Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Появление светофора. Кто придумал светофор

В этом году 5 августа 2015 года мир отметил 101 день рождение электрической светофорной системы. 5 августа 1914 года в Кливленде, штат Огайо, инженеры установили на перекрестке первый в мире электрический светофор, который имел зеленые и красные огни. Светофор регулировал движение на улице для четырех пересечений дорог. В честь этого события даже компания Гугл подготовила фирменный логотип поиска, который 5 августа 2015 года был посещён первому в мире светофору на дороге.

В техническом плане устройство в Кливленде, может показаться не сильным прорывом, но, тем не менее, по сравнению со светофорами с ручным управлением, которые устанавливались в Лондоне и других странах мира, новый электрический светофор заметно опережал своих предшественников по удобству использования и смыслу своей работы.

Так управлялся на расстоянии с помощью полицейского, который сидел в стеклянной будке стоящей не далеко от устройства. Напомним, что до этого в мире использовались светофоры, которые имели только ручное механическое управление, из-за которого полицейскому приходилось для переключения режима светофора стоять рядом с ним, что согласитесь не очень удобно и опасно.

Появление первого электрического светофора знаменует собой ключевой момент в трансформации и развитии автодорог начала 20 века. Именно благодаря этому изобретению на наших улицах нет хаоса и хаотичного движения транспорта.

Если вспомнить наше прошлое, то до появления светофоров улицы в населенных пунктах представляли собой хаотичное движение экипажей, ручных повозок, и других транспортных средств на конной тяге. Также не осуществлялось ни какого регулирования движения для пешеходов.

Почему появился светофор?

Лошади, коляски, дилижансы, повозки, трамваи на конной тяге и пешеходы в течение многих лет мешали друг другу на дороге, пересекаясь на улицах населенных пунктах. Но, несмотря на определенный хаос, царивший на улицах города до 20 века, мир особо не нуждался в светофорах, поскольку все было очень медленным. Средние скорости конного транспорта заметно отстают от средних скоростей современных велосипедов.

Но как только в мире появились автомобили, которые стали появляться в городах, то, мир столкнулся с проблемой, связанной со скоростью движения транспортных средств. Как оказалось, мы не были готовы к появлению автотранспорта, и нас не было системы позволяющей сделать транспорт безопасным для всех участников дорожного движения. В итоге с появлением автомобилей во всем мире резко увеличилось , в которых гибло огромное количество людей.

В начале 1900-х годов самая большая проблема наблюдалась в крупных городах США, где за короткое время в связи с развитием автопромышленности количество автотранспорта буквально на глазах выросло в несколько раз. В итоге всего за несколько лет резко возросло количество смертельных аварий с участием пешеходов, которые сталкивались с проблемой перехода улиц, по которым на не маленькой скорости двигались автомобили.


График роста смертельных случаев в ДТП в начале 1900-х годов (США)

Для того чтобы снизить аварийность начали появляться первые в мире правила дорожного движения, в которых прописывались правила проезда тех или иных участков дороги.


На рисунке вы видите правило, которое запрещало левый поворот автомобиля на перекрестке с пешеходами под острым углом. Согласно этой норме, водителю предписывалось поворачивать на перекрестке под прямым углом

Большинство правил касалось левых поворотов автомобилей. Сначала может показаться, что это не очень значительное . Но, например, запрет пересекать перекресток под острым углом, впервые в мире сделал проезд участка дороги, где пересекаются потоки пешеходов и другие транспортные средства, безопасным и более удобным.

Правило предписывало при повороте налево пересекать перекресток под прямым углом. Благодаря этому удалось снизить количество ДТП с участием автомобилей и пешеходов.

Но как только появляется правило, которое должны соблюдать, то обязательно найдется множество людей, которые будут их нарушать. С такой же проблемой и столкнулись власти многих городов США после появления первых правил дорожного движения, что привело после снижения аварийности к ее еще большому росту.

В итоге на многих перекрестках в центре появились полицейские со свистками, которые стояли в центре пересечения дорог и контролировали проезд участка дороги строго под прямым углом (на диаграмме сверху полицейский обозначен точкой "С").

Эта организация была одной из первых в мире по безопасному регулированию дорожного движения. Эта реформа дорожного движения оказалась главным шагом вперед, с целью разумного дорожного движения, для того чтобы победить хаос на дорогах.

На оживленных перекрестках полицейские контролирующие правильность движения автомобилей работали в паре с полицейскими, которые вручную переключали механические светофоры, с несколькими сигнальными лампами. Также в некоторых местах устанавливались семафоры, которые имели надписи предписывающие водителям, что необходимо сделать (стоп или движение).

Но ростом автотранспорта на дорогах стоять в центре перекрестков стало не безопасно. Также многие водители были возмущены частыми ошибками действий полицейских, которые часто не справлялись с большим потоком машин.

Как работал новый электрический светофор?

Система, установленная в Кливленде, была не первой в мире, которая использовала разноцветные сигнальные огни для регулировки движения. Еще в 1868 году в Лондоне полицейские применяли ручной сигнальный семафор, имеющий красный и зеленый свет, которые уже давно в мире использовались как сигнал "стоп" и "движение".

Проблема этого семафора была в принципе его действия. Внутри устройства использовался газ. В итоге спустя месяц использования такого устройства произошел трагичный случай, который и остановил развитие подобных ручных семафоров. Так во время использования устройства полицейским, оно взорвалось в руках, причинив травму человеку.

Наконец, в 1914 году, на углу авеню Эвклида и 105-й Восточной улице, на одном из самых оживленных перекрестков в Кливленде был установлен . Это устройство было установлено компанией American Traffic Signal, по заказу властей города. Это устройство работала на основе технологии, которую годом ранее запатентовал Джеймс Ходж.


На рисунке оригинальная схема светофора, которая поступила в 1913 году для регистрации патента. Обратите внимание что светофор, помимо цветовых сигналов использует и надписи. Но в Кливленде не использовался светофор с надписями

Конструкция первого светофора была проста. Оператор в кабине переключал выключатели, чтобы включить или выключить зеленый или красный свет. Кабина с устройством была связана электрическими проводами. Светофоры были установлены с каждой стороны перекрестка. Кабина была установлена в центре перекрестка так, чтобы оператор видел все устройства.

Пульт управления также имел аварийный режим, который включался полицейским, для того чтобы пропустить пожарную машину и другие спецавтомобили. Для этого оператор переключал специальный выключатель в положение "Вкл" и в этот момент все светофоры на перекрестке переходили в режим красного света, для того чтобы дать проехать спецмашине.

Первый в мире электрический светофор на дороге был установлен в качестве эксперимента. Установка обошлась в 1500 долларов США. Несмотря на то, что во многих городах мира также экспериментировали с различными похожими светофорами, устройство на основе патента Джеймс Ходжа имело преимущество над всеми аналогичными изобретениями. Постепенно в течение десятилетий электрический светофор с дистанционным управлением стал стандартом во всем мире.

В 1920 году полицейский Уильям Поттс из Детройта предложил использовать в светофоре желтый . Вскоре после этого такие города как Нью-Йорк и Филадельфия начали устанавливать светофоры с тремя цветами огней. В конце концов, светофор с сигнальными огнями разного цвета стал использоваться по всему миру.

В нашей стране первый современный светофор появился в 1930 году, в Ленинграде на пересечении проспекта 25 Октября и проспекта Володарского (ныне Невский проспект и Литейный проспект). В Москве первый светофор появился чуть позже в этом же 1930 году. Он был установлен на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост.

Правда, первые Советские светофоры имели различие с зарубежными аналогами по расположению цветовых сигналов.

На месте красного света (сверху) наш Отечественный светофор имел зеленый свет (были даже светофоры, в которых вместо зеленого света применялся синий), а вместо зеленого света (внизу) располагался красный. Но после того как наша страна присоединилась к Международной конвенции о дорожном движении и к Международному протоколу о дорожных знаках и сигналах, расположение цветных сигнальных огней поменялось на общепринятый во всем мире.

Развитие дорог и дорожного движения

Старая Москва - Москва сегодня

Площадь Петровские ворота

С ростом автотранспорта все Правительства крупных стран, помимо регулировки дорожного движения, стали развивать дорожную сеть, которая связала крупные населенные пункты и заложила новый фундамент в развитие всей автопромышленности. С развитием дорог отмечалось увеличение скорости перемещения транспорта между городами, что положило новый виток в развитие экономики государств. В нашей стране в отличие от западных стран развитие шло медленными темпами, но, тем не менее, автодорожная сеть росла вместе с приростом автотранспорта.

В начале 1900 годов автомобили были доступны во всем мире только для богатых. И когда автомобиль сбивал пешехода, поднималась шумиха и даже высказывались мнения что транспортные средства это "машины - убийцы", которым не место на улицах городов. Если бы полицейские департаменты и инженеры из многих стран не занимались вопросами безопасности и не придумали бы способ минимизировать "бойню" на дороге, то тогда ничего не изменилось бы до сих пор.

К счастью, специалистам удалось сделать так чтобы пешеходы и автомобили не мешали друг другу на дороге, создать стандартизацию потоков автотранспортного трафика и самое главное создать регулировку дорожного движения, что снизило количество тяжелых аварий.

Начиная с 1920-х годов автомобили стали дешеветь. Снижение стоимости привело к тому, что средний класс во всем мире смог позволить приобрести себе в собственность новые автомобили.

Это в свою очередь привело к росту транспорта на дорогах во всем мире. К счастью вместе с ростом транспортных средств на дороге стали массово появляться , которые стали регулировать потоки участников дорожного движения, снизив ситуацию с аварийностью. В итоге светофоры стали обычным явлением в большинстве городов мира, в том числе и у нас.

Юрий Москаленко

5 августа 1914 года, 95 лет назад, на перекрестке авеню Эвклида и 105-й Восточной улицы в американском городе Кливленде появились первые в мире светофоры, регулирующие дорожное движение. Они имели переключающиеся красный и зеленый свет и издавали предупреждающий сигнал.

Казалось бы, все ясно: есть конкретная дата, и осталось посмотреть, кто придумал подобную систему? Но на деле все не так просто: здесь как с изобретением футбола – сразу несколько стран претендует на то, чтобы называться родоначальниками этой народной игры. Со светофорами тоже все не так однозначно: претендентов на право изобретения хватает. Не зря ведь известная поэтесса Лариса Рубальская однажды придумала такие строчки:

Кто придумал светофор?

«Это было, между прочим,

Очень много лет назад.

Самолет придумал летчик,

Садовод придумал сад,

Изобрел турист дорогу,

Футболист придумал мяч.

Но осталось очень много

Нерешаемых задач.

Неизвестно до сих пор,

Кто придумал светофор?

Кто придумал светофор? –

Неизвестно до сих пор.

Каждый делает, что хочет,

Все, что в голову взбредет.

И однажды, между прочим,

Что-нибудь изобретет.

К стенке гвоздь, к варенью чайник,

Черный хлеб для кислых щей,

В жизни много не случайно

Замечательных вещей».

Кто первее?

Пальму первенства у американцев пытаются отнять англичане. И у них есть повод для этого – прадедушка современного светофора был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне, возле здания Британского Парламента. Его изобретатель – Дж. П. Найт, специалист по железнодорожным семафорам, просто напросто перенес принцип, принятый в его ведомстве. Его «светофор» управлялся вручную и имел два семафорных крыла. Если крылья были подняты горизонтально – это означало сигнал «стоп», а когда их опускали под углом в 45 градусов – движение разрешалось, но только «с осторожностью». Кроме того, на высоком железном столбе был подвешен газовый фонарь, закрытый с одной стороны красным, а с другой зеленым стеклом. Фонарь можно было поворачивать в одном или другом направлении с помощью ручки, установленной в его основании.

Световой день в Лондоне 10 декабря короток, как клюв у воробья. Не все успевали «проскочить» в светлое время суток. Для «опозданцев» Найт придумал подсветку. «Переключателем» сигналов служил специальный полицейский, который включал нужный свет. Вот только проработало это изобретение менее месяца – 2 января 1869 года газ в фонаре неизвестно из-за чего рванул, полицейский оказался серьезно ранен, а позже скончался в больнице. После чего «бобби» наотрез отказывались дежурить возле газового фонаря. Регулирование сошло на нет. По крайней мере, на долгие 44 года.

Зачем детективу светофор?

В 1912 году детектив городской полиции Сол-Лейк-Сити 24-летний Лестер Вайр изобрел первый электрический светофор. Сначала он сделал большой деревянный ящик с наклонной крышей, потом круговые отверстия, в которых находились стекла, выкрашенные красной и зеленой краской. Для того чтобы «светофор» увидели все, ящик установили на длинном шесте, а с него змейками опускались провода на специальную тележку. Здесь и был «пульт управления» светофором.

И все же многие специалисты полагают, что настоящий светофор родился именно 5 августа 1914 года и был изобретен Гарретом Морганом, афроамериканцем, изобретателем и бизнесменом из Кливленда, штат Огайо. Собственно Гаррету светофор понадобился только после того, как он купил себе первый автомобиль. Его изобретение действовало по тому же принципу, что и семафоры на железнодорожных разъездах. Единственное отличие заключалось в том, что Морган придумал такой ход: каждый сигнал (красный и зеленый) включался автоматически на определенное количество времени. Именно на этом принципе и действуют практически все современные светофоры. И с подсказками в виде цифрового отсчета, и без них…

Правда, патент на изобретение Моргану удалось получить только спустя девять лет, в 1923 году. А еще четыре года спустя сразу двум изобретателям удалось «усовершенствовать» систему, предложенную Гарретом. Небезынтересным был, например, такой «пассаж» – если подъезжавший водитель видел на светофоре красный свет, он гудел с помощью специального рожка. Сигнал доходил до ушей полисмена в будке, который тут же переключал свет. Правда, срабатывала эта система только до определенного момента, пока число автомобилей не превысило все допустимые пределы. В какофонии звуков сориентироваться мог далеко не каждый регулировщик…

У итальянцев свой светофор...

А вот еще два интересных факта. Во-первых, желтый сигнал светофора появился в 1918 году, а во-вторых, в Советском Союзе первый светофор был установлен в 1924 году на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка в Москве.

И последнее: самый «крутой светофор» придумали итальянцы. Так они называют специальную диету, согласно которой можно сбросить несколько килограммов, не моргнув глазом….

Начинать прием пищи они советуют с продуктов желтого цвета. Например, картофель, тыква, омлет, болгарский перец соответствующего цвета, банан, апельсин, хурма, мандарин.

И наконец трапеза завершается продуктами и блюдами красного цвета: креветки, лобстеры, лососина, помидоры, морковь. А завершить все рекомендуется малиной, клубникой, вишней, гранатом.

Как видите, здесь цвета тоже «переключаются» один за другим…

Знаете сколько лет светофору? Почти сто! 5 августа 1914 года родился светофор. В этот день отмечают Всемирный день светофора, однако впервые это изобретение явилось миру значительно раньше, но как это часто бывает - первый блин вышел комом.

В середине позапрошлого века на улицах больших городов творился форменный беспредел: грузовые тележки, коляски, конные повозки, животные, пешеходы и чудо техники - машины на паровом двигателе - все передвигались, как им вздумается, и часто наезжали друг на друга. Обстоятельные англичане первыми озаботились дорожным вопросом. И вот 10 декабря 1868 года главную площадь Лондона у строения английского парламента «украсил» светофор. Это шестиметровое несимпатичное сооружение, имевшее лишь отдаленное сходство с современным элегантным «праправнуком» сконструировал механик Найт, сотрудник железнодорожного ведомства.

Сложная конструкция оборудовалась парой семафорных «крыльев», которые в горизонтальном положении сигнализировали «стоп», а расположенные под 45° к низу разрешали ехать. На верхушке железного столба крепился вращающийся фонарь с газовыми трубками, имевший с одной стороны красное стекло, а с другой - зеленое. В основании столба располагалась ручка для поворота фонаря, а также ременной привод для управления семафорными закрылками.

Специально для этого «динозавра» выделили штатную единицу, исполнявшую сии почетные обязанности. Несмотря на всю основательность, просуществовал светофор всего 3 недели. 2 января 1869 года газовые трубки в фонаре взорвались, травмировав дежурного полицейского. Бедняга от полученных повреждений умер в клинике. Светофор убрали, больше никто не хотел рисковать. И светофорную тему в обществе тоже закрыли, более чем на полвека.

Но конечно славные энтузиасты в одиночку продолжали технические разработки. И в 1910 году американец Эрнст Сиррин получил патент и установил в Чикаго первый светофор, работающий без участия человека. Правда, он функционировал только днем, потому что не имел подсветки. На двух автоматически сменяющих друг друга панелях было написано «Stop» и «Prossed».

В 1912 году появился первый электрический светофор. Его изобрел подающий надежды молодой полицейский Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити. Это был большой деревянный ящик, имевший крышу с уклоном и два округлых окошка, в которых виднелись стекла - красное и зеленое. Внутри «скворечника» находились две лампы. Эта конструкция возвышалась на внушительном шесте, по которому вились провода, соединяющие лампочки и «пульт управления», который находился на земле в тележке. Сейчас, возможно, эта махина смотрелась бы нелепо, но тогда - она вполне успешно функционировала и вызывала восхищение.

Вот мы и приблизились, наконец, ко дню, когда, по мнению специалистов, родился настоящий светофор. Это произошло 5 августа 1914 года в Кливленде. Предприниматель Гаррет Морган вскоре после приобретения машины, на себе лично ощутивший все «прелести» дорожного движения, пораскинул мозгами и изобрел светофор. Он был похож на железнодорожный семафор, отличаясь лишь тем, что каждый из двух цветов теперь загорался автоматически с определенным интервалом времени. Позже Гарриет Морган запатентовал свое детище, только почему-то удалось ему это лишь в 1923 году.

Далее развитие светофора начало двигаться вперед семимильными шагами. Неподалеку от места установки поставили будку с полицейским, следившим за работой светофора. При смене цветов была предусмотрена подача звукового сигнала, издаваемого полицейским при помощи свистка. Но нетерпеливым водителям этого было мало, они не хотели ждать: подъезжая к светофору на красный свет - они гудели в специальный рожок, и услышав звук, полицейский переключал свет на зеленый. До поры до времени все это было приемлемо, но автомобилей становилось все больше, каждый желающий дудел на свой лад, не исключая и сидевшего на своем посту полицейского. Гул дорожного движения нарастал, и звуки тонули во всеобщей какофонии, создавая хаос. Надо было срочно что-то делать. И вот в 1918 году светофор обрел третий «глаз» - желтого цвета. Сначала такую модель поставили в Нью-Йорке, затем в Детройте, Париже, Гамбурге… А до нас дошла очередь 15 января 1930 года, первый советский светофор установили в Ленинграде, а к концу года - и в Москве.

По нынешний день принцип работы светофора практически не изменился. Естественно, он постоянно совершенствуется, видоизменяется. Например, в первоначальных моделях верхний сигнал был зеленого цвета, однако позже это место занял красный. Со временем светофоры стали оборудоваться звуковым сопровождением для слепых, кнопкой для пешеходов, предоставляющей им возможность самостоятельно переключать цвета. Сигнальные экраны стали выполняться в специальных цветовых гаммах, которые улавливаются людьми с нарушениями зрения и с особенностями восприятия цвета. То есть, конечно, светофоры имеют общепринятые цвета, но в красный добавлен оранжевый, а в зеленый - синий. Очень удобны модели с обратным посекундным отсчетом, по которому можно сориентироваться, когда сменится цвет. Еще созданы реверсивные светофоры, с дополнительным лунно-белым окошком... А итальянские ученые разработали сенсорный светофор, который сам будет решать, когда переключаться. В данный момент проводятся его испытания.

Светофоры достаточно дороги - один объект, в зависимости от оснащения, обходится казне в 30 - 80 тысяч долларов. Интересно, предполагал ли такие масштабы незадачливый житель деревеньки Гороховка, что поблизости от Бобруйска, стащивший пешеходный светофор, в надежде продать его или, на худой конец, обменять на выпивку. Но то ли покупатель нынче слишком жадный пошел, то ли никому в хозяйстве светофор не надобен, а поймали вскоре воришку с поличным у себя дома, теперь «шьют» уголовное дело, понимаешь…

Да, вот еще кое-что! Один российский новатор выдвинул идею: светофор с четырьмя окошками: зеленый - ехать; желтый - приготовиться; красный - стоп; ярко-красный - «все, теперь уже точно стоп!». Судя по сегодняшней обстановке на наших дорогах, думаю, проект заслуживает внимания

Светофор (от рус. свет и греч. φορоς — «несущий») — устройство оптической сигнализации, предназначенное для регулирования движения людей, велосипедов, автомобилей и иных участников дорожного движения, поездов железной дороги и метрополитена, речных и морских судов.

Вообще-то самый первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента. Его изобретатель — Дж. П. Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам. Светофор управлялся вручную и имел два семафорных крыла: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° — движение с осторожностью.


В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для транспортных средств — пока пешеходы идут, автомобили должны стоять. 2 января 1869 года газовый фонарь светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейского.

Первая автоматическая система светофоров (способная к переключению без непосредственного участия человека) была разработана и запатентована в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго. Его светофор использовал неподсвеченные надписи Stop и Proceed.

Изобретателем первого электрического светофора считается Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США. В 1912 году он разработал (но не запатентовал) светофор с двумя круглыми электрическими сигналами красного и зелёного цвета.

5 августа 1914 года в Кливленде (штат Огайо, США) Американская светофорная компания установила на перекрёстке 105-й улицы и авеню Эвклида четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Они имели красный и зелёный сигнал и, переключаясь, издавали звуковой сигнал. Система управлялась полицейским, сидящим в стеклянной будке на перекрёстке. Светофоры задавали правила движения, аналогичные принятым в современной Америке: поворот направо осуществлялся в любое время при отсутствии помех, а поворот налево — на зелёный сигнал вокруг центра перекрёстка.

В Австралии в 30-х годах изобрели и такой необычный светофор, который работал по принципу часов - действовать нужно было в зависимости от цвета поля, на котором в данный момент находилась стрелка


В 1920 году году трёхцветные светофоры с использованием жёлтого сигнала были установлены в Детройте (штат Мичиган (штат)Мичиган, США и Нью-Йорке. Авторами изобретений были, соответственно, Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис.

Первые японские светофоры имели синий разрешающий сигнал, потом его поменяли на зеленый, однако жители страны по привычке по-прежнему называют его "синим"

Первый трехцветный светофор 1920 года

В Европе аналогичные светофоры были впервые установлены в 1922 году в Париже на пересечении Рю де Риволи и Севастопольского бульвара и в Гамбурге на площади Штефансплатц. В Англии — в 1927 году в городе Вулвергемптоне.

В СССР первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (ныне Невского и Литейного проспектов). А первый светофор в Москве появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост.

Фото 1931 года. Это второй светофор, установленный в Москве - на углу Кузнецкого и Неглинки.


В середине 1990-х были изобретены зелёные светодиоды с достаточной яркостью и чистотой цвета, и начались эксперименты со светодиодными светофорами. Москва стала первым городом, в котором светодиодные светофоры стали применяться массово.

Виды светофоров

Наиболее распространены светофоры с сигналами (обычно круглыми) трёх цветов: красного, жёлтого (горит 0,5-1 сек.) и зелёного. В некоторых странах в том числе и в России вместо жёлтого используется оранжевый цвет. Сигналы могут быть расположены как вертикально (при этом красный сигнал всегда располагается сверху, а зелёный — снизу), так и горизонтально (при этом красный сигнал всегда располагается слева, а зелёный — справа).

Т-образный светофор в Москве показывает сигнал «движение запрещено»

Иногда сигналы светофора дополняют специальным табло обратного отсчёта времени, которое показывает сколько времени ещё будет гореть сигнал. Чаще всего табло обратного отсчёта делают для зелёного сигнала светофора, но в ряде случаев табло отображает и оставшееся время красного сигнала.

Существуют светофоры из двух секций — красной и зелёной. Такие светофоры обычно устанавливаются на пунктах, где пропуск автомобилей производится в индивидуальном порядке, например, на пограничных переходах, при въезде или выезде с автостоянки, охраняемой территории и т. п.

Светофор от дизайнера Stanislav Katz . Все три цвета на нем воспроизводятся одним фонарём состоящим из матрицы зелёных и красных светодиодов.

Могут также подаваться мигающие сигналы, смысл которых зависит от местного законодательства. В России и во многих странах Европы мигающий зелёный сигнал означает предстоящее переключение к жёлтому.

Мигающий жёлтый сигнал требует снизить скорость для проезда перекрёстка или пешеходного перехода как нерегулируемого (например, в ночные часы, когда регулирование не требуется из-за низкой интенсивности движения).

Стоимость одного светофорного объекта в зависимости от его технического оснащения и сложности участка дороги составляет от 800 тыс. руб до 2,5 млн руб.

На светофорах могут быть дополнительные секции в виде стрелок или контуров стрелок, регулирующие движение в том или ином направлении.

Красный мигающий сигнал используется для ограждения пересечений с трамвайными линиями при приближении трамвая, мостов при разводке, участков дорог вблизи взлётно-посадочных полос аэропортов при взлёте и посадке самолётов на опасной высоте.

Светофор, устанавливаемый на железнодорожных переездах состоит из двух горизонтально расположенных красных фонарей и, на части переездов, одного фонаря лунно-белого цвета. Белый фонарь расположен между красными, ниже или выше соединяющей их линии.Иногда вместо лунно-белого фонаря ставится зелёный немигающий.

Для регулирования движения по полосам проезжей части (особенно там, где возможно реверсивное движение), применяют специальные светофоры - реверсивные.

Реверсивные светофоры


В соответствии с Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах такие светофоры могут иметь два или три сигнала:

красный Х-образный сигнал запрещает движение по полосе;

зелёная стрелка, направленная вниз, разрешает движение;

дополнительный сигнал в виде диагональной жёлтой стрелки информирует о смене режима работы полосы и указывает направление, в котором её необходимо покинуть.

В странах Северной Европы используются светофоры с тремя секциями, совпадающими по расположению и назначению со стандартными светофорами, но имеющими белый цвет и форму знаков: «S» — для сигнала, запрещающего движение, «—» — для предупреждающего сигнала, стрелка направления движения — для разрешающего сигнала.

Светофоры для маршрутных транспортных средств в Нидерландах (верхний ряд) и Бельгии (нижний ряд)


Светофоры для пешеходов регулируют движение людей через пешеходный переход. Как правило, он имеет два вида сигналов: разрешающий и запрещающий.

Чаще всего используют сигналы в виде силуэта человека: красный — стоящего, зелёный — идущего. В США красный сигнал часто выполняют в виде силуэта поднятой ладони (жест «стоп»). Иногда используют надписи «не идите» и «идите» (в английском языке «Don’t Walk» и «Walk», в других языках — аналогично). В столице Норвегии для запрещения движения пешеходов используются две стоящие фигуры, окрашенные красным цветом. Делается это для того, чтобы слабовидящие или люди, страдающие дальтонизмом, могли понять, можно им идти или нужно стоять.

Пешеходный светофор в Норвегии

Часто применяется вариант, когда светофор переключается после нажатия специальной кнопки и разрешает переход в течение определённого времени после этого.

Современные светофоры для пешеходов дополнительно оборудуют также звуковыми сигналами, предназначенными для слепых пешеходов.

Звуковой модуль светофора для слепых пешеходов

Во времена существования ГДР сигналы светофора для пешеходов имели оригинальную форму маленького «светофорного» человечка.

Сувениры с изображением «светофорного» человечка


Для регулирования движения велосипедов иногда применяют специальные светофоры. Это может быть светофор, сигналы которого выполнены в форме силуэта велосипеда. Они имеют меньший размер и устанавливаются на удобной для велосипедистов высоте.

Светофор для велосипедов в Вене


Южнокорейские дизайнеры разработали светофор для дальтоников. В основе разработки, названной Uni-Signal (сокращение от Universal Sign Light - «универсальный сигнальный знак»), лежит оригинальная идея придать секциям автоматических регулировщиков форму разных геометрических фигур.

Светофор с таймером



Светодиодные светофоры TAKE на Тайване


А вот еще фото на тему светофора

Инсталляция от Pierre Vivant: и не дерево, и не светофор


А вы знали, что у светофора 5 августа был день рождения? И в 2014 году ему исполнилось 100 лет! Именно век назад придумали первый электрический светофор. Вы опытный водитель или же новичок после обучения вождению ? Неважно! Думаем про историю светофора будет интересно почитать каждому.

Прадед нашего светофора

Только представьте, что было бы на дорогах , не будь у нас обычного светофора. Но кого же благодарить за столь полезное изобретение? Вот что рассказывают инструкторы по вождению .

Самый первый светофор в истории человечества был установлен в декабре 1868 года в Лондоне рядом со зданием парламента. Создал это умное устройство некий Джон Пик Найт — инженер, который занимался семафорами, то есть приборами, регулирующими движение железнодорожного транспорта.

Это была нехитрая конструкция с двумя семафорными стрелками. Управлялся первый светофор вручную. Горизонтальная стрелка означала остановку, а когда стрелку поднимали вверх под углом 45 градусов, то двигаться нужно было предельно осторожно. Ночью стрелки заменяли газовыми фонарями разных цветов. Красный — стоп, зеленый — дальнейшее движение разрешено.

Главная задача светофоров того времени — это сделать переход пешеходов через проезжую часть легче и безопаснее.

Когда появился электрический светофор?

В 1912 году, благодаря Лестеру Вайру, жителю штата Юты в Америке, появился первый светофор, который работал от электрической сети. Но запатентован он не был. И только через два года инженер Джеймс Хог из Кливленда сконструировал устройство, которое стало прообразом современного светофора. Тогда сразу четыре регулятора дорожного движения установили на перекрестке сто пятой улицы и авеню Эвклида. Помимо световых сигналов, они могли подавать и звуковые. Управление шло из стеклянной будки, построенной рядом. Там постоянно находился дежурный, который и отвечал за работу светофора.

Трехцветные светофоры появились чуть позже, в 1920 году, зато мгновенно заполонили улицы Нью-Йорка и Детройта. Их создателями считаются Джон Ф. Харрис и Уильям Поттс.

Франция стала первой европейской страной, в которой установили светофор. Это случилось в 1922 году, когда жители Парижа стали ездить по показаниям этих уникальных устройств. В 1927 году светофор добрался и до Англии.

В нашей стране, тогда еще СССР, первый светофор установили в Ленинграде на перекресте современного Невского и Литейного проспектов (тогда они назывались Володарского и проспект 25 Октября). Это произошло в январе 1930 года и стало значимым событием в истории дорожного движения России. Чуть позже, в декабре, со светофором смогли познакомиться и москвичи. Его установили в канун нового года, 30 декабря 1930 года.

К середине 20-х г.г. прошлого столетия было изобретено почти 50 видов светофоров различной конструкции. Стоит отметить изобретение компании Attica Traffic Signal Company. Разработанная ими система могла вести обратный отсчет до старта путем загорания лампочек. Между прочим, сегодня такая схема активно используется в автоспорте.

Как устроен современный светофор

Если вы думаете, что светофор — это простая конструкция с периодическим переключением световых табло, то глубоко ошибаетесь. Современные светофоры являются очень сложными устройствами. В них входят:

  • корпус со светильниками,
  • контроллер дорожной сигнализации ,
  • специальные датчики транспортных средств.

Сегодня светофоры устанавливаются на специальных опорах и столбах вдоль автомобильных дорог и преимущественно на перекрестках.

Управляет этим безмолвным «регулировщиком » компьютер, который самостоятельно выбирает и синхронизирует движение в соответствие с дорожной обстановки, постоянно меняющейся. Датчики мгновенно фиксируют транспортные средства, как бы задавая им ритм движения с помощью всем известных световых сигналов.

В крупных городах и мегаполисах светофоры объединяются в автоматизированные системы, которые управляют движением всех городских транспортных средств.

Такие системы способны создавать удивительно сложные эффекты, например, «зеленую волну».

Дальнейшее развитие этого средства управления движением лежит уже в сфере развития искусственного интеллекта. Со временем именно светофор возьмет на себя всю регулировку транспортных потоков, исключив полностью из данного процесса человека.

Удивительные факты

Кстати, в Японии долгое время синий цвет был разрешающим сигналом светофора.

Термин «светофор» вошел в русский язык после включения этого понятия в Большую советскую энциклопедию, в 1932 году.

А самый большой светофор находится в Лондоне. Это, так называемое, «дерево-светофор», расположенное на площади недалеко Канарского причала. Данная конструкция ничего не регулирует, а является неким мемориалом и символом победы. Она знаменует, что «три огня» одержали верх над дорожным хаосом. Высота мемориала составляет 8 метров, и состоит этот светофор из 75 приборов, управляемых всего одним компьютером.

На заметку

За последние сто лет трехцветный регулировщик постоянно развивался, становился сложнее, удобнее и умнее. Сегодня существует светофоры не только для автомобилей, но и для пешеходов, трамваев, велосипедистов и даже лошадей. Появились стрелки, разрешающие при красном сигнале поворачивать направо, а также звуковые сигналы, благодаря чему слабовидящие люди могут безопасно перейти проезжую часть.

Возможно, кто-то подумает, что светофоры — это некое ограничение... Но только задумайтесь, сколько жизней они помогли спасти за это столетие.

Движение без этих регулировщиков было бы хаотичным и крайне опасным. Проезжая мимо него, не забудьте сказать спасибо…

P.S. Еще раз напоминаем, что запрещающий сигнал светофора — это не только красный, но и желтый. Движение для автомобилистов и пешеходов разрешено лишь на зеленый. Не забывайте это простейшее правило, и вы всегда будете в безопасности.

Видео о том, почему в светофоре используются именно красный, желтый и зеленый цвета сигналов:

Удачи на перекрестках и соблюдайте ПДД!

В стать использовано изображение с сайта ugranow.ru

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода