Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Понятие, происхождение, теории социальной стратификации. Курсовая работа: Социальная стратификация

Социальная стратификация

Социальная роль

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсœем иной. Социальные нормы - предписанные правила поведения - характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова ʼʼдинамическаяʼʼ, ʼʼповедениеʼʼ, ʼʼнормаʼʼ указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а ссоциальным взаимодействием. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мы должны усвоить:

· социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;

· социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

· социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения - его статику.

Поданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей (экспектации).

Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятсясоциальными нормами. В случае если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями

Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, делœение социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, в связи с этим стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.

Термин ʼʼстратификацияʼʼ пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населœения - среднюю, а богатые - верхнюю.

Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации. У неечетыре измерительных линœейки , илиоси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:

· власть;

· образование;

· престиж.

Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определœенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид(индивидуальный доход) или семья(семейный доход ) в течении определœенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

На оси координат мы откладываем равные промежутки, к примеру, до 5000 долл., от 5001 до 10000 долл., от 10001 до 15000 долл. И т. д. до 75000 долл. И выше.

Доходы чаще всœего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денеᴦ. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта͵ ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход -только работающие. Кроме них, доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса - не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, так как у первого если и есть богатство, то оно незначительно, а у второго его нет вовсœе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.

Богатства и доходы распределяются неравномерно и означаютэкономическое неравенство. Социологи интерпретируют его как показатель того, что разные группы населœения имеют неравные жизненные шансы. Οʜᴎ покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье и т. д. Люди, имеющие больше денег, лучше питаются, живут в более комфортных домах, предпочитают личный автомобиль общественному транспорту, могут позволить себе дорогой отдых и т. д. Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всœеми благами медицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самые общественные школы) и т. д.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная средняя - 9 лет, полная средняя -11, колледж - 4 года, университет - 5 лет, аспирантура - 3 года, докторантура - 3 года. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть - возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Решения президента России распространяются на 148 млн человек (выполняются ли они - другой вопрос, хотя и он касается вопроса власти), а решения бригадира - на 7-10 человек.

Сутьвласти - в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе властьинституционализирована , т. е. охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в т.ч. законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всœех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной,- составляют институционализированнуюэлиту . Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

Три шкалы стратификации - доход, образование и власть - имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он - субъективный показатель.

Престиж - уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятий. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Как правило, профессиональный престиж определяется нами интуитивно, приблизительно. Но в некоторых странах, прежде всœего в США, социологи измеряют его при помощи специальных методов. Οʜᴎ изучают общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа.

Исторические типы стратификации

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщающим показателœем стратификации. Раньше мы отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом.

Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е.закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство, кастовый и сословный строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Таковыисторические типы стратификации.

закрытое общество - это такое общество, где перемещение индивидов или информации из одной страны в другую исключено или существенно ограничено. Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Важно заметить, что для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий классовом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые документы не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек волен переходить, при наличии способностей, образования или доходов, из одного класса в другой.

Социальная стратификация - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная стратификация" 2017, 2018.

Есть часть социальной системы, которая выступает как совокупность наиболее устойчивых элементов и их связей, обеспечивающих функционирование и воспроизводство системы. Она выражает объективное деление общества на , классы, слои, указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. Социальная структура образует каркас социальной системы и определяет во многом стабильность общества и его качественную характеристику как социального организма.

Понятие стратификации (от лат.stratum - слой, пласт) обозначает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация — это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое положение и обладают общими статусными признаками.

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации. Так, согласно марксистской школе социологии , в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства. По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада , который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов ), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

  • экономическую (по критериям дохода и богатства);
  • политическую (по критериям влияния и власти);
  • профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

  • качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);
  • ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);
  • характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:

  • доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);
  • богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);
  • власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;
  • образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;
  • престиж — общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего — 60-80% и низшего — 13-35%.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

  • высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);
  • низший-высший класс («новые богатые» — банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);
  • высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);
  • низший-средний класс (наемные работники — инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);
  • высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);
  • низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов — богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

Социологическое понятие стратификации (от лат. - слой, пласт) отражает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация - это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Под стратой понимается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.

Рассматривая социальную стратификацию как многомерное, иерархически организованное социальное пространство, социологи по-разному объясняют ее природу, причины происхождения. Так, марксистские исследователи считают, что в основе социального неравенства, определяющего стратификационную систему общества, лежат отношения собственности, характер и форма владения средствами производства. По мнению сторонников функционального подхода (К. Дэвис и У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам происходит в соответствии с их вкладом в достижение целей общества в зависимости от важности их профессиональной деятельности. Согласно теории социального обмена (Дж. Хоманс), неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Для определения принадлежности к той или иной социальной страте социологи предлагают самые различные параметры и критерии. Один из создателей стратификационной теории П.Сорокин (2.7) выделял три вида стратификации: 1) экономическую (по критериям дохода и богатства); 2) политическую (по критериям влияния и власти); 3) профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешною исполнения социальных ролей).

В свою очередь, основоположник структурного функционализма Т. Парсонс (2.8) выделил три группы признаков социальной стратификации:

  • качественные характеристики членов общества, которыми они обладают от рождения (происхождение, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества, врожденные особенности и т.д.);
  • ролевые характеристики, определяемые набором ролей, которые индивид выполняет в обществе (образование, профессия, должность, квалификация, различные виды трудовой деятельности и т.д.);
  • характеристики, связанные с владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, произведения искусства, социальные привилегии, возможность влиять на других людей и т.д.).

В современной социологии, как правило, выделяют следующие основные критерии социальной стратификации:

  • - доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);
  • - богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);
  • - власть - способность и возможность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение;
  • - образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения (так, в советской школе было принято: начальное образование - 4 года, неполное среднее образование - 8 лет, полное среднее образование - 10 лет);
  • - престиж - общественная оценка значимости, привлекательности той или иной профессии, должности, определенного рода занятий. Профессиональный престиж выступает как субъективный показатель отношения людей к конкретному виду деятельности.

Доход, власть, образование и престиж определяют совокупный социально-экономический статус, который является обобщенным показателем положения в социальной стратификации. Некоторые социологи предлагают и другие критерии выделения страт в обществе. Так, американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) доход или богатство; 3) образование или знание; 4) религиозная или ритуальная чистота; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность. Французский социолог Турен, напротив, считает, что в настоящее время ранжирование социальных позиций проводится не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации: господствующее положение занимает тот, кто владеет наибольшим объемом знаний и информации.

В современной социологии существует множество моделей социальной стратификации. Социологи преимущественно выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса составляет примерно 5-7%, среднего - 60-80% и низшего класса - 13-35%.

К высшему классу относятся лица, занимающие наиболее высокие позиции по критериям богатства, власти, престижа, образования. Это влиятельные политики и общественные деятели, военная элита, крупные бизнесмены, банкиры, менеджеры ведущих фирм, видные представители научной и творческой интеллигенции.

В состав среднего класса входят средние и мелкие предприниматели, управленческие работники, государственные служащие, военнослужащие, работники финансовой сферы, врачи, юристы, преподаватели, представители научной и гуманитарной интеллигенции, инженерно-технические работники, рабочие высокой квалификации, фермеры и некоторые другие категории.

По мнению большинства социологов, средний класс представляет собой своеобразный социальный стержень общества, благодаря которому оно сохраняет устойчивость и стабильность. Как подчеркивал известный английский философ и историк А. Тойнби, современная западная цивилизация - это прежде всего цивилизация среднего класса: западное общество стало современным после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс.

Низший класс составляют лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом (грузчики, уборщики, подсобные рабочие и т.д.), а также различные деклассированные элементы (хронические безработные, бездомные, бродяги, нищие и др.).

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У. Л. Уорнер в своем известном исследовании "Янки-Сити" выделил шесть классов:

  • высший - высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);
  • низший - высший класс ("новые богатые", не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные родовые кланы);
  • высший - средний класс (адвокаты, предприниматели, менеджеры, ученые, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);
  • низший - средний класс (клерки, секретари, служащие и другие категории, которые принято называть "белыми воротничками");
  • высший - низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);
  • низший - низший класс (хронические безработные, бездомные, бродяги и другие деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Так, одни социологи считают, что рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классами. Другие включают высококвалифицированных рабочих в средний класс, но в низшую его страту. Третьи предлагают выделять в рабочем классе два слоя: верхний и нижний, а в среднем классе - три слоя: высший, средний и низший. Варианты разные, но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из трех основных классов - богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, социальная стратификация отражает неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и приобретает характер иерархического ранжирования различных видов деятельности. Объективная потребность в таком ранжировании связана с необходимостью мотивировать людей более эффективно выполнять свои социальные роли.

Социальная стратификация закрепляется и поддерживается различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модернизируется, что является важным условием нормального функционирования и развития любого общества.

Социальная стратификация

Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) - одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т.п.

Стратификация - это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними - основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая - деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются "посвященные", т.е. те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные - "профаны" (профан − от лат. pro fano − лишенный святости, непосвященный; профаны − все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться.

Важнейшей динамической характеристикой общества является социальная мобильность. Согласно определению П. Сорокина, "под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой". Однако не всегда социальные агенты перемещаются с одной позиции на другую,возможно перемещение самих социальных позиций в социальной иерархии, такое перемещение называется "позиционная мобильность" (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Наряду с социальными фильтрами, устанавливающими барьеры социальному перемещению, в обществе существуют и "социальные лифты", значительно ускоряющие этот процесс (в кризисном обществе - революции, войны, завоевания и т.п.; в нормальном, стабильном обществе - семья, брак, образование,собственность и т.д.). Степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.

  • Социальная структура
  • Социальный класс
  • Креативный класс
  • Социальное неравенство
  • Религиозное расслоение
  • Расизм
  • Касты
  • Классовая борьба
  • Социальное поведение

Ссылки

  • Ильин В.И. Теория социального неравенства (структуралистско-конструктивистская парадигма). М., 2000.
  • Социальная стратификация
  • Сушкова-Ирина Я. И. Динамика социальной стратификации и ее представленность в картинах мира // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» . - 2010. - № 4 - Культурология.
  • Эксперты ИА REX о социальной стратификации

Примечания

  1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. C. 373
Категории:
  • Социология
  • Социальная иерархия

Соц стратификация

Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) - одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т.п.

Стратификация - это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними - основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая - деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются "посвященные", т.е. те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные - "профаны" (профан − от лат. pro fano − лишенный святости, непосвященный; профаны − все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться.

По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс - встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.

Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны - многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порой существование множества стратификационных моделей): цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.

32.КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Существует особый вид стратификации современного общества, который носит название классовой стратификации .

Общественные классы , по определению Ленина "... большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".

Впервые развернутое понятие социального класса было сформулировано К. Марксом посредством использования понятия классово-образующего признака . По Марксу таким признаком является отношение людей к собственности. Одни классы в обществе владеют собственностью, могут распоряжаться собственностью, в то время как другие классы лишены этой собственности. Такое разделение может приводить к межклассовым конфликтам, которые направлены прежде всего на перераспределение, передел собственности. Наличие этого признака классового разделения общества продолжает использоваться многими современными учеными.

В отличие от Маркса, немецкий социолог Макс Вебер выделяет несколько признаков классового разделения общества. В частности, он рассматривает престиж как один из важнейших признаков социального класса. Кроме престижа, Вебер считает такими признаками богатство и власть, а также отношение к собственности . В связи с этим Вебер выделяет в обществе значительно большее количество классов, чем Маркс. Каждый из социальных классов обладает собственной субкультурой, которая включает в себя специфические способы поведения, принятую систему ценностей и набор социальных норм. Несмотря на влияние доминирующей культуры, каждый из социальных классов культивирует собственные ценности, модели поведения и идеалы. Эти субкультуры имеют достаточно четки границы, внутри которых индивиды чувствуют сво: принадлежность к социальному классу, идентифицируют себя с ним.

В настоящее время существует достаточно много моделей классовой структуры общества. Однако самой распространенной моделью следует считать модель У. Уотсона . Согласно этой модели современное общество делится на шесть основных классов. Особенно четко выделены высшие и средние классы общества.

Опыт использования этой модели показал, что она имеет ограничения применительно к дорыночной России. Однако с развитием рыночных отношений классовая структура российского общества все более напоминает классовые структуры западных стран. Именно поэтому модель классовой структуры Уотсона может иметь большое значение при анализе социальных процессов протекающих в современной России.

Социальная стратификация

Социальная стратификация - это определение вертикальной последовательности положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархии. У различных авторов понятие страты нередко заменяется иными ключевыми словами: класс, каста, сословие. Употребляя далее эти термины, мы будем вкладывать в них единое содержание и понимать под стратой большую группу людей, отличающуюся по своему положению в социальной иерархии общества.

Социологи едины во мнении, что основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Однако способ организации неравенства мог быть различным. Необходимо было вычленить те основания, которые определяли бы облик вертикального строения общества.

К. Маркс ввел единственное основание вертикального расслоения общества - обладание собственностью. Узость такого подхода стала очевидной уже в конце XIX столетия. Вот почему М. Вебер увеличивает количество критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического - отношение к собственности и уровень доходов - он вводит такие критерии как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям)

Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему занять определенное место в социальной иерархии.

Роль статуса в иерархической структуре общества определяется такой важной особенностью социальной жизни как ее нормативно-ценностное регулирование. Благодаря последнему на "верхние ступени" социальной лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует укоренившимся в массовом сознании представлениям о значимости его титула, профессии, а также функционирующим в обществе нормам и законам.

Выделение у М. Вебера политических критериев стратификации выглядит еще недостаточно аргументированным. Более четко об этом говорит П. Сорокин . Он однозначно указывает на невозможность дать единую совокупность критериев принадлежности к какой-либо страте и отмечает наличие в обществе трех стратификационных структур: экономической, профессиональной и политической. Собственник, обладающий большим состоянием, значительной экономической властью, мог формально не входить в высшие эшелоны политической власти, не заниматься профессионально престижной деятельностью. И, напротив, политик, сделавший головокружительную карьеру, мог не быть собственником капитала, что тем не менее не мешало ему вращаться в кругах высшего общества.

В дальнейшем социологами предпринимались неоднократные попытки расширить число критериев стратификации путем включения, например, образовательного уровня. Можно принимать или отвергать дополнительные стратификационные критерии, но видимо нельзя не согласиться с признанием многомерности этого явления. Стратификационная картина общества многопланова, она состоит из нескольких пластов, не совпадающих полностью друг с другом.

В 30-40-е годы в американской социологии была предпринята попытка преодолеть многомерность стратификации путем предложения индивидам самим определить свое место в социальной структуре.) В исследованиях, проведенных У.Л. Уорнером в ряде американских городов, стратификационная структура была воспроизведена на основе принципа самоидентификации респондентов с одним из шести классов на основе разработанной автором методики. Данная методика не могла не вызвать критического отношения в силу дискуссионности предложенных критериев стратификации, субъективизма респондентов и, наконец, возможности эмпирические данные по нескольким городам представить как стратификационный срез всего общества. Но такого рода исследования дали другой результат: они показали, что сознательно или интуитивно люди ощущают, осознают иерархичность общества, чувствуют основные параметры, принципы, определяющие положение человека в обществе.

Тем не менее, исследование У. Л. Уорнера не опровергло утверждение о многомерности стратификационной структуры. Оно лишь показало, что разные виды иерархии, преломляясь через систему ценностей человека, создают у него целостную картину восприятия этого социального феномена.

Итак, общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким критериям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по уровню обладания политической властью, а также по некоторым другим критериям. Можно утверждать, что все эти виды иерархии значимы для общества, так как позволяют регулировать как воспроизводство социальных связей, так и направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов. После определения оснований стратификации перейдем к рассмотрению ее вертикального среза. И здесь перед исследователями встает проблема делений на шкале социальной иерархии. Иными словами, сколько надо выделить социальных слоев, чтобы стратификационный анализ общества был по возможности наиболее полным. Введение такого критерия как уровень богатства или доходов вело к тому, что в соответствии с ним можно было выделить формально бесконечное множество слоев населения с разным уровнем благосостояния. А обращение к проблеме социально-профессионального престижа давало основание сделать стратификационную структуру очень похожей на социально-профессиональную.

Иерархическая система современного общества лишена жесткости, формально все граждане имеют равные права, в том числе и право занимать любое место в социальной структуре, подниматься на верхние ступени социальной лестницы или находиться "внизу". Резко возросшая социальная мобильность тем не менее не привела к "размыванию" иерархической системы. Общество по-прежнему поддерживает и охраняет свою иерархию.

Стабильность общества связана с профилем социальной стратификации. Чрезмерное "вытягивание" последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, восстаниями, бунтами, несущими хаос, насилие, тормозящими развитие общества, ставящими его на грань развала. Утолщение профиля стратификации, прежде всего за счет "усечения" верхушки конуса - явление повторяющееся в истории всех обществ. И важно, чтобы оно осуществлялось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики.

Стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя или класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше (в количественном отношении) средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрение граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.

Наличие мощного среднего пласта в социальной иерархии многих современных стран позволяет им сохранять устойчивость, несмотря на эпизодическое нарастание напряженности среди беднейших слоев. Эта напряженность "гасится" не столько силой репрессивного аппарата, сколько нейтральной позицией большинства, в целом удовлетворенного своим положением, уверенного в будущем, чувствующего свою силу и авторитет.

"Размывание" среднего слоя, возможное в периоды экономических кризисов, чревато для общества серьезными потрясениями.

Итак, вертикальный срез общества подвижен, его основные пласты могут увеличиваться и уменьшаться. Это связано со множеством факторов: спады производства, структурная перестройка экономики, характер политического режима, технологическое обновление и появление новых престижных профессий и т.д. Однако стратификационный профиль не может "вытягиваться" беспредельно. Автоматически срабатывает механизм перераспределения национального богатства власти в виде стихийных выступлений масс, требующих восстановления справедливости, либо, чтобы избежать этого, требуется сознательное регулирование этого процесса. Устойчивость общества может быть обеспечена только за счет создания и расширения среднего слоя. Забота о среднем слое - залог стабильности общества.

Что такое стратификация общества?

Психея

Стратификация - расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.
Стратификация отражает социальную неоднородность, расслоение общества, неодинаковость социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство.

Баркодавр

Социация - одна из основных тем в социологии. Это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия) , вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса) . В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам. Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая - деление общества на элиты и массы. В самом раннем, архаическом обществе структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные - профаны (все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники) . Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться. По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс - встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д. Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны – многослойны, многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают существование множества порою стратификационных моделей) . Степень свободы социальных перемещений (мобильность) из одного социального слоя в другой определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.

Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки со слоям земли.

Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними - основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.
"Стратификация" - термин принят в науке, а слово "расслоение" больше употребляется в повседневном языке.

Социальная стратификация (краткое определение) - социальное расслоение, т. е. разделение всего общества на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.

Расслоение - разделение общества на бедных и богатых, к-рые составляют два полюса общества.

Поляризация общества - процесс, когда расстояние сильно увеличивается между бедными и богатыми.

Классом называют большую соцгруппу, владеющую средствами производства, занимающую определённое место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения доходов.

Андеркласс - самый нижний слой стратификации (нищие) .

1. Понятие и основные критерии социальной стратификации

Стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества.

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. - М.: наука. 1994. С. 154. .

Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу социальной стратификации К.Маркс и М.Вебер.

К. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства,- класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд,- угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать

Функционалистская теория стратификации была сформулирована в 1945 г. К.Дейвисом и У.Муром. Стратификация существует в силу своей универсальности и необходимости, общество не может обойтись без расслоения. Социальный порядок и интеграции требуют определенной степени стратификации. Система стратификации позволяет заполнить все статусы, образующие социальную структуру, вырабатывает у индивида стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением.

Распределение материальных благ, властных функций и социального престижа (неравенство) зависит от функциональной значимости позиции (статуса) индивида. В любом обществе есть позиции, которые требуют специфических способностей и подготовки. У общества должны быть определенные выгоды, которые используются в качестве стимулов для занятия людьми позиций и выполнения ими соответствующих ролей. А также определенные способы неравномерного распределения этих выгод в зависимости от занимаемых позиций. Функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. Неравенство выполняет роль эмоционального стимула. Блага встроены в социальную систему, поэтому стратификация - структурная особенность всех обществ. Всеобщее равенство лишило бы людей стимула к продвижению, желания прилагать все усилия для выполнения обязанностей. Если стимулов недостаточно и не статусы оказываются незаполненными, общество распадается. Данная теория имеет ряд недостатков (не учитывает влияние культуры, традиций, семьи и др.), но является одной из наиболее разработанных.

Одним из создателей современной теории стратификации является П.А.Сорокин. Он вводит понятие «социальное пространство» как совокупность всех социальных статусов данного общества, заполненное социальными связями и отношениями. Способ организации этого пространства - стратификационный. Социальное пространство является трёхмерным: каждое его измерение соответствует одной из трех основных форм (критриев) стратификации. Социальное пространство описывается тремя осями: экономический, политический и профессиональный статус. Соответственно позиция индивида или группы описывается в этом пространстве с помощью трёх координат.

Совокупность индивидов, обладающих схожими социальными координатами и образуют страту. Основа стратификации - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Большой вклад в решение практических и теоретических задач стратификации российского общества внесла Т.И. Заславская. По её мнению, социальная структура общества - это сами люди, организованные в разного рода группы (слои, страты) и выполняющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которые рождает экономика, которых она требует. Именно эти люди, их группы проводят в жизнь определенную социальную политику, организуют развитие страны, принимают решения. Таким образом, в свою очередь, социальное и экономическое положение этих групп, их интересы, характер их активности и взаимоотношения друг с другом влияют на развитие экономики Глотов М.Б. Современные концепции социальной стратификации// Социальные проблемы, 2008. № 5. С. 14. .

Таким образом, можно выделить следующие критерии социальной стратификации:

1. Экономическое положение . Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство - то, чем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег.

2. Престиж - авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж - явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость - присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое «умение жить». Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.

3. Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть - это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели.

4. Социальный статус - это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология:

2. Т ипы социальной стратификации

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации:

-рабство;

-касты;

- сословия;

- классы.

Первые три системы характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет.

2.1 Рабство

Рабство - это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие.

Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб.: Питер, 2002. С.688..

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев.

Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов

Таким образом, рабство было следствием военного поражения, преступления или невыплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-то людям природного качества.

Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарики, 1998. С. 161. .

Есть две формы рабства: классическая и патриархальная.

При патриархальной форме раб обладает всеми правами младшего члена семьи, при классической форме - раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда).

На типе зрелости рабство становится рабовладением. Когда упоминается рабство как исторический тип стратификации, то имеют виду его высшую стадию - рабовладение. Указанная форма социальных отношений единственная в истории, когда человек, принадлежащий к нижнему слою, является собственностью того, кто выше по чину.

2. 2 Касты

Кастовая система не настолько древняя как рабовладельческий строй. Рабство наблюдалось практически во всех странах, а о кастах целесообразно говорить только в Индии и частично в Африке. Индия - классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого общества.

Каста - это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения Социология. Учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. С. 211. .

Базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собственной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от того, как человек ведет себя в предыдущей жизни.

Наиболее ярким примером кастового общества является индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию. Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека «нечистым». В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты неприкасаемых даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто «испачкался» от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.

Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами.

Еще одним примером общества, в котором существовала кастовая система является Южная Африка. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино - белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему.

2.3 Сословия

Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами.

Сословия были частью европейского феодализма, но имелись также во многих других традиционных обществах. Феодальные сословия включают страты с различными обязанностями и правами; некоторые из этих различий устанавливаются законом Григорьев С.И. Основы современной социологии: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2009. С. 181. .

Европа на рубеже XIV и XV веков являлась классическим образцом сословного общества. В Европе сословия включали аристократию и дворянство. Духовенство составляло другое сословие, имея более низкий статус, но обладая различными привилегиями. К так называемому «третьему сословию» относились слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники. В противоположность кастам, межсословные браки и индивидуальная мобильность воспринимались толерантно.

Основой распределения на сословия была земельная собственность. В каждом сословии права и обязанности фиксировались юридическим законом и подкреплялись священными узами религиозной доктрины. Наследство определяло членство в сословии. Что касается социальных барьеров, то в сословии они были очень жесткими.

В каждом сословии наблюдалось большое количество рангов, профессий, уровней и чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Сословие, которое находилось на высшей иерархической позиции, имело более высокий статус.

Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения.

В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию - дворянству. Именно им давались титулы, мундиры и т.д.Титулы - установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как «генерал», «статский советник», «камергер», «граф», «флигель-адъютант», «статс-секретарь», «превосходительство» и «светлость».

Мундиры - официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их.

Ордена - вещественные знаки отличия, почетные награды, дополнявшие титулы и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представляло собой частный случай мундира, а собственно орденский знак - обычное дополнение любой форменной одежды.

Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин - ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворного). 24 января 1722 г. Петром I в России была введена новая система титулов, правовой основой которой послужила «Табель о рангах». Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов.

Государственная служба строилась на принципе, согласно которому служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дворянство - поместное и служилое. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Общая численность дворянского сословия и классных чиновников (с членами семей) равнялась в середине XIX в. 1 млн Кравченко А.И. Социология. Общий курс. Пособие для вузов. - М.: Логос, 2002. С. 411. .

2.4 Классы

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

Принадлежность к социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословии он состоит. Людей что называется приписывали к той или иной социальной страте.

В классовом обществе дело обстоит иначе. Государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер - общественное мнение людей, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно определить число классов в той или иной стране, число страт или слоев, на которые они разбиваются, принадлежность людей к стратам очень сложно.

Класс - это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям, доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. Термин «класс» был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе Маршак А.Л. Социология: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. С. 89. .

Истоки теории социального класса можно найти в трудах таких политических философов, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан Жак Руссо, которые обсуждали вопросы социального неравенства и расслоения, а также французских и английских мыслителей конца XVIII - начала XIX в., выдвинувших идею о том, что неполитические общественные элементы - экономическая система и семья - в значительной мере определяют форму политической жизни в обществе. Эту идею развивал французский социальный мыслитель Анри Сен-Симон, утверждавший, что государственная форма правления соответствует характеру системы экономического производства.

Первую типологию классов США предложил в 40-е гг. XX в. американский социолог Л. Уорнер. Верхний-высший класс включал так называемые старые семьи. Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города.

Низший-высший класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему - высшему классу, но не включал старые родовые семьи.

Верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах.

Нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие. Верхний-низший класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке.

Нижний-низший класс составляли те, кого принято называть «социальным дном». Это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений.

Во всех двусоставных словах первое слово обозначает страту, или слой, а второе - класс, к которому данный слой относится.

В настоящее время социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов в современных обществах и обычно выделяют три класса: высший, низший и средний.

Высший класс в современных индустриальных обществах состоит преимущественно из представителей влиятельных и богатых династий. К примеру, в Соединенных Штатах более 30% всего национального богатства сконцентрировано в руках 1% верхушки собственников. Владение столь значительной собственностью обеспечивает представителям этого класса прочность положения, которое не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и пр. Они имеют возможность влиять на экономическую политику и политические решения, что нередко помогает сохранять и преумножать семейное благосостояние.

Средний класс включает в себя наемных работников - чиновников среднего и высшего уровня, инженеров, преподавателей, руководителей среднего звена, а также владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм.

На самом высоком своем уровне -состоятельные профессионалы или управляющие крупными компаниями - средний класс сливается с высшим, а на самом низком уровне - занятые рутинными и низкооплачиваемыми видами работ в сфере торговли, распределения и транспорта - средний класс сливается с низшим.

Рабочий класса индустриальных обществах традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле. Существует разделение рабочих на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы. В целом для рабочего класса характерны отсутствие собственности и зависимость от высших классов в отношении получения средств к существованию -- заработной платы. С этими условия-ми связаны относительно низкие стандарты жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и исключение из сфер принятия важных решений.

Во второй половине XX в. в промышленно развитых странах произошел общий сдвиг в экономике от производственного сектора к сектору услуг, что привело к сокращению численности рабочих. В Соединенных Штатах, Великобритании, в других странах упадок в добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности привел к появлению постоянного «ядра» безработных, оказавшихся в стороне от главного экономического потока. Эта новая прослойка постоянных безработных или не полностью занятых рабочих была определена некоторыми социологами как низший и класс.

Заключение

социальная стратификация рабство неравенство

Таким образом, изучив понятие социальной стратификации и рассмотрев ее исторические формы можно сделать следующие выводы:

1. Обращаясь к социальной структуре общества, важно не только анализировать многообразие социальных групп и их классификации, но и их «расположение» в социальном пространстве, причем расположение неравное. Последнее делается с помощью теории социальной стратификации. Необходимо отметить, что социальная стратификация является той же социальной структурой общества, в которой социальные группы расположены в определенной иерархии, представляющей собой социальное неравенство.

2. Социальная стратификация - это то же самое, что социальное расслоение по определенному критерию. Такими главными критериями в современной социологии считаются размер доходов, доступ к власти, статус уровень образования. Эти критерии выражают отношения неравенства между людьми. Ни один из критериев нельзя абсолютизировать, использовать их надо комплексно, в сочетании, к тому же значение отдельных критериев может расти и падать вместе с социальными изменениями, переживаемыми обществом.

3. В социологии выделяют 4 исторических типа социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Исторически первой системой социальной стратификации является рабство. Рабство - это экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.

Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Касты - это наследственные группы людей, занимающие определённое место в социальной иерархии, связанные с традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом.

Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия.

Сословия - это социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Основной же характеристикой такой системы социальной стратификации как класс является относительная гибкость ее границ. Класс можно определить как большую социальную группу людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, занимающую свое место в системе разделения труда в обществе и характеризующуюся определенным способом получения дохода.

4. Из вышеуказанных исторических типов социальной стратификации рабство, кастовый и сословный строй относят к закрытым обществам, то есть к таким в которых переход из одной страты в другую практически запрещен. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации.

Партнеры
© 2020 Женские секреты. Отношения, красота, дети, мода