Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Предтеченская церковь в афинеево. Афинеево

С. Афинеево.

С. Афинеево (Афинеевское, Финеево) известно с XIV. Отец Дмитрия Донского Иоанн II (Красный) завещал младшему сыну Ивану (вскоре умершему) с. Афинеевское

Здесь была вотчина "Ивана Патрикеева сына Милюкова". Она стала приданым его дочери Марьи, и в 1627 г. Афинеево - пустошь на р. Малая Пахра (в наше время Десна), вотчина Петра Степановича Корсакова. Он построил дом, поселил крестьян, потом заложил сельцо Петру Даниловичу Протасьеву, к которому оно и перешло в 1646 г.

В 1671 г. владел уже его сын Александр. В 1704 г. его сын, начальник Владимирского судного приказа, окольничий Михаил Александрович Протасьев начал строить ныне существующую каменную церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи с приделом святителя Алексия митрополита Московского (позднее переосвящён во имя празднования Казанской иконе Божией Матери). Церковь освящена в 1709 г., "выдано два антиминса в новопостроенную церковь Иоанна Предтечи да в придел Алексий Митрополита"). В это время в сельце "двор вотчинников, в нём 2 человека, дворы скотный и конюшенный, в них 14 человек, три двора задворных, в них 5 человек".

В молодости Михаил Александрович получил суровый урок. Случалось нередко, что дворяне, имевшие тяжбы или какую-нибудь давнюю неприязнь, собравшись на Постельном крыльце государева дворца или в сенях Грановитой палаты, вздорили, а иногда и дрались. Такие случаи рассматривались как неуважение к государю (ругань и шум в его дворце), расследовались и наказывались. В 1674 г. на государевом дворе Александр Протасьев прошиб кирпичом голову Ивану Хрущёву. После сыска его нещадно били батогами, и кроме того он заплатил крупный штраф.

Дочь М.А. Протасьева, Любовь Михайловна, вышла замуж за Петра Афанасьевича Юшкова, село стало её приданым. В 1761 г. она Продала Афинеево жене Ивана Михайловича Волынского, Анне Семёновне. Село перешло к их сыну Егору (ум. 17 февраля 1779 г.), затем осталось его сыну Захару, который построил каменный барский дом, соединённый с церковью. На рубеже XVIII-XIX вв. селом владел московский губернский предводитель дворянства (1793 г.) Иван Васильевич Ступишин. При нём усадьба достигла расцвета: были созданы сообщавшиеся друг с другом пруды с искусственными островами, насаждён регулярный липовый парк, дорога в Москву обсажена берёзами. Ступишин пристроил колокольню и портики.

До 1839 г. Афинеевым владел журналист, писатель, издатель, коллекционер Павел Петрович Свиньин (1788-1839). Он учился в Московском университетском благо родном пансионе, служил по ведомству Министерства иностранных дел.

Результаты своих заграничных наблюдений Свиньин изложил в "Опыте живописного путешествия по Северной Америке" (1815), "Ежедневных записках в Лондоне" (1817) и "Воспоминаниях на флоте" (1818). Главнейшие из его других трудов: "Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей" (1816-1828 г., на русском и французском языках), "Извлечение из археологического путешествия по России в 1825 г." С 1818 по 1823 г. он издавал журнал "Отечественные записки", где поместил массу статей по русской истории, очерков путешествий и т. п. (но современники обвиняли его в описании местностей, им не посещённых). Этнографические очерки Свиньина вышли после его смерти, под заглавием "Картины России и быт разноплеменных ее народов" (1839).

Исторические романы Свиньина "Шемякин суд" и "Ермак, или Покорение Сибири" не имели успеха. Любитель и собиратель русских древностей и предметов искусства, он составил богатый музей картин, портретов, монет, медалей, рукописей и книг, «Краткая опись» которого издана им в 1829 г. В 1834 г. музей был продан с аукциона самим собирателем. Рукописи поступили в Российскую Академию. Свиньин вывез из усадьбы всё ценное, а дом продал на слом.

Потом селом владели Мусины-Пушкины и А.С. Степанов, в конце XIX в. купец Ступин (он вырубил лес и построил на реке мельницу), в начале XX в. - купец Н.Н. Власов, который вновь выстроил каменный дом. С 1913 г. Афинеево купил Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929), общественный деятель, промышленник, создатель Театрального музея в Москве.

Он был женат на Вере Васильевне, урождённой Носовой (1871-1942). По имени жены усадьбу назвали Верино. Вскоре после приезда Бахрушиных к Алексею Александровичу пришел священник Афинеевского храма (он сам обрабатывал церковную землю и считался лучшим жнецом в округе) с группой почтенных стариков крестьян с просьбой быть старостой храма. Алексей Александрович, недолюбливавший подобные должности, категорически отказался.

Произошла неловкая заминка, после чего один из наиболее старых крестьян сказал: "Ты уж нас не обижай. У нас завсегда ведётся, что помещик - староста. А то так выходит, что ты хочешь от нашего общества отколоться. Против мира не иди!" Серьёзный и даже несколько повелительный тон сказанного возымел действие на Алексея Александровича, и он согласился. В 1916 г. усадьба сгорела. Но Алексей Александрович до конца своих дней (ум. 7 июля 1929 г.) жил в Афинеево на наёмной даче.

В советское время храм не закрывался.

Усадьба Афинеево (Россия, Московская область, Наро-Фоминский район, Афинеево) рядом с посёлком Апрелевка

Сохранились: церковь Иоанна Предтечи, остатки парка

Как добраться? Проезд общественным транспортом: с Киевского вокзала до ст. Апрелевка — 42 км, пешком 4,5 км

Уцелела только церковь, сохранявшаяся какое - то время часть Афинеевского парка теперь отведена под кладбище, которое окружило храм плотным полукольцом. Главный дом конца XIX века, перестроенный архитектором Бондаренко в 1913-1914 гг. утрачен, как и все хозяйственные и парковые сооружения.
История Афинеева такова: в XVII - XVIII вв. это была вотчина Протасьевых, затем поместье перешло к Волынскому, на рубеже XVIII - XIX веков усадьбой владел дворянин Ступишин, до середины XIX века - издатель Свиньин, далее разделённой надвое усадьбой владели Мусины - Пушкины и помещик Степанов. В конце XIX века - купец Ступин, в начале XX века - купец Власов. Последним владельцем (с 1913 г.) был фабрикант и коллекционер А.А. Бахрушин, при нём имение называлось Верино.

Церковь Иоанна Предтечи была возведена в 1704 - 1709 гг. окольничим М.А. Протасьевым в стиле московского барокко. Здание имеет трёхчастную композицию, вытянутую по продольной оси. К апсидальному храму типа «восьмерик на четверике» примыкает пониженная трапезная и четырёхъярусная готическая колокольня, увенчанная стройным шпилем, рубежа XVIII - XIX вв.
Основные элементы в наружном оформлении храма - наличники с полуколонками и разорванными фронтонами. Убранство колокольни более интересно и динамично. В нижнем ярусе дверные проёмы обрамлены массивными четырёхколонными портиками, не лишенных, однако хороших пропорций. Развитой антаблемент украшают консоли. Этот же мотив использован для завершения фасадов храма. Высокие стрельчатые арки на ярусе звона колокольни перекликаются с арочками на глухом барабане главы церкви. Эти общие приёмы были призваны объединить разновремённые объёмы храма.




А так описывала Афинеево Е.И. Македонская: «Село Афинеево, в современном Наро-фоминском районе Подмосковья, хотя и упоминается впервые в известных нам источниках лишь в 1627 г., принадлежит к одним из древних сел Московской области. На протяжении ХVII-ХIХ вв. село носило два имени: Финеево и Афинеево (последнее название было более распространенным и окончательно закрепилось за селом в 1910-е гг.). Происхождение названия села связано с легендами. Известный театровед Ю.А. Бахрушин, поселившийся здесь с матерью и отцом, основателем Театрального музея в Москве А.А. Бахрушиным, весной 1913 г., объясняет тем, что в далекой древности на месте Афинеева существовало финское поселение, от которого остались курганы, один из которых Юрий Алексеевич сам раскопал.
Однако, происхождение названия села, как и многих подмосковных поселений, носит владельческий характер. В числе бояр, подписавших первую духовную грамоту сына Дмитрия Донского - Василия I (1406/7 г.) упоминается Дмитрий Афинеевич. В составленном в середине ХVI в. государеве родословце самых известных боярских родов лица с подобными именем и отчеством нет. Судя по разысканиям С.Б. Веселовского Дмитрий Афинеевич был представителем особого рода, ибо сыновей у него не было и его род пресекся в начала ХV в., так что столетие спустя, когда составлялся родословец уже некому было подать родословную роспись.

Архивные фотографии усадьбы Афинеево




1.
2. Владельцы усадьбы Афинеево — Алексей Александрович и Вера Васильена Бахрушины
3-4. Усадьба Афинеево, главный дом усадьбы. Арх. И.Е. Бондаренко
5-6. Владельцы и гости имения Афинеево
7-8. Усадебный парк
9. Усадьба Афинеево, вид с балкона главного дома
10.
11-12. Главный дом усадьбы Афинеево

Судя по всему, это был видный боярин своего времени. По данным С.Б. Веселовского он состоял через дочерей в родстве с самыми верхами московской аристократии рубежа ХIV- XV вв., а около 1390-1392 гг. упоминается как боярин митрополита Киприана, участвовавший в мене последнего землями с великим князем. Со смертью в 1406 г. митрополита Киприана митрополичья кафедра на несколько лет оказалась вакантной и Дмитрий Афинеевич мог перейти на службу к великому князю, а следовательно, стать свидетелем его первой духовной грамоты.
Как видим, Дмитрий Афинеевич был довольно заметной фигурой. Несомненно, что и его отец занимал видное положение. Вероятно, он был именно тем Афинеем, у которого великий князь Иван Калита купил село во Владимирском великом княжении. К сожалению, текст второй духовной грамоты Калиты имеет здесь лакуну, но из общего смысла этого места можно предположить, что Афиней принадлежал к числу митрополичьих бояр. Очевидно, что Афиней был человеком богатым и как тогда говорили многовотчинным. От его-то имени и получило свое название одно из, его многочисленных сел, расположившееся на юго-западе тогдашнего Московского княжества.

Судя по писцовой книге 1627 г. Афинеево в конце XVII в. было вотчиной Ивана Патрикеевича Милюкова, а после «за дочерью ево за девкою Марьею». В Смутное время Афинеево превратилось в пустошь и в 1627 г. принадлежало Петру Степановичу Корсакову. «А писана за Петром Корсаковым та вотчина пустошь Афинеева до данной князя Михаила, княж Иванова сына Коркодинова, да Петра Денисьева сына Протасьева 135 (1627) году, что они дали тое вотчину за сестрою своею за девкою Марьею Ивановою, дочерью Милонова, ему Петру в приданое».
В 1646 г. Афинеево переходит к роду Протасьевых, которые владеют им более столетия. Упомянутый Петр Корсаков в 1646 г. «заложил» это, тогда еще сельцо, в котором находились: двор вотчинников, где жили 9 человек, да задворных 4 двора - 11 человек, вместе с деревней Першиной (в ней один двор бобыльский - 2 человека и три двора пустых) Петру Даниловичу Протасьеву.

Новый владелец села в конце 20-х-30-е годы ХVII в. служил сначала в патриарших, а затем государевых стольниках, a в 1643 г. был отправлен воеводой в Сибирь, в Красноярский острог, где пробыл до 1647 г. Его пребывание там ознаменовалось принятием в российское подданство части бурят и построением Удинского острога. В 50-60-е годы ХVII в. мы видим Протасьева в посольстве в Польшу, воеводой в украинских городах, активно участвовавшего во всех событиях, связанных с воссоединением Украины с Россией.
После его смерти в 1671 г. сельцом владел его сын окольничий Александр Петрович Протасьев. При нем в сельце значился двор вотчинников, где жило 15 человек, и крестьянский двор с 6 крестьянами. В 1704 г. следующий хозяин Афинеева - сын А.П. Протасьева Михаил начал строительство каменной церкви во имя Иоанна Предтечи. К этому времени в сельце в дополнение к двору вотчинников появились скотный и конюшенный дворы, а состав населения «перераспределился»: скотный и конюшенный дворы насчитывали 14 человек, вотчинный - 2, а три задворных- 5.

В 1709 г. церковь в стиле московского барокко с характерными для него наличниками окон и порталами с «разорванными» фронтонами, была построена. К концу ХVIII в. к её западной стороне пристроили портик, а на рубеже ХVIII и XIX вв. возвели колокольню в псевдоготическом стиле и северный портик, а так же классический карниз и венчающий барабан, чем нарушили единый стиль всей постройки. В таком виде этот храм дошел до наших дней и, более того, действует.
После смерти М.А. Протасьева селом владела его дочь Любовь Михайловна, вышедшая замуж за Петра Афанасьевича Юшкова и получившая Афинеево по разделу с матерью, но в 1761 г. она продала его жене Ивана Михайловича Волынского - Анне Семеновне. В 1779 г. оно перешло к их родному внуку Захару Егоровичу Волынскому. В руках Волынских село находилось до конца ХVIII в. При них в усадьбе построен барский дом и разбит сад.

К концу столетия село перешло к московскому предводителю дворянства Ступишину, который благоустроил имение в соответствии со вкусами того времени: регулярный парк, каскадные пруды с искусственными островками и вычурными висячими мостиками, миловиды, беседки — придавали особое очарование усадьбе.
После смерти Ступишиных Афинеево достается их дальнему родственнику, человеку достаточно известному в истории нашей культуры - писателю, художнику, географу, основателю одного из самых популярных журналов «Отечественные записки», коллекционеру Павлу Петровичу Свиньину. Петербуржец П.П. Свиньин не очень интересовался подмосковным имением и, вывезя оттуда все ценное, продал его, а усадебный дом продал на слом. С той поры, за исключением небольшого периода, владельцами Афинеева стали купцы.

Первым из них был московский перевозчик мебели Ступин. Он начал сводить лес, поставил мельницу с крупоруткой, выстроил полу-зимнюю дачу, куда наведывался изредка и «гулял», оставляя после пиршеств огромное количество пустых бутылок из-под вин самых разнообразных марок, которые находили еще в начале XX в. в лесу, в прудах и реке.
В середине XIX в. одна часть Афинеева принадлежала Мусиным-Пушкиным, другая - подпоручику Александру Сергеевичу Степанову. Здесь же находилась дача князя Голицына, занимавшая лучшую землю, из-за чего крестьянам приходилось использовать неудобные участки и они добивались перемера территории и «составления полюбовной сказки» на раздел этой дачи для «уравнительного между собой раздела».

В конце XIX в. имение приобрел купец Н.Н. Власов. К этому времени парк пришел в упадок. На месте старого дома Волынских новый хозяин выстроил каменный дом в стиле ампир и тут же его изуродовал двумя нелепыми вышками на крыше – в угоду желанию обожаемой, но безвкусной дочери. Н.Н. Власов владел усадьбой до 1913 г., когда, как уже говорилось её купил Алексей Александрович Бахрушин. В честь своей жены – Веры Васильевны Носовой – он «переименовал» Афинеево, но понятно, в своем кругу, в «Верино». А.А. Бахрушин принялся благоустраивать дом и запущенную усадьбу. Он снес безобразные башни с крыши, через год пристроил к дому крыло». Возвели въездные ворота, соорудили лестницу к реке. В имении появился птичник, скотный двор, огород, цветник, начали разводить пчел.

Обитатели усадьбы посвящали свой досуг занятиям рыбной ловлей, собиранием грибов, охотой на зайцев, катанием в лодках. В.В. Бахрушина увлеченно занималась обустройством пасеки. Ульи для разведения пчелиного хозяйства ей подарили местный священник и соседний помещик Кругликов. Но усадьба недолго радовала Бахрушиных. Усадьба сгорела в 1916 г. Газета «Раннее утро» об этом писала: «Бахрушина постигло несчастье: сгорело имение близ станции Апрелевка. Пожар тушили, но неудачно, он длился целую неделю. Хозяин утешается тем, что ценную и художественную обстановку удалось вынести и спасти». Позже Алексей Александрович до конца своих дней жил с семьей в Афинеево в наемной даче. Здесь он и скончался 7 июня 1929 г. – писала Н.А. Филаткина.

Гудилка Кристина

К югу от Апрелевки, в 4 км расположено село Афинеево, известное по редкостному архитектурному памятнику – церкви Иоанна Предтечи.

Я выбрала работу по изучению храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, потому что с ним связана судьба моей семьи. Много родных могилок находится у его стен, прабабушка Татьяна была монахиней этого храма, иконы нашей семьи находятся в нём. Своей работой я хочу подчеркнуть необычайность и значимость данного здания для истории нашего города и всей русской культуры. С самого начала создания эта церковь была непохожа на все остальные и сохранила свой прежний вид. Интересно было найти объяснение, почему в период воинствующего атеизма удалось сохранить храм, ведь его даже не закрывали со дня его освещения в 1709 году.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи

в Афинеево.

Работа Гудилки Кристины

ученицы МБОУ Апрелевская СОШ №4

Введение...............................................................................................................3

1. Историческая справка……………………………………………….............5

1.1 История села Афинеево............................................................................... 5

1.2. История строительства храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи…7

1.3 Иоанн Предтеча............................................................................................ 8

2.Описание строения …………………………………………………………..10

3. Храм Иоанна Предтечи – памятник архитектуры........................................12

4. Метрические книги..........................................................................................14

5. Настоятели храма ………………………………………………....................15

6. Судьба церкви в наши дни……….................................................................19

6.1 Эра атеизма.....................................................................................................19

6.2. Афинеевский храм в судьбе моей семьи....................................................22

7. Заключение.......................................................................................................23

Литература..................................................................................................... ......25

Приложения

Словарь

Введение.

К югу от Апрелевки, в 4 км расположено село Афинеево, известное по редкостному архитектурному памятнику – церкви Иоанна Предтечи.

Я выбрала работу по изучению храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, потому что с ним связана судьба моей семьи. Много родных могилок находится у его стен, прабабушка Татьяна была монахиней этого храма, иконы нашей семьи находятся в нём. Своей работой я хочу подчеркнуть необычайность и значимость данного здания для истории нашего города и всей русской культуры. С самого начала создания эта церковь была непохожа на все остальные и сохранила свой прежний вид. Интересно было найти объяснение, почему в период воинствующего атеизма удалось сохранить храм, ведь его даже не закрывали со дня его освещения в 1709 году. В 1930-е и до 1991 года во всём Наро-Фоминском районе было всего четыре храма. Это Покровская церковь в Петровском, которая находится неподалёку от Селятино, церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Афинеево, в селе Большое Свинорье храм Спаса Нерукотворного не закрывался, и Ильинская церковь в Верее. Вот и все возможности были у человека, чтобы прийти крестить ребёнка, повенчаться или обратиться с какими-то радостями, горестями, помолиться Богу.

Храм привлекает своим названием и интересной историей, событиями происходившими вокруг него.

Объект исследования: история церкви Иоанна Предтечи.

Цели исследования:

- знакомство и изучение происхождения церкви Иоанна Предтечи;

Привлечение внимания общественности к дальнейшей судьбе уникального памятника архитектуры.

Для выполнения поставленной цели нам нужно было решить следующие задачи:

1) Изучить документы и материалы о церкви Иоанна Предтечи, в архивах, в Интернете, в литературе.

2) Показать значимость данного памятника архитектуры для Наро-Фоминского района, города Апрелевки, и его жителей.

3) Привлечь внимание к изучению Духовного краеведения Подмосковья.

Методы исследования: изучение и анализ источников из фондов МБУ Наро-Фоминского районного архива, литературных источников.

При работе над темой использовался метод опроса – бесед с жителями г.п. Апрелевка, работавших в храме в разные времена. Данные беседы позволили выявить некоторые интересные сведения, ранее не опубликованные.

Метод непосредственного наблюдения использовался дополнительно для изучения современного состояния памятника архитектуры.

1. Историческая справка.

1.1 История села Афинеево.

В переписных книгах казенного приказа читаем: “Село Афинеево в 1627 году – пустошь на речке Малой Пахре, Московского уезда Гоголева стана, вотчина Петра Степанова, сына Корсакова, что была преж всего вотчина Ивана Патрикеева, сына Милюкова, а после за дочерью его за девкою Марьею; а писана за Петром Корсаковым та вотчина, пустошь Афинеево по данной Князя Михаила, Княж Иванова, сына Коркодинова, да Петра Денисьева, сына Протасьева, 1627 году, что они дали тое вотчину за сестрою своею за Марьею Ивановою, дочерью Милюкова ему Петру в приданное. В 1648 г. “Значится за Петром Даниловым сыном Протасьевым закладная вотчина, что ему заложил Петр Корсаков сельцо, что была пустошь Афинеево.”*

После Петра Даниловича Протасьева вотчина досталась сыну его Александру, а затем – внуку Михаилу Александровичу Протасьеву. В его бытность в Афинеево строится новая каменная церковь. В 1709 г. она освещается как церковь Иоанна Предчети.

В 1761 г. дочь Михаила Александровича Любовь Михайловна Юшкова продаёт Афинеево Анне Семёновне Волынской. В 1779 г. оно перешло к её внуку Захару Егоровичу Волынскому. При Волынском был построен каменный барский дом, первоначально, по-видимому, соединённый с церковью.

Своего расцвета усадьба достигла в конце 18 века, когда в ней жил Московский губернский предводитель дворянства И.В. Ступишин. В этот период усадьба покрывается сетью искусственных прудов, создаются миловиды (беседки) и насаждается регулярный липовый парк, а дорога в Москву обсаживается берёзами.

После смерти Ступишина имение делается достоянием дальнего их родственника, известного издателя журнала “Отечественные записки” П.П. Свиньина. В селе и усадьбе бывает он изредка. В конце концов, он вывозит из усадьбы всё самое ценное, а старинный, и по словам очевидцев, очень красивый дом барский продаёт на слом.

*Козлов В. «Откуда есть пошла земля Нарофоминская», Н-Ф., 2001, стр.94

Новый хозяин стал всячески эксплуатировать своё владение: свозил лес, поставил хорошую мельницу с крупорушкой, выстроил полузимнюю дачу.

В конце 19 века имение перешло к своему предпоследнему владельцу, купцу Н.Н. Власову. Он стал его постепенно приводить в культурный вид и выстроил каменный дом. Это здание было воздвигнуто на месте старого, на высоком берегу реки Десны, но в связи с новыми законами о соблюдении определённого расстояния между жилыми строениями и церковью, дом казался несколько смещенным влево. От этого была нарушена симметрия планировки прудов и берёзовой аллеи на дороге в Москву.

Последним владельцем Афинеева был основатель театрального музея в Москве Алексей Александрович Бахрушин. После передачи дома в 1913 году семья Бахрушиных переезжает в Афинеево. Оно было не единственным имением богатейшего российского купца, но, судя по тому, что последние свои дни он провёл именно здесь, здешние окрестности Бахрушину нравились, крестьяне уважали его. В 1913-1917 годах А.А.Бахрушин являлся старостой Иоанно-Предтеченской Церкви в Афинеево.

1.2. История строительства храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Каменная церковь была заложена в 1704 году во искупление грехов А.П. Протасьевым (окольничий) . Он был удалён на пустошь Великим государем Алексеем Михайловичем, за то, что однажды на «государевом дворе» при споре боярину Хрущёву проломил голову кирпичом. Строительство церкви продолжил Михаил Алексеевич Протасьев. В 1709 году зафиксирована выдача двух антиминсов на освящение главного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и придела Алексея митрополита. Этот придел спустя время был переименован в придел Казанской Божьей Матери.*

Новый хозяин села – Захар Егорович Волынский (владел с 1779 г.), затеял усовершенствование церковной постройки: сменил главу, покрыл церковь железом. Последующие владельцы в 80-е годы разобрали старую колокольню и соорудили новую, которая и сохранилась до наших дней. Вместе с колокольней была возведена при главном алтаре надстройка апсиды северного предела, и между ними вставлен высокий четырёхколонный портик. Четверик храма получает общий с колокольней классический карниз.

1.3 Иоанн Предтеча

В возрасте 30 лет Иисус принял крещение в водах реки Иордан у жившего в пустыне праведника и подвижника Иоанна, прозванного Крестителем.

Рождение Иоанна было связано с чудом. Его отцу, престарелому и бездетному священнику Захарии, во время служения в Иерусалимском храме ангел предсказал рождение сына, которому предстоит подготовить предшествие Мессии. Сын Захарии, по словам ангела, «предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». (Лк. 1.17) Илия – один из величайших пророков древности. В своё время он не побоялся царского гнева, добиваясь возвращения народа к истинной вере, «пришествие в духе и силе» означало наличие тех же духовных дарований и пророческих сил, которые имел Илия, для выполнения той же духовной задачи: «и многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их…» (Лк. 1.16) Иоанн был призван стать последним из ветхозаветных пророков, призывавших народ Божий к покаянию. Служение, которое возложил на него Бог, Евангелия (Мф. 11.10, Мк. 1.2)

* Козлов В. «Откуда есть пошла земля Нарофоминская», Н-Ф., 2001, стр.95

сравнивают с ангельским, относя к нему слова древнего пророчества: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною…» (Мал. 3.1) Так среди ангелов, которых Небесный Отец посылает служить Своему Сыну, первое место отдаётся человеку. Предтечей Господним называют Христиане Иоанна Крестителя. В 40-м году до нашей эры в Иудее с помощью римлян к власти пришёл царь Ирод. При известии о рождении Христа он организовал «избиение младенцев». За обличительные речи Ирод приказал схватить и заключить в тюрьму пророка Иоанна. По велению правителя Галилеи Ирода Антипы он был обезглавлен.

«Крещение» (от слова «крест») – обряд погружение в воду, знаменующий очищение от греха, подобное очищению водой тела, умерщвление греха в воде. К Иоанну сходились те, кто хотел покаяться в совершённом зле. Христос был безгрешен. Иоанн пытался остановить Иисуса: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это последовал твёрдый ответ Спасителя: «Оставь теперь, ибо так надлежит нас исполнить всякую правду» (Мф. 3.14-15) *

Православная церковь установила несколько праздников в честь Иоанна Предтечи: 7 июля – рождение Иоанна Крестителя, или ещё его называют день Ивана Купалы; 11 сентября – Иван Постный, или день Усекновения главы Иоанна Крестителя, 8 марта – день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи; 7 ноября – день третьего обретения главы Иоанна Предтечи; 20 января – собор или собрание в память Иоанна Предтечи. Иоанн по святости стал Предтечей Иисуса Христа. Вот такому событию и посвящена церковь в Афинеево.

* « Энциклопедия для детей». «Религии мира». Т.6, Ч.II М., «Аванта+» 1996

2. Описание храма.

В 1912 году в селе побывал исследователь подмосковных архитектурных памятников А.Н. Ильин. Он отметил, что в храме Иоанна Предтечи сохранился первоначальный главный иконостас. В церкви велась роспись тёплого предела, а в холодном храме оставалась ещё старая живопись. На колокольне было восемь колоколов. Внутри каменной ограды существовало «десятка два погребений, в основном крестьян Новиковых. С правой стороны церкви вросли в землю два старых надгробия. Рядом с церковью, шагах в ста, стоит барский дом… Длинный, узкий, двухэтажный, два балкона. Над домом две башни».

Бахрушин в своих воспоминаниях, уделил немало места особенностям сельского храма. Бахрушин вспоминает, что в Афинеевской церкви существовал раритет – в каменной нише, за решёткой была деревянная резная фигура Христа в темнице, в человеческий рост. Странным являлось то, что скульптурное изображение религиозных персонажей характерно для католических храмов, а в православных церквях подобное осуждено и запрещено. Однако в Афинеевской церкви она не только существовала, но и почиталась местными крестьянами. Они одели скульптуру Христа, как считал Бахрушин, в нелепую парчовую хламиду и постоянно украшали цветами. Сын бывшего хозяина села знал и о таком факте, как запись на полях запрестольного Евангелия, сделанная об этой скульптуре в 1812 году каким-то офицером французской оккупационной армии. Эту историческую деталь Бахрушин отметил не случайно. Близкое знакомство с хозяином соседней деревни Малые Горки Венедиктом Кругликовым привели его к выводу, что Афинеево уцелело во время войны 1812 года именно благодаря этой скульптуре. И ныне уникальная скульптура находится в храме.*

Церковь Иоанна Предтечи была возведена в 1704 – 1709 гг. окольничим М.А. Протасьевым в стиле московского барокко. Здание имеет трёхчастную композицию, вытянутую по продольной оси. К апсидальному храму типа «восьмерик на четверике» примыкает пониженная трапезная и четырёхъярусная готическая колокольня, увенчанная стройным шпилем, рубежа XVIII – XIX вв.

Основные элементы в наружном декоре храма – наличники с полуколонками и разорванными фронтонами. Убранство колокольни более интересно и динамично. В нижнем ярусе дверные проёмы обрамлены массивными

*Козлов В. «Откуда есть пошла земля Нарофоминская», Н-Ф., 2001, стр.98

четырёхколонными портиками, не лишенных, однако хороших пропорций. Развитой антаблемент украшают консоли. Этот же мотив использован для завершения фасадов храма. Высокие стрельчатые арки на ярусе звона колокольни перекликаются с арочками на глухом барабане главы церкви. Эти общие приёмы были призваны объединить разновремённые объёмы храма. Цветовое решение было так же эффектно, белёные декоративные элементы в сочетании с алым фоном стен.
Сохранявшаяся какое – то время часть Афинеевского парка теперь отведена под кладбище, которое окружило храм плотным полукольцом.

3. Храм Иоанна Предтечи – памятник архитектуры.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года памятник архитектуры церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи отнесена к памятникам архитектуры республиканского значения. (Приложение)

В 80-е годы Главное управление по охране памятников истории и культуры Министерства культуры СССР проводило паспортизацию памятников архитектуры. Благодаря краеведу Дубининой Людмиле Васильевне в школьном музее появилась копия Паспорта Афинеевского храма. В паспорте отмечалось, что здание используется по первоначальному назначению, хотя указывалось, что может быть использовано для культурно-просветительной работы, как музей, библиотека или клуб; для лечебно-оздоровительной работы: больница, санаторий, дом отдыха; или же по хозяйственному назначению: учреждение торговли, промышленный склад.

Наибольший интерес в данном документе представляет описание церкви.

«Кирпичная оштукатуренная усадебная церковь расположена в живописной местности, на левом низком берегу р. Десна. Лучшие виды на храм открываются из села, расположенного на противоположном высоком холме. Со стороны подъезда от Киевского шоссе (с севера) здание прикрыто лесом и издали виден лишь его шпиль колокольни. При ближайшем подходе памятник открывается внезапно. Южным фасадом храм обращён к реке, восточным – к дороге, с севера – открытая поляна, с запада – действующее кладбище и парк. Церковная территория обнесена современной металлической оградой на кирпичных столбах, с воротами. Ограда имитирует формы начала ХХ века.

Среди объёмов памятника в высотном отношении доминирует четырёхъярусная колокольня.

Здание обладает продольно-осевой пространственной структурой. Основу объёмной композиции составляет храм типа «восьмерик на четверике» (нижний объём – двусветный), завершённый глухим гранённым барабаном и увенчанный гранёной луковичной главой с сильно вытянутым, переходящим в шпиль подкрестным конусом и четырёхконечным крестом.

В интерьере храм миниатюрен. В пространственном отношении доминирует основной объём. Интерьер мрачноват, из-за портика с севера почти не проникает свет, на стене четверика с этой стороны лишь одно окно – восточное, с запада – ниша.

Свод главного храма глухой сомкнутый, переход к восьмерику осуществляется посредством ступенчатых тромпов. Алтарь представляет единое, почти прямоугольное, помещение с небольшой центральной апсидой, перекрытой конкой, которая врезается в короб с распалубками над проёмами. В ризнице – коробовый свод. В алтарь ведут три узких арочных проёма. В трапезную также вели три проёма, из которых южный заложен, а северный обращён в нишу. Трапезная с приделом сообщается широким проёмом с горизонтальной перемычкой. В трапезной и приделе полулотковые своды, в алтаре придела – конха. Внутренние амбразуры проёмов с откосами перекрыты трехцентровыми перемычками.

Во всём храме полы из белокаменной плиты.

Замечателен главный иконостас, по-видимому, в основе – первоначальный, но с многочисленными поновлениями. Пятиярусное сооружение завершено плоским распятием. На малиновом фоне помещены золоченые витые колонки с коринфскими капителями. Иконы праздничного чина заключены в овальные рамы с картушами. В отделке использованы резные кронштейны, ажурные накладки. Металлические прорезные царские врата и иконы в иконостасе относятся ко второй половине ХIХ века.

Над аркой в трапезной расположен поясной Деисус в виде венца с кокошниками, с иконами на золотом фоне».

Образец храма стиля московского барокко, сохранивший элементы первоначального внутреннего убранства. Памятник удачно расположен в живописной местности».

При характеристике технического состояния церкви было отмечено хорошее состояние: общее, конструкций, стен, покрытий, потолков, декора фасадов, интерьеров, живописи, скульптуры, прикладного искусства.

4. Метрические книги.

События крещения (а также присоединения к православной Церкви), бракосочетания и погребения умерших записывались в установленные книги, называемые метрическими. Ведение этих записей было сделано обязательным для всех приходских причетов еще в 18 столетии; (Дух. регл., приб. ст. 29; Ук. Син. 1723 г. Нояб.13 и 1724 г. Февр.20.) впоследствии для них была установлена единообразная форма (1837 г.). Метрические книги разделяются на три части: 1 о родившихся, 2 о бракосочетавшихся и 3 об умерших. В них вписывались, в отдельных графах, - в первой части: имена крещенных, время их рождения и крещения, родители и восприемники; - во второй части: время совершения брака, вступившие в брак, их возраст, поручители жениха и невесты; - в третьей части: умершие, их возраст, время смерти и погребения, причина смерти, место погребения; в каждой части в особой графе указываются и лица, совершившие таинства крещения и брака, напутствовавшие умиравших исповедью и причащением, и совершившие погребение. В первую часть вносились и присоединенные к православной Церкви иноверцы. Метрики велись в двух экземплярах. Один экземпляр, прошнурованный, скрепленный печатью и надлежащей подписью, выдавался из Консистории на один год, по истечении которого отсылался в нее для хранения. Другой экземпляр хранился при церкви. Записи производились священником, или, по его поручению, кем-либо из причета, немедленно после совершения подлежащей внесению в метрические книги требы, с надлежащей тщательностью и безошибочно, под страхом взыскания за ошибочность записи.*

Большой интерес для исследования представляют метрические книги Иоанна-Предтечевской церкви села Афинеево (на метрических книгах написано – Финеево) . В районном архиве таких книг 5. Они охватывают период с 1866 года по 1918гг. Из них можно многое узнать: сколько детей было в семьях, какие имена давали, какова была средняя продолжительность жизни, от чего люди умирали, где их хоронили, - огромное поле деятельности для статистических исследований. Для нашей темы исследования – это возможность узнать имена настоятелей церкви и годы их службы.

* Православие и современность. Электронная библиотека.

5. Настоятели храма.

С 1866 г. (первая запись) в церкви служит приходской священник Николай Доброхотов с дьячком Василием Лавровым и пономарём Александром Малининым. Из записей я узнала, что в случае необходимости их подменял приходской священник из Мартемьяновской церкви Троицы Живоначальной Константин Соколов и диакон той же церкви Матвей Соколов. В 1870 году в Афинеевской церкви служит псаломщиком Матвей Багрецов.

С 1873 года в церкви начинает службу приходской священник Василий Марков. В 1878 году его сменяет приходской священник Иоанн Русинов. С 1882 года по 1884 под записями в книге стоят подписи приходского священника Константина Соколова. В 1884 году его сменяет священник Иоанн Введенский, который служит до 1895 года. После него приход окормляет священник Николай Знаменский. В 1897 году служить в церковь приходит Василий Соколов. Его чётким, ровным, необыкновенно красивым почерком ведутся записи до самой последней, сделанной в 1918 году. После принятия в 1918 «Кодекса законов об актах гражданского состояния» метрические книги были отменены и их заменили на актовые (или реестровые) книги в органах ЗАГСа. На жизни и служении Василия Соколова надо остановиться подробней. Соколов Василий Михайлович родился в 1872 году в Московской губернии, Звенигородском уезде, селе Лобаново в семье псаломщика. В 1895 году закончил Вифанскую Духовную Семинарию . После окончания Семинарии женился, но вскоре овдовел.

Своё служение начал в с.Афинеево, церкви Иоанна Предтечи в 1897 году 27 января и служил священником до 1924 года. В 1924 году был рукоположен в сан протоиерея и стал настоятелем храма. В этой должности служил до 1932 года. 10 апреля 1932 года он был арестован. Тройка при ПП ОГПУ по Московской области 8 мая 1932 года обвинила его в "контрреволюционной деятельности" по статье 58-10 УК РСФСР. Он был приговорён к 3 годам ссылки в Казахстан с конфискацией имущества.

После возвращения из ссылки стал служить в с.Каменка Волоколамского района Московской области в церкви Иоанна Богослова. 19 ноября 1937г. получил назначение служить в церкви Рождества Христова в с.Вешки
Волокаламского района, но преступить к службе не смог. 27 ноября 1937 года протоиерей Василий был арестован в последний раз по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в Волоколамскую
тюрьму. Тройка при УНКВД СССР по Московской области 5 декабря 1937 года вынесла обвинение "антисоветская агитация", приговор - высшая мера наказания - расстрел.
"Почему Вы получили справку митрополита Московского Сергия от 19 ноября о назначении в Уваровский район из Волоколамского и кто Вам дал установку о перемене места службы. И с какой целью?" - спросил отца Василия следователь. "Справку эту я получил потому, что находился в заштате. Установок о перемене места службы я ни от кого не получал", - ответил священник. "Следствие располагает данными, что Вы получили в связи с контрреволюционными установками с целью скрытия от преследований за Вашу контрреволюционную и антисоветскую деятельность", - продолжал допрос следователь. "Категорически утверждаю, что контрреволюционные установки от митрополита Сергия я не получал, он меня не вызывал и направление о назначении в Вешки я получил через секретаря Даева". Впрочем, допрос был чистой формальностью. Это было время истребления священнослужителей. 10 декабря 1937 года он был расстрелян. Место захоронения Московская область, посёлок Бутово, "Бутовский полигон". Священномученик протоиерей Василий Соколов
был канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии. *


В разные времена в церкви служили настоятели и священники. Имена священномучеников: Георгия Архангельского и Соколова Василия Михайловича, прославлены русской православной церковью Священномученик Георгий родился в 1872 году в селе Ярополец Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Федора Архангельского. После окончания духовного училища он поступил в семинарию, проучился в ней один год, а затем стал служить псаломщиком в храме.
В 1908 году Георгий Федорович был рукоположен в сан диакона, а в 1917-м - в сан священника; служил до самого ареста в храмах Наро-Фоминского района. В 1935 году он служил в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Афинеево.

* Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь: Булат, 1992 - 2002

Незадолго до своего ареста он был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Руднево. Вокруг этого храма собралась небольшая община монахинь из закрытой Зосимовой пустыни. Монахини помогали отцу Георгию в храме, а также пели на клиросе.
В 1937 году председатель сельсовета в Рудневе по требованию начальника Наро-Фоминского отдела НКВД составил об отце Георгии справку, где написал, что священник Георгий Архангельский объединил монахинь закрытого монастыря Зосимова пустынь и является их руководителем. Все монахини, проживающие в окрестных селах, каждый воскресный день посещают церковь, а также бывают на квартире священника. Пение монахинь в церкви отвлекает верующих от колхозной работы; политика Архангельского заключается в том, чтобы привлечь как можно больше верующих в храм.
4 сентября 1937 года отец Георгий был арестован и заключен, в Наро-Фоминскую тюрьму, где его жестоко избивали, принуждая к тому, чтобы он оговорил себя. Были вызваны лжесвидетели, священник и псаломщик, которые подписали показания, нужные следователям.
- Довольны ли вы тем, что вокруг вас собирались монашки? - спросил следователь отца Георгия.
- Да, доволен, так как я заинтересован в этом, потому что они помогают мне в церкви, например поют в церкви, благодаря чему больше людей ходит в храм.
- Дайте следствию показания об антисоветской деятельности этой группы монашек! - потребовал следователь.
- Ничего об антисоветской деятельности этих монахинь мне неизвестно, - ответил священник, - также неизвестны их настроения и мнения о советской власти.
- Дайте следствию показания о вашей контрреволюционной деятельности! - вновь потребовал следователь.
- Контрреволюционной деятельностью я не занимался и избегал вести с кем-либо разговоры на эти темы, - ответил священник.
На этом следствие было завершено, и священника перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 9 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Георгия к расстрелу. Священник Георгий Архангельский был расстрелян 14 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.*

С 1950 года служил в храме священник Протасов С.Н. Об этом мне удалось узнать из документов Исполнительного комитета Наро-Фоминского городского Совета депутатов трудящихся. В документах датированных 1969 годом, также упоминается его фамилия.

*Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997.

С Афинеевским храмом связано детство Даниила Сысоева. Его отец Алексей Николаевич работал алтарником в нашем храме, а Даниил помогал ему в алтаре и пел на клиросе. Сегодня это имя известно каждому в нашей стране. Отец Даниил служил в храме апостолов Петра и Павла в Ясенево (Москва). Он был сотрудником центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Автор книги «Летопись начала» (М. 1999), редактор сборника «Шестоднев против эволюции» (М. 2000) и альманаха «Божественное Откровение и современная наука». Опубликовал более десятка статей противосектантской направленности.* За активную миссионерскую деятельность часто подвергался критике и получал угрозы. Вечером 19 ноября года был смертельно ранен в храме апостола Фомы .

Настоятель храма Серафима Саровского в посёлке Селятино отец Александр, рассказал о роли, которую сыграл в его жизни храм Иоанна Предтечи:

«Крещение я уже принял в возрасте зрелом, мне было 27 лет, и дальнейшая вся моя жизнь была связана с церковью, с приходом церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи. После крещения в жизни всё стало меняться: и в личной жизни, и в жизни семьи нашей. И когда возникла потребность рукоположения священника, по рекомендации и благословлению отца-настоятеля Афинеевской церкви владыка архиерей рукоположил меня в священники».**

В наши дни настоятелем храма является протоиерей Вадим Вячеславович Чернов. Протоирею Вадиму Чернову приходилось совмещать обязанности настоятеля в Афинеевской церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи и в Селятинской церкви преподобного Серафима с 1999 до 2002 г. Решение, по его словам, остаться в Афинеево он принял лично.

* Автобиография на личном сайте http://sysoev2.narod.ru/biography.html

** www.infosel.ru/church

6. Судьба церкви в наши дни

6.1. Эра атеизма.

Отделение церкви от государства было провозглашено декретом Совнаркома РСФСР от 23.1(5.2).1918, декларировавшим отказ государства от вмешательства в дела церкви и право граждан на свободу вероисповедания. На практике церковь испытывала сильнейшее противоправное вмешательство со стороны государства.

12. www.infosel.ru/church

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода