуков.

А теперь разберем некоторые особенности произношения английских согласных звуков. Сразу запомните, что в русском и английском языках нет одинаковых звуков.
Никаких! Есть только очень приблизительно похожие.
Английские согласные звуки можно разделить на несколько типов, в зависимости от органов речи, которые участвуют в их произношении.

Губно-губные.



Back
с придыханием Pen
Sum

Как уже ясно из названия, эти звуки произносятся только губами. Но в отличие от подобных русских звуков, которые произносятся довольно вяло, английские звуки этого типа произносятся очень энергично.

Совет такой: представьте себе, что ваши губы — это своеобразная «плотина» на пути воздуха, которая сначала задерживает звук, а потом резко прорывается, выпуская его наружу. Внимательно послушайте, как произносят эти звуки (и слова с этим звуками) дикторы на ваших фонетических дисках или кассетах. Повторяйте за ними, не забывая про «плотину». Чтобы ощутить разницу между английскими и русскими звуками этого типа, произнесите слово мама сначала по-русски, а потом -- «с английским акцентом», то есть, подставив в него английский звук [m]. То же самое можно сделать и со звуками [ b ] и [p], подставив их, например, в слова барабан и переплет.

Только не забывайте, что звук [p] перед ударными гласными
произносится еще и с так называемым придыханием! Запишите себя при помощи микрофона и сравните свое произношение с произношением диктора.




Звук [w]

К губно-губным звукам можно отнести и звук [w].
Произносить его очень просто, если четко следовать правилу. Нужно вытянуть губы трубочкой, а потом резко их растянуть в стороны, издав при этом гласный звук, похожий на У. Другие органы речи в произнесении этого звука не участвуют. По опыту знаю, что ученики умудряются одновременно прикусывать нижнюю губу (как при звуке [v]) или вообще произносят [v] вместо [w]. Но, как я уже говорил, замена одного звука другим приводит к искажению смысла. Например, слово wet (влажность, сырость, мокрый, влажный) при неправильном произношении первого согласного звука превращается в слово vet — разговорное сокращение от слов veteran
(ветеран) или veterinary (ветеринар).

Межзубные звуки.


В русском языке подобных звуков нет. Чтобы их правильно произносить, кончик (именно кончик!) языка нужно поместить между передними зубами. Причем, при произнесении этих звуков язык не должен касаться нижней губы. Используйте зеркало, чтобы проверить, правильно ли вы все делаете.

Многие ученики, особенно дети, боятся произносить глухой звук [T] в слове three, потому что при неправильном произношении у них получается неприличное русское слово. Поэтому вместо они говорят , что уже значит не «три», а «свободный». Но если все делать правильно, то у вас не будет даже намека ни на что другое кроме английского three.

Так что тренируйтесь. Про звуки [r] и [J] смотрите в соответствующих разделах.

Еще один практический совет. Оба этих межзубных звука дает сочетание букв th. А вот когда они дают звонкий [D], а когда глухой [T], многие не знают. На этот счет есть небольшое правило: В большинстве случаев сочетание th читается как звонкий звук в служебных словах (then, that, though), а как глухой — в «значимых» (thing, think, thank, thought).

Альвеолярные звуки.




Альвеолярные — звуки, при произношении которых, кончик
языка ставится на альвеолы. Что такое альвеолы? Это бугорок над передними зубами (естественно, с внутренней стороны!). Причем язык должен касаться этого бугорка самым кончиком. Как говорится, «не шлепайте языком»!

Обратите внимание, что при произношении русских звуков,
похожих на альвеолярные английские, язык касается зубов, а не альвеол.

Английские звуки [l] и [n], как и другие согласные звуки, не смягчаются!

Заодно запомните, что, в отличие от русских согласных
звуков, английские согласные звуки при произношении никогда не удваиваются.

Сравните наше деревя нн ый (двойное нн произносится) и английское running -- ["rAnIN].
Обратите внимание, что глухой звук [t] перед ударными гласными произносится с придыханием.
В качестве тренировки, попробуйте произнести с «английским акцентом» русские слова с аналогичными звуками.

Маленькая хитрость

Многие знают, как трудно произносить альвеолярные и межзубные звуки, когда они следуют друг за другом, например, как в сочетании on the.

В быстрой речи просто не успеваешь убрать язык с альвеол и поставить его между зубами. В таких случаях можно пойти на маленькую хитрость — альвеолярные звуки произносить не на альвеолах, а на зубах или даже между зубами. Здесь только нельзя забывать одно правило — «жертвовать» можно альвеолярными звуками, а не межзубными! То есть, менять место произнесения альвеолярных, а не межзубных. В сочетании on the именно звук [n] произносится на зубах или между ними, а не звук [D] сзади зубов ближе к альвеолам.

Губно-зубные звуки.


При произнесении этих английских звуков верхние зубы несильно прикусывают нижнюю губу. Запомните, верхняя губа здесь не нужна!
Обратите внимание, что при произнесении похожих русских звуков В и Ф зубы только касаются тыльной стороны нижней губы. Не делайте так при произнесении [v] и [f]! И еще — эти английские звуки произносятся намного энергичнее, чем похожие русские, а звук [v] на конце слов не оглушается.

И не путайте звуки [w] и [v], например, в словосочетании very well.

Небные звуки

Z

Очень часто мы можем встретить нарушение произношения звука Л, которое носит название лабмдацизм. Так, вместо слова «лопата», мы можем услышать разные звукосочетания, например, «ропата», «увапата» и т.д. Если так говорит малыш трех лет, это может даже кого-то умилять. Но когда так продолжает говорить взрослый человек, это, скорее всего, вызывает насмешку со стороны окружающих.

Чтобы не довести до такого плачевного состояния, нужно своевременно обратиться к логопеду. И это следует сделать как можно раньше.

Бывают случаи, когда логопеды считают, что можно исправить неправильное произношение звука Л в старшем дошкольном возрасте или даже в младшем школьном. Поверьте, эти специалисты неправы. Ведь от того насколько качественно говорит ребенок, зависит овладение им звукобуквенным анализом слов, письмом и чтением. Да и вообще становление его как успешного человека.

Если вы не желаете ждать, когда же логопед все-таки окажет квалифицированную помощь вашему ребенку, можете сами попробовать это сделать.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л

Положение губ изменяется и зависит от идущих за звуком Л гласных звуков;

Верхние и нижние зубы должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга;

Достаточно напряженный кончик языка должен упираться в верхние зубы или десны;

Края языка (именно боковые) не должны примыкать к верхним коренным зубам с целью оставления проходов для выдыхаемого воздуха;

Корень языка поднят;

Мягкое нёбо должно быть приподнято так, чтобы закрыть проход в полость носа;

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

Язык оттянут в глубь рта, слышится звук Ы, например, «ыожка» вместо «ложка»;

Неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», например, «пашува» вместо «пошла».

Замена звука Л на звук Р, например, «рыжи» вместо «лыжи»;

Форсированный выдох, вследствие чего слышится звук, подобный на звук Ф (при участии щек) или звук Н (воздух идет через нос).

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

Для выполнения упражнения «Улыбочка» нужно выполнить следующие действия: растянуть губы в улыбки, а затем вернуть их в исходное расслабленное состояние.

Упражнение «Трубочка» можно выполнить двумя способами. Первый способ – имитация произношения звука У (без голоса). Второй способ – зубы сомкнуть, губы вытянуть вперед и преобразовать их в квадрат.

Упражнение «Иголочка». Губы растянуть в улыбке, острый язык высунуть изо рта.

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Расположить широкий язычок на нижней губе. Можно образовать небольшую ложбинку. Главное, чтобы язык сильно не напрягался.

Упражнение «Покатаемся на качелях». Губы растянуть в улыбке. Сначала опустить острый кончик языка за нижние зубы, а затем поднять за верхние.

Упражнение «Скачем на лошадке». Губы растянуть в улыбке, язык поднять вверх к альвеолам и «присосать». Затем пощелкать им, имитируя «цоканье копыт».

Упражнение «Индюк». Рот приоткрыть. Язык расположить на верхней губе, после чего совершить им поглаживающие движения сверху вниз. Можно добавить звукосочетания «бл-бл-бл».

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Предложите ребенку произнести звук Ы. Затем попросите его повторить за вами простые слова, в которых есть слог ЛЫ, например, лыжи, лыко и т.д. Как только у малыша получится произносить звук Л в межзубном положении, покажите ему правильную позицию – кончик языка должен быть поднят вверх и упираться в зубы или десны.

Второй способ. Предложите ребенку широко открыть рот. Лучше всего если будут видны как нижние, так и верхние зубы. После этого попросите малыша высунуть широкий язык между зубами, произнести звук А и в этот момент слегка прижать его зубами. В ответ должно получиться сочетание звуков Л и А. Когда ребенок уверенно сможет произносить звук Л в таком положении, следует переместить язык в верную позицию.

Больбатова Людмила Евгеньевна
Учебное заведение: ТОО"Элитный детский сад XXI ғасыр"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-01-09 Методические рекомендации на тему: исправление произношения звуков Больбатова Людмила Евгеньевна Исправить недостатки произношения – значит затормозить, разрушить дефектные и выработать новые, правильные навыки звукопроизношения. Этой цели и служит специальная методика.

Просмотреть свитедельство о публикации

тема: исправление произношения звуков ш,ж,ч,щ

Расстройства звукопроизношения принято подразделять на функциональные и механические. Заболевание матери или ребенка могут вызвать те или иные аномалии в строении произносительного аппарата (расщелины губ, твердого и мягкого неба, аденоидные разрастания и т.д.). В ряде случаев здесь требуется хирургическое вмешательство. При функциональных расстройствах сам речевой аппарат нормален, болезнь здесь сказывается на течении нервных процессов в «речевых зонах» головного мозга, вызывая сенсорную (звуковоспринимающую) или моторную (звукодвигательную) недостаточность. При сенсорной недостаточности дети испытывают трудности в восприятии звуков на слух, при моторной — в произношении звуков, в переключении с одного звука на другой.

Недостатки произношения могут быть и не связаны с какой – либо болезнью. Невнимание к ребенку в период развития речи, дефекты произношения у родителей или воспитателей, подражание сверстникам также могут привести к тому, что ребенок будет говорить неправильно.

Различают три вида дефекта : отсутствие звуков, искажение звуков, смешение и замена звуков.

Отсутствие звуков вызывается в основном анатомическими аномалиями речевого аппарата. Здесь необходим совет врача: он сможет определить, помогут ли делу логопедические занятия или необходима операция.

Искажение звука вызвано тем, что звук в речевом аппарате формируется не на том месте, где ему положено. Звук при этом образуется с различными «призвуками», искажающими естественность звучания. Типичный пример таких нарушений – мягкое произношение шипящих звуков, межзубное произношение с и горловое (картавое) произношение р.

Смешение звуков и замена одного звука другим – наиболее сложный дефект, который обуславливается слабым разграничением звуков. Дети как неточно воспринимают, так и неточно воспроизводят, близкие по звучанию, по месту и способу образования согласные звуки. Например, свистящие звуки с,з,ц могут смешиваться с шипящими ш,ж,ч,щ . И наоборот, шипящие могут заменяться свистящими звуками. Чаще всего смешиваются звуки, близкие по месту и способу образования, по фонетическому сходству с-ш, з-ж, ш-щ . У отдельных детей наблюдается и такой дефект: звук изолированно произносятся хорошо, а в слове или сочетании слов выпадает или смешивается с другими. Возможны выпадения звуков при стечении согласных (Стол-«сол», скамейка- «самейка») ,перестановки звуков и слогов (колодец-«локодец»,дверь- «древь»).

Занятия с детьми лучше всего проводить в игровой форме, с применением игрушек, картинок, магнитофонных записей…

Если неверно произносится несколько звуков, важно соблюдать принцип последовательности их исправления: в первую очередь преодолеваются дефекты произношения свистящих с,з,ц , затем шипящих ш,ж,ч,щ , сонорных р,л и, наконец заднеязычных к,г,х . Не рекомендуется работать одновременно над двумя звуками — ребенок будет слишком уставать.

Исправить недостатки произношения – значит затормозить, разрушить дефектные и выработать новые, правильные навыки звукопроизношения. Этой цели и служит специальная методика. Работа над каждым звуком, предусматривает четыре этапа.

Этап постановки звуков. Работа начинается с «постановки» того положения органов речи, которое необходимо для правильного произношения данного звука. В практике используются три способа постановки звуков. Первый основывается на подражании, дается образец звучания, показывают перед зеркалом, как располагается язык и губы, схематично изображают это на листке бумаги, поясняют, на что похоже звучание изучаемого звука, например на шипение гуся (шшш-шшш)-ш; на выход воздуха из велосипедной камеры (ссс-ссс)-с и т.д.

Затем предлагают ребенку воспроизвести звук по подражанию. В ряде случаев это удается сразу.

Второй способ – это механическое воздействие на органы произношения ребенка (пальцем, шпателем, ложечкой) с целью создания искусственной артикуляции (физиологической основы) для постановки звука. Например, чтобы удержать кончик языка у альвеол верхних зубов (при постановке звука р) , его приподнимают ручкой ложки или шпателем, и тем самым дают почувствовать, где должна происходить вибрация кончика языка. Третий способ — смешанный. Правильная артикуляция вырабатывается по подражанию и с помощью механического пособия. Например, воспроизведение звука с требует, чтобы кончик языка опускался за нижние зубы. Однако в ряде случаев он проскальзывает между ними, и, чтобы получить желаемое звучание, приходится прижимать его книзу.

Вызванный любым из указанных способов звук сразу же надо закрепить в слогах, словах и коротких фразах. Этот момент является началом этапа автоматизации звука. Материал для речевых упражнений подбирается по принципу: от легкого – к трудному, от простого – к сложному. Изучаемый звук, например, с вводится в начало (сом), в середину (коса), и в конец слова (ус). На смену односложным словам (суп) приходят многосложные (самокат) и слова со стечением согласных (скамейка). Устойчивое произношение звука в словах служит основанием для перехода к работе над его мягким вариантом (с- Сима) и автоматизации звука в предложениях, коротких текстах насыщенных этим звуком.

Задача этапа дифференциации состоит в том, чтобы предупредить возможное смешение поставленного звука и звука, заменявшего его ранее. В первую очередь обращают внимание на их различение по месту образования и по звучанию, на их смыслоразличительную роль. Отрабатываемые звуки противопоставляются сначала в слогах (Са-ша, за-жа) , в словах-паронимах (отличающихся одним звуком – точка-дочка, коса — коза) , а в дальнейшем в предложениях и связанных текстах, содержащих оба звука.

На последнем этапе поставленный звук вводится во все виды речи. Все этапы занятия непременно предусматривают упражнения, развивающие фонематическое восприятие. Ребенка учат узнавать изучаемый звук и находить его среди других. Приемы простые: называют ряд звуков, услышав нужный звук ребенок поднимает руку. Полезно отыскивать изучаемые звуки в текстах, отбирать соответствующие картинки. Большое место следует отводить изучению слогов. На их примере дети усваивают место звука, выделяют гласный. Дети часто пропускают гласные звуки, воспринимая их как единый с согласным звук. Здесь следует использовать прием затяжного произношения гласных.

Для выработки произносительных навыков используют следующие приемы: повторение слогов, слов, предложений по заданной теме, заучивание стихотворений, сказок, пословиц и поговорок, ответы на вопросы по сюжетным картинкам, самостоятельный рассказ об увиденном.

Крайне важное значение в преодолении дефекта имеет артикуляционная гимнастика. Она помогает снять напряженность и придать нужную подвижность органам произношения. Упражнение проводится в течение минуты и предшествует началу речевых упражнений.

Занятие по исправлению дефектных звуков должны проводиться не более пятнадцати-двадцати минут.

Звуки ш,ж,ч,щ

При изолированном звучание ш органы речи принимают следующие положение: губы несколько округленны и выдвинуты в перед. Верхние и нижние зубы отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра. Распластанный кончик языка «чашечкой» поднят в верх и образует с альвеолами щель для прохода воздуха. Края языка прилегают к верхним коренным зубам. Мягкое небо приподнято и перекрывает доступ воздуха в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают воздух из легких в ротовую полость. Струя выдыхаемого воздуха, проходя через преграду, образованную «чашечкой» и альвеолами, вызывает звук ш .

Звук ж образуется так же, как и звук ш разница состоит лишь в том, что при произношении звука ж голосовые связки смыкаются и вибрируют.

Звук щ –мягкий, образуется так же, как и ш , но лишь с той разницей, что при произношении щ спинкой языка занимает более высокое положение и перемещается в перед, отчего шипение становится более мягким и более высоким.

Звук ч — слитный, состоит из двух звуков: т мягкого и щелевого щ. При произнесении звука язык своим кончиком смыкается с небом за альвеолами, спинкой языка поднимается, края плотно примыкают к коренным зубам,как при звуке т мягком (первый момент). Мягкое небо приподнято, голосовые связки разомкнуты, воздушная струя взрывает смычку, и кончик языка отходит от альвеол, образуя полость между языком и передними зубами, как при звуке щ (второй момент).

Наиболее частый дефект произношения шипящих ­–это замена их свистящими. Дети произносят «сапка» вместо шапка , «зук» вместо жук, «цай» вместо чай, «яссик» вместо ящик. Иногда звуками с и с мягкий заменяются все шипящие: чай – «сяй», щеки –«секи», жук –« сук»,шапка-«сапка». Возможны и другие замены, например, ш на т(шуба –«туба»),ж на д(жук-«дук»), ч и щ на т мягкое (чай- «тяй», щука-«тюка»), ш на х (шапка-«хапка»), ж на г (жук-«гук»). К дефектам произношения шипящих относится и так называемая нижнее произношение ш, ж, ч, щ. Язык при этом не поднимается вверх, а лежит плашмя в полости рта. Что касается причин,вызывающих неправильное произношение,то в первую очередь надо называть недостатки фонематического восприятия и аномалии в строение речевого аппарата: самое частое среди всех этих аномалий – укорочение подъязычной уздечки, мешающее подъему языка к верху, столь необходимому для формирования правильной артикуляции шипящих.

Исправления дефекта начинают со звука ш , так как он содержит почти все элементы других шипящих звуков.

Постановку звука начинают с интенсивных артикуляционных упражнений, задача которых состоит в том, чтобы развить подвижность языка, сформировать «чашечку», растянуть подъязычную уздечку. Упражнения проводят в течении двух – трех минут. В начале дается общая артикуляционная гимнастика, а затем специальная: покусывание переднего края языка, максимальное высовывание его изо рта, свертывание языка в трубочку, доставание распластанным языком верхней губы и удержание его. Для растягивания уздечки язык присасывают к небу, как конфетку, попеременно открывают и закрывают рот, максимально высовывают язык наружу. Если ребенок не в состоянии удерживать распластанный язык у верхней губы, то прибегают к механической помощи- язык поднимают шпателем или чайной ложкой.

Очень важно выработать правильное – «чашечкой» — положение языка. Вначале показывают ребенку, как делают «чашечку», где должен находится язык. Упражнение продлевают перед зеркалом. Ребенка также учат направляют в «чашечку» воздушную струю. Для контроля можно применять бумажную полоску которую удерживают вертикально. При верном направлении воздушной струи полоска отклоняется вверх.

Одновременно идет работа над развитием фонематического слуха. Начинать надо с подражаний: шшш…шшш , из шарика уходит воздух-шшш…шшш , гусь шипит — шшш…шшш для различения звука на слух предложите ребенку несколько заданий. Отчетливо произнесите звуки м , н, ш, т,к: ребенок, услышав ш , должен поднять руку или хлопнуть в ладоши. Предложите ему из стопки картинок с изображением предметов отобрать те, название которых начинается со звука ш , а потом те, которые имеют этот звук в середине или конце слова.

Выработка правильной артикуляции и способность различать изучаемый звук на слух- необходимое условие для перехода к постановки звука ш. Перед зеркалом ребенок придает органам произношения нужную артикуляцию: распластанный язык в виде «чашечки» поднят за верхние передние зубы и с силой подает воздушную струю. Возникает звук ш . Одну –две минуты его произносят изолированно и отрывисто, а затем включают в слоги: ша, шо,шу,шы; аш,ош,уш,ыш; аша,ошо,ушу, ышы.

Если в слогах звук произносится хорошо, переходите к его автоматизации в словах.

Звук ш в начале слова: шина, шайба, шум, шило, шелк, шуба, шепот, шея, шаль, шахматы.

Звук ш в середине слова: уши, туша, каша, петушок, Миша, Пушек, мышонок, мишень, машина.

Звук ш в конце слова: малыш,камыш, мышь, тушь, шалаш, ландыш.

Звук ш в словах со стечением согласных звуков: пышка, шляпа, подушка, шлак, пышка, шкаф, школьник, шпалы, шпагат, штык, бабушка, шпилька.

Упражнение: придумать слова со звуком ш . Провести звуковой анализ этих слов «какой первый звук, какой второй, где стоит звук ш – в начале, в середине, в конце слова». По следам звукового анализа поставьте слова из букв разрезной азбуки.

У Маши шуба. У Наташи шаль. У Миши шапка. Паша надел шубу и шапку. Бабушка кушает кашу. Миша и Паша пошли гулять. У Миши машина на шинах.

Упражнение: составить по картинкам предложение с изучаемыми звуками. Вставить пропущенные буквы в слова: ти(ш)ина, (ш)апка, кув(ш)ин, ду(ш).

. «Наташе купили мишку. Мишка плюшевый и большой. Наташа любит мишку. Она надевает на него штанишки. Наташа и мишка любят гулять. Мишка в машине, а Наташа пешком.»

Упражнение: подобрать слова со звуком ш и разобрать их на слоги.

Автоматизация звука в стихотворениях и скороговорках:

Плюшевому мишке

Даша штопает штанишки.

У Маше мошка в каше,

Что делать нашей Маше?

Шапка и шубка,

Вот и наш Мишутка.

Маша меньше, Миша выше,

Миша Маше что-то пишет.

После усвоения звука ш переходите к работе над звуком ж . Ребенку показывают образец звучания, объясняют, в чем состоит различие в произношении ж и ш . (ш — произносится без голоса, ж — с голосом). Прикладывают руку к гортани, чтобы ребенок ощутил, как вибрируют голосовые связки. Как правило, постановка звука ж не вызывает трудностей. Закрепление звука начинают со слогов: жа, жо, жу, жи; аж, ож, уж, иж; ажа, ожо, ужу, ижи.

Автоматизация звука в словах: жук, Женя, жало, жиле, жаба, живот, жалоба; лыжи, ежик, ужин, лужок, вожатый, пижама, наживка, должник, ножик, лужа, кожа, ожог, этажи, ужин, флажок, лежанка .

Упражнение: подобрать слова на звук ж , разбить их на слоги. Подобрать картинки, название которые содержит звук ж .

Автоматизация звука в предложениях: Жук жужжал- жжж..жжж. Мама готовит Жене на ужин жидкий кисель. У Жени болит живот. Он лежит и ждет маму .

Упражнение: составить предложение из слов, данных вразбивку (зоопарк, живет, медвежонок). Вставить пропущенные буквы в слова: (ж)аба, ко(ж)а, эта(ж)и, фла(ж)ок.

Автоматизация звука ж в стихотворениях и скороговорках:

Я жук, я жук. Я тут живу.

Жужжу, жужжу. Гляжу, гляжу.

Жук упал и встать не может

Ждет он, кто ему поможет.

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди .

Дифференциация звуков ш и ж.

Упражнение: положить картинки со звуком ш в одну стопку, а со звуком ж — в другую. Назвать предметы изображенные на картинках.

Вставить пропущенные буквы в слова и предложения: у(ж)ин, кув(ш)ин, до(ж)дик, (ш)пион, лы(ж)и, малы(ш)и, (ж)иво, побе(ж)али к ма(ш)инее, деду(ш)ка ле(ж)ит на ку(ш)етке.

Дифференциация звуков ш и ж в слогах: ша-жа, шо-жо, шу-жу, жа-ша, жо-шо, жу-шу; аша-ажа, ожо-ошо, ужу-ушу, ажа-аша, ошо-ожо, ушу-ужу.

Дифференциация звуков ш и ж в словах: Луша, лужа, жаба, шапка, кожа, ноша, Леша, лежа, лужок, пушек, лыжи, мыши, Женя, шея, жутко, шутка.

Дифференциация звуков ш и ж в предложениях: Женя и Миша бежали по пашне. Пушек нашел большого жука. Наташа положила ножи. Живут у Миши два ежа и два ужа.

Дифференциация звука в тексте: «Подружились Пушек и ежик. Куда Пушек побежит туда и ежик. Пушек ушел на пашню. Ежик нашел его. Дома Пушек любит лежать на подушке, и ежик любит лежать на подушке »

Постановка звука ч.

Ребенку показывают положение губ и языка при произношении звука, дают образец звучания. Восприятие этого звука на слух проверяют по звуковому ряду: вы произносите звуки а, в, б, ч, к, т, ч ; ребенок услышав звук ч , поднимает руку. Далее ребенок придает (перед зеркалом) нужную артикуляцию языку и губам и воспроизводит звук ч

ча, чо, чу; чу, чо, ча; ача, очо, учу; учу, очо, ача .

ч в начале слова- чай, чайник, чугун, читальня; ч в середине слова – кочан, дача, удача, мячик, печенье пучок; ч в конце слова- плач, калач, мяч, меч; ч со стечением согласных – бочка, дочка, точка, голубчик, внучка, печка.

Автоматизация звука в предложениях: У Вани мяч. У Тани галчата. Котенок пьет молочко. Клава поймала бабочку.

Упражнение: составьте по картинкам предложение с изучаемым звуком.

Составить предложение из слов данных в разбивку (печь, печник, кладет) .

Автоматизация звука в тексте: «У волчихи был волчонок. Пошла волчиха на охоту. А волчонка поймали мальчики. Принесли мальчики волчонка домой. Дома они положили волчонка на печь и ушли. Волчонок вылез в окошко и побежал. Недалеко от дома его ждала волчиха. Вместе они убежали в чащу».

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: пти(ч)ка, бо(ч)ка, пла(ч), удо(ч)ка, (ч)еловек.

Постановка звука щ.

Покажите ребенку образец звучания. Восприятие на звук проверьте по звуковому ряду а, б, о, ш, т, щ – ребенок поднимает руку как только услышит звук щ . Затем перед зеркалом образует соответствующую артикуляцию (как при звуке ш , только спинка языка принимает более высокое положение и несколько сдвигается в перед) и воспроизводит звук щ.

Автоматизация звука в слогах: ща, що, щу; щу, що, ща; ущу, ощо, ощо, аща; аща, ощо, ущу.

Автоматизация звука в словах: щ в начале слова- щеки, щи, щука, щавель, щит, щебень, щегол; щ в середине слова- ящик, клещи, овощи, гуща, вещи, голенище; щ в конце слова – плащ, лещ, мощь, плющ, вещь, помощь; щ в сочетании согласных- гонщик, хищник, бетонщик, денщик, бунтовщик .

Упражнение: вспомнить слова со звуком щ .

Автоматизация звука в предложениях: У Вовы щенок. Щенок пищал. Вова дал щенку щей. В ящике клещи. На столе вещи. Витя поймал щуку и леща.

Упражнение: составить по картинкам предложения со звуком щ.(Волки ищут пищу. Щуку я тащу, тащу…) Всавить пропущенные буквы в сова (щ)егол, пу(щ)а, клее(щ)и, хи(щ)ник, плюю(щ).

Автоматизация звука в тексте: « Пошли мальчики ловить щук. Налетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Они улетели. Мальчики стали ловить рыбу. Вова потянул удочку и вытащил щуку. Была настоящая уха».

Автоматизация звука в стихотворениях:

Два щенка щекой к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи-

Щиплем мы щавель на щи.

Последний этап работы над шипящими звуками – это их дифференциация. Как вы знаете, она проводится для того, чтобы избежать смешения близких звуков в разговорной речи и при написании.

Дифференциация звуков ш и ч .

В слогах: ша-ча, шо-чо, шу-чу; ша-ча-ша, шо-чо-шо, шу-чу-шу; ача-аша, очо-ошо, учу-ушу; аша-ача, ошо-очо, ушу-учу.

В словах: чашка, чайка, шейка, шашка, шапочка, мальчишки, удача, бабушка, бабочка, кошечка, чушка, тишина, чулан .

В предложениях: Миша и Наташа купили чашку. Наташа одела очки и учит мишку читать. Тише, мальчишки, шумят наши мышки .

Дифференциация звуков ш и щ.

В слогах: ша-ща, шо-що, шу-щу, ши-щи; ща-ша, що-шо, щу-шу, щи-ши; ша-ща-ша, шо-що-шо, уш-ущ-уш, иш-ищ-иш, аша-аща, ошо-ощо, ушу-ущу.

В словах: шалунище, плащ, малыш, лещ, пешка, чашка, клещи, щетка, шапка, овощи, уши, вещи.

В предложениях: Маша кушает овощи и щи. Яша надел плащ и пошел ловить лещей. Миша нашел в ящике новые клещи. Щи да каша- пища наша.

Упражнение: подобрать слова со звуками ш и щ . Составить с ними предложения.

Как вы заметили, при подборе материала я стремилась избегать слов насыщенных свистящими звуками, с которыми часто смешиваются шипящие. Иначе даже звуки, хорошо поставленные и отдельно отчетливо произносимые, в разговорной речи неизбежно будут смешиваться друг с другом или заменяться.

. .

Найти человека с хорошей дикцией становится все труднее, ведь мало кто осознанно стремится к совершенствованию речи. Речевые данные редко даются от природы, поэтому для улучшения произношения следует выполнять упражнения. Но нужно ли четкое произношение каждому человеку?

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

Поставленная дикция помогает:

  • Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
  • Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
  • Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Развитие произношения у взрослых

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Текст для развития дикции

Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.

Чтобы формирование правильного произношения происходило быстрее, в рот кладутся орехи разных размеров или зажимается между зубов карандаш. После удаления таких предметов можно ощутить, что произносить даже сложные словосочетания стало проще.

Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех - не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Как улучшить дикцию за короткий срок

Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:

  • Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
  • Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
  • Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
  • Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.

После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.

Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Как исправить невнятную речь

Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Чтобы от него избавиться, необходимо выполнять следующие упражнения для улучшения дикции:

  • Скандировать стихотворения, следя за ритмом. Выбирать следует произведения, которые читаются более трудно. В пример можно привести стихотворения Маяковского. Такая работа над собой поможет быстро исправить недостатки речи.
  • Часто произносить слова, в которых рядом стоят согласные. Например – контрреволюция. После составления таких слов следует их произносить несколько раз в день.

Это поможет исправить произношение всего за несколько недель.

Как поставить голос

Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.
Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

  • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
  • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь голосовые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
  • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.

Как научить ребенка правильно говорить звук с и другие свистящие звуки: артикуляционная гимнастика, постановка звука с, видео — демонстрация простых и доступных способов постановки звука с, песенки со звуком с.

Многие дети ошибочно произносят трудный для них звук С и другие свистящие звуки (сь. з, зь, ц). Они могут пропускать этот звук или заменять его на другие звуки.
В норме речевого развития к пяти годам дети правильно произносят все звуки родного язык а (за исключением, может быть, звука р, который может появиться чуть позже – в 5,5 лет). Но сейчас редко кто из детей достигает этой нормы. В чем причина?
1. Раньше в каждом детском саду с трех лет и до выпуска из детского сада регулярно проводилась артикуляционная гимнастика со всеми детьми до завтрака, а вечером – индивидуальные упражнения с детьми, которые затрудняются в звукопроизношении. И это делал не логопед, а самый обычный обученный воспитатель! И это были не единичные комплексы, упражнения и игры, а строго обоснованная система обучения речи и произношению звуков. Потому что без системы задачи не решить. Сейчас это уже история, и редко где можно встретить так четко и последовательно выстроенную систему работы воспитателя по звукопроизношению с малышами. Наверное, именно поэтому у современных детей больше проблем с речью.
2. Сейчас намного меньше внимания родители обращают на речь малышей. Часто от ребенка требуют лишь показать что-то: «Где Сатурн? Где Юпитер? Где Эрмитаж?», а не умения выразить СВОИ мысли, СВОИ чувства. Очень часто я слышу: «Да какая разница как он говорит. Главное – понять его можно, и все!». Но ведь речь – это средство самовыражения, общения, познания. И от ее развития зависит успешность всех видов деятельности человека.

Ребенок неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки. Что делать?

Как помочь ребенку, если он неправильно произносит звук с и других свистящие звуки? Могут ли родители помочь малышу?
Как правильно, родители ждут 5-летнего возраста и ведут затем малыша к логопеду. Хотя иногда достаточно одного толчка, который вызовет правильный звук у ребенка и поможет закрепить его в речи, не дожидаясь пятилетнего возраста. И этот «толчок» нужно делать не в 5-6 лет, когда уже опоздали, а гораздо раньше – в 4-летнем возрасте. А самое главное, что чтобы дать такой толчок совсем не нужно быть экспертом-специалистом! Нужно только знать точную технологию обучения малышей звукопроизношению и ее нюансы.
Для формирования у детей правильного произношения всех звуков родного языка в детских садах проводятся специальные занятия по звукопроизношению для всех детей (Примечание — даже не в логопедических детских садах, а в самых обычных садиках должны регулярно проводиться занятия по звукопроизношению). Если же таких занятий по каким-либо причинам нет, то и дома можно помочь малышу.
Я знаю многих мам и бабушек, которые живя вдали от логопеда, сами справились с проблемой трудных звуков и помогли своим малышам. И знаю многих воспитателей, которые умеют предупредить нарушения речи и помочь ребенку правильно заговорить и научиться выговаривать все звуки родной речи. Все мы в силах помочь малышу и подсказать ему правильный путь!
Но хочу предупредить:
Если у ребенка нет сложных нарушений речи, то тех приемов, о которых я расскажу в этой статье, будет достаточно. И он обрадует и Вас, и себя вдруг появившимся в его речи правильным звуком с или з. И таких детей много! Останется лишь задача сделать правильное произношение звука автоматическим, т.е. автоматизировать правильное произношение данного звука.
Но если у ребенка нарушены все звуки, он делает много грамматических ошибок, речь его невнятная, он говорит с трудом, то без логопеда не обойтись. И чем раньше Вы обратитесь к специалисту, тем лучше будут результаты.
Все артикуляционные упражнения полезны не только детям, у которых звукопроизношение нарушено, но всем дошкольникам, т.к. они развивают артикуляционный аппарат, делают его более подвижным, гибким, учат управлять им осознанно.

Этапы работы над звуком.

Работа над новым звуком, который ребенок неправильно произносит, включает в себя ряд этапов:
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата , нужных для произнесения данного звука, тренировка движений артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика,
2. Появление звука — постановка звука,
3. Усвоение звука — закрепление правильного произношения звука в речи ребенка (изолированно, в слогах, в словах, во фразах и текстах – стихах, рассказах, играх, потешках). Я расскажу обо всех этих этапах подробнее.

Первый этап. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)

Как правило, у ребенка, не говорящего звук с или неправильно его произносящего, нарушено и звукопроизношение других свистящих звуков (к свистящим звукам относятся звуки с, з, ц и мягкий вариант звуков – сь, зь). Одной из причин неправильного произношения звука является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна особая «регулярная тренировка-зарядка» – артикуляционная гимнастика.
В комплекс артикуляционной гимнастики объединяются упражнения, которые готовят строго определенные движения артикуляционного аппарата и положения языка, губ, нужные для данной группы звуков, вырабатывают правильную воздушную струю. Поэтому я очень не рекомендую мамам, папам, бабушкам, дедушкам придумывать свои комплексы артикуляционной гимнастики из разных книг и из Интернета. Ведь все комплексы артикуляционной гимнастики составлены отнюдь не случайным образом! Нельзя формировать одновременно противоположные друг другу движения, поэтому в комплексе артикуляционной гимнастики все упражнения дополняют друг друга и нацелены на одну цель – одну группу звуков!
Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно без перерывов. Самое удобное время – перед завтраком утром. На проведение такой гимнастики требуется всего лишь 3-5 минут Вашего времени.
Каждый раз артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме – в форме сказки или рассказа, сопровождаемого упражнениями. Вот здесь Ваша фантазия приветствуется – Вы можете придумать любой сюжет, в который включите данные упражнения, и менять сюжет и героев в соответствии с интересами Вашего малыша!

Советы по проведению артикуляционной гимнастики — это важно знать и выполнять:

За один раз выполняется обычно 2-3 упражнения. Каждое упражнение выполняется многократно.
Если Вы добавляете в комплекс новое упражнение , то оно только одно, а все другие упражнения должны быть к этому времени уже знакомы ребенку.
Если ребенку трудно даются старые знакомые ему упражнения , то новое упражнение не вводится, а закрепляются старые. Но закрепление идет в новой для ребенка форме – в новом сюжете, с новыми героями.
Артикуляционную гимнастику надо делать сидя перед зеркалом – Вы сидите рядом с ребенком лицом к зеркалу и показываете все движения, ребенку хорошо видно Ваше лицо.
Обязательно нужно следить за симметрией лица при выполнении движений гимнастики (движения ребенка должны быть симметричны левой и правой половине лица). Это хорошо видно ребенку в зеркало, и он может отследить, правильно ли он выполняет движение.
Нужно следить во время артикуляционной гимнастики за точностью, плавностью движений, давать ребенку четкие критерии правильности и неправильности выполнения упражнения, исправлять его ошибки, следить за отсутствием лишних побочных движений, за хорошим темпом гимнастики и умением переходить от одного движения к другому. Если же просто формально проводить упражнения, то их проведение бесполезно или малополезно! Ведь артикуляционная гимнастика не зря так называется. Это действительно «гимнастика», в которой важна правильность движений, а не просто игра с язычком! По аналогии: если Вы будете просто лениво крутить руками, то это не будет физкультура или фитнес и не будет иметь хорошего результата для Вашего здоровья! Так же и в артикуляционной гимнастике. Для результата важно качество движений, а не любое движение само по себе.
Упражнения артикуляционной гимнастики, если их выполнять правильно и точно, не легки для большинства детей. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка, не горюйте, что у него не получается с первого раза. Всему нужно учиться! И есть один жизненный закон — всё то, что развивают, развивается! Поэтому всё у Вас еще впереди! Похвалите малыша за то, что у него уже получается – уже можешь делать язык широким, твой язычок уже стал быстро двигаться и т.д.

Подготовительный комплекс артикуляционной гимнастики включает упражнения, нужные для произношения любых звуков. Именно с такого подготовительного комплекса лучше всего начать заниматься в детском саду или дома артикуляционной гимнастикой. Базовый вариант такого комплекса, который можно начать делать дома:
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Колечко. Губы в форме колечка.
Чередование: улыбка – колечко – трубочка.
Спокойное открывание и закрывание рта , губы в улыбке. Не должно быть других лишних движений!
Язык широкий.
Язык узкий.
Чередование: язык широкий – язык узкий.
Подъем языка за верхние зубы.
Чередование движений языка вверх – вниз.
Чередование движений языка при опущенном вниз кончике языка: отодвинуть язык вглубь рта – приблизить к зубам.

Если ребенку легко даются эти движения, то можно сразу же переходить к комплексу для свистящих звуков. Если же есть затруднения, то нужно тренировать базовые движения из подготовительного комплекса. Если ребенок не может сделать упражнение с чередованием «улыбка – колечко – трубочка», то очень советую проконсультироваться с логопедом.

Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков с. з, ц (Разработан Фомичевой М. В.).

Полезные советы:

  • В каждом упражнении я даю описание движений и типичных ошибок (см. «На что надо обратить внимание»). После описания Вы найдете видео всех упражнений.
  • Сначала выполните все эти упражнения сами перед зеркалом, обращая внимание на все нюансы, освойте их, а потом уже разучите их с детьми.
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибку, просто покажите еще раз сами правильный вариант выполнения упражнения, акцентировав внимание на нужном нюансе, опишите ребенку словами, как надо выполнять движений, за чем следить. Дети совершенно спокойно относятся к «ошибкам веселого язычка» и с удовольствием «учат» его делать движения правильно.

Упражнение 1. Загнать мяч в ворота.

Наша задача: в этом упражнении ребенок будет учиться направлять длинную направленную струю воздуха.
Выполнение упражнения:
Положите на стол два кубика – это ворота. И рядом с воротами на стол перед ребенком положите ватный шарик. Ребенок вытягивает вперед губы трубочкой, дует на шарик и пытается загнать его в ворота из кубиков.

Щеки не надувать! Малыш может придержать их руками, чтобы проконтролировать себя.
Струя воздуха должна быть длительной и без перерывов – один длинный выдох.

Упражнение 2. Накажи непослушный язычок.

Наша задача: научить ребенка удерживать язык широким и расслабленным. И продолжать вырабатывать направленную воздушную струю.
Выполнение упражнения:
Ребенок, приоткрывая рот, кладет язык на нижнюю губу и, пошлепывая губами, произносит пя-пя-пя. Затем он открывает рот и держит язык расслабленным, широким и лежащим на нижней губе.
Я не люблю «наказывать» с детьми язычок, который и так старается изо всех сил заниматься, поэтому делаю это упражнение с малышами в другом сюжете – язычок отдыхает и поет песенку пя-пя-пя. Или предлагаю ребенку сделать массаж язычку: пя-пя-пя. Вы можете придумать и свой сюжет.
На что надо обратить внимание:
Края языка касаются уголков рта – язык действительно очень широкий.
Похлопываем язычок губами несколько раз на одном выдохе, при этом струя воздуха идет плавно, не прерываясь, без задержки дыхания.
Ребенок может проверить правильность выполнения упражнения так — поднесите к его рту ватку, и она будет отклоняться. Детям такая самопроверка всегда очень нравится.

Упражнение 3. Широкий язычок – блинчик.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать язык в спокойном расслабленном состоянии.
Выполнение упражнения:
Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в этом состоянии под счет от одного до пяти – десяти. Попробуйте сначала сами!
На что надо обратить внимание, следя за выполнением упражнения в зеркале:
Губы не должны быть в напряженной улыбке – гримасе, они должны быть расслаблены в улыбке.
Нижняя губа не должна подворачиваться.
Язык не должен «убегать» далеко – он просто прикрывает нижнюю губу.
Боковые края языка касаются уголков рта – он расслаблен.
Если упражнение не получится, то надо продолжать делать предыдущее – «накажи язычок». А к этому упражнению вернуться позже.

Упражнение 5. Кто дальше загонит мяч?

Наша задача – мы будем отрабатывать правильную воздушную струю – воздух идет посередине языка, струя воздуха плавная, длительная, непрерывная.
Выполнение упражнения:
Вам понадобится ватка, которую мы будем пытаться загнать подальше. Ватка – это наш «мяч». Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Далее произносить долго звук ф. И сдуть ватку на противоположный край стола.
На что надо обратить внимание:
Нижняя губа не должна натягиваться на нижные зубы.
Щеки не надувать!
Произносить надо звук ф, а не х – именно при звуке ф струя воздуха узкая, как нам и требуется.

Упражнение 6. Почистим зубы.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами – это требуется для произношения свистящих звуков.
Выполнение упражнения:
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх.
На что надо обратить внимание:
Губы в улыбке и неподвижны в течение всего упражнения.
При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов.
При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх.

Иногда взрослым артикуляционная гимнастика кажется занудной и неинтересной. Но не для детей! Знаю по собственному опыту, что детям очень нравится смотреть на себя в зеркало, «учить непослушный язычок» и совершенствовать технику выполнения упражнения. Причем всем детям! А если сюжет упражнений менять тогда интерес к ним остается всегда очень большим, и есть своеобразная интрига – что новое будет в этот раз? Ведь сам малыш видит наглядно свои результаты, видит, что у него с каждым разом движение получается всё лучше и лучше, всё точнее и точнее. А еще таким образом малыш исследует самого себя, строение своего тела, что тоже очень увлекает дошкольников.

Сколько времени потребуется на подготовительную работу, сказать заочно просто невозможно. Для одного ребенка достаточно трех раз, для другого – неделю, для третьего – месяц. Но чем лучше развиты органы артикуляционного аппарата, тем быстрее малыш научится произносить правильно все звуки. Поэтому «жалеть» на это времени и спешить не стоит!

Выполнение упражнений комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков Вы можете увидеть в видео ниже.

Видео. Артикуляционная гимастика для свистящих звуков (с, з, ц)

Второй этап. Постановка звука.

На втором этапе те дети, кто правильно произносит звук с, уточняют его артикуляцию и произношение, закрепляют свои умения. Те же дети, которые не умели его выговаривать, учатся произносить данный звук – «свистеть».
Очень важно, чтобы ребенок осознавал правильность артикуляции звука и мог себя сам проверить. Это возможно уже с 4 лет. И на занятиях по развитию речи всех детей этому обучают (по крайней мере, должны обучать даже в самом обычном детском саду).
Зачем нужны эти знания и умения детям с хорошим звукопроизношением? Для развития у них умения сознательно управлять органами артикуляционного аппарата, для уточнения и закрепления правильного произношения, для более четкой и быстрой работы органов артикуляции, для хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата. Все эти умения развиваются постепенно и требуют тренировки.

В 4 года ребенок узнает как работают при произношении звуков зубы, губы, язычок в форме сказки – игры «Сказки Веселого язычка».

С 5 лет можно объяснять детям правильную артикуляцию звука уже в привычной нам форме (без сказки) и задавать малышу вопросы: «Как работает ротик? Что делает язычок» и т.д. В старшем дошкольном возрасте уже важно не просто сделать движение и уметь рассказать о правильном выполнении упражнения, но и следить за плавностью и точностью движений, за быстрой переключаемостью к новому движению, за легкостью движений.

Артикуляционную гимнастику с детьми любого возраста можно заканчивать упражнением или игрой со звукоподражанием с данным звуком, которые Вы найдете ниже.

При постановке звука малыш узнает и правильную артикуляцию звука.

Правильная артикуляция звука с.

При правильном произнесении звука с:
Ротик улыбается (углы рта слегка оттянуты),
Зубы сомкнуты,
Кончик языка упирается в нижние резцы (т.е. находится внизу, а не вверху),
Передняя часть спинки языка приближена к альвеолам и образует щель с ними (дети знают альвеолы как «бугорки» на небе, вверху рта),
Посередине языка при произнесении звука образуется желобок, по которому идет воздух.
В отличие от шипящих звуков при произнесении свистящих звуков струя воздуха холодная ! Для того, чтобы определить, какая струя воздуха идет из ротика, нужно поднести ко рту руку ладошкой вниз. Сами произнесите в таком положении звук Ш, а потом звук С, и Вы увидите разницу. Можно показать малышу это различие, подув на его руку при произнесении этих двух звуков. А потом он сам с удовольствием поэкспериментирует, как у него получается – холодная струя воздуха или нет.

Для четырехлетних детей можно провести постановку звука С в форме игры. Предложите малышу покататься на велосипеде. Для этого нам нужно накачать воздухом шины, которые немного спустили воздух. Будем работать насосом и накачивать шины воздухом: ссссс. Покажите сами, как «работает насос» – ссс (покажите артикуляцию этого звука, чтобы ребенок четко видел Ваше лицо). Спросите ребенка: какое положение губ, когда насос свистит? (В улыбке). Видны ли зубы? (Да). Где находится кончик языка? (Внизу, спрятался за нижние зубы). Какой воздух идет – прохладный или горячий? (Прохладный) – поднесите тыльную часть кисти руки ко рту. Сравните со звуком Х – когда воздух теплее при звуке Х или звуке насоса С?
Предложите ребенку «взять насос» (пантомима — воображаемое действие) и «накачать шины насосом» — посвистеть сссс.
Очень часто даже такого уточнения правильного звукопроизношения звука С в игре в «Насос» бывает достаточно, чтобы четырехлетний ребенок начал произносить звук правильно!

Бывает, что «игры в насос» недостаточно и нужно уточнить артикуляцию звука индивидуально, перед зеркалом. При постановке звука по подражанию можно предложить малышу подуть на слегка высунутый широкий язык, подражая Вам. После этого нужно перевести язык за нижние зубы. «Посмотри, где у меня лежит язычок. Ты видишь зубы? Сделай так же. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Прижми широкий язык к передним зубам вверху. Молодец! А теперь прикрой рот и давай подуем. Поднеси руку к подбородку – чувствуешь, как воздух идет?» Приложите ватку к подбородку ребенка так, чтобы на нее попадала струя воздуха. Если ребенок дует слабо, то попросите его подуть сильнее, но щеки не надувать. Так по подражанию у ребенка получится правильный звук с. Повторите такой звук 5-6 раз с паузами.

Не нужно рассчитывать, что появившийся по подражанию звук С сразу же появится в речи ребенка. Для ребенка это всего лишь — звук насоса в игре! Даже на следующий день малыш уже может всё забыть, и Вам придется показать упражнение по постановке звука снова. И попросить его посвистеть как насос, пошуметь как пылесос, подуть и засвистеть как ветер и т.д. Для того, чтобы звук с вошел в речь ребенка, нужны игры и игровые упражнения для его автоматизации, о которых я рассказу в следующей статье. Ведь просто так повторять слова и фразы со звуком малышу совсем не интересно! А еще нужно научить ребенка различать близкие и похожие друг на друга звуки, чтобы их не путать в речи. Об этом мы тоже поговорим в продолжении этой статьи.

А в конце я хочу предложить Вам два видео о постановке свистящих звуков с демонстрацией простых и доступных приемов.

Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео

Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.

Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье

Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.

А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.

Песенки со звуком С. Видео для речевых занятий с детьми.

Песенка про песок — песенка для произнесения изолированного звука сссссс — звукоподражание: как сыпется песок сссс. В дальнейшем ее можно использовать для автоматизации произнесения этого звука во фразах.

Песенка про букву С. Слова со звуком С. Как слепить букву С из буквы О?

До новых встреч!

Еще о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Вы можете почитать:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода